Понятие лидерства в менеджменте и психологии: кто такой лидер, что за человек

Чтобы правильно управлять людьми, надо знать сущность лидерства и его законы.

Это помогает исключить ошибки и выбрать наиболее эффективный способ руководства коллективом.

Человеческое достоинство: что это такое и как его воспитать в себе? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что это такое?

Понятие лидерства в менеджменте и психологии: кто такой лидер, что за человек

  • Лидерство — это процесс влияния на группу или человека.
  • Это социальное понятие, формирующееся в группе.
  • Выделение вожака позволяет поддерживать в обществе порядок, формировать иерархию, отсеивать более слабых особей.
  • Лидерство — это еще и способность вести за собой людей, так чтобы они не просто подчинялись, а проникались нужной идеологией.

Сущность

Лидер должен обладать властью в формальных и неформальных группах. Он выбирает такие способы влияния, которые позволяют успешно управлять малыми и большими социальными группами.

В лидерстве, независимо от размеров группы, всегда есть социальная и эмоциональная составляющая.

Лидерство бывает двух основных типов:

  • формальное;
  • неформальное.

В первом случае в коллективе есть руководитель, которому должны подчиняться. Он занимает определенную должность, распределяет обязанности.

Во втором случае, неформальном лидерстве, влияние происходит, используя личные способности, эмоции, иногда принуждение. Зачастую в коллективе неформальный лидер оказывает большее влияние на мнение группы.

История

Понятие лидерства в менеджменте и психологии: кто такой лидер, что за человек

В древности вождей нередко наделяли сверхспособностями.

Они обладали даром убеждать, подчинять. Полководцы, вожди, фараоны были наделены большим умом, властью, данной Высшими силами.

В 1517 году Макиавелли написал тракт «Государь». С этого началось серьезное изучение лидерства и выдвижение различных теорий.

Фр. Гэлтон в в 1869 году предложил теорию, согласно которой черты лидера являются врожденными

В первой половине 20 века началось серьезное изучение явления лидерства. Считалось, что у лидера должен присутствовать набор определенных черт характера.

Это умственные, физические способности, а также потребность к власти, доминировании, самоуверенность и другие качества личности.

Психология

Даже в очень сложных ситуациях лидер сохраняет самообладание. Он устойчив к стрессу, эффективно принимает решения. Такой человек готов взять ответственность за свои действия.

Основные качества лидера:

  1. Способность двигаться к цели. Лидер знает, что хочет, и добивается этого, несмотря на препятствия. Он не останавливается на достигнутом. Если он решил достичь определенной цели, то его практически невозможно остановить и изменить принятое решение. Чтобы двигаться вперед, у человека обязательно должны быть желания, и они присутствуют у лидера. Есть у него и настойчивость для продвижения к своей цели.
  2. Понятие лидерства в менеджменте и психологии: кто такой лидер, что за человек

  3. Высокий уровень интеллекта. Лидеру постоянно приходится решать сложные задачи, просчитывать ходы, разрабатывать наиболее эффективные планы. Он стремится к познанию, постоянно узнает что-то новое, и не только касающиеся основной деятельности.
  4. Лидер — личность разносторонне развитая. Помимо работы, у нее есть и иные интересы. Стремление к саморазвитию — естественная потребность лидера.
  5. Уверенность в себе. В продвижении вперед не должно быть сомнений. Если человек неуверен в себе, он не является лидером, потому что за слабым другие люди не пойдут. Уверенность в себе — это не только внутреннее состояние, но и способность проецировать его вовне, чтобы другие члены общества чувствовали силу.
  6. Способность принимать решения.
  7. Способность собрать вокруг себя группу единомышленников. Лидер не может быть сам по себе, так как это явление социальное. Он должен управлять, вести за собой. При хорошем лидере получается организованная, слаженная команда.
  8. Быть готовым к изменениям. Лидер должен понимать, что обстоятельства могут поменяться, и тогда придется менять планы, срочно принимать новые решения, кардинально менять свою жизнь, концепцию развития себя и собранной вокруг себя команды.

Лидер должен также сам себя ощущает таковым, быть внутренне готовым управлять другими людьми.

Феномен

Понятие лидерства в менеджменте и психологии: кто такой лидер, что за человек

  1. Что заставляет людей в одном человеке признавать лидера, а другого игнорировать?
  2. Общество устроено таким образом, что им обязательно надо управлять, иначе малая либо большая социальная группа распадаются, организация нарушается, наступает хаос.
  3. Люди нуждаются в руководителе, так как большинство членов общества не способны самостоятельно выбирать свой путь развития, им проще, когда лидер указывает, в каком направлении двигаться.

Понятие руководства

Лидер регулирует межличностные отношения в группе. Он появляется стихийно и может зависеть от настроений коллектива. Лидер способен оказывать влияние как на отдельного индивида, так и на социальную группу.

Руководитель — это должность. Он наделен определенными полномочиями, назначен сверху.

Часто лидер и руководитель — это разные люди, при этом первый нередко оказывает большее влияние на поведение группы.

Руководитель в организации осуществляет планирование деятельности подчиненных, контролирует их деятельность. Лидер оказывает влияние на эмоции, поведение, способен убеждать.

