Компоненты психологической структуры личности человека в психологии: что входит

Компоненты психологической структуры личности человека в психологии: что входит

Человеческая природа многогранна. Психологическая структура личности каждого из нас индивидуальна, по-своему особенна. Это в который раз подтверждает, что не существует людей с одинаковым внутренним миром. Любой индивидуум уникален, в первую очередь, потому, что только ему присущ определенный ряд личностных качеств.

Личность – это такой человек, у которого есть отчетливый набор социальных качеств, приобретаемых на протяжении всей его жизнедеятельности в обществе. Ее становление проявляется лишь в некоторых обстоятельствах. Существуют две основные личностные структуры: психологическая и социальная. Об этом и поговорим более детально.

Психологическая структура и содержание личности

Важно отметить, что под личностной структурой принято представлять перечень неизменных свойств, проявляющихся посредством поступков, решений человека в различных жизненных ситуациях. Психологи, данные свойства классифицируют на три вида:

  • мотив;
  • черты характера;
  • способности, умения или навыки.

В каждом из этих видов, которые являются важными составляющими компонентами психологической структуры личности, имеют проявления негативные стороны человеческого темперамента. Но их компенсируют определенные достоинства, имеющиеся в характере каждого из нас.

Такая структура представляет собой определенные социальные установки индивида, его волевые свойства, темперамент, умения, эмоции, мотивацию, характер. Если говорить об этом более детально, то в психологии к элементам психологической структуры, при помощи которых можно охарактеризовать личность, относят:

  • суверенный – зависимый человек;
  • интеллектуально развитый – с ограниченными умственными способностями;
  • смелая – трусливая личность;
  • эмоционально-сдержанный, рассудительный – эмоционально-неуравновешенный;
  • энергичный – веселый;
  • добродушный – циничный;
  • искренность – лицемерие;
  • гибкость мышления, дружелюбие – тираничность, деспотичность;
  • чувствительность – халатность;
  • реализм взглядов – аутизм;
  • экспрессивность – бесстрастность;
  • добросовестность – непорядочность;
  • открытость – уединенность;
  • самоуверенная личность – неуверенная в себе;
  • взрослость – детскость;
  • дисциплинированность – разбросанность ума;
  • веселый, радостный человек – отчаянный, грустный;
  • мягкость – черствость;
  • коммуникативность – необщительность;
  • доброта – эгоизм личности;
  • оптимистичные взгляды – пессимизм;
  • активность – ригидность.

Стоит отметить, что существует большое количество моделей структуры психологического портрета личности. Для того, чтоб ее составить, необходимо опираться на следующие индивидуальные личностные качества:

  1. О возрасте, социальном статусе скажут: жесты, манера носить одежду.
  2. Темперамент человека раскрывают: мимика, жестикуляция, речевые особенности.
  3. О профессии: используемая во время беседы лексика.
  4. О национальности, месте проживания: произношение.
  5. О приоритетах личности, ее ценностях: содержание высказываемых фраз.

Компоненты психологической структуры личности человека в психологии: что входит

Социально-психологическая структура личности

В данной структуре личность оценивают с точки зрения ее роли в обществе. В результате, скажем так, ее социальной жизнедеятельности, развиваются определенные социальные свойства, качества, проявляемые во время общения с окружающими.

Не будет лишним упомянуть о том, что эта структура включает в себя социально-психологический опыт человека (совокупность навыков, способностей, коммуникативный знаний), социальную позицию (формируется под влиянием жизненных условий личности), ментальность (особенности восприятия как своего внутреннего, так и внешнего мира), когнитивную сферу (представления о мире посредством воображения, ощущения и пр.)

Источник: https://womanadvice.ru/psihologicheskaya-struktura-lichnosti

3.Психологическая структура личности, основные компоненты мира психических явлений (изобразить схематически, дать определения и раскрыть понятия)

Билет
1. Психология как наука: определение,
предмет, объект и их характеристика,
система отраслей и подотрслей, место
психологии в системе научного познания.

  • Психология
    – наука о психике и психологической
    деятельности индивида и малых групп.
  • Предмет
    психологии
    — это психика как высшая форма взаимосвязи
    живых существ с предметным миром,
    выраженная в их способности реализовывать
    свои побуждения и действовать на основе
    информации о нем.
  • Предмет
    психологии понимался различно в течение
    истории и с позиции различных направлений
    психологии: первый этап – психология
    наука о душе, второй этап – психология
    как наука о сознании, третий этап –
    психология наука о поведении, четвертый
    этап – психология наука о психике.

Основной
объект
психологии
— человек как субъект, включенный во
множество отношений с физическим,
биологическим и социальным миром,
выступающий как субъект деятельности,
познания, общения.

Психология изучает
внутренний мир субъективных (душевных)
явлений, процессов и состояний,
осознаваемых или неосознаваемых самим
человеком, а также его поведение.

Таким
образом, психологию сегодня можно
определить как научное исследование
поведения и внутренних психических
процессов, а также как практическое
применение получаемых знаний.

Психика
– это свойство мозга, заключающееся в
отражении картины мира, её построении
и поведении в соответствии с ней.

В
настоящее время психология – сложная
разветвленная система наук. Каждая
входящая в эту систему отрасль науки
представляет собой относительно
самостоятельное развивающееся
направление, имеющее свой предмет и
использующее свои методы.
Основной базисной отраслью психологии
является общая психология.

Если
в основу классификации отраслей
психологии положить ее принципы, то
получим следующую классификацию
отраслей.
1.
По принципу деятельности:
психология
труда, военная,
педагогическая,
спортивная, науки,
космическая,
и д р.
2.
По принципу развития:
Возрастная,
сравнительная, патопсихология,
психогенетика и др.
3.

По принципу отношения личности и
общества: социальная, политическая,
экологическая, экономическая,
личности.
Некоторые
отрасли возникли на стыке психологии
и биологии: психофизиология, нейропсихология,
дифференциальная и др.

Научную
психологию условно можно разделить
также на фундаментальную, прикладную
и практическую. Фундаментальную
психологию интересуют психология
развития и др. Она стремится к получению
и обобщению новых знаний.

Прикладная
психология также стремится к получению
новых знаний, но приоритет отдает
изучению психических явлений в
естественной обстановке и использованию
полученных в фундаментальной науке
знаний в конкретных ситуациях и условиях
(эргономика, психология рекламы,
основополагающие проблемы психики и
др.).

Практическая психология решает на
научной основе конкретные задачи,
возникающие в реальной жизни и деятельности
людей и коллективов, а получение нового
знания является, как правило, необязательным
приложением.

