Сензитивность

Различные типы людей по особенностям характера

Сензитивность темперамента у холериков характеризуется неуравновешенностью и излишней возбудимостью. У таких людей нередко наблюдается цикличность поведения. Их интенсивная деятельность может резко уйти на спад. Это происходит из-за снижения психических сил или потери интереса. Такие люди отличаются от остальных резкими и быстрыми движениями, а также яркими выражениями чувств в мимике речи. Незначительная сензитивность наблюдается у сангвиников. Эти люди легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке. Именно поэтому внешние факторы отрицательное влияние на их поведение оказывают не всегда.


Сензитивной ригидностью отличаются флегматики. У таких людей происходит медленное течение психологических процессов. Явление возбуждения у флегматиков уравновешивается сильным торможением. Именно поэтому такие люди способны сдерживать свои импульсы.

Повышенной ранимостью и эмоциональной чувствительностью отличаются меланхолики. На внезапное осложнение обстановки они реагируют весьма болезненно. В опасных ситуациях у них возникает чувство сильного страха. В общении с незнакомыми людьми меланхолики чувствуют себя очень неуверенно.

Сензитивность в психологии

Понятие сензитивности в психологии – это переживание человеком повышенной чувствительности, ранимости и неуверенности в себе. Сензитивные люди часто жалуются, что их никто не воспринимает и не понимает. При обращении к психологу сензитивные клиенты говорят о недружелюбности окружающих в отношении к ним, отчего им трудно устанавливать коммуникативную связь. Они часто считают себя недостойными, плохими, думают, что они хуже, чем другие индивиды. Им трудно самостоятельно справляться с проблемами, поскольку они слишком скованные и застенчивые.

Понятие сензитивности касается личных особенностей и качеств индивида, оно выражается в чрезмерной чувствительности и легкой ранимости, совестливости, склонности к сомнению в поступках и сосредоточении на переживаниях. Данная чувствительность может быть постоянной характеристикой человека или проявляться время от времени.

Сензитивность, что это такое в психологии? Высокая сензитивность препятствует социальной адаптации, поскольку такой человек считает, что весь мир противостоит ему одному. Социальная сензитивность являет собой страх перед разнообразными социальными ситуациями. Люди, у которых слишком высокая социальная сензитивность, часто считают себя ущербными, поэтому боятся знакомств с новыми людьми, не решаются выступать на публике и стараются избежать любой социальной активности.

С проявлениями подобной симптоматики необходимо обращаться на консультацию к психологу. Опытный психолог проведет индивидуальную психологическую беседу, определит правильную стратегию лечения для облегчения состояния клиента с выраженной сензитивностью.

Сензитивность может быть результатом различных психических расстройств (неврозов, стрессовых состояний, органических заболеваний мозга, депрессии, тревожных расстройств, эндогенных психических расстройств).

Сензитивность может быть различной в зависимости от темперамента.

Уровень сензитивности выражается силой внешних влияний, необходимой для возникновения определенной психологической реакции. Например, определенные обстоятельства могут совсем никаких реакций не вызывать у одного человека, тем временем, как у другого они вызывают сильное возбуждение. Так, меланхолики и холерики являются более чувствительными и впечатлительными, поэтому им больше свойственна сензитивность, нежели сангвинику и флегматику, не придающим большого значения ситуациям, которые могли бы их затронуть.

Причины появления

Для появления сензитивности существует ряд причин:

  • наследственность;
  • органические поражения мозга;
  • особенности воспитания;
  • возрастные периоды.

Под наследственностью нужно понимать темперамент, который передается ребенку от родителей. Сила и скорость нервной системы (это и есть темперамент) сказывается на восприимчивости человека различных жизненных ситуаций.

Существует понятие «семейной тревоги», когда повышенная чувствительность характерна не только для одного человека, но для всей семьи. Здесь опасения и страхи касаются здоровья, конфликтов, длительного отсутствия членов семьи.

