Подростковый возраст в психологии — особенности данного периода у детей

С точки зрения многих исследователей подросткового периода развития, существует необходимость разделить его на два периода, первый из которых начинается в 11- 12 лет, а второй, возможно, в 16-17 лет. Одни обозначают эти периоды как подростковый возраст и юность, другие как ранний и поздний подростковый возраст. Но, как бы мы их не назвали, между ними существуют качественные различия.

Ранний подростковый возраст, согласно определению – время перехода, время значительного изменения практически в каждом аспекте детской жизнедеятельности.

Поздний подростковый возраст представляет собой в большей степени время консолидации, когда молодой человек устанавливает согласованность новой идентичности, в которую включены более четкие цели и ролевые установки.

Норма Хаан, заимствуя понятия Пиаже, говорит о том, что ранний подростковый возраст является временем ассимиляции, в то время как поздний подростковый возраст – это в основном период аккомодации.

Подросток 12-13 лет ассимилирует громадное количество нового физического, социального и интеллектуального опыта. Пока идет поглощение этой еще не усвоенной информации, подросток находится в более или менее непрерывном состоянии неустойчивости.

Старые паттерны, старые схемы больше не работают с прежней эффективностью, а новыми подросток пока не овладел. Особо важную роль в этот период играют группы сверстников.

В конечном счете, к 16-18 годам юноши и девушки осуществляют необходимые согласования, связывают воедино нити развития и устанавливают новую идентичность, новые паттерны социальных взаимоотношений, новые цели и роли.

Подростковый возраст в психологии - особенности данного периода у детей

Ранний подростковый возраст

В некоторых аспектах ранний подростковый возраст очень похож на период раннего детства. Известен негативизм 2-летних детей и их постоянная борьба за свою независимость. В то же время они стараются приобрести громадное количество новых умений.

Подростки демонстрируют многие из тех же самых качеств, хотя и на более абстрактных уровнях. Многие их них проходят через период негативизма, начинающийся одновременно с пубертатными изменениями, особенно это проявляется во взаимоотношениях с родителями.

Многие конфликты с родителями возникают на почве борьбы за независимость:

  • подростки хотят приходить и уходить, когда они желают;
  • слушать предпочитаемую ими музыку на максимальном уровне громкости;
  • носить модную одежду и прическу.

Как и в случае с негативизмом двухлетнего ребенка, легко преувеличить глубину или размах конфликта между младшими подростками и их родителями. Подавляющее большинство подростков не демонстрируют постоянных разногласий с родителями, просто несколько увеличивается частота неуступчивых действий и препирательств.

Описание подросткового возраста как времени, наполненного смятением и стрессом, является во многом преувеличением, также как и фраза «ужасные двухлетки».

Правда заключается в том, что оба возрастных периода характеризуются новым обостренным стремлением к независимости, что неизбежно ведет к большему количеству конфронтаций с родителями.

Период борьбы за независимость характеризуется еще одной особенностью: младшие подростки встречаются с новыми потребностями и с необходимостью овладеть целым набором новых умений.

Резкое увеличение частоты депрессивных состояний и падение самооценки, которое наблюдается в начале подросткового возраста, по-видимому, связаны с этой лавиной новых требований и изменений.

Многие исследователи обнаружили, что те подростки, которые претерпевают наибольшее количество одновременных изменений в начале пубертатного периода: переход в старшие классы, переезд в другой город или дом, развод родителей – в наибольшей степени демонстрируют снижение самооценки, наиболее высокий уровень проблемного поведения и самое сильное ухудшение успеваемости. Те младшие подростки, которые имеют возможность справляться с этими изменениями постепенно, демонстрируют меньше симптомов стресса.

Столкнувшись с мощными стрессогенными потребностями, 2-летний ребенок использует маму как безопасную основу для исследования мира, куда можно вернуться за поддержкой в случая переживания страха.

Младшие подростки, видимо, совершают то же самое, используя в качестве безопасной основы свои семьи, откуда можно выдвигаться для изучения остального мира, в том числе мира взаимоотношений со сверстниками.

Родители младших подростков должны постараться найти хрупкое равновесие между обеспечением необходимой безопасности и одновременным предоставлением независимости.

От них, так же как и от родителей 2-летних малышей, требуется нахождение золотой середины между позволением исследовать и обеспечением безопасности. Как среди подростков, так и среди 2-летних детей наиболее уверенными в себе и успешными оказываются те, чьи семьи хорошо справляются с таким балансированием.

Подростковый возраст в психологии - особенности данного периода у детей

Кроме того, третьей характеристикой, в соответствии с которой теоретики уподобили младшего подростка 2-летнему ребенку, является эгоцентризм. Дэвид Элкинд несколько лет назад предположил, что эгоцентризм усиливается в подростковом возрасте. Этот новый эгоцентризм, согласно Элкинду, характеризуется двумя аспектами:

  • обладанием воображаемой аудиторией, т. е. убежденностью в том, что «непосредственно окружающие нас люди не менее озабочены нашими мыслями и поведением, чем мы сами»;
  • обладанием личностным мифом, т. е. склонностью рассматривать собственные мысли и чувства как уникальные и единственно важные.

