Особенности развития личности, как совокупности задатков и темперамента, свойства

Чтобы жить в соответствии с законами природы, надо знать психологические свойства личности — задатки, способности, темперамент, характер.

  • 1. Задатки
  • 2. Способности
  • 3. Темперамент

Определяются генным набором, анатомо-физиологическим строением головного мозга и всего тела.

Любовь родителей можно измерить теми навыками, которыми владеет их ребенок. К сожалению, при таком подходе к оценке любви можно сказать, что многие родители не любят своих детей и блокируют им путь к счастью.

Способности — свойства личности, дающие ей возможность успешно обучаться, приобретать знания, умения, навыки выполнения определенной деятельности (овладение языком, занятия рисованием, музыкой, математикой и т. п.). При этом способности проявляются не в самих знаниях, умениях, навыках, а в скорости их приобретения.

Наивысшей степенью проявления способностей является гениальность. Далее следуют талантливость и одаренность.Все рождаются гениальными, в крайнем случае — талантливыми. Вспоминается следующее интересное высказывание.

«Люди рождаются гениями, потом становятся талантливыми, затем одаренными, потом способными, далее превращаются в посредственности, а к концу формирования личности — это тупицы. И так уже до гробовой доски». То есть реальным способностям развиваться не дают, а воспитание идет в плане «житейской мудрости» и целесообразности.

Способности — функция выделительная, их надо реализовывать. Как говорили древние, если ангела не выпустить на волю, он превращается в дьявола. Человек, который не смог направить свои способности на продуктивную деятельность, реализует их в неврозах, психосоматических заболеваниях, конфликтах, пьянстве и т. д.

Высокий уровень профессионализма — лучший способ профилактики неврозов и других заболеваний.Подумайте, чего вам больше всего хочется, вспомните, кем вы мечтали стать. Не бойтесь высокой планки. Если вы хотите стать космонавтом — дерзайте.

Может быть, вы и не станете космонавтом, но на этом пути приобретете столько полезных навыков, узнаете столько нового, что жизнь ваша станет совсем иной.Если вам очень хочется чем-то овладеть, но нет способностей, все равно действуйте.

Темперамент — постоянные и устойчивые, индивидуально-неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик — основные типы темперамента.

Каковы же признаки последнего? К ним следует отнести: сенситивность, реактивность, активность, темп протекания реакций, эмоциональную возбудимость, пластичность (ригидность, экстраверсию), интроверсию.

Сенситивность характеризует наименьшую силу внешнего воздействия, необходимую для возникновения той или иной психической реакции, и скорость ее развития. Для меня «сенситивный» — это тонко чувствующий чужое настроение, умеющий считаться с ним, понимающий, когда не стоит лезть в душу к человеку, знающий, как его утешить и поддержать. Высокая сенситивность при отсутствии невротичности делает человека спокойным. Такой человек чуток, внимателен, но никогда не потерпит издевательства и насмешки. Он сможет адекватно на них ответить или спокойно откажется от общения. От природы самые сенситивные — меланхолики.

Реактивность отражает степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия. Как правило, это автоматизированные реакции защиты и ориентировки.

Активность характеризуем выраженность энергетического потенциала личности, с которым человек добивается цели и преодолевает препятствия. Активность — это, конечно же, основное качество темперамента, которое способствует достижению цели.

Темп протекания реакций определяет скорость протекания психических процессов и легко измеряется количеством ассоциаций (мыслей) в единицу времени. Он повышен у холериков, сангвиников, а также хорошо отдохнувших меланхоликов. У флегматиков темп протекания реакций снижен.

Эмоциональная возбудимость отражает порог минимального воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, а также быстроту ее развития. Например, при сангвиническом, холерическом и меланхолическом типах темперамента эмоциональная возбудимость повышена, а при флегматическом — понижена. Это ни хорошо, ни плохо, что важно особо подчеркнуть.

Пластичность/ригидность. Пластичность отражает легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям. Наиболее высокая пластичность отмечается у сангвиников. Ригидность — противоположное качество — отражает инертность приспособительного поведения. Флегматики, меланхолики и холерики отличаются ригидностью.

Все варианты темпераментов — норма. Следует просто знать себя, и тогда особенности вашей личности будут приносить и вам, и окружающим радость, а не огорчение.

