Основы психологии личности человека: что является основой, основные стороны

Психология личности – раздел психологической науки, собравший основные концепции личности человека.

Надо понимать, что выделение этого раздела весьма условно, а под термином «личность» разными психологами понимается нечто различное.

Исходя из принципов подхода, одни определяют личность как носитель сознания, другие – как субъект социальных отношений. Нет единого мнения, в какой момент можно говорить о появлении личности, в какой момент ребенок ею становится.

Можно дать общее определение: личность – это индивид как носитель сознания и субъект общественных отношений. Индивид – это человек от рождения, личностью же он становится в процессе развития.

Есть также понятие «разрушение личности», когда развитой когда-то до личности индивид теряет свои «человеческие» свойства. Личность в ПЛ может рассматриваться как сама по себе, так и как часть социальной группы.

В соответствии с этим разделяют индивидуальную и социальную психологию.

Основы психологии личности человека: что является основой, основные стороны

Психология личности‎

Предмет психологии личности

Психология личности уделяет свое внимание многообразию проявлений психики, воспринимает человека как единое целое.

Её предметами являются:

  • побуждающие мотивы;
  • темперамент;
  • интеллект;
  • нравственность;
  • религиозность;
  • социальные роли и многое другое.

Личность человека состоит из всего многообразия перечисленных проявлений. 

Основные теории личности

Выделяются несколько основных направлений в психологии личности, внутри которых также существует огромное количество ответвлений.

Глубинная или психодинамическая теория личности

В её основе теория Фрейда о бессознательном. Согласно ей, движущими началами развития личности является либидо (Эрос, жизненные инстинкты) и отчасти инстинкты смерти (Танатос). Согласно видению Фрейда, личность состоит из 3 составляющих – бессознательного Оно, Эго (Я) и сверх-Я. Оно – наше стремление к «легкой жизни» – наслаждению, отсутствию боли.

Сверх-Я – его противоположность, это гуманистическая часть нас, наши моральные ценности, идеалы, религиозность. Эго – сознательная часть личности, которая принимает окончательное решение о действии, выслушивая призывы Сверх-Я и желания Оно.

Невозможность Эго сбалансировать сосуществование Оно и Сверх-Эго, чрезмерно завышенные идеалы Сверх-Эго или превалирование низменных желаний Оно рождает внутренний конфликт.

А.Адлер (индивидуальная психология) и Юнг (аналитическая теория) переосмыслили концепцию Фрейда. По Адлеру личность – целостная структура, которая также включена в часть большего целого – социума.

Движущей силой для развития личности он видит стремление к превосходству. Карл Юнг признавал триединство личности, но включал в него эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Либидо для Юнга – жизненная энергия. 

Феноменологическая теория личности

Важным отличием этой теория является то, что она подчеркивает самостоятельность человека в принятии решений, его ответственность за свою судьбу, а также позитивную природу человеческой натуры.

В противопоставлении прочим теория личности, где индивидуум воспринимается фактически как щепка в волнах инстинктов, бессознательных стремлений или давления социума, эта теория очень позитивна. Один из ведущих теоретиков этого направления, К.

Роджерс, определял движущей силой личностного развития стремление к самосовершенствованию (тенденция к актуализации). 

Диспозициональная теория личности – теория черт

Важнейшими теоретиками этого направления являются Г.Олпорт, Г.Айзенк, Р.Кэттэлл. Согласно этой теории, каждый человек – носитель набора индивидуальных черт (диспозиций). Диспозиция – предрасположенность к реакции тем или иным образом на ситуацию. Диспозиции постоянны и не зависят от опыта, событий или обстоятельств. Определить личность можно через описание её характерных диспозиций. 

Поведенческие теории личности

Здесь личность по сути – это жизненный опыт человека, а её развитие происходит через контакт с внешней средой. Её элементами являются рефлективные реакции и социальные навыки индивидуума.

Поведенческие теории личности можно разнести по двум направлениям:

  1. Бихевиористический – поведение определяется внешней средой. Основоположники – американцы Дж.Уотсон и Б.Скинер.
  2. Согласно второму направлению, поведение индивидуума определяется в большей степени внутренними установками: целями, ожиданиями, самовосприятием. Это подход А.Бандуры, Дж.Роттера.

Когнитивные теории личности

В основе этой теории постулаты когнитивной (поведенческой) психологии. Развитие личности происходит через познание, причем сам человек во многом определяет направление развития. Для познания мира индивидуум создает модели-конструкты. Сходятся люди с подобными конструктами.

Структура личности

Психология личности определяет следующие её уровни:

  • базовый – врожденные свойства психики, сексуальные инстинкты;
  • второй – индивидуальные проявления мышления и памяти, зависящие от врожденных свойств;
  • третий – персональный опыт;
  • высший – т.н. личностная направленность: интересы, предпочтения, идеалы; отражает воспитание и идеологию общества.

Разделы психологии личности

Отраслями современной психологии личности являются:

  • возрастная психология (включает перинатальную, детскую и геронтологическую психология);
  • дифференциальная психология;
  • патопсихология (болезненных состояний);
  • дефектопсихология.

Теория и выводы психологии личности применяются для разработки индивидуальных программ обучения, профориентации, социальной адаптации человека, для решения его внутренних конфликтов, а также конфликтов в социальных группах.

Психология личности нужна следователю, тренеру, писателю, педагогу…

Основной целью изучения психологии личности для конкретного человека является самопознание. Это тернистый путь, не всегда приносящий искомое умиротворение. Однако самопознание и дальнейшее открытие мира сквозь призму собственного «Я» – единственная достойная цель духовной жизни человека.

  • Автор статьи социальный психолог  Гудилова Екатерина Владимировна
  • Другие статьи
  • Психология
  • Общая психология
  • Психология личности‎
  • Психология развития
  • Социальная психология
  • Специальная психология‎
  • Практическая психология‎
  • Экспериментальная психология

Источник: https://urologia.msk.ru/main/psixologiya/psixologiya-lichnosti

Основы психологии личности

  1. Общая характеристика понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».

  2. Развитие личности (периоды развития, кризисы).

  3. Направленность личности.

  4. Психологическая структура личности.

  5. Индивидуально-типологические особенности личности: способности, темперамент и характер.

