Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

  • 14 Сентября, 2018
  • Психология мышления
  • Колесникова Александра

Понятие «креативность» плотно вошло в нашу жизнь и наш лексикон. В нынешнем динамичном мире важно быть креативным, уметь генерировать новые идеи и находить свежий подход к обыденным вещам.

Одним людям умение нестандартно мыслить дается легко, а кого-то перспектива придумать новое вгоняет в ступор. Попробуем разобраться, как развить креативность и можно ли это сделать уже взрослому человеку.

Что такое креативность

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Давайте выясним, что же такое креативность и чем это свойство может помочь в карьере и жизни. Профессиональные психологи относят креативность к общим особенностям человека, связанным с творческими возможностями. Это способность видеть необычные детали в повседневных вещах, связь между несовместимыми понятиями и найти абсолютно свежий подход к решению надоевшей старой задачи.

Считается, что дети до подросткового возраста могут быть очень креативны, ведь у них еще не сложился шаблон восприятия мира. Дети не могут, да и не хотят подавлять свое творческое начало, вокруг них все играет яркими красками.

Взрослея, люди все больше теряют способность мыслить нестандартно, погружаясь в мир обязанностей и шаблонов. Однако не все потеряно, существует несколько способов развить креативность в себе, научиться чувствовать новое каждую минуту жизни.

Конечно, это не позволит стать величайшим художником или изобретателем, но жизнь заиграет яркими красками, да и скачок в карьере будет не за горами.

Разобраться со страхами и неуверенностью

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Прежде чем думать как развить креативность, следует разобраться в себе, осознать, какие страхи, проблемы или устойчивые стереотипы мешают цельности восприятия. Многие из таких подсознательных якорей появляются еще в детстве, другие приходят с негативным жизненным опытом или благодаря настойчивым советам окружающих.

От всех этих чувств и мыслей нужно постепенно избавляться, заменяя их более позитивными идеями. Конечно, перебороть укоренившиеся страхи и неуверенность непросто, тут главное — начать.

Стоит завести дневник, куда будете записывать все негативные эмоции, страхи и переживания. Разделите лист на две части: в одной запишите волнующую проблему, а другую посвятите поиску ее решения.

Вначале будет сложно, будет казаться, что это глупое, бессмысленное занятие. Но страхи, зафиксированные на бумаге, постепенно перестают беспокоить и трансформируются в более позитивные мысли.

Окружающий мир будет становиться красивее и интереснее!

Думать об успехах

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Параллельно с преодолением неуверенности желательно начинать думать о себе как о талантливом, творческом человеке. Следует развеять стереотип, что креативными люди рождаются, а не становятся.

Необходимо учиться видеть прекрасные моменты в самых обыденных вещах, заострять внимание на окружающих мелочах. Для развития креативности очень полезно начать выражать себя в творчестве. Рисовать, даже если получается не очень реалистично, писать рассказы или стихи, купить фотоаппарат и снимать все, что нравится.

Люди часто думают и чувствуют так, как видят их окружающие или как они сами себя представляют. Потому нужно научиться ощущать себя творческой личностью, буквально сжиться с этим ощущением.

Находить новую информацию

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Чтобы стать по-настоящему творческим человеком, необходимо постоянно находиться в поисках нового, того, что еще неизвестно, но может стать полезным. Начинать читать книги, стараясь при этом обдумывать получаемую информацию.

Одним из способов развить креативность мышления считается общение с людьми, которые придерживаются противоположных взглядов. В спорах рождается истина — научившись с интересом воспринимать мнение других людей, соглашаться с непривычными теориями, можно значительно расширить свой кругозор.

С самого детства родители и педагоги учат быть таким, как все, не выделяться. Этот шаблон следует разрушить, ведь только свободный, независимо мыслящий человек способен создавать новое. В любой кажущейся стандартной ситуации можно пробовать найти необычные составляющие. Это нелегко, многие шаблоны сидят в нас с детства и уже успели стать частью реальности.

Попробуйте сменить обычный маршрут поездки на работу, иногда пересаживайтесь из салона машины на велосипед. Посетите новую выставку, откройте книгу, которая раньше казалась бессмысленной. Чем чаще стараться выглянуть за грани обыденности, тем ярче станет восприятие мира.

Методы развития креативности

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Кроме общего положительного настроя и получения новых впечатлений, психологи разработали несложные упражнения для стимулирования творческого мышления. Возможно, они покажутся простыми и немного наивными, но направлены именно на постепенное развитие креативности.

Можно начать с игры слов. Абсолютно несложный метод, который научит связывать вместе мелкие детали и видеть взаимосвязи там, где их вроде не должно быть. Нужно взять любую книгу, наугад выбрать два слова. Затем между этими абсолютно не связанными словами нужно найти какие-то точки соприкосновения, придумать эту связь. Можно даже сочинить историю, которая будет объединять эти слова.

Почувствовать себя архитектором

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Для преодоления шаблонного мышления и развития креативности хорошо подойдет это упражнение с элементами игры:

  • Строим необычный дом. Все знают, что у зданий есть углы, окна, двери и фундамент. А если попробовать нарисовать необычный дом, в котором, например, будет комфортно жить на Марсе. Постепенно продумать все до мельчайших деталей, вплоть до совсем нестандартных.
  • Дом из десяти предметов. Когда начнут получаться архитектурные проекты нестандартных зданий, задание можно усложнить. Попросите окружающих назвать десять любых материальных предметов (чем более сумбурным получится перечень, тем лучше). Придумайте функциональное применение всем этим предметам в новом доме. Например, картофелина может стать фундаментом, а расческа частью крыши. Не стесняйтесь фантазировать, это лучший способ развить креативность.

Играйте всей семьей — так будет веселее, и, возможно, маленькие члены семьи удивят своим необычным подходом к заданиям.

Тренировка творческого мышления

Одним из лучших способов держать в тонусе творческие способности и развить остроумие и креативность в речи считается метод ассоциаций. Есть несколько вариантов этого полезного упражнения, для достижения лучшего результата их можно чередовать.

Например, метод ментальных карт, изобретенный Т. Бьюзеном. Он способствует лучшему запоминанию идей и, соответственно, более быстрому поиску решений.

В центр листа помещается изображение ключевого понятия, которое нужно раскрыть. Все ассоциации, даже самые невероятные, записываются на ветвях, идущих от центра. Хорошо подкреплять записанное схематическими рисунками.

