Основы психоанализа по зигмунду фрейду: основные идеи, классическая теория

Психоанализ — это направление психологии, основанное австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом.

Основы психоанализа по Зигмунду Фрейду: основные идеи, классическая теория

Психоанализ кратко

В рамках психоанализа внимание уделяется бессознательным процессам психики и мотивам человека. При этом, в основе лежит конфликт между сознанием и ситуациями, вытесненными в бессознательное.

Главной причиной этого процесса является влияние социума. Человек, как биологический объект, желает получать удовольствие и избегает боли. Но на него действуют правила, установленные в обществе. Они фиксируются в сознании.

При этом, желания подвергаются цензуре и, как неугодные, вытесняются в бессознательное. Это происходит со всеми желаниями человека, о которых он не позволяет думать в силу установок или запретов, сформулированных внешней средой.

История психоанализа

В 1885 году Зигмунг Фрейд отправился в клинику психиатра Жана Шарко для изучения гипноза. Там основоположник психоанализа увлекся нейропатологией. Он наблюдал за пациентами с параличом конечностей.

В ходе работы ему удалось выявить, что существуют различия между пациентами. Те, кто страдал истерией, были сильней поражены параличом, чем те, у кого болезнь была связана только с травмами. Дополнительно ученому удалось выяснить, что истерия способствует проблемам в сексуальной сфере.

Мысли об открытиях, сделанных в клинике Шарко, не оставляли Фрейда и после окончания стажировки. Он обратился к работам Йозефа Брейера, который разработал методику лечения пациентов с неврозами через эмоциональную разрядку – катарсис.

Фрейд увидел в применении этой техники возможные перспективы. Поэтому он начал сочетать ее с гипнозом и через год получил первые результаты.

Но и этот метод со временем утратил эффективность. Фрейд начал понимать, что есть пациенты, которые плохо переносят гипноз или оказывают сопротивление при извлечении болезненных воспоминаний.

Ученый решил, что необходимо использовать всю информацию, которой пациент делится с терапевтом. Эта информация, по мнению Фрейда, взаимодействует между собой через структуру связей. Так появился метод свободных ассоциаций.

При совместной работе с Йозефом Брейером Фрейд стал свидетелем нового для него явления. Одна из пациенток переносила болезненные воспоминания в настоящее и проецировала их на ближайшее окружение.

Она заявляла, что вынашивает ребенка от Брейера. В реальности это событие осталось в ее памяти болезненным воспоминанием.

Это стало основой для создания концепции переноса, тезисе об эдиповом комплексе и детской (инфантильной) сексуальности.

Поздней, после смерти родственника, Фрейд применил свои методы для лечения собственного невроза. В этот период он начал изучать сновидения. После наметившихся успехов, он начал применять этот метод в дальнейшей работе с пациентами.

На основе наблюдений и практических приемов появился классический психоанализ. Его основы Зигмунд Фрейд представил в ряде лекций, выделив их в общий цикл под единым названием «Введение в психоанализ». Книга впервые была опубликована в 1917 году.

Основные положения психоанализа

Психоанализ Фрейда рассматривает психику человека, как сложный и многоступенчатый процесс.

Основы психоанализа можно разделить на несколько теоретических комплексов: трехкомпонентную структуру личности, топографическую модель личности. А также, Фрейд сформулировал механизмы психологической защиты. Ими неосознанно пользуется личность в ситуациях болезненного воздействия на ее психику.

Трехкомпонентная структура личности

  • ОНО или на латинском ид. Через него выражаются инстинкты. ОНО наполнено низшими потребностями и желаниями. За счет этой структуры личность постоянно стремится либо к жизни и любви – эросу, либо к смерти и агрессии – танатосу.
  • Я или эго. Этот компонент заставляет личность действовать по правилам и законам. Но Я еще ориентировано на удовлетворение желаний компонента ОНО.
  • Сверх-Я или суперэго. Наивысшая структура. Она обеспечивает нормы морали и нравственности, располагает к прекрасному.

По мнению Фрейда, на все структуры влияет либидо. Оно заставляет стремиться к желаниям и попыткам удовлетворить их через одну из структур.

В психоанализе Фрейд связывает либидо с проявлением сексуальных влечений.

Топографическая модель личности

В этой модели Фрейд представил сознание, как сложное образование. Он предположил, что у человека есть фокус сознания и его периферические области.

  • В сознании находится все то, с чем сию минутно взаимодействует человек. Это и объекты внимания, и информация, необходимая для выполнения деятельности. В сознании содержатся доли Я и Сверх-Я.
  • Предсознательное. То, что вытесняется из сознания по причине ненадобности, но может быть восстановлено при необходимости.
  • В бессознательное вытеснены компоненты, к которым человек давно не обращается, болезненные ситуации и воспоминания. Из бессознательного сложно изъять компоненты без сопротивления. Это, почти всегда, неприятный для личности процесс. Бессознательное содержит ОНО и Сверх-Я. В рамках психоанализа ведется работа с бессознательным.

Механизмы психологической защиты

Основатель психоанализа утверждал, что психика человека, настроенная на удовольствие и проявление агрессии, создает защиту. Это оформляет поведение в приемлемые для общества рамки.

  • Отрицание. Человек на бессознательном уровне отрицает очевидные факты. Например, вред наркотических веществ или разрушительность отношений.
  • Вытеснение помогает избавиться от неприемлемых стимулов. На их место помещаются стимулы, угодные для общества или нравственных установок самого человека. Благовоспитанность, сформированная у ребенка строгими родителями, может ограничивать его в потребности вести себя более раскрепощенно.
  • Проекция появляется, когда человек не может смириться со своими истинными побуждениями, чувствами и желаниями. Он переносит их на тех, кто ими не обладает. Отсюда появляются истории про поступки людей, которых они не совершали.
  • Идентификация обратное явление проекции. В данном случае, человек приписывает себе чужие, но желанные для него, качества. Человек наделяет себя, например, смелостью, не характерной ему.
  • Рационализация. Человек находит для своих действий разумное объяснение. Но, при этом, в основе его поступков лежат причины, болезненно отзывающиеся в его сознании.
  • Включение. Травмирующие стимулы обесцениваются за счет их внесения в систему более сильных стимулов. Например, проблемы в семье становятся менее значимыми на фоне глобальных проблем экономики страны и уровня жизни.
  • Замещение. Один объект воздействия замещается другим, более слабым. Например, человек выплескивает свой гнев на членов семьи вместо начальника, разозлившего его. При этом, начальник выступает фигурой, более сильной по влиянию.
  • Изоляция. Травмирующие стимулы вытесняются в бессознательное. За счет их влияния могут наблюдаться расстройства: деперсонализация и расщепленность личности.
  • Регрессия. При защите наблюдается возврат к предыдущим стадиям развития. Человека возвращается к поведению, которым он пользовался, например, в подростковом периоде.
  • Реактивное образование. Побуждения человека преобразуются в противоположные явления, близкие к тем, что одобряется социальной средой. Например, добрый человек может вести себя озлобленно.
  • Сублимация. Энергия от непозволительных проявлений направляется в другие сферы жизни. Например, потребность в адреналине оценивается обществом неоправданно бессмысленной. Поэтому человек выбирает профессию, связанную с риском. При этом, другие люди будут одобрять такой выбор.

