Понятие деструктивного характера: что это такое, виды поведения у подростков

Понятие деструктивного характера: что это такое, виды поведения у подростков

Поведение человека можно разделить на 2 категории: нормальное, называемое конструктивным, и поведение с аномалиями, имеющее название деструктивного.

В психологии это значит, что оно не соответствует стандартам, принятым в обществе, неодобрительно воспринимается окружающими, часто имеет выраженные патологии. Также является отклонением по медицинским нормам. Рассмотрим понятие деструктивности, а также как помочь взрослым и детям, в том числе дошкольного возраста, справиться с этой проблемой и научится нормальному общению.

Характеристика

Любое поведение имеет свои составляющие, влияет на каждую сферу человеческой жизни. Разрушительное не исключение. Оно состоит из следующих компонентов:

  • внешней активности (движений, высказываний, поступков);
  • внутренней активности (включает мотивацию, целеполагание, когнитивную обработку, эмоциональную реакцию).

Проявление внутренней активности всегда заметно снаружи. Деструктивные действия зависят от таких же мыслей.

Деструктивное поведение имеет следующие особенности:

  • отмечается негативной, отрицательной оценкой;
  • выходит за рамки социальных норм;
  • вред от него ощущается как самим человеком, так и окружающими;
  • является ответом в случае нестандартной ситуации;
  • возникает, когда человек не способен социально адаптироваться;
  • обладает собственными индивидуальными чертами.

Характеризуется:

  • отсутствием мотивации;
  • неадекватностью;
  • неспособностью приспособиться к обстоятельствам;
  • аутичностью;
  • отсутствием результативности.

Очень часто деструктивными поступками отличаются безответственные люди, не способные к самостоятельным решениям. Эти личности чаще склонны к аномальному поведению.

Проявления выражаются в игнорировании:

  1. Духовно-нравственных норм (общечеловеческих ценностей).
  2. Морально-этических норм (правил, незафиксированных в письменном виде).
  3. Правовых норм (законов).
  4. Организационно-профессиональных норм (инструкций).
  5. Индивидуальных норм (прав личности).

К характерным признакам относятся:

  • жестокость, враждебность по отношению к другим людям;
  • агрессивность;
  • стремление уничтожать материальные вещи, ценности;
  • стремление разрушать привычный уклад близких;
  • эмоциональная отрешённость;
  • опасность для себя и окружающих.

Понятие деструктивного характера: что это такое, виды поведения у подростковЧастое проявление агрессии — один из признаков девиантного повидения

Причины

В детстве происходит закладывание любой поведенческой модели. Достигшими 4-5-летнего возраста детьми впитывается информация, которая определит их отношение к окружающим. В полноценной семье с заботливым, внимательным отношением между её членами детская психика формируется под благотворным воздействием.

К деструктивному поведению склонны личности, у которых с детства не было грамотного воспитания, любви, семейного тепла. Порой разрушительная поведенческая модель навязана родителями.

Деструктивному поведению способствует наличие следующих факторов в обществе:

  • массовые социальные отклонения (примеры: алкоголизм, преступность);
  • ослабление мер воздействия на общество (низкий уровень осуждения);
  • либерализация методов искоренения разрушительного поведения (отсутствие законодательного наказания за поведенческие отклонения).

Виды и формы

Выделяют два типа деструктивного поведения:

  • Делинквентное: выражается в противозаконных действиях, подлежит криминальной, административной, правовой ответственности.
  • Девиантное: вступает в противоречие с моральными, нравственными и этическими представлениями общества.

При аномальном поведении можно столкнуться с различными формами при взаимоотношениях в социуме и попытках адаптации. Эти формы представлены:

  • Радикальной адаптацией: стремление к переменам всего, что не устраивает.
  • Гиперадаптацией: ставятся недостижимые цели.
  • Конформистской: несогласный с общепринятыми нормами человек подстраивается под них.
  • Девиантной: у разрушительного поведения есть мотивация, но оно выходит за пределы нормы.
  • Социально-психологической дезадаптацией: человек открыто отрицает необходимость приспособления к обществу, прилагает усилия, чтобы игнорировать его.

Конфликт

Конфликт возникает, когда взгляды и интересы нескольких людей вступают в противоречие. Психологи учат брать конфликт под контроль. Только так все участники смогут поделиться своей точкой зрения, найти компромисс.

При разрушительном поведении человек не умеет относиться к чужому мнению с адекватностью. При таком раскладе конфликт ведётся двумя путями:

  1. Деструктивным: человек осознанно способствует обострению конфликта, оскорбляет оппонента, проявляет чрезмерные эмоции, пытается вызвать ответную агрессии.
  2. Конформистским: происходит полное подчинение, даже в случае несогласия с оппонентом.

Обе модели демонстрируют неверный способ вести конфликт, так как ни один из них не ведёт к разрешению спорной ситуации, что может вызвать её повтор в будущем.

В чём опасность деструктивности?

Деструктивный человек своими действиями может представлять угрозу для семьи, друзей, коллег, незнакомых людей, проявляя делинквентное поведение. Помимо этого, сам индивид рискует своим психологическим здоровьем, так как разрушает себя.

Такие личности не всегда осознают, что могут быть опасны для общества. Им необходима помощь во избежание развития тяжёлого психического заболевания.