Итак, кое-что с темпераментом можно сделать.Темперамент связан и с физическими качествами личности. Сангвиники, как правило, отличаются пикническим (сложением, они склонны к полноте, у них в лицевой мускулатуре генетически лучше развиты те мышцы, которые поднимают уголки рта. Когда ситуация однозначно веселая, «сангвиник смеется.

Чем чаще он смеется, тем больше эти мышцы развиваются. Сангвиник и так оптимист, но в простой жизни он становится еще более оптимистичным, ибо тогда, когда ситуация эмоционально неопределенная, скорее всего уголки губ у него будут подняты вверх. При этом, как показали исследования, настроение и в самом деле улучшается.

Основываясь на теории Джеймса Ланге, указывающей на связь эмоций и мускулатуры, американцы выдвинули тезис: «Держи улыбку».У меланхоликов, склонных к депрессивным реакциям, и генетически более развиты мышцы лица, опускающие уголки рта вниз. Вот почему меланхолики и течение жизни становятся более меланхоличными.

У флегматиков и холериков линия рта горизонтальная.

У меня самого меланхолический тип темперамента, и психологическую подготовку я начал с упражнения «маска смеха». Оно выполняется перед зеркалом. Медленно вдохните.

Углы рта максимально поднимаются вверх, глаза прищуриваются, рот приоткрывается, обнажая зубы (между верхними и нижними должно поместиться два пальца). Задержите дыхание. Теперь быстро выдохните и расслабьте мышцы лица. Это упражнение следует делать как можно чаще, лучше в комплексе с другими упражнениями для укрепления мышц лица.

«Маска смеха» поможет вам найти свое «лицо», сделает вас более привлекательным. Почему все дети красивы? Потому что они чаще, чем мы, взрослые, искренне улыбаются и смеются.

Экстраверсия/интроверсия. Экстраверсия указывает на высокую степень зависимости реакций и поведения человека от внешних впечатлений. Противоположное качество — интроверсия — отражает значимую связь поведения человека с внутренними представлениями. Экстраверт чаще ориентируется на внешние впечатления, а интроверт — на внутренние представления.

Характер «замешивается» на темпераменте, но судьба человека зависит от характера.

4. Характер и судьба

«Посеешь случай — пожнешь привычку. Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу», — гласит известная пословица.В «свиток судьбы» заносится генетический код, т.е. задатки, на почве которых формируются способности и развивается темперамент. Здоровые люди развивают свои духовные или физические возможности, пытаясь достичь здесь вершин, и даже если они до них не доберутся, то все же поднимутся на какую-то высоту. Невротичные натуры, ссылаясь на судьбу, остаются внизу и критикуют тех, кто пока еще не достиг вершины. Их любимая отговорка: «Стоит мне только захотеть…» Они, как заметила К. Хорни, желали бы оказаться на вершине, но не хотят карабкаться.

Характер — это совокупность устойчивых и существенных форм индивидуальных свойств личности, отражающих все многообразие ее отношений к себе, людям и труду. Основными свойствами характера являются целостность, активность, твердость, устойчивость и пластичность.

Целостность связана с наличием или отсутствием в его структуре противоречивых черт. Целостным характером считается такой, в котором имеется согласованность его отношений к различным сторонам действительности и нет противоречий в интересах, стремлениях, действиях.

«Он мне клялся в печной любви, такой был ласковый, а потом…» Как часто мне приходится это слышать от брошенных жен и возлюбленных! Я же всегда настаиваю на том, чтобы мои клиенты искали ошибки в своих действиях и в дальнейшем пытались изменить себя, а не партнера, и поэтому прошу, чтобы они воспроизвели детали объяснений в любви.

И что я слышу? «Он мне говорил: «Такой красивой, такой хорошей я никогда не встречал». Ясно, что это бабник. В момент опьянения он видел, как минимум, двух женщин: мою клиентку и ту, которая «хуже» нее. Но к хорошему довольно быстро привыкают, и через некоторое время другая оказалась лучше (может быть, просто тем, что она «другая»).

«Я без тебя пропаду». «Я для тебя звезды с неба достану», — варианты объяснения в любви алкоголиков или будущих алкоголиков.«Верьте мне…» — значит, врет. «Я питаю к вам искреннее уважение», — здесь попахивает презрением. В самом уважении уже заложена искренность. Никогда не уговаривайте. «Уговаривать — значит насиловать». Но верно и обратное. Не позволяйте себя уговаривать. Когда я рассматриваю какой-либо товар, а в это время продавец шумно расхваливает его, я говорю, что уйду, если он сейчас же не замолчит; я сам должен убедиться в достоинствах товара. Деловому человеку не стоит жаловаться на то, что его обманули. Шопенгауэр писал, что это самый выгодный способ помещения капитала, ибо приобретается драгоценный опыт.Таким образом, чем больше у человека психологических знаний и навыков, тем менее противоречивыми ему представляются характеры людей, тем меньше у него разочарований, тем раньше он прерывает нежелательные для него отношения.

