Определение оперативной памяти в психологии: что она собой представляет

По длительности хранения информации в структурах головного мозга индивида выделяют кратковременную (КП), долговременную (ДП) и оперативную память (ОП). Человек, получивший задание запомнить новые сведения, для успешного выполнения задачи обращается не только к ранее приобретённым знаниям (ДП), но и к конкретным указаниям и инструкциям, которые помогают воплотить намеченную цель (ОП).

В середине ХХ в. учёные выявили происходящие оперативные преобразования в кратковременной памяти при осуществлении индивидом познавательных процессов. Во время выполнения сложных математических вычислений, при решении задач промежуточные результаты удерживаются в голове до тех пор, пока человек ими оперирует.

Впоследствии часть действий забывается. Лишние для дальнейшей работы сведения вытесняются из памяти. Период их хранения определяется задачей, поставленной индивидом. Данные могут сохраняться от считаных секунд до нескольких минут. Вытеснение ненужных фактов освобождает место для усвоения новой информации.

Исследователи дали определение этому процессу. Оперативная память представляет собой удержание в мозговых структурах человека исходных данных, необходимых для выполнения отдельного акта действия. Основной характеристикой ОП является запоминание и воспроизведение сведений, нужных для осуществления конкретной операции в текущей деятельности.

Таким образом, оперативная память в психологии составляет промежуточное звено между кратковременным и долговременным запоминанием. Она работает при проведении индивидом актуальных операций в течение небольшого промежутка времени с целью сохранения следа образа, необходимого для выполнения текущей задачи.

Определение оперативной памяти в психологии: что она собой представляет

Функционирование ОП сопряжено с сильным нервно-психическим напряжением вследствие взаимодействия ряда противоборствующих центров возбуждения. ОП способна удерживать не более двух переменных факторов в момент оперирования с объектами, состояние которых меняется.

Человек прекрасно понимает сложные длинные фразы благодаря хорошей ОП. Осмысление текста происходит за счёт краткосрочного запоминания некоторых его элементов. Математическая задача поддаётся решению, потому что какое-то время в памяти удерживаются нужные цифры.

Оперативной памяти свойственны избирательность, поверхностность и непродолжительность.

Например, при подготовке презентации школьник запоминает свой доклад до мельчайших подробностей, вплоть до выбора интонации в момент произнесения речи.

После выступления суть изложенной информации остаётся в долгосрочном хранилище памяти, а мелкие детали и какие-то тонкости воспроизведения самой презентации стираются.

Определение оперативной памяти в психологии: что она собой представляет

Любой современный человек знает, что прокачать оперативную память компьютера означает тестирование её пропускной способности и латентности, а также добавление дополнительного объёма.

Возможно ли человеку натренировать эту функцию головного мозга с целью увеличения ёмкости данного вида памяти? Улучшить продуктивность ОП можно посредством максимальной нагрузки, отсутствие которой ускоряет процесс ослабления и старения мыслительной функции.

Механическое зазубривание учебного материала не позволяет знаниям пробиться из оперативного хранилища в долговременный архив.

Машинальное заучивание стихов и прозаического текста не способствует развитию ОП.

Пользу приносит осмысленное запоминание рифмованных строк и прозы, пополнение словарного запаса, изучение иностранных языков, решение задач, разгадывание кроссвордов и ребусов.

Определение оперативной памяти в психологии: что она собой представляет

Перспективы укрепления ОП есть при условии выполнения ежедневных тренировочных упражнений. Примеры поставленных перед человеком задач:

  • ежедневное ведение дневника с фиксацией интересных сведений, полученных в течение дня;
  • проговаривание вслух любой воспринимаемой новой информации;
  • пересказ родственникам, друзьям, знакомым сюжетов просмотренных фильмов, содержания прочитанных книг;
  • письменное описание архитектурных особенностей увиденного здания;
  • составление фоторобота любого прохожего, случайно встреченного человека;
  • проявление интереса к освоению функций новых смартфонов и другой электронной техники;
  • ежевечернее восстановление в памяти пережитых эмоций, событий прошедшего дня с мысленным воссозданием мельчайших подробностей в обратной последовательности.

Определение оперативной памяти в психологии: что она собой представляет

Память можно натренировать исключительно действиями. Решение простых задач, устные подсчёты без применения калькулятора являются великолепной тренировкой оперативной памяти.

Вся полученная информация должна подлежать структуризации. Разделение на блоки эффективно сказывается на конечном результате. Чтение по слогам, группам слов способствует организации целостности запоминаемого текста.

Для быстрого заучивания числа, состоящего из 9 знаков, советуют его разбить на части по 3 цифры. Допустим, нужно запомнить номер документа 314365404. Первую группу цифровых знаков можно связать с числом «пи».

Вторую треть номера запоминают по количеству дней в году.

Последняя цифровая группа ассоциируется с возникновением ошибки при поиске нужной информации в интернете, когда на пустом экране высвечивается надпись «Error 404 Not Found».

При объединении усвоенных отдельных цифровых групп воспроизведение всего номера происходит легко и быстро.

Определение оперативной памяти в психологии: что она собой представляет

Информация любой сложности хорошо запоминается с помощью применения мнемоники, нацеленной на образное восприятие материала.

Техника предполагает создание ассоциативных связей, усиление концентрации внимания. Поступающие сведения мысленно кодируют путём порождения образов.

В ход идёт привлечение запахов, вкусовых ощущений, звуков, музыки, картинок и самых разнообразных эмоций.

