Виды и описание стилей общения в педагогическом коллективе с детьми и учащимися

Определение 1

Стиль общения — это совокупность типичных поведенческих признаков в процессе общения.

Определение 2

Стиль педагогического общения – это устоявшаяся система приемов и способов, используемых педагогом в процессе взаимодействия с учениками и их родителями, а также коллегами по работе.

В стиле общения находят отражение особенности коммуникативных возможностей педагога, характер его взаимоотношений с воспитанниками, особенности коллектива учеников, творческая индивидуальность педагога.

Отношение к учащимся как основа стиля общения

Стиль педагогического общения имеет существенную зависимость от личностных качеств педагога и собственно коммуникативной ситуации. К личностным качествам, определяющим стиль общения, относятся владение организаторской техникой и отношение учителя к детям, которое может быть:

  • активно-положительное,
  • ситуативно-негативное,
  • пассивно-положительное,
  • устойчиво-отрицательное.

При активно-положительном отношении педагог проявляет деловую реакцию на деятельность учеников, помогает им, реализует их потребности в неформальном общении.

При этом требовательность в симбиозе с заинтересованностью в своих учениках, вызывает взаимное доверие, раскованность и коммуникабельность со стороны воспитанников. При пассивно-положительном отношение внимание учителя фокусируется на требовательности и исключительно деловых отношениях.

Данный вид общения характеризуется официальным тоном и отсутствием эмоциональности, что значительно обедняет и тормозит творческое развитие учащихся. Ситуативно-негативное отношение зависит от настроения учителя, его колебаний и порождает у детей грубость, недоверие, замкнутость.

Для устойчивого негативного отношения характерно проявление грубости, использование оскорбительных и унизительных выражений, несоблюдением правил профессиональной педагогической этики.

Виды и описание стилей общения в педагогическом коллективе с детьми и учащимися

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Виды стилей общения

Отношение к детям детерминирует организаторскую деятельность педагога, формирует общий стиль его общения, который может быть:

  • авторитарным,
  • демократическим,
  • либеральным.

При авторитарном стиле общения педагог только сам решает вопросы жизнедеятельности детского коллектива, определяет конкретные цели, основываясь на собственных установках, строго контролирует выполнение задач и дает субъективную оценку достигнутых результатов. Данный стиль общения является средством реализации диктаторской тактики и опеки и при противодействии воспитанников властному давлению педагога приводит к конфронтации.

Для либерального или анархического стиля общения характерно стремление педагога не брать ответственность на себя. Выполняя только формально свои обязанности, педагог пытается самоустраниться от руководства детским коллективом, избегает роли воспитателя и ограничивается выполнением исключительно преподавательской функции.

Либеральный стиль представляет собой средство реализации тактики невмешательства, основанной на равнодушии и незаинтересованности в проблемах жизни детского коллектива.

Последствиями данной позиции педагога являются потеря уважения учеников и контроля над ними, снижение дисциплины, неспособность оказывать положительное влияние на личностное развитие воспитанников.

Демократический стиль педагогического общения предусматривает ориентированность педагога на развитие активности учеников, привлечение каждого из них к решению общих задач. Основой такого руководства служит опора на инициативу коллектива детей. Демократический стиль является самым благоприятным способом организации взаимодействия педагога и учеников.

Влияние стиля общения на участников педагогического процесса

Замечание 1

Огромное влияние стиль общения педагога оказывает на становление личности воспитанников, формирование познавательной активности и эмоциональное благополучие ребят.

Научные исследования доказывают, что в детских коллективах с авторитарным, недоброжелательным педагогом текущий уровень заболеваемости в три раза выше, а число детей с неврологическими расстройствами больше в два раза, чем в коллективах со спокойным и уравновешенным педагогом, придерживающегося демократического стиля общения.

Типы педагогов

Стиль общения определяет различные типы педагогов:

  • проактивный,
  • реактивный,
  • сверхактивный.

Педагоги проактивного типа инициативны в организации общения, индивидуализируют свое общение с воспитанниками. Они знают чего хотя, и понимают, что в их поведении способствует достижению поставленной цели.

Реактивный тип педагогов характеризуется гибкостью в своих наставлениях и внутренней слабостью. Как правило, они имеют размытые цели и приспособительное поведение.

Сверхактивный тип педагогов отличается склонностью к гипертрофированной оценке своих учеников и выстраиванию нереальных моделей общения. Такой педагог считает, что активный ученик — это хулиган, а пассивный ребенок – лентяй.

Стили общения и производительность воспитания

В зависимости от эффективности воспитательного воздействия стили педагогического общения бывают следующих видов:

  • общение на базе совместной творческой деятельности;
  • общение на базе товарищеской привязанности;
  • общение с дистанцированием;
  • общение с элементами устрашения;
  • общение с элементами заигрывания.

Педагогическое общение может быть эффективным только при условии уважения к личности воспитанников, понимании их основных интересов и потребностей, умения правильно оценивать ситуацию и выбирать наиболее подходящий тип общения.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/vvedenie_v_pedagogicheskuyu_professiyu/stili_pedagogicheskogo_obscheniya/

23. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика

Термин «стиль»
появился
впервые в античной риторике для
характеристики выразительных средств
языка, и, как свидетельствуют историки,
широко использовался в литературе,
лингвистике, искусстве.