Эгоцентризм обычно сопровождается чувством неуязвимости – чувством, которое для многих подростков неразрывно связано с привлекательностью рискованного поведения, к каким относится, например, употребление наркотиков и алкоголя, быстрая езды, секс без предохранения и т. п.

Исследование Элкинда показывает, что озабоченность мнениями других о себе особенно выражено в 13- 14 лет. Подростки данного возраста, вернувшись с вечеринки, на которой было множество незнакомых людей, будут долго размышлять о том, что о них думают эти незнакомцы.

Они сильно беспокоятся, когда другие наблюдают за их работой, и отчаянно смущаются, если обнаруживают жирное пятно на своей одежде или только что появившиеся прыщи.

Конечно, дети помладше или взрослые тоже могут волноваться по поводу этих вещей, но они производят впечатление людей гораздо менее расстроенных или скованных такими заботами, нежели подростки 13 или 14 лет, которые находятся в возрасте, характеризующемся наиболее сильным влиянием компании или группы сверстников.

Проведение параллели между младшим подростком и 2-летним малышом оправданно еще и потому, что тот и другой сталкиваются с задачей установления индивидуальной идентичности. Малыш должен отделить себя от симбиотических отношений с матерью или другим основным заботящимся лицом.

Подросток должен не только постичь собственное отделение, но и понять, что обладает способностями и качествами личности. Физическое созревание также позволяет ему перейти на новые уровни независимого исследования.

Младший подросток должен отделить себя от своей семьи и детской идентичности и начать формировать новую взрослую идентичность.

Подростковый возраст в психологии - особенности данного периода у детей

Поздний подростковый возраст

Продолжая проводить базовую аналогию, скажем, что поздний подростковый возраст больше всего похож на дошкольное детство. Период основных изменений остался в прошлом, и установилось новое равновесие.

Физические сдвиги в основном к позднему подростковому возрасту форма взаимодействия между сверстниками переходит от смешанных по половой принадлежности группировок к свободным союзам пар завершились, семейная система претерпела изменения, в результате чего подросток смог стать более самостоятельным и свободным, начала формироваться новая идентичность.

Данный период содержит в себе свои проблемы. Большинству молодых людей не удается сформировать четкую идентичность к этому возрасту, вследствие чего процесс ее формирования остается актуальным. Кроме того, задача установления эмоционально интимных сексуальных или досексуальных партнерских отношений является ключевой задачей позднего подросткового возраста.

Тем не менее, можно согласиться с Хаан в том, что данный период представляет собой скорее время аккомодации, а не ассимиляции. По крайней мере, известно, что он сопровождается повышением уровня самооценки и понижением уровня внутрисемейных конфронтаций или конфликтов.

Физиологические изменения вполне могут играть определенную роль в овладении формальными операциями.

Например, психологи имеют некоторые указания на то, что упрощение синапсов и дендритов продолжается в раннем подростковом возрасте, вследствие чего в этот период происходит окончательная реорганизация мозга.

В то же время любая связь между мышлением с помощью формальных операций и пубертатными изменениями не является неизбежной, так как известно, что все подростки проходят через пубертатный период, но не все овладевают формальными операциями.

Лучшей гипотезой на данный момент является предположение о том, что неврологические или гормональные изменения в подростковом возрасте могут быть необходимыми для дальнейшего продвижения в когнитивной сфере, но не представляют собой достаточного условия для такого развития.

  • Роль когнитивных изменений.

Подростковый возраст в психологии - особенности данного периода у детей

В равной степени привлекательным для многих теоретиков было предположение о том, что в подростковом возрасте главную роль играют когнитивные изменения. Осуществляемый в когнитивной сфере переход от конкретных к формальным операциям приводит к целому ряду изменений, претерпеваемых подростками:

  • изменение Я-концепции;
  • процесс формирования идентичности;
  • повышение уровня моральных суждений;
  • изменения во взаимоотношениях со сверстниками.

Например, существуют достаточные доказательства того, что переход к абстрактному восприятию себя и других тесно связан с более широкими изменениями в когнитивном функционировании.

Известно, что переход от конкретного мышления к применению формальных операций служит необходимой предпосылкой для появления более продвинутых форм социального познания и моральных суждений. Наконец, способность к использованию формальных операций условие необходимое, но не достаточное для формирования четкой идентичности.

Одной из характеристик мышления на уровне формальных операций является способность к умственному манипулированию идеями и ситуациями. Эти новые умения могут стать стимулом для переосмысления старых привычек, ценностей, паттернов, что составляет центральную часть процесса формирования идентичности.

Некоторые исследования показывают, что те старшие школьники и студенты университета, которые находятся на стадиях достижения идентичности или моратория, гораздо чаще используют формальные операции, нежели их сверстники, находящиеся на стадиях диффузной идентичности или предрешенности.

Согласно исследованию, проведенному Роу и Марсиа, только использующие формальные операции индивидуумы достигли статуса зрелой идентичности. Однако обратное утверждение не является верным.

То есть существует определенное количество людей, использующих формальные операции, но не установивших четкой идентичности.

Таким образом, мышление с помощью формальных операций может дать молодому человеку возможность переосмыслить многие аспекты своей жизни, но нет гарантии, что он сделает это.

Суммируя все вышесказанное, можно сказать, что физические изменения, происходящие в пубертатный период, и потенциальные когнитивные изменения в сторону использования формальных операций, приходящиеся на это же время, являются центральными феноменами подросткового возраста, однако вопрос о связи между ними и об их влиянии на социальное поведение остается нераскрытым.

