Описание возрастных детских кризисов: что говорит психология, характеристика

Психическое развитие дошкольника происходит неравномерно, скачкообразно. Между скачками в детской психике возникает момент, который называется кризис. В чем он проявляется?

Хотя в нашем постсоветском пространстве слово «кризис» окрашено в негативные тона, кризис психического развития не должен ассоциироваться с чем-то тотально плохим. В данной ситуации он носит абсолютно другой характер – это не кризис болезни, после которой идет выздоровление, этот кризис носит свой первоначальный смысл – перестройка, глобальное качественное изменение.

Описание возрастных детских кризисов: что говорит психология, характеристикаЧто характеризует поведение ребенка в предкритическое время или в само критическое? Ребенок начинает вести себя непрогнозируемо с точки зрения родителей: был более-менее спокойный, послушный, управляемый, было понятно, как справляться с его особенностями, как с ним договариваться, как его поощрять. И в какой-то момент резко (люди могут подумать, что с ребенком произошла психическая травма), в одночасье все способы воспитания или их большая часть перестают работать: поощрение и наказание не действуют; то, на что ребенок раньше реагировал, не работает. Поведение сменилось на непонятное. Именно это делает ситуацию довольно тяжелой.

Примета кризиса – прекращение воздействия проверенных воспитательных мер. Вторая примета – увеличение скандалов, ссор, эмоциональных вспышек, если ребенок экстраверт, или усиление погруженных, сложных состояний, если ребенок интроверт. В основном дети-дошкольники ведут себя как экстраверты.

Какие существуют кризисы детского психического развития

Наиболее известные:

– Первый кризис активно выделяют только у нас в России, его не выделяют в зарубежной психологии. Это кризис года, вернее, того времени, когда ребенок начал ходить и это на него очень сильно повлияло – он перестал быть младенцем, перестал быть послушным.

– Следующий кризис раньше называли кризисом трех лет или «Я сам». Теперь кризиса трех лет не существует. За последние пятьдесят лет он помолодел на год. Кризис «Я сам» – это теперь кризис 2 – 2,5 лет, когда дети начинают говорить, незрело отвергать помощь взрослых, не понимая, зачем она нужна.

Чем старше ребенок, тем более «плавающий» момент наступления кризиса.

Описание возрастных детских кризисов: что говорит психология, характеристика– В 5,5 лет наступает один из микрокризисов развития, связанный с дозреванием основных структур коры головного мозга, которые контролирует эмоции. Это кризис перехода в старший дошкольный возраст.

С этого момента от ребенка можно требовать большего контроля за своим эмоциональным поведением. В этом возрасте начинаются процессы с осознанием пола, выстраиванием сценария вперед, происходит скачковое усложнение внутреннего мира, возникает максимальное количество страхов. Ребенок делает серьезные обобщения о мире, жизни, сильно расширяется поле действия его фантазий.

– Следующий кризис – 7 лет. Это кризис социального происхождения, это период начала обучения в школе. Если ребенок пошел в школу в 6 лет, то у него будет кризис в 6 лет.

Это тот момент, когда ребенок перестает ориентироваться только на нормы семьи.

Суть семилетнего кризиса – перестройка доминирующего авторитета, появление авторитета школьного учителя и связанной с этим социальной позиции.

— Следующий кризис – подростковый. Раньше было принято считать, что в подростковом возрасте все приключения заканчиваются, но, на самом деле, они только начинаются, потому что кризис сопровождает человека до самой старости.

Самая интересная ситуация случается, когда в семье совпадает два и больше кризиса. Например, когда один ребенок в кризисе трех лет, другой – в подростковом кризисе, а папа – в кризисе средних лет.

И у бабушки возрастная депрессия, связанная с кризисом старения.

Если у ребенка критический период длится от шести недель до трех месяцев, то у взрослых это могут быть месяцы и годы, хотя проявления кризиса у ребенка гораздо более яркие. Вы можете несколько месяцев только догадываться, что ваш спутник жизни находится в кризисной ситуации, а у ребенка вы увидите сразу на следующий день, что в нем что-то поменялось.