Анализ определений
понятий «стиль» на философском,
общенаучном, психологическом,
педагогическом уровнях позволил сделать
следующим вывод: при всем разнообразии
сделать следующий вывод: при всем
разнообразии понятий стиля существует
общее смысловое поле его определений.
Это сходство в том, что в этих определениях
понятие стиля включает в себя « способ
организации» и « способ функционирования
системы».

Это дает
возможность даль следующее определение
«стиля педагогического общения» на
педагогическом уровне.

Стиль
педагогического общения

это
устойчивое единство способов и средств
деятельности педагога и обучаемых, их субъект-субъектного взаимодействия.

В стиле
педагогического общения находят
выражение особенности коммуникативных
возможностей педагога, сложившийся
характер взаимоотношений педагога и
воспитанников, творческая индивидуальность
педагога; особенности учащихся. Стиль
общения неизбежно отражает общую и
педагогическую культуру учителя и его
профессионализм.

Общепринятой
классификацией стилей педагогического
общения является их деление на
авторитарный,
демократический
и
попустительский.

Приавторитарном
стиле
общения
педагог единолично решает все вопросы,
касающиеся жизнедеятельности как
классного коллектива, так и каждого
учащегося. Исходя из собственных
установок он определяет цели взаимодействия,
субъективно оценивает результаты
деятельности.

В наиболее
ярко выраженной форме этот стиль
проявляется при автократическом подходе
к воспитанию, когда учащиеся не участвуют
в обсуждении проблем, имеющих к ним
прямое отношение, а их инициатива
оценивается отрицательно и отвергается.
Авторитарный стиль общения реализуется
с помощью тактики диктата и опеки.
Противодействие школьников властному
давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных
ситуаций.

Педагоги,
придерживающиеся этого стиля общения,
не позволяют проявлять учащимся
самостоятельность и инициативу. Их
оценки учащихся неадекватны, основаны
лишь на показателях успеваемости.
Авторитарный педагог акцентирует
внимание на негативных поступках
школьника, но при этом не принимает во
внимание мотивы этих поступков.

Внешние
показатели успешности деятельности
авторитарных педагогов (успеваемость,
дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего
позитивны, но социально-психологическая
атмосфера в таких классах, как правило,
неблагополучная. Ролевая позиция этих
педагогов объектна.

Личность и
индивидуальность учащегося оказывается
вне стратегии взаимодействия.

Попустительский
(анархический, игнорирующий) стиль
общения характеризуется стремлением
педагога минимально включаться в
деятельность, что объясняется снятием
с себя ответственности за ее результаты.
Такие педагоги формально выполняют
свои функциональные обязанности,
ограничиваясь лишь преподаванием.

Попустительский
стиль общения основан на тактике
невмешательства, основу которой
составляют равнодушие и незаинтересованность
проблемами как школы, так и учащихся.
Следствием подобной тактики является
отсутствие контроля за деятельностью
школьников и динамикой развития их
личности.

Успеваемость и дисциплина в
классах таких педагогов, как правило,
неудовлетворительны.

Общими
особенностями попустительского и
авторитарного стилей общения, несмотря
на кажущуюся противоположность, являются
дистантные отношения между учителем и
учащимися, отсутствие между ними доверия,
явная обособленность, отчужденность
учителя, демонстративное подчеркивание
им своего доминирующего положения.

Альтернативойэтим стилямобщения
являетсястиль
сотрудничества
участников
педагогического взаимодействия, чаще
называемой демократическим.
Притаком стиле
общения педагог ориентирован на повышение
субъективной роли учащегося во
взаимодействии, на привлечение каждого
к решению общих дел.

Для педагогов,
придерживающихся этого стиля, характерны
активно-положительное отношение к
учащимся, адекватная оценка их
возможностей, успехов и неудач. Им
свойственны глубокое понимание школьника,
целей и мотивов его поведения, умение
прогнозировать развитие его личности.

По внешним показателям своей деятельности
педагоги демократического стиля общения
уступают своим авторитарным коллегам,
но социально-психологический климат в
их классах всегда более благополучен.
Межличностные отношения в них отличаются
доверием и высокой требовательностью
к себе и другим.

При демократическом
стиле общения педагог стимулирует
учащихся к творчеству, инициативе,
организует условия для самореализации.

Характеристика
приведенных выше педагогических стилей
общения дана в «чистом виде». В реальной
педагогической практике чаще всего
имеют место «смешанные» стили общения.

Педагог не может
абсолютно исключить из своего арсенала
некоторые частные приемы авторитетного
стиля общения.

Как показали исследования,
они отказываются иногда достаточно
эффективными, особенно при работе с
классами и отдельными учащимися
относительно низкого уровня
социально-психологического и личностного
развития.

Но и в этом случае педагог
должен быть в целом ориентирован на
демократический стиль общения, диалог
и сотрудничество с учащимися, так как
этот стиль общения позволяет максимально
реализовать личностно-развивающую
стратегию педагогического взаимодействия.

Помимо основных
существуют промежуточные
стили педагогического взаимодействия
,
в отношении
которых следует исходить из того, что
воспитательные силы всегда порождаются
личностными отношениями, т.е. всецело
зависят от личности педагога.