Методы психоанализа

  • Метод свободных ассоциаций. Пациент повествует о событиях своей жизни, высказывая все, что приходит ему в голову в текущий момент. При этом, он должен в своем рассказе добраться до проблемы, не зависимости от того, какое сопротивление оказывает на это его мозг. Фрейд считал, что все ассоциации важны – в них может быть спрятан ключ проблемы.
  • Объяснение сопротивления. Клиент не только рассказывает все, что приходит ему на ум, но и дает оценку сопротивления. При этом, всплывают новые факты, способные повлиять на ситуацию.
  • Анализ сновидений. По мнению Фрейда, сновидения несут важную информацию о жизни человека и его проблемах. Через образы, являющиеся во сне, могут открываться важные стороны внутреннего конфликта.
  • Эмоциональное преувеличение. В ходе терапии, когда клиент понимает причины и недостатки своих действий, его намерения на изменение ситуации оцениваются, как положительная тенденция и получают одобрение от терапевта.
  • Интерпретация. В ходе терапии неясные моменты должны быть разъяснены до понятных и очевидных фактов.

Представители психоанализа

Психоанализ личности быстро стал популярным направлением. Многие психологи стали развивать это направление, расширяя и преобразуя его.

Основы психоанализа по Зигмунду Фрейду: основные идеи, классическая теория

Зигмунд Фрейд — основоположник психоанализа.

  • Карл Густав Юнг некоторое время был учеником и поклонником работ Фрейда. Основной причиной, послужившей для разлада между учеными, стало расхождение взглядов на действие сексуальных побуждений. Юнг утверждал, что их роль неважная, как об этом говорил его учитель.

После ссоры с Фрейдом, Юнг стал развивать аналитический психоанализ. Он считал, что бессознательное сформировано памятью предков и влиянием общества.

В отличие от Фрейда, он минимизировал роль вытесненных стимулов. В процессе создания теории аналитического психоанализа, им было выделено личное бессознательное и коллективное.

Последнее предполагает обширные знания о традициях, ценностях и символах веры народа.

Юнгианский психоанализ дополняет психоанализ Фрейда и расширяет его границы до изучения социума.

  • Альфред Адлер, изучая неврозы, выделил идею, что недостатки становятся для человека причиной развития и тревожности. Человек, осознавая свои недостатки, чувствует свою неполноценность. Это формирует в нем постоянное ощущение тревожности за свои умения, способности и возможности. При этом, острая потребность их преодоления позволяет развиваться через поиск новых решений. Из этого возникают социальные интересы и стремления.
  • Эрик Берн изучал Я человека. Он определил, что Я может находиться в трех состояниях.
    • В состоянии «родитель» определяющая тенденция к необходимым действиям. Слово «надо» становится ведущим и указательным.
    • В состоянии «ребенок» главными являются желания. Это состояние беззаботности, хорошего настроения и позитивного взгляда на жизнь.
    • «Взрослый» регулирует два предыдущих состояния, своевременно и в зависимости от ситуации.

Для человека все состояния характерны, как данность. Наличие внутри нас «взрослого», «ребенка» и «родителя» вполне нормально. Ситуация становится проблемной, если одно из состояний возникает не вовремя. Например, в ситуации, требующей принятия ответственности, может включиться «ребенок» с нежеланием это делать.

  • Основателем неофредизма, получившего развитие в Америке, считается Эрик Фромм. Он полагал, что психоанализу не хватает гуманистической тенденции. По его мнению, на человека влияют тенденции экономики, политики, религии. Поэтому, в рамках неофрейдизма, сначала уделяется внимание пониманию, в какой среде живет клиент и от чего зависят его интересы.

Важным постулатом в учении Эрика Фромма является мысль о создании здорового общества. Ученый считал, что через такое общество человек сможет получить полезные связи с природой и окружающими его людьми.

  • Карен Хорни в рамках психоанализа разработала основные стратегии, которые человек использует в поведении. По ее мнению, они способствуют решению конфликта между человеческими желаниями и границами дозволенного.
    • Направленность на социум. Это стратегия взаимодействия людей. Она применяется людьми с уступчивым типом личности. Таким люди настроены на общение и готовы идти на компромисс.
    • Направленность против социума. Стратегия враждебного типа личности. Для них внешний мир выглядит ареной, где идет борьба за лучшее место. Сами они тоже настроены на завоевание лучших позиций.
    • Отказ от взаимодействия с социумом. Такая стратегия важна для обособленного типа личности. В их понимании избегание проблем один из вариантов, который помогает избавиться от любых тревожных стимулов.

Современный психоанализ

Основой психоанализа остается учение Зигмунда Фрейда. Его идеи о бессознательном дают науке большую сферу для изучения.

В XXI веке психоанализ развивается в трех направлениях:

  • Психоаналитическая концепция, на основе которой направление меняет свои границы и наполняется новыми идеями.
  • Прикладной психоанализ, в рамках которого изучаются проявления общества: культуру, ценности и общественные потребности.
  • Клинический психоанализ. Это целый терапевтический метод для работы с клиентами. В рамках терапии клиент размещается на кушетке лежа, а терапевт сидит за изголовьем. При этом, клиент не видит терапевта. Это способствует свободному потоку его мыслей. У него создается впечатление, что он ведет диалог с самим собой. Такая атмосфера позволяет клиенту раскрепоститься.

Создание психоанализа, как направления науки, стало важной вехой в развитии психологии. В рамках этого учения были затронуты особенности психики, которые помогают понять источник и механизм внутренних проблем человека. С развитием психоанализа стало возможным работать не только с той информацией, которую дает клиент, но и достичь глубины его неосознаваемых мыслей.