Времени недостаточно для детализации всего множества факторов, оказывающих влияние на подростка в период созревания. Многие из них уже были мной упомянуты, в том числе такие культурные вариации, как присутствие или отсутствие обрядов инициации, время начала пубертатного периода и степень личных или семейных стрессов.

Но одно общее положение необходимо повторить: подростковый возраст, как и все другие периоды развития, не начинается с «чистой доски». Уникальные качества темперамента ребенка, его привычки, внутренние модели отношений, сформированные раннее, очевидно, играют важную роль в период взросления. Примеры эти всегда под рукой.

  • Лонгитюдное исследование, проведенное Аланом Шрауфом, показывает, что те вступающие в пубертатный период подростки, которые в младенчестве, по мнению экспертов, сформировали безопасную привязанность, обладали большей уверенностью в себе и были более социально компетентными во взаимоотношениях со сверстниками.
  • Делинквентности и повышенной агрессивности в подростковом возрасте в большинстве случаев предшествуют поведенческие проблемы и неадекватный семейный контроль в период раннего детства. Даже те подростки, которые первый раз демонстрируют такое антисоциальное поведение в подростковом возрасте, вступают в данный период со специфическими качествами, в число которых входят менее прочные дружеские отношения.
  • Депрессия в подростковые годы наиболее часто появляется среди тех, кто вступает в этот период с заниженной самооценкой.

Подростковый возраст в психологии - особенности данного периода у детей

Авшалом Каспи и Терри Моффитт делают более общее предположение, утверждая, что любой основной жизненный кризис или переходный период имеет эффект скорее выделения ранних особенностей личности или паттернов поведения, нежели создания новых.

В этом есть нечто общее со следующим наблюдением: детская привязанность к родителю проявляется только в момент переживания ребенком стресса.

Каспи и Моффитт указывают на то, что девочки, очень рано вступившие в пубертатный период, сталкиваются с большим количеством психологических проблем, нежели девочки с нормальным сроком начала пубертатных изменений.

Однако более тщательный анализ показывает, что только те рано вступившие в пубертатный период девочки, которые перед началом этого процесса уже имели социальные проблемы, сталкиваются в период созревания с негативным опытом. Очень ранние пубертатные изменения не влекут за собой психологических проблем для тех девочек, которые изначально отличаются психологической стабильностью.

Можно сказать, что это положение важно для понимания всех различных трансформаций как взрослой жизни, так и подросткового возраста. Мы не только «делаем себя», исполняя роли и требования взрослой жизни, но и «подчиняемся» сформировавшимся ранее основным паттернам, которые становятся явными в стрессовых ситуациях.

Это не значит, что мы вообще не меняемся или не овладеваем новым и более эффективным способам реагирования. Многие из нас делают это. Однако мы должны не забывать о том, что к подростковому возрасту и, конечно, к периоду взрослости мы уже устанавливаем наши внутренние рабочие модели и наш репертуар адаптивных действий, что задает системе направленность.

Читайте также:  Как избавиться от заедания стресса и одиночества: что делать, психология проблемы

Другими словами, пока существует возможность изменения, целостность системы находится под угрозой.

В этой статье противопоставляется природа и воспитание, нативизм и эмпиризм, являющиеся базовыми объяснениями паттернов развития. В каждом случае также отмечают, что подлинный ответ лежит во взаимодействии между ними.

  Эслин предполагает существование одной чисто физической модели, в соответствии с которой специфическое развитие продолжается независимо от внешних сигналов, и одного паттерна развития, полностью обусловленного внешней средой, в соответствии с которым определенные области развития полностью зависят от влияния опыта.

Введение этих двух «чистых» альтернатив в некотором смысле логично, но на самом деле ни одна из них не существует в реальности. Все развитие является продуктом различных форм взаимодействия между внутренними и внешними факторами.

Даже в тех областях развития, которые в наибольшей степени зависят от биологических факторов или подвержены их влиянию, нормальное развитие может происходить только в том случае, если ребенок растет в обстановке адекватной или удовлетворительной окружающей среды.

Тот факт, что подавляющее большинство вариантов окружающей среды соответствуют минимальным требованиям, никоим образом не редуцирует исключительную важность влияния окружающей среды.

Джон Флавелл так говорит про это: «Элементы окружающей среды не становятся менее важными в отношении специфических форм развития только потому, что они практически на 100% доступны для использования».

Соответственно даже те аспекты развития, которые с наибольшей очевидностью представляются продуктами внешней среды, основываются на физиологическом субстрате и на инстинктивных паттернах поведения. Тот факт, что все нормальные дети обладают этим субстратом и этими инстинктами, не делает их менее важными для развития.

Источник: http://doctoroff.ru/osobennosti-psihologii-rebenka

Подростковый и юношеский возраст. Психологические особенности юношеского возраста :

В своем развитии человек последовательно проходит различные возрастные периоды. Они являются определенными этапами жизни, каждый из которых выражается только ему присущими особенностями личности и психологическими функциями.

У человека последовательно формируется интеллект, развивается логическая память, усиливается произвольное внимание, возникают высшие эмоции.

Все это находит свое отображение не только во внешнем облике молодых людей, но и в их поведении.

