Процессы мышления: определение, в каком виде осуществляется, понятие и результаты

Мышление.– это процесс отражения существенных связей и отношений, предметов и явлений. Мыслительные операции: анализ (разложение) – синтез (восстановление целого); сравнение (сопоставление); абстрагирование (мысленное отвлечение); обобщение ( объединение по признаку).

  • Формы мышления:
  • Понятие-это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.
  • Суждение– это основная форма мышления в процессе которой утверждается или отрицается связи между предметами или явлениями.
  • Умозаключение- это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения.
  • Виды мышления:
  • Отвлеченное совершается на основе отвлеченных понятий, которые не могут быть представлены образно.
  • Способы мышления:
  • Индукция — от единичных фактов к общему выводу
  • Дедукция – от общего суждения к частному.
  • Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание законов, правил.

Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением Эмпирическим.

Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуационные обобщения.

Проводится также различие между Интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность).

Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение Продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».

Необходимо также отличать Непроизвольные мыслительные процессы от Произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

По С. Л.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя Цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять.

При этом Решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача.

С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, Напряженное в начале и Удовлетворенное в конце.

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы.

Первый признак мыслящего человека – умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.

В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения.

  1. Применение правила включает две мыслительные операции:
  2. · определить, какое именно правило привлечь для решения;
  3. · применение общего правила к частным условиям задачи.

Автоматизированные схемы действия можно считать Навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например при решении математических задач.

28. Мышление как процесс решения задач. Проблемные ситуации и мышление. Мышление как процесс решения задач.

Определение мышле­ния как процесса решения задач ис­пользуется, главным образом, в экспериментальных исследова­ниях конкретных механизмов познания, при диагностике мыш­ления. Любая задача имеет объективную (предметную) и субъектив­ную (психологическую) структуру.

Объективно задача включает в себя: набор определенных условий; требование, которое нужно достичь. С психологической точки зрения требованию за­дачи соответствует субъективно поставленная цель, а условиям — средства ее достижения.

Движущей силой процессамышления являются возникаю­щие противоречия в субъективной структуре — между целью и средствами

Процессы мышления: определение, в каком виде осуществляется, понятие и результаты

Следовательно, решение задачи есть процесс достижения по­ставленной цели и поиск необходимых для этого средств в данных условиях.

Выделяют три типа мыслительных действий, характерных дляпроцесса решения задач:

1. Ориентировочные действия.

2. Исполнительные действия.

3. Нахождение ответа.

Ориентировочные действия начи­наются с анализа условий. Главное в мыслительном поиске — возникновение гипотезы. Она возникает на основе полученной ин­формации, анализа условий и способ­ствует дальнейшему поиску, направ­ляет движение мысли, в итоге перехо­дит в план решения. В возникнове­нии гипотезы обычно проявляются творческие возможности личности.

Исполнительные действия сводят­ся в основном к выбору приемов реше­ния задачи.

Нахождение ответа состоит в свер­ке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными ус­ловиями, процесс прекращается. Если нет — процесс решения продолжается и протекает до тех пор, пока решение не будет окончательно согла­совано с условиями задачи.

Для психологического анализа процесса решения задачи важно знание о наличии или отсутствии в прошлом опыте субъекта готовых средств достижения цели.

Если такие средства есть, то ситуация не будет для субъекта проблемной и ее решение фактически сведется к использованию сформированного мысли­тельного действия, к воспроизводству готового знания.

В психо­логии такое мышление называют репродуктивным.

Только при отсутствии готовых средств достижения цели возникает необходимость их поиска, создания. Этот процесс тре­бует продуктивного, творческого мышления.

Задача с поставлен­ной целью и отсутствием средств ее достижения называется творческой. Иначе говоря,подлинное мышление можно опреде­лить как процесс решения творческих задач.

Как правило, твор­ческие задачи составляют основной материал при изучении мышления как процесса решения задач.

Ход и результаты решения задачи существенно различны при эмпирическом и теоретическом мышлении. Осуществляя поиск способа решения задачи, субъект может построить либо способ решения только данной, конкретной задачи, либо найти общий способ решения всех задач того класса, к которому относится предложенная задача.

В первом случае мышление будетэмпирическим, поскольку здесь содержание соответствующей задачи отражается в частной форме. Во втором случае мышление можно квалифицировать кактеоретическое, поскольку содержание соответствующего класса задач отражается в общей форме.

Очень точную психологическую характеристику двух способоврешения за­дач дал С.Л.Рубинштейн. “Пока, решая задачу, — писал он, — мы оперируем только наглядным единичным содержанием, данным нам в непосредственном созерцании, мы разрешаем задачу лишь для данного единичного случая.