Чем лидерство кардинально отличается от управления?

Понятие лидерства в менеджменте и психологии: кто такой лидер, что за человек

  • Менеджер только руководит процессом.
  • Он ставит рабочие задачи, несет персональную ответственность за результаты работы команды.
  • Он также должен проконтролировать, насколько правильно действуют подчиненные или члены группы.

Руководитель часто занимает пассивную позицию. Есть цели, которые поставлены свыше, они должны быть выполнены.

При этом он не делает попыток улучшить мотивацию работников, стимулировать их. Менеджер предпочитает четкое планирование, с учетом времени и результатов, которые надо получить.

Лидер — это эмоции, заражение, активность и преданность со стороны команды. Лидер смотрит в будущее. Он энергичен, постоянно ищет изменений.

Не каждый руководитель является лидером, и не каждый лидер может стать менеджером. Лидер выбирает людей, которые разделяют его взгляды. Руководителю же это неважно, главное — выполнить основную задачу.

Лидеры сами устанавливают цели и используют других людей для их достижения.

Основные концепции

Лидерство изучалось многими авторами, поэтому выдвинуты различные концепции этого явления.

  1. Теория лидерских качеств. Выявлялись те личностные качества и особенности индивидов, которые отличали значимых людей в мировой истории. Подход основан на том, что лидерами рождаются, им невозможно стать, не имея определенных задатков.
  2. Понятие лидерства в менеджменте и психологии: кто такой лидер, что за человек

  3. Концепции лидерского поведения. В начале ХХ века началось изучение особенностей поведения, присущих лидерам. Вследствие этого была создана классификация стилей руководства. Сюда относят концепцию Левина, исследования Мак Грегора, систему управления Ликерта, концепцию, основанную на вознаграждении и наказании.
  4. Концепции ситуационного лидерства. Основаны на том, что необходимо использовать стиль руководства, который наиболее подходит к определенной ситуации. Выделено директивное лидерство, поддерживающее, участвующее.

Гендерные аспекты

Женщин-руководителей намного меньше, чем мужчин. Во многом это связано с традиционным восприятием того, что слабый пол не предназначен для занятия руководящих должностей.

Однако сейчас эти концепции пересматриваются. Все больше женщин становится менеджерами и показывают свою эффективность в плане руководства коллективом.

Есть разные концепции относительно лидерства и связи его с полом:

  1. Гендерный поток. В этой концепции фактор пола считается важным. Теория выдвинута Барбарой Гутек.
  2. Гендерный отбор. К разному полу предъявляются разные требования, к женщинам они более завышенные.
  3. Токенизм. Зависит от распределения в группе представителей разных культур. По этому признаку и выбирают лидера, кого в группе больше, из тех слоев выдвигают и руководителя.
  4. Идея андрогинии. По наличию признаков высокой маскулинности и высокой фемининности.
  5. Фрейдизм. Негативно относится к тому, что женщина может быть руководителем и лидером, считая это проявлением неполноценности.

Проблема

Понятие лидерства в менеджменте и психологии: кто такой лидер, что за человек

Лидер — это всегда вопрос проявления силы, способность влиять.

Лидеру приходится доказывать свое превосходство. Он должен постоянно вести борьбу за власть, иначе его место займет другой.

Тяжело как формальным лидерам, так и неформальным. Первые отвечают за действия своих подчиненных. Вторым приходится применять сложные приемы убеждения и удержания власти.

Лидер должен быть всегда собран, активен, уметь не проявлять слабость. Не каждый человек способен занимать подобную позицию.

В организации нередко возникает проблема, какого руководителя поставить на должность — доминирующего, мягкого, демократичного. От правильного выбора зависит, насколько слажено станет работать коллектив.

Кто такой лидер?

Что значит лидер?

Лидер — это тот, кто идет впереди. Группа признает за ним право принимать ответственные решения, подчиняется его воли, иногда неосознанно.

В первую очередь, это личность, которая научилась контролировать себя, мотивировать на действия. Такой человек ставит перед собой конкретные цели, добивается успехов в карьере.

Он движется вперед независимо от мнений других людей. Лидер — это сильная личность, обладающая харизмой.

Грамотное лидерство в менеджменте — это возможность эффективно управлять командой, положительно влиять на развитие компании.

Признаки

Понятие лидерства в менеджменте и психологии: кто такой лидер, что за человек

Как отличить лидера от обычного человека:

  1. У него отсутствует страх неудачи, он понимает, что это опыт.
  2. Способен принимать нестандартные решения.
  3. Владеет собой в экстренных ситуациях.
  4. Смысл жизни — действие и развитие.
  5. Следует за своей мечтой.
  6. Умеет убеждать.
  7. Ему хотят подчиняться.
  8. Вызывает эмоциональный отклик.
  9. Умеет формулировать свои мысли.
  10. Обладает притягательности, независимо от качеств внешности.

Функции

Функции зависят от группы, которой лидер руководит, но выделяются основные моменты:

  1. Объединение интересов на основе базовых ценностей.
  2. Регулирует отношения внутри группы.
  3. Планирует.
  4. Источник поощрений и наказаний.
  5. Достижение целостности социальных интересов.
  6. Освобождение членов группы от ответственности.
  7. Представляет интересы группы вовне.
  8. Политическая.
  9. Административная — разработка, планирование, наблюдение за деятельностью.