Что делать в период кризиса?

Не все можно разрешить ребенку в кризисный период. Нужно разрешить то, что нельзя запретить.

Как всякое сложное поведение, родители кризисные проявления ребенка часто пытаются просто подавить, сделать так, чтобы ребенок по-прежнему слушался, не кричал, был подчиняем.

Можно подавить проявления, но это то же самое, что давать сосудосуживающие препараты, когда у ребенка насморк.

Когда ребенок попал в кризис, у него задача перестроить свои отношения с родителями и выйти на некоторую новую орбиту самостоятельности.

Если мы просто подавляем эти негативные поведенческие проявления танковыми войсками (а у родителей обычно есть силы, чтобы подавить поведение ребенка) мы не даем ребенку решить эту задачу – обретение самостоятельности.

Ребенку не надо предоставлять всю самостоятельность, которую он просит, но нужно договориться с ним о том, в каких областях самостоятельность ему будет предоставлена больше, а в каких он не может ее проявлять. Не удовлетворять все требования, а договориться. Понять, что с ним происходит, что он хочет.

В полтора года все дети обычно хотят наливать себе в чашку сок из пакета. А мы прекрасно знаем, чем заканчивается наливание сока в чашку… Ребенок не знает, его задача приобрести этот опыт.

Для нас этот опыт может быть травматичным: может быть, это последний сок, или мы не выносим грязи на кухне, или нам в детстве не разрешали никогда ничего наливать, эта модель на нас влияет, и нам сложно разрешить такое поведение.

Но пока ребенок не приобретет такого вида опыт, он не отступит.

Поведение ребенка в кризисе отличается очень большой настойчивостью и настырностью, он будет бесконечно требовать удовлетворить эти свои требования. Не все можно разрешить, но разрешить все возможное для того, чтоб ребенок приобрел опыт, нужно. Это одна из базовых рекомендаций для поведения с ребенком в кризисе.

Незыблемыми остаются требования режима. Это то, что дети не решают никогда. Ответственность за режим мы передаем только подростку в 14-15 лет, а не в 12. И никогда ребенок не решает, как вести себя родителям.

Есть российская проблема – папы-трудоголики с ненормированным рабочим днем. Режим ребенка смещен, а дети, которые ходят на занятия, очень страдают, потому что либо не лягут вовремя спать, но увидят папу, либо лягут, но папу не увидят.

Нужно разрешить то, что нельзя запретить. Но разрешать не каждый раз, когда вас упрашивают. Как в «Маленьком принце», когда король издал законы: «Повелеваю тебе чихать. Повелеваю не чихать».

Иногда приходится что-то узаконить, какое-нибудь требование ребенка, нужно издать соответствующий закон, договорившись с папой, чтобы решающая воля исходила от родителей.

Может быть, требование ребенка справедливо.

Часто несколько минут общения с папой являются очень большой ценностью.

Но сначала должен быть заключен договор между взрослыми, потом спущен к детям и объяснены обязательства по договору: если ты дожидаешься папу, то ты потом не скандалишь, когда тебя поднимают с утра.

Общение с папой, особенно для мальчиков в определенный период времени, является сверхценностью. Но режим сдвигает не ребенок.

Есть одна важная составляющая режима дошкольника – дневной сон. Считается, что до 4-4, 5 лет сон необходим. После 5-5,5 лет многим детям уже спать не нужно. Если они спят, то потом не засыпают вечером. Общее правило – сохранять сон дневной нужно насколько возможно дольше. Но семья – это государство со своими законами.

Есть небольшое количество семей, где дети не спят днем, и это нормально для них, но таких семей только 0,1 процента. В основном всем лучше бы спать. Дети, которые не спят, все равно нуждаются в дневном отдыхе, передышке – как дошкольники, так и некоторые первоклассники и второклассники.

Нужна пауза, перебивка темпа и количества впечатлений.

И еще: родители обязаны следить за безопасностью ребенка. Техника безопасности должна быть развернута максимально в каждом случае. Есть у ребенка появилось желание положить котлету на раскаленную сковородку, надо прежде объяснить, что такое «горячо»: «Попробуй пальцем чашку, а там гораздо горячее. Когда горячо, это больно».

