Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей

Потребность в самовыражении

Являясь не только биологическим организмом, но также психической сущностью с высшими духовными потребностями, познанием добра и зла, возможностью разграничивать, что является оптимальным не только в плане выживания, человечество помимо базовых витальных потребностей обрело и потребность в самовыражении.

Исследователями были выявлены базовые нужды человека и когда им удовлетворяются те, что отвечают за выживание, питание и безопасность, наиболее актуальным становится возможность размещения своего внутреннего пространства. Начинается всё с самопознания и самопрезентации, плавно переходя в самоактуализацию, являющуюся частью самовыражения. Когда мир становится примерно понятным приходит необходимость показать, что есть и отличия на психологическом уровне. Грубо говоря, самовыражение – это заявление о своём существовании, возможность экзистенциально почувствовать себя живым и важным, ощутить экзистенциальную ценность и возможность взаимодействовать с миром.

Для некоторых людей поддержание духовной жизни, отдельности, возможности говорить и делать то, что хочется, творить и представлять мир так, как это расположено у него внутри бывает значительно важнее физического существования. Именно это заставляет говорить о том, что иерархия потребностей не является жёсткой и ради отстаивания возможности самовыражения человек может голодать, лишаться материальных благ или заранее подвергать себя опасности. Такие жертвы объяснимы тем, что в душе невозможно смириться и начать соглашаться с требуемым строем или променять способность творить на обыденность.

Такая острая нужда в выражении своего внутреннего я обусловлено стремлением выделиться среди остальных и раскрыть заложенный потенциал. Общее усреднение человека, привитие одинаковых норм поведения, требования школьной программы и приличного поведения делают из каждого индивида среднего робота. В таких условиях человек не может полностью реализовать все заложенные способности, что приводит к бунту и отстаиванию своей позиции, только некоторые могут это делать творческими путями развития, мягко заинтересовывая других, а остальные шокируют, эпатируют и принципиально идут против любых проявлений системы.

Самовыражение является неким оголением души, поэтому есть огромное стремление к нему (только обнажив чувствительность можно обрести истинную близость и узнать, что люди с вами ради вас, а не из-за образа), и многие после подросткового периода (наиболее яркая фаза) предпочитают не высовываться.

Снижение потребности самовыражения всегда связана с полученными психологическими травмами, возможно человека высмеяли или после того, как он высказал реально свои мысли, от него отвернулись, кто-то мог резко отозваться о творчестве и он больше не будет ничего делать своими руками и т.д.

Вмеcто заключения: как всё-таки происходит саморазвитие

Я поделюсь с вами своими наблюдениями, как происходит саморазвитие.

Я достаточно долго сама занимаюсь саморазвитием (с 1998 года веду дневник) и наблюдаю за многими людьми в этом отношении на консультациях по планированию.  Так вот я пришла к одному интересному выводу: не каждый человек может достичь своих целей. Некоторые даже не могут их поставить и чётко ответить себе на вопрос “чего я хочу?”. Многие ставят цели, но потом забрасывают их (оказывается, над целями надо работать, а это непросто). Бывает и так, что человек работает над собой – активно трудится, но потом оказывается, что не в том направлении и все затраченные усилия проходят зря…

Так в чём же причина? Почему у одних саморазвитие даёт результаты, а у других ничего не меняется?

В саморазвитии есть свои законы и этапы – невозможно с нижней ступени сразу перепрыгнуть на верхнюю. Нет, все этапы нужно проходить последовательно, а скорость их прохождения зависит от мотивации человека, его желания и упорства развиваться и двигаться по выбранному пути, а также от исходных позиций (ведь все мы – разные и обладаем изначально разным багажём и разными возможностями – эмоциональными, финансовыми, организационными, интеллектуальными).

Итак, 8 этапов саморазвития для женщин:

1. Обнаружить и переписать негативные установки, если таковые имеются (у 95-97% людей они есть).