Активность проявляется степенью противодействия внешним обстоятельствам и энергией, с которой человек преодолевает препятствия. В этом плане говорят о сильном и слабом характере.

Наблюдения показывают, что сила характера тесно связана с личностным комплексом (социогеном), о котором речь пойдет ниже. Так, и при слабом характере человек добьется выполнения требования социогена, т. е. направление волевой активности связано с характером.

И если это направление совпадает с предопределениями судьбы, тогда хватает и воли. Довольно часто говорят о слабой воле алкоголика.

Чтобы рассеять это нелепое утверждение, я вам, непьющим, хочу задать вопрос: когда действовал «сухой закон», хватило ли бы у вас силы ноли достать бутылку водки в два-три часа ночи? Думаю, нет.

А у алкоголика хватит!

Твердость определяется упорством личности при сознательном отстаивании своих взглядов и принятых решений. Чрезмерная твердость характера перерастает в упрямство. И здесь нам легко проследить действие социогена.

Устойчивость есть способность сохранять основные свойства характера при несущественной перемене ситуации. Характер — всегда нечто очень устойчивое и трудно изменяемое.

Человек с неустойчивым характером — это, скорее, человек с нестабильным личностным комплексом, и он стабилен в своей нестабильности.

Ригидность характера усиливается с возрастом при развитии атеросклероза сосудов головного мозга.

Пластичность проявляется в способности изменяться под влиянием коренным образом изменившейся ситуации. Когда же в такой ситуации характер не меняется, он становится ригидным. Последнее является существенной особенностью невротической личности.

██ М.Е.Литвак — Если хочешь быть счастливым. ██ Всем, потерявшим надежду и опустившим руки. Автор, как и Козьма Прутков, считает, что счастье человека в его собственных руках. И если он умеет общаться с собой, находит общий язык с близкими, способен управлять группой и быстро освоиться в новой ситуации, он обречен на счастье. Автор использует свой богатый клинический опыт и опыт психологического консультирования, дает простые рекомендации, как наладить общение. Жизнь — штука легкая, а если вам тяжело, значит вы что-то делаете не так. Радость — это то, что ощущается после какого-либо творческого или социально значимого действия, которое производилось не с целью получения выгоды.

Читайте также:  Разновидности ролевых конфликтов личности: почему и когда может возникнуть

Источник: https://anchiktigra.livejournal.com/818818.html

Темперамент.Характер.Способности

Темперамент

это
психическое свойство личности,
характеризую­щееся динамикой протекания
психических процессов.

Темперамент
отражает динамические характеристики
деятельнос­ти
и поведения человека, что выражается
не столько в их конечном ре­зультате,
сколько в их течении.

И.П.
Павлов считал, что темперамент это —
генотип, т.е. прирожден­ная,
природная особенность нервной системы.

  • Высшая
    нервная деятельность характеризуется
    различным
    соотно­шением
    двух
    основных процессов: возбуждения и
    торможения.
  • Возбуждение
    это
    функциональная активность нервных
    клеток и центров
    коры головного мозга.
  • Торможение

    это
    затухание активности нервных клеток и
    центров коры
    головного мозга.
  • Нервные
    процессы возбуждения и торможения
    характеризуются силой,
    уравновешенностью и подвижностью.
  • Сила
    нервных
    процессов характеризует нервную систему
    человека с точки
    зрения способности выдерживать влияние
    раздражителей внеш­ней
    среды.
  • Уравновешенность
    нервных
    процессов указывает на особенности
    соотношения
    процессов возбуждения и торможения у
    человека.
  • Подвижность
    нервных
    процессов показывает способность
    возбуж­дения
    и торможения быстро сменяться один
    другим.
  • Различные
    сочетания этих показателей присущи
    различным типам ВНД
    человека.

И. П.
Павлов выделял четыре
ярко
выраженных типа ВНД и в соот­ветствии
с этим четыре
вида
темперамента.

  1. Сильный. У человека, которому он свойственен, процессы воз­
    буждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие.
    Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.