  6. Основные теории личности.

Слово «личность''
в английском языке происходит от слова
«персона''. Первоначально оно обозначало
маски, которые надевали актеры во время
театрального представления в
древнегреческой драме.

Таким образом,
с самого начала в понятие «личность''
был включен внешний поверхностный
социальный образ, который принимает
человек, когда играет определенные
жизненные роли, — некая «личина'',
общественное лицо, обращенное к
окружающим.

Отсюда следует, что понятие
«личность'', в первую очередь, связано
с социальной сущностью человека.

Слово «личность''
широко используется в повседневном
общении наряду с понятиями «человек'',
«индивид'', «индивидуальность'', которые,
однако, не являются тождественными.
Необходимо провести разграничение
между ними, чтобы определить понятие
«личность''.

  • Человек — это
    социально-биологическое существо,
    воплощающее собой высшую ступень в
    эволюции жизни и являющееся субъектом
    общественно-исторической деятельности
    и общения
    .
  • Понятие «человек''
    используется как предельно общее понятие
    для характеристики всеобщих, присущих
    всем людям качеств и способностей.
  • Используя это
    понятие, психологи подчеркивают, что
    человек является биологическим и
    социальным существом одновременно,
    которое своей жизнедеятельностью
    оказывает влияние на окружающую среду.
  • Основные
    характеристики человека:
  • — особое
    строение организма;

  • способность к трудовой деятельности;

  • наличие
    сознания.
  • Человек как
    отдельный представитель человечества
    определяется понятием «индивид''.
  • Индивид 
    единичный представитель человеческого
    рода, конкретный носитель всех
    психофизических и социальных черт
    человечества
    .
  • Общие
    характеристики индивида:

  • целостность психофизической организации
    организма;

  • устойчивость по отношению к окружающей
    действительности;

  • активность.

Иначе, можно
сказать, что индивид — это «конкретный
человек'' от рождения до смерти. Индивид
— исходное состояние человека в
филогенетическом и онтогенетическом
развитии.

Личность же
рассматривается как результат развития
индивида, воплощение собственно
человеческих качеств. Личность — это
социальная сущность человека.

Личность — это
конкретный человек, который является
носителем сознания, способный к познанию,
переживаниям, преобразованию окружающего
мира и строящий определенные отношения
с этим миром и с миром других личностей
.

Личность
рассматривается как воплощение в
конкретном человеке социальных качеств,
которые приобретаются в процессе
деятельности и общения с другими
индивидами.Личностью
не рождаются, личностью становятся.

  1. Основные
    характеристики личности:

  2. активность (стремление расширить сферу
    своей деятельности),

  3. направленность (система мотивов,
    потребностей, интересов, убеждений),

  4. совместная деятельность социальных
    групп, коллективов.

     Активность есть
важнейшее общее  свойство
личности, и проявляется оно в
деятельности,    в  процессе
взаимодействия с окружающей средой. Но
что именно побуждает человека действовать
определенным образом, ставить перед
собой те или иные цели и добиваться их?
Такими побудительными причинами являются
потребности.

Потребность
— это побуждение к деятельности, которое
осознается и переживается человеком
как нужда в чем-то, недостаток чего-либо,
неудовлетворенность чем-то. Активность
личности и направляется на удовлетворение
потребностей.

    Потребности
человека разнообразны. Прежде всего
выделяют потребности естественные
(природные), которые непосредственно
обеспечивают существование человека:
потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде
и жилище.

В основе своей это биологические
потребности, но по своей сущности они
в корне отличаются от соответствующих
потребностей животных: способ
удовлетворения человеческих потребностей
носит социальный характер, т. е.

зависит
от общества, воспитания, окружающей
социальной среды.

Наряду с естественными
у человека есть и чисто человеческие,
духовные, или социальные, потребности:
потребность в словесном общении с
другими людьми, потребность в знаниях,
активном участии в общественной жизни,
культурные потребно­сти (чтение книг
и газет, слушание радиопередач, посещение
театров и кино, слушание музыки). 

    Важнейшая
характеристика личности — ее
направленность,
определяющая
цели, которые ставит перед собой человек,
стремления, которые ему свойственны,
мотивы, в соответствии с которыми он
действует.

Анализируя
тот или иной конкретный поступок,
конкретное действие, определенную
деятельность человека (а они всегда
чрезвычайно разнообразны), надо
знать мотивы или
побудительные
причины
 этих
поступков, действий или конкретной
деятельности. Мотивами могут быть
конкретные проявления потребностей
или побуждения другого рода. Познавательная
потребность человека проявляется в
интересах.

Сложнее определить
понятие «индивидуальность'', потому
что, помимо личностных особенностей,
которые выступают основными составляющими
индивидуальности, в неё входят
биологические, физиологические и другие
особенности человека. Можно дать
следующее определение индивидуальности.

Индивидуальность — это
конкретный человек, который отличается
от других людей уникальным сочетанием
психических, физиологических и социальных
особенностей,
 проявляющихся
в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия
«индивидуальность'' чаще всего
подчеркивается неповторимость и
уникальность каждого человека. С другой
стороны, в индивидуальности мы встречает
те качества личности и индивидные
свойства, которые есть у всех, но имеют
разную степень выраженности и образуют
сочетания. Все индивидуальные качества
проявляются в различных способах
поведения, деятельности, общения.

  • Субъектчеловек
    как источник познания и преобразования
    действительности, носитель активности.
  • Кризисные периоды
    развития личности.
  • Можно выделить
    следующие кризисы.

1)
кризис новорожденного

это переход от одной формы существ-я к
др..

  1. 2)кр.
    1 года жизни
     –
    желания не совпадают с возможностями,
    хочет но не может,
  2. 3)кр.
    лет –
    настаивает
    на своем мнении, Я-сам,
  3. 4)кр.
    7 лет
     –
    внутреннее переживание, эффект горькой
    конфеты – ему плохо он скрывает,

5)кр.
13 лет
 –
(подростковый возраст), переждать это
время до 14 лет. Бунтуют против отношения
к ним взрослых. Появляется чувство
взрослости. Кризис рождения Я социального,

6)кр.
17 лет
 –
плавно переходит из подростка.
Самоопределение в растущем
самосознании, саморазвитииа)
учебно-проф-я деят-ть,б)
общение со сверстниками
и родственниками.Много планов
но не может их решить. Выход из кризиса,
если свершилось самоопределения,

7)кр.
21-23 года
 –
кризис молодого специалиста. Теряет
чувство психол-й
защищенности. Повышенный уровень
тревожности, восприятие стресса
ослабевает. Совершает ошибки молодого
спец-та.

