Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основой

Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основой

Данное определение в философии характерно не только в отношении отдельно взятого человека, но и общества или некоторых групп людей, развитых до осознания своего положения относительно общих идеалов и ориентиров.

  • Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основойПо причине того, что исходной точкой самоотношения служат окружающие люди, становится ясно, что такое самосознание, определение чего кроется в сущности общественной жизни.
  • Социальная психология характеризуется тремя областями, через которые и происходит формирование индивидуума.
  • К ним относится:
  1. Деятельность.
  2. Общение.
  3. Самосознание.

В процессе социальной жизни развивается и возрастает коммуникативность с другими индивидуумами и группами людей, а также в единстве со всем обществом отмечается формирование личностного «Я».

Самосознание – это олицетворение себя, которое компонуется поэтапно в течение всей жизни от специфического влияния различных социальных факторов, состоящих из 4 частей по В. С. Мерлину.

Так, данное определение – это присутствие сознания различий вселенной от самого себя, сознание своего «Я» как активного субъекта, сознание самоэмоциональных и психических качеств, сознание своих нравственных характеристик самоуважения, сложенного из приобретенного опыта в жизнедеятельности и в общении с другими людьми.

Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основойНаука сегодняшних дней сводится к нескольким точкам зрения на происхождение определения самосознания. Типичным становится понимание того, что это первичный генетический вид сознания человека, базирующийся на самовосприятии и самоощущениях, образующихся в детском возрасте, как единое общее понимание своего тела и окружающего мира.

Следуя исходной форме философии, отмечается, что самопереживание – это многостороннее самосознание, порождающее его.

Известно противоположное мнение С. Л. Рубинштейна, под которым понимается, что самосознание – кульминационная картина сознания, образовавшаяся как итог совершенствования сознания. Оно формируется путем становления личностного сознания, но никак не вследствие самопознания и формирования индивидуального «Я».

Помимо этого, философия психологической науки вытекает из осознания совместного восприятия внутреннего состояния и внешнего мира, оказывая друг на друга одинаковое влияние.

Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основой

Посему рефлективная степень способствует внутренней стыковке с аффективным внутренним переживанием – В. П. Зинченко.

Отмечается, что самовосприятие располагается в ведении правого мозгового полушария, а под контролем левого – сформированная рефлексивная конструкция «Я».

Структура самосознания

Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основойСобственное ощущение того, что человек не такой как все, а особенный, подпитывается постоянными временными душевными муками – вспоминая о прошедшем, живя в сегодняшнем и надеясь на грядущее.

В процессе исследования самосознания участвуют два определения – «Я настоящее (текущее)» и «Я личностное». Текущий формат является конкретным видом осознания себя в нынешнем времени, а личностный представлен – конструкция самовосприятия центр выработки «Я текущих».

  1. Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основойКаждое действие его в едином времени проявляется фрагментами самопереживания и самопознания.
  2. Самовыражение действий сознания позволяет человеку осознавать, регулировать и диагностировать собственное психическое состояние, но также твердо понимать себя как самооценивающего, так и воспринимающего себя сознающим индивидуумом.
  3. Структура самосознания представляет собой:
  • Осознание близлежащих и далеких целей, основ своего «Я».
  • Осознание собственных присутствующих и желаемых черт.
  • Когнитивные и познавательные сведения о своей личности.
  • Эмоциональная иллюстрация своей персоны.

Небезызвестная в сегодняшней науке структурная схема самосознания выдвинута К. Юнгом. Эта схема создана на базе неосознаваемых и осознаваемых компонентов изученной человеческой психики. Юнг вывел и дал определении 2 степеням человеческого самоотображения.