Примеры

В истории мы можем увидеть множество примеров лидеров:

    Понятие лидерства в менеджменте и психологии: кто такой лидер, что за человек

  • Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании;
  • Франклин Рузвельт, политический деятель, 32 президент США;
  • Маргарет Тэтчер, премьер-министр в Великобритании;
  • Джон Рокфеллер, американский предприниматель, миллионер;
  • Генри Форд, изобретатель, основатель Ford Motor Company.
Читайте также:  Причины обсессивно-компульсивного расстройства личности: окр в психологии

Антилидер — определение

Даже в хорошем коллективе рано или поздно может появиться человек, интересы которого противоположны руководству. Он будет настраивать группу против основного лидера, что может повлечь за собой ряд проблем, вплоть до отказов работать и подчиняться требованиям руководителя.

Антилидер явно проявляет свое недовольство формальным лидером, собирая вокруг себя сторонников. Антилидер в коллективе, имеющий сильную позицию и поддержку группы, — большая проблема, если борьба приобретает негативный характер.

При наличие же здоровой конкуренции этот факт может даже увеличить производительность труда.

Если появился антилидер, то руководителю нельзя показывать свою слабость, поддаваться на провокации. Лучший вариант — перевести оппозиционера в другой отдел или уволить.

Таким образом, лидер — это человек, наделенный харизмой, силой воли и постоянным стремлением к выбранной цели. Он активен, умен и выделяется среди других людей своим поведением и достижениями.

Сущность лидерства:

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/liderstvo-psihologiya.html

Психология лидерства: что такое и как стать лидером

Понятие лидерства в менеджменте и психологии: кто такой лидер, что за человек

Человек рождается с некоторыми лидерскими задатками, но их недостаточно, чтобы стать полноценным лидером. Их следует развивать и учиться использовать. Такие особенности проявляются в детстве — одни дети способны объединить группу детского сада, а другие не могут отстоять право на игрушку. Рассмотрим подробнее, что такое лидерство, кого можно называть лидером, как работает психология данного феномена.

Внешние проявления психологии лидерства

Под лидерством понимается способность влиять на личность, группу людей, ориентируя на достижение целей. Это естественный процесс социально-психологического типа, когда личный авторитет используется для воздействия на деятельность членов группы.

Лидер влияет на коллектив — реализует поведение, вносящее изменения в систему отношений, чувственную зону личности. Влиять можно посредством идей, словесно, используя механизмы внушения, эмоционально заражая коллектив, используя авторитет, личный пример.

Понятие лидерства в менеджменте и психологии: кто такой лидер, что за человек

Поражает способность применять вербальное, невербальное воздействие. Лидер открыто жестикулирует, демонстрирует уверенность, способность к доминированию. Выделяется решительным взглядом, свободной походкой, резкими движениями, ровной спиной.

Мимика, жестикуляция доминирующего индивида является лишь вершиной айсберга. Важно внутреннее состояние, тип мышления. Лидер любит, умеет рисковать, берется за новые проекты.

Обладая большой силой воли, он, за счет коммуникативных способностей и умения мотивировать, заражает уверенностью группу.

Лидер оказывает психологическое воздействие на коллектив, поэтому каждый проникается общими идеями, проявляет желание достигать поставленных целей.

Законы психологии лидерства

Понятие лидерства в менеджменте и психологии: кто такой лидер, что за человек

Развивая уверенность, следует учиться строить взаимоотношения, рисковать. Требуется умение самореализовываться, выбирать интересный вид деятельности, менять мышление и психологические установки.

Специалисты уверены, что современные лидеры не просто рождаются таковыми, а упорно работают над личными качествами, придерживаясь базовых законов:

  1. Притяжение — достичь лидирующих положений в обществе можно исключительно в результате активного творческого, созидательного процесса. Лидеры любят выходить за рамки обыденного, принимать нестандартные решения, мыслить вне шаблонов. Лидер не склонен критиковать окружающих, проявлять слабость, жалуясь на обстоятельства. Наоборот, его энтузиазм, позитивное мышление, уверенность побуждают людей идти за ним.
  2. Самосохранение —индивид с лидерскими качествами стремится вырваться вперед. Коллектив, видя успех предводителя, тянется к нему. Однако лидер не склонен попадать в зависимость от обстоятельств, он способен выйти за рамки ситуации, сохранять объективность, оценивать процессы, поступки максимально беспристрастно. Это помогает контролировать процесс, анализировать события, своевременно реагировать на негативные изменения. Решение принимается быстро, исходя из своевременно поступающей объективной информации, однако риск малопродуктивных поступков лидера сведен к минимуму — он не склонен погружаться в обыденность, тратить энергию на незначительные моменты. Его преимущество — умение идти к цели оптимальным путем.
  3. Отдача — индивид, проявляющий лидерские качества, уверен во взаимосвязанности процессов в мире, обществе. Лидеру важно работать во благо представителей группы, коллектива. Предводитель понимает, что его поведение влияет на членов группы, поэтому стремится приносить пользу. Лидер готов генерировать идеи, делиться ими. Он не заставляет действовать, а мотивирует к эффективной активности. Он способен принять волевое решение, дать пользу социуму.