Вы удивитесь, насколько необычными могут получиться новые ассоциации.

Метод фокальных объектов. Его автор, американский ученый Ч. Вайтинг, считал, что можно добавлять к основному объекту признаки других предметов, получая абсолютно нестандартную идею.

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Работая над вопросом о том, как развить креативность мышления, стоит использовать тренировки по этому методу. Это позволит взглянуть на банальный предмет под нестандартным углом зрения и придумать действительно необычное решение. Как это работает:

  1. Выбираем предмет, над которым будем работать (фокальный предмет).
  2. Выбираем случайные объекты (несколько разрозненных слов из книги, предметы обстановки).
  3. Записываем свойства выбранных случайных объектов и пробуем эти свойства мысленно добавить к фокальному предмету.
  4. Полученные варианты анализируем и развиваем при помощи метода ассоциаций.
  5. Из полученных решений выбираем самое интересное и жизнеспособное.

Этот метод широко применяется при создании рекламы новых продуктов, продумывании новых маркетинговых ходов. Также его стоит использовать для совершенствования творческих способностей.

Как стать интересным собеседником

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Для того чтобы развить креативность речи, тоже есть интересные несложные упражнения. К тому же их выполнение надолго поднимет настроение.

  • Попробуйте вслух размышлять на самые невероятные темы. Это упражнение имеет условное название «Что было бы, если…». Расскажите о том, что было бы, если бы земля была плоской, а стулья улетали бы зимовать в теплые края. Желательно, чтобы рассказ получился связным и с интересными подробностями.
  • Представьте, что нужно составить толковый словарь и придумать свое определение для всех предметов и явлений. Можно не ограничиваться одним предложением, а написать небольшой рассказ. Главное, чтобы смысл описываемого слова стал понятен. Начинайте с простых предметов и постепенно переходите к абстрактным.
  • Упражнение «Слово-фраза». В течение дня развлекайтесь, придумывая к абстрактному слову фразу, слова которой будут начинаться с букв этого слова. Фраза должна получится связной и грамматически правильной.

Не бойтесь ошибаться

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Многие популярные методики рассказывают, как развить креативность за 7 дней, но это не совсем так. Все привычки человека и новый стиль мышления тоже начинают формироваться минимум через 21 день от начала занятий. Главное — желание начать учиться новому и менять жизнь к лучшему.

Поставив перед собой цель развить творческие способности, не нужно переживать, если что-то пойдет не так. Например, великий изобретатель Эдисон, прежде чем изобрел лампочку накаливания, благодаря чему осветилась все планета, провел более 10 000 неудачных опытов.

Источник: https://psychbook.ru/419585a-kak-razvit-kreativnost-pri-pomoschi-raznyih-metodov-trenirovka-tvorcheskogo-myishleniya

Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации :

Мыслительная деятельность человека является многогранной. Ведь каждому из нас приходится сталкиваться с самыми разными задачами, требующими своего, особого подхода. Образное мышление непосредственно связано с восприятием человеком предметов реального мира. Происходит оно в тесном взаимодействии с другими психическими процессами – памятью, вниманием, воображением.

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

У каждого ли человека имеются способности мыслить образно?

Развитие образного мышления интересует многих, однако есть взрослые, которые не уверены в своих способностях.

Необходимо понимать, что в человеческом мышлении некоторые процессы осуществляются визуально.

Иногда человек осознает, что он оперирует своими прошлыми восприятиями, их воспоминаниями, как реальными предметами. Чтобы оценить данную особенность, можно ответить на три следующих вопроса:

  • Из какого материала были сделаны ваши любимые ботинки, когда вам было 15 лет? Каковы они были на ощупь?
  • Сколько окон в деревенском домике у вашей бабушки (вашего дедушки, троюродной тети)?
  • Как будет выглядеть латинская буква S, если ее «отзеркалить» в обратную сторону?

Обычно люди, которые отвечают на первый из перечисленных вопросов, представляют себе обувь, которую они носили в подростковом возрасте, мысленным взором «дотрагиваясь» до ее поверхности.

Что касается второго вопроса, то обычно человек извлекает из памяти образ этого дома, «обходит» его кругом, считая окна. Что касается буквы S, то обычно в процессе ее мысленного «отзеркаливания» человек мысленно вращает ее и «смотрит» на результат.

Эти примеры показывают, что в процессе воспроизведения образов участвуют одни и те же психические процессы.

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Образное мышление у деток дошкольного возраста

Наглядно-образное мышление является главным типом мышления у ребенка в дошкольном возрасте. Именно с его помощью малыш совершает большинство операций.

К тому моменту, когда ребенок вступает в этот период развития, он умеет выполнять только те задания, которые можно сделать с помощью орудия или ручками. Такие действия направлены на то, чтобы достичь непосредственного результата.

В процессе развития ребенка его действия становится все более сложными. Возникают задачи другого типа, в которых результат активности малыша будет не прямым, а иметь косвенный характер. Самый простой пример – это бросание мячика об стенку.

Мяч кидается для того, чтобы ребенок его затем снова поймал. Те же задачи, в которых результат действий косвенный, включают в себя игру с конструктором, механическими игрушками и проч.

Развитие наглядно-образного мышления у детей – важная задача. Ведь чтобы решать усложненные задачи, не обойтись без умения управлять образами. Также данный тип мышления учит ребенка реагировать на образы, предъявляемые внешним миром.

Поэтому для дошкольника развитие образного мышления является залогом успешного обучения в младших классах. В среднем дошкольном возрасте дети учатся удерживать в воображении образы различных предметов, закреплять шаблоны.

К примеру, огурчик ассоциируется с формой овала, квадрат – с формой поверхности стола.

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Простые способы развития воображения у дошколят

Самые простые методы развития наглядно-образного мышления у дошколят – это:

  • Наблюдение красивых пейзажей.
  • Экскурсии на различные выставки произведений искусства.
  • Путешествия, в которых родитель расскажет подробно о памятнике природы.
  • Пазлы различных уровней сложности.
  • Изготовление поделок из цветного картона, аппликаций.
  • Рисование с использованием как ведущей, так и неведущей руки.

Оригами

Большой популярностью у родителей и педагогов пользуется изготовление фигурок из бумаги. Для этого требуется всего лишь несколько предметов – картон, бумага, ножницы. Как правило, маленькие дети не очень интересуются сложным процессом сгибания бумаги до тех пор, пока не увидят результат. Поэтому взрослому хорошо для начала продемонстрировать «чудеса» этого вида поделок.

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Лепка из пластилина

Это один из самых простых и увлекательных способов развития образного мышления для малышей. Лепка позволяет развить не только фантазию, но и мелкую моторику.

Читайте также:  Дисморфофобический синдром: что это такое, причины, как избавиться, лечение

Даже если у малыша будут получаться самые простые изделия – «колобки», «морковки», «мячики», самое главное, чтобы занятие у него вызывало интерес. Пластилин должен быть мягким, пластичным.

Можно заменить этот материал полимерной глиной или же предложить ребенку лепку из соленого теста.

Образное мышление. Младшая школа

Становясь старше, ребенок постепенно перестает в своем мышлении опираться на наглядные образы.

Возможности мышления становятся все более широкими, малыш учится давать все более широкие характеристики объектам.

Он учится оперировать разными образами в памяти, преобразовывать их – к примеру, соединять объекты и разделять их в своей фантазии. Развитию логического и образного мышления способствуют различные игры:

  • Настольные игры (например, домино, лото). Интерес у малыша могут вызвать и специальные головоломки.
  • Чтение различных детских книг, красочных журналов с интересными описаниями, энциклопедий.
  • Работа творческого характера: рисование, макраме, создание аппликаций. Развитию образного мышления у школьников помогает и лепка.
  • Просмотр мультфильмов и фильмов об окружающем мире.
  • Семейные праздники, путешествия.
  • Прогулки на природе.

Игра «На что это похоже?»

Хорошим упражнением для развития наглядно-образного мышления дошкольников является игра «На что это похоже?». Она позволяет ребенку научиться оригинально и творчески подходить к решению задач.

Задание заключается в том, что на каждую картинку (кружочек, квадрат, треугольник, спираль, или абстрактный рисунок) нужно придумать как можно больше ассоциаций. Это упражнение хорошо проводить в группе деток.

Данная игра хорошо способствует развитию образного мышления у младших школьников.

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Зачем необходимо образное мышление взрослому

Развитое образное мышление необходимо во многих профессиях – например, без него не обойтись дизайнерам.

Фраза «нарисуйте мне что-нибудь яркое и запоминающееся» не должна ставить работника в тупик; напротив, эти слова должны быть катализатором мыслительной деятельности. Работа над образным мышлением помогает развивать и аналитические способности.

Упражнения для развития таких навыков будут полезны не только работникам творческих профессий, но и всем тем, кто хотел бы расширить свой кругозор.

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Образное мышление: как развить взрослому

Прежде чем приступать к выполнению упражнений, взрослому необходимо поверить в себя, выбросить мысль о том, что он не обладает хорошо развитым чувством юмора, творческой жилкой, воображением. Все эти способности есть у каждого – просто, скорее всего, они оказались на «задворках» сознания.

Прямое доказательство того, что каждый человек обладает воображением – это способность вызывать в памяти наглядные образы. Каждый помнит, как выглядит его родитель, подруга или друг. Человек также способен описать особенности ближайшей к нему станции метро или же любимого места в городе.

Не нужно подолгу заниматься упражнениями на развитие образного мышления, чтобы восстановить в памяти мелкие детали любимых мест, вспомнить, как выглядят дома и улицы родного города. Так, можно совершить воображаемое «путешествие» во времени и снова оказаться в плену ярких воспоминаний.

Поэтому стоит только немного потрудиться, чтобы расширить пространство своей фантазии.

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Бином фантазии

Хорошим способом развития образного мышления является упражнение под названием «Бином фантазии». Его автор – знаменитый сказочник Джанни Родари.

Нужно сказать, что методика подойдет как взрослому, так и ребенку. Писатель поясняет: обычные ассоциации не развивают воображения.

Например, словосочетание «конь — пес» не дает простора для фантазии, являясь всего лишь упоминанием животных из одного семантического ряда.

Способ Джанни Родари способствует развитию художественно-образного мышления. «Бином фантазии» в идеальном варианте должен определяться посредством случая. Например, можно открыть наугад книгу (или разные книги) на разных страницах. Можно скомбинировать два отрывка фраз из рекламы.

Эксперимент сказочника

Джанни Родари вспоминает о том, как на уроке экспериментировал с детьми со случайно выбранным словом «шкаф». Отдельно взятое, оно вряд ли смогло бы вызвать какие-либо эмоции – никто не станет ни смеяться, ни плакать, думая о шкафе.

Однако если связать понятие «шкаф» с понятием «пес», то все становится совершенно иначе. Самый простой способ связать воедино эти два образа – использовать предлоги. Например, «пес в шкафу», «пес на шкафу».

Тогда воображение подскажет различные образы – это может быть собака, бегущая с собственной будкой на спине по улице. Или же собака, у которой есть персональный шкаф с разными нарядами.

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Другие методы

Еще несколько способов развития образного мышления:

  • Работа с друдлами – каракулями со множеством значений, которые необходимо описать. Такие картинки по своему виду напоминают каракули, которые человек рисует во время разговора по телефону или же слушая скучную лекцию. Однако у друдла есть одна особенность – его создатели изначально закладывают в него смысл. На картинке ниже можно увидеть друдлы, которые способствуют развитию образного мышления.

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

  • Еще один способ – пробовать воспроизводить в воображении только что увиденные предметы. Хорошо помогает игра под названием «Спички». Для ее проведения нужно бросить на стол пять спичек, посмотреть на них, отвернуться, и на другом конце стола изобразить их расположение другими пятью спичками. Поначалу может не получиться, однако практика со временем принесет результат. С каждым разом необходимо стараться тратить меньше времени на воспроизведение. Когда начнет получаться, количество спичек можно увеличить.
  • Также можно придумывать новые функции уже привычным предметам. К примеру, в привычных кружевных или капроновых колготках можно сушить лук, использовать в качестве оформительного элемента для декора цветочных горшков, изготавливать из них куклы.
  • Еще один хороший способ – это подбор эпитетов и антиэпитетов к слову. Для выполнения этого упражнения нужно выписать по центру листа бумаги любое слово, с правой стороны – те определения, что ему подходят. С левой – разместить слова, которые никак нельзя употребить с этим предметом или явлением. В качестве примера можно рассмотреть слово «человек». Человек может быть свободным, умным, богатым, худым, продвинутым и т. д. Определения, которые не подойдут к этому слову – старинный, тугоплавкий, жидкий, заостренный.
  • Можно попробовать воспроизвести последнюю встречу с друзьями или коллегами. В процессе воспоминания необходимо постараться вспомнить: сколько человек было в компании? Что на них было надето? Какие блюда были на столе? О чем шел разговор, какие темы обсуждались? Какие переживания сопровождали эту встречу?

