Определение абстрактности: какой это характер у человека, образ в философии

Определение абстрактности: какой это характер у человека, образ в философии За годы преподавания и коммерческой разработки я повстречал много студентов и разработчиков, которые не до конца понимают смысл слова абстракция. Из многочисленных попыток разъяснить смысл этого термина получилась настоящая статья. Что Вы найдете под катом:

  • Определение понятия абстракции и объяснение откуда оно взялось в ООП.
  • Объяснение на простых примерах, что такое барьер абстракции, побочный эффект абстракции.
  • Как получается хардкод.

Википедия определяет абстракцию и процесс абстрагирования следующим образом: Абстра́кция (от лат. abstractio — отвлечение) — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование; теоретическое обобщение как результат такого отвлечения.

В европейской философии и логике абстрагирование трактуется как способ поэтапного продуцирования понятий, которые образуют всё более общие модели — иерархию абстракций. Наиболее развитой системой абстракций обладает математика. Степень отвлечённости обсуждаемого понятия называется уровнем абстракции. В зависимости от целей и задач, можно рассуждать об одном и том же объекте на разных уровнях абстракции.

Гради Буч определяет понятие абстракции значительно проще, но смысл тот же:

Абстракция выделяет существенные характеристики некоторого объекта, отличающие его от всех других объектов. Абстракции выполняют защитную функцию и помогают нам не сойти с ума от переизбытка информации. Представьте, как бы нам жилось, если при письме шариковой ручкой пришлось бы думать о том, что миллиарды молекул чернил взаимодействуют с молекулами бумаги, чтобы получилась буква. Другими словами, не тратя время на ненужные подробности, мы можем ухватить самую суть — взглянуть на проблему «сверху».Определение абстрактности: какой это характер у человека, образ в философии Если бы не фотография с высоты птичьего полета, можно ли было бы себе представить насколько правильно спроектирована Барселона? Кстати, про пример с шариковой ручкой, читать бы тоже не получилось — начертания одной и той же буквы на письме отличаются даже у одного человека. Абстрактное мышление — это механизм, который позволяет нам перерабатывать и усваивать кучу новых сведений. Если бы не было абстракции, то единственный вариант для нас — это остаться очень примитивными существами.Определение абстрактности: какой это характер у человека, образ в философии В Бразилии живет племя небольшое племя индейцев Пираха. Представители этой народности обладают крайне скудным абстрактным мышлением. Их алфавит состоит из трех гласных и восьми согласных. У них нет слов, обозначающих цифры, вместо цифр у них два понятия — несколько и много. У них нет цветов — только понятия светлый и темный, времени и истории — они живут только сегодняшним днем и помнят только то. что помнит старейший из ныне живущих; нет — религии, ремесел, искусства. У них еще много чего нет в нашем привычном понимании. И это все потому, что не развито абстрактное мышление. Правда, справедливости ради, стоит отметить, что при этом они себя ощущают абсолютно счастливыми людьми!

Итак, абстрагирование нам нужно как способ познания и описания окружающего мира, для обмена информацией друг с другом. Абстракции позволяют провести декомпозицию предметной области на набор понятий и связей между ними.

Определение абстрактности: какой это характер у человека, образ в философии На картинке изображен Legoland в Лондоне. Несмотря на то, что все предметы собраны из детского конструктора, мы без труда узнаем в них дома, окна, двери, городские кварталы, людей. Чтобы понять ключевые свойства абстракций проведем аналогию с построением проекций на плоскость. Определение абстрактности: какой это характер у человека, образ в философии Предположим, что у нас есть три фигуры: шар, цилиндр и параллелепипед, при этом ось симметрии цилиндра, проходящая через центры окружностей в основании, параллельна какой-нибудь оси симметрии параллелепипеда. Очевидно, что можно выбрать две плоскости для построения проекций таким образом, что шар и цилиндр спроецируются в окружности, а цилиндр и параллелепипед — в прямоугольники.

Проекция в нашем примере иллюстрирует абстракцию объекта — геометрической фигуры. Что мы видим — на одной плоскости не отличишь проекции шара и цилиндра, а на другой — цилиндра и параллелепипеда. Этот эффект называется барьером абстракции.

Абстракция представляет не весь объект целиком, а только лишь его существенный набор характеристик.Нужно быть готовым к тому, что некоторые очень непохожие друг на друга объекты, могут стать неразличимыми.

Если это неудобно, то нужно выбирать другой набор абстракций.

С другой стороны, как мы видим из примера, цилиндр, может проецироваться и в окружность, и в прямоугольник — объекты с различными геометрическими свойствами, отличными от тех, что есть у цилиндра. Наличие у абстракции собственных свойств, отличных от свойств абстрагируемого объекта, называется побочным эффектом абстракции.

На самой первой картинке изображены две фигуры, собранные из щепок, так что при определенном освещении они отбрасывают «человеческие тени». Мне, например, кажется, что там один силуэт мужской, а другой — женский. Это тоже побочный эффект абстракций. Теперь мы можем классифицировать все фигуры по их тени.

Сфера применения Абстракция Комментарий
Целые числа Число из кольца Zp, где p = 2^разрядность (8, 16, 32, 64 бита) Данная абстракция позволяет представить целые числа только из отрезка –p/2+1 до p/2. Побочный эффект – проблема переполнения.
Вещественные числа Числа с плавающей точкой Вещественных чисел несчетное число, а чисел с плавающей точкой — всего лишь конечное. Это значит, что несчетное количество вещественных чисел представлены одним числом с плавающей точкой. Побочный эффект – ошибка округления, из-за который два числа нельзя сравнивать с помощью операции сравнения, а лишь по модулю некоторого маленького epsilon |a-b| < epsilon => a == b, или a/b*1000 может сильно отличаться от a*1000/b. Появилась даже целая дисциплина в математике – численные методы, которая изучает как организовать вычисления с плавающей точкой так, чтобы результаты не сильно отличались от вычислений с вещественными числами.
Деньги Числа с плавающей точкой Погрешность округления чисел с плавающей точкой делает, если не невозможным их использование для финансовых операций, то, по крайней мере, сильно усложняет жизнь. В любом случае, я бы сначала подумал в сторону написания отдельного класса для денежных единиц.
Изображение Машинная графика Машинная графика развивается семимильными шагами, чтобы сделать изображение на экране компьютера все более реалистичным.
Программное обеспечение Процедура Процедура является базовым элементом декомпозиции в процедурном программировании. Побочный эффект — процедура жестко заданная последовательность команд, которую невозможно изменить без переписывания самой процедуры.
Программное обеспечение Класс О классах будем говорить ниже.
Предметная область Абстракция сущности и связи между сущностями Побочный эффект — отражает представление, заблуждения, предубеждения и т.д. о предметной области конкретного субъекта.
Бизнес-логика Процедура Как уже говорилось выше — побочный эффект процедуры — жесткая последовательность команд. Бизнес-логика же подвержена изменениям, как правило содержит много исключений, о которых пользователи обычно забывают рассказать. Попытка представить бизнес-операцию в виде процедуры часто делает терпит неудачу.
Программное обеспечение Поток для распараллеливания операций Многопоточное программирование получилось настолько сложным для восприятия, что немного людей в нем разбирается.
Квадрат — это прямоугольник, у которого все стороны равны. Класс квадрат нельзя наследовать от прямоугольника. Классы — это абстракции. У них есть свои собственные свойства, которые отличаются от математических объектов и которые делают невозможным наследование.