2. Проработать и отпустить детские травмы (и взрослые обиды, конечно же тоже) – снять скальпелем чужие ожидания, ограничивающие убеждения и расхожие стереотипы.

3. Уважать себя и свои чувства: принимать свои любые состояния (и хорошие, и плохие – они все нужны и являются необходимыми частями Пути), личные границы, полюбить милые недостатки и признать свои достоинства.

4. Дойти до ядра своих истинных желаний, принимать их, холить и лелеять, взращивать как нежный цветок (а не запихивать их в длинный ящик с табличкой “потом как-нибудь” и заставлять себя делать то,что “надо”, “как правильно”, “идеально”). Это основа для следующего уровня.

5. Нащупать Предназначение и Свой Путь – тот, который приносит радость и заставляет вскакивать по утрам с постели.

6. Раскрыть свой потенциал и явить миру свои таланты (я уверенна,что они есть у каждого человека!  обычно они зарыты там,где вас будоражит сама мысль о возможности заниматься чем-то – пусть даже бесплатно).

7. Развиваться, достигать своих целей и все новых вершин, но при этом не стремиться к какому-то мифическому совершенству и идеалу, сравнивая себя с другими и истязая себя неподъёмными планками.

8. Постичь искусство личного баланса и сделать свою жизнь наполненной по всем сферам (здоровье, семья, работа, друзья, хобби, развлечения, путешествия, спорт и т.д.)

Как видите, саморазвитие – это стройная система, по которой можно развиваться и работать над собой. И будьте уверенны, чем больше вы работает над собой – тем ярче и интереснее будет становиться ваша жизнь!

P.S. В этой статье я дала вам концентрат полезной информации и поделилась своими планнерами для заполнения. Все эти планнеры предназначены для распечатки и занимают 1 страницу, чтобы наглядно видеть свои цели и держать их перед глазами.

Если вы предпочитаете формат еженедельника, чтобы держать все свои записи о мечтах, целях и планах в одном месте – вы можете использовать мой авторский Женский планнер.В нём опубликованы все планнеры из этой статьи – и намного больше интсрументов для саморазвития и планирования – подробности здесь.

Все мои одностраничные планнеры в электронном виде могут скачать подписчики моего блога – оставьте здесь адрес вашей электронной почты и я пришлю вам подробности:

Желаю вам успехов в саморазвитии,

с любовью Саша Леонова

Сохраняйте пост на Пинтерест

P.S. Если вам сложно услышать свои желания и придумать мечты – не отчаивайтесь, это поправимо. Об этом я писала в отдельной статье  – Если мечты нет — её нужно придумать! Мой лайфлист.

Если вы чувствуете себя несчастным человеком без видимых причин – возможно, на вас давит груз негативных установок. Об этом читайте в статье Учимся счастью! Установки и программы, которые портят вам жизнь

Если вы переживаете Личный кризис – помните, что это надо просто пережить. Просто у вас сейчас такой период – но он может стать трамплином для перехода на следующую ступень саморазвития. Своим опытом переживания личного кризиса я делилась в статье:

Ну, и перед началом нового периода в жизни и постановкой новых целей – советую провести Генеральную уборку в жизни на 5 уровнях:

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Творческая самореализация детей

Творчество выступает не только атрибутом социализации детской личности и средством общения, развлечения, отдыха, но и мощным инструментом самовоспитания, уникальным средством просвещения, а также эстетического воспитания. Любая маленькая победа ребенка или просто участие в конкурсах, творческих проектах разного уровня влияет на развитие творческого потенциала.

В подростковом возрасте основными средствами в творческой самореализации являются клубы по интересам, кружки, спортивные секции и пр.