Данные упражнения можно преобразовывать на свое усмотрение. Главное в них то, что эти методы задействуют образное мышление. Чем чаще выполнять упражнения, тем больше это свойство психики будет развиваться.

Источник: https://BusinessMan.ru/razvitie-obraznogo-myishleniya-osobennosti-sposobyi-i-rekomendatsii.html

Творческое мышление: методы и развитие :

Мы все живем в мире, где ни один красный диплом и высшая награда за деловые или научные достижения не ценится так высоко, как умение творчески подойти к решению проблемы. В большинстве случаев работодатели требуют от соискателей именно креативности, которая, к сожалению, встречается не так часто, как этого хотелось бы.

Творческое мышление — не врожденное качество, вопреки столь расхожему сегодня мнению. Его развитие – долгий, трудоемкий и спланированный процесс, начало которому должно быть положено еще в дошкольном возрасте.

Сначала за этот сектор формирования личности отвечают члены семьи, затем за дело берутся воспитатели детского сада и школьные учителя, а со временем воображение и творческое мышление должны развиваться самостоятельно, причем с наибольшей активностью.

Почему так важно развивать креативность с детства

Как уже говорилось ранее, процесс формирования этого замечательного качества должен начинаться еще в глубоком детстве, когда ребенок впитывает все подобно губке.

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Почему же так важно развивать творческое мышление едва ли не с первых слов малыша? Дело в том, что в раннем возрасте человек руководствуется в большей степени тем, что заложено в него матушкой-природой: рефлексами, инстинктами. Творчество же представляет собой реализацию этих навыков на практике. Таким образом, именно в раннем детстве проще всего заложить основу творческого мышления, научив ребенка обращаться к нему при решении тех или иных задач.

В данном случае речь идет о том, что малышу должна предоставляться максимальная свобода действий для достижения поставленных целей. Он должен научиться делать так, как считает нужным, а не так, как должно быть. Именно это послужит отправной точкой в формировании такого качества, как творческое мышление.

Есть ли ограничения

Предоставление свободы в решении поставленных задач не подразумевает, однако, полного невмешательства в процесс. Как говорит народная мудрость, «лучший способ ограничить человека – это позволить ему делать все, что угодно». Строго наблюдательная позиция при этом совершенно неприемлема.

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Когда родители развивают у своего ребенка творческое мышление, их основная задача – предоставление возможности для нестандартного подхода и направление к нему. В некотором роде, это координация действий ребенка, которую можно сравнить с работой сотрудников железной дороги, переводящих стрелки на рельсах для изменения направления поезда.

Развитие творческого мышления должно быть незаметным, но уверенным. По принципу «направляй, но не заставляй». Именно такой подход к данному вопросу позволит никогда не сталкиваться с детскими истериками по поводу невозможности, а уж тем более нежелания исполнения того или иного действия.

Особенности среды

Теперь, когда мы выяснили, где должен быть заложен первый камешек в фундаменте, перейдем к особенностям организации самой жизни ребенка. Любой психолог скажет, что личность формируют три основных фактора: биологические данные (наследственность, склонности к чему-либо, физическое состояние организма), социум (в данном случае – семья, одноклассники, соседи по улице) и, наконец, среда.

Развитие творческого мышления может быть полноценным только при том условии, что ребенку, а впоследствии и взрослому будут предоставлены все возможности для осуществления данного процесса. Это подразумевает наличие способов взаимодействия с самыми разными предметами: мебель, спортивные уголки, приспособления для рисования или лепки, игрушки, книги и даже одежда.

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Родители, а далее воспитатели детского сада, школьные педагоги должны приложить максимум усилий для того, чтобы любые, даже самые рутинные дела превратились для ребенка в увлекательное приключение, с которым ему необходимо справиться без посторонней помощи.

Несколько примеров

Процесс приема пищи может быть, к примеру, превращен в соревнование, уборка одежды – в поиск сокровищ, изучение букв – в разгадывание головоломок и завоевание призов. Поначалу это может быть сложно, однако со временем ребенок уже сам придумывает для себя приключения и квесты, не обращаясь за помощью к взрослым.

Общение

Не менее важным в этом отношении является и способ общения между ребенком и взрослыми. Особенности творческого мышления заключаются в том, что оно способствует нестандартному решению тех или иных задач.

Для того чтобы этот фактор развивался в максимальной мере, в акте коммуникации следует всегда предоставлять ребенку возможность самостоятельно оценить ситуацию и сделать вывод из нее.

Таким образом, реальность будет познаваться личностью не через призму чьего-либо восприятия, а при помощи своего собственного воображения и сознания. Конечно, в данном случае тоже нужно знать меру – направление мысли ребенка – основная задача взрослого.

Метод беседы

Особенности творческого мышления должны поощряться в ребенке и активно развиваться под бдительным присмотром. Наилучший способ контролировать ситуацию в данном случае – использовать метода беседы.

По сути, он имеет целый ряд преимуществ: во-первых, это отличный способ направлять мыслительный процесс в нужное русло.

Во-вторых, именно при помощи беседы проще всего выявить склонности ребенка к тому или иному занятию, его интересы, обнаружить особенности характера, которые можно использовать для успешного развития личности.

Игра

Основные проблемы творческого мышления заключаются, как правило, в том, что его обладатели редко видят границы, до которых его можно задействовать. Нестандартный взгляд на окружающий мир, безусловно, является преимуществом, однако он должен гармонично сосуществовать со здоровой прагматикой, иначе человеку будет крайне тяжело жить в социуме с другими.

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Игра – отличный способ не только стимулировать в ребенке творческий подход, но и показать пределы возможности его задействования. Бесспорно, такого рода занятия должны быть развивающими, направленными на усиление познавательной активности.

Лучше всего включать в игру незнакомые или малознакомые ребенку темы, предметы, изображения и просить его объяснить их своими словами. Самым простым примером такого рода игры можно назвать произнесение незнакомых слов, значение которых дети должны отгадать самостоятельно. При этом можно задействовать разнообразные наводящие вопросы или схему «утверждение-отрицание-поощрение».