  • 1 степень – самость, относящая к конкретному человеку, сознательные и неосознанные действия.
  • 2 степень характеризуется тем, что человек является как субъектом, так и объектом.
  • Помимо этого, важно понимать, что «Я» – это наблюдающее свойство, а самостьнаблюдаемое.
  • Философия самосознания в условиях наполнения его данными исходит от 2 аспектов функциональности – сравнение себя с кем-либо, чем-либо и рефлексия, а также саморефлексия (интеллектуальное исследование собственного «Я»).
  • Определение сознания человека включает в себя 3 сегмента:
  • Отношение к собственной персоне.
  • Отношение к обществу.
  • Предположение отношения окружающих к себе.
  1. Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основойИзвестны дефекты самосознания – деперсонализация, раскол основы личности, нарушение телесного обнаружения, крайние степени отклонения самосознания.
  2. При деперсонализации теряется индивидуальное «Я», когда человек смотрит извне на свое психическое состояние.
  3. Сбой в физиологическом обнаружении наблюдается, когда люди ощущают сегменты тела, как не входящие в состав тела части.
  4. Тяжелые степени нарушения внутреннего процесса мобилизуются, когда теряется ощущение реальности как в собственной жизни, так и всего мира.

Самосознанию свойственны характерные особенности, но еще существует непознанное, нуждающееся в исследовании.

Самосознание человека

Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основойОпределение самосознания человека в философии и психологии: что является основойОпределение самосознания человека в философии и психологии: что является основой

Источник: https://psiho.guru/filosofiya/samosoznanie-eto-takoe-opredelenie-v-filosofii.html

Самосознание — Психологос

Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основой Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основой Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основой Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основой Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основой Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основой Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основой Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основой

Самосознание — осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (то есть своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).

Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов.

В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и общественных событий.

Самосознание тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретического мышления.

Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, самосознание по самому существу носит общественный характер. В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В.С. Мерлину):

  • сознание отличия себя от остального мира;
  • сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
  • сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
  • социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания.

Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятие человека, когда еще в раннем детстве формируется у ребенка целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения (С.Л. Рубинштейн) согласно которой самосознание — высший вид сознания, возникший как результат развития сознания. Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности.

Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основой

Третье направление психологической науки исходит из того, что осознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино и взаимообусловленно. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом себе.

В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я».

Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме.

Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В.П. Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания — левым полушарием.

Критерии самосознания:

  1. выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);
  2. осознание своей активности — «Я, управляю собой»;
  3. осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);
  4. моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта.

Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я».

«Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, то есть непосредственные процессы деятельности самосознания.

«Личностное Я» — это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постольку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить:

  1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);
  2. осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);
  3. познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
  4. эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

  • самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
  • самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К. Юнгом и основана на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Юнг выделяет два уровня самоотображения.

Первый — субъект всей человеческой психики — «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы, и поэтому есть как бы тотальная личность. Второй уровень — форма продления «самости» на поверхности сознания, осознаваемый объект, сознательное «Я».

Когда человек думает: «Я знаю себя», «Я чувствую, что я устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одновременно и субъектом и объектом. Несмотря на идентичность «Я»-субъекта и «Я»-объекта, все же необходимо отличать — принято называть первую сторону личности «Я», а вторую — «самостью». Различие между «Я» и самостью относительно.

«Я» является наблюдающим началом, самость — наблюдаемым. «Я» современного человека научились наблюдать за его самостью и чувствами, как если: чем-то отличным от него. Однако «Я» может наблюдать и за своей склонностью наблюдать — и в этом случае то, что сначала было «Я», становится самостью.

Читайте также:  Преодоление боязни перед сценой: как перестать бояться перед публикой, советы

Гуманистические психологи рассматривают самость как целенаправленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

Мерилом для человека в его отношении к себе являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

  • в непосредственно-чувственный уровень — самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности;
  • в целостно-образный, личностный уровень — осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я»;
  • рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень — осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;
  • целенаправленно-деятельный уровень — своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.
  • Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности: уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия).
  • В целом можно выделить три пласта сознания человека:
  • 1) отношение к себе
  • 2) отношение к другим людям
  • 3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).
  • Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:
  1. эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то — хорошие люди»));
  2. группоцентрическии уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»);
  3. просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»);
  4. эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность — главное в отношении к другому человеку»).