Социально-разрушительная модель выражается:

  1. Социальной и личностной дискредитацией: человек подрывает репутацию, авторитет, критикует, осуждает, открыто оскорбляет.
  2. Конкуренцией: человек склоняется к разрушительному поведению, самоутверждаясь за счёт других, из страха лишиться своих позиций.
  3. Уходом от откровенности в общении: человек с деструктивным поведением уходит от открытого общения. Прямого ответа на вопрос о своих действия он дать не сможет.

Как начать новую жизнь и изменить себя

Профилактика

Чтобы повлиять на состояние, необходимо приложить немало усилий. При сильном расстройстве лучше обратиться к психологу.

Развитие эмпатии и способности сострадать

Умея сострадать, сочувствовать другим, человек становится менее агрессивен. Он вызывает меньше страха у окружающих, что способствует общению и проявлению ответных чувств.

Избавление от страха

Страхи бывают истинными и ложными. К истинным относятся обстоятельства, реально угрожающие жизни, здоровью. Ложные являются страхами, испытываемыми человеком относительно самого себя. Например, ему кажется, что он смешной, неполноценный, несовершенный. Этого не следует бояться. Главное, адекватно воспринимать себя, в этом случае окружающим не удастся нанести оскорбление или унижение.

Избавление от агрессии

Индивид может нанести вред своему здоровью, если не сможет вовремя разрядиться. Необходимо найти безопасный способ для эмоциональной разрядки.

Кто-то может начать заниматься музыкой, другой выберет спорт и увлечётся бегом, плаванием, третий с удовольствием будет колотить по боксёрской груше. Важно, чтобы любое из выбранных занятий способствовало эмоциональной разгрузке.

Повышение самооценки

Если получится в своих собственных глазах добиться полноценности и самодостаточности, отпадёт необходимость в доказательствах и самоутверждении за счёт окружающих. Поможет личностный рост — каждый день стремиться стать лучше себя вчерашнего.

Как перестать завидовать другим людям

Как не допустить развитие деструктивности у несовершеннолетних?

Чтобы предотвратить деструктивное поведение, начинать нужно с воспитания в семье, обучения в школе. Дошкольный и школьный возраст — самое благоприятное время для закладывания в ребёнка тех идеалов, которые будут выполнять роли проводников по мере взросления.

Основной сложностью, которая поджидает родителей и педагогов, является мнение детей с разрушительным поведением о том, что они мыслят, действуют в рамках нормы.

Детскими психологами даются несколько рекомендаций, следуя которым, родители смогут воспитать своего ребёнка полноценной личностью, соблюдающей социальные границы.

  1. Понятие деструктивного характера: что это такое, виды поведения у подростковНужно понять ребёнка. В первую очередь, родителям и педагогам необходимо прийти к пониманию, по какой причине действия ребёнка именно такие, для чего он демонстративно противопоставляет себя социуму.
  2. Создать баланс между обязанностями, возможностями, желаниями. Для привития детям полезных привычек (будь то чтение книг или ежедневное выполнение домашнего школьного задания), нужно соблюдать пропорции. Если получится найти равновесие и объяснить ребёнку, для чего нужно поступать в определённом порядке, а не по-другому, можно убрать из поведения ребёнка автоматическое следование нормам, мотивировать его осознанно выполнять необходимые требования.
  3. Помочь реализоваться личностным ресурсам. Нужно активировать способности, таланты ребёнка, вместе с ним найти подходящее для него направление. Интересное увлечение позволит ребёнку пройти социальную адаптацию.
  4. Помочь взрослеть. Аутодеструктивное поведение часто основывается на инфантильном расстройстве личности. Чтобы избежать проблемы, ребёнка нужно постепенно вводить во взрослый мир. Главное, обеспечить ему безболезненный переход в жизнь, полную ответственности, принятия самостоятельных решений за самого себя.
  5. Не проявлять агрессию. Если ребёнок совершил промах, не нужно наказывать его. Необходимо набраться терпения и объяснять ему каждую ошибку, личным примером показывая, как следовало поступить.

Понятие деструктивного характера: что это такое, виды поведения у подростков

Источник: https://woplan.net/chto-takoe-destruktivnoe-povedenie-u-detey-i-vzroslyh/

Деструктивность и деструктивный — популярные понятия и определения

«Это был очень продуктивный день», «я хочу услышать конструктивную критику» – эти выражения знакомы каждому, всем понятны.

А известно ли значение их противоположности – деструктивности? Так говорят о чем-то разрушающем, опасном, приводящем к регрессу, деградации, распаду общества, личности.

Давайте познакомимся с понятием «деструктивность», определим, что такое «деструктивный» во всех популярных явлениях.

Понятие деструктивного характера: что это такое, виды поведения у подростков

Что такое деструктивность

Термин образован от латинского слова destructio, что значит разрушение, реструктуризацию чего-либо. Деструктивность в психологии обозначает особенности личности, разрушительное влияние индивида на самого себя или на внешний мир.

Известные психоаналитики Зигмунд Фрейд и Эрих Фромм придерживались разных взглядов о природе деструктивности. Первый психолог считал, что она заложена во всех индивидах и отличается направленностью. Фромм полагал, что деструктивность иногда возникает, но это необязательно. Если она возникает, то направлена на внутренний мир индивида и только потом на внешний (как проекция).

Деструктивность как качество личности развивается в том случае, если человек не может самореализоваться, его энергия не находит выхода. Деструктивность – это результат препятствий на пути самовыражения личности.

Деструктивный – что это значит

Определим значение слова деструктивный. Термин образован от латинского слова destructivus, что означает «разрушительный». Что означает деструктивный?

Деструктивный – это:

  • разрушающий процесс;
  • сбой в работе чего-либо;
  • разрушение, распад структур, связей, зависимостей.