Читайте также:  Мужчина не хочет жениться: почему парень боится этого, советы психолога

Между делом

Развитие креативной личности – процесс непрерывный, поэтому очень важно каждый раз при встрече с ребенком обращаться к его воображению.

Не обязательно сидеть при этом над ним и требовать изобретения велосипеда – достаточно применить некоторое количество сноровки. К примеру, можно просить его читать слова наоборот на вывесках и пояснять, что они могут значить в таком варианте.

Или же выдумывать имена игрушкам, что только на первый взгляд кажется простым и незначительным.

Давно доказано, что креативности способствует умение писать обеими руками – это обусловлено тем, что при изменении действующей руки изменяется и работа полушарий мозга, так что для разнообразия можно попросить ребенка писать левой рукой вместо правой или наоборот, превратив это в увлекательную затею.

В школе дополнительное стимулирование творческого мышления может выражаться в упражнениях на расшифровку анаграмм, решение ребусов или придумывание рифм и других словосочетаний – вплоть до подбора антонимов и синонимов.

Еще одним отличным вариантом развития креативности являются задания пояснительного характера. К примеру, ребенок может попробовать растолковать остальным, чем в его понимании является, к примеру, свобода, семья, счастье.

Немаловажную роль в развитии творческих способностей играет, конечно, изобразительное искусство. В данном случае техник стимулирования особенно много: использование нестандартных способов рисования, креативная лепка, абстрактная живопись с комментированием и многое-многое другое.

Школа

Как уже говорилось ранее, школа играет ничуть не меньшую роль в формировании личности, чем семья. Основная задача педагога в данном случае – усовершенствовать то, что заложено изначально, и научить ребенка новому.

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Развитию креативности в наибольшей мере способствуют специально разрабатываемые упражнения – творческое мышление может совершенствоваться только путем включения в работу. В данном случае все, конечно, зависит от учителя и уровня его профессионализма.

Выбор занятий такого рода на самом деле огромен. Это может быть самая обычная игра «Зебра», в которой для конкретной ситуации нужно найти положительную и отрицательную сторону. Или же метод шести шляп, где ребенку приходится пояснять свою точку зрения.

На этих примерах методы творческого мышления, конечно, не ограничиваются.

Даже самое скучное превращать в интересное

Стимуляция познавательной активности – едва ли не важнейшая задача любого учителя, однако не менее важно этот уровень еще и удержать.

Рутинная подача материала может свести на нет все старания, приложенные ранее, и полностью отбить у ребенка охоту узнавать новое. Именно поэтому столь важно сделать учебный процесс максимально интересным.

Воображение и творческое мышление в этом наилучшие помощники.

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Дети всегда должны иметь возможность высказать собственную точку зрения, продемонстрировать угол, под которым они видят ту или иную ситуацию.

Это может происходить не только непосредственно во время урока, но и при выполнении контрольных или самостоятельных работ. В литературе, к примеру, для этого отлично подходят сочинения на нестандартные темы.

Чаще всего учителя предлагают своим воспитанникам написать работу, в которой в качестве главного героя выступал второстепенный персонаж изучаемого произведения.

В математике это может быть необычный способ подачи материала. Дроби, к примеру, можно изучать на примере долек мандарина. Формирование творческого мышления в данном случае происходит за счет задействования наглядного примера и повышения интереса к изучаемому.

Взрослые и воображение

Очевидно, что креативность имеет свои особенности в каждом из временных промежутков нашей жизни. У взрослых, как правило, нестандартный подход отлично гармонирует с прагматическим воззрением на решение проблемы. Воображение соседствует с логикой, причем без каких-либо затруднений.

Самый трудный возраст

В подростковом периоде стремление доказать миру собственную правоту часто приводит к тому, что дети прекращают обращаться к воображению совсем или же подавляют в себе креативность в стремлении соответствовать определенному «идеалу», который таковым может и не являться.

Очень важно в этой ситуации направить энергию подростка в нужное русло, предоставить ему возможность реализации собственного потенциала путем созидания, творения. Для этого отлично подходят рисование, лепка, танцы.

Еще лучше – поощрение вдумчивого, полноценного чтения, которым запросто можно заменить общение в социальных сетях или просмотр телевизора.

Когда ребенок наиболее податлив

Творческое мышление младших школьников наиболее открыто – его можно поощрять множеством самых разнообразных способов, используя развивающие игры, экскурсии, беседы, нестандартные задания и многое другое. В этом возрасте человек представляет собой открытую книгу, с которой проще всего работать, формируя базу под дальнейшее развитие.

Самое важное

Технология творческого мышления – то, чем должен руководствоваться каждый учитель и родитель. Задача только на первый взгляд кажется простой. В особенности если работа ведется не с одним ребенком, а целым коллективом.

Задействование воображения ребенка всегда рано или поздно приводит к тем или иным заблуждениям – очень важно, чтобы это не смущало ребенка, не вызывало у него дискомфорта. Иными словами, он не должен бояться сказать глупость. Задача учителя – не только адекватно реагировать самому, но и научить правильной реакции коллектив.

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Именно это способствует развитию и усилению творческого мышления в наибольшей мере – отсутствие страха совершить ошибку. Только в таких условиях воображение крепнет, набирает силу и верно служит человеку всю его жизнь.

Источник: https://www.syl.ru/article/169341/new_tvorcheskoe-myishlenie-metodyi-i-razvitie

Как развить образное мышление у взрослых, методы развития образного мышления

Психологи продолжают спорить о том, какие именно когнитивные механизмы лежат в основе образного мышления человека. Когда мы произносим или слышим слова «слон», «улица» или «лицо друга», то образы всплывают в нашем сознании благодаря зрительной памяти.

А что помогает нам конструировать образы таких понятий как «скорость», «контакт, «доброта»? Ведь за этими словами нет конкретной картинки.

Но если мы попробуем «нарисовать» смысл этого слова, то, хотя у каждого будут свои рисунки, тем не менее, с подобной задачей можно справиться.

Образное мышление помогает нам:

  • расширять наш ассоциативный ряд,
  • «увидеть» проблему или задачу как картинку,
  • достроить ее недостающие элементы,
  • преобразовать картинку согласно изменившимся условиям или нашим представлениям.

Словом, образное мышление – это инструмент, который дает нам дополнительные возможности для решения проблем и задач.