Нарушения самосознания

При всех психических заболеваниях самосознание поражается раньше, чем предметное сознание. Существуют специфические расстройства самосознания:

  • деперсонализация, когда происходит утрата своего «Я», все происходяшее в своей психике люди воспринимают как бы со стороны, как что-то внешнее или чужое;
  • расщепление ядра личности. Оно как бы раздваивается, больные жалуются на постоянное присутствие двух чуждых начал, конфликтующих между собой. Каждое из этих начал, «Я», обладало памятью, индивидуальностью, утверждало собственную жизненную целостность, но не признавало саму мысль о возможном существовании других начал;
  • нарущение телесной идентификации, когда люди жалуются, что части своего тела воспринимают как что-то от них отдельное;
  • крайние формы нарушения самосознания (дереализация), когда утрачивается чувство реальности не только своего бытия, но появляются сомнения в подлинности существования всего окружающего мира.
  • Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основой

Самоосознание

Самоосознание — это актуальное осознание человеком себя (своих мыслей, чувств, поступков), своего по…

Осознанность

Человек в темноте мало что может разглядеть, он путается, ошибается и не понимает. Когда человек не…

  • Сознание
  • Восприятие себя

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/samosoznanie

Самосознание и его структура, элементы и функции в психологии

Самосознание в психологии – это одно из базовых понятий. Это очень сложный психический процесс, который отражает внутреннее «Я» личности, то есть внутренний мир человека. Понятие самосознания определяется тем, насколько глубоко индивидуум осознает свои чувства, природные черты и поведение. То есть функции самосознания тесно связаны с процессом познания себя.

Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основой

Особенности понятия

Определение самосознания в психологии подчеркивает, что данное внутреннее качество является венцом развития высших психических функций. Оно позволяет выделять себя во внешнем мире, познавать свою природную суть и наполнять ее, получая определенные знания и приобретая жизненный опыт.

Самосознание – это динамичный процесс. Изначально оно закладывается у человека на генетическом уровне. Постепенно взрослея, ребенок начинает познавать себя следующим образом:

  • Он отмечает отличия собственного характера.
  • Приобретает способность сохранять свои личностные природные качества, сохраняя индивидуальность.
  • Привыкает к внутренним ощущениям, которые вызывают определенные внешние ситуации.

На основании всего перечисленного происходит формирование самосознания. Но это не происходит в виде самостоятельного процесса. Развитие самосознания неразрывно связано со становлением общего сознания. При этом можно выделить такие основные этапы развития самосознания, связанные с постепенным познанием окружающего мира:

  • Самоощущения при получении определенных знаний и жизненного опыта.
  • Самовосприятие событий на эмоциональном уровне.
  • Самопредставления о том, как все во внешнем мире должно происходить.
  • Составления мнения и понятия о себе.

Самосознание человека всегда развивается на базе деловых и межличностных отношений человека с другими людьми. Оно зависит от общественно-культурных факторов. Самосознание и самооценка – это влияющие друг на друга понятия.

Насколько человек смог осмыслить свой внутренний мир и принять его, зависит то, какая будет его самооценка. Эта характеристика является, как известно, одним из главных психологических аспектов успешности человека. С другой стороны, влияние самооценки на развитие человека, бесспорно.

Правильно оценивая свои возможности, человек формирует свой характер.

Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основой

Структура

Психология выделяет такие основные компоненты самосознания:

  • Реальное «Я». Это совокупность представлений человека о себе в настоящем времени. Как правило, в этом случае базовым фактором является реальная самооценка индивидуумом себя.
  • Идеальное «Я». Это внутренние желания человека, связанные с тем, каким бы он хотел себя видеть. Как правило, этот структурный элемент формируется на основании тех жизненных целей, которые человек ставит перед собой. Прошлое «Я». Это понятие человека о том, каким он был в прошлом. Психология утверждает, что влияние на внутренний мир человека событий, произошедших ранее, всегда очень значимое.
  • Будущее «Я». Это определенные представления человека о том, как может измениться его внутренний мир в будущем при изменении внешних условий.

