Развитие творческого потенциала личности у людей: что это в психологии

У вас есть друзья, в доме которых вам находиться особенно уютно? А может быть, есть приятельница, которая несколькими взмахами ножниц умеет превращать блеклое платье в яркий и неповторимый наряд? Немного завидуете им?

Вы можете не согласиться, но у каждого из нас есть творческий потенциал. Он отличает человека от остальных живых существ. Он — залог нашего выживания, потому что именно наш врожденный талант участвовал в создании первого в мире факела, первого на этой планете моста и первого антибиотика.

Творчество — это не только рисование маслом, вышивание крестиком или фотография. Творчество — это то, что человеку задано делать в соответствии с его видовой ролью.

Так что наш творческий потенциал может проявляться не только в танцевальном па, но и во всем, что так хорошо получается и приносит истинное наслаждение: например, для человека с анальным вектором это может быть работа зубным техником или ювелиром, для человека с мышечным — простая работе в поле, для «звуковика» — в научной деятельности и поисках смысла жизни.

Творческий потенциал личности с позиции системного психоанализа

Вопрос творческого потенциала личности в системно-векторной психологии Юрия Бурлана рассматривается намного глубже, чем в классическом понимании термина (таланты и способности в сфере искусства и культуры).

Каждый из нас одарен природой конкретными свойствами (способностями, талантами, потребностями). Эти природные свойства мы реализуем на том уровне, который наиболее адекватен современным условиям жизни. И если сегодня для человека с кожным вектором это, например, инженерия, то когда-то совершенно нормальным занятием для него было — хранение пищевых ресурсов.

Почему так? Почему в первобытные времена — охрана добычи, а сегодня — создание удобных и экономящих время, силы и деньги гаджетов, устройств и конструкций? Потому что в разные периоды развития нашего общества были разные потребности.

Первобытный человек с кожным вектором как никто другой понимал, что добыча имеет свойство быстро заканчиваться, а выживать как-то нужно. Выход — экономия. Сегодня же актуальна совсем другая форма экономии — времени, сил, средств.

Но суть этих разных задач одна.

Поэтому творческий потенциал личности — это не только лишь способности к художественному творчеству. Это любые способности, заданные нам от природы, который каждый в себе может (и обязан!) раскрыть. Для того, чтобы испытать то самое счастье, ради которого мы живем.

Развитие творческого потенциала личности у людей: что это в психологии

Мы все в течение жизни хотим чего-то такого, чего нам не хватает. Порой нам даже кажется, что еще немного — и мы это получим. Получая, испытываем радость, счастье, удовлетворение, но все равно чувствуем увеличение первоначального желания — и идем дальше. Это естественный процесс, наполняющий жизнь смыслом, раскрывающий природный творческий потенциал.

Развитие творческого потенциала — каждую минуту

Так почему же развитие творческого потенциала у всех происходит по-разному? Например, почему не каждый ребенок становится художником, даже если его все детство водили по художественным студиям? Почему не каждый взрослый способен талантливо продавать? И отчего всему этому этих «не каждых» невозможно научить?

Причин может быть несколько. Но самая главная — в наличии того или иного вектора. Так, если у малыша просто-напросто нет зрительного вектора, бессмысленно водить его по художественным школам — у него нет никакого творческого потенциала в этой сфере. Скорее всего, его маме очень хотелось бы, чтобы ее сын стал известным художником. Но это только ее личное желание — и не более того.

Развитие творческого потенциала личности у людей: что это в психологии

То же самое касается и того «дяди», что не обладает талантом выгодных продаж: сколько бы его не увещевала собственная жена («Васенька, ты же умный у меня, ты сможешь!»), он не сможет выгодно продать ни единой вещицы, если у него нет кожного вектора.

Но это немного другой разговор. Нам же надо выяснить, как развить свой творческий потенциал.

Для этого вам стоит понять, в чем заключаются ваши истинные желания. Природные, данные вам с рождения. Другими словами, понять свой набор векторов — и узнать себя заново.

Сбросить с себя шелуху из чужих мнений, навязываемых обществом стереотипов и чужого желания видеть вас такими, какими вы никогда не сможете стать.

И найти себя в делах, которые могут принести настоящее удовольствие, раскрывая ваш индивидуальный творческий потенциал.

Так, человеку с анальным вектором, в котором нет кожного (а мы плюс ко всему полиморфы, в нас может быть несколько векторов, а значит, и несколько «наборов» желаний), перестать подражать успешным «продажникам» — а найти себя в работе, которая требует от него реализации природных свойств: усидчивости, скрупулезности, внимания к деталям, систематизации знаний. Человеку со звуковым — подыскать занятие, которое позволит ему сосредотачиваться на своих внутренних состояниях, помогающих найти ответ на сложные вопросы. А обладателю зрительного — направить всю силу своих эмоций на любовь, сочувствие и сострадание.

Творческий потенциал раскрывается в любимых делах

Оглянитесь: возможно, среди ваших знакомых не так уж мало людей, которые нашли себя, раскрыв свой творческий потенциал.

  • Она пишет книги. Только оставаясь наедине с собой, она перестает думать об окружающем мире. Важно, чтобы в эти периоды вокруг не было ни души — и тогда ей удается погрузиться в мир собственной иллюзии. Она может работать даже в пижаме, не позавтракав и не покормив своих рыбок. Но именно эта работа дает ей больше радости, чем все остальные дела, ведь это реализия мечты.

Развитие творческого потенциала личности у людей: что это в психологии

  • Она — спортсменка. Она знает, что для того чтобы бежать быстро и легко, ей нужно освободиться от лишних мыслей. И тогда приходит это блаженное ощущение парения над землей. Нет, это вовсе не значит, что в ее голове пусто. Просто в эти моменты она сосредотачивается только на ощущениях в своем теле.
  • Рождение сына наполнило ее жизнь смыслом. По выходным они играют только вдвоем, давая папе отдохнуть. Эти моменты — самые любимые в ее жизни, они заряжают ее энергией и позитивом на всю долгую неделю. Забота о сыне, игры с ним, совместное время — это дарит спокойствие и счастливую уверенность в завтрашнем дне.
  • Автор Вера Агибалова
  • Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
  • Развитие творческого потенциала личности у людей: что это в психологии
  • все вектора

Источник: http://svpsychology.ru/tvorcheskij-potencial/

Развитие творческого потенциала

Становление молодого человека, его социальная адаптация требует от него проявления творческих качеств личности.

