Особенности возрастных кризисов, таблица с описанием, что говорит психология

Особенности возрастных кризисов, таблица с описанием, что говорит психология

Чаще всего кризисы возраста характеризуются негативными изменениями, проявляющимися в стрессах и депрессивных состояниях.

Большинство людей с успехом справляются с данными этапами в жизни, выходя на новый, более продуктивный уровень развития. Однако в некоторых случаях может понадобиться помощь специалиста, который поможет справиться с причинами и последствиями стрессовых ситуаций.

Специфика определения

Мнения психологов на природу возрастных кризисов диаметрально разделились.

Одни считают, что кризисные периоды – необходимая составляющая физиологических и психологических изменений. Без них не сможет произойти развитие личности, ведь на протяжении жизненного пути у человека меняется система ценностей, взгляд на социум и самого себя.

Другие психологи заявляют, что появление кризисов в жизни человека связано с душевными расстройствами. То есть причисляют проявления этих этапов к разряду психологических заболеваний, которые обязательно нужно лечить.

В любом случае нужно понимать, что время наступления возрастного кризиса и тяжесть его проявления для каждого человека индивидуальны, хотя психологи и выделяют условные возрастные рамки.

Особенности возрастных кризисов, таблица с описанием, что говорит психология

Известный психолог и педагогический деятель Л. С.

Выготский утверждал, что кризисные периоды не только нормальное и естественное состояние человека, обусловленное изменением физических и психологических факторов, но и весьма полезное явление, с помощью которого человек может перейти на новый виток своего развития.

С их помощью человек развивает в себе волевые качества характера, расширяет личностный и социальный кругозор. Однако педагог подчеркивает, что произойдет такое воздействие на личность в том случае, если поведение окружающих имеет грамотный педагогический и психологический подход.

Если личность готова к изменениям, то и проблем с психологическим состоянием не возникнет. Однако люди часто жалеют себя, не желая менять что-либо в своей жизни. В этом случае можно говорить о том, что они сами провоцируют наступление таких депрессивных состояний, выбраться из которых поможет только специалист.

Черты проявления

Необходимо четкое осознание, что кризисные периоды – это этапы в жизни человека, когда не только формируются черты характера, но и принимаются важные, часто меняющие судьбу решения. Ведь слово «кризис» переводится с греческого языка как «развилка дорог». Человек выбирает свой жизненный путь, окружение, интересы.

Изменения в сознании людей проходят на фоне привычного уклада жизни. То, что начинает происходить с человеком, первое время непонятно ему и пугающе. Постоянное чувство дискомфорта преследует, лишает возможности чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Ощущение того, что нужно что-то менять в жизни и меняться самому, не покидает.

В это время происходят постоянные конфликтные ситуации с родными, друзьями и коллегами. Человек выражает недовольство всем, что его окружает. Происходит это из-за внутренних метаний, нежелания принять действительность, поиска идеальных решений.

В период кризиса человеку важно найти то, единственно правильное решение, которое поможет измениться ему в лучшую сторону. В обратном случае без помощи специалиста ему не обойтись.

Все кризисы развития характеризуются следующими положениями:

  • Кризисный период вызывает сложные психологические изменения, которым подвержен каждый человек. Это нужно принять, используя весь имеющийся потенциал для выхода из сложившейся ситуации;
  • Появившиеся изменения в сознании – не конец, а начало нового пути. Все накопившиеся противоречия за определенный промежуток времени выходят наружу и требуют решения;
  • Из любой ситуации есть выход, нужно лишь приложить усилия для реализации своего скрытого потенциала;
  • Правильно «пережив» переломный момент, человек становится сильнее, увереннее и интереснее. У него появляется уверенность в собственных силах, складывается комфортный стиль жизни.

Особенности возрастных кризисов, таблица с описанием, что говорит психология

  • Физическая или психологическая травма;
  • Формирование личностных качеств и характера;
  • Воздействие окружающих: ровесников, взрослых, любых значимых людей для человека;
  • Желание добиться идеала во всех сферах деятельности;
  • Резкие изменения в привычном для человека ходе жизни.

Во время переломного периода перед личностью всегда стоит определенный выбор, который он должен осознать и принять. От правильности данного выбора будет зависеть успешность дальнейшей жизни человека.

Характерные особенности

Психологи выделяют «естественные» переломные этапы, которые возникают по достижению определенного возраста у всех людей.

Кризисы и возрастные изменения имеют тесную взаимосвязь. Особое значение переломные этапы имеют в детском и юношеском возрасте. В это время происходит интенсивное формирование личностных качеств, черт характера и отношения к окружающей действительности. Именно поэтому большинство возрастных переломных этапов происходит в детском возрасте.

В основном любой переходный этап у детей длится недолго, при грамотном подходе взрослых занимает всего несколько месяцев. Временные рамки тоже обозначить четко нельзя, так как физические и психологические возможности у малышей разные.

Детям свойственны резкие изменения в отношении к окружающим и самим себе.

Особенности возрастных кризисов, таблица с описанием, что говорит психология

Внешние изменения проявляются в непослушании, проявлении агрессивного поведения, капризах.

В юношеском возрасте протест против устоявшегося уклада жизни может выражаться пристрастием к вредным привычкам, снижением интереса к учебной деятельности, сосредоточение на одной проблеме, которая не несет в себе ничего важного.

Важной особенностью переломных этапов является появление новых черт характера, которые указывают на отношение к социуму и окружающей действительности. Стоит отметить, что такие новообразования носят временный характер и через непродолжительное время меняются на другие, более глубокие и устойчивые.

Отличительные черты

Особенности возрастных кризисов, таблица с описанием, что говорит психология

  • Отсутствующий взгляд. Люди постоянно погружены в себя, могут не замечать окружающих, не слышать задаваемых вопросов;
  • Резкое изменение настроения. Причем особенно ярко проявляется данный признак в подростковом возрасте, когда юноши и девушки еще не научились контролировать свои эмоции. В зрелые годы людям легче контролировать перепады настроения, однако здесь тоже все очень индивидуально.
  • Сознательно или бессознательно человек пропускает приемы пищи, плохо спит, видит кошмарные сны, которые не дают выспаться.
  • Переизбыток эмоциональности. Переживая переломный этап, люди впадают в две крайности: они либо видят все в негативных красках, либо надевают розовые очки, развивая бурную деятельность во всех направлениях.

Независимо от того, в каком возрасте наступает определенный переломный этап в жизни, окружающие не должны подавлять его проявления. Человек должен пережить этот период, чтобы вынести из него определенные уроки, иначе психологических расстройств избежать не удастся.

Для того чтобы помочь своим близким пережить кризисы развития, нужно знать их примерные возрастные рамки и специфику проявления.

Рассмотрим основные переломные периоды, связанные с взрослением личности.

Появление на свет

Делая первый вдох, новорожденный, в отличие от родителей, не испытывает радости от своего рождения. Первое чувство, которое посещает его, — страх перед новым неизведанным миром, где все так не похоже на то, что он испытывал раньше в утробе матери.

Особенности возрастных кризисов, таблица с описанием, что говорит психология

Начало пути

Первые попытки самостоятельного передвижения, звуки, которые начинают складываться в слова, желание все потрогать и попробовать на вкус. У ребенка появляются осознанные желания, которые все отчетливее выделяются на фоне рефлексных потребностей. Начинается медленное и болезненное, часто неосознанное первое отделение от мамы.