Творческую самореализацию подростка относят к важной составляющей развития личности. Психологами отмечено, что стимулом развития личности, а также поиском своего места в жизни выступает сама потребность в поиске

Поиск просто необходим для физического, психического, полового созревания и стремления к юношескому самоутверждению. Некоторые подростки самоутверждаются с помощью агрессивного поведения. Немецкий психотерапевт Г. Аммон считает, что каждый ребенок рожден с потенциалом «конструктивной» агрессивности. Под этим термином психотерапевт понимает желание и стремление к творческой самореализации, которые способствуют освоению и улучшению мира. Развивается и усиливается «конструктивная» агрессивность только при правильном воспитании ребенка. Ошибки в воспитании отмечаются при подавлении инициативы у детей взрослыми. Зачастую такие дети зажаты в играх, в общении с взрослыми и сверстниками. Когда дети сталкиваются с семейными конфликтами, у них возникает деструктивная агрессивность, которая сильно их травмирует. Неправильно сориентированная детская личность может проявить себя в немотивированной агрессии и нехороших поступках.

Учите ребенка контролировать время

С момента рождения и до школы ребёнок пребывает в поле зрения взрослых и в окружении ровесников, поэтому никогда не бывает один. А стоит ему остаться одному – и он уже чувствует себя не в своей тарелке, следовательно, ему трудно сосредоточиться. Пытаясь компенсировать вынужденное одиночество, он начинает играть в компьютерные игры или уходит на улицу.

Неумение быть наедине с самим собой может стать причиной зависимостей. Во избежание таких последствий родители стараются уже в раннем детстве объяснить дочери или сыну, что быть одному – это не так страшно, как кажется. Ведь минуты одиночества можно использовать рационально – например, подготовить подарок к грядущему дню рождения кого-то из членов семьи или друга.

“Саморазвитие – это…” Что конкретно означает это понятие?

“Саморазвитие” – как часто сейчас мы слышим это слово… Но что входит в это термин?

На самом деле, каждый человек вкладывает свой смысл в понятие “саморазвитие” – в зависимости от того,что его беспокоит и в чем он чувствует потребность прокачать себя.

Но всё же я попытаюсь дать универсальное опеделение термина “саморазвитие” и на его основе предложить вам план, направления и этапы для саморазвития.

Саморазвитие – это развитие человека по всем жизненным сферам и эволюционный постепенный рост, вследствии чего человек “видит и понимает” больше и соответственно улучшает качество своей жизни по всем параметрам. 

Очень часто “саморазвитие” отождествляют с “личностным ростом”, но это далеко не одно и то же.

Личностный рост – это одна из жизненных сфер (всего их 9), в которой ведётся саморазвитие. Личностный рост – это прокачка личности: личностных качеств, характера, выработку положительных качеств, борьбу с плохими привычками, работу с убеждениями и установками. Другие задачи саморазвития распределяются по другим 8 сферам.

Давайте вспомним основные 9 жизненных сфер – это и будут основные направления для саморазвития:

  1. Личностный рост и духовное развитие
  2. Самореализация, карьерный рост
  3. Здоровье (питание, спорт, красота, уход за собой)
  4. Любовь/Отношения.
  5. Дом и семья (дети, родственники)
  6. Общение/Окружение/Друзья
  7. Финансы и материальное благополучие
  8. Отдых/Досуг/Путешествия
  9. Хобби и увлечения

То есть личностный рост – это одно из восьми направлений для саморазвития, но не его синоним.

Позвольте сделать несколько пояснений по сферам

Наверняка, вы обратили внимание, что “Любовь и отношения” и “Семья” – это 2 разные сферы в моей схеме. Это, конечно, не значит, что нужно заводить отношения на стороне от семьи)) Но это призыв уделять особое внимание мужу и отношениям с ним – выделять время только для двоих, выходить из традиционных ролей “мама” и “папа”и быть просто мужчиной и женщиной, которые искренне интересуются друг другом, ходят на свидания и интересные мероприятия

Я уже писала специальные статьи в блоге и продолжаю развивать эту тему –  например, как вернуть в брак романтику, зачем ходить с мужем на свидание и т.д.)

Самореализация детей дошкольного возраста

В три года маленький человечек уже в некоторой степени осознает свою индивидуальность. Он уже сам хочет решать, с какими игрушками поиграть, с кем из друзей встретиться. Именно на этой стадии развития закладываются основные морально-нравственные установки и ориентиры.