Когда ребенок экспериментирует с неодушевленными предметами, тут только одна сторона может пострадать – сам ребенок (мы сейчас не говорим о материальном ущербе). Сложнее ситуация, когда кто-то еще может пострадать. Такую ситуацию нужно лучше страховать. От экспериментов вашего ребенка живая природа не должна страдать.

Все эксперименты для того и нужны, чтобы детям научиться просчитывать последствия. Родители за них должны знать последствия и должны хорошо уметь детей подстраховать. Потому что многие эксперименты с природой связаны потом с большим чувством вины. Нужно предупреждать заранее доступными способами, чтобы ребенок вас понял.

Раздраженный воспитатель не воспитывает,  раздражает

Описание возрастных детских кризисов: что говорит психология, характеристикаОбъяснение должно быть доступным — по возрасту, спокойным и сказанным в такое время, когда ребенок слышит.

Ребенок раздраженную речь слышит «не тем местом». Ребенок слышит только тон. Первым делом он считывает информацию, что мама сейчас злая. Бывает, что интонация полностью блокирует содержание. Бывает, что блокирует не на 100 процентов. Слышит что-то, но не то, что вы хотите сказать. Очень много сил он тратит на то, чтобы справится с эмоциональной окраской этой речи.

Иногда нужны жесткие меры (например, если машинку в голову брату кинул), надо говорить, если ты еще раз это кинешь, то она уйдет на шкаф. Можно забрать игрушку. Можно разработать семейное правило, как поступать, если ребенок ведет себя таким образом.

Если вы просто будете объяснять, то не значит, что объяснение сработает именно сейчас. Может, сработает пятое объяснение, может, сто двадцать пятое, может, ваш сын или дочка просто перерастут желание бросать.

Если объяснение в спокойной обстановке не приносит результата, нужно подумать, почему не работает такой правильный метод. К примеру, бросание и игра с палкой – одна из базовых потребностей мальчиков.

Тогда ему нужно дать игрушки, которые можно швырять. Может быть, он не может словами выражать какие-то эмоции, поэтому швыряется. Его нужно пытаться научить объясняться словами, а не бросками.

В любом случае, нужно разработать правила, которые обезопасят остальных от швыряния.

Раздраженный тон будет действовать в каком-то случае, но действовать будет именно раздражение, а не то, что вы хотите сказать. Если вы шлепаете ребенка и сильно на него кричите, то объяснения работать не будут. Потому что действует самая сильная эмоциональная мера.

Почему у родителей, которые кричат и бьют детей, дети хуже слышат? Потому что пока родитель не ударит и не закричит, он не отреагирует. Работает только самая сильная мера из используемых.

Критический период сложно преодолевается с нянями и бабушками. Родители, если не усталые, не истощенные, они готовы предоставлять ребенку большую самостоятельность, если они сообразили в чем дело, чего ребенок добивается, а няни и бабушки очень боятся ее предоставить. Няням и бабушкам нужно дать разрешение на взросление и подтолкнуть к этому. Если это няня, нужны должностные инструкции.

В кризисный период перестают работать воспитательные меры, которые работали прежде. Идея не в том, чтобы усиливать их, а в том, чтобы попытаться понять, что ребенок хочет, требует. Не с тем, чтобы целиком согласится на требования, а с тем, чтобы издать указ, который узаконил бы часть этих требований, увеличив дозу самостоятельности ребенка.

Читайте также:  Как справиться с депрессией во время беременности: на ранних и поздних сроках

Внутренний смысл кризиса ребенка – повзрослеть. Взросление происходит не мягким, а резким способом. Взросление связано с самостоятельностью. Изначально мы вынашиваем малыша внутри живота, потом мы рожаем. Дальше ребенок начинает ползать, ходить, говорить. Он все больше делается от нас независимым. Давайте встречать это как данность и… с радостью!