В каж­дом следующем случае приходится решать задачу снова, и снова это решение только этой частной задачи. Возможность дать обобщенную формулировку и обобщенное решение задачи радикально изменяет положение. Задача, получив­шая такое обобщенное решение, решена не только практически — для данного частного случая, но и теоретически для всех принципиально однородных случа­ев.

Решение, полученное на единичном случае, выходит за его пределы и полу­чает обобщенное значение, оно становится теорией или составной частью тео­рии.

Вместо того чтобы идти следом за практикой от одного частного случая к другому, решая ту частную задачу, которую практика поставила, теоретическое мышление в обобщенной форме вскрывает принцип решения задачи и предвос­хищает решение задач, на которые практика может лишь в будущем натолкнуть­ся. Мышление принимает на себя функции планирования”.



Источник: https://infopedia.su/14x91b6.html

Виды и процессы мышления. Развитие мышления в персоногенезе

Мышление — это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. В своем становлении оно проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийная — это начальный этап развития мышления у ребенка, когда последнее имеет иную, чем у взрослых, организацию.

Суждения детей — единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений — по сходству или по аналогии, поскольку на этой стадии главную роль в мышлении играет память. Самая ранняя форма доказательства — пример.

Учитывая такую особенность мышления ребенка, когда его убеждают или что-то ему объясняют, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.

Главной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Соответственно ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не способен правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции.

Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как:

  • нечувствительность к противоречиям;
  • синкретизм (тенденция связывать все со всем);
  • трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее);
  • отсутствие представления о сохранении количества.

При нормальном развитии ребенка мышление допонятийное, компонентами которого служат конкретные образы, сменяется понятийным (абстрактным), для которого характерны понятия и формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л.

С. Выготский выделял 5 этапов в переходе к формированию понятий. Первый — ребенку 2-3 года. При просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, он складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, — таков синкретизм детского мышления.

Второй этап отличается тем, что дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары — возникает цепочка попарного сходства.

Третий этап наступает в 7-10 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не способны осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. И наконец, у подростков 11-14 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными.

Совершенные понятия формируются на 5-й стадии, в юношеском возрасте, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.

Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.

Выделяют разные виды мышления

Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы.

Его функции связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которых человек хочет добиться в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию.

Очень важная его особенность — составление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного здесь ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Оно формируется в течение длительного периода (с 7-8 до 18-20 лет) в процессе усвоения понятий и логических операций в ходе обучения.

Различают также теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление разнятся по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое — это познание законов, правил. Примером его служит открытие периодической таблицы элементов Д. И. Менделеева.

Основная задача практического мышления — подготовить физическое преобразование действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных его особенностей заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени.

Практическое мышление предоставляет весьма ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает его подчас более сложным, чем теоретическое. Последнее же иногда сравнивают с мышлением эмпирическим.

Здесь критерием является характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае — это научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения.

Также разделяют интуитивное и аналитическое (логическое) мышление.

При этом обычно основываются на трех признаках: временном (время протекания процесса), структурном (членение на этапы), уровне протекания (осознанность или неосознанность).

Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Читайте также:  Как научиться верить в себя, когда опускаются руки: как человеку обрести уверенность

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительность). Иногда применяют термин эгоцентрическое мышление, оно характеризуется невозможностью принять точку зрения другого человека.

  • Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого результата мыслительной деятельности.
  • Необходимо также вычленять непроизвольные и произвольные мыслительные процессы: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.
  • Выделяют следующие стадии решения проблемы:
  • подготовка;
  • созревание решения;
  • вдохновение;
  • проверка найденного решения.

Структуру мыслительного процесса решения проблемы можно представить так:

  1. Мотивация (желание решить проблему).
  2. Анализ проблемы («что дано», «что требуется найти», каковы недостающие или избыточные данные и т. д.).
  3. Поиск решения.
  4. Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).
  5. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.
  6. Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.
  7. Поиск принципиально нового решения (творческое мышление):
    • на основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т. п.);
    • на основе использования аналогий;
    • на основе использования эвристических приемов;

на основе использования эмпирического метода проб и ошибок. В случае неудачи:

  1. Отчаяние, переключение на другую деятельность, «период инкубационного отдыха» — «созревание идей», озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление). «Озарению» способствуют следующие факторы:
    • высокая увлеченность проблемой;
    • вера в успех, в возможность решить проблему;
    • высокая информированность о проблеме, накопленный опыт;
    • высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).
  2. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.
  3. Реализация решения.
  4. Проверка найденного решения.
  5. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, ей присущи сложные переходы и взаимодействия этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели.

Если же он не был предусмотрен, то оказывается по отношению к такой цели побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного в более конкретном виде и выступает как проблема взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия.