Болезненным это состояние является потому, что малыш еще очень нуждается в ее помощи и поддержке, как в физическом, так и психологическом плане. Однако желание исследовать мир становится все сильнее. Это первое внутреннее противоречие и вызывает конфликт личности.

Третий год

Один из самых эмоционально сложных переломных периодов в становлении маленького человека. Физическое развитие идет быстрыми темпами, малыш все хочет сделать сам. Однако это ему не всегда удается.

Начинает формироваться личность, отделение себя от родителей и сверстников. Желание проявлять самостоятельность, высказывать свою позицию выражается в бурных протестах к устоявшемуся образу жизни. Протесты проявляются в капризах, непослушании, агрессии.

Особенности возрастных кризисов, таблица с описанием, что говорит психология

Взрослые должны набраться терпения, потому что от их поведения во многом зависит, какой личностью вырастет их малыш, как будет относиться к окружающему и какие отношения сложатся у него в социуме. Ведь требования малыша обусловлены его неосознанными потребностями и желаниями, которые он еще понять не в силах.

Родителям важно выработать определенную стратегию поведения, с помощью которой они смогут показать все многообразие окружающей действительности и научить малыша правильно пользоваться всеми жизненными возможностями с позитивной стороны.

Школьные реалии

Особенности возрастных кризисов, таблица с описанием, что говорит психология

Родителям важно в этот период поддержать малышей, ведь это время становления самооценки детей. От грамотного подхода педагогов зависит не только успеваемость школьников, но и их отношения со сверстниками, уверенность в себе и своих действиях.

Формирование личности в этот период происходит очень интенсивно. Педагоги и ровесники становятся людьми, которые влияют на становление характера детей, ведь малыши проводят в школе большую часть времени.

Если по каким-то причинам у ребенка не сложились отношения в школьном социуме, родители должны заполнить этот вакуум, показать выходы из тупиковых ситуаций, научить решать спорные и конфликтные ситуации.

Почти взрослые

Подростковый возраст принято считать переходом от позиции «ребенок» к званию «взрослый». Этот этап характеризуется резким изменением гормонального фона, интенсивным развитием внутренних органов и телосложения, половым созреванием.

В это время формирование личности происходит под влиянием мнения социума: для подростка очень важно, что скажут о его поступках значимые для него люди.

Особенности возрастных кризисов, таблица с описанием, что говорит психология

Проявление негативизма, агрессии, желание самостоятельности любой ценой – признаки кризиса переходного возраста.

Влияние авторитета родителей зависит от их грамотной позиции. Если взрослые станут для повзрослевших детей друзьями, способными понять, помочь и направить, а не осудить, то это поможет избежать конфликтных ситуаций дома.

От родителей во многом зависит, как быстро пройдет этот сложный, но очень важный для формирования личности период.

Жизненное определение

Особенности возрастных кризисов, таблица с описанием, что говорит психология

Молодые люди уже осознанно планируют свою будущую взрослую жизнь. Современные реалии предоставляют огромный выбор различных путей, и они отчаянно пытаются найти свой, только им нужный и важный. При этом часто ошибаются, принимая за единственно правильный вариант тот, что навязали им родители. Расплатой за эту ошибку станет затянувший кризис среднего возраста.

Кризис тридцати

Казалось бы, данное время должно стать надежным и стабильным для определившейся личности. Однако именно в это время человек начинает задумываться о правильности сделанного выбора в юности, отчетливо видит и может проанализировать допущенные ошибки.

Для одних эти годы станут лучшим временем в жизни, так как, сумев проанализировать все, что их не устраивает, люди смогут добиться больших высот в карьере и личностном развитии. Другие начнут бездейственный самоанализ, который приведет к депрессиям и полному отказу от дальнейшего самосовершенствования.

Ближе к сорока

  • Пожалуй, самый сложный период для уже сформировавшейся личности.
  • К человеку приходит осознание, что половина жизни уже прожита, а многое из того, что хотелось, так и не получилось воплотить.
  • Семья, карьера, привычное окружение кажется ненужным балластом, который мешает «свободному плаванию».
  • Именно в этот период разрушается большинство семей, люди меняют профессию, круг общения и пристрастия.

Мужчины чаще всего пытаются реализоваться в любовных утехах, женщины – в занятиях самоанализом.

Люди пытаются каким-либо образом изменить привычный жизненный уклад, остерегаясь не успеть сделать важных, на их взгляд, вещей.

Выход на пенсию

Возраст анализа, осмысления прожитых лет. Как только человек подходит к пенсионному рубежу, происходит четкое осознание непреложной истины: жизнь подходит к завершению, былую молодость уже не вернуть.

Многие люди, особенно те, у кого нет родственников или по каким-то причинам сложились плохие отношения с ними, впадают в депрессивное состояние, остро чувствуя свое одиночество.

Это тот жизненный момент, когда поддержка родных жизненно необходима. Пожилым людям важно знать, что они нужны и полезны.

Очень радует, что последнее время в нашей стране наблюдается тенденция увеличения людей, которые научились наслаждаться своим преклонным возрастом. Ведь теперь у них много свободного времени, нет никаких обязанностей перед взрослыми детьми, и они могут жить в собственное удовольствие, занимаясь любимым делом, на которое никак не находилось времени в рабочие будни.

Всем кризисам назло

  1. Если в детском возрасте переломные моменты в становлении личности помогают пережить родители, то в зрелые годы справляться с проблемами приходится человеку самому.
  2. Психологами разработаны советы, которые помогут извлечь урок из любой кризисной ситуации, стать лучше, а не погрязнуть в депрессии.

  • Научитесь находить радость в простых вещах. Счастье состоит из мелочей.
  • Научитесь расслабляться и получать удовольствие от пребывания наедине с собой.
  • Физическая активность способна убить любую депрессию. Займитесь танцами, йогой или просто пробежками по утрам. Заряд бодрости и хорошего настроения вам обеспечен.
  • Занимайтесь в свободное время только тем, что приносит вам удовольствие.
  • Полюбите себя. Возьмите за правило хвалить себя за любые мелочи, поднимайте самооценку любыми способами.
  • Не подавляйте эмоции. Если хочется плакать, не стоит сдерживать себя. Таким образом, вы сможете избавиться от груза накопившихся негативных эмоций.
  • Как можно больше общайтесь, не замыкайтесь в себе. Если чувствуете, что любое общение вызывает у вас дискомфорт, обратитесь за помощью к специалисту.
Читайте также:  Правила успеха: какой может быть, как настроить себя, критерии успешного человека

Из всего сказанного выше очевидно, что возрастные кризисы свойственны каждому человеку без исключения.

А вот то, как эти переломные моменты будут проходить, зависит от взрослого поколения, которое смогло вовремя оказать нужную поддержку, направив на правильный путь.

Чем правильней был подход родителей к кризисам в детском возрасте, тем легче будут проходить переломные жизненные моменты у человека в зрелые годы.