Малыш знакомится с такими важнейшими постулатами человеческого бытия, как:

  • дружба;
  • привязанность;
  • предпочтения;
  • ответственность.

Самое время научить его полагаться на собственное мнение, поощрять поиски им нестандартных выходов из привычных ситуаций. Эффективнее всего самореализация детей дошкольного возраста осуществляется в коллективах сверстников, при взаимодействии с опытными воспитателями и педагогами.

Однако это не означает, что папа и мама могут спокойно самоустраниться. Львиная доля ответственности за процесс становления личности ребенка лежит все же на них. В любой жизненной ситуации малыш должен чувствовать поддержку родителей и быть уверенным в их готовности прийти на помощь в трудную минуту.

Заключение

Яркая индивидуальность – ценнейшее приобретение для человека. Задача родителей – первыми разглядеть и развить ее в своем ребенке. Став на путь самореализации, он добьется всего, чего захочет

И, что не менее важно, никогда не будет страдать от комплекса неполноценности. Осознание собственной значимости и самоуважение будут служить ему гарантией успеха и счастья в завтрашнем дне

Это ли не предел родительских мечтаний?

LiveJournal

LinkedIn

« Предыдущая запись

Что такое самореализация ребенка?

Самореализацией ребенка называется нахождение в себе личных качеств и сторон, которые малыш может направить и использовать для осуществления определенной деятельности с целью достижения счастливой и успешной жизни. Другими словами, ребенок находит в себе возможности, наклонности и таланты, которые теперь может использовать в определенной деятельности, получая моральное удовлетворение как от процесса, так и от результата.

Для самореализации ребенок должен найти свои возможности и таланты. Для этого нужны определенные условия. Если ребенок не находит в себе наклонностей, тогда его жизнь не становится счастливой. Он не понимает, на что способен и что ему интересно. Когда ребенок находит в себе определенные склонности и таланты, тогда он может заниматься тем видом деятельности, который требует данные навыки, совершенствовать их и получать моральное удовлетворение от достижения хороших результатов.

Несомненно, каждый родитель желает своему ребенку счастья. Однако родитель – тоже человек, который способен не осознавать свои подсознательные желания или преследовать вторичные мотивы (те же неосознаваемые цели). Таким образом, «желая ребенку счастья», родитель не просто хочет ему счастья, а желает именного того успеха, который он представляет сам себе. То есть родитель желает ребенку счастья такого, которое он сам себе представляет, а не такое, которое представляется ребенку.

Поэтому иногда родители не понимают, почему ребенок играет со старой и истрепанной игрушкой, когда ему купили новую. А все дело лишь в том, что вы – это вы, а ребенку может казаться, что счастье заключается в чем-то другом, не в том, что вы себе представляете.

Но какие еще могут быть подводные камни в родительском «желаю ребенку счастья»? Помимо того, что родители желают ребенку не того счастья, которое хочет сам себе ребенок, они еще могут «вставлять ему палки в колеса», если при этом боятся, что ребенок достигнет самостоятельности и независимости от них. Таким образом, мать может хотеть, чтобы сын работал, но при этом отдавал свою зарплату ей. В таком случае она не просто действует из меркантильных желаний, но и ограничивает сына в том, что он может пойти куда-то погулять, встретить и полюбить девушку, с которой захочет связать свою судьбу. Ведь если сын уйдет из дома, то кто ее будет обеспечивать деньгами?

Родительское «желаю ребенку счастья» не всегда является тем, что говорится на словах. Довольно часто родители желают лишь того счастья, которое они сами себе представляют, а не то счастье, которое представляют себе сами дети. Вместе с тем родители, всегда желая счастья, начинают диктовать своим детям, к какому именно успеху и как им нужно идти, не учитывая то, что у детей могут быть свои пути и взгляды, как достичь таких же успешных высот. Тем самым родители задерживают детей в «семейном гнезде», потому что зачастую не мыслят смысла своего существования, если те покинут «отчий дом», чтобы создать свои семьи.