Второй также отражается субъектом, и это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, сознательно.

Побочный продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не являются существенными с точки зрения цели.

  1. Выделяют основные мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, абстрагирование и др.
  2. Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.
  3. Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.
  4. Синтез — мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.
  5. Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
  6. Абстрагирование (отвлечение) — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
  7. Основными формами логического мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными.

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии:

  • Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.
  • Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
  • Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей связаны с такими качествами мышления, как широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.

Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным ей, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопрос, выхватывает какую-либо одну его сторону, спешит вынести решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью, «Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» (Г. Айзенк).

Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

К индивидуальным особенностям относится предпочтение человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

Процессы мышления: определение, в каком виде осуществляется, понятие и результаты

Рис. 3.25. Составляющие продуктивности ума

Источник: https://pro-psixology.ru/kognitivnoe-razvitie-psixologiya-poznavatelnyx/46-vidy-i-processy-myshleniya-razvitie-myshleniya-v.html

Мышление: виды и процессы

В процессы мышления поступает информация, которую мы ощутили и восприняли из окружающей действительности. В функции мыслительной деятельности входят:

  • расширение границ познания с помощью выхода за пределы чувственного восприятия;
  • обобщение;
  • планирование.

Задачами мышления являются:

  • раскрытие отношений между предметами;
  • определение связей;
  • четкое разграничение связей от совпадений.

Определение 1

Мышление – это обобщенная форма психического отражения, которая устанавливает связи, отношения между познавательными объектами.

Классификация мыслительного процесса человека

Структура мышления:

  • наглядно-действенное (0-3 лет);
  • наглядно-образное (3-6 лет);
  • вербально-логическое и абстрактное (10-18 лет).

Рассмотрим каждый из них.

Наглядно-действительное мышление опирается на непосредственное восприятие объектов, преобразование которых происходит в момент взаимодействия с предметами.

Наглядно-образное мышление опирается на представления и образы. Т.е. человек представляет ситуации и изменяет в них то, что хочет получить в конечном итоге от своей деятельности, т.е. он преобразует ситуацию.

Словесно-логическое мышление опирается на логику операций с понятиями.

Сущность становление мышления

При становлении мышление должно пройти две стадии:

  • допонятийную;
  • понятийную.

Допонятийная мыслительная деятельность является начальной стадией развития мышления у ребенка. У детей суждения единичны, и касаются они предметов. Когда что-то объясняешь, ими все сводится к частному, знакомому. Их суждения строятся на аналогии или сходстве.

Это объясняется тем, что в данный период в мышление у ребенка главную роль играет память. Компонентами допонятийного мыслительного процесса являются образы.

При нормальном развитии ребенка наблюдается переход из этой стадии в понятийную, где к компонентам относят понятия, а к применению – формальные операции.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что понятийное мышление развивается не сразу, а постепенно. Оно формируется через промежуточные этапы. Такое мышление можно наблюдать у младших школьников.

Мыслительные операции связаны с конкретной недостаточно обобщенной информацией, а понятия носят четкий характер, т.е. мышление является понятийно-конкретным.

В 10-18 лет у детей развивается вербально-логический процесс в форме абстрактных понятий. Мышление уже представлено в виде:

  • практических действий;
  • наглядных образов;
  • отвлеченных понятий/рассуждений.

И здесь мы уже можем говорить о том, что осуществляется переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

Существует два уровня мышления:

Определение 2

Рассудок – это способность человека к рассуждению, возможность конструктивно строить мысли.

Определение 3

Разум – это высший уровень теоретического познания, который включает в себя способность к постижению сущности, законов, противоречий вещей.

Виды и операции мышления человека

Мышление бывает:

  • теоретическим;
  • практическим;
  • интуитивным;
  • аналитическим;
  • реалистическим;
  • аутистическим;
  • продуктивным;
  • репродуктивным.

Перечень операций мышления для решения различных задач:

  1. Сравнение;
  2. Анализ;
  3. Синтез;
  4. Абстракция;
  5. Обобщение.

Рассмотрим каждый из них.

1. На данном этапе происходит сопоставление вещей, выявляются отличительные черты, сходство, что в дальнейшем приводит к классификации.

2. Подразумевает мысленное разложение предмета, ситуации на элементы. Это помогает отделить несущественное от существенного.

3. Обратный процесс анализа. Синтез восстанавливает целое, находит важные связи и отношения.

4. На данном этапе выделяется и отделяется какая-то одна сторона. Абстракция выделяет нечувственные свойства.

5. Этап обобщения подразумевает отбрасывание единичных признаков, сохраняя общие. Также здесь происходит раскрытие важных связей. Обобщение совершается мыслящим путем сравнения. Это считается простой формой мышления, а сложной – раскрытие отношений, закономерностей, связей.

