Развитие памяти с помощью мнемотехники — что это такое, упражнения

Развитие памяти с помощью мнемотехники - что это такое, упражнения

Мнемотехника – запоминание на основе визуального мышления. Существуют разные способы применения этой техники. С помощью методов мнемоники запоминаются такие объемы информации, которые кажутся на первый взгляд не запоминаемыми.

Мнемоническое запоминание осуществляется в четыре этапа. Сначала происходит кодировка, соединение двух образов, запоминание последовательности, отправка в длительную память.

Мнемотехника (мнемоника): что это и как освоить

Метод быстрого запоминания называется мнемотехникой. Сочетание различных приемов позволяет запоминать обширные объемы информации. Приобрести такие способности мечтают многие ученики, инженеры, ученые и простые люди, в личных целях.

В последнее время по телевизору показывают удивительных людей, которые за одну минуту запоминают 100 вытащенных наугад карт или сотню мелких деталей. Такие способности выглядят для простых зрителей настоящим волшебством.

Секрет заключается в том, что эти люди владеют мнемоникой. Они не скрывают того, что закончили курсы мнемотехники и утверждают, что эти тренинги способны развить супер-память у любого желающего.

Важное достоинство техники для развития памяти заключается в том, что ее приемами способен овладеть любой желающий. Сверхспособности или специфические знания для этого не нужны. Тренировка поможет взрослым, подросткам и детям. В любом возрасте легко натренировать память, стоит только захотеть.

Обучение мнемотехнике начинают в любом возрасте. Насколько успешно будут усвоены приемы запоминания, зависит лишь от потраченного вами времени и приложенного старания.

Важнее всего понять закономерности запоминания, узнать базовые принципы и применять мнемотехнику практически. Следует постоянно совершенствовать свое умение, не останавливаться на достигнутом.

Мнемотехнику можно изучить самостоятельно, по источникам в интернете, бесплатно. В этой статье мы расскажем об общих возможностях использования мнемотехники и раскроем ее некоторые секреты.

Мнемоника

Говоря двумя словами, мнемоника – искусство запоминания. Мнемотехника – это приемы и методы запоминания.

Некоторые эффективные методы известны вам с детства. Метод Акростих помогает ученику запомнить раз и навсегда цвета радуги. Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Первая буква каждого слова этого детского стишка совпадает с буквой цвета радуги. И все знают, что радуга имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

С помощью этой методики наши предки заучивали буквы алфавита. Сейчас этот стих не используют, потому что и буквы уже называют по-другому.

Мнемофразы помогают помнить правила синтаксиса: надеваю одежду, одеваю Надежду. Уж замуж невтерпеж.

Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Эти детские стишки помогут нам понять, как работает мнемотехника.

Для того, чтобы хорошо запоминать мастера мнемоники советуют пользоваться системой образов или ассоциаций. Так фамилию Эйнштейна связывают с физикой. Имя Иван похоже по звучанию на диван. Число одиннадцать внешне похоже на барабанные палочки и китайские палочки для еды. Любовь ассоциируется с сердцем.

Метод сочинения истории помогает запомнить не связанные друг с другом слова. К примеру:

  • Ананас;
  • Барабан;
  • Крокодил;
  • Вентилятор;
  • Кирпич.

Придумаем смешной рассказ про то как ананас играл на барабане, крокодилу это не понравилось, он побежал к барабану, но вентилятор сдул его с пути, и крокодил ударился об кирпич.

Причем, чем более бредовая история, тем скорее она запомнится.

Очень близкая к этой методике – Цепочка. Она предполагает образы выставить в уме в цепочку. Ананас держит барабан, крокодил кусает барабан, на его хвосте висит вентилятор, и кирпич лежит на подножье вентилятора.

  Как быстро запомнить информацию

Представив в уме такую веселую картинку вы быстрее запомните пять слов. Таким же способом можно запоминать и 10, 20, 100 незнакомых слов.

Самым продвинутым способом запоминания считается метод Локаций. Чтобы им воспользоваться, следует вспомнить в уме привычную обстановку вашей квартиры и обозначить для себя все места каким-то числом. Входная дверь будет номером 1, коврик с парой обуви – 2, кассета с чистой обувью – 3, вешалка с пальто – 4, полка для шляп – 5.

Если теперь на дверь прицепить ананас, на коврик положить барабан, в кассету засунуть крокодила, на вешалку повесить вентилятор и на полку между шляпами спрятать кирпич, мы тоже запомним эти слова, которые слышали недавно впервые.

Также можно вспомнить маршрут, по которому вы ходите каждый день на работу.

Упражнения мнемотехники для начинающих

Совет начинающей аудитории: сохранять спокойствие. Для изучения новой информации следует оставаться спокойным. Это необходимо для того, чтобы лишние эмоции, тревожное состояние не смешивалось с ассоциациями, которые вы выстраиваете в голове, для кодирования. К тому же будет сложно понять для себя, какой метод подходит вам больше.

Новичку полезно понять принципы мнемоники и выбрать подходящие приемы. Замечено, что запоминать разрозненные предметы, несвязанные цифры труднее. Легче запоминать связь между объектами. Хорошо связать уже известную информацию с новой.

Проще запоминаются логические, образные, эмоциональные, яркие ассоциации, а не сами объекты. По этим связям информацию легче найти в памяти и воспроизвести.

Если нет таких связей, их надо создать. В этом и есть суть заучивания в мнемонике.

Мнемотехника работает следующим образом:

  • берутся абстрактные данные;
  • между ними создаются связи – происходит кодирование;
  • запоминание, повторение в удобной форме;
  • декодирование, расшифровка;
  • воспроизведение нужных данных, которые надо было запомнить.

В такой последовательности происходит работа с данными. Новичкам не следует пугаться этого, вроде сложного процесса. Если практически начать применять советы мастеров, окажется, что это не так сложно, как кажется.

