Введение
Проблема саморазвития личности относится к числу «вечных» тем, которые никогда не утрачивают свою актуальность. «Процессы саморазвития позволяют индивидуализировать жизненный путь, осуществлять свободный выбор способов существования в этом мире, ориентируясь на жизненно значимые ценности. Именно процесс саморазвития обеспечивает человеку потребность и возможность стать человеком, носителем культуры, норм, ценностных взаимоотношений» . В свою очередь, изучение потребностей, лежащих в основе саморазвития личности, позволяет ответить на вопрос: почему человек становится человеком? почему личность может стать зрелой?
В современном обществе проблема саморазвития личности и его факторов приобретает особую актуальность. Современные социальные условия характеризуются глобальными общественными трансформациями, ускорением темпов экономического и социокультурного развития, что отражается в постоянных изменениях во всех сферах жизнедеятельности людей. Поэтому жизнедеятельность в современном обществе предъявляет повышенные и качественно новые требования к процессу социальной адаптации и развития личности. «Это приводит к тому, что творческий потенциал человека, его готовность продуктивно реагировать на требования и изменения окружающей среды становятся одним из ключевых факторов развития, как самого человека, так и общества. Становится актуальной проблема изучения особенностей конструирования системы взаимодействия индивида с обществом, самим собой; исследования вопросов детерминации поведения, проявления активности в современных условиях приобретают иной характер и вектор исследования – поиск и анализ не только устойчивых паттернов функционирования, но, в большей мере, развития и саморазвития» .
В свою очередь, изучение факторов саморазвития личности позволяет определить оптимальные пути становления зрелой личности в непростых условиях жизнедеятельности в современном обществе.
Самоутверждение за счет других
Для некоторых людей слова самоутверждение и самореализация являются синонимами. А есть другие – те, кто самоутверждается за счет других людей Человек устроен так, что ему нужно чувствовать собственную значимость, понимать, что он чего-то достиг в жизни, чего-то стоит.
Эта потребность пронизывают всю человеческую жизнь от ее высших до предельно низших проявлений.
Самоутверждение может принимать различные формы. Для некоторых людей слова самоутверждение и самореализация являются синонимами.
А есть другие – те, кто самоутверждается за счет других людей.
Что же это такое – самоутверждение за счет других людей? Почему и когда оно возникает?
Человек, самоутверждающийся за счет других стремится всем и каждому доказать, что он лучше и умнее других, что он всегда прав, что он всегда все знает и т.д. и т.п.
Возникает такая форма самоутверждения в детстве, когда в определенных условиях у человека развивается «синдром ложного превосходства».
Самоутверждающемуся за счет других человеку постоянно требуется подтверждение собственной значимости, собственного превосходства.
Каким образом это происходит?
Легче всего укрепить собственное мнение о себе за счет принижения других людей.
А сделать это можно через унижение и оскорбление, критику и осуждение, необоснованные обвинения, постоянный поиск недостатков у окружающих, авторитарность и показную важность, постоянное стремление путем спора отстоять свою точку зрения. То есть, самоутверждающийся таким образом человек неосознанно стремиться доказать всем, что остальные люди хуже него, следовательно, он – лучше
То есть, самоутверждающийся таким образом человек неосознанно стремиться доказать всем, что остальные люди хуже него, следовательно, он – лучше.
Чем больше недостатков такой человек находит у окружающих, тем более увереннее и комфортнее себя чувствует.
Но комфорт этот длится недолго, и через некоторое время ему опять нужна новая порция ощущения собственного превосходства.
Причины такого поведения, как и причины большинства наших проблем, надо искать в детстве:
это может быть чувство отвержения и неприятия себя, являющееся следствием недостатка любви и поддержки;
непроработанные детские травмы и обиды;
психологическое насилие;
чувство страха;
авторитарность и властность значимых людей, как правило, родителей;
Зачастую такие люди внешне выглядят агрессивными и уверенными в себе личностями с высокой самооценкой. Однако это – всего навсего фасад.
А если заглянуть поглубже, можно увидеть неуверенного в себе человека с заниженной самооценкой, который стремится внутренне закрыться, спрятаться от своих переживаний и проблем.
Не помню кто сказал:
«Преуспевающий человек никогда не будет кричать о себе, что он преуспевающий.
Кричат обычно неудачники и никчёмные люди, которые самоутверждаются за счёт других.»
В психологии самоутверждение за счет других часто рассматривают как компенсаторный и защитный механизм, помогающий человеку защититься от неразрешенных проблем. Здесь можно провести параллель с нашим физическим телом. Если, к примеру, одна из почек плохо функционирует или удалена, вторая начинает выполнять функцию обеих.
Аналогичным образом человек, самоутверждающийся за счет окружающих, стремится чувством превосходства компенсировать свою неуверенность, свой страх перед нерешенными внутренними проблемами.
Эти люди чувствуют себя уязвимыми, обделенными вниманием
Поэтому не находят ничего лучше, как в своем стремлении привлечь к себе внимание начинают пускать пыль в глаза, кичиться своими (даже самыми малыми!) достижениями, оскорблять, унижать. Порой стремление самоутвердиться за счет других приводит к тому, что человек всегда и всюду опаздывает, стремясь тем самым подчеркнуть свою исключительность
Порой стремление самоутвердиться за счет других приводит к тому, что человек всегда и всюду опаздывает, стремясь тем самым подчеркнуть свою исключительность.
Но это искаженное превосходство не приносят им удовлетворения, а зачастую делает еще больнее.
Такой человек очень нуждается в поддержке, в атмосфере доброжелательности и принятия.
Но любая доброжелательность и понимание окружающих не может быть бесконечным, если человек не хочет меняться сам, не желает встречаться лицом к лицу со своими проблемами. В результате такие люди нередко остаются в одиночестве.
Ситуация может измениться коренным образом только в одном случае: если человек изменит форму самоутверждения и, как это ни банально и пафосно звучит, начнет работать над собой и развиваться как личность.опубликовано econet.ru
Критерии определения социального статуса
Конечно, существуют критерии, по которым определяют социальный статус человека, например:
- образование;
- доход;
- этническое происхождение;
- положение в системе разделения труда;
- профессия.
Кстати, последний обычно относят к главному статусу человека.
Что такое самооценка?
Самооценка — это мнение человека о себе. Чаще всего оценивают свои возможности и личные качества. Многим известно, что она бывает заниженной, адекватной и завышенной. Некоторые психологи выделяют адекватно заниженную и адекватно завышенную самооценку, а другие убеждены, что бывает только заниженная и нормальная. Давайте разбираться.
Заниженная самооценка — субъективное отношение человека к своей личности, которое характеризуется трусостью и непринятием себя. Весомых причин так думать о своем Я может и не быть, но мотивы такого самовосприятия существуют. Чаще всего эти зерна посеяны еще в детстве родителями или уважаемыми взрослыми, а в юности — сверстниками.
Человек с адекватной самооценкой объективно воспринимает свои возможности и другие характеристики личности.
Завышенная самооценка характеризуется преувеличением всех своих достижений.
По мнению ведущих психологов, существует только заниженная и адекватная самооценка, а завышенная — это умышленный или подсознательный механизм, который срабатывает для скрытия заниженной.
Мировоззрение и самоутверждение личности
В период с 11 до 20 лет из множества потребностей личности самосознание личности начинает занимать центральные позиции. В указанном возрасте человеку становится весьма важен собственный статус среди его ровесников, а также та оценка, которую его внутреннему «Я» дает общественная мысль.
В этот период самосознание личности в основном складывается из мировоззрения и самоутверждения субъекта. Эти же понятия становятся определяющими категориями в формировании внутреннего «Я».
Под мировоззрением в психологии понимается система тех целостных суждений, которыми человек обладает о себе самом, а также о жизненных позициях, окружающем мире и действиях людей. Его основу составляют знания и опыт, которые были накоплены индивидом до этого периода. Все это придает деятельности подрастающей личности осознанный характер.
Что касается самоутверждения, то психологи рассматривают его в качестве поведения человека, обусловленного повышением самооценки и желанием поддержания на определенном уровне общественного статуса. Какой метод при этом использует индивид, зависит от его воспитания, умений и возможностей. Так, человек может самоутвердиться с помощью своих достижений или же присвоив несуществующие успехи.
Существуют и другие значимые категории, способствующие формированию самосознания личности. Среди них выделяют:
- осознание смысла жизни и необратимости времени;
- постижение любви как выражения чувств социально-психологического характера;
- рост самоуважения к себе.
Наравне с описанными выше категориями психологи выделяют социальный статус и социальную роль
Они также оказывают немаловажное влияние на формирование самосознания человека
Под социальной ролью понимается такая характеристика поведения индивида, которая выражается в исполнении им принятых в обществе моделей поведения. Она включает в себя ролевые ожидания личности и само их исполнение. Подобная категория является немаловажным фактором формирования внутреннего «Я». Ведь высокий уровень социального самосознания личности позволяет человеку проще приспособиться к жизни.
Одним из главных условий, влияющих на формирование внутреннего «Я», является и то положение, которое индивид занимает в обществе. Это и есть его социальный статус. Порой это положение дается человеку уже при рождении, а иногда его достижение происходит благодаря направленным действиям.
Структура и функции самосознания
Относительно структуры понятия в психологии также нет единого подхода, рассматривается несколько альтернатив.
Так, в работах В.С. Мухиной в составе самосознания просматриваются: идентификация человека с собственным имением и физическим телом, половая принадлежность, самооценка и притязания на оценку со стороны социума.
В.С. Мерлин несколько иначе видит структуру понятия и включает в него:
- Понимание личностных психических характеристик.
- Осознание «Я» как активного субъекта.
- Признание тождественности личности.
- Оценку собственных психических качеств с точки зрения моральных и этических правил.
В.В. Столин определяет следующие части самопонимания: самооценка, создаваемый образ самого себя (тело, эмоции, чувства), конфликтная сущность своего «Я».
Обобщая имеющиеся концепции, структуру самопознания можно представить следующим образом:
-
познавательная часть – осознание человеком всех сторон собственной личности;
-
самооценка – отношение человека к своим характеристикам, как физическим, так и духовным, эмоциональным;
-
саморегуляция – способность человека на основе знаний о себе, контролировать, регулировать и корректировать свое поведение и поступки.
Дополнительно к разным периодам жизни в структуру самопонимания также входят:
- «Я» сегодняшний. Это представление о своей личности в текущий момент времени, осознание своего положения в реальности. Мы оцениваем существующие социальные роли: какой я работник, муж, отец и т.д. Если идеальный образ и реальный не совпали, возможно возникновение переживаний.
- «Я» желаемый. Это представления человека об идеальном образе, к которому он стремится. В этот компонент входят: потребности, мечты и желания. Именно это «Я» является основным мотиватором к продуктивной деятельности.
- «Я» предыдущее, включающее оценку себя в прошлом. Если в ранние периоды жизни у человека были неприятные или болезненные моменты, это может препятствовать реализации потребностей в будущем.
Все перечисленные компоненты самосознания связаны между собой и влияют друг на друга.
Функции
Самой важной функцией самосознания является саморегуляция. Поскольку мы себя полностью идентифицировали, осознали ресурсы (положительные и отрицательные характеристики, потенциал, возможности), понимаем потребности и желания, он может действовать в направлении к созданию своего идеального образа
Когда личность заблуждается относительно собственных нужд или неадекватно оценивает имеющиеся возможности, то удовлетворения от своей деятельности она не получит. Либо устремится в неверном направлении, либо для исполнения желания не хватит сил и потенциала. В том и другом случае неизбежны разочарования и возникновение фрустраций (сильные переживания из-за несбывшихся надежд, ожиданий).
Саморегуляция убережет человека от бессмысленной траты сил и времени на ненужные цели.
Следующая функция самопонимание – это формирование индивидуальности. Личность всегда уникальна, каждый из нас неповторим. Только мы сами знаем, какие чувства проживаем, как реагируем на трудности и препятствия, наша боль – это только наша боль.
Мы имеем право на собственное восприятие жизни, личное мнение и хотим нести ответственность за поступки. Индивидуальность, уникальность приходится отстаивать в течение всей жизни.
Среди основных функций — определение личных границ, самозащиты. Мы учимся выстраивать свое поведение таким образом, чтобы меньше испытывать токсичного влияния со стороны окружающих. Неординарные личности часто подвергаются остракизму (гонениям) в обществе. Необычные способности и внешность, собственный взгляд на вещи, отличный от общепринятого, часто делают человека «белой вороной», которую собратья пытаются заклевать. Осознанное чувство покоя и уверенности в себе позволяют выстраивать крепкую линию защиты.
К примеру, если человек любит свое тело, он не станет гнаться за навязанными стандартами красоты, если считает аморальным делать подлости, не будет делать карьеру, «подставляя» коллег, даже если так принято в коллективе и т.д.
В психологии есть такой прием. Если вы уверенны в своей правоте, живете согласно выработанным принципам, то в случае нападок представьте себя резиновым шариком, который никто не сможет ущипнуть. Лучше потерять токсичное окружение, чем самого себя.
Что такое тромботический инсульт?
Происходит после образования тромба из атеросклеротической бляшки. Обычно бляшки образуются из ветвей мозговых артерий. Пластина бляшки — результат дегенерации или микрогеморрагии в сосудистой стенке.
В результате повреждения эндотелия активируется тромб. В процессе снижается активность антитромбина III, протеинов С и S. У некоторых пациентов патогенетическую роль играют антифосфолипидные антитела, фиброзно — мышечная дисплазия, дефекты артерий, злоупотребление сосудосуживающими веществами.
Самоутверждение за счет других
Самоутверждением за счет других называют стратегию, при которой человек присваивает себе достижения других людей или обесценивает их, повышая свою ценность на их фоне. Это может происходить вследствие неумения или нежелания развивать собственные качества. Человек уходит от личной ответственности, игнорируя отсутствие своего вклада или манипулируя положением, ситуацией. Это создает определенную иллюзию личностной самоценности, которая не подкреплена реальными достижениями. Такая позиция инфантильна, поскольку для удовлетворения потребности необходим другой, отношение к которому потребительское и ведет к регрессу личности. При такой линии поведения человек агрессивен, требователен, может унижать и оскорблять, обесценивать чужие заслуги. Именно данный паттерн поведения отрицательно воспринимается и порицается.
Значение слова самоутверждение указывает на приоритет и желание конструктивного типа самоутверждения. Личность стремится к нему путем раскрытия собственных талантов, качеств и черт. Ее ценность растет в личном восприятии за счет повышения уверенности, а социумом воспринимается как успешная и волевая. Такой путь более естественен и продуктивен, так как личность опирается на собственные ресурсы, становясь более автономной.
Самоутверждение за счет других происходит, когда человек ставит себя в зависимое положение, даже если ведет себя агрессивно и унижает. Если человек или группа, за чей счет идет утверждение взбунтуется, выйдет из-под контроля или влияния, разовьет свои качества и станет независимой от агрессора, то он потеряет этот ресурс.
Придерживаясь самоутверждения за счет других, личность не развивается, ее прошлые достижения, если они были, устаревают и обесцениваются, что впоследствии может привести к глубокому разочарованию. Кажущаяся, на первый взгляд, легкость этой стратегии обманчива, поскольку удерживает в иллюзиях, не давая развивать потенциал своего «Я». В перспективе это более разрушительно для самоутверждающего, чем для его жертвы.
Чтобы избавиться от этой стратегии самоутверждения надо осознать продуктивность личной ответственности для достижения своих целей и определения себя на желаемом уровне. Это более выгодная и взрослая позиция, развивающая ценность, как в своих глазах, так и в общественном представлении.
Именно конструктивная стратегия окрашивает данный феномен в положительный спектр, так как подразумевает личные, заслуженные успехи, помощь другим в данном контексте становится еще одним инструментом.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Виды самоактуализации
Процесс становления и развития личности строго индивидуален. Однако можно классифицировать виды самоактуализации по тому, как она проявляется в трех критериях: глубине, гармоничности и активности.
Поверхностная и глубокая
Встречается чаще всего. При этом типе человек хаотично развивает все свои качества и способности, выбирает любые способы самовыражения, отказывается от критического оценивания своих поступков. Гордо заявляя «Я такой, какой я есть» человек демонстрирует как достоинства, так и недостатки, как хорошие черты личности, так и плохие.
При глубоком типе самоактуализации человек избирательно подходит к самовыражению, борется со своими недостатками и еще больше развивает сильные стороны личности. Он постоянно проводит рефлексию, оценивает и анализирует себя, свои поступки. Он старается раскрыть и развить такие качества, которые помогут не только стать счастливым, но и выстроить гармоничные отношения с обществом.
/youtube.com/watch?v=ECOCsfo97QU
Гармоничная и проблемная
При гармоничном типе человек четко знает, куда движется, какие таланты и способности у него есть. Он радуется победам и учится на своих ошибках, воспринимая их как возможности для роста. Общество поддерживает его.
При проблемном типе человек не может определиться, кем и каким он хочет быть. Он не знает себя и не знает, каким его хочет видеть общество. Он хватается то за одно, то за другое. Часто разочаровывается в себе и конфликтует с обществом.
Активная и осторожная
При активном типе человек стремится как можно скорее достичь всего задуманного. Из него так и хлещет энергия, своим энтузиазмом он заражает других. Такие люди не привыкли ждать, склонны рисковать.
«Тише едешь – дальше будешь» – девиз осторожной самоактуализации. Такие люди привыкли все тщательно просчитывать, продумывать, вырабатывать стратегии
Порой в итоге они обгоняют тех, кто выбрал активный путь.
Эффективные методы
Их обязательно требуется принять во внимание, если имеется огромное желание действительно изменить свою жизнь. Ощутить собственную самодостаточность проще всего с помощью систематической работы над собой
На деле оказывается, что это сделать не так просто, как кажется на первый взгляд. Порой приходится чем-то жертвовать, искать дополнительные возможности. Развить и укрепить самосознание помогут следующие способы.
Обувь нужно менять каждый день для здоровья, а лучше пользоваться стельками
Свекрови понравились мои фирменные пирожки, теперь только их и печет
Полицейские подобрали дрожащего щенка под мостом: как сложилась его жизнь
Самоутверждение
А если уму противоречат, не признают его уникальность, приравнивают к «серой массе» обывателей и «тварей дрожащих», то самооценка норовит обвалиться.
Полезно понимать, куда ведут покушения на чужую важность, какой бы завышенной она ни была. Если задели человека за живое и унизили, не удивляйтесь ответной ненависти
Никто не говорит «спасибо» за такую правду.
Поэтому бывает так сложно переубедить оппонента в споре, даже если его заблуждения очевидны. Наши «благие намерения» и защита «истины» в чужих глазах запросто становятся «вражеским» вторжением на личную территорию. В этом русле единственный реальный враг – это иллюзии, оборону которых мы удерживаем в битве с собственным «я».
Мы пытаемся казаться лучше, чтобы нас любили и принимали. В таком русле отстаивание правоты – это защита иллюзий, из которых склеен наш рекламный образ. И если мы с этим иллюзорным образом отождествляемся, истина становится злейшим врагом. На progressman.ru я уже поднимал эту тему в статье о внутреннем стержне.
Неуверенность в себе – это сомнение в собственном образе, подспудный страх, что наши искусственные представления о себе не выдержат контакта с реальным миром. Неуверенность в себе и в собственных истинах приводит к переживаниям за опоры нашей ложной личности. Когда неуверенный в себе человек спорит, он не ищет истину, а пытается убедить оппонента в жизнеспособности собственных иллюзий. Но если копнуть глубже, на самом деле убедить в этом он пытается себя. Так мы себя обманываем, рисуем самомнение на основе приукрашенных образов, поднимающих самооценку, даже если они и близко не соответствует реальности.
Стратегия самоотрицания
Можно говорить, что данная стратегия характерна для людей с очень низкой самооценкой, но это не совсем так. Данный человек просто не знает, кто он есть, у него нет никаких достижений (возможно, они есть, но не имеют смысла для данной личности), он не ставит перед собой цели, живет без вектора. Такие личности не могут взять на себя ответственность, ведь уверены, что никак не повлияют на ход событий, от них ничего не зависит.
Если самоутверждение подростка носит характер отрицания, то возможны следующие причины возникновения:
1. В семье наблюдается гиперопека, там он полноценный член микрообщества, но реальный социум его не воспринимает или даже отвергает.
2. Гипоопека в семье или отсутствие положительного отношения к ребенку, внушение, что «он никто», «ничего не стоит», насилие в семье.
3. В редких случаях сильное психологическое потрясение.
4. Психические болезни.
Самоотрицание можно назвать даже отсутствием стремления к самоутверждению. Часто подростки примыкают к лидерам или референтным личностям и полностью проживают жизнь вместе с ними: чувствуют то, что они, ходят по пятам, переживают за своих «кумиров».
Если в реальном окружении достойных подражания личностей не находится, могут переключаться на актеров, певцов или других знаменитостей, полностью себя с ними идентифицировать, плотно следить за их жизнью. Это помогает людям чувствовать себя полноценно. То, что происходит на экране, они воспринимают как реальные события, за счет чего считают, что живут полноценную жизнь.
Итак, мы выяснили, что самоутверждение — это множество стратегий, и человек может менять их в зависимости от ситуаций или изменения мировоззрения.
Упражнение
Подумайте о перечисленных ниже правах, выделенных на основании работ нескольких авторов. Проанализируйте отдельно каждый пункт; сделайте пометки возле тех, с которыми вы испытываете трудности. Поразмышляйте также в контексте. Например, вам показалось легким попросить о том, что вам нужно, в большинстве ситуаций — идет ли речь о вашем начальнике, подчиненном или друге, — но это же вам трудно сделать с вашим партнером, родителями или детьми. Или, может быть, вы находите перемены скорее пугающими, чем вдохновляющими на действия. И хотя каждый человек имеет право меняться и развиваться, существуют такие элементы вашей личности, которые тянут вас назад, — или вы позволяете другим людям тормозить ваш личностный рост.
Структурные элементы самосознания
В современной психологии существует многообразие подходов и методик в определении структуры самосознания и ее компонентов. При этом традиционно выделяют следующие элементы:
Когнитивный, также определяемый рефлексивным и рациональным, отражает представления человека о самом себе и представляет собой процесс самопознания, результаты которого выражаются в разнообразных образах «Я».
В системе самосознания личности находится большое многообразие сменяющих друг друга восприятий своего «Я». Обычно выделяют:
- «я– реальное» — объективное представление о себе в настоящем времени;
- «я-идеальное» — образ, которому человек хотел бы соответствовать;
- «я-фантастическое» — неосуществимые мечты человека о том, каким бы он хотел стать.
- «я-зеркальное» — представления личности о том, каким его видят окружающие.
Эмоционально-ценностный — это компонент, который включает в себя ценностное отношение человека к себе и его самооценка. Под эмоционально-ценностным элементом понимается переживание своей успешности или неуспешности в жизни, в принятии или отвержения себя, чувстве уверенности в себе или неуверенности и т. д.
Самооценка индивида строится на сравнении себя с окружающими людьми, в результате чего он анализирует стороны своего «я». Оценивая себя и других, человек опирается на систему ценностей, которую использует в качестве эталона.
Самооценка характеризуется по трем параметрам:
- по уровню она может быть высокой, средней или низкой;
- по соответствию реальности она бывает завышенной и заниженной;
- по особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная.
Самоотношение также выстраивается на основе сравнения, но в данном случае оно осуществляется через внутренний диалог с самим собой. В психологии определяется три стороны структуры самоотношения:
- самоуважение — внутренне обоснованное или оценочное позитивное отношение к себе;
- аутосимпатия — безоценочное положительное и отрицательное самоотношение;
- самоуничижение — негативное самовосприятие.
Основное различие между самооценкой и самоотношением состоит в том, что первое опирается на внешнее оценочное основание в виде других людей и определенных ценностей, а второе — на внутреннее основание в виде самого себя.
Самоактуализация — важнейший элемент в процессе становления личности, который определяет ее психологическое развитие и осознание своего предназначения в жизни.
Опираясь на свои внутренние мотивы и потребности, человек стремится к максимальной реализации своего потенциала и способностей. Самоактуализация человека напрямую влияет на уровень его самооценки и отношение к себе.
В системе основных потребностей Маслоу, самоактуализация основана на 8 признаках:
- жизнь «здесь и сейчас»;
- открытость к новому и неизведанному;
- делать то, что нравится;
- быть честным с собой и другими, брать на себя ответственность за свои поступки;
- доверять своему мнению даже если оно не совпадает с взглядами большинства;
- постоянно заниматься саморазвитием;
- перерождаться, перосмылять свои ценности и взгляды.
- выработать осознанное поведение.
Уровень притязаний — это стремление личности к достижению целей такого уровня сложности, который соответствовал бы ее способностям. Он зависит от успешности или неудачливости человека в какой-либо сфере деятельности: чем успешнее результат, тем выше уровень притязаний и, напротив, в случае отрицательного или недостаточно успешного результата, он понижается.
Люди с уровнем притязаний, соответствующим их реальным возможностям, обычно более успешны и уверены в своих силах.
Можно ли классифицировать индивидуальные черты, приводящие к успеху?
Какие качества характеризуют личность, способную достичь успеха, можно узнать из классификации:
- Внутренний стержень самоутверждения. Самый ранний проблеск зарождения успешных характеристик, выражающихся в неподатливости мнению окружающих.
- Умение разбираться в людях. Способность оперативно анализировать субъектов и адекватно выстраивать стратегии поведения с ними.
- Стрессоустойчивость. Психологическая стабильность – залог физического здоровья.
- Адекватная гибкость. Способность найти подход к разным людям и вовремя пойти на компромисс или отступить.
- Дар убеждения. Умение грамотно оперировать имеющимися данными.
- Творческая инициативность. Важнейший аспект успешности.
Похожие главы из других книг:
Немного истории
Древнегреческий философ Плотин, живший в 3 в. н. э., первым усмотрел во всем телесном духовное, божественное начало. Именно благодаря ему психология стала наукой о сознании, которое понималась как самосознание.
Согласно учению Плотина, душа индивида происходит из некой мировой души. К ней она и устремлена. Кроме этого философ считал то, что у человека существует и другой вектор активности, Он направлен к миру чувств. У каждой души, как полагал Плотин, существует еще одно направление. Оно выражается в обращенности на себя, на собственное содержание и свои незримые действия. Эта обращенность следит за работой души, являясь при этом ее своеобразным зеркалом.
Спустя множество столетий способность человека не только мыслить, помнить, чувствовать и ощущать, но и обладать определенными внутренними представлениями о подобных функциях назвали рефлексией. Под этим термином стали иметь в виду некий механизм, который непременно присутствует в деятельности субъекта, объединяя при этом его ориентацию в мире внутреннем, то есть в себе, с ориентацией в мире внешнем.
Но какими бы ни были объяснения подобного явления, все они сводились к поискам определенной зависимости душевных порывов от физических причин, общения с окружающими людьми и от процессов, происходящих в организме. Однако факторы, влияющие на возникновение рефлексии, которая была в свое время открыта Плотином, так и не были обнаружены. Теория древнегреческого философа длительное время оставалась самодостаточной, став при этом исходным понятием в психологии сознания.
Эта тема интересовала ученых и в последующие периоды существования человечества. Развивается подобное направление и в наши дни. Причем именно в последнее время наблюдается наибольшая активность в его изучении. Например, интересные исследования по самосознанию личности были проведены в 1979 г. Льюисом и Брукс-Ганом. Ученые прикрепляли к носу младенцев красную точку, а после подносили их к зеркалу. Детки, которые узнавали свое отражение, тянули ручонки к собственному носу. В этом случае ученые считали, что у этих малышей самосознание уже получило свое определенное развитие. В подобных экспериментах дети младше года, как правило, тянулись к отражению в зеркале. До своего носа дотрагивалось 25% детей от 15 до 18 месяцев, а также 70% 21-24-месячных малышей.
Исследователи полагают, что главная роль в развитии самосознания отведена определенной области мозга, которая находится в лобной доле. Проведенный Льюисом и Брукс-Ганом эксперимент указал на то, что понимание внутреннего «Я» у человека впервые начинает проявляться, когда он достигает возраста 18 месяцев. Этот период совпадает с началом быстрого роста клеток, происходящего в передней части головного мозга.
Самоутверждение
А если уму противоречат, не признают его уникальность, приравнивают к «серой массе» обывателей и «тварей дрожащих», то самооценка норовит обвалиться.
Полезно понимать, куда ведут покушения на чужую важность, какой бы завышенной она ни была. Если задели человека за живое и унизили, не удивляйтесь ответной ненависти
Никто не говорит «спасибо» за такую правду.
Поэтому бывает так сложно переубедить оппонента в споре, даже если его заблуждения очевидны. Наши «благие намерения» и защита «истины» в чужих глазах запросто становятся «вражеским» вторжением на личную территорию. В этом русле единственный реальный враг – это иллюзии, оборону которых мы удерживаем в битве с собственным «я».
Мы пытаемся казаться лучше, чтобы нас любили и принимали. В таком русле отстаивание правоты – это защита иллюзий, из которых склеен наш рекламный образ. И если мы с этим иллюзорным образом отождествляемся, истина становится злейшим врагом. На progressman.ru я уже поднимал эту тему в статье о внутреннем стержне.
Неуверенность в себе – это сомнение в собственном образе, подспудный страх, что наши искусственные представления о себе не выдержат контакта с реальным миром. Неуверенность в себе и в собственных истинах приводит к переживаниям за опоры нашей ложной личности. Когда неуверенный в себе человек спорит, он не ищет истину, а пытается убедить оппонента в жизнеспособности собственных иллюзий. Но если копнуть глубже, на самом деле убедить в этом он пытается себя. Так мы себя обманываем, рисуем самомнение на основе приукрашенных образов, поднимающих самооценку, даже если они и близко не соответствует реальности.
Компенсаторная стратегия
Некоторые люди используют ее, желая самоутвердиться. Эта стратегия такова: человек осознает, что у него не получится достичь какой-либо цели в интересующей его сфере (реально или субъективно), а потому он сам переносит себя в доступное ему русло.
Этот подход является эффективным временным замещением. Однако полностью от неудовлетворенности в раскрытии той сферы, к которой лежит душа, избавиться не удастся.
Есть и другой вариант компенсаторной стратегии. Иногда человек присоединяется к кому-то еще, идентифицируется.
Как это работает? Допустим, человек хотел открыть свой бизнес. Но по тем или иным причинам не смог. Тогда он устроился на работу в компанию, которая занята в той сфере, в которой он мечтал бы заниматься бизнесом, и начал в ней строить карьеру. Вследствие этого заслуги фирмы человек частично воспринимает как свои.
Но иногда такая стратегия патологична, ибо необходимость прикладывать свои усилия вытесняется. А еще она бывает инфантильной, ибо снимает ответственность за личностное самоутверждение.