С позиции различных наук, творчество рассматривается по-разному. Так, с точки зрения философов, творчество – это зарождение нового.

Педагоги рассматривают данное понятие с позиции развития творческих качеств личности учащихся, и считают, что творчеству следует обучать с раннего детства, вовлекая детей в творческую деятельность.

Психологами рассматриваются психологические механизмы протекания творчества, как такового. Они считают, что творческий потенциал имеется у каждого человека, его нужно развивать.

  • Творчество часто связывают с внутренней интеграцией личности, что является важным звеном в Развитие творческого потенциала личности у людей: что это в психологииразвитии творческого потенциала каждого человека который характеризуется некоторыми особенностями личности, носящими признаки творческих задатков. К числу таких признаков относят:
  • — потребность в новых идеях;
  • — способность замечать и формировать альтернативы, сомневаясь в том, что на первый взгляд является очевидным;
    — умение полностью «погружаться» в проблему, в то же время, отталкиваясь от реальности, видеть перспективу;
  • — умение представлять предполагаемый объект в новом измерении.

Личность считается творческой, если она обладает креативностью, как способом преобразования деятельности в творческий процесс. Существует 7 признаков креативности – оригинальность, фантазия, эвристичность, четкость, активность, чувствительность, сконцентрированность.

Именно креативность является основным условием творческого саморазвития личности и существенным резервом ее самоактуализации.

Креативность характеризуется ощущением проблем, открытостью к новым идеям, способностью к разрушению старых стереотипов, с целью образования нового и получения неожиданных, нетипичных способов решения проблем.

Развитие творческого потенциала человека происходит поэтапно.
Вначале определяется уровень творческого развития личности посредством психологических методов диагностики.

Следующим, ведущим этапом работы является мотивация, без которой развитие творческих задатков невозможно. Под мотивацией подразумевается готовность человека к осуществлению творческой деятельности, скорость, с которой он включается в данный процесс, эффективность выполнения творческих заданий, стремление к личностному совершенствованию в творческом процессе.

Немаловажной ступенью в развитии творческого потенциала человека является организация процесса творческой деятельности. С этой целью создаются определенные условия, которые будут способствовать развитию и реализации творческих способностей личности.

Следующий этап развития творческих задатков человека – контроль качества выполнения проекта. При этом основное внимание должно акцентироваться на качестве процесса организации творческой деятельности, и создания благоприятных условий для ее осуществления.

На завершающем этапе выявляется соответствие результатов, полученных в процессе творческой деятельности, запланированным.

Помимо этого, проводится анализ ошибок прошлого, затруднений, возникших в процессе решения творческих задач и внесение корректив.

Развитие творческого потенциала личности у людей: что это в психологииЧтобы человек достиг успехов в творческой деятельности, он должен обладать некоторыми качествами, а именно – творческой активностью, оригинальностью, способностью и желанием к новизне, умением комбинировать идеи, использовать прошлый опыт, обладать развитым воображением, эмоциональной отзывчивостью.

Необходимым условием для развития творческого потенциала у человека является свобода. Процесс творчества не может быть ни принудительным, ни обязательным, и связан лишь с интересами и желанием человека.

Источник: https://www.yourfreedom.ru/razvitie-tvorcheskogo-potenciala-2/

Креативное развитие личности в психологии

Определение 1

Креативность можно определить как творческие способности личности, которые характеризуются готовностью к созданию уникальных идей и входят в структуру одаренности.

Для креативности характерна повышенная чувствительность к существующим вокруг проблемам, к отсутствию или дефициту знаний, слабой научной базе под имеющимися знаниями, к поиску решения имеющихся проблем и задач и формулированию результата решения.

Актуализация креативности происходит лишь в том случае, если созданы благоприятные окружающие условия.

В процессе развития креативности у ребенка большое значение имеет создание такой предметной среды, которая содержит в себе образцы креативности и креативного поведения других людей.

Также огромное значение имеет демонстрация результатов креативных действий и предметно-информационная обогащенность окружающего пространства.

Для эффективного процесса формирования креативности у ребенка он должен находится на оптимальном уровне социализации и усвоения социальных норм и правил, который предполагает наличие элементарных навыков коммуникации.

Однако следует иметь ввиду, что при этом не должны быть сформированы четкие и определенные стереотипы поведения. Формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно-личностном уровне, а затем уже и на поведенческом.

Таким образом, креативность сначала формируется как личностное новообразование внутреннего плана и затем проявляется в поведении и нестандартном мышлении ребенка.

Развитие творческого потенциала личности у людей: что это в психологии

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Особенности процесса развития креативности

В процессе своего развития креативность проходит две фазы:

  • Для первой фазы характерно развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, не опирающейся на определенную предметную область жизни человека. Наиболее сензитивным периодом для первой фазы развития креативности является возраст от трех до пяти лет. Основным механизмом для процесса формирования креативности на данном этапе является подражание значимому взрослому, который является креативным образцом для ребенка.
  • Вторая фаза находит свое активное развитие в подростковом и юношеском возрасте от 13 до 20 лет. Для этого периода характерно формирование так называемой «специализированной» креативности, т.е. способности к творчеству в определенной области, сфере деятельности.
  • На данной фазе происходит полное отрицание подражательных форм креативности и наступает решающий момент: подросток либо остается на фазе подражания навсегда, либо развивает свои способности к оригинальному творчеству.
  • Креативность определяется условиями и воздействием среды, от того какие возможности будут предоставлены в процессе развития креативности зависит ее дальнейшее развитие и формирование.
  • В первую очередь на развитие креативности влияет общение ребенка со взрослыми, которые сами являются креативными личностями и обладают способностями к уникальному и неповторимому творчеству.
  • Большинство исследователей сходятся во мнении, что креативность является способностью к рождению новых, ранее не существовавших идей, отклонению от традиционных схем мышления, поиск новых путей решения задач, оптимальное решение проблемных ситуаций и их последующее предвосхищение.
  • Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, которые необходимы для процесса формирования и становления способностей к творчеству и созданию уникального продукта.
  • На данный момент существует множество определений креативности, каждое из которых раскрывает это понятие со своей стороны и имеет право на существование, в связи с этим сложно дать общее определение креативности, объединяющее в себе все и полностью удовлетворяющее всех исследователей.

Зачастую креативность рассматривают как противоположное явление обыденности и стандартности. Креативность всегда предполагает нестандартные подходы к решению задач и способам мышления. Это своеобразная сила ума, способная создавать новое практически из воздуха, путем изменения и создания совершенно новых связей и явлений.