Люди с органическими поражениями мозга также характеризуются повышенной чувствительностью в различных ситуациях. Сензитивность является одним из симптомов их основного заболевания. Она проявляется вместе с раздражительностью, утомляемостью, головокружением, тошнотой и другими симптомами.

Под особенностями воспитания нужно понимать эмоциональное отвержение ребенка родителями, излишняя строгость, различного рода моральное насилие в семье и другие неправильные методы воспитания.

Психика ребенка слишком восприимчива к подобным ситуациям. Они могут являться для него психологической травмой, которая, закрепляясь в подсознании, приводит к развитию повышенной чувствительности к определенным жизненным проблемам. Когда к ребенку выдвигают слишком много требований, он испытывает страх несоответствия им. Такие переживания могут закрепляться в характере маленького человечка, проявляясь через повышенную чувствительность.

Многие ученые (Выготский, Ананьев, Запорожец и другие) говорили о сензитивных возрастных периодах, когда человек восприимчив к окружающим его воздействиям. Здесь это явление характеризуется с положительной стороны, так как означает период усиленного восприятия ребенка и взрослого человека к развитию определенных качеств и умений.

Например, в 2-3 года у ребенка активно образовываются новые слова, он учится говорить и формировать предложения. Если правильно пользоваться такими периодами в жизни ребенка, он сможет всецело познавать окружающую его действительность с помощью значимого для него взрослого.

1 Понятие

Сензитивность – характерологическая особенность человека, выражающаяся в повышенной чувствительности, которая окрашивается тревожностью перед новыми событиями. Индивидуальные проявления таковы:

  • низкая самооценка;
  • повышенная чувствительность;
  • робость;
  • застенчивость;
  • резкая самокритика;
  • комплекс неполноценности;
  • склонность к продолжительным переживаниям.

На уровень сензитивности в межличностном общении максимально влияют врожденные характеристики человека:

  • особенности полученного воспитания;
  • наследственность;
  • органические поражения головного мозга.

С возрастом, в процессе самовоспитания, человек способен уменьшить уровень своей сензитивности, поборов в себе чувство тревоги перед новыми событиями.

В психологии сензитивность рассматривается как проявление чрезмерной чувствительности или нечувствительности, характеризующееся полным отсутствием эмоциональной реакции на поступки и поведение окружающих людей. Нечувствительность проявляется:

полным равнодушием;
отсутствием физических ощущений;
бестактностью и невниманием к другим людям.

Рекомендуем

1 Понятие

Сензитивность – характерологическая особенность человека, выражающаяся в повышенной чувствительности, которая окрашивается тревожностью перед новыми событиями. Индивидуальные проявления таковы:

  • низкая самооценка;
  • повышенная чувствительность;
  • робость;
  • застенчивость;
  • резкая самокритика;
  • комплекс неполноценности;
  • склонность к продолжительным переживаниям.

На уровень сензитивности в межличностном общении максимально влияют врожденные характеристики человека:

  • особенности полученного воспитания;
  • наследственность;
  • органические поражения головного мозга.

С возрастом, в процессе самовоспитания, человек способен уменьшить уровень своей сензитивности, поборов в себе чувство тревоги перед новыми событиями.

В психологии сензитивность рассматривается как проявление чрезмерной чувствительности или нечувствительности, характеризующееся полным отсутствием эмоциональной реакции на поступки и поведение окружающих людей. Нечувствительность проявляется:

полным равнодушием;
отсутствием физических ощущений;
бестактностью и невниманием к другим людям.

Тренинг сензитивности

Существуют тренинги сензитивности, на которых люди научаются воспринимать эмоции окружающих, понимать причины их возникновения, наблюдать причинно-следственные связи и предсказывать их. Тренинги сензитивности называют «группами встреч».

Выделяют такие виды сензитивности:

  1. Наблюдательская – умение запоминать, что говорил и как выглядел другой человек.
  2. Номотетическая – выделение типичных характеристик людей определенной группы, чтобы быть способным прогнозировать их поведение.
  3. Теоретическая – интерпретация чужих мыслей, эмоций и поведения.
  4. Идеография – понимание своеобразия поведения других людей.