Для запоминания важной информации не надо сразу же фиксировать её в блокноте. Сначала нужно в своём воображении создать образ, яркую ассоциацию. Чем абсурднее получаются ассоциативные ряды, тем легче запоминается необходимый материал.

Воспроизвести в памяти список нужных покупок несложно с помощью способа привязки к предметам, встречающимся по пути от квартиры до супермаркета.

Например, человек должен купить помидоры, сахар, консервированную кукурузу, тапочки, зубную пасту, детскую куртку, свежий номер любимого журнала.

При запоминании надо намеренно преувеличивать образы, оживлять предметы, видоизменять их, делать акцент на конкретной детали объекта.

Не будет упущена ни одна покупка, если человек представит свой путь к месту приобретения товаров. При выходе из квартиры он в своём воображении натыкается на огромную гору свежих ярко-красных помидоров.

Проходя мимо почтовых ящиков, потенциальный покупатель видит, как из их щелей быстро сыплется белоснежный сахарный песок.

Выход на улицу преграждает огромная банка кукурузы, размер которой может превышать человеческий рост. Из урны, стоящей возле скамейки у подъезда, торчат тапочки яркой расцветки. На лавочке небрежно раскиданы тюбики зубной пасты. Куст сирени накрыт детской курткой, сверкающей за счёт неоновой подсветки. Тропа завалена красочными журналами.

Определение оперативной памяти в психологии: что она собой представляет

Привлечение музыкальных произведений к процессу заучивания помогает связать конкретные сведения с определёнными звуками. Впоследствии звуковые ряды позволяют без лишних усилий извлечь из мозговых структур нужную информацию.

Плюсом применения музыки для запоминания фактов является возможность расслабления психики и передышки в использовании активного внимания. Попутно снимается стресс.

Правильное питание, достаточное пополнение организма витаминами, здоровый образ жизни, полноценный сон, ежедневные прогулки, физические упражнения способствуют улучшению работы оперативной памяти.

Желательно избегать отрицательных эмоций и стрессовых ситуаций.

У курильщиков и любителей спиртных напитков происходит значительное снижение запоминания любых сведений, поэтому есть прямой смысл избавляться от вредных привычек.

Определение оперативной памяти в психологии: что она собой представляет

Источник: https://vplate.ru/pamyat/operativnaya-v-psihologii/

Виды памяти в психологии. Долговременная и кратковременная память :

Каждый человек в течение всей своей жизни накапливает определенную информацию, опыт и знания, необходимые ему в различных сферах его деятельности. Все это возможно благодаря памяти.

Без нее человечество никогда не достигло бы прогресса и до сих пор оставалось бы на уровне первобытнообщинного строя. Память – это одна из важнейших функций нашего сознания.

Что же означает это понятие? Каковы основные виды памяти в психологии? С какими ее нарушениями может столкнуться человек, и как их исправить?

Понятие и функции памяти

Память – это способность сознания человека накапливать, сохранять, а также воспроизводить полученные некогда знания, навыки, информацию о нашем мире. В различных формах она присуща всем живым организмам. Однако у людей, по сравнению с остальными существами, память находится на самом высшем уровне развития.

Различные типы памяти способствуют тому, что человек может не только овладевать некими сведениями, но и повторять и воспроизводить всевозможные действия.

Память позволяет нам переноситься мыслями в прошлое, заново переживать эмоции и волнения, которые мы когда-то испытали.

Эта функция человеческой психики обеспечивает связь прошлого, настоящего и будущего, делает возможным обучение и личностное развитие.

Память способствует координации работы различных подсистем нашей психики. С ее помощью человек способен добиваться цели, поставленной перед собой, благодаря запоминанию и воспроизведению в нужный момент необходимой информации.

К основным функциям памяти относится способность накапливать и сохранять полученные знания в течение длительного промежутка времени. Также она необходима для воспроизведения информации с максимальной точностью.

Определение оперативной памяти в психологии: что она собой представляет

Классификация видов памяти в психологии

К свойственным, помимо человека, и другим организмам относятся генетическая и механическая память. Первая из них хранится в генотипе живого организма и передается по наследству. На нее невозможно оказать никакого влияния известными нам методами. Механическая память представляет собой способность к обучению, основанную на повторениях, без осмысления и осознания действий.

В зависимости от того, какой из органов чувств принимает наибольшее участие в процессе запоминания, выделяют следующие типы памяти: слуховую, зрительную и осязательную. По продолжительности хранения информации она делится на долгосрочную и кратковременную.

Также классификация видов памяти производится по типу мышления человека. Согласно ей, выделяют ассоциативную, логическую, опосредованную память.

Первый вид представляет собой процесс усваивания информации за счет построения некой цепочки ассоциаций. Так, например, когда человек изучает иностранный язык, то или иное слово может показаться по произношению похожим на русское. Таким образом, запомнить его будет намного легче.

Логическая память построена на смысловой взаимосвязи различных элементов, которые необходимо запомнить. Поняв причинно-следственные зависимости, человек легко усвоит необходимую ему информацию.

Опосредованная память основывается на сопоставлении новых знаний с уже имеющимся у человека жизненным опытом. Она включает в себя и логическую, и ассоциативную память.

От того, насколько целенаправленно происходит усваивание информации человеком, выделяют такие виды памяти в психологии, как произвольную и непроизвольную. В первом случае знания фиксируются случайно, автоматически. Непроизвольная память же предполагает целенаправленную концентрацию внимания человека для сохранения необходимой информации.