По мнению других исследователей креативность можно определить как не специальную, а общую способность, базирующуюся на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению.

Основные параметры креативности

Можно выделить следующие основные параметры креативности:

  • беглость — выражающаяся в способности к генерации большого количества идей за определенную единицу времени;
  • гибкость – выражающаяся в способности к применению различных стратегий при решении задач, способности к быстрому переключению с одной идеи на другую;
  • оригинальность — выражающаяся в способности продуцировать необычные, уникальные, нестандартные, в корне отличающиеся от общепринятых идеи;
  • разработанность – выражающаяся в способности к детальной разработке возникших уникальных идей.
Читайте также:  Правила успеха: какой может быть, как настроить себя, критерии успешного человека

Для измерения креативного мышления существуют психологические инструменты, самым известным из которых является тест Торренса, который позволяет оценить проявления творческого мышления у человека по следующим показателям:

  • вербальная креативность;
  • образная креативность;
  • креативные способности личности в отдельных ракурсах: беглость, гибкость, оригинальность, умение видеть суть проблемы, отсутствие шаблонного мышления и стереотипов.

Согласно идеям Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, формулированию результата решения. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/razvitie_lichnosti_osnovnye_celi_i_zadachi/kreativnoe_razvitie_lichnosti_v_psihologii/

Сущность и содержание понятия «творческий потенциал»

Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 411-413. — URL https://moluch.ru/archive/205/50156/ (дата обращения: 27.12.2019).



Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, творческие способности

В современных условиях творческая личность становится востребованной, обществом на всех ступенях ее развития, так как именно творчески мыслящий человек способен незамедлительно реагировать на происходящие изменения, ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их решения. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы одной из задач становится реализации мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности.

С декабря 2010 года в силу вступил новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который говорит о необходимости расширения спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт нацелен обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов, актуальным становится формирование творческой личности. Создание условий, в рамках гуманитарной парадигмы современного образования, способствующих развитию творческой личности, является одной из приоритетных педагогических задач.

Понятие «творчество» имеет разные трактовки. Творчество — это деятельность, направленная на создание некоторого нового объекта или нового качества объекта (результат творчества), которое ранее не существовало. В зависимости от принадлежности результата различным сферам человеческой деятельности творчество может быть техническим, политическим, научным, художественным, спортивным и т. п.

Творчество — не только результат познания, но и средство познания и элемент структуры познания. Творчество возможно при наличии свободы, внутренних и внешних условий для развития потенциальных творческих способностей [3, с. 30].

Творчество (креативность) — «способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта» (Э.Фромм). Творчество протекает в проблемных ситуациях, в которых неизвестен путь действий или не ясна сама цель [1, с. 66].

В рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. К работе была привлечена большая группа авторитетных ученых (А. М. Матюшкин, Е. Л. Яковлева, Е. И. Щебланова, Н.

Б. Шумакова, В. С. Юркевич, Е. С. Белова, Г. Д. Чистякова, В. И. Панов, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, В. Н. Друинин, Н. С. Лейтес, А. А. Мелик-Пашаев, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков), созданная ими концепция носит название «Рабочая концепция одаренности».

Что понимают авторы концепции под творческим потенциалом? Прямого ответа на этот вопрос нет. Понятие «потенциал» и используется в науке предельно широко, как равнозначное понятие возможности, ресурсу, а иногда — способности.

Согласимся с исследователем Мильчак Н.А, что потенциал личности может быть рассмотрен как то, что является «внутренним запасом», включая особенности нервной системы, приобретенный опыт (по Л. С. Выготскому, — «интрапсихическое») [2, с 33–34].

Существуют различные толкования понятия «творческий потенциал». Дж. Гилфорд трактует творческий потенциал как «совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному мышлению» [4, с 33–34].

Варданян В. А., говоря о творческом потенциале в художественно-изобразительной деятельности, значительно расширял понимание творческого потенциала личности, введя в него мотивационные параметры [5, с 33–34].

Копосова М. А. понимает творческий потенциал как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческой самореализации. Рыцака В. Г. [3, с 30] характеризует творческий потенциал как систему личностных способностей, позволяющую максимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями.

В работе Левина И. Л. творчество рассматривается в потенциальном и актуальном аспектах. Потенциальная креативность выделяется как творческий потенциал личности, а актуальная — как творческая активность [3, с 30].

Лучшее сочетание внутренних факторов для творчества: наличие творческих черт личности, способностей и интеллекта по уровню выше среднего (коэффициент интеллекта — более 120), средний уровень уверенности в себе [1, 66–67]. В таблице 1 представлены черты творческой личности, творческие способности и блоки творчества (факторы, мешающие проявлению творческого потенциала).

Таблица 1

Факторы, влияющие на проявление творческого потенциала

Черты творческой личности Творческие способности Блоки творчества
  • смелость (способность к риску)
  • оригинальность (нестандартность идей и поступков)
  • независимость
  • спонтанность
  • чувство юмора
  • эстетическое чутье
  • использование жизненных кризисов для выработки нового подхода и виденье своей проблемы
  • сохранение детской способности к игре
  • самопринятие
  • уверенность в своих силах и способностях
  • внутренняя мотивация (создание своего нетрадиционного подхода ко всему и ориентация на внутренние критерии и оценки)
  • наличие черт женственности у мужчин и черт мужественности у женщин
  • настойчивость в решении своей проблемы
  • склонность к самоанализу
  • зоркость в поиске
  • дивергентное мышление (целостное, интуитивное)
  • гибкость в мышлении и действиях
  • легкость ассоциирования
  • быстрота мышления
  • оригинальность идей
  • чувствительность к неоднозначным вещам и к противоречиям
  • богатое воображение
  • способность к доработке идей
  • восприятие тонких различий и сходства
  • страх
  • высокая неуверенность в себе
  • повышенный социальный конформизм
  • депрессия
  • лень
  • высокая самокритичность
  • сильная активированность ядерных, базальных стремлений к сохранению жизни и к силе личности

В развитии творческого потенциала большую роль играют педагоги и родители.

Творческий взрослый, уважающий личность ребенка и его интересы, умеющий поддерживать, а не критиковать первые ростки его творчества, показывающий образец творческого поведения и внимательный к индивидуальным особенностям личности ребенка и к его личным эмоциональным проблемам может стать главным внешним фактором в становлении творческой личности [1, 66–67].

Творческость составляет первичный творческий потенциал, проявляющийся как любознательность и исследовательская активность ребенка, определяющий более высокие темпы развития как психического, так и интеллектуального; обеспечивающий легкость и успешность учения во всех специальных областях.

Творческий потенциал проявляется в виде специальных способностях (художественных, математических и др.) и интересов к соответствующей области деятельности, а о его наличии можно судить по легкости усвоения специального учебного материала.

Творческий потенциал составляет «ядро» (когнитивное и личностное) последующего творческого развития [2, с 33–34].

Творческий потенциал заложен в каждом ребенке, следовательно, каждый из них потенциально может находить новое, творить, принимать решения и действовать нестандартно и оригинально в различных и (или) в некоторых ситуациях. Творческое начало следует развивать с самого раннего детства, так как иначе оно может быть подавлено уже к 5-летнему возрасту.

Творческий взрослый, уважающий личность и интересы ребенка, умеющий поддерживать, а не критиковать первые ростки его творчества, показывающий пример творческого поведения и чуткий к индивидуальным особенностям личности ребенка и к его личным эмоциональным проблемам может стать главным внешним фактором в становлении творческой личности.

Педагогу важно научить создавать такие ситуации в процессе учебной деятельности не стихийно, не от случая к случаю, а систематически, реализуя в системно-деятельностный подход (как основа ФГОС помогает эффективно развивать способности детей к творчеству и включение школьников в такую деятельность, когда они будут самостоятельно осуществлять алгоритм действий, которые направлены на решение поставленных перед ними учебных задач) и интегративные подходы. Учебный процесс нужно уметь организовать так, чтобы в нем обучающиеся открывали для себя субъективно новые знания и приобретали жизненно значимые (практико-ориентированные) умения.

Литература:

  1. Мотков О. И. Психология самопознания личности [Текст] / О. И. Мотков// Практическое пособие, Москва, 1993–134 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/205/50156/

Творческий потенциал личности и условия его развития

Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество является высшей формой человеческой жизнедеятельности.

Творчество связано со способностью человека нестандартно мыслить, выбираясь из привычной умственной колеи. Однако творчество — не особый дар избранных.

Этим даром в большей или меньшей степени наделен каждый человек, поскольку творчество — это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности.

Опрос ученых и других творческих людей показывает, что основой творчества является внутренняя мотивация (интерес и любовь к делу), воображение, гибкость ума, воля, чувство юмора, трудолюбие. М. Горький писал: «Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышается до творчества». Таким образом, суть творчества — это труд, рожденный внутренним мотивом.

Обобщая результаты многих исследователей, можно выделить две группы мотивов творчества: внешние (стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения), внутренние (удовольствие от самого творческого процесса и эстетическое удовлетворение, стремление к самовыражению). Отчетливо эти мотивы обозначил М. Горький: «На вопрос: почему я стал писать? — отвечаю: по силе давления на меня томительно бедной жизни и потому, что было у меня так много впечатлений, что не писать я не мог».

Выделяют четыре фазы творчества: подготовки, созревания идеи, озарение, проверка идеи на практике.

Творческий процесс состоит из чередования сознательных и подсознательных процессов головного мозга. Каждому человеку знакомы такие ситуации, когда после долгих и упорных размышлений проблема откладывается, а затем, совершенно внезапно, порою в самом неожиданном месте, в голову приходит идея решения.

Для того, чтобы сдвинуться с мертвой точки при решении сложной проблемы, необходимо сознательными усилиями, многократно повторяя рассуждения, довести себя до состояния, когда все аргументы известны наизусть, проблема видна во всех деталях. Только после такой напряженной подготовки можно надеяться на успешную работу подсознательного процесса.

Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала личности в большей степени зависит от особенностей обучения и воспитания, нежели от возраста как такового. Поэтому чрезвычайно важная проблема — условия развития творческих возможностей.

Необходимые педагогические воздействия по воспитанию творческой личности должны начинаться очень рано, — в том возрасте, когда закладываются основы характера человека и определяется его внутренняя мотивационная направленность.

В первую очередь важно использовать все приемы, пробуждающие умственные интересы, любознательность (ознакомление детей с предметами и явлениями, вызывающими у них чувство удивления, а также чтение увлекательных, захватывающих произведений).

Воспитание творческих способностей в школе и вузе должно базироваться, прежде всего, на учете индивидуальных особенностей и применении индивидуальных методов работы. Это позволяет школьникам и студентам искренне и неконформно выражать свои чувства и мысли, ведь существенной преградой творчеству выступает страх отклониться от принятых норм, чтобы не показаться «аномальными».

Творческое решение проблемы наиболее вероятно при условии соблюдения определенных организационных мер.

Мозговой штурм: в ходе коллективного обсуждения творческой проблемы любой участник имеет право высказать любое суждение, и даже такое, которое, на первый взгляд, может показаться нелепым. Важнейшим правилом мозгового штурма является запрет на критику любой предлагаемой мысли.

Это позволяет избавиться от чрезмерной самокритичности, от страха оказаться осмеянным, от нежелания вступить в конфликт с определенными людьми. Оптимальное количество участников мозгового штурма — 5-12 человек.

Руководитель этой группы должен воздерживаться сам от давления на членов группы и в то же время не допускать с чьей бы то ни было стороны критики, способной повлиять на творческую инициативу участников. Руководитель должен обеспечивать атмосферу ненапряженности и свободы, поддерживать и оживлять ход обсуждения.

Главное в мозговом штурме — генерирование идей, которые в ходе их выдвижения только фиксируются, а оцениваются впоследствии, при том людьми, которые не принимали участия на первом этапе.

Синектика — процедура творческого генерирования идей, определяемая как превращение знакомого в странное. То есть человек делает попытку заново увидеть хорошо знакомое, он преднамеренно становится наточку зрения, отличающуюся от общепринятой. Синектика может применяться как коллективно, так и в индивидуальном порядке.

8.2. Жизненный путь как программирование и как творчество.

В зависимости от результата самосовершенствования можно выделить два различных способа жизнеосуществления, т.е. построения своего жизненного пути. Эти способы зафиксированы в двух подходах к объяснению процесса структурирования жизненного пути (с помощью планирования и с помощью сценарного воплощения).

Читайте также:  Что такое когнитивные нарушения: расстройство у детей, взрослых и пожилых людей

Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни.

Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ребенка о целях и структуре жизненного пути. Но в конечном итоге, по выражению С.Л.

Рубинштейна, человек сами определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию.

Источник: https://studopedia.ru/18_34901_tema—lichnost-i-tvorchestvo.html

Креативность, её параметры и упражнения для развития

Одна и та же задача имеет вариативное множество решений. Если найден неординарный выход из ситуации, человеку дается характеристика «креативный». Что означает это понятие и в чем его отличие от творчества рассмотрим подробно.

Что такое креативность

Понятие креативности происходит от английского слова «creativity», что в переводе означает «создание, созидание».

В психологии креативность это:

  • умение создания интересных идей;
  • предложение неожиданных решений проблем;
  • отклонение от привычных алгоритмов мышления.

Креативность близка по сути такому понятию как творчество, но не идентична ему. Творчество подразумевает процесс создания: предметов искусства, живописи, музыки, литературы. Креативность представляет собой особое свойство человека, которое позволяет заниматься творчеством. Таким образом, творческая личность всегда креативна, это обязательная ее характеристика.

А. Маслоу, создатель пирамиды потребностей считал, что на самом высшем уровне среди нужд и желаний человека является самоактуализация – выражение во вне индивидуальных черт индивида. У каждого из нас есть что-то отличное от других людей и только через творческое начало мы можем предъявить это миру.

Действовать креативно, значит поступать вопреки установленным шаблонам и рамкам. Авторы всех великих и не очень открытий и изобретений являются креативными людьми. Первым креативщиком была человекообразная обезьяна, которая использовала палку вместо руки для того, что сбить банан с куста.

Изначально креативность рассматривалась как составляющая часть интеллекта, причем, в прямо пропорциональной зависимости: чем выше творческий потенциал, тем выше интеллект. Однако, в дальнейших исследованиях эта теория не подтвердилась.

Высокий интеллект, т.е. умение мыслить логически, стройно, масштабно иногда даже мешает креативности.

Человек настолько уверен в своих базовых знаниях, так логично выстроил картину мироздания, что выход за рамки установленных шаблонов не представляется возможным.

Случается и так, что у человека в научной среде, обладающего обширными познаниями и опытом, рождаются креативные мысли, но воплотить в реалии он их не может в связи с низкой самооценкой, страхом и т.д.

Развитие креативных способностей базируется на двух вещах:

  1. Понимание индивидом существующей проблемы и недостаточности или противоречивости имеющихся у него ресурсов (знаний и навыков) для ее решения. Особая чувствительность по отношению к возникшей ситуации, наличие фрустрации.

  2. Желание решить вопрос, найти выход, подтвердить или опровергнуть существующие решения и гипотезы.

Таким образом, креативность — это явление, близкое по смыслу к творчеству и интеллекту, но являющееся обособленным понятием в психологии. Креативными считаются дети, которые еще не обладают установками и знаниями, мешающими творчески подходить к вопросу.

Особенности креативного человека

Креативность заложена в каждом человеке с самого рождения. Вспомните, как нестандартно пытаются поступать маленькие дети пока не услышат слово «нельзя» от родителей. Под влиянием социума у некоторых людей креативность с возрастом исчезает совсем или минимизируется.

Характерные признаки у креативных личностей:

  • Эмоциональная оценка окружающей среды. Человек чувствителен к происходящим вокруг процессам, пропускает их через эмоции, не является бездушным свидетелем. Вместе с тем, его реакция на события не только живая, но и адекватная.
  • Нестандартное мышление.
    Индивид отключен от существующих стереотипов и шаблонов: он знает об их существовании, но не принимает слепо на веру. Восприятие материального мира у такого человека свежее и непосредственное как у ребенка. Думать креативно, часто означает думать неправильно и нетипично.
  • Способность к оправданному риску.
    Креативный человек должен иметь смелость не только на собственное мнение, но и на то, чтобы высказать его вслух, сказать, что не солнце вертится вокруг земли, а наоборот. Высказывая революционную идею, индивид понимает, что она может не подтвердиться, либо не будет принята в обществе.
  • Многогранность.
    «Талантливый человек талантлив во всем». Нестандартное мышление, поиск новых форм создания вещей и явлений проявляется во всех сферах жизни человека. Выход за рамки привычного происходит и на работе, и дома, и в реализации потребностей. В любой сфере индивид думает креативно.
  • Независимость.
    Креативность предполагает уверенность в себе и независимость от мнения окружающих и господствующих в обществе суждений. Человеку, самооценка которого зависит от одобрения других людей, сложно выдвигать необычные идеи, поскольку он боится подвергнуться критике. Самоуверенной личности осуждение со стороны общественности вреда не принесет.
  • Любопытство, широта интересов.
    Если человек не интересуется природой происхождения вещей и явлений, он не способен на альтернативные решения, принимая на веру то, что принято в социуме. Творческие личности отличаются любопытством, их часто сравнивают с детьми, которые только начали познавать мир.
  • Умение сосредоточиться, упорство.
    Несмотря на игривость и живость ума, такие люди способны на концентрацию внимания и обладают упорством. Внедрение креативных идей требует усидчивости, умения доводить дело до конца. Человек является первопроходцем, готовых путей у него не имеется.
  • Высокая степень автономности.
    Перечисленные свойства креативной личности (независимость, высокая самооценка) обуславливают возможность ее автономности от других людей и обстоятельств. Это люди целостные внутри, хотя могут быть и экстравертами, и интровертами.
  • Здоровая психика.
    Высокий уровень эмоциональности у креативной личности прекрасно уживается со здоровой психикой. Это еще одно отличие от известных творческих людей, многие из которых страдали от проявлений нестабильной психики.

Во внешних проявлениях такие личности обычно очень яркие, с хорошим чувством юмора, что называется, «на виду». Креативный человек притягивает к себе других людей, с ним интересно, он умеет абстрагироваться от неприятностей и помочь найти нестандартный выход из тупиковых ситуаций. Как правило, среди таких людей нет нытиков и жалобщиков, отличительной их чертой является оптимизм.

Параметры креативности

На сегодняшний день в психологии используются параметры креативности, предложенные Д. Гилфордом, американским ученым, который активно занимался проблемами темперамента, мышления, исследованием интеллекта.

Гилфорд выявил два типа человеческой мыслительной деятельности:

  • Конвергентное, при котором индивид при решении стоящей перед ним задачи находит один вариант решения из множества имеющихся. Альтернатив может быть несколько, но их число всегда ограничено.
  • Дивергентное, отличающееся тем, что оно идет по различным направлениям, а не выбирает из заданного множества. Такой тип мышления обуславливает неожиданность, не типичность принятого решения.
  • Личности с дивергентным мышлением и есть креативные люди, они не решают задачу известными и традиционными методами, а прибегают к их поиску в различных направлениях.
  • Гилфорд выделяет следующие параметры креативности:
  1. Индивид способен найти и правильно сформулировать (поставить) проблему. Креативный человек видит возможность постановки задачи там, где другие люди не видят, ведь они уверены, в том, что все уже известно и решено.

  2. Возможность человека выдавать большое количество новых, свежих идей.

  3. Продуцированные идеи отличаются разноплановостью.

  4. Наличие оригинальности мышления. Человек апеллирует к отдаленным ассоциациям, имеет необычные ответы на вопросы, отходит от общепринятых стандартов.

  5. Способность личности добавлять детали к вещи или явлению, тем самым совершенствуя их, придавая новое качество, делая пригодным для нетрадиционного использования.

  6. Способности к анализу и синтезу, логическим построениям.

Другой известный психолог Е. Торенс, развивая теорию Гилфорда, представил процесс креативности в виде цепочки из пяти шагов:

  • Человек становится восприимчивым, чувствительным к появлению проблемы.
  • Он фиксируется на найденной задаче, начинает искать решение, выдвигает гипотезы.
  • Различные варианты решения, гипотезы проверяются, при необходимости – видоизменяются.
  • На заключительном этапе находится правильное в заданных условиях решение.

Торренс добавил к определению понятия креативности тот факт, что это явление возникает из-за чувства дисгармонии человека, вызванной неопределенностью (незавершенностью) его деятельности.

Как развить креативность

Мы уже обозначили, что креативность сопряжена, но идентична таким понятиям как интеллект и талант, а значит ее можно в себе культивировать, развивать. Ниже приведены рекомендации.

Как можно сделать это по-другому

Для развития креативности этот вопрос следует задавать себе в любой ситуации. К примеру, вы ходите на работу от пункта А до пункта В через точки С и D. Попробуйте проложить свой путь через координаты F и E. По дороге анализируйте изменения, которые видите и свои эмоции, которые проживаете. Что нового вы обнаружили в пути?

Старайтесь применять к своей задаче подходы из других сфер знаний и деятельности

Например, при строительстве дома можно вспомнить кулинарные рецепты многослойных блюд и выкрасить каждый этаж своим цветом.

Подумайте, что может улучшить качество и ценность работы или вещи

Результатом деятельности человека на рабочем месте является определенный товар, явление или услуга. Какие дополнения могут сделать его более конкурентным? В свое время портные изобрели карман, как деталь одежды, желая не только украсить платье, но и добавить ему функционал. Благодаря этому мы сегодня имеем возможность носить разные мелочи в брюках и пиджаках.

Изменение структуры или процесса деятельности

Проанализируйте технологию деятельности, ее последовательность и содержание каждого этапа. Если рабочий процесс осуществляется поэтапно – подумайте, возможна ли перемена мест, например, В.C.А.D вместо привычных А.В.C.D.

Не игнорировать случайные мысли и

Иногда человек тщательно обдумывает проблему, но не находит ее решения. В таких ситуациях случаются спонтанные вспышки нестандартных мыслей и идей. Не следует пренебрегать такими вещами. Если они случаются ночью, то следует их записывать. Иногда в таких приходящих из вне вещах содержатся ценные прикладные мысли.

Старайтесь абстрагироваться от знаний и полагаться на интуицию

С развитием интернет-технологий информация преследует человека, сегодня на любой вопрос можно найти ответ у себя в телефоне. Если хотите развивать креативное мышление, следует ограничить себя в получении информации из вне.

Оглядывайтесь по сторонам

Для креативного человека важно умение мыслить абстрактно и ассоциативно. Прогуливаясь по улицам и паркам, приглядывайтесь и прислушивайтесь к окружающим звукам и явлениям. Возможно они наведут на мысли, которые можно применить к решению проблем или улучшению состояния рабочего процесса.

Упражнения на развитие креативности

Разработано большое количество упражнения для формирования креативного мышления. Мы расскажем о наиболее эффективных. Все они представлены в легкой игровой форме.

Сочинить историю из ограниченного количества слов

Выпишите на лист бумаги несколько слов, которые следует определить в произвольном порядке. Составляйте короткий рассказ, стихотворение, используя только эти слова. Ограничение ресурса позволит подсознанию искать нестандартные пути для применения слов. Если история получится мало похожей на реальную действительность, то это нормально и даже приветствуется.

Придумать нетипичное применение обычному предмету

Возьмите любую вещь. Представьте, как можно ее использовать помимо прямого назначения. К примеру, чайная чашка.

Она может стать поварешкой для супа, подставкой под карандаши, кашпо для небольшого цветка.

Открытой стороной чашки можно вырезать круги на тесте для лепки мантов, обвести ее для рисования ровного круга и т.д. Так мы учимся смотреть на предметы и явления с необычного ракурса.

Игра в слова-перевертыши

Находясь на открытом пространстве по ходу движения произносите название предметов, которые видите «задом-наперед». Так, «дерево» превратиться в «оверед», а «бабочка» в «акчобаб». Далее также можно произносить не отдельные слова, а целые фразы. Подсознание закрепит возможность оценки предметов с противоположной стороны.

Надевать выдуманные шляпы

Представьте, что у вас есть несколько шляп разных цветов. Сначала подумайте о какой-то проблеме или задаче. Представьте, что на вас белая шляпа – четко анализируйте проблему, включив логику и интеллект.

Поменяйте головной убор на красный – можно дать волю эмоциям, которые связаны с рассматриваемым вопросом. В зеленой – продуцируйте новые идеи, в желтой – ищите только позитив, в черной – негатив.

Таким образом, мы учимся исследовать вопрос с помощью различных методов.

Придумайте связь между словами

Определите два слова, которые не имеют прямой связи между собой. Например, кровать и лангуст. Подумайте, как связать их в одно предложение, что может быть общего.

Учимся соединять вещи, которые на поверхностный взгляд, не соединимы.

В данном примере можно предположить, что лангуст – это товарный знак мебельной фабрики, изготовившей кровать, а ее логотип размещен на боковой поверхности изделия для отдыха.

Ментальные карты

Суть метода заключается в том, что в центре листа бумаги помещается ключевое слово. Все ассоциации, которые с ним связаны, размещаются в виде отходящих от центра веточек. Это могут быть как слова, так и любые графические изображения: таблицы, схемы. От вторичных понятий также проводятся ассоциативные связи. Картинка надолго остается в памяти.

Мозговой штурм

Широко распространенный метод развития коллективной креативности. Его суть заключается в том, чтобы развести генерирование идей и процесс их анализа. Одни участники высказывают любые, самые смелые идеи по решению проблемы. Другие люди проводят анализ предложений, критикуют, предлагают изменения.

Читайте также:  Особенности развития личности, как совокупности задатков и темперамента, свойства

Разделение с последующим объединением

Исследуемая вещь или явление раскладываются на составляющие единицы. Каждому их этих компонентов даются отдельные характеристики, затем из них складывается новый объект. К примеру, из квадрата с двумя синими и двумя красными сторонами можно сложить разноцветный треугольник.

Вымышленный персонаж

Выбирая решение, мы действуем с учетом своих знаний и опыта, судим «со своей колокольни». Можно временно стать одним из любимых героев сказок или кинофильмов- Красной Шапочкой, или Д. Бондом и подумать, в каком направлении стали бы мыслить эти персонажи. Таким образом можно избавиться от имеющихся стереотипов мышления.

Перечисленные техники можно использовать без ограничений в любое свободное время. При регулярных тренировках уровень креативности значительно возрастает и человек сможет добиться серьезных успехов в своей деятельности.

Источник: https://PsyLogik.ru/70-kreativnost.html

О творческом потенциале и его развитии

Мы часто говорим о творческом потенциале, присущем каждому человеку и о том, что его нужно развивать.

На самом деле, не совсем понятно, что же такое сам творческий потенциал. Не понятно, кому его надо развивать и не понятно, зачем его надо развивать. Иначе говоря, что дает конкретному человеку развитие его творческого потенциала и какие бонусы он может от этого получить.

Что это?

Конечно, существует определение творческого потенциала, и не одно. Вот, например:

Творческий потенциал (англ. Creative potential) — совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности. Источник: Wiki

Качества человека, определяющие этот самый потенциал есть понятие довольно широкое. Очевидно, что часть из них обусловлена генетически, часть была сформирована в разные периоды детского развития и еще часть была приобретена позже, в разные периоды жизни человека под влиянием различных внешних условий и жизненных ситуаций.

Генетически может быть заложена память, острота ума (которая, впрочем оттачивается или притупляется в зависимости от условий детского развития и более поздних обстоятельств), физические данные, темперамент (считается, что на основе темперамента в детстве происходит формирование характера, при этом темперамент считается заданным).

В детстве происходит формирование основных черт характера и закладываются психологические особенности личности, определяющие ее дальнейшее развитие. Далее, под воздействием различных жизненных обстоятельств отдельные качества и психологические особенности могут усиливаться, некоторые ослабляться, приобретаться новое и не всегда полезное.

В принципе, большинство из вышеназванного может быть изменено. Сила изменений зависит от времени работы и от желания человека.

В общем, все бы ничего, если бы у нас была не одна жизнь.

Как и что будем менять

Отдельное внимание я хотел бы обратить на физическую кондицию. Многие люди, которые хотели бы развить в себе творческий потенциал не обладают соответствующими физическими возможностями, про них можно сказать, что их энергия мала.

Стоит обратить внимание на улучшение физического самочувствия. Без хорошей физики сложно чего-то достигать. “В здоровом теле – здоровый дух” – это важно.

То есть, можно бесконечно работать на уровне психики, но если в человеке сидит какая-то физическая немощ (и иногда даже в виде скрытых болезней), то сложно добиться заметных результатов. Впрочем, верно и обратное.

Люди, которым что-то мешает себя реализовать, имеются в виду психологические особенности могут бессознательно “ухудшать” свое самочувствие. Механизм перевода психологической проблемы в соматическую действительно существует, иначе не было бы целого класса психосоматических заболеваний.

Что мешает развитию творческого потенциала?

Далее, следует разобраться с тем, что именно блокирует развитие творческого потенциала. Вроде бы. Но, на самом деле, неплохо было бы выяснить, каков творческий потенциал конкретного человека. Потенциал – это возможность, пока неиспользуемая.

Так вот, каким же образом мы можем определить, на сколько процентов этот потенциал используется и, соответственно, недоиспользуется? Правильный точный ответ – никак.

Никакие тесты, исследования мозга, предыдущие исторические исследования имеют определенное отношение к человеческому потенциалу вообще, но слабо применимы к конкретному человеку.

Гипотетически мы можем предположить, что при некоторых видах воздействия в человеке что-то меняется в сторону развития его творческого потенциала. Более точно – в плане развития таких качеств, как память, тренировки некоторых способностей и т.п.

Разрешение блокировок, которые стоят на психике вполне могут сделать жизнь человека более комфортными, способствовать его душевному здоровью, и, во многих случаях действительно способствовать развитию его творческого потенциала.

Но, во-первых, не всегда, во-вторых, что считать результатом. Тут мы как раз и подходим к важному вопросу – как мы будем оценивать результат.

И, самое главное, если говорить о психотерапевтических воздействиях, каким образом этот результат будет оценивать клиент.

Выделим несколько признаков, личности, изменяя которые мы будем считать ее более творческой:

  • Инициативность.
  • Стремление познавать что-то новое и активно пользоваться новым знанием.
  • Стремление использовать открывающиеся возможности.
  • Уверенность (что до некоторой степени может быть скомпенсировано волевыми характеристиками личности) и самостоятельность в выборе своего пути
  • Критическое отношение к миру и критическое отношение к открывающимся возможностям.
  • Способность доводить начатое до конца.
  • Способность и стремление к нестандартному подходу в решении задач.
  • Способность двигаться вперед, а не топтаться на месте.

  Одиночество как психологическая проблема

Ко всему вышесказаному, что достаточно стандартно, можно добавить способность получать от всего этого радость.

Думается, что у здорового человека эта радость есть, а у человека, у которого она по той или иной причине является заблокированной эффективность существенно меньше.

Такой человек может быть эффективным, но используя скорее волевые усилия и свои невротические побуждения, которые редко удовлетворяются достижениями

[nextpage title=”Следующая страница”]

Продуктивность

И еще, важное, замечание – человек, творчески адаптированный в этом мире – то есть чувствующий и способный менять вокруг себя окружающую среду и способный меняться сам в ответ на ее воздействия, редко принимает решение повысить свой творческий потенциал.

Вероятно, и ему есть что изменить, улучшить, сделать некоторые свои качества более продуктивными, но они по большей части находятся в сфере изменения определенных навыков, а также грамотной постановки целей.

То есть, по сути дела такой человек нуждается скорее в коучинге.

Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом.

От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации.

Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе. Источник: Wiki

Так вот, большинство людей, обращающихся к коучингу нуждаются не в постановке каких-то целей и способов их достижения, а устранения психологических барьеров, мешающих, как правило сразу трем составляющим развития личности – осознанию цели, ее постановке и методам ее достижения, а коучинг – лишь финальная стадия. То есть, коучинг на фоне психологических проблем не способен их разрешить, а, скорее, усугубить.

Абстрактное надо конкретезировать

Как правило, человек имеющий психологические блокировки на пути к развитию принимает решение развить свой творческий потенциал очень и очень абстрактно.

Это говорит о том, что он вообще не понимает, что с ним происходит, иначе говоря у него нарушена связь с внешней средой – с этим миром. Он в силу различных причин погружен в себя и его видение жизни и реальность слабо сопрягаются. Во многом его жизнь иллюзорна.

Он плохо представляет, что такое настоящая жизнь, он в нее не интегрирован и это мешает ставить реальные цели и достигать реальных результатов.

Этому мешают тревога, неуверенность, обиды, жертвенность, гордыня, самовлюбленность, безответственность, привитые в детстве установки и многое другое.

Например, подсознательное стремление сохранить семью может стать препятствием на пути к личному развитию.

Стремление превзойти отца может стать долгосрочным фактором в жизни, заставляющим человека совершать различные достижения, которые делают его эффективным в глазах других людей, но могут быть совершенно неэффективными в достижении им желаемого – обретения радости и удовлетворения от них.

Для этого просто нужно признание отца, который мог к этому времени уже и умереть. Я еще раз хочу подчеркнуть, что на мой взгляд, без ощущения радости, счастья, умиротворения, внутреннего осознания правильности того, что ты делаешь невозможен никакой личностный рост и реализация творческого потенциала.

В этом случае это просто набор механистических действий, возможно полезных людям, но приносящих автору только временное облегчение.

Вот еще пример – часто встречается чувство личной вины за действия, зачастую воспринимаемыми другими людьми как естественные и необходимые, или – больше, – не относящиеся к этому человеку напрямую. Например, директор по персоналу, увольняющий вора, по которому, скорее, тюрьма плачет. Установка “Пионер – ты в ответе за все” имеет глубочайший психологический смысл. Пионеров нет, установки нет, ну и не надо. Современные люди в своей гордыне придумывают их заново.

Как мама скажет, так и будет

Еще пример – мама в детстве говорила, что “из тебя ничего путного в жизни не будет”. И, (утрируя) – ты у меня сирый и убогий, куда же ты без мамочки.

И что? И человек вполне может всю жизнь (!!) выполнять этот незамысловатый сценарий, благодаря которому мать, боящаяся остаться одна (как вариант) привязала его к себе.

Велика вероятность, что за все свои достижения, развитие и успехи он будет испытывать глубочайшее чувство вины и тревоги, понимая, что таким образом предал свою маму.

  Четыре проблемы, которые мешают карьере интровертов

В общем, все бы ничего, если бы у нас была не одна жизнь.

А сколько неприятностей доставляют всевозможные страхи и фобии. Например, человекобоязнь закрывает любые публичные виды деятельности. А все дело может оказаться в какой-то детской травме, о которой человек уже и не вспоминает.

В общем, для большинства людей, желающих развить свой творческий потенциал самый короткий путь, каким бы длинным он не был лежит через устранение психологических барьеров, мешающих этому развитию.

Предположим, что человек после психотерапии стал более эффективным в своей работе, смог лучше распределять свое время, понял, что семья для него не менее важна, чем работа, перестал просиживать на работе круглые сутки. И, что немаловажо, не потерял (а то и приобрел) при этом в своем финансовом благополучии.

А может быть и так, что человек вдруг понял, что всю жизнь занимался чем угодно, но только не тем, чем ему хотелось бы и резко изменил сферу деятельности и вообще уехал выращивать картошку. Может это действительно хорошо для него, а может и не очень.

Можно ли считать, что он таким образом оптимизировал использование своего творческого потенциала?

Что мы развиваем?

Когда мы говорим о развитии творческого потенциала, мы либо расширяем сферу наших желаний, либо создаем условия для реализации уже существующих.

Вот, например, любой человек, даже считающий себя абсолютно нереализованным периодически делает что-то, что его страстно захватывает и доставляет огромное количество удовольствия.

То есть, мы можем предположить, что в этом направлении его творческий потенциал реализовывался полностью. Но очень часто, это принимает вид увлечений и хобби, которые не приносят никакого коммерческого успеха.

Например, одна девушка не работала почти до 35 лет, но у нее было много увлечений, которым она страстно отдавалась – шитье, изготовление керамики, фотография и еще много чего.

Очевидно, на стадии реализации – извлечения финансовой выгоды (хотя она периодически желала этого) у нее возникала блокировка, которая по кругу погружала ее в ощущение собственной неполноценности.

Ее личные психологические особенности позволяли что-то делать, но не позволяли идти дальше (напомню, что она периодически этого хотела).

Для людей, которые еще не поняли, что они хотят, процесс осознания принесет возможность увидеть насколько они вообще хотят заниматься тем, что они делают, как можно повысить эффективность этого, и, может быть изменить что-то радикально.

Может создастся впечатление, что процесс развития творческого потенциала рассматривается исключительно в трудовом и финансовом аспектах. Нет, это в корне не верно. Потенциал развития личности захватывает все ее стороны. Как раз основа для раскрытия потенциала основывается на развитии эмоционально-чувственной сферы, как единственной, доставляющей

  • Об авторе
  • Авторские материалы

Я практикующий психолог, редактирую этот блог и сам много для него пишу. Сложно назвать мою сферу интересов в психологии — ведь все, что связано с людьми безумно интересно! Сейчас я уделяю значительное внимание темам нарциссизма, психологического насилия, отношениям, личностных кризисов, принятию ответственности за свою жизнь, повышению самооценки, экзистенциальным проблемам.Связаться со мной

Источник: https://psy-zoom.ru/2017/08/29/creation.html

Ссылка на основную публикацию