Кризис среднего возраста — враг или друг?
Подросток и религия

Источник: https://www.pravmir.ru/krizisy-psixicheskogo-razvitiya-rebenka-doshkolnika/

Возрастные кризисы у детей дошкольного возраста

Почти все родители и воспитатели отмечают, что в определенный период ребенок так сильно меняется, что становится не похожим на себя прежнего. Из послушного, веселого или спокойного малыш превращается в капризного и настырного. Участившиеся проявления негативизма и бунта в его поведении, кажется, лишены здравого смысла… Причиной подобных перемен являются возрастные кризисы у детей.

Кризис – необходимое условие развития. Поэтому возрастная психология уделяет внимание изучению критических периодов детства и выработке рекомендаций, как взрослому вести себя с ребенком в это время.

Кризисы в психическом развитии ребенка в дошкольном детстве

В дошкольном возрасте кризисы развития ребенка являются тем поворотным моментом, который направляет формирование личности по определенному пути. Направление может быть прогрессивным, обеспечивающим рывок в развитии дошкольника, но также может стать тормозящим, если ограничивать ребенка в проявлении самостоятельности и активности.

Каждый возрастной этап (а в дошкольном детстве почти каждый год) характеризуется формированием определенных психологических процессов и особенностей. До поры до времени ребенку достаточно тех умений и качеств, которые у него уже сформировались. Но наступает час, когда заявляет о себе потребность в крайне важных новых умениях и способах поведения.

Описание возрастных детских кризисов: что говорит психология, характеристика

Эти новые приобретения появляются не по мановению волшебной палочки. Ребенку нужно их постепенно освоить, что требует как внутренних, так и физических усилий.

Тот переломный период, когда ребенок переходит с одной ступеньки на другую, и который приводит к качественным изменениям в развитии личности, и называется возрастным кризисом.

Например, в таком нежном возрасте как 1 год детям нужно научиться ходить, осмысленно произносить первые слова, понять, что есть «Я». Очень непростые задачи! Малыш прикладывает огромные усилия и преодолевает кризис первого года жизни.

В дошкольном возрасте от 3 до 7 лет дети переживают два кризисных этапа:

  • Кризис 3 лет
  • Кризис 7 лет

Следует учитывать, что эти переходные периоды в развитии дошкольника растягиваются и смещаются. Поэтому чаще говорят о кризисе третьего года жизни, который может начаться в 2,5 или же задержаться до 3,5 лет. Преддошкольный критический период приходится на 6-7 лет.

Границы начала и завершения кризиса четко не обозначаются, но прослеживается некий пик бурных проявлений характера в виде капризов, упрямства, раздражительности, противостояния.

Кризисы возрастного развития у детей наступают, когда их новые, только что открывшиеся  потребности вступают в противоречие с прежними, которые удовлетворяются привычным способом. Например, малыш загорелся желанием самостоятельно обуваться.

Мама хочет завершить сборы на прогулку быстрее, но ее повзрослевшее чадо противится надеванию ботиночек и требует «Я сам».

Потребность справляться самостоятельно борется с потребностью быстрого обслуживания, и первая из них гораздо важнее для трехлетки.

Кризисы — это периоды выраженных перемен, в процессе которых у дошкольника меняется отношение к самому себе и взаимоотношения с окружающим миром.

Как происходит развитие во время возрастного кризиса

Непростые периоды с резкими переменами в ребенке зачастую доставляют столько беспокойства родителям, что они сомневаются в положительном значении кризиса. Причина заключается в том, что положительные приобретения детей становятся очевидными для окружающих не сразу.

Описание возрастных детских кризисов: что говорит психология, характеристика

Первое, что становится внезапным и неприятным открытием для взрослого, – ребенок стал капризничать на ровном месте и проявлять необъяснимую строптивость.

Когда наступают изменения в развитии ребенка, родители, как правило, не готовы, потому что они живут в другом темпе. Взрослым удобно «как было», и как было вчера, а малыш ведет себя иначе.

Чтобы не затягивать кризисную перестройку, родителям важно вовремя устранить потерявшие свою актуальность запреты и поддержать активность и самостоятельность ребенка. Если папы и мамы не готовы перестроить свое отношение к ребенку, в ответ они получат характерные негативные проявления, которые называют симптомами кризиса.

Особенности протекания кризисов дошкольного возраста

Если рассматривать кризисы на фоне общего хода развития, то в эти периоды ребенок меняется так быстро, как будто его подстегнули. В развитии личности в принципе нет равномерности, а в детстве скачкообразность физиологического и внутреннего роста особенно выражена.

Особенно в трехлетнем возрасте или на пороге школы выпячиваются недоразумения, вносящие сложности в общение детей и взрослых.

Объясняется это тем, что ребенок нуждается в изменении формы отношений, а взрослые продолжают общаться с ним как и раньше.

Родители не успевают заблаговременно перестроиться, и реализуют свою потребность – опекать своего дитя так, чтобы привычным способом обеспечить его безопасность и свое спокойствие.

«Заявка» на самостоятельность и проявление своей воли исходит от дошкольника, и взрослые не всегда готовы ее принять.

Хочет ребенок самостоятельно сходить в магазин – родители понимают, что это важный навык, и следовало бы обучить этому своего сынишку или дочку, но им тревожно отпускать ребенка одного.

Пока приобретение важного социального навыка затмевается родительским страхом, дошкольник противостоит доступными ему способами: отказывается выполнять то, о чем просят взрослые, обижается, закатывает истерику и пр.

От взрослых дошкольник ждет не запретов и опеки, а признания и оценки его детских успехов, так как важнейшим новообразованием в этом возрасте является гордость за свои достижения.

Можно сказать, что механизмом развития в период кризиса является «тренировка в естественных условиях». Чтобы овладеть новыми навыками, нужно испытывать свои способности – осуществлять конкретные действия, выполнять новые задания. А двигателем развития выступают новоявленные потребности.

Значение кризисов в психическом развитии ребенка

Сущность процесса развития состоит в том, что переход с одной ступени на следующую происходит через кризис. Мы только что прояснили, что это некая точка, после которой не работают прежние правила.

Не может ребенок на каждом возрастном этапе делать только то, чему он научился раньше. В его опыте и сознании идет постепенное накопление, на смену которому приходит рывок.

 Количественные накопления переходят в качественные.

Достижением кризисных периодов дошкольного возраста является становление самосознания, появление у ребенка волевых качеств с их дальнейшим укреплением, обретение своего представления, что он может. По сути, происходит рождение личности, свободы воли.

Личностные приобретения 3 и 7 лет несколько отличаются, но имеют сходство в том, что они обеспечивают автономизацию ребенка от взрослого.

Такой рывок в развитии требует пересмотра правил и отношений, которые организовывали жизнедеятельность дошкольника прежде. Но и в тех прежних отношениях было много полезного.

Поэтому в условиях кризиса перед ребенком стоит задача научиться отстаивать свои интересы, сохраняя отношения с окружающими.

А взрослые должны принять потребность в изменении и обеспечить определенную свободу действий ребенку, не разрушая доверительных взаимоотношений с ним.

Источник: https://alldoshkol.ru/krizis/vozrastnye-krizisy-u-detej-doshkolnogo-vozrasta

Возрастные кризисы ребенка

«Кризис – это внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях.

Кризис возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего периода и начало нового.

Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми…» 

 (Божович Л.И., «Психология детства»)