Основные качества

Психология лидера опирается на особое мировоззрение, способность уникально воспринимать реальность, собственные возможности. Предводитель умеет быть выдержанным, внутренне и внешне спокойным даже в критических ситуациях.

Среди особенных качеств лидера выделяются следующие характеристики:

Понятие лидерства в менеджменте и психологии: кто такой лидер, что за человек

  1. Умение идти к цели вне зависимости от обстоятельств, не останавливаться на полпути, не опускать руки при возникновении сложностей, преград. Лидер отличается сильным желанием достичь цели, настойчивостью. Его мотивация настолько сильна, что его сложно остановить. При отсутствии стимулов лидер будет бездействовать, но постарается найти мотивирующий фактор — внутренний или внешний. Желание управлять подкреплено готовностью идти к конечной цели.
  2. Наличие интеллекта, что проявляется в желании, умении накапливать нужную информацию, анализировать ее, применять для выработки решений, саморазвития. Предводитель не останавливается на достигнутом, готов оттачивать лидерские качества. Лидеры находятся в постоянном поиске, они повышают свой уровень знаний, увлекаются совершенно новой сферой знаний и деятельности. Не следует ограничивать себя определенной профессиональной или предметной областью. Больший объем знаний дает эффективную основу развития.
  3. Вера в собственные способности и возможности. Такая уверенность является надежной основой формирования лидера. Вести и вдохновлять других людей могут только уверенные в себе личности. Отсутствие данного качества не позволяет решиться на принятие важного и ответственного решения. Слабые в этом отношении люди будут искать оправдания или перекладывать решение на других. Длительный поиск советчиков или оправданий для своих поступков отбирает дефицитное время, не позволяет совершить нужный своевременный шаг. Обдумывание ситуации важно, однако делать это надо максимально быстро и без колебаний выбирать выгодный проект.
  4. Силы принять важное решение самостоятельно или с помощью других. Это решение не будет спонтанным. Оно базируется на глубоком анализе информации о ситуации, тщательном обдумывании стратегии, тактики. В результате проделанной работы принимается, ориентированное на положительный результат, решение.
  5. Лидер не действует в одиночку, у него есть возможность опереться на коллектив единомышленников, которые тесно объединены едиными целями и правилами. Он способен убедить других, распределить полномочия и ответственность, создать отлаженный функционирующий механизм.
  6. Наличие характера, способность продвинуть свою точку зрения, несмотря на сопротивление. Лидер действует в ситуациях, когда другие опускают руки. Он способен проявлять жесткость, управлять коллективом, принимая при необходимости непопулярные решения. Однако его строгость сочетается со справедливостью, соблюдением прав и достоинства членов социума.
  7. Умение принимать изменения. Лидерство означает способность менять поведение, стратегию, тактику в зависимости от перемен.

Лидер и руководитель

Понятие лидерства в менеджменте и психологии: кто такой лидер, что за человек

Опытный руководитель способен принять эффективные кадровые решения, подобрав себе людей, способных эффективно работать. Но не всегда начальник делает из коллектива единый механизм. Поэтому организация будет работать неэффективно, так как сам руководитель не пользуется авторитетом.

Лидер играет определенную роль в зависимости от своей основной функции:

  1. Организатор, принимающий активные решения для получения заветной цели.
  2. Творец — используя диалог с людьми, опираясь на неординарное мышление, решает важные для организации вопросы.
  3. Борец, отличающийся силой воли, уверенностью в силах. Он готов оперативно принимать важные решения.
  4. Дипломат — знает ситуацию, умеет правильно влиять на команду.
  5. Утешитель — опирается на эмпатию, проявляет сочувствие к другим.

Лидерство бывает делового типа, когда от руководителя требуется компетентность, способность выбирать нужную стратегию, пользоваться авторитетом и опытом.

Встречается и эмоциональный тип, когда авторитет зависит от личностных симпатий, когда важна харизма. Такой лидер вызывает доверие и уверенность в коллективе. Ситуативный лидер выбирает модель поведения, исходя из сложившейся ситуации.

Лидер в подчинении

Такие ситуации не являются редкостью. В коллективе всегда найдется сильная личность, которая будет вести его за собой и не всегда действовать в интересах организации и следовать линии руководителя. Наоборот, амбиции неформального лидера будут заставлять его идти против формального руководства, ставить все решения под сомнения, показывать начальника с неприглядной стороны.

Самым простым решением было бы убрать его воздействие на группу. Однако это не всегда возможно, поскольку лидер бывает прекрасным специалистом. Важно научиться использовать его в интересах коллектива, построить конструктивные отношения. Неформальных лидеров ставят на небольшие ответственные должности, где они бы смогли удовлетворить амбиции и принести пользу.

Воспитание лидера

Ранее говорилось, что каждый человек рождается с определенными задатками лидера. Их нужно развивать. Конечно, если вам это требуется. Не обязательно быть сильным лидером, вполне достаточно быть квалифицированным специалистом, умеющим отстоять точку зрения. Существует множество тренингов, дающих эту возможность.