Формы мышления отражаются в виде:

  • понятий;
  • суждений;
  • умозаключений (дедуктивным, индуктивным способом).

Механизм мыслительного процесса

Определение 4

Мыслительный процесс – это сознательный процесс, основывающийся на понятия и образы.

Мыслительный процесс оценивает ситуацию. Завершается он тогда, когда достигает каких-либо результатов. Т.е. ставиться задача, и начинается поиск ее решения.

Решение проблемы имеет четыре стадии:

  • подготовку;
  • поиск решения;
  • вдохновение;
  • проверку найденного решения.

Алгоритм мыслительного процесса решения проблемы:

  1. Мотивация.
  2. Анализ проблемы (что дано, что предстоит найти и т.д.).
  3. Поиск решения:
    • поиск на основе одного известного алгоритма (относится к репродуктивному мышлению);
    • поиск на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов;
    • решение на основе смешивания элементов из различных алгоритмов;
    • поиск нового решения (относится к творческому мышлению), основывается на:
      1. углубленной логике рассуждения (анализ, сравнение, синтез и т.д.);
      2. аналогиях;
      3. эвристических приемах;
      4. эмпирическом методе.

В случае неудачи происходит разочарование, переключение на другой род деятельности. Иными словами возникает «период инкубационного отдыха», где генерируются новые идеи, появляется вдохновение, инсайт (мгновенное нахождение решения).

Факторы, которые влияют на озарение:

  • сильная увлеченность проблемой;
  • вера в успех;
  • опыт, большое количество информации о проблеме;
  • высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, во время болезни и т.д.).
  1. Доказательство найденной идеи с помощью логики.
  2. Реализация решения.
  3. Проверка найденного решения.
  4. Коррекция при необходимости (в этом случае нужно вернуться на второй этап).

Индивидуальные особенности мышления

Каждый человек индивидуален. Соответственно мыслительная деятельность у людей отличается:

  • глубиной (возможность проникать в суть сложных вопросов);
  • широтой (возможность обрабатывать весь вопрос полностью, включая детали);
  • самостоятельностью (поиск решения проблемы без посторонней помощи);
  • гибкостью мысли (свобода от предыдущих пунктов, возможность быстрой смены действий при изменении обстановки);
  • скорость мышления (умение быстрого ориентирования в ситуации, ее обдумывание, а также умение быстро находить верные решения);
  • торопливостью ума (не обдумывая полностью вопрос, мыслящий спешит дать решение);
  • замедленность мышления (причиной этого фактора может стать тип нервной системы человека, ее малая подвижность);
  • критичностью ума (способность объективно давать оценку своим и чужим мыслям).

Также к индивидуальным особенностям мыслительного процесса относят использование таких типов мышления как:

  • наглядно-действенный;
  • наглядно-образный;
  • абстрактно-логический.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/vidy-protsessy-myshlenija/

Мышление (определение, основные виды)

Термин “мышление” представителями различных наук понимался по-разному. Под мышлением подразумевали всю психологию человека и противопоставляли реально существующему материальному миру (французский философ XVII в. Р. Декарт). В конце XIX в.

под мышлением стали понимать один из познавательных процессов. С середины XX в. выясняется, что оно представляет собой довольно сложный процесс и точно определить мышление как понятие не представляется возможным.

До сих пор не существует единого, общепринятого определения мышления.

И все же мышление в современном его понимании можно определить с разных сторон, как один из познавательных, психических процессов человека. Цель его состоит в познании окружающего мира с помощью органов чувств или при помощи иных психологических процессов.

  • Мышление — это процесс решения задач, вопросов, проблем путем преобразования исходных условий по определенным правилам и законам логики.
  • Мышление — это процесс обобщенного познания человеком действительности на уровне понятий (знания о самом главном и существенном, которые связаны с определенным словом, содержанием.
  • Мышление — это также процесс опосредствованного (при помощи специальных средств) познания человеком действительности.

Мышление — это вид деятельности, благодаря которому человек, включая его в другие познавательные процессы, превращает их в высшие психические функции. Высшие формы восприятия, внимания, воображения, памяти и речи человека самым тесным образом связаны с мышлением.

Особенности мышления

Мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Оно выступает как главный инструмент познания. Мышление – это опосредствованное (познание одного посредством другого) познание. Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

Читайте также:  Полигамность у мужчин: что означает слово, какой это человек, стоит ли бороться

2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для данного, конкретно наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда естьотражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве.

Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира.

Мышление тем не менее отличается от других познавательных процессов, например, от восприятия, воображения и памяти.

В образе восприятия содержится всегда только то, что непосредственно воздействует на органы чувств. В восприятии всегда более или менее точно, прямо или косвенно содержится или отражается информация, воздействующая на органы чувств.