  2. Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и под­
    вижные. Однако эти процессы не уравновешены. Этому типу ВНД со­
    ответствует холерический темперамент.

  3. Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, урав­
    новешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флег­
    матический темперамент.

4.
Слабый.
Процессы
возбуждения и торможения протекают
слабо. Они
малоподвижны, не уравновешены. Этот тип
ВНД соответствует меланхолическому
темпераменту.

Сангвиник.
Сангвиник
обычно находится в приподнятом
располо­жении
духа, отличается быстрым и эффективным
мышлением, прибы­вает
в хорошем расположении духа.

  1. Он
    активно и легко приспосабливается к
    новым условиям, быстро сходится
    с людьми, общителен.
  2. Чувства
    у сангвиника легко возникают и сменяются.
    Его мимика богатая, подвижная, выразительная
  3. При
    отсутствии серьезных целей, глубоких
    мыслей, творческой дея­тельности
    у сангвиника вырабатываются поверхностность
    и непосто­янство.

Холерик.
Действия
холерика резки, порывисты. Он отличается
по­вышенной впечатлительностью,
возбудимостью, большой эмоциональ­ностью.
Часто выглядит самонадеянным, высокомерным.

Без
труда дающееся сангвинику чувство
душевного равновесия хо­лерику
совершенно незнакомо: он обретает покой
только в самой на­пряженной
деятельности.

Проявление
холерического темперамента в значительной
мере зави­сит от направленности
личности. У людей с общественными
интересами он проявляется в инициативности,
энергии, принципиальности. Там, где нет
богатства духовной жизни, холерический
темперамент часто прояв­ляется
отрицательнр: в раздражительности,
аффективности.

Флегматик.
Флегматику,
как правило, совершенно чужда тревога.
Его
обычные состояния — спокойствие, тихая
удовлетворенность окру­жающим.

Новые
формы поведения у флегматика вырабатываются
медленно, но
являются стойкими. Обычно флегматик
роьсн и спокоен, он редко выходит
из себя, не склонен аффектам.

В
зависимости от условий в одних случаях
у флегматика могут воз­никнуть
положительные черты: выдержка, глубина
мыслей и т.д., в дру­гих
— вялость и безучастность к окружающему,
лень и безволие.

Меланхолик.
Меланхолика
отличают стесненность в движениях,
колебания
и осторожность в решениях.

Его
реакция часто не соответствует силе
раздражителя, особенно активно
у него внешнее торможение. Ему трудно
долго на чем-то сосре­доточиться.
Сильные воздействия часто вызывают у
меланхолика про­должительную
тормозную реакцию.

В
нормальных условиях жизни меланхолик
— человек глубокий, со­держательный.

При
неблагоприятных условиях меланхолик
может превратиться в замкнутого,
боязливого, тревожного человека.

  • Характер

    это
    психическое свойство личности,
    определяющее линию
    поведения
    человека и выражающееся в его отношениях:
    к окружающему
    миру,
    труду, другим людям, к самому себе.
  • Характер
    представляет собой совокупность
    сравнительно устойчи­вых и постоянных
    проявляющихся черт и качеств личности,
    которые
    обусловливают
    особенности его индивидуального и
    социального пове­дения и взаимодействия
    с другими людьми.
  • Знать
    характер человека — значит
    знать те существенные его чер­
    ты,
    которые с определенной логикой и
    внутренней последовательностью
    проявляются
    в поступках человека.

Несмотря
на то, что характер складывается из
множества различ­ных черт, он не
является их механической суммой.
Различные черты, входящие в характер,
связаны друг с другом и создают целостную
его структуру,
которую можно рассмотреть в
общепсихологическом, типо­логическом
аспектах, а также в аспекте индивидуальных
особенностей.

В
структуру характера входят такие
взаимосвязанные существен­ные
компоненты, которые являются общими
для
всех людей.

Структура
и
содержание
характера
каждого человека определяют­ся:

а) динамикой
воли (от того, насколько способен человек
осущес­
твить
свои цели, т.е. слаба или сильна его
воля);

  1. б) спецификой
    проявления эмоций человека и эмоционального
    фона
    (например,
    конфликтного), который сопровождает те
    и иные его пос­
    тупки;
  2. в) интеллектуальными
    особенностями человека;
  3. г) взаимосвязью
    всех этих компонентов (для структуры
    характера
    важно
    то, насколько они слиты воедино, гармоничны
    между собой, или
    же,
    наоборот, находятся в конфликте,
    противоречат друг другу).
  4. Характер
    тесно взаимосвязан с направленностью
    личности, что проявляется
    в активном избирательном отношении
    личности к требо­ваниям
    реального мира и таким образом оказывает
    влияние на деятель­ность человека.

