Определение общения человека с человеком: чем является процесс, краткое описание

В мире психологии общение – один из основных процессов, связанный с психической деятельностью. Как и в отношении большинства других понятий, психологи до сих пор не пришли к устоявшемуся и повсеместно признанному определению общения.

Что такое общение? Определение термина

Определение общения человека с человеком: чем является процесс, краткое описание

Для одних исследователей общение — это сложный коммуникативный процесс, включающий обмен информацией и восприятие одного человека другим. Некоторые усматривают в общении процесс становления отношений, где различные коммуникативные каналы выступают в роли вспомогательных инструментов. Третьи подчеркивают, что общение – социальный феномен, и его нужно рассматривать не как индивидуальный психический процесс, а как проявление жизни общества.

Так что такое общение? Все вышеперечисленные определения верны и раскрывают в той или иной степени значение термина и его отдельных аспектов. Важно подчеркнуть, что сугубо психологический взгляд на общение (в отличие, скажем, от философского) акцентируется на том, что этот процесс является, во-первых, деятельностью и, во-вторых, потребностью личности и важным фактором ее формирования.

Характеристика общения

  • В психологии принято оценивать общение в соответствии с тремя характеристиками: по содержанию, по функциям и по средствам.
  • Что касается содержания, то оно может принимать вид передачи информации, взаимной оценки, взаимного влияния, взаимодействия, управления или просто восприятия.

Определение общения человека с человеком: чем является процесс, краткое описание

В соответствии с содержанием, психология общения выявляет функции. Существует несколько классификаций таких функций, наиболее распространенной из которых является та, что включает четыре базовые функции – инструментальная, трансляционная, синдикативная и функция самовыражения. Есть также три дополнительных – экспрессивная, функция социализации и функция социального контроля.

  • Инструментальная функция служит достижению какой-либо цели. Проявляется в форме рычагов воздействия или давления.
  • Трансляционная функция призвана осуществить передачу какой-либо информации.
  • Синдикативная функция помогает достижению цели объединения, сплочения группы людей.
  • Функция самовыражения, как следует из самого названия, имеет целью самопрезентацию для достижения взаимопонимания между партнерами.
  • Экспрессивная функция базируется на синхронизации эмоционального фона и переживаний.
  • Функция социализации служит цели адаптации личности в условиях новой социальной среды.
  • Наконец, функция социального контроля призвана регламентировать те или иные стороны жизнедеятельности человека. Это средство общения между законодателем и подчиненным.

Средства общения

Определение общения человека с человеком: чем является процесс, краткое описание

Психологи солидарны в том, что основным средством коммуникации между людьми служит язык. Под языком понимается не только речь, но вообще любая система условных знаков, принятая, усвоенная или понятная субъектам общения.

В науке выделяется два вида знаков – интенциональные и неинтенциональные. Первые отличаются от вторых тем, что представляют собой намеренно передаваемые сведения, тогда как вторые выдают информацию помимо воли и желания субъекта.

Например, мимика лица, это также средство общения, часто выступающее в роли неинтенционального средства передачи информации. К этому же типу относятся некоторые телодвижения, особенности речи, дыхания.

Благодаря этому можно воспринимать человека более полно и считывать с него гораздо больше информации, нежели он сам о себе захочет рассказать.

Механизмы общения

Что такое общение с точки зрения механизмов контакта субъектов? Исследователи выделяют три составляющие – идентификацию, эмпатию и рефлексию.

  • Идентификация включает в себя восприятие и анализ состояния партнера и следующую за этим попытку уподобления ему. Такого рода прием часто, осознанно или неосознанно, предпринимается, чтобы понять человека и поставить себя на его место.
  • Эмпатия характеризует способность человека к постижению чужих эмоциональных переживаний. Это означает не только интеллектуальное понимание, но и принятие, эмоциональное соучастие.
  • Рефлексия подразумевает осознание обратной связи. То есть знание не только того, что переживает или чувствует партнер, но и знание того, что партнер знает обо мне, как он понимает и оценивает мою личность.