Поэтому не всегда родительское «желаю ребенку счастья» является действительным желанием сделать чадо счастливым. Чаще всего родители преследуют что-то свое, вмещая в слово «счастье» какое-то конкретное свое желание, которого они хотят достичь, а не стремление узнать у ребенка, что для него является счастье, поддержать его и помочь достичь того успеха, которое представляется лично ему.

Творческая самореализация детей

Творчество играет в жизни маленького человека особую роль. Ошибочно воспринимать его просто как развлечение или хобби. Это форма взаимодействия ребенка с окружающим его миром. Она пробуждает в нем позитивные чувства и эмоции, позволяет воплотить желания и потребности, которые зачастую трудно передаются словами.

Творческая деятельность способствует:

  • развитию эстетического вкуса;
  • социализации и познанию мира в целом;
  • воспитанию в ребенке дисциплины и самоконтроля;
  • приобретению навыков нешаблонного мышления;
  • возможности самовыражаться.

Успешность творческой самореализации детей не в последнюю очередь зависит от того, насколько взрослым удастся создать атмосферу понимания и стимулирования к новым успехам.

Любое, даже незначительное, достижение маленького творца имеет колоссальное значение для его дальнейшего развития. Каждый триумф на сцене, в спортзале или в художественной студии положительно скажется на самооценке и самоутверждении ребенка.

Шаг 3. Разбиваем цели на год по конкретные шаги: план саморазвития на квартал и на месяц

Когда у вас есть готовый план саморазвития –  разбиваем годовые цели по кварталам и месяцам.

Напротив каждой цели пропишите, когда вы собираетесь работать над ней. Невозможно бежать ко всем годовым целям одновременно  – но возможно двигаться постепенно и по очереди к каждой: ведь в году есть целых 12 месяцев.

Задача этого этапа работы с целями – распределить цели по сезонам и наметить себе, какие цели лучше проработать летом, какие – зимой, осенью, весной.

Планнер по кварталам можно скачать здесь Kvartal_plan

И каждый месяц составляем план саморазвития на месяц. В моём блоге я публикую паннер на месяц  – с календарём, таблицами “Личный баланс, List to do, Wish List (актуальный планнер на этот месяц – смотрите на главной странице сайта)

Я гарантирую:  если вы будете каждый месяц составлять план по такой схеме и придерживаться его – вы достигнете больших результатов, сохраняя баланс по всем жизненным сферам.

Также важно составлять план на неделю и на день, чтобы держать фокус на своих целях и методично к ним идти (особенно если у вас много рабочих задач и у вас есть потребность балансировать между работой и семьёй (!). Ключевой посыл моей истории – менять нужно себя, а не пытаться влиять на обстоятельства и окружающих. 

Ключевой посыл моей истории – менять нужно себя, а не пытаться влиять на обстоятельства и окружающих. 

И лишь за внутренними изменениями и проработками ограничивающих убеждений и поведения следовали столь желанные перемены.

Заложена ли в школьном образовании система саморазвития ребенка

Это грустно осознавать, но школьная система подачи знаний, за долгие годы отточенная, казалось бы, до мелочей, и направленная на то, чтобы ребёнок, покидая школу, не потерялся в жизни и в себе, от идеала не просто далека. Подавляющее большинство вчерашних школьников не просто неэрудированы – в них убито желание копить знания и навыки. В них атрофировались способность задаваться вопросами и задавать вопросы, рвение учиться новому и познавать новое. Чему же на самом деле ребёнок должен учиться в школе от первого класса до последнего?

Задавать вопросы

Вопрос учителя «Всем всё понятно?» зачастую просто символический. Случается, что сам педагог не может дать ответ на уточняющий вопрос. Или считает, что ученик слушал невнимательно, раз переспрашивает. Так или иначе, не получая ответ, ученик теряет охоту спрашивать учителей вообще, а вследствие этого не пользуется мощнейшим способом получения знаний.

Процесс самореализации

Важнейшим условием личностной самореализации выступает саморазвитие. Так как для успешной личностной самореализации индивиду необходимо обладать морально-духовными ценностями, являющимися содержательным фундаментом такого духовно-практического процесса. Так, например, самореализация педагога предполагает устойчивое нравственное самосовершенствование, устремленность к постоянному творческому саморазвитию. Саморазвитие заключается в трансформации индивида самого себя в направлении к собственному «Я»-идеальному, появляющемуся под воздействием внешних факторов и внутренних причин.

Личностное саморазвитие связано с жизнедеятельностью индивида, в пределах которой оно реализуется. Именно поэтому уже с возраста дошкольника, с того момента, как ребенок выделил персональное «Я», он становится субъектом своей жизнедеятельности, так как начинает выстраивать цели, слушаться собственных желаний и повиноваться стремлениям, но при этом, учитывая требования других. Такие побуждения обязательно должны приобретать социальную направленность, иначе они будут деструктивно воздействовать на формирование личности.

В процессах самосовершенствования выделяют уровни самореализации личности:

агрессивное непринятие осуществляемой деятельности, т.е. индивиду не хочется заниматься данным видом деятельности, но приходится;

устремленность к мирному уклонению от трудовой деятельности, т.е. индивид выбирает другую профессию;

выполнение трудовой деятельности проистекает по шаблону или в соответствии с определенной моделью, данный уровень носит название пассивный;

устремленность индивида совершенствовать собственные отдельные элементы осуществляемой работы;

устремленность индивида совершенствовать свою реализуемую работу или в целом деятельность, данный уровень именуется творческим или изобретательным.

Также существует и другая дифференциация уровней. В ней представлены следующие уровни самореализации: низкий или примитивно-исполнительский, средне низкий или индивидуально-исполнительский, средне высокий или уровень воплощения ролей и реализации норм в социуме с элементами личностного роста, высокий уровень или уровень ценностной реализации и воплощения смысла жизни. Каждому уровню свойственны собственные детерминанты и преграды. Это выражается в наличии у каждого из уровней разнообразной психологической природы. Так, например, гендерные различия на несходных уровнях имеют разную степень выраженности (в максимальной степени – на низких уровнях, в минимальной – на высоких уровнях личностной самореализации в основных областях жизнедеятельности).

Процесс личностной самореализации не выступает в качестве достижения выработанного «идеала» через «раскрытие» всего своего потенциала – это активный и безграничный процесс формирования и самосовершенствования личности на протяжении жизненного пути индивида.

Условия для самореализации детей

Современная психология учит: каждый индивид владеет задатками, которые помогут ему в свое время состояться как личности. Известно, что бутон превратится в цветок при наличии воды, света и тепла. Так и способности человека могут раскрыться лишь при наличии ряда благоприятных условий:

  • социально-экономических;
  • культурных;
  • воспитательных;
  • генетических.

Решающее значение для ребенка имеет ситуативная обстановка в семье. Папа и мама должны создать в доме такой микроклимат, который будет оптимальным для взращивания талантов их чада.

Важнейшую роль в этом играет позитивная оценка результатов деятельности ребенка. Вместо того чтобы журить маленького человека за его промахи и ошибки, следует всякий раз подбадривать его: «Не расстраивайся, в следующий раз у тебя все получится». Такой подход укрепляет веру ребенка в свои силы.

Многие чадолюбивые родители, стремясь дать своему дитю все самое лучшее – вещи, школу, секцию, репетиторов, вуз, – наносят ему непоправимый вред. Ребенок с пеленок погружается в конкурентную среду.

Дух соперничества преследует его на бесконечных конкурсах, смотрах, экзаменах. Везде его с кем-то сравнивают. Он неизбежно в чем-то проигрывает другим. Это бьет по детскому самолюбию, особенно если дома малышу постоянно ставят в пример семейных кумиров. Так родители сами отнимают у ребенка возможность проявлять свою индивидуальность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: