Особенности механической (логической) памяти: ее примеры и тренировка

Подавляющее большинство людей полагает, что память — это просто своего рода «склад» для информации. Однако профессионалы давно выяснили, что существуют как минимум две разных составляющих — механическая и логическая память. У них есть свои отличительные особенности и специфические способы развития.

В психологии разницу между видами памяти выделяют не только потому, что это удобно. Ряд исследований показал, что такое разделение соответствует подлинной реальности.

Так, механическая память человека подразумевает сохранение материала и фактов в том состоянии, в котором они были поняты. Если, к примеру, изучается иностранный язык или ранее неизвестные термины родного языка, то слова будут усваиваться изолированно.

Иностранный язык упомянут неслучайно. Только чисто механически можно первоначально усвоить непривычные для себя слова и грамматические структуры.

Они в таком случае формируют четкие, яркие и сочные образы. Попытки отказаться от использования механической памяти неизбежно провоцируют существенные ошибки. Но она нужна не только в чисто информационном плане. Именно на механической памяти в конечном счете основывается выработка простых двигательных стереотипов, в том числе навыков выполнения физических упражнений.

Необходимым условием успеха является большая пластичность нервной системы.

Особенности механической (логической) памяти: ее примеры и тренировка

Но механическая память имеет и существенные ограничения. Так, она, хотя и ценна как оперативная помощь в сложных случаях, не позволяет отсеять сразу ошибки и недочеты.

Если готовые речевые формулы или атлетические упражнения освоены сразу неправильно, исправить эти отклонения будет крайне трудно. Многим людям это даже практически невозможно сделать.

Кроме того, даже при незначительном изменении условий или требований применение механически усвоенного навыка затруднено.

Иначе работает логическая память. Она концентрируется не столько на наружной форме, сколько на содержании отрабатываемого материала. В этом случае внимательно изучаются определения различных терминов, формируются смысловые цепочки между конкретными фактами и суждениями.

И даже в тех же физических определениях можно проследить свою логику, последовательность. Осваиваемая информация тщательно анализируется, разделяется на составные части.

Впоследствии всегда можно даже поменять эти информационные блоки местами или творчески использовать их в нестандартной, заранее непредвиденной ситуации.

Логическая память не опирается все же исключительно на анализ материала. Его также необходимо систематически повторять. Но повторение это содержательно иное, чем при механическом воспроизведении.

Обязательно обращается внимание на смыслы осваиваемой информации. Использование логической памяти более трудоемко, но зато достигается более прочный результат.

Особенности механической (логической) памяти: ее примеры и тренировка

Разница между двумя видами памяти выражается не только в том, как они устроены с точки зрения психологии. Профессионалы знают, что механическая память основана в большей мере на первой сигнальной системе.

Логическое запоминание тоже опирается на этот уровень психики, но все же оно в основном использует возможности второй сигнальной системы. Стоит учесть, что механическое усвоение информации имеет важное преимущество — оно практически неисчерпаемо.

Во всяком случае ни один специалист не может уверенно сказать, какова вообще емкость этого вида памяти.

Но то, что усвоено механически («зазубрено») может быть столь же легко забыто. Только при систематических новых повторениях информация будет сохранена на более долгий срок.

К примеру, имена людей, адреса или номера телефонов, которые перестают быть актуальны, довольно быстро забываются. А вот выстроив четкие логические цепочки, можно свести этот риск к минимуму.

Безусловно, исследования обоих видов запоминания еще откроют немало интересного, но уже не опровергнут эти основные факты.

Особенности механической (логической) памяти: ее примеры и тренировка

В реальной жизни, причем в каждой профессии, человеку нужны и механическая, и логическая память. Однако пропорции между ними сильно отличаются.

Чем более динамично развивается определенная сфера, чем сложнее она устроена, тем меньше можно полагаться на некий раз и навсегда усвоенный материал. И даже основные практические подходы со временем устаревают.

Механическое запоминание эффективно, когда требуется зафиксировать:

  • имена и даты;
  • цифровые показатели;
  • табличные данные;
  • длинные списки;
  • тексты официальных документов;
  • поэтические произведения;
  • формулы, применяемые в науке и технике, формулировки законов природы.

Если взять в качестве примера спортсмена, то элементарные движения и манипуляции он будет усваивать механически. И это наиболее оправданный путь, ведь они станут повторяться постоянно.

А вот общая стратегия, ведущая к победе на соревнованиях, приемы, позволяющие одержать верх над соперниками, — это уже прерогатива логической памяти. Чем больше сложной техники применяется в деятельности человека, тем больше придется делать упор именно на смысловые взаимосвязи.

А вот в административной сфере, делопроизводстве основное значение имеет упор на шаблонные, повторяющиеся действия и схемы.

Особенности механической (логической) памяти: ее примеры и тренировка

У детей и подростков важно развить в одинаковой мере механическую и логическую память. Первую — потому что в учебных заведениях им приходится осваивать огромный объем информации.

Вторую — потому что важно привить и навыки рационального осмысления поступающих данных. Но тут важно обратить внимание еще и на временные этапы процесса запоминания.