В.А. Канн-Калик
установил и охарактеризовал такие стили
педагогического общения, как общение,
основанное на увлеченности совместной
творческой деятельностью педагогов и
учащихся; общение, в основе которого
лежит дружеское расположение;
общение-дистанция; общение-устрашение;
общение-заигрывание.

Наиболее продуктивными
является общение
на основе увлеченности совместной
творческой деятельностью.

Такой стиль общения отличал деятельность
В.А. Сухомлинского.

Достаточно
результативным является и стиль
педагогического общения на основе
дружеского расположения,

который можно рассматривать как
предпосылку вышеназванного стиля.
Дружеское расположение выступает
стимулом развития взаимоотношений
педагога с учащимися.

Дружественность
и увлеченность совместным делом
объединяют эти стили между собой. Однако
дружественность должна быть педагогически
сообразной, так как определенная мера
дистантности сохраняет статусные
позиции и суверенность каждого из
субъектов процесса взаимодействия.

Одним из достаточно
распространенных стилей общения является
общение-дистанция,
которое используется в полной мере как
опытные педагоги, так и начинающие.

Читайте также:  Развитие внимательности и концентрации у взрослых и детей: полезные упражнения

Исследования
показывают, что достаточно гипертрофированная
(чрезмерная) дистанция ведет к формализации
взаимодействия педагога и учащегося.

Дистанция должна соответствовать общей
логике их отношений и является показателем
ведущей роли педагога, но должна быть
основана на авторитете.

Превращение «дистанционного показателя» в доминанту
педагогического общения резко снижает
общий творческий уровень совместной
работы педагога и учащихся. Это ведет
к упрочнению авторитарного стиля их
взаимоотношений.

Общение-дистанция
в своих крайних проявлениях переходит
в более жесткую форму – общение-устрашение.
Оно наиболее популярно у начинающих
педагогов, которые не умеют организовать
продуктивное общение на основе
увлеченности совместной деятельностью.
Дл личностно-развивающей стратегии
педагогического взаимодействия
общение-устрашение является
бесперспективным.

Не менее отрицательную
роль в актах взаимодействия педагогов
и учащихся играет общение-заигрывание,
которое также в основном используется
молодыми учителями.

Стремясь побыстрее
установить контакт с детьми, понравиться
им, но не имея для этого необходимой
коммуникативной культуры, они начинают
заигрывать с ними, т.

е кокетничать, вести
на уроке разговоры на личные темы,
злоупотреблять поощрениями без надлежащих
на то оснований.

  • Такие стили общения,
    как устрашение, заигрывание и крайние
    формы общения-дистанции, при отсутствии
    у педагога коммуникативных умений,
    необходимых для создания творческой
    атмосферы сотрудничества, при их частом
    использовании становятся штампами,
    порождая малоэффективные способы
    педагогического общения.
  • В зависимости от
    стиля педагогического общения американские
    психологи выявили три типа учителей.
  • В зависимости от
    стиля педагогического общения американские
    психологи выявили три типа учителей.
  1. «Проактивный» учитель инициативен в организации общения в классе (как группового, так и парного). Он четко индивидуализирует свои контакты с учениками.

    Его установки меняются в соответствии с опытом, т.е. такой учитель не ищет обязательного подтверждения имеющихся у него установок.

    Он знает, что хочет, и понимает, что в его собственном поведении способствует достижению этой цели.

  2. «Реактивный» учитель тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб, подчинен (стихии общения). Различие в его установках на отдельных учеников – не различие в его стратегии, а различие в поведении самих школьников, т.е. не он сам, а ученики диктуют характер его общения с классом. У него расплывчатые цели, он приспосабливается и подстраивается к ученикам.

  3. «Сверхактивный» учитель, замечая индивидуальные различия, тут же строит нереальную модель, преувеличивающую эти различия во много раз и считает, что эта модель и есть действительность. Его поведение строится на стереотипах, под которые он подгоняет реальные, нестереотипных учеников.

Из числа разработанных
в последние годы за рубежом классификаций
стилей педагогического общения интересной
представляется типология профессиональных
позиций учителя, предложенная М. Таленом.
Он специально указывает на основание,
заложенное в типологизацию: выбор роли
педагогом на основании собственных
потребностей, а не потребностей учащихся.

Модель 1 – «Сократ».
Это учитель с репутацией любителя споров
и дискуссий, намеренно их провоцирующий
на занятиях. Ему свойственны индивидуализм,
несистематичность в учебном процессе
из-за постоянной конфронтации; учащиеся
усиливают защиту собственных позиций,
учатся их отстаивать.

Модель 2 –
«Руководитель
групповой дискуссии».

Главным в учебно-воспитательном процессе
считает достижение согласия и установление
сотрудничества между учащимися, отводя
себе роль посредника, для которого поиск
демократического согласия важнее
результата дискуссии.

Модель 3 – «Мастер.
Учитель выступает как образец для
подражания, подлежащий безусловному
копированию и прежде всего не столько
в учебном процессе, сколько в отношении
к жизни вообще.