  • Для изучения психического развития на каждом возрастном этапе существует особый раздел в психологии – возрастная психология. Эта дисциплина занимается изучением ряда проблем, среди которых:
  • — оптимальный выбор периода для развития определенных способностей;- смягчение имеющихся возрастных кризисов;
  • — понимание педагогом того стиля общения, который он должен учесть для различных возрастных категорий своих подопечных.

Особенности подросткового этапа

Наблюдения, которые были произведены рядом психологов, позволили составить общую картину различных периодов развития личности. Их изучение поможет понять все особенности подросткового и юношеского возраста.

Подростковый возраст в психологии - особенности данного периода у детейТак, десятилетний ребенок легко воспринимает окружающую его жизнь. Он доверчив и уравновешен в общении со сверстниками и со своими родителями. Забота о собственной внешности стоит у него на втором плане. Это начало подросткового периода, длящегося до 15-летнего возраста.

Однако уже через год в организме ребенка начинается процесс полового созревания. У одиннадцатилетнего подростка меняется поведение. На фоне своей усиленной импульсивности и частой смены поведения он ссорится со сверстниками.

По-другому начинают относиться подростки к родителям и педагогам. У ребенка развивается волевая сфера, авторитарность взрослых воспринимается им с явным негативом. Особенно болезненно подросток воспринимает такой стиль воспитания, который подавляет инициативу и активность.

Однако и лишняя свобода ложится на него непосильным грузом.

Если родители не уважают своих детей и проявляют по отношению к ним безапелляционную требовательность, то их чада замыкаются в себе и становятся лживыми. Такое поведение взрослых приводит к формированию неуверенного в собственных силах, пассивного и забитого человека.

Это, как правило, несамостоятельная, и в тоже время агрессивная личность с эгоистическими и асоциальными чертами характера. При доверительных отношениях, складывающихся между подростком и родителями, в ребенке развивается чувство собственного достоинства и самоуважения, повышается эмоциональный комфорт.

Такой ребенок с легкостью устанавливает хорошие отношения со всеми людьми.

Подростковый возраст в психологии - особенности данного периода у детей

При достижении двенадцатилетнего возраста импульсивность подростка несколько сглаживается. Он начинает более позитивно смотреть на окружающий его мир. В этот период ребенок все более и более увеличивает свою автономию в семье, однако при этом усиливается влияние на его поведение сверстников.

Подросток, достигший двенадцатилетнего возраста, начинает интересоваться противоположным полом и заботиться о своей внешности. В указанный период у человека происходит интенсивное развитие мышления и логической памяти.

Что и определяет такие основные черты этого возраста, как терпимость, юмор и разумность.

Тринадцатилетний подросток часто обращен внутрь себя. В этом и заключена основная особенность данного возрастного периода. В 13 лет бурно развиваются сознание и самосознание. Это вызывает интерес, прежде всего, к своей личности.

Именно поэтому подросток нередко замыкается, проявляя особую чувствительность к критике. Ребенок становится избирательным к дружбе и начинает интересоваться психологией. При этом возникает критическое отношение к действиям родителей. В этом возрасте продолжается гормональное становление.

Перестройка организма значительно усиливается, поддерживая при этом колебания настроения.

В 14 лет завершается процесс полового созревания человека. Подросток вновь переносит свое внимание на окружающий его мир. Он общителен и энергичен, экспансивен и уверен в себе. Одновременно повышается его интерес к людям, к их внутреннему миру. При этом подросток часто сравнивает себя с другими.

Особенно бурно в таком возрасте развиваются операции мышления. Ребенок приписывает им бесконечные возможности, приложив которые, он якобы сможет преобразовать окружающую действительность.

Постепенно философская направленность поведения проходит, и подросток меняет свое положение абстрактного реформатора, становясь активным членом общества.

Подростковый возраст в психологии - особенности данного периода у детей

Основными особенностями пятнадцатилетнего возраста являются самостоятельность и максимализм. Ребенок проявляет жажду освобождения от любого внешнего контроля и стремится к полной независимости. Все это сочетается с началом этапа осознанного самовоспитания и развитием самоконтроля. Это период, когда идет построение первых серьезных жизненных планов.

Однако такой возраст приносит и свои опасности. Ребенок становится ранимым и легко воспринимает вредное влияние. Порой он перестает доверять окружающим и дает неадекватную оценку себе и другим. Вследствие этого его поведение часто отклоняется от нормы. Не применяя к себе созданный идеал, подросток требует соответствия ему от других.

Такому ребенку часто кажется, что люди относятся к нему отрицательно и не понимают его.

Особенности юношеского этапа

Источник: https://www.syl.ru/article/203468/new_podrostkovyiy-i-yunosheskiy-vozrast-psihologicheskie-osobennosti-yunosheskogo-vozrasta

Психология подросткового возраста — Психологос

Подростковый возраст в психологии - особенности данного периода у детей

Подростковый возраст — 12-15 (11-17) лет, и у детей в это время возникают новые особенности, своя другая психология. С подростками уже можно говорить, как со взрослыми, обращаясь к их разуму, но при этом приходится несколько раз повторять одно и то же, как в общении с детьми.