Источник: https://onona.online/psihologiya/psihoanaliz

Психодинамическая теория (психоанализ) З. Фрейда

Пожалуй, не одна из теорий личности не была так широко известна, как психодинамическая теория (психоанализ), которая вышла далеко за пределы психологической науки и повлияла не только на развитие психологии, но и социологии, медицины, культуры, искусства 20 века. Её основоположником был австрийский учёный, психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд (1856 – 1939).

Основы психоанализа по Зигмунду Фрейду: основные идеи, классическая теория

Главным источником развития личности Фрейд считал врождённые биологические факторы (инстинкты), которые порождают энергию либидо (влечение, желание). Она является энергией жизненных поступков человека и находит разрядку в сексуальном поведении.

Читайте также:  Причины плохого настроения: может ли быть без повода, с чем это связано

По мнению учёного, между инстинктами и влечениями с одной стороны и между сознанием и морально-этическими нормами с другой, происходит сложное динамическое взаимодействие. Регулируется это взаимодействие поведением человека. Причём, главную роль в этом играет бессознательное.

Такое объяснение послужило появлению целого направления в теории личности как психодинамического (психоанализ).

Структурная модель личности по Фрейду

Фрейд считал, что зрелая личность состоит из трёх начал: Ид (Оно), Эго (Я), Супер-эго (Сверх-Я).

Ид (Оно) представляет собой примитивные, врождённые и инстинктивные аспекты личности, оно функционирует в бессознательном и связано с биологическими побуждениями (сон, еда, дефекация и т.д.), наполняя поведение человека энергией. Ид содержит страсти, и как биологическое начало оно иррационально и аморально.

Подчиняется Ид принципу удовольствия и сохраняет центральное положение для индивида в течение всей жизни. Согласно Фрейду, Ид (Оно) – это нечто тёмное, биологическое, не регулируемое ни законами, ни правилами.

Это исходная структура психики, которая даёт разрядку психической энергии, но происходит это в импульсивной и иррациональной форме.

Эго (Я) – это совокупность осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, ответственных за принятие решений.

Эго удовлетворяет желания Ид в той мере, какой позволяют реальные обстоятельства и ориентируется на ограничения, налагаемые внешним миром.

То есть, какими бы желания не были, необходимо учитывать реальность, терпеть отсрочку своих потребностей, пока не создадутся приемлемые условия. Выход либидозной энергии тормозится или направляется в другое русло, приемлемое для данной ситуации.

Супер-эго (Сверх-Я) – это носитель моральных норм, критик и цензор всех желаний человека.

Супер-эго формируется под воздействием общества на сознание и подсознание человека, принятием им ценностей и норм общественной морали.

Главным источником формирования Супер-эго являются родители, близкие, учителя и воспитатели, те люди, с которыми человек вступает в длительные отношения на протяжении всей жизни

Как взаимодействуют Ид, Эго и Супер-эго?

Родившись, ребёнок имеет только Ид (Оно) и живёт по принципу удовольствий. Когда он сталкивается с запретами со стороны родителей и окружающих его людей, он развивается как личность и появляются Эго (Я) и Супер-эго (Сверх-Я). Следовательно под давлением общества, в котором он живёт, у него антагонистические отношения с ним, но без этого давления невозможен и личностный рост.

По мнению Фрейда, Ид требует удовлетворения инстинктов, бессознательно направляет психическую энергию, чтобы урегулировать психические процессы и состояния человека.

Неосознаваемые влечения, которые посылает Ид, находятся в постоянном конфликте с Супер-эго, т.е. с нравственными нормами. Постоянные противоречия между ними разрешает Эго (Я).

Эго примиряет обе стороны так, чтобы влечения Ид были удовлетворены, но не нарушались нравственные нормы.

Фрейдовская модель личности (Ид, Эго, Супер-эго) разделена на три зоны: бессознательное, предсознательное и сознание. Сознание – это вершина, предсознательное и бессознательное – это «подводная» часть. Ид полностью находится в бессознательном и недоступно сознанию. Супер-эго формируется в процессе взаимодействия с окружающими людьми и обществом.

Содержание предсознательного может быть осознано человеком, но требует усилий. Механизмом формирования Супер-эго у ребёнка является идентификация с близким взрослым по полу, черты и качества которого становятся содержанием Супер-эго.

Становление психики и Супер-эго у детей проходит через преодоление Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек.

Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек

По греческой мифологии, царь Эдип убил отца и женился на своей матери, не зная, что она его мать. Фрейд считал, что в Эдиповом комплексе скрывается суть постоянно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу.

То есть, мальчик испытывает влечение к матери, а отца считает соперником – это вызывает и восхищение, и страх, и ненависть у ребёнка. Он желает походить на отца, но при этом и хочет его смерти, боясь кастрации за влечение к матери.

Преодоление Эдипова комплекса у мальчиков проходит в возрасте 5-6 лет. В это время у них формируется Супер-Эго.

Комплекс Электры у девочек связан с тягой к отцу и неприязнью к матери, развивается в возрасте 5-6 лет.

Появление этого комплекса также связано с греческой мифологией и отображено в поведении Электры, которая уговаривает своего брата Ореста убить мать и её любовника, тем самым отомстить за смерть отца. Первая любовь у девочек появляется к матери.

Но впоследствии она видит физическую разницу в структуре тела, у неё нет пениса, как у отца и брата, развивается зависть, что является психическим аналогом страха кастрации для мальчиков.

Стадии развития личности по Фрейду

Фрейд считал, что либидозная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основным фактором формирования характера человека. В своём развитии личность проходит несколько стадий, они связаны со смещением эрогенныех зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие, отсюда и название возрастных этапов (стадий).

Оральная стадия (до 1 года) – в этом периоде удовлетворение желаний происходит при раздражении полости рта. Ребёнок сосёт молоко, глотает, а когда пищи нет, сосёт собственный палец.

Все желания младенца удовлетворены быть не могут, поэтому появляются первые ограничения и начинает формироваться Эго (Я).

При этом развиваются такие черты личности как жадность, требовательность, ненасытность все, что предложено.

Анальная стадия (1-3 года) – аэрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Малыш учится навыкам туалета. Родители приучают к опрятности, возникают новые требования и запреты.

Начинает формироваться Супер-эго (Сверх-Я) как воплощение социальных норм, внутренняя цензура и совесть. В этом периоде развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность и др.

По мнению Фрейда, нужно поощрять детей к регулярному опорожнениею и при этом хвалить, тогда у ребёнка сформируется позитивная самооценка и, возможно, творческие способности.

Фаллическая стадия (3-5 лет). Ребёнок начинает осознавать свои сексуальные различия, интересуется гениталиями.

Если до этого детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. У мальчиков развивается Эдипов комплекс, у девочек – комплекс Электры.

