Эйдетический тип памяти у взрослых и детей: определение, развитие, использование

Существует уникальная методика для улучшения памяти, внимания и мышления человека. С её помощью легко запоминать нужную информацию и получать удовольствие от процесса. Речь идёт об эйдетике.

Слово «эйдос» в переводе с греческого языка означает «образ». Эйдетика представляет собой методику развития образного мышления. Она основана на способности памяти удерживать и воспроизводить в мелких деталях образ определённого предмета или явления.

Развитие памяти, внимания и воображения происходит с помощью привлечения всех анализаторов человека.

Эйдетический тип памяти у взрослых и детей: определение, развитие, использование

Существующий собственный внутренний опыт содействует запоминанию нового образа в зависимости от визуальной, аудиальной или кинестетической модальности:

  • визуальная модальность обусловлена памятью, связанной с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов;
  • аудиальную модальность обеспечивает слуховая память, связанная с сохранёнными в ней звуками;
  • кинестетическая модальность хранит и актуализирует различные движения, прикосновения, запахи, вкусовые ощущения.

В психологии впервые феномен образного запоминания описал в 1907 г. сербский учёный Виктор Урбанчич. Большие исследования в этой области были проведены в немецкой школе Эрика Йенша в 1933 г. Представители Марбургской школы пришли к выводу, что для дошкольников и младших школьников эйдетизм является закономерным явлением.

Теория заинтересовала и российских исследователей. Л. С. Выготский повторил эксперименты Эрика Йенша в своей лаборатории. Исследования продолжили Сергей Рубинштейн, Борис Теплов, Фёдор Шемякин, Александр Лурия и др. С 1936 г. в СССР работы по изучению эйдетики были прекращены из-за признания её расистской и ненаучной теорией.

Сейчас многие психологи и педагоги проявляют научный интерес к системе развития особого вида образной памяти, внимания и воображения. Основные принципы метода и применяемые техники подробно описал в своих трудах доктор педагогических наук И. Ю. Матюгин.

Эйдетический тип памяти у взрослых и детей: определение, развитие, использование

Большую пользу эйдетика приносит детям, которые способны, используя образы, легко запоминать и развивать свои когнитивные способности. Вместо зазубривания они могут быстро и качественно усваивать новый материал. Облегчается изучение иностранных языков, запоминание формул, многозначных чисел, терминов. Процесс происходит в радостном и позитивном напряжении ребёнка.

Эйдетика помогает гармонично развивать оба полушария мозга малыша. Она способствует концентрации внимания, развитию нестандартного мышления и фантазии, усилению воображения, повышению работоспособности. Эйдетика гарантирует лёгкое запоминание любой информации, при этом снимаются психологические стереотипы.

Неумение правильно вызывать эйдетические образы может привести к тяжёлым последствиям и нанести значительный вред. В психологии описаны случаи нервного перенапряжения при настойчивых попытках вызвать необходимый образ.

Надо грамотно воспроизводить его и уметь своевременно освобождаться от ненужного образа, мысленно растворять его.

Эйдетический тип памяти у взрослых и детей: определение, развитие, использование

Эйдетика интересна тем, что при отсутствии предмета или явления в поле восприятия человек чувствует его, ощущает запах и видит цвет. В психологии существуют представления о терминах, связанных с этим видом запоминания.

Термин означает разновидность образной памяти, выражающейся в сохранении ярких образов ранее воспринятых предметов при их отсутствии.

Склонность к эйдетизму может быть заложена генетикой или особенностями развития мозга. Учёные уверены, что задатки имеют все, но в силу разных обстоятельств с годами они утрачиваются.

С возрастом воспроизвести в деталях тактильные, визуальные или звуковые образы большинству людей становится сложно.

Всего лишь 3% населения земного шара рождается с феноменальной памятью. Остальные люди имеют возможность развить мышление и память с помощью эйдетики. Нередко феномен называют зрительной или фотографической памятью. Образы надолго отпечатываются в памяти и в любой момент прокручиваются как видеоролик, с воспроизведением мельчайших деталей.

Эйдетический тип памяти у взрослых и детей: определение, развитие, использование

Особенностью эйдетических образов является восприятие предметов в их отсутствие. Стабильность, отчётливость сохранённых в памяти образов остаётся на длительный срок. Перестав быть основной формой процессов памяти, они остаются в воображении и фантазии. При этом изменяется основная психологическая функция.

Синтез, анализ, обобщение, сравнение при обработке любой информации людям с эйдетическим мышлением позволяют обратить внимание на мелкие детали и сохранить их в памяти. В дальнейшем они активно используют сохранённые образы.

Много выдающихся математиков обладали таким мышлением. В современном мире оно пригождается при работе с информационными технологиями.

Эйдетический тип памяти у взрослых и детей: определение, развитие, использование

Яркая фантазия даёт возможность индивиду представлять чётко образы, которые ему никогда не приходилось видеть. Человек с эйдетическим воображением хорошо может представить дуновение ветра, ощутить какой-то аромат, почувствовать прохладу или ощутить кожей чьё-то прикосновение, будто это происходит наяву.

В психологии существует множество методов развития памяти, образного мышления, внимания и воображения. Разработано огромное количество упражнений к ним.

Акровербальная техника подразумевает запоминание понятий с помощью интересных текстов, стишков и песенок. Методы применяют при обучении детей иностранным языкам. Существуют интересные стихотворения для дошкольников.

Например, когда малышам надо запомнить дни недели. Весёлая игра превращает запоминание в непроизвольный процесс.

Широко применяются мнемотехника и эйдотехника. Первая техника включает в себя методы, связанные с применением ассоциативных рядов, логических закономерностей, цифро-буквенного кода. Также существуют менее популярные мнемотехнические методы рационального повторения и ОЧОГ (ориентировка, чтение, обзор, главное).

В работе с детьми эффективен цепной метод, предполагающий применение ассоциативных связей. Методика для детей подразумевает выполнение упражнений в игровой форме.

