Основы возрастной психологии: что изучает предмет, какими аспектами занимается

Приветствую, дорогие читатели!

Психология (от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука) – это наука, изучающая человеческую психику, закономерности в поведении отдельных людей и их групп, а также особенности их взаимодействия между собой.

Психология изучает все психические процессы – как осознаваемые человеком, так и не осознаваемые. Основная цель данной науки – накопление знаний, представляющих практическую ценность для различных сфер жизни и профессиональной деятельности.

Психология – относительно молодая наука, появившаяся в 1879 году. Но «Учение о душе», послужившее её прообразом, существовало ещё в античные времена.

На протяжении многих веков психические процессы человека изучались на стыке биологии, медицины, философии, педагогики и прочих наук.

И только в конце XIX века сформировалось современное понимание того, что такое психология, и она стала полностью самостоятельной наукой. Её создателем принято считать немецкого врача Вильгельма Вундта.

Что изучает психология?

Основы возрастной психологии: что изучает предмет, какими аспектами занимается

Основным объектом изучения данной науки являются психические процессы человека – чувства, эмоции, цели, мотивация, воображение, мышление, принятие решений, темперамент и прочие особенности поведения и восприятия. Психология пытается ответить на вопрос, что движет человеком в различных ситуациях, почему он принимает определенные решения, какие процессы происходят в его «внутреннем мире».

В задачи современной психологии входит изучение и решение проблем в разных сферах человеческой жизни – как личной, так и профессиональной. Внутри этой науки существует большое количество отдельных прикладных направлений, изучающих отдельные аспекты деятельности человека. В качестве простых примеров можно назвать такие направления как:

  • возрастная психология;
  • социальная психология;
  • семейная психология;
  • психология спорта;
  • психология религии.

Задачи каждого направления очевидны из названия. Так возрастная психология изучает особенности поведения человека на разных жизненных этапах.

Объектом изучения социальной психологии является взаимодействие людей в обществе и особенности их поведения, продиктованные этим взаимодействием. Семейная психология занимается укреплением семьи и решением внутрисемейных противоречий.

Существуют направления, изучающие поведение людей в спорте, в религии, на промышленном производстве, в учебе и прочих сферах.

История появления и развития психологии

О том, что психология является древней наукой, свидетельствует её название. Термин образован от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука). Также в древнегреческой мифологии описывается прекрасная принцесса Психея, являвшаяся олицетворением человеческой души. Она обладала мистическим влиянием на людей – сам Эрос (Амур) не смог противостоять её чарам и влюбился.

Первые научные труды, которые можно назвать психологическими, принадлежат Платону и Аристотелю (V и IV вв. до н.э.). Значительный вклад в развитие учения внёс Авиценна (X-XI вв.).

Самостоятельное научное направление сформировалось в XVIII веке благодаря немецкому ученому Христиану Вольфу.

А современной научной дисциплиной психология стала в 1879 году, когда Вильгельм Вундт создал свою психологическую лабораторию и начал проводить первые исследования.

В разные века люди по-разному понимали, что такое психология. В истории развития данной науки выделяют 4 этапа, на каждом из которых был собственный объект изучения:

  1. Душа. В античной греко-римской цивилизации считалось, что каждое живое существо имеет душу, которая полностью определяет его поведение. Данная концепция позволяла объяснять особенности темперамента связью с космосом, реинкарнацией и прочими мистическими явлениями.
  2. Сознание. В XVII веке французский ученый Рене Декарт описал рефлекторную природу поведения и ввёл понятие «сознания». Это был некий «жизненный компас», реагирующий на внешние воздействия и определяющий реакцию человека.
  3. Поведение. Данный подход использовался в начале XX века. Это был период, когда активно проводились эксперименты, позволявшие изучить реакцию людей на определенные события.
  4. Психика. По мере накопления знаний основным предметом изучения постепенно стала психика человека и определяющие её механизмы.

Сегодня психология представляет собой сложную многоотраслевую науку, включающую порядка 100 достаточно самостоятельных направлений.

Виды психологии

Помимо большого количества специализированных направлений психология делится на две большие составляющие части:

  1. Академическая. Это наука, ключевая задача которой – понять психику человека ради достижения объективного знания. Академическая психология изучает поведение людей и создаёт теоретический научный базис, призванный объяснить все психологические феномены и выявить взаимосвязи между ними.
  2. Прикладная. Данный раздел психологии направлен на получение практических результатов. Здесь исследуются способы влиять на психическое состояние человека с целью улучшения жизни, повышения его продуктивности и уровня счастья. Прикладную психологию используют в своей работе психотерапевты, психиатры, преподаватели, тренеры и прочие специалисты, помогающие людям развиваться, совершенствоваться и решать проблемы.

Чтобы лучше понять, чем отличаются академическая и прикладная психология, рассмотрим каждый раздел подробнее.

Академическая психология

Это фундаментальная наука, исследования которой носят чисто научный характер и изначально не направлены на получение практических результатов. При исследовании определенного психического процесса ставится задача изучить его и понять, найти взаимосвязь с другими процессами.

Академическая психология характеризуется тем, что:

  • исследует и объясняет психические процессы, ищет закономерности;
  • не ищет и не изучает способы воздействия на эти процессы;
  • создаёт теоретическую базу для дальнейших исследований в рамках прикладной психологии.

Несмотря на эти особенности, академическая психология занимается некоторыми прикладными исследованиями, если они представляют теоретический интерес. Благодаря этому могут быть обнаружены способы влияния на психические процессы, которые в дальнейшем найдут практическое применение в других областях.

Прикладная психология

Поскольку прикладная психология направлена на получение практических результатов в различных сферах человеческой деятельности, она включает большое количество направлений. Её основными областями являются:

  1. Психодиагностика. Распознавание и анализ психологических особенностей человека.
  2. Психокоррекция. Воздействие на выявленные отклонения в психике для приведения её в соответствие с возрастными и иными нормами.
  3. Консультирование. Психологическая помощь здоровым людям, испытывающим временные трудности из-за жизненных обстоятельств.
  4. Психотерапия. Психологическая помощь здоровым людям с личностными расстройствами.

К прикладной психологии относятся области, направленные на оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Обычно это люди, которые:

  • оказались в сложной жизненной ситуации;
  • планируют строить бизнес;
  • испытывают сложности в общении;
  • переживают кризис личных или семейных отношений;
  • обеспокоены поведением собственных детей;
  • испытывают упадок сил, депрессию, раздражительность;
  • страдают от фобий и панических атак;
  • пытаются избавиться от вредных привычек;
  • желают сменить профессию.

Все перечисленные проблемы и жизненные ситуации находятся в компетенции прикладной психологии. В большинстве перечисленных случаев уместна консультация у психотерапевта.

Методы психологии

Основы возрастной психологии: что изучает предмет, какими аспектами занимается

Все применяемые в психологии методы делятся на две большие группы:

  1. Эмпирические. Данная группа включает сбор и интерпретацию имеющихся фактов, статистический анализ больших объемов данных и поиск закономерностей.
  2. Экспериментальные. Эти методы основываются на искусственном моделировании различных ситуаций в исследовательских целях. В данную группу входят, например, социальные эксперименты.

С целью сбора данных, пригодных для исследования и анализа, применяются такие методы как:

  • наблюдение – изучение эмоций и реакций человека;
  • самонаблюдение – осмысленное изучение собственного восприятия, эмоций, реакций, желаний и прочих психических процессов;
  • собеседование – беседа с человеком, позволяющая получить от него информацию, недоступную для наблюдения;
  • эксперимент – целенаправленное моделирование ситуации, позволяющей получить необходимую информацию о психике испытуемого;
  • опрос – выявление индивидуальных психологических особенностей испытуемого при помощи заранее сформулированных вопросов;
  • тестирование – оценка психологических качеств при помощи заранее подготовленных тестов, для которых уже разработан механизм интерпретации реакций и ответов испытуемого;
  • биографическое исследование – анализ жизненного пути человека, позволяющий определить особенности его психики, построить относительно точный прогноз на дальнейшую жизнь и дать рекомендации по её улучшению.

В прикладной психологии перечисленные методы обычно комбинируются, чтобы провести максимально точный и всесторонний анализ психики испытуемого.

Например, практически каждый человек хотя бы однажды устраивался на работу и проходил при этом собеседование и тестирование.

А психотерапевты комбинируют такие методы как собеседование, наблюдение и биографическое исследование, а также предлагают клиенту провести самонаблюдение в определенных ситуациях.

Заключение

Каждому человеку полезно знать, что такое психология и как её методы могут помочь ему в жизни и работе. Да, это сложная и многогранная наука, на изучение которой у специалистов уходят многие годы. Но даже базовые знания в психологии пригодятся каждому.

Они позволяют быть эффективнее, лучше справляться с проблемами, улаживать конфликты с друзьями и родственниками.

Любой взрослый человек, заинтересованный в саморазвитии, должен изучать психологию, чтобы определять мотивы чужих поступков, находить общий язык с окружающими, а также понимать природу собственных эмоций и переживаний.

Источник: https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/chto-takoe-psixologiya.html

Предмет возрастной психологии

Возрастная психология представляет собой перспективное, актуальное направление научных исследований, направленное на изучение фактов, механизмов и закономерностей развития личности на различных возрастных периодах; выявление возрастной динамики психики.

Научная область направлена на изучение закономерностей формирования и развития психики, исследуя движущие силы и механизмы данного процесса, анализируя различные научные подходы к пониманию природы, генезиса, функционального потенциала психики, выявляя различные аспекты становления психики, ее изменений в процессе реализации познания, коммуникации, деятельности.

Психология развития подразделяется на детскую, подростковую психологию, психологию юности, взрослости, геронтопсихологию. Каждое из научных направлений изучает динамику психологической жизни личности в рамках определенного возрастного периода.

Научная область отмечает все сравнительно медленные количественные, качественные изменения, которые происходят в психике личности при ее переходе от одного возрастного периода к следующему.

Основы возрастной психологии: что изучает предмет, какими аспектами занимается

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Объект и предмет психологии развития

Определение 1

Объектом изучения возрастной психологии является личность человека, которая находится в перманентном состоянии развития, изменений; закономерности формирования и развития личности.

Определение 2

Предмет научной отрасли – возрастные периоды развития, причины, возможные механизмы и закономерности перехода личности от одного возраста к другому, общие тенденции, направленность и темпы психического развития в онтогенезе.

Цели и задачи возрастной психологии

Определение 3

Главной целью возрастной психологии выступает оптимизация самоощущения личности в рамках отдельного возрастного этапа, гармонизация взаимоотношений с социумом, принятие собственной личности в любом возрасте

Основными задачами научной дисциплины выступают следующие:

  • исследование движущих сил и механизмов развития психики на протяжении жизни личности;
  • периодизация индивидуального психического развития;
  • исследование возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов на определенном возрастном этапе;
  • выявление возрастных возможностей, закономерностей реализации деятельности;
  • определение возрастных норм функций психики, психологических ресурсов и творческого потенциала личности;
  • создание службы систематического контроля за ходом развития ребенка, его психического состояния, оказание помощи родителям в проблемных ситуациях;
  • клиническая, возрастная диагностика;
  • реализация психологического сопровождения в кризисные периоды жизни личности;
  • оптимизация организации образовательно-воспитательного процесса.
Читайте также:  Виды черт характеров у людей: основные существующие типы, их психология

Категория возраста в психологии развития

Определение 4

Одной из основных категорий психологии развития выступает категория возраста – понятия, которое служит для обозначения временных характеристик индивидуального развития человека.

Различают хронологический и психологический возраст.

Определение 5

Хронологический — выступает характеристикой длительности существования человека от момента его рождения.

Определение 6

Психологический – представляет собой определенную своеобразную ступень онтогенеза, индивидуального развития, обусловленную особенностями, закономерностями формирования организма, воспитания, обучения, условиями социально-природной окружающей среды.

Основными компонентами возраста выступают следующие:

  1. Социальная ситуация развития;
  2. Новообразования;
  3. Ведущая деятельность.

Таким образом, психология развития представляет собой перспективное направление научной мысли, позволяющее оптимизировать процессы восприятия, принятия личностью себя во всей совокупности индивидуальных, возрастных, психологических проявлений.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/sistema_psihologicheskih_nauk/predmet_vozrastnoy_psihologii/

Психология развития

Психология развития – раздел психологической науки, изучающий рост и изменения личности на протяжении жизни. Её могут также называть возрастной психологией, хотя это чуть более узкое понятие.

Обычно выделяют четыре основных подраздела ПР: пре- и перинатальную психологию, детскую психологию, юношескую и п.зрелого возраста, а также геронтопсихологию.

Отправной точной в истории ПР стала публикация в 1882 году работы немецкого физиолога и психолога В.Прейера «Душа ребенка».

Сам термин «психология развития» стал общепринятым в 1960-1970 гг.

Объект и предмет психология развития

Объектом является человек в процессе взросления и становления личности. ПР устанавливает изменения людей, происходящие в разном возрасте, устанавливает их закономерности и причины.

Предметом же ПР становятся возрастные периоды, усовершенстование психических процессов (когнитивных, волевых, эмоциональных), моменты и трудности переходов от возраста к другому, скорость и направленность личностного развития в тот или иной период жизни.

Основы возрастной психологии: что изучает предмет, какими аспектами занимается

Психология развития

Задачи психология развития

Психология развития ставит своими задачами:

  • определение основных закономерностей развития индивидуума;
  • установку причин перехода от одного возраста в другой (от детства к юности, например);
  • классификацию каждого возрастного периода;
  • создание психологического описания каждого из периодов;
  • определение и исследование главных факторов развития.

Исходя из этих задач ПЛ получает следующие функции:

  • описательная – описывает этапы становления личности, особенности, присущие тому или иному возрасту;
  • объяснительная – поиск причин и факторов изменений личности в различном физическом возрасте;
  • прогнозирующая – благодаря этой функции можно заранее понимать, когда наступит психологический кризис, связанный с возрастными изменениями;
  • корректирующая – разработка лучших условий для личностного развития.

Пренатальная и перинатальная психология

Этому подразделу психологии развития уделяется сегодня большое внимание широких масс. Пренатальная психология занимается внутриутробным развитием малыша с 22 недели жизни плода до родов. Интранатальная фаза развития – это роды. Есть доказательства того, что ход родовой деятельности влияет на психику ребенка, а в последствие и взрослого. Постнатальная фаза – первая неделя после родов.

Геронтологическая психология

В центре геронтопсихологии находятся не только психологические, но также социальные и биологические аспекты старения. Процесс старения – дегенеративный, то есть развитие переходит в угасание, деградацию. Задачи геронтопсихологии – найти способы продлить активность когнитивных процессов, социально адаптировать пожилых людей.

Детская психология

Объем работ по детской психологии занимает чуть не большую часть всего объема работ по психологии развития, и это вполне объяснимо – основа личности формируется именно в детском периоде. Детская психология применяется в учебных заведениях, а также является объектом интереса для родителей.

Психология взрослого возраста

В центре этого подраздела ПР – возрастные жизненные кризисы человека. Часто подобные кризисы приводят к кардинальным изменениям в личной и общественной жизни человека. Кризис – это не нечто негативное, но толчок к новому витку развития.

Возраст

Одним из важнейших понятий ПР является понятие возраста.

Он может быть:

  • биологическим (соответствие физических параметров индивида средним показателям);
  • социальным;
  • психологическим (т.н. психологическая зрелость);
  • физическим (числовое значение в днях, неделях, годах).

Педиатра будет волновать несоответствие биологического возраста физическому, детского психолога – социального возраста физическому, психолога для взрослых – социального возраста физическому.

Принято следующее возрастное деление:

  • младенчество – с 0 до года;
  • раннее детство – с года до трех;
  • игровой возраст (дошкольник) – с трех до шести лет;
  • школьник – от шести/семи до двенадцати;
  • юношество – от двенадцати до двадцати лет, здесь также может добавляться категория тинейджер или подросток – с 12 до 16 лет;
  • молодость – с 20 до 25 лет;
  • взрослый – от 26 до 60 лет;
  • старость – с 60 (65) лет.

Факторы, влияющие на развитие личности

Основными факторами являются наследственность (биологический), среда и воспитание (социальные). Среда в данном случае – очень широкое понятие, подразумевающее все внешние факторы, влияющие на развитие личности: семья, друзья, место проживания, культурная и национальная сферы. Под воспитанием подразумевается осмысленное развитие ребенка.

Теории развития

Различные психологические концепции породили множество теории развития личности.

Можно выделить следующие теории:

  • теория созревания Гезела, определившего различную скорость обучения в разных возрастах;
  • теория происхождения и эволюции Дарвина, Лоренца, Тинберга;
  • теория привязанности Боулби и Мэри Эйнсуорт – это ведущая теория при объяснении поведения младенцев. Привязанность – достижение эволюции, она необходима для увеличения шансов младенца на выживание и наилучшую адаптацию. В зависимости от того, чувствует ли ребенок себя комфортно и безопасно с главным взрослым его жизни (обычно это мать), зависит его дальнейшее развитие и формирование связей с другими людьми.
  • Система Марии Монтессори отражает идею о стремлении ребенка к самостоятельности. Взрослые должны создать для ребенка обучающую «подготовленную» среду, ребенок же самостоятельно выбирает занятие. Монтессори-педагог лишь слегка корректирует процесс. Наиболее эффективна эта система для детей 3-6 лет (игрового возраста), однако на сегодня открыто множество учебных центров Монтессори, где занимаются с детьми от 8 месяцев.
  • Ортогенетический принцип Хайнца Вернера, одного из основоположников сравнительной психологии личности.
  • Когнитивное развитие Пиаже. Согласно этой теории развитие человека не ограничивается его врожденными способностями: возможно развить познавательные навыки.
  • теория научения физиолога Павлова, выросшая в бихевиористический подход к развитию личности.
  • теория социального научения Альберта Бандуры, изучавшего подростковую агрессию.
  • Теория Выготского с выводом о влиянии на развитие личности социальной ситуации развития.
  • теория психосексуального развития Фрейда с выделением таких периодов развития ребенка, как оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.
  • теория о 8 периодах развития личности Эриксона, который переосмыслил этапы развития по Фрейду, добавив к ним еще три взрослые стадии.
  • теория зрелости Карла Юнга.

Знакомство с основами психологии развития даст ключи к пониманию своих детей, старших родственников, а также самого себя. Применяя полученные данные, можно преодолеть с наименьшими потерями жизненные кризисы развития, сделать свою жизнь гармоничнее и счастливее.

Автор статьи социальный психолог  Гудилова Екатерина Владимировна

Источник: https://urologia.msk.ru/main/psixologiya/psixologiya-razvitiya

Возрастная психология

Основы возрастной психологии: что изучает предмет, какими аспектами занимается

Фото с сайта annamatedadventures.wordpress.com

Возрастная психология, как отрасль психологической науки, представляет интерес не только для специалистов. Основы ее знаний полезны как для тех, кто занимается воспитанием детей, так и для тех кто занимается   своим личностным ростом.

Как утверждал Антуан де Сент-Экзюпери, все мы родом из детства.

Еще Зигмунд Фрейд в своих исследованиях обратил внимание на тот факт, что причиной многих психических заболеваний, которые ему приходилось наблюдать, является не расстройство деятельности нервной системы, а личностные проблемы.

В подавляющем большинстве случаев это оказывались глубокие психические травмы, полученные в детстве. Таким образом, ученый предположил, что все детские переживания таки или иначе оказывают влияние на становление личности в зрелом возрасте.

При более тщательном изучении этого вопроса исследователи пришли к выводу, что действительно путь познания психологии взрослого человека лежит через понимание процессов изменения психики ребенка в определенные периоды.

Что изучает возрастная психология

Возрастная психология – это отрасль психологии, занимающаяся изучением динамики развития и формирования личности на разных возрастных этапах. В некоторых  источниках, включая Википедию,  ее также называют психологией развития.

Однако, существует мнение, что возрастная психология — это часть психологии развития. Первая изучает развитие психологических качеств на различных  этапах взросления человека, т.е.

соответствие этих качеств и  психических процессов конкретному возрастному периоду, в то время как психология развития помимо этого, занимается изучением психических процессов в целом.

Возрастная психология зародилась в конце XIX века, как одно из ответвлений сравнительной психологии.

Необходимость в более точном и конкретном понимании процессов, происходящих в детской психикой, была вызвана общим улучшением социального уровня жизни.

Если до этого самым эффективным методом воспитания во многих семьях считалась банальная порка ремнем, то постепенно родители начали приходить к пониманию, что должны существовать более гуманные методы общения со своими детьми.

 Ключевым на том этапе стал вопрос: как правильно воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему? Исследования в данном направлении стали толчком к дальнейшему развитию этой психологической области. Но сегодня задачи возрастной психологии трактуются более широко. Они заключаются в изучении тех движущих сил, которые влияют на психическое развитие ребенка на каждой стадии его взросления.

Вспомогательной наукой в вопросах исследования динамики психических процессов выступает генетическая психология.

По словам Сеченова, она отвечает на вопрос: «как происходит то или другое психологическое движение, проявляющееся чувством, ощущением, представлением, невольным или произвольным движением, как происходят те процессы, результатом которых является мысль».

Одним из наиболее известных ученых, чьи исследования внесли значительный вклад в развитии генетической психологии, является швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896—1980).

Методы возрастной психологии

Дети – достаточно непростой объект для исследования. С одной стороны, они совершенно искренни, поэтому в достоверности результатов исследований сомневаться не приходится.

Если им плохо они плачут, если смешно – смеются, особенно в младенческом возрасте они еще не умеют выдавать желаемые эмоции за действительные.

Но, с другой стороны, выбор методов исследования при работе с маленькими детьми очень ограничен, а анализ полученных результатов требует квалифицированного подхода.

Так, если для школьников можно устроить опрос, анкетирование или тестирование, то для дошкольников подходят только методы наблюдения и эксперимента. Причем, для получения достоверных данных наблюдение нужно проводить регулярно. Ведь маленький ребенок, как известно, «растет не по дням, а по часам», поэтому даже один упущенный месяц может исказить результаты исследования.

Читайте также:  Психастенический тип личности: что это за синдром акцентуации характера

Сколько длится детство?

Природа в своем развитии допустила такой интересный парадокс: чем выше по умственному развитию живое существо стоит в животной иерархии, тем дольше длится период детства.

Действительно, личинки мухи буквально сразу после своего рождения начинают ползать и добывать себе пропитание, маленькие котята становятся самостоятельными уже в двухмесячном возрасте.

В то же время человеческий ребенок рождается абсолютно беспомощным и долгое время не может обходиться без поддержки родителей.

Современная возрастная психология определяет период детства с рождения до 11 – 12 лет – того возраста, когда ребенок достигает определенной психологической зрелости. Однако в наши дни мы вряд ли можем себе представить 5-классника, который способен самостоятельно и взвешенно принимать серьезные решения, зарабатывать себе на пропитание или обеспечивать семью.

Однако в эпоху Средневековья или послевоенный период 12-летний подросток считался практически полноправным членом общества, с которого спрашивали как со взрослого. То есть, период детства значительно сокращался. С чем это связано? Практика показывает, что чем выше уровень духовной и материальной культуры общества, тем больше времени ребенку дается на взросление и беззаботное познание мира.

Этапы развития личности

Но в становлении психологически зрелой личности важен каждый этап ее развития. Исследования в сфере возрастной психологии показывают, что психика человека меняется в течение всей его сознательной жизни: начиная с детства и до старости.

Становление самосознания начинается с того момента, как ребенок впервые узнает свое отражение в зеркале и осознает себя как личность, отдельную от мамы. Всю последующую жизнь человек посвящает поиску собственного «я» и своего места в жизни.

В детстве ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, ищет свое место в коллективе, учится управлять своими эмоциями.

Подростковый период проходит в поисках идеала личности, когда подросток «примеряет» на себя качества других людей, чтобы понять, что же из этого всего подходит именно ему.

В юношестве определяющим моментом кажется творческое самовыражение, возможность «оставить свой след в истории».

Период взрослости, как рассматривает этот этап жизни человека возрастная психология,  — это время относительной психологической стабильности. Многие к сорокалетнему рубежу уже имеют профессию, стабильную работу, детей и постоянного спутника жизни. В таком случае самосознание человека движется по пути дальнейшего саморазвития и усовершенствования.

Но если действительность не соответствует установленным жизненным идеалам, то человеку начинает казаться, что он ничего не достиг. К таким размышлениям подстегивают проблемы в семье или ее отсутствие, низкооплачиваемая должность, отсутствие желаемых материальных благ: квартиры, машины, дачи.

Кризис среднего возраста, для которого характерно переосмысление своей жизненной стратегии, становится своеобразным толчком на пути к новому этапу развития личности. Одни в этот период бросают опостылевшую работу, другие расстаются со своими супругами и отправляются на поиски новых отношений.

 Как показывает практика, личностное развитие человека может продолжаться до глубокой старости. И в восемьдесят лет, при желании, мы можем оставаться социально активными членами общества: заниматься любимым делом, совершать научные открытия, постигать новые знания.

Главное условие для этого – твердая жизненная позиция и положительная «Я-концепция».

Иными словами, мы должны быть уверенны в том, что выбранный жизненный путь – правильный, должны уметь получать удовольствие от происходящего и продолжать стремиться к развитию своей личности.

Как применить эти знания в повседневной жизни?

Возрастная психология – это сложная наука, которая требует глубокого, системного подхода. Изучение  ее основных аспектов  помогает нам понять особенности развития личности на каждом этапе взросления. Как известно, проблему всегда легче предупредить, чем решить.

Зная причины возникновения кризиса среднего возраста, можно постараться его сгладить, помня о том, что это всего лишь переходной период, за которым следует новый виток развития личности.

Знания об особенностях подросткового возраста  помогут легче найти общий язык с сыном или дочерью, который неожиданно начали дерзить вам и пропускать школу.

И, наконец, понимание того, что во всем происходящем с вами – даже если это депрессия, личностный кризис или страх приближающейся старости, – нет ничего необычного и это лишь естественный этап развития, поможет вам проще преодолевать непростые жизненные периоды.

Источник: http://mirna360.com/psixologiya/vozrastnaya-psixologiya.html

Что изучает возрастная психология — основы и методы науки

Учёными установлено, что каждой личности присущи свои психические изменения в процессе становления. Определённый этап взросления индивида имеет свои характерные черты и подчиняется общим законам. Основная задача психологов в рамках возрастной психологии — исследовать механизмы психического развития и выяснить, как формируется характер с рождения индивидуума до самой его смерти.

Какие аспекты рассматривает возрастная психология?

Объектом исследования такой дисциплины, как возрастная психология, есть и всегда будет индивид, а также его психика и поведение в определённые периоды своей жизни.

Наука описывает особенности психического развития индивидуума в зависимости от конкретного возраста. Благодаря этой дисциплине, удалось понять причины перемен в ходе взросления.

Возрастная психология не только описывает каждый этап жизни, но и объясняет суть происходящих превращений.

Дисциплина изучает изменения в психологии индивидуума по мере его взросления. Главенствующее место в возрастной психологии отводится психическому развитию индивидуума.

Разделы возрастной психологии:

  • пре – и перинатальная;
  • детская;
  • юношеская;
  • зрелого возраста;
  • геронтопсихология.

Задания науки:

  • выявление и изучение общих и отдельных для определённой возрастной группы закономерностей;
  • создание психологической картины всех этапов взросления;
  • выявление потенциала и психологического ресурса на разных периодах;
  • решение проблем, возникающих в ходе психического развития индивида.

На становление науки о психологическом развитии индивидуума повлияли такие дисциплины: общая, социальная, дифференциальная, личностная, педагогическая психология.

Возрастная психология опирается на информацию из области медицины, культурологи, социологии, педагогики, этнографии. Благодаря исследованиям особенностей психологического развития индивида учёными были установлены закономерности становления личности.

Эти знания стали достоянием общественности и приобрели практическое использование.

Возрастная психология взаимосвязана с психологией развития индивида. Эти дисциплины изучают одинаковые аспекты. Правда, возрастная психология больше внимания уделяет психологическим чертам индивидуумов различных возрастов. Психология развития исследует законы психологических возрастных преобразований.

На основании выводов обеих этих дисциплин выявлены некоторые тенденции развития индивидуумов в ходе возрастной трансформации. Сформулированы психологические характеристики различным категориям личностей, относящимся к определённым возрастным группам.

В поле зрения этой научной дисциплины попадают количественные и качественные изменения, происходящие в психике и поведении индивидуума при плавном перемещении из одной возрастной группы в последующую.

Подобные перемены охватывают какой-то период времени — пару месяцев для малышей либо несколько лет для взрослых.

Изменения в психологии зависят от биологического взросления, психического и физиологического состояния индивида, его положения в социуме, приобретённого интеллекта и достигнутого уровня развития личности.

Каждый этап жизни человека характеризуется таким понятием, как возраст. Определённый период взросления имеет свои психологические и поведенческие особенности. За пределами одного возраста они не повторяются.

Возрастные особенности индивида обусловлены наследственностью, воспитанием, средой общения и характером деятельности индивида. На формирование личности в любом возрасте влияют как внешние, так и внутренние факторы.

Постепенное психологическое развитие человека зависит от ряда побудительных причин. Личность эволюционирует в результате возникновения внутренних противоречий.

На их появление влияет отношения человека к обществу, собственным успехам и неудачам, конфликтным ситуациям. Посредством деятельности индивид разрешает внутренние противоречия и обретает новые черты характера.

Если внутренний конфликт выходит за рамки нормы, у человека развиваются психические заболевания.

Проблемы, которые изучает наука

Проблемные аспекты возрастной психологии:

  • какие факторы сильнее влияют на психическое развитие индивидуума — физиологическое созревание или окружающий мир;
  • что воздействует на психику индивида — стихийное или организованное обучение;
  • как способности сказываются на личностном росте;
  • как в ходе взросления меняется интеллект и характер индивида, каким образом эти факторы воздействуют на формирование личности.

Методы, которые применяются

Возрастная психология использует те методологические разработки, которые применяются в других психологических науках. С их помощью изучаются возрастные изменения в психике и психических процессах. Основными методами исследования данной дисциплины являются наблюдение и эксперимент.

С помощью наблюдения удаётся получить разностороннюю и точную информацию о человеке. Поведение индивида исследуется систематически и в связи с конкретной целью. Впоследствии оно анализируется, описывается и объясняется.

Наблюдение даёт объективное описание поведения индивидуума. С помощью подобного метода психолог получает информацию об объекте исследования как о целостной личности в связи с его высказываниями, поступками и разного рода действиями.

Благодаря наблюдению удаётся системно проанализировать психологическое развитие индивида. Методика исследования может охватывать определённые вопросы или полностью поведение личности. В ходе наблюдения специалист не имеет права корректировать изучаемое явление.

Подобная методика исследования лишь фиксирует, но не формирует психические особенности индивида.

Наблюдение часто сочетается с экспериментом. Оба этих метода помогают изучить возрастные психические изменения. Экспериментальная методика исследования изучает реакции индивидуума, а не спонтанные проявления его психики.

В ходе эксперимента психолог специально вызывает изучаемое явление, меняет условия исследуемого процесса. Благодаря этому методу определяется степень развития личности, уровень интеллекта.

С помощью целенаправленной формирующей методики можно так воздействовать на исследуемого человека, чтобы у него выработались определённые навыки и умения.

В возрастной психологии применяются такие методы: моделирование (воссоздание требуемой психической ситуации), методика изучения условных рефлексов (глотательных, сосательных, хватательных и других), психогенетические (близнецовый, анализ родословной), исторический (изучение жизненных путей индивидуумов) и другие. Нужную информацию об объекте изучения психолог собирает с помощью беседы, анкетирования, тестирования. Определённые методы возрастной психологии применяются на каждом этапе развития личности. С их помощью с учётом возраста исследуются особенности психики и поведения индивидуума.

Книги по возрастной психологии

Актуальные аспекты возрастной психологии нашли своё отображения в популярных психологических книгах. Подобного рода литературу можно найти в интернете и книжных магазинах. В любом произведении читатель отыщет советы для разрешения каких-то своих возрастных проблем.

Самые популярные книги психологической тематики:

  1. Эрик Эриксон «Идентичность: юность и кризис».

В своём произведении автор рассматривает проблемы юношеского возраста, многие из которых связаны с социальным становлением личности. В книге анализируются все аспекты возрастного кризиса. Согласно теории Эриксона судьба любого индивида зависит от его деятельности на ранних этапах жизни.

  1. Снайдер Ди «Курс выживания для подростков».
Читайте также:  Определение конгруэнтности и неконгруэнтности в психологии: что это в общении

На страницах книги автор даёт советы подросткам и рассказывает им, как завести друзей, избавиться от робости, приобрести уверенность в себе и поднять самооценку. В произведении описаны проблемы, с которыми часто сталкиваются дети в силу своей неопытности: алкоголизм, наркотики. Автор рассказывает, как избежать проблем и что делать, когда молодые люди попали в беду.

  1. Н.А. Гусева «Тренинг предупреждения вредных привычек у детей».

В своём произведении автор не только описывает проблему, но и даёт практические рекомендации по работе с детьми в плане профилактики курения, алкоголизма и наркомании. В книге представлены авторские разработки по решению проблем, связанных со злоупотреблением психоактивных веществ. В этой научной работе психологи, учителя и родители могут найти много полезной информации.

  1. Г.И. Макартычева «Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения».

В произведении описаны психологические упражнения для подростков, благодаря которым можно уберечь их от асоциального поведения. Автор информирует читателей по правовым вопросам, учит родителей правильно воспитывать своих детей. Если педагоги хотят уберечь подростков от неправильного поведения, им нужно ориентировать детей на достижение позитивных целей.

  1. Р.В. Овчарова «Психологическое сопровождение родительства».

Воспитание детей в семье зависит от того, в каком качестве выступают родители. Автор книги описывает, с какими проблемами сталкиваются взрослые люди, когда у них появляется ребёнок.

Многие родители морально не готовы воспитывать детей. В произведении даны консультации и методы коррекции поведения взрослых людей.

Рекомендации автора позволяют нормализовать психологический климат в семье и развить чувство родительской любви к детям.

Если человек сталкивается с проблемами в семье или воспитании детей, без грамотной поддержки ему не обойтись. Разобраться в нюансах возрастных кризисов поможет опытный психолог-гипнолог Никита Валерьевич Батурин. Этот специалист помогает людям со всех уголков мира избавиться от различных психологических проблем. К тому же, вы можете увидеть много интересных видео на тему психологии здесь.

Источник: https://ProPanika.ru/psihologiya/chto-izuchaet-vozrastnaya-psihologiya-osnovy-i-metody-nauki/

Тест с ответами: “Возрастная психология”

I вариант.

1. Как называется закономерность возрастного психического развития, характеризующаяся присущим определенному возрасту оптимальным сочетанием условий для развития определенных психических свойств и процессов?
а) сензитивность+
б) вариативность
в) компенсаторность

  • г) преемственность
  • 2. Подберите определение понятию геронтогенез:
    а) период старения и старости+
    б) наука о внутриутробных дефектах развития плода
    в) период зрелости
    г) инфекционное заболевание
  • д) переход от юности к взрослости

3. Чем является реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния?
а) анаболизм
б) аффект
в) стресс+

  1. г) катаболизм
  2. 4. Прочитайте предложение и вставьте слово, которого не хватает:
    Наука, изучающая пожилой возраст, называется __________
  3. Ответ: геронтология.
  4. 5. Выберите проблемы возрастной психологии:
    а) проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека+
    б) проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие+
  5. в) соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психическом развитии ребенка; +

6. Год принятия ЮНЕСКО “Конвенции о правах ребенка”:
а) 1989 г. +
б) 1992 г.
в) 1962 г.

г) 1997 г.

7. Что называется ходом жизни в виде постоянного круговорота, подобного временам года?
а) жизненный стиль
б) жизненный цикл
в) время жизни

г) жизненный путь

8. Какой период жизни человека, изучает возрастная психология?
а) от рождения до смерти+
б) с 7 до 18 лет
в) с 7 лет до смерти
г) от рождения до 18 лет

д) от рождения до 60 лет

9. Что является предметом возрастной психологии?
а) изучение закономерностей психического развития в онтогенезе+
б) изучение индивидуально-психологических различий между людьми
в) изучение общих психологических закономерностей, понятий психологии, определение методического аппарата
г) изучение процесса обучения и воспитания

д) изучение особенностей физиологического развития людей различных возрастов

10. Прочитайте текст и вставьте недостающее слово:
Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости называется _________психологией.

Ответ:возрастной

11. Чем является процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления?
а) учением
б) научением
в) обучением

г) усвоением+

12. Что такое специфический набор признаков и ценностей, по которому представители данного возрастного слоя, класса или группы осознают и утверждают себя в качестве “мы”, отличного от всех остальных возрастных общностей?
а) возрастная структура
б) возрастной класс
в) возрастная группа
г) возрастная культура+

д) возрастная степень

13. Что такое признанное деление жизни индивида по мере того, как он переходит от младенчества к старости?
а) возрастная степень+
б) возрастной класс
в) возрастная группа
г) возрастная культура

д) возрастная структура

14. Как называется закон научения, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе?
а) закон готовности
б) закон упражнения
в) закон смежности во времени

г) закон подкрепления+

15. Что образуется совокупностью людей, занимающих в определенный момент времени нормативно выделенную возрастную степень?
а) возрастной класс+
б) возрастная степень
в) возрастная группа
г) возрастная культура

д) возрастная структура

16. Как называется индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом его жизни?
а) икрогенез
б) филогенез
в) антропогенез

г) онтогенез+

17. Как называется быстрое изменение в психике и поведении человека, которое происходит под влиянием социальных факторов?
а) эволюционным развитием
б) ситуационным развитием+
в) революционным развитием

г) поступательным развитием

18. Какой возраст человека определяется психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими изменениями?
а) социальный
б) психологический+
в) Энергетический

г) субъективный

19.

Что такое сенситивный период?
а) естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста
б) процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития
в) период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологический свойств и видов поведения+

г) максимальное развитие человеком имеющихся у него задатков и способностей, их реализация в практических делах

20. Каким возрастом является период с момента зачатия и до конца жизни?
а) биологический
б) хронологический+
в) профессиональный

  • г) социальный
  • II вариант.

1. Какая функция движения направлена на внешний мир?
а) тоническая
б) рефлексивная
в) кинетическая

г) регулятивная+

2. Расставьте в верном порядке периоды онтогенеза, по Д.Б. Эльконину:
1) ранее детство
2) детство
3) отрочество
а) 1,2,3+
б) 2,3,1
в) 3,2,1

  1. г) 1,3,2
  2. 3. Семиотическая функция это:
    а) способность устанавливать связь между каким-либо жестом в качестве обозначающего и объектом, действием, ситуацией в качестве обозначаемого
    б) процесс объединения значений двух явлений между собой
    в) процесс превращения какого-либо явления из внешнего во внутреннее
  3. г) способность ребенка мысленно представлять наблюдаемый объект, непосредственно не наблюдаемое в данный момент явление или событие в виде образов, символов или знаков+
  4. 4. Назовите закономерную и необходимую зависимость психических явлений от порождающих их факторов:
    а) эволюционизм
    б) детерминизм+
    в) функционализм
  5. г) эгоцентризм
  6. 5. История индивидуального развития личности это:
    а) жизненный цикл+
    б) жизненный путь
    в) образ жизни
  7. г) стиль жизни
  8. 6. Закон психического развития, согласно которому каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития это:
    а) метаморфозы
    б) неравномерности возрастного развития+
    в) биогенетический
  9. г) развития высших психических функций
  10. 7. Кризис возрастного развития это:
    а) новый этап в развитии психических качеств человека
    б) переход от одной стадии развития к другой, сопровождающийся эмоциональным подъемом
    в) несоответствие между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями, ведущее к аффективным взрывам
  11. г) задержка в психическом развитии человека, сопровождаемая депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами личностного и межличностного характера+
  12. 8. Пассивное приспособление к среде это:
    а) аккомодация
    б) социализация
    в) ассимиляция+
  13. г) фрустрация

9. Выберите форму действия по Ж.Пиаже:
а) эмоция
б) речь
в) операция+

г) мысль

10. Непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями ?
а) особенности
б) новообразования
в) кризисы+

  • г) свойства
  • 11. Обучение и воспитание, целенаправленно осуществляемое специальной частной и государственной системами образования, начиная от семьи и заканчивая высшими учебными заведениями:
    а) стихийным обучением
    б) организованным обучением+
    в) преподаванием
  • г) изменением
  • 12. Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития:
    а) зона ближайшего развития+
    б) кризис развития
    в) новообразование развития
  • г) зона актуального развития

13. Что такое: «качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов»?
а) Рост
б) развитие+
в) совершенствование

г) созревание

14. Чем является процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а так же организация формирования знаний, умений, навыков?
а) обучением+
б) усвоением
в) тренировкой

  1. г) научением
  2. 15. Возрастное новообразование это:
    а) психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и определяют весь ход его развития в данный период+
    б) противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями
    в) восприимчивость к внешним воздействиям
    г) индивидуальные особенности ребенка
  3. д) структура личности ребенка

16. К какому детерминизму относится зависимость развития психики от предметных действий ?
а) механический
б) сихологический
в) деятельностный+

г) биологический

17. Как называется метод при котором, одна и та же группа людей тестируется через фиксированные промежутки времени?
а) лонгитюдным методом+
б) близнецовым методом
в) кросс-культурным исследованием
г) квазиэкспериментом

  • д) генетическим методом
  • 18. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления это:
    а) учение
    б) научение
    в) обучение
  • г) усвоение+
  • 19. Выявление определенных психических особенностей и уровней развития соответствующего психического качества или свойства это:
    а) констатирующий эксперимент+
    б) формирующий эксперимент
    в) Моделирование
    г) Исследование
  • д) наблюдение
  • 20. Реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния это:
    а) анаболизм
    б) аффект
    в) стресс+
  • а) катаболизм

Источник: https://liketest.ru/psixologiya/test-s-otvetami-vozrastnaya-psixologiya.html

Ссылка на основную публикацию