Особенности профессионального самоопределения: проблема, актуальность и этапы

Важность профориентации

Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни это выбор профессии и карьерного пути, который определит качества всей дальнейшей жизни. К сожалению, очень часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений.

Ещё хуже, когда под давлением необходимости определения с необходимыми ЕГЭ основными помощниками в решении проблемы профессиональной ориентации отдельного человека становятся желания окружающих (например, друзей или родителей), настроение или впечатления от недавно увиденной профессии без осознания всех предъявляемых ею требований и слабым представлением о специальности в целом. Подавляющее большинство ошибок при выборе профессии с подробным описанием и путями их решения разобраны в нашем материале «Типичные ошибки выбора профессии», а сейчас давайте сосредоточимся на вопросе актуальности профориентации в целом.

Особенности профессионального самоопределения: проблема, актуальность и этапыНа самом деле проблема выбора профессии и профориентация как таковая возникли относительно недавно. На протяжении многих веков у детей практически не было другого выбора, кроме как продолжать ремесло родителей за исключением, может быть, службы в армии, внезапно сложившихся обстоятельств или социальных потрясений, которые значительно изменяли структуру общества и делали часть профессий устаревшими и ненужными. Классовое и сословное разделение загоняли подавляющую часть населения в узкие рамки, практически не оставляя выбора. Тот факт, что множество родителей стараются сделать выбор за своих детей и сделать их продолжателями своего ремесла, является, вместе с искренним желанием помочь, небольшим отголоском тех времён.

Современное определение профориентации состоит из четырёх основных направлений:

Профессиональная ориентация как источник информации о рынке труда, настоящем и планируемым спросе на те или иные профессии, их требования к знаниям, навыкам и физическим возможностям человека. Сюда же относится информирования о различных программах обучения в средне специальных и высших учебных заведениях.

Профессиональное ориентирование и консультирование, где с использованием обширного инструментария (профориентационные тесты, литература, наблюдение, консультация и прочие) диагностируются наиболее развитые навыки и интересы каждого конкретного человека и сопоставляются с предъявляемыми требованиями к профессиям. Происходит выработка рекомендаций и возможных путей получения подходящего образования и наиболее полной самореализации в трудовой деятельности.

  • Профессиональный отбор делает окончательные выводы о возможности человека работать на той или иной специальности и его пригодности к осуществлению трудовой деятельности в разных направлениях.
  • Профессиональная адаптация, в свою очередь, занимается процессами приспособления человека к условиям, требованиям и содержанию выбранной им профессии.
  • Более подробно о том, что такое профориентация в целом, её функции, виды и краткую историю развития профориентационной работы в России можно ознакомиться в материале «Что такое профориентация».

Актуальность профориентации

Особенности профессионального самоопределения: проблема, актуальность и этапыПроблема профориентации, безусловно, является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Кроме этого одной из основных проблем профориентационной работы является преодоление или сведение к минимуму возникающих противоречий, которые существуют между объективными потребностями общества в достаточной и сбалансированной кадровой структуре и сложившимися за долгие годы субъективными профессиональными желаниями и стремлениями молодёжи, которая не может или не хочет подстраиваться по реалии текущего дня. В таких случаях неизбежно возникают перекосы в спросе и предложении профессий на рынке труда, необоснованно завышенный выпуск специалистов определённых специальностей, несостоятельные рейтинги престижности профессий и многие другие.

Таким образом, развитая и имеющая поддержку от государства системная профориентация должна решать все возникающие вопросы и существенно способствовать на распределение людских ресурсов, определение оптимальных профессий по способностям, успешно заниматься адаптацией трудовых ресурсов к полученной специальности и заниматься трудовым воспитанием подрастающего поколения.

Современные проблемы профориентации в России

  1. Отсутствие общепринятых, однозначных образов профессионального успеха
  2. Неопределённые цели самоопределения в профессиональном плане
  3. Практически отсутствующее или очень слабое взаимодействие государства, органов образования, образовательных учреждений с профориентационной наукой.

  4. Катастрофически недостаточное количество выделенного времени в школах и детских садах на знакомство детей с миром профессий, рынком труда, приучения к труду.
  5. Особенности профессионального самоопределения: проблема, актуальность и этапыОтсутствие желания родителей и других заинтересованных лиц заниматься профориентацией детей на всём протяжении обучения.
  6. Малое внимание от различных социальных институтов к профориентации и её проблемам.
  7. Возникшие противоречия между общегосударственной установкой технологического и научного производства недостаточные усилия системы образования на освоение соответствующих профессий в их наиболее актуальном и не устаревшем виде. В результате половина выпускников ВУЗов работают не по полученной специальности.
  8. Требуется системная организация профориентационной работы, профессионального и психолого-педагогического сопровождения человека на пути самоопределения. На практике же всё держится на плечах отдельных заинтересованных людей, которые при всём желании не могут кардинально повлиять на ситуацию в целом.
  9. Необходимо делать упор на лучшие международные и отечественные практики и научный подход к профессиональной ориентации с учётом местных реалий и особенностей.
  10. Отсутствие профильного образования у людей, занимающихся профориентацией. Большое количество дилетантов, работающих для галочки.
  11. Непонимание большого влияния и значимости профориентации для общества в целом и для конкретного человека в частности.
  12. Актуальность профориентации серьёзно недооценена, что влияет на недостаточность выделенной на неё времени и слабую подготовку психологов-профконсультантов.
  13. Необходимость помочь личности сделать осознанный, самостоятельный выбор будущей профессии с учётом всех индивидуальных умственных, физических, моральных возможностей с одной стороны и имеющаяся потребность в определённых профессиях с другой стороны, вызывают конфликт интересов.