Источник: https://vospitannie.ru/vozrast/krizisy.html

Возрастные кризисы в психологии: таблица, особенности и характеристика

Особенности возрастных кризисов, таблица с описанием, что говорит психология

Понятие и суть

Возрастной кризис — особый этап развития личности, который при неблагоприятном развитии может стать негативным переломом в жизни. Впервые этот термин ввел Выготский. Для каждого возраста в психологии есть ряд норм, на которые обращают внимание специалисты при обследовании отдельных людей. При наличии отклонений от норм разрабатывается методика их исправления.

Считается, что возрастные кризисы необходимы для изменения психики человека, но многие психологи с этим не согласны. Мнение ученых по этому поводу разделилось на 2 типа:

  1. Эриксон, Выготский, Фрейд считали, что возрастные кризисы — неотъемлемый этап развития человека.
  2. Запорожец, Рубинштейн предполагали, что возрастные кризисы возникают индивидуально у каждого человека.

Большинство кризисных ситуаций случается не только на фоне взросления, но и под действием окружающих факторов.

Основные виды

Таблица возрастных кризисов в психологии:

Название Период Описание
Новорожденности С 0 до 12 месяцев Обусловлен резкими изменениями в жизни малыша. Меняется окружающая обстановка, питание. Кризис помогает ребенку привыкнуть к новым жизненным условиям.
1 года В 1 год Возникает на фоне увеличения потребностей ребенка, роста его возможностей. Главное достижение переходного периода — развитие речи.
3 лет В 3 года Сложный период в жизни ребенка. Малыш начинает осознавать личное Я, отделяется от взрослых, старается установить с ними серьезные отношения.
7 лет Может начаться не только в 7, но и в 6, 8 лет Ребенок открывает новую социальную позицию — он становится школьником. Происходит переоценка ценностей, меняются взгляды, появляется множество новых знакомств.
Пубертатный С 11 до 16 лет Обуславливается половым созреванием. Активируется выработка различных гормонов, происходит активное физиологическое и физическое развитие. Эмоциональный фон становится нестабильным. Чаще пубертатный кризис затягивается на долгие месяцы, может привести к развитию психологических нарушений.
Юности С 16 до 18 лет После окончания школы подросток переходит к взрослой жизни. Некоторых пугает взросление, они ищут любые способы продолжения обучения. Малая часть бывших учеников отправляется на работу, чтобы опробовать что-то новое.
Молодости С 20 до 30 лет Обуславливается становлением человека в обществе. Он находит работу, меняет жилье, начинает любовные отношения.
Зрелости С 33 до 35 лет Происходит анализ собственных достижений, успехов за прошедшие этапы жизни. Характер кризиса зависит от того, чего добился человек за сознательную жизнь.
Среднего возраста С 45 до 55 лет В этом возрасте у человека кончается запас сил, ослабевает здоровье, возрастает разрыв с детьми. Этот период часто сопровождается затяжными депрессиями.
Поздней зрелости С 55 до 65 лет Состояние стабилизируется, человек начинает больше думать о духовном, не обращает внимание на физическое положение. Постепенно субъект прекращает работать, занимается анализом прошедших лет.
Ранней старости С 66 до 67 лет На этом жизненном этапе возникает кризис связанный с переживаниями за прожитую жизнь. Если он смог добиться больших высот, кризисная ситуация не доставит много негативных переживаний.

Особенности возрастных кризисов, таблица с описанием, что говорит психология

Последний вид — кризис старости. Человек смиряется с приближающейся смертью, не обращает внимания на здоровье.

Структура и фазы

Изучая психологию личностей, Выготский выделил 3 фазы возрастных кризисов:

  1. Предкритическая фаза. Человека беспокоят сомнения, связанные с непризнанием изменения окружающих условий. Индивид представляет себе приятное возможное будущее, но не знает, как его добиться.
  2. Критический этап. Противоречие между реальностью и ее сознательным принятием достигает максимального пика. Человек старается приблизиться к увиденным идеалам, но чаще его внутренних ресурсов не хватает чтобы достичь необходимой цели.
  3. Посткритическая фаза. Противоречия ослабляются, субъект начинает строить гармоничные отношения с окружающим миром.

Фазы развиваются последовательно. На их протекание воздействуют окружающие факторы, обучение, воспитание.

Особенности возрастных кризисов, таблица с описанием, что говорит психологияВозможные последствия

Возрастные кризисы могут привести к развитию депрессий, стресса. Из-за этого ухудшается психологическое, физическое состояние человека. Нарушается гормональный фон, ухудшается аппетит, сон. Если не принять никаких мер по улучшению состояния, личность может замкнуться в себе, потерять интерес к жизни.

Особенности преодоления

Далеко не всегда при возрастном кризисе нужно обращаться к психологу. Можно попробовать помочь себе самостоятельно. Для этого рекомендуется выполнить несколько действий:

  1. Не пытаться игнорировать ситуацию. Нужно собрать все силы и постараться преодолеть тяжелый момент.
  2. Больше общаться. Для этого необходимо уделять время друзьям, родственникам, находить новые знакомства. Положительные эмоции помогут быстрее справиться с кризисной ситуацией.
  3. Выстроить правильный режим дня. Нужно спать не меньше 8 часов в день, остальное время распределить на работу и отдых.
  4. Нормализовать питание. Есть по 5–6 раз в день небольшими порциями. Употреблять больше овощей, фруктов. Сократить количество употребляемых жиров.
  5. Отказаться от вредных привычек.
  6. Заниматься спортом. Утром рекомендуется делать зарядку, вечером выходить на прогулку.
  7. Уделять больше времени себе. Если есть возможность — попросить выделить отпуск на работе.
  8. Стараться отложить любые тяжелые дела, моменты принятия серьезных решений до восстановления психологического состояния, стабилизации ситуации.
  9. Не нужно сравнивать себя с другими людьми. Каждый человек индивидуален. Желательно постараться найти преимущества в себе, думать о них как можно больше.

Когда требуется помощь психолога?

Обратиться за помощью к психологу нужно, если общее психологическое состояние не улучшается длительное время. Психолог должен провести ряд тестов, чтобы определить, почему индивид не может справиться с кризисной ситуацией. После выполнения диагностики, подбирается курс для восстановления общего состояния.

Психология выделяет несколько этапов взросления индивида. Каждый из них имеет характерные особенности. Между отдельными возрастными этапами есть промежутки, которые отличаются нестабильностью.

Их называют возрастными кризисами. Каждый из них обуславливается изменением психики, восприятием окружающего мира.

Если кризис не проходит самостоятельно, вызывает развитие депрессий и стрессов, нужно обратиться за помощью к опытному психологу.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/vozrastnye-krizisy.html

Возрастные кризисы — это что такое

Возрастной кризис – это переходный этап между возрастами человека, характеризующийся сменой ведущей деятельности и социальной ситуации развития. Кризисные периоды – неотъемлемый этап взросления. Каждый человек проходит несколько таких этапов в своей жизни.

Суть возрастного кризиса

Кризис дословно переводится как «разделение дорог». В китайском языке оно пишется двумя иероглифами, один означает «опасность», а второй – «возможность». На мой взгляд, это самая лаконичная и точная трактовка. Именно в кризисы, в том числе возрастные, происходит активное развитие личности либо же ее «слом» при неудачном исходе периода.

Термин «возрастной кризис» ввел в обиход отечественный психолог Л. С. Выготский. У каждого возраста существуют определенные нормы, на которые ориентируются психологи. Они помогают отслеживать нормальность развития человека.