Определение общения человека с человеком: чем является процесс, краткое описание

Способы воздействия

Вся культура общения строится на определенных способах взаимного воздействия партнеров друг на друга. В классической схеме таких способов насчитывается четыре: внушение, подражание, заражение и убеждение. Это ответ на вопрос, что такое общение в области методологии.

  • Под внушением здесь понимается намеренное воздействие без использования какой-либо аргументационной базы.
  • Подражание предполагает копирование с партнера образцов поведения и самовыражения, осознанно или нет.
  • Заражение характеризуется передачей набора эмоциональных переживаний на бессознательном уровне.
  • А убеждение — это воздействие на сознательном уровне, задействующее базу доводов и аргументов.

Источник: https://www.syl.ru/article/168009/new_chto-takoe-obschenie-psihologiya-obscheniya

Определение общения (стр. 1 из 2)

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.

В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов : содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения.

У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей.

У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Процесс общения (коммуникации)

Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации , в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся . Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением , т.е.

делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи.

При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще — о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие — способ передачи дружеского приветствия по кинестико -тактильному (двигательно — осязательному) каналу.

Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному) , но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

Структура общения

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

  • Употребление этих терминов условно, иногда в более-менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.
  • Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.
  • 3 – а) Коммуникативная сторона общения.

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S S.

Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

3 – б) Средства коммуникации.

Для передача любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание» «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков.

Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

  1. Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:
  2. КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
  3. ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)
  4. КАК? (осуществляется передача) – Канал
  5. КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения) , отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

  • 2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)
  • Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: — коммуникативные (заменяющие речь) — описательные (их смысл понятен только при словах) — жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.
  • Мимика – это движение мышц лица.
  • Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.
  • 3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)
Читайте также:  Как избавиться от боязни пауков самостоятельно: что такое арахнофобия, кратко

В психологии выделяют четыре дистанции общения: — интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики. — Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра).

На ней осуществляется общение между друзьями). — Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения. — Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией.

При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

3 – в) Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников.

Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, пораждается самой ее природой.

  1. Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.
  2. 3 — г) Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.
  3. Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.
  4. Виды общения
  5. В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.
  6. 1. По содержанию оно может быть:
  7. 1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
  8. 1.2 Когнитивное (обмен знаниями)
  9. 1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
  10. 1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)
  11. 1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
  12. 2. По целям общение делиться на:
  13. 2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)
  14. 2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)
  15. 3. По средствам общение может быть:

Источник: https://mirznanii.com/a/206828/opredelenie-obshcheniya

Введение

общение коммуникация человек

Общение играет большую роль в жизни и деятельности людей.

В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складывается психологическая общность, достигается взаимопонимание.

В процессе общения формируется общая программа и общая стратегия совместной деятельности. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Общению принадлежит важное место и в развитии человека.

При помощи общения могут регулироваться взаимоотношения и взаимодействие, но регулирование ими не сводится к использованию общения. Специфичные средства общения — речевые и неречевые, а специфические средства построения взаимоотношений и взаимодействия иные.

Взаимоотношения и взаимодействие в свою очередь влияют на общение, но их функционирование не сводится к этому влиянию, а регулирование их — особые задачи.

Если попытаться дать комплексное определение общению в малых группах, то общение в группе есть обмен информацией между ее членами для достижения взаимопонимания при регулировании взаимоотношений в процессе совместной жизни и деятельности.

Общение неразрывно связано с деятельностью людей. Это признают все психологи, рассматривающие общение с позиций деятельностного подхода. Однако характер этой связи понимается по-разному. Одни авторы (А.Н. Леонтьев) общение считают определенной стороной деятельности: оно включено в любую деятельность, то ее элементы, условия.

Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.

В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее — реципиентом.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомофизиологически напоминающим человека.

Об этом свидетельствуют многочисленные; факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии.

В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза.

В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Значение общения в жизни человека

Как уже отмечалось ранее, общения и межличностные отношения состоят из процессов, которые часто переплетаются и взаимно. Каждый процесс можно рассматривать отдельно, поскольку он имеет свои характерные особенности.

Эти процессы — обмен информацией между людьми (коммуникативная сторона общения) организация взаимодействия, влияния на других людей (интерактивная сторона общения) восприятия и взаимопонимания друг друга или познание себя и другого (перцептивная сторона общения). Рассмотрим их отдельно.