Определение понятия зависит от контекста, словосочетания, в котором используется. Рассмотрим популярные случаи употребления термина, его определение во всех феноменах.

Деструктивные отношения

Деструктивные отношения – это токсичные, зависимые или созависимые, опасные отношения, в которых оба или один участник страдает. Насилие, ограничение свободы и развития, конфликты, унижения, тирания, тотальный контроль – малая часть того, что присутствует в этих отношениях. Они разрушают личности, жизни участников.

Признаки токсичных отношений:

  • игнорирование мнения, интересов, желаний, потребностей партнера;
  • пренебрежение партнером;
  • химические зависимости у одного или обоих участников;
  • ощущение ненужности, безразличия;
  • побои, унижения;
  • измены;
  • ощущение никчемности, неполноценности, заниженная самооценка;
  • манипуляции, в том числе ревностью, слезами, чувством вины;
  • хроническое нервное напряжение;
  • хроническое ощущение несчастности, ощущение роли жертвы.
Читайте также:  Как справиться с депрессией во время беременности: на ранних и поздних сроках

Любовь, по определению Фромма, это активная заинтересованность в жизни, развитии субъекта любви. Только так выглядят здоровые отношения. Это союз двух самостоятельных людей, независимых материально, морально, физически. Каждый свободен, но при этом каждый хочет проводить время с другим, потому что вместе они могут добиться еще большего, обогащают друг друга.

Деструктивная критика и общение

Деструктивная критика – это злобные, язвительные, принижающие замечания, которые не способствуют развитию личности, демотивируют. Это критика личности, а не поступков или отдельных черт.

Это навязывание своего мнения, попытки «заточить» кого-то под себя, заставить делать что-то так, как вам нужно. После токсичной критики не появляется желание попробовать еще раз, попробовать что-то новое.

Появляется разочарование в себе, злость, ощущение, что вас облили помоями и растоптали, установка «я никчемный».

Токсичная критика приводит к конфликтам, войнам, ссорам. Деструктивное общение – это претензии, оскорбления, упреки. Как и некорректная критика, оно приводит к конфликтам.

Деструктивный конфликт

Конструктивный конфликт приводит к сближению людей, улучшает взаимопонимание, повышает продуктивность деятельности. Деструктивный конфликт не содержит пользы. Участники не пытаются понять друг друга, решить проблему.

Особенности конфликта:

  • уводит от решения проблемы;
  • занижает самооценку участников, вгоняет их в состояние стресса;
  • направлен на поиск различий, противоречий участников, а не поиск компромиссов, общего;
  • портит психологический климат в коллективе;
  • не способствует развитию участников, их отношений.

Такие конфликты опасны. Они вредят производству, отношениям, состоянию участников.

Признаки токсичного конфликтного поведения:

  • недоверие;
  • приказы;
  • обвинения;
  • пренебрежительное, снисходительное отношение;
  • отказ принимать другую точку зрения, убежденность в своей правоте;
  • навязывание своего мнения, принуждение;
  • критика других в сочетании с непринятием критики в свой адрес.

Деструктивный конфликт – это иррациональное противостояние двух личностей. Такие индивиды настроены резко негативно, они не пытаются взаимодействовать, искать компромисс. Они подавляют других, готовы идти по головам ради достижения личных целей. Разрушающий конфликт может быть урегулирован только третьей стороной (посредник, медиатор).

Деструктивные чувства и эмоции

Деструктивные эмоции, чувства – это неотработанная сила, которая разрушает индивида изнутри. Обида, ревность, тревога, грусть, тоска, любовь – любое чувство и эмоция может стать разрушающей, если не находит выхода. Но, конечно, чаще речь идет о негативных переживаниях, неудовлетворенности.

Деструктивные мысли и разговоры

Навязчивые мысли или бесполезные разговоры, которые мешают развитию личности. Например, фобии, воспоминания, проигрывание старых ситуаций с альтернативным концом, чрезмерное фантазирование, негативные рассуждения, причитания о том, как все в жизни плохо. Их нужно заменить продуктивными действиями, решением проблем в настоящем.

Деструктивный характер

Деструктивный характер – это наличие таких качеств, которые препятствуют самореализации, развитию личности, ее взаимодействию с социумом. К этой категории относится угрюмость, необщительность, замкнутость, стеснительность, боязнь общения, упрямство, эгоцентризм, прочее.

Деструктивная личность

Что значит деструктивная личность? Это человек, активность которого направлена на разрушение социальных норм, институтов, законов.

Вместе с этим активность направлена на создание своей, альтернативной идентичности, отличной от тех моделей, которые личность пытается разрушить.

Такая личность не может жить вне социума, потому что только во взаимодействии с другими людьми она находит способы самоутверждения, самоактуализации, самопрезентации.

Личностная деструкция бывает спонтанной и постоянной. Первая зависит от условий, проявляется в конкретных обстоятельствах. Вторая заметна всегда, во всем. В обоих случаях у человека присутствует деструктивная установка на самоутверждение при помощи агрессии, разрушения социальных объектов.

Выраженность деструктивности личности колеблется от пассивных фраз типа «ненавижу этот мир, презираю все его устои, нормы» до активных асоциальных действий. Такой человек отрицает общепринятые ценности и нормы, ограничивает жизнь рамками своего мировоззрения.

Это приводит к сужению мышления и сознания.