Такие живые мысленные образы

Есть ли отличия у образов, которые мы выстраиваем в своем мозгу и реальных объектов, которые эти самые образы породили? Вопрос, который интересует не только ученых, но и, скажем, следователей, расспрашивающих свидетелей происшествия. Вспоминая, мы добавляем в наши образы что-то свое, лишнее, а что-то, напротив, упускаем. Если постараться специально оживить в своем сознании образы, то можно понять, насколько сильным является ваше образное мышление.

Попробуйте выполнить это несложное упражнение: Последовательно представляйте себе следующие образные картины и оценивайте их яркость по 10-балльной шкале (1 – очень слабый образ, 2 – слабый образ, 3 – яркий образ. 4 – очень яркий образ):

  1. Автомобиль, стоящий на паркинге супермаркета.
  2. Тот же автомобиль, двигающийся по горному серпантину.
  3. Тот же автомобиль, двигающийся с места.
  4. Тот же автомобиль, но перевернутый вверх колесами.
  5. Тот же автомобиль, вернувшийся в нормальное положение.
  6. Тот же автомобиль, обгоняющий другую машину.
  7. Он же – на берегу моря.
  8. Этот автомобиль, удаляющийся и постепенно исчезающий из вида.
  9. Он же, мчащийся на высокой скорости.
  10. Он, же осторожно едущий в темноте с включенными фарами.

Если все образы были яркими, то в сумме у вас должно получиться 40 баллов. Если у вас получилось меньше 20 баллов, то стоит задуматься над тем, как развить образное мышление.

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

С чем связан у вас образ «шампанского»?

У детей образное мышление развивается очень активно, благодаря сюжетно-ролевым играм и детским фантазиям.

А возможно ли развитие образного мышления у взрослых? Не поздно ли говорить о тренировках мозга для лиц от 20 лет и старше? Ответ положительный, потому что в этот период и до 50-60 лет у взрослых развивается, так называемый, текучий интеллект, который позволяет мозгу гибко перестраиваться под новые структуры и образы.

Вот одно из полезных упражнений. Для этого упражнения надо представить себя… в разных профессиональных ролях. Любое явление профессионалы исследуют в зависимости от своего профессионального интереса. Итак, попробуйте исследовать с разных точек зрения, например, «Шампанское»:

  • Вы – сомелье, и вас интересует, прежде всего, вкусовые и ароматические качества этого напитка. Представьте себе вкусы разных сортов «Шампанского», которые вам доводилось пробовать. Вспомните их ароматы. Сравните, найдите отличия.
  • Вы занимаетесь рекламой и продвижением «Шампанского». Представьте, как выглядят его бутылки, этикетки на них, описание на этих наклейках. Сравните, найдите отличия.
  • Вы – художник, который хочет нарисовать шампанское, плещущееся и посверкивающее в красивом бокале. Как будет выглядеть эта картинка на новогоднем столе? А в погребке у производителей шампанского? А на дегустации, на ярмарке вин?
  • И, наконец, самое, пожалуй, сложное задание. Вы создаете шампанское из разных слагаемых, смешивая несколько разных сортов вина. Представьте, как вы черпаете из разных источников и смешиваете эти ингредиенты, и как на ваших глазах рождается купаж – прообраз будущего напитка.

Подобные упражнения можно проделывать с разными объектами, как простыми (росток, пробившийся из земли), так и посложнее (корабль). Каждый раз, меняя позицию, вы по-другому конструируете образ. Предмет остается один и тот же, но его образы, рожденные в вашем мозгу, разные. Полезная тренировка мозга!

С Викиум вы сможете развить образное мышление онлайн

Законы пространственных структур

Эксперименты в области когнитивной психологии, показали, что лучше всего воспроизводятся (а, значит, дольше хранятся в памяти и легче вспоминаются) взаимосвязанные образы.

Вот почему так популярны советы мнемотехников, типа «Хотите вспомнить, что вам нужно опустить письмо, проходя мимо почтового ящика? Соедините в памяти ящик и письмо, представьте яркую картинку, как вы опускаете в ящик письмо.

И ваш мозг доделает дальше все работу: когда вы увидите ящик, ваш мозг напомнит вам про письмо».

Поэтому, используя картинки, развивающие образное мышление, взрослые тренируют у себя не только способность конструировать образы, но и образную память.

Упражнения на развитие ассоциативного образного ряда использовались, например, в психоанализе. Психоаналитик предлагал клиенту прочесть в книге любое слово и потом, пассивно следуя за своим бессознательным, описывать всплывающие образы.

Попробуйте и вы запускать время от времени свободный ассоциативный ряд. Отталкиваясь от, все равно, какого образа (лицо прохожего, слово в книге, цветочный аромат или звуки музыки), позвольте своему мозгу генерировать зрительные образы и структуры по своему усмотрению. Пассивно следуйте за этим рядом, делая приятные образы ярче, а неприятные – приглушеннее.

Постепенно вмешивайтесь в процесс и манипулируйте образами по своему усмотрению –

  • увеличивайте и уменьшайте,
  • приближайте и отодвигайте,
  • раскрашивайте и меняйте форму…

Такое упражнение с фантазиями послужит для мозга полезной тренировкой.

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

На службе творческой мысли

Образное мышление – инструмент, позволяющий нам мысленно конструировать несуществующую реальность или, иначе, быть креативными, творческими личностями. Поэтому ответ на вопрос, как развить образное мышление у взрослых, это еще и ответ на вопрос о развитии творческих способностей.

Наш мозг охотно продуцирует стереотипы – так ему намного легче воспринимать мир. В результате мы окружаем себя стереотипами. Причем с самого детства. Посмотрите, например, как дети рисуют дом или новогоднюю елку. Даже они используют штампы вместо живых образов. А уж взрослые и подавно предпочитают оперировать образами-шаблонами.

Как же развивать и поддерживать в этих условиях творческие способности и их основу – образное мышление?

Одним из приемов творчества является прием агглютинации – мысленного соединения вместе частей, заимствованных из разных образов.

Именно так появились когда-то Змей Горыныч (тело змеи + крылья птицы) и избушка на курьих ножках.

Этот принцип сегодня вышагнул за пределы фантастики и используется, в частности в бионике – науке, создающей технические устройства на основе принципов, заимствованных у природы (так, идею подводной лодки «подсказали» дельфины).

Один из проективных тестов может быть использован для развития навыков агглютинации. Вот его задание: «Нарисуйте рисунок несуществующего животного». Попробуйте выполнить это задание.

Читайте также:  Понятие психопатии: определение в психологии психопатического расстройства личности

Через некоторое время вернитесь к нему и сделайте абсолютно другой рисунок. Старайтесь каждый раз увеличивать количество образов животных.