Структура самосознания очень сложная. Среди основных элементов психология выделяет следующее:

  • Самопознание.
  • Самоконтроль и саморегуляцию.
  • Самооценку.
  • Самопринятие.
  • Самоуважение.

Самосознание и его структура связана с временными этапами развития человека. С этой точки зрения психология выделяет четыре формы самосознания:

  • Осознание тождественности. Эта часть внутреннего восприятия окружающего мира формируется на первом году жизни ребенка. Она связана с выделением себя из внешнего мира как личности.
  • Осознание собственного «Я». Как правило, становление этой части происходит приблизительно к трехлетнему возрасту. Оно связано с тем, что ребенок начинает осознавать то, что он является субъектом деятельности в окружающем мире.
  • Осознание собственных психических свойств, предопределенных природой. Это период, когда формируется самосознание подростка. В это время закладываются первые результаты самонаблюдения за окружающим миром и итоги начального жизненного опыта.
  • Формирование социально-нравственного подсознания. Процесс начинается в юношеском возрасте и продолжается всю жизнь

Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основой

Функции

Главная функция самосознания заключается в саморегуляции поведения человека в обществе. Именно совокупность внутренних представлений о себе позволяет личности вырабатывать правильное поведение в определенных условиях. Функции самосознания направлены на то, чтобы человек сохранял собственное индивидуальное постоянство, чувствуя ответственность за социальные ценности, принятые им.

Благодаря сформировавшемуся на конкретный период времени внутреннему восприятию, человек может:

  • Мотивировать себя к конкретной деятельности. То есть у него формируется ярко выраженное профессиональное самосознание, на основании собственной оценки своих возможностей, понимании прав и обязанностей.
  • Формировать свое отношение к окружающим его людям и событиям, которые происходят вокруг него.
  • Продолжать развиваться и совершенствоваться. Нарушение самосознания всегда пагубно влияет на личность, полностью останавливая развитие человека.

Сознание, самосознание и личность – это неразделимые понятия. Эти элементы образуют тот важный внутренний механизм, который позволяет человеку сознательно воспринимать все обстоятельства, возникающие в окружающем мире.

И что очень важно, осознавая свои возможности, индивидуум способен правильно реагировать на сложившуюся жизненную ситуацию.

Это позволяет определить меру и характер собственной активности, то есть формирует профессиональное самосознание.

Психодиагностика самосознания

Психодиагностика самосознания — это комплекс методов, которые позволяют понять, как человек относится к себе. Это выражается в оценке двух продуктов: «Я — образ» и «Я — концепция».

На протяжении всей своей жизни человек накапливает о себе различные знания. То есть, он формирует «Я — образ». Знания человека о себе выражаются в его эмоциях и оценках себя.

На базе этого формируется его самоотношение или «Я концепция».

Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основой

В области психодиагностики широко используются традиционные стандартизованные описания, которое представляют собой индивидуальные отчеты. Они могут быть в виде:

  • Тестов-описаний.
  • Списков дескрипторов.
  • Шкальных техник.

Современные методики психодиагностики в виде свободных самоописаний позволяют специалистам оценить уровни самосознания конкретного человека:

  • Природный. Он определяет, насколько сильно человек выделяет себя из общего окружающего мира. Анализ позволяет понять переживания человека, соотнесенные с собственными действиями.
  • Социальный. Он связан со сравнением человеком себя с другими индивидуумами в окружающем мире. Это позволяет сделать выводы о самоуважении человека и его приспосабливаемости.
  • Личностный. Он подчеркивает наличие личностных мотивов для продвижения по жизненному пути. Анализ данного фактора позволяет определить наличие правильной самооценки, которая позволяет стать человеку успешным.

Расстройства внутреннего мира человека, чаще всего, выражаются деперсонализацией. По-другому это состояние можно определить, как отчуждение человека от своего «Я». Это состояние проявляется в том, что индивидуум не получает удовольствие от жизни. На фоне этого часто возникает растерянность и потеря смысла жизни.