Лидер способен принимать ответственность. Поэтому в воспитании детей целесообразно руководствоваться несколькими простыми советами:

  1. Давайте детям возможность получать опыт, изучать мир, даже набивая «шишки».
  2. Становиться лидером могут индивиды с развитым интеллектом, умением критически мыслить. Не запрещайте ребенку анализировать, искать причинно-следственные связи.
  3. Побуждайте к участию в соревнованиях. Это научит малыша стремиться к победе, достойно принимать поражения.
  4. Формируйте личную зону ответственности — подростки должны знать, что поступки повлекут определенные последствия.
  5. Не отказывайте ребенку в помощи. Побуждайте малыша к поиску решения, мотивируйте, помогайте наводящими вопросами.

Воспитать в себе лидера может любой. Для этого нужно постоянно ставить новые цели, развивать сильные стороны, учиться организовывать, мотивировать людей.

Читайте также:  Рассмотрение основных видов в планировании: принципы, содержание, что охватывает

Важно не бояться рисковать, экспериментировать, быть новатором, верить в успех.

А вот как воспитать ребенка с лидерскими качествами можно посмотреть ролик, где специалист в области психологии рассказывает, что нужно делать и вообще стоит ли стремиться к лидерству.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/liderstvo.html

37. Понятие лидерства в менеджменте

37. Понятие лидерства в менеджменте.

Лидерство — это способность формировать
коллектив и вести его к намеченным целям
на основе личного авторитета. Люди,
обладающие такой способностью,
злоупотребляют ею во имя личных интересов.
В настоящее время существует несколько
направлений в изучении теорий лидерства.

В соответствии с «традиционной
концепцией
лидерства» лидерские
качества основываются на личных
характеристиках. Они в соответствии с
данной теорией могут быть либо врожденными,
либо воспитанными. Позднее Френк
Фидлер
предложил «ситуационную
теорию лидерства

Данная теория
предполагает, что, для того чтобы человек
проявил себя как лидер, ему прежде всего
необходима ситуация, в которой он сможет
реализоваться соответствующим образом.

Третья концепция, «Новая концепция
лидерства»
, включила в себя первых
два направления, но в ней уделяется
больше внимания внутреннему миру лидера
и его способностям за счет своих
личностных качеств оказывать влияние
на других людей. Власть лидера
обеспечивается хорошим знанием людей,
т.е. настоящий лидер — это хороший
психолог.

Он прекрасно чувствует
моральный настрой собеседника, будь то
единомышленник или оппонент, и умело
ведет беседу в официальных и неофициальных
условиях. Лидерство — это талант, без
развития он угасает, как и все другие
способности. Настоящим лидером человек
становится к 30-35 годам, когда он набирается
жизненного опыта.

Специалисты по
менеджменту выделяют две группы лидеров
:
1)«игроки»; 2)«открытые» «Игроки»
используют свою способность разбираться
и управлять окружающими людьми
исключительно в собственных целях. За
их внешним благородством кроется
холодный расчет в личных интересах.

Это
актеры, которые постоянно меняют свои
маски и роли «Игроки» — это карьеристы,
которые ни перед чем не остановятся,
чтобы добиться более высокого. положения.
«Открытые» лидеры живут интересами
коллектива, некой всеобщей идеей. В
своей работе такие лидеры руководствуются
обстоятельствами, в остальном они
являются полной противоположностью
«игрокам». Эти люди и есть настоящие
лидеры, взаимоотношения которых с
людьми, в том числе и их последователями,
складываются на основе искренних
отношений.

Лидерство нельзя делегировать
только сверху, оно делегируется
и снизу от групп, коллективов и
подчиненных.Теории лидерства.
1)Теория личностных качеств
Лучшие
из руководителей обладают определенным
набором общих для всех личных качеств.

уровень интеллекта и знания; впечатляющая
внешность; честность; здравый смысл;
инициативность; социальное и экономическое
образование высокая степень уверенности
в себе.

Наличие указанных качеств не
гарантирует пост руководителя 2)
Поведенческие теории
Эффективность
руководителя определяется не личными
качествами руководителя, а скорее его
манерой поведения по отношению к
подчиненным. Поведенческий подход помог
провести анализ и составить классификацию
стилей руководства.

Стиль руководства
— привычная манера поведения руководителя
по отношению к подчиненным, чтобы оказать
на них влияние и побудить их к достижению
целей организации.
Стили руководства

Стиль в крайних случаях может быть
автократичным и либеральным.

  • а) Автократичный стиль Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы. у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили. больше всего люди хотят защищенности. чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания. б)Демократичный стиль Труд  процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично. 3)Теория руководства, сосредоточенного на работе и на человеке.Руководитель, сосредоточенный на работе — заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда. Руководитель, сосредоточенный на человеке — позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки и устанавливает для подразделения высокий уровень производительности труда. Стиль руководства неизменно будет ориентированным либо на работу, либо на человека.

Источник: https://studfile.net/preview/1493496/

48. Понятие «лидер» и «лидерство»

 Шпаргалка по социальной психологииЧелдышова Надежда Борисовна

48. Понятие «лидер» и «лидерство»

Лидерство – доминирование одних членов группы над другими.

Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. В отличие от лидера руководитель – это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Эти понятия различаются по охвату проблем и процедуре выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).