У которых вы «заимствуете» те или иные части: крылья орла, лапы лягушки, уши и хобот слона, чешуя рыбы…

Если, конечно, вам интересно развивать и тренировать свое творческое мышление.

Источник: https://blog.wikium.ru/kak-razvit-obraznoe-myshlenie-u-vzroslyh-metody-razvitiya-obraznogo-myshleniya.html

Творческое мышление: особенности и проблемы

Человеческое мышление – сложный и во многом таинственный процесс, прошедший длительный путь эволюции. Мы пользуемся им постоянно, но очень редко задумываемся о его сущности.

Почему одни люди оказываются в растерянности, когда жизнь ставит перед ними сложные задачи? А другие, вроде бы и не особо напрягаясь, находят совершенно оригинальные решения, которые позволяют им не только решить возникшую проблему, но и добиться успеха, сделать карьеру, стать лидером? Потому что вторые умнее первых?

Совсем нет. Огромное количество людей привыкло решать задачи стандартно, следуя усвоенным правилам или заданному алгоритму.

Нас так учат еще в школе, поэтому столкнувшись с проблемой, мы просим совета у друзей или ищем готовые рецепты в интернете.

А есть люди, которые самостоятельно находят нестандартное решение и даже получают от этого удовольствие. Почему? Потому что у них творческое мышление.

Что такое творческое мышление

О том, насколько важно творческое мышление, креативность, творческий подход к делу, сегодня можно услышать повсюду.

Эти качества указываются в вакансиях на престижные должности, их предлагают развивать на многочисленных семинарах, тренингах, коучингах. О них говорят учителя родителям, руководители подчиненным.

Но к сожалению, эти понятия для многих так и остаются туманными и малопонятными. Давайте разберемся в них.

Творчество как деятельность

Начнем с того, что способность к творчеству присуща исключительно человеку, а потребность в творческой деятельности есть у всех людей от рождения. Да-да, дети рождаются с этой потребностью. Потенциал, конечно, у всех разный, но он есть, и его можно развить в любом возрасте.

Творчество в психологии определяется как духовно-практическая деятельность, направленная на созидание чего-то нового. Это новое может родиться в любой сфере, а не только в области искусства или науки. В строительстве и педагогике, в кулинарии и менеджменте – везде возможно творчество.

Любая человеческая деятельность может быть двух видов:

  • Репродуктивная – это воспроизводящая деятельность по заданному образцу. Например, когда ребенок пишет диктант, хозяйка печет пирог по рецепту, строитель строит дом по чертежу, или рукодельница вяжет шарф по схеме. Это очень важная и нужная деятельность, необходимая часть обучения, без нее невозможен профессионализм. Да и в обыденной жизни нет никакого смысла каждый раз «изобретать велосипед».
  • Творческая деятельность – это то, что называют креатив, ее отличает новизна результата или методов. Она строится на основе репродуктивной, но, освоив профессиональные приемы, человек начинает испытывать потребность сделать что-то свое, оригинальное, новое, так как ему скучно и неинтересно следовать только чужому образцу.

Но творчество недаром называют духовно-практической деятельностью. Потребность создать новое рождает у человека идею, замысел, проект. Вот возникновение новой, оригинальной идеи и осмысление способов ее воплощения и есть творческое мышление.

«Открытие» творческого мышления

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

В течение продолжительного времени, вплоть до середины XX века высшей формой мыслительной деятельности безоговорочно считалось абстрактно-логическое мышление. Его строгие законы, выведенные еще античными философами, изучались в школе, а к людям, не склонным к логическому мышлению, относились снисходительно. Даже тесты на уровень интеллекта (IQ), разработанные еще в начале прошлого века, были ориентированы на проверку владения логикой и развитости абстрактно-логического мышления.

Но оказалось, что среди личностей с уровнем интеллекта выше 135 % почти не встречается выдающихся ученых, всемирно известных деятелей культуры, художников, писателей и тех, кто добился больших успехов в бизнесе.

Люди, получившие высокие оценки по этим тестам, неспособны решать нестандартные задачи, они не могут придумать ничего нового и оригинального.

А динамично развивающаяся индустрия, появление новых отраслей промышленности и сферы услуг и возрастающая конкуренция требовали именно нестандартных решений.

Тесты дорабатывались, усовершенствовались, ими занимались целые научные коллективы, например, в Стэндфордском университете США, но все равно это не решало проблемы.

Люди с высоким IQ, ответственные, эрудированные, высокоинтеллектуальные профессионалы оказывались неспособны выйти за рамки строгих инструкций и придумать что-то свое.

А вот успехов добивались середнячки, те, чей уровень интеллекта разве что чуть-чуть превышал допустимую границу нормы.

Вот тогда-то и стало ясно, что логическое мышление не панацея и есть более продуктивное и эффективное мышление – творческое. Оно позволяет человеку:

  • находить выход из казалось бы безвыходных ситуаций;
  • решать нестандартные задачи, не поддающиеся алгоритмическим методам;
  • открывать новые научные законы;
  • создавать новые вещи;
  • видеть любую проблему под совершенно нестандартным углом зрения.

Ведь недаром А. Эйнштейн сказал: «Я никогда не сделал бы своих открытий в процессе рационального мышления».

Мышление «в разные стороны»

Что показательно, одним из первых об особом типе мышления заговорил исследователь интеллекта и разработчик тестов IQ Дж. Гилфорд.

Многолетние исследования привели его к выводу, что самые потрясающие научные открытия и оригинальные изобретения делаются не на основе логики, а вопреки ей.

А классическое логическое мышление, как дедуктивное, так и индуктивное, не в состоянии решить нестандартные задачи, в которых нет одного единственно правильного ответа.

  • Особый вид мышления, которое противоречит логическому, но является основой творческого, Гилфорд назвал «дивергентным» – расходящимся, идущим в разные стороны, разнонаправленным.
  • Это мышление отличается от стандартного логического, которое является линейным, то есть направленным в одну сторону, ориентированным на достижение единственно верного или оптимального решения.

Всю вторую половину XX века творческое мышление активно изучали психологи, так как поняли, что человеческая цивилизация существует, а государство процветает благодаря креативным людям, наделенным творческими способностями. Тем, кого долгое время снисходительно называли чудаками.

Особенности творческого мышления

Сегодня к этому виду мышления относятся с должным почтением, о нем написано множество книг. И мы с вами можем выделить его особенности и даже «примерить» их на себя.