Нарушения в самосознании часто связаны с серьезными эмоциональными расстройствами. Они могут проявляться:

  • Депрессией, которая проявляется в общей подавленности.
  • Патологическим аффектом, когда эмоциональные реакции преобладают по своей силе, вызвавшие их раздражители.
  • Аффектом, характеризующимся сильным душевным волнением, которое сопровождается зачастую явно выраженными вегетативными реакциями: яростью, внутренним страхом.
  • Эйфорией, когда все окружающее кажется необычайно прекрасным, поэтому человек теряет способность реально оценивать ситуацию вокруг себя.
  • Эмоциональной лабильностью, которая выражается неустойчивостью эмоциональных реакций на события, происходящие в окружающем мире.

Самосознание – очень важный психологический процесс. Оно позволяет разрешить многие жизненные противоречия в материальной и духовной сфере. Без этого внутреннего качества невозможно продвижение к поставленным целям.

Похожие записи

Источник: https://apatii.net/sovety-psixologa/chto-takoe-samosoznanie

Самосознание и его функции

Определение 1

Самосознание – это биологически обусловленная способность человека осознавать самого себя.

Осознавание личностью себя как конкретной физической сущности, обладающей формой и рядом других характеристик и рассматриваемой как предмет самооценки и суждений других, не прекращается на протяжении всей жизни человека.

Развитие самосознания основано на физических ощущениях и впечатлениях, которые организм начинает испытывать еще на ранних стадиях своего онтогенеза.

Понятие самосознания

В психологии самосознание личности рассматривается как совокупность представлений личности о себе, которая выражается посредством Я-концепции, а также как оценка самой личностью данных представлений, то есть самооценка.

В рамках психологического анализа самосознание может быть рассмотрено в качестве сложного психического процесса, сущность которого кроется в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в разных ситуациях повседневности и видах деятельности, формах поведения, во всех способах взаимодействия с окружающими людьми и в соединении данных образов в единое целостное образование – понятие «Я».

Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основой

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Самосознание человека (и детей, в частности) проанализировано С. Л. Рубинштейном в работе «Сознание и его границы» (1989).

Исследователь отмечает, что формирование самосознания человека является своеобразным этапом в развитии сознания, подготавливается данный этап развитием речи и произвольных движений, появлением самостоятельности. В соответствии с этим С. Л.

Рубинштейн предлагает рассматривать несколько последовательно сменяющих друг друга моментов становления самосознания в онтогенезе человека:

  • овладение собственным телом;
  • возникновение произвольных движений;
  • самостоятельное передвижение и самообслуживание;
  • постижения своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем;
  • принятие оформленного самосознания.

Таким образом, по утверждению исследователя, самосознание начинает формироваться уже с самого раннего возраста. Однако некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М.

Кун) не согласны с данной точкой зрения и утверждают, что становление самосознания начинается лишь в подростковом возрасте. Принято считать, что одним из первых многостороннее исследование самосознания предпринял Л. С.

Выготский, по мнению которого, самосознание подростка является не только феноменом его личности и сознания, но и особым моментом развития личности – от самопознания к самоотношению и саморегуляции.

На протяжении развития личности самосознание все более усложняется, а по мере того, как увеличивается число образов в его структуре, образуется адекватный, глубокий и интегративный образ собственного «Я».

Самосознание последовательно проходит стадии своего развития по мере того, как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. Таким образом, в общей структуре личности самосознание – это сложное интегративное свойство ее психической деятельности.

Самосознание, оформившись, оказывает влияние на все дальнейшее развитие личности, являясь одним из наиболее необходимых внутренних условий непрерывности данного процесса, устанавливает устойчивое равновесие между внешними воздействиями, внутренними ощущениями личности и формами ее поведения.

Замечание 1

Наиболее важную роль в структуре самосознания играют самопознание, самосовершенствование и поиск смысла жизни.

Структура самосознания

Традиционным принято рассмотрение самосознания как вершины человеческой психики, состоящей из трех тесно связанных компонентов:

  1. Самопознание.
  2. Самоконтроль (или саморегуляция).
  3. Самосовершенствование.