Решение этих и других проблем профессионального самоопределения постепенно становится важной задачей, а актуальность профориентации становится очевидной и в России. Одним из наиболее важных условий успешного решения вышеперечисленных проблем должно стать совершенствование кадровой политики государства.

Пути решения проблем профориентации в России

Особенности профессионального самоопределения: проблема, актуальность и этапыНаиболее вероятным путём к увеличению актуальности и роли профориентации в России должно стать увеличение степени вовлечённости соответствующих специалистов в процесс обучения и воспитания детей, начиная с детского сада и заканчивая выпускными классами.

Помимо банальных занятий, игр в профессии и экскурсий на предприятия, оказать серьёзную помощь в профессиональном самоопределении и успешном выборе профессии могут такие вещи как:

  1. Профильное обучение, направленное на выявление талантов и склонностей к тем или иным видам деятельности, принимая во внимание текущие и планируемые потребности рынка труда.
  2. Увеличение количества практических занятий из разных сфер деятельности, как исследовательских, так и рабочих.
  3. Формирование у детей профессиональных навыков, которые будут востребованы в любой будущей практической деятельности.
  4. Оказание системной, полноценной помощи и сопровождения учащихся на всём пути выбора профессии и учебного профиля: от первого интереса в детстве до выбора высшего учебного заведения и программ повышения квалификации и дополнительного образования.
  5. Привлечение самого широкого круга социальных партнёров-представителей профессий для создания интересной и разнообразной среды для получения образования. Это могут быть различные кружки по интересам или хобби, совместная работа с уже успешными специалистами, практики, экскурсии на предприятия, мастерские при школах и тому подобные вещи.

Заключение

В современной России проблема актуальности профориентации стоит довольно остро и имеет большой ряд неразрешённых противоречий между потребностями, желаниями государства, общества и отдельно взятых людей, а системная работа в этом направлении либо не ведётся совсем или ведётся небольшим количеством заинтересованных людей на местах. Разработав, при помощи и активном участии государства, общую кадровую политику можно решить большую часть вопросов и снять наиболее серьёзные проблемы опираясь на наиболее успешные отечественные и международные практики, адаптируя их к современным реалиям России.

Источник: https://ProfOrientatsia.ru/career-guidance/neobhodimost-i-aktualnost-proforientatsii/

Профессиональное самоопределение – основы, этапы и методы для выбора профессии

Особенности профессионального самоопределения: проблема, актуальность и этапы

Большое значение для человека имеет профессиональное самоопределение, ведь от этого зависят многие аспекты его жизни. Существуют определенные этапы формирования, которые проходят все люди, и проблемы, возникающие на этом пути. Есть важные советы, помогающие не ошибиться.

Выбор профессии – профессиональное самоопределение

Начнем с термина, так под профессиональным самоопределением понимают личный выбор человека в профессии для успешной реализации на рынке труда. Для этого проводят анализ своих интересов и талантов.

Профессиональное самоопределение личности связано с жизненным самоопределением. Родители, учителя и психологи должны предоставить ребенку максимум информации, помогая тем самым ему принять решение.

Выбор профессии – важный и сложный момент, поскольку приходится балансировать между индивидуальным и социальным, желаемым и необходимым.

Основы профессионального самоопределения

Главная цель ориентирования заключается в формировании готовности осознано, и без натиска со стороны спланировать будущее, и реализовать желаемое.

Профессиональное и личностное самоопределение направлено на предоставление информации о разных профессиях, анализ выбранных вариантов и поддержку в выборе.

Помощь может исходить со стороны учителей, родителей, психологов и других специалистов.