Модель 4 – «Генерал».
Избегает всякой двусмысленности,
подчеркнуто требователен, жестко
добивается послушания, так как считает,
что всегда по всем прав, а ученик, как
армейский новобранец, должен беспрекословно
подчиняться отдаваемым приказам. По
данным автора типологии, этот стиль
более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель 5 – «Менеджер».
Стиль, получивший распространение в
радикально ориентированных школах и
сопряженный с атмосферой эффективной
деятельности класса, поощрением
инициативы и самостоятельности. Учитель
стремится к обсуждению с каждым учащимся
смысла решаемой задачи, качественному
контролю и оценке конечного результата.

Модель 6 – «Тренер».
Атмосфера общения в классе пронизана
духом корпоративности. Учащиеся в данном
случае подобны игрокам одной команды,
где каждый в отдельности не важен как
индивидуальность, но все вместе они
могут многое. Учителю отводиться роль
вдохновителя групповых усилий, для
которого главное — конечный результат,
блестящий успех, победа.

Модель 7 – «Гид»
Воплощенный образ ходячей энциклопедии.
Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все
вопросы. Технически безупречен и именно
поэтому зачастую откровенно скучен.

Маркова и Никонова
в основу различения педагогического
стиля общения учителя положили следующие
основания: содержательные характеристики
стиля (преимущественная ориентация
учителя на процесс или результат своего
труда, развертывания учителем
ориентировочного и контрольно-оценочного
этапов в своем труде); динамические
характеристики стиля (гибкость,
устойчивость, переключаемость и др.):
результативность (уровень знаний навыков учения у школьников, а также
интерес учеников к предмету). На основе
этого был выделен ряд индивидуальных
стилей, описанных ниже:

Эмоционально-импровизационный
стиль (ЭИС). Учителя с ЭИС отличает
преимущественная ориентация на процесс
обучения. Объяснение нового материала
он строит логично, интересно, однако в
процессе объяснения у него часто
отсутствует обратная связь с учениками.

Во время опроса такой учитель опрашивает
в быстром темпе большое число учеников,
в основном — сильных, интересующих его,
задает неформальные вопросы, но дает
им мало говорить, не дожидаться, пока
они сформулируют ответ самостоятельно.

Для учителя с ЭИС характерно недостаточно
адекватное планирование учебно-воспитательного
процесса: для отработки на уроке он
выбирает наиболее интересный учебный
материал; менее интересный, хотя и
важный, оставляет для самостоятельного
разбора учащимися.

В его деятельности
недостаточно представлены закрепление
и повторение учебного материала, контроль
знаний учащихся. Учителя с таким стилем
отличает высокая оперативность,
использование большого арсенала
разнообразных методов обучения.

Он
часто практикует коллективные обсуждения,
стимулирует спонтанные высказывания
учащихся. Для учителя с ЭИС характерна
интуитивность, выражающаяся в частом
неумении проанализировать особенности
и результативность своей деятельности
на уроке.

Эмоционально-методический
стиль

(ЭМС). Учитель с ЭМС ориентирован на
процесс и результаты обучения, ему
присущи адекватное планирование
учебно-воспитательного процесса, высокая
оперативность, некоторое преобладание
интуитивности над рефлексивностью.

Учитывая как процесс, так и результаты обучения, такой учитель адекватно
планирует учебно-воспитательный процесс,
поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем
знаний всех учащихся (как сильных, так
и слабых), в его деятельности постоянно
представлены закрепление и повторение
учебного материала, контроль знаний
учащихся. Такого учителя отличает
высокая оперативность, он часто меняет
виды работ на уроке, практикует
коллективные обсуждения. Используя
столь же богатый арсенал методических
приемов при отработке учебного материала,
что и учитель с ЭИС, учитель с ЭМС в
отличие от последнего стремится
активизировать детей не внешней
развлекательностью, а прочно заинтересовать
особенностями самого предмета.

Рассуждающее-импровизационный
стиль
(РИС).
Для учителя с РИС характерны ориентация
на процесс и результаты обучения,
адекватное планирование учебно-воспитательного
процесса.

По сравнению с учителями
эмоциональных стилей учитель с РИС
проявляет меньшую изобретательность
в подборе и варьировании методов
обучения, не всегда способен обеспечить
высокий темп работы, реже использует
коллективные обсуждения, относительное
время спонтанной речи его учащихся во
время уроков меньше, чем у учителей с
эмоциональным стилем.

Учитель с РИС
меньше говорит сам, особенно во время
опроса, предпочитая воздействовать на
учащихся косвенным путем (посредством
подсказок, уточнений и т.п.), давая
возможность отвечающим детально оформить
ответ.

Рассуждающее-методичный
стиль

(РМС). Опираясь преимущественно на
результаты обучения и адекватно планируя
учебно-воспитательный процесс, учитель
с РМС достаточно консервативен в
использовании средств и способов
педагогической деятельности.

Высокая
методичность (систематичность закрепления,
повторения учебного материала, контроля
знаний учащихся) сочетается с малым
стандартным набором применяемых методов
обучения, предпочтением репродуктивной
деятельности учащихся, редким проведением
коллективных обсуждений.

В процессе
опроса учитель с РМС обращается к
небольшому количеству учеников, давая
каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для
него в целом характерна рефлексивность.

Источник: https://studfile.net/preview/5674604/page:22/

Стили педагогического общения с учащимися детьми

Педагогическое общение – профильный стиль межличностных взаимоотношений, который устанавливается между преподавателем и детьми.