Подростковый период – трудный возраст, где родителям легко потерять контакт с детьми, войти в непродуктивные конфликты. С другой стороны, недостаток родительской требовательности – попустительство – чревато будущими проблемами.

​​​​​​​​​​​​​​С подростками нужно разговаривать, даже когда их стиль общения неприемлем для родителей. Нужно иметь силу и смелость сказать «нет» тем вещам, которые мы, родители, считаем недопустимыми.

Подростки склонны к импульсивным решениям – родители должны поставить этому твердый заслон, одновременно с этим демонстрируя взвешенность в решениях собственных и готовность неторопливо обсуждать с подростками их собственные намерения.

Воспитание, как и политика — искусство возможного. В хороших семьях с детьми-подростками разговаривают тепло, спокойно и по-деловому, как со взрослыми. Твердость — необходима, поскольку подростка в это время может «заносить».

Нет, на ночь в гости не отпущу. Нет, сейчас не гулять, а помочь по дому. При этом важно — стремиться разговаривать, разговаривать, быть рядом с тем, что их волнует, помогать им ориентироваться в их проблемах и их поддерживать.

Подростки — непростой возраст, они возражают против навязывания чего-то извне и готовы бороться за свою свободу. Подростки отчаянно добиваются, чтобы их считали взрослыми, и глубоко негодуют, когда с ними обращаются, как с детьми.

Чрезмерная родительская тревожность за взрослеющего ребенка мешает развиваться его самостоятельности.

Разумной альтернативой должен стать систематический контроль с постепенной передачей функций контроля самому ребенку, — для того, чтобы он научился сам контролировать себя.

Как бы ни было трудно, подростков нужно учить. Это время, когда родители обязаны готовить их к взрослой жизни, где необходима ответственность и самоконтроль. Если вы перестанете это делать и махнете рукой — не надейтесь, это приведет только к тому, что через какое-то время вам придется решать с вашими детьми-подростками уже более серьезные проблемы. Подростков нужно учить. Чему?

В отношении к делам — нужно учить организованности, умению ставить собственные цели и делать то, что сам же себе наметил. В отношении к сверстникам и взрослым — учить мягкости, внимательности и выдержке. Им действительно не хватает мягкости и выдержки, и учить этому лучше всего на своем примере. В отношении к самим себе — подростков нужно учить позитиву и конструктиву.

Подростки склонны к негативизму: самообвинения, самоедство, большие переживания по поводу собственных маленьких ошибок и по поводу своей внешности («Я просто уродка, да?») – это не просто возрастные особенности подростков, а дурные привычки.

Чем быстрее подростки научатся не ругаться на себя, а делать выводы и спокойно двигаться вперед по жизни, тем легче будет и им самим, и взрослым.

Если же родители, столкнувшись с проблемным поведением ранее послушного ребенка, реагируют либо неконтролируемой агрессией, либо сдаются и сами впадают в переживания, — тут не только кончается воспитание, тут начинается негативная петля во взаимоотношениях: проблемное поведение подростка вызывает проблемное поведение родителей, которое в свою очередь провоцирует подростков на еще более вызывающие реакции.

Если подростковый возраст сопровождается частыми конфликтами со взрослыми, это называет кризисом подросткового возраста. В это время подростку хочется доказать, что он может все сам, без родителей, ему важно чтобы никто не вмешивался в его жизнь, подростку хочется независимости от родительского контроля.

Важно понимать, что биологической основы у кризиса подросткового возраста — нет. М. Мид, которая изучала подростков острова Самоа, доказала несостоятельность представления о неизбежности кризиса и конфликтов в подростковом возрасте.

Подростковый возраст у девочек Мид в целом оценила как наиболее приятный и свободный период по сравнению с детством и взрослостью.

Однако мы живем не на Самоа, и в нашей современной культуре кризис подросткового возраста — явление распространенное. Это период, когда подростки настаивают на своей самостоятельности и начинают «качать права». Как к этому относиться? Как к тому, что в этом возрасте это хочется.

А заслужит ли парень или девушка-подросток эти права, решают родители. В хороших семьях родители работают на опережение кризиса: они заботятся, чтобы дети к подросткому возрасту уже достаточно повзрослели, объективно стали достаточно разумными и ответственными людьми.

Они сами, заранее, не дожидаясь требований и конфликтов, дают детям-подросткам их права. С другой стороны, они могут проявить и необходимую жесткость, могут попросту не разрешить кризис, оставляя все естественные в хорошей семье требования к достойному поведению.

Весь вопрос — в авторитете родителей…

Подростковый возраст в психологии - особенности данного периода у детей

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/psihologiya-podrostkovogo-vozrasta

Психологические особенности подросткового возраста

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Возрастной период — это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Психологический возраст, по мнению Л.С.

Выготского — качественно своеобразный период психического развития, характеризуется, прежде всего, появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

Психологический возраст, может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы.

Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Подростковый период — период завершения детства, вырастание из него, переходный от детства к взрослости. Сформированная в учебной деятельности способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя.

Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность.

Чувство взрослости — это психологический симптом начала подросткового возраста. Это период полового созревания. Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным.

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10—11 до 14—15 лет.

Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии направляется школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый.

Читайте также:  Как использовать силу мысли и закон притяжения: как это работает, на что способна

Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость.

Основные психологические потребности подростка — стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, эмансипации от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Чувство взрослости — это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.

Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием гормональная буря.

Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка.

  1. Подростковый возраст. Почему этот возраст трудный?

 Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Период развития охватывает возраст с 10-11  до 14-15 лет.

Чаще всего трудности связывают с половым созреванием.

В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков могут возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия, многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела.

Возраст, в котором появляются первые признаки полового созревания, равно как и последовательность появления этих признаков, колеблется в значительных пределах. Следствием переживаний по этому поводу может быть заниженная самооценка.

Подростку нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего «Я», или чувство идентичности, что в свою очередь порождает множество личных проблем. Одна из них, в частности, связана с появлением в подростковом возрасте полового влечения, часто изменяющего всю систему мотивов и переживаний.

Даже  совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций. Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что некоторые исследователи склонны рассматривать его как один сплошной затянувшийся конфликт, как «нормальную патологию».

Все это требует от взрослых пристального внимания к каждому подростку, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с ним.

  1. Основные проблемы возраста.

  1. Общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение.

Для некоторых это стремление может выражаться в желании  занять в группе место лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-либо деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах.

Как показывают исследования, именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений.

Поэтому в первую очередь взрослым полезно максимально конкретно проанализировать и «отработать» именно версию «общение со сверстниками»: какие отношения со сверстниками были у ребенка раньше, что изменилось, удовлетворяют ли его эти отношения, на   какую роль он претендует в коллективе сверстников и т.д.

Субъективная значимость для подростка сферы его общения со сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости взрослыми, особенно учителями.

В то время как для подростка переживания по поводу общения со сверстниками наиболее значимы, учителя полагают, что в центре переживаний подростков оказываются переживания по поводу общения с учителями, а родители считают, что подростки более переживают  по поводу общения с родителями.

Взрослые, как правило, не имеют никакого представления о динамике мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста. Динамику мотивов общения можно представить схематично следующим образом.

Если в 5 классе доминирующим мотивом общения со сверстниками является простое желание быть в их среде, то уже в 6-7 классах на первое место выходит мотив занять определенное место в коллективе сверстников.

В 8-9 классах центральным становится стремление подростка к автономии в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Анализ показывает, что  у многих подростков оказывается фрустрированной потребность «быть значимым в глазах сверстников», что приводит к тяжелым переживаниям.

Родители подростков все проблемы их общения со сверстниками списывают за счет недостатка тех детей, с которыми общается их сын или дочь.

То же время исследования показывают, что, уже начиная с 7 класса, у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате чего они начинают видеть причины своих конфликтов, затруднений или, напротив, успешности в общении со сверстниками в особенностях собственной личности.

Содержание общения младших подростков сосредотачивается главным образом вокруг вопросов учения и поведения, а старших – вокруг вопросов личностного общения, развития индивидуальности.

На этом фоне у 8-9-классников возрастает критичность по отношению к собственным недостаткам, которые могут сказываться в общении с другими людьми.

Подросток в этом возрасте нуждается в помощи взрослого, но взрослые чаще всего не воспринимают его проблем.

Учителю и родителю необходимо развить способность к «децентрации», способности увидеть проблемы общения подростка со сверстниками не только «со своей колокольни», но и  глазами самого подростка.

  1. Подросток и взрослые. Первый источник этой проблемы – непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях.

    Уже говорилось о том, что взрослые явно недооценивают значение сферы общения со сверстниками для подростка, а ведь этим начинается и заканчивается любая популярная книга о психологии отрочества.

    Что же говорить о более сложных и менее очевидных вещах!

Родители перестают видеть своих детей, а учителя своих учеников; место этих конкретных и разных подростков начинает замещать некоторая абстрактная и искаженная его версия, почерпнутая из газет, из разговоров взрослых между собой, но только не из реального и живого видения ребенка.

И родители, и учителя подростков в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть в практике воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста, всеми силами пытаются сохранить «детские» формы контроля, общения с детьми. Особенно остро это проявляется в старших подростковых классах, учащиеся которых испытывают огромную потребность  в общении с взрослыми «на равных», редко имея возможность ее удовлетворить. Результатом становится противопоставление себя, своего «Я» взрослым, потребность в автономии.

Остановим я еще на одном моменте. Взрослые, видя взросление подростка, чаще всего замечают  в этом процессе только его негативные стороны: подросток стал «непослушным», «скрытным» и т.п. – и совершенно не замечают ростки позитивного, нового.

Одним из таких ростков является развитие в подростке способности к эмпатии по отношению к взрослым, стремление помочь им, поддержать, разделить их горе или радость.

Взрослые в лучшем случае сами готовы оказать сочувствие и сопереживание по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны.

Понятно, почему это происходит, — для того чтобы принять это отношение подростка, как раз и необходимо быть с ним «на равных». Получается, что взрослые стараются только что-то давать подростку, не желая, да и не умея, ничего взять.

Общение подростка с учителями оказывается еще более напряженной, «запущенной», малопродуктивной с точки зрения личностного развития ребенка.

Исследования показывают, что переживания, связанные у подростков с их общением с учителями, занимает одно из последних мест (сами же учителя весьма неадекватно отводят этим переживаниям подростков первое по значимости место).

Кроме того, с  учителями у подростков связаны в основном отрицательные переживания.

Характер общения с учителями и субъективного отношения к нему изменяется на протяжении подросткового возраста. Если ведущим мотивом общения младших подростков является стремление получить поддержку, поощрение учителя за учение, поведение и школьный труд, то в старшем  подростковом возрасте – стремление к личностному общению с ним.

Начиная с 7 класса, подростков все больше волнуют профессиональные и личностные качества педагогов. Причем если профессиональные качества педагогов подростков в целом устраивают, то личностные – нет. Эта неудовлетворенность личностными качествами педагогов воспринимается подростками чаще всего как проблема «справедливости» учителя.

Однако, несмотря на неудовлетворенность подростков личностными качествами учителя, они все равно стремятся к общению с учителем. Учителя, как правило, этого не понимают. Таким образом, с возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребности в личностном общении с педагогами и – невозможности ее удовлетворения.

  Так расширяется зона конфликтов.

  1. Подросток-школьник. При всей важности общения все же основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то простое и очевидное обстоятельство, что он – школьник. Главное общественное требование к подростку – овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, без которых  невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества.

Снижение успеваемости, часто наблюдаемое в средних классах школы, может быть порождено самыми разными причинами

Если у детей младшего школьного возраста неуспеваемость может быть в большинстве случаев преодолена в ходе углубленных занятий с педагогом, причем повышение успеваемости ведет, как правило, к улучшению общения ребенка  с товарищами, то в подростковом возрасте все как бы меняется местами. Нельзя, «вытаскивая» успеваемость, решить все другие личностные проблемы подростка. Можно сделать лишь наоборот: решая личностные проблемы подростка, помочь повысить успеваемость.

Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в средних классах является отсутствие адекватной мотивации учения, т.е. нежелание учиться.

Однако создание адекватной мотивации учения у подростков, и в особенности тогда, когда подросток уже потерял интерес к учебе, — очень сложное дело, требующее тонкой психологической инструментовки, индивидуального подхода  каждому подростку.

Нередко в современной школе потеря подростками смысла учения является результатом педагогической работы. Начиная уже с 6-7 класса, учителя начинают смотреть на того или иного ученика как на совершенно неперспективного.

Учителями откровенно  используются угрозы перевести в другой класс, школу или избавиться после 9 класса.

В результате многие подростки из числа «неперспективных» сами предпочитают «отойти от школы», находя интересы где-то на стороне.

Без глубокой уверенности педагога в перспективности каждого подростка,  в принципиальной возможности развития его личности работа с ним не может быть успешной!

Исследования показывают, что в любом возрасте подростки видят причины трудностей обучения в первую очередь в самих себе (младшие: «плохая память», «слабое внимание», «не умею думать»; старшие: «лень», «безволие»).

Второй по частоте причиной подростки называют сложность учебной программы, отдельных предметов. Старшие указывают на эту причину реже, чем младшие. Третьей причиной подростки считают непрофессионализм педагогов.

Учителя же считают, что во всем виноваты сами подростки.  В качестве второй причины называют плохую помощь родителей.  Третьей причиной учителя считают сложности программы.

Наконец, родители считают главной причиной «недоступность программы», «высокие требования школы».

Выявляемая  на основании сопоставления трех позиций картина весьма неблагополучна с точки зрения, как развития личности подростка, так и развития личности педагога. Тормозом для развития выступает сочетание «обвиняющей» позиции учителей и «самообвиняющей» позиции детей, когда все трудности процесса усвоения знаний списываются за счет «лени», «безответственности» и «нерадивости» школьников.

Еще одна важная проблема, связанная со сферой обучения современных подростков, состоит в полном игнорировании познавательной мотивации.

Для современной ситуации характерно смещение акцентов с собственно познавательной деятельности на отдельные, наиболее формальные элементы учебной деятельности (успеваемость, оценки и т.п.).

Следствием этого становится неразвитость интереса к самому процессу познания, чрезвычайно важного для продуктивного развития личности подростка.

  1. Самопознание, самореализация, самораскрытие.

    Анализ содержания и динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит о том, что и для младших, и особенно для старших подростков характерны переживания, так ли иначе связанные с их отношением к себе, к собственной личности. Но вот что примечательно. Почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком себя, оказываются отрицательными.

Источник: https://infourok.ru/psihologicheskie-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta-2553463.html

Подростковый возраст. Психологические особенности

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.

Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. 

Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Попробую немного рассказать об особенностях и трудностях подросткового возраста.

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Что же он представляет собой?

Вот его проявления:

  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности
  • крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров

Суть «подросткового комплекса» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.

Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — 13-15 лет.

Для подростков характерна полярность психики:

  • Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
  • Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
  • Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты.

Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все».

А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.

Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было — страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом компьютерными играми.

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.

Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к «маленькому».

Многое он не делает сам, многое — не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и «наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь).

До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым.

Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости»: курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление «я тоже имею свою личную жизнь»). Копируют любые отношения.

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений — это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации.

И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка.

Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается.

Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность.

Внешний вид подростка — еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик.

Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения.

Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.

Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, — как трагедию.

Внутренне происходит следующее.

У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.

Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.

Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: «Я сам все знаю!» (Это так напоминает малышовое «Я сам!»). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки.

Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная «самостоятельность» — еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое — это появление пристрастия к музыке определенного типа.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.

Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге.

При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия.

Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта.

Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам).

Дружба носит избирательный характер, измена не прощается.

А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.

У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа — это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично.

Именно в ней будет пытаться утвердиться.

Светлана Сушинских Психолог Что ещё почитать: Кризис подросткового возраста Мифы родительского воспитания Школьники. Сменить школу? Планирование карьеры ребенка или когда идти на профконсультирование Конфликты в подростковом возрасте (Часть 1)  Конфликты в подростковом возрасте (Часть 2) 

Источник: https://nnmama.ru/content/vospitanie/Upperschool/PsyArt1

Психологические особенности подросткового возраста

Ведущий вид деятельности — общение со сверстниками.

Психологические задачи подросткового возраста — это задачи самоопределения подростка в трех сферах: психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной), сексуальной и социальной.

  • 1
  • Физиологические перемены
    • Заметно меняются пропорции всего тела. Замедлившийся было рост вновь вступает в свои права, причем большее увеличение падает не только на длину туловища, но и конечностей (особенно рук). Благодаря этому фигура подростка получает неуклюжий, нескладный вид. Отдельные части тела кажутся недостаточно точно пригнанными друг к другу. Отсюда и движения являются также недостаточно правильно координированными.
    • Увеличивается рост мускульной силы.
    • Из-за усиленной затраты энергии для роста тела организм подростка быстро утомляется.
    • Сердце увеличивается примерно в 2 раза, диаметр же артерий дает значительно меньший прирост; соответственно этому усиливается кровяное давление.
    • Мозг, достигший уже достаточного веса, подвергается дальнейшему качественному улучшению: начинается усиленная деятельность ассоциационных волокон. Т.е. подросток реально становится готов к полноценной психической саморегуляции («тормозит корой подкорковые импульсы»)
    • Самыми значительными, однако, являются изменения в сфере желез внутренней секреции, и в частности, половых желез. Их усиленная деятельность обусловливает ряд внешних перемен, легко подмечаемых самим подростком: появление вторичных половых признаков, менструации, семяизвержения. У подростка проявляется прямой интерес к собственному физическому Я.
  • 2
  • Потребности, влияющие на реализацию психологических задач подростка
    • физиологические потребности, дающие импульс физической и сексуальной активности подростка;
    • потребность в безопасности, которую подросток находит в принадлежности к группе;
    • потребность в независимости и эмансипации от семьи;
    • потребность в привязанности (дружбе, любви);
    • потребность в успехе, в проверке своих возможностей;
    • потребность в самореализации и развитии собственного «Я».
  • 3
  • Развитие познавательных процессов у подростков
    • Достижение познавательными процессами высшего уровня их развития (произвольность внимания, памяти) — произвольности и речевой опосредованности;
    • Становление теоретического интеллекта (развитие абстрактно-логического мышления);
    • Совершенствование практического мышления;
    • Развитие общих и специальных способностей.
  • 4
  • Основные характеристики формирования личности подростков
    • Формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношений к людям, оценку этих людей;
    • Главные мотивы поведения подростков связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию: самопознанию, самовыражению, самоутверждению;
    • Развитие новой формы самосознания — возникновение у подростков представлений и мыслей о свойствах собственной личности и их оценки;
    • Формируется более дифференцированная социальная ориентация и социальная перцепция. У подростков дружеские отношения формируют чуткость, отзывчивость, сопереживание, сочувствие, проникновение во внутренний мир друга. При отсутствии положительного опыта формируются отрицательные качества;
    • Формируются волевые качества личности (целеустремленность, упорство, ответственность за свои действия), идет становление (развитие) характера;
    • Развиваются деловые качества личности, организаторские способности;
    • Развиваются познавательные и творческие интересы. В этом возрасте появляются новые мотивы учения, которые связаны с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересным делом, самостоятельным творческим трудом.
  • 5
  • Психологические новообразования
    • чувство взрослости;
    • способность к идентификации (как субъект социальных отношений, как мужчина-женщина и пр.);
    • привязанность к сверстникам, «кодекс товарищества»;
    • новый уровень самосознания, появление склонности к рефлексии;
    • интерес к собственной личности и положению в обществе;
    • совершенствование воли и характера;
    • повышенный интерес к совместному, профессиональному, творческому труду.
  • 6
  • Психологические причины конфликтов между подростками и взрослыми
    • У взрослых сохраняется отношение к подростку еще как к ребенку;
    • Противоречия у подростка между представлениями о степени собственной взрослости и его претензиями на новые права;
    • Расхождения представлений взрослых и подростков о характере прав и мере самостоятельности подростка;
    • У взрослых остается привычка направлять и контролировать подростка (которую ломать трудно, даже при сознании необходимости);
    • У подростков сохраняются, особенно в начале подросткового возраста, детские черты в облике и поведении, иногда наблюдается отсутствие потребности действовать самостоятельно.
    • Подросток был и остается воспитанником, учеником (объектом, а не субъектом обучения-воспитания);
    • Подросток полностью материально зависит от родителей (а в условиях Центра обеспечение многих жизненно важных потребностей подростков зависит от вожатых);

    Источник: https://www.lazurny-nn.ru/index.php/psychological-service/l—r/2009-12-25-16-26-43

    Ссылка на основную публикацию