Деструктивный человек – это агрессивный тип, который бежит от свободы. При помощи разрушения он пытается преодолеть свою неполноценность, которую ощущает из-за неспособности раскрыть потенциал для самореализации. Деструктивными действиями (морально, физически) он подавляет потенциал других людей. Такой человек не может адекватно оценивать свои поступки, враждебно относится к миру.

Деструктивное влияние

«Не дружи с этой компанией, они на тебя плохо влияют», – говорят иногда родители своим детям. Влияние плохой компании – пример деструктивного влияния. Кроме этого часто говорят о негативном влиянии других культур на культуру России, влиянии социальных сетей на умы молодежи.

Разрушительное влияние – это такое воздействие со стороны групп, отдельных людей, систем, культур, прочего, которое разрушает ценности, устои личности.

Чаще всего речь идет об информационном влиянии, пропаганде разрушительных явлений, например, девиаций, асоциального поведения, гомосексуализма, экстремизма, подобного.

Деструктивная деятельность

Это разрушительные поступки и действия, например, насилие, массовые убийства, войны, терроризм, разрушение природного, культурного наследия. Подобные акты заметны во всех странах, что говорит об общечеловеческой склонности к разрушающей деятельности.

Притом она развивается, обрастает новыми рисками прямо пропорционально техническому, информационному прогрессу. При помощи интернета человеку проще влиять на социум, а обществу проще влиять на человека.

Безработица, нестабильная социально-экономическая, политическая атмосфера в стране – факторы, усиливающие склонность к разрушающей деятельности.

Понятие деструктивного характера: что это такое, виды поведения у подростков

Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения.

Деструктивное поведение: что это такое в психологии

В психологии чаще всего говорят о деструктивном мышлении и поведении. Это поведение, которое отклоняется от медицинских, социальных и иных норм, подвергает опасности и разрушает жизнь индивида. Оно реализуется через деструктивные действия. Это слова, поступки, действие или бездействие человека, приводящее к негативным для него или его окружения, всего общества последствиям.

Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения. Эти особенности приводят к дезадаптации и десоциализации личности.

Примеры и виды

Американский психолог Эрик Берн назвал две направленности разрушающего поведения: вовнутрь личности и вовне.

Примеры токсичного поведения, направленного вовне:

  • моральное или физическое уничтожение другого человека;
  • агрессивность и враждебность в общении;
  • экстремистские действия, направленные на разрушение отдельных групп или всего общества;
  • вандализм и прочие действия, разрушающие культурное наследие или любые другие предметы;
  • убийство животных, вырубка лесов, загрязнение природы, то есть разрушение окружающей среды.

Примеры аутодеструктивного, саморазрушающего поведения:

  • зависимости любого типа;
  • сексуальная распущенность, рискованное поведение и другие девиации;
  • делинквентное поведение (преступное);
  • суицид и членовредительство.

Разрушающее поведение встречается у каждого человека, как правило, в кризисный период, например, в подростковые годы. Оно разрушает личность или ее отдельные компоненты. Заметны негативные изменения в характере и темпераменте, потребностях и системе ценностей, интересах, мотивах. Индивид со склонностью к разрушениям отличается неадекватной самооценкой, слабой силой воли.

Анализ разрушающего поведения помогает понять его направленность. Она, в свою очередь, помогает определить мотив и стереотипы поведения, привычные способы, модели реагирования. Условия среды предопределяют активизацию этих способов, но только сам человек решает, придерживаться привычных реакций или нет.

Причины

Причины развития склонности к разрушениям:

  • неблагополучие семьи, асоциальный пример родителей;
  • психические расстройства;
  • соматические проблемы, неизлечимая или длительная болезнь;
  • разочарование в жизни, неудачи, отчаяние.

Склонность к разрушению и саморазрушению может преследовать человека как с рождения, если такой сценарий сформировали родители, так и возникнуть на любом этапе жизни. Например, человек узнает, что болен раком и решает не бороться, а пуститься во все тяжкие.

Или человек не смог пережить гибель возлюбленной, другую трагедию, ставшую психотравмой, и решает мстить миру, себе. Или индивид не смог преодолеть кризис, не нашел свое место в жизни.

Можно назвать сотни вероятных сценариев, которые толкают человека на путь разрушения себя и всего, что его окружает.

Коррекция поведения

Выбор программы коррекции зависит от следующих факторов:

  • вид и форма девиации;
  • мотивация и цель поведения с точки зрения психологии;
  • результаты и ущерб, причиненный себе, другим людям;
  • индивидуальные характеристики личности и стиль поведения.

Коррекция поведения требует слаженной работы медиков, психологов, педагогов, правоохранительных органов, социальных служб. Стоит отметить, что деструкция может быть частью (началом) продуктивного поведения, созидания. Например, чтобы построить новую систему ценностей, мотивов, средств достижения целей, человеку придется разрушить свой прежний образ жизни.

Понятие деструктивного характера: что это такое, виды поведения у подростков

Лучшим решением для избавления от деструктивности будет посещение психолога.

Как преодолеть деструктивность

Деструктивность – это отражение агрессии, страха. Для избавления от установки на разрушение и саморазрушение нужно проработать психотравмы. Для этого лучше обратиться к психологу.

В качестве самопомощи можно сделать следующее:

  1. Поддерживайте себя. Найдите опору и возможность для самоутверждения внутри себя. Вы можете чувствовать себя полноценным и уверенным человеком, не утверждаясь за счет других.
  2. Развивайте эмпатию и сострадание, чтобы избавиться от агрессии, улучшить навыки общения.
  3. Научитесь выпускать негативные эмоции. Реализуйтесь в творчестве. Выберите тот тип, который вам интересен.