Это период строгих запретов, когда интенсивно формируется Супер-эго (Сверх-Я). Появляются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.

Латентная стадия (5-12 лет) – это период сексуального затишья, особенно в 6-7 лет. Идёт подготовка к взрослению. Активно развивается Эго и Супер-эго. Влечения, исходящие от Ид (Оно), успешно контролируются. Детские сексуальные желания вытесняются, и интересы ребёнка направляются в другое русло: общение с друзьями, обучение в школе и т.д.

Генитальная стадия (с 12 лет) начинается с полового созревания. Объединяются все эрогенные зоны, возникает стремление к нормальному сексуальному общению. У подростков отмечается повышенная возбудимость и сексуальная активность. Ид усиливает своё действие, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Механизмы психологической защиты

Между Ид, Эго и Супер-эго существует неустойчивое равновесие. Ид посылает инстинкты, которые следует удовлетворить. Но часть желаний не соответствует нормам морали. Супер-эго следит за соблюдением этих норм и тормозит желания.

Компромисс между ними достигается за счёт Эго. Когда внутренний конфликт долго не разрешается, человек становится невротиком, т.к. поддерживать своё психическое состояние он может только благодаря механизмам психологической защиты.

У каждого человека есть свой набор таких механизмов. Фрейд выделил 5 из них.

Вытеснение. Когда неприемлемые желания (воспоминания, мысли, переживания и др.) вытесняются в бессознательное. Постепенно человек о таком желании забывает, но напряжение остаётся. Оно проникая через бессознательное, напоминает о себе в виде символов в сновидениях, оговорок, ошибок и т.д.

Регрессия. Психологическая защита, выражающаяся в возврате к детским моделям поведения и привычкам: кусает ногти, портит вещи, капризничает и др. У взрослых он может включать в себя недовольство, несдержанность, стремление к рискованным ситуациям, противодействие авторитетам и др.

Рационализация – это маскировка. Уход от истинных мыслей, чувств через более приемлемые объяснения собственного поведения. Этим подавляется вина и стыд, сохраняется чувство собственного достоинства, достигается состояние внутреннего комфорта. Эти «рациональные» объяснения зачастую выглядят глупо и нелогично

Проекция – это бессознательное или осознанное перенесение человеком своих состояний на внешние объекты или приписывание другим людям собственных желаний и чувств. Другими словами, вина за происходящее всегда возложена на другого человека или обстоятельства.

Сублимация. Когда сексуальное или агрессивное желание, стремление направляется в другое русло. Благодаря сублимации сексуального влечения у творческих людей возможен необычайный подъём, создаются шедевры живописи или музыки, совершаются открытия в научной области и др.

Мнение

Вначале, как положено, о хорошем. Безусловно, заслуги З. Фрейда в области психотерапии и психологии велики.

Он первым создал развёрнутую теорию развития личности, создал оригинальный метод лечения невротических расстройств, на основе самоанализа разработал систему клинических наблюдений, обосновал и ввёл в практику свою методику исследования психических процессов, которые невозможно было изучить в то время другими способами. Открыл то, что находится за пределами нашего сознания. Но!

Не все исследования Фрейда получили научное признание, хотя его идеи нашли своё воплощение в практике и привлекли внимание многих учёных. Но как отнестись к стадиям развития личности (оральная, анальная, фаллическая и др.

)? Как отнестись к Эдипову комплексу и Электры? Так и хочется задать вопрос Великому Сигизмунду Шломо Фрейду: «Вы это серьёзно?» Получается, что без сексуального влечения, даже у детей, никакого личностного развития? Ой ли? Может поэтому лечение ребёнка не дало результата и врач работал только со взрослыми? А может во всём виновато биполярное расстройство учёного?

Источник: https://sherbakova.com/psihoanaliz-frejda/

Классический психоанализ Фрейда

    Краткий обзор классического психоанализа Зигмунда Фрейда: методы, технические приёмы, область применения и критика со стороны научного сообщества.

Предпосылки возникновения теории

    Теория психоанализа была разработана в конце 19 века. Есть два важных момента, предшествующих этому по мнению самого Зигмунда Фрейда, которые он «взял на вооружение», создавая свою теорию.

Речь идёт о методе венского врача Йозефа Брейера и методе психиатра Ипполита Бернхейма.

С первым Фрейду довелось некоторое время вместе работать, а метод доктора Бернхейма Зигмунд Фрейд наблюдал на одном из показательных обучающих сеансов.

  •     Метод доктора Брейера.
  •     Метод доктора Бернхейма.

    Йозеф Брейер, австрийский психиатр, в 1880–1882 годы разработал метод, получивший название метод катарсиса. Его пациентка, девушка 21-года, имела паралич обеих правых конечностей с отсутствием чувствительности, отвращение к приёму пищи и ряд других телесных и душевных расстройств. Симптомы болезни появились после смерти её любимого отца, ухаживать за которым она прекратила вследствие собственного заболевания.
    Брейер вводил её в состояние гипноза, доводил её до ситуации, когда её травмирующие переживания появились впервые, добивался эмоционального состояния, владевшего ею в тот момент, и устранял эти «застрявшие» симптомы болезни (1, с. 165–170).
    Историю её болезни Брейер и Фрейд впоследствии опубликовали совместно в работе «Исследования истерии» (1895). Аффективные переживания, в результате которых появлялись симптомы болезни, стали называть психическими травмами. Было определено направление движения: от последней травмы к первоначальной, и необходимость выражения аффекта в процессе воспоминания для освобождения от «застрявших» травматических переживаний (1, с. 170–177).

    Ипполит Бернхейм, психиатр, применял для лечения невротиков гипнотическое внушение. В 1889 году Фрейд присутствовал во время одного из обучающих занятий Бернхейма. Во время этого сеанса воспоминания больного из самбулического состояния под гипнозом, преодолев сознательное сопротивление, были с успехом восстановлены в бодрствующем состоянии.

    Впоследствии Фрейдом были введены понятия сопротивления и вытеснения как защитного механизма психики. Для возможности работы с сопротивлением и вытеснением пациента вместо гипноза был выбран метод свободных ассоциаций. Было введено понятие сознательного заместителя для вытесненного бессознательного (1, с. 180–185).

Теория психоанализа Зигмунда Фрейда

    Основную идею теории можно кратко охарактеризовать следующей цитатой: «Расстройствам эротики должно быть приписано наибольшее значение среди факторов, ведущих к заболеванию, и это так для обоих полов…
    Почему другие душевные волнения не могут дать повода к описанным явлениям вытеснения и замещения.

Я могу на это ответить: я не знаю, почему другие, несексуальные, душевные волнения не должны вести к тем же результатам, и я ничего не имел бы против этого; но опыт показывает, что они подобного значения не имеют, и самое большее – они помогают действию сексуальных моментов, но никогда не могут заменить последних», – писал Фрейд (1, гл.

Читайте также:  Причины жестокости людей друг к другу: что заставляет их становиться злыми

«О психоанализе», с. 199).
    Необходимая аналитическая работа должна дойти до времени полового развития и раннего детства.

«Только переживания детства дают объяснение чувствительности к будущим травмам, и только раскрытием и доведением до сознания этих следов воспоминаний, обычно почти всегда позабытых, мы приобретаем силу для устранения симптомов» (1, с. 201).

    Для обоснования теории Зигмунд Фрейд ввёл понятие Эдипова комплекса и последовательных фаз в психосексуальном развитии человека (оральной, анальной, фаллической и генитальной).

Методы классического психоанализа

    Средствами распознавания скрытого в психоанализе являются: метод свободных ассоциаций, толкование сновидений и использование случайных оговорок и ошибочных действий пациента.
    Основное правило гласит: пациент должен говорить всё.

«Он должен всё говорить, совершенно отказавшись от любого критического выбора, всё, что приходит ему в голову, даже если он считает это неправильным, не относящимся к делу, бессмысленным… Следуя этому правилу, мы обеспечиваем себя материалом, который наведёт нас на след вытесненных комплексов» (1, с. 190).

    Метод свободных ассоциаций лежит в основе психоанализа и является одним из основных. Закон образования ассоциаций гласит, что если какие-либо объекты воспринимаются одновременно или в непосредственной близости, то впоследствии появление одного из них может повлечь за собой осознание другого.

    «Больной иногда замолкает, запинается и начинает утверждать, что он не знает, что сказать, что ему вообще ничего не приходит на ум… Однако более тонкое наблюдение показывает, что подобного отказа со стороны мыслей никогда не бывает на самом деле» (1, с.190).

    Случайные оговорки и ошибочные действия проявляют скрытые, вытесненные намерения, желания или страхи, которые по различным причинам человек показать не может.

    Толкование сновидений.
    Сновидения – есть зашифрованные сообщения бессознательного, а не бессмысленный набор образов. «Представим себе, что мы хотим заменить газетную статью рядом иллюстраций. Сделать это будет непросто…

ещё сложнее будет проделать это с абстрактными словами и всеми частями речи, выражающими логические отношения».

    «В предисловии к третьему английскому изданию в 1931 году семидесятипятилетний Зигмунд Фрейд писал: «Эта книга (*Толкование сновидений) в полном соответствии с моими нынешними представлениями содержит самое ценное из открытий, которые благосклонная судьба позволила мне совершить.

Озарения подобного рода выпадают на долю человека, но только раз в жизни» (5).     Своеобразное психосексуальное направление теории классического психоанализа подразумевает прохождение аналитиком и анализируемым определённых психических процессов.

  1.     Процесс перенесения.
  2.     Процесс контрпереноса.
  3.     Процесс переработки сопротивлений.
  4.     Процесс катарсиса.

    «Тот, чья потребность в любви не получает полного удовлетворения в реальности, вынужден обращать на всякое новое лицо свои либидозные надежды… Поэтому вполне естественно, что активная сила либидо обращается также и на личность врача», – писал Зигмунд Фрейд (1, с. 293).
    «Врач должен признать, что влюблённость пациентки вынуждена аналитическим положением и не может быть приписана превосходству его особы и что у него нет никакого основания гордиться таким «завоеванием», как это назвали бы вне анализа» (1, с. 303).
    Контрперенос – это ответные бессознательные чувства аналитика к пациенту. «Это явление представляет собой одну из главных опасностей для психоаналитика, оно может привести к психическому заражению обоих».

    «Преодоление сопротивлений начинается с того, что врач открывает никогда не узнаваемое анализируемым сопротивление и указывает на него… за указанием на сопротивление не следует непосредственно его прекращение. Нужно дать больному время углубиться в неизвестное ему сопротивление, переработать его, преодолеть его…» (1, гл. «Методика и техника психоанализа», с. 284).
    Сопротивления пациента – это бессознательный защитный механизм, он препятствует осознанию им своих неприемлемых вытесненных мыслей и желаний.
    «Эта переработка сопротивлений становится на практике мучительной задачей для анализируемого и испытанием терпения врача. Но именно эта часть работы оказывает самое большое изменяющее влияние на пациента, и ею аналитическое лечение отличается от всякого воздействия путём внушения» (1, с. 285).
    Катарсис – это эмоциональная разрядка, в результате которой человек освобождается от вытесненных, травмирующих переживаний. Это разрешение невротического конфликта за счёт воспоминания и переживания когда-то «застрявших» в психике негативных эмоций.

Техника классического психоанализа

    Общее представление о технических приёмах можно получить из следующих разъяснений Зигмунда Фрейда:
    1. «Я настаиваю на совете укладывать больного на диван, между тем как врач должен занять место позади его так, чтобы больной его не видел…

Так как во время слушания я сам отдаюсь течению моих бессознательных мыслей, то не хочу, чтобы выражение моего лица давало пациенту материал для толкования или оказывало влияние на то, что он говорит» (1, гл. «Психоанализ и характер», с. 259).
    2. Не следует указывать пациенту, о чём он должен говорить.

«В общем безразлично, с какого материала начинать лечение, с истории ли жизни, истории болезни или детских воспоминаний… больному говорят: «Прежде чем я смогу вам что-нибудь сказать, мне нужно многое о вас знать, будьте добры рассказать мне о себе всё, что вы о себе знаете». (1, с. 259).
    3. Надо говорить всё. Не существует тайн и нескромности по отношению к третьим лицам.

Нельзя скрывать ни имена, ни даты, ничего. Этому требованию «вы должны подчиниться» (1, с. 260).
    4.

«Необходимо устранить всякое сознательное воздействие на свою способность запоминать и всецело отдаться «бессознательной памяти» или, выражаясь технически, нужно слушать и не заботиться о том, запоминаешь ли что-либо… Анализируемый часто утверждает, что сделал уже раньше какое-нибудь сообщение, между тем как спокойно, сознавая своё превосходство, можно его уверить, что это сообщение сделано теперь впервые» (1, с. 317).
    5. Работа со сновидениями относится к одному из основных методов теории. «После того как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал задавать об отдельных элементах этого сновидения один и тот же вопрос: что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём?» (5, «Толкование сновидений»). В понимании бессознательных потребностей, выраженных в сновидениях, по мнению Зигмунда Фрейда, лежит ключ к пониманию самой проблемы.
    6. Когда можно начать давать пациенту необходимые сведения, когда наступает время раскрыть ему тайное значение появляющихся у него мыслей? Не раньше, чем тогда, когда начнёт развиваться процесс перенесения. «Первой целью лечения остаётся привязать больного к лечению и к личности врача. А для этого нужно сделать только одно – дать больному достаточно времени» (1, с. 265).

  •     Область применения теории.
  •     Гарантии.

    Классический психоанализ не рассчитан на людей старше 50 лет: «Лица в возрасте за 50 лет утратили пластичность душевных процессов, на которые рассчитывает терапия».
    Методика неприменима также для лиц, «не обладающим известным образованием и относительно внушающим доверие характером», – писал Фрейд (1, гл. «Методика и техника психоанализа», с. 224). «У меня выработалось правило только условно на срок в одну-две недели принимать больных, которых я мало знаю» (1, с. 248).
    Не следует использовать анализ для близких и родных людей: «Что касается обращения с «родственниками», то в этом отношении я сознаюсь в своей полной растерянности и питаю вообще мало доверия к индивидуальному воздействию на них» (1, с. 325).
    При неврозах опасно подталкивать человека быть сильнее, чем он на то способен. «Изрядное количество тех, кто теперь спасается в болезни, не выдержит при предполагаемых условиях конфликта, а быстро погибнет или наделает худших бед, чем их собственное невротическое заболевание» (1, с. 238).

    Некоторые пациенты просят освободить их от какого-то одного конкретного симптома, «но они переоценивают при этом избирательную силу анализа. Разумеется, врач-аналитик может многого достичь, но он не в состоянии точно определить, что он сможет сделать» (1, с. 255).
    Классический психоанализ является длительным, речь идёт о годах. На вопрос, сколько может продлиться лечение, Фрейд отвечал словами Эзопа: «Чтобы ответить о длине дороги, нужно знать шаг путешественника и скорость его движения» (1, с. 252).
    «Я разрешаю каждому оборвать лечение, когда ему заблагорассудится, но не скрываю от него, что прекращение лечения после непродолжительной работы не даст никакого успеха и, как незаконченная операция, легко приведёт его в неудовлетворительное состояние» (1, с. 254). Основы психоанализа по Зигмунду Фрейду: основные идеи, классическая теория

    Дорога, ведущая в никуда.Фотосессия с канадской моделью Риком Дженестом (Rick Genest).

Критика теории психоанализа

    Для многих положений психоанализа не существует способа опровержения в принципе, а стало быть, их нельзя считать научными. «Профессор психологии Йельского университета Пол Блум отмечал, что утверждения Фрейда настолько туманны, что не могут быть проверены никаким достоверным методом и поэтому не могут быть применимы с точки зрения науки» (Bloom P. Introduction to Psychology) (5).

    Философ Лесли Стивенсон, разбирая концепцию Зигмунда Фрейда в книге «Десять теорий о природе человека» (англ.

Ten Theories of Human Nature, 1974), обратил внимание на ряд моментов, характерных более для секты, чьи представители «могут без труда в уничижительном ключе проанализировать мотивацию критиков – то есть списать на бессознательное сопротивление любые попытки усомниться в истинности разделяемой ими концепции.

По сути, фрейдизм представляет собой замкнутую систему, нейтрализующую любые свидетельства, говорящие о фальсификациях, и может быть воспринят как идеология, принятие которой обязательно для каждого психоаналитика» (3, 5).
    «Биолог и нобелевский лауреат Питер Медавар охарактеризовал психоанализ как «самое грандиозное интеллектуальное мошенничество двадцатого века» (5).

    Если говорить о наиболее известных учениках и сподвижниках Зигмунда Фрейда, таких как Карен Хорни, Эрих Фромм, Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, то все они впоследствии отошли от ключевого постулата теории (сексуального фактора как основного мотива для возникновения психических расстройств). Исследование душевного и психического состояния человека было смещено в сторону социально-культурных элементов общества и среды.

    Литература:

    1. Фрейд, З. По ту сторону удовольствия / Пер. с нем. – Мн.: Харвест, 2004. – 432с.
    2. Берн, Э. Люди, которые играют в игры.
    3. Jose, Brunner. Freud and politics of psychoalanysis. – N.J.: Transaction Publishing, 2001.
    4. Стивенсон, Лесли. Критическое обсуждение / Десять теорий о природе человека. – СЛОВО/SLOVO, 2004.
    5. ВикипедиЯ. [Электронный ресурс] / Фрейд, Зигмунд.
    6. Фрейд, З. Толкование сновидений / Под общ. ред. Е. С. Калмыковой, М. Б. Аграчевой, А. М. Боковикова. – М.: Фирма СТД, 2005.

Источник: http://psy-nets.ru/psychoanalysis_part1.html

Психоанализ Фрейда кратко и понятно

Великие умы нашей планеты на протяжении многих десятилетий изучают устройство человеческой личности. Но существует множество различных вопросов, на которые ученые не в силах дать ответы.

Почему человеку снятся сны и какую они несут в себе информацию? Почему события прошлых лет могут вызвать определенное эмоциональное состояние и спровоцировать необдуманные поступки? Зачем человек пытается спасти бесперспективный брак и не отпускает свою половину? Для того чтобы ответить на вопросы из темы касающейся психической реальности, используется методика психоанализа. Психоаналитическая теория Фрейда – главная тема данной статьи.

Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд

Коротко о создании метода

Теория психоанализа произвела настоящую революцию в области психологии. Данный метод был создан и введен в эксплуатацию великим ученым из Австрии, доктором психиатрии Зигмундом Фрейдом. На заре своей карьеры Фрейд тесно сотрудничал со многими выдающимися учеными.

Профессор физиологии Эрнст Брюкке, основатель катартического метода психотерапии Иосиф Брейер, основатель теории о психогенной природе истерии Жан-Маре Шарко — лишь малая часть исторических личностей, с кем Зигмунд Фрейд вместе трудился.

По словам самого Фрейда, своеобразная база его метода зародилась именно в момент сотрудничества с вышеперечисленными людьми.

Занимаясь научной деятельностью, Фрейд пришел к выводу о том, что некоторые клинические проявления истерии нельзя интерпретировать с точки зрения физиологии.

Как объяснить то, что одна часть человеческого тела полностью теряет чувствительность, а соседние области по-прежнему ощущают влияние различных раздражителей? Как объяснить поведение людей в состоянии гипноза? По мнению самого ученого, вышеперечисленные вопросы являются своеобразным доказательством того факта, что лишь часть психических процессов является проявлением реакций ЦНС.

Многие из людей слышали о том, что человеку, погруженному в гипнотическое состояние, можно задать психологическую установку, которую он обязательно выполнит.

Довольно интересен тот факт, что если поинтересоваться у такого человека о мотивах совершенных поступков, то он сможет с легкостью найти аргументы, объясняющие его поведение.

Основываясь на этом факте, можно сказать о том, что человеческое сознание самостоятельно подбирает аргументы к совершенным действиям, даже в том случае, когда для объяснений нет особой нужды.

Читайте также:  Инфантильный мужчина это какой: типы, проявление в отношениях и жизни

В годы жизни Зигмунда Фрейда факт того, что человеческое поведение может зависеть от внешних факторов и тайных для сознания мотивов, являлся настоящим шоком. Следует обратить внимание на то, что именно Фрейд ввел такие понятия, как «бессознательность» и «подсознание».

Наблюдения этого выдающегося ученого позволили создать теорию о психоанализе. Кратко, психоанализ Зигмунда Фрейда можно описать как анализ психики человека с точки зрения сил, которые ею движут.

Под термином «сила» следует понимать мотивы, последствия и влияние на будущую судьбу, прошлого жизненного опыта.

Фрейд был первым человеком, который с помощью метода психоанализа смог излечить пациентку с наполовину парализованным телом

Что входит в основу психоанализа

По мнению Фрейда, психическая природа человека непрерывна и последовательна. Появление любой мысли, желаний и совершаемые действия имеют свои причины, которые характеризуются бессознательными или сознательными мотивами. Таким образом, все совершаемые поступки имеют прямое отражение в будущем индивидуума.

Даже в тех ситуациях, когда душевные переживания кажутся необоснованными, существует скрытая связь между различными событиями в человеческой жизни.

Основываясь на вышеперечисленных фактах, Фрейд пришел к выводу, что человеческая психика состоит из трех разных областей:

  • сознание;
  • бессознательная сфера;
  • раздел предсознания.

В бессознательную сферу входят базовые инстинкты, которые являются неотъемлемой частью человеческой природы. К этой же области можно отнести идеи и эмоции, которые вытеснены из сознания.

Причиной их вытеснения может быть восприятие подобных мыслей как запрещенных, грязных и не достойных существования. Бессознательная область не имеет временных рамок.

Для того чтобы объяснить этот факт, следует сказать о том, что детские переживания, попавшие в сознание взрослого человека, воспринимаются также интенсивно, как и в первый раз.

В область предсознания входит часть бессознательной области, что в определенных жизненных ситуациях, становится доступной для сознания.

Область сознания содержит в себе все то, что осознается человеком на протяжении всей жизни. Согласно идее Фрейда, человеческой психикой движут инстинкты и стимулы, заставляющие индивидуума совершать различные поступки.

Среди всех инстинктов следует выделить 2 стимула, обладающих главенствующей ролью:

  1. Жизненная энергия – либидо.
  2. Агрессивная энергия – инстинкт смерти.

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда направлен в большей части на изучение либидо, основой которого является сексуальная природа. Либидо является жизненной энергией, которая тесно взаимосвязана с поведением, переживаниями и эмоциями человека. Помимо этого, характеристики этой энергии можно растолковать, как причину развития расстройства психики.

Человеческая личность содержит в себе три составляющих:

  1. «Сверх-Я» – Суперэго;
  2. «Я» – Эго;
  3. «Оно» – Ид.

«Оно» заложено в каждом человеке с рождения. К этой структуре относятся базовые инстинкты и наследственность. Его нельзя описать, руководствуясь логикой, поскольку «Оно» характеризуется, как неорганизованность и хаотичность. Важно отметить, что «Оно» обладает безграничным воздействием на эго и суперэго.

Топическая модель психического аппарата состоит из 2 составляющих: сознательное и бессознательное

«Я» — одна из структур человеческой личности, что тесно контактирует с окружающими людьми. «Я» происходит из «Оно» и появляется в тот момент, когда ребенок начинает воспринимать себя в качестве личности. «Оно» является своеобразной подпиткой для «Я», а «Я» выступает в качестве защитной оболочки базовых инстинктов. Для того чтобы лучше понимать взаимосвязь между

«Оно» и «Я», следует рассмотреть пример сексуальных потребностей. «Оно» является базовым инстинктом, то есть потребностью сексуального контакта. «Я» определяет, при каких условиях и когда будет реализован этот контакт. Это означает что «Я» обладает способностью сдерживать и управлять «Оно», что является залогом внутреннего психоэмоционального равновесия.

«Сверх-Я» берет свое начало в «Я» и является своеобразной базой, где хранятся моральные законы и правила, ограничивающие личность и запрещающие некоторые действия. По мнению Фрейда, в задачу «Сверх-Я» входит выстраивание идеалов, самонаблюдение и совесть.

Все вышеперечисленные структуры имеют важную роль в развитии человеческой личности. Они поддерживают тонкий баланс между опасностью, связанной с неудовольствием и стремлением, что ведет к удовлетворению.

Энергия, берущая свое начало в «Оно», отражается в «Его». Задачей «Сверх-Я» является определение границ действия этой энергии. Следует обратить внимание, что требования внешней реальности могут отличаться от требований «Сверх-Я» и «Оно». Данное противоречие является причиной развития внутренних конфликтов. Для решения подобных конфликтов используются следующие способы:

  • сны;
  • компенсация;
  • сублимация;
  • защитные механизмы.

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что сны являются воссозданием человеческих желаний, которые не могут быть реализованы в реальности. Повторяющиеся сны четко указывают на наличие нереализованных стимулов. Нереализованные стимулы мешают самовыражению и психологическому росту.

Сублимация – механизм перенаправления сексуальной энергетики на те цели, что одобрены в социуме. К таким целям относятся интеллектуальные, социальные и творческие виды деятельности. Сублимация является одним из защитных механизмов человеческой психики, а созданная ей энергия является основой цивилизации.

Тревожность, вызванная неудовлетворенными желаниями, может быть нейтрализована при помощи прямого обращения к внутреннему конфликту.

Поскольку внутренняя энергия не в силах найти выход, необходимо перенаправить её на преодоление имеющихся преград. Помимо этого, необходимо снизить последствия, которые могут предоставить эти преграды и компенсировать неудовлетворенные стимулы.

Примером подобной компенсации является идеальный слух, у людей с нарушениями в работе зрительных органов.

По мнению Фрейда, человеческая психика безгранична.

Фрейд предположил, что всеми нами движет принцип удовольствия

Человек, страдающий от недостатка определенных навыков, и желающий добиться успеха, может достичь поставленной цели благодаря напористости и непревзойденной работоспособности. Но существуют примеры, когда возникшее напряжение может исказиться из-за работы особых защитных механизмов. К таким механизмам относятся:

  • изоляция;
  • подавление;
  • гиперкомпенсация;
  • отрицание;
  • проекция;
  • регрессия.

Пример работы этих защитных механизмов следует рассматривать на ситуации с неразделенной любовью. Подавление этих чувств можно выразить фразой «Я не помню этого чувства», механизм отвержения выражается в виде «Любви нет, и не было», а изоляцию можно описать как «Я не нуждаюсь в любви».

Подведение итогов

Теория психоанализа Фрейда кратко и понятно была изложена в данной статье. Подводя итог, можно сказать, что данный метод является одной из попыток понять, те особенности человеческой психики, что ранее были непостижимы. В современном мире, термин «психоанализ» используется в следующих сферах:

  1. В качестве названия научной дисциплины.
  2. Собирательное название комплекса мероприятий, посвященных исследованиям работы психики.
  3. Как метод лечения невротических расстройств.

Многие современные ученые часто подвергают критике теорию Зигмунда Фрейда. Однако на сегодняшний день, те понятия, что были введены в обращение этим ученым, являются своеобразной базой науки психологии.

Источник: https://ktovdepressii.ru/terminologiya/klassicheskij-psihoanaliz-zigmunda-frejda.html

Основные идеи психоанализа Зигмунда Фрейда

Психоана́лиз (нем.

Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг.

Термин «психоанализ» был введен 3. Фрейдом в 1896 году в статье об этиологии неврозов. До этого он говорил об анализе, об анализе психики, психологическом анализе и гипнотическом анализе. Сам 3. Фрейд дает много определений психоанализа, среди которых наиболее часто цитируется то, которое содержится в энциклопедической статье 1922 года.

В ней автор пишет, что психоанализом называется: во-первых, способ исследования психических процессов, иначе недоступных; во-вторых, метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании; в третьих, ряд возникших в результате этого психологических концепций, постепенно развившихся и складывающихся в новую научную дисциплину.

  • Основные положения психоанализа заключаются в следующем:
  • *человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
  • *эти влечения преимущественно бессознательны;
  • *попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
  • * индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

*конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;

*освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

Классический психоанализ Фрейдаобозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем.

Теория критиковалась и критикуется с различных точек зрения, вплоть до утверждения, что психоанализ является псевдонаукой, однако он практикуется многочисленными клиническими психологами и врачами в настоящее время.

Психоанализ также получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция.

Он оказал существенное влияние и на формирование идей сексуальной революции.

Огромный прорыв Фрейд совершил в лечении нервных расстройств. Ранее истериилечились массажами и считалось, что они свойственны только женщинам, имеющим блуждающую матку.

Фрейд же заметил, что зачастую физические заболевания, вызванные истерией, не имеют никаких органических причин, следовательно, эти заболевания появляются на подсознательном уровне, более того, гипотеза о том, что психосоматические заболевания характерны только для женщин также были оспорены Фрейдом.

До появления работ Фрейда в мировой психологии считалось, что все психические процессы, происходящие в личности, человек может осознать сам и полностью проанализировать. Основное же внимание в изучении человека уделялось его физиологии.

Фрейд же, изучая психику человека, опроверг утверждение о том, что никто не может понять психический процесс лучше человека, который испытывает его на себе. Он утверждал, что многие психические явления человек не осознает — они происходят глубоко в психике.

Не изучив эту скрытую область психики невозможно понять человека. о чтобы выявить нарушения в психике человека, необходимо полностью проанализировать и осознать все ее самые глубокие слои. Основываясь на своей практике.

Фрейд называл сексуальные и психические травмы, полученные в детстве — основными причинами появления психосоматических заболеваний.

Выдвинув гипотезу о том, что личность всегда находится в конфликте с обществом и что поведение людей зависит от психики, а не от развития социума, Фрейд делает вывод, что причиной возникновения психических расстройств является то, что пациент старается подавить свои тайные желания, боясь осуждения общества. Из-за подавления желаний возникают психофизиологические проблемы.

То есть, для того чтобы полностью излечиться, человек должен осознать и заново пережить подавленное влечение. Для выявления этих влечений Фрейд предлагал использовать гипноз. Наиболее вытесняемыми влечениями Фрейд называл эротические желания.

Он говорил о том, что подавленные желания могут проявляться не только в психических заболеваниях, но и во всех продуктах человеческой деятельности — в искусстве, например.

Позже Фрейд перестает применять гипноз, так как этот метод не приносит желаемых результатов. Вместо этого Фрейд предлагает метод свободных ассоциаций и толкование сновидений. Собственно, эти методы и заложили основу психоанализа. Этот термин он впервые употребил в 1896 году.

Метод свободных ассоциаций состоял в том, что пациент, удобно устроившись на кушетке, говорил все, что приходило ему в голову, не стесняясь самых неприличных, бессмысленных и грубых высказываний, таким образом освобождались те забытые желания и ощущения, которые отсекались сознанием при применении самоанализа, принятым во время критического мышления. В последствии Фрейд скажет, что этот способ работает не всегда.

Вторым методом психоанализа являлось толкование сновидений. Фрейд называл сновидения искаженным образом бессознательных желаний. То есть сон — это некоторая зашифрованная информация, проанализировав которую, можно выявить замещенные аффекты. Эту теорию он подробно описал в свой первой работе «толкование сновидений» в 1900 году.

В дальнейшем теория психоанализа видоизменялась. К понятию «либидо» добавились также терминыЭрос — стремление к жизни иТанатос— стремление к смерти. Танатос является ведущей страстью и проявляется в агрессии человека. Также появились понятия «Ид«, «Эго» и «Супер-Эго«, которые входили в состав личности человека.

  1. III.
  2. Техники (и этапы анализа)
  3. 1.Накопление материала:
  4. * метод свободных ассоциаций (или «основное правило психоанализа»)
  5. * «Толкование сновидений»
  6. 2.Интерпретация — толкование первоисточников конфликтов
  7. 3.Анализ «сопротивления» и «переноса»
  8. 4.Проработка — заключительный этап (и механизм перестройки психики при нём)



Источник: https://infopedia.su/14x158f8.html

Ссылка на основную публикацию