Обычно родители ждут с огромным нетерпением время, когда малышу исполнится первый годик. Им кажется, что нужно еще немножко потерпеть, и наступят долгожданные спокойные ночи, вернется привычная возможность ходить в гости или в кино. На самом деле, первые зубки, принесшие столько переживаний, уже появились, первые шажки тоже сделаны. Даже свои первые слова их малыш уже сказал, чем привел маму и папу в неописуемый восторг. Только вот радоваться у родителей не получается. Что-то начало происходить с их доверчивым и таким славным крохой! Он стал капризничать и упрямиться, кидать игрушки, кричать и падать на пол, если ему отказали в какой-то просьбе. Если родители не поняли его желаний, ребенок с завидным упорством, продолжает требовать то, чего ему хочется. При этом он использует весь арсенал своих реакций: от разной высоты и интенсивности криков до топанья ногами. Мамы и папы хорошо помнят случаи, когда они пытались увезти ребенка с прогулки, а он вырывался из рук и пытался силой вылезти из коляски, чтобы вернуться гулять. Или ситуации, когда ребенку очень хочется взять какую-то вещь, а мама не разрешает. И тогда за право обладания желаемым малыш устраивает настоящую истерику. Подобным проявлениям есть объяснение: малыш учится ставить перед собой цель и добиваться её всеми известными ему способами. Особенностью данного возрастного периода является самоощущение ребенка свободной и самостоятельной личностью. Он пока не всегда может оценить, для чего именно ему нужна та или иная вещь. Но отказать себе в её получении он не в силах. Теперь родителям во многом нужно начинать считаться с ребенком: в выборе еды и одежды, игр и игрушек, которые он хочет взять на улицу, места для прогулки. Это и есть самый первый кризис ребенка – кризис первого года жизни

Если описаны факторы первого кризисного времени, есть для него и рекомендации:

 

  • относитесь к самостоятельности ребенка с пониманием (конечно, помня о безопасности) и не подавляйте её. На самом деле, маме проще обсудить выбор книжки для чтения, чем потом выслушивать недовольство малыша.
  • проявляйте терпение и выдержку, помните о том, что иногда истерики могут быть следствием усталости, голода, сонливости, общего недомогания организма. Если при этом и мама будет раздраженно реагировать на ребенка, ему будет еще хуже.
  • будьте последовательны в своих требованиях к ребенку (если что-то запрещаете ребенку, то это должен быть запрет на все время, а если разрешаете, то разрешаете всегда). Многие мамы сначала пытаются запретить ребенку, к примеру, брать свой телефон (бусы, сумку, флакончик с духами и др. личные вещи), но когда им нужно, чтобы ребенок помолчал, они сами дают ему в руки телефон со словами: «Ну ладно, подержи, но в последний раз!». Для малыша 1-2 лет это прямая информация о том, что он может добиться получения телефона (любых маминых вещей) и в остальные разы.

К двум годам ребенок только начинает учиться контролировать свои желания, поэтому взрослым придется это делать за него, используя поощрения или наказания. В ответ будут следовать бурные эмоциональные вспышки, к которым родителям нужно быть готовыми. Если ребенок замечает, что на подобные проявления взрослые не реагируют, он перестает использовать их как средство самоутверждения. А если при этом у родителей еще хватает фантазии переключить внимание малыша на что-то другое, то данный кризис вообще не будет для мам и пап сильно волнительным.

Читайте также:  Развитие творческого потенциала личности у людей: что это в психологии

А вот кризис трех лет – нельзя не заметить. В него попадает любой ребенок, как бы спокойны и терпеливы не были его родители. К трем годам у ребенка происходит осознание себя, своего «Я», и он вступает в новый переходный период – кризис трех лет.

Временные рамки данного периода могут очень сильно варьироваться, он может начаться от 2,5 лет до 3,5 лет. В этот период ребенок начинает осознавать себя «взрослым», пытается выстроить с родителями новые отношения. Начинается это время с ситуаций, когда ребенок вдруг перестает слушаться маму и папу и начинает делать все наоборот, становится строптивым и своевольным. Таким образом малыш отстаивает собственную точку зрения и противопоставляет себя взрослым. Помимо проявлений своего «Я», ребенок очень остро начинает реагировать на критику.