Особенности профессионального самоопределения: проблема, актуальность и этапы

Этапы профессионального самоопределения

На самом деле человек может определяться в профессиональной деятельности на протяжении всей жизни. Существуют определенные типы и уровни профессионального самоопределения:

  1. Дошкольный этап. На мнение ребенка влияют окружающие. Развивать навыки можно благодаря разным кружкам и секциям. Родители должны мотивировать ребенка к успехам в учебе.
  2. Подростковый этап. Очень важный этап, поскольку подросток уже разделяет деятельность, которая ему нравится, а какая – нет. У ребенка уже формируется мнение по поводу разных профессий, но вот образ будущей занятости сформирован еще нечетко. Кроме этого, происходит гендерное разделение направлений.
  3. Юношеский этап. Продолжается этот этап с 16 и до 23 лет, и человек находится на грани, когда следует сделать выбор деятельности. Профессиональное самоопределение наступает, когда старшеклассник получает среднее образование и должен выбрать продолжать учебу или же идти на работу. На этом этапе человек реально оценивает ситуацию и уже серьезно задумывается о выборе. Взрослые оказывают свое влияние.
  4. Этап взросления. Сюда входят люди, которые закончили обучение и уже работают. Человек анализирует свою деятельность и думает о построении карьеры. К 30 годам проблемы профессионального самоопределения становятся особенно актуальными, и к ним относят: работа не приносит удовольствие и не соответствует ожиданиям, может снижаться продуктивность, и возникают мысли о смене деятельности. Этап продолжается до выхода на пенсию.
  5. Пенсионный этап. Есть люди, которые не успевают реализовать существующий потенциал к этому времени, что приводит к ощущению деградации и тревоги. Профессиональное самоопределение проявляется в полезной общественной и социальной деятельности.
Читайте также:  Как прекратить жалость к себе: что значит это чувство в психологии

Конфликты профессионального самоопределения

Поскольку человек должен определяться самостоятельно, то возможные конфликты имеют внутриличностный характер. Они могут быть спровоцированы такими факторами:

  1. Несоответствие составляющих выбранного направления, например, успеха и финансовой стабильности, высокой самооценки и самоуважения, и так дальше.
  2. Сущность профессионального самоопределения требует совпадения деятельности человека и уровня его компетентности, в противном случае будет возникать конфликт.
  3. Несовпадение собственных представлений о своих профессиональных достоинствах с реальностью. Основной фактор, провоцирующий конфликт – несоответствие самому себе.
  4. Противоречия, возникающие между возможностями, способностями и социальными ограничениями, связанными с возрастом, полом и так далее.

Особенности профессионального самоопределения: проблема, актуальность и этапы

Готовность к профессиональному самоопределению

В психологии и педагогике готовность определяется сочетанием ряда факторов, которые отражают разные стороны человека: физическая подготовленность, психологическое состояние и так далее.

Когда наступает готовность к профессиональному самоопределению (таблица критериев ее определения далее), то личность уже настроена на совершение действий, которые важны для достижения желаемой цели: создает необходимые условия, восполняет недостаток информации, посещает тренинги, составляет возможный план действия и так далее.

Особенности профессионального самоопределения: проблема, актуальность и этапы

Специалисты выделяют одну основную проблему – трудности в выборе, которая проявляется у старшеклассников и у людей постарше. Для этого проводится самоанализ и проходятся разные варианты тестов, чтобы подобрать для себя лучшее направление.

Профессиональное самоопределение и карьера страдают от быстрых изменений во внешнем мире. Это касается актуальности того или другого направления.

Проблема профессионального самоопределения у взрослых людей связана с разочарованием в выбранном направлении.

Психология профессионального самоопределения

В этой науке под термином понимают выборочное отношение человека к определению будущей профессии и карьерной цели.

Психологические основы профессионального самоопределения указывают, что человек должен отдать предпочтение конкретной деятельности с учетом возможностей и интересов. Это должно проходить осознанно. Психологи выделяют внешние и внутренние мотивационные факторы.

Профессиональное самоопределение к первой группе относит: чужие советы, примеры других людей и стереотипное мышление. Основным внутренним фактором является персональная оценка труда.

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении

Психологи утверждают, что при выборе профессии необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, поскольку они определяют наклонности человека, его положительные и отрицательные черты.

От личных характеристик зависит ход выполнения работы и результат.

При этом стоит заметить, что внутренний мир человека и профессиональное самоопределение связаны, но при этом самое главное: знания, умения, навыки и направленность.

Методики на профессиональное самоопределение

Существует большое количество методик, применяющихся для облегчения выбора профессии. Самостоятельно можно проводить анализ разных профессий, изучая о них информацию в сети, а еще прочитать книги по соответствующей теме.

Методы активизации профессионального самоопределения, предложенные специалистами, могут иметь форму тренинга или личного общения.

Для обоих вариантов используются разные игры и способы взаимодействия, чтобы максимально раскрыть потенциал и желания человека.

Тренинг профессионального самоопределения

Для помощи ученикам в определении будущей профессии специалисты организовывают специальные тренинги.

На них можно узнать алгоритм профессионального самоопределения, получить информацию о самых популярных профессиях и помощь в будущем.

Тренинги включают разные упражнения, направленные на моделирование перспектив профессионального и личностного развития. Кроме этого, участники получают мотивацию в достижении успеха.

Профессиональное самоопределение – книги

Есть много полезной литературы на эту тему, которая поможет разобраться в ней подробнее и сделать правильный выбор профессии. Популярностью пользуются такие книги:

  1. «Ступени карьеры. Азбука профориентации» И.Л. Соломин. Рекомендована эта книга для молодых людей, которые выбирают учебное заведение или профессию.
  2. «Психология профессионального самоопределения» Е.А. Климов. В книге рассказываются типы профессионального самоопределения, проблемы и даются многочисленные советы, помогающие не ошибиться в выборе.
  3. «Профориентация» Н.С. Пряжников. В книге можно узнать о личностном и профессиональном самоопределении, а еще в ней раскрыты вопросы этики, рассказано о консультировании и организации труда.

Источник: https://womanadvice.ru/professionalnoe-samoopredelenie-osnovy-etapy-i-metody-dlya-vybora-professii

Особенности профессионального самоопределения старшеклассников

Таланова С. И. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 226-228. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1918/ (дата обращения: 27.12.2019).

Проблема профессионального самоопределения молодежи, представлений о своем профессиональном «Я» тех, кто завтра выйдет на рынок труда и будет производительной силой общества, является чрезвычайно актуальной.

Профессиональное самоопределение личности — сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни.

Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности.

В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор [5].

Процесс современного профессионального самоопределения может строиться двумя путями:

1 путь – процесс профессионального самоопределения, при котором учитываются лишь социальные и социально-психологические детерминанты, а личностные особенности не являются детерминантными. То есть профессиональный путь строится на внешней мотивации и стимуляции. Субъект в данном случае полезависим от окружающих в своем профессиональном становлении.

2 путь – процесс профессионального самоопределения, при котором индивидуально-психологические особенности влияют на успешность профессионального становления. Через призму личностных особенностей строятся отношения с социумом в контексте профессионального развития. Данный путь профессионального развития является более адекватным и приводит человека к успеху в профессии.

Процесс окончательного принятия решения о выборе профессии и профессионального учебного заведения, рода работы осуществляется в выпускных классах общеобразовательной школы.

У большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности:

1. Расхождение понятий «работа» и «профессия».

2. Расхождение между оплачиваемостью работы и собственными интересами.

В результате в установке современной молодежи «через высшее образование к высокооплачиваемой работе» прослеживается отсутствие или игнорирование продуктивных установок, нацеленных на рост и развитие своего потенциала: диплом по «престижной» специальности рассматривается как возможность повысить конкурентоспособность на рынке труда и «допуск» к работе с высокой зарплатой.

Специфика трудностей, связанных с профессиональным самоопределением, получением образования и дальнейшим трудоустройством молодых людей в современных условиях, требует поиска новых форм работы по решению этих трудностей.

Основой выбора профессии сегодня являются представления личности о будущем, которые выводят ее за рамки наличной ситуации и являются программой ее развития.

Автономная личность ориентируется в мире профессий: осознает смысл профессиональной деятельности, знает требования профессий и перспективы их развития, способна согласовать профессиональную деятельность с другими важными жизненными контекстами.

Поведение автономной личности на рынке труда предполагает общую ориентировку в социально-экономической ситуации, знание вакансий, а также наличие навыков поиска работы, составления резюме, прохождения собеседования и т. д.

Личность, которая не готова удовлетворять требованиям реальности, оказывается невостребованной. Относительный баланс между спросом и предложением рабочей силы может быть достигнут при наличии профессиональной компетентности.

Таким образом, вектор профориентационной работы должен быть смещен с позиции «Кем быть?» на позицию «Каким стать?» [6].

В наше время, когда информационный поток сообщений, касающихся путей трудоустройства, (выбора учебного заведения для продолжения обучения, временной и сезонной занятости, кружках и секциях, в которых можно развить свои способности, приобрести дополнительные умения и навыки и т.д.) велик и разрознен, выпускнику, желающему продолжить свое образования (или трудоустроиться), становится все труднее сделать свой выбор.

Часто старшеклассники при достаточно большом количестве учебных заведений города затрудняются сделать правильный профессиональный выбор. Это происходит как из-за недостаточной профориентационной работы (выпускники не достаточно хорошо знают, какая специальность подходит для них больше всего, свои личностные особенности, склонности), так и из-за нехватки информации об учебных заведениях.

В этом случае предпочтение отдается не тому вузу, где есть специальности, которые, в силу его индивидуальных особенностей, наиболее подходят ему, а тому вузу, который находится ближе к дому, конкурс меньше, друзья учатся, родители рекомендуют и так далее.

В этом случае проигрывает подросток (хорошо, если специальность ему понравится, и он будет прилежно учиться, иначе он потеряет время попусту), теряет вуз (студент не желает учиться), государство и родители теряют средства на учебу посредственного работника.

Часто не готовый психологически и морально к профессиональному выбору потенциальный абитуриент документы в несколько вузов с одной установкой – «лишь бы куда-нибудь поступить». Скорее всего, такой подход к выбору будущей специальности негативно повлияет на него, как на формирующегося специалиста и отразится на его квалификации [4].

Чтобы решить эти проблемы необходимо в первую очередь проводить систематизированную профориентационную работу в школах, начиная постепенно вводить детей в мир профессий со среднего звена.

Благодаря переходу к рыночным отношениям расширился круг выбора профессии. Однако из-за недостаточной осведомленности у школьников складывается неправильное представление о многих из них.

Случается так, что какой-то вид занятий может увлечь при более детальном ознакомлении с ним.

Поэтому одна из основных задач — обратить внимание старшеклассников на те профессии, по которым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них. [3].

Результаты экспериментальных исследований показывают, что многие выпускники средней школы выбирают профессию без достаточного основания, затрудняясь мотивировать свой выбор.

Этот выбор в подростковом возрасте может быть осуществлен под влиянием случайно возникшего интереса или внешних обстоятельств, под влиянием родителей и, что весьма часто встречается, может являться актом подражания сверстникам.

Даже в том случае, если выбор профессии мотивирован, успешность профессионального самоопределения не может быть до конца гарантирована. Формирование устойчивого положительного отношения к профессии — и это надо особо подчеркнуть — происходит только в ходе самой профессиональной деятельности.

В отечественной литературе неоднократно обсуждались результаты экспериментальных исследований зависимости профессионального самоопределения от таких факторов, как характер взаимоотношений учащихся друг с другом и с преподавателями (на стадии формирования профессиональных намерений), специфика дидактической системы профессионального обучения (на стадии подготовки к избранной профессиональной деятельности), характер требований, предъявляемых к работнику, особенности сферы межличностных отношений на производстве (на стадии вхождения в профессию). Вместе с тем существует острый недостаток в исследованиях, представляющих целостную картину влияния различных факторов на динамику профессионального самоопределения на всех стадиях профессионального становления личности

Читайте также:  Психастенический тип личности: что это за синдром акцентуации характера

Отсутствие достаточно глубокой профессиональной направленности у выпускников не исключает возможности ее формирования в период учебы в институте.

Поэтому задача школы (также семьи и общества) состоит в том, чтобы выбор профессии оказывался логическим следствием постепенного повышения уровня профессиональной направленности, т. е.

формирование в процессе обучения и жизнедеятельности учащихся деятельностно — смыслового единства — совпадения ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности[1].

Развитию профессиональной направленности необходима такая организация деятельности учащихся, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека. Удовлетворенность выбранной профессией, и, следовательно, успешность в ней, зависит от того, насколько выбранный вид деятельности соответствует типу личности

Для эффективного профессионального выбора необходимы:

  • рациональность решения жизненных задач;
  • достижение автономии;
  • ориентация на будущее;
  • сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков;
  • некоторый опыт практической работы.

Отсутствие достаточно глубокой профессиональной направленности у выпускников не исключает возможности ее формирования в период учебы в институте.

Поэтому задача школы (также семьи и общества) состоит в том, чтобы выбор профессии оказывался логическим следствием постепенного повышения уровня профессиональной направленности, т. е.

формирование в процессе обучения и жизнедеятельности учащихся деятельностно — смыслового единства — совпадения ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности [2].

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академия, Раритет — 2007.

  2. Альбуханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. – М.: Наука, 1988.

  3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 2008.

  4. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.

  5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.

  6. Чистяков Н.Н., Захаров Ю.А., Новикова Т.Н., Белюк Л.В. Профессиональная ориентация молодежи. Учебное пособие. – Кемерово: КГУ, 2008.

    Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность, глубокая профессиональная направленность, логическое следствие, профессиональное развитие.

    профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность

    выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир

    Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии индивида и определяет его дальнейший жизненный путь. Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и…

    профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность

    профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность, глубокая профессиональная

    профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность

    профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность

    выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир

    профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность

    Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1918/

    Проблемы профессионального самоопределения молодежи

    УДКБДК

    Пархоменко Алена Игоревна учащаяся 11 класса, МБОУ СОШ №64, г. Нижний Тагил school64cab56@mail.ru

    Руководитель: Дегенгарт А.В.

    • АННОТАЦИЯ: В данной статье обозначена актуальность проблемы профессионального самоопределения молодежи, рассмотрены факторы, оказывающие влияние на выбор будущей профессии, проведен анализ рынка труда Свердловской области, обозначены наиболее востребованные профессии на данной территории.
    • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессия, профессиональное самоопределение.
    • Parkhomenko Alena Igorevna,
    • student of 11th grade,
    • school № 64,
    • Nizhny Tagil
    • school64cab56@mail.ru
    • PROBLEMS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUTH
    • ABSTRACT: This article indicated the urgency of the problem of professional self-determination of youth, describes the factors that influence the choice of future profession, the analysis of labour market Sverdlovsk region, marked the most popular profession in the territory.
    • KEYWORDS: profession, professional self-determination.

    В настоящее время современная молодежь живет в условиях динамичного развития общества, которое оказывает многозначное воздействие на различные стороны ее жизнедеятельности.

    Социализация российской молодежи в начале XXI вв.

    протекает под влиянием разнонаправленных факторов: политических перемен в стране; трансформации ценностно-нормативной системы; новой социальной дифференциации в обществе; изменения шкалы престижности профессий и т.д.

    Одной из главных и острых проблем молодежи является выбор своего дальнейшего профессионального пути.

    Проблема профессионального самоопределения стояла перед молодёжью всегда, а сегодня она особенно актуальна, так как быстро изменяющиеся условия рынка труда ведут к тому, что большинство выпускников не имеют ясной жизненной перспективы, более 30% из них поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам. О многих новых профессиях молодёжь практически не имеет информации. Некоторые выпускники школ поступают в университет только для того, чтобы просто получить диплом о высшем образовании. Отрицательные последствия данных процессов очевидны, наблюдаются проблемы, связанные с трудоустройством, то есть возникает несоответствие структуры подготовки кадров и потребностей в них народного хозяйства, противоречие между рынком труда и рынком специалистов.

    Представления молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, процесс принятия решений о выборе профессии у современных выпускников школ часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей.

    Молодежь ориентируется на профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные», «престижные», «выгодные». Тогда как в действительности экономика развивается таким образом, что потребность в рабочих профессиях, особенно квалифицированных, не уменьшается, а растет.

    Мобильность рыночной экономики, постоянно изменяющийся спрос на ту или иную профессию создают такие условия, в которых молодежь часто нуждается в квалифицированной помощи профессионального самоопределения.

    На сегодняшний день отсутствует согласованная система воздействия на социально-профессиональное самоопределение молодого поколения.

    В большинстве образовательных учреждений профессиональному самоопределению молодежи уделяют недостаточное внимание или не уделяют вовсе, как правило, данная подготовка ограничивается несколькими занятиями педагога-психолога, но их, как правило, бывает недостаточно для изучения своих склонностей, личностных качеств, индивидуальных особенностей.

    В отечественной психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Исследованиями в области профессиональной ориентации и профконсультирования занимались такие ученые, как: Е.А.

    Климова, А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши, С.Н. Чистякова; разработкой основных положений деятельностного подхода: А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейна.

    Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.

    Профессиональное самоопределение – это осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией. [1, с. 321]

    Процесс профессионального самоопределения происходит длительное время, зачатки его зачастую формируются в детском возрасте, когда дети начинают в игровой форме познавать мир профессий. На протяжении этого периода происходит не только профессиональное и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности.

    Когда в подростковом возрасте встаёт вопрос о выборе профессии, то на этот выбор влияет также и множество других факторов.

    Первым фактором, на наш взгляд, является родительское давление. Когда подростки начинают задумываться, кем бы они хотели быть,  родители помогают им в выборе профессии. Но иногда помощь перерастает в давление, которое может помешать определению будущей личности.

    Нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. Важнейшая задача этого этапа – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.

    На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.

    Второй фактор – это социальное давление. Современная молодёжь, в отличие от предшествующих поколений, значительно большее значение придаёт условиям жизни, предпочитая профессии, которые приносят высокие заработки.

    Третий фактор – «за компанию» с друзьями. Часто подброски, не определившись с выбором профессии, идут в те профессиональные учреждения, что и его товарищи.

    В подростковом возрасте дружеские связи очень крепкие и могут сильно влиять на выбор профессии.

    Поэтому можно дать общий совет: выбирайте для себя ту профессию, которая соответствует вашем интересам и совпадает с интересами общества, в котором мы живем.

    Четвертый фактор – несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии.

    Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья.

    Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).

    Пятый фактор неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах.

    Шестой фактор — устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии. Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

    Седьмой фактор — незнание социально-географических особенностей города, области. Для каждого местности характерен свой род деятельности, поэтому перед выбором профессии следует изучить характеристики области, города. К примеру, Свердловская область является индустриальной территорией, где преобладает промышленное производство, богатые природные ресурсы, крупные транспортные потоки, солидный научный и человеческий потенциал. В связи с чем, выбор профессии необходимо осуществлять, учитывая данные особенности. [2]

    Читайте также:  Причины апифобии: что это за болезнь, лечение боязни пчел и ос, чего опасаться

    Проведя анализ литературы, мы выявили, что в 60-е годы XX века молодёжь интересовали профессии умственного труда; в 80-е годы для молодых людей, основополагающим фактором выбора профессии была её социальная ценность, а также качества личности, присущие представителям этой профессии, её принципы, нормы отношений [3, с. 97]

    На сегодняшний день перспективы развития Свердловской области связаны с дальнейшим развитием и повышением конкурентоспособности металлургии, тяжелого, химического, энергетического машиностроения, нефтехимии путем реконструкции и модернизации действующих производств и строительства новых предприятий, обеспечивающих глубокую переработку минерально-сырьевых ресурсов и внедрение ресурсосберегающих технологий, а также освоением производства высокотехнологичной наукоемкой продукции, в особенности в таких отраслях, как энергетика, материаловедение и электротехника, приборостроение, транспортное машиностроение, строительная индустрия, пищевая и перерабатывающая промышленность.

    Увеличение количества строительных проектов дает все основания предполагать, что возглавят рейтинги востребованных профессий на ближайшее десятилетие строительные специальности.

    В ближайшей перспективе будет спрос на производственных специалистов, особенно в сочетании со знанием иностранного языка, владением экономическими и юридическими знаниями. И, наоборот, спрос на менеджеров-экономистов со знанием производства технологии.

    На сегодняшний день область компьютерного обеспечения удерживает лидирующие позиции на рынке труда. Одна из самых высокооплачиваемых специальностей в сфере IT технологий – web-дизайнер. По – прежнему, востребованные на рынке труда остаются профессии переводчик и лингвист.

    Наряду с европейскими языками, также востребованы специалисты со знанием восточных языков. Профессии врача и педагога не потеряют своей актуальности. Также на ближайшее время прогнозируется потребность в ученых в сферах машиностроения, пищевой промышленности, медицине, инженерии и IT-программирования.

    На основании вышеизложенного, в связи с динамично развивающимися условиями жизнедеятельности населения, перед образовательными учреждениями стоит приоритетная задача организации работы по содействию в профессиональному самоопределению учащихся.

    Профессиональное самоопределение — многолетний процесс, это не единичное решение, а цепочка различных решений, принимаемых на протяжении определенного времени, при этом каждый шаг связан с предыдущим и последующим.

    Поскольку современный рынок труда требует новых широких и гибких знаний, умений и навыков, то задачей образовательных учреждений является формирование и развитие у молодого человека таких способностей, которые позволили бы ему комфортно адаптироваться к быстро изменяющимся социальным условиям и создавать новое социальное пространство; стоит задача научить учащихся самостоятельному взаимодействию с динамичным миром профессионального труда.

    Список литературы

    1. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: психология труда, управления, инженерная психология и эргономика / — Екатеринбург: Деловая книга, 2005.- 463 с.

    Источник: https://multiurok.ru/files/probliemy-profiessional-nogo-samoopriedielieniia-molodiezhi.html

    Проблема профессионального самоопределения в психологии

    Особенность проблем профессионального выбора определяется нестабильной ситуацией в стране, необходимостью освоения нового социально-экономического опыта.

    С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества.

    С другой стороны, происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые также претерпевают изменения в современных условиях.

    Важным является и то, что образ профессии, как когнитивное и эмоциональное состояние, в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей.

    Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной «биографией», их определенными профессиональными ценностями.

    Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни.

    Все это приводит к тому, что учащиеся находятся в состоянии неопределенности, либо делают сомнительный и примитивный профессиональный выбор.

    Новые теоретические осмысления предполагают разработку и использование адекватных психологических методик, методических блоков и в целом технологий индивидуальной и групповой работы со старшеклассниками и подростками, способствующих правильному выбору профессии.

    Профессиональное самоопределение – процесс развития внутренних позиций профессионала, то есть мотивации профессиональной деятельности, отношения человека к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному субъекту профессиональной деятельности. Внутренняя позиция становится тем внутренним условием, через которое, по С. Л. Рубинштейну, преломляются внешние воздействия (в данном случае профессиональное обучение).

    Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е. И.

    Головахе) – это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, который может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный плане будет опосредован отдаленными жизненными целями.

    Е. А. Климов выделяет два уровня самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека).

    Сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

    Профессиональная направленность – система эмоционально-ценностных отношений, задающих соответственную их содержанию иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих личность к их утверждению в профессиональной деятельности (направленность на человека, направленность на себя, направленность на предмет деятельности).

    Рассмотрим конкретные составляющие профессиональной направленности. Ведущей среди них является система ценностных ориентации, связанных с профессиональными устремлениями человека.

    К профессионально-ценностным ориентациям относятся социальная значимость и престиж профессии, содержание профессионального труда, возможности совершенствования и самоутверждения, «инструментальные» ценности профессии как средства достижения других жизненных благ.

    Очевидно, что в процессе профессионального становления личности эти ориентации претерпевают изменения. Одни ценности утрачивают свою направляющую функцию, другие исчезают, третьи появляются впервые на определенной стадии становления.

    Например, в начале самостоятельного освоения профессиональной деятельности появляется ориентация на самоутверждение в труде.

    Настроенность на определенную форму поведения, вид деятельности, связанный с удовлетворением какой-либо потребности, выражается термином «психологическая установка».