Гради Буч так определяет ООП: Объектно-ориентированное программирование — это методология программирования, основанная на представлении программы в виде совокупности объектов, каждый из которых является экземпляром определенного класса, а классы образуют иерархию наследования. В этом определении самый важный момент — это иерархия наследования. Потому что именно наследование отличает ООП от всех других методологий. Два основных принципа человеческого мышления — это группировка и обобщение. Классы — это, по сути, абстракции механизмов группировки и обобщения человеческого мозга. Естественно, со своими побочными эффектами и барьером. При этом группировка достигается тем, что похожим объектам сопоставляется один класс, а обобщение в ООП достигается за счет иерархии классов. Иерархии классов реализуются через полиморфизм. ООП, кстати, интересно еще хотя бы и тем, что это, пожалуй, последняя парадигма программирования на данный момент, которая поддерживается на аппаратном уровне. Главный побочный эффект классов — они отражают опыт, стереотипы, предубеждения того программиста, который их написал. Отсюда следует, что разные люди получат разный набор классов для одной и той же задачи. Более того, один и тот же человек, решая одну и туже задачу, но в разные моменты времени, получит разный набор классов, просто потому что его жизненный опыт меняется. Второй побочный эффект, который стоит отметить — чужой код всегда менее понятный, чем свой собственный. Определение абстрактности: какой это характер у человека, образ в философии Разберемся почему так происходит. Когда человек пишет код, для него естественнее двигаться снизу вверх — от более низкоуровневых компонент к более высокоуровневым. Сначала написали один класс, потом второй, который зависит от первого, затем третий, который зависти от первого и второго, четвертый — от третьего и т.д. Когда же человек пытается понять чужой код, он как раз двигается наоборот — сверху вниз. То есть сначала понимает общую суть, затем разбивает на компоненты, потом пытается понять суть каждого компонента и т.д. Часто эти движения мысли снизу вверх и сверху вниз у разных людей не совпадают. Естественно, что изучающему чужой код было бы легче, если разбиение кода на компоненты совпадало с его собственными убеждениями, как надо делать. Если это не так, придется затрачивать определенные усилия, чтобы понять ход мыслей разработчика. Поэтому, когда кто-то говорит, что здесь «полный хардкод», но если я перепишу, то будет все проще и понятнее. Это всегда 100% правда… Но только для него, для остальных ценность переписывания уже не так очевидна. Кстати, если ничего не предпринимать специально, то при разработке снизу вверх, код становится сильно связанным между собой, то есть не повторно используемым. Чтобы побороть этот эффект надо следовать принципу инверсии зависимостей (The Dependency Inversion Principle). Проиллюстрируем как проявляется описанный побочный эффект на простом примере. Многие жители крупных городов закупаются в крупных супермаркетах. Предположим, что жена отправляет мужа за покупками и, чтобы он не забыл, как обычно, чего-нибудь, составляет список «для тех кто в танке». Постараемся проследить ход ее мыслей: — Так чего я сегодня буду готовить на ужин? — Надо приготовить чего-нибудь вкусненькое, чтобы побаловать ребенка. — Так, нужна будет мука, молоко. — Кажется в миксере сели батарейки. — Стоп! Ребенку нужны витамины. Морковь. Буду делать морковный сок. и мандарины. Скоро же Новый год! — А хлеб дома есть? Нет, кажется, нет.Значит, надо купить! — Еще надо купить масло. — Забыла про ребенка — витамины. Купить яблоки. — Чего-то ручка плохо пишет. Наверное скоро кончатся чернила. Надо купить! — Так, ребенку надо купить сока. — А еще игрушку — пусть порадуется. — Картошка у нас есть на борщ? На борщ хватит, но на неделю нет. Значит тоже надо купить. — Чуть не забыла учительница просила принести две тетради. — К борщу нужна сметана. — Вроде сахар кончился. — Ребенок любит виноград. — И еще надо купить бутилированной воды. В итоге получаем следующий список:

  • мука
  • молоко
  • батарейки
  • морковь
  • мандарины
  • хлеб
  • масло
  • яблоки
  • ручка
  • сок
  • игрушка
  • картофель
  • тетради
  • сметана
  • сахар
  • виноград
  • вода

Когда приходит муж в магазин то, что он обнаруживает? Указанные в списке товары оказываются в разных частях магазина. Обычно список длинный, поэтому запомнить что-либо, что было уже куплено достаточно трудно. На это накладывается, что какие-то отделы временно закрыты — идет выгрузка товаров, какого-то товара нет в продаже, плюс толчея, зимняя одежда. Более опытные товарищи ходят с карандашом или ручкой с очень озабоченным видом и постоянно смотрят в свой список. Но, в итоге, все равно, что-нибудь да забудешь купить. По своему опыту могу сказать, что это «что-нибудь» окажется самым важным, из-за чего вообще и стоило ехать в магазин. Какой список был бы удобен мужу? Тот, в котором все товары сгруппированы по отделам, отдельные группы идут в очередности, соответствующей порядку обхода магазина. Например, для магазина, в который хожу я было бы удобно сгруппировать товары следующим образом:

  • Батарейки
  • Детские тетради
  • Ручка
  • Вода
  • Сок
  • Сахар
  • Морковь
  • Апельсины
  • Яблоки
  • Виноград
  • Картофель
  • Масло
  • Хлеб
  • Молоко
  • Сметана
  • Мука
  • Детская игрушка

Еще одно важное наблюдение — невозможно по самим абстракциям определить насколько удачными они получились. Это можно сделать, только если мы попытаемся их использовать на практике. И тут уж выясняется, что одни абстракции лучше подходят для задачи, а другие — хуже. А если еще немного изменить исходные условия, то и прежний «хороший» набор абстракций уже может не работать. Например, второй список покупок из примера перестанет работать, если прийти с ним в другой магазин с иным порядком выкладки товаров. Он станет ничем не лучше, чем первый. Отсюда вывод — невозможно придумать набор классов, который подойдет на все случаи жизни. В статье The Open-Closed Principle это называется стратегическая замкнутость.