Деструктивность портит жизнь человеку и его окружению, приводит к деградации личности, психофизическому и эмоциональному истощению. Склонность к разрушению приводит к безнравственным, аморальным, преступным поступкам. Помните о том, что тяга к разрушению – это ответ на нерешенные психологические проблемы. Найдите их и разберитесь с ними.

Источник: https://onona.online/psihologiya/destruktivnost

Как проявляется деструктивное поведение, и чем оно опасно для человека

Для изменения состояния нужно усиленно работать над собой. По возможности, следует прибегнуть к помощи психолога, если степень расстройства достаточно сильна.

Читайте также:  Описание признаков психопатии у женщины: как распознать истероидную личность

Развивайте в себе эмпатию и способность к состраданию

Если человек проявляет сострадание и сочувствие к другим, значит, он ощущает намного меньше агрессии к себе самому и к окружающим. Люди перестанут бояться его и начнут с ним общаться, помогать и проявлять ответные чувства.

Понятие деструктивного характера: что это такое, виды поведения у подростков

Не бойтесь

В психологии все страхи делятся на истинные и ложные.

Истинные страхи являют собой обстоятельства, которые несут реальную угрозу жизни и здоровью; ложные – все те страхи, которые человек ощущает по отношению к себе.

Не бойтесь показаться смешным, неполноценным, несовершенным. Самое главное – ваше собственное адекватное восприятие самого себя. Тогда никто не сможет вас унизить или оскорбить.

Не держите в себе агрессию

Отсутствие разрядки может негативно повлиять на здоровье индивида, поэтому стоит подыскать для себя наиболее подходящий метод выхода эмоций. Для кого то это может стать музыка, кому-то больше по душе бег, кому-то нужно поколотить боксерскую грушу, а кто-то находит себя в арт-направлениях. Главное – чтобы это приносило эмоциональную разгрузку.

Начните уже, не отходя от экрана, заниматься эмоциональной разрядкой. Многие психологии практикуют в последнее время раскраски “Антистресс”. Ниже у вас есть возможность воспользоваться этой методикой абсолютно бесплатно.

Выберите как хотите закрашивать.

Повысьте свою самооценку

Если вы сами для себя будете полноценным и самодостаточным человеком, вам не придется никому ничего доказывать и самоутверждаться через других людей. Для этого займитесь личностным ростом и растите в своих глазах по отношению к себе вчерашнему.

Источник: http://EvriKak.ru/info/destruktivnoe-povedenie-cheloveka/

Виды и причины деструктивного поведения

  • Тема          Виды и причины  
  •                деструктивного поведения
  •                               учитель начальных классов
  • Демидова Елена Михайловна
  • Оглавление
  • Ввeдeниe        3
  • I.        Дeструктивноe повeдeниe        5

1.1.        Сущность дeструктивного повeдeния        5

1.2.        Дeструктивная модeль повeдeния        6

  1. II.        Причины дeструктивного повeдeния        7
  2. III.        Виды дeструктивного повeдeния        10
  3. IV.        Профилактика дeструктивного повeдeния        12
  4. V.        Мeтоды устранeния дeструктивного повeдeния        13
  5. Заключeниe        14
  6. Использованная литература        15

Ввeдeниe

Проблeмa дeструктивного повeдeния остаётся aктуальной на протяжeнии всeго сущeствования чeловeчeства в связи с eго распространённостью и нeгативным влияниeм. Сущeствуeт множeство прeдставлений о дeструктивном повeдeнии и eго происхождeнии.

Дeструктивноe повeдeниe чeловeка являeтся основной причиной различных проблeм чeловека, связанных как с мeжличностными отношeниями, так и с физичeским здоровьeм.

Своим дeструктивным повeдeниeм мы сами лишаeм сeбя любви, успeха, здоровья и счастья. Дeструктивноe повeдeниe, как правило, начинаeтся с жeлания почувствовать eебя болee комфортно. Это своeобразная защитная рeакция.

Корни такой рeакции часто уходят в пeрeживания дeтства.

Цeль данной работы раскрыть сущность дeструктивного повeдeния, а такжe выявить причины и дать характeристику основных eго видов.

Дeструктивноe повeдeниe, мeжотраслeвой прeдмeт изучeния многих наук гуманитарного цикла. Интeрeс к нeму остаётся на протяжeнии всeго развития психологии и возрастаeт в послeднee дeсятилeтиe, что подтвeрждаeт увeличeниe количeства публикаций, по данной проблeмe.

Вмeстe с тeм, в исслeдовании дeструктивного повeдeния сохраняются нeрeшёнными нeкоторыe важныe вопросы: нe выбрана eдиная психологичeская линия дeструктивного повeдения; трeбуются болee конкрeтныe тeорeтичeскиe подходы к сущности дeструктивного повeдeния и стилю eго рeализации.

Катeгория дeструктивного повeдeния в психологичeской наукe нe нова. Основатeлeм дeструкции как основного тeрмина понимания фундамeнтальной онтологии являeтся М. Хайдeггeр.

Раскрывая суть данного тeрмина, он опрeдeляeт признаки дeструктивности, к которым относит открытость сущeствования, самоидeнтификацию личности, прeдставлeнность бытия чeловeка пeрeд «ничeм», прeдрасположeнность к дeградированию чeловeчeского бытия, ассимиляцию в «бытиe с другими». До сeгодняшнeго дня дискуссионной остаётся тeма о многоаспeктности дeструктивного повeдeния.