Подобные взаимоотношения имеют многоуровневую структуру, и подразумевают установку контакта, наполненного взаимопониманием между учениками и учителем. Эффективность это процесса имеет связь со степенью удовлетворенности потребностей, каждого участника этой связи.

В данной статье, мы предлагаем рассмотреть различные стили общения педагога с детьми и выявить наиболее приемлемую форму коммуникативной связи.

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю

Предназначение педагогического общения

Педагогическое общение, следует рассматривать как одну из форм коммуникативных связей, подразумевающее общие интересы, мысли и чувства.

Создание дружественной атмосферы между учителем и учениками позволяет добиться максимальных результатов в вопросе обучения и развития различных навыков.

Данный процесс имеет множество различных граней, каждая из которых содержит в себе контекст взаимодействия.

Существует несколько функций педагогического общения, каждая из которых имеет важное значение в формировании личности учащегося. Специалистами выделяются следующие функции самоактуализации :

  • эмотивная
  • познавательная
  • регулятивная
  • фасилитативная.

Правильно построенная коммуникативная связь, вызывает у каждого учащегося интерес к освоению новых знаний и навыков, а также способствует дальнейшему развитию личности. Одним из важных аспектов подобной связи, является уважение педагога к личности учащегося.

Читайте также:  Основы управления персоналом: краткое описание сущности и фолософии концепции

В задачу преподавателя входит изучение внутреннего мира, физического состояния и других индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Понимание особенностей личности, позволяет создать правильную атмосферу, наполненную доброжелательностью. Именно эта атмосфера позволяет зародить в учащемся жажду к постоянному развитию. Правильное восприятие личности учащегося, является одной из важнейших функций в педагогическом общении.

Информационная составляющая этого процесса также имеет немаловажную роль в становлении детской личности. Эта функция способствует развитию процесса познания и подразумевает полное взаимопонимание между учениками и учителем.

Данная функция направлена на создание положительной мотивации, что заставляет учеников достигать различных целей.

Помощь в преодолении психологических барьеров, препятствующих самовоспитанию и становлению частью социума, является одной из значимых составляющих информационной функции.

Информационная функция содержит в себе три компонента: коллективные, групповые и индивидуальные взаимоотношения. Индивидуальные взаимоотношения формирую связь, благодаря которой педагог получает возможность воздействовать на сознание ребенка, корректируя и изменяя его поведенческую модель.

Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия

Предназначение основных функций педагогического общения:

  1. Контактная функция – используется для создания коммуникативной связи, использующейся для приема и передачи навыков и знаний.
  2. Побудительная функция – является своеобразной мотивацией учащихся, направленной на достижение определенных результатов и совершение различных действий.
  3. Эмотивная функция – используется для того, чтобы вызвать определенные чувства и эмоции в ребенке, которые в дальнейшем корректируются или изменяются при помощи специальных методов психологического воздействия.

Важную роль во взаимоотношениях между преподавателем и учениками имеют этнические ценности. Забота, внимание, верность себе, доверие и откровенность позволяют добиться продуктивного общения, результатом которого станет высокая мотивация учеников.

Стили педагогического общения

Формы коммуникативной связи, установленной между детьми и педагогом, оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка. На основе выбранного стиля определяется методика воздействия, имеющая воспитательный характер.

Такое воздействие проявляется в виде требований к поведенческой модели учащихся. Форма педагогического общения подразумевает организацию деятельности, целью которой является создание коммуникативной связи между детьми и педагогом.

Существует четыре стиля педагогического общения:

  • авторитарная форма;
  • демократическая форма;
  • либеральная форма;
  • смешанная форма коммуникативной связи.

Стили педагогического общения, и их характеристика кратко изложены ниже. Рекомендуем обязательно ознакомиться с ними.

Авторитарный стиль

Авторитарная связь между педагогом и воспитанниками – характеризуется как стиль педагогического общения, имеющий ярко выраженные установки.

Учителя, придерживающиеся этого стиля, используют методику запретов и ограничений по отношению к тем детям, что испытывают трудности в процессе обучения.

Авторитарный стиль подразумевает строгую форму взаимоотношений и наказания за непослушание. Такой педагог является несомненным лидером, поручения которого должны исполняться любой ценой.

Данный стиль имеет в своем арсенале множество различных методов воздействия, которые похожи друг на друга.

Недостатком этого подхода к процессу создания коммуникативной связи, являются частые конфликты между учащимися и педагогом. Недоброжелательная атмосфера, установленная в коллективе, может стать причиной нарушений в процессе формирования детской личности.

Авторитарный стиль пед общения подразумевает использование различных методов, направленных на ускорение процесса развития личности учеников.

Однако выбор этой методики, может стать провоцирующим фактором в возникновении различных нарушений, поскольку не учитываются индивидуальные особенности каждого человека.

Стиль педагогического общения – это устоявшаяся система приемов и способов, используемых педагогом в процессе взаимодействия с учениками и их родителями

Авторитарный стиль общения подразумевает быстрое достижение поставленных целей и максимальную результативность.

Несмотря на благие намерения, этот стиль «ломает» учеников и вызывает ненависть к педагогу. Приверженцы этого метода воспитания проводят своеобразную черту между собой и воспитанниками.