Читайте также:  Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основой

Естественный вопрос, а как сразу создавать хорошие абстракции. Увы, но на этот счет нет точного ответа. Зато со временем выработался набор практик, который говорит, как надо поступать, и обещает, что в этом случае будет хороший результат. К таким практикам относится рефакторинг, стандарты кодирования, code review, объектная гимнастика и т.д.

Цель данных практик — направить ход мыслей группы разработчиков в одном направлении, тогда шансов, что чужой код будет понятнее, станет больше. Отношение к каждой из практик у отдельно взятого человека зависит лишь от приобретенного им опыта использования практики. Часто слова «Это не работает» надо интерпретировать как «Я пробовал — у меня не получилось».

Нет никаких объективных аргументов «ЗА», равно как и «ПРОТИВ».

Проведем параллели между естественным языком и ООП

естественный язык ООП
Слово класс
Правила Синтаксис
Жанр Архитектура
литературные приемы паттерны

Любые свои мысли человек выражает словами естественного языка. Есть два типа задач:

  1. Для решения надо хорошо знать сам язык. Например, чтобы написать Войну и Мир.
  2. Сложность не зависит от языка. Неважно сколько и какие языки Вы знаете. Это никак не помогает при решении. Например, теорема Ферма.

ООП — это инструмент, который создавался с прицелом на большие по размеру программы. Но, это всего лишь один из инструментов, который потребуется, чтобы написать крупный проект. Меня всегда удивляют, статьи в стиле Почему я люблю X или Почему я не люблю X. Все прекрасно понимают, что X — инструмент. Ведь нет же таких статей про лопату. Хотя, кто знает, ведь ООП существует несколько десятилетий, а лопата несколько тысяч, и быть может где-нибудь в в каменном веке шли жестокие холивары на тему, что лучше лопатка мамонта или мотыга из камня? 1. Гради Буч Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на С++ Данная книга в представлении не нуждается. Одна из наиболее цитируемых книг по программированию.

2. Барбара Минто Принципы Пирамиды Минто.

Работая консультантом McKinsey Барбара Минто создала свой собственный метод написания аналитических документов, основанный.на том, как человек воспринимает информацию. В книге достаточно много места уделено принципам группировки и обобщения. 3. Роберт Мартин (Uncle Bob)

Роберт Мартин написал серию статей и книг про принципы ООП. Наиболее известные из них S.O.L.I..D. На русском языке вышла книжка Роберт Мартин Быстрая разработка программ.

Принципы, примеры, практика, в которой описаны эти принципы.

Но на мой взгляд про них лучше прочитать в статьях The Single Responsibility Principle, The Open-Closed Principle, The Liskov Substitution Principle, The Interface Segregation Principle, The Dependency Inversion Principle.

Источник: https://habr.com/post/206994/

Определение абстрактности: какой это характер у человека, образ в философии

Человек постоянно сталкивается с абстрактными объектами. Иногда о них говорится в негативном ключе. Например, когда речь идет о далеко идущих планах, которые не понятно, как выполнять. Но абстракция может иметь положительный оттенок.

Определение абстрактности: какой это характер у человека, образ в философии

Абстрактный рисунок

В психологии это нейтральная категория, обозначающая мыслительную операцию или тип мышления. Итак, абстрактный – это какой, что может означать данное понятие?

Определение из философии

В философии есть две категории, указывающие на ступени познания реальности: абстрактная и конкретная.

Отличия между ними проще всего понять интуитивно на примере соотношений понятий «человек» и «Сократ». Первое – максимально обобщенная категория, лишенная деталей и подробностей.

Сократ – конкретная личность. Таким образом, абстрактный – это максимально обобщенный объект, который нельзя пощупать.

Абстрактные объекты – очень интересный предмет изучения для многих философов, потому что они указывают на проблемы, связанные с некоторыми популярными теориями. Их интересует вопрос: если объект абстрактный, не присутствует в пространстве, то откуда люди о нем знают и даже влияют им на эмоции?

Определение абстрактности: какой это характер у человека, образ в философии

Абстрактная картинка

Более того, философия – это в целом наука об абстракциях, потому что она изучает наиболее общие особенности мироздания. Что значит «абстрактный» в бытовом сознании? Этот термин обыденный человек определяет как что-то нереалистичное и размытое.

Абстрактное понятие – это такой термин, который невозможно выразить визуально непосредственно, лишь через символы, действия или ситуацию. Например, слово «отвлекать» можно изобразить лишь через рисунок, где изображено, как один человек пытается что-то сказать работающему за компьютером коллеге.

Синонимами этого слова в зависимости от ситуации могут быть «отвлеченный», «размытый», «нереалистичный», «идеальный» и так далее. Каждое из этих понятий соответствует определенному контексту, в котором проявляется абстракция.

Понятие абстрагирования

Абстрагирование – мыслительная операция, в результате которой конкретный объект становится обобщенным. Это определение в широком смысле. Например, в результате абстрагирования создается такая цепочка: смартфон – телефон – техника – электроника.

Как следствие, появляется понятие, которое нельзя пощупать, увидеть или каким-то другим образом ощутить. Электроника не существует в предметной форме. Но это не мешает человеку понять значение этого слова. В результате абстрагирования появляются абстрактные идеи, выражения.

Это такие мыслительные конструкты, которые описывают реально существующие явления.

Определение абстрактности: какой это характер у человека, образ в философии

Абстрагирование – необходимая составляющая обучения

В более узком смысле оно заключается в выделении одного или нескольких признаков на фоне всех остальных. Чтобы обобщить понятие «смартфон» до «электроники», необходимо выделить отвлеченную черту – питание от электричества и сделать на ее основе абстрактное понятие.

Абстрагирование может быть и методом научного познания. Оно позволяет сформировать гипотезу, потом ее подтвердить. Данная операция дает возможность проанализировать абстрактные вещи. Это могут быть преступность в обществе, экономический рост и прочее.

Виды абстракций

Мужчина говорит что соскучился по женщине — что это значит

Классификация видов абстракции основана на целях осуществления этой операции:

  1. Изолирующая абстракция. Конкретное явление выделяется из общего фона и изучается. Например, на столе лежит апельсин. Человек выделяет из него два признака: оранжевый цвет и сладко-кислый вкус. Такой абстракт (это конструкт, образующийся в процессе абстракции) позволяет в дальнейшем сравнить его, например, с мандаринами.
  2. Обобщающая абстракция необходима для получения общего образа, например, создания теоретической или эмпирической модели исследования. Пример – математические уравнения, которые решаются в целом, без дробления на составляющие.
  3. Идеализация нужна для составления идеальной картины изучаемого явления для достижения определенных исследовательских или практических целей.

Цель абстракции для совершения определенного класса мыслительных операций может различаться, но она всегда связана с конкретной задачей и ее вписыванием в более широкий контекст познавательной деятельности.

Кто такой абстрактный человек

Абстрактный человек – это личность, которую человек себе нарисовал в воображении. Он может и не существовать в реальном мире. Например, когда девушка представляет парня своей мечты, она рисует абстрактного принца на белом коне.

Еще один вариант – это идеализация кого-то. Если человек влюбляется, он испытывает эти чувства по отношению к абстрактному образу, а не реальному человеку. Поэтому столько людей со временем говорит: «Он/она так изменился». На деле человек такой, какой и был.

Просто абстрактный характер превратился в конкретный.

Таким человеком может быть образ идеальной личности, на которую нужно равняться. Когда люди говорят: «Я хочу быть целеустремленным, богатым», они рисуют абстрактный образ того, какими они себя желают видеть в будущем.

Что такое абстрактное мышление личности

Канцерофобия — что это значит, симптомы

Если абстрагирование – это процесс создания отвлеченных мыслительных конструктов, то абстрактное мышление – это умение ими оперировать. Это позволяет размышлять о категориях, которые не существуют в природе.

Пример. Строгий преподаватель критикует молодого человека, который очень обильно «льет воду» на экзамене: «Давайте перейдем к сути вопроса». Почему студент использует такие умные фразы? Его задача – скрыть пробелы в знаниях или даже их полное отсутствие. Это суть абстрактного мышления.

Человеческие знания о реальном мире не являются полными, всеобъемлющими, конкретными. Но человек должен как-то ориентироваться в неизвестности, поэтому он и мыслит абстрактно. Это уникальная способность человечества, которая позволила ему создать все те блага, которыми люди пользуются до сих пор.

Абстрактное мышление – это форма познания, которая способна преодолеть тупик в рассуждении. Оно позволяет, по крайней мере, на обобщенном уровне описать разные явления. Также абстрактное мышление позволяет увидеть проблему с разных сторон. Именно эта способность человека обеспечила создание различных религий. Бог – это обобщенное добро и могущество почти в любой культуре.

Формы абстрактного мышления

Абстрактное мышление проявляется в нескольких формах: понятиях, суждениях и умозаключениях. Все они применяются комплексно. Абстрактные понятия отражают объект или их группу в одной или нескольких существенных характеристиках.

Определение абстрактности: какой это характер у человека, образ в философии

Понятия – важнейшая составляющая мышления

В речи понятие выражается одним или несколькими словами. Например, «лошадь», «трактор» или «сотрудник НИИ», «взрывная волна». Это некий абстрактный образ, который нельзя представить непосредственно в визуальном, слуховом или кинестетическом виде, но можно понять. Суждения содержат утверждение или отрицание какого-то факта. Они делятся на простые и сложные.

Пример. Предложение: «Каратэ удивительно» является примером простого суждения. Оно состоит из одной предпосылки. Сложное такое: «Поезд ушел, платформа стала пуста» содержит два взаимосвязанных между собой факта. Суждение всегда осуществляется в повествовательной форме.

Умозаключение – это форма мышления, позволяющая сделать вывод в виде нового суждения из одной или нескольких взаимосвязанных между собой предпосылок.

Инструменты абстрактного мышления

Слова – главный инструмент абстрактного мышления, поэтому проявить его можно исключительно в речи. В процессе говорения человек выстраивает понятия в стройную логическую последовательность.

Поэтому слова упрощают мышление. Если что-то непонятно, можно попробовать рассказать об этой проблеме кому-то. В процессе обсуждения ответ будет найден. Если заинтересованных лиц нет, можно поговорить с самим собой. Это даже эффективнее, потому что рефлексия не останавливается, и можно не стесняться.

Пример. Человек толково объясняет кому-то, как решить его проблему. Но, если он сам попадает в такую ситуацию, он уже не так мудро поступает, как советовал.

Дело в том, что он проговаривает чужую проблему и находит способы ее решения.

А когда он сам попадает в сложные жизненные обстоятельства, его речевой поток нередко обретает другое течение: «все плохо закончится, мне хана» и так дальше.

Поэтому вместо решения проблемы человек только делает ее страшнее. И в том, и другом случае работает абстрактное мышление. Если он попробует поговорить сам с собой, то с большей вероятностью придет к правильному решению.

Таким образом, абстрактность – это понятие, выражающее максимальную степень обобщенности.

Видео

Источник: https://srazu.pro/teoriya/abstraktnyj-chto-eto.html

Абстракция — что это такое и как абстрактное мышление (абстрагирование) помогает увидеть суть

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вспомните скучные уроки в школе или университете, на которых вам хотелось спать. Что в них было общего? Обилие научных понятий, общих тезисов (что это такое?) и размытых формулировок.

Вводный теоретический урок предполагает работу с абстракциями. Из-за них он такой обобщённый, как бы оторванный от предмета.

Что такое абстракция? Зачем она нужна? И как она связана с другими сложными понятиями: абстрагированием, абстрактным мышлением? В этой статье мы разберём все вопросы по полочкам. Поехали!

Абстракция и абстрагирование — это упрощение реальности

Абстракция – это мысль, которая родилась в процессе абстрагирования (процесса исключения и отделения несущественного в данный момент, чтобы увидеть главное). Разочарованный читатель, наверное, подумал: «Ну вот, опять нет чёткого определения, а только размытая фраза». Наберитесь терпения, до истины (что это?) осталось совсем чуть-чуть.

У слова «abstractio» три варианта перевода с латыни:

  1. отвлечение;
  2. исключение;
  3. отделение.

Это мыслительные операции, которые проводит мозг над объектами реального мира в процессе абстрагирования. И появляются абстракции.

Вот несколько примеров для понимания.

  1. Вы вышли на улицу и посмотрели вверх. О чём подумали? «Газовая оболочка из пяти слоёв с водяным паром, содержит 78% азота, 21% кислорода и так далее». Да так и с ума сойти можно!

    Чтобы этого не произошло, вы отвлекаетесь от несущественных сторон, свойств и связей объекта. Выбрасываете из головы слои атмосферы, химический состав и формируете общую мысль – «небо».

    Так вот, «небо» — это и есть абстракция. Вы можете пойти дальше и выделить другие существенные признаки объекта: цвет, погоду, время суток. Тогда возникнут такие абстрактные понятия: «голубое небо», «пасмурное небо», «ночное небо».

  2. В конце месяца вы сняли с банковской карты зарплату.

    Теперь ваша общая мысль – «деньги». Это тоже абстракция. В процессе абстрагирования вы мысленно исключили (отделили) несущественные связи объекта.

    Например, связи с банковским учреждением и работодателем. Разве вам интересно, какой длинный путь прошли титульные знаки перед тем, как оказались в вашем кошельке? Вряд ли.

    Важно то, что это деньги.

Таким образом, вы постоянно занимаетесь абстрагированием и порождаете абстракции. Без этого процесса голова бы просто лопнула от мыслей.

Тогда почему так трудно высидеть на скучных лекциях?

Абстрактные понятия — это высшая форма абстракции

Обобщать можно не только объекты реального мира, но и сами абстракции. Так формируются абстракции высокого порядка – абстрактные понятия. Ими оперируют фундаментальные и точные науки, чтобы описывать сложные закономерности.

Рассмотрим упрощённый пример того, как рождается абстрактное понятие.

На землю выпали атмосферные осадки из кристалликов льда. Это снег. Небо полностью закрыто облаками. Небо и снег белые. На улице белизна.

«Белизна» — это абстрактное понятие. Попробуйте его обобщить. Не получится. Другие примеры абстрактных понятий: истина, справедливость, время, вещество, информация.

От простой абстракции до её высшей формы иногда проходит так много мыслительных этапов, что абстрактное понятие оказывается сильно оторванным от реальности и сложным для восприятия.

Поэтому так трудно слушать теоретические лекции преподавателя.

Виды абстракций

Абстрагирование – это мыслительный процесс, который преследует определённую цель. Вычленить какой-то существенный признак, получить общую картину явления или выработать идеальную схему.

В зависимости от цели абстрагирования выделяют три вида абстракций.

  1. Изолирующая.Цель – выделить существенный признак объекта и сосредоточить на нём внимание. На столе лежит апельсин. Вы замечаете, что фрукт оранжевый или сладко-кислый.
  2. Обобщающая.

    Цель – получить общую картину явления. Для этого вы отвлекаетесь от частных признаков. Пример обобщающей абстракции – это математические уравнения. Они решаются по определённым правилам. Нет смысла мысленно «дробить» математические уравнения на цифры, плюс, минус, знак равенства, переменную.

    Вы, наверное, замечали, что успех в решении любой математической задачи зависит от умения посмотреть на проблему как бы сверху, увидеть общую картину.

  3. Идеализация.

    Цель – выработать идеализированную схему объекта, отбросив несущественные реальные атрибуты. Идеализация – это метод познания, без которого не обходятся точные и естественные науки.

    Вспомните пресловутого «сферического коня в вакууме».

    В реальности нет изолированных точек, прямых линий, времени. В отрыве от конкретного объекта их нельзя потрогать, измерить. Это абстракции, которые используются в математике и физике для описания закономерностей реальных явлений.

Что такое абстрактное мышление

Если абстрагирование – это процесс выработки абстракций, то абстрактное мышление – это оперирование ими.

Строгий экзаменатор критикует молодого человека, отвечающего слишком пространно: «Давайте ближе к предмету билета».

Почему студент так бросается умными фразами? Чтобы скрыть пробелы в знаниях, а то и полное их отсутствие. И в этом кроется суть абстрактного мышления.

Знания человека о реальном мире не являются полными, исчерпывающими, конкретными. Но ему нужно как-то ориентироваться среди неизвестных явлений и вещей, поэтому он мыслит абстрактно.

Если бы не было понятия времени, то как бы люди договаривались о встречах? Как бы учёные описывали новые галактики, не имея представления о форме, расстоянии, скорости, веществах? А как бы без общих понятий взаимодействовали науки?

Абстрактное мышление – это форма познания, которая позволяет выйти из интеллектуального тупика, хотя бы на обобщённом уровне описать неизвестные явления. С его помощью строят догадки и видят проблему с разных углов.

Вы стали свидетелем семейной ссоры. Вашему другу на телефон звонит жена, плачет, кричит, ругается. Какие выводы делает мозг?

  1. Конкретное мышление: жена друга – истеричка;
  2. Абстрактное мышление: возможно, друг обижал жену, она долго терпела, но теперь не может сдерживать эмоции.

Краткое резюме

Итак, если говорить совсем уж простым языком, то термин, вынесенный в заголовок этой статьи, представляет из себя общую мысль, которая приближает нас к сути объекта (явления).

Абстракция – это посредник между человеком и сложным миром с его тайнами, законами.

Глупо противопоставлять конкретные понятия абстрактным, потому что без последних невозможен сам процесс познания.

Автор статьи: Наталья Белоусова

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Определение абстрактности: какой это характер у человека, образ в философии

  • * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  • Подборки по теме
  • Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/abstrakciya-chto-ehto-takoe-abstraktnoe-myshlenie-abstragirovanie.html

§ 2. Абстрактное мышление

Способность
человека к чувственному отражению
действительности — это способность
получать непосредственную информацию
об объектах в форме индивидуальных
конкретно-чувственных образов, способность
к ощущениям, восприятиям и представлениям.
Велико значение этой способности для
познания и ориентировки в мире.

Но ее
сила является и ее слабостью: человек
остается привязанным к конкретной
ситуации. Хотя он и может ориентироваться
в окружающей обстановке, приспосабливаясь
к ней подобно животным, все же этого
недостаточно, чтобы преобразовывать
природу, предметы окружающего мира в
своих интересах, для своих потребностей.

В
связи с этим возникает потребность в
отграничении того, что свойственно
объектам самим по себе, от того, что
связано с состоянием человеческого
организма.

Кроме того, имеется потребность
в дифференциации свойств объектов, в
выделении их по степени значимости для
существования и функционирования самих
объектов и для практической деятельности
человека.

Все это требовало, в свою
очередь, развития способности к свободным
представлениям, к выходу за рамки
непосредственно данной в органах чувств
ситуации.

Большую
роль в развитии способности к абстракциям
сыграло возникновение и формирование
языка в целях общения
.
Благодаря языку воспроизводство
представлений и работа воображения
чрезвычайно облегчаются. Процесс
репродукции мысленного содержания
делается беглым, сознание освобождается
от тирании сенсорного поля, приобретает
свободу воображения.

Воображение
делается в высшей степени подвижным,
гибким, и область его охвата может
беспрерывно расширяться. Без языка нет
свободных представлений воображения,
но и язык, в свою очередь, невозможен
без этого содержания сознания.

Подлинное
сознание имеется там, где содержание
наполняется объективным составом
реальности, где оно может оперировать
образами и представлениями вещей или
их заместителями и составлять воображаемые
диспозиции. К. Р.

Мегрелидзе подчеркивает,
что «человеческий труд, человеческое
сознание и человеческая речь в процессе
своего возникновения представляли
собой не три самостоятельных действия,
а только отдельные моменты одного
целого, а именно — социального комплекса.
Каждое из этих образований немыслимо
без других, одно порождает другое,
взаимно образуя целое» (там же. С. 113).

Благодаря
выработке способности к свободным
представлениям, связанным со словом, а
также способности к сопоставлению
представлений, их анализу, выделению
общих признаков предметов и их объединению
(синтезу) в определенные классы стало
возможным формирование особого рода
представлений, фиксирующих общие
признаки вещей. Это представления не
чувственно-сенситивного характера,
поскольку конкретная индивидуальность
здесь уже присутствовала (и в восприятии,
и в самом представлении), а «представление»
лишь об отдельных признаках целой группы
индивидуальных предметов, выделяемых
по какому-либо общему для них признаку,
например, по функциональному. Такие
признаки закреплялись в словах «топор»,
«дом», «ложка» и т.п. Возникли
«представления», квалифицируемые в
логике, психологии и философии как
понятия. Формировалась и развивалась
способность людей к абстрактно-мысленному
отражению действительности.

Исходной
и ведущей формой абстрактно-мысленного
отражения объектов является понятие,
которое выделяет, представляя в обобщенном
виде, предметы некоторого класса по
некоторым определенным (общим,
существенным) их признакам.

Понятие –
как форма (вид) мысли, или как мысленное
образование, есть результат обобщения
предметов некоторого класса и мысленного
выделения самого этого класса по
определенной совокупности общих для
предметов этого класса — и в совокупности
отличительных для них — признаков.

По
отношению к действительности (по глубине
ее отражения, осмыслению и направленности)
понятия могут быть разделены на четыре
класса: 1) понятия, отражающие общее в
предметах, 2) понятия, охватывающие
существенные признаки предметов, 3)
понятия, возвышающиеся до раскрытия
смысла, значения предметов, и 4)
понятия-идеи.

Наряду
с понятиями абстрактно-мысленная
способность человека включает и другие
формы рационального освоения
действительности. Из курса классической
формальной логики известны такие формы
мышления, как суждение и умозаключение.
Суждение
— это форма мысли, в которой посредством
связи понятий утверждается или отрицается
что-либо о чем-либо
.

  • На
    базе понятий и суждений формируются
    умозаключения,
    представляющие собой рассуждения,
    в ходе которых логически выводится
    новое суждение (заключение или вывод).
  • Итак,
    можно выделить следующие черты, отличающие
    способность к абстрактному мышлению
    от чувственно-сенситивного отражения
    действительности:
  • 1)
    способность к отражению общего в
    предметах; при сенситивном отражении
    в отдельных предметах не дифференцируются
    общие и единичные признаки; они не
    разделены, слиты в единый гомогенный
    образ;
  • 2)
    способность к отражению существенного
    в предметах; в результате же сенситивного
    отражения существенное не отграничивается
    от несущественного;
  • 3)
    способность к конструированию на основе
    познания сущности предметов понятий-идей,
    подлежащих опредмечиванию;
  • 4)
    опосредованное познание действительности
    — как через посредство сенситивного
    отражения, так и с помощью рассуждений,
    умозаключений и благодаря применению
    приборов.

Мышление
в самом общем виде можно определить как
процесс оперирования образами предметов.
Поскольку образы предстают
чувственно-сенситивными и понятийными
(теории и гипотезы, с нашей точки зрения,
тоже дают понятийные образы), постольку
можно рассматривать мышление как процесс
оперирования конкретно-чувственными
и понятийными образами.

Остановимся
теперь на вопросе о связи мышления с
языком.

Связаны ли они так, что могут
существовать в отрыве друг от друга,
или между ними существуют
однозначно-тождественные отношения,
такие, когда нет мышления без языка и
наоборот? С одной стороны, имеется
положение, согласно которому язык и
мышление неразрывно связаны. С другой,
ряд фактов, в том числе мыслительной
деятельности слепоглухонемых, говорит
о существовании невербального,
несловесного мышления.

Язык
— это система знаков, имеющих значения
.
Считается, что знаки и их значения в
языке образуют относительно замкнутую
и самостоятельную систему, имеющую свои
законы, правила и формы связи. Важно то,
что язык есть не просто система знаков,
не знаки сами по себе, а знаки со своими
значениями.

В
качестве знаков могут выступать звуки,
жесты, рисунки, чертежи и т.п. Они
воспринимаются органами чувств другого
человека, воздействуют на нервную
систему и на сознание. Знаки — это
сигналы, материальные явления.

Знак
есть материальный чувственно воспринимаемый
предмет (явление, действие), выступающий
в процессах познания и общения в качестве
представителя (заместителя) другого
предмета (предметов) и используемый для
получения, хранения, преобразования и
передачи информации о нем
.

Под
смыслом
же понимается индивидуальное значение
слова, выделенное из объективной системы
связей; оно состоит из тех связей, которые
имеют отношение к данному моменту и к
данной ситуации. Пример — слово «уголь»,
его смысл для геолога, художника или
домашней хозяйки.

Смысл»
— это выявление специфических аспектов
значения соответственно данному моменту
и ситуации. В основе индивидуального
смысла «лежит преобразование значений,
выделение из числа всех связей, стоящих
за словом, той системы связей, которая
актуальна в данный момент.

Существует
особый род знаков, внешнее выражение
которых соотносимо с предметом отражения
(в отличие от языковых или математических,
химических, логических знаков, не имеющих
такого сходства), вернее, с объектом,
момент содержания которого представлен
в его полном чувственном образе. Это —
знаки-символы, например: изображение
льва как символа силы, заводских труб
как символа урбанизации и т.п.

Символ
— это знак, аналогичный слову языка в
том плане, что он, как и любой языковый
знак, закреплен за определенным
гносеологическим образом и обозначает
его.

Но символ отличается от иконического
знака (знака-копии) тем, что он не совпадает
с предметом отражения по многим
параметрам.

В самом изображении-символе
их может мыслиться гораздо больше, чем
в том значении, которое принято с ним
соотносить.

Дилемма
сенсуализма
и рационализма
существовала на протяжении всей истории
философии. Сенсуализм представляли
Эпикур, Локк, Гоббс, Беркли и др.,
рационализм — Декарт, Спиноза, Лейбниц,
Шеллинг и др.

Первые считали главными
формами познания чувственно-сенситивные
формы, пытались редуцировать все
содержание познания к данным, полученным
органами чувств. Основное положение
сенсуализма: «Нет ничего в знании, чего
первоначально не было бы в ощущениях».

Представители рационализма, наоборот,
обособляли абстрактное мышление от
чувственно-сенситивной способности
человека, рассматривали результаты
чувственного отражения как несовершенные,
вероятностные, не дающие истинного
знания, а результаты абстрактного
мышления — как имеющие всеобщий и
необходимый, а при строгом следовании
законам логики — и истинный характер.

Интуиция

Мы
понимаем под интуицией интеллектуальную
интуицию (лат. intellectus — ум, мыслительная
способность человека), позволяющую
проникать в сущность вещей.

И
еще одна чрезвычайно важная черта
свойственна интуиции — ее непосредственность.
Непосредственным знанием (в отличие от
опосредованного) принято называть
такое, которое не опирается на логическое
доказательство. Интуиция
— это способность постижения истины
путем прямого ее усмотрения без
обоснования с помощью доказательства
.

Интуитивной
способности человека свойственны: 1)
неожиданность решения задачи, 2)
неосознанность путей и средств ее
решения и 3) непосредственность постижения
истины на сущностном уровне объектов.

По
характеру новизны интуиция бывает
стандартизованной
и эвристической.
Первую из них называют интуицией-редукцией.
Пример — врачебная интуиция С.П.Боткина.
Известно, что, пока пациент проходил от
двери до стула (длина кабинета была 7
метров), С. П. Боткин мысленно ставил
предварительный диагноз.

Большая часть
его интуитивных диагнозов оказывалась
верной.

Могут сказать, что в данном
случае, как и вообще при постановке
любого врачебного диагноза, имеет место
подведение частного (симптомов) под
общее (нозологическую форму заболевания);
в этом отношении интуиция действительно
проступает как редукция, и никакой
новизны в ней как будто и нет.

Но иной
аспект рассмотрения, а именно постановка
конкретного диагноза по нередко
неоднозначному комплексу симптомов
обнаруживает новизну решаемой проблемы.
Поскольку при такой интуиции все же
применяется определенная «матрица»-схема,
постольку сама она может быть
квалифицирована как «стандартизированная».

Эвристическая
(творческая) интуиция существенно
отличается от стандартизированной: она
связана с формированием принципиально
нового знания, новых гносеологических
образов, чувственных или понятийных.
Тот же С. П.

Боткин, выступая как
ученый-клиницист и разрабатывая теорию
медицины, не раз опирался на такую
интуицию в своей научной деятельности.

Она помогла ему, например, в выдвижении
гипотезы об инфекционной природе
катаральной желтухи («болезни Боткина»).

К
общим условиям формирования и проявления
интуиции относятся следующие: 1)
основательная профессиональная
подготовка человека, глубокое знание
проблемы; 2) поисковая ситуация, состояние
проблемности; 3) действие у субъекта
поисковой доминанты на основе непрерывных
попыток решить проблему, напряженные
усилия по решению проблемы или задачи;
4) наличие «подсказки».

Источник: https://studfile.net/preview/4043371/page:6/

Абстрактность (Абстрактное мышление)

         Абстрактность как качество личности – склонность мыслить отвлечённо, в отстранении от конкретной, реальной действительности; мысленно оставлять что-либо в стороне, намеренно не принимать во внимание; прибегать к отвлечённым рассуждениям, представлениям, понятиям, спорам.

    Встречает мастер своего университетского преподавателя лет через восемь после окончания вуза, разговорились, вспомнили время былое.

Профессор спрашивает: — Вот я вам читал три года высшую математику, скажи, в жизни тебе мои знания когда-нибудь пригодились? Студент, подумав:- А ведь был один случай.

— Очень интересно, расскажите, я его буду на лекциях рассказывать, что высшая математика не такая абстрактная наука и в жизни бывает нужна.- Шел я как-то по улице, и мне шляпу ветром в лужу сдуло. Так я взял кусок проволоки, загнул его в форме интеграла и шляпу достал!

     Все нации эгоистичны, примитивны и мыслят очень простыми категориями: немцев беспокоит, в каком магазине продается самая вкусная колбаса; француз думает, кого бы ещё полюбить; русский — что бы ещё спереть… И только американцы мыслят абстрактными категориями в масштабах всего человечества: их волнует, кого бы ещё  отдемократить, кого бы ещё по уши задемократизировать, на кого бы кинуть демократичную атомную бомбу.

     Познание без абстрагирования хромоного. Мир не понять без восхождения от живого созерцания, кажущейся случайной,  груды фактов  к абстрактному мышлению и от него к практическому воплощению нового знания. Абстракция, выделенная, как грамм радия из тонн урановой руды, позволяет по-новому увидеть полнокровную конкретность действительности.

        Например, мы хотим найти основную причину всех войн. В истории человечества было множество войн. Поверхностному, верхоглядному уму видны лишь поводы для развязывания войн.

Так, первая мировая война произошла якобы из-за  Сараевского убийства 28 июня 1914 года австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда девятнадцатилетним сербским студентом Гаврилой Принципом, который являлся членом тайной организации «Млада Босна», борющейся за объединение всех южнославянских народов в одном государстве.

    В 1325 г. между итальянскими городами Болонья и Модена началась война. Ее причиной стало обыкновенное ведро. Дело было так: в Модену сбежал один болонский кавалерист, присвоивший казенное ведро, из которого поил своего боевого коня.

Представители Болоньи заявили, что на дезертира им наплевать, а вот ведро они хотели бы получить обратно, т.к. это городская собственность. Моденцы проигнорировали требования болонцев, и в результате между городами началась полноценная война. Длилась она 22 года, в результате погибло несколько тысяч человек.

Кстати, злополучную емкость Болонья так себе и не вернула, ибо  проиграла войну.

      В первой половине XVIII в. Великобритания и Испания соперничали за островные территории в Карибском море. Британцы искали повод для войны, чтобы отнять испанские владения, и благополучно его нашли: в 1738 г. английский матрос Боб Дженкинс пожаловался парламенту страны на испанского капитана, который  отрубил ему ухо за какую-то провинность.

В доказательство своих слов Дженкинс показал свое ухо, которое хранил целых семь лет после окончания службы на испанском корабле, надеясь, что его как-нибудь пришьют. Парламент тут же решил объявить войну Испании за оскорбление британского подданного, хоть оно и было нанесено семь лет назад. В итоге англо-испанская война 1799-1742 гг. вошла в историю как «война за ухо Дженкинса».

В ней не было победителя: обе стороны остались «при своих».

     Абстрактность предлагает отбросить всё наносное, отвлекающее и выделить из него единую для всех сущность. Все войны имеют своей причиной зависть. Зависть и есть найденная нами абстракция, От неё можно идти к практике. То есть брать для анализа любую происходящую войну и находить в ней зависть. Тогда всё сразу станет ясно: кто кому завидовал.

       Словом, абстрагирование для познания – вещь необходимая и незаменимая. Совсем иное звучание абстрактность имеет, когда в ней нет практичности, приземленности, когда она оторвана от живой жизни, отстранена от реальной действительности.

Человек с проявленной абстрактностью начинает умничать, то есть  прибегает к пустому жонглированию абстракциями, начинает рассуждать и спорить отвлечённо.

На жонглирование абстракциями, которое демонстрирует сильный разум, скудный разум смотрит, как на феерическое чудо.

       Невежественная абстрактность – сестра пустого теоретизирования. Теоретизирование – мастер бесполезных теоретических построений. Теоретизирование – инвалид абстрактного мышления. Не уважая факты, оно пренебрегает живым созерцанием действительности. Поэтому не может абстрагироваться от случайных, наносных, не сущностных сторон того или иного явления.

      Поэт Александр Блок писал: «Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен». Теоретизирование  живет в мире надуманных абстракций, которые вышли не из анализа фактов, а из хаотичной игры ума с его болтовней и подчинением чувствам.

       Путь познания идет, как известно, «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». Когда отсутствует  истинное желание подключить разум к анализу фактов, абстракции выглядят ощипанными и нежизнеспособными, им нечего делать на практике. Они не могут объяснить действительность через призму абстракций.

Например, глядя глазами теоретизирования на безграничный мир товаров, можно сделать банальные выводы, далекие от реалий жизни. Однако в обилии товарной массы у каждого товара можно обнаружить два свойства – наличие стоимости и потребительной стоимости. Дальнейшее абстрагирование выведет на понятия абстрактного и конкретного труда. С высот абстракций товарная масса становится понятной.

Теперь можно взять любой товар и разложить его «по  полочкам».

       Что такое абстрактное понятие? — спрашивает учитель. — Не знаю…- Тогда слушай. Это то, что нельзя потрогать, но можно подумать о нем. Сможешь теперь привести пример? — Да, раскалённое железо.

Петр Ковалев 2016 год
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/abstraktnost/

АБСТРАКЦИЯ

как на то указывает само слово — есть извлечение или отвлечение какого-нибудь содержания (какого-нибудь значения, общего признака и т. д.) из связного контекста, содержащего еще и другие элементы, комбинация которых, как нечто целое, является чем-то неповторимым или индивидуальным и потому не поддающимся сравнению.

Единоразность, своеобразие и несравнимость мешают познанию; следовательно, другие элементы, ассоциируемые с каким-то содержанием, воспринятым в качестве существенного, будут рассматриваться как иррелевантные, «не относящиеся к делу».

Поэтому абстракция, или абстрагирование, есть та форма умственной деятельности, которая освобождает это содержание от своих ассоциаций с иррелевантными элементами с помощью отличения его от них, или, другими словами, путем дифференциации (см.).

В широком смысле абстрактно все то, что извлечено из своей ассоциации с теми элементами, которые рассматриваются в качестве иррелевантных, несопринадлежащих представленному значению.

Абстрагирование есть деятельность, присущая психологическим функциям (см.) вообще. Существует абстрагирующее мышление, равно как и чувство, ощущение и интуиция (см.). Абстрактное мышление выделяет какое-нибудь содержание, отличающееся мыслительными, логическими свойствами, из интеллектуально иррелевантной среды.

Абстрактное чувство делает то же самое с содержанием, характеризующимся своими чувственными оценками; это относится и к ощущению, и к интуиции. Существуют, следовательно, не только отвлеченные мысли, но и отвлеченные чувства, которые Sully (Сулли) обозначает как интеллектуальные, эстетические и моральные. /93- V.II, ch.

16/ Nahlowsky (Наловский) добавляет сюда все религиозные чувства. /94- S.48/ Абстрактные чувства содействовали бы, в моем понимании, «высшим» или «идеальным» чувствам Наловского. Абстрактные чувства я отношу к той же группе, что и абстрактные мысли. Абстрактное ощущение следовало бы обозначить как эстетическое ощущение в противоположность к ощущению чувственному (см.

), а абстрактную интуицию — как интуицию символическую в противоположность фантастической интуиции (см. фантазия и интуиция).

В данной работе я связываю понятие абстракции с рассмотрением связанного с ним психоэнергетического процесса. Принимая по отношению к объекту абстрагирующую установку, я не позволяю объекту, как целому, воздействовать на меня; я концентрирую внимание на одной его части, исключая все прочие иррелевантные.

Моя задача состоит в том, чтобы освободиться от объекта как единого и неповторимого целого и извлечь лишь одну из частей этого целого.

Хотя осознание целого мне и дано, я тем не менее не углубляюсь в это осознание, поскольку мой интерес не вливается в целое как таковое, а отступает от него, прихватывая с собой выделенную из него часть и доставляя ее в мир моих понятий, мир, который уже готов или сконстеллирован для абстрагирования данной части объекта.

(Я не могу абстрагироваться от объекта иначе, как при помощи субъективного установления понятий.) «Интерес» я понимаю как энергию, или либидо (см.), которой я наделяю объект как ценностью или же которую объект привлекает к себе против моей воли или помимо моего сознания.

Поэтому я представляю себе процесс абстракции наглядно, как отвлечение либидо от объекта, как утекание ценности от объекта в субъективное абстрактное содержание. Для меня поэтому абстракция сводится к энергетическому обесцениванию объекта. Другими словами, абстракция есть интровертирующее движение либидо (см. интроверсия).

Я называю установку (см.) абстрагирующей тогда, когда она, с одной стороны, имеет интровертный характер, а с другой — ассимилирует часть объекта, воспринятую в качестве существенной, абстрактными содержания-ми, имеющимися в распоряжении субъекта. Чем абстрактнее содержание, тем более оно непредставимо.

Я примыкаю к кантовскому пониманию, согласно которому понятие тем абстрактнее, чем «больше в нем опущено отличий, присущих вещам» /95- Bