Определение буллинга: что это значит в отношении детей и женщин, как бороться

Буллинг, моббинг, троллинг – эти понятия, с небольшими уточнениями, обозначают одно – детскую жестокость.

Когда над вашим ребенком издеваются в школьном коллективе, то название терминов, придуманных психологами, не так существенно. Важно понять, как остановить детскую травлю – буллинг. Избавить своего сына или дочь от участи жертвы. Что мы, как родители, можем сделать в случае детского террора, и чему научить наших детей.

Что такое буллинг

Определение буллинга: что это значит в отношении детей и женщин, как бороться

  • Буллинг в школе – это когда один ребенок терроризирует более слабого соученика.
  • Если тех, кто издевается над одноклассником, несколько – это моббинг.
  • Термин троллинг используется, если терроризируют через интернет и соцсети.

Эти понятия часто пересекаются: если негласный лидер начинает травлю, ее тут же подхватят его друзья. Да и кибер-буллинг или троллинг, по-другому, сейчас используется в совокупности с травлей в реале.

Термину «буллинг» уже более сотни лет, но сама детская травля – вечна.

Признаки буллинга в школе:

  1. Физическая и моральная слабость жертвы.
  2. Постоянство. То есть агрессия повторяется время от времени по отношению к одному и тому же соученику.
  3. Умышленное негативное поведение ребенка-агрессора.

Обычно буллинг в школе начинается с психологической агрессии:

  • Это могут быть обидные высказывания, высмеивания и оскорбления в адрес жертвы. Часто дается обидное прозвище, которое подхватывает весь класс, распускаются сплетни, как в реальности, так и в интернете.
  • Угрозы причинения физического вреда, как насилием над самим ребенком, так и над его близкими людьми.
  • Такие действия, как неприличные жесты в сторону пострадавшего от буллинга ученика. Выкидывание в мусор его личных вещей, плевки в лицо и на одежду. Агрессоры могут воровать вещи, деньги ребенка. Все это крайне отрицательно воздействует на психику.
  • Склонение к противоправным действиям. Могут угрозами или обещаниями прекратить издевательства заставить своровать что-либо, поджечь или сломать.
  • Вымогательство, как денег, так и вещей у жертвы.
  • Бойкот или игнорирование.

Определение буллинга: что это значит в отношении детей и женщин, как бороться

Физический буллинг в школе:

  • Причинение физического вреда. Это могут быть пинки, удары и даже избиения с тяжелыми последствиями для здоровья.
  • Действия сексуального характера. В основном, от этого страдают девочки, но и мальчикам можно причинить вред подобным образом.

Причины буллинга

Издевательства над более слабым ребенком могут иметь место еще в саду или в начальной школе. Но наибольший размах травля принимает в подростковом возрасте. Именно в этот период наиболее важно остановить детскую травлю в школе. Если этого не сделать, подросток усваивает поведенческие особенности жертвы на всю жизнь.

Пострадать от буллинга может любой школьник. Но наиболее часто жертвами агрессии становится тот ребенок, который чем-то отличается от коллектива.

Определение буллинга: что это значит в отношении детей и женщин, как бороться

Это дети, не умеющие скрывать собственную моральную или физическую слабость:

  • Такие дети тяжело находят общий язык со сверстниками, предпочитают общество взрослых и учителей.
  • Физически слабые дети, возможно, с инвалидностью.
  • Эмоциональные дети, ярко реагирующие на любую попытку их задеть, что вызывает смех у окружающих.
  • Неуверенные в себе.
  • Подростки, которые хуже или беднее всех одеты.
  • Не следящие за собственной гигиеной: плохо пахнут, имеют грязную одежду, волосы или зубы.
  • Ученики, к которым отрицательно относятся взрослые. Сколько раз мы слышали о неподобающем отношении учителей. Именно они дают моральное право плохо относиться к отверженным одноклассникам.

Определение буллинга: что это значит в отношении детей и женщин, как боротьсябуллинг в школе

Как распознать, что ваш ребенок стал жертвой буллинга в школе

Довольно часто, особенно в подростковом возрасте, школьник становятся скрытными. На вопрос родителей, как дела в школе, буркнут «нормально» сквозь зубы. Но внимательным родителям несложно понять, что с их сыном или дочерью происходит неладное.

Читайте статью о том, стоит ли строить отношения с мужчиной и как это делать

Несколько признаков того, что у вашего отпрыска существуют проблемы с общением:

  • После школы ребенок часто находится в подавленном состоянии.
  • Неохотно идет в школу, ищет любую причину, чтобы не посещать учебное заведение. Если удается пропустить, выглядит на порядок счастливее.
  • Может категорично отказаться идти на уроки.
  • У него нет друзей в школе. Если необходимо узнать про домашнее задание, такому ребенку даже некому позвонить из своих одноклассников.
  • Не участвует во внеклассных мероприятиях. Не ходит на дни рождения и в гости к другим ученикам, никого не приглашает к себе.
  • Практически ничего не рассказывает о школьной жизни.
  • Бывают случаи, когда школьник приходит домой с уроков раньше положенного и не рассказывает причину самовольного ухода.

Если у вас, как у родителей, есть сомнения, что же происходит с вашим ребенком, не бойтесь обратиться за информацией к классному руководителю и школьному психологу. Они обязаны знать, что происходит в их школе с их подопечными.

Если учителя не дают четкого ответа на ваши вопросы, идите дальше – к завучу, директору и в местное Управление образования.

Но самый лучший способ выяснить, что же происходит – это доверительные отношения с вашим сыном или дочерью.

Определение буллинга: что это значит в отношении детей и женщин, как бороться

Последовательность действий при буллинге такова:

  • Убедиться, что в школе действительно идет травля.
  • Обсудить с учителями и школьным психологом сложившуюся ситуацию, сообща найти пути решения. Преподаватели в этом случае должны провести беседы с другими учениками, выяснить их позицию и разъяснить ее последствия. Внимательнее отнестись к тому, что происходит на переменах с пострадавшим. Вызвать родителей агрессора для беседы, подключить вас к ее проведению.
  • Ребенку лучше провести один-два дня дома, пока идет разбирательство с учениками.
  • Возможно, стоит перевести вашего сына или дочь в другой класс или даже школу. Новый коллектив – это тоже некоторый стресс для ученика, но он может быть на порядок меньше, чем общение со своими школьными преследователями.
  • При подавленном состоянии и подозрении родителей на посттравматический синдром, необходимо обратиться к психологу.
  • Главное для родителей – не отмахиваться от проблем своего ребенка. Не считать их чем-то незначительным и проходящим. Если не будет поддержки родителей, ребенок самостоятельно не справится с направленной против него агрессией. Нужно внимательно выслушать подростка, задавать наводящие вопросы, и главное, ни в коем случае не осуждать его действия или бездействия, если он стал жертвой буллинга в школе.
  • Совместно обсуждать будущее поведение необходимо, но не прошлые поступки, какими бы неправильными они вам не казались. Ребенок только нарабатывает опыт общения, учится правильно проявлять или скрывать свои эмоции. Ваша задача – помочь, а не осуждать.
  • Поддержать жертву фразами: «Ты ни в чем не виноват», «Я тебе верю», «Мы решим эту проблему», «Такое часто случается с другими учениками», «Мне очень жаль».
  • Обсудите причины поведения главного зачинщика буллинга. Скорее всего, это желание самоутвердится за счет более слабого соученика, стремление к власти или способ пережить проблемы в семье или насилие.
  • Демонстрируйте желание защитить ребенка.
  • Привлекайте на свою сторону защитников: это могут быть родители других учеников или преподаватели.
  • Напомните ребенку о его достижениях, о том, в чем он не хуже других или даже лучше. Пусть он составит список своих сильных сторон. Это может быть, к примеру: «я быстрее всех бегаю», «я лучше всех пою в хоре», «я умею шить» и тому подобное. Помогите ребенку составить такой список и не убирайте его, пусть он всегда будет перед глазами.
  • Если вам известно о чем-то нехорошем в отношении одноклассника-агрессора, поделитесь этим с вашим ребенком, и научите использовать это против своих обидчиков. Да, это нечестный прием, но иногда им стоит пользоваться в рамках самозащиты.

Определение буллинга: что это значит в отношении детей и женщин, как бороться

Общие рекомендации как бороться с буллингом в школе

Необходимо найти сферу применения талантов вашего отпрыска. Это может быть один из видов спорта, музыка, рисование или любое другое занятие, которое придется по душе. Сейчас есть множество детских клубов с всевозможными кружками. Если маленький человек найдет себе хобби, в которых достигнет результатов, то будет ощущать себя гораздо увереннее в общении.

Но не стоит заставлять детей ходить на тренировки или кружки, куда они не хотят. Это только добавит стресса в их жизнь, а успеха в том, к чему не лежит душа, все равно не добиться. Не страшно, если дети сменили несколько кружков, рано или поздно они найдут то, что им будет интересно и добавит уверенности в себе.

Проговаривайте вслух гипотетические ситуации, в которые может попасть школьник и варианты его ответов. В критической ситуации это поможет быстрее сориентироваться и дать отпор обидчикам.

Помните, чем раньше вы вмешаетесь, тем проще будет остановить детскую травлю.

Определение буллинга: что это значит в отношении детей и женщин, как бороться

Когда конфликт улажен, можно начать действовать на перспективу:

  • Чаще приглашать в гости тех детей, с кем ладит ваш отпрыск.
  • Родителям начать активно участвовать в школьной жизни: организовывать мероприятия, походы, поездки.
  • Наладить отношения с родителями одноклассников, проводить время совместно с их детьми.

Самозащита

У многих родителей возникает желание отдать ребенка на занятия по самообороне или каратэ. Конечно, в жизни такие навыки не повредят никому. Но не ожидайте, что ребенок в реальной ситуации сможет дать физический отпор противникам. Для этого необходим особый склад характера, которым вряд ли обладает жертва травли.

 В таком случае, как остановить детскую травлю – буллинг?

Главный способ защиты лежит в психологической плоскости, а не физической. Побеждает тот, кто готов идти до конца, а не тот, кто знает больше приемов самообороны или даже сильнее физически.

Определение буллинга: что это значит в отношении детей и женщин, как бороться

Необходимо учить ребенка правильному поведению, умению отстаивать свою точку зрения и позицию в целом, а не идти на поводу школьного сообщества. С младшего возраста необходимо прививать ребенку чувство гордости, собственного достоинства и уверенности в себе.

Рассказывайте вашим детям, как распознавать ложь, манипуляцию. Это очень легко делать даже с самыми маленькими детьми – просто заостряйте внимание ваших детей на таких моментах в сказках или мультфильмах. Как пример, сказка о Буратино.

Здесь лиса Алиса и Кот Базилио пытаются обмануть Буратино или Румпельштильцхен в мультфильме о Шреке для более старших детей. Обращайте внимание ребенка на интонации героев, выражение их лиц при попытке манипуляции и лжи. При чтении сказок подчеркивайте слова и их реальный смысл.

Обсуждайте с ребенком ситуации из жизни, которым он стал свидетелем – как следовало ответить и поступить тому, кого обижали, чтобы не оказаться в роли жертвы.

Определение буллинга: что это значит в отношении детей и женщин, как бороться

Итоги

Дети – они как маленькие звери, в них на протяжении долгих лет нужно воспитывать человечность, доброту и участие. Учить, что такое хорошо и плохо. Плюс, в силу возраста, они просто не способны полностью контролировать свои эмоции и действия, которые их и вызывают.

Именно поэтому родители занимаются воспитанием своих отпрысков дома, а в школе для этого поставлены учителя и социальные педагоги. Но, к большому сожалению всего нашего общества, преподавателям сейчас абсолютно неважно, что творится в детском коллективе. Если только это не сказывается на оценках – ведь учителя получают свою зарплату исходя из общей успеваемости класса.

Винить только школьных преподавателей в буллинге в школе нельзя. По большей части, в этом виновата система. Но в глазах родителей это не оправдание, ведь пострадавшими из-за невыполнения школой своих обязанностей являются дети. Много детей – в каждом городе и каждой школе.

Видео на тему буллинга в школе

Источник: https://womanliga.ru/bulling-v-shkole/

Что такое буллинг

В любом коллективе от детсадовского до рабочего могут проявляться формы агрессии к одному или нескольким участникам. Чем опасна такая травля и как ее предотвратить расскажем в этой статье.

Определение буллинга: что это значит в отношении детей и женщин, как бороться

Определение буллинга

  • Понятие образовано от английского слова «bullying», в переводе «травля».
  • Буллинг — намеренное преследование жертвы, одного из членов коллектива другими.
  • Характерными признаками травли являются:
  • Силы агрессора и преследуемого явно неравны. Жертва не имеет возможности себя защитить в силу физической слабости или других причин. Если силы сторон равнозначны, то следует говорить о конфликте, но не о травле.
  • Насилие над жертвой буллинга осуществляется на регулярной основе, постоянно. Разовое оскорбление считать травлей нельзя, это просто оскорбление. Буллер угнетает свою жертву ежедневно, либо всегда, когда есть такая возможность.
  • Применение насилия и травля вызывают у жертвы крайне негативную психологическую реакцию.
Читайте также:  Описание методов подбора персонала: какие современные техники используются

Основной целью буллера (агрессора) является сокрытие собственной неполноценности. Ни с лидерством, ни с руководством деятельностью, травля не имеет ничего общего.

Главными побуждающими мотивами для буллинга являются зависть, месть, борьба за власть, личная неприязнь к человеку.

Такой человек выбрав жертву, станет изводить ее постоянными насмешками, оскорблениями, издевательствами, вплоть до физического насилия. Травля может быть и коллективной, когда к агрессору присоединяются, так называемые «преследователи».

Это помощники нападающего, которых отличают следующие черты личности:

  • отстуствие крепкого стержня внутри себя (легко поддаются чужому влиянию);
  • низкая степень ответственности за собственные поступки;
  • отсутствие эмпатии, сопереживания;
  • низкая самооценка, желание подружиться с «сильными» членами коллектива.

Групповая агрессия в отношении жертвы имеет более сильный и пролонгированный эффект, влияние на психику ребенка сильнее, чем при индивидуальном буллинге.

Самые тяжелые последствия наступают для подвергшихся травле детей и подростков, поскольку взрослые люди гораздо меньше подвержены психологическому насилию и могут за себя постоять, в том числе и путем обращения в правоохранительные органы. Дети, как правило, боятся просить защиты или не высказывают свои переживания взрослым из чувства ложной гордости или порядочности.

Виды буллинга

Насилие над человеком может приобретать различные формы, рассмотрим основные виды буллинга.

Физическое воздействие

Агрессор воздействует на жертву физически – толкает, пинает, дергает за волосы. Физическое насилие может быть, как слабо выраженным, так и сильным, вплоть до нанесения побоев. Такой буллинг пресекается чаще других форм, поскольку его последствия очевидны, а соответствующие действия наказуемы по закону.

Эмоциональный буллинг

Наиболее распространенная форма травли, которая выражается в постоянном унижении насмешках и оскорблениях. Ребенок может быть дискриминирован по национальным или социальным характеристикам, физическим недостаткам. «Жиртрест», «каланча», «сын алкашей» — это все примеры эмоциональной травли.

Жертва подвергается издевательствам, зачастую находится в социальной изоляции, что может послужить причиной нервного срыва. В роли агрессора могут выступать не только ученики, но и учителя, публично высмеивающие умственные способности или поведенческие навыки ребенка.

Экономический буллинг

Экономический буллинг выражается в том, что у жертвы вымогаются или прямо отбираются деньги или другие ценности, вещи. Может подвергаться порче одежда или иные личные предметы.

Такой вид агрессии опасен тем, что сведения о преследуемом человеке распространяются очень быстро и становятся доступными одномоментно большому количеству людей.

Кибербуллинг

Эта форма травли появилась сравнительно недавно и включает в себя проявление агрессии с использованием средств коммуникации. Это может быть распространение порочащей информации в социальных сетях, направление писем с угрозами по электронной почте или в виде СМС-сообщений, съемка издевательств над жертвой на видеокамеру.

Определение буллинга: что это значит в отношении детей и женщин, как бороться

Причины буллинга

Травля — понятие многофакторное, ее появлению в школе способствует несколько составляющих. Прежде всего, зачастую микроклимат в школе дает почву для развития буллинга.

Это возникает в случаях, когда:

  • Учителя сами провоцирует ситуации травли, позволяя унижение или насмешки в адрес отдельных ребят.
  • Взрослые создают привилегии для некоторых учеников, которые становятся «любимчиками», и которым многое прощается.
  • Преподаватели стараются не замечать конфликты между подростками, не берут на себя ответственность за агрессивное поведение детей. Оставаясь в стороне от проблемы, взрослые тем самым, поощряют дальнейшее развитие буллинга в школе.
  1. Важна и личность самого агрессора, как центральной фигуры буллинга.
  2. Дети и подростки становятся буллерами при наличии следующих факторов:
  1. Уровень воспитательной работы в семье отсутствует или очень низкий.

  2. У человека очень низкая самооценка, которую он пытается поднять за счет унижения других.

  3. Ребенок стремится быть в центре внимания, стать неформальным лидером.

  4. Имеется опыт подобных отношений в предыдущих социальных группах.

  5. Эмоциональная подвижность: импульсивность, агрессивность.

  6. Низкий уровень эмпатии, сопереживания.

Буллерами часто становятся дети из социально-неблагополучных семей, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, имеющие с раннего возраста сексуальные контакты. С другой стороны, в качестве агрессоров выступают дети из абсолютно обеспеченных семей, так называемые «мажоры».

Объединяет агрессоров отсутствие любви и внимания со стороны взрослых, в том числе, и по причине постоянного зарабатывания денег.

Ребенок, оставаясь без понимания со стороны самых близких людей (мамы и папы) становится озлобленным и пытается добиться признания путем эмоциональной и физической травли других ребят.

Кто чаще становится жертвой буллинга в школе

Преследованию может подвергаться любой человек, но есть одна черта, которая объединяет все жертвы — острая эмоциональная реакция на оскорбления и приставания.

Как только обидчик почувствовал злость, страх или обиду, он понимает, что добился своего, он подпитался эмоциями жертвы.

Если реакция на домогательства будет адекватно сильной или равнодушной, то объект травли быстро сменится, задевать его станет не интересно и не выгодно для обидчика.

Определение буллинга: что это значит в отношении детей и женщин, как бороться

Традиционно объектами буллинга являются:

  • Двоечники, либо наоборот, отличники.
  • Любимчики учителей или отвергаемые ими.
  • Дети с физическими особенностями или недостатками.
  • Ребята с особенным, творческим мышлением, нестандартным поведением.
  • Ученики из малообеспеченных семей.
  • Дети, имеющие собственный взгляд на вещи, мир в целом.
  • Самые красивые или, наоборот, несимпатичные девочки.
  • Представители национальных и сексуальных меньшинств.
  • Ученики с низкой или заниженной самооценкой.

Травле подвергаются дети скромные, излишне впечатлительные, пугливые. Мальчиков чаще преследуют физически, а девочек эмоционально (сплетни, слухи).

В чем отличия буллинга от моббинга

Моббинг является одной из форм психологического насилия, выражающегося в травле одного человека группой людей в рамках отдельного коллектива.

Отличительными чертами данного вида насилия от буллинга являются:

  • Моббинг характерен для взрослых коллективов, проявляется на работе.
  • Если в буллинге зачинщиком травли является один лидер, то моббинг — это воздействие группы людей, «прайда».
  • Целью буллинга является унижение чести и достоинства жертвы, психологическое подавление. Моббинг, как правило, имеет цель выживания человека из коллектива, его подсиживание.

Моббинг не проявляется в форме физического насилия, агрессоры действуют более тонко и изощренно. О человеке распускают необоснованные слухи, принижают его деловые качества, обсуждают личную жизнь. Это и понятно, ведь взрослый человек за рукоприкладство может получить реальный срок лишения свободы, и он этот факт осознает.

Если моббинг «вертикальный», то группу «товарищей» против жертвы возглавит первый руководитель, который старается повысить собственную самооценку за счет другой личности или устранить конкурента. При «горизонтальном» моббинге агрессорами становятся сослуживцы, стоящие с жертвой на одной служебной ступени.

При кажущейся мягкости моббинга в сравнении с буллингом, он также может привести к тяжелым последствиям для преследуемого, таким как нервный срыв или попытка суицида.

Ведущая роль в пресечении школьной травли отдается преподавательскому составу и конкретному учителю, классному руководителю:

  • С первого раза в классе следует пресекать попытки насмешек над учениками. Например, если ученик неверно решил уравнение и другой подросток начинает его с места оскорблять, нужно немедленно остановить обидчика, объяснив, что неудача одноклассника не может быть поводом для насмешек.
  • Необходимо пресекать все факты пренебрежительного отношения. На фразу ребенка в адрес другого: «Я не буду с ним сидеть!», нужно настоять на своем. Позднее следует поговорить с подростком, узнать причину его антипатии к другому человеку, представить себя на его месте.
  • Если ребенок является «белой вороной» следует дать возможность ему самовыразиться, проявить те качества, которые помогут завоевать авторитет в глазах одноклассников.
  • Сплочению класса очень способствуют совместные мероприятия, игры, походы, классные вечера. Можно придумать постановку пьесы или выпуск стенгазеты.
  • Категорически нельзя допускать насмешек и унижений кого-бы то ни было со стороны учителя. Дети прежде всего, копируют поведенческие установки взрослых. Обидев ученика, преподавателю будет сложно доказать буллеру, что он действует неправильно.
  • Если учитель увидел гиперактивного агрессивного ребенка, стремящегося занять лидерские позиции, необходимо принять меры к направлению энергии ребенка в позитивное русло.

Важно! При первых признаках буллинга необходимо принимать меры к его пресечению, не замалчивать ситуацию, спасая честь мундира. Информация о буллинге должна быть доведена до родителей и того и другого ребенка, целесообразно составить общий разговор с расставлением оценок и поиском выхода из конфликта.

Участие в буллинге принимают три стороны: агрессор, жертва и свидетели. И для каждой из них наступают последствия. Буллер получает развитие деструктивных черт личности, отсутствие возможности построения в будущем близких, доверительных отношений.

Свидетели приобретают искаженное представление о роли личности в социуме, зачастую они на протяжении всей жизни испытывают чувство вины и стыда за то, что проявили слабость, не встали на защиту жертвы.

Самая тяжелая по степени тяжести психологическая травма наносится жертве. Многие люди, будучи зрелыми, со слезами и страхом вспоминают обиды и унижения, перенесенные в детстве. Школьный буллинг по тяжести последствий для психики сравним с семейным насилием. Таким образом, последствия травли носят пролонгированное действие.

Крайняя степень реакции на буллинг — это попытки суицида, характерные для наиболее восприимчивых детей. Ребенок не видит другого выхода из травмирующей его ситуации, полагая, что смерть — это единственный путь избавления от страданий.

Физические последствия травли выражаются в частых головных болях, расстройстве пищеварения, проблемах со сном, мышечной напряженности.

Для всех жертв буллеров характерны низкая самооценка в течение всей жизни, предрасположенность к депрессиям. Ребенок вырастает тревожной, невротической личностью и помочь в минимизации последствий школьной травли может только квалифицированная помощь психолога.

Определение буллинга: что это значит в отношении детей и женщин, как бороться

Профилактические методы

  • Любое явление лучше предотвратить, чем ликвидировать его последствия, и буллинг — не исключение.
  • Основными методами профилактики случаев травли в школе являются:
  1. Создание в учебном заведении микроклимата, исключающего возможность и желание агрессивного поведения. Умение решать конфликты, толерантное отношение ко всем ребятам.

  2. Нацеленность на семью, как источник воспитания ребенка. Изучение поведения родителей, социальной и психологической обстановки в семье. Коррекция внутрисемейных отношений.

  3. Формирование стрессоустойчивости личности ребенка личным примером, через внеклассные занятия с приведением примеров героизма, жизнестойкости в жизни и искусстве.

  4. Обучение навыкам конструктивного общения, уважения к личности другого человека.

  5. Осуждение и пресечение любого асоциального поведения детей.

Стоит чутко реагировать на проявления вражды между отдельными детьми, случаи проявления неуважения или оскорблений. При малейшем подозрении на проявления буллинга необходимо провести разговор как с обидчиком, так и с жертвой.

Советы психолога

Если случилось, так что ребенок стал жертвой травли со стороны одноклассников, психологи советуют следующие шаги.

Детям

  • Постарайтесь понять, что вы не виноваты в таком отношении со стороны другого ребенка. Помните, что пристают чаще всего к необычным, интересным людям, которые чем-то отличаются от других. Если вас задирают, значит, вы интересная личность, лучше, а не хуже других.
  • Воспитывайте в себе характер. Не реагируйте на обиду слишком эмоционально. Агрессор не дождется ваших слез или криков и просто отстанет, ему будет не интересно вас преследовать.
  • Никогда нельзя замыкаться в себе и из чувства ложной солидарности покрывать обидчика. Обязательно поделитесь с другими вашими проблемами. Это важно! Лучше всего, если это будут родители. Если по каким-то причинам с родителями вы говорить на эту тему не хотите, найдите человека, которому доверяете (старшие брат или сестра, бабушка, родители друзей).

Помните: просить помощи – это не слабость, а решение зрелого человека, попавшего в беду.

Советы для преподавательского состава приведены в разделе «Как бороться с буллингом». Главная рекомендация — во избежание тяжелых последствий, не прятать голову в песок и бить тревогу при малейших подозрениях на буллинг.

РОДИТЕЛЯМ

Дети редко признаются открыто в том, что на них нападают в школе. Поэтому родителям необходимо самим обращать внимание на все изменения в поведении ребенка.

О том, что ваш малыш стал жертвой травли, могут говорить следующие признаки:

  • Повышенная тревожность.
  • Плохой сон.
  • Нежелание идти в школу.
  • Явные признаки-синяки и ссадины на теле и лице.
  • Слезливость, или несвойственная резкость, грубость.
  • Подавленное состояние.

В случае, когда факты буллинга стали известны, необходимо поддержать ребенка. Самая большая ошибка сказать: «Доигрался» или «Сам виноват». Больше ребенок доверять вам не станет. Оставайтесь внешне спокойными, похвалите малыша, что он честно с вами поделился проблемой.

Дайте понять, что вы всегда на его стороне, чтобы ни случилось сейчас или в будущем. Покажите готовность помочь и решить вопрос, ребенок сразу успокоится и станет увереннее.

Читайте также:  Жизненные сферы человека: какие бывают основные, перечень и характеристики

Далее следует начать действия по выяснению ситуации с педагогами, классным руководителем, родителями обидчика вашего ребенка.

Уточнив причины, ставшие основанием для травли необходимо поговорить с ребенком, разъяснив ему дальнейшие действия и линию поведения.

Если случай запущен и коррекции не поддается, то крайней мерой для защиты малыша и исключения его психологического травмирования может стать переход в другую школу. К сожалению, бывают и такие случаи, когда ни беседы, ни постановка на учет в КДН не оказывают влияния на буллера и он продолжает агрессию.

Источник: http://AlfaMan.org/psihologiya/255-chto-takoe-bulling.html

Буллинг: что это такое, где встречается, как бороться

Под современным и малоизвестным словом «буллинг» подразумевается давно существующий феномен травли одного участника коллектива другими, чаще в школе, детских и подростковых группах.

Для обозначения той же проблемы в среде взрослых применяется термин «моббинг». Ситуация непринятия ребенка коллективом – одна из острейших психолого-педагогических проблем.

Существует немало художественных фильмов, раскрывающих без прикрас и цензуры опасности подобной травли («Чучело», «Класс коррекции», «Класс»).

Суть проблемы

Буллинг – школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей. Это систематическое проявление агрессии и причинение вреда. Буллинг чаще встречается в подростковой среде.

Само слово происходит от английского bully, что значит «хулиган, драчун, грубиян, задира, насильник». Термин «буллинг» ввел норвежский психолог Дан Ольвеус в 1993 году.

Автор определял буллинг как «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы».

С тех пор началось активное изучение проблемы, методов ее профилактики и преодоления.

Цель буллинга – вызвать страх у объекта травли, подчинить его себе. Достигается это за счет запугиваний, психологического и физического притеснения.

Таким образом, для буллинга характерно:

  • Намеренные и неспровоцированные попытки одного человека или группы людей причинить вред (моральный, физический, психологический) другому человеку или людям.
  • Психологическая и физическая слабость и нестабильность жертвы, либо восприятие ей обидчика как более сильного.

Особенности современного буллинга

Современный буллинг осложнен активностью подростков в социальных сетях. Дети не просто издеваются, а записывают это на видео и распространяют в сети интернет. Не исключено, что в некоторых случаях идея снять видео («хайпануть») является первичной, а уже затем выискивается жертва и составляется сценарий «крутого» видео.

Дети до 14 лет отличаются особой жестокостью, так как не боятся уголовной ответственности (видео – прямое доказательство). Мало кто из агрессоров признает свою вину, чаще звучит «он заслужил», «он сам виноват».

К другим особенностям буллинга в наши дни относится:

  • В средних и старших классах распространена косвенная травля.
  • Мальчики отличаются сменой ролей, чаще бывают хамелеонами.
  • Девочки чаще страдают от сплетен, негативных высказываний и жестов. Мальчики подвергаются физическому насилию, угрозам, принуждению, хищению вещей.
  • Девочки чаще бывают провоцирующими жертвами.
  • 89 % учащихся сталкиваются с буллингом. Из них 8 % – агрессоры, 22 % – жертвы, 43 % – хамелеоны, 16 % – наблюдатели.
  • Девушки чаще вовлечены в буллинг, чем юноши. Но они же чаще становятся наблюдателями.

Виды буллинга

Буллинг бывает прямым и косвенным. Первый тип предполагает открытое воздействие, избиения, оскорбления в лицо. Второй тип предполагает скрытые издевательства, например, распространение слухов или объявление бойкота человеку.

По направленности буллинг бывает между учеником и учеником, учениками и учеником, учителем и учеником, учителем и учениками, учениками и учителем, учеником и учителем.

По специфике содержания можно выделить:

  • Физический буллинг: избиение, толчки, плевки, захват вещей. Это самый распространенный и заметный тип буллинга. Психологи отмечают, что данный тип чаще встречается в 6-8 классах, а к старшим классам исчезает. Однако новостные сводки заставляют сомневаться в верности этих данных, но с другой стороны такое распространение оправдано юридически. 14-15 лет – возраст начала уголовной ответственности. Этот возрастной период приходится в среднем на 9 класс.
  • Вербальная травля: прозвища, угрозы, оскорбления, насмешки, принуждения, унижение. Чаще встречается в студенческой молодежной среде.
  • Социально-психологический буллинг: сплетни и слухи, игнорирование, исключение из группы и общих дел, выставление на посмешище, бойкот и изоляции, манипуляции. Этот тип актуален для всех возрастов, но чаще других остается незамеченным. Между тем именно этот тип вызывает самый сильный эмоциональный дистресс у жертвы.
  • Электронный (виртуальный) буллинг. Предполагает травлю через телефон и компьютер, электронную почту, интернет. Виртуальный буллинг не зависит от возраста, подразумевает распространение слухов и ложной информации, взлом страниц, отправку негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных.

Причины буллинга

Буллинг – неадекватная асоциальная попытка самоутверждения. К истинным мотивам буллинга относится:

  • привлечение внимания;
  • демонстрация силы;
  • утаивание неуверенности и страхов;
  • удовлетворение потребности во власти и доминировании.

Агрессия – защитная реакция психики, соответственно, можно предположить, что агрессоры тревожны внутри, не чувствуют безопасность, нуждаются в защите.

Однако это далеко не единственная причина буллинга. А. А. Реан разработал следующую классификацию мотивов (причин) буллинга:

  • Стремление к индивидуализированной власти. Некоторые индивиды испытывают потребность в доминировании, при неудовлетворении которой страдают от чувства проигрыша.
  • Агрессия. Самый популярный тип зачинщиков – агрессивные булли. Это жестокие люди, как правило, с высоким социальным статусом и высокой самооценкой.
  • Тревожность. При этом типе булль сам боится оказаться на месте жертвы, отчего защищается нападением. Альтернативное название данного типа – хамелеоны. Их особенность заключается в том, что они при определенном стечении обстоятельств могут быть как агрессорами, так и жертвами. Нередко агрессорами становятся бывшие жертвы. Индивидуально-личностные особенности этих людей пограничны, занимаемая роль зависит исключительно от внешних условий и обстоятельств.
  • Пассивные булли. Они похожи на предыдущий тип, но не боятся оказаться в роли жертвы, а хотят заслужить авторитет и признание в коллективе. Им не доступны другие способы самоутверждения.

Особенности участников буллинга

Жертва, агрессор и наблюдатели (участники буллинга) имеют ряд психологических особенностей.

Жертва

Что касается жертвы, то психологические особенности точно не установлены. Исследования выделяют роль самооценки, физического развития и успеваемости, но не установлено, что первично: заниженная самооценка или буллинг.

На практике поводом для буллинга становится что угодно: неполная семья, родимое пятно, отличные от коллектива взгляды на мир и т. д.

Тем не менее, психологи выделяют одну характерную для всех жертв особенность – невозможность проявлять защитную агрессию, противостоять травле.

Жертвами чаще становятся чувствительные, тревожные, подозрительные, обидчивые, неуверенные в себе, склонные к слезам дети.

Для травли выбирают замкнутого ребенка с поведенческими и социальными нарушениями, негативными установками в отношении самого себя. Жертвы склонны к самоуничижению, у них низкий уровень самоуважения.

Все нападки они считают заслуженными; слишком нерешительны, чтобы дать сдачу. Но остается открытым вопрос о том, что первично: эти особенности или буллинг.

Группу риска составляют дети с синдромом гиперактивности, признаками аутизма, диабетом, трудностями в обучении, любыми хроническими и острыми заболеваниями или физическими особенностями.

Еще одна категория жертв – сознательные провокаторы. Кстати, они же часто выступают сразу в двух ролях (в разных условиях): жертвы и агрессора. Провоцирующие жертвы:

  • импульсивные;
  • гиперактивные;
  • неуклюжие;
  • вспыльчивые;
  • незрелые для своего возраста.

Для жертв-агрессоров характерен слабый самоконтроль, низкая социальная компетентность, тревожность и депрессивность, слабая способность к сосредоточению, трудности в учебе и школьной адаптации. Им свойственно суицидальное и аутоагрессивное поведение. Это самая немногочисленная группа, но самая сложная в работе.

Агрессоры-жертвы имеют самый высокий уровень агрессии и гнева. Самоуважение – защитный механизм при неадекватно завышенной самооценке. Когда реальность не соответствует ожиданиям и самооценке, просыпается агрессор.

Если преобладают черты самоуничижения, то просыпается жертва, ребенок считает наказания заслуженными. Однако агрессия все равно остается на высоком уровне, потому в любой момент он в состоянии ответить на нападки.

Это самое опасное для личностного развития состояние (неопределенность, разрозненность, нестабильность).

Агрессоры

Определение буллинга: что это значит в отношении детей и женщин, как бороться

Психология буллей отличается готовностью к самоутверждению за счет насилия. Это агрессивно настроенные ко всему миру люди, грубые, легко подверженные фрустрации, с трудом соблюдающие правила, раздражительные и неуравновешенные, отличающиеся быстротой реакций (не раздумывают). Они выглядят как одиночки с недостатком социальных навыков, но на самом деле менее тревожные и депрессивные, чем их сверстники. Им не знакомо сострадание, но хорошо развита эмпатия. Это позволяет чувствовать других людей, манипулировать их эмоциями и состояниями. Агрессоры не реагируют на критику окружающих, склонны к лидерству.

Причина агрессивности кроется в неадекватном уровне притязаний, высоком уровне самоуважения, несоответствии реальности и мнения булля о себе. Они остаются недооцененными в собственном понимании, что и вызывает раздражение.

Наблюдатели

Самая большая категория участников буллинга. Почти все наблюдатели отмечают, что испытывают чувство жалости к жертве, но меньше половины готовы помочь.

Подобное поведение вполне объяснимо: возражая агрессору, свидетель сам оказывается под ударом, лишается безопасности.

Однако влияние общественности очень важно, оно способно как пресечь травлю (массовое неодобрение), так и стимулировать ее (психологическое награждение агрессора).

Наблюдатели часто испытывают страх и стыд, страдают от чувства беспомощности, иногда желают присоединиться к агрессору. Чем дольше длится буллинг и свидетели сохраняют пассивную позицию, тем ниже у них становится уровень эмпатии.

Как бороться с буллингом

Проблема буллинга остается острой, так как пока не установлена система активных и эффективных способов пресечения травли и ее выявления. Ухудшает ситуацию тот факт, что окружающие не реагируют на буллинг, если их это не касается. Хотя и сами жертвы чаще молчат.

Ужасает, что сами взрослые нередко игнорируют проблему, что дает почву подросткам продолжать подобную модель поведения и воспринимать ее как норму (больше половины случаев). Наверняка и вы слышали мнение о нормальности травли в подростковом возрасте.

Да, это встречается, но это не нормально!

Буллинг – не единичная или ситуативная акция, это отражение состояния общества. Данная модель усваивается из поколения в поколение. На частном уровне с ним бороться бессмысленно, но можно корректировать подобные проявления.

Необходимо дать отпор обидчику. Для этого нужно следовать правилам:

  • Признайте проблему, называйте вещи своими именами.
  • Обратитесь к человеку, с которым сложились доверительные отношения. Расскажите о проблеме.
  • Не позволяйте агрессору управлять вашими чувствами. Определите, каких реакций он от вас ожидает, и не давайте ему этих реакций. Не реагируйте, не будьте уязвимыми. Как только агрессор осознает, что вас никак не зацепить – найдет более податливую и простую цель.
  • Научитесь говорить «нет» или отвечать на физическую силу тем же. Часто агрессору нужно всего лишь раз получить отпор.
  • Озвучивайте проблему, обзаведитесь группой поддержки. Осознайте совместную силу.
  • Уделите особое внимание работе над самоуверенностью и противостоянию манипуляциям.
  • Если предмет травли можно исправить – исправьте.
  • Если нельзя исправить, прекратите винить себя. Осознайте, что это проблемы агрессоров. Вы не можете все контролировать. Если можно сменить место обучения – смените. Это не бегство, а забота о себе. Правда, это не всегда лучший способ решения проблемы.

Преодоление буллинга предполагает работу со всей социальной средой, коррекцию личностных особенностей агрессоров и жертв. Без помощи квалифицированного психолога и систематической работы с коллективом в этом случае не обойтись. Необходимо знать предмет травли и причину.

Профилактика буллинга

Для профилактики буллинга нужно работать с его причинами и индивидуально-личностными особенностями жертв и агрессоров.

Буллинг – самоутверждение через агрессию, усвоенные неадекватные образцы поведения. Этот тип поведения используется для достижения личных целей при незнании или неумении применять на практике социально приемлемые способы разрешения конфликтов. Основа буллинга – социальное неравенство.

Булли выходят из психологически неблагополучных семей (негативный пример родителей или пренебрежение в сторону ребенка). Агрессоры отличаются психосоциальной слабостью, импульсивностью, враждебностью, агрессивностью, асоциальностью.

Они спокойны и уверенны в себе, агрессию проявляют с холодным расчетом (эмоционально спокойны и равнодушны), отказываются от сотрудничества. Вместе с тем легко устанавливают контакт со сверстниками (не исключено, что будущими жертвами).

Проблемы жертв тоже вытекают из семьи, в которой тип воспитания способствует формированию виктимной психологии. Для жертв характерно:

Таким образом, нужно помогать ребенку в адаптации к школьной среде и миру. Кто чаще всего оказывается изгоем в классе? Тот, кто не такой как все, «белая ворона». В группы риска попадают все дети со слабыми социальными способностями, сторонники изоляции, интровертированные личности.

Читайте также:  Ятрофобия: причины появления, как избавиться от страха перед врачами и больницами

Большую роль играет стиль семейного воспитания. Так, гиперопека рождает жертв, а авторитаризм – агрессоров. Попустительский стиль воспитания формирует жертв-агрессоров. Семейное насилие с одинаковой частотой создает буллей и жертв.

Кроме того, влияние оказывает СМИ и состояние всего общества. Социально-нестабильная авторитарная среда, особенно пропитанная алкоголем, наркотиками и принуждением, негативно сказывается на подрастающем поколении.

Источник: https://psychologist.tips/2957-bulling-chto-eto-takoe-gde-vstrechaetsya-kak-borotsya.html

Буллинг в школе: чем опасна детская жестокость? | ОТНОШЕНИЙ.НЕТ

Многие сегодня уже слышали современное психологическое понятие «буллинг», но конкретно не могут объяснить, что это такое простыми словами, также некоторые путают данное определение с «моббингом» в школе. Вообще эти слова обозначают практически одно и то же. Но, для того чтобы заняться профилактикой буллинга в школе, знать, как бороться с ним, надо различать данные понятия.

Буллинг – это регулярно повторяющееся насилие со стороны одного человека или группы лиц с целью подчинить себе и своим желаниям жертву или вынудить её покинуть коллектив.

Моббинг в школе – это форма всегда массового насилия над определённым лицом, когда против одного человека выступает весь коллектив.

Так что, по сути, оба понятия обозначают одно и то же. Буллинг и моббинг – это травля ребёнка в школе.

К сожалению, такая агрессия – явление довольно частое и в зарубежной, и в российской школе. По статистике, каждый четвёртый ребёнок подвергается буллингу, и многие взрослые даже не знают об этом и, соответственно, не понимают, как остановить детскую травлю и прекратить издевательства.

Виды буллинга

Школьный буллинг – это насилие со стороны детского сообщества по отношению к какому-либо ребёнку с целью избавиться от него как от члена существующего коллектива или подчинить той группировке или лидеру класса, которые осуществляют буллинг.

Чаще всего такое явление сопровождает человека, который отклоняется от нормы, принятой в классе. При этом данная норма не всегда соответствует общепринятым правилам поведения.

Например, если в классе приветствуется агрессивное напористое поведение детей по отношению друг к другу, а приходит вежливый и дружелюбный ребёнок, он вполне может подвергаться буллингу.

Самое страшное в данном явлении то, что жертва его чувствует себя не то что некомфортно, а просто ужасно. И это способно привести её к депрессии, неврозу, попыткам суицида, ведь даже взрослый, подвергаясь нападкам в коллективе, чувствует себя, мягко говоря, не очень хорошо, что уж говорить о ребёнке.

Существуют разные виды буллинга.

Проявляется в грубой коммуникации между детьми.

Во время такого буллинга группа или её лидер всячески словесно унижают ребёнка, при этом обидные слова не просто направлены на то, чтобы оскорбить, а на то, чтобы унизить перед всеми, морально запугать, сделать так, чтобы школьник совершенно не смог ничего ответить.

Вербальный буллинг характерен для такой среды, где пока не решаются использовать другие формы насилия над жертвой, однако не стоит забывать, что и словами можно нанести такой ущерб, что человеку (особенно ребёнку) захочется убежать и никогда сюда не возвращаться.

А если он с неустойчивой психикой, то у него может появиться фобия, ребёнок будет принимать на себя негативные слова, верить, что раз так считают другие, значит, всё правда и он на самом деле такой плохой. Поэтому данный буллинг не менее опасен, чем другие.

Если происходит вербальный буллинг, ребёнок чувствует себя глубоко подавленным. Родителям стоит обратить на это внимание.

Такой буллинг отличается тем, что группа лиц или одно лицо проявляют и всячески выказывают презрение по отношению к объекту насилия. Но дело этим не ограничивается. Здесь может быть и порча имущества (школьных принадлежностей, одежды), и другие формы неприличного поведения (плевки, показное пренебрежение, унижение и др.).

В поведенческий буллинг входит и вербальный, нередко они сочетаются, проявляясь как разновидности одного общего понятия.

Такое насилие не менее страшно для ребёнка, чем вербальное, потому что неприкрытая форма презрения (особенно в подростковом возрасте, когда школьник нуждается в одобрении сверстников) способна спровоцировать жертву на любые ответные (защитные) поступки вплоть до суицида.

Если ваш ребёнок становится жертвой поведенческого буллинга, обратите внимание на его поведение дома. Скорее всего, он будет беспокойным, как будто ожидающим очередной взбучки.

Подобный буллинг – это уже форма настоящего физического насилия над школьником. Ребёнка начинают бить, сначала понемногу, потом, если жертва не сопротивляется, она подвергается ещё более жестокому и часто изощрённому воздействию.

В ход может идти всё: избиение портфелями, книгами. Во время перемен, после уроков, по дороге домой.

Если жертва будет терпеть это долго, физическое насилие может приобретать и другие формы (изнасилование, надругательства) – всё будет зависеть от степени нравственности тех, кто занимается буллингом в школе.

Если ваш ребёнок подвергается физическому насилию, вы легко это заметите по ссадинам и синякам на его теле. Не пропустите эти сигналы, ведь школьник может стойко молчать, не говоря ни слова взрослым, потому что считает такое поведение неприемлемым для себя.

Кибербуллинг – это подростковый виртуальный террор. Надо сказать, что данная форма относительно новая, связанная с психологическим насилием в социальных сетях. Жертва буллинга обязательно оповещается об этом в грубой форме.

Либо ей намекают, чтобы она отсмотрела материал, касающийся её персоны и размещающийся на определённом портале сети.