Таким образом, тренинги направлены на то, чтобы понимать эмоции других людей и уметь их прогнозировать, зная причины возникновения.

Если понимать причины, которые вызывают у другого человека конкретные эмоции, то можно влиять на него, а также легко устранять конфликты, которые являются такими частыми между людьми.

Замечайте, как в вас возникают страхи и волнения. Что-то происходит, но не так, как вам хотелось бы, — это вызывает у вас волнение. Вы начинаете додумывать, догадываться, фантазировать, что соответствует вашему волнению. Вы еще больше вызываете у себя тревожное чувство, веря в это больше, нежели в то, что вы переживаете по тому, чего не произошло и может не произойти. И когда в поле зрения попадает человек (вещь, ситуация), с которым это волнение связано, вы начинаете ссориться, быть недовольными, обороняться, даже если ничего плохого еще не произошло. В реальном мире произошел некий казус, на который можно вообще не обращать никакого внимания. А вы на основе своего волнения сделали целую драму и еще в чем-то обвиняете другого человека или мир в целом.

Замечайте, когда у вас возникают волнения и страхи. Возвращайтесь к ситуации, которая произошла в реальности, не позволяя себе придумывать, додумывать и о чем-то догадываться. Смотрите только на то, что произошло на самом деле, без додумываний! После этого начните концентрироваться на том, какое состояние у вас было до сложившейся ситуации, на том, чего вы хотите, на том, что произошло в реальности без всяких фантазий.

Поймите, что многие проблемные ситуации возникают не потому, что что-то произошло в реальном мире, а потому, что вы переживали. Из-за этого сделали из малейшей неприятности целую катастрофу, поскольку поверили в то, что должна случиться катастрофа, а не в то, что произошла маленькая неприятность, которую просто нужно мимо себя пропустить или решить.

Не позволяйте страхам и волнениям брать верх. Концентрируйтесь на том, что действительно произошло, и на том, чего вы хотите достичь по окончании всей ситуации. Ведь в итоге вы получаете то, о чем думаете, во что верите, на что направляете свои силы.

Отключите свои эмоции! Равнодушно смотрите на происходящее

Пофигизм – это отсутствие эмоций, но это еще не значит, важно вам что-то или нет. Вы просто равнодушно (неэмоционально) смотрите на мир, позволяя другим людям делать то, что они считают нужным

Отключите эмоции. Просто смотрите на происходящее без эмоций, так, как оно происходит, а не так, как вам рисует ваша фантазия. Лучше видьте то, что реально, а не то, что продиктовано вашими страхами, эмоциями и ошибочными суждениями.

перейти

Понятие сенситивности и формирование сенситивных периодов развития

Определение 1

Сенситивными (иначе иногда говорят сензитивными) периодами в психологической науке называют периоды особой восприимчивости личности ребенка к тому или иному виду деятельности, способам реакции, реализации поведенческих паттернов.

Впервые, понятие сенситивные (сензитивные) периоды развития было введено в науку отечественным психолого Л.С. Выготским. Именно им был внесен громадный вклад в развитие детской психологии, заключающемся в определении возрастных периодов развития ребенка, в которые могут быть сформированы те или иные навыки, свойства, функции

Такая периодизация помогает педагогам и семьям активизировать внимание и силы на развитии в нужное время тех или иных функций детского организма. Такие периоды являются самыми благоприятными и их лучше не упускать, чтобы не повлечь сложности в интеллектуальном, физическом, психическом, эмоциональном развитии ребенка, обеспечить его необходимыми социальными и культурными возможностями для будущей жизнедеятельности

Замечание 1

В сенситивные период происходит оптимизация конкретных функций организма и разрабатываются оптимальные условия для формирования конкретных психологических свойств и видов деятельности.

Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, вне зависимости от того, удалось ли личности полностью использовать условия для развития определенных способностей. Указанные период индивидуальны по времени возникновения, длительности протекания у каждого отдельного ребенка.

В жизни ребенка, его психическом развитии существуют конкретные временные периоды, во время протекания которых активизируется чувствительность к конкретным внешним процессам и явлениям, в следствии высокого уровня пластичности нервных процессов детского организма.

Л.С. Выготским было выделено несколько периодов, отвечающих наличию условий максимальных возможностей для формирования различных психических свойств и восприимчивости к получению различных знаний и навыков:

Возраст от 1,5 до 3 лет. Он является этапом яркого и активного речевого восприятия. Дети начинают формировать и пополнять свой словарный запас. Также, хорошо начинать обучение иностранным языкам именно в этом возрасте. положительным в это время будет развитие моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;
возраст от 3 до 4 лет. В это время успех принесет знакомство со знаковым обозначением цифр и букв, начало обучения письму. Дети начинают осмысленно относится к речи, воспринимать ее значение и осознавать собственные мысли. Органы чувств находятся в активной фазе развития;
Возраст от 4 до 5 лет. В это время, дети начинают увлекаться выполнением математических заданий и проявляют интерес к музыке. Значительно повышается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, социальное развитие идет ускоренными темпами;
Возраст от 5 до 6 лет. В это время нужно развивать навыки чтения. Если ранее, ребенок больше увлекался письмом, то сейчас он начинает проявлять интерес к чтению. В это время актуально привить ребенку социальные навыки и ознакомить его с нормами поведения;
Возраст от 8 до 9 лет. В этот период языковые способности снова вступают в пиковую фазу развития

Кроме того, хорошо уделить внимание развитию фантазии, воображения и культурному обогащению ребенка.

Рисунок 1. Периоды развития ребенка по Выготскому. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На этапе от рождения до 6 лет деятельность ребенка ориентирована на составление образа, модели окружающей действительности, как единого образования на основании органов чувств.

Формирование такого единого, системного представления об окружающей общественной и природной среде является важной и приоритетной внутренней задачей, на выполнение которой ориентируется ребенок в своей деятельности. С самого первого дня появления на свет, происходит впитывание ребенком информации и копирование поведения окружающих

Он смотрит, как взрослые реагируют на различные ситуации и подражает им. Уже в трехлетнем возрасте начинает сформировываться детская личность.

В возрасте от 3 до 6-ти лет происходит максимизация сенситивного периода развития – сенсорного, социального, речевого, двигательного. Если развитие организовано в нужном направлении, то органы чувств достигают пика индивидуальных параметров ребенка. Иными словами, к 6-ти годам ребенок будет активно исследовать и познавать мир, посредством работы органов чувств.

Замечание 2

Когда чувственное восприятие достигает своего предела, то ребенок переходит на новую стадию – формированию осознанных моделей мирового устройства и своего места в нем.

Неравномерность психического развития

Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.

Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер.

Неравномерность психического развития проявляется:

  1. В гетерохронности (неодновременность) отдельных сторон психического развития;
  1. В гетерохронности появления индивида и личности в человеке;
  2. В темпе развития.

Гетерохронность отдельных сторон психического развития подразумевает, что разные психические функции изменяются в онтогенезе неравномерно, периоды подъема сменяются периодами спада.

Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы идут впереди, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые отставали, приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Период, когда функция доминирует — это период ее оптимального развития.

В раннем детстве восприятие выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. В дошкольном возрасте у детей доминирует память. В младшем школьном — мышление. Остальные функции зависят от доминирующей, как бы обслуживают ее.

Немецкий психолог Эрнст Мейман выявил такую закономерность: чем важнее функция, тем раньше она развивается. Значение функции для жизни, ее востребованность обеспечивает долговечность этой функции.

Гетерохронность появления индивида и личности в человеке подразумевает, что индивид возникает задолго до рождения личности. Личность может деформироваться и даже умереть при сохранном индивиде. И наоборот, индивид может умереть, а как личность продолжать жить (речь идет о наследии известных людей, о которых помнят даже после их смерти).

Неравномерность психического развития проявляется в темпе развития. Это было замечено американским психологом Арнольдом Гезеллом: чем младше ребенок, тем выше темп его развития.Косвенно на это указывает обмен веществ: до 3 месяцев он составляет 400% уровня обмена веществ взрослых, от 3-6 месяцев — 300%.

Кроме возрастных особенностей есть и половые особенности темпа развития. Девочки обгоняют мальчиков на 2-3 года в психическом и физическом развитии (к концу подросткового возраста). Таким образом, женщины приближаются к зрелости и старости раньше, чем мужчины.

Индивидуальные различия неравномерности психического развития проявляются в акселерации и ретардации.Ретардация — это замедление развития.Акселерация — это ускорение развития.

Давайте сравним 1910 и 2010 годы. Рост новорождённых за указанный период увеличился в среднем на 0,5-1 см. Вес малышей стал больше на 200-300 грамм.Семилетний ребёнок начала XXI века выше своего ровесника из начала прошедшего столетия в среднем на 1,5 см и тяжелее на 500 грамм. Но самые поразительные различия у подростков. Рост современного 13-летнего юноши превосходит аналогичный параметр предка на 10-15 см.

Причины акселерации и ретардации

Расширение и сужение круга брачных связей: у родителей разных этнических групп чаще рождаются акселераты, а у родителей-родственников чаще рождаются ретарданты.

Влияние на растущий организм дозированных факторов природной среды, при этом мужской организм более чувствителен.

  • Социально обусловленные явления, например, жизнь в мегаполисе, особенности питания, физические нагрузки.
  • Влияние геомагнитной активности: низкая солнечная активность ведет к акселерации, а высокая — к ретардации.

Акселерация и ретардация касаются прежде всего физического развития детей. В младенчестве физическое и психическое развитие неразрывно. Они начинают расходиться в более старшем возрасте.

Как перестать быть невротиком?

Психологи утверждают, что человек с нервным расстройством должен научиться снимать напряжение. Чтобы слышать себя и свой организм, необходимо освободиться от подсознательных страхов, комплексов и стереотипов. Невротический тип личности можно перестроить, используя такие упражнения для расслабления:

Необходимо научиться концентрироваться на самом себе. Для развития этого ощущения необходимо подойти к стене и встать в ней спиной на расстоянии 10-15 см. Расслабьтесь и сосредоточьтесь на собственном состоянии. Закройте глаза и начните падать назад. Чтобы снять нервное напряжение, можно начать раскачиваться и этот метод часто работает на инстинктивном уровне

Важно найти собственный ритм. Рекомендуется вести психологический дневник, куда нужно записывать собственные ощущения и изменения, происходящие во внутреннем мире

Важно осознавать собственное «я», понимать ценности и взаимосвязи. Продолжая выяснять, кто такие невротики и как самостоятельно справиться с проблемой, стоит дать еще один совет: полезно регулярно размышлять над идеями, людьми, событиями, а также проводить внутренний диалог с самим собой.

3 Виды

С точки зрения психологии сензитивность как свойство личности трактуется через возможность воспринимать особенности характера и чувства разных людей и прогнозировать их поведение. Межличностная сензитивность делится на следующие виды:

  1. 1. Наблюдательская, основывающаяся на способности замечать сразу все проявления качеств других людей: внешность, речь, поведение.
  2. 2. Теоретическая – использование разных теорий, объясняющих и прогнозирующих мысли, ощущения и поведение другого человека.
  3. 3. Номотетическая — выявление основных черт представителя социальной группы, предсказание поведения людей, принадлежащих этой группе.
  1. 4. Идеографическая, отличающаяся навыком понимания своеобразия и индивидуальных особенностей конкретного человека.

Рекомендуем

2 Поведение личности в обществе

Личности с повышенным уровнем сензитивности трудно адаптируются в социуме. Они испытывают проблемы в различных жизненных ситуациях, в которых вынуждены сталкиваться с другими людьми. В результате взаимодействия возникают сенситивные отношения, отягощенные:

  1. 1. Трудностями в установке коммуникативной связи из-за того, что отношение к ним других людей воспринимается как недружелюбное и даже враждебное.
  2. 2. Влиянием разных социальных ситуаций, связанных с новыми событиями и знакомствами. Больные испытывают сенситивный страх из-за:
  • чувства ущербности;
  • боязни публичных выступлений;
  • отказа от социальной активности;
  • избегания новых знакомств.

С проявлениями симптоматики такого рода нужно обращаться за помощью к психологу. Правильная стратегия лечения, выбранная опытным специалистом, поможет существенно облегчить состояние, связанное с повышенной сензитивностью.

Рекомендуем

Черты акцентуации характера

Сенситивный человек – тревожный, и об этом не стоит забывать, выстраивая с ним отношения, принимая такого человека на работу, поручая ему что-то важное или срочное. Сенситивность имеет свойство проявляться особенно ярко в определенные периоды жизни, например, у подростков

Но при отсутствии патологии как таковой такой человек имеет все шансы со временем избавиться от обостренной чувствительности, что заметно улучшит качество жизни и его, и окружающих его людей. Если черты акцентуации характера (например, тревожность или сила негативного реагирования на события) нарастает и стабилизируется, то с большой долей вероятности речь все-таки идет уже не о сенситивности как таковой, а о расстройстве личности. Существуют две степени выраженности акцентуаций в целом: явная и скрытая. Первая выражена в течение всей жизни, не компенсируется. Вторая – вариант нормы, есть вероятность компенсации и исчезновения симптомов.

Дети

У детей сенситивность обычно наблюдается уже в 2 года и чуть старше. Малыши с повышенной чувствительностью очень стеснительны, более стеснительны, чем их ровесники, они невероятно впечатлительны в самых малозначительных, бытовых ситуациях, робки. Часто дети с сенситивностью чувствуют себя несостоятельными, начинает зарождаться комплекс неполноценности. Они долго переживают неприятности и огорчения, постоянно мысленно возвращаются в неприятные воспоминания. У них есть психологические барьеры в общении с другими людьми

Часто такие дети шумному детскому коллективу предпочитают уединенную игру, они очень четко и быстро чувствуют настроение окружающих, обращают внимание даже на небольшие их колебания в ту или иную сторону

Взрослые

Взрослый сенситивный человек, вне зависимости от пола и возраста, всегда оценивает речь, поведение другого человека, он интуитивно очень тонко чувствует других людей, их настроение и состояние в текущий момент. Для них нет неважных деталей – в одежде, прическе, работе – абсолютно во всем мужчина и женщина с сенситивностью будут проявлять особые способности. Им дано природой редкое чутье: они могут спрогнозировать наперед мысли и чувства других людей, часто они знают, как в той или иной ситуации поступит другой.

Если вкратце, то описанная модель – это и есть норма, при которой сенситивность не будет переходить границ допустимого. Если же человек гиперчувствителен, плачет навзрыд без видимых причин, истерит, перед важным событием не может спать, да и после важных событий испытывает проблемы с расслаблением и засыпанием, поскольку нервная система перевозбуждена, если переживания по любому поводу им возводятся в разряд вселенской трагедии, обязательно нужно проконсультироваться с психотерапевтом.

Если сенситивность находится на грани нормы и патологии, человеку будет очень сложно адаптироваться в обществе – получать профессию, работать в коллективе, строить личные отношения. Планировать свою жизнь людям с необычной чувствительностью следует с учетом тех личностных характеристик, которым им свойственны.

Период развития речи

Для развития речи малыша сензитивен период с рождения до 6 лет, но при этом выделяется несколько этапов.

В младенческом возрасте (до 4,5 месяцев) малыши уже воспринимают речь, нередко пытаются повернуться в сторону ее источника. Если же родители такового не наблюдают, велик риск, что у крохи проблемы со слухом, – следует показать его специалисту.

До года малыши стремятся воспроизводить ранее услышанные звуки, то есть подражать. В это время для младенца большое значение имеет эмоциональное общение с матерью. Нередко дети выстраивают собственные звуковые ряды, произнося один звук-подражание вслед за другим.

Примерно в год ребенок произносит первое слово, словесно выразив свою мысль.

В 1,5 года малыш начинает выражать в речи чувства и желания, поэтому от родителей требуется не «сюсюкаться» с малышом, а говорить с ним правильным языком, показывать пример.

В 2-3 года дети часто ведут беседы сами с собой, проговаривая собственные мысли. Зная об этом, родители получают отличную возможность заглянуть во внутренний мир ребенка, понять, о чем он думает. Если до трех лет ребенок не получил первые представления о человеческой речи, то в дальнейшем говорить он не научится. Вспомним примеры малышей, воспитанных в условиях диких джунглей стаей обезьян, – вернувшись в цивилизацию, они не смогли приспособиться и даже не овладели даром слова.

3-4 года – период активного пополнения лексикона, поэтому маме следует заниматься с ребенком, рассказывать о явлениях природы, временах года, животных и птицах, бытовых предметах. Это поможет малышу узнавать и запоминать новые слова

После трех лет ребенка можно начать осторожно обучать буквам, он с энтузиазмом занимается письмом. Родители могут проявить творчество, предложив крохе вылепить буквы из пластилина, сложить их из проволоки, написать на рассыпанной по тарелке манке.

В 4,5–5 лет ребенок уже способен начать изучение письма

Он без проблем напишет печатными буквами собственное имя, с удовольствием будет заниматься счетом, поэтому родители могут приступить к соответствующим урокам, которые помогут подготовиться к начальной школе.

5 лет – оптимальный возраст для начала обучения чтению. Иногда дети, которые обучались письму, сами, интуитивно, начинают читать, хотя никто их этому не учил, – такова особенность периода.

Конечно, возрастные рамки во многом индивидуальны, но сама последовательность этапов развития одинакова у каждого малыша, вне зависимости от пола или статуса семьи. Получение навыков должно проходить в соответствии с психологическими особенностями малыша.

Сензитивность в психологии

Под сензитивностью в психологии понимается качество, когда человек переживает неуверенность в себе, ранимость и повышенную чувствительность. Такой человек обладает следующими характеристиками:

  1. Жалуется на недружелюбность окружающих, из-за чего он не способен с ними наладить связи.
  2. Жалуется на то, что его никто не понимает и не воспринимает.
  3. Считает себя плохим, недостойным, хуже, чем остальные.
  4. Из-за застенчивости и скованности не способен справиться с личными проблемами.
  5. Сосредотачивается на собственных переживаниях.
  6. Сомневается в собственных решениях и мыслях.
  7. Чувствует ранимость и совестливость.

Данные качества могут проявляться время от времени или постоянно.

Сензитивность проявляется в виде отношения человека к миру как к враждебному. Он избегает ситуаций, особенно если они ему неизвестны и чем-то грозят, поскольку испытывает страх и не способен с ними справиться. Такой человек избегает новых знакомств, выступлений перед публикой и прочих социальных контактов с людьми, которые могут его чем-то обидеть.

Сензитивность отличается по уровням в зависимости от темперамента и личных качеств человека. Она может быть результатом депрессии, психических расстройств. Уровень сензитивности определяется тем, с какой силой внешние обстоятельства должны воздействовать на человека, чтобы вызвать в нем переживания. Так, одни обстоятельства на одного индивида никак не повлияют, а у другого вызовут бурю эмоций.

Чтобы снизить свой уровень чувствительности, лучше обратиться к психологу, который выявит причины высокой эмоциональности и поможет их устранить.

перейти

Комментарии

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: