Определение долговременной памяти у психологов: ее виды, можно ли ее развить

При отсутствии долговременной памяти информация не задерживалась бы в структуре головного мозга человека и исчезала бы каждый раз бесследно. В этом случае невозможно формирование навыков, необходимых для жизни.

Определение термина долговременной памяти (ДВП) зафиксировано во многих словарях. В нейрофизиологии акцентируется внимание на способности всех живых организмов, обладающих центральной нервной системой, к обучению и запоминанию материала.

Знания долго хранятся в памяти без количественных и качественных потерь за счёт нейронных связей, обусловленных сложными биохимическими процессами в организме.

Определение долговременной памяти у психологов: ее виды, можно ли ее развить

В психологии этот уровень памяти считают высшей психической функцией, дающей возможность накапливать, удерживать, сохранять и воспроизводить огромное количество знаний и навыков, приобретённых на протяжении длительного времени.

Структура памяти состоит из сенсорного, кратковременного и долговременного уровней. Эти виды различаются механизмами, с помощью которых запоминается материал, объёмом и длительностью сохранения информации.

Характеристика трёхкомпонентной модели согласованно работающих блоков сводится к первоначально задействованному сенсорному регистру с хранением информации в течение 1 секунды, отправлению материала в кратковременное хранилище на 20-30 секунд и помещению знаний на длительный срок в архив.

Определение долговременной памяти у психологов: ее виды, можно ли ее развить

В основе долговременной памяти лежит 3 процесса: кодирование, архивация и извлечение знаний.

Работа памяти начинается с запоминания, затем происходит архивация и актуализация, то есть извлечение информации из памяти путём воспроизведения. Объём ДВП и длительность хранения безграничны.

Все зависит от способа кодирования, систематизации материала и субъекта, который воспринимает и запоминает информацию.

На помещение воспринятого материала в хранилище мозговых структур оказывают влияние 2 фактора: активность и осмысленность. Активность заключается в прочной связи знаний с определёнными эмоциями, появлении осознанной цели и мотивации включения запоминания информации в процесс деятельности.

Показателями осмысленности являются контроль в процессе запоминания, анализ и структурирование нужных знаний, поиск и выделение важных мыслей, установление логических связей между частями текста, неоднократное повторение.

Определение долговременной памяти у психологов: ее виды, можно ли ее развить

Долгосрочная память прочно сохраняет воспринятый материал. Она представляет собой своеобразное хранилище знаний в мозговых структурах. Её можно назвать надёжным архивом, в котором вся информация разделена на множество рубрик и разложена по полочкам.

Склад с накопленным материалом имеет неограниченную ёмкость.

Наличие памяти свидетельствует о личностной целостности человека. Потеря памяти приводит к распаду личности. Нарушение возникает из-за неумения правильно кодировать и воспроизводить информацию.

Кроме того, память может быть нарушена вследствие амнезии. В первом случае помогают регулярные тренировки. Прогнозы во второй ситуации предсказать невозможно. К амнезии может привести стресс или травма.

Определение долговременной памяти у психологов: ее виды, можно ли ее развить

Причинами нарушения долговременной памяти могут стать физиологические особенности: астения, повреждение центральной нервной системы и головного мозга, состояние после инсульта, расстройство интеллекта, алкогольная или наркотическая интоксикация. Причиной психических нарушений являются психологические травмы, депрессия, неврозы, переутомление, хронически плохое настроение, сильные эмоциональные и психические нагрузки.

Бытовые причины обычно связаны с плохим питанием, недосыпанием, чрезмерными интеллектуальными и физическими нагрузками, отсутствием режима и неправильным планированием дня.

Определение долговременной памяти у психологов: ее виды, можно ли ее развить

О нарушении ДВП свидетельствуют следующие симптомы:

  • трудности с осознанным запоминанием стихов, дат, экзаменационного материала;
  • спутанность сознания, нарушение причинно-следственных связей;
  • снижение уровня работоспособности и умственных возможностей;
  • невозможность сконцентрироваться и сосредоточиться, невнимательность;
  • провалы в памяти;
  • социальная дезадаптация;
  • забывчивость в бытовых ситуациях;
  • рассеянность и растерянность.

Определение долговременной памяти у психологов: ее виды, можно ли ее развить

Долговременная память способствует повышению качества жизни человека, достижению успехов в различных сферах.

Идея разграничения на краткосрочное и долговременное удержание информации в памяти появилась в XIX веке. Сам механизм переноса информации из кратковременного хранилища в долгосрочный архив был описан в середине XX века и до сих пор является предметом спора среди научных сотрудников.

В 2011 году было сделано интересное открытие. Учёные одного из медицинских центров США сумели воссоздать всю нейронную цепь, являющуюся основой ДВП. Оказывается, при длительности входящего сигнала в течение 10 минут образуются крепкие соединения, не распадающиеся длительное время и способные сохраняться в структурах головного мозга на протяжении всей жизни человека.

Определение долговременной памяти у психологов: ее виды, можно ли ее развить

Все компоненты памяти функционируют согласованно. Знания на долговременное хранение поступают из информационной ёмкости, удерживаемой кратковременной памятью (КВП). Двухступенчатое запоминание имеет определённый биологический смысл. Случайная и ненужная информация отсеивается и не переходит на хранение в ДВП.

Несущественная информация не перегружает мозг. Воспринятый материал эмоционально переживается, реконструируется и помещается в хранилище мозговых структур на длительное время.

При сопоставлении двух видов памяти наблюдаются различия в длительности хранения материала, прочности его удержания и информационной ёмкости.

Хранение информации в КВП осуществляется в течение 20-30 секунд, после чего какая-то доля материала утрачивается навсегда, а другая часть успешно закодированной информации попадает в архив ДВП, где хранится от нескольких минут до многих лет. КВП кодирует информацию зрительно или акустически, ДВП – на семантическом уровне.

Определение долговременной памяти у психологов: ее виды, можно ли ее развить

Механизмом сохранения информации при КВП является внимание, при ДВП – проговаривание. Структуре КВП свойственно отсутствие ассоциаций, ДВП присуща ассоциативность.

Ошибки воспроизведения информации при первом типе памяти возникают из-за её вытеснения и быстрого затухания.

Причинами ошибочного воспроизведения при долговременной памяти могут служить органические нарушения, неадекватные инструкции и интерференция.

Все виды ДВП тесно связаны между собой. Автобиографический вид может сохранять событие собственной жизни продолжительное время. В некоторых случаях этот вид соотносят с эпизодической памятью, когда фиксируется отдельный фрагмент и отправляется в архив мозга надолго. Репродуктивный вид даёт возможность припомнить и воспроизвести сохранённый ранее объект.

Ассоциативная память опирается на функциональные связи между запоминаемыми объектами.

Определение долговременной памяти у психологов: ее виды, можно ли ее развить

Совокупность наследственных реакций, которые передаются из поколения в поколение посредством генов, относится к биологической, родовой, генной памяти. Генетическая память призвана хранить информацию о предках на бессознательном уровне. Считается, что такая информация остаётся на всю жизнь в долговременном хранилище мозговых структур.

По критерию доступности воспоминания различается имплицитная и эксплицитная память.

Бессознательный долгосрочный уровень памяти скрыт и не осознаваем человеком. Индивид не прилагает волевых усилий и умственного напряжения для запоминания. Казалась бы, забытая навсегда информация неожиданно извлекается из архива в нужный период жизни.

Люди, набирающие регулярно тексты на компьютере, не помнят порядок клавиш, пока не приступают к печатанию. Пальцы сами знают, где находятся клавиши. А человек не имеет сознательного доступа к этому знанию.

Определение долговременной памяти у психологов: ее виды, можно ли ее развить

След имплицитной памяти имеет большую силу. Люди, страдающие амнезией, приобретённой вследствие контузии, черепно-мозговой травмы или эмоционального шока, могут забыть прошлую жизнь. Но двигательные и профессиональные навыки сохраняются, потому что информация не стёрлась из имплицитной части хранилища памяти.

Этот вид памяти связан с сознательностью и стремлением целенаправленно удерживать и сохранять накопленный опыт. Так запоминают правила, формулы, даты, осваивают иностранные языки. Индивид при необходимости извлекает знания из памяти и озвучивает.

Существует 2 типа эксплицитной памяти: эпизодический и семантический.

  • Эпизодический тип связан с воспоминаниями конкретного индивида, его личным жизненным опытом, приобретённым в далёком или недавнем прошлом.
  • Семантическая (историческая) память связана с накопленным опытом всего человечества. Любые теоретические знания, правила, математические формулы, исторические даты и события имеют непосредственное отношение к этому типу памяти.

Для выявления того, насколько развита ДВП у индивида, существуют различные тестовые методики.

Первая методика основывается на запоминании слов, логически не связанных между собой. Каждое слово должно быть пронумеровано. Испытуемые получают 2 списка с 10 словами. Детям от 6 до 12 лет достаточно 1 списка. Слова могут быть записаны на доске или напечатаны на отдельных листочках. Можно читать их вслух, не разрешая испытуемым их записывать.

Взрослым людям список зачитывается 2-3 раза, детям – 4-5 раз.

Примерные списки слов.

Список №1:

  • волшебник;
  • экран;
  • катер;
  • рецепт;
  • шар;
  • кошелёк;
  • ужин;
  • золото;
  • цирк;
  • совесть.

Список №2:

  • лилия;
  • балет;
  • остров;
  • поэзия;
  • квадрат;
  • экстрасенс;
  • воздух;
  • свобода;
  • печаль;
  • шоколад.

После внимательного прослушивания или прочтения надо по памяти записать слова на бумаге, желательно в том же порядке. Затем испытуемых отвлекают на другую деятельность. Через 30 минут слова ещё раз слушают или читают, затем воспроизводят.

На следующий день и через неделю процедуру повторяют при однократном прочитывании или прослушивании списков. Результаты 4 процедур получают по формуле: С = В: А х 100, где С – коэффициент долговременной памяти, В – количество правильно воспроизведённых слов, А – общее количество слов.

Показатели в диапазоне 75-100 свидетельствуют о высоком уровне ДВП, 50-75 – о среднем уровне, 30-50 – о низком уровне, 1-29 – об очень низком уровне.

Вторая методика рассчитана на запоминание смыслового текста. Суть техники схожа с предыдущей методикой, но текст вслух не читают. Примеры текстов раздаются каждому испытуемому. Выделенные в тексте главные мысли впоследствии должны быть воспроизведены.

Данную методику используют для диагностирования долгосрочной памяти у подростков с 13 лет и взрослых. Результаты тестирования получают по той же формуле, отличия лишь в том, что здесь В – количество правильно воспроизведённых мыслей, А – общее количество выделений в тексте.

Примерный текст.

Сколько людей, столько и характеров. Оказывается, дождь тоже может проявлять свой норов и темперамент. Что же такое ДОЖДЬ? Это АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ, возникающие в облаках и ВЫПАДАЮЩИЕ НА ЗЕМЛЮ В ВИДЕ ЖИДКИХ КАПЕЛЬ СО СРЕДНИМ ДИАМЕТРОМ ОТ 0,5 ДО 7 ММ.

Самым лучшим на свете является ЛЕТНИЙ ТЁПЛЫЙ ДОЖДЬ. Он напоминает беззаботное детство, когда вся деревенская РЕБЯТНЯ БЕГАЕТ БОСИКОМ ПО МОКРОЙ ТРАВЕ. Иногда на нас внезапно обрушивается ЛИВЕНЬ. Нередко он ДОСТИГАЕТ 100 ММ/Ч И СОПРОВОЖДАЕТСЯ ШТОРМОМ. Про такой дождь мы говорим: «ЛЬЁТ КАК ИЗ ВЕДРА». Из-за бурных осадков наша одежда прилипает к телу. Куда же укрыться от него?

В ХОЛОДНЫЕ ОСЕННИЕ ДНИ наблюдаются ЗАТЯЖНЫЕ ДОЖДИ. Мы смотрим в окно и мечтаем о скорейшем прекращении этой ПРОТИВНОЙ НЕНАСТНОЙ ПОГОДЫ.

А бывает, РОБКИЙ ДОЖДИК окропит несколькими капельками человека и остановится, будто размышляет, что же делать дальше.

Может быть, он чего-то опасается или стесняется? Такой дождь НАПОМИНАЕТ ТРЕПЕТНОЕ ЧУВСТВО ПЕРВОЙ ЛЮБВИ. Но вот и УПАЛА ПОСЛЕДНЯЯ КАПЕЛЬКА, ПОХОЖАЯ НА СЛЕЗИНКУ.

Развивать память необходимо на протяжении всей жизни. Это надо для того, чтобы в пожилом возрасте избежать болезни Альцгеймера, Паркинсона, Пика и провалов памяти. Когнитивная функция мозга пластична, поэтому хорошо поддаётся развитию и тренировкам.

Объёмную часть материала следует делить на части, блоки и структурировать её.

Улучшить память можно с помощью различных техник:

  • метод Айвазовского предполагает детализацию каждого образа;
  • метод Цицерона даёт возможность разложить всю информацию в архиве мозга по полочкам;
  • заучивание наизусть текстов, песен, стихов;
  • ассоциативные игры на запоминание;
  • разгадывание скандинавских и японских кроссвордов;
  • распутывание логических компьютерных головоломок;
  • вербально-логические методы, цифробуквенный код, различные ассоциативные связи, методы «мест» и «вешалок» в мнемотехнике;
  • тренировка внимания и мышления с помощью определённых упражнений.

Для сохранения отличной памяти специалисты рекомендуют вести активный и здоровый образ жизни, правильно питаться, обеспечивать себя полноценным сном, побольше находиться на свежем воздухе, заниматься спортом, избегать чрезмерных нагрузок и стрессовых ситуаций, соблюдать распорядок дня и развивать интеллект путём чтения книг, игры в шахматы и других способов.

Подробнее о развитии памяти можно узнать из видеоролика ниже.

Источник: https://vplate.ru/pamyat/dolgovremennaya/

Кратковременная память – ответы на главные вопросы

FAQ Определение долговременной памяти у психологов: ее виды, можно ли ее развитьНа протяжении многих десятилетий психологи и нейробиологи занимались исследованием памяти. Предметом интереса многих из них являлась кратковременная память. Различать долговременную и кратковременную память стали после проведенных в 1950-х годах исследований, когда была выявлена природа зависимости памяти от мозга.

Читайте также:  Полигамность и моногамность в отношениях мужчины и женщины: что это значит

Бренда Милнер совместно с Уильямом Сковиллом открыла, что память — возможность вспоминать события прошлого, свой личный опыт — зависит от гиппокампа. К этому выводу она пришла, изучая пациента H.M., которому для лечения эпилепсии была проведена операция по билатеральному удалению гиппокампа. Милнер заметила, что после хирургического вмешательства у Н.М. появилась амнезия: мужчина не мог вспомнить, что происходило с ним в прошлом, но у него сохранилось множество других типов памяти. Например, пациент прекрасно помнил семантические факты об устройстве мира, хотя выучить новые ему было трудно. Н.М. мог научиться новым навыкам, скажем езде на велосипеде. Также его учили обводить геометрические формы, глядя в зеркало.

Определение долговременной памяти у психологов: ее виды, можно ли ее развитьСтабильность и пластичность памяти

Кроме того, у пациента прекрасно функционировала кратковременная память. Существуют классические нейропсихологические тесты, в которых испытуемому нужно в определенном порядке запомнить цепочку чисел (например, телефонный номер), и H.M.

успешно справлялся с этой задачей. Это дало понять, что он мог держать в непосредственной памяти списки слов или чисел, расположенных в определенном порядке, если протестировать его сразу же.

Таким образом, этот вид памяти отличается от общей, долговременной памяти, которая оказалась повреждена, из-за чего он не мог вспомнить события, произошедшие с ним на протяжении многих дней, недель, месяцев и лет до операции. Н.М.

мог в правильном порядке указать на кубики, которые ему в определенной последовательности показали непосредственно перед тестированием.

Стала очевидна разница между долговременной памятью, в которой хранятся произошедшие с вами события и которая опирается на гиппокамп, и кратковременной памятью, которая держится всего несколько секунд и работает, только если провести тест сразу же.

Она, по-видимому, не зависит от гиппокампа и у пациентов с повреждениями этой зоны мозга, в результате утративших долговременную память, остается рабочей.

Существуют механизмы, связанные с новой корой и, возможно, базальными ганглиями — частями мозга, лежащими вне гиппокампа, — которые могут поддерживать хранение информации на очень короткое время: последовательность номеров, мест и действий.

Недавно стало ясно, что существует информация, запомнить которую даже на короткое время без гиппокампа вы не сможете.

Разницу между кратковременной и долговременной памятью изначально описывали примерно так: есть одна коробка (системы, связанные с гиппокампом), куда мы складываем долговременные воспоминания на долгосрочное хранение, а есть другая коробка, расположенная где-то еще в мозге (возможно, в теменной и префронтальной областях), куда мы складываем информацию на краткосрочное хранение. Сейчас оказывается, что все немного сложнее. Еще в ранних экспериментах было ясно, что для запоминания последовательности чисел или действий нужно повторение: если мы попросим испытуемого перед проверкой памяти выполнить дополнительное задание, работа его кратковременной памяти может быть нарушена, и результаты могут оказаться очень плохими. Особенно ярко это проявляется у пациентов с амнезией, которые из-за дополнительного задания не могут повторять, держать эту информацию наготове, и, когда им нужно ее вспомнить, они не могут этого сделать. Этот тест называется методикой Брауна — Петерсонов в честь психологов, которые первыми попробовали дать испытуемым дополнительное задание, прежде чем попросить их вспомнить нужную информацию.

Популярна идея о том, что существуют части мозга — петли между префронтальной и теменной корой, — которые позволяют нейронам оставаться активными и не требуют хранить информацию при помощи долговременных изменений в силе соединений между нейронами — а именно так, мы считаем, долговременные воспоминания хранятся в гиппокампе. Эти нейроны могут в течение нескольких секунд держать воспоминание активным, и это будет классической кратковременной памятью. Но если я попрошу вас запомнить топографию местности или несколько объектов и их расположение, то вам придется подключить для этого гиппокамп, как в долговременной памяти, чтобы эффективно сохранить эту информацию. Даже если я покажу вам определенную сцену, попрошу ее запомнить, а затем через несколько секунд протестирую вас, то с поврежденным гиппокампом вы не сможете это сделать. Так что вопрос не только в том, на какой период времени вы хотите запомнить информацию, — вопрос еще и в том, что вы хотите запомнить.

Сейчас много исследований посвящено попыткам понять, в чем именно состоят различия: что вы можете удерживать в активной, рабочей памяти на несколько секунд даже без гиппокампа, долговременной памяти, для какой информации вы используете эту долговременную память даже на небольшие периоды времени. Так что если у вас нет этой системы или она каким-то образом повреждена, то нарушаются также и краткосрочные ответы.

Классическая разница между кратковременной и долговременной памятью состоит в различиях между типами информации, которую вы можете держать наготове.

Если я предоставлю вам какую-то информацию и вы сможете продолжить о ней думать, а затем мы протестируем вашу память, это будет рабочая, или активная, память, то есть кратковременная.

Если я дам вам отвлекающее задание, чтобы вы не могли сосредоточиться на первоначальной информации, то для ее запоминания вам будет нужна долговременная память, потому что держать ее активной вы не сможете.

Если мы выделяем активную память, которая противопоставляется долговременной, то возникает вопрос: каковы механизмы ее работы? Ведь на протяжении долгого времени считалось, что активная память — это информация, которая представлена продолжительной активностью кодирующих ее нейронов.

А в долговременной памяти нейроны активны только во время кодирования, усиления соединений между этими нейронами, и к ней вы можете вернуться дни или недели спустя, реактивировав часть этих нейронов, в результате чего эти усиленные соединения могут реактивировать оставшуюся часть воспоминания.

Не очень ясно, достаточно ли такого понимания различий между долговременной и активной памятью для объяснения всех ситуаций.

Например, сейчас проводятся сложные эксперименты по функциональной нейровизуализации, когда люди запоминают какую-то информацию на короткие периоды времени и непонятно, держат ли они информацию активной или существует что-то вроде краткосрочной пластичности соединений нейронов, которая позволяет сохранять информацию на небольшие периоды времени, из-за чего нейронам необязательно оставаться активными и держать эту информацию до того момента, пока вас не попросят ее повторить.

В дальнейших исследованиях памяти люди начинают все больше акцентировать внимание на природе того, как нейроны представляют информацию и какие механизмы используются для ее сохранения. Для некоторых случаев — например, для запоминания последовательности слов или цифр в определенном порядке — есть активные механизмы.

Вы как будто повторяете эти звуки, чтобы их слышать и тем самым держать эту цепочку нейронов активной. Психологи Алан Бэддели и Грэм Хитч пытались объяснить, как информацию можно держать активной в течение небольших периодов времени и почему дополнительное задание ее уничтожает.

Они разработали модель, которую назвали фонологической петлей.

Если вы задумаетесь о механизмах работы кратковременной или долговременной памяти, то может оказаться, что для некоторых типов информации в головном мозге нет механизмов, которые опирались бы на области в новой коре и могли бы поддерживать эту информацию активной.

Чтобы сохранить ее, вам нужно задействовать части мозга, которые обычно ассоциируют с долговременной памятью, например гиппокамп.

Возможно, для такой информации нет механизма удержания ее активной, в отличие от той, которую вы можете повторять про себя и как бы слышать снова.

Определение долговременной памяти у психологов: ее виды, можно ли ее развить

Таким образом, для определенных типов информации такого механизма может не существовать. Мы получаем картину, где разная информация запоминается немного разными способами.

По-видимому, если вам нужно запомнить что-то надолго и вас будут спрашивать об этой информации спустя долгое время, в то время как никаких шансов на поддержание нейронов активными нет, тогда в этом случае вы будете зависеть от систем, задействующих гиппокамп. Это значит, что люди с амнезией не смогут запомнить эту информацию.

Механизмы хранения информации на короткие и длинные периоды времени могут различаться. Они могут опираться на разные области мозга в зависимости от природы информации, которую вы пытаетесь запомнить.

Так что сейчас мы начинаем видеть механизмы, которые описывают память глубже, чем метафора коробок для кратковременных и долговременных воспоминаний. Мы полагаем, что это даст нам возможность продвинуться в понимании того, какие проблемы с запоминанием разных типов информации могут быть у пациентов с неврологическими заболеваниями.

Это перевод материала нашего англоязычного издания Serious Science. Послушать оригинальную версию лекции Нила Берджесса можно по ссылке. За перевод благодарим Ирину Линеву.

Источник: https://postnauka.ru/faq/95200

Развитие долговременной памяти в домашних условиях

Память обладает свойствами, которые делают из человека индивидуальную личность. Ею обладают не только люди, но и животные. Человеческая память настолько совершенна, что её развитие не стоит на месте.

У каждого человека объём хранения информации разный. Связано это с определённой степенью развития памяти. Но не стоит расстраиваться тем, у кого с этим проблемы.

Существуют различные упражнения по улучшению своих способностей.

История Романа о развитии своей памяти

Мой товарищ Роман не всегда отличался хорошей памятью. Чтобы выучить школьное стихотворение, у него уходило много времени. Даже если он целый вечер сидел за учебниками, это не всегда приносило положительных результатов в запоминании информации.

После школы мы поступили в один университет. Через некоторое время я стала замечать, что Роман стал более внимателен и восприимчив к учёбе. Через пару месяцев его было не узнать. Он с лёгкостью запоминал сложные определения и формулы, изучаемые на парах.

Мне стало интересно, как он смог так быстро добиться ошеломляющих результатов. Роман рассказал о методике развития собственной памяти. В его комплекс входили упражнения, периодический отдых и частые прогулки на свежем воздухе.

Попробовав данную технологию на себе, я тоже стала замечать улучшения в работе мозга. Подробнее о том, как улучшить долговременную память расскажет данная статья.

Определение долговременной памяти у психологов: ее виды, можно ли ее развить

Чем помогает человеку в жизни развитая долговременная память

В наше время развитая память – залог успешной карьеры. Но, к сожалению, человек любого возраста может начать испытывать сбои, которые влияют на другие способности человека.

Все привыкли думать, что запоминать большую информацию нет необходимости. Телефонный номера хранятся в мобильнике, адрес – в справочнике, важную информацию можно просто записать в ежедневник. Решение проблемы о плохом запоминании решились сами собой. Люди полагают, что развитие памяти приведёт к превращению головы в диктофон. Однако это ошибочное мнение.

Хорошо развитая память – это комплексная работа воображения, мышления, внимания и многого другого.

Развивая свои способности, человек улучшает такие качества, как:

  1. Мышление. Данная способность необходима для связывания воспринимаемых образов в логические цепочки для простоты запоминания. Таким образом, одновременно идёт развитие ассоциативного мышления. Ассоциации способствуют быстрому сохранению информации в отделах головного мозга. Тем самым человек, производя мыслительную деятельность, не тратит много времени и энергии на решение какой-либо проблемы.
  2. Внимание. За счёт улучшения внимания человек способен быть более сосредоточенным, собранным. Ему становится проще сконцентрироваться на определённой задаче. Также в жизни появляется организованность.
  3. Воображение и творческая деятельность. За счет креативных способностей человеку легче придумывать ассоциации и находить нестандартные решения сложных проблем. Так трудные задачи получают простые ответы.
  4. Защита мозга от возрастных изменений. Каждый знает, что если вести малоподвижный образ жизни, тело станет вялым, дряблым. Появятся проблемы со здоровьем. То же самое происходит и с мозгом. Если не заниматься мыслительной деятельностью, отдельные части мозга начинают отмирать за ненадобностью. У человека появляется забывчивость, проблемы с мышлением и т.д. Если занимать мозг различными задачами, то этого можно избежать. Хорошим примером будут математические задачи, кроссворды, ребусы. Также поддерживать мозговую деятельность помогут специальные упражнения по развитию памяти.

Из всего вышесказанного следует отметить, что способность воспринимать и сохранять материал связывает все важные способности человека.

Определение долговременной памяти у психологов: ее виды, можно ли ее развить

Что плохого в неразвитой способности запоминать

Уже далеко не секрет, что если не развиваться умственно, то человек столкнётся с массой проблем:

  • провалы в памяти;
  • плохая восприимчивость происходящего;
  • забывчивость;
  • рассеянность;
  • повышенная утомляемость;
  • нервозность;
  • головные боли;
  • неспособность чётко излагать свои мысли и т.д.

Помимо нежелания самого человека развивать свои способности, причиной данных проблем может быть заболевание или полученные травмы головы. Поэтому перед тем, как развивать долговременную память у взрослого или ребёнка не лишней будет консультация у врача.

Как самостоятельно развить долговременную память

Для улучшения своих способностей есть ряд упражнений. Выполняя их, результат не заставит себя ждать. Как развить долговременную память Вам расскажут следующие пункты:

  1. Повторение. Для начала начните заучивать стихи. Этот материал самый простой к запоминанию. Затем начните заучивать прозы. При этом, выучив один абзац, не повторяйте его дня 3-4. Затем снова прочтите и увидите, что воспринимаете текст уже по-другому.
  2. Повторение вслух. Научно доказано, что слуховое сопровождение способствует лучшему усвоению материала. Поэтому, изучая какой-либо текст, читайте его вслух. Особенно полезно будет повторение вслух с закрытыми глазами. Так текст запомнится ещё быстрее.
  3. Концентрация внимания. Для выполнения этого упражнения запишите предложение на листочек. Затем прочитайте его вслух, и во время прочтения попытайтесь посчитать, сколько букв «а» в предложении. Потом отвернитесь и постарайтесь вспомнить, сколько букв «п» в предложении. Данная тренировка дополнительно развивает зрительную память.
  4. Составление ассоциаций. При плохом запоминании даже элементарной информации начните придумывать ассоциации. Например, числа можно ассоциировать со значимой датой или с подобной фигурой. Также с именем. Запомнить имя будет проще, ассоциировав его с каким-либо знаменитым персонажем. Ежедневные тренировки помогут быстро развиться.
  5. Описание картины. Для этого выберете несколько картин и опишите их. Каждый раз дополняйте картину новыми фактами, при этом учитывая второстепенные звуки, крики, общение, шум.
  6. Визуализация и создание мысленных образов. Для лучшего воспроизведения в будущем, старайтесь мысленно представлять картину. Например, представьте забытые ключи на тумбочке, подробно вспомните, что лежало на ней ещё. И так дополняя картину новыми образами из памяти.Определение долговременной памяти у психологов: ее виды, можно ли ее развить
  7. Создание списков дел. Выезжая из дома по делам, сделайте список планируемых задач. Распределите их по важности или по удобству маршрута. Промотав все дела в голове, отправляйтесь. По приезду домой сверьтесь со списком, всё ли удалось запомнить и выполнить.
  8. Старайтесь вспоминать забытое самостоятельно. Нередко бывают такие случаи, когда в нужный момент из головы вылетела важная информация. Не стоит спешить заглядывать за подсказкой. Попробуйте всё же вспомнить самостоятельно. Эта информация уже хранится в голове, осталось её только найти.
  9. Занятие точными науками. Если стало скучно в автобусе или метро, начните выполнять простые арифметические расчёты в голове. Сложите все числа номера телефона на рекламе, перемножьте числа номера проезжающего автомобиля. Казалось бы, простые примеры, но они отлично тренируют память.
  10. Читайте книги. Книги, особенно познавательные, заставляют мозг включать воображение и запоминать получаемую информацию. Что может быть лучше проведения свободного вечера за интересной книжкой.
  11. Прокручивайте в голове все события, прожитые за день. Перед сном прокрутите весь день от пробуждения и до вечера. Затем продумайте все события с вечера и до утра. Вспомните, что полезного было сделано за день.
Читайте также:  Признаки женского и мужского абьюза: что это такое и что делать жертве

Для развития долговременной памяти не требуется каких-то усилий. Главное ежедневно выполнять эти простые упражнения и Вам больше не придётся в нужный момент стоять и мучительно вспоминать важную информацию.

Заключение

Этот список лишь малая часть всего многообразия тренировок для того, как развить долгосрочную память. Главным моментов в тренировках является их регулярность и правильность выполнения. Одна тренировка займёт не более 10-15 минут. Поэтому не ленитесь и вперёд развивать свои способности.

Источник: https://TrenerMozga.ru/mm/memory/razvitie-dolgovremennoj-pamyati.html

Психология памяти

Память – одна из
важнейших процессов психики. Любая
форма психической деятельности опирается
на память.

Память –
психический процесс, включающий в себя
процессы: запоминание, сохранение,
последующее воспроизведение человеком
его опыта, а также забывание.

Человек способен
удержать в памяти не только то, что он
ощущал, и воспринимал, но и то, что он
думал, переживал и делал. Память человека
тесно связана с ощущениями и восприятием,
с вниманием, мышлением, эмоциями и
чувствами.

Память избирательна.
В ней сохраняется не все, что прошло
через сознание человека или воздействовало
на мозг, а то, что связано с его
потребностями, интересами, деятельностью.
Память – как и другие психич. процессы,
это субъективное отражение объективного
мира. Значит, особенности и установки
личности человека и его деятельность
влияют на содержание, полноту и прочность
его памяти.

Физиологической
основой памяти является образование,
сохранение и возобновление нервных
связей в коре больших полушарий. Связи,
возникающие в мозгу, отражают объективные
связи, существующие между предметами
и явлениями действительности.

Они могут
быть пространственными, временными,
структурными, причинно-следственными.
Запомнить – значит связать что-то с
чем-то, например, имя человека – с его
внешним видом, дату исторического
события – с содержанием события.

Эти
связи называются ассоциациями.

Запоминаниепроцесс памяти, в результате которого
происходит закрепление нового путем
связывания его с приобретенным ранее.
Запоминание избирательно: в памяти
сохраняется не все, что воздействует
на органы чувств. Доказано, что всякое
запоминание есть закономерный продукт
действия субъекта с объектом.

Процесс запоминания
протекает в трех формах:

— запечатление, — непроизвольное запоминание, —
произвольное запомин.

Запечатление
прочное и точное сохранение в КП и ДП
памяти событий в результате однократного
предъявления материала на несколько
секунд. Путем запечатления возникают
эйдетические образы.

Феномен эйдетизма
в следующем: после взгляда на картинку
испытуемый может дать ответ о ее деталях,
это возможно тогда, когда образ виденного
сохраняется в сознании целиком.

Это
часто встречается у детей.

Непроизвольное
запоминание
– сохранение в памяти
событий в результате их многократного
повторения. Так, с года ребенок запоминает
слова языка, находясь в определенной
языковой среде.

Непроизвольному
запоминанию способствует сильное
чувство (радость, страх, отвращение…).
Этот способ запоминания имеет определенное,
положительное значение, на нем построена
память в начальном периоде усвоения
знаний.

Непроизвольное запоминание
является продуктом и условием осуществления
познавательных и практических действий.

Произвольное
запоминание
– продукт специальных
мнемических действий, т.е. действий,
целью которых будет само запоминание.
Оно возникло в трудовой деятельности,
в общении людей и связано с необходимостью
сохранить знания, навыки, необходимые
для трудовой деятельности. Характерной
чертой произвольного запоминания
является волевой акт и обязательное
присутствие мотива, решающей задачи.

  • Сохранение более или менее длительное удержание
    в памяти сведений, полученных в опыте
    .
    Сохранение имеет две формы:
  • — собственно
    сохранение и — забывание.
  • Различают два вида
    сохранения материала в памяти:
  • 1) кратковременный и 2) долговременный.

Кратковременная
память
– непосредственное
запечатление совокупности объектов
при однократном восприятии ситуации,
фиксация объектов, попавших в поле
восприятия.

В кратковременной памяти
информация хранится от нескольких
секунд до нескольких часов (1-2 суток).
Объем – 5-6 предметов.

В условиях КП
продуктивными являются задачи, для
решения которых могут быть использованы
автоматизированные способы действия.

Долговременная
память
– запоминание и сохранение
информации, имеющей большее значение,
на длительный срок содержания. Объем
ДП зависит от важности для человека
информации. ДП хранится многие месяцы
и годы. КП – имеет тактическое значение,
а ДП – стратегическое.

Информация,
использованная в деятельности, или
исчезает из памяти или из КП переходит
в ДП.

В качестве
промежуточного звена между КП и ДП
существует оперативная память –
обслуживающая текущие действия человека.
Из ДП извлекается информация, необходимая
для обслуживания соответствующей
деятельности.

Забывание – процесс
памяти, связанный со стиранием из памяти
событий, которые не важны для человека,
не повторяются, не воспроизводятся
человеком в его деятельности. То, что
не включается в деятельность, не
повторяется – забывается. Забывание
полезно и связано с формированием опыта
личности.

Включение в
деятельность – средство связи материала
с потребностями человека, следовательно,
борьба с забыванием. Нужно систематически
повторять то, что было сохранено в
памяти.

Повторять материал необходимо
спустя небольшое время после его
восприятия, например, вечером прочитать
записанную утром лекцию. Забывание
также имеет избирательный характер.
Значимый материал, связанный с
деятельностью, забывается медленно.

А
то, что имело жизненное значение, совсем
не забывается.Сохранение материала
определяется степенью его участия в
деятельности личности
.

Сохраняемое в ДП
не стирается, а становится несосознанным.
Сохранение — процесс не пассивный, а
динамический.

Ранее запомненные знания
взаимодействуют с вновь усваиваемыми:
они ассоциируются, уточняются и
дифференцируются. Сохраняемый в сознании
опыт – постоянно изменяется и обогащается.

В неизменном виде сохраняется и
воспроизводится лишь то, что заучено
наизусть как самостоятельное цельное
высказывание.

  1. Воспроизведение
    – процесс памяти, воссоздание в
    деятельности и общении сохраненного в
    ДП материала и перевода его в оперативную.
  2. Существует 3 уровня
    воспроизведения:
  3. — узнавание, — собственно воспроизведение, —
    припоминание.

Узнавание–
это воспроизведение какого-то объекта
в условиях повторного восприятия. Оно
имеет большое значение в жизни. Без него
мы каждый раз воспринимали бы вещи как
новые, а не как уже знакомые.

Без узнавания
невозможно осмысленное восприятие:узнать – значит включить воспринятое
в систему наших знаний, нашего опыта.
Узнавание сопровождается особым
эмоциональным переживанием – чувством
знакомости: «уже слышал, видел, пробовал».

Узнать легче, чем воспроизвести в
отсутствии оригинала. Каждому приходилось
испытывать странное переживание: ты
приезжаешь в заведомо новый для тебя
город или оказываешься в новой ситуации,
а кажется, что все это уже было.

Мнимое
узнавание называется«дежа вю»(в
переводе с фр. «уже видел»). Здесь нас
подводят ассоциации – похоже только
кое-что, а кажется, все повторилось.

Если узнавание
полное, определенное, оно осуществляется
непроизвольно(без усилий) – незаметно
для себя мы узнаем в процессе восприятия
вещи, предметы, которые ранее воспринимали.

Но если узнавание неполное и поэтому
неопределенное, когда , например, увидев человека, мы переживаем «чувство
знакомого», но не можем отождествлять
его с тем, которого знали ранее или мы
узнаем человека, но не можем вспомнить
условия, в которых мы воспринимали
человека, то в этих случаях узнавание
являетсяпроизвольным.

Опираясь на
восприятие объекта, мы намеренное
стараемся вспомнить различные
обстоятельства, чтобы уточнить его
узнавание. В этом случае узнавание
переходит в воспроизведение.

Собственно
воспроизведение –
осуществляется
без повторного восприятия того объекта,
который воспроизводится.

Оно вызывается
содержанием той деятельности, которую
человек осуществляет в данный момент,
хотя эта деятельность и не направлена
специально на воспроизведение. Этовоспроизведение непроизвольное.

Но оно не совершается само собой, без
толчка. Толчком к нему бывают восприятия
предметов, представления, мысли, которые
вызваны внешними воздействиями.

Произвольное
воспроизведение
вызывается
репродуктивными задачами, которые
человек ставит перед собой. Когда
материал закреплен прочно, воспроизведение
происходит легко. Но иногда не удается
вспомнить то, что необходимо, тогда
приходится делать активные поиски,
преодолевая трудности. Такое воспроизведение
называется припоминанием.

Припоминание
воспроизведение, при котором в
данный момент нет возможности вспомнить
нужное, но есть уверенность, что оно
запомнено. Припоминание характеризуется
активными поисками в лабиринтах памяти
нужной информации, это определенная
умственная работа, труд.

Требуется
волевое усилие. Припоминание также, как
и запоминание, избирательно. Хорошо
осознанная и точно сформулированная
задача направляет дальнейший ход
припоминания, помогает отбирать в нашей
памяти нужный материал и тормозит
побочные ассоциации.

Рекомендуется два
приема:

ассоциирование
и опора на узнавание. Опора на узнавание
– название возможных вариантов цифр,
слов, фактов, которые могут быть узаны
и припомнены.

  • Все три уровня
    воспроизведения вплетены друг в друга
    и взаимодействуют в мнемической
    деятельности.
  • Ассоциирование– связи между отдельными звеньями
    воспринятого в жизни, играют большую
    роль в запоминании и припоминании.
  • Выученное
    постоянно взаимодействует с тем, что
    изучалось ранее
    .
  • Виды памяти:
  1. по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

  2. по характеру целей деятельности: произвольную и непроизвольную;

  3. по продолжительности закрепления и сохранения материала: КП, ДП и оперативную.

Читайте также:  Определение невроза навязчивых состояний: как может проявляться синдром, лечение

Двигательная
(моторная)
– запоминание, сохранение
и воспроизведение различных движений
и их систем. Она служит основой для
формирования навыков письма, ходьбы,
танцев, трудовых навыков.

Эмоциональная
память
– на чувства, заключается в
запоминании, воспроизведении и узнавании
эмоций и чувств. Лежит в основе формирования
привычек. Пережитые и сохраненные в
памяти чувства могут побуждать к действию
или тормозить. Способность сочувствовать
другому человеку основана на эмоциональной
памяти.

Образная память– зрительная, слуховая, осязательная,
обонятельная, вкусовая.

Словесно-логическая
(смысловая)
– заключается в запоминании
и воспроизведении мыслей. Т.к. мысли не
существуют без языка, то и память на них
смысловая.

Источник: https://studfile.net/preview/6023766/page:13/

Память (психология) — это… Что такое Память (психология)?

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Существуют различные типологии памяти:

  • по сенсорным системам — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память;
  • по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
  • по временным характеристикам — долговременная память и кратковременная память.

Неврологическая память

Память — совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого-физиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма. (Ц. Флорес).

Память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении. С этой точки зрения память и в момент закрепления, и в момент её воспроизведения представляет собой деятельность в полном смысле этого слова. (Зинченко).

  • Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов.
  • Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках.
  • Эпизодическая память — память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были (Tulving, 1972). Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой день рождения, когда вам исполнилось 17 лет; память о дне вашей помолвки; припоминание сюжета фильма, который вы видели на прошлой неделе. Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны.
  • Семантическая память — память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. Вы, скорее всего, не сможете вспомнить, где и когда вам стало известно, что 6547 х 8791 = 57554677, или от кого вы узнали, что означает слово «Акацки», но тем не менее эти знания составляют часть вашей памяти. Может быть, вы сумеете припомнить все те мучения, которые доставило вам изучение таблицы умножения. И эпизодическая, и семантическая память содержат знания, которые легко могут быть рассказаны, декларированы. Поэтому эти две подсистемы составляют часть более обширной категории, которую называют декларативной памятью.
  • Процедурная память, или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владения какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой. Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что».

Свойства памяти человека

Пионером в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов).

Долговременная и кратковременная память

Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).

Другой закон, установленный Эббингаузом, — количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки (так называемая «кривая Эббингауза»).

Был открыт позиционный эффект (возникающий, если запоминаемая информация по объёму превышает кратковременную память).

Он заключается в том, что лёгкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду (легче запоминаются первые и последние элементы).

Считается, что кратковременная память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих возбуждение связанных нейронных систем. Долговременная память фиксируются структурными изменениями в отдельных клетках, входящими в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ.

Кратковременная память

Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти.

Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена.

Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что емкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»).

Современные оценки емкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что емкость кратковременной памяти увеличивается за счет процесса, называемого «чанкинг» (группировка объектов). Например, если предъявить строку

  • FBIPHDTWAIBM
  • человек будет способен запомнить только несколько букв. Однако, если та же информация будет представлена иным образом:
  • FBI PHD TWA IBM

человек сможет запомнить гораздо больше букв потому, что он способен группировать (объединять в цепочки) информацию о смысловых группах букв.

Также Херберт Саймон показал, что идеальный размер для чанков букв и цифр, неважно осмысленных или нет, составляет три единицы.

Возможно, в некоторых странах это отражается в тенденции представлять телефонный номер как несколько групп по 3 цифры и конечной группы из 4-х цифр, разделенных на 2 группы по две.

Существуют гипотезы о том, что кратковременная память опирается преимущественно на акустический (вербальный) код для хранения информации и в меньшей степени на зрительный код. Конрад (1964) показал, что испытуемым труднее вспоминать наборы слов, которые акустически подобны.

Современные исследования коммуникации муравьёв доказали, что муравьи способны запоминать и передавать информацию объёмом до 7 бит.[1][2] Более того, продемонстрировано влияние возможной группировки объектов на длину сообщения и эффективность передачи. В этом смысле закон «Волшебное число 7±2» выполнен и для муравьёв.

Долговременная память

Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго.

Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд.

С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы.

В долговременной памяти информация кодируется семантически: Baddeley (1960) показал, что после 20-минутной паузы испытуемые имели значительные затруднения в вспоминании списка слов с похожим значением (например, большой, огромный, крупный, массивный).

Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. Гиппокамп важен при консолидации информации из кратковременной в долговременную память, хотя, по-видимому, собственно в нем информация не хранится. Скорее гиппокамп вовлечен в изменение нейронных связей в период после 3 месяцев от начального обучения.

Одной из первичных функций сна является консолидация информации. Возможно показать, что память зависит от достаточного периода сна между тренировкой и тестом. Причем гиппокамп воспроизводит активность текущего дня во время сна.

Нарушения памяти

Большое количество знаний об устройстве и работе памяти, которое сейчас имеется, было получено при изучении феноменов её нарушения. Нарушения памяти — амнезии — могут быть вызваны различными причинами. В 1887 русский психиатр С. С.

 Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу.

В настоящее время все нарушения памяти делятся на:

  • Гипомнезии — ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.).
  • Гипермнезии — аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом (Шеришевский)
  • Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

Особо выделяется детская амнезия — потеря памяти на события раннего детства. По-видимому, этот вид амнезии связан с незрелостью гиппокампальных связей, либо с использованием других методов кодирования «ключей» к памяти в этом возрасте.

Мифология, религия, философия о памяти

  • В древнегреческой мифологии имеется миф о реке Лета. Лета обозначает «забвение» и является неотъемлемой частью царства смерти. Умершие есть те, кто потеряли память. И напротив, некоторые, удостоенные предпочтения, — среди них Тиресий или Амфиарай, — сохранили свою память и после кончины.
  • Противоположностью реки Лета является Богиня Мнемозина, персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса — мать всех муз. Она обладает Всеведением: согласно Гесиоду (Теогония, 32 38), она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьет из источника знания Мнемозины, это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию «истоков», «начал».
  • Согласно философии Платона Анамнесис — припоминание, воспоминание — понятие, описывающее основную процедуру процесса познания.

Примечания

  1. Резникова Ж. И., Рябко Б. Я., Теоретико-информационный анализ «языка» муравьев // Журн. общ. биологии, 1990, Т. 51, № 5, 601—609.
  2. Резникова Ж.И. Язык муравьев до открытия доведет, Наука из первых рук, 2008, N 4 (22), 68-75.

Литература

  • Арден Джон Развитие памяти для «чайников». Как улучшить память = IMPROVING YOUR MEMORY FOR DUMMIES. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 352. — ISBN 0-7645-5435-2
  • С.Роуз Устройство памяти от молекул к сознанию.- Москва: «Мир», 1995.
  • Лурия А. Р. Нейропсихология памяти.- Москва: «Педагогика», 1974.
  • Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти.- М., 1968.
  • Роговин М. С. Проблемы теории памяти.- М., 1977.- 182 с.
  • Шенцев М. В. Информационная модель памяти . , С.Пб.2005.
  • Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968;
  • Бериташвили И. С., Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение, 2 изд., М., 1974;
  • Соколов Е. Н., Механизмы памяти, М., 1969:
  • Конорски Ю., Интегративная деятельность мозга, пер. с англ., М., 1970;
  • Аристотель «О памяти и припоминании»; Плотин «Об ощущении и памяти»; Поль Рикёр. Память в культуре Древней Греции
  • Поль Рикёр. Традиция внутреннего усмотрения (Августин о памяти)
  • П. Гири. Память // Словарь средневековой культуры; Ю. Арнаутова. Memoria (Средневековье)
  • Ф. Йейтс. Искусство памяти // Йейтс Ф. Искусство памяти. «Университетская книга», СПб, 1997, с. 6-167.
  • П. Нора. Проблематика мест памяти // Франция-память. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999, с. 17-50.
  • Месяц С. В. Трактат Аристотеля «О памяти и припоминании» // Вопросы философии. М.,2004. № 7. С.158-160.
  • Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской кульуры, 2004
  • Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1084755

Ссылка на основную публикацию