Эти же нормы интеллектуального, эмоционального, психофизического и личностного развития называются задачами возрастного развития. Период кризиса и есть период выполнения этих задач, интенсивных психофизиологических изменений.

Каждый человек проходит через возрастные кризисы, но вот форма выражения, интенсивность и длительность варьируются в зависимости от социально-экономического положения человека, условий развития, индивидуально-личностных особенностей.

Несмотря на это, все же существуют две точки зрения на нормативность/ненормативность возрастных кризисов:

  • Одни психологи (Фрейд, Выготский, Эриксон) считают такие переходы неотъемлемой частью развития.
  • Другие исследователи (Рубинштейн, Запорожец) рассматривают их как вариант индивидуальных девиаций.

Основные кризисы

В психологии принято выделять такие возрастные кризисы:

Кризис новорожденности, трех лет и подростковый относят к большим кризисам. На них приходится перестройка отношений ребенка и общества. Остальные кризисы относятся к малым. Они менее заметны внешне и характеризуются нарастанием самостоятельности и умений. Однако на момент любого кризиса дети отличаются негативизмом, непослушанием, упрямством.

На взрослую жизнь, как мы видим, приходится 4 кризиса:

  • Кризис молодости сопровождается становлением и самоутверждением человека в основных сферах жизни, отношениях (работа, семья, любовь, дружба).
  • На этапе кризиса зрелости человек анализирует свои успехи, соответствие планов и достижений. Последующие лет десять он закрепляет или меняет результат.
  • Кризис среднего возраста сопровождается осознанием упадка сил, красоты, здоровья, увеличения дистанции с выросшими детьми. Нередко человека охватывает депрессия, чувство усталости от рутины, печаль от мысли, что ничего лучше уже не будет.
  • Поздняя зрелость сопровождается стабилизацией предыдущего состояния, постепенным отходом от социальной и трудовой деятельности.
  • На этапе ранней старости человек осмысливает свою жизнь и либо признает ее уникальной и неповторимой, либо понимает, что она прошла зря.
  • На этапе старости человек переосмысливает свое профессиональное «Я», смиряется с неизбежным ухудшением здоровья и старением тела, избавляется от самоозабоченности. Это этап активного принятия естественного окончания жизни.

Стоит отметить, что детские кризисы (первые шесть) изучены гораздо больше, нежели кризисы взрослости, среднего возраста и старости. Последние чаще рассматриваются в характере индивидуального течения, хотя они так же во многом обусловлены возрастными изменениями.

Фазы кризиса

Л. С. Выготский выделил 3 фазы кризиса: предкритическую, критическую, посткритическую.

  1. Предкритическая фаза характеризуется возникшим и осознающимся самим человеком противоречием между сложившимися внешними условиями и его отношением к этим условиям. Человек начинает видеть образ более притягательного для него будущего, но реальных путей воплощения этого сценария пока не видит.
  2. На критическом этапе возникает максимальное напряжение в противоречии, оно достигает пика. Сначала человек старается повторить самые общие представления об увиденном идеале. Например, подростки с легкостью перенимают привычку курить или ругаться матом, думая, что это делает их частью взрослого, столь желанного и нового, открывшегося в перспективе мира. Позже осознаются внешние и внутренние преграды, стоящие на пути к другим компонентам нового мира. Если от внешних избавиться более или менее просто, то осознание нехватки внутренних ресурсов толкает на освоение новой деятельности (в примере с подростками – выбор профессии, подработка). В завершение человек сравнивает, насколько ему удалось приблизиться к увиденному идеалу.
  3. На посткритической фазе противоречие разрешается, личность выстраивает новые гармоничные отношения с миром. Если результаты предшествующей рефлексии устраивают, то личность окончательно переводит воображаемое в реальное, иное в свое.

Особенности преодоления кризиса

Особенности возрастных кризисов, таблица с описанием, что говорит психология

Никто не может избавить человека от прохождения кризиса. Преодолеть все трудности и найти новый баланс должен сам человек. Но процессом кризиса можно управлять и направлять. В этом и заключается помощь извне – научить человека управлять собственным кризисом, видеть и использовать возможности, грамотно обходя опасности (невротизация, зависимости и другие девиации).

Кризис – это всегда выбор. Человек понимает, какая именно задача стоит перед ним, что именно он не может делать привычными средствами, но ему еще предстоит выбрать новые инструменты. Каждый кризис побуждает человека к поискам идентичности.

Особый интерес в рамках личностного развития представляет собой теория возрастных кризисов Э. Эриксона, хоть этапы и отличаются от названных ранее. Автор выделил следующие ступени возрастных переходов и выборов:

  • Первый год жизни. От того, насколько удовлетворены потребности ребенка, зависит доверие/недоверие ребенка в будущем ко всему миру.
  • Первый опыт самообслуживания. Если родители помогают ребенку, логичны и последовательны в контроле, то у ребенка развивается автономия. Если же родители проявляют нестабильный или чрезмерный контроль, то у ребенка развиваются страхи относительно контроля над своим телом и чувство стыда.
  • Самоутверждение ребенка (3-6 лет). Если самостоятельность ребенка поддерживают, то он растет инициативным. В противном случае – покорным и с выраженным чувством вины.
  • Школьный возраст. Ребенок либо развивает вкус к деятельности (труду), либо теряет интерес к собственному будущему, испытывает чувство неполноценности в отношении собственного статуса и имеющихся у него средств.
  • Подростковая идентичность. От успешности усвоения подростком ролей и выбора референтной группы зависит его дальнейшая профессиональная и личная жизнь.
  • Кризис взрослости сопровождается поиском близости с одним человеком. Если личность не может успешно решить задачу совмещения работы и семьи, то оказывается изолирована и замкнута на самой себе.
  • Кризис среднего возраста базируется на проблеме продолжения рода и его сохранении. Просыпается особый интерес к воспитанию всего нового поколения и своих детей. Человек продуктивен и активен во всех сферах жизни, в противном случае постепенно ухудшаются межличностные отношения.
  • Кризис старости, разрешение которого зависит от оценки пройденного пути. Если человек может свести все стороны своей жизни в одно целое, то он достойно проживает старость. Если же сложить цельную картину не удается, то человек испытывает страх перед смертью и невозможностью начать все сначала.
Читайте также:  Стадии когнитивного развития личности в психологии детей и взрослых по пиаже

Это не единственная концепция и классификация возрастных кризисов. Их гораздо больше, но все авторы сходятся в одном:

  • кризис затрудняет движение и развитие;
  • при этом он создает возможности и побуждает к раскрытию внутреннего потенциала личности.

Каждый кризис заканчивается формированием конкретного новообразования. Неуспешное прохождение кризиса чревато застреванием на каком-либо этапе, развитием искаженного новообразования и (или) компенсаторного механизма.

В условиях кризиса разрушение старого уклада жизни и приобретение нового происходит только путем революции. Именно поэтому кризисы всегда переворачивают внутренний мир человека. Таким образом, в момент кризиса и после его прохождения происходят изменения в сознании и деятельности человека, взаимоотношениях с миром.

Помощь психолога

При преодолении кризиса нередко оказывается нужна помощь психолога. Психологическая помощь всегда носит индивидуальный характер. То есть анализируется конкретный случай, общих советов быть не может.

Как правило, назначается психокоррекция для детей и консультациях для подростков и взрослых. Кроме бесед в отношении детей применяется арт-терапия и сказкотерапия. Подросткам иногда оказывается групповая психотерапевтическая помощь. Взрослым показаны тренинги, пожилым людям – групповая психотерапия. В отдельных случаях в каждом возрасте возможно семейное консультирование.

Тяжелее кризис переносят, а значит и чаще нуждаются в поддержке, люди:

  • с внутренней дисгармонией и элементами инфантилизма в поведении;
  • с акцентуациями характера;
  • несамостоятельные в принятии решений;
  • отличающиеся внешним локусом контроля (обвинение в неудачах окружения);
  • с восприятием кризиса как тупиковой ситуации, прерывающей жизнь, а не как возможности для роста.

Важно воспринимать кризис как трудную, но преодолимую ситуацию, требующую большой ответственности и обеспечивающей личностное развитие при успешном ее прохождении. Цель прохождения кризиса – научиться принимать нового себя с позиции позитивного мышления.

Источник: https://psychologist.tips/1781-vozrastnye-krizisy-eto-chto-takoe.html

21.Психологические характеристики возрастных кризисов

Возрастные
кризисы — особые,относительно
непродолжительные по времени периоды
перехода в возрастном развитии, ведущие
к новому качественно специфическому
этапу,характеризующиеся
резкими психологическими изменениями.Возрастные
кризисы обусловлены прежде всего
разрушением привычной социальной
ситуации развития и возникновением
другой,которая
более соответствует новому уровню
психологического развития человека.

Согласно
Л.С.Выготскому,самое существенное
содержание развития в критические
возрасты заключается в возникновении
новообразований.Их
главное отличие от новообразований
стабильных возрастов состоит в том,что они не
сохраняются в том виде,в
котором возникают в критический период,и не входят в
качестве необходимого слагаемого в
общую структуру будущей личности.

Возрастные
кризисы сопровождают человека на
протяжении всей жизни.Возрастные
кризисы закономерны и необходимы для
развития.Возникающая
в результате возрастных кризисов более
реалистическая жизненная позиция
помогает человеку обрести новую
относительно стабильную форму
взаимоотношений с окружающим миром.

Кризис
одного года
:

Содержание
кризиса одного года младенца связано
со следующими моментами.

• развитие
ходьбы.Ходьба
— основное средство передвижения в
пространстве,основное
новообразование младенческого возраста,знаменующее
собой разрыв старой ситуации развития.

• появление
первого слова:ребенок
узнает,что
каждая вещь имеет свое название,увеличение
словаря ребенка,направление
развития речи идет от пассивного к
активному.0

• у
ребенка возникают первые акты протеста,противопоставления
себя другим,так
называемые гипобулические реакции,которые особенно
выявляются,когда
ребенку в чем-то
отказано (кричит,падает на пол,отталкивает
взрослых и т.п.).

В
младенческом возрасте «…автономной
речью,практическими
действиями,негативизмом,капризами ребенок
обособляется от взрослых настаивает
на своей самости».

Кризис
трех лет:

Один
из наиболее трудных моментов в жизни
ребенка.Это
разрушение,пересмотр
старой системы социальных отношений,кризис выделения
своего «Я».Ребенок,отделяясь от
взрослых,пытается
установить с ними новые,более
глубокие отношения.

Л.С.Выготский.Характеристики
кризиса трех лет:

  • • Негативизм
    (ребенок дает
    негативную реакцию не на само действие,которое он
    отказывается выполнять,а
    на требование или просьбу взрослого)
  • • Упрямство
    (реакция
    ребенка,который
    настаивает на чем-то
    не потому,что
    ему этого очень хочется,а
    потому,что
    он требует,чтобы
    с его мнением считались)
  • • Строптивость
    (направлена
    не против конкретного взрослого,а
    против всей сложившейся в раннем детстве
    системы отношений,против
    принятых в семье норм воспитания,против навязывания
    образа жизни)
  • • Своеволие,своенравие
    (связано с
    тенденцией к самостоятельности:ребенок хочет
    все делать и решать сам)

Кризис
проявляется и в обесценивании требований
взрослого.Обесценивается
то,что было
привычно,интересно,дорого раньше.У ребенка
изменяется отношение к другим людям и
к самому себе.

Он
психологически отделяется от близких
взрослых.

Причины
кризиса трех лет кроются в столкновении
потребности действовать самому и
потребности соответствовать требованиям
взрослого,противоречие
между «хочу» и «могу».

Кризис
семи лет:

Кризис
семи лет — это период рождения социального
«Я» ребенка.Он
связан с появлением нового системного
новообразования — «внутренней позиции»,которая выражает
новый уровень самосознания и рефлексии
ребенка.Меняется
и среда,и
отношение ребенка к среде.

Возрастает
уровень запросов к самому себе,к
собственному успеху,положению,появляется
уважение к себе.Происходит
активное формирование самооценки.Изменение
самосознания приводит к переоценке
ценностей,к
перестройке потребностей и побуждений.То,что
было значимо раньше,становится
второстепенным.

Все,что имеет отношение
к учебной деятельности,оказывается
ценным,то,что связано с
игрой,—
менее важным.

Переход
ребенка на следующий возрастной этап
во многом связан с психологической
готовностью ребенка к школе.

Кризис
юности:

Период
юности характеризуется наличием кризиса,суть которого в
разрыве,расхождении
образовательной системы и системы
взросления.Кризис
возникает на рубеже школьной и новой
взрослой жизни.

Кризис
проявляется в крушении жизненных планов,в разочаровании
правильности выбора специальности,в расхождении
представлений об условиях и содержании
деятельности и реальном ее протекании.

В кризисе юности
молодые люди сталкиваются с кризисом
смысла жизни.

Центральной
проблемой становится нахождение молодым
человеком индивидуального (отношение
к своей культуре,к
социальной реальности,к
своему времени),авторство
в становлении своих способностей,в определении
своего собственного взгляда на жизнь.В юности происходит
овладение профессией,создание
своей семьи,выбор
своего стиля и своего места в жизни.

Кризис
30лет:

Выражается
в изменении представлений о своей жизни,иногда утрате
интереса к тому,что
раньше было в ней главным,в
некоторых случаях даже в разрушении
прежнего образа жизни.Иногда
происходит пересмотр собственной
личности,приводящий
к переоценке ценностей.

Это
означает,что
жизненный замысел оказался неверным,что может привести
к перемене профессии,уклада
семейной жизни,к
пересмотру своих отношений с окружающими
людьми.Кризис
30лет нередко
называют кризисом смысла жизни,в
целом он знаменует переход от молодости
к зрелости.

Смысл
— это то,что
связывает цель и стоящий за ней мотив,это отношение
цели к мотиву.

Проблема
смысла возникает тогда,когда
цель не соответствует мотиву,кода
ее достижение не приводит к достижению
предмета потребности,т.е.когда цель была
поставлена неверно.

Кризис
40лет:

Существует
мнение,что
средний возраст является временем
тревоги депрессии,стресса
и кризисов.Наблюдается
осознание расхождения между мечтами,целями и
действительностью.

Человек
оказывается перед необходимостью
пересмотра своих замыслов и соотнесения
их с оставшейся частью жизни.Главные
проблемы кризиса среднего возраста:убывание физических
сил и привлекательности,сексуальность,ригидность.