Рекомендации для родителей трехлетних детей очень просты и похожи на советы для родителей годовалых малышей:

 

  • давайте еще больше самостоятельности и возможности выбора (какие колготки хочет сегодня надеть дочь, каким карандашом хочет рисовать сын, ложкой или вилкой ребенок будет кушать, какую булочку ему купить в магазине и т.д.);
  • не критикуйте малыша, если у него что-то не получается. Критикой Вы только рассердите ребенка. Лучше помогайте разобраться с непростым конструктором или в самостоятельном владении вилкой, при этом хвалите за любые даже маленькие успехи.
  • будьте терпеливы. Вместо недовольства можно пробовать играть в игру «Наоборот», смысл которой заключается в том, чтобы добиться нужных Вам действий, переиначивая желания малыша. К примеру, Вам сейчас нужно, чтобы ребенок быстро собрал игрушки, а он не хочет. Вы начинаете игру, объясняете ребенку правила и проговариваете: «Ты сейчас ни в коем случае не убирай самолетик в коробку, пусть он тут останется». Малыш в это время говорит: «Я сделаю все наоборот», и убирает самолетик. Если родители запасутся терпением и спокойствием и дадут ребенку наиграться в игру «Наоборот», в обыденной жизни ему не захочется противоречить.
  • обязательно удовлетворяйте основные возрастные потребности: в любви и внимании, в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, потребность в развитии интересов и увлечений.
  • развивайте мотивационную сферу ребенка, используя ролевые игры и мини-спектакли, в которых ребенок будет наделяться ролью взрослого.
  • Также существует много терапевтических сказок для более благополучного проживания этого сложного периода.

После кризиса трех лет родители могут пожить спокойно и немного расслабиться. До следующего кризиса им пока далеко. Психологи обозначают новый кризисный рубеж – 7 лет.  Современные дети в 6 — 7 лет уже становятся учениками средней школы, на них обрушивается шквал информации, сложности в адаптационном периоде, нагрузка обучающих программ. Поэтому некоторые ребята становятся более раздражительными, плаксивыми, неуравновешенными и несдержанными. У них появляются частые смены настроения: неожиданные слезы сменяются столь же необъяснимыми приступами смеха. Организм не всегда может справиться с появившейся нагрузкой, поэтому эмоциональная и физическая усталость проявляется недовольством и срывами. Могут начать проявляться психосоматические расстройства (частые и необъяснимые боли в животе, головные боли, астматические проявления, обострения нейродермита).  В данном случае рекомендации для родителей будут касаться установления щадящего, но четкого режима дня, при котором ребенок всегда будет иметь возможность отдохнуть днем и погулять вечером. Интеллектуальные нагрузки не должны превышать физические. Очень полезно для детей 6 – 8 лет плавание и детская йога для обретения гармоничного состояния души и тела. Также родителям следует оказывать помощь и поддержку в овладении учебными навыками, приглашать в гости одноклассников ребенка, чтобы процессы адаптации в новом коллективе прошли незаметно. Кризис семи лет бывает не у всех детей. Больше остальных ему подвержены дети, имеющие неврологические диагнозы и пережившие родовые травмы. Их родителям стоит быть более внимательными к потребностям и особенностям ребят, а также следовать рекомендациям невролога и оказывать медикаментозную поддержку.

Пережив кризис семилетнего возраста, ребята входят в относительно спокойный период своего развития, они учатся самостоятельно выполнять домашние задания, находят друзей среди сверстников, посещают кружки и секции, достигая определенных результатов.

Этот спокойный период характеризуется равномерным ростом тела и адекватным созреванием эмоциональной сферы.

Этот благостное время продлится до наступления следующего и последнего для развития ребенка кризиса – подросткового, в который ребята вступают в 11 – 13 лет.

Этот период считается по праву самым тяжелым и сложным, так как подростки очень бурно проявляют собственную позицию и отстаивают её ревностно и самозабвенно. Они активно борются за свои права быть самостоятельными (не напоминает ли Вам повторение кризисных моментов, проживаемых в 3 года?), отстаивая свою свободу и независимость от родителей. Хотя настоящей взрослости у них еще нет, им очень хочется её найти. На фоне колоссальных изменений на физическом уровне, эмоциональная сфера развивается не так быстро. Именно поэтому, они пока не умеют владеть своим настроением и своими эмоциями. Раздражительность, словно некая защита, срабатывает первой на любые воздействия извне. Наряду с описанными проявлениями у ребят 11-13 лет пропадает интерес к учебе, на первое место выходит проблема выстраивания отношений. Сил и терпения на овладение учебным материалом не остается. Подростки обычно вызывают на себя много негативных эмоций со стороны окружающих взрослых. Они нетерпимы, несдержанны, демонстративны. Но они – наши дети, которые ждут помощи и поддержки от родителей точно также как и трехлетние малыши. Как быть родителям, чтобы помочь своему подростку пережить это сложное время, сохранив при этом доверительные отношения? Прежде всего, понимать и принимать позицию ребенка. Можно соглашаться с ней, а можно не соглашаться, но обязательно стараться понять, почему именно Ваш ребенок так поступил. Запретами в этом возрасте ничего не добиться, на запреты, требования и наказания может быть единственная реакция – протест. Стараясь договориться с ребенком, Вы учите его обсуждать проблему, искать пути её разрешения. Только договариваясь, Вы поможете подростку не пойти на поводу у своей разрушительной энергии. Обязательно стоит оказывать поддержку в выполнении домашних заданий, поэтому, вечером заглядывайте в дневник, интересуйтесь событиями, происходящими в школе, будьте искренни в своем желании помочь ребенку. Ведь внешне отвергая помощь родителей, на самом деле, подростки надеются и ждут помощи и поддержки только от своих пап и мам.

Подводя итог сегодняшней беседе, хочется отметить, что характер протекания кризиса в значительной мере зависит от конкретных жизненных ситуаций.

Если родители, воспитатели, педагоги, бабушки и дедушки будут своевременно учитывать происходящие в нем изменения и в соответствии с ними выстраивать отношения, то любой кризис будет протекать гораздо быстрее и мягче.

«Кризисов может не быть вообще, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом – процессом воспитания» (Леонтьев А.Н., российский психолог и психотерапевт).

Таким образом, от влияния, чувствительности, желания помогать и поддерживать ребенка у родителей и других значимых взрослых будет зависеть то, насколько кризис будет негативным и разрушительным для ребенка и для отношений, или он будет иметь только прогрессивный характер, знаменующий переход на новую ступеньку развития. Если окружающие взрослые будут знать о приближении кризисного времени и о его особенностях, они смогут вместе пережить непростое время в его жизни. 

 

©​ 2013г., Информационно-психологический центр «Белый слон»

Источник: http://www.wslon.ru/articles/deti/vozrastnye-osobennosti/vozrastnye-krizisy-rebenka/

Кризисы возрастного развития

Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).

Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным.

Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

К этой теме обращались Божович, Поливанова, Гейл Шихи.

Л.С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому. На раз-ных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития, их чередование – закон детского развития.

Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в Личности ребенка. По продолжительности долгие.

Незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре Личности.

Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Значительные сдвиги в развитии, ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы.

Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых. Аффективные вспышки, капризы, конфликты с близкими.

У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но создается и что-то новое. Новообразования оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и, таким образом, отмирают.

Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии.

«К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет.

Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, котарая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций.

Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной.

Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.

Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину.

Читайте также:  Признаки шизоидного расстройства личности у мужчин и женщин: как определить

Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам».

«Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений».

Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Негативизм– негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Упрямство.

Это реакция ребенка, которая настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Строптивость.

Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм.

Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Кризис 3 лет связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, ребенок впервые может поступать вопреки своим желаниям.

Кризис 7 лет. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И.

Божович – это период рождения соц. «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний.

Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности.

Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения.

Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями.

Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни.

В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.

Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Новообразование – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.

Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга.

В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.

Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.

Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз.

К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией.

Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.

Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Кризис 30 лет. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла.

Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным.

Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его Личность.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Проблема смысла во всех своих вариантах, от частных до глобального – смысла жизни – возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел.

У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.

Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей».

Помимо проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений.

Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений.

И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Кризис ухода на пенсию. Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью.

Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни.

Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.

Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение – внуки, что особенно болезненно отражается на женщинах, посвятивших себя в основном семье.

С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологического старения, часто связано ухудшение материального положения, иногда более уединенный образ жизни. Кроме того, кризис может осложниться смертью супруга (супруги), утратой некоторых близких друзей.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/203-2008-08-28-06-52-35.html

Ссылка на основную публикацию