* Общение как обмен информацией. Основная цель любого коммуникативного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. Важную роль при этом играет значимость информации, благодаря чему партнеры пытаются выработать общий смысл, одинаковое понимание ситуации.

Следует отметить, что информация в общении не просто передается от одного человека (которую называют коммуникатором или отправителем) в другую (которую называют реципиентом или адресантом), а именно обменивается.

Основная цель такого коммуникативного процесса — обеспечить адекватное понимание той информации, которая передается.

Способом общения, предназначенным для передачи информации, можно считать сообщение.

С его помощью передаются определенные сведения от одного человека к другому как во время непосредственного общения (благодаря языку, жестам, мимике), так и с помощью различных средств массовой коммуникации.

При этом полезно помнить заповедь: «Не начинайте говорить, пока не начнете думать». К тому же целесообразно осмыслить не только саму идею, но и то, как ее воспримут люди, которые с ней ознакомятся.

* Общение как взаимодействие. При любом акте общения происходит обмен не только знаниями, мнениями, идеями, то есть информации, но и действиями, в частности привы будете общей стратегии взаимодействия.

Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий причинную обусловленность их действий и взаимосвязь.

Этот процесс требует активности и взаимной направленности действий тех людей, которые принимают в нем участие.

Существует много видов взаимодействия, а потому и несколько их классификаций. Одна из самых известных — разделение на кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (соперничество). Известна классификация, где за основу взаимодействия берется количество субъектов, общающихся.

Если субъектов двое, то это взаимодействие парная (в диаде). Если субъектов много, то они могут взаимодействовать в группе (групповое взаимодействие), между группами (межгрупповая взаимодействие) или субъект может действовать с группой (субъектно-групповое взаимодействие).

Этим субъектом может быть лидер или любой член группы.

* Общение как восприятие и понимание друг друга.

Восприятие — это психическое состояние отражения человеком предметов и явлений в целом в совокупности всех их качеств и свойств при непосредственном воздействии их на органы чувств. Это процесс взаимного восприятия и понимания собеседников, познания ими друг друга.

В общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает отображение его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. Рассматривая процесс познания одного человека другим во время общения, известный психолог С.Л.

Рубинштейн писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы» читаем «человека, то есть расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл полученного таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план.

Это «чтение» происходит быстро, поскольку в процессе общения с людьми, которые нас окружают, мы производим определенный, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведения «. Образ другого человека зачастую формируется по первому впечатлению, а это может привести к ошибкам в ее восприятии.

Недаром говорят, не суди по одежде — суди по разуму. Важно осознавать, что ошибкой будет не столько построенное неадекватно впечатление о человеке, сколько использование этого неадекватного впечатления в последующих межличностных отношениях с ним.

Источник: https://studbooks.net/901055/psihologiya/obschenie_opredeleniya

Значение человеческого общения

В современном мире люди не могут обходиться без общения, человек большинство своего времени проводит в обществе: на работе в офисе, в семье, с друзьями. И для эффективного и насыщенного общения существует речь.  Любая общественная деятельность не обходится без нее, также существует множество профессий, где необходимы навыки общения с людьми: учителя, юристы, журналисты и политики и т.п.

В разговоре участвуют два человека: тот, кто слушает, и тот, кто говорит. Причем особенность общения такова, что люди постоянно меняются ролями для более эффективного разговора. Для удачного разговора всегда необходима тема и знание языка.

Личность человека складывается в  процессе общения, воспитания, получения образования; именно поэтому его значение так велико.  С помощью речи мы можем обсуждать наши цели, планы, мечты, делиться своими переживаниями.

Читайте также:  Особенности интерактивной стороны общения: что означает термин, характеристика

Общение — это воздух для человека.  Оно помогает организовать совместную работу, построить личную жизнь человека, получать удовольствие от умной беседы. Человечество стало прогрессировать  вместе с развитием речи.

Личность человека формируется за счет общения.

Через других людей, развитых, образованных эрудированных и эмоционально созревших, мы получаем важную информацию об окружающем мире, которая формирует наше мировоззрение и помогает нам стать культурными, воспитанными, нравственно развитыми и цивилизованными людьми.

Уже с рождения мы развиваем наши познавательные навыки. Существует множество примеров, когда человек воспитывается не в обществе людей. Дети, попавшие в волчьи стаи и воспитывавшиеся там в течение долгого времени, уже не смогут адаптироваться к человеческому обществу.

Внешне они, конечно, похожи на человека, но внутренне они больше похожи на животное, они психически неразвиты  и перевоспитать их уже невозможно. Успешная социализация – еще одна неоценимая функция общения.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • общение является неотъемлемой частью человеческой жизнедеятельности. Влияние на нас общественного мнения доказывает это. Также существует множество способов  влияния людей друг на друга, например, гипноз, шантаж, мода, внушение.
  • общение — это потребность, оно является целью отношений с окружающими людьми.
  • общение — это источник знания  и понимания окружающих.

Если общение человека полноценно, то он чувствует себя удовлетворенным и счастливым, это способствует развитию его возможностей, самореализации и успеху.

Если же человек напротив, мало общается, замыкается в себе, то он развивает в себе комплекс неполноценности, лишает себя полезной информации и новых возможностей, общее психическое состояние человека ухудшается.

Таким образом, значение общения в жизни человека очень велико.

Особенности общения

  1. Общение, несомненно, приносит радость и счастье, общаясь с вашими близкими, вашей второй половинкой, интересными творческими людьми – все это делает нашу жизнь наполненной. Общение с природой и искусством дарует нам гармонию и душевное равновесие.
  2. У медали две стороны. Общение может приносить и разочарования, и грусть, и депрессии. Именно поэтому написано так много драм, посвященных чувствам и переживаниям героя.
  3. Нейтральное общение, без которого не обойтись,  — значительная часть в повседневной жизни. Но существует альтернатива — праздничное общение, без которого сложно представить жизнь любого человека.

Теперь вы видите, что общение играет огромную роль в нашей жизни, и поэтому необходимо владеть навыками эффективного общения. Учитесь понимать людей, адекватно воспринимать их позиции без предубеждений и предвзятости. Круг людей, с которым вы общаетесь, непосредственно зависит от вашей психологической и эмоциональной зрелости.

http://psy-sait.ru/razvitie-lichnosti/psihologija-obschenija…

Источник: https://udivitelnay-zhizn.mirtesen.ru/blog/43031883865/next

Что такое общение

Общение является одним из основных условий существова­ния человеческого общества и личности. Каждый из нас живет и работает среди людей. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми – родителями, сверстниками, учителями, коллегами. Одних мы любим, других нет, к третьим относимся нейтрально, третьих терпеть не можем…

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

В процессе общения происходит социализация человека, приобщение его к духовной жизни общества, формирование у него духовных и куль­турных потребностей. Таким образом, общение – это сложная коммуникатив­ная деятельность человека, субъектом и объектом которой явля­ется личность, включенная в общественные отношения.

Посредством общения люди устанавливают контакты друг с другом, обмениваются информацией, добиваются взаимного понимания, воздействуют друг на друга, побуждают совершать действия и поступки.

Таким образом, общение как социально-психологическое явление выполняет 3 основных функции:
1) коммуникативную, посредством которой устанавливаются кон­такты между субъектами,
2) перцептивную, обеспечивающую восприятие и осмысление полученной информации,
3) интерак­тивную – направленную на осуществление взаимодействия между субъектами при выполнении совместной деятельности.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека к другому.

Цель общения – это то, ради чего возникает общение. Цели общения удовлетворяют социальные, культурные, познавательные, творческие, эстетические и другие потребности.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Средства общения бывают вербальные и невербальные.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.

Невербальное общение не предполагает использования звуковой речи, языка в качестве средства общения. Это общение с помощью мимики, жестов и пантомимики. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

Литература: Н.И. Шевандрин «Социальная психология в образовании» Г.В. Щекин «Основы психологических знаний» Р.С. Немов «Психология» П.А. Сорокун «Общая психология»

____________________________________________________
Еще статьи по этой теме:
Влияние общения в формировании психики ребенка
Психология общения: виды общения и 5 простых правил диалога
Преодоление барьеров общения по методу Дэйла Карнеги
Формы общения

Источник: http://psihogrammatika.ru/?p=687

Лекция по дисциплине «Психология общения» Определение общения как сложного процесса установления и развития контактов между людьми и группами

  • Лекция по дисциплине «Психология общения»
  • Определение общения как сложного процесса установления и развития контактов между людьми и группами.
  • 1.Определение понятия «общение»

2. Стороны общения.

3. Средства общения.

4.Виды общения

5. Функции общения.

  1. Единственная настоящая роскошь –
  2. это роскошь человеческого общения.
  3. Антуан де Сент Экзюпери
  4. Общайтесь с людьми так, как будто они
  5. на самом деле такие,
  6. какими хотели бы быть, и вы
  7. поможете им стать такими.
  8. Гете

1. Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя восприятие и понимание другого человека, обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.

Что такое общение? Ответить на этот вопрос одновременно и легко и очень трудно. Общение — это такое социально-психологическое явление, которое не только сопровождает человека всю его жизнь, но и является важнейшим условием формирования его личности.

Общение — основа существования любого социума: оно объединяет людей в единое целое, обеспечивает согласованность их усилий, делает возможным сохранение и передачу групповых норм, традиций, преданий, то есть социального опыта, последующим поколениям.

Общаясь, мы познаем мир; потребность в общении — одна из важнейших потребностей человека, одиночество воспринимается нами как одно из величайших бедствий. «Общество» и «общение» — однокоренные слова, ведь любое общество — это не что иное как система различных уровней и форм общения людей.

В психологии общение определяется как взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, восприятие и понимание людьми друг друга.

Учитель ведет урок, объясняя новый материал ученикам и проводя опрос; покупатель интересуется у продавца качеством и ценой товара; мать играет с маленьким ребенком; телекомментатор рассказывает о последних новостях — все это различные виды общения.

Ежедневно мы сталкиваемся с многочисленными ситуациями, в которых можем наблюдать все разнообразие человеческого общения.

2 Стороны общения.

В едином процессе общения выделяют три стороны:

  • коммуникативная — включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди используют язык как одно из важнейших средств общения;
  • интерактивная – взаимодействие общающихся и обмен информацией в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками (продавец и покупатель общаются, даже если они не произносят слова);
  • перцептивная — предполагает восприятие общающимися друг друга (очень важно, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем из сообщенного ему не разберется).
  • Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: перцептивную (восприятие), коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие).
  • 3 Средства общения.
  • К средствам общения относятся:
  • язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения;
  • интонация – эмоциональная выразительность речи, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;
  • мимика, жесты, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;
  • расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных и национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Психология жестов. Передаваемая словесно информация может быть воспринята неверно, если она сопровождается несоответствующими жестами.

Знание психологии жестов поможет изменить свое поведение, вовремя закончить переговоры и т. д., если что-то идет не так, как хотелось бы.

Жесты открытости:

  • раскрытые руки (руки ладонями вверх);
  • расстегивание пиджака.

Жесты защиты:

  • руки, скрещенные на груди;
  • руки, зажатые в кулак.

Раздумье и критическая оценка:

  • палец вдоль щеки;
  • наклоненная голова (поза внимательного слушания);
  • почесывание подбородка («хорошо, давайте подумаем»);
  • жесты с очками (медленно снятие, долгое протирание стекол и т. д.), к жесту прибегают также, если требуется время на обдумывание, при этом в рот берется дужка очков, говорить при этом сложно, так что остается внимательно слушать, обдумывая ответ;
  • хождение по комнате;
  • пощипывание переносицы.

Подозрение и скрытность:

  • взгляд в сторону («что ты имеешь в виду?»);
  • защита рта рукой: во время речи — лживость; во время слу шания — чувствует, что собеседник лжет;
  • прикосновение к носу — вариант 2 в замаскированной форме;
  • потирание века;
  • почесывание или потирание уха.
  1. Предостережение — нельзя возводить рассмотренные жесты в абсолют.
  2. Может быть, человек замерз и поэтому скрещивает руки, или у него просто чешется нос или ухо.
  3. «Отношение к беседе. Территориальные права»)
  4. Отношение к беседе:
  • ноги (или все тело) обращены к выходу — свидетельство того, что человек хочет закончить встречу, поэтому следует либо закончить разговор, либо перевести его в более интересное русло;
  • подпирание ладонью щеки и подбородка — свидетельство скуки, иногда путают с жестом внимательного слушания, но в этом случае указательный палец направлен вертикально к виску.