Мнемотехника позволяет новичкам использовать те образы и ассоциации, которые им ближе, удержать их в памяти легче.

Как запоминать списки

Описываемые техники помогают запоминать списки. Нам иногда приходится брать с собой длинный список продуктов в магазин, который неудобно держать в руке и запоминать трудно.

Список нужных вещей в дорогу, план выступления тоже выглядят как список. Анекдоты и истории, фокусы тоже люди любят запоминать. В виде списков можно запоминать полезную информацию.

  • Удобнее все это запомнить, пользуясь мнемоникой.
  • Эта техника позволяет запоминать списки ненадолго.
  • Первый десяток слов запомним по тому, на что они похожи по внешнему виду:
  1. Столб, фонарь;
  2. Лебедь;
  3. Попа, ухо;
  4. Стул перевернутый, флаг;
  5. Крючок;
  6. Вишня;
  7. Кочерга, клюшка;
  8. Женщина, гитара;
  9. Воздушный шарик;
  10. Гольф.

Второй десяток – по звучанию:

  1. Орден, Бог Один;
  2. Тварь;
  3. Трио;
  4. Черт;
  5. Пятка;
  6. Шест;
  7. Семечки;
  8. Осы;
  9. Дева;
  10. Деспот.

Нам надо запомнить список:

  1. Шуба;
  2. Свекла;
  3. Селедка;
  4. Картошка;
  5. Велосипед;
  6. Колбаса;
  7. Конфеты;
  8. Газировка;
  9. Варенье;
  10. Молоко.

Чтобы запомнить эти слова представим шубу, болтающуюся на фонаре, свеклу в клюве у лебедя, селедку, шлепающую попу, картошку, сидящую на стуле, велосипед, с крючком в шине. И для каждого слова надо придумать свою бредовую историю, связывающую его с цифрами от 1-10.

  Как быстро запомнить цифры

Чем история веселее, неожиданнее, тем скорее она запомнится. Мозг отмечает для себя все необычное, неординарное.

Следующий десяток списка свяжите с цифрами от 11 до 20.

Список:

  1. Телефон;
  2. Карета;
  3. Телевизор;
  4. Кровать;
  5. Осьминог;
  6. Рубашка;
  7. Варежки;
  8. Мышеловка;
  9. Пирог;
  10. Мед.

Представим орден с изображением телефона, карету в которой едет ужасная тварь. Телевизор, на экране которого танцует трио. Кровать, где спит Черт. Осьминог хватает пятку. Рубашка болтается на шесте. Варежки полны семечек. В мышеловку попались осы. Дева испекла пирог. Деспот кормит всех бочками меда.

Теперь попробуем воспроизвести список и увидим, что у нас это получится, даже в разброс.

Мнемотехника для развития памяти взрослым: лучшие упражнения

Приемы запоминания можно придумывать разные. Если количество букв в слове считать цифрой, то можно запомнить сложное длинное число. К примеру, корень из двух: 1,4142135623. Смешной стишок в этом поможет.

«Я Дуся, я дура, но я вот нашла корень из два».

Способы мнемотехники под названием Рифмизация помогают запомнить скучные законы по физике. «Тело, впернутое в воду, выпирает на свободу с силой выпертой воды телом, впернутым туды», так звучит закон Архимеда.

Для заучивания иностранных слов подходят приемы созвучия. Слово Swing – раскачиваться, похоже на русское свин. Представляя себе раскачивающегося на качели поросенка, запомним надолго английское слово.

Длинные английские слова можно дробить на короткие для более легкого запоминания.

Методы мнемотехники для запоминания текстов

Цицерон, отправляясь на очередное публичное выступление, всегда шел по одной и той же дороге. Дорога была ему знакома, начиная от кустика до камушка. Ключевые слова, с которых начинались блоки, на которые делил тексты Цицерон, он произносил в уме в тех местах, которые помнил по маршруту.

Для запоминания текстов, выучите маршрут, по которому идете каждый день на работу или в школу. Ключевые слова следует связать с точками дороги, которую вы помните наизусть. Текст хорошо разделить на абзацы или главы, небольшие части. Тогда вы сможете удивить своих друзей и преподавателей, рассказывая текст без ошибок.

Лучшие книги по мнемотехнике

Артур Думчев «Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти»

В этой книге собраны примеры упражнений, разных способов, для развития быстрого запоминания. Артур запомнил число Пи до 22529 знаков.

Пользуясь советами автора, читатели учатся находить решение сложнейших задач в уме, оперировать цифровыми длиннющими цепочками. Интеллект переходит на новую ступеньку.

Развитие памяти с помощью мнемотехники - что это такое, упражнения

Роджер Сайп «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей»

В сборнике знаменитого автора, преподавателя стратегий и тактики саморазвития, представлен ряд новшеств и способов, для лучшего запоминания, скорого чтения.

Развитие памяти с помощью мнемотехники - что это такое, упражнения

Джошуа Фоер «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания»

Книга повествует о периоде времени, которое автор потратил на изучение собственных способностей к запоминанию. Целый год он раскрывал внутренние потенциалы, скрытые механизмы, защитные нюансы и тренировался.

  Как быстро выучить билеты ПДДРазвитие памяти с помощью мнемотехники - что это такое, упражнения

Тони Бьюзен «Суперпамять»

Автор предлагает читателю развить способности запоминать, сохранять, воспроизводить. Указания и советы Тони Бьюзена приводят к таким результатам, когда механизм памяти служит долго и безотказно.

Развитие памяти с помощью мнемотехники - что это такое, упражнения

Доминик О’Брайен «Как развить Суперпамять»

Любой человек при желании может помнить обширные объемы информации, в цифрах, событиях, списках, в виде текстов. Если вы не верите, советуем попробовать поработать со своей памятью по методу О’Брайена. Упражнения дадут уникальный результат через несколько недель.

Развитие памяти с помощью мнемотехники - что это такое, упражнения

Денис Букин «Развитие памяти по методикам спецслужб»

Произведение выпущено для тех, кто плохо запоминает информацию. Улучшить возможности ума, стать смелее в коллективе, результативнее в карьере, семье, максимально улучшить потенциал мышления учит Денис Букин.

Развитие памяти с помощью мнемотехники - что это такое, упражнения

Станислав Матвеев «Феноменальная память. Методы запоминания информации»

Ученые доказали, что способность помнить тренируется еще успешнее, чем бицепсы. Когда вы начали забывать что-либо, надо потренировать головной мозг. Этот пробел биографии легко исправить, если почитать рекомендации чемпиона запоминания среди россиян.

Развитие памяти с помощью мнемотехники - что это такое, упражнения

Кристин Лоберг, Майк Байстер «Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное»

Путь к большому успеху открывает талант хорошо помнить и обрабатывать объемную информацию быстрее других. Эти таланты можно развивать, считает автор, предлагая необычные способы и интересные упражнения.

Читайте также:  Понятие реверсивной психологии в отношения между мужчиной и женщиной, пример

Развитие памяти с помощью мнемотехники - что это такое, упражнения

Нил Барнард «Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти»

У десяти процентов престарелых людей, перешагнувших семидесятилетие замечена болезнь Альцгеймера. Нил Барнард рекомендует полезную еду и упражнения, отодвигающие расстройство мышления, проявления слабоумия и утрату воспоминаний.

Развитие памяти с помощью мнемотехники - что это такое, упражнения

Анхельс Наварро «Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти»

Познакомившись с этим произведением, вы узнаете о работе головного мозга, о том, как сохранить ясность мышления до последних дней жизни. Решать интересные головоломки, необычные задачки и синтезировать новые связи нейронов в коре головного мозга, предлагает Анхельс Наварро.

Гарри Лорейн, Джерри Лукас «Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти»

Достигнуть настоящих рекордов в различных сферах жизни, вы сможете, когда прочитаете это простое руководство. Раскроются потенциальные способности запоминания, возможности обрабатывать большой объем текста, цифр и чисел.

Источник: http://www.PamyatiNet.ru/pamyat-i-zapominanie/mnemotehnika-dlya-razvitiya-pamyati-vzroslym.html

Мнемотехника интересный и простой способ развития памяти

Человеческая память устроена удивительным образом. Можно четко помнить события, произошедшие в раннем детстве, а вот факты последних лет, или даже дней, иногда совершенно не запоминаются.

С точки зрения психологии эта интересная особенность объясняются тем, что с происходящими событиями связаны ассоциации – запахи, образы, эмоциональное состояние. И как только в памяти представляется нужная ассоциация, сразу же ясно появляется связанное с ней событие. Вот на таких причинно-следственных связях основана мнемотехника.

Мнемотехника основана на двух психофизиологических принципах:

  1. Человеческий мозг одинаково обрабатывает информацию о реальных и вымышленных образах.
  2. Цепочка ассоциаций в мозге может быть настоящей или выдуманной. Вот такие выдуманные искусственные цепочки и являются сущностью мнемотехники.

Развитие памяти с помощью мнемотехники - что это такое, упражнения

Наряду с термином мнемотехника встречается понятие мнемоника. На самом деле эти два термина тесно переплетены. Само слово мнемоника, в переводе с греческого языка, означает «искусство запоминать».

Мнемонические приемы основаны на связи объектов для запоминания с искусственными ассоциациями, образами. А мнемотехника это, так сказать, практическая мнемоника. Ведь она использует естественные процессы мозговой памяти для сохранения и припоминания цепочки зрительных образов.

Виды мнемотехники

Это самое древнейшее направление в истории. Возник этот вид мнемотехники на базе ораторского искусства, для упрощения запоминания длинных речей. Следуя классической мнемонике, информация преображалась в зрительные образы, которые делились на две группы:

  1. образы, в которых шифровалась сама информация;
  2. второстепенные образы для фиксации последовательности.

Память некоторых людей неспособна воспроизводить визуальные образы. Поэтому, постепенно, на основе классического вида, появилась педагогическая мнемотехника — как средство развития памяти.

Педагогическими мнемотехническими приемами владеют школьники и студенты. Сущность заключается в естественном запоминании информации, путем переписывания, заучивания, повторения.

Цирковой вид основан на классической мнемонике, но здесь используется больший круг мнемонических образов. Это могут быть интонации, мимика, жесты, и даже конкретная последовательность слов. Сущность цирковой мнемотехники заключается в искусстве передачи и расшифровки закодированной информации.

Это соревнования профессионалов, специализирующихся на запоминании чисел.

Современная мнемотехника это достаточно емкое понятие. Все методы мнемоники тщательно прорабатываются и объединяются в своеобразную систему, которая направлена на решение узкоспециализированных задач. Таких, как изучение иностранных языков или запоминание значительных объемов точной информации.

Практическое применение мнемотехник обширно. Первое знакомство с мнемоническими приемами происходит еще в детском саду – это мнемотаблицы.

С помощью таких таблиц у малышей развивают логическое мышление, практикуют заучивание стихотворений. Элементарным примером мнемотаблицы служит алгоритм мытье рук – прием – пищи – раздевание — тихий час.

Школьная программа построена на основе классической мнемотехники – это постоянное заучивание, повторение, переписывание. Стихи являются эффективным тренажером для памяти и расширяют словарный запас.

Мнемотехники и способы развития памяти облегчают нашу жизнь и тренируют мозг. Ведь ежедневно, и дома и на работе, нужно запоминать массу точной информации – пароль от электронной почты, пин – код банковской карты, список покупок в магазине.