Исследователи
видят причину кризиса взрослости в
осознании человеком расхождения между
своими мечтами,жизненными
планами и ходом их осуществления.

Современные
исследования показали,что
в зрелые годы у многих людей наблюдается
такое психологическое явление,как
кризис идентичности.

Под
идентичностью понимается некая
нетождественность человека самому
себе,его
неспособность определить,кто
он такой,каковы
его цели и жизненные перспективы,кем он является
в глазах окружающих,какое
место занимает в определенной социальной
сфере,в
обществе и т.д.

Кризис
ухода на пенсию:

В
поздней зрелости проявляется кризис
ухода на пенсию.Сказывается
нарушение режима и уклада жизни.

Наблюдается
невостребованность принести пользу
людям,ухудшается
общее здоровье,снижается
уровень некоторых психических функций
профессиональной памяти,творческого
воображения,зачастую
ухудшается и материальное положение.

Кризис может
осложниться утратой близких.Основная
причина психологических переживаний
в поздней старости состоит в противоречии
психологических духовных и биологических
возможностей человека.

22)Новорожденность
(0 2(3)месяца)

Новообразования:К концу 1месяца жизни
появляются первые условные рефлексы.Новообразование
периода новорожденности – комплекс
оживления,т.е.первая специфическая
реакция ребенка на человека.«Комплекс
оживления» проходит 3стадии:
1)улыбка; 2)улыбка +гуление; 3)улыбка +вокализация +двигательное
оживление (к
3месяцам).

Появление
зрительного и слухового сосредоточения.Потребность в
общении с взрослым складывается в период
новорожденности под влиянием активных
обращений и воздействий взрослого.

Возникновение
индивидуальной психической жизни
ребенка.Проявляется
комплекс оживления в потребности общения
с взрослыми [В.С.Мухина];потребность во
впечатлениях [Л.И.Божович].

Центральным
новообразованием новорожденности
является появление индивидуальной
психической жизни ребенка,при
этом характерны преобладание нерасчлененных
переживаний и отсутствие выделения
себя из среды.Все
впечатления новорожденный переживает
как субъективные состояния.

Социальная
ситуация развития:Полная
биологическая зависимость от матери.

Ведущая
деятельность:Эмоциональное
общение со взрослым (мамой).

Кризис
новорожденности – это непосредственно
процесс рождения.Психологи
считают его тяжелым и переломным моментом
в жизни ребенка.Причины
этого кризиса следующие:

1)
физиологические.Ребенок,рождаясь,физически
отделяется от матери,что
уже является травмой,а
в дополнение к этому попадает в совершенно
другие условия (холод,воздушная среда,яркая освещенность,необходимость
смены питания);

2)
психологические.Отделяясь от
матери,ребенок
перестает ощущать ее тепло,что
ведет к появлению чувства незащищенности
и тревоги.

Психика
новорожденного ребенка располагает
набором врожденных безусловных рефлексов,которые помогают
ему в первые часы жизни.К
ним относятся сосательный,дыхательный,защитный,ориентировочный,хватательный
(«цеплятельный»)рефлексы.Последний рефлекс
достался нам от предков-животных,но,будучи
не особенно нужным,он
вскоре исчезает.

Период
новорожденности считается временем
адаптации к новым условиям жизни:постепенно
увеличивается время бодрствования;развивается
зрительное и слуховое сосредоточение,т.е.

возможность
сосредоточиться на зрительном и слуховом
сигналах;развиваются
первые сочетательные и условные рефлексы,например на
положение при кормлении.

Идет
развитие сенсорных процессов – зрения,слуха,осязания,причем оно
происходит значительно быстрее,чем развитие
моторики.

23
вопрос.Младенчество(0-1год)

Социальная
ситуация развития на первом году жизни
складывается из 2моментов.

Во-первых,младенец даже
биологически – беспомощное существо.Самостоятельно
он оказывается не в состоянии удовлетворить
даже базовые жизненные потребности.

Жизнь младенца
целиком и полностью зависит от ухаживающего
за ним взрослого:питание,перемещение в
пространстве,даже
переворачивание с боку на бок осуществляется
не иначе,как
с помощью взрослого.

Такая
опосредованность позволяет считать
ребенка максимально социальным существом
– его отношение к действительности
изначально социально.

Во-вторых,будучи вплетенным
в социальное,ребенок
лишен основного средства общения –
речи.Всей
организацией жизни ребенок принужден
к максимальному общению со взрослым,но это общение
своеобразное – бессловесное.

В
противоречии между максимальной
социальностью и минимальными возможностями
общения заложена основа всего развития
ребенка в младенческом возрасте.

Грудной
возраст (первые
два месяца)характеризуется
полной беспомощностью и зависимостью
младенца от взрослых.Он
имеет:зрительные,слуховые,вкусовые,обонятельные
ощущения;сосательный
рефлекс.

Со
2-го месяца
появляется способность различать цвета,единый образ
лица и голоса матери (восприятие
человеческого облика).Младенец
умеет держать голову,может
сосредоточиться,услышав
речь взрослых.

  1. На
    этом этапе жизни возникает комплекс
    оживления (при
    виде матери ребенок улыбается,оживляется,двигается).
  2. На
    каждом этапе младенчества появляются
    свои особенности:
  3. ♦ 3-й
    месяц жизни:формируются
    хватательные движения;распознаются
    формы предметов.
  4. ♦ 4-й
    месяц:предметы
    узнаются младенцем;он
    совершает намеренные действия (берет,трясет игрушку),сидит,если
    есть поддержка;повторяет
    простые слоги;различает
    интонацию высказываний взрослых.
  5. ♦ 5-6
    месяцев:следит за чужими
    действиями;координирует
    свои движения.

♦ 7-8
месяцев:ребенок запоминает
образ предмета,активно
ищет исчезнувший предмет;формируется
фонематический слух;он
садится самостоятельно,стоит,если его
поддерживают,ползает.

Появляются
разнообразные чувства:страх,отвращение,радость и т.п.

Возникают
речевые звуки как средство эмоционального
общения и воздействия на взрослых
(лепет);малыш связывает
воспринимаемый предмет с его
именем/названием:поворачивает
голову к называемому предмету,хватает его.

Читайте также:  Причины херофобии или шерофобии: как бороться с боязнью счастья и веселья

♦ 9-10
месяцев:ребенок
устанавливает связь между предметами,устраняет барьеры,препятствия,мешающие достижению
цели;стоит
сам,ползает;ассоциативная
память достаточно прочная:узнает
предметы по их частям;предметное
общение со взрослыми — в ответ на
называние теми какого-либо
предмета ребенок берет его и протягивает
взрослому.

♦ 11-12
месяцев:понимание слов
людей и команд;появление
первых осмысленных слов;умение
ходить;овладение
способами воздействия на взрослых;случайное открытие
новых возможностей достичь цели;развитие
наглядно-действенного
мышления,исследование
предметов.

♦ Развитие
речи и развитие мышления идут обособленно.Складывается
базовое доверие или недоверие к миру
(в зависимости
от условий жизни и поведения матери).

  • Новообразования:ходьба как
    физическое выражение самостоятельности
    ребенка,появление
    первого слова как средства эмоциональной
    ситуативной речи.
  • Кризис
    одного года
    :
  • Содержание
    кризиса одного года младенца связано
    со следующими моментами.