Определение оперативной памяти в психологии: что она собой представляет

Качества и индивидуальные особенности нашей памяти

У каждого человека память развита по-своему. Для кого-то не составит труда быстро запомнить довольно большой объем информации, кому-то же сложно выучить даже короткое стихотворение.

В психологии выделяются следующие качества памяти: объем, точность, длительность, быстрота запоминания и готовность к воспроизведению. Все они развиты у конкретного человека в разной степени.

Объем памяти представляет собой способность индивида одновременно сохранять и держать в голове значительное количество информации.

Согласно научным данным, люди не используют на 100% свой мозг, и память наша также задействована не на полную силу.

В наше сознание может вместиться информации гораздо больше, чем в самый современный компьютер, но мало кто реализует на практике свои потенциальные возможности.

Точность памяти позволяет человеку воспроизводить максимально достоверно усвоенную информацию. Очень часто с течением времени часть данных может стереться из нашего сознания или исказиться. Точность воспроизведения же обеспечивает их надежную сохранность в неизменном виде.

Длительность памяти позволяет удерживать необходимую информацию в голове определенное время. Так, например, студенту, выучившему все билеты перед сессией, важно не забыть их до того момента, пока он не сдаст экзамены. После этого же удерживать информацию в памяти для него не имеет смысла.

Быстрота запоминания также является одной из важнейших характеристик памяти. Она определяется количеством времени, необходимым для того, чтобы усвоить ту или иную информацию. Некоторым студентам, к примеру, нужно учить весь семестр, чтобы успешно сдать сессию. Другим же достаточно прочитать материал на один раз перед самым экзаменом.

Готовность к воспроизведению характеризуется способностью человека быстро вспомнить необходимую информацию. Для кого-то это совсем несложно, кому-то же требуется время, чтобы постепенно отыскать в глубинах своей памяти то, что ему нужно.

Читайте также:  Особенности интерактивной стороны общения: что означает термин, характеристика

Определение оперативной памяти в психологии: что она собой представляет

Понятие и особенности зрительной памяти

Зрительная память характеризуется тем, что человек в состоянии запоминать увиденные им лица, текст, различные предметы. При необходимости вспомнить что-либо перед ним возникают некие образы, которые формирует наше сознание. Людям, у которых этот вид памяти развит в большей степени, легче усваивать информацию при зрительном контакте с предметом познания.

Особенности памяти этого вида состоят в том, что в процессе запоминания наш мозг преобразует и трансформирует исходные данные. При этом мелкие, неважные детали могут вовсе опускаться, а что-то более крупное и привлекающее внимание, наоборот, выделяться и преувеличиваются. Наше сознание способно представлять увиденную информацию в виде схем и рисунков, которые легче сохранить в памяти.

Зрительная память не у всех людей развита одинаково. Кто-то с легкостью опишет предмет, который он видел пару секунд, другой же человек, даже внимательно рассматривая ту или иную вещь, упустит потом важные моменты, рассказывая о ней.

Особенности слуховой памяти

Многим людям гораздо легче запомнить информацию на слух, нежели при зрительном контакте. Так, при разучивании стихотворения некоторым детям необходимо, чтобы родители сначала несколько раз прочитали им его. Слуховая память – это способность человека запоминать и усваивать, сохранять и впоследствии воспроизводить звуковую информацию.

Каждый человек в той или иной степени обладает слуховой памятью. Кто-то с легкостью дословно воспроизведет мельком услышанную им информацию. Кому-то же это дается труднее.

Но даже если, внимательно прослушав лекцию, вы из нее ничего не запомнили, не стоит думать, что данный вид памяти вам совершенно не свойственен.

Возможно, ваш мозг просто не хочет воспринимать информацию, которая вам не интересна, ведь в разговоре с товарищем практически каждый запомнит, о чем именно он вам рассказывал.

Определение оперативной памяти в психологии: что она собой представляет

Кратковременная память

Выделяя виды памяти в психологии, чаще всего в первую очередь упоминают долговременную и кратковременную память. Последняя представляет собой способ хранения информации в течение небольшого промежутка времени, как правило, от 20 до 30 секунд. Очень часто с ней сравнивается физическая память компьютера.

Кратковременная память сохраняет обобщенный образ предмета, который воспринял человек. Она акцентируется на самых основных и выделяющихся чертах, наиболее запоминающихся элементах. Кратковременная память функционирует без предварительной установки на запоминание. Однако при этом она направлена на воспроизведение только что полученной информации.

Основным показателем, характеризующим кратковременную память, является ее объем. Он определяется количеством единиц информации, которые человек будет способен воспроизвести с абсолютной точностью через 20-30 секунд после того, как некие данные один раз были представлены перед ним. Чаще всего объем кратковременной памяти людей варьируется в промежутке между 5 и 9 единицами.

Информация удерживается в кратковременной памяти за счет повторения. Данные сканируются нашим мозгом с помощью зрения, а затем проговариваются внутренней речью. После этого начинает работать кратковременная слуховая память. При отсутствии повторения сохраненные элементы со временем забываются либо вытесняются вновь поступившими данными.

Долговременная память

Способность человека хранить информацию в течение очень долгого, иногда ограниченного лишь продолжительностью нашей жизни, промежутка времени называется долговременной памятью. Она предполагает наличие у людей возможности в любой необходимый момент вспомнить и воспроизвести то, что когда-то прочно поселилось в сознании.

Человек в состоянии неограниченное количество раз рассказывать без утраты смысла и всех мельчайших деталей информацию, хранящуюся в долгосрочном хранилище памяти. Систематические повторения позволяют удерживать в голове данные все дольше и дольше.

Функционирование долгосрочной памяти связано с такими процессами, как мышление и сила воли. Они необходимы для того, чтобы отыскать в глубинах сознания некогда сохраненную информацию. Для того чтобы данные перешли в долговременную память, нужна четкая установка на запоминание, а также систематические повторения.

У всех людей этот вид памяти развит в различной степени. Чем лучше долговременная память, тем большее количество единиц информации способен запомнить человек при меньшем числе повторений.

Определение оперативной памяти в психологии: что она собой представляет

Способность забывать как функция памяти

Многими людьми способность забывать рассматривается, как недостаток, и даже нарушение памяти, от которого хотелось бы избавиться. Действительно, мало кому понравится в нужный момент не суметь вспомнить важную информацию. Однако на самом деле способность забывать нам крайне необходима.

Если на секунду представить, что человек хранил бы в своей голове абсолютно все, и ни одна даже самая малейшая деталь не ускользала бы из нашего сознания, насколько перегруженной оказалась бы в итоге наша память? Помимо этого, есть множество неприятных и страшных событий, которые хочется поскорее забыть. Наше сознание устроено таким образом, что пытается стереть из памяти весь негатив. Люди стараются помнить только хорошее и поменьше думать о плохом.

Способность забывать позволяет человеку концентрироваться на самых важных вещах и сохранять в своем сознании только действительно необходимую информацию.

Благодаря этой функции наша физическая память защищена от перегрузок. Однако не во всех случаях представление людей о нужных сведениях совпадают с выбором таковых нашим мозгом.

Подобные ситуации создают для нас проблемы и неудобства, и человек жалуется, что у него плохая память.

Необходимо помнить, что даже люди с феноменальной памятью обладают способностью забывать ненужную, лишнюю информацию. Без этой способности мозг работал бы очень медленно, как перегруженный компьютер. При этом у человека часто возникали бы нервные расстройства и всевозможные проблемы с памятью.

Нарушение памяти: виды и причины

Причины нарушения памяти довольно разнообразны. В первую очередь к таковым относятся травмы и поражения головного мозга, а также заболевания других органов, отражающиеся на общем состоянии человека. Частое злоупотребление алкоголем, никотином, наркотиками, систематический прием сильных лекарственных средств могут привести к нарушению памяти.

Причиной этой проблемы является также неправильный образ жизни человека, наличие постоянных стрессов, хроническое недосыпание и переутомление. Многие люди с возрастом начинают замечать, что у них стала плохая память.

Если проблемы с памятью, вызванные неблагоприятными жизненными факторами, устранить довольно легко, то нарушения, спровоцированные серьезными травмами, очень сложно поддаются лечению.

Как и виды памяти в психологии, ее расстройства также многообразны. Они подразделяются на несколько групп. К первой относятся амнезии.

Это заболевание характеризуется нарушением способности индивида хранить, запоминать и воспроизводить информацию. Иногда человек не может вспомнить события, которые происходили до получения травмы.

В некоторых случаях он, наоборот, прекрасно помнит далекое прошлое, но не способен воспроизвести то, что случилось с ним пару минут назад.

Ко второй группе относятся частичные нарушения памяти. Они делятся на гипомнезию, то есть снижение памяти, и гипермнезию – заболевание, характеризующееся чрезмерным повышением способностей сохранять информацию.

Третья группа включает в себя нарушения, связанные с искажением информации или ложными воспоминаниями. Заболевания такого рода носят название парамнезии. Люди могут присваивать себе чужие мысли и действия, смешивают в своем сознании прошлое и настоящее, считают реальностью вымышленные события.

Столкнувшись с любым из перечисленных нарушений памяти, человеку необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалистам. Вовремя начатое лечение во многих случаях делает начавшиеся изменения обратимыми.

Определение оперативной памяти в психологии: что она собой представляет

Как развить память?

У каждого из нас свои особенности памяти. Кому-то легче дается усвоение информации на слух, кто-то же обязательно должен видеть перед глазами объект запоминания.

Для некоторых людей не представляет сложности выучить длинные стихотворения, кому-то для этого требуется приложить немалые усилия.

Различные особенности людей не являются нарушениями, и каждый при желании может усовершенствовать свою способность сохранять и воспроизводить информацию.

Существует несколько советов, с помощью которых развитие памяти станет более доступным каждому человеку. Прежде всего, нужно знать, что мозг запоминает быстрее ту информацию, которая нам интересна.

Также важным фактором является полное сосредоточение внимания на изучаемом объекте. Чтобы быстрее что-то запомнить, нужно создать вокруг себя среду, которая способствовала бы максимальной концентрации.

К примеру, готовясь к экзамену, можно выключить компьютер и телефон, попросить родственников не шуметь и не отвлекать вас.

Быстрее запоминать помогают ассоциации. Научившись строить их, сопоставлять то, что необходимо усвоить, с уже знакомыми понятиями, вы существенно облегчите процесс запоминания.

Немаловажным считается умение человека систематизировать полученную информацию. Сознание преобразует исходные данные в схемы и графики, которые проще и быстрее запомнить.

Развитие памяти человека невозможно без повторения. Чтобы информация со временем не забывалась, ее необходимо периодически повторять, вновь и вновь возвращаться к ней.

Определение оперативной памяти в психологии: что она собой представляет

Упражнения для улучшения памяти

Существует множество упражнений для развития и тренировки нашей памяти. Многие из них можно применять в повседневной жизни, они не требуют специальной подготовки и наличия определенных книг и пособий.

Очень большого внимания заслуживает тренировка зрительной памяти. Приведем несколько примеров упражнений на ее развитие. Можете открыть любую картинку, посмотреть на нее несколько секунд, затем закрыть глаза и мысленно постараться вспомнить все, что вам удастся. Затем откройте глаза и проверьте себя.

Еще одним вариантом упражнений развития зрительной памяти является игра в карандаши. Вы можете взять несколько карандашей, бросить их на стол в случайном порядке, посмотреть на них пару секунд, а затем, не подглядывая, воспроизвести увиденное на другом конце стола. Если у вас все получается слишком легко, можно увеличить количество карандашей.

Для развития слуховой памяти будет очень полезным читать книги вслух. Однако делать это нужно с выражением, избегая монотонного чтения. Разучивание стихотворений также поспособствует улучшению слуховой памяти.

Даже пара выученных четверостиший в день существенно повысят возможности вашей памяти.

Можно попробовать запомнить и через некоторое время воспроизвести про себя разговор незнакомцев или услышанную в маршрутке новую для вас песню.

Для развития памяти постарайтесь каждый вечер вспоминать события прожитого дня в мельчайших деталях. Причем делать это нужно в обратной последовательности, то есть, начиная с вечера и заканчивая пробуждением.

Для того чтобы ваша память как можно дольше вас не подводила, необходимо полноценно питаться, отдыхать, избегать стрессов и негативных эмоций. Помнить все невозможно, поэтому даже если вы что-то забыли, постарайтесь отнестись к этому с юмором и не зацикливаться на проблемах.

Источник: https://www.syl.ru/article/167785/new_vidyi-pamyati-v-psihologii-dolgovremennaya-i-kratkovremennaya-pamyat

Типы памяти человека: а что вы знаете о них?

Определение оперативной памяти в психологии: что она собой представляет

Память – удивительная особенность, подающая в нужный момент из подсознания слово, образ, запах. Способность запоминать присуща многим живым организмам, но память человека наиболее развита, характеризуется высоким уровнем, разнообразными видами.

Содержание: 

Типы памяти человека

Типы памяти человека обусловлены анализаторами, передающими информацию об окружающей действительности.

Виды:

  • зрительная
  • слуховая
  • вкусовая
  • обонятельная
  • сенсорная (осязательная)

Людям присущи все типы памяти. Уже новорожденный обладает некоторыми. Благодаря обонятельной памяти отличает мать среди остальных людей.

Наличие вкусовой памяти возможно понаблюдать, заменив привычное кормление иной смесью (малыш подозрительно отнесется к новому вкусу).

Наиболее развитой считается зрительная память. Именно благодаря ей хранятся и воспроизводятся образы предметов окружающего мира, узнаются люди.

Слуховая память хранит информацию, поступающую от органов слуха (музыка, речь).

Читайте также:  Симптомы филофобии: откуда берется боязнь влюбиться в человека или привязаться

Обонятельная память – хранение различных запахов. Формируется в течение жизни, у некоторых достигает высокого уровня развития.

Осязательная (сенсорная) память – запоминание ощущений, возникающих при соприкосновении с конкретным предметом. Обычно дополняет зрительный образ, обогащая его температурой и фактурой предмета.

Вкусовая память основана на запоминании вкуса различных продуктов. Любой припомнит вкус привычных блюд или продуктов, однажды испробованных.

Некоторые люди имеют преобладающий над остальными тип памяти.

Художники обладают развитой зрительной памятью, способны воссоздать точный портрет, картину, не имея оригинала перед глазами.

Музыканты с высоким уровнем слуховой памяти способны повторить музыкальное произведение, услышанное однажды, в подробностях, точно воспроизведя ноты.

Уровень развития различных типов памяти следует учитывать в обучении. Развивать их можно специальными упражнениями.

Дополнительную информацию о видах памяти вы можете получить из предложенного видео.

Виды памяти человека в психологии

Психологи рассматривают память как процесс, комплекс психических функций, обеспеченных высшей нервной деятельностью. Такой подход позволяет дать более разностороннюю характеристику.

Продолжительность хранения образов позволяет различать:

  • Кратковременную память. Характеризуется быстрым запоминанием небольшого количества объектов (5-10 элементов). Образы сохраняются 30 секунд–минуту.
  • Оперативную. Отличается тем, что материал сохраняется, пока является необходимым для достижения поставленной задачи. Срок хранения информации различен: несколько дней или недель.
  • Долговременную. Информация запоминается на длительный срок, объем неограничен. Со временем происходит сжатие информации, одновременно повышается ее качество.

Определение оперативной памяти в психологии: что она собой представляет

Основа следующей классификации – психическая активность.

Выделяются следующие разновидности:

  • Эмоциональная. Способность запоминать чувства, эмоции.
  • Образная. Ведущий вид памяти в детском возрасте, ребенку легче представить предмет, виденный собственными глазами, чем незнакомый по описанию. Опирается полностью на опыт, информацию, полученную от органов чувств (вкус, цвет, запах, звук, образ).
  • Словесно-логическая. Способность мыслить отвлеченными категориями. Анализ полученной информации, сохранение ее логическими блоками.
  • Двигательная (моторная). Запоминание различных движений, способов действий с разными предметами. Движение руки при письме, чистка зубов – действия выполняются, не задумываясь над последовательностью элементов. Двигательная память является основой действий с рабочими инструментами, механизмами.

По наличию цели:

  • Произвольная. Материал запоминается с определенной целью. Предполагает наличие волевых усилий для заучивания.
  • Непроизвольная. Нет цели запомнить информацию, не прилагаются усилия. Непроизвольно запоминаются яркие, красочные объекты, многократно повторяющиеся действия.

Психология рассматривает память как многосторонний процесс, и поэтому характеристики его различны.

Эмоциональная память человека

Яркие впечатления, вызвавшие сильные чувства и эмоции, надолго сохраняются. Неважно, носили они положительную или негативную окраску.

Особенностью является, что эмоции запоминаются во взаимосвязи с предметами, событиями и явлениями, их вызвавшими.

Это в дальнейшем удерживает или побуждает человека совершать аналогичные поступки. Эмоциональная память — долговременная. Спустя продолжительное время люди обычно помнят эмоциональный отклик, иногда заново переживают былые эмоции.

Механизм сохранения ярких впечатлений продолжает изучаться психологами. Исследования показали, что значительную роль играет действие гормонов, которое отсутствует в механизмах остальных видов.

Эмоциональная память является основой формирования чувства сострадания. Человек вспоминает переживания в подобной ситуации, лучше понимает, ближе воспринимает боль и чувства остальных людей.

Развитая эмоциональная память служит основой некоторых профессий. Актер лучше сыграет сцену, извлекая из опыта подобные переживания. Воспитателям и учителям способность сопереживать и сочувствовать, основанная на личном опыте, будет хорошей базой профессиональному мастерству.

Иногда психологи используют специфическое название эмоциональной памяти – мнемическая фотовспышка, наиболее точно отражающее механизм образования памятных чувственных образов.

Определение оперативной памяти в психологии: что она собой представляет

Оперативная память человека

Оперативная память включает процессы хранения информации, необходимой для выполнения конкретных действий, достижения определенной цели.

Когда цель достигнута, информация теряет актуальность. Второе наименование оперативной памяти в психологии, рабочая память, наиболее точно отражает суть процесса. Оперативная память черпает материал из кратковременной и долговременной памяти.

Выделение оперативной памяти как отдельного вида вызывает споры психологов.

Одни ученые считают ее разновидностью кратковременной памяти, предлагают рассматривать оба вида вместе. Вторые утверждают, что механизмы оперативной памяти своеобразны, поэтому следует считать ее самостоятельным видом.

Главным отличием оперативной памяти является связанность информации напрямую с действием, регистрация его промежуточных результатов. Длительность хранения и использования материала определяется продолжительностью достижения цели.

Характеристики оперативной памяти (количество элементов, скорость запоминания, длительность хранения информации) полностью зависят от конкретных задач, различаются в разных случаях.

Улучшение памяти человека

Многие люди отмечают плохое запоминание. Иногда это полностью соответствует действительности, мешает выполнению профессиональных обязанностей.

Память можно улучшить не только в период становления нервных и психических процессов. Зрелым людям реально добиться улучшения памяти, придется лишь немного поработать над слабыми сторонами.

Следует определить этап запоминания, выдающий сбои: получение информации, сохранение или извлечение материала. Далее следует выполнять некоторые упражнения, улучшающие данные процессы.

Определение оперативной памяти в психологии: что она собой представляет

Упражнения для улучшения памяти:

  • Причина плохой памяти – невнимательность? Помогут несложные упражнения, увеличивающие концентрацию внимания. Старайтесь ежедневно запомнить любые мелочи, сосредотачивайтесь на них. Вечером желательно вспомнить замеченное. Постепенно концентрация (наблюдательность) станет достигаться быстрее, легче.
  • Не пытайтесь запомнить материал в момент повышенной эмоциональности и занятости. Ознакомьтесь с информацией целиком, без подробностей. В более спокойной обстановке вы вернетесь к ней и сможете разобрать трудные моменты.
  • Повторение информации способствует прочному запоминанию. Повторяйте многократно имя человека при обращении, разговоре, номер телефона. В нужный момент память вернет информацию.
  • Концентрации внимания помогут несколько простых советов. Отвлекитесь от работы. Поднимитесь, откройте окно, сделайте несколько глубоких вдохов. Сосредоточьтесь на дыхании, абстрагируйтесь от окружающей обстановки. Передышка, приток кислорода помогут более эффективно сосредоточиться, повышение концентрации внимания увеличит быстроту, качество запоминания.
  • Легче запоминается интересное. Постарайтесь найти интерес в изучаемом, искусственно придумайте его, создайте себе интригу. Азарт и любопытство помогут быстрее и лучше запомнить материал.
  • В запоминании опирайтесь на типы памяти человека, лучше развитые. Один быстрее запомнит прочитанный текст, второй – услышанный, третий овладеет материалом при помощи образных представлений, логических соответствий.
  • Опирайтесь на сильные разновидности, чтобы быстро и хорошо запомнить, не забывайте тренировать слабые. Старайтесь чаще воспринимать звуковую информацию, если слуховая память развита недостаточно. Постоянные тренировки дадут результат.

Память подлежит улучшению — достаточно приложить немного усилий.

Процессы памяти обусловлены наследственностью, и они развиваются людьми. Тренируйте память постоянно. Беритесь за деятельность, требующую усиленной работы мозга и запоминания значительного объема информации. Постоянная практика увеличит объем памяти и послужит развитию остальных характеристик.

  • Определение оперативной памяти в психологии: что она собой представляет
  • Определение оперативной памяти в психологии: что она собой представляет
  • Определение оперативной памяти в психологии: что она собой представляет

Источник: http://VekZhivu.com/article/2036-tipy-pamyati-cheloveka-chto-vy-znaete-o-nikh

Оперативная память в психологии

В наш век компьютеризации практически каждый слышал об оперативной памяти компьютера, которая предназначена для временного хранения данных обрабатываемых в текущее время. Многие и не подозревают о наличии такого же термина в психологии.