Подобное отчуждение может стать причиной возникновения нервного напряжения и увеличения тревожности у учеников.

Такие учителя преувеличивают лень, безответственность и недисциплинированность учеников, несмотря на их высокий уровень самостоятельности.

Либеральный стиль

Приверженцев этого стиля можно охарактеризовать как безответственных и безынициативных педагогов, которые часто совершают непоследовательные действия в отношении своих воспитанников.

Такие педагоги, часто забывают о своих прежних требованиях и через определенный промежуток времени ставят прямо противоположные цели. Охарактеризовать подобную связь можно как ярко выраженную переоценку детских возможностей и низкий интерес к самому процессу обучения.

Такие учителя не стремятся выявить степень выполнения поставленных задач, а их отношение к воспитанникам имеет зависимость от эмоционального настроя.

Пребывая в хорошем настроении, педагог ставит учащимся положительные оценки, а при плохом настроении, может наказать за непослушание.

Воспитатели, придерживающиеся данной модели взаимоотношения с детьми, не являются авторитетом для последних. Стремление предупредить конфликтные ситуации характеризуется как проявление природного сочувствия и доброжелательности. Такие люди воспринимают детей как самостоятельных личностей, которые обладают высокой общительностью и инициативностью.

Демократический стиль общения

Демократический стиль общения – одна из самых эффективных форм взаимодействия между учащимися и преподавателем.

Этот стиль подразумевает установку индивидуальных контактов, наполненных взаимоуважением и доверием. Такие педагоги стараются создать правильную эмоциональную связь с учениками, не используя методы наказания и излишне строгого отношения. Выбор этого стиля, позволяет привить ребенку стремление к освоению новых знаний и развитию собственной личности.

В подобном коллективе царит атмосфера дружелюбности и взаимопонимания. Общение с учителем, порождает в учащихся исключительно положительные эмоции. Этот подход к обучению является залогом развития уверенности в собственных силах и укреплению детской самооценки.

Все используемые методы воспитания, при этом виде коммуникативной связи, направлены на прививание социальных ценностей.

Данный стиль наиболее приемлемый вид коммуникативной связи, поскольку создается двусторонняя связь, позволяющая выявить степень восприятия совместных действий.

Также этот стиль помогает учителю выявить способность детей признания своих ошибок. Задачей педагога является стимуляция интеллектуального развития и создание стимула, направленного на достижение поставленных целей.

Стиль педагогического общения имеет существенную зависимость от личностных качеств педагога и собственно коммуникативной ситуации

Смешанный стиль

Смешанная форма коммуникативной связи между учащимися и воспитателем чаще всего проявляется в виде сочетания авторитарного и демократического стиля общения. Значительно реже наблюдается смесь либеральной и демократической формы взаимоотношений.

Следует обратить внимание на то, что выбранный стиль педагогического общения, является проявлением приобретенных личностных качеств. Такие качества развиваются в каждом педагоге на протяжении всего процесса педагогической деятельности. Помимо этого, выбор определенного стиля основывается на определенных индивидуальных качествах личности.

Самовлюбленные натуры с агрессивной моделью поведения часто избирают авторитарную форму коммуникативной связи. Преподавателей с демократическим стилем можно охарактеризовать как уравновешенных людей, проявляющих доброжелательность, чуткость и внимание к каждому ребенку.

В объективной реальности, «чистую» форму коммуникативной связи между учениками и учителем, увидеть практически невозможно.

Индивидуальный стиль педагогического общения подразумевает использование методов воспитания, которые относятся к различным формам взаимодействия с учениками.

Воспитательный процесс подразумевает высокую степень взаимодействия не только с воспитанниками, но и их родителями, а также другими учителями.

Многим педагогам часто приходится общаться с различными социальными органами, занимающимися управлением образования и общественной деятельностью.

Каждый педагог должен разбираться в психологическом аспекте данного процесса для того, чтобы оказать нужное влияние на развитие личности ребенка.

Структура педагогического общения

Как уже было сказано выше, педагогическое общение имеет развитую структуру, состоящую из нескольких этапов. На первом этапе, в задачу педагога входит создание модели поведения, которая будет использоваться на протяжении всего общения с воспитанниками.

На этом этапе очень важно иметь четкий план взаимодействий, который должен содержать в себе методы, использующиеся для воздействия на детей. В этом вопросе первостепенная важность отводится целевой установке.

В задачу преподавателя входит выбор инструментов, которые привлекут детей к взаимодействию и станут залогом творческой атмосферы в коллективе. Эти же методы позволяют раскрыть индивидуальные грани характера каждого из учеников.

К личностным качествам, определяющим стиль общения, относятся владение организаторской техникой и отношение учителя к детям

Далее идет этап коммуникативной атаки. Этот процесс подразумевает инициативу учителя в создании коммуникативной связи с воспитанниками. Существует несколько техник налаживания взаимодействия, подразумевающих использование различных приемов динамического воздействия:

  1. Заражение – метод, направленный на вызов подсознательного отклика у детей. Применение невербальных методов воздействия позволяет понять переживания детей и выявить наиболее критичные уязвимости в их сознании.
  2. Внушение – использование методов воздействия с целью заражения мотивацией.
  3. Убеждение – метод изменения мировоззрения и модели поведения, при помощи аргументированного и мотивированного влияния.
  4. Подражание – анализ поведенческой модели и сознательная форма идентификации себя с этой моделью.

В задачу педагога входит создание двусторонней связи, благодаря которой он может получить информацию о суждениях, мечтах и желаниях учеников. Эта связь помогает передать детям жизненный оптимизм, увеличить самооценку и создать правильные мотивы, направленные на освоение различных знаний и навыков.

Источник: https://ktovdepressii.ru/terminologiya/stili-obshheniya-pedagoga-s-detmi.html

Стили педагогического общения и их характеристика

Определение 1

Под стилем общения подразумевается некоторое сочетание основных признаков поведения, проявляющихся в ходе общения.

Определение 2

Стиль педагогического общения — это сложившаяся система способов и приемов, которые педагог использует при взаимодействии с обучающимися, их родителями и другими педагогами.

Как правило, стиль общения учителя с учениками является отражением коммуникативной компетентности педагога, его привычками в общении и взаимоотношении с учениками, творческой стороной его личности. Немаловажную роль играет сам коллектив учеников и его особенности.

Основы формирования стиля педагогического общения

Стиль общения педагога обусловлен его отношением к учащимся.Также его в значительной мере определяют личные качества и коммуникативная ситуация, в которой происходит взаимодействие. Наиболее важным личным качеством при этом является способность к организации. Можно выделить следующие виды отношения педагога к ученикам:

  • устойчивое отрицательное;
  • пассивное положительное;
  • ситуативно-негативное;
  • активное положительное.
Читайте также:  Признаки эпилептоидного характера: что за тип личности, чем характеризуется

Первый тип проявляется в грубости, активном употреблении унизительных выражений, оскорблений, серьезных нарушениях правил профессиональной этики учителя.

Второй отличается повышенной требовательностью со стороны педагога и его стремлением к построению исключительно формальных, деловых отношений.

Он вреден для учащихся, поскольку официальный тон и низкая эмоциональность взаимодействия негативно сказываются на творческом развитии детей.

При третьем типе отношения стиль сильно зависит от настроения и состояния учителя и может в связи с этим довольно сильно варьироваться. Такие колебания вызывают у учеников замкнутость, недоверчивость.

Наиболее благоприятно активное положительное отношение, которое заключается в деловой реакции на активность обучающихся, стремлении к реализации их потребностей в неформальном общении. В таком случае педагог настроен на помощь, а потребность в создании симбиоза с заинтересованностью в учениках создает атмосферу взаимного доверия, коммуникабельности и эффективного сотрудничества.

Виды педагогических стилей общения

Как мы уже говорили, в основе стиля общения лежит отношение педагога к детям. Оно обусловливает возможности организаторской деятельности. Все виды общения можно разделить на три основных типа: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль общения выбирают те педагоги, которые предпочитают самостоятельно решать все жизненно важные вопросы, связанные с функционированием детского коллектива, задавать четкие цели, исходя из своего опыта, организовывать контроль над своевременным выполнением задач и давать всем результатам свою субъективную оценку. В итоге стиль общения становится властным, в поведении педагога проявляется диктаторство и опека. Ученики ощущают давление и начинают противодействовать ему, в силу чего в таких коллективах всегда существует явный или скрытый протест.

Либеральный (анархический) стиль общения предпочитают те педагоги, которые избегают ответственности. Как правило, они выполняют свои обязанности чисто формально, пытаясь самоустраниться от какого-либо руководства.

Сама роль воспитателя для такого педагога нежеланна, он ограничивается только преподавательскими обязанностями. Посредством такого стиля реализуется тактика невмешательства, в основе которой лежит равнодушие, незаинтересованность в учениках и проблемах коллектива.

В результате такой позиции учитель, неспособный положительно повлиять на своих воспитанников, теряет авторитет и контроль над ними, и дисциплина стремительно падает.

Третий стиль имеет в своей основе опору на инициативу детского коллектива. Педагоги, избирающие демократический стиль общения, ориентированы на то, чтобы развить в своих учениках активность и самостоятельность, привлечь каждого из них к решению задач. Такая организация общения учеников с педагогом является наиболее благоприятной и продуктивной.

Влияние педагогического стиля на участников образовательного процесса

Замечание 1

Тот стиль, который педагог избирает для общения, значительно влияет на процессы становления личности обучающихся, формирует их познавательную активность и непосредственно связан с эмоциональным благополучием коллектива.

По данным исследований, в тех коллективах, которые возглавляют авторитарные, недоброжелательные педагоги, наблюдается высокий уровень заболеваемости (до трех раз выше среднестатистического уровня), в том числе нервными заболеваниями, а в коллективах со спокойными, уравновешенными педагогами эти показатели заметно снижаются.

Классификация педагогов по предпочитаемым стилям общения

В зависимости от того, какой стиль общения избирает для себя педагог, можно выделить три основных типа поведения: проактивный, реактивный и сверхактивный.

Проактивные педагоги с удовольствием инициируют и организуют процесс коммуникации, делают взаимодействие с учениками личностным, индивидуальным. Они четко осознают свои желания и понимают, как именно нужно изменить поведение, чтобы достичь нужной цели.

Реактивных педагогов отличает внутренняя слабость и излишняя гибкость наставлений. Их цели размыты, а поведение в основном приспособительное.