Ассоциативность

Дж. Гилфорд, назвав это мышление дивергентным, подчеркнул его нелинейный характер. Оно подчиняется не законам логики, а законам ассоциаций.

Процесс творческого мышления выглядит примерно так: какая-то мысль, идея, задача, вспыхнув в мозгу человека яркой искрой, рассыпается сотнями импульсов по нейронным цепям.

Эта мысль вызывает множество ассоциаций, и к решению задачи привлекается самая разнообразная, казалось бы, совсем несвязанная с ней информация.

Творческое мышление по структуре напоминает разветвленную сеть, паутину, связывающую разные участки и отделы головного мозга. И в такую паутину не может не попасться гениальная идея, а то и не одна.

Нелинейное мышление обеспечивает человеку возможность увидеть проблему с разных сторон, находить различные пути ее решения.

Известный американский поэт и литературный критик Эзра Паунд писал: «Гений…это способность видеть десять вещей там, где обычный человек видит одну, а талантливый человек две или три, плюс способность отражать это множественное восприятие в материале своего искусства».

 Нестандартность

Особенности творческого мышления: как развить, методы, что способствует

Это одна из важнейших характеристик творческого мышления, которое избегает любых стандартов или шаблонов, не подчиняется строгим правилам и законам алгоритма. Человек, владеющий этим мышлением, способен найти нестандартное решение даже самой банальной, обыденной и скучной задачи.

Причем оригинальные решения креативные люди выдают даже тогда, когда в этом нет особой необходимости. Потому что творческое мышление во многом спонтанно, так как оно связано с подсознанием, с областью интуиции.

Образный характер

Творческое мышление опирается на образы, а не на понятия.

Именно в форме яркого образа появляется идея или замысел, а воображение для творчества имеет большее значение, чем рациональное мышление. Ведь воображение отвечает за процесс рождения новых образов.

Кстати, неслучайно центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за операции с образами.

Но это не значит, что в творческом мышлении не участвуют слова, понятия. Они необходимы и для того, чтобы осмыслить, проанализировать, проверить правильность рожденной идеи, и для того, чтобы познакомить с ней других людей.

Проблемность

Источник и аккумулятор творческого мышления – проблема. Она может быть порождена и процессом развития науки, и потребностями совершенствования технологии, и эволюцией искусства, и развитием бизнеса, и просто жизненными обстоятельствами.

Если у человека есть склонность к творчеству, но нет проблемы, то он ее придумает или найдет и будет рад ей, так как любую проблему креатив оценивает, как ступеньку к успеху, к реализации собственного «я». И иногда само обнаружение проблемы является подлинным открытием и зависит от степени одаренности первооткрывателя.

Открытость новому

Творческое мышление требует разнообразных знаний, причем чем больше областей жизни или науки подключены к процессу мышления, тем лучше. Это связано с ассоциативным характером творческого мышления. Чем более спонтанный, легкий процесс рождения ассоциаций, тем выше у человека способности к творчеству.

Но ассоциации – это связи между различными блоками информации, хранящейся в нашей памяти. Поэтому интерес ко всему новому, жадное (а иногда и неразборчивое) поглощение новых знаний – это характерная особенность креатива. Ведь осмысление нового – это стимул для творческого мышления, а информация – строительный материал для творчества.

Можно ли управлять творческим мышлением

Многие исследователи в течение долгого времени считали творчество спонтанным процессом, а творческое мышление интуитивным, неуправляемым и подчиненным вдохновению.

В чем-то они правы, конечно. Творчество плохо подчиняется холодному рассудку. Но большей частью подобными рассуждениями пытались оправдать стихийность деятельности творцов. Так было до тех пор, пока не решили поставить творческое мышление на службу бизнесу.

В середине XX века в США появляется множество проектных бюро, фирм, контор, специалисты которых были обязаны рождать новые, оригинальные и желательно гениальные идеи для продвижения бизнеса, организации рекламы, маркетинга и т. д. Естественно, те, кто платил зарплату этим специалистам, не намерен был ждать, когда на его сотрудников снизойдет вдохновение и их озарит гениальная идея.

Вот тогда-то психологи и занялись исследованием творческого мышления всерьез. Кстати, не только на западе, но и у нас в стране. Более того, потребности в новых идеях и гениальных открытиях у нас носили государственный характер, и исследования тоже поддерживались государством.

Как выяснилось, творческое мышление действительно связано с подсознанием, но воздействовать на него можно, хоть и тоже оригинальными методами.

  • Нужна проблема. Именно она запускает процесс мышления. И чем более сложной и нестандартной будет эта проблема, тем больше гарантии, что мышление перейдет на творческий уровень. Проблема, точнее размышление над ней, активизирует мозг, создает десятки, а то и сотни очагов возбуждения в коре головного мозга. Без активной работы мозга невозможно рождение ассоциаций, подключение подсознания и творческого мышления. Просто лежа на диване ждать вдохновения бессмысленно.
  • Нужен толчок. В обычных, комфортных условиях наше мышление линейно. Так проще, легче, тратится меньше энергии. Мысль, как пучок электрохимических импульсов, тоже легче движется по проторенному пути в нейронных цепях головного мозга. И приводит к шаблонному решению или к выводу, что решения вообще нет. Поэтому в настоящее время разработано множество методик, заставляющих мысль уйти с протоптанной дороги стандартных решений и тем самым активизирующих творческое мышление. Но иногда для такой активизации достаточно внешнего толчка: необычного события, яркого образа, каскада ассоциаций.
  • Нужен положительный стимул. Стимул может быть разным – от ожидаемой похвалы, до солидного гонорара или даже удовольствия, которое получают многие люди от самого процесса творчества.

Оказалось, что эффективным стимулом может быть зависть. Да-да, обыкновенная зависть – когда, читая об успехах других, рассматривая результаты чужого творчества (изданные книги, картины, поделки и т. д.), человек начинает думать, что он так тоже мог бы.

Творческое мышление – это очень важный и нужный психический процесс, но это не дар Божий, присущий отдельным избранным. Творчество доступно абсолютно каждому, развить способности к нему можно в любом возрасте, главное – пробудить в себе потребность к этому.

Как творческое мышление работает на практике — узнайте из видео.

Источник: https://psychologist.tips/220-tvorcheskoe-myshlenie-osobennosti-i-problemy.html

Ссылка на основную публикацию