Определение оперативной памяти в психологии: что она собой представляетОперативная память в психологии это такая форма памяти, которая отведена на хранение информации, необходимой для совершения какого-то конкретного действия.

Проще всего понять на примере. Для того чтобы прочитать данной предложение и понять его смысл, вам необходимо откладывать в памяти ранее прочитанные слова. Так работает оперативная память. Без неё мы не смогли мы совершать сколько нибудь разумную деятельность.

Оперативную память, как и любую другую, можно апгрейдить — развивать и улучшать специальными упражнениями.

Для чего нужно развивать свою оперативную память?

Ваш успех в обществе напрямую зависит от скорости запоминания и обработки информации.

Чем более сложную и быструю работу вам нужно выполнить, тем больше и быстрее должна обрабатываться информация в вашей оперативной памяти. Прямая аналогия с компьютером, поставьте самое передовое оборудование, и снабдите его малым объемом оперативной памяти — всё будет абсолютно напрасно.

Так и человек обладающий великолепной долговременной памятью, изучивший все знания мира и при этом имеющий неразвитую оперативную память будет выглядеть абсолютно беспомощным при выполнении мало-мальски необычного задания. Более того накопленный багаж знаний будет ему только мешать создавая кашу в голове.

На мой взгляд, развитая оперативная память это практически синоним гениальности. В мире достаточно людей, которые очень много знают. Но эти знания будут лежать мертвым грузом, если вы не способны объять разом изученное и синтезировать из этого что-то новое.

Мне не нужны модели, рисунки, эксперименты. Когда у меня рождаются идеи, я в воображении начинаю строить прибор, меняю конструкцию, совершенствую ее, и включаю. И мне совершенно безразлично проводятся испытания прибора у меня в мыслях или в мастерской — результаты будут одинаковыми. За 20 лет у меня не было ни одного исключения. (Никола Тесла)

Величайший учёный Никола Тесла обладал невероятной оперативной памятью и воображением.

Советы психологов для развития оперативной памяти

Самое главное это полная концентрация на выбранной деятельности. В отличии от оперативной памяти компьютера, оперативная память человека работает лучше под максимальной загрузкой.

Но, очень важно, нагрузить память исключительно той информацией, которая связана с вашей конкретной работой. В противно случае, размышляя одновременно о нескольких вещах вы значительно ухудшаете продуктивность оперативной памяти.

Мысли начинают путаться, скорость обработки и запоминания информации значительно снижается.

Полезно структурировать полученную информацию, разбивая её на части. К примеру, ряд цифр 649259447. Желательно разбить его на части по три цифры (649 259 447) для быстрого запоминания. По результатам исследования, большинство людей показывают наилучшие результаты в запоминании разбивая информацию на блоки по три значения.

Ещё один приём мнемоники (искусства запоминать) — связать информацию с образом. Это может быть всё что угодно: картинка, звук, цвет, вкус, запах, эмоции.

Обязательно лишь то, чтобы выбранный «якорь» нравился вам, в противном случае произойдет отторжение образа вместе с полученной информацией. Студенты часто интуитивно используют такой приём готовясь к экзаменам.

Родители и преподаватели в шоке — мученик сидит с книжкой, а в наушниках в это время играет музыка. Как же тут можно запомнить?! На самом деле, музыка выполняет как минимум три полезные функции:

  • — связывает информацию со звуком, что позволит впоследствии легче восстановить информацию из памяти;
    — периодически отвлекает внимание на себя, тем самым расслабляет психику и даёт отдохнуть активному вниманию;
  • — снимает стресс.

Тренируйте память! Если вы не утруждаете себя запоминанием, то она атрофируется подобно мышцам. Вспомните, как легко и просто вы считали в уме учась в школе. А что теперь со всеми этими калькуляторами? Устный счёт великолепный тренажер оперативной (краткосрочной) памяти.

Бросайте курить, способность к запоминанию после выкуренной сигареты снижается в разы.

Ещё небольшая хитрость — доказано, что информация находящаяся в начале и конце сообщения запоминается лучше. Вы можете так распланировать свою публичную речь, чтобы подать основную часть в начале и/или конце, а не в середине как это обычно принято.

Источник: https://psychogenesis.ru/pamyat/operativnaya-pamyat-v-psikhologii

Виды памяти в психологии

Память
— форма психического отражения
,
заключающаяся в закреплении, сохранении
и последующем воспроизведении прошлого
опыта, делающая, возможным его повторное
использование в деятельности или
возвращение в сферу сознания.

Память
связывает прошлое субъекта с его
настоящим и будущим и является важнейшей
познавательной функцией, лежащей в
основе развития и обучения.

Память
— основа важнейших проявлений психической
деятельности. Без нее невозможно понять
основы формирования поведения, мышления,
сознания, подсознания.

И поэтому для
лучшего понимания человека необходимо
как можно больше знать о нашей
памяти.
Амнезия — отсутствие памяти.

Основные
процессы памяти:  заучивание,
сохранение, воспроизведение, узнавание,
забывание.

Читайте также:  Определение коллектива: стадии развития и формирования, что значит идеальный

Виды памяти

1.
Непроизвольная память
(информация
запоминается сама собой  без
специального
заучивания, а в ходе выполнения
деятельности, в ходе работы над
информацией). Сильно развита в детстве,
у взрослых ослабевает.2. Произвольная
память
(информация запоминается
целенаправленно с
помощью специальных
приемов).