  • Признаки лидеров:
  • 1) высоко активен и инициативен при решении группой основных задач;
  • 2) способен оказывать влияние на других членов группы;
  • 3) хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;
  • 4) поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;
  • 5) обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы;
  • 6) способен выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных ориентаций.
  • Функции лидера:
  • 1) организация совместной жизнедеятельности группы в различных сферах;
  • 2) выработка и поддержание групповых норм;
  • 3) представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;
  • 4) принятие ответственности за результаты групповой деятельности;
  • 5) установление и поддержание микроклимата группы.
  • Виды лидерства по М. Веберу:
  • 1) традиционное лидерство – основано на традициях, обычаях, вере, характерно для традиционных обществ (восточной деспотии, монархии). Лидером становится тот, кто принадлежит к элите, узкой группе людей;
  • 2) легально-рациональный (бюрократический) – основан на разумности существующих порядков в обществе. Лидером становится тот, кто обладает определенным уровнем знаний, компетентности, подготовленности, характерен для индустриальных стран;
  • 3) харизматическое лидерство – основан на божественности, сверхъестественности, необычности, появляются на переломных этапах истории.
  • Типы лидерства по реальной управленческой практике:
  • 1) лидер – организатор – воспринимает нужды коллектива как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо, не станет предлагать пустое дело, умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше;

2) лидер – творец – обладает способностью видеть новое, чем и привлекает людей. Берется за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Действует не командными методами, а приглашает к обсуждению. Ставит задачу так, что она заинтересовывает и привлекает людей;

3) лидер – борец – обладает сильной волей, уверен в своих силах, первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Часто действует на свой страх и риск, т. к. ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть;

4) лидер – дипломат – опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. Хорошо информирован обо всех сплетнях и пересудах, поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов;

  1. 5) лидер – утешитель – всегда готов поддержать в трудную минуту, уважает людей, относится к ним доброжелательно, вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.
  2. Выделяют также лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).
  3. По стабильности выделяют ситуационного и постоянного лидера.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

ЛЕКЦИЯ № 12. Лидерство – понятие и классификация
Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе.В общих теориях лидерства под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий

Тест № 22
ЛИДЕРСТВО
Вы можете начислить по 1 баллу за ответы «а» на 1, 2, 4, 5, 7, 10, 11,12,15,20,21,22,23,24,26,28,31,32,33,34,37,39,41, 42, 43, 44,46, 48-й вопросы и по 1 баллу за ответы «б» на 3, 6, 8, 9, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 27, 29, 30, 35, 36, 38, 40, 45, 47, 49, 50-й вопросы. Суммируйте баллы.До 25 баллов – лидерство слабо выражено;от 26 до

3.3. Лидерство и инновационность
3.3.1. Формы влияния лидера на подчинённыхВ настоящее время довольно актуальным является вопрос о взаимосвязях между лидерством и инновационностью. Этот вопрос активно исследуется в научной литературе по психологии и менеджменту.Главный

Лидерство
Когда я впервые начала путешествие в поисках понимания взаимосвязи лидерства и сообществ, меня очень разочаровывало местечковое отношение мэра и администрации моего города. Город быстро развивался, ему требовались новые решения всевозможных проблем, от

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды
Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой

Читайте также:  Понятие диссонанса: что значит диссоциальное расстройство личности у человека

Лидерство и мораль Когда однажды Гитлер заехал к Штрассеру и увидел под своим громадным портретом худенького веснушчатого молодого человека, он сказал:- Стоит ли одного из лидеров партии так высоко поднимать над остальными национал-социалистами?Гиммлер ответил:- Я

Кто ты: лидер-примат или лидер цивилизованный?
Я перестаю видеть разницу между вашим отношением к человеку и тем, которое проповедует фюрер.Поторопились, уважаемый пастор!Впрочем, хорошие новости от этологов: по крайней мере в человеческом обществе самыми

Лидер – кто он? Унция репутации стоит фунта работы.
Л. Питер
Настоящий лидер развивает свои сильные стороны, умеет показать свои таланты перед взрослыми и ровесниками.Настоящий лидер умеет с юмором относиться к своим недостаткам, извлекать из них урок. Вообще, юмор – это

Лидерство
Часто мы слышим достаточно распространенное клише: «С приходом нового СЕО в компанию Х, компания прошла через путь серьезных преобразований, и ей удалось улучшить результаты». Или так: «Возвращение Стива Джобса подарило компании вторую жизнь». Очень часто

Как формируется лидерство?
Начнем с известных истин. Свой жизненный путь (в большинстве своем) мы начинаем как потенциальные лидеры. Пока мы младенцы, наши движения, голос, поведение естественны. Но проходят годы, и многие из нас становятся носителями всевозможных блоков,

Глава 22
Лидерство
По одному из остроумных определений лидерство – это умение заставить кого-то сделать что-то, притом так, чтобы он этого еще и захотел.Да, лидерство – это способность влиять на людей и управлять ими. Ну а лидер – предводитель, впередсмотрящий,

Глава 22
Лидерство
По одному из остроумных определений лидерство – это умение заставить кого-то сделать что-то, притом так, чтобы он этого еще и захотел.Да, лидерство – это способность влиять на людей и управлять ими. Ну а лидер – предводитель, впередсмотрящий, руководящий

Источник: https://psy.wikireading.ru/22032

Понятие лидерства в менеджменте

                                                   Содержание

Введение……………………………………………………………………………..