Ежедневные тренировки приемами мнемотехники, хотя — бы по четверти часа, помогут в короткие сроки выучить иностранный язык. А на его базе, используя как основу, можно в кратчайшие сроки изучить и второй и третий язык.

Развитие памяти с помощью мнемотехники - что это такое, упражнения

Как использовать мнемотехнику для лучшего запоминания

Механизм памяти заключается в постоянном пополнении информации через органы слуха и зрения, и одновременном стирании старой информации. Получается, что объем памяти остается неизменным. Если не пользоваться определенной информацией, то она забывается.

Типы памяти:

  • кратковременная – это информация, которая непрерывно подается в мозг с органов зрения и слуха;
  • оперативная – здесь происходит распознавание и фильтрация информации;
  • долговременная – после осмысления информация кодируется и хранится в долговременной памяти.

Советы для эффективного запоминания

  1. Для простого восприятия информацию систематизируют в логичную схему;
  2. Занятия регулярные, с маленькими и равными временными промежутками;
  3. Легко запоминается новая информация, которая связана со знаниями, хранящимися в долговременной памяти.

Книги по развитию памяти

Развитие памяти с помощью мнемотехники - что это такое, упражненияНа тему тренировки памяти существует много литературы. Это книги, описывающие обобщенную информацию – что такое мнемотехника и зачем она нужна. Другие авторы дают практические приемы, с помощью которых можно самостоятельно натренировать память. Есть узкоспециализированные издания, предназначенные для людей, изучающих иностранные языки.

Из всей тематической литературы выделяется книга Владимира Козаренко «Мнемотехника шаг за шагом», которую называют учебником мнемотехники. Автор разработал приемы для запоминания информации и объединил в 5 последовательных этапов.

С каждым этапом сложность упражнений увеличивается. Так, упражнения последнего этапа требуют серьезной концентрации и мастерства. Этот учебник примечателен еще и тем, что содержит пособие для изучения иностранных языков.

Там описанные лучшие приемы для запоминания иностранных слов.

Книга «Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное» авторов Кристина Лоберга и Майка Байстера описывает интересные мнемотехнические приемы тренировки мозга с помощью чисел. Эти интересные математические методы вырабатывают сосредоточенность и концентрацию, позволяют запоминать и обрабатывать информацию проще, отбрасывать ненужное, чтобы не перегружать мозг.

Из новинок по мнемотехнике ознакомьтесь с книгой  «Как запомнить все! Секреты чемпиона мира по мнемотехнике»

Практические приемы мнемотехники

Развитие памяти с помощью мнемотехники - что это такое, упражнения

Все мнемотехники базируются на 3 принципах: образ, ассоциация и расположение. Путем комбинации этих принципов разрабатываются приемы мнемотехники.

Базовый метод, но он больше направлен на запоминание, чем на тренировку памяти. Этот прием позволяет запомнить последовательность связанных предметов. Ярким примером служит общеизвестная мнемоническая фраза – «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Это расшифровка последовательности цветов радуги, каждый цвет по порядку начинается с той же буквы, что и слова в этой мнемофразе.

Развитие памяти с помощью мнемотехники - что это такое, упражнения

Этот прием популярен у студентов медиков, он позволяет выучить последовательность костей, таблицу Менделеева. Существует много мнемофраз, придуманных для школьников. «Иван родил девчонку, велит тащить пеленку» — расшифровка падежей в русском языке. И причем, чем абсурднее и необычнее мнемофраза, тем больше она врезается в память.

Отличная тренировка ассоциативной и визуальной памяти. Каждый объект представляется в произвольном виде. Чем нереальнее предмет, тем лучше он запомниться. Затем эти предметы нужно в воображении связать в цепочку.

Для лучшего запоминания связь этих предметов должна быть интересной и нелепой. Например, объекты запоминания: ежедневник, водительские права и калькулятор.

Получается образ — ежедневник, сидящий на водительских правах и бодро стучащий по кнопкам калькулятора.

Ярким примером этого приема служат иконки в программах Майкрософт – дискетка, значит сохранить, ножницы – вырезать, кувшинчик с краской – заливка цветом. Запоминаемым объектам присваиваются визуальные образы, понятные и логичные. Это прием помогает запоминать абстрактные понятия.

Необходимый прием абсолютно для всех людей. Шифруется буквами – 1-О, 2-Д, 3-Т и т.д. И при необходимости запомнить нужную цифровую последовательность из этих букв составляется любая удобная фраза. Цифра 3323 шифруется как «тетя едет».

Или же можно символизировать все цифры, например 1 – аист, 2 – лебедь, 3 — крючок, а затем воспользоваться методом образной цепочки.

Очень интересный прием, направлен на запоминание чисел. Автор предлагает ассоциировать числа со знаменитыми людьми. Цифру 8 можно символизировать как актрису Наталью Бочкареву, 6 – как гонщика Шумахера, а 1 как город Одинцово. Цифра 861 представляется незабываемой картиной – Наталья Бочкарева едет на гоночной машине по улицам Одинцово.

Происходит от слова Эйдос, значит образ. Сущность этого приема заключается не только в представлении образа запоминаемого предмета, но и сочетание с ним психологического состояния.

Психологами доказано, что особо запоминаются ситуации, которые сопровождались острым эмоциональным состоянием – радостью, удивлением, любопытством.

То есть нужно визуально представить образ или ситуацию, и связать с каким-либо чувством.

Онлайн курс Мнемотехника

  • Развитие памяти с помощью мнемотехники - что это такое, упражнения
  • Новинка от уже полюбившихся всем интеллект тренажеров «Викиум» — онлайн курс «Мнемотехника»
  • Занимайтесь понемногу каждый день дома, по пути на работу или на учебу и везде, где есть доступ в Интернет.
  • Получите полезные навыки:
  • Освойте мнемотехники и научитесь применять себе на пользу
  • Запоминайте тонны информации, не напрягаясь
  • Выучите наконец английский! Или французский, или японский, или все эти прекрасные языки
  • Станьте «супер ботаном» в самом лучшем смысле этого слова — научитесь учиться быстро, легко и интересно
  • Удивите окружающих своими способностями и посмотрите, как жизнь станет богаче во всех смыслах

В программе курса:

  1. 7 игровых тренажеров по мнемотехнике, которых вы еще не видели
  2. Набор техник для запоминания информации
  3. Тест в начале курса и по завершению
  4. Распланированная программа для развития памяти

Источник: https://MozgPortal.ru/razvitie-mozga/uprazhneniya/mnemotehniki-i-sposoby-razvitiya-pamyati.html

Мнемотехника для начинающих: упражнения для детей на развитие внимания

Мнемотехника для начинающих — система различных методов, которая помогает запомнить информацию с помощью различных ассоциаций и применяется в обучении детей с дошкольного возраста. Эта методика использует полученные раньше знания для создания цепочки связей. Благодаря таким логическим рядам можно легко запомнить сложную для восприятия информацию.

Существует множество приемов мнемотехники. Например, в основе метода Цицерона — пространственное воображение, метод Айвазовского работает с помощью тренировки визуальной памяти. Цифровые последовательности, иностранные слова или сложные термины легче запомнить с помощью созвучных или знакомых слов и цифр.

Во времена, когда не было письменности, древним жрецам и сказателям приходилось запоминать огромные объемы информации.

С появлением первых изложенных на бумаге текстов искусство владения мнемотехникой не утратило актуальность, ведь сырье для их написания стоило очень дорого. Еще в Древней Греции делали записи по мнемонике.

Искусством ассоциативного запоминания владели монахи средневековья. Во все времена ценились люди, которые могли быстро запомнить и хранить в голове полезные и интересные знания.

Развитие памяти с помощью мнемотехники - что это такое, упражнения

Плюсы и минусы мнемотехники

Мнемотехнику активно используют при обучении детей.  Например, одна из самых известных фраз для изучения последовательности в спектре цветов — «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Именно она помогает безошибочно сказать, как «устроена» радуга.

Читайте также:  Чувство самоиронии у человека признак высокого интеллекта, как научиться, пример

Роль методики в развитии детей:

  • помогает быстро и надолго запоминать информацию;
  • улучшает память и внимательность;
  • развивает речь, расширяет словарный запас и кругозор, учит правильно произносить звуки и слова;
  • формирует логическое и образное мышление;
  • совершенствует воображение, интеллектуальные и творческие способности;
  • воспитывает характер, учит общительности, помогает преодолеть замкнутость и стеснительность.

Недостатков у мнемотехники при правильном использовании крайне мало.

  • На начальном этапе применения у детей маленький словарный запас, поэтому им бывает сложно работать по такой методике.
  • Не нужно злоупотреблять методом и использовать его в том случае, когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, — это тормозит развитие ребенка.
  • Иногда воспользоваться методикой не получается. Для разностороннего развития необходимо учить ребенка и механическому заучиванию информации, такой навык также пригодится в будущем.

Мозг человека состоит из двух полушарий. Левое отвечает за логику и речь, а правое помогает воспринимать различные цвета, формировать образы с помощью воображения. При использовании приемов мнемотехники активируются одновременно обе половины. В результате этого мыслительные процессы приносят максимальную пользу в виде усвоенных знаний.

Развитие памяти с помощью мнемотехники - что это такое, упражнения

С какого возраста используют?

Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с простых приемов.

Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно малышей в трехлетнем возрасте. На первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки и разучивать стихотворения с движениями.

Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками — систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.

С детьми 6-7 лет начинают изучать мнемотаблицы, которые позволяют выполнять более сложные действия:

  • пересказывать различные произведения;
  • заучивать стихотворения и сложные слова;
  • отгадывать и загадывать загадки;
  • находить к словам рифмы;
  • придумывать сказки или рассказы;
  • распределять предметы в группы по определенным признакам;
  • изучать числа;
  • знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания.

Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Происходит развитие внимания и сообразительности, улучшается способность выделять главное и сравнивать.

Развитие памяти с помощью мнемотехники - что это такое, упражнения

Особенности применения

Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики.

  • Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
  • Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.
  • Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.
  • Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
  • Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа — рассказать о том, как передвигаются насекомые.
  • Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время.

Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь максимальных результатов в обучении.

Развитие памяти с помощью мнемотехники - что это такое, упражнения

Как организовать игру?

Народная мнемотехника — самая простая и доступная методика. Любое занятие проводится в несколько этапов:

  1. информацию кодируют в определенный образ;
  2. затем запоминают эту связь и последовательность;
  3. мысленно повторяют информацию, чтобы мозг соединил ее с образом и сформировал логическую цепочку.

С ее помощью дети знакомятся с дорожными знаками, развивают связную речь. Она помогает изучить алфавит.

Процесс изучения звука происходит по такой схеме:

  • сначала детей знакомят с его изображением на картинке;
  • после этого с помощью рисунка учат произносить звук;
  • для закрепления знаний развивают словарный запас: произносят слова с нужным звуком, составляют по картинкам небольшие рассказы. Просто механически повторять звук недостаточно, в этом случае не формируются логические связи.

Многие методы мнемотехники несложно использовать в домашних условиях для общего развития ребенка. Действие большинства из них основано на том, что у малышей зрительная память развита намного лучше, чем слуховая. При знакомстве с любыми последовательностями уместно применять простой метод Симонида.

Во многих сказках для самых маленьких по сюжету герои появляются друг за другом и выполняют одни и те же действия. Например, при чтении «Репки» или «Колобка» можно подобрать картинки с изображением всех главных персонажей.

  Подготовленный «реквизит» размещают рядом и в процессе знакомства с произведением используют для наглядности.

Выслушать и запомнить сказку, рассказ или стихотворение легче в такой последовательности.

  1. Взрослый читает ребенку текст. Делать это нужно неспешно, с небольшими паузами, чтобы малыш успевал понять информацию.
  2. Произведение следует продекламировать повторно. В нужных местах делают передышку в чтении, чтобы вместе изучить броские картинки.
  3. Повторно рассматривают рисунки вместе с ребенком, уточняют их значение в контексте. Если в процессе обсуждения ребенок не понимает значение каких-либо других слов, то к ним уместно подобрать новые картинки.
  4. Текст нужно еще раз прочитать, разделив на небольшие смысловые отрывки.
  5. Осталось дать ребенку возможность повторить то, что он смог запомнить. В процессе его пересказа рассматривают картинки, при необходимости подсказывают сложные слова или продолжение текста.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомы с алфавитом и могут читать несложные слова. В мнемотаблицу уместно поместить схематические изображения, рисунки и надписи терминов-подсказок. Например, если ребенок хочет рассказать о своей поездке на море, то можно использовать таблички со словом «лето» и «море», схематическое изображение дороги, картинку надувного круга или купальника.

Упражнения по методике применяют также при заучивании стихотворений. Отличный пример — простой и емкий стих А. Барто «Мишка».

  • Уронили мишку на пол (используют рисунок медведя на полу комнаты),
  • Оторвали мишке лапу (готовят изображение животного без лапки).
  • Все равно его не брошу,
  • Потому что он — хороший (картинка с мальчиком или девочкой с игрушкой в руках).

Развитие памяти с помощью мнемотехники - что это такое, упражнения

Ребенку понравится история, в которой он станет главным героем. Такой рассказ на определенную тему для малыша придумает мама или папа. Например, «Как Вера на огород за овощами ходила» или «Что сегодня на обед у Маши?».

В процессе рассказа происходит знакомство малыша с различной едой. В старшем возрасте ребенок сможет самостоятельно сочинить похожую историю о членах своей семьи, домашних животных, о самых разных событиях в своей жизни.

Игра «Интересная фигура» подойдет для 3–4-летнего крохи. С помощью зубочисток или спичек составьте несложную фигуру, например квадрат или круг.

Когда ребенок рассмотрит изображение, накройте его бумагой и предложите малышу выложить такую же фигуру по памяти. Со временем можно делать изображение более сложным, учить ребенка пересчитывать все элементы фигуры.

После занятия следует убрать спички в недоступное для крохи место.

Для развития внимания организовывают игру «День-ночь». Карточки с тематическими изображениями помещают перед ребенком. После произнесенного слова «Ночь» малыш закрывает глаза. В это время взрослый меняет одну из карточек или убирает ее. После фразы «День наступил» ребенок открывает глаза и определяет, какого изображения не хватает (или какая карточка лишняя).

Различные задания можно придумывать самостоятельно, корректировать в зависимости от интересов и предпочтений ребенка. Мнемотехника позволяет обучать детей полезным и нужным знаниям в игровой форме. Она облегчает учебный процесс и вносит в него разнообразие.

Источник: https://Razvivashka.online/metodiki/mnemotehnika-dlya-detey

Мнемотехника для развития памяти: использование, приемы и методы запоминания

Россия, Москва

Развитие памяти с помощью мнемотехники - что это такое, упражнения

Каждый день мы сталкиваемся с огромными потокам различной информации: текстовой, графической, цифровой, аудио или видео. Как быть, если возникла необходимость эту информацию сохранить, но под рукой не оказалось ручки и записной книжки?

Отвечая на этот вопрос, некоторые из вас вспомнят, что существую специальные способы, которые позволяют сделать запоминание быстрым и эффективным. А что это за волшебные инструменты и как их использовать? Рассмотрим ниже.

Мнемоника и мнемотехника. Что такое? Кому подходит?

Искусство запоминания — это и есть мнемоника. Мнемотехника — это набор приемов, способов и методов, для более эффективного и быстрого усвоения информации.

Каждый желающий, уже после первого ознакомления с базовыми принципами работы мнемотехники, сможет легко применить полученные знания на практике и получить отличный результат.

Прямо сейчас предлагаем провести интересный эксперимент. Ваша задача запомнить список из 15 незнакомых слов, прочитав его всего один раз:

  1. каша
  2. часы
  3. мяч
  4. блюдце
  5. ковер
  6. урна
  7. щетка
  8. кирпич
  9. кольцо
  10. бочка
  11. ракета
  12. медведь
  13. конфетти
  14. копье
  15. подушка

Теперь постарайтесь вспомнить все слова и зафиксировать результат на листочек. Позже мы еще вернемся к данному списку.

Но прежде, рассмотрим в чем состоит суть работы мнемотехники, а также проведем обзор самых распространенных техник для запоминания информации.

Секрет эффективного использования мнемотехники

Суть мнемотехники заключается в том, что мы необходимую для запоминания информацию преобразуем в визуальные образы, то есть представляем ее в виде картинок в нашем воображении, а затем уже удобным для себя способом сохраняем в памяти.

Дело в то, что мы очень хорошо запоминаем визуальную информацию. Это родной язык нашего сознания. Отличным примером этого является то, как запоминает маленький ребенок, который еще не умеет говорить, писать, читать.

При этом, используя приемы мнемотехники, важно создавать образы:

  1. Яркие. Чем насыщеннее, тем лучше.
  2. Крупные. Независимо от того, что конкретно вы представляете. Даже если это мелкий предмет в реальной жизни, то в воображении он должен быть крупным.
  3. Цветные. Лучше представлять образы такими, какие они есть в реальной жизни, то есть естественными по цвету.
  4. Объемные. Не плоские, а как 3D-картинки.
  5. Детальные. Можно представлять не совсем подробными, достаточно видеть предмет в очертаниях.

Например:

  • На цифру 2 (два) — образ ЛЕБЕДЬ, так как они визуально похожи между собой;
  • 0 (ноль) — СОЛЬ, так как созвучно.
  • 11 (одиннадцать) — БАРАБАННЫЕ ПАЛОЧКИ
  • Анна — ВАННА
  • Химия — МЕНДЕЛЕЕВ
  • грусть — ЗОНТИК

Мы представляем такие образы, которые легко представить в воображении. После чего уже переходим к самим приемам.

При этом большинство из них нам знакомы еще с детства. Однако они позволяют запоминать информацию лишь в маленьких количествах. Для работы с огромными объемами информации существуют другие способы мнемотехники.

Читайте также:  Кризисный период в среднем возрасте: что означает, как преодолеть и найти выход

Чтобы вы могли сравнить и ощутить эффективность, рассмотрим и те и другие техники.

Основные приемы мнемотехники

АКРОСТИХОТВОРЕНИЕ

Этот способ позволяет зашифровать в начальных буквах слова, словосочетания или отдельной строки стихотворения какую-то информацию, напрямую не относящуюся к их содержанию.

Например: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан

Знакомо? Верно. Так, мы можем запомнить цвета радуги по порядку. Происходит это благодаря тому, что первая буква каждого слова совпадает с первой буквой цвета: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый.

МНЕМОФРАЗА

Под этим способом подразумеваются словосочетания или предложения, которые позволяют запомнить какие-то правила в русском языке, геометрии или физики, или в различных других науках и областях.

Например:

Уж замуж невтерпёж. Таким образом мы запоминаем наречия, которые пишутся без мягкого знака.

Надеваю одежду, одеваю — Надежду. Здесь идет употребление «одевать» и «надевать».

Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам.

МНЕМОСТИХ

Это искусственно придуманный стих, который помогает легче запоминать определенную информацию

  • Нужно только постараться
  • И запомнить все, как есть:
  • Три, четырнадцать, пятнадцать,
  • Девяносто два и шесть

Метод позволяет запомнить первые 7 знаков в числе Пи после запятой: 3,1415926..

Теперь перейдем к способам, с помощью которых вы сможете запоминать большие объемы информации, имена людей, номера телефонов.

МЕТОД “ИСТОРИЯ”

Задача этого метода соединить визуальные образы в необычную, забавную, веселую, бредовую историю. Чем интереснее и необычнее она будет, тем лучше Вы запомните нужные слова.

Для примера возьмем список из 10 слов:

  1. кукла
  2. чайник
  3. трава
  4. кроссовок
  5. ворона
  6. крем
  7. табурет
  8. слон
  9. цветок
  10. перья

А теперь представьте, как Кукла взяла чайник и стала поливать из него водой траву. Из травы начал расти кроссовок, на который села ворона с кремом в клюве. Она сильно давит на тюбик с кремом и из него выдавливается табурет, на котором сидит жирный слон. У слона в хоботе зажат цветок. А вместо лепестков у цветка перья.

Этот подход к запоминанию очень доступный для понимания, легкий и не требующий особой подготовки как для взрослых, так и для детей.

МЕТОД «ЦЕПОЧКА»

Его суть заключается в том, что мы здесь уже не придумываем историю, а просто соединяем образы друг за другом.

Возьмем тот же список, который запоминали методом «История» и сравним:

Кукла держит чайник. Чайник на глазах зарастает травой. Из травы торчит кроссовок. Внутри кроссовка сидит ворона. Вместо крыла, у нее тюбик с кремом. Крем вытекает и капает на табурет. За ножку табурета держится слон. У слона вместо хвоста цветок. Из цветка торчат перья.

Таким образом, присоединяя последовательно один образ к другому, мы только что запомнили список из 10 слов.

В случае забывания одного звена цепочки, есть шанс, что воспроизвести оставшиеся не представится возможным.

Избежать такой неприятной ситуации поможет следующий способ.

МЕТОД «ЛОКАЦИЙ»

В мнемотехнике это самая продвинутая техника запоминания. Её суть заключается в том, что мы выделяем хорошо знакомые нам элементы в помещении, либо на маршруте в городе, а затем к этим деталям присоединяем нужные визуальные образы.

Часто можно встретить другие названия этого метода. Например, “Дворец памяти”, римских комнат, Цицерона, мест. Все это будет описанием одной и той же техники запоминания.

Давайте рассмотрим примеры локаций:

  1. В помещении: комод, шкаф, диван, стол, стул, компьютер.
  2. На маршруте: урна, остановка, дорожный знак, магазин.

Теперь возьмем помещение (каждый здесь может представить свою комнату) и выделим в нем 10 объектов. Затем запомним на них наш список из 10 слов.

  1. Выделяем: дверь, выдвижной ящик, раковина, кран, мультиварка, плита, вытяжка, стол, окно, батарея.
  2. Представляем: из двери торчит кукла. В выдвижном ящике стоит чайник. В раковине растет трава. Из крана наполовину торчит кроссовок. Мультиварку открывает ворона.

Крем расплавился на плите. В вытяжку засосало табурет. За столом сидит слон. На окне растет цветок. Батарея насквозь проткнута перьями.

Важно! Чтобы надежно закрепить информацию в нашем сознании, необходимо каждую связь образа с локацией удерживать в течение 5 секунд в воображении и только потом переходить к соединению следующих.

Единственным его минусом является то, что самое эффективное использование этого метода мнемоники возможно тогда, когда в голове есть уже готовые локации, то есть объекты заранее выделены.

Видео: мнемотехника и мнемоника

Практика применения

Любой навык необходимо закреплять на практике. Мнемотехника не исключение.

Поэтому сейчас мы вернемся к нашему эксперименту.

Ваша задача, уже опираясь на полученные знания, выбрать и попробовать запомнить список из 15 слов, что был в самом начале этой статьи, наиболее понравившимся методом. Для удобства дублируем слова:

  1. каша
  2. часы
  3. мяч
  4. блюдце
  5. ковер
  6. урна
  7. щетка
  8. кирпич
  9. кольцо
  10. бочка
  11. ракета
  12. медведь
  13. конфетти
  14. копье
  15. подушка

Теперь зафиксируйте результат и сравните его с первоначальным!

Не забудьте поделиться с нами в х, какой техникой воспользовались, а также вашим результатом до и после.

(1

Источник: https://ZapomniVse.com/memory/techniques/mnemotehnika.html

Мнемотехника для начинающих: советы и упражнения

Мнемотехника или по-другому мнемоника — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации.

В основе мнемонического запоминания лежит визуализация. Это своего рода образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия заменяются на те, что имеют визуальное, аудиальное или кинестетическое воплощение в памяти человека.  

Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким.

Потренируйтесь! Создайте визуальный образ редиски, учителя и удачи. С первыми двумя словами довольно легко: редиска — перед глазами возникает красно-белый овощ с хвостиком; учитель, — скорее всего, вы представите преподавателя, который вам нравится.

С удачей сложнее — это довольно абстрактное понятие. Здесь необходимо воспользоваться методом свободных ассоциаций. Первый визуальный образ, который пришёл вам на ум, когда вы прочли задание, — это и есть свободная ассоциация.

Ассоциации сугубо индивидуальны. Выши могут быть странными или нелепыми — так даже лучше. Это может быть что угодно — подкова, богиня Фортуна, клевер, ваш друг, которому достаются лёгкие билеты на экзаменах.

Количество данных, которые нас окружают, растёт ежесекундно. Современному школьнику необходимо уметь работать с информацией: быстро выделять главное, запоминать то, что пригодится в жизни. Мнемотехника как раз и отвечает этим запросам. Гаяне Курятова, преподаватель мнемотехники, участник проекта «Удивительные люди».

Объём статьи ограничен, и мы рассмотрим лишь самые популярные техники. С другими способами запоминания информации вы сможете познакомиться на курсе «Мнемотехника: как легко запоминать», который стартовал 13 октября 2019 года.

В программе:   

  • запоминание цифровой информации;
  • запоминание текстов;
  • запоминание терминов и стихотворений;
  • запоминание иностранных слов;
  • секреты правильного повторения и многое другое.

Метод историй

Суть: слова и определения необходимо связать в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальной и фантастической будет рассказ, тем легче он войдёт в память.

Преимущества метода:

  • Не требует предварительной подготовки.  
  • Тренирует креативность.
  • Это весело и интересно.

Недостаток:

  • Не подходит для запоминания большого объёма информации.

Потренируйтесь! Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щётка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Придумаем и визуализируйте историю с этими словами. Обязательно добавьте в свой рассказ эмоции и сопереживайте своим героям.

Например. Почтальон Печкин верхом на тигре скачет через кукурузное поле. Печкин в страхе обернулся назад — за ним гнались разъяренные осы. Вдруг он натыкается на реку. «Что делать!? — крикнул в пустоту бедный почтальон. — Моста нет!». Но к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода. Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней.

На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов и как только осы стали приближаться, крестоносцы стали сбивать их меткими бросками мармелада. Печкин подбежал к старому арабу — получателю посылки — и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща, в которой вместо ложки лежала зубная щётка. Неожиданно пошёл дождь.

Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны. Тысячи тюльпанов медленно опускались и как только касались земли, тут же превращались в пепел.

Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчётливый рисунок лошадиной подковы (образ на слово «удача»).

Метод «Цепочка»

Суть: соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Важно не обращать внимания на пропорции (все образы должны быть примерно одного размера), соединять ярко и следить за последовательностью. При воспроизведении ну нужно представлять всю «конструкцию» сразу, снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали.

Преимущество метода:

  • Быстрота запоминания.
  • Можно использовать буквально на ходу.

Недостаток:

  • При забывании одного элемента цепочки, можно забыть всё остальное.  

Потренируйтесь! Запомните цепочкой слова: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко.

Например. Рыжая лиса в скафандре (ассоциация с космонавтом), кольцом на лапе и яблоком на носу играет в шахматы с учителем географии (Африка), но не фигурами, стаканами молока.

Метод Цицерона

Суть: создание в воображении пространства с опорными образами. Почему метод наречён именем древнеримского философа, мы уже рассказывали. Другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума.

Необязательно создавать пространство с нуля, можно представлять свою квартиру или комнату. Выберете там несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложите между ними маршрут.

К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку (см. предыдущий метод). Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Образы можно менять, то есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации. Но если часто использовать одни и те же места, образы начнут путаться. В таком случае локации нужно дать «отдохнуть».

Преимущества метода Цицерона:  

  • Можно запоминать большие объёмы информации.
  • Запоминание происходит достаточно быстро.
  • При повторении образы надолго остаются в памяти.  

Недостатком метода является трудоёмкость.

Потренируйтесь! Выделите опорные образы в своей комнате и «привяжите» к ним следующие слова: лягушка, шоколад, кит, футболист, зима, школа, компьютер, виноград, «Фоксфорд».

Желаем вам удачи в освоении приёмов запоминания и приглашаем на курс домашней онлайн-школы «Фоксфорда» — «Мнемотехника: как легко запоминать». Его проведёт преподаватель мнемотехники, автор учебных пособий и участник проекта «Удивительные люди» Гаяне Курятова.

Записаться на курс →

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/mnemotehnika

Ссылка на основную публикацию