Сверхактивные педагоги склонны оценивать своих воспитанников гипертрофированно, а выстраиваемые ими модели поведения нереалистичны. Например, часто они склонны считать всех пассивных детей ленивыми, а всех активных – хулиганами.

Связь стиля общения с производительностью воспитания

Стиль общения обусловливает эффективность воспитательного влияния. В зависимости от нужного результата стили общения делят на:

  • общение на фоне совместного творчества;
  • общение на основе товарищества и привязанности;
  • общение со стратегией дистанцирования;
  • общение, включающее в себя элементы запугивания;
  • общение, включающее в себя элементы заигрывания.

Высокая эффективность общения достигается только тогда, когда педагог искренне уважает личность ученика и интересы коллектива, понимает их интересы и потребности, умеет правильно оценивать ситуацию и делать выбор между разными стилями общения.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/vvedenie-v-pedagogicheskuju-professiju/stili-pedagogicheskogo-obschenija-i-ih-harakterist/

Педагогическое общение. Этапы и стили педагогического общения

Педагогическое общение – это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности. (Функции педагогического общения: познание, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение).

Стили педагогического общения и руководства

Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся.

Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива.

Стиль общения педагога с детьми – это категория социальная и нравственная.В педагогической литературе выделяют следующие стили общения:

Общение на основе увлеченности совместной деятельность. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, это общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством.

Общение на основе дружеского расположения. Продуктивный стиль педагогического общения. Вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Но нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися.Общение – диалог предполагает сотрудничество педагога и воспитанников на основе взаимного уважения.

Общение – дистанцирование. Распространенный стиль общения, который ведет к формализации системы социально-психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию атмосферы творчества. Дистанция должна существовать, но она диктуется логикой учебного процесса в системе отношений ученик-педагог.Общение – устрашение.

Негативная форма общения. К ней прибегают учителя, не умеющие организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность.Общение – заигрывание в работе с детьми играет отрицательную роль.

Стиль общения отвечает стремлению завоевать ложный дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности.

Верно найденный стиль общения, соответствующий индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.

Стили педагогического руководства:

Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет деятельность группы, пресекает всякую инициативу. Основные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор, наказание. Преобладает начальственный тон.Демократический стиль. Проявляется в опоре педагога на мнение коллектива.

Учитель подключает каждого к участию в обсуждении хода работы. Развивается самоуправление. Основные способы общения: просьба, совет, информация.Либеральный стиль (анархический, попустительский).

Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, легко подчиняется, устраняется от ответственности, неавторитетен.В общении с учащимися, родителями, с коллегами, администрацией учитель занимает определенные коммуникативные позиции.

А-позиция – «над».

Учитель выступает активным субъектом общения, он проявляет инициативу, управляет, контролирует, планирует, реализует свои цели.

Б-позиция – «наравне». Происходит общение двух равных партнеров, оба проявляют инициативу, стараются учитывать интересы друг друга.В-позиция – «под». Учитель занимает подчиненное положение по отношению к партнеру по общению.Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию.

Этапы педагогического общения

1. Прогностический этап общения (моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки непосредственной деятельности) включает в себя работу над содержанием урока или воспитательного дела, планирование. На этапе идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности.2.

Начальный период общения (организация непосредственного общения с классом в момент начального взаимодействия с ним (от 2 до 5 минут)). Его условно называют «коммуникативной атакой», во время которой учитель завоевывает инициативу в общении. На этом этапе нужны: техника быстрого включения в работу, владение приемами самопрезентации и динамичного воздействия.3. Управление общением.

На этом этапе педагог решает коммуникативные задачи, поддерживает инициативу учеников, организовывает диалогическое общение, корректирует свои замыслы с поправкой на реальные условия.4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность.

На этом этапе учитель должен выявить сильные и слабые стороны общения; осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми; спланировать систему предстоящего общения с учетом необходимых корректив.

Основные принципы общения с ребенком

1. Безусловное принятие ребенка – исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми особенностями, недостатками, промахами, бедами. Принимать, значит проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему.2.

Проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом.3. Осознание и признание права личности быть непохожей на других, терпимость.4. Предоставление права на свободу выбора.5. Оценка не личности ребенка, а его деятельности.6.

Владение способностью чувствовать (эмпатия), понимать (идентификация) каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с его позиции.

1. Возможность учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.

Основные правила педагогического общения

• Проявлять педагогический такт.

• Уметь: по внешним признакам определять состояние ребенка; поддерживать мимикой, позой высказывание собеседника; выслушивать с вниманием и уважением; не прерывать собеседника; владеть культурой речи (доступность, образность, логичность, лаконичность); управлять голосом (интонация, дикция); управлять мимикой, жестами; уменьшать монологическую речевую деятельность в диалоге.

• Уметь: управлять своим состоянием, чувствами (вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания); установка на положительное восприятие собеседника; владение приемами длительного включения положительных эмоций; «свечение» (В.Л.Леви) – излучение тепла, любви, доброжелательности.

Раздел статьи: Педагогика. Педагогическая деятельность

Источник: http://opace.ru/a/pedagogicheskoe_obschenie_etapy_i_stili_pedagogicheskogo_obscheniya

Ссылка на основную публикацию