Самопознание, в свою очередь, формируется самонаблюдением и самооценкой. Причем именно в самооценке, как одном из важнейших личностных образований лучше всего прослеживается временнáя динамика развития самосознания. Это связано с тем, что при формировании самосознания эмоционально-ценностное отношение человека к самому себе достигает максимальной интенсивности и глубины.

Многообразие чувств и эмоциональных состояний, которые были пережиты личностью в разное время в различных жизненных ситуациях, не только образует особый эмоциональный «фонд» самосознания, но и закладывает основы самооценки, преобразует ее.

При этом именно самооценка направляет и предопределяет весь процесс саморегуляции, результат которого соотносится с устойчивостью и динамикой самооценки.

При рассмотрении других точек зрения на структуру самосознания, необходимо отдельно представить мнение одного из последователей школы Д. Н. Узнадзе – А. А. Налчаджяна, который предложил использовать при описании самосознания следующую обобщенную схему:

Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основой

Рисунок 1. Структура самосознания личности (по А. А. Налчаджяну). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, структура самосознания центрирована вокруг «Я», которое посредством устойчивых структур Я-концепции координирует познавательные процессы, регулируя их и направляя на познание себя и окружающего мира. Проявление активности самосознания связано и с ситуативными Я-образами, которые «окружают» центральное «Я» и его Я-концепцию.

Кроме того, в собственно самосознании, то есть в Я-концепции, возможно выделение нескольких разновидностей формирующих ее элементов: элементы самосознания, относящиеся к схеме тела личности; элементы настоящего (реального) «Я»; элементы идеального «Я» и др.

Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что структура самосознания не способна функционировать без трех важнейших образований: образа себя, самооценки и самоотношения. С вопросом о структуре самосознания тесно связано рассмотрение его важнейших функций.

Функции самосознания

Обобщая работы ведущих исследователей в области психологии личности, можно указать, что самосознание выполняет следующие функции:

  1. Регулятивная функция. С помощью самосознания человек контролирует, организует и регламентирует собственное поведение и деятельность, что проявляется как в отношении к самому себе, так и в его взаимоотношениях с внешним миром.
  2. Функция развития и самосовершенствования (описывается в работах К. А. Абульхановой, Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Деркача, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, В. С. Мерлина, А. Б. Орлова, К. Роджерса, Н. Роджерса и др.). Данная функция основана на рассмотрении самосознания как важнейшего инструмента внутренних и внешних преобразований личности. Благодаря мотивационному потенциалу самосознание направляет личность на пути качественных изменений, побуждает к стремлению самореализации, а также обеспечивает расширение жизненного пространства.
  3. Экзистенциальная функция. Связана с тем, что самосознание порождает в личности стремление к поиску смысла жизни.
  4. Интегративная функция. Самосознание принимает участие в построении целостного непротиворечивого внутреннего мира человека, в соотнесении его с внешним опытом человечества (традициями, культурой, ценностями), а также в установлении гармонии между социализацией и индивидуализацией.
  5. Защитная функция. Проявляется в направленности самосознания на удовлетворение стремления человека поддерживать и охранять устойчивый, привычный образ своего «Я».

Замечание 2

Все функции самосознания связаны между собой, они могут проявляться не последовательно, а одновременно.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/samosoznanie_i_ego_funkcii/

САМОСОЗНАНИЕ

осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Как высший уровень развития сознания — основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях (=> Я-концепция).

Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самоусовершенствования.

И одна из высших форм работы самосознания — попытки найти смысл собственной деятельности, что нередко вырастает в поиск смысла жизни.

Главные функции самосознания — это познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни (-> самосовершенствование; самоосмысление). Хотя, конечно, этим не исчерпываются все формы работы самосознания.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. С. свойственно не только индивиду, но и социальным группам. В С. человек выделяет себя из окружающего мира событий и людей, определяет свое место во взаимоотношениях с природой и обществом. С.

тесно связано с рефлексией и построением Я-концепции, где оно поднимается до уровня теоретического мышления. С. начинает формироваться на ранних этапах онтогенеза в процессах становления образа себя, представления о себе, самооценки, отношения к себе. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, С. имеет социальный, общественный характер. Н.Н.

Авдеева

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

осознание человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я».

Источник: Краткий словарь психологических терминов

— представление субъекта о своих взаимосвязях с окружающей средой, стремление к идеальному представлению себя в сознании других людей.

Источник: Юридическая психология словарь терминов

Одна из сторон сознания — осознание человеком себя как личности с присущими ей интересами, целями, мотивами, мировоззрением. Расстройства С. в психиатрии приобретают важное диагностическое значение.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

англ. self-consciousness) — осознание человеком себя как индивидуальности. Сознание человека м. б. направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта (это и есть С.) — тело, поведение, потребности, чувства, характер, в т. ч. само сознание (интроспекция, рефлексия). См. также Интенция.

С С. иногда смешивают формы непосредственного самоотражения в виде самоощущений и самочувствия, которые, конечно, важны и необходимы для функционирования и возникновения С, но не достаточны. А. Н. Леонтьев указывал на необходимость различать 1) знание о себе (познание себя) и 2) осознание себя.

В общем случае первое не может называться С, т. к. «знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве; в несознаваемых чувственных формах они, по-видимому, существуют и у животных» (Леонтьев). Чувственные формы и источники знания м. б.

разными: ощущение, восприятие, эмоция, память, воображение, наглядно-действенное мышление. К осознанию ведет представление (выражение) знания в знаково-опосредствованной и социально-нормированной форме.

Первоначально процесс осознания целиком включен в совокупную и совместную деятельности, в рамках которых с целью общения индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания и т. п.) выражается в значениях, благодаря чему субъект и может осознать его. Т. о., в строгом и узком смысле С.

— это один из уровней (процессов и результатов) познания человеком самого себя как индивидуальности, в т. ч. своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам.

Не следует также отождествлять С. и Я-кон-цепцию. С. частично включает содержание «Я-концепции», которая в этом случае выступает как более или менее устойчивая (стабильная) часть С, но только в той степени, в какой Я-концепция потенциально осознается. Это разграничение имеет, прежде всего, чисто теоретический смысл, т. к.

используемые методы выявления Я-концепции в большинстве своем как раз и ограничиваются самосознаваемой ее частью. Поэтому практически все, что известно о развитии и функциях Я-концепции, в т. ч. о развитии и функциях самооценки, допустимо, без опасений ошибиться, переносить и на С. Однако С.

включает не только стабильное знание, но, кроме этого, процесс и результат непрерывного (перцептивного и умственного) мониторинга состояний и деятельности субъекта.

Ряд авторов в С. выделяет 3 компонента: самопознание, самооценку, саморегуляцию. В этом случае не проводится различие между разными уровнями самопознания (см. выше т. зр. Леонтьева), а также самооценки и саморегуляции. В частности, использование термина «саморегуляция» (в контексте С.) ведет к понятийной путанице, т. к.

традиционно саморегуляцией называют процессы, происходящие независимо от сознания и воли человека: напр., саморегуляция осуществляется в гомеостати-ческой системе регуляции внутренней среды организма. В то же время несомненно, что С.

составляет необходимое условие и управляющий компонент любой сознательной деятельности человека.

Еще И. Кант обозначил фундаментальную связь понятий личности и С: «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми др. существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность…» На эту же связь косвенно указывает и тот факт, что в некоторых контекстах вполне допустима синонимия терминов «С.» и «личность».

Близко подходит к такому представлению и почти общепринятое понимание генезиса С. у ребенка; операциональным признаком С. традиционно считается употребление личного местоимения «я» (и др. рефлексивных слов). Но это только начальная точка. Очевидно, С. и содержательно, и операционально проходит большой путь развития. Согласно Л. С. Выготскому, развитие С.

включает примерно те же стадии, что и развитие высших психических функций (как в онтогенетическом, так и историческом аспектах); к нему применяется та же логика: сначала др.

люди познают и осознают свойства и состояния данного субъекта; ориентировка на внутренние свойства и состояния ребенка включается взрослыми в содержание совокупной и совместной деятельности; затем субъект в ответ на внешние вызовы пытается выразить себя на том языке, на котором с ним общаются; по мере усвоения знаковых средств самовыражения он становится способным обратить усвоенные средства самовыражения на себя и для себя; т. о., прежде чем С. становится индивидуальным фактом, оно уже существует как факт для других; в свою очередь, диалогическая природа С. сохраняется и в его индивидуальной форме.

Кроме того, в работах Выготского намечена многоэтапная траектория содержательного развития С. и связанного с ним самоовладения: от (возможности) осознания воспринимаемых физических качеств, движений и предметных действий до (возможности) осознания процессов мышления, эмоционально-мотивационных процессов, личностных качеств.

Очевидно, однако, что развитие С. не завершается даже с появлением в школьном возрасте рефлексии. Этот процесс вообще не имеет конца: потому что развитие С. происходит вместе с непрекращающимся развитием его объекта и субъекта (личности), а также потому, что полное сознание и самосознание равносильно божественному всезнанию. См.

также Зеркальное Я. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

осознание человеком себя как индивидуальности, в том числе своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Категория. Осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

1. Вообще – самоосознание, но более сложное, с дополнительным осознанием того, что, возможно, другие подобным образом осознают себя. 2. Специальное значение – ощущение замешательства или неловкости, которое возникает из-за ощущения, выраженного в значении, когда индивид предполагает, что осознание, имеющееся у других, содержит критические оценочные аспекты, несовместимые с его собственной личностной самооценкой, или обнаруживает то, что является неадекватным.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Высший уровень развития сознания, осознание человеком себя как личности. Иначе говоря, самосознание – это образ себя и отношение к себе.

Источник: Психологический глоссарий: Психическое здоровье и защитные механизмы личности

Осознание человеком себя как личности с присущими ей самовоззрением, мотивами поведения, интересами, целями. Самосознание может быть нарушенным в случаях развития психической патологии.

Источник: Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г

Осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, мотивам поведения, переживаниям и мыслям.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я».

Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С.

Мерлину): * сознание отличия себя от остального мира; * сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности; * сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки; * социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности. Критерии самосознания: 1.

выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); 2. осознание своей активности – «Я управляю собой»; 3. осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»); 4. моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить: 1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»); 2. осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»); 3. познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»); 4. эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя: * самопознание (интеллектуальный аспект познания себя); * самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе). В целом можно выделить три пласта сознания человека: 1. отношение к себе; 2. отношение к другим людям; 3. ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным: 1. эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то – хорошие люди»); 2. группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он – хороший»); 3.

просоциальный уровень («Другой человек – это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть». «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой»); 4. эстохолический уровень – уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность – главное в отношении к другому человеку»).  

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии, 2001 г

высшее выражение сознания человека, проявляющееся в осознании и переживании системы представлений индивида о самом себе, присущих ему социальных отношениях, потебностях, мотивах деятельности, сущности. В психологии понятие «с.» активно развивается в рамках «Я»-концепции.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

относительно устойчивая, в большей или в меньшей степени осознания, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. В 2 ч., 2014 г

Самоосознание; но также: осознание возможности того, что кто-то другой тоже осознает себя. Если самосознание сопровождается смущением, подразумевается недостаток самоосознания. Либо субъект боится, что другой воспримет его так, что это не будет совпадать с собственным образом самого себя, либо боится, что его способ подачи себя неадекватен ситуации, в которой он находится. См. ИДЕНТИЧНОСТЬ; СТЫД.

Источник: Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа. СПб., 1995 г

рефлексивное сознание, объединяющее в себе переживания, связанные с самим собой (например, свое отражение в зеркале) с представлением о себе в долгосрочной памяти.

Источник: Антти Ревонсуо. Психология сознания. Питер. 2013 г

Источник: https://vocabulary.ru/termin/samosoznanie.html

Ссылка на основную публикацию