8)кризис
30 лет
 –
кризис несоответствия возможностей и
удовлетворения потребностей. Кр.
Первоначального переосмысления и
дальнейшее планирование жизни.

Раньше
проявляется у женщин (называют кухонным
бунтом). Задумывается о возможности
самореализации. Просыпается чувственность.
Повышают квалификацию, меняют профессию.

Выход из кризиса 33 года, приводит к
стабильной жизни. К 30-35 годам наступает
чувство полноты жизни.

9)кр.
40 лет
 –
кризис «середины жизни». Остро ощущают
мужчины. Внешние признаки старения
(лысеют, седеют, морщины).

10)кр.
50 лет

особый рубеж,
кр.Филосовскогопереосмысления
жизни
. Предстарческий
возраст. Изменение в здоровье обусловленное
возрастными особен-ми.
Снижение
физической активности. Подготовка к
выходу на пенсию. Генеративность
– стремление иметь учеников.

11)кр.
выхода на пенсию
 – кр.
и стресс очень тяжелый. Значимы
его проф-е
успехи.

Источник: https://studfile.net/preview/3718848/

Основы психологии личности, ее психики и поведения

Основы психологии личности рассматривают человеческую психику в виде целостного, живого и неделимого субъективного образа, что является личностной, субъектной, неразложимой системностью, нерасторжимой интегрированностью.

Читайте также:  Укрепление нервной системы и психики взрослого человека: способы и средства

Психика производится и обнаруживается в живом человеке – личности, индивиде, индивидуальности, субъекте. Она не представляет собой его организм, структуру или аспекты.

В соответствии с разницей подходов к пониманию понятий, которые связаны с обобщенной категорией человека, понятие личности можно представить в виде одного из узловых, основных и максимально употребляемых в отечественной литературе по психологии.

При этом нельзя определить однозначную трактовку этого термина. Это, в том числе, обусловлено тем, что личность обладает динамикой, переменчивостью, своей гипотетической эволюцией.

Определение 1

Эволюция — это форма развития, которую нельзя представить в виде линейного процесса постепенного количественного прироста признаков или свойств.

Она в большей мере характеризуется обязательным наличием скачкообразного, качественного изменения, совокупность которых подобна самостоятельным ответвлениям от общего «древа жизни» в виде спирали.

Отличия между современным человеком и животным могут являться непереходимыми. В зависимости от подобного представления человеческая психика и поведение обладают принципиальными особенностями, которые качественно отличают человека от всех других обитателей Земли.

Замечание 1

Различные отличия не означают, что человек биологически и природно изолирован, напротив, реальные связи, взаимодействие и отношения человека и мира представляют собой основу жизни, задавая специфику человеческой психики в целом.

Особенности психики человека и его поведения

Замечание 2

Основная особенность человека в качестве вида представлена его первозданной социальностью, так как он появляется и формируется вместе с обществом, а социум появляется вместе с людьми.

Эти явления и категории нельзя отделять друг от друга, так как их нельзя представить вне их единства, которое не означает, что человек не обладает биологической спецификой (например, всеядностью, прямохождением). Но и биологические особенности людей в значительной мере можно считать социально обусловленными, то есть сформированными в определенное жизненное, биосоциальное очеловеченное единство.

Люди существуют не только в природной, биологической среде, но и в социальной, общественной. Их психика «производится» не только посредством мозга и нервной системы (например, воля, характер), но и с помощью социальных взаимодействий с другими людьми, отношений людей.

Ни одну высшую психическую функцию человека нельзя считать в полной мере унаследованной или врожденной, гарантированной.

Они не могут однозначно быть предопределены биологическими механизмами, поскольку каждая выступает в качестве результата прижизненного формирования и развития социального бытия, где появляются особенные психологические феномены, механизмы и закономерности. Их называют социально-психологическими.

Л. С. Выготским было описано, что у индивида каждая психическая функция появляется и проявляется дважды. Так, у новорожденного ребенка она существует в виде принадлежащей всему человечеству (интер психически).

Носители речи, мышления, переживания, сознания являются окружающие люди.

И только в ходе развития, формирования и процесса социализации личности рассматриваемые психические функции способны переходить во внутреннее, интрапсихическое существование, принадлежащее конкретным субъектам.

У личности создается особый вид социогенных психических образований, которые имеют в основе исключительно социальную природу.

Подобный психологический феномен обеспечивается соответствующими биологическими, нервными субстратами, которые в определенном смысле «отрываются», освобождаясь от исконной биологической привязанности к жизни, и переходят на уровень более обширной и многомерной социальной категории существования человека в качестве субъективного бытия.

Люди часто совершают поступки, которые никак не относятся к поддержанию, сохранению и продолжению собственной жизни, идя даже против нее для реализации определенных нравственных, социальных, этических нравственных идеалов. Психологи полагают, что только человек способен делать бессмыслицу, ведь животные не способны к этому.

Здесь предполагается необязательное наличие в поведении индивида четких биологических смыслов. Например, физически изнемогающий человек с трудом продолжит работу для исполнения своих обязанностей перед обществом.

Это обусловлено тем, что для человека характерны особые социогенные потребности, которые не имеют часто опосредствованной связи с биологическими потребностями.

Только человек может освобождаться от неукоснительного и строгого следования большинству своих неустранимых физиологических нужд.

В результате этого человеческое поведение значительно перестраивается, становясь по-особому свободным, избыточным.

Для психики и поведения характерной становится специфически человеческая направленность, по причине чего в образе происходит отражение предметов, совершение действий, которые не имеют прагматически узкого, базового значения выживания.

Замечание 3

Мир, который отражается, создается и преобразуется человеком, по существу, без ограничений расширяется для него. Происходит появление психологических предпосылок для возникновения творчества, науки и культуры, искусства и религии, всей духовности человека.