 В пeрвой половинe двадцатого вeка биологами собрано много эмпиричeского матeриала, доказывающeго о врождённой склонности к дeструктивности. Отмeтим, что анализ дeструкции гуманитарными науками помогаeт констатировать факт об общeствeнной природe катeгории дeструктивного повeдeния, формируeмой в рeзультатe становлeния личности.

В основe такого утвeрждeния лeжат прeдпосылки историко-культурной тeории Л. С. Выготского, утвeрждающиe, что в ходe личностного развития трeбуeтся разграничить биологичeскую сформированность (являющуюся плодотворной почвой развития чeловeка) и культурную развитость (появляющуюся в процeссe налаживания общeствeнных отношeний). Послeдоватeлями Л. С.

Выготского исслeдовалось формированиe спeцифичeских характeристик личности под влияниeм внeшнeй срeды (С. Л. Рубинштeйн, А. Н. Лeонтьeв, В. Н. Мясищeв), что позволило прийти к выводу о том, что дeструктивноe повeдeниe возникаeт под влияниeм нeстабильных общeствeнных отношeний индивида.

Эрих Фромм в своём произвeдeнии «Душа чeловeка» указываeт на то, что главный мотив выбора индивида агрeссивного повeдeния становятся социальныe условия, общeственна срeда. Э.

Фроммом исслeдованeе катeгории дeструкции было продолжeно в работe «Анатомия чeловeчeской дeструктивности».

Учёный приходит к выводу, что дeструктивность нeвозможно отнeсти к врождённым свойствам личности, ни к элeментам любой «чeловeчeской натуры».

С изданиeм трудов Э. Фромма начался пeриод активного исслeдования дeструкционного повeдeния, однако по настоящee врeмя eсть множество проблeм, которыe связаны с установлeниeм содeржания катeгории дeструкции.

Соврeмeнныe юридичeскиe, психологичeскиe, социологичeскиe исслeдования обозначают социально нeодобряeмыe формы активности личности чeрeз понятия «дeвиантноe», «дeструктивноe», «агрeссивноe» повeдeниe. В рядe работ данныe понятия выступают в видe синонимов, подмeняя друг друга, что нe способствуeт расширeнию тeорeтико-фундамeнтальным знаниям.

Разграничeниeм этих тeрминов занималась кандидат психологичeских наук Л. Г. Грeбeнщикова. Но, в работe автор нe раскрываeт своeго взгляда на рассматриваeмый вопрос и в итогe подчёркиваeт, что данныe понятия нe тождeствeнны и имeют сложную взаимосвязь.

Такую точку зрeния бeзоговорочно принять нeльзя, поскольку каждая дeвиация носит дeструктивный характeр, однако любая дeструкция по содeржанию являeтся дeвиантной.

  1. Сущность дeструктивного повeдeния

В психологии повeдeние раздeляeтся на двe основныe катeгории: конструктивноe и дeструктивноe или нормальноe и аномальноe.

Аномальноe повeдeниe из которого вытeкаeт дeструктивноe повeдeниe, характeризуeтся тeм, что являeтся нe одобряeмым со стороны общeства, нeстандартным, а порой дажe патологичeским.

Оно можeт являться отклонeниeм, с точки зрeния социальных, мeдицинских и психологичeских установок.

Дeструктивноe повeдeниe, как и повeдeниe в принципe, складываeтся из множeства составляющих и отражаeтся на всeх уровнях чeловeчeской жизни.

Дeструктивноe повeдeниe – это разрушитeльноe повeдeниe, отклоняющeeся от мeдицинских и психологичeских норм, приводящee к нарушeнию качeств жизни чeловeка, снижeнию критичности к своeму повeдeнию, когнитивным искажeниям восприятия и понимания происходящeго, снижeнию самооцeнки и эмоциональным нарушeниям, что, в итогe приводит к состоянию социальной дeзадаптации личности, вплоть до eё полной изоляции. Дeструктивность нeизбeжно присутствуeт у каждого индивида, однако обнаруживаeтся, как правило, в пeрeломные момeнты eго жизни. Прeжде всeго это относится к подросткам, возрастныe особeнности психики которых, в совокупности с проблeмой социализации и нeдостатком внимания со стороны взрослых, приводят к дeструктивным измeнeниям личности.

Под дeструктивными измeнeниями личности слeдуeт понимать патологический процeсс разрушeния структуры личности или отдeльных eё элeмeнтов.

Основными формами дeструктивных измeнений личности являются:

  • патологичeская дeформация личностных потрeбностeй и мотивов;
  • дeструктивныe измeнeния характeра и тeмпeрамeнта;
  • нарушeниe волeвой рeгуляции повeдeния;
  • формированиe нeадeкватной самооцeнки;
  • нарушeниe мeжличностных отношeний.

Дeструктивноe повeдeниe это дeйствия (словeсныe или практичeскиe), направлeнныe на разрушeниe что бы то ни было – мира, дружбы, покоя, настроeния, соглашeния, успeха, здоровья, физичeских прeдметов и т. д.

Выражаeтся как драчливость, нeтeрпимость, упрямство, грубость, нeначисть, страх, паника по отношeнию к другому чeловeку, прeдмету, самому сeбe, отношeнию, животному, дeлу, природe и т. д.

Совeршая дeструктивныe дeйствия, чeловeк нарушаeт нормы мирной жизни и нравствeнныe законы, нe позволяeт состояться конструктивным рeшeниям, прeдаёт дружбу, любовь, вторгаeтся в духовный мир людeй. Это зло, приносящee врeд всeм, в том числe и самому носитeлю зла.

  1. Дeструктивная модeль повeдeния

Почeму жe возникаeт дeструктивная модeль повeдeния?

Eсли чeловeку с дeтства примeром для подражания становится сeмья и родитeли, то к 4-5 годам, рeбёнок получаeт запас знаний и понимания чeловeчeских взаимоотношeний, которым он будeт руководствоваться в дальнeйшей жизни.

Eсли конструктивная модeль повeдeния являeтся нормой в сeмьe рeбёнка, всe члeны сeмьи проявляют заботу друг о другe, рeшают проблeмы разумными способами, а нe по срeдством скандалов и упрёков, рeбёнок нe видит постоянных ссор и растёт в гармоничной обстановкe, то в eго жизни маловeроятно развитиe такого отклонeния.

Eсли происходит наоборот, то вeроятно eсть прeдпосылки в дальнeйшeм для проявлeния дeструктивного повeдeния.

В психологии повeдeниe само по сeбe прeдставлeно в видe активной связки «стимул-рeакция» и имeeт два компонeнта:

  1. Внeшняя активность (движeния, поступки, высказывания). Проявлeния — вандализм, жeстокость к животным и людям, войны, тeракты, экоцид.
  2. Внутрeнняя активность (мотивации, цeлeполаганиe, когнитивная обработка, эмоциональная рeакция). Проявлeния — употрeблeниe алкоголя, наркотиков, психоактивных вeщeств, суицид и т. д.

Внутрeнняя активность всeгда найдёт выход во внe. Дeструктивныe мысли так или иначe воплощаются в дeструктивных дeйствиях.

  •         Дeструктивная модeль повeдeния обладаeт рядом особeнностeй:
  •  –  вызываeт у большинства людeй нeгативную, отрицатeльную оцeнку;
  •  –  нe соотвeтствуeт социальным нормам;
  •  –  приносит ущeрб, как личности, так и окружающим людям;
  •  –  выступаeт в качeствe отвeта на нeстандартную ситуацию;
  •  –  связана с отрицатeльной направлeнностью личности;
  •  –  развивавeтся в рeзультатe отсутствия социальной адаптации;
  •  –  имeeт свои собствeнныe индивидуальныe чeрты.

Источник: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2019/05/21/vidy-i-prichiny-destruktivnogo-povedeniya

Статья "Особенности деструктивного поведения у детей подросткового возраста"

Особенности деструктивного поведения у детей подросткового возраста

Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции.

Читайте также:  Алгофобия: что это такое, как побороть страх физической боли и перестать бояться

Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменениям личности.

Под деструктивными изменениями личности следует понимать патологический процесс разрушения структуры личности или отдельных ее элементов.

Основными формами деструктивных изменений личности являются: патологическая деформация личностных потребностей и мотивов, деструктивные изменения характера и темперамента, нарушение волевой регуляции поведения, формирование неадекватной самооценки и нарушение межличностных отношений.

  • Изучив всю литературу по данной проблеме, можно сказать, что к деструктивным проявлениям поведения, направленным вовне, относятся:
  • — уничтожение другого человека (убийство), разрушение его личности;
  • — разрушение социума или определенных общественных отношений (террористический акт, война);
  • — разрушение неодушевленных предметов, архитектурных памятников и других произведений искусства (вандализм);
  • — разрушение природной среды (экоцид, экологический терроризм).

При анализе деструктивного поведения следует учитывать не только мотив, но и привычный способ поведения. Привычные генерализованные действия личности так же, как и мотив, определяют направленность человеческого поведения. «Фонд отработанных у человека действий определяет в значительной мере всю систему его целеполаганий».

Не владея обобщенным способом действия, субъект не поставит соответствующей цели и мотивационно не санкционирует ее. Следовательно, центральным компонентом поведения является не отдельный мотив сам по себе, а мотивационная сфера деструктивной личности, в которой значительную роль играют обобщенные способы поведения индивида.

Актуализация этих способов поведения предопределяется условиями среды и реальными возможностями их осуществления, которые в свою очередь ведут к уменьшению ответственности личности за свое поведение. В то же время, социализированное поведение обусловлено личностно, а не ситуативно.

Только от личности зависит, как она отражает ситуацию и какие действия предпринимает.

Основными характеристиками деструктивного поведения и одновременно критериями выделения важнейших его разновидностей являются следующие объективные факторы (показатели): вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты данного поведения и ущерб им причинённый; индивидуально-стилевые характеристики поведения. Важнейшей особенностью отклоняющегося поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями.

Подростковый возраст, пожалуй, самый обсуждаемый в психологической литературе. Многие родители боятся наступления этого возраста у своих детей и ждут неизбежных проблем.

Вспоминая себя, редко кто хочет вернуться именно в этот возраст, все скучают по детству, но очень редко звучит желание быть подростком.

Безусловно, это тяжелое время не только для родителей, но и для самого взрослеющего ребенка.

Давайте попробуем разобраться, что происходит с ребенком, который превращается в подростка. Какие основные трудности возникают у детей и родителей в это время?

По сути, подросток, это человек, который находится в переходном периоде между двумя фундаментальными состояниями детством и взрослостью. Он уже не имеет преимуществ ребенка, но еще не достиг возможностей взрослого.

Прежде всего, хотелось бы обозначить границы возраста, который мы называем подростковым.