Кратковременную память развивают, усиливая способность переводить данные из абстрактного в образное состояние.

Для этой цели подойдут различные варианты образной визуализации. У детей в дошкольном возрасте непосредственное механическое запоминание развито очень интенсивно. По мере взросления эта способность неуклонно сокращается. Но все же психологи рекомендуют такие приёмы усиления механической памяти у детей, как:

  • отказ от усвоения всего материала в один подход, разделение его на части;
  • комбинация простого повторения с попытками воспроизведения;
  • применение мнемотехнических методов;
  • периодическая смена характера интеллектуального труда;
  • поддержание максимального разнообразия усваиваемого материала.

Развитие логической памяти происходит несколько иначе. Для этого требуется при изучении каждой задачи (проблемы) деление ее на составные части. Необходимо понимать, что именно и для какой цели изучается.

Полезно потратить время на оформление схем, графиков, таблиц и других способов представления взаимосвязей между данными. Такой подход позволит сэкономить в дальнейшем гораздо больше усилий.

Особенности механической (логической) памяти: ее примеры и тренировка

Если поступает какая-либо новая информация, надо всегда думать о том, как она влияет на уже сложившуюся картину представлений. Порой из-за этого приходится менять последовательность суждений и даже отказываться от прежних выводов.

Но зато вместе с логической памятью будет развиваться гибкость мышления. Когда требуется усвоить нечто отвлеченное, полезно проработать ассоциации с более привычными вещами.

Однако каждая ассоциация обязана быть броской и приковывать внимание своей необычностью.

Так, если просто попытаться мысленно расположить продукты, которые надо купить, в холодильнике, получится блекло и неэффективно. Но можно расставить их по маршруту похода в магазин, например:

  • пакет молока на зеленой лавочке;
  • куриные крылышки, торчащие из дупла дерева;
  • яблоки, которые кто-то выбрасывает из окна автобуса;
  • листья салата, развешенные на бельевой веревке;
  • ворону, перетаскивающую цепочку сарделек.

Особенности механической (логической) памяти: ее примеры и тренировка

Чем ярче и выразительнее ассоциация (и конкретная ситуация), тем лучше. Для развития логической памяти нужны специальные упражнения, такие как «избыточное слово» (выделение того, что явно не вписывается в череду предметов или явлений по какому-либо признаку). Примеры:

  • «костер — мотоцикл — роса» (первые две вещи опасны, а третья нет);
  • «туман — сокол — район» (туман не имеет четких границ в пространстве);
  • «пика — антенна — глобус — рельс» (глобус — единственный не продолговатый предмет).

Можно поступить и так: бегло прочитать какой угодно текст, а затем на бумаге кратко изложить основные тезисы и нюансы. Потом эту запись сверяют с оригиналом. Иначе поступают, чтобы развить механическую память. Тут подойдут такие упражнения, как:

  • быстрый осмотр сложной геометрической фигуры или рисунка, с немедленным их воспроизведением;
  • беглое знакомство с объемной таблицей (то же самое по сути, но пишут уже цифры, которые смогли запомнить);
  • запоминание картинки, где названия цветов написаны не той краской, которую обозначают;
  • воспроизведение узора (орнамента);
  • повседневная тренировка — запоминание списка дел, покупок, звонков, встреч, запланированных на совещание или доклад тем, статей расходов и доходов в бюджете личном и бюджете организации «без бумажки».

Особенности механической (логической) памяти: ее примеры и тренировка

Источник: https://vplate.ru/pamyat/mehanicheskaya-logicheskaya/

Механическая память — примитивная зубрёжка или база для успешного обучения?

На протяжении многих лет в психологии не утихают споры о том значении, которое имеет механическая память в жизни человека. Одни считают её слишком примитивной формой, работающей в рамках первой сигнальной системы (которая имеется и у некоторых животных).

Другие склонны считать её той базой, без которой было бы сложно осваивать определённые типы материала, не подвластного логике и осмыслению.

Так или иначе, но без неё, действительно, бывает трудно в определённые моменты, и поэтому её развитию нужно уделять не меньшее внимание, чем всем остальным видам памяти.

Что это такое

Особенности механической (логической) памяти: ее примеры и тренировка

Механическая память — это способность запоминать и воспроизводить информацию такой, как она есть, без осмысления и включения в работу логических связей, то есть автоматически заучивать её посредством многократных повторов. Сокращённое название — МП. Не является показателем интеллекта. Основана на нейронных связях, формирующихся в рамках первой сигнальной системы (I с. с.).

Последовательное запоминание блоков информации происходит по принципу, который в психологии носит название «ассоциаций по смежности». Это значит, что слова фиксируются в памяти точно в таком виде, в каком человек их увидел, услышал или произнёс. Нельзя сказать, что при этом их смысл вообще не усваивается и полностью теряет своё значение, но он становится второстепенным.

Основной приём запоминания — многократное повторение. Оно заключается в максимально точном воспроизведении информации в виде образов, формирующихся в I с. с. Закрепление нужных нейронных связей в ней является результатом суммарного количества репетиций. Некоторые называют это зубрёжкой.

Пример. Запоминание и воспроизведение такой информации, как:

  • имена;
  • географические названия;
  • числа;
  • иностранные слова;
  • номера телефонов;
  • сложные термины;
  • стихотворения;
  • формулы.

В психологии это полная противоположность логической (смысловой) памяти.

Механическая VS логическая

В общей классификации механическая и логическая память различаются в основном по способам (приёмам) заучивания информации. Однако это не единственный критерий, по которому их можно сравнивать.

Читайте также:  Внутриличностные конфликты: чем они являются, какие бывают виды, примеры

Особенности механической (логической) памяти: ее примеры и тренировка

Особенно важны оба вида в период обучения для школьников и студентов, которым требуется заучивать огромный объём учебного материала. Поэтому на разных возрастных этапах проводится психологическое исследование логической и механической памяти, чтобы выяснить, какая из них преобладает, и оптимально использовать это в учебном процессе.

Если у ребёнка в начальной школе преобладает механическая память, это не является проблемой. Однако такой результат тестирования — сигнал для родителей и преподавателей, чтобы делали упор на развитие логической. Нужно научить его выстраивать смысловые связи и использовать их для запоминания нужной информации. В дальнейшем это облегчит ему процесс обучения.

А вот преобладание механической памяти в подростковом возрасте — это уже серьёзная проблема. Это ещё не патология, но уже далеко не норма. Дети, у которых отмечается такой перевес, подчас даже являются отличниками. Но именно они сидят за уроками большую часть своего времени, что приводит к синдрому хронической усталости.

На этом фоне развивается вегетососудистая дистония: скачки давления, кровь из носа, головные боли, частые инфекции. А всё потому, что объёмы учебного материала в старших классах огромны, и для его механического заучивания без осмысления требуется большое количество времени.

Поэтому так важно, чтобы у ребёнка были развиты оба вида памяти.

По теме: Как развить память у ребёнка

Характеристика

Особенности механической (логической) памяти: ее примеры и тренировка

Механическая память характеризуется следующими особенностями:

  • она всегда произвольная, то есть осуществляется сознательно, имеет цель (выучить конкретный материал), использует для её достижения специальный приём (многократное повторение), требует наличия волевых усилий;
  • чаще всего она вербальная (заучиваются именно слова) — в отношении движений, запахов, мелодий действует больше процесс приобретения профессиональных навыков;
  • она кратковременная: если стихотворение или новое иностранное слово не повторять, они забудутся;
  • её объёмы ограничены: за 1 раз каждый человек может выучить только определённое количество слов, формул, четверостиший.

Механическая память также характеризуется тем, что совершенно не пластична. Если изначально, используя её, человек запомнил искажённую информацию с ошибками, впоследствии он воспроизводит её так же, потому что не осознаёт неправильность.

В качестве примера можно привести изучение иностранного языка.

Если сразу заучить слова в неправильной транскрипции, в дальнейшем такое произношение прочно закрепится в коре больших полушарий, с рецепторами которых связана МП, и переучиться будет гораздо труднее, чем сразу выучить всё правильно.

Примитивная и непластичная форма МП подтверждается многочисленными экспериментами. Если хоть немного изменить условия воспроизведения информации, которая была заучена таким способом, человек с трудом выполняет данное ему задание.

Например, если его попросят рассказать стихотворение, поменяв в нём места четверостиший, или заменить в формуле какое-то одно из значений, или выставить на тренажёре другие настройки.

Результат будет один и тот же — ошибки и постоянные заминки.

Все вышеперечисленные особенности должны учитываться преподавателями во время обучения. Нельзя давать ребёнку слишком большие объёмы материала для автоматического заучивания. Чтобы гармонично развить оба вида памяти (и механическую, и логическую), необходимо:

  • научить ребёнка ставить перед собой цель в соответствии с задачей, которую дал учитель (выучить формулу/стихотворение/слова по-английски);
  • помочь ему в освоении приёма многократных повторений (чтобы запомнить материал не за 10 раз, а за 2-3);
  • тренировать силу воли;
  • развивать вербальную систему восприятия;
  • научить переводить МП из кратковременной в долговременную путём постоянного повторения заученного материала.

Постепенно, в процессе обучения, начиная с начальной школы, необходимо развивать у ребёнка логическую память, чтобы она к 10-11 годам преобладала над механической. Но забрасывать последнюю тоже не стоит. Обе играют разные, но важные роли в становлении и формировании полноценной и успешной личности.

Диагностика

Методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»

В начальной школе и в подростковом возрасте психологом проводится тест, какая память преобладает у ребёнка — механическая или логическая. Это необходимо для выстраивания правильной методики обучения с учётом индивидуальных особенностей.

  • Цель: выяснение уровня развития и соотношения ЛП и МП у учеников начальной школы.
  • Возраст: 7-10 лет (для подростков подбираются другие словесные пары).
  • Оборудование: листы бумаги на каждого ученика, секундомер (часы), ряды и пары слов.
  • Особенности механической (логической) памяти: ее примеры и тренировка
  • Инструкция:
  1. Постановка задачи перед ребёнком: запомнить пары слов, которые ему зачитают.
  2. Прочтение первого словесного ряда с 5-секундным интервалом между каждой парой.
  3. Десятисекундный перерыв.
  4. Прочтение первых слов каждой пары с интервалом в 10-15 секунд. Ребёнок в это время записывает вторые слова пар.
  5. Тот же алгоритм — со вторым рядом.

По результатам составляется таблица:

Особенности механической (логической) памяти: ее примеры и тренировка

Диагностика заболеваний

Гипомнезия — нарушение механической памяти, когда логическая продолжает работать, а вот элементарные вещи не фиксируются. Даже взрослый человек может просидеть над текстом небольшого объёма часа 3 и совершенно ничего не запомнить.

Она бывает временной, если причина — хроническая усталость или сильный стресс. Всё гораздо хуже, когда она носит хронический характер и свидетельствует о необратимых процессах в гипокампе.

Такое состояние требует неотложного лечения и правильной дифференциальной диагностики, включающей в себя:

  • тестирование (метод 10 слов, пиктограммы, работа с текстом);
  • ЭЭГ, КТ, МРТ, ЭКГ;
  • анализы крови и мочи (для выявления заболеваний, спровоцировавших гипомнезию).

Задача дифференциальной диагностики — не спутать гипомнезию с прочими заболеваниями, так как её клиническая картина похожа на симптомы, сопровождающие неврозы и депрессию.

Особый случай

Серьёзные нарушения диагностируются у детей с ЗПР. С помощью словесных проб Лурии у них были выявлены следующие особенности:

  • МП хуже, чем у обычных школьников, но лучше, чем у олигофренов;
  • общее количество попыток заучивания близко к норме;
  • возникает мощная интерференция (и ретроактивная, и проактивная), что приводит к торможению нейронных связей;
  • ребёнок запоминает первый блок информации, но при заучивании следующего стирается первый;
  • на результаты сильно влияет наличие помех (отвлекающие факторы).

Психологи утверждают, что у детей с ЗПР успешность механического запоминания напрямую зависит от организации процесса заучивания.

Развитие

Особенности механической (логической) памяти: ее примеры и тренировка

Хорошая механическая память может быть врождённой (так как связана с I с. с.) и приобретённой. Первая обусловлена высокой гибкостью нервной системы. При такой способности выучить материал получается уже после 1-2 повторений. Часто это обнаруживается у полиглотов.

Однако не нужно расстраиваться, если вы не являетесь обладателем такого феномена. Во-первых, информацию всегда можно заучить через многократное её повторение. Это укрепляет изначально слабые нервные связи, так как прокладываются необходимые сигнальные пути между участками полушарий, отвечающими за фиксацию и воспроизведение данного материала.

Во-вторых, всегда можно развить механическую память, сделать так, чтобы её объём увеличился. Психологи предлагают использовать для этого следующие приёмы:

  • активное изучение иностранных языков;
  • заучивание стихов наизусть, постепенно увеличивая их объёмы: от четверостиший к поэмам;
  • запоминание математических формул и сложных научных терминов;
  • постепенное устранение списков: учите наизусть продукты, которые нужно купить, номера телефонов и адреса, имена и отчества людей;
  • методика ночного запоминания: прочитать нужную информацию перед сном и повторить её сразу после пробуждения наутро.

Несмотря на то, что механическая память по многим показателям проигрывает логической, она является базой успешного процесса обучения. Поэтому нужно следить за её полноценным развитием с раннего детского возраста.

Рекомендуем: Образная память и её развитие

Источник: https://ponervam.ru/mehanicheskaya-pamyat.html

IV. Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников

  • Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
  • Возраст: 7-11 лет
  • Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.
  • Первый ряд:
  • § кукла – играть
  • § курица – яйцо
  • § ножницы – резать
  • § лошадь – сани
  • § книга – учитель
  • § бабочка – муха
  • § снег – зима
  • § лампа – вечер
  • § щетка – зубы
  • § корова – молоко
  • Второй ряд:
  • § жук – кресло
  • § компас – клей
  • § колокольчик – стрела
  • § синица – сестра
  • § лейка – трамвай
  • § ботинки – самовар
  • § спичка – графин
  • § шляпа – пчела
  • § рыба – пожар
  • § пила – яичница

Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Инструкция: «Я сейчас просчитаю тебе десять пар слов. Тебе надо будет их запомнить, а потом написать к слову пару. Понятно?»

Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Объем смысловой и механической памяти

Объем смысловой памяти Объем механической памяти
Количество слов первого ряда (А) Количество запомнив- шихся слов (В) Коэффициент смысловой памяти C=B/A Количество слов второго ряда (А) Количество запомнив- шихся слов (В) Коэффициент механической памяти C=B/A
  1. Диагностика внимания
  2. I. Методика Пьерона -Рузера
  3. Цель исследования: определить уровень концентрации внимания.
  4. Возраст: 6-10 лет
  5. Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Процедура проведения: Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек.

Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды «Начали!» и «Стоп!»

Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.

Инструкция испытуемому: «Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом.

По сигналу «Начали» расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку.

Читайте также:  Лечение боязни цифры 666: что это за страх, гексакосиойгексеконтагексафобия

Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу «Стоп!» расставлять знаки прекратите».

  • Обработка и анализ результатов:
  • Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.
  • Уровень концентрации внимания определяют по таблице.
Число обработанных фигур Ранг Уровень концентрации внимания
100 л очень высокий
91-99 высокий
80-90 65-79 средний низкий
64 и меньше очень низкий

За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2, то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста.

В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности).

Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.

  1. Испытуемый: ____________ Дата _______
  2. Экспериментатор: _________ Время _______
  3. Тест

Особенности механической (логической) памяти: ее примеры и тренировка II. Методика или лото Когана В.М.

  • Цель исследования: выявление показателя внимания: удержание, распределение и переключение внимания; особенности работоспособности.
  • Возраст: 4,5-9 лет
  • Материал и оборудование: карточки 5*5, поле, секундомер.

Процедура проведения: Ребенку дается набор карточек сложенных в случайном порядке. Он должен их разложить на поле в соответствии с условиями задания. Педагог может разложить 2-3 фигурки для примера. Засекается время, в протоколе фиксируются все ошибки.

Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит таблица, на ней для каждой карточки есть только одно место. Например, где место красного треугольника?»

Обработка и анализ результатов: Дети старше шести лет выполняют задание в полном объеме, исправляют ошибки по ходу деятельности.

Пример поля:

   

III. Методика Т.Е. Рыбаковой

  1. Цель: исследование особенностей распределения внимания
  2. Возраст: 6-10 лет
  3. Оборудование: бланк

Процедура проведения: испытуемому предлагается бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке 7 кружков и 5 крестов, всего 42 кружка и 30 крестов).

Испытуемого просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

Второй вариант предназначен для детей младшего возраста и содержит рисунки животных.

Инструкция:Посчитай вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

Обработка результатов: Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на подсчет всех элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начитает сбиваться со счета. Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, в котором испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать заключение об уровне распределения внимания у испытуемого.

  • IV. Путаница
  • Цель:исследование концентрации и устойчивости внимания
  • Возраст: 5-9 лет
  • Оборудование: бланк

Процедура проведения:Испытуемому дают бланк, на котором изображены перепутанные линии, и предлагают проследить линию слева направо, чтобы определить, где она кончается.

Начинать нужно с линии 1. Испытуемый должен записать тот номер, которым эта линия заканчивается.

Выполняя задание, нужно прослеживать линию взглядом, не пользуясь пальцем или карандашом, экспериментатор следит за этим.

Инструкция:Посмотри внимательно на рисунок. Проследи линию слева направо, чтобы определить, где она кончается. Назови и запиши номер, которым эта линия заканчивается

Обработка результатов: экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на прослеживание каждой линии и на все задание в целом. Время выполнения всего задания не должно превышать пяти минут. Фиксируются все остановки в деятельности испытуемого и правильность выполнения задания.

  1. V. Методика исследования объема внимания
  2. Цель:определение объема внимания
  3. Возраст:7-10 лет
  4. Оборудование:карточки с таблицами

Ход выполнения: Испытуемому на короткое время (1 сек.) предъявляются по одной каждая из восьми карточек с изображением от двух до девяти точек. Каждая карточка показывается два раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроизведение карточки с 2 – 5 точками дается 10 секунд, 6 – 7

точками – 15 секунд, 8 – 9 точками – 20 секунд.

Инструкция: Посмотри внимательно на картинки и постарайся их запомнить. Потом тебе нужно будет самому нарисовать точки в квадратиках без подсказок.

  • Обработка результатов:Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных точек на каждом бланке и делает вывод об объеме внимания испытуемого.
  • Существуют следующие нормативы:
  • I — 3 точки на двух карточках,
  • II — 4 точки на двух карточках,
  • III — 6 точек на двух карточках,
  • IV — 9 точек на двух карточках,
  • V — 10 точек на двух карточках,
  • VI — 11 точек на двух карточках,
  • VII — 13 точек на двух карточках,
  • VIII — 15 точек на двух карточках,
  • Х — 16 точек на двух карточках.
  • Ранговые места I и II свидетельствуют о малом объеме внимания, III — VII – о среднем, VIII и IX — о большом.
  • Диагностика восприятия



Источник: https://infopedia.su/12xa447.html

Что такое логическая память и как её развить

Механическая память характеризуется запоминанием материала в той его форме, в какой он подаётся. Как услышал или увидел, так и «сохранил» в голове.

Чтобы между участками мозга, задействованными в запоминании, образовались прочные нейронные связи, необходимо многократное повторение материала. Недаром механическую память называют «зубрёжкой».

Зубрёжка полезна в изучении иностранных слов, трудных терминов, формул, имён и названий. Но смысловое содержание материала в процессе механическом заучивании отходит на второй план. Если при заучивании были какие-то ошибки, они будут воспроизведены и при ответе.

Логическая (смысловая) память предполагает осмысление материала. Она направлена на запоминание не внешней формы, а смысла. В основе лежат ассоциации, отражающие наиболее важные стороны изучаемого предмета или явления.

Когда человек не может что-то запомнить, скорее всего, он просто не вник в суть.

Осмысленный материал запоминается быстрее и, как правило, на всю жизнь.

Это доказал немецкий психолог Герман Эббингауз.

Его эксперимент показал, что для заучивания 36 бессмысленных слогов требуется в среднем 55 повторений, в то время как для запоминания стихотворного текста такого же размера — всего 6–7 повторений.

Смысловая память тоже нуждается в повторениях, но иного характера. Если при механическом заучивании монотонно воспроизводится один и тот же материал в одной и той же форме, то при логическом повторяется смысл, разными словами и приёмами.

Как развить логическую память

Логическая память предполагает предварительную работу мышления. Материал сначала нужно проанализировать, разложив на составляющие части, выделить наиболее важное,  установить связи, представить общую картину и познать суть.

Анализ

Ответьте на вопрос: «Что именно и для чего я изучаю?».

Результаты этой мыслительной работы оформите в виде схемы, таблицы или образной словесной формулировки. Это переключит сознание с механического понимания материала на более концептуальное.   

Синтез

Анализ предполагает осмысление каждой отдельной части объекта, а синтез — это изучение материала в целом.

Всегда думайте о том, как новая тема вплетается в то, что вы уже знаете, как она продвигает вас по пути понимания всего предмета. Так знания постепенно сложатся в единый пазл.

Поиск связей

Логическая память опирается на ассоциации. Порой мы забываем факты, даты, имена, формулы, но чётко помним суть. Это заслуга ассоциаций.

С чем у вас ассоциируется изучаемый материал? Попробуйте протянуть мысленные ниточки к вашему прошлому опыту. Чем больше связей вы построите, тем прочнее материал закрепится в долговременной памяти.

Познание сути

Теперь необходимо изучить сам материал. Чем глубже, тем лучше.

  • Изучите историю вопроса.
  • Попытайтесь связать новую тему с той, что вам близка.
  • Задействуйте эмоции. Например, изучая геоцентризм, попробуйте представить, что чувствовал Джордано Бруно, когда его вели к костру.
  • Прочтите биографии людей, связанных с темой изучения.
  • Читайте новости по теме, выписывайте цитаты экспертов.

Процесс логического запоминания

Описанные шаги — от анализа до познания сути — необходимо проделать при максимальном сосредоточении внимания. Уберите подальше телефон, выключите музыку и даже выгоните кота из комнаты, если он мешает вам думать.

Поняв суть, важно пересказать тему своими словами, не опираясь на определения из учебника. Возможно, вам потребуется время, чтобы переосмыслить сложную концепцию и подобрать собственные определения. Потратьте его — это очень важно.

Важнейшим элементом смыслового запоминания является систематическое повторение. Без него никуда! Только помните о главном различии с механической памятью: вы должны пересказывать материал так, как его понимаете, каждый раз вкладывая эмоции, а бездумно  тарабанить чьи-то формулировки.

Тренировка логической памяти

  • Развивать смысловое запоминание можно с помощью игр и специальных упражнений.

Ассоциации

Для игры нужны двое: ведущий и участник. Ведущий зачитывает пары слов, связанные общим смыслом. Например: корова – молоко, снег – зима, книга – Пушкин, щётка – зубы. Пары нужно усложнять по мере развития навыка.

Задача игрока: за одну минуту запомнить как можно больше пар. Затем ведущий читает одно из слов, а участник должен назвать второе. После нескольких кругов можно поменяться ролями.

Лишнее слово

Для этой игры вам тоже понадобится помощник. Его задачей будет составить несколько цепочек из трёх слов. Два из них должны иметь логическую связь (только не совсем очевидную), а третье нет. Например: «Бродский — костёр — зонтик», «лебедь — стройка — экран».

Вам необходимо объяснить связь между парой слов и почему не подходит третье. Творческий полёт мысли приветствуется, то есть ваш вариант может не совпасть с замыслом помощника.

Читайте также:  О моральных качествах личности человека: высокие нравственные и этические черты

Вольный пересказ

Прочитайте следующий текст один раз и запишите на листок его содержание. Можете сокращать, менять слова и абзацы — главное передать смысл.

«Мириелю пришлось испытать судьбу всякого нового человека (1), попавшего в маленький городок (2), где много языков (3), которые болтают (4), и очень мало голов (5), которые думают (6).

Ему пришлось испытать это (7), хотя он был епископом (8), и именно потому, что он был епископом (9).

Впрочем, слухи (10), которые люди связывали с его именем (11), были всего только слухи (12), намеки, словечки, пустые речи (13), попросту говоря, если прибегнуть к выразительному языку южан, околесица (14)».

В данном тексте 14 смысловых единиц. После того как вы записали свой пересказ, посмотрите, сколько смысловых единиц получилось у вас. За каждую даётся один балл.

Можно брать тексты разной длины и экспериментировать. В этом случае смысловые единицы оригинала стоит считать после пересказа.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/chto-takoe

Механическая и логическая память

В зависимости от приемов заучивания различают механическую и логическую (или смысловую) память.

Характерной особенностью механической памяти является запоминание учебного материала в той его форме, в которой он воспринимается. Механическая память основана на нервных связях преимущественно первой сигнальной системы.

При изучении материала, выраженного в словах, это будут сами слова, запоминаемые в точности так, как мы их видели, слышали или произносили. Если это будут физические упражнения, запоминаются сами движения и именно в той их последовательности и форме, в которой мы их зрительно или мышечно-двигательно воспринимали.

При этом смысловое содержание материала в процессе заучивания хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план.

В отдельных случаях такой способ заучивания имеет известное положительное значение.

Например, при заучивании слов какого-нибудь иностранного языка надо точно запомнить, как эти слова пишутся и произносятся, а это невозможно сделать, если не сосредоточить внимания на запоминании их в точных зрительных и слуховых образах.

Механическая память нужна при запоминании трудных терминов, которые без ее участия обыкновенно воспроизводятся в памяти с большими ошибками и искажениями. Применяется механическая память и при усвоении несложных физических упражнений.

Успех заучивания при пользовании механической памятью основывается на закреплении отдельных связей между частями заучиваемого материала по принципу ассоциаций по смежности.

Заучить учебный материал в его внешней форме (его звучание, его зрительно или двигательно воспринимаемую форму и т. д.) и надолго удержать его в памяти можно при наличии большой пластичности нервной системы.

Благодаря этому уже после одного или нескольких повторений образуются и закрепляются требуемые прочные связи; чаще всего это можно наблюдать у лиц, обладающих выдающейся механической памятью.

Заучить учебный материал можно также путем многократного повторения изучаемого материала, благодаря чему укрепляются слабые вначале нервные связи и проторяются необходимые пути между отдельными участками коры больших полушарий головного мозга, играющими роль в запоминании данного изучаемого материала.

Многократное повторение заучиваемого материала (в форме повторного прочтения, просмотра или повторения движений) является основным приемом механического заучивания.

Эти повторения, однако, имеют при механической памяти примитивную форму: они состоят в абсолютно точном и неизменном воспроизведении заучиваемого материала в образах первой сигнальной системы и помогают закреплению соответствующих нервных связей в результате суммарного действия этих повторений.

Учебный материал, заученный механически, воспроизводится по памяти в тех самых словах и движениях, которые имели место при заучивании. Если при заучивании были какие-либо ошибки в расстановке слов или в их произношении, они будут воспроизведены и при ответе.

Механически заученное физическое упражнение будет и воспроизводиться в той же форме, в какой оно выполнялось при заучивании.

Если при этом будут несколько изменены условия, при которых выполняется упражнение (другая расстановка снарядов, выполнение движения не в зале, а на площадке и т. д.

), ученик, механически заучивший упражнение, с трудом приспосабливается к этим измененным условиям, и упражнение у него не удается.

  • Логическая память в отличие от механической направлена на запоминание не внешней формы, а самого смысла изучаемого материала.
  • Логическая память предполагает предварительную работу мышления: учебный материал, который подлежит логическому запоминанию, подвергается анализу, расчленяется на составляющие его части, среди которых выделяются наиболее важные и существенные; выясняется, в какой связи эти части находятся друг с другом, и таким образом познается сама суть подлежащего запоминанию материала.
  • Результаты этой мыслительной работы оформляются в виде словесных формулировок, чертежей, схем, которые отражают в сознании ученика не столько внешнюю форму предмета или явления (они часто бывают совсем не сходны с внешней формой подлежащего заучиванию материала), сколько его смысл.
  • Опираясь на деятельность мышления, логическая память имеет своей физиологической основой нервные связи во второй сигнальной системе, конечно, с опорой на первосигнальные связи.

Логическая память отличается от механической и особенностями воспроизведения.

Учебный материал, заученный с помощью логической памяти, воспроизводится не путем механического точного повторения слов книги или учителя, а всегда в форме самостоятельного осмысленного изложения.

Поскольку при логическом запоминании внимание обращено на смысл учебного материала, а не на его внешнюю форму, при воспоминании этот материал воспроизводится в иной, а не точно в той форме, в которой он предъявлялся при заучивании.

Логическая память не может опираться только на анализ материала, его понимание и оформление этого понимания в тех или других словах; она нуждается в повторении заучиваемого материала.

Повторения являются необходимой составной частью процесса логического заучивания, так как без них полученные знания не закрепляются в памяти. Однако при логической памяти повторения носят иной характер, чем при механической.

При механической памяти повторения направлены на закрепление одних и тех же связей без каких-либо изменений, поэтому в каждом повторении совершенно точно воспроизводится один и тот же материал (одни и те же и в той же последовательности слова стихотворения или одни и те же элементы движений, например при упражнениях с булавами); в противном случае механическая память не достигает своей цели.

При логическом же запоминании повторяется смысл изучаемого материала, который в каждом отдельном случае воспроизведения может быть выражен в иных словах и разъяснен на иных примерах.

Логическая память продуктивнее механической. Это объясняется тем, что она опирается на более многочисленные и многообразные связи.

Логически заученный материал часто сохраняется в памяти во много раз лучше, чем аналогичный материал, закрепленный только с помощью механической памяти.

Заученное с помощью логической памяти сохраняется иногда на всю жизнь, тогда как механически заученное быстро забывается, если только не применяется подкрепление образовавшихся первичных связей в виде систематических повторений.

В организации учебной работы необходимо отделять изучение материала от его заучивания, понимание — от запоминания. Учащиеся, жалующиеся на плохую память и на то, что они быстро забывают изученный материал, в действительности часто не дают себе труда этот материал заучить и запомнить. Они ограничивают свою работу только изучением и прекращают ее, когда убеждаются, что материал ими понят.

Быстроте заучивания способствует как сосредоточенность внимания именно на процессе заучивания, так и отсутствие всяких отвлекающих моментов, мешающих такой сосредоточенности внимания.

Все сказанное имеет значение и при запоминании физических упражнений.

Необходимо сперва понять изучаемое упражнение, выяснить себе его особенности и характерные черты, отделить в нем основное от второстепенного, понять взаимоотношение частей и те законы, которым это упражнение подчиняется, и только после этого в специально отведенное время провести работу по заучиванию этого упражнения, руководствуясь рассмотренными выше правилами организации процесса заучивания.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-pamat.html?id=mehanicheskaja-logicheskaja-pamat

Логическая и механическая память

  • ИССЛЕДОВАНИЕ
    ЛОГИЧЕСКОЙ И МЕХАНИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
  • МЕТОДОМ
    ЗАПОМИНАНИЯ ДВУХ РЯДОВ СЛОВ
  • Ход
    выполнения задания.

Для
исследования должны быть подготовлены
два ряда слов, в первом ряду между словами
существуют смысловые связи, во втором
ряду они отсутствуют (пример см.

в
материале к данной методике). Испытуемому
дают установку на запоминание и зачитывают
10—15 пар слов первого ряда (интервал
между парой — пять секунд). После
десятисекундного перерыва читаются
левые слова ряда с интерва­лом 10—15
секунд, а ученик записывает запомнившиеся
слова пра­вой половины ряда.

Аналогичная
работа проводится со словами вто­рого
ряда.

Обработка
результатов.

По каждому
опыту необходимо подсчитать количество
правильно воспроизведенных слов и
количество ошибочных воспроизведений.
Ре­зультаты заносятся в таблицу.

  1. Количество
  2. Слов
  3. первого
  4. ряда (а)
Количество запомнив­шихся слов(б)
  • Коэффициент смысло­вой памяти
  • б
  • С = —
  • а
  1. Количество
  2. слов второго
  3. ряда (а,)
Количество запомнив­шихся слов (б,)
  • Коэффициент механи­ческой памя­ти
  • б,
  • С, = —
  • а,

Сопоставление
коэффициентов смысловой и механической
памяти позволит определить ведущий тип
памяти у данного испытуе­мого, выяснить,
насколько память, опирающаяся на
использование системы смысловых связей,
может расширить объем запоминаемого
материала.

МАТЕРИАЛ
К МЕТОДИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ И
МЕХАНИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Первый ряд Второй ряд
  1. КУРИЦА – ЯЙЦО
  2. НОЖНИЦЫ — РЕЗАТЬ
  3. КУКЛА — ИГРАТЬ
  4. ЛАМПА — ВЕЧЕР
  5. ГРУША — КОМПОТ
  6. КНИГА — ЧИТАТЬ
  7. КОРОВА — МОЛОКО
  8. УЧЕНИК — ШКОЛА
  9. ПАРОВОЗ — ЕХАТЬ
  10. РУЧКА- ПИСАТЬ
  11. ЛЕД — КОНЬКИ
  12. ЩЕТКА — ЗУБЫ
  13. СНЕГ – ЗИМА
  14. ЛОШАДЬ – САНИ
  15. БАБОЧКА — МУХА
  • СПИЧКИ – КРОВАТЬ
  • ЖУК — КРЕСЛО
  • СИНИЦА — СЕСТРА
  • РЫБА – ПОЖАР
  • ШЛЯПА — ПЧЕЛА
  • БОТИНКИ — САМОВАР
  • ЛЕЙКА — ТРАМВАЙ
  • КОМПАС — КЛЕЙ
  • МУХОМОР — ДИВАН
  • НЕБО — РАК
  • ДЕРЕВО — ОВЦА
  • ГРЕБЕНКА — ВЕТЕР
  • БУСЫ — ЗЕМЛЯ
  • ПИЛА — ЖУРНАЛ
  • ГРАФИК — ТУМАН

Соседние файлы в папке Длякурсовых2курсаз

Источник: https://studfile.net/preview/2233612/

Ссылка на основную публикацию