1. Понятие лидерства в менеджменте……………………………………………

2. 2.1Принципы построения организационных структур управления………

     2.2Понятие нормы управляемости…………………………………………….

3.  Задача…………………………………………………………………………..

4. Тест………………………………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………………..

                                       Введение

   Актуальность темы в том, что 
в системе управления руководитель 
занимает ключевое положение.

 
Определяющая роль руководителя 
проистекает из того, что это 
–  «лицо, которое руководит 
кем-либо, чем-либо», лицо, наделенное 
полномочиями принимать решение; 
кто решает что делать, как 
делать, и несет за это ответственность.

 
Руководитель всегда имеет дело 
с людьми, сотрудниками организации 
и членами других организаций, 
стремится оказать на них воздействие, 
влияние, с тем, чтобы побудить 
их к определенным поступкам 
для достижения организационных 
целей, т.е. он осуществляет 
руководство.

   Руководство – поведение, при котором один человек реально влияет на деятельность других.

   Влияние, которое имеет руководитель, принято называть авторитетом. 
Авторитет – влияние, общепризнанное 
значение, одна из форм проявления, реализации, осуществления власти. Авторитет рождается не только 
от характера общения, но и 
в большей степени зависит 
от  стиля руководства (деловых 
качеств руководителя, результатов 
деятельности).

  •    Стиль руководства – совокупность всех методов и приемов, которые использует руководитель в своей деятельности.
  •    Высший стиль руководства – лидерство, инструмент повышения эффективности управления.
  •      Главная цель контрольной работы 
    посвящена раскрытию вопроса 
    о лидерстве в менеджменте. 
    Из цели вытекает ряд задач:
  1. Раскрыть понятие лидерства в менеджменте;
  2. Рассмотреть принципы построения организационных структур управления;
  3. Раскрыть понятие нормы управляемости;

                  1.  Понятие лидерства в менеджменте

   В менеджменте лидерство является 
ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.

   Лидерство (от англ. Leader) – способность влиять на других таким образом, чтобы они работали на достижение целей организации, для эффективного управления. Лидерство нельзя делегировать только сверху, оно делегируется и снизу вверх от групп,  коллективов «ведомых».

   Природа 
лидерства может быть боле 
понятна, если его сравнивать 
с руководством. Лидер также является 
руководителем, но характер его 
действий не такой, как у 
обычного менеджера-администратора. Он не управляет, не командует, 
а увлекает, ведет за собой 
остальных. Те же выступают 
по отношению к нему не подчиненными, а последователями.

   Выделяют три основных подхода к лидерству: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.

    Роль лидера в менеджменте уникальна. Идея лидерства пронизывает всю систему менеджмента: от планирования до контроля. Сотрудники оценивают деловые качества менеджера, прежде всего о его способности быть лидером. Только настоящий лидер может эффективно управлять людьми, сплачивать коллектив, направлять его на решение стоящих задач.

Деятельность менеджера предусматривает ряд требований к лидеру: концептуальность (способность представлять деятельность предприятия в целом, уметь адаптировать ее к меняющимся условиям, обладать навыками стратегического планирования); оперативность (наличие квалификации на уровне принимаемого решения); аналитичность (умение эффективно применять научные методы анализа);коммуникационность (умение передавать свои разработки как в устной, так и в письменной форме); коммуникабельность (умение строить свои отношения в общении с коллегами  как в пределах фирмы, так и за ее пределами); обладание определенным уровнем технических знаний, необходимых для принятия управленческих решений. 

   Лидерство бывает формальное и неформальное. Формальное лидерство — влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности – должностные, функциональные отношения.

Процесс влияния на подчиненных через личные способности, умения и другие подобные ресурсы называется неформальным лидерством  –  психологические, эмоциональные.

Как формальный, так и неформальный лидер имеют влияние на группу.

   Идеальным для лидерства 
является сочетание двух основ 
власти: личностной и организационной.

   Подход с позиции личных качеств сделал попытку определить соотношение между наличием конкретных личных качеств — таких как ум, логика, смелость, гибкость, интуитивность, энергичность и т. д., и эффективностью лидерства. Данный подход так и не смог создать завершенной теории лидерства.

Поведенческий подход дал классификацию стилей лидерства, то есть манеры поведения руководителя с подчиненными. В рамках данного подхода существуют исследования Лайкерта, Блейка и Мутона, а также концепция трех лидерских стилей (считающаяся наиболее распространенной): авторитарного, демократического и либерального (пассивного, «попустительского»).

   Авторитарный 
лидер навязывает свою волю подчиненным путем принуждения или вознаграждения, используя командные методы.

Для такого лидера характерна властность, стремление единолично принимать решение, навязывать их другим людям, оказывая при этом психологическое давление, сосредоточенность исключительно на деловых отношениях в группе.

               Демократичный лидер позволяет подчиненным участвовать в принятии решений и предпочитает оказывать влияние с помощью убеждения или харизмы. Он избегает навязывать свою волю подчиненным. Демократический лидер является противоположностью авторитарного.