Ранним началом переходного периода можно считать достижение ребенком 10-ти летнего возраста. Обычно самым сложным для подростка и его родителей является период от 12 до 14 лет. Как правило, к 16-17 годам эмоциональный накал спадает и обстановка в семье гармонизируется. Но бывает, что рамки сдвигаются в ту или иную сторону в силу особенностей эмоционального развития отдельного ребенка.

Таким образом, ребенок, как совсем маленький, так и более старший, производит деструктивные, разрушительные действия либо ненамеренно, случайно, либо в силу возрастных особенностей формирования познавательных процессов.

Подростки нередко портят оборудование лифтов, срывают трубки у телефонов-автоматов и т. п. Подобные действия обычно продиктованы стремлением к самовыражению, для которого, однако, не находится приемлемых путей. Подросток стремится как-то заявить о себе, продемонстрировать плоды своей активности. Когда это не удается никак иначе, буйным цветом расцветает деструктивное поведение.

Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью.

Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.

Синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Что отчётливо проявляется в случаях антиобщественных поступков.

Подросткам с так называемыми социализированными формами антиобщественного поведения не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они легко приспосабливаются к социальным нормам, внутри тех антиобщественных групп друзей, чем родственников, к которым принадлежат.

Такие дети часто происходят из больших семей, где применяются неадекватные меры воспитания и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения.

  1. Подростку с деструктивным поведением присуще такие черты характера как: негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность .
  2. Отклоняющее поведение нередко объясняют тем, что подросток не может правомерными средствами удовлетворить свои социально-психологические потребности в признании, доверии, самоутверждении.
  3. Значительная часть нарушений дисциплины совершается подростками в состоянии сниженного уровня психологической деятельности или в пограничном между нормой и патологией состоянии.

Ускорение биологических и психологических процессов в период кризиса приводит к тому, что отклонение в поведении возникают как бы внезапно. Так у вполне благополучного подростка неожиданно для окружающих вдруг появляется эмоциональная чёрствость, жестокость, склонность к агрессии, насилию .

Период взросления, сам по себе не является болезнью, но может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. Подростковый кризис понимается как состояние, в котором могут возникать «искажения отношений подростка с действительностью».

Одним из кардинальных признаков данного кризиса является переживание отчуждения своего Я (деперсонализация), своего одиночества и оторванности от мира. Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных органов, являются следствием личностного кризиса.

Особо следует назвать те осложнения подросткового возраста, которые влечёт за собой бурное и неравномерное развитие организма, сопровождающее процесс полового созревания подростка. Эта неравномерность может проявиться как в развитии костно-мышечной системы и соматической телесной организации, так и в развитии сердечно-сосудистой системы и внутренних органов подростка.

В одном случае это приводит к соматическим диспропорциям (высокий рост при маленькой голове, узкой грудной клетке, длинные конечности и т.д.), что болезненно воспринимается подростком.

В другом случае неравномерность развития сердечно-сосудистой системы может привести к артериальному давлению, головным болям.

Пожалуй, самое заметное влияние на поведение подростка способна оказать повышенная активность эндокринной системы, так называемая «гормональная буря», вызванная ускоренным половым созреванием.

И, как следствие этого, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакции, выливающихся в неоправданную резкость и повышенную конфликтность, что само по себе способно затруднить его отношения с окружающими.

Повышенная конфликтность, особенно в отношении с взрослыми, которая нередко проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система отношений подростка с взрослыми, и со сверстниками.

Стремясь избавиться от оценки и влияния взрослых, подросток становится критичным по отношению к своим родителям, учителям, начинает обострённо чувствовать и замечать их недостатки. Активный процесс усвоения навыков социального поведения продолжается.

Потребность в общении и самоутверждении подростка должна быть реализована в благоприятной среде.

Если это по каким-то причинам не происходит, самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах, уличных, дворовых компаниях в форме асоциальных проявлений (выпивка, курение, нецензурщина, хулиганство), которые могут стать опасным фактором в формировании у подростка деструктивного поведения .

Подростковые реакции группирования тесно связаны с кризисными процессами самосознания.

Здоровая подростковая тяга к коллективности может перерасти в опасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификацию с группой и её лидером, в неумении и нежелании сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете общих социальных и нравственных критериев, в дальнейшем это может привести к саморазрушению себя как личности.

У «трудных» подростков сильно развит «рефлекс подражания», который побуждает их перенимать формы поведения у более запущенных подростков. Этим объясняется возрастание степени трудновоспитуемости, независимо от педагогических влияний движений по вектору отклоняющегося поведения вплоть до деструктивности.

Подростки, как правило, избегают в общении со взрослыми обсуждения биопсихологических аспектов взаимоотношении мужчины и женщины, скрывают свою осведомлённость или, наоборот, проявляют беззастенчивость, открытый цинизм, когда хотят шокировать окружающих, доказать свою взрослость.

Быстро и легко подростки овладевают «запрещёнными» приемами психологической защиты от нападения, которые встречаются в арсенале взрослого человека: вытеснение неприятных представлений о последствиях своего поступка, хитрость, обман, конформное подчинение требованию, демонстрация физической силы, агрессивность, грубость, угроза, шантаж.

Таким образом, подростковый возраст — трудный период психического развития; он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся на данном этапе, сопротивление подростков воспитанию приводят к появлению большой группы трудных подростков.

Источник: https://infourok.ru/statya-osobennosti-destruktivnogo-povedeniya-u-detey-podrostkovogo-vozrasta-3875598.html

Ссылка на основную публикацию