Эффективность произвольной
памяти зависит:
1) От целей запоминания
(насколько прочно, долго человек хочет
запомнить). Если цель — выучить, чтобы
сдать экзамен, то вскоре после экзамена 
многое забудется, если цель — выучить
надолго, для будущей профессиональной
деятельности, то информация мало
забывается.
2) От приемов заучивания.

Приемы заучиваниябывают:
а)
Механическое дословное многократное
повторение работает  механическая
память, тратится много сил, времени, а
результаты низкие. Механическая память
— это память, основанная на повторении
материала без его осмысливания.

б)
Логический пересказ, который включает:
логическое осмысление материала,
систематизацию, выделение главных
логических компонентов информации,
пересказ своими словами — работает
логическая память (смысловая) — вид
памяти, основанный на установлении в
запоминаемом материале смысловых
связей.

Эффективность логической памяти
в 20 раз выше, лучше, чем у механической
памяти.
в) Образные приемы запоминания
(перевод информации в образы, графики,
схемы, картинки) — работает образная
память. Образная память бывает разных
типов: зрительная, слуховая,
моторно-двигательная, вкусовая,
осязательная, обонятельная, эмоциональная.

г)
Мнемотехнические  приемы 
запоминания  (специальные приемы для
облегчения запоминания).
Выделяют
также кратковременную память,
долговременную память, оперативную
память, промежуточную память.

Любая
информация вначале попадает вкратковременную память, которая
обеспечивает запоминание однократно
предъявленной информации на короткое
время (5-7 минут), после чего информация
может забыться полностью либо перейти
в долговременную память, но при условии
1-2 кратного повторения информации.

Кратковременная память (КП) ограничена
по объему, при однократном предъявлении
в КП помещается в среднем7 ± 2. Это
магическая формула памяти человека, т.
е. в среднем с одного раза человек может
запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел,
фигур, картинок, кусков информации.
Главное добиться,  чтобы эти «куски»
были более информационно насыщены за
счет группировки, объединения цифр,
слов в единый целостный «кусок-образ».
Объем кратковременной памяти у каждого
человека индивидуален.

Долговременная
память
обеспечивает длительное
сохранение информации: бывает двух
типов: ДП с сознательным доступом и ДП
закрытая (доступ при гипнозе, и т.п.)

Оперативная
память
проявляется в ходе выполнения
какой-либо  деятельности, когда
сохраняется информация и из КП и ДП.

Промежуточная
память
— в течении нескольких часов 
хранится,  накапливается, а во время
ночного сна отводится организмом для
очищения промежуточной памяти и
категоризации информации,  накопленной
за прошедший день, переводя ее в
долговременную память.

  По окончании
сна промежуточная память опять готова
к приему новой информации.

У человека,
который спит менее трех часов в сутки,
промежуточная память не успевает
очищаться, в результате нарушается
выполнение мыслительных, вычислительных
операций, снижается внимание,
кратковременная память, появляются
ошибки в речи, в действиях.

Для
долговременной памяти с сознательным
доступом свойственна закономерность
забывания: забывается все ненужное,
второстепенное, а также определенный
процент и нужной информации.

Для
уменьшения забывания необходимо: 1)
понимание, осмысление информации
(механически выученная, но непонятая
до конца информация забывается быстро
и почти полностью- кривая 1 на графике);
2) повторение информации (первое повторение
нужно через 40 минут после заучивания,
т.к.

через час в памяти остается только
50% механически заученной информации).
Необходимо чаще повторять в первые дни
после заучивания,  т. к.

в эти дни
максимальны потери от забывания, 
лучше так:  в первый день — 2-3 
повторения, во второй день — 1-2 повторения,
в третий — седьмой день по 1 повторению,
затем 1 повторение с интервалом в 7-10
дней. Помните, что 30 повторений в течение
месяца эффективнее,  чем 100 повторений
за день.

Поэтому систематическая, без
перегрузки учеба, заучивание маленькими
порциями в течение семестра с периодическими
повторениями через 10 дней намного
эффективнее, чем концентрированное
заучивание большого объема информации
в сжатые сроки сессии, вызывающее
умственную и психическую перегрузку и
почти полное забывание информации через
неделю после сессии.

3абывание
в значительной степени зависит от
характера деятельности, непосредственно
предшествующей запоминанию и происходящей
после нее. Отрицательное влияние
предшествующей запоминанию деятельности
получило название проактивного
торможения.

Отрицательное влияние
следующей за запоминанием деятельности
называют ретроактивное торможение, оно
особенно ярко проявляется в тех случаях,
когда вслед за заучиванием выполняется
сходная с ним деятельность или если эта
деятельность требует значительных
усилий.

Источник: https://studfile.net/preview/1758921/page:6/

Виды памяти и их особенности

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору.

В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую па мять. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.

Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

  • 1. Мгновенная память
  • 2. Кратковременная память
  • 3. Оперативная память
  • 4. Долговременная память
  • 5. Генетическую память
  • 6. Зрительная память
  • 7. Слуховая память
  • 8. Двигательная память
  • 9. Эмоциональная память
  • 10. Осязательная, обонятельная, вкусовая память

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной

и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы.

Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем.

Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.

Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти.

Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, по павшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.

Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено.

При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур.

Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников.

Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению.

На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно.

Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.

В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности.

Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение.

Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Источник: https://studwood.ru/1811231/psihologiya/vidy_pamyati_osobennosti

Ссылка на основную публикацию