Типичными чертами демократического лидера являются: уважение людей, признание за ними права поступать по своему, общение с подчиненными на равных, обращения с просьбами и советами, а не с приказами.

Либеральный лидер дает подчиненным практически полную свободу, отстраняясь от управления подчиненными. Этот стиль лидерства называют еще и попустительским.

   Американский психолог Р. 
Лайкерт выделил 4 стиля лидерства:

  • Эксплуататорско – авторитарный стиль

   Менеджеры навязывают свои 
решения подчиненным, мотивация 
осуществляется посредствам угроз. 
Такому стилю характерна недостаточная 
коммуникабельность. Менеджеры, использующие этот стиль, исходят из теории «Х» МакГрегора: персонал разделяется на две категории «Х» — пассивные, «У» — активные личности.

  • Благожелательно – авторитарный стиль

   Отношение к подчиненным 
снисходительное, мотивацией является 
вознаграждение. На управленческом 
персонале лежит определенная 
ответственность. Характеризуется 
стиль малой коммуникабельностью.

  • Консультативно – демократический стиль

   Менеджера советуются с 
подчиненными, мотивация за счет 
вознаграждения и некоторого 
подключения к управлению. Коммуникации 
осуществляются как сверху вниз, так и снизу вверх. 

  • Демократический стиль, или система группового управления

   Полное доверие к подчиненным, 
мотивация экономическим вознаграждением 
(основанным на целях организации), Ответственность персонала на 
всех уровнях, множество коммуникативных 
связей. Менеджера этого стиля 
исходят из категории «У» МакГрегора.

   Помимо стиля руководства, 
балансирующего между демократией 
и автократией, выделяют и стили, 
ориентированные на результаты 
работы, либо на благоприятный 
климат в коллективе.

                                      Менеджмент и лидерство

   Менеджмент является социальным 
по своей сущности феноменом, 
а лидерство – психологическим.

 
Однако, оба явления  — средства 
координации, организации отношений 
членов социальной группы, средством 
управления ими; реализуют процессы 
социального влияния в группе, также обоим феноменам присуща 
субординация отношений.  Лидерство 
– важный ресурс менеджмента.

 
Лидерство способно переходить 
в руководство, а руководитель 
– становиться лидером. В современном 
обществе хороший руководитель 
организации – человек, который 
одновременно является и лидером, 
и эффективно управляет подчиненными.

   Работа менеджера сводится 
к тому, чтобы заставлять других 
делать что-то и так, как 
он этого хочет. Поэтому первостепенное 
значение здесь имеет эффективное 
использование лидерства, власти 
и влияния. 

   Власть – право, которым обладает человек вследствие служебного положения.

   Влияние – поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого.

  1. Принципы построения организационных структур управления. Понятие нормы управляемости
    1. Принципы построения организационных структур управления

   Управление предприятием должно 
осуществляться на базе определенной 
организационной структуры. Структура 
предприятия и его подразделений 
определяется предприятием самостоятельно.

  Структура 
управления — упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия.

                Элементами организации структур управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято какое-то количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые — это отношения подчинения.

Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

   В структуре управления 
организацией различаются линейные, функциональные и линейно — функциональные 
связи.

 Первые суть отношения 
по поводу принятия и реализации 
управленческих решений и движения 
информации между так называемыми 
линейными руководителями, то есть 
лицами, полностью отвечающими за 
деятельность организации или 
ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента.

   Для того, чтобы раскрыть динамику раскрытия организационных структур и сущность многочисленных проблем, стоящих на пути их совершенствования, необходимо рассмотреть методологические принципы проектирования системы организационного управления. Важность детального рассмотрения принципов управления обусловлена ещё тем, что они непосредственно влияют на структуру аппарата управления, внося в неё определенные коррективы.

   Научно обоснованное формирование 
организационных структур управления — актуальная задача современной 
адаптации хозяйствующих субъектов 
к рыночной экономике. Необходимо 
широко использовать принципы 
и методы проектирования организации 
управления на основе системного 
подхода.

 Без развития методов 
проектирования структур управления 
затруднено дальнейшее совершенствование 
управления и повышение эффективности 
производства, так как: в новых 
условиях в целом ряде случаев 
нельзя оперировать старыми организационными 
формами, которые не удовлетворяют 
требованиям рыночных отношений, 
создают опасность деформации 
самих задач управления; в сферу 
хозяйственности управления техническими 
системами. Комплексный подход 
к совершенствованию организационного 
механизма ранее во многом 
был подменён работой по внедрению 
и использованию автоматизированных 
систем управления. Также создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования; проектирование механизма управления — должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем.

   Организационная структура управления – целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления.

Отражает строение системы управления, содержанием которого является функция управления – вертикальное и горизонтальное соотношение уровней управления, а также количество и взаимосвязь структурных подразделений в пределах каждого уровня.

В зависимости от соотношения уровне и структурных подразделений различают линейную, функциональную, линейно – функциональную, матричную и матрично – штабную типы организационных структур.  

Источник: https://student.zoomru.ru/men/ponyatie-liderstva-v-menedzhmente/226882.1790983.s1.html

Ссылка на основную публикацию