Особенности
темперамента также накладывают свой
отпечаток на характер и социальное
поведение человека. Однако то, какая из
сторон темперамента
(положительная или отрицательная) станет
чертой ха­рактера, зависит от условий
его формирования.

Характер
формируется под влиянием общественных
условий в ре­зультате
деятельности личности. В тоже время
характер является про­явлением
целостной личности, поэтому необходимо
представлять и ее индивидуальное
развитие на протяжении всего жизненного
пути.

При
равных внешних условиях разные люди
будут с неодинаковой степенью
эффективности приобретать знания,
умения и навыки.

Там,
где один человек все «схватывает на
лету», другой тратит мно­го времени
и сил. Один достигает высшего уровня
мастерства, а другой, при
всем своем старании, — лишь определенного
среднего уровня. Есть некоторые виды
деятельности, например искусство, наука,
спорт, в ко­торых успеха может достигнуть
человек только с определенными
спо­собностями.

Способности
— это психическое
свойство личности, отражающее про­
явления
таких её особенностей, которые позволяют
успешно заниматься
и
овладевать одним или несколькими видами
деятельности.

Способности
бывают специальные и общие.

Специальные
(профессиональные)
способности-
это
возможности к развитию
отдельных психических процессов и
качеств личности для какого-то
конкретного вида деятельности. Например,
возможность раз­вития
педагогической внимательности является
необходимой специаль­ной
способностью учителя.

  • Общие
    способности-
    это
    благоприятные возможности развития
    осо­бенностей
    психики человека, которые одинаково
    важны для многих видов
    деятельности. Такими общими способностями,
    например, явля­ются
    возможности развития у человека
    находчивости, сообразительнос-
  • Совокупность
    общих и специальных способностей,
    свойственных конкретному
    человеку, составляет одаренность.
  • Одаренность
    обусловливает особенно успешную
    деятельность че­ловека в определенной
    области и выделяет его среди других
    лиц, обу­чающихся
    этой деятельности или выполняющих ее
    на тех же услови­ях.
  • Высокая
    степень одаренности, реализованная
    человеком в опреде­ленной
    области, называется талантом.
  • Талант
    выражается в чрезвычайно высоком уровне
    развития качеств и
    в особом своеобразии проявлений
    индивидуальных особенностей лич­ности.
  • Высокая
    степень одаренности, выражающаяся в
    результатах, достиг-
  • нутых
    одновременно в ряде областей деятельности,
    называется гениаль­ностью.

Творчество
гениального человека имеет для общества
историческое и
обязательно положительное значение.
Отличие гения от таланта не столько
в степени одаренности, сколько в том,
что гений создает эпоху в области своей
деятельности.

У
каждого человека при рождении формируются
определенные пред­посылки
его способностей — задатки. Задатками
называются
врожден­ные
анатомо-физиологические особенности
организма, которые об­легчают
развитие способностей.

Задатки
многозначны. На основе одного задатка
могут форми­роваться
самые различные способности. Последние
определяются ок­ружающей
средой, характером тех требований,
которые предъявляются к
избранной человеком деятельности.

Такой, например, задаток, как подвижная
нервная система, может способствовать
развитию многих способностей
в любом виде деятельности, связанной с
необходимостью быстро
реагировать на смену ситуаций, активно
перестраиваться на новые
действия, менять темп и ритм работы и
др.

Источник: https://studfile.net/preview/4017522/

Общая характеристика структуры личности: понятие направленности, способностей, темперамента и характера

Психологическая структура личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами личности.

В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности.

Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни.

Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром.

В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

В качестве ведущей характеристики личности выделяется направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н.

Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев). Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

Направленность– это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Влечение – это наиболее примитивная биологическая форма направленности, это психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность, является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу, обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана.

Интерес – это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности.

Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. При его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность.

Читайте также:  Темпераменты человека: от чего зависит, свойства в психологии, характеристики

Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность.

Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. е. интерес к определенному виду деятельности.

В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью.

Идеал – это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т.е.

его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе.

В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Ценность личности определяется не только тем, что она представляет собой в данный момент, но и заложенными в ней возможностями дальнейшего развития и совершенствования.

Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности её выполнения.

В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности, причем выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют.

Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако, к собственно способностям они не относятся: первая по причине непсихологичности, вторая по причине общности.Способности – свойство личности, индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

Способности – лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможность семьи и т. д.) способности заглохнут, так и не развившись.

У каждого человека можно сформировать любые способности. Однако жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что нельзя отрицать природных предпосылок способностей.

Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденность особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности.

Эти врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей, называют задатка. Способности могут различаться не только по своей направленности, по качественным и количественным характеристикам, но и по своему уровню и масштабу.

  • Под талантливостью понимают высокий уровень развития специальных способностейми.
  • Высший уровень развития способностей называют гениальностью.
  • Классифицируя человеческие способности, выделяют следующие из них:

— природные (или естественные) — биологически обусловленные в основе своей (восприятие, память, мышление и т. д.);- общие (умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и др.); специальные (музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные и др.

);- теоретические и практические;- учебные и творческие;- способности к общению, взаимодействию с людьми, предметно-деятельностные, предметно-познавательные (иначе их называют социально-обусловленные способности);- способности межличностного характера (умение убеждать других, оказывать влияние на других, добиваться взаимопонимания и т. д.).

Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности.

Темперамент – биологический фундамент, природная основа, на котором формируется личность как социальное существо.

То есть темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека, и, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными и в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности и входит в структуру личности. Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения.

Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека — подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.

  1. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностей).
  2. К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые:
  3. 1) регулируют динамику психической деятельности в целом;
  4. 2) характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
  5. 3) имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
  6. 4) находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
  7. 5) однозначно обусловлены общим типом нервной системы
  8. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей

Характер. Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере. В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, основные черты характера могут обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься.

Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия.

Для одних существенно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.

Поэтому когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что этот человек смелый, правдивый, откровенный, т. е. названные характеристики поступков человека приписываются самому человеку.

Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Например, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека.

Поэтому по мере того, как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер.

Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.



Источник: https://infopedia.su/6xccf.html

Взаимосвязь темперамента и характера с другими свойствами личности

Александр Гапоненко, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Elitarium.ru

Если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека.

Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого усилия человека должны быть направлены прежде всего не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента.

Это позволит выявить способы деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.

Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения.

Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов высшей нервной деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере.

Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого усилия человека должны быть направлены прежде всего не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента.

Это позволит выявить способы деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.

Темперамент и способности. Как для темперамента, так и для способностей характерна высокая стабильность. Конечно, в формировании способностей большую роль играют задатки, система воспитания и сенситивный возраст. Способности проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности.

Б.М. Теплов, признанный авторитет в области исследования проблем способностей, так определил основные их признаки:

  1. индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
  2. не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо конкретной деятельности;
  3. способность несводима к психологическим образованиям, т. е. к знаниям, умениям, навыкам.

Исходя из данных признаков, дается следующее определение способностей. Способности — это индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Способности делятся на общие, специальные и способности к общению. Под общими способностями понимается система индивидуально-психических свойств, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками для осуществления различных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в познавательных (психических) процессах.

К специальным способностям относится такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности (музыкальной, сценической, спортивной, математической, полководческой и т. п.).

Способность к общению предполагает развитую степень социально-психологической адаптации, т. е. активное приспособление индивида к условиям новой социальной среды. Проявляется в умении оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе.

Я. Стреляу исследовались взаимосвязи между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента. Исследование дало отрицательный результат.

Корреляционных связей между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента не выявлено.

Это означает, что среди индивидов с высоким уровнем интеллектуальных способностей можно встретить как сангвиников, так и флегматиков, как холериков, так и меланхоликов, либо различные комбинации этих типов темперамента.

Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью. Они тесно связаны с общей направленностью личности и склонностями человека к той или иной деятельности.

Темперамент и направленность личности. Направленность личности — это совокупность устойчивых, независимых от текущих ситуаций мотивов, ориентирующих деятельность человека в соответствии с его интересами, склонностями, убеждениями и идеалами.

Читайте также:  Понятие лидерства в менеджменте и психологии: кто такой лидер, что за человек

В качестве устойчивых, основных мотивов выступают интересы, склонности, убеждения, идеалы и др. В совокупности эти осознанные мотивы образуют мировоззрение личности.

Немаловажную роль в формировании направленности личности играют и неосознанные мотивы, одним из которых является психологическая установка.