В мышлении всегда представлено то, чего в действительности, в физическом виде не существует. Понятие о явлениях и предметах является результатом мышления. Мышление отражает лишь существенное и игнорирует множество случайных, несущественных признаков предметов и явлений.

Воображение и мышление — сугубо внутренние и разные процессы. Тем не менее они существенно отличаются. Результатом мышления является мысль, а итогом воображения — образ.

Мышление помогает человеку глубже и лучше познавать окружающий мир. Результатом воображения не является какой-либо закон. Чем дальше образ фантазии отходит от действительности, тем воображение лучше.

Чем ближе к действительности находится продукт мышления, тем оно совершеннее.

Человек с богатым воображением не всегда является творчески одаренной, интеллектуально развитой и человек с хорошо развитым мышлением не всегда обладает хорошей фантазией.

Память запоминает, хранит и воспроизводит информацию об окружающем мире. Она не привносит нового, не порождает и не изменяет мысль. Мышление же, напротив, порождает и изменяет именно мысли как таковые.

Основные виды мышления человека. Существует несколько подходов к классификации видов мышления: эмпирический (опытным) и статический, логический, генетический принципы.

  1. Итак, у человека можно выделить следующие основные виды мышления:
  2. теоретическое и практическое,
  3. продуктивное (творческое) и репродуктивное (нетворческое),
  4. интуитивное (чувственное) и логическое,
  5. аутистическое и реалистическое,
  6. наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Теоретическим называется мышление, которое совершается в уме, без обращения к практическим действиям, т.е., мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.

Например, доказательство какого-либо неочевидного положения путем умственного преобразования уже известных положений, определение понятий, формулирование и обоснование теорий, объясняющих какие-либо явления действительности.

Практическим называют мышление, целью которого становится решение некоторой практической, жизненной задачи, отличной от тех чисто познавательных задач, которые были названы теоретическими.

Такое мышление может содержать в себе и умственные, и практические действия человека.

Практическое мышление — мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

Продуктивным или творческим называют такое мышление, которое порождает какой-либо новый, ранее не известный материальный (предмет, явление) или идеальный (мысль, идея) продукт. Продуктивное (творческое) мышление — мышление на основе творческого воображения.

Репродуктивное или воспроизводящее мышление имеет дело с задачами, решение которых было найдено. В репродуктивном мышлении человек идет уже пройденным, известным путем.

В результате такого мышления ничего нового не создается. Поэтому его иногда называют также нетворческим.

Репродуктивное (воспроизводящее) мышление — мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Названия «продуктивное» и «репродуктивное» применительно к мышлению появились и стали использоваться на рубеже XIX — XX вв. В настоящее время предпочтение отдается названиям: «творческое мышление» и «нетворческое мышление».

Интуитивным называют мышление, особенность которого заключается в наличии у человека особой интеллектуальной способности и особого чувства — интуиции.

Интуиция — это умение быстро находить правильное решение какой-либо задачи без долгих рассуждений и быть убежденным, чувствовать его правильность, не располагая вескими доказательствами истинности данного решения.

Человеком руководит интуиция, и она же ведет его мышление по правильному пути.

Интуитивное мышление — мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.

Интуитивное мышление, как правило, неосознается. Человек не знает, не может дать сознательного отчета в том, каким образом он пришел к тому или иному решению, не может его логически обосновать.Дискурсивное мышление — мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.

Логическим называют такое мышление, которое осознается как процесс, может быть доказано и проверено с точки зрения его правильности или ошибочности путем логических правил.

Есть предположение, что преобладание у человека интуитивного или логического мышления в какой-то степени обусловлено генетически. Ученые допускают, что у людей, для которых ведущим является правое полушарие головного мозга, преобладает интуитивное мышление, а у людей, для кого ведущим выступает левое полушарие головного мозга, ведущим является логическое мышление.

Аутистическое мышление — особый вид мышления, который далеко не всегда открывает человеку истину или приводит к правильному решению той или иной задачи. «Аутизм» переводится на русский язык как «витание в облаках», «свободный полет фантазии», «оторванность от действительности».

Речь идет о мышлении, которое не принимает в расчет или слабо ориентируется на реальную действительность, решая задачи без учета объективных жизненных обстоятельств. Такое мышление в большинстве случаев является не вполне нормальным с точки зрения обычного понимания нормы.

Это мышление, однако, нельзя назвать и больным (патологическим), так как его наличие у человека не свидетельствует о присутствии какого-либо заболевания.

В противоположность аутистическому мышлению выделяют реалистическое мышление.

Этот вид мышления всегда руководствуется реальной действительностью, ищет и находит решение задач в результате внимательного изучения этой действительности, и найденные решения, как правило, соответствуют реальной действительности. Аутистически мыслящих людей иногда называют фантазерами, а реалистически мыслящих — прагматиками, реалистами.

Наглядно-действенным называется мышление, процесс которого сводится к реальным, практическим действиям человека с материальными предметами в наглядно воспринимаемой ситуации.

Внутренние, умственные действия практически сводятся к минимуму, задача в основном решается за счет практических манипуляций с предметами. Наглядно-действенное — это простейший из известных видов мышления, свойственный многим животным.

Наглядно-действенное мышление — это мышление, непосредственно включенное в деятельность.

Оно представляет собой генетически самый ранний вид мышления человека.

Наглядно-образным называют мышление, при котором задачи человеком решаются путем внутренних, психологических действий и преобразований образов предметов. Данный вид мышления появляется у детей в возрасте 3—4 лет. Образноемышление — это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Словесно-логическим называют высший по уровню развития вид мышления человека, возникающий лишь в конце дошкольного возраста и совершенствующийся на протяжении всей жизни. Такое мышление имеет дело с понятиями о предметах и явлениях, полностью протекает во внутреннем, умственном плане, для него не является обязательной опора на наглядно воспринимаемую ситуацию.

Отвлеченное мышление — это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

Процессы мышления. Процессы мышления это процессы, с помощью которых человек решает задачи.

Это могут быть как внутренние, так и внешние процессы, в результате которых человек открывает для себя новые знания, находит решения возникающих перед ним задач.

В разных видах мышления: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом — эти процессы выступают как различные.

В наглядно-действенном мышлении они представляют собой целенаправленные практические действия человека с реальными предметами, приводящие его к заданной цели. Эти действия определяются условиями задачи и направлены на их преобразование таким образом, чтобы за минимальное число сравнительно простых действий привести человека к желаемой цели — искомому решению задачи.

В наглядно-образном мышлении его процесс представляет собой уже чисто внутренний, психологический процесс, содержанием которого становится манипулирование образами соответствующих предметов.

Под процессами, характеризующими словесно-логическое мышление, понимаются внутренние рассуждения человека, где он действует с понятиями по законам логики, осуществляя поиск нужного решения задачи через сравнение и преобразование понятий.

Под суждением понимают некоторое высказывание, содержащее в себе определенную мысль.

Под рассуждением имеют в виду систему логически связанных друг с другом суждений, выстроенная последовательность которых приводит к выводу, представляющему собой искомое решение задачи.

Суждения могут быть утверждениями о наличии или отсутствии у какого-либо предмета или явления конкретного признака. Логически и лингвистически суждения обычно представлены простыми предложениями.

В психологии и в логике наиболее детально изученными оказались процессы, относящиеся к словесно-логическому мышлению. Веками в процессе поиска правильных способов действий с понятиями — таких, которые гарантируют избежание ошибок, люди выработали правила действий с понятиями, которые получили название логических операций мышления.

Логические операции мышления — это такие умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний, представленных в соответствующих понятиях, получают новые знания, причем — истинные. Основные логические операции мышления следующие: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация.

Сравнение — это логическая операция, в результате которой два или несколько разных объектов сравниваются между собой с целью установить, что общее и различное имеется в них.

Выделение общего и различного является итогом логической операции сравнения.

Сравнение это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Анализ — это логическая операция разделения некоторого сложного или составного объекта на отдельные части, элементы, из которых он состоит. Иногда также выясняются связи, существующие между частями или элементами, для того чтобы определить, каким образом внутренне устроен соответствующий сложный объект.

Синтезом называют логическую операцию объединения частей или элементов в некоторое сложное целое.

Как и в случае анализа, это иногда делается для того, чтобы далее определить, как устроено сложное целое, какими особенными свойствами оно отличается от элементов, из которых состоит.

Синтез это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

В мышлении человека редко случается так, чтобы оно включало в себя только одну логическую операцию. Чаще всего логические операции присутствуют комплексно.

Абстрагированием называется такая логическая операция, в результате которой выделяется и рассматривается какое-либо частное свойство одного или нескольких разных объектов, причем такое свойство, которое в действительности как отдельное и независимое от соответствующих объектов не существует. Абстрагирование мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение — это логическая операция, в результате которой некоторое частное утверждение, справедливое в отношении одного или нескольких объектов, переносится на другие объекты или приобретает не частный, конкретный, а обобщенный характер. Обобщение это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация это движение мысли от общего к частному.

Конкретизация — это логическая операция, противоположная обобщению. Она проявляется в том, что некоторое общее утверждение переносится на какой-либо конкретный объект, то есть ему приписываются свойства, присущие многим другим объектам.

Участвуя в целостном, процессе мышления, логические операции взаимно дополняют друг друга и служат цели такого преобразования информации, благодаря которому удается быстро найти искомое решение некоторой задачи. Все процессы мышления и все включенные в него логические операции имеют внешнюю организацию, которую обычно называют формами мышления или умозаключениями.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s35276t1.html

Мышление как психический процесс. Виды мышления

    1. Мышление как психический процесс. Виды мышления.

Среди всех познавательных процессов, представляющих собой формы отражения человеком окружающего мира, наивысшим и наиболее сложным является мышление.

Если в процессе восприятия человек познает единичные и конкретные предметы, когда они непосредственно воздействуют на его органы чувств, то благодаря мышлению он познает такие особенности, свойства и признаки предмета, которые он мог и не воспринимать непосредственно.

  • Особенностью мышления является отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, закономерных связях и отношениях, которые существуют между частями, сторонами, признаками каждого предмета и между разными предметами и явлениями действительности.
  • Раскрыв связи, существующие между предметами, человек может заглянуть в глубь вещей и предвидеть их изменение под воздействием разных причин.
  • Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности [4].
Читайте также:  Основы управления персоналом: краткое описание сущности и фолософии концепции

С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.

Для процесса мышления, прежде всего, имеют значения те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов.

Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражителями, поскольку образующиеся при одновременном их возбуждении нервные связи отражают действительные зависимости между явлениями и предметами объективного мира [22].

Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи, ассоциации, и составляют физиологическую основу процесса мышления.

При этом мышление обеспечивается системами, функционально объединенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики, т. е. коды.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

1.

Мышление соотносит данные ощущений и восприятий — сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих её взаимосвязях, мышление глубже познает её сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях [23].

2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление всегда имеет опосредованный характер. В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь находятся в неразрывном единстве.

Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.

Только пользуясь средствами языка, человек, исходя из данных, полученных путем ощущений и восприятий, может подняться до отвлеченного мышления, отразить существенные закономерности наблюдаемых явлений [6].

5. Мышление, как познавательная теоретическая деятельность, теснейшим образом связано с действием. Человек познаёт действительность, воздействуя на неё, понимает мир, изменяя его.

Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления.

Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.

6. Мышление имеет целенаправленный характер. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять.

Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи.

Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Весь процесс мышления в целом представляется сознательно регулируемой операцией [24].

Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение.

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. Сравнивая предметы или явления, мы всегда можем заметить, что в одних отношениях они сходны между собой, в других – различны.

Признание предметов сходными или различными зависит от того, какие части или свойства предметов являются для нас в данный момент существенными.

Нередко бывает так, что одни и те же предметы в одних случаях считаются сходными, в других – различными.

Сопоставляя вещи, явления, их свойства, сравнение вскрывает тождество и различие. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации.

Классификация производится по какому-либо признаку, который оказывается присущим каждому предмету данной группы.

Сравнивая, человек выделяет прежде всего те черты, которые имеют важное значение для решения теоретической или практической жизненной задачи.

Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.

Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.

Воспринимая предмет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он состоит. Например, в растении мы выделяем стебель, корень, цветы, листья и пр.

В данном случае анализ – мысленное разложение целого на составляющие его части [14]. Анализ может быть и мысленным выделением в целом его отдельных свойств, признаков, сторон.

Анализ возможен не только тогда, когда мы воспринимаем предмет или вообще любое целое, но и тогда, когда мы вспоминаем о нем, представляем его себе. Возможен также и анализ понятий, когда мы мысленно выделяем различные их признаки, анализ хода мысли – доказательство, объяснения и пр. [8]

Синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.

Так, при чтении в тексте выделяются отдельные буквы, слова, фразы и вместе с тем они непрерывно связываются друг с другом: буквы объединяются в слова, слова – в предложения, предложения – в те или иные разделы текста.

Или вспомним рассказ о любом событии – отдельные эпизоды, их связь, зависимость и т.д.

Так же как и анализ, синтез может осуществляться при непосредственном восприятии предметов и явлений или при мысленном представлении их.

Различаются два вида синтеза: как мысленное объединение частей целого (например, продумывание композиции литературно-художественного произведения) и как мысленное сочетание различных признаков, свойств, сторон предметов и явлений действительности (например, мысленное представление явления на основе описания его отдельных признаков или свойств).

Анализ и синтез часто возникают в начале практической деятельности. Мы фактически расчленяем или собираем предмет, что является основой для выработки умения производить эти операции мысленно.

Развиваясь на основе практической деятельности и наглядного восприятия, анализ и синтез должны осуществляться и как самостоятельные, чисто умственные операции. В каждом сложном процессе мышления участвуют анализ и синтез.