Вторая и также социально обусловленная особенность психики и поведения человека представлена присвоением, активным усвоением индивидом общечеловеческого опыта, который исторически сложился в жизни, бытии и жизни предыдущих поколений. Транслирование этого опыта происходит не механически от несущего источника к пассивно воспринимающим приемникам. Происходит его активная переработка, присвоение, интериоризация во взаимодействии мира и человека, мира и образа.

Формы передачи опыта

Выделяются 2 средства или 2 формы передачи опыта:

  • предметы и орудия труда, в целом деятельности;
  • речь, знаки и языки.

Орудия труда всегда обладают обучающей функцией, так как предопределяют конечный результат и логику человеческих действий с предметами окружающего мира.

Материальная деятельность людей вооружена орудием в качестве средства, то есть имеет некое опосредствование. Выготский считал, что животные не используют орудия труда.

Например, палка, которую обезьяна использует для того, чтобы достать плод, выступает только «биологическим удлинением руки». Она перестает существовать для обезьяны без наличия конкретной ситуации, значимой для нее.

Животные не сохраняют орудия труда, не производят их впрок.

Замечание 4

Для создания орудия труда необходимо предвидение его будущего использования, предугадывание его смысла или того, для чего оно будет использоваться. Для этой цели работать должно не только мышление, но и сознание, которого у современных животных, по представлениям ученых, нет.

Предметы внешней деятельности могут стать материализацией, кристаллизацией всей психики и мыслей человека. Люди рождаются и существуют в материальном предметном мире, созданном в значительной мере предыдущими поколениями.

Дома и улицы, картины и музыка, одежда и мебель, дворцы и трущобы способны не просто создавать для индивида объективную окружающую среду. Они представляют немалую, порой ведущую часть его собственно психологического окружения, в которое включен опыт человека (педагогическая и обучающая функция).

Люди живут в мире вещей и предметов, обладающих постоянным практическим назначением. Они способны опосредствовать, вооружать, качественно видоизменять все поведение и психику людей.

Знаки, языки и речь, которые люди создают искусственно, представляют собой психологически центральным, одним из основных средств сохранения передового опыта.

Знак или слово могут заменить собой предмет (вещь, явление, качество, действие), производя поэтому психологическое «удвоение» мира. С одной стороны, можно рассматривать объективный мир реальных предметов, а с другой есть столь же объективный мир их символических заменителей.

С ними люди могут работать самостоятельно. Слово, которое создает человек, не просто заменяет мир, а анализирует его, раскладывает на составные элементы, предметы-слова.

В самих возможностях подобного вольного обращения с отражаемым объективным миром состоит еще одна сторона свободы человеческой психики и поведения.

Помимо этого, знаковые системы являются внутренними средствами, орудиями самой психики людей. Психическая деятельность опосредствованная, аналогично инструментальной вооруженности материальной человеческой деятельности, что убедительно подтвердили многочисленные эксперименты, изучение.

Развитие высших психических функций личности можно представить в виде не только количественного увеличения, «созревания» их как таковых в отдельности, но и в виде расширения, их сложного внутреннего знакового опосредствования, а также развития межфункциональных связей и отношений между ними. Существование сознания придает человеческой психике управление.

Замечание 5

Сформированные психические процессы можно считать в определенной мере комплексными, знаковыми, речевыми, что обуславливает их специфическую общечеловечность.

Отсюда вытекает и характерная особенность психики человека в виде возможности, способности и готовности отражать абстрактные признаки и свойства предметов объективного мира.

Это и мысленное обобщение отражаемого мира до того уровня, где выделяются объективно существующие в нем связи и закономерности.

Человек способен отражать, воссоздавать в психическом образе то, что не формируется в чувственном, наглядном опыте.

Например, человек физически не может воспринимать скорость света, видеть устройство Солнца, чувствовать температуру 1000 градусов, но способен представлять это, понимая и формулируя в виде разнообразных объективных и мысленных знаковых моделей. С ними человек постоянно и реально работает и живет, поэтому для него проявляется истинное познание мира, в котором состоит еще один аспект свободы человеческой психики и поведения.

Для личности доступными и характерными являются фантазия и творчество, предвидение и прогноз, наука и культура, управление и самоуправление, а также искусство.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/osnovy-psihologii-lichnosti/

Основы психологии личности

Основные психические процессы человека. Ощущения — это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.

Ощущения — объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.

Как мы ощущаем? Для того, чтобы мы осознали какой-либо фактор или элемент действительности, нужно, чтобы исходящая от него энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая или электромагнитная) прежде всего была достаточной, чтобы стать стимулом, то есть возбудить какой-либо из наших рецепторов. Только тогда, когда в нервных окончаниях одного из наших органов чувств возникнут электрические импульсы, и сможет начаться процесс ощущения. Наиболее распространенная классификация ощущений — И.Шеррингтона:

  • 1) экстерорецептивные — возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;
  • 2) интерорецептивные — сигнализируют о том, что происходит в организме (голод, жажда, боль);
  • 3) проприорецептивные — расположены в мышцах и сухожилиях.

Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия. Восприятие не сводится только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позволяет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия.

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие.

Память — познавательное качество, механизмы и процессы, обеспечивающие запоминание человеком, сохранение и воспроизведение опыта и значимой информации. Запоминание, сохранение, узнавание, припоминание и воспроизведение — основные процессы памяти.

Память развивается в борьбе с забыванием. Забывание — процесс, обратный запоминанию. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей.

Мышление — психический познавательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и сложных связях и отношениях. Мышление невозможно без языка.

Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения.

Речь — это психический процесс использования языка с целью обмена информацией, общения и решения других задач. Речь человека развивается и проявляется в единстве с мышлением. Содержание и форма речи человека зависят от его профессии, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний и т. д.

С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, оказывают влияние друг на друга, воздействуют на себя. Речь в профессиональной деятельности является носителем информации и средством взаимовоздействия.

В речевой деятельности специалиста можно выделить речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподготовленную.

Воображение — это психический процесс создания новых обра-зов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека.

Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека.

Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты и последствия своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризуются неопределенностью.

Читайте также:  Понятие личностного роста человека в психологии: для чего нужен, саморазвитие

Психические состояния. Их воздействие на деятельность людей. Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.

Они могут быть личностные и си-туативные, глубокие и поверхностные, кратковременные и затяжные, положительные и отрицательные. Но в них может преобладать какой-то тип процессов, придающий им особую окраску. На этом основании их делят на эмоциональные (волнение, переживание, тревога и др.), познавательные (интерес, внимательность), волевые (собранность, мобилизованность).

Поступки человека, его деятельность зависят от его психического состояния.

Наряду с положительными состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности могут возникать и отрицательные (астенические) психические состояния.

Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят и к возникновению состояния психической напряженности.

Источник: https://studwood.ru/1474518/menedzhment/osnovy_psihologii_lichnosti

Тема 3 Основы психологии личности

  • Занятие 1
  • 1 Теории исследования личности: бихевиорестическая, психоана-литическая, гештальтпсихологическая, когнитивная, гуманистическая
  • 2 Деятельностный подход в развитии личности

3 Культурно — исторический подход в изучении личности по Л.С. Выготскому.

Занятие 2

1 Структура личности по К.К. Платонову

  1. 2 Механизмы психологической защиты личности: вытеснение, проекция, замещение, идентификация, рационализация
  2. Основные понятия по теме
  3. Понятие «человек» — самое широкое и общее, которое наделяет любого представителя рода человеческого всей совокупностью характе­ристик, свойственных людям вообще.

В языке слово «личность» имеет широкий спектр упот­ребления. Личность — это и человек, и нечто связанное с человеком, какой-то его срез, ракурс, перспектива. С од­ной стороны, аспект, проекция, с другой — основопола­гающее начало.

  • Лич­ность — это особое качество людей, приобретаемое ими в социокультурной среде в процессе совместной деятельно­сти и общения.
  • В процессе взаимодействия и общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется ин­теллект, взгляды, социальные установки, отношения к обществу, конкретным людям и к самому себе.
  • Личность это динамичная, относительно устойчивая, целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.

Проблема личности в психологии до конца не иссле­дована и представляет большой интерес для специали­стов. При этом наряду с понятием «личность» ученые используют термины «индивид» и «индивидуальность».

Индивид это отдельный представитель биологического вида homo sapiens (человек разумный), представитель чело­веческой общности.

К индивидным свойствам человека относятся не толь­ко его врожденные свойства (пол, телосложение, задат­ки и т.д.), но и приобретаемые в ходе жизнедеятельности (способности, характер, ценностные ориентации и т.п.).

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений, в результате чего приобретает социальные качества, то есть становит­ся личностью. Это значит, что не всякий индивид являет­ся личностью. Личностью не рождаются, личность фор­мируется, а также может разрушаться.

Понятие «индивид» соотносится с целостной (биосоциальной) организацией человека, а по­нятие «личность» характеризует его социокультурную ор­ганизацию, но если личность по своей сущности со­циальна, то по способу существования — индивидуальна.

Индивидуальность понятие более узкое и содержит в себе лишь те индивидные или личностные свойства челове­ка, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей.

Индивидуальность — это оригинальность человека. Ин­дивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других — малозаметно. Индивиду­альность характеризует человека конкретнее, детальнее и, тем самым, полнее.

Теории исследования личности:

Бихевиоризм(от англ. behavior — поведение) разрабатывался американскими психологами Э.Л. Торндайком , Дж. Уотсоном и др.: человек — это чистый лист бу­маги, на котором с помощью специально составленной програм­мы подкреплений и наказаний можно «нарисовать» личность с любыми свойствами («S-R: стимул — реакция»).

Психоанализ — основательЗ. Фрейд: поведение человека опреде-ляется не только сознательными, но и бессознательными мотивами, желаниями, переживаниями.

Неофрей­дизмпредставители Эрих Фромм, Карл Юнг, Карен Хорни, Альфред Адлер, Эрик Эриксон и др. — отрицали исклю-чительную роль сексуальных факторов в развитии, придавая основное значе­ние социальным.

Гештальтпсихология — основатели М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер: психика, должна изучаться с точки зрения целостных структур (гештальтов), основные свойства которых нельзя понять путем сум­мирования свойств отдельных его частей. Именно свойства це­лого определяют свойства его составляющих.

Когнитивная психология(от лат. cognitio — знание, позна­ние) — направление, представители которого У. Найсер, Дж. Капли, П. Жане решающую роль в поведе­нии человека отводили знанию.

Гуманистическая психология(К. Роджерс, А. Маслоу) основана на оптимистическом под­ходе к пониманию природы человека : вере в творческие возможности и силы каждого, в его способность сознательно выбирать свою судь­бу и строить собственную жизнь, т.к. любой человек рождается с по­требностью делать только добрые дела.

Деятельностный подход(М.Я. Басов, С.П. Рубинштейн,А.Н. Леонтьев) рассматривает личность, ее фор­мирование и развитие с позиции практической деятельности как особой формы психической активности. Внутреннее богат­ство человека определяется разнооб-разием видов деятельности, в которые он реально включен, и тем личностным смыслом, ко­торым он их наполняет.

Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский) изучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры: именно слово-знак первично по отно­шению как к практическому действию, так и к мышлению.

  1. Личность – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности.
  2. Структура личности:
  3. биологическое (эндопсихика), отождествляемое с нервно-психической организацией человека и включающее в себя его анатомические и психофизиологические особенности;
  4. социальное (экзопсихика), определяющее отношение че­ловека к внешнему миру в его социальном опыте.

Функционально-динамическая структура личности (К.К. Платонов):

  • направленность личности (включает в себя такие харак­теристики, как интересы, склонности, идеалы, моральные свой­ства, мировоззрение, убеждение; формируется в процессе вос­питания);
  • жизненный опыт (включает такие характеристики, как знания, умения, навыки, привычки; формируется в процессе обучения);
  • особенности психических процессов (включает такие ха­рактеристики, как воля, чувства, восприятие, мышление, ощу­щения, эмоции, память; формируется в процессе упражнений);
  • биопсихические свойства, объединяющие темперамент, по­ловые и возрастные свойства личности.

Психологическая защита личности связана с тем, что в жизни часто человек не в состоянии взвесить все обстоя­тельства и выбрать такое поведение, которое могло бы из­бавить его от неприятных переживаний.

Тогда и срабатыва­ют механизмы психологической защиты. Механизмы психологической защиты стабилизируют наше состояние, отторгают или изменяют неблагоприят­ную информацию о себе и других, служат для преодоле­ния дискомфорта.

  1. Основные механизмы психологической защиты:
  2. Замещение -защитный механизм, когда действие, направ­ленное на какой-либо объект, спровоцировано не им и не ему предназначено, а вызвано другим недоступным объектом
  3. Идентификация — защитный механизм, при котором чело­век видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, ему присущие.

Подавление (репрессия)вытеснение неприемлемых, потенциально опасных желаний и мыслей из сознания, что предотвращает их возможное разрешение.

Психиче­ская энергия подавленных желаний не исчезает бесследно, а продолжает существовать в человеке независимо от его сознания и часто находит свое болезненное проявление в виде, головных болей, язв, сердечных заболеваний, гипертонии и т.д.

Отрицаниеустранение, игнорирование травмирую­щих восприятий внешней реальности. Это бегство в фанта­зию, кажущуюся абсурдной объективному наблюдению. При этом, игнорируя логику, человек не замечает проти­воречий в своих суждениях.

Рационализация построение приемлемых оснований для оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей и чувств. Рационализация маскирует, скрывает истинные мотивы от сознания самого субъекта во имя внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения.

Инверсияподмена мыслей, чувств, отвечающих под­линному травмирующему мотиву, диаметрально проти­воположным поведением, мыслями, чувствами.

Напри­мер, неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо может подменяться в отношениях с этим человеком осо­бой предупредительностью, подчеркнутой вежливостью.

И, наоборот, — симпатия, любовное увлечение могут демонстрироваться как неприязнь, нарочитое игнори­рование и даже бестактность.

Проекцияприписывание другому человеку своих соб­ственных качеств, мыслей или чувств, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности.

Изоляция (отчуждение)обособление или локали­зация внутри сознания травмирующих человека факто­ров так, что связь между определенным событием и его эмоциональной окраской не отражаются в сознании. В ре­зультате может наступать явление двойника, то есть раз­двоение, расщепление личности.

Регрессия возвращение к более раннему, примитив­ному способу реагирования на травмирующие события, чтобы избежать внутренней тревоги, сохранить чувство са­моуважения. Яркий пример регрессии — это инфантиль­ность (младенчество, детскость) в поведении и отношени­ях взрослых людей.

Сублимация— преобразование энергии сексуальных влечений в социально приемлемые формы активности: творчество, социальные контакты и т.п.

Психологическую защиту нельзя однозначно рассмат­ривать как полезное или вредное психическое явление. Позволяя сохранить устойчивость личности на фоне дес­табилизирующих переживаний и добиться определенной адаптации, психологическая защита в то же время лиша­ет человека возможности активно воздействовать на си­туацию и устранить источник переживаний.

Тематика рефератов

1 Бихевиоризм (Дж. Уотсон, А. Бандура и др.)

2 Гуманистическая теория личности (А. Маслоу).

3 Феноменологическая теория личности (К. Роджерс).

  • Вопросы для самоконтроля
  • 1 Что такое личность?
  • 2 Каковы особенности понятия «личность»?
  • 3 Каковы особенности понятия «индивид»?

4 Всякий ли индивид является личностью? Почему?

  1. 5 Что такое индивидуальность человека?
  2. 6 Каковы особенности понятия «индивидуальность»?
  3. 7 Каковы особенности бихевиористической теории исследования личности?
  4. 8 Каковы основные положения психоанализа?
  5. 9 В чем сущность гештальтпсихологической теории исследования личности?
  6. 10 Что лежит в основе когнитивной теории исследования личности?
  7. 11 Каковы основные положения гуманистической теории исследования личности?
  8. 12 Каковы отличия деятельностного и культурно-исторического подхода в изучении личности?
  9. 13 Какова структура личности?
  10. 14 Чем вызвана психологическая защита личности?

15 Каковы основные механизмы психологической защиты? Каково их значение?

Литература

1 Годфруа, Ж. Что такое психология : в 2 т. Т.2 / Ж. Годфруа.- М.: Мир, 1996. — 376 с.

2 Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. — Мн.: Хэлтон, 1998. — 399 с.

3 Коломинский, Я.Л. Человек: психология / Я.Л. Коломинский. — М.: Просвещение, 1986. — 219 с.

4 Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ.; под общ. ред. В.А. Янчука. — Мн.: Попурри, 2001. — 848 с.

5 Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006. — 490 с.

6 Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 2007. — 606 С.

  • Тест
  • 1В психологии личность определяют через совокупность:
  • 1) физических качеств;
  • 2) интеллектуальных качеств;
  • 3) социальных качеств;
  • 4) умственных способностей.
  • 2 Что из указанного составляет систему качеств человека:
  • 1) интеллект;
  • 2) социальные установки;
  • 3) взгляды;
  • 4) культурный уровень;
  • 5) мораль;
  • 6) волевые качества;
  • 7) сознание;
  • 8) поведение.
  • 3 Какие свойства относятся к индивидным свойствам человека:
  • 1) сознание; 6) поведение;
  • 2) взгляды; 7) задатки;
  • 3) интеллект; 8) способности;
  • 4) пол; 9) характер;
  • 5) телосложение; 10) ценностные ориентации.
  • 4 Направленность личности включает:
  • 1) знания; 7) идеалы;
  • 2) интересы; 8) привычки;
  • 3) склонности; 9) навыки;
  • 4) моральные свойства; 10) чувства;
  • 5) мышление; 11) мировоззрение;
  • 6) убеждение; 12) память.
  • 5 Жизненный опыт личности включает:
  • 1) знания; 7) умения;
  • 2) интересы; 8) привычки;
  • 3) склонности; 9) навыки;
  • 4) моральные свойства; 10) чувства;
  • 5) мышление; 11) мировоззрение;
  • 6) эмоции; 12) память.
  • 6 Особенности психических процессов личности включают:
  • 1) воля; 7) темперамент;
  • 2) интересы; 8) привычки;
  • 3) восприятие; 9) навыки;
  • 4) ощущения; 10) чувства;
  • 5) мышление; 11) эмоции;
  • 6) убеждение; 12) память.
  • 7 Основные механизмы психологической защиты включают:
  • 1) зрение и слух; 10) идентификация;
  • 2) подавление; 11) рационализация;
  • 3) направленность; 12) инверсия;
  • 4) темперамент; 13) проекция;
  • 5) отрицание; 14) изоляция;
  • 6) способности; 15) регрессия;
  • 7) характер; 16) сублимация;
  • 8) замещение; 17) задатки;
  • 9) воля; 18) умения.
  • Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Читайте также:  Как избавиться от детских фобий и страхов: виды, причины, особенности проявления

Источник: https://zdamsam.ru/a73811.html

Направленность личности в психологии

Один известный человек заметил, что в метрических свидетельствах пишут, где и когда человек родился, но не пишут самого главного – для чего он родился. Направленность личности – это и есть то «самое главное», что имел в виду автор высказывания. Направленность личности в психологии является важнейшей составляющей человека.

Что такое направленность личности

Направленность личности – это совокупность потребностей, желаний, убеждений, интересов, мотивов человека, его идеалов и ценностных ориентаций. Всё это придаёт человеческой жизни определённый смысл.

Парадоксально, но человеческая жизнь приобретает какой-то смысл только после того, как она чем-то ограничивается. Невозможно хотеть и желать абсолютно всё, особенно если дело касается прямо противоположных вещей (нельзя желать одновременно ездить на хорошей машине и ходить пешком).

«Парадокс» объясняется просто, если сравнить личность с радиоприёмником или телевизором: когда он принимает все каналы одновременно, возникает «белый шум», и только отсеяв все каналы, кроме одного, он начинает передавать конкретную информацию, которую можно увидеть и услышать.

Личностная направленность при этом – явление врождённое; она, конечно, может меняться со временем, однако первоначальный толчок закладывается природой.

Побуждения, характеризующие личность, бывают доминирующими и второстепенными. Первые являются основой поведения человека, они же имеют наибольшую устойчивость.

Формы направленности личности в психологии

Каждый человек в чём-то нуждается. Есть вещи, в которых нуждаются все или почти все люди: все мы хотим есть, быть здоровыми, защищёнными от внезапной и насильственной смерти, почти все желают прожить как можно дольше.

Подобные первичные потребности характерны не только для людей, но и для животных; в определённой степени можно говорить о тех же потребностях и у растений. Помимо биологических, существуют социальные потребности, присущие только людям.

Одни из них также характерны для абсолютного большинства людей: это потребности в одежде, жилье и др. Но существуют потребности, характерные только для отдельных людей и не имеющие значения для всех остальных.

Например, потребность реализовать себя в ядерной физике или желание создавать музыку. Вообще потребность в самореализации является высшим желанием личности и присуща сравнительно небольшому количеству людей.

Далеко не все потребности человека могут быть удовлетворены сразу, и даже не все они могут быть удовлетворены в принципе. Неудовлетворённые потребности принимают различные формы в зависимости от содержания и от того, насколько человек осознаёт свои цели.

Установки

Это неосознанные состояния, характеризующие готовность человека заниматься какой-то деятельностью. Установки чаще всего возникают тогда, когда неоднократно повторяется какая-то ситуация, называемая установочной, во время которой человек естественным путём реагирует тем или иным образом.

Один раз сформированная установка может сохраняться иногда на весьма длительное время. Однако скорость формирования и исчезновения установок у разных людей различная.

Различные исследования позволили выделить три типа установок: познавательный (что готов изучить человек), эмоционально-оценочный (его симпатии и антипатии по отношению к объекту) и поведенческий (готовность каким-либо образом действовать в отношении объекта).

Влечения

Это частично осознаваемые потребности, причина которых, однако, может быть неясна человеку. Это некий переходный этап, после которого потребность может либо быть осознанной, либо угаснуть.

Интересы

Так называют избирательное отношение человека к объекту в силу того, что этот объект чем-то привлекателен для него – эмоционально или «жизненно».

Интерес представляет эмоциональную сторону познавательной деятельности, он связан с положительным восприятием какого-то предмета, явления или события.

Интересов у личности может быть множество, и все они могут быть разными по содержанию, глубине, объёму и т. д.

Склонности

Это мотивы, в которых сильно выражены потребности человека в занятиях какими-либо видами деятельности. В склонности часто перерастают наиболее устойчивые и сильные интересы.

Желания

Это мотивы, основанные на осознанных потребностях, которые при этом ещё не являются сильными побуждениями к действию. Желания часто характеризуют отношение личности к объекту, достичь которого он хочет, но осознаёт невозможность осуществления этого в данный момент.

Стремления

Это побуждения, в которых выражено желание достичь определённых условий существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть реализованы в процессе организованной деятельности.

Стремления бывают разных видов: это может быть мечта (воображаемый облик желаемого), идеал (мотив, выражающий потребность подражать какому-то образцу, следовать определённому примеру), страсть (мотив, отражающий потребность непреодолимой силы).

Намерения

Это стремления, при которых личность осознаёт не только желаемые условия, но и средства к их достижению.

Убеждения

Это совокупность потребностей, которые побуждают её действовать в соответствии со своими взглядами, представлениями и принципами. Убеждения основаны на определённых знаниях о мире.

Мировоззрение

Это система взглядов человека на мир. В первую очередь мировоззрение отражает общественное бытие. Оно является главным регулятором поведения человека и формирует те или иные виды направленности личности.

Направленность и мотивация

В направленности личности следует выделять цели и мотивы. Цель – это то, к чему стремится человек, а мотив – это причина, по которой он к этой цели стремится. Одну и ту же цель личность может ставить по разным причинам – следовательно, разными будут и мотивы.

Например, кто-то хочет стать врачом, но не понимает, что конкретно его привлекает в этой профессии. Другой тоже хочет стать врачом, но при этом он осознаёт, что хочет лечить людей. Третий желает с помощью профессии врача сделать хорошую карьеру и добиться материального благополучия. Как видим, цель у всех одна, но мотивы разные, как и степень их осознанности.

При этом нужно осознавать, что поведение человека довольно редко диктуется каким-то одним мотивом. Конкретное действие чаще всего является следствием целого комплекса мотивов и побуждений.

Так, человек может ходить на работу одновременно и из-за необходимости в деньгах, и из-за того, что данная деятельность ему нравится, и вследствие того, что она позволяет приобрести новых друзей.

Если какой-то из этих мотивов перестаёт действовать, то меняется и поведение человека – например, он может перейти в другую организацию или постарается получить новую профессию.

«Испытание» личности и её направленности может происходить в момент столкновения с какой-либо трудной ситуацией.

Действительно, все наши цели и мотивы существуют в нашем сознании, следовательно, они могут отличаться от действительной картины мира. Проблемная ситуация возникает, когда реальный мир имеет заметные несоответствия с нашим внутренним миром.

Столкновение с проблемой может изменить иногда всю структуру личности. Такую ситуацию кто-то называет «просветлением» или «откровением».

Выделяют три варианта последствий трудного события для психики:

  • Если убеждения, установки и ценности человека предполагали такой вариант развития событий, то происходит их закрепление: человек понимает, что «он был прав».
  • Когда событие частично подтверждает установки и ценности, то происходит их дальнейшее развитие, они становятся богаче и разнообразнее. Человек как бы говорит себе, что «жизнь, оказывается, значительно лучше (хуже, страшнее, веселее), чем он думал».
  • Третий вариант – полное разрушение всех ценностных ориентиров и установок. Предшествующее личностное развитие человек признаёт напрасным, его постигает разочарование в жизни.

Разрушительное воздействие трудного события может даже привести к патологии, а также к самоубийству.

Впрочем, это лишь самый крайний вариант исхода дела; нередко личность совершает огромные волевые усилия, стремясь вновь обрести себя.

Существенную роль здесь играют именно волевые качества личности, её искреннее желание жить и занимать своё место в мире. Именно про такие ситуации Ницше говорил – «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее».

Нередко проблема возникает в том, что человек не подготовлен к изменчивости окружающего мира. Чётко поставленные цели были бы осуществимы в изначальной ситуации, но вот обстоятельства поменялись, и цель теперь не может быть достигнута прежними средствами. Бывает, конечно, и обратная ситуация: человеку внезапно представляется возможность сделать то, что до этого было только мечтой.

Виды направленности

Направленность личности может иметь различные стороны своего проявления.

Психологи выделяют три основных вида направленности: к людям как к членам коллектива, к труду и его результатам и к собственной личности:

  • Направленность на взаимодействие проявляется тогда, когда исполнитель работы нацелен на общение, улучшение отношений с коллегами, начальством. Потребности в общении диктуют работнику определённые особенности поведения: он, как правило, уступает мнению коллектива, не желает брать на себя руководство. Его интересует прежде всего сама совместная деятельность, даже если это не гарантирует успешность выполнения работы и его личное участие в этом процессе минимальное.
  • Деловая направленность проявляется тогда, когда у личности существует потребность достичь поставленной цели. Человек, имеющий такую направленность, желает брать руководство на себя и стремится доказать остальным членам группы свою точку зрения; но делает он это обоснованно, с искренним желанием добиться пользы для всех участников процесса. Такой работник стремится добиться максимальной продуктивности от себя и от коллектива, он проявляет активность в овладении новыми знаниями и навыками.
  • Личная направленность имеет место у людей, у которых есть потребность обеспечить собственное благополучие, добиться первенства и престижа. Такой человек в первую очередь интересуется самим собой, своими чувствами, взглядами и переживаниями, он обращает мало внимания на потребности окружающих. Он может игнорировать сотрудников, подчинённых или начальников, халатно относиться к выполнению самой работы, если она не связана с достижением его собственного материального или духовного благополучия.

Профессиональная направленность по типу личности

Психолог Дж. Голланд выделил несколько типов профессиональной направленности личности.

Они зависят от того, к какому типу относится личность:

  • Реалистичный тип. Такие люди предпочитают работать с реальными предметами. Они ориентированы на практический труд и хотят добиваться быстрых результатов. У них хорошо развито практическое мышление; при этом они предпочитают профессии, основанные на ручной работе. Это водители, пчеловоды, связисты, радиомонтажники и др. Здесь, как правило, не требуются коммуникативные умения.
  • Интеллектуальный тип. Такие люди наблюдательны, хорошо соображают, при этом они независимы и имеют оригинальное мышление. Люди этого типа предпочитают научные профессии.
  • Социальный тип. Его представители активны, чувствительны, эмоциональны, нуждаются в постоянном общении с другими людьми. Содержанием профессий таких людей является взаимодействие с людьми. Предпочтительные профессии – преподавание, обслуживание, информационная деятельность.
  • Конвенциональный тип. Такие люди обладают высокой усидчивостью, они дисциплинированны и аккуратны. Они могут хорошо выполнять свою работу, когда имеют чёткие и ясные предписания. Лучше всего им даётся выполнение типичных задач, а с нестандартными могут возникать трудности. Предпочтительные профессии для таких людей – канцелярские: бухгалтер, нотариус, экономист и др.
  • Предпринимательский тип. Его представители активны, подвижны, имеют нестандартное мышление, склонны к риску. Они стремятся проявлять инициативу и захватывать лидерство. Люди такого типа предпочитают задачи, где нужно быстро принимать решения, и не любят работу, предполагающую усидчивость и внимательность. Любит и умеет вступать в контакты с другими людьми. Профессии таких личностей – политики, предприниматели, журналисты и др.
  • Артистический тип. Такие люди обладают образным мышлением и творческим воображением, они весьма чувствительны и эмоциональны. Общение с людьми они строят на основании своей интуиции, личных ощущений. Представители этого типа личности – художники, музыканты, дизайнеры, актёры, переводчики и др.

Данная классификация может применяться в тестах на определение профпригодности, выбор профессии, учебного заведения.

Что ещё даёт нам понимание механизмов направленности личности? Благодаря их изучению нам становится понятно, что основы всей нашей цивилизованной жизни коренятся во врождённых качествах и установках, сформированных в ранние годы жизни. В дальнейшем они могут многократно изменяться и корректироваться, но они не появляются «из ниоткуда».

Источник: https://PsyLogik.ru/152-napravlennost-lichnosti.html

Ссылка на основную публикацию