Психологическая установка — это неосознаваемая личностью готовность действовать определенным образом, обеспечивая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности. Она проявляется в целенаправленной избирательной активности человека при предвосхищении им определенного объекта или ситуации.

Темперамент и мотивация. Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. В мотивационной сфере поведение индивида объясняется совокупностью внутренних и внешних причин психологического характера.

О том, каким образом мотивационная сфера личности проявляется в учебной деятельности, можно судить из следующего примера: «Часто мы убеждаемся в том, что оценка темперамента в одной конкретной ситуации не соответствует оценке того же свойства в других условиях.

Например, работоспособность ученика, диагностированная по поведению на уроках математики, может сильно отличаться от оценки того же свойства на уроках истории.

Так, в первом случае ученик проявляет большую деловитость, быстро, почти без отдыха решает задачи, полностью сосредоточивается на своих действиях и может так работать в течение длительного времени, без перерыва. Анализируя все эти проявления, следует признать, что мы имеем дело с выносливым, низкореактивным индивидом.

Однако совершенно иной является оценка поведения того же ученика на уроках истории. Он не может сосредоточиться на предмете, постоянно выглядит усталым, работает медленно, поминутно отвлекается, вследствие чего, естественно, не достигает таких результатов, как по математике».

Разновидностью мотивации деятельности является мотивация достижений. Она связана с потребностью индивида добиваться успехов или избегать неудач.

Теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности разработана Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном. Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех.

Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерна мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей.

Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи.

Человек, мотивированный на избегание неудачи, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.

Из сказанного следует, что индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно оценивать свои возможности, успехи и неудачи, адекватно оценивая себя. У них выявляется реалистический уровень притязаний.

Напротив, люди, ориентированные на избегание неудачи, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к нереалистическим притязаниям (завышенным или заниженным).

В поведении это проявляется в отборе лишь трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в силах, в тенденции избегать соревнования, соперничества, они некритичны в оценке достигнутого.

В общем, темперамент, характер, способности и мотивация личности относятся к тем же индивидуально-психологическим особенностям, по которым люди существенно отличаются друг от друга. В совокупности эти индивидуально-психологические особенности составляют предмет психологии индивидуальных различий.

Характер и его особенности

Человека называют «с характером», если у него проявляются такие качества, как самостоятельность, последовательность, независимость от обстоятельств, воля и настойчивость, целеустремленность и упорство. Наоборот, бесхарактерным называют человека, который плывет по течению, зависит от обстоятельств, не проявляет волевых качеств.

Формирование характера во многом предопределяется образом жизни человека. По мере того как формируется образ жизни человека, формируется и соответствующий характер. Это происходит на разных уровнях развития социальных групп (семья, школа, спортивная команда, трудовой коллектив и т. п.).

Многое здесь зависит от того, какие социальные группы для человека являются референтными. Характер проявляется в манере поведения, в привычках, поступках и действиях. Такие поступки всегда сознательны, обдуманны и, с точки зрения индивида, всегда оправданны.

В группах высокого уровня развития (коллективах) создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера.

В социальной группе человек всегда вступает во взаимодействие с другими людьми. Его поступки и действия определенным образом влияют на окружающих, вызывают ответные реакции. Не зная своего характера и характера окружающих, человек может неправильно истолковывать поведение людей и их действия. В итоге возникают необоснованные обиды, несправедливые суждения о поступках окружающих.

Как характер, так и темперамент зависит от физиологических особенностей личности, от типов высшей нервной деятельности. Если темперамент является в основном прижизненным образованием, закреплен генетически, то характер формируется на протяжении всей жизни человека.

Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого, усилия человека должны быть направлены не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволяет выявить те характерологические свойства, которые присущи тому или иному типу высшей нервной деятельности.

Наряду с темпераментом определенная связь характера существует и с другими свойствами личности, такими как способности, направленность личности, мотивация, воля. В характере человека могут быть выделены отдельные черты, которые в единстве образуют целостную структуру характера.

Основанием для классификации характера может служить отношение человека к окружающему миру, другим людям, самому себе. По данному признаку А.В. Петровский предлагает делить основные черты характера на следующие группы:

  1. Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к другим людям (родственникам и близким, товарищам по работе и учебе, знакомым и малознакомым и др.): устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, отзывчивость и т. п.
  2. Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к самому себе: самолюбие, чувство собственного достоинства, самоотверженность; или же неуверенность в своих силах, себялюбие, эгоцентризм и др.
  3. Черты характера, обнаруживающиеся в отношении человека к делу: добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело, озабоченность своими результатами; или противоположные по значению качества — недобросовестность, безответственность, пассивность и др.
  4. Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к вещам: аккуратное и бережное отношение человека к своим вещам, одежде, обуви, книгам, вообще к собственности и т. п.

Принято считать, что наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила — слабость, твердость — мягкость, цельность — противоречивость. Сила характера — это та энергия, с которой человек добивается поставленных перед собой целей.

При встрече с трудностями вся энергия человека с сильным характером направляется на их преодоление, в то время как при слабом характере чаще всего это становится невозможным из-за неустойчивости взглядов и нерешительности, малодушия или трусости. Твердость характера предполагает упорство в достижении целей, отстаивании взглядов и т. п.

, в то время как мягкость характера проявляется в приспособлении к изменяющимся условиям жизнедеятельности, в нахождении разумных компромиссов в житейских ситуациях. Такая черта, как цельность, означает проявление основных, ведущих черт в достижении цели, что в немалой степени способствует формированию целеустремленности индивида.

Противоречивость характера проявляется в частой смене ведущих и второстепенных черт характера.

Однако сколько бы ни был точным и удачным портрет человека, его характер наиболее полно может быть описан на основании его привычных действий и движений. Сознательные и преднамеренные действия и поступки являются основой для описания характерологических особенностей индивида.

Национальный характер связан с традиционными формами реакций народа на соответствующие житейские ситуации, с установившимися нормами поведения и деятельности. Это также и совокупность способов реагирования в общении, сложившаяся на основании социальных ценностей как на сознательном, так и на бессознательном уровнях.

Исходя из этого В.А. Сухарев и М.В. Сухарев под национальным характером понимают нечто приобретенное, полученное в процессе контактов внутри определенного сообщества людей на протяжении их многовековой жизни.

Следует отличать национальный характер от национального стиля, под которым понимается манера поведения, типичная для жителей той или иной страны. Так, китаец, живущий в США, в известной мере сохраняет черты, присущие китайскому национальному характеру, однако стиль его будет скорее всего американским.

Этому способствуют система ценностей и условия, в которых работает человек, а также то, гражданином какой страны он себя считает.

Вот что говорят В.А. и М.В. Сухаревы, например, о шведском характере: «Главной чертой шведского характера является трудолюбие. Шведы довольно осторожны и обычно неохотно высказывают свое мнение. Несколько скучнее других европейцев и замкнутее их.

Шведов считают неконтактными и некоммуникабельными людьми. Возможно, сам климат Швеции оказывает влияние на изолированность людей, способствует развитию различных психозов. Шведы боятся показать свои эмоции другим, особенно душевные страдания. Они не любят говорить о себе.

Но это не снобизм, не остатки аристократизма, это просто неконтактность. Для иностранца — наихудшая пытка находиться в шведской гостиной среди людей, не говорящих ничего интересного, быть оглушенным наступившей тишиной, знать, что следует что-то сказать, но бояться это произнести не так, как надо.

Если швед начнет говорить, его трудно остановить, но заставить его говорить почти невозможно».

А вот выдержка из описания национального характера американца:

«Американцы не любят чопорности, предпочитают удобную повседневную одежду, обращаются друг к другу просто, неофициально, даже если между собеседниками большая разница в возрасте и общественном положении. Они любят соревнования, ценят достижения, рекорды. Хотя их поведение вполне естественно, со стороны оно может показаться властным, навязчивым».

Существует множество классификаций характера. Американский психолог Эрнст Хартман предложил строить классификацию характеров по признаку толщины защитных барьеров человека. Такие барьеры для одних слишком проницаемы, для других — почти «неприступны».

Те, кто по результатам теста имеет тонкие психические границы, чаще других страдают, например, от громких звуков, яркого света и т. п., они более чувствительны и во взаимоотношениях.

Лица со слишком толстыми границами психики часто испытывают затруднения в контактах с окружающими. На бытовом уровне эти психические границы именуются «толстокожесть — тонкокожесть». У «тонкокожих» и у «толстокожих» есть свои преимущества и недостатки.

В общении «тонкокожие» смотрят на «толстокожих» как на туповатых и скучных, а те полагают, что «тонкокожие» — довольно странные личности, чудаки.

  • Психология: личность и бизнес

Оцените публикацию

Источник: https://hr-portal.ru/article/vzaimosvyaz-temperamenta-i-haraktera-s-drugimi-svoystvami-lichnosti

Ссылка на основную публикацию