Территориальные права:

  • интимная зона (от 15 до 46 см) — это психологическая собственность человека, право нарушить эту зону имеет только очень близкий человек, при вторжении чужого, например, при давке в общественном транспорте, человек испытывает раздражение и дискомфорт;
  • личная зона (от 46 см до 1,2 м) — расстояние для вечеринок и официальных встреч;
  • социальная зона (от 1,2 до 3,6 м) — зона для общения с посторонними людьми, например, на таком расстоянии следует находиться хозяину квартиры и сантехнику, чтобы не вызывать раздражения друг у друга;
  • общественная зона (более 3,6 м) — расстояние для общения с большой аудиторией.
Читайте также:  Признаки истероидного типа личности у мужчины, женщины и ребенка: что за психотип

В ситуациях, когда ваш собеседник сидит, не следует нависать над ним, так как это воспринимается как ваше превосходство, а собеседник при этом чувствует себя очень маленьким.

В условиях вынужденной скученности, когда нарушается интимная зона, рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • не следует разговаривать даже со знакомыми людьми;
  • нельзя смотреть в упор на других;
  • нежелательно проявление на лице каких бы то ни было

эмоций;

  • при наличии газеты, журнала, книги желательно погрузиться в чтение, хотя бы для видимости;
  • движения должны быть сдержанными;
  • при движении в лифте сосредоточьтесь на указателях этажей.

4. Виды общения

  • «Контакт масок» — формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия и т.д. – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику;
  • формально – ролевое – содержание и средства общения регламентированы ролями партнеров по общению: врач и пациент, инспектор дорожного движения и нарушитель ПДД, кондуктор и пассажир и т.д.
  • деловое общение – целью которого является организация и оптимизация того или иного вида деятельности: производственной, научной, учебной и т.д. При таком общении учитываются особенности личности, характера собеседника, но на первом плане стоят интересы дела, а не личность собеседника;
  • светское – определяется формальной вежливостью, суть общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях;
  • духовное, межличностное – раскрываются глубинные структуры личности. Характеризуется полным взаимопониманием;
  • примитивное – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, могут последовать агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого;
  • манипулятивное – направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

4. Занимая в жизни как отдельного человека, так и общества в целом важное место, общение выполняет разнообразные функции:

  • коммуникативная функция — передача информации;
  • перцептивная функция — восприятие и взаимопонимание людей;
  • интерактивная функция — взаимодействие людей в группе:
  • функция координации — организация совместной деятельности;
  • функция социального контроля — в процессе общения не только происходит формирование социальных норм и их усвоение, но и осуществляется контроль за их выполнением;
  • функция межгруппового взаимодействия;
  • функция аффилиации.
  • Аффилиация — это отождествление себя с группой, чувство принадлежности к определенному социуму.
  • Учитывая то, что общение пронизывает буквально все стороны жизнедеятельности человека и играет определяющую роль в формировании его личности, рассмотрим подробнее содержание каждой из трех сторон общения.
  • Рефлексия
  • Что такое общение?
  • Назовите три стороны общения.
  • Какие виды общения вы знаете?
  • Что такое «коммуникативный акт»?
  • Какие функции выполняет общение?
  • Какую роль в процессе общения играет обмен информацией?
  • В чем суть проблемы кодирования и декодирования информации?
  • Какие средства общения вы знаете?
  • Какие вы знаете вербальные средства общения?
  • Какие вы знаете невербальные средства общения?
  • Какую роль в общении играют жесты?
  • Что изучают такие области знания как кинесика, такесика, проксемика, экстра- и паралингвистика?
  • Домашнее задание Напишите небольшое сочинение-размышление на тему: » Роль улыбки в общении».

«Мои родители и их любимые поговорки». Какие «крылатые выражения» своих родителей вы помните, в каких ситуациях они их использовали?

«Кто я?» Ответить на этот вопрос пять раз.

Источник: https://infourok.ru/lekciya-po-discipline-psihologiya-obscheniya-opredelenie-obscheniya-kak-slozhnogo-processa-ustanovleniya-i-razvitiya-kontaktov-m-2739404.html

Общение — это… Что такое Общение?

Сюда перенаправляется запрос «Коммуникация (психология)». На эту тему нужна отдельная статья.

Общение посредством речи и жестов

Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)[1]. Вне общения невозможна человеческая деятельность[2]. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией[2].

Представления о развитии общения

История развития средств общения

Наиболее древнее прото-кипу, обнаруженное при раскопках культуры Караль[3] (долина Супе, Перу) археологом Рут Марта Шейди Солис (Ruth Martha Shady Solís), датируется по стратиграфическому слою приблизительно временем ранее 2500 года до н. э.[4][5], в связи с чем может считаться предположительно одним из самых древних средств «письменной» коммуникации у человечества[6].

Филогенетическое развитие общения

Согласно американскому психологу и специалисту по изучению коммуникации и кооперации М. Томаселло, и его кооперативной модели человеческого общения, первыми человечеcкими формами общения были указательные и изобразительные (иконические) жесты.[7]

Онтогенетическое развитие общения

Эмоциональное общение ребёнка с людьми начинается с третьего месяца жизни (комплекс оживления), освоение вербального языка общения происходит в возрасте около года.

До трёх месяцев основными средствами общения являются примитивная мимика и элементарная жестикуляция, общение является средством достижения удовлетворения физиологических потребностей.

В период от 8-10 месяцев до полутора лет проходит этап вербально-невербального общения, направленного на удовлетворение познавательных потребностей.

В период от полутора до трёх лет появляются деловое и игровое общение; с трёх до 6-7 лет развиваются навыки сюжетно-ролевого общения[8].

Формы коммуникационного действия

Основная статья: Виды коммуникации

Возможны три формы коммуникационного действия:

  • подражание;
  • диалог;
  • управление.

Классификации сторон и функций общения

[9]:

  1. Коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами.
  2. Интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
  3. Перцептивная: процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Или:

  1. информационно-коммуникативная (приём и передача информации)
  2. регуляционно-коммуникативная (взаимокорректировка действий в совместной деятельности)
  3. аффективно-коммуникативная

Или:

  1. инструментальная функция (основная рабочая функция, обмен информацией в процессе управления и совместного труда);
  2. синдикативная (сплочение групп)
  3. трансляционная функция (применяема при передаче знаний, оценок)
  4. самовыражение (поиск и достижение взаимопонимания)

Функции по целям общения:

  1. контактная (установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи)
  2. информационная (приём и передача сообщений в ответ на запрос)
  3. побудительная (целевая стимуляция активности)
  4. координационная (взаимная координация и согласованность в совместной деятельности)
  5. функция понимания (адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом)
  6. эмотивная (обмен эмоциями)
  7. функция установления отношений (фиксация своего места в социуме)
  8. функция оказания влияния (изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера)

Виды общения

В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:

  • Материальное — обмен предметами или продуктами деятельности.
  • Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.
  • Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.
  • Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).
  • Деятельностное — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

  • Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
  • Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
  • Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
  • Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  • Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.
  • Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

Средства общения

  • Вербальные (речевые)
  • Правербальные
  • Невербальные:
  1. Мимика
  2. Жестикуляция
  3. Визуальный контакт
  4. Проксемика

Составные элементы общения

Модель общения: источник, канал, сообщение, получатели, обратная связь

  • Сообщение
  • Разговор
  • Раппорт
  • Точка зрения
  • Комплименты
  • Интересы

Процедура общения

В процедуре общения выделяют следующие этапы

  1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
  3. Ориентировка в личности собеседника.
  4. Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
  5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
  6. Установление контакта
  7. Обмен мнениями, идеями, фактами
  8. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
  9. Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.

См. также

  • Виды коммуникации
  • Письмо (письменность)
  • Переговоры
  • Язык тела
  • Язык жестов

Примечания

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/4706

Ссылка на основную публикацию