Например, путем анализа отдельных поступков, мыслей, чувств литературных героев или исторических деятелей и в результате синтеза мысленно создается целостная характеристика этих героев, этих деятелей.

Нередко при изучении какого-либо явления возникает необходимость выделить какой-либо признак, свойство, одну его часть для более углубленного познания, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех остальных, не принимая их во внимание. Например, чтобы усвоить доказательство геометрической теоремы в общем виде, надо отвлечься от частных особенностей чертежа – мелом или карандашом он выполнен, какими буквами обозначены вершины, абсолютная длина сторон и пр.

Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

Выделенные в процессе абстрагирования признак или свойство предмета мыслятся независимо от других признаков или свойств и становятся самостоятельными объектами мышления. С помощью абстрагирования мы можем получать абстрактные понятия – смелость, красота, дистанция, тяжесть, длина, ширина, равенство, стоимость и пр.

Обобщение тесно связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что им обобщается.

В учебной деятельности обобщение обычно проявляется в определениях выводах, правилах. Детям нередко трудно совершить обобщение, так как не всегда они умеют выделить не только общие, но существенные общие признаки предметов, явлений, фактов.

Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Мы уже не отвлекаемся от различных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы или явления в значительном богатстве их признаков.

По существу, конкретное есть всегда указание примера, какая-либо иллюстрация общего. Конкретизация играет существенную роль в объяснении, которое мы даем другим людям. В особенности важна она в объяснениях, даваемых учителем детям. Выбору примера следует уделять серьезное внимание. Привести пример иногда бывает нелегко.

В общем, виде мысль кажется ясной, а указать конкретный факт не удается.

Это происходит при нормальном усвоении знаний, когда усваиваются общие положения, а содержание остается неясным. Поэтому учитель не должен довольствоваться тем, что дети правильно воспроизводят общие положения, а должен добиваться конкретизации этих положений: приведение примера, иллюстрации, конкретного частного случая.

Все мыслительные процессы: анализ, синтез, абстракция, обобщение, а также суждения и умозаключения – происходят у человека при помощи языка, при помощи внешней или внутренней речи.

Мышление может осуществляться с помощью практических действий или на уровне оперирования представлениями (образами), а так же словами, то есть во внутреннем плане. Таким образом, исходя из формы мыслительной деятельности, выделяют:

  • Понятийное (абстрактно-логическое) мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к задачам, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятной форме, суждениях, умозаключениях. Понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований. Степень его логичности зависит от того, насколько умело и настойчиво человек контролирует и направляет свои мыслительные процессы, согласуя их в своей практике с познаваемой действительностью.

Понятийное мышление позволяет получить конкретное субъективное её восприятие, которое не менее реально, объективно-понятийное. Без того, или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле.

  • Отличительная черта наглядно-образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). В ходе познавания человек отчетливо представляет себе объект и мыслит наглядными образами, возникшими раньше. Вместе с наглядными образами в данном виде мышления используются и знания, полученные в процессе обучения исполнения этой деятельности.

Образное мышление является сложным и гибким, обобщенным и свободным мышлением по отношению к познаваемым единичным предметами практическим действиям, направленным на овладение ими.

Однако наглядно-образное мышление не в состоянии отражать сложные процессы и явления объективной действительности, не выражаемым каким-либо наглядным образом.

Например, у людей нет таких образов, которые непосредственно могли бы отразить такое понятие как «сила», «стоимость», «справедливость», «добро», «честность», «истина» и др. Познание таких явлений возможно благодаря абстрактно-логическому мышлению.

  • Наглядно-действенное мышление, обязательно включающее в себя внешние действия с предметом, при этом ребёнком используются различные предметы в качестве средства для достижения цели.

Важной особенностью этого способа мышления является то, что способами преобразования ситуации служит практическое действие, которое осуществляется методом проб.

При выявлении скрытых свойств и связей объекта дети используют метод проб и ошибок, который в определенных жизненных обстоятельствах является необходимым и единственным [10].

Этот метод основан на отбрасывании неправильных вариантов действия и фиксации правильных, результативных, т.е. выполняет роль мыслительной операции.

Таким образом, из данного параграфа можно выделить, что как и все психические процессы, мышление представляет собой деятельность мозга. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем.

Мышление имеет целенаправленный характер, он всегда направлен на разрешение какой-то задачи. Оно опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества.

Мышление рассматривается как психическая деятельность, которая включает ряд операций. К основным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

Мышление осуществляется с помощью практических действий или на уровне образов, слов, что позволяет выделить три вида мышления: словесно –логическое, наглядно – образное и наглядно – действенное.

Источник: https://infourok.ru/mishlenie-kak-psihicheskiy-process-vidi-mishleniya-935297.html

Ссылка на основную публикацию