Она основана на цветовых, тактильных, предметных, звуковых, обонятельных, вкусовых, графических и свободных ассоциациях. Часто при развитии воображения детей используют геометрические фигуры.

Ребёнок во время выработки ассоциативного мышления должен ответить, о чём он подумал.

Эйдетические упражнения используют с детьми трех лет и старше.

Эйдетический тип памяти у взрослых и детей: определение, развитие, использование Эйдетический тип памяти у взрослых и детей: определение, развитие, использование

Правильная организация обучения мотивирует детей к освоению новой информации.

  • Цветовые ассоциации возникают у ребёнка в момент рассматривания пятна определённой расцветки. Малыш должен обосновать свой ответ. Например, глядя на красное пятнышко, кто-то представил созревший помидор. Он отвечает примерно так: «Я подумал про красный помидор, потому что он уже созрел». Другой ребёнок вспомнил запрещающий сигнал светофора. Некоторые дети вообразили себя во время прогулки с румяными от мороза щеками.
  • При развитии тактильной памяти изготавливают специальные карточки с разной фактурой. Используется меховая, фланелевая, велюровая, дерматиновая поверхность, наждачная бумага. Применяют карточки с пришитыми пуговицами, приклеенными спичками, кусочками проволоки или гречкой. Прикоснувшись к поверхности, ребёнок должен сказать, о чём он подумал. Например, трогая гречку, малыш заявляет: «Я подумал про реку, потому что я ходил босиком по камешкам. Когда сильно надавливаешь пальцами на крупу, так же больно, как босым ногам на берегу реки».
  • Предметные ассоциативные ряды должны вызвать различные вещи: лоскуток ткани или кожи, нитка, ракушка, монета, шишка, пуговица, лист бумаги и др. Например, кусочек ворсистой ткани у кого-то ассоциируется со стриженой травой на газоне.
  • Записанный шум или звук используют для развития аудиальной памяти. Включают аудиозапись с шумом бытового прибора, природным звуком, музыкальным произведением или уличным гулом и предлагают детям подобрать подходящий предмет на картинках. Например, ребёнок, слушая резкое торможение автомобиля, говорит: «Я подумал о двери, потому что она скрипит, когда её открывают».
  • Для развития обонятельной памяти необходимо запастись коробочками с разнообразными ароматами. В них могут лежать различные травы, специи, пустые флакончики с запахом духов. Детям предлагают понюхать закрытые спичечные коробочки. Нужно по запаху найти две с одинаковым наполнением. В дополнение иногда предлагают охарактеризовать запах. Нюхая закрытые коробки с кофе, ребёнок может сказать, что чувствует ароматный, приятный, бодрящий запах.
  • Вкусовые ассоциации советуют использовать для детей старшего возраста. Им для воображения предлагаются комбинации из сладких и горячих блюд, солёных и холодных. Иногда к вкусовым ощущениям добавляют тактильные ассоциации: хрустящий, сочный, жидкий, твёрдый продукт.
  • Графические ассоциации основаны на превращении символа в определённый предмет. Например, непонятная загогулина превращается в рыболовный крючок. Старшие школьники используют абстрактные символы для запоминания телефонных номеров.
  • Свободные ассоциации учат малыша строить связи самостоятельно. Воспитатель без использования предметного изображения сообщает, что в шкафу сидит мышь. Каждый ребёнок выстраивает свой ассоциативный ряд. Кто-то отвечает: «Я подумал о кошке, потому что она любит охотиться за мышами». Другой малыш говорит: «Я подумал о волке, потому что он такой же серый, как мышка».

Главным в игре является умение обосновать свой выбор.

Эйдетический тип памяти у взрослых и детей: определение, развитие, использование Эйдетический тип памяти у взрослых и детей: определение, развитие, использование Эйдетический тип памяти у взрослых и детей: определение, развитие, использование

Эйдотехника насчитывает немало интересных методов. В работе с детьми часто применяют методы оживления, вхождения, трансформации, образных крючков, соощущения, образного мышления, отстранённости, избыточности, регрессии, перевоплощения, изменённых модальностей, забывания ненужной информации, эха и др.

Рассмотрим некоторые из них.

  • Метод оживления эффективен при необходимости запомнить большое количество имён и исторических дат. Он способствует развитию визуализации.
  • Метод вхождения даёт возможность проникнуть внутрь представляемого рассказа или картинки. При методе оживления картинка предстаёт перед глазами ученика, а при методе вхождения школьник чувствует себя участником события. Например, ученику на уроке биологии необходимо запомнить основные признаки живых организмов. Он представляет, как подходит к своей комнате и видит прицепленные к двери человеческие лёгкие, которые своей вибрацией напоминают ему об одном из признаков жизни – дыхании.

У порога его любимая собака грызёт огромный кусок мяса, что сообщает о втором признаке жизни – питании. В углу ребёнок замечает большую кучку фекалий животных, свидетельствующих о способности живых организмов к выделению продуктов жизнедеятельности.

В другом углу комнаты сидит кошка с котятами, напоминающими о следующем признаке жизни – размножении. И вдруг кошка кинулась к своему хозяину, свидетельствуя тем самым, что она может двигаться.

И ребёнок вспоминает ещё об одном признаке жизни: движении, подвижности.

Взглянув на подоконник, ученик видит, как прямо на его глазах маленький кактус превращается в огромное растение, полностью закрывающее собой всё оконное пространство.

Он вспоминает ещё об одном признаке – росте. О развитии живого организма свидетельствует появление на кактусе цветков.

Об обмене веществ школьнику могут напомнить витамины и упаковки с глюкозой, раскиданные по его письменному столу.

И наконец, ученик видит, как руки неожиданно покрываются сыпью. Он понимает, что аллергическая реакция возникла из-за способности живого организма к раздражимости. На уроке при ответе ученику достаточно будет мысленно войти в свою комнату, чтобы спокойно, не напрягаясь, перечислить все признаки жизни.