• развитие
ходьбы.Ходьба
— основное средство передвижения в
пространстве,основное
новообразование младенческого возраста,знаменующее
собой разрыв старой ситуации развития.

• появление
первого слова:ребенок
узнает,что
каждая вещь имеет свое название,увеличение
словаря ребенка,направление
развития речи идет от пассивного к
активному.0

• у
ребенка возникают первые акты протеста,противопоставления
себя другим,так
называемые гипобулические реакции,которые особенно
выявляются,когда
ребенку в чем-то
отказано (кричит,падает на пол,отталкивает
взрослых и т.п.).

В
младенческом возрасте «…автономной
речью,практическими
действиями,негативизмом,капризами ребенок
обособляется от взрослых настаивает
на своей самости».

  1. 24.
    Возрастные
    характеристики детства
    :
    возрастные
    рамки,социальная
    ситуация,ввд,новообразования,кризис
  2. Раннее
    детство 1-3года
  3. ССР:семья ребенка с
    сохранением позиций мамы
  4. ВВД:Предметно-манипулятивная
    деятельность:
  5. а)соотносящая(матрешки,пиримидки)
  6. б)орудийная
    (посудка,машинки)
  7. Ноовобразования:
  8. -формирование
    мелкой моторики,совершенствоание
    крупной моторики
  9. -формирование
    восприятия,которое
    играет главную роль среди всех психических
    процессов
  10. -память,внимание -непроизвольная,механическая,двигательная
  11. -мышление
    -наглядно-действенное

-развитие
речи!этот
период сенситивен для развития речи
(1,5 — 3тыс.слов)

  • -появление
    сознания (Я
    сам!)
  • Кризис
    3х лет:
  • -негативизм
  • -бунт
    против значимого взрослого
  • -агрессия
  • -стремление
    к самостоятельности

Источник: https://studfile.net/preview/5799148/page:15/

Возрастной кризис. Патология или норма?. Статья. Кризисная психотерапия. Самопознание.ру

По определению, возрастной кризис — это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается человеком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определённых стадий развития.

Кризис этот обусловлен физиологическими сдвигами и изменениями в организме, функциональными перестройками, и такой кризис называется нормальным, так как сопровождает он человека на протяжении всей его жизни. А вот уже особенность протекания возрастного кризиса зависит от темперамента человека, его характера, индивидуальных, биологических и социальных отношений.

Во время кризиса личность становится неустойчивой и даже на слабые внешние раздражители может отвечать неоправданно эмоционально, бурно, агрессивно.

В состоянии действительного кризиса меняется эмоциональная сфера человека. Он может испытывать одно из трёх доминирующих чувств: депрессию, деструктивное чувство или одиночество.

  • Депрессивная реакция проявляется в таких чувствах, как апатия, равнодушие, разочарование, усталость, тоска, подавленность, безразличие.
  • К деструктивным чувствам относится раздражительность, злость, обида, агрессия, ненависть, досада, упрямство, придирчивость, мнительность, зависть.
  • Одиночество выражается в таких переживаниях, как чувство ненужности, непонимания, тупика, безнадёжности, пустоты рядом.

У человека, находящегося в кризисе, изменяется объём общения: он либо резко ограничивается, т.е. уходит в себя человек, либо резко возрастает, переживается одиночество в толпе. Человек как бы ищет забвения в частоте поверхностных контактов с другими людьми. Есть схемы переживания кризиса, более характерные для женщин и более характерные для мужчин.

Схемы, характерные для женщин, связаны с общением. Стереотипы разрешают женщине показать себя слабой, делиться своими проблемами, просить помощи в их решении. Подобное же поведение у мужчин не одобряется и не приветствуется обществом.

Поэтому для мужчин характерна схема внутреннего переживания. Предполагается способность самостоятельно справляться с ситуацией, независимость в принятии решений.

Поэтому у мужчин внешнее отсутствие признаков кризиса не означает его отсутствие на самом деле.

Напряжение может расти внутри человека, скапливаться и выразиться аутоагрессивно, в том числе суицидально. Кроме того, во время кризиса женщина более склонна к проявлению агрессивных эмоций и агрессивного поведения, чем мужчина.

По каким признакам мы можем определить начало приближающегося кризиса?

Самое первое, это наличие проблемы, которая создаёт дискомфорт, распространяющийся на многие сферы жизни.

На работе неприятности, мы не можем отвлечься от этого ни дома, ни на отдыхе, ни при встрече с друзьями, эта одна мысль, которая прочно поселилась у нас в голове и крутится днями и ночами, как заезженная пластинка.

Соответственно, психическое состояние начинает влиять на физиологию: теряется сон, аппетит, то, чему раньше радовались, не приносит удовольствия. Затем в худшую сторону меняются отношения с окружающими и близкими людьми. Нас раздражает то, на что раньше не обращали внимания.

Возникает ощущение, что нас не понимают и делают всё нам назло. Предрасположенность к кризисным состояниям особенно велика у детей, подростков и лиц старшего возраста. К группе риска по развитию кризисных состояний также относятся люди с физическим истощением, имеющие психотравму, пережившие тяжёлую потерю.

Кризис — это не тупик, а некоторого рода противоречия, через которые приходится проходить каждому из нас на пути своего взросления. Человек, переживший кризис, всегда становится сильнее, потому что у него появляется опыт, которого до кризиса не было.

Возрастные кризисы возникают на стыке двух возрастов и характеризуют собой завершение одного этапа развития и начало другого. Для такого периода характерен отказ от старого, когда человек теряет некоторую часть из приобретённого прежде.

Центральное для определённого возраста новообразование несёт в себе побудительную силу и становится исходным для формирования личности человека следующего возраста.

При столкновении с кризисным периодом у людей появляются разные типы преодолевающего поведения.

Первый тип — поведение, направленное на разрешение проблемы. Основное направление поведения — это приспособление к изменившимся условиям.

Второй тип — регрессия. Здесь в основе поведения лежат детские формы поведения, которые во младенчестве позволяли преодолеть проблему путём перекладывания ответственности на других. Самые распространённые виды регрессии — алкоголизм и наркомания.

Третий тип — отрицание. Восприятие реальности искажается таким образом, как будто бы проблема исчезает сама собой. Начинает доминировать инерция — состояние бездействия, основанное на мнении человека, что в данной ситуации ничего нельзя предпринять, и любые действия обречены на провал.

В качестве показателей кризисного состояния выделяют следующую симптоматику: снижение работоспособности, застой, снижение и изменение мотивации, неустойчивость, неадекватность самооценки, нечёткость собственных профессиональных представлений, неадекватная эмоциональная реакция, неадекватность поведения.

Кризис 33-х лет (молодость: 20–40 лет). Человек начинает осознавать собственные ограничения, реальные возможности. Происходит окончательное прощание с молодостью. Полным ходом идёт строительство собственного гнезда, будущей стабильной жизни.

Многолетние дружеские связи охладевают. Мужчины в это время обычно заводят первую постоянную любовницу, втягиваются в карьеру, меньше времени уделяют дому и ребёнку.

Эмансипированные женщины переживают кризис этого возраста таким же образом, как и мужчины, а остальные испытывают депрессию от снижения внимания супруга в условиях глубокой психологической и социальной зависимости от него.

Один из отличительных признаков данного кризиса — это желание сменить профессию. На этом рубеже многие люди меняют работу, открывают собственный бизнес или радикально меняют сферу деятельности.

В 38–40 лет (взрослый человек: 40–60 лет) разворачивается кризис середины жизни, период жизненных экстраординарных перемен. Основные достижения в этом возрасте — высокий уровень профессионализма, личностная зрелость, высокий уровень рефлексии.

Уже оформлены черты характера, границы психологического образа, стабилизируются религиозные, экономические, социальные, политические интересы и ценностные личности, чётко очерчена профессиональная траектория. Ближе к 40 годам человек начинает отчётливо осознавать, насколько расходятся его мечты и жизненные планы с ходом и результатом их осуществления.

В этом возрасте неадекватны юношеский максимализм и излишняя эмоциональность, умственная и поведенческая жестокость, неумение и нежелание адаптироваться и приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Количество проблем во взрослой жизни всё возрастает, какие они будут, и насколько готовы мы к ним — неизвестно.

Человек должен осознавать и уметь оценивать реальное положение вещей, быть готовым решать проблемы, а не сетовать на невезение и коварство жизни.

Кризис пожилого возраста (60–80 лет) затрагивает изменения в трёх основных сферах: интеллектуальной, эмоциональной и моральной. Всё, что раньше не вызывало трудностей — подсчёт величин, запоминание имён, дат, — воспринимается с трудом. Люди плохо запоминают, что с ними происходит сейчас, но очень хорошо помнят события отдалённых лет.

У человека появляются приступы беспричинной грусти, слезливости. По совершенно незначительному поводу возникает сильное нервное перевозбуждение, например, просмотр фильма о прошлых временах, и ассоциация с тем, что не времена жаль, а жаль себя молодого в тех временах.

Разбитая посуда — не именно посуду жалко, а того, что с ней уходит частичка памяти, ведь этот сервиз был куплен на 50-летний юбилей. Отрицаются новые нормы поведения, одежды, привычки проводить свободное время и т.п. Меняется отношение ко многим сторонам жизни. Для пожилого человека важны его востребованность, его самоутверждение.

Труд из средства жизни становится смыслом жизни. Центральным симптомом кризиса в пожилом возрасте является страх смерти.

Помимо возрастных кризисов есть ещё одно удивительное важное понятие, на котором уместно заострить особое внимание. Это — психологическое старение (взросление), не зависящее от паспортного возраста.

Здесь на первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельности, который для человека является ведущим, т.е. непосредственно связан с профессией (обычно это учителя, врачи, артисты, учёные).

На втором этапе наблюдается сужение круга интересов за счёт выпадения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими преобладают разговоры на бытовые темы, обсуждаются только телевизионные новости, сериалы, соседи и т.п. В группах таких людей уже трудно разобрать уровень образования, уровень интеллектуального развития.

Третий этап — разговоры только о своём здоровье: какие лекарства, какие способы лечения, какие травы и т.д., и т.д. без устали. В газетах, журналах, в телепередачах обращается внимание только на эти темы. Лучшим слушателем становится участковый врач.

Посмотрите вокруг себя, оглянитесь. Думаю, без труда не одного человека или двух назовёте, больше, гораздо больше тех, кто не преклонного возраста, не пенсионного даже, и кризис миновал вроде или не дорос до него просто, а психологически состарился. Стал старый душой.

Когда физиологически ещё молод, полон сил, но… пуст душо, й и лет с 35-ти, в лучшем случае, а то и с 28-ми, твёрдо поселился на втором или третьем, а то одновременно и на двух этих этапах своего психологического старения.

Добровольного старения! Сознательного и старательно приобретённого! А потом будут четвёртый и пятый этапы: круг общения сужается до предела, обнажение потребностей чисто витального характера (еда, покой, сон); эмоциональность и общение сходят на нет.

Что же с нами всё-таки происходит? Действительно ли возрастные кризисы так страшны для человека, вредны, опасны и являются причиной всех наших перипетий, неудач и несчастий? Связано с ними психологическое старение? Или это психологическое старение является первостепенным и деструктивно влияет на возрастные кризисы? Или снова и то, и другое понятия являются ничем иным, как очередной удобной ширмой для маскировки собственных пороков (лень, трусость, эгоцентризм и т.д.). Думаю, что нет смысла приводить конкретные примеры по данной тематике. Их более, чем достаточно можно найти в любой статье как здесь, так и в любом психологическом журнале. Всё не так сложно и страшно на самом деле, как предпочитают преподносить. Снова всё упирается в вопрос: «Как далеко мы готовы зайти, до какого уровня опуститься, какие ещё поводы и причины найти, какие преграды создать собственноручно перед самим собой, лишь бы не замечать очевидного — все проблемы в нас самих?». Для чего обычный физиологический процесс пытаются сделать виновным во всём, что с нами происходит, причём начиная с самого раннего детства? Когда слушаешь мифы и легенды о кризисе трёх лет — волосы дыбом! Бедные дети! Что уж о подростковом кризисе или кризисе 40 лет говорить?! Но когда начинаешь объяснять элементарную физиологию (вводный курс анатомии обычной средней школы), что с нами на самом деле происходит и почему, откуда что берётся, как взаимодействует, как-то сразу становится очевидно, что понятие кризис плотно соседствует с понятиями «характер», «личность», и даже «привычки», «воспитанность», «уровень образованности» и т.п. «Жить — значит меняться, меняться — значит взрослеть, а взрослеть — значит непрестанно творить самого себя», как и «мы либо сами делаем себя жалкими и несчастными, либо сами делаем себя сильными — объём затрачиваемых усилий остаётся одним и тем же». Так если мы, извините, не то, что не напрягались полжизни в творении самого себя, в укреплении себя, а и шага по дороге к себе не сделали, а только и делали, что распознавали очередные кризисы и боролись с ними, одновременно расписываясь перед самим собой и всеми окружающими в собственном бессилии перед этим монстром, то что здесь можно сказать? Как бы это странно не звучало, значит, так было удобно и выгодно. Удобно и выгодно, лишь бы не работать над собой…

В буквальном смысле, кризис — это разделение дорог, разделение жизненных путей. Кризисное переживание всегда включает в себя стресс и неопределённость, порождает напряжённость и тревогу.

Кризис обозначает потерю какой-то существовавшей жизненной формы, к которой мы привыкли, но обозначает приобретение новой возможности вхождения в новую жизненную форму, не известную нам самим. Кризис знаменует собой завершение одного этапа развития и начало другого.

Это жизнь личности в её высшей, актуальной форме, осознание глубокого противоречия внутри себя и выход из этого противоречия, который требует концентрации всех физических, психических, интеллектуальных и духовных сил человека. Конечно, при одном условии.

При том условии, что мы развиваемся… При условии, что у нашей оболочки есть достойная начинка, есть хребет, есть сила духа. Для цельной личности возрастной кризис — это больше норма, чем патология.

А у людей примитивных, ограниченных, кстати, кризисы и внутриличностные конфликты практически не встречаются, для них в жизни всё просто. И это правильно.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/vozrastnoy_krizis_patologiya_ili_norma/

Ссылка на основную публикацию