Место
психологии в системе познания:
психология взаимодействует с многими
науками и обслуживает практику медицины,
педагогики, инженерии и т.д. В одних
случаях психология использует достижения
других наук для решения своих проблем.

А в других – науки используют
психологические знания для объяснения
или решения своих определенных вопросов.
В разработке вопросов, психология
опирается на данные биологии (анатомии
и физиологии), на учения о высшей нервной
деятельности.

Педагогика использует
психологические закономерности обучения
и воспитания, а психология базируется
на данных педагогики при изучении
психологии формирования личности.

Билет
2. Проблема личности в
психологии.
различные подходы к оценке личностных
свойств, типологии и классификации.

В
психологии личность относиться к числу
базовых понятий, но оно также изучается
другими науками( фил-я, соц-я, педаг-ка
и т.д.). Психология изучает личность, как
один из уровней человеческой организации:
индивид, субъект деятельности, личность,
индивидуальность. (Человек становится
личностью, когда включается в систему
общественных взаимоотношений и
процессов).

Личность —
это конкретный человек, взятый в системе
его устойчивых социально обусловленных
психологических характеристик, которые
проявляются
в общественных связях и отношениях. Они
определяют его нравственные поступки
и имеют существенное значение для него
самого и окружающих.

Свойства
личности. 1) способности – это индивидуально
устойчивые свойства человека, определяющие
его успехи в различных видах деятельности.
2) Темперамент – это динамическая
характеристика психический процессов
человека. 3) Характер содержит качества
определяющие отношение человека к
другим людям.

4)
Мотивация — это совокупность побуждений
к деятельности, а социальные
установки
— это убеждения людей.

Типология
личности — фундаментальная проблема
психологического познания.

Вопросы
типологии не ограничиваются общими
принципами группировки отдельных
личностных свойств и подструктур, но
предполагают рассмотрение личности
как цельного субъекта, отличающегося
от других субъектов не только по
темпераменту и характерологическим
проявлениям, но и по специфическому
образу жизни, способу восприятия
окружающего мира, мировоззрению, системе
ценностей и т.д.

Пример
системной разработки проблем типологии
личности — теория психологических
типов К.Г.
Юнга.
В теории Юнга выделяются две установки
или ориентации сознания, соответствующие
двум направлениям психической
энергии: интроверсия
и экстраверсия.

Интроверсия предполагает
направленность психической активности
на феномены и содержания внутреннего
мира субъекта, его мысли, фантазии,
переживания. Экстраверсия,
наоборот, обращает человека к миру
внешних явлений и событий. При этом
наблюдается преимущественная
направленность вовне, на объект:
зависимость от него или повышенный
интерес к нему.

В
зависимости от этого фактора человек
в своем восприятии мира и поведении
преимущественно опирается либо на
рациональное суждение, либо на
эмоциональную и этическую оценку
событий; либо на факты и впечатления,
либо на интуитивное (целостное и до
конца не осознанное) понимание.

По
данному критерию выделяются следующие
типы: мыслительный,
эмоциональный, сенсорный и интуитивный
.
Каждый тип может быть интровертированным
или экстравертированным, поэтому всего
Юнгом детально описаны восемь возможных
типов личности.

Также
прмемром может быть индивидуаьный
типрологический опроснк Собчик.(рис.1)

  1. Психические процессы — это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Они подразделяются на познавательные, эмоциональные и волевые.

Познавательные
психические процессы обеспечивают
отражение мира и преобразование
информации. Они включают в себя
ощущение и восприятие,
процессы памяти и воображения,
процесс мышления.

Эмоциональный
процесс – это психофизиологический процесс,
мотивирующий и регулирующий
деятельность
(поведение, восприятие,
мышление)
и отражающий субъективное значение
объектов и ситуаций. Среди эмоциональных
процессов выделяют
аффекты,
эмоции,чувства
и настроения.

Волевые
процессы — это сознательное
регулирование человеком своего поведения
и деятельности, связанное с преодолением
внутренних и внешних препятствий, с
мобилизацией всех своих сил на достижение
поставленных целей. Человек использует
свою волю при принятии решений, при
выборе цели, при
осуществлении
действий для преодоления препятствий
на пути к цели.

  1. Психические свойства — индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром.

Как
и любая система, психика человека
обладает психическими свойствами,
имеющими индивидуальную меру выраженности.
Эти свойства относительно неизменны
во времени, хотя и могут изменяться в
ходе жизни под влиянием внешних
воздействий, опыта деятельности и
биологических факторов. К психическим
свойствам относят темперамент, характер,
способности и направленности личности.

  1. Психическое состояние — целостная внутренняя характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Они подразделяются на:

  • Психофизиологическое состояние;
  • Эмоционально-волевое состояние;
  • Когнитивное состояние (творчество).
  1. Психические образования— этолабильные(подвижные, изменчивые)психические явления, формирующиеся в ходе учения и определяющие качество профессиональной и всякой другой деятельности человека.

    По сути, это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного опыта. В их структуру входят знания, навыки и умения, а также привычки и убеждения.

    Интегральным психическим образованием, формирующимся как в процессе учения, так и воспитания, выступает сознательность.

Структура
личности по Юнгу

Эго –
это сознательный ум. Оно строится из
сознательных перцепций, воспоминаний,
мыслей и чувств. Эго отвечает за чувство
идентичности и непрерывности и с точки
индивидуального человека рассматривается
как центр сознания.

Личное
бессознательное – это
регион, примыкающий к Эго.

Он состоит
из переживаний, некогда бывших
сознательными, но вытесненных, подавленных,
забытых или игнорируемых, и из переживаний,
которые при появлении своем были слишком
слабы, чтобы произвести впечатление на
уровне сознания. Содержание личного
бессознательного доступно сознанию:
между личным бессознательным и эго идет
сильное «двустороннее движение». 

Коллективное (или
трансперсональное) бессознательное –
наиболее сильная и влиятельная психическая
система, и в патологических случаях она
перекрывает эго и личное бессознательное
(К. Юнг, 1936, 1943, 1945).

Коллективное
бессознательное – хранилище скрытых
воспоминаний, унаследованных от предков;
это наследуемое прошлое включает не
только расовую историю людей как особого
биологического вида, но и опыт
дочеловеческих и животных предков. Оно
почти полностью отделено от личного в
жизни индивида, и, по-видимому, универсально.

Коллективное бессознательное –
врожденное, расовое основание всей
структуры личности. На нем вырастают
эго, личное бессознательное и другие
индивидуальные приобретения. 

Структурные
компоненты коллективного бессознательного
называются архетипы
(доминанты, изначальные образы, имаго,
мифологические образы, поведенческие
паттерны).

 Архетип
– это универсальная мыслительная форма
(идея), содержащая значительный
эмоциональный элемент. Эта мыслительная
форма создает образы или видения, в
обычной бодрствующей жизни соответствующие
некоторым аспектам сознательной
ситуации.

Например, архетип матери
продуцирует образ матери, который затем
идентифицируется с реальной матерью. 

Предполагается,
что в коллективном бессознательном
содержится множество архетипов. Хотя
все архетипы могут быть рассмотрены
как автономные динамические системы,
относительно независимые от остального
в личности, некоторые развились настолько,
что в полной мере оправдывают отношение
к себе как к отдельным системам внутри
личности. Это: Персона, Анима, Анимус,
Тень. 

Персона –
это то, каким мы представляем себя миру.
Она включает наши социальные роли,
индивидуальный стиль выражения. Персона
имеет как позитивный, так и негативный
аспекты. Доминирующая Персона может
подавлять, даже задушить индивидуальность.

Те, кто отождествляет себя со своей
Персоной, начинают видеть себя только
с точки зрения своих поверхностных
социальных ролей или фасада. К. Юнг
называл также Персону архетипом
конформности.

Вместе с тем Персона не
только негативна, она защищает Эго и
душу в целом от различных социальных
сил и направленных на нее покушений.
Персона – прекрасное орудие коммуникации. 

Анимус,
анима. К.Юнг
постулирует бессознательные структуры,
которые представляют интросексуальную
связь в душе каждого. Фемининный архетип
в мужчине называется Анима, маскулинный
в женщине – Анимус.

Эти архетипы не
только являются причиной наличия у
представителей каждого пола черт
противоположного; они также действуют
как коллективные образы, мотивирующие
представителей каждого пола на то, чтобы
понять представителей другого и
ответить. 

Архетип
Тень –
центр личного бессознательного, фокус
для материала, который был вытеснен из
сознания. Он включает тенденции, желания,
воспоминания, переживания, которые
отрицаются индивидуумом как несовместимые
с его персоной или противоречащие
социальным стандартам и идеалам. 

Самость –
это центр личности, вокруг которого
группируются все остальные системы.
Она удерживает эти системы вместе и
обеспечивает личности единство,
равновесие и стабильность. Самость –
это цель, к которой люди постоянно
стремятся, но которой редко достигают.

Прежде, чем самость воплотится, необходимо,
чтобы различные компоненты личности
прошли полное развитие и индивидуализацию.
По мнению К.

 Юнга личность может
достичь равновесия лишь в
результате длительного
процесса психологического созревания,
называемого иминдивидуализацией .

СТРУКТУРА
ЛИЧНОСТИ. ФРЕЙД

Источник: https://studfile.net/preview/6335851/

13. Психологическая структура личности

13. Психологическая структура личности

Как всякая организация, психическая жизнь имеет определенное строение. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить типическую структуру личности.

Первый компонент структуры характеризует направленность личности или избирательное отношение человека к действительности.

Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок.

При этом одни из компонентов направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельности личности.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются.

Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь, дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде.

Характер – сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека.

Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

В системе характера также можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные, во вторую очередь – волевые качества, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают понятием «я». «Я» – образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.

Структура личности будет неполной, если исключить из нее психические процессы и состояния.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Следующая глава

Источник: https://psy.wikireading.ru/20687

Психологическая структура личности

На сегодняшний момент существует большое количество взглядов на струк-туру психики человека. Она может называться просто «структурой личности», «психологической структурой», «психической структурой» и т.д. Суть от наиме-нований не меняется.

Имеется множество подходов к структуризации данной категории, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. А помимо этого, есть ещё и Восточная психология, которая даёт свою интерпретацию структуры психики человека, берущую начало в глубине веков.

Чему верить и что брать за основу  для объективного представления о человеке в целом и о себе самом? Какие элементы структуры психики человека можно использо-вать в контексте своего развития? Эволюционирующий человек, раскручива-ющий спираль своего осознания, должен задаваться этими вопросами.

Поэ-тому есть смысл разобраться с существующими взглядами на данную проб-лематику. 

       В классической академической  отечественной психологии  существует устоявшийся подход  на  структуру пси-хики человека, основанный на ряде  теоретических  взглядов  таких известных  психологов, как С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, А.Р. Лурия и др. Основные компоненты структуры психики человека, предлагаемые указанными авторами приведены ниже. 

       Поверхностный анализ приведённых структур позволяет прийти к выводу, что их компоненты существенно не отличаются.

 Большинство современных отечественных психологов сегодня приходит к выводу, что структура психики человека включает в себя ряд психических явлений, в число которых входят: психические процессы, психические состояния, психические свойства и образования.

Поэтому в большинстве случаев мы можем встретить в современных учебниках именно данные элементы, входящие в структуру психики человека. 

       Наличие четырёх  указанных элементов вполне можно принять, учитывая логику мышления представленных авторов, но данная структура будет не полной, если не включить в её состав такие составляющие, как сознание и подсознание человека, которые изучали известные психологи — З. Фрейд, К.Г. Юнг, М.

Ньютон и др.  В контексте рассматриваемой темы, есть смысл привести данные структуры ниже, не вдаваясь в подробности рассмотрения сущности и содержания всех компонентов, предлагаемых указанными авторами, которые каждый желающий может изучить самостоятельно, изучив соответствующую литературу по психологии.

 

Здесь можно было бы привести ряд и иных взглядов на структуру психики человека, непротиворечащих вышеприведенным, но пожалуй названных учё-ных вполне достаточно, что бы выйти на интегральную структуру психики че-ловека, которая представлена на рисунке. 

Данная структура приведена во многих учебниках и вполне имеет право на существования, хотя и не в полной мере раскрывает все составляющие пси-хики человека, если учесть, что существуют и альтернативные взгляды на рассматриваемую тему. 

        Наличие наряду с четырьмя основными психическими явлениями в структуре человека подсознания, коллек-тивного бессознательного и такой составляющей, как  «психическая энергия», о которой писал К.Г.

Юнг, конечно да-ют объяснение некоторых феноменов психики человека, которыми должен интересоваться развивающийся чело-век, но они не в полной мере раскрывают его духовную составляющую, которой уделяли внимание многие мудрецы древности. И сама наука «Психология» в своё время зарождалась, как наука о душе.

Хотя сегодня не часто в литературе по психологии можно встретить разделы, посвященные рассмотрению данной субстанции. 

        Но надо отметить, что ряд современных учёных  пытаются вернуться к изучению духовной составляющей че-ловека и его структуру интерпретируют базируясь на источниках древних знаний и интуитивном опыте, получае-мом с использованием интравертного метода познания, о котором мало упоминается в академической науке, но о котором говорят учёные, отдающие предпочтение получению информации именно таким путём — развивая своё сознание, повышая чувственность восприятия по различным каналам поступления информации. Но данный путь предполагает активную работу со своей психикой и сознанием. 

      Есть смысл обратиться к некоторым теоретическим представлениям таких учёных с целью формирования более объективного представления о психологической структуре человека.  

  • Итак, к вопросу о духовной составляющей психики человека, о которой раз-мышляли учёные и философы древности и которая волнует сегодняшние умы. 
  • Отдельные из них считают, что основой мироздания является энергоинфор-мация, которая может быть трёх видов: непроявленная, проявленная и дей-ствующая. 
  • Непроявленная энергоинформация это то, что никто не может объяснить и замерить современной аппаратурой, но то, что оказывает воздействие на материальный план. 
  • Проявленная энергоинформация это окружающая нас видимая материя. 

       Действующая энергоинформация представляет собой слабые электрические, волновые, полевые и т.д. про-явления. Данный вид энергоинформации является посредником между первой и второй.

Это та субстанция с кото-рой взаимодействуют люди, практикующие техники различных видов йоги, ци-гун и т.д. Это та субстанция, которую в православии называют святым духом.

И людям, ощущающим её воздействие трудно объяснить её отсутствие. 

      О всех упомянутых составляющих написано в древних источниках и кому интересна данная тематика, могут полистать их с целью более глубокого изучения. Мы же приведем таблицу, которая отражает содержание некото-рых существующих концепций. 

  1. Что касается альтернативных взглядов на структуру психики человека, то необходимо отметить, что на основе изложенного  деления структуры мироз-дания на три составляющих, приведенных выше, по аналогии со строением макрокосмоса структурируются и духовные составляющие психики человека:
  2. дух — непроявленная энергоинформационная составляющая;
  3. душа — действующая энергоинформация, включающая мысли, эмоции и пос-тупки человека.
  4. тело — проявленная энергоинформация. 
  5. Структура взаимодействия данных трёх составляющих применительно к че-ловеку представлена на схеме. 

Исходя из приведённого, в психике человека существует информационная составляющая, реализующаяся в личности по двум векторам, один из кото-рых направлен через ДНК к телу человека, второй же направлен к душе, ко-торая состоит из 3-х субстанций — мыслей, эмоций и поступков человека (во-левая составляющая). Данный вектор направлен к душе через сознание че-ловека. В зависимости от того, насколько чисто сознание (а его чистота зави-сит от правильности мышления, эмоционального реагирования и поступков человека), настолько правильно человек способен воспринять поступающую ему от духа информацию. И если информация воспринята правильно, то че-рез эфирное тело человека она попадает в тело. Два вектора встречаясь в теле обеспечивают гармоничное состояние человека, комфорт существова-ния и отсутствие болезней. 

Если же мыслительная, эмоциональная и волевая сферы человека идут в разрез с заложенной на уровне духа информацией, то в психической состав-ляющей человека возникают дисгармоничные потоки, которые оказывают воздействие на физическое тело, что проявляется как правило в болезнях, которые являются сигналом об отходе человека от своей сути. 

      Исходя из изложенного, и опираясь на материал приведенный в разделах сайта,  можно сделать вывод, что человек на протяжении своей жизни должен гармонично развиваться, выходя на новые уровни развития сознания, реализуя свои потребности от низшик к высшим.

И здесь можно вспомнить концепцию Абрахама Маслоу, который утверждал, что человек рождается с набором позитивных программ и направлен в потенциале к уровню раскрытия всех своих возможностей и способностей.

Другое дело, насколько человек способен противостоять различным ус-ловиям и факторам, уводящего его с пути своего развития. 

Что же развивающийся правильным путём человек получает на выходе, дохо-дя  до уровня самоактуализации (реализация всех заложенных в потенциале способностей. Термин введен Абрахом Маслоу)?

  • Самоактуализирующаяся  личность  –  понятие  предложенное А. Маслоу для описания человека со следующими качествами:
  •   1) лучшее восприятие реальности;
  •   2) лучшее принятие себя, других, окружающего мира;
  •   3) увеличение спонтанности поведения;
  •   4) способность концентрироваться на проблеме;
  •   5) эмоциональная независимость;
  •   6) богатая внутренняя жизнь;
  •   7) автономия и способность противостоять  социальному натиску;
  •   8) зрелость чувств;
  •   9) опыт трансперсональных переживаний;
  •   10) понимание человека вне социальных клише;
  •   11) улучшение межчеловеческих отношений;
  •   12) демократические признаки в  характере;
  •   13) усиление креативности;

  14) более объективная система оценок и т.д.

       На наш взгляд, данная теория вполне имеет право на существование, связана с развитием сознания челове-ка, и нисколько не противоречит структуре сознания человека по З. Фрейду. Реализуя потребности более высокого плана, человек вынужден менять своё сознание. И вполне возможно, что именно в этом и заключается смысл его развития и существования. 

       Справедливости ради, необходимо обратиться и к восточной (индийской) психологии, которая в сознании чело-века выделяет три составляющих: манас — ум (уровень реализации низших потребностей), будхи — разум (именно здесь начинается человек, со способности выбирать между «хорошо» и «плохо», заставляя себя, своё сознание двигаться выше), Атма — духовный план. 

      Небезынтересен подход к развитию человека, изложенный и в древней Каббале. Если коротко, то в соответ-ствии  с ней, человек приходит на землю для получения наслаждений. Но эти наслаждения он должен получать последовательно на трёх уровнях — нефеш (животный уровень), руах (душевный уровень), нешама (духовный уровень). 

      Интересны и знания древнегерманских племён, не противоречащие изложенным подходам и выделяющие по сути те же уровни, которые должен проходить человек на пути своей реализации.  

Помимо изложенного выше, в контекс-те своего развития и наработки спо-собностей контактирования с различ-ными видами энергоинформации, есть смысл разобраться и в структуре чело-века, предлагаемой индийскими кон-цепциями, так называемой системе кош. 

       Как видно из изложенного, подходов к структуризации психики человека довольно много и развивающий-ся  человек обязан уделить некоторое время их изучению, с целью понимания себя, своих возможностей на пути совершенствования  своего сознания. 

Источник: https://www.kristall-cosmo.com/psihologicheskaya-struktura-lichnos

Элементы целостной структуры личности в психологии

На вопрос «Кем я являюсь?» каждый из нас, скорее всего, ответит: «человеком, полноправным членом социума, личностью», поэтому неудивительно, что многим людям интересно больше узнать о том, какие элементы являются составляющими личности, без каких черт и свойств индивид не состоится как полноценная личность в социокультурном обществе, как происходит сам процесс становления личности. Личность — базовое понятие в психологии; без детального исследования ее структуры и механизмов становления невозможны дальнейшие психологические и социологические исследования. 

Психологи определяют личность как устойчивую структуру социально значимых черт, характеризующих человека как члена определенного общества.

Исходя из определения, можно сделать вывод, что процесс становления индивида как личности невозможен в отрыве от социума, а все черты и подструктуры личности формируются и развиваются под воздействием общества.

Структура личности в психологии тщательно изучена и описана специалистами с мировым именем, и несмотря на тот факт, что некоторые известные социологи, психологи и психиатры расходились во мнении об основных свойствах и характеристиках личности, существует несколько общепринятых разделений и классификаций элементов структуры.

Все подструктуры личности присущи каждому человеку, проживающему в социокультурном обществе, однако в разных индивидов они находятся на различных уровнях развития. Одна из главных задач, которую ставят перед собой психологи, исследуя составляющие структуры — определение механизмов развития, корректирования той или иной подструктуры. Одно из наиболее полных и развернутых описаний структуры личности в психологии включает 10 подструктур, главные из которых  — мировосприятие, опыт, направленность, характер. Рассмотрим все подструктуры подробнее.

Мировосприятие — субъективное восприятие индивидом окружающего мира, всех происходящих событий, и обозначение своего места в мире. Как правило, мировосприятие является результатом пропускания получаемой информации через призму собственного опыта и оценивания внешнего мира по внутренним критериям.

Важнейшей составляющей данного элемента структуры психологи считают формирование «Я-концепции» — определения себя в внешнем мире и в отдельных его проявлениях.

Мировосприятие может быть пессимистическим, оптимистическим, реалистическим, мистическим, атеистическим, идеалистическим, мужским, женским, детским, однако однозначно классифицировать мировосприятие людей по каким-либо критериям невозможно — каждый человек видит и воспринимает реальность вокруг себя по-своему.

Опыт — важнейшая составляющая структуры личности в психологии, являющая собой совокупность накопленных в процессе жизнедеятельности и развития, а также полученных во время пребывания в социуме привычек, навыков, знаний и умений. В процессе накапливания опыта формируется определенный стиль жизни. Как правило, от величины накопленного опыта зависит мировоззрение, кругозор, широта мышления человека и определенность направленности личности.

Направленность личности — это ценности, стремления, ориентиры человека. Реализация себя в профессиональной деятельности, поиск места в жизни, воплощение мечты и желаний, соблюдение определенных моральных и нравственных правил и норм — все это направленности личности.

По таким критериям, как умение человека самостоятельно и без постороннего содействия устанавливать для себя цели, по широте, устойчивости, действенности направленности личности и по степени влияния общества на формирование его стремлений определяется общий уровень развития личности.

Характер психологи также называют психотипом — совокупностью устойчивых особенностей поведения человека при определенных обстоятельствах и его реакций на какие-либо ситуации.

Как правило, под понятием «характер» психологи подразумевают наиболее типичные черты личности, проявляющиеся в виде субъективного реагирования на объективные обстоятельства; очень часто характер описывают одним ключевым словом — взрывной или спокойный, решительный или мнительный, импульсивный или рассудительный и т.д.

Темперамент — это объединение устойчивых свойств личности, связанных с динамическими аспектами деятельности и определяющих тип высшей нервной деятельности человека. Психологи выделяют четыре основных типа темперамента, в основе которых лежит сила и уравновешенность процессов возбуждения и торможения нервной системы. Наиболее распространенной классификацией типов темперамента является выделение четырех типов: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. 

Главными способностями каждого человека являются волевые, умственные, душевные и телесные; также все люди в той или иной мере обладают и рядом других способностей — музыкальных, математических, художественных и пр.

Способности как составляющая структуры являются одним из важнейших инструментов личности, ведь чем больше развиты способности, тем более человек интегрирован в общество и тем больше он может сделать полезного для социума и себя.

К когнитивной сфере относятся все составляющие психики и разума, направленные на рациональное познание и восприятие мира — логическое мышление, память, внимание, критическое и аналитическое восприятие, принятие решений и т.д.  

Данная сфера, в противовес когнитивной, состоит из процессов, касающихся эмоций, чувств, потребностей и мотивации. К данной сфере можно отнести психологические процессы, которые нельзя объяснить из рациональной точки зрения — импульсивные реакции, эмоции, чувства, желания, предрасположенности, переживания, волнения, интуицию, скрытые мотивы, субъективные впечатления и др.

Структура личности в психологии также включает в себя все проявления сознания, подсознания и бессознательные психологические процессы.

К сознанию относятся все осознанные и контролируемые разумом процессы и мыслительная деятельность, а к бессознательному — те психические явления и процессы, которые происходят без осознанного контроля.

В подсознании происходят психологические процессы, которые имеют определенную логику, но не поддаются осознанному контролю.

Рисунок тела является подструктурой личности, в которую включают строение тела, характерную для человека мимику, привычные для него жесты, манеру разговаривать, походку и др. Рисунок тела определяют как подструктуру личности по той причине, что очень многие психологи придерживаются мнения о наличии связи между строением тела и характером человека. (Более подробно о связи жестов и мимики с психологическими процессами можно прочитать в статье Психология жестов — наука о чтении мыслей и чувств) Структура личности в психологии — это целостная система личностных качеств и свойств, которая полностью и всесторонне характеризует все психологические особенности индивида. Помимо описанных выше элементов, в структуру личности входит еще много других составляющих — самооценка, ценности, сила воли и др. От того, на каком уровне развития находится личность, определяется сила влияния физиологических, эмоциональных и когнитивных составляющих. В высокоразвитых индивидов, обладающих широким мировоззрением, сильной волей и направленностью личности, а также развитыми способностями, как правило, сознательные и когнитивные составляющие, основанные на собственном опыте, берут верх над бессознательными проявлениями, инстинктами, эмоциями и темпераментом.   

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/elementy-celostnoy-struktury-lichnosti-v-psihologii

Психологическая структура личности (коротко)

Психологическая структура личности

Первый компонент структуры характеризует направленность личности или избирательное отношение человека к действительности.

Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок.

При этом одни из компонентов направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельности личности.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются.

Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь, дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде.

Характер – сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека.

Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

В системе характера также можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные, во вторую очередь – волевые качества, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают понятием «я». «Я» – образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.

Структура личности будет неполной, если исключить из нее психические процессы и состояния.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Гуманистические теории

Гуманистическая психология подчеркивает, что люди имеют свободную волю и что это играет активную роль в определении того, как они себя ведут. Соответственно, гуманистическая психология фокусируется на субъективном опыте людей, а не на принудительных, окончательных факторах, определяющих поведение.

  Авраам Маслоу и Карл Роджерс были сторонниками этой точки зрения, основанной на «феноменальной области» теории Комбса и Сныгга (1949).

 Роджерс и Маслоу были среди группы психологов, которые десятилетиями работали вместе над созданием « Журнала гуманистической психологии», Этот журнал был в основном ориентирован на просмотр людей в целом, а не на то, чтобы сосредоточиться исключительно на отдельных чертах и ​​процессах внутри человека.

Роберт У. Уайт написал книгу «Аномальная личность», которая стала стандартным текстом о ненормальной психологии . Он также исследовал человеческую потребность стремиться к достижению позитивных целей, таких как компетентность и влияние, чтобы уравновесить акцент Фрейда на патологических элементах развития личности.

Маслоу проводил большую часть своего времени, изучая то, что он называл «самоактуализирующими людьми», теми, кто «выполняет себя и делает все возможное, чтобы сделать».

 Маслоу считает, что все, кто интересуется ростом, стремятся к самореализации (рост, счастье, удовлетворение). Многие из этих людей демонстрируют тенденцию в размерах своих личностей.

 Характеристики самоактуализаторов в соответствии с Маслоу включают четыре ключевых измерения:

  1. Осведомленность – постоянное наслаждение и страх жизни. Эти люди часто испытывали «пиковый опыт». Он определил пиковый опыт как «усиление любого опыта до такой степени, что есть потеря или трансцендентность самого себя». Пиковый опыт – это тот, в котором индивид воспринимает расширение себя и обнаруживает единство и значимость в жизни. Интенсивная концентрация на активности, в которой участвует, например, запуск марафона, может вызвать пиковый опыт.
  2. Реальность и проблема сосредоточены – имеют тенденцию касаться «проблем» в окружении.
  3. Принятие / Спонтанность – принятие окружения и то, что нельзя изменить.
  4. Невосприимчивое чувство юмора / демократия – не любезно шутите о других, что можно рассматривать как оскорбительное. У них есть друзья всех слоев общества и религий и очень близкие друзья

Биопсихологические теории

Биология играет очень важную роль в развитии личности. Изучение биологического уровня в психологии личности фокусируется прежде всего на определении роли генетических детерминант и способах формирования отдельных личностей.

 Некоторые из самых ранних размышлений о возможных биологических основах личности выросли из случая Финеаса Гейджа .

 В 1848 году аварии, большой железный стержень был изгнан через голову Gage, и его личность , по- видимому изменилось в результате, хотя описания этих психологических изменений, как правило , преувеличены.

В целом, пациентов с повреждением головного мозга трудно найти и изучить.

 В 1990-х годах исследователи начали использовать электроэнцефалографию (ЭЭГ), позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ) и более позднюю функциональную магнитно-резонансную томографию (МРМ), которая в настоящее время является наиболее широко используемым методом визуализации, чтобы помочь локализовать личностные черты мозга.

Генетическая основа личности

С тех пор, как проект « Геном человека» позволил значительно глубже понять генетику, продолжаются споры, связанные с наследуемостью, личностными качествами и экологическим и генетическим влиянием на личность. Известно, что человеческий геном играет определенную роль в развитии личности.

Раньше исследования генетической личности фокусировались на определенных генах, соответствующих специфическим чертам личности.

 Сегодняшний взгляд на отношения ген-личность фокусируется прежде всего на активации и экспрессии генов, связанных с личностью, и является частью того, что называется поведенческой генетикой, Гены предоставляют множество вариантов изменения различных клеток; однако среда определяет, какие из них активированы.

 Многие исследования отметили эту взаимосвязь различными способами, в которых могут развиваться наши тела, но взаимодействие между генами и формирование наших умов и личности также имеет отношение к этим биологическим отношениям.

Взаимодействие ДНК-окружающей среды играет важную роль в развитии личности, поскольку эта взаимосвязь определяет, какая часть кода ДНК фактически превращается в белки, которые станут частью индивидуума.

 Было отмечено, что, хотя в геноме доступны различные варианты, в конце концов, среда является конечной определяющей способностью активизации.

 Небольшие изменения в ДНК у индивидуумов приводят к уникальности каждого человека, а также различиям в внешности, способностях, функционированию мозга и всем факторам, которые достигают высшей точки, чтобы развить сплоченную личность.

Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/psihologicheskaja-struktura-lichnosti/

Психологическая характеристика личности и деятельности

Человек принадлежит к высшему звену развития жизни на земле, является субъектом и продуктом общественно-исторического развития и представляет собой единство природы и социума. Кроме понятия «человек»,в психологии используются такие термины, как «индивид», «личность», «индивидуальность».

Определение 1

Индивид (неделимое) – это конкретный человек, который имеет свои индивидуальные особенности, обладает устойчивыми психическими свойствами. Эти свойства активны и гибки при реализации их в определенной ситуации.

Определение 2

Индивидуальность – это неповторимость, особенность свойств личности индивида. Она может проявляться в чертах характера, темпераменте, способностях, интересах.

Определение 3

Личность – характеристика человека с социальной точки зрения.

В Древней Греции слово «личность» обозначало маску, которую надевает актер в театре. Римляне подразумевали под этим понятием функцию человека. Например, личность философа. На последующих этапах развития под личностью понималась общественная роль человека.

Определение 4

С точки зрения психологической науки личность – это устойчивая система социальнопсихологической сущности человека, его качеств, формирующихся по мере усвоения человеком форм сознания, поведенческих норм и опыта.

Личность всегда имеет свои взгляды, убеждения, которые влияют на межличностные и общественные отношения. Теория личности развивалась в отечественной психологии поэтапно. После революции 1917 года и до 1930-х годов личность понимают, как профиль психологических функций.

В 1930-50-х гг., личность рассматривается как опыт, приобретенный человеком в процессе жизни. В 1960-х годах личность изучается под углом темперамента и возраста. Наконец, последний этап, который продолжается, изучает личность как совокупность отношений, качеств и опыта.

На личность воздействуют многие факторы как на объект исторического процесса: экономика, политика, право, мораль. В свойствах личности человека в полной мере раскрывается его суть как общественного явления.

Одновременно с этим, каждая личность индивидуальна, это зависит от биологических, врожденных качеств ЦНС и психики, а также от приобретенных качеств.

Здесь важную роль играют типологические свойства высшей нервной деятельности и особенности психологических процессов и состояний, связанные с ними.

Психологическая характеристика личности начинается с того, что личность рассматривается как носитель определенных психических качеств, свойственных члену общества, который понимает и осознает свое место в нем.

Личность – объединение разных психофизиологических систем, обладающих индивидуальностью и своеобразием.

Под психофизиологическими системами следует понимать те черты, которые определяют присущие именно этому человеку поведение и мышление.

Общественная сущность личности

Человек не может стать личностью вне общества. Он является обязательным участником разных групп: социальных, профессиональных. В ходе человеческой деятельности происходит развитие и становление личности.

Важно понять, что человек сделал для общества, разобраться в том, что он способен сделать, во имя чего он достигает поставленных целей. Только тогда можно по-настоящему узнать человека, составить его психологический портрет. Место, которое человек занял в обществе, определяет его статус.

Основными показателями статуса являются престиж и авторитет, которые говорят о степени признания человека обществом.

Говоря о психологической характеристике человека, российские психологи не отождествляют понятия «индивид» и «личность». Целостный субъект, наделенный индивидуальными качествами, определяется как индивид. Социально ответственный человек с той или иной степенью включенности в систему общественных отношений, осуществляющий сознательную деятельность, определяется как личность.

Психологическая структура личности

Структура личности состоит из четырех сегментов:

  • свойств личности, сформированных под воздействием социальных факторов;
  • индивидуального опыта;
  • личностных особенностей;
  • свойств личности, заложенных при рождении.

Социально обусловленные свойства личности нельзя рассматривать отдельно от понятия «направленность». Ученые-психологи разошлись во мнениях, одни считают направленность личностным свойством наряду с характером, темпераментом, способностями, другие – доминирующим мотивом.

Личностная направленность зависит от интересов, склонностей, предпочтений индивида, а также от его мировоззренческой позиции, убеждений и взглядов. Направленность имеет сферу потребностей и мотивов и систему отношений. Характеризуют направленность качества и формы.

Качествами называют:

  • уровни общественной значимости направленности, высший уровень – идейность;
  • широту – интересы, увлечения, заинтересованности. Но широта не должна быть всеохватывающей, превращаться в дилетантство, когда человек считает себя экспертом во всех областях подряд. Должен присутствовать центральный интерес, направленный на профессиональную деятельность;
  • интенсивность – эмоциональная составляющая направленности от слабых влечений до активных стремлений и полной убежденности;
  • действенность – определяет степень активности личности при достижении цель.

Главное звено в направленности – потребность. Это то, что отражается в человеческом мозге как нужда в чем-то. Нужда может проявляться как в нехватке чего-то важного, так и в избавлении от мешающего.

Потребности могут быть органическими, материальными, духовными и социальными.

К первым относятся еда, воздух, вода, тепло, ко вторым — одежда, жилье, к третьим – знания, ценности, творчество, к четвертым – общение, деятельность.

Формы направленности: влечение, желание, интерес, идеал, склонность, мировоззрение.

Определение 5

Влечение – это слабое стремление к объекту или действию, которое появляется вследствие неосознаваемой потребности.

Определение 6

Желание – осознанное и четкое понимание того, чего человек добивается. Если волевое начало сильное, желание перерастает в стремление.

Определение 7

Интерес – осознанное направление на объект, связанное с желанием познать его.

Интерес является источником любознательности, он стимулирует внимание, позволяет сконцентрироваться на объекте.

Определение 8

Идеал — конкретный образ, с которым человек желал бы иметь сходство. Идеал может быть реальным и вымышленным, созданным в воображении. Идеалом может служить человек, отдельное качество, образ жизни. Под влиянием мировоззрения антиобщественного характера может быть сформирован отрицательный идеал.

Определение 9

Склонность – стремление к объекту с максимумом заинтересованности и воли.

Определение 10

Мировоззрение – четко выверенная позиция, система взглядов о мироустройстве, его законах, общественных и природных явлениях.

Поступки человека, в основном, тесно связаны с мировоззрением. Зная о мировоззрении индивида, можно прогнозировать, как он поступит в той или иной ситуации.

Мировоззрение состоит из мировосприятия, мироощущения, миропредставления, миропонимания, мирооценки, мироотношения. Первые три понятия можно объединить в миросозерцание. Человек воспринимает мир пассивно.

Последующие понятия относятся к убеждению, осознанной потребности личности действовать в соответствие со своими ценностными ориентирами.

Компоненты структуры личности

Определение 11

Способностями называют индивидуальные психологические наклонности, которые способствуют успеху в том или ином виде деятельности: учебе, спорте, искусстве.

Опыт, который приобретен индивидом, вбирает в себя умения, знания, навыки, привычки, личностную культуру.

Определение 12

Знания – это те сведения, что человек получил в идеальном воспроизведении в языковой форме о практическом преобразовании реального мира.

Знания могут быть теоретическими и прикладными и становятся системой в человеческом сознании для определенной подсистемы: науки, ремесла, искусства. Научные знания делятся на общественные, математические и технические. Общественные научные знания бывают общетеоретического и прикладного характера.

К общетеоретическим общественным знаниям относятся: философия, логика, этика, психология. Прикладные науки образуются на стыке двух наук: судебная этика, правовая статистика, музейная педагогика.

Существует термин «специальные познания», изначально он появился в юриспруденции, когда для оценки доказательств потребовались специалисты, обладающие глубокими знаниями. Специальные знания включают в себя опыт, навыки и умения.

Определение 13

Навыками называют такие действия, которые доведены до автоматизма, они выполняются всегда быстро и правильно.

Фотограф обращается с фототехникой, используя навыки. Навыки образуются вследствие многочисленных повторений одного и того же действия.

Навыки можно классифицировать по профессиональным признакам (школьные, спортивные, трудовые) и по степени усвоения (сложные, простые, комплексные, разрозненные).

Навыки образуются в зависимости от степени сложности, но на их образования влияют также возраст, темперамент, состояние нервной системы исполнителя.

Определение 14

Умения – это, когда человек способен выполнить свою работу в любых условиях, причем сделает это эффективно и быстро.

Умения формируются постепенно, они шлифуются, оттачиваются в процессе деятельности, процесс завершается профессиональным мастерством.

Определение 15

Привычка – это тоже навык, он сформирован на положительном эмоциональном фоне. Это действие, которое стало потребностью.

Здесь главную роль отдадим профессиональным привычкам: привычке содержать рабочее место в чистоте, никогда не опаздывать на работу. Такие привычки облегчают трудовую деятельность. Существуют вредные привычки, по сути, заболевания: алкоголизм, наркомания.

Определение 16

Личная культура – то, что индивид осознает, как ценности. Это качества ума, характера, памяти, которые приобретены человеком в процессе воспитания и образования.

В понятие «личная культура» можно включить творческие наклонности, эрудированность, знание языков, художественный вкус, чувство меры, аккуратность, деликатность, вежливость. Культура личности зависит от уровня развития индивидуальных способностей, изучения культурного наследия, степени социализации.

Индивидуальные особенности отдельных психологических качеств

Такие особенности определяются формами психического отражения, когда процессуальное и содержательное в психике человека связаны воедино. Отражение мира становится активным в связи с возникновением необходимости или потребности. Это субъективное явление, каждый человек видит мир по-своему. Отдельно от субъекта психического отражения быть не может.

Определение 17

Психическое отражение – это постоянный поиск, выбор и обработка информации.

Определение 18

Психомоторика – наука, занимающаяся объективизацией психики.

Предметом исследования являются реакции и акты разные по характеру: сенсомоторные, идеомоторные, эмоционально-моторные, импульсивные. Сенсомоторный акт – один из главных видов психомоторики.

Выделяются простые реакции (время) и реакции выбора (время и точность реакции). На данный момент мало изучено еще одно сенсомоторное явление- импринтинг (запечатление). Еще в 1940-е гг. австрийский биолог К.

Лоренц ввел в научный обиход этот термин.

Определение 19

Идеомоторный акт – все движения произвольного и непроизвольного характера вызваны яркой картиной сознания (наглядно-образные знания), представляющей выполнение движений.

Определение 20

Эмоционально-моторные и импульсивные реакции – действия человека деформируются, порой до нелепости, под влиянием сильного эмоционального возбуждения.

В психологии рассматриваются врожденные, биологические свойства личности. К ним относятся свойства нервной системы и особенности психических процессов. Социальное и биологическое в человеке взаимодействуют.

Чтобы выяснить как, используют определенные психологические методы. По теории Дарвина главными факторами биологической эволюции являются: наследственность, изменчивость, естественный отбор.

Биологическое направление в психологии возникло во второй половине ХХ века.

Биологическое в психике – это общее по гомологии у человека и животных. Гомология в психологической науке, явление частного порядка, тесно связанное с поведением человека. Гомология объясняется общей наследственностью и исторической преемственностью.

Существуют теории, которые выделяют в личности две главные структуры, которые сформировались под влиянием биологических и социальных факторов. Личность человека обуславливается общественными отношениями. Но, человек сохраняет и часть своей биологической составляющей.

Противопоставлять эти факторы не следует, это не приведет к объективному изучению личности. Социальное и биологическое подчиняются принципу: простая биологическая форма послужила фундаментом для возникновения более сложной формы, социальной.

Генетические предпосылки, формирование, эволюционное развитие являются предметом биологического изучения личности.

Анализируя биологическое и социальное в человеке, следует принимать во внимание врожденные особенности. Появилась идея о наличии наследственных свойств нервной системы, от которых зависят поведение и реакции человека.

Биологическое дает толчок для изучения и познания законов природы и общества. Формирование личности происходит под воздействием факторов социального характера.

Безусловно, явления психологического свойства оказывают влияние на сенсорную и нейродинамическую области человека, но их сущность имеет социальное происхождение.

Динамика психической деятельности

В динамике проявляются особенности личности, они зависят от интенсивности, устойчивости, скорости психологических процессов.

Устойчивость свойств личности – когда не изменяются личностные качества. Наиболее устойчивыми являются темперамент, черты характера, предрасположенности. В психологии существует принцип единства сознания, личности и деятельности. Сознание — личностно и деятельно, личность — сознательна и деятельна, деятельность — сознательна и личностна.

Определение 21

Активная личность – это человек, проявляющий принципиальность в идеях и взглядах, отстаивающий свои убеждения. Активная личность имеет сильный характер.

Рассмотрим свойства нервных процессов: силу, подвижность и уравновешенность. Сила нервного процесса отражает предельную возможность работы клеток головного мозга. Типы высшей нервной деятельности классифицируются по силе нервного процесса.

Подвижность – характеризует быстроту реакции на изменения в окружающем пространстве. Уравновешенность – это баланс между процессами возбуждения и торможения. Торможение бывает внешним безусловным и внутренним условным.

Безусловное торможение является типом коркового торможения и включает:

  • индивидуальное торможение, то есть возникновение ориентировочной реакции на раздражитель;
  • запредельное торможение, когда корковые структуры возбуждаются выше заданного предела. Торможение дает возможность им сохраниться или восстановиться.

Для формирования личности необходимы конкретные исторические условия, процессы воспитания и обучения. Основное в развитии личности биогенетические и социальные факторы. Ученые, принадлежащие к биологическому направлению, считают, что развитие личности обусловлено наследственностью.

То есть, у человека от природы заложены мотивации, распределены этапы психического развития. Социогенетики считают, что личность развивается под влиянием социальной среды. И те, и другие не принимают во внимание собственную активность личности.

Первые считают, что, заложенное природой, проявится само, не надо ничего предпринимать и менять. Вторые считают, что человек должен приспособиться к среде. Стало быть, основой для понимания законов, по которым формируется личность, эти концепции быть не могут.

Как мы уже отмечали, движущая сила развития личности – потребность, которая приводит к деятельности. Выделим биологическую и информационную потребность. Возникла потребность – появляется интерес, избирательное отношение личности к объекту положительно эмоционально окрашенное.

Потребности и реальные возможности их удовлетворения вступают в противоречие, человек вынужден овладевать знаниями и умениями. При отрицательном развитии психики происходит ее распад.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/juridicheskaja-psihologija/psihologija-lichnosti-i-dejatelnosti/

Ссылка на основную публикацию