  • Метод трансформации даёт возможность в воображении превратить плоский образ в объёмную картинку, чёрно-белый – в цветную, маленький – в огромную. Этот метод эффективен при запоминании иероглифов. Достаточно один раз трансформировать иероглиф в своих мыслях, чтобы запомнить его навсегда.
  • Метод образных крючков обычно используют при запоминании цифр. Например, нужно запомнить число 104. Достаточно представить себе напоминающий единицу нож, воткнутый в разделочную доску, на которой рядом с ним лежит одно яйцо, похожее на ноль. Поодаль от него на доске виднеется луковица, разрезанная на 4 части.
Читайте также:  Разновидности социальных конфликтов: какие бывают, что является причиной, стороны

Единицей в воображении может быть карандаш или болт. Двойку представляют в виде лебедя или пары лыж. Тройка может соответствовать волне или летящей чайке. Четвёрка напоминает разряд молнии или винтовку со штыком. Пятёрка может быть представлена в виде пятиконечной звезды или пяти пальцев на руке. Шестёрка похожа на открытый навесной замок или вишню на черешке.

Семёрка напоминает топор, кочергу или мотыгу. Восьмёрка ассоциируется с песочными часами и снеговиком. Девяткой может быть в воображении воздушный шарик на верёвке или головастик. Образом для запоминания цифры «0» служит кольцо, колесо, мяч, шайба, тарелка, полная луна, круглая пластинка и др. Так создаются крючки в воображении.

  • Метод соощущений даёт возможность какое-то событие ощущать с помощью органов чувств. Например, наличие дождя запоминают по стуку капель о стекло или по прилипанию мокрой одежды к телу.

Можно запомнить иностранные слова или цифры с помощью представления цвета, запаха, вкуса, шероховатости, звука представляемого образа.

Источник: https://vplate.ru/pamyat/ejdetika/

Эйдетическая память и ее развитие

Способность человека к точному воспроизведению деталей, образов, отдельных предметов или сцен, на момент прекращения их непосредственного восприятия называют эйдетизмом. Мозг человека продолжает воспринимать объект, даже если тот уже отсутствует.
Эйдетический тип памяти у взрослых и детей: определение, развитие, использование Эйдетические способности позволяют запоминать образы, воспроизводить полученную информацию с точностью прокрутки видеоролика. При этом основу того, что запомнил эйдетик, составляет сам образ, то есть картинка. Однако не редко к ней присоединяются и другие виды памяти: тактильная, обонятельная, слуховая и прочие.

Сегодня даже применяется выражение феномен Теслы. Оно появилось благодаря уникальным способностям Николы Теслы. У него была ярко выражена эйдетическая память. Изобретатель легко запоминал и мог воспроизвести целые книги. Благодаря своим способностям ему не приходилось ничего записывать.

Как развить эйдетическую память у взрослых

Эйдетический тип памяти у взрослых и детей: определение, развитие, использование Онлайн тренажеры для развития памяти и интеллекта

В психологии считается, что эйдетизм больше развит у детей, чем у взрослых. На практике все обстоит иначе. Сохранение способностей к эйдетизму связано с сферой работы человека. У людей творческих профессий он выражен намного ярче.

Чтобы улучшить и сохранить феноменальные качества необходимо потрудиться. Предусмотрены всевозможные направления тренировок, чтобы улучшить эйдетическую память.

Особенность эйдетической памяти в том, что можно воспроизвести до мельчайших подробностей — предмет или текст. Даже если человек видел его один раз в своей жизни и не продолжительное время.

Основа занятия — тренировка зрительной памяти. В основном люди легче запоминают слуховые или тактильные образы. Поэтому чтобы развить эйдетическую способность, необходимо развивать визуальное запоминание.

Важный момент в тренировке памяти — эйдетическое восприятие. Воспринимать образ можно ассоциировано, значит находиться внутри картины, и диссоциировано, то есть со стороны.

Книги

Чтобы тренировать память, можно заняться чтением. Делать это нужно следующим образом: прочесть отрывок из книги, закрыть ее и попробовать воспроизвести прочитанное. Читать можно не просто книги, а книги на тему эйдетики, что полезнее вдвойне. Много интересного можно найти на страницах следующих книг:

Эйдетический тип памяти у взрослых и детей: определение, развитие, использованиеЭйдетический тип памяти у взрослых и детей: определение, развитие, использование

Обладать эйдетической памятью, благодаря продолжительным тренировкам сегодня под силу каждому человеку. Нужно учитывать, что если от рождения феноменальных способностей не проявилось, то придется потрудиться.

Упражнения

Если уделять упражнениям не менее 15 минут в день, делая это систематически, то можно рассчитывать на результат, уже по истечении одного месяца. В настоящее время используются десятки методов по развитию памяти.

Упражнения для тренировки памяти могут быть следующие:

  • Первое упражнение заключается в непрерывном наблюдении. Для этого необходимо сосредоточить свое внимание на объекте или предмете, не отводя взгляда. В течение 5 минут нужно рассмотреть все видимые детали, желательно удерживать внимание только на объекте. Потом попробовать визуально прокрутить полученную картинку.
  • Вторым не менее действенным упражнением является «Игра в спички». Для этого нужно бросить на стол несколько спичек. После постараться запомнить их расположение и отвернувшись, воспроизвести картинку уже из других спичек.
  • Следующее упражнение можно делать в любое время, вне зависимости от местонахождения. Для этого достаточно внимательно посмотреть на определенный объект в течение некоторого времени, не пропуская ни одну делать. Затем закрыть глаза и постараться максимально точно его воспроизвести.
  • С чтением, все также обстоит достаточно просто. Изучаем любой текст в течение нескольких минут. Затем, закрыв книгу, воспроизводим визуально или вслух прочитанное. Данное упражнение больше напоминает то, как в школе учились стихотворения.

Онлайн ресурсы

Эйдетический тип памяти у взрослых и детей: определение, развитие, использование

Развивать свои способности можно и при помощи онлайн ресурсов. Для этого нужно зарегистрироваться на популярных площадках Викиум, Brainapps, 4brain. На сайтах представлено большое количество развивающих онлайн упражнений для тренировки памяти, которые позволяют в дальнейшем максимально полно запоминать полученную информацию.

Викиум – онлайн сервис для развития мозга, посредством прохождения специальных игровых тренировок. С тренажером Викиум можно пройти курсы на развитие:

Эйдетический тип памяти у взрослых и детей: определение, развитие, использование

Чтобы понять, как устроена работа онлайн тренажера, для начала необходимо пройти тестирование, по итогам которого, система автоматически подберет персональную программу тренировок. Все происходит в игровой форме, тренажер отлично подойдет как взрослым, так и детям.

  • Тренажер на память позволяет тренировать пространственную и рабочую память.
  • На внимание основан на переключении и концентрации внимания.
  • На мышление позволяет тренировать скорость реакции и точность.

Программа онлайн тренажера brainapps состоит из курсов:

  • На развитие памяти
  • Для тренировки внимания
  • Прокачка мышления
  • Курс быстрого чтения

Включает:

  • 7 уроков теории
  • 7 уникальных авторских тренажеров
  • Тестирование (вводное и финальное)
  • Программу адаптации

Интеллектуальный ресурс 4brain включает в себя огромное количество онлайн курсов по саморазвитию, такие программы как:

  • Развитие памяти
  • Быстрое чтение
  • Логическое, критическое и творческое мышление и многие другие

Чтобы получить персональную программу того или иного курса, необходимо пройти тестирование. Каждый курс это:

  • Установление цели
  • Теория
  • Упражнения на взаимопроверку
  • Практические задания
  • Тестирование полученных результатов

Эйдетический тип памяти у взрослых и детей: определение, развитие, использование

К тому же, по окончанию каждого урока, участнику будет представлено резюме, в которое можно внести заметки. А по завершению всего курса тренировок, будет выдан персональный конспект, включающий эти заметки.

Благодаря уникальной интерактивной методике онлай тренажеров, свои положительные отзывы отставляют даже пожилые люди. Результаты настолько эффективны, потому что в основе данных упражнений лежат современные исследования и научные труды зарубежных и отечественных психологов.

Если человек не располагает временем, то даже небольшая, но систематическая тренировка уже позволит получить результат.

Эйдетика для детей

Эйдетический тип памяти у взрослых и детей: определение, развитие, использование

Эйдетикой называют определенную методику, благодаря которой маленький ребенок сможет легко запомнить большой объем информации. Эйдетика для детей – это программа, направленная на правильное развитие мышления и логики ребенка. По прохождению данной программы детьми, развивается их творческий потенциал.

Главная цель метода – это развитие как зрительной, так и тактильной памяти, образного мышления, слухового и зрительного внимания и воображения. Методика стимулирует и улучшает речь, способствует быстрому запоминанию образов, инициативности ребенка.

Как развивать у ребенка

Методика обучения направленная на развитие эйдетической памяти нацелена на образное мышление детей. Эйдетика способствует правильному развитию ребенка. После прохождения занятий малышами в их, казалось бы, маленьком возрасте, результаты остаются на всю жизнь.

Книжки

Чтение – основной тренажер для тренировки мозга. Детской литературы для развития эйдетической памяти огромное количество. Книги послужат отличным помощником родителям в развитии своего чада.

  • Тренируем память и интеллект методом Шерлока Холмса

Эйдетический тип памяти у взрослых и детей: определение, развитие, использование

  • Развиваю внимание, память, речь. Для детей 2-3 лет

Эйдетический тип памяти у взрослых и детей: определение, развитие, использование

  • Развиваем логику, мышление, память. Игры, ребусы, тренажёры

Игры и упражнения

Эйдетика легко воспринимается детской аудиторией, так как методика основана на легких играх и упражнениях. Чтобы развить способности малыша можно самостоятельно заниматься с ним по 15 минут в день, упражнения подходят для детей с 3 лет.

Упражнения:

  • Легкое и забавное упражнение, которое способствует развитию визуальной памяти малышей – это игра с картинками. Для этого нужно отобрать как можно больше картинок с изображением животных, птиц, домов и игрушек. Ребенок должен вытащить несколько любых картинок, и глядя на них составить рассказ того, что он видит.
  • Еще одно полезное занятие. Перед прогулкой можно попросить малыша, рассказать, что ему нужно для этого надеть. И с каждым разом следить за тем, чтобы он мог перечислить предметы одежды в той последовательности, в которой он будет их надевать. Перечислять предметы, он должен, не видя их, то есть визуально.
  • Малыша можно легко научить знанию цифр. Для этого нужно, чтобы каждая цифра у него с чем-то ассоциировалась, например, с цветом или предметом. В дальнейшем, когда он будет озвучивать цифры, ему просто будет каждую визуально представлять с тем предметом, который он сам и выдумал

Онлайн ресурсы для развития эйдетической памяти у детей

Можно не только самостоятельно заниматься со своим чадом, но и обратиться к онлайн упражнениям и играм, которые направлены на развитие памяти и внимания ребенка. Самыми распространенными онлайн тренажерами для развития интеллектуальных способностей у ребенка являются викиум и iqclub.ru.

Компания «Викиум» занимается разработкой тренажеров для мозга, при помощи которых у детей значительно улучшается память и концентрация внимания.

Курсы Викиум позволяют развивать детям и подросткам:

  • Память
  • Интеллект
  • Внимание
  • Мышление

Курсы работают онлайн, существует бесплатная платформа для занятий детьми. По прохождению вводного тестирования, и регистрации на сайте ребенок получает персональную программу занятий. По мере обучения, можно воспользоваться и платными услугами сервиса.

  • Программа iqclub рассчитана на развитие интеллектуальных способностей у детей.
  • Курсы предлагают следующие упражнения:
  • По чтению
  • На запоминание
  • Развитие мышления
  • Тренировка внимания
  • Благодаря курсам ребенок может быстро научиться считать

Программа Клуба представляет собой качественное и гармоничное обучение. Занятия проводятся интересно, весело и просто. Благодаря тому, что курсы проводятся в игровой форме, детям легко их воспринимать.

Общие отзывы пользователей о ресурсах положительные. Родителям нравится, что их детям действительно помогает прохождение курсов в развитии логических способностей и мышления.

Как учить стихи

Детям трудно дается запоминание стихотворений. Предотвратить этот тяжелый процесс учения поможет эйдетика. Благодаря методике ребенок будет легче запоминать стих. Метод запоминания стихотворений основан на запоминании не самих слов, а образов, с которыми ребенок их ассоциирует.

В психологии называют данное явление визуальной составляющей стихотворения. Строки стихотворения превращаются для ребенка в визуальный фильм. Любое действие в таком фильме в мыслях ребенка будет ассоциироваться с определенным словом из произведения.

Запоминание точной информации

Известно, что если информация понятна и осмысленна ее проще запомнить. Для детей важно осмысленное владение материалом, а не зубрежка. Поэтому нужно объяснять информацию, а не рассказывать. Так будет легче ее запомнить.

Читайте также:  Когда девушка хочет парня: признаки, как понять что женщина хочет с тобой переспать

Источник: https://MozgPortal.ru/razvitie-mozga/chto-takoe-ejdeticheskaya-pamyat.html

Эйдетизм

Эйдетизм – это способность к точному и максимально детальному воспроизведению образов (зрительных, звуковых, тактильных) отдельных предметов или сцен, после прекращения их непосредственного восприятия. Этим образам характерно отличие от обычных привычных тем, и психика продолжает воспринимать объект при его фактическом отсутствии. Другое определение эйдетизма характеризует его как способность самостоятельно вызывать и удерживать во внимании образы, которые по силе воздействия своих сенсорных характеристик идентичны или же превосходят реальность. Явление и принципы его функционирования изучены не до конца и имеют проявление лишь у незначительного процента взрослого населения, тогда как в детском возрасте эйдетизм считается более популярным явлением. В дальнейшем функции эйдетической памяти утрачиваются или значительно слабеют в процессе развития вербальных навыков.

Эйдетизм это в психологии научное определение, которое в непрофильной литературе и бытовом употреблении называют фотографической памятью. Как одного из мнестических видов фотографической памяти не существует.

В результате экспериментов, направленных на установление факта ее бытия как таковой, было выявлено, что никто из группы испытуемых не может полноценно выполнить условия поставленного эксперимента (воспроизвести по памяти текст, перевернутый задом наперед, тогда как при взгляде на фотографию эта задача не составляет особого труда).

Наличие склонностей к эйдетизму обусловлено физиологическими факторами (генетика, развитие мозга, его нейропластичность), но как конституциональный признак сохраняется у сравнительно малого количества взрослых. Отмечено также, что сохранение способностей к эйдетизму связано с характером деятельности человека, и у творческих профессий встречается чаще.

Развитие эйдетизма имеет несколько направлений тренировок, в ходе которых, безусловно, улучшаются мнестические способности, но не всегда развивается именно эйдетический тип памяти.

Что такое эйдетизм

Эйдетизм это в психологии одна из разновидностей памяти, присущая человеку, известная в основном своей направленностью на восприятие зрительных модальностей и позволяющая воспроизводить детализированный и полный воспринятый образ, часто с сопровождением ярких образов других модальностей (звуков, запахов, прикосновений). Как отдельный специфический вид памяти и предмет изучения, способности к эйдетизму были определены сравнительно недавно.

Эйдетизм это разновидность образной памяти, выраженная в сохранении явных, очевидных изображений предметов после затихания их взаимодействия на органы чувств.

Первая работа, изучающая эйдетическую память, появилась в 1907 году, данный вопрос изучал В.Урбанчич. Позже, в 1925 году П.П. Блонский и С.В.Краков вновь поднимают вопрос о ранее не изучавшемся виде памяти. Ставятся эксперименты, анализируются данные, были даны определения понятию эйдетизм.

Ученые стремились в своих научных изысканиях не только изучить процессы эйдетизма, но также и найти способы, которые позволят развить эйдетизм у каждого человека. В ходе экспериментальных изучений было выявлено, что способность имеет врожденные характеристики и не всегда поддается внешнему влиянию.

Были получены результаты, в которых описаны повторяющиеся случаи возникновения расстройств шизофренического спектра, сопровождающиеся суицидальными попытками вследствие предпринятых настойчивых, но неумелых стараний вызвать насильственно эйдетические образы.

Успешным средством в купировании данных негативных последствий оказалось повторное вызывание эйдетических образов, но грамотно поставленным методом.

Эти исследования лишь подтверждают схожесть эйдетической памяти с галлюцинациями, основное отличие в том, что человек, воспринимающий эйдетические образы, осознает их нереальность. Находятся эти образы в пространстве между представлениями и ощущениями, характер их возникновения скорее спонтанный.

  • Определенные задатки эйдетизма присущи каждому человеку, различие их проявления в жизни состоит в том, насколько они заглушились в процессе развития личности или, наоборот, какую степень развития приобрели.
  • Э. Йенш разработал типологию эйдетиков по степени выраженности и проявленности данной особенности:
  • — нулевая: характерно появление непродолжительного послеобраза с измененными признаками объекта (остаточные блики в глазах, после взгляда на лампочку);
  • — первая: необходимо закрепление образа (повторное предъявление стимула или фиксация внимания на объекте) перед его появлением, сам образ носит некоторые признаки или элементы составляющие объект восприятия;
  • — вторая: характерны слабые или не полные образы, необходима фиксация (возможно проявление в послеобразе общей формы предмета или его отдельных элементов, сам послеобраз неустойчив);
  • — третья: появляются слабые и средние зрительные образы простых объектов, можно обойтись без фиксации; при взаимодействии со сложными образами возможно проявление отдельных элементов;
  • — четвертая: формирование ясных и содержательно полных образов даже сложных объектов;
  • — пятая: характерно восприятие сложных образов во всей полноте с проявлением мельчайших деталей.
  • На основании конституциональных предпосылок, эйдетиков условно разделяют на две группы: к первой относятся те, чьи эйдетические образы настолько стойки, что могут приобретать навязчивый характер, не подвержены влиянию внешней стимуляции; ко второй группе относятся люди, наделенные способностью самостоятельно произвольно вызывать и развивать эйдетические образы.

Сам эйдетизм является первичной стадией, на которой восприятие и память едины, и не поддаются дифференцировке. Только впоследствии происходит разделение на два отдельных психических процесса. Также было определено, что именно эйдетическая память является базисом для дальнейшего развития образного конкретного мышления, являющегося характерным и преобладающим именно в детском возрасте.

Эйдетизм способности присутствуют у каждого, в какой именно тип их проявления они выльются, зависит от генетической предопределенности, а какой степени развития достигнут, во многом, зависит от приложенных стараний самого человека.

Как развить эйдетизм?

Развитие эйдетизма набирает большую популярность, появилось множество школ, направлений и методик, способствующих развитию этого специфического вида памяти.

Развитие эйдетизма начинается с качественного изменения ежедневного образа жизни. Первоочередным заданием будет формирование стрессоустойчивости и новых стратегий адаптации к стрессогенным факторам.

В тревожных, стрессовых и депрессивных состояниях меняется функционирование мозга и под этим влиянием могут подвергаться разрушению нейронные связи и мозговые клетки определенной области коры, отвечающие за память. Справиться с такими состояниями в крайних случаях возможно при помощи психотерапевта и антитревожных, антидепрессивных препаратов.

Но стоит учитывать, что кризисная ситуация, вынуждающая обращаться за посторонней помощью, наступает не сразу, стоит принять меры самостоятельно, не допустив развития пагубных состояний в критическую стадию.

Хорошо помогает при стрессе прислушаться к внутренним истинным потребностям и желаниям и по возможности их выполнить, медитации и йога также оказывают благоприятное снижающее воздействие на уровень тревожности.

Стоит отказаться или хотя бы уменьшить количество вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, излишнее потребление кофе, хронический недосып), которые также способствуют атрофии мнестических функций.

И наоборот приобрести привычки в постоянной нагрузке, как физической (зарядки, тренировки, прогулки) так и умственной (настольные игры, изучение языка, решение головоломок, постоянное чтение книг, посещение дополнительных обучающих курсов).

Физическая активность улучшает кровоснабжение всех участков организма и тканей мозга, упражнения необходимо организовать так, чтобы в каждом дне присутствовало минимальное (30 минут) количество физической нагрузки.

Помимо улучшения физического тонуса и обогащения кислородом, физические упражнение помогают сбросить накопившееся в мышцах нервно-психическое напряжение. Умственная нагрузка также должна быть постоянна и распределена по всему временному промежутку, чем стабильнее тренировки для мозга, тем легче происходит запоминание.

Если максимально полно использовать все представляющиеся в течение дня возможности, то при затрате минимума дополнительных усилий можно получить ощутимый результат.

Как развить эйдетизм? Тренировка эйдетизма заключается в выработке определенной стратегии запоминания, начинающей свой отсчет с правильно организованного процесса, где максимально исключены все факторы, способные отвлечь от изучения материала.

При запоминании информации следует пользоваться зрительными ассоциациями, а также приемом повторения или использования полученной информации в максимально близкие временные сроки (это подходит для небольшого объема информации, например имени собеседника).

Развитие эйдетизма возможно в будничных условиях, не применяя особых техник и не выделяя определенного времени.

Так, можно выбрать любого человека на улице, а потом перевести взгляд и максимально полно в памяти воспроизвести его внешний вид, детали одежды.

Точно так же можно стараться запоминать и через некоторое время воспроизводить все зрительные образы, которые попадаются вам по пути (вывески, деревья, здания), а потом, возвращаясь проверять, насколько успешно было выполнено упражнение.

  1. Эйдетизм, возможно, тренировать такими упражнениями:
  2. — запоминание формул – необходимо несколько изображений формул, на которые можно смотреть в течение 10-20 секунд, после чего необходимо воспроизвести то, что запомнили. С каждым разом необходимо усложнять задание, повышая сложность и количественный состав формул;
  3. — запоминание текста – необходимо выбрать абзац текста и рассматривать его в течение нескольких секунд, как картину (не читать), а впоследствии, воспроизвести то, что запомнили;
  4. — блок упражнений, выполняемых последовательно для развития эйдетической памяти: необходимо направить внимание на объект в течение пары минут, максимально изучая объект (так тренируется внимание); затем требуется выбрать другой объект и удерживать внимание на нем на вдохе, стараясь максимально запомнить, а на выдохе очищать память от образа объекта; следующим этапом выбирается для наблюдений определенный объект, который созерцается несколько минут, после чего постараться максимально воспроизвести его образ с закрытыми глазами; выбрать для наблюдения абсолютно разные предметы, по очереди внимательно смотреть на предметы, затем мысленно наложить один образ на другой.

Источник: https://psihomed.com/eydetizm/

Упражнение

  • Запомните
    методом “Известной информации”
    следующие цифры:
  • 0219612002………………………………………………………
  • 1380959267………………………………………………………
  • 1970160142………………………………………………………
  • 1637845361………………………………………………………
  • 1252783804………………………………………………………

Методы эйдетики

«Эйдетикой,
— как утверждал Л.С. Выготский, — психологи
называют новое направление учения о
субъективных наглядных образах,
наблюдающихся у детей и подростков в
определенной фазе их развития, а также
сохраняющиеся иногда, большей частью
в виде исключения, и у взрослых.
Эйдетическая память – это особый тип
памяти.

Эйдетические, или наглядные,
образы памяти являются результатом
последействия возбуждения органов
чувств внешними раздражителями. Они
похожи на представление тем, что возникают
в отсутствие предмета, но характеризуются
такой наглядностью, которая недоступна
обычному представлению. По образному
выражению У.

Джемса, при эйдетической
памяти “мозг воспринимает как воск, а
удерживает как мрамор”. Сущность
эйдетического феномена заключается в
том, что человек обладает способностью
видеть в буквальном смысле этого слова
на пустом экране отсутствующую картину
или предмет, который ранее находился
перед его глазами.