Кибербуллинг включает не только снятие роликов теми, кто «травит» во время вербального, поведенческого или физического террора, но и монтаж фотографий, жестов, когда тот, над кем происходит насилие, выглядит в самом неприглядном свете. Не стоит недооценивать этот вид травли.

Современные дети остро реагируют на то, что происходит в социальных сетях, потому что там находятся их реальные и виртуальные (порой, они единственные) друзья. А поэтому им не всё равно, что о них подумают там, где они проводят много времени. Кибербуллинг способен также довести жертву до бессилия.

Этот буллинг сложнее распознать родителям, потому что вроде в школе всё в порядке (допустим, вы спрашивали классного руководителя и других учителей), а с ребёнком что-то неладно. Будьте внимательны. Сохраняйте с детьми доверительные отношения. Это шанс, что они сами вам всё расскажут.

Кто становится жертвой

Жертвами буллинга обычно становятся дети, так или иначе отличающиеся от массы:

Такие ребята часто психологически слабы, не могут ответить на агрессию. Жестокий коллектив сразу понимает, с кем имеет дело. Дети-агрессоры легко распознают тех, кто не может постоять за себя, и начинают атаку.

При этом, чем более не сопротивляется жертва, тем выше степень агрессии. Если ребёнок пришёл в новый коллектив, начинается травля.

Уверенный в себе школьник вряд ли станет терпеть даже первые выходки, тем более он не восприимчив к вербальному террору и ни в коем случае не принимает его на свой счёт.

Чем больше уверен ваш ребёнок в себе, тем меньше шансов на то, что его станут терроризировать ровесники в школе.

  1. Из малообеспеченных семей

К большому сожалению, в школах присутствует так называемый фактор социального расслоения общества. И дети из бедных, малообеспеченных, неблагополучных семей рискуют стать жертвами школьного буллинга.

Они, как правило, бедно одеты и обуты, имеют самые дешёвые школьные принадлежности и этим выделяются из среды более-менее благополучных одноклассников.

А кроме того, срабатывает стереотип: у таких детей родители не опасны, они не пойдут разбираться (ведь те, кто совершают буллинг, очень трусливые люди по натуре, потому что храбрость не пересекается с бесчеловечностью).

В детском коллективе в основном троечников и хулиганов ребёнок, который учится хорошо, также рискует стать жертвой буллинга. Это происходит по главной причине – отличия от других.

Немаловажную роль здесь играет зависть со стороны менее успешных в учёбе одноклассников. Если учитель ещё начинает выделять такого школьника из массы, агрессия по отношению к нему со стороны сверстников усиливается.

Кроме того, если ребёнок неуверенный в себе или ещё чем-нибудь отличается от массы, он вдвойне подвержен нападкам.

Если ваш ребёнок один из немногих, кто хорошо учится в классе, и из-за этого подвергается травле со стороны сверстников, уведите его в другую школу или класс, потому что ситуацию будет очень сложно изменить.

  1. Отличающиеся от других (цвет волос, вес, национальность, язык и т. д.)

Другие жертвы буллинга – это дети, которые не похожи на остальных из классного сообщества. Понятно, что цвет волос – не повод для агрессии, но агрессору, как правило, всё равно. Ему лишь бы найти предлог. Таким предлогом становится всё, что не вписывается в рамки так называемой нормы для агрессора-ребёнка.

Как становятся агрессорами

Главными факторами в становлении личности ребёнка-агрессора являются неправильное воспитание и неправильные действия педагогов. В семье, где воспитываются такие дети, скорее всего, процветают злоба, жестокость, агрессивные методы воспитания.

Чаще всего ребёнок предоставлен сам себе, его жизнью родители почти не интересуются. Или его поведение неоправданно одобряется. «Ты самый сильный в классе? Всех бьёшь? Молодец!» – говорит глупый папа, и школьник понимает, что уважение – в силе и агрессии. А другие дети трусливо принимают такого лидера при попустительстве педагогов.

Кроме того, фактор может быть таким: в доме ребёнку задаётся ещё более глупая норма – «кто не такой, от него надо избавляться» (по типу «нерусские должны жить у себя на родине», «рыжие все смешные», «выскочек надо ставить на место» и т. д.).

Наблюдатели буллинга – это коллектив школьников, учителя. Школьники чаще всего или действуют заодно (потому что сами такие же агрессоры), или подчиняются лидеру, потому что боятся его или хотят быть с ним в одной компании.

Кто-то подчиняет свою жизнь другой философии – «Моя хата с краю – я ничего не знаю». В любом случае дети – это наблюдатели, которых вряд ли можно считать виновными заодно с теми, кто терроризирует других.

У них есть погрешности в воспитании, но абсолютными виновниками таких попустителей назвать нельзя.

А вот педагоги, в обязанности которых входит прежде всего развитие личности ученика, а также сохранность его физического и психологического здоровья, должны чётко следить за всеми проявлениями буллинга и сразу предотвращать его всеми доступными методами. Причины бездействия педагогов такие: невнимательность, халатность.

Последствия буллинга

Школьный буллинг страшен тем, что он происходит с ребёнком, то есть с человеком, психика которого ещё не стабильна. Он зачастую не может сам принимать такие удары и отвечать на них. Поэтому ребёнок подвержен стрессам, неврозам, попыткам к суициду. Надо внимательно следить за своими детьми. Помогать им во всём.

Однако не стоит любые проявления недоброжелательности по отношению к вашему ребёнку воспринимать в качестве школьного буллинга. Сначала разберитесь в ситуации и обязательно привлеките к этому делу классного руководителя, других учителей, школьного психолога и социального педагога.

Заключение

Буллинг в школе – явление неприятное и страшное. Поэтому, если вы видите, что ваш ребёнок подавлен, приходит расстроенным с уроков, у него синяки неизвестного происхождения, обязательно поговорите с ним. И знайте, что в этом деле доверительные отношения – самый главный фактор, который будет способствовать раннему распознаванию буллинга.

Обратите внимание, травля осуществляется не только внутри классного коллектива. Бывают ситуации, когда агрессоры – это старшеклассники (по типу дедовщины в армии) или те дети, у которых есть потребность унижать других, а подходящих в собственном коллективе не находится и они ищут их в школьной среде.

Защищать вашего ребёнка должны и учителя, но по разным причинам это может не происходить. Поэтому помните: только вы способны изменить ситуацию и не дать случиться ничему плохому.

Лучше перевести ребёнка в другое учебное заведение вообще, чем жалеть о том, что он подвергается насилию, и переживать, во что это может вылиться.

Источник: https://otnoshenij.net/chto-takoe-bulling-i-kak-raspoznat-eto-yavlenie-v-shkole

Ссылка на основную публикацию