    Психологи отмечают, что установка проявляется в выборе формы поведения, вида деятельности, регулирует способы их реализации, а также выполняет стабилизирующую функцию, сохраняя определенную направленность в изменяющихся ситуациях, т. е.

    придает профессиональному становлению личности определенную профессиональную устойчивость.

    Следующий компонент профнаправленности – профессиональные интересы, выражающие личную приязнь к конкретному виду труда, имеющему для человека эмоциональную привлекательность.

    Под профессиональными интересами понимается динамический комплекс психических свойств и состояний, проявляющихся в избирательной эмоциональной, познавательной и волевой активности, направленной на предполагаемую профессию или выполняемую профессиональную деятельность.

    Интенсивность и устойчивость профессиональных интересов сказываются на преодолении трудностей адаптации, успешности освоения и выполнения профессионально значимых видов деятельности.

    Ведущим компонентом направленности являются мотивы, т. е. совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность личности и определяющих ее направленность. Основными функциями мотивов являются побуждение, направление и регуляция поведения и деятельности личности.

    Следующим компонентом профнаправленности является отношение личности к профессии.

    В процессе профессионального становления личности складывается динамическая система отношений не только к профессионально значимым видам деятельности, условия и способам их выполнения, формам профессиональной подготовки, но также к членам профессиональных групп, коллективов. Отношения выражаются в удовлетворенности выбранной профессией, перспективами профессионального роста, карьеры.

    Таким образом, в структуру профессиональной направленности входят профессиональные ценностные ориентации, интересы, установки, мотивы и отношения. В процессе профессионального становления личности эти компоненты изменяются, образуют разнообразные сочетания и взаимосвязи, что приводит к возникновению относительно устойчивых комплексов направленности.

    Основные структурные компоненты пригодности человека к работе следующие:

    1) гражданские качества. В некоторых профессиях недостаточное выражение именно этих качеств делает этого человека профессионально непригодным.

    2) Отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда.

    3) Дееспособность общая. Она складывается из качеств, нужных не в одном, а в очень многих видах деятельности: широта и глубина ума, самодисциплина, развитый самоконтроль, бескорыстная инициатива.

    4) Единственные, частные, специальные способности, то есть качества, очень нужные в каких-либо определенных видах деятельности.

    Навыки, опыт, выучка. Это тоже компонент профпригодности: научишься, тогда и будешь годен.

    • В науке и практике профессиональной ориентации имелось много попыток описания и классификации профессий:
    • 1) по предмету труда, по профессиональным областям;
    • 2) по требованиям, предъявляемым к работнику;
    • 3) по степени самостоятельности в труде; по напряженности труда.
    • При выборе профессии лучше ориентироваться на профессии, связанные со следующими психологическими характеристиками:
    • — способ мышления;
    • — тип личности;
    • — предпочитаемый способ взаимодействия с людьми.
    • Практически любая деятельность состоит из различных проблемных ситуаций, и человеку все время приходится решать различные профессиональные задачи:
    • — одним людям лучше даются решения в ситуациях, где требуется выбрать одно из нескольких готовых решений;
    • — другим – в ситуациях, где нужно предложить что-то новое;
    • — третьим предпочтительно не размышлять, а действовать.
    • Интересы людей разнообразны, и по степени выраженности интересов всех людей подразделяют на разные типы личности.

    Каждый тип личности служит для описания группы людей, обладающих определенными личностными и профессиональными особенностями. Люди разных типов предпочитают одни и отвергают другие виды деловитости. Каждый тип личности в наилучшей степени может выразить себя в определенной профессиональной среде. Необходимо только, чтобы тип личности соответствовал выбранной профессии.

    В зависимости от доминирующего интереса выделяют следующие типы.

    1. Реалистический тип – любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Охотно выбирает профессии водителя, ветеринара, фермера, милиционера, радиомонтажника, картографа.

    2. Исследовательский тип – сообразителен и наблюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу (эколог, футуролог, философ, химик, биолог).

    3. Социальный тип – активен, общителен, эмоционален, чувствителен (учитель, воспитатель, психолог, священнослужитель, социальный работник).

    4. Конвенциональный тип – усидчивым, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус, кассир).

    5. Предпринимательский тип – находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативный, азартный (коммерсант, предприниматель, политик, страховой агент, менеджер).

    6. Артистический тип – высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия (дизайнер, художник, музыкант, актер).

    Е. А. Климовым была разработана периодизация развития человека как субъекта труда.

    В своей периодизации Е. А. Климов выделяет основные этапы становления субъекта труда, и в каком-то смысле – это этапы становления субъекта профессионального самоопределения, поскольку профессиональные выборы, а значит, и проблемы самоопределения представлены на всех этапах жизни.

    Источник: http://www.hintfox.com/article/problema-professionalnogo-samoopredelenija-v-psihologii.html

    Ссылка на основную публикацию