Эйдетические образы
занимают как бы промежуточное положение
между послеобразами и представлениями,
приближаясь у отдельных лиц то к одним,
то к другим.

Научное
изучение способностей человека переживать
яркие образы началось совсем недавно
– в начале 20 века. В 1907 году венский врач
В. Урбанчич обратил внимание на способность
плохо слышащих людей удерживать в памяти
образы предметов в течение нескольких
дней.

Они описывали на следующий день
содержание предъявляемых им картинок
настолько подробно, как будто продолжали
видеть картинки перед собой. В. Урбанчич
не связал его с резервными возможностями
памяти, а счел это паталогией, поскольку
наблюдал этот феномен у больных детей.
Он назвал это явление “субъективно-оптическим
образом”.

Читайте также:  Виды морального психологического насилия над женщиной в семье: признаки

Однако это открытие не
заинтересовало психологов. В 1911 году
изучение этого явления занялся немецкий
профессор Эрик Йенш (1883 – 1940). Он создал
в Марбургском психологическом институте
группу единомышленников, в которую
вошли его брат Вальтер Йенш, Освальд
Коро, Х. Фрайлинг и др. Э. Йенш ввел свое
название для открытого В.

Урбанчичем
явления – эйдетизм, а для обладателя
этой способностью – эйдетик (от греч.
слова “эйдос” — образ).

В
настоящее время эйдетизм рассматривается
как разновидность образной памяти,
выраженная в сохранении ярких, наглядных
образов предметов по прекращению их
взаимодействия на органы чувств. Как
показал Э.

Йенш, эйдетические образы
имеют полимодальную природу. Он описал
зрительный, слуховой и тактильный
эйдетизм. Об обонятельном эйдетизме
уже упоминал Г.Гессе, а вкусовой эйдетизм
хорошо знаком гурманам.

Чтобы
лучше представить положение эйдетизма
среди других психологических и
психофизиологических феноменов, Э.Йенш
предложил аналогию с различными оттенками
оранжевого цвета, которые образуют
непрерывный ряд между красным и желтым
цветом. Подобно этому эйдетический
образ занимает промежуточное положение
между ощущением и представлением.

По
мнению ряда исследователей, эйдетической
способностью в разной мере обладают
все люди. Более того, некоторые ученые
считают, что эйдетизм – это закономерная
стадия развития ребенка, пик эйдетизма
приходится на 11-16 лет.

Считается, что у
взрослых он менее выражен и лишь у
немногих эта способность сохраняется
на всю жизнь. Эйдетические способности
отмечали у себя некоторые ученые
художники и писатели: И.В. Гете, Д. Лондон,
В. Уундт, Э. Мах, а также А. Белый, В.
Пильняк, А. Толстой К. Федин, О. Форш и
другие. Так, К.

Федин сообщает: “Я, прежде
всего, слышу, что пишу”, а А. Толстой
говорит об образах: “Я их физически
видел”. А. Эйнштейн мог образно “видеть”
силу тока, напряжение и другие абстрактные
физические величины.

Когда его спрашивали,
как он пришел к открытию теории
относительности, он рассказал, что
представлял себя мчащимся со скоростью
света, наблюдая, как в этом состоянии
выглядит земля и все, что с ней происходит.

Большой
интерес к работам Марбургской школы
проявил Л.С. Выготский, высоко ценивший
Э. Йенша как исследователя –
экспериментатора. По его мнению, “изучение
Э. Йеншем памяти может служить образцом…
экспериментальной психологии, проникающей
в психологические исследования”.

В
специально посвященной эйдетизму главе,
в работе “Основные течения современной
психологии”, Л.С. Выготский так определяет
сущность этого явления: это способность
“видеть, в буквальном смысле слова, на
пустом экране отсутствующую картину
или предмет…”.

Л.С. Выготский разделяет
мнение О. Кро, что для детей Средней
Европы доля явно выраженных эйдетиков
составляет около 40%, а если в число детей
– эйдетиков включать детей с латентной,
т.е. скрытой эйдетической формой, доля
эйдетиков составит почти 100%.

В
“Педологии подростка” Л.С. Выготский
идет значительно дальше и рассматривает
эйдетизм как закономерную стадию
нормального детского развития.

Он
считает, что “… наглядные эйдетические
образы характерны для детского возраста,
в частности есть основания полагать,
что они наиболее свойственны самому
раннему детству”; “в эйдетических
образах, по Л.С.

Выготскому, в нерасчлененном
виде заключены начатки трех будущих
самостоятельных функций: памяти,
воображения и мышления, — и … нельзя
провести точной грани между тремя
процессами”. Л.С. Выготский согласен с
Э. Йеншем, что “образные представления
являются … как бы переходной ступенью
от восприятия к представлениям.

Они
обычно исчезают с окончанием детского
возраста, но исчезают не бесследно, а
превращаясь, с одной стороны, в наглядную
основу представлений, а с другой – входя
составными элементами в восприятие”.

“Память переходит от эйдетических
образов к формам логической памяти, …
для эйдетических образов характерно,
что они не исчезают вовсе из сферы
интеллектуальной деятельности подростка,
но передвигаются как бы в другой сектор
этой же самой сферы.

Переставая быть
основной формой процессов памяти, они
становятся на службу воображения и
фантазии, изменяя, таким образом, свою
основную психологическую функцию”.
Своего максимума эйдетические проявления
достигают к 11-12 годам. С наступлением
переходного возраста в 15-16 лет наглядные
образы начинают исчезать. В этом Л.С.
Выготский видел влияние развития речи,
когда понятия начинают занимать место
прежних образов”. (Л.Выготский,
С.Геллерштейн, Б.Фингерт, М.Ширвинд
«Основные теории современной психологии»
1930г. )

Источник: https://studfile.net/preview/1713822/page:34/

Методы эйдетики

«Эйдетикой, — как утверждал Л.С. Выготский, — психологи называют новое направление учения о субъективных наглядных образах, наблюдающихся у детей и подростков в определенной фазе их развития, а также сохраняющиеся иногда, большей частью в виде исключения, и у взрослых. Эйдетическая память – это особый тип памяти.

Эйдетические, или наглядные, образы памяти являются результатом последействия возбуждения органов чувств внешними раздражителями. Они похожи на представление тем, что возникают в отсутствие предмета, но характеризуются такой наглядностью, которая недоступна обычному представлению. По образному выражению У.

Джемса, при эйдетической памяти “мозг воспринимает как воск, а удерживает как мрамор”. Сущность эйдетического феномена заключается в том, что человек обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который ранее находился перед его глазами.

Эйдетические образы занимают как бы промежуточное положение между послеобразами и представлениями, приближаясь у отдельных лиц то к одним, то к другим.

Научное изучение способностей человека переживать яркие образы началось совсем недавно – в начале 20 века. В 1907 году венский врач В. Урбанчич обратил внимание на способность плохо слышащих людей удерживать в памяти образы предметов в течение нескольких дней.

Они описывали на следующий день содержание предъявляемых им картинок настолько подробно, как будто продолжали видеть картинки перед собой. В. Урбанчич не связал его с резервными возможностями памяти, а счел это паталогией, поскольку наблюдал этот феномен у больных детей. Он назвал это явление “субъективно-оптическим образом”.

Однако это открытие не заинтересовало психологов. В 1911 году изучение этого явления занялся немецкий профессор Эрик Йенш (1883 – 1940). Он создал в Марбургском психологическом институте группу единомышленников, в которую вошли его брат Вальтер Йенш, Освальд Коро, Х. Фрайлинг и др. Э. Йенш ввел свое название для открытого В.

Урбанчичем явления – эйдетизм, а для обладателя этой способностью – эйдетик (от греч. слова “эйдос” — образ).

В настоящее время эйдетизм рассматривается как разновидность образной памяти, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов по прекращению их взаимодействия на органы чувств. Как показал Э.

Йенш, эйдетические образы имеют полимодальную природу. Он описал зрительный, слуховой и тактильный эйдетизм. Об обонятельном эйдетизме уже упоминал Г.Гессе, а вкусовой эйдетизм хорошо знаком гурманам.

Чтобы лучше представить положение эйдетизма среди других психологических и психофизиологических феноменов, Э.Йенш предложил аналогию с различными оттенками оранжевого цвета, которые образуют непрерывный ряд между красным и желтым цветом. Подобно этому эйдетический образ занимает промежуточное положение между ощущением и представлением.

По мнению ряда исследователей, эйдетической способностью в разной мере обладают все люди. Более того, некоторые ученые считают, что эйдетизм – это закономерная стадия развития ребенка, пик эйдетизма приходится на 11-16 лет.

Считается, что у взрослых он менее выражен и лишь у немногих эта способность сохраняется на всю жизнь. Эйдетические способности отмечали у себя некоторые ученые художники и писатели: И.В. Гете, Д. Лондон, В. Уундт, Э. Мах, а также А. Белый, В. Пильняк, А. Толстой К. Федин, О. Форш и другие. Так, К.

Федин сообщает: “Я, прежде всего, слышу, что пишу”, а А. Толстой говорит об образах: “Я их физически видел”. А. Эйнштейн мог образно “видеть” силу тока, напряжение и другие абстрактные физические величины.

Когда его спрашивали, как он пришел к открытию теории относительности, он рассказал, что представлял себя мчащимся со скоростью света, наблюдая, как в этом состоянии выглядит земля и все, что с ней происходит.

Большой интерес к работам Марбургской школы проявил Л.С. Выготский, высоко ценивший Э. Йенша как исследователя – экспериментатора. По его мнению, “изучение Э. Йеншем памяти может служить образцом… экспериментальной психологии, проникающей в психологические исследования”.

В специально посвященной эйдетизму главе, в работе “Основные течения современной психологии”, Л.С. Выготский так определяет сущность этого явления: это способность “видеть, в буквальном смысле слова, на пустом экране отсутствующую картину или предмет…”.

Л.С. Выготский разделяет мнение О. Кро, что для детей Средней Европы доля явно выраженных эйдетиков составляет около 40%, а если в число детей – эйдетиков включать детей с латентной, т.е. скрытой эйдетической формой, доля эйдетиков составит почти 100%.

В “Педологии подростка” Л.С. Выготский идет значительно дальше и рассматривает эйдетизм как закономерную стадию нормального детского развития.

Он считает, что “… наглядные эйдетические образы характерны для детского возраста, в частности есть основания полагать, что они наиболее свойственны самому раннему детству”; “в эйдетических образах, по Л.С.

Выготскому, в нерасчлененном виде заключены начатки трех будущих самостоятельных функций: памяти, воображения и мышления, — и … нельзя провести точной грани между тремя процессами”. Л.С. Выготский согласен с Э. Йеншем, что “образные представления являются … как бы переходной ступенью от восприятия к представлениям.

Они обычно исчезают с окончанием детского возраста, но исчезают не бесследно, а превращаясь, с одной стороны, в наглядную основу представлений, а с другой – входя составными элементами в восприятие”.

“Память переходит от эйдетических образов к формам логической памяти, … для эйдетических образов характерно, что они не исчезают вовсе из сферы интеллектуальной деятельности подростка, но передвигаются как бы в другой сектор этой же самой сферы.

Переставая быть основной формой процессов памяти, они становятся на службу воображения и фантазии, изменяя, таким образом, свою основную психологическую функцию”. Своего максимума эйдетические проявления достигают к 11-12 годам. С наступлением переходного возраста в 15-16 лет наглядные образы начинают исчезать. В этом Л.С. Выготский видел влияние развития речи, когда понятия начинают занимать место прежних образов”. (Л.Выготский, С.Геллерштейн, Б.Фингерт, М.Ширвинд «Основные теории современной психологии» 1930г. )

Источник: https://supermemory.bib.bz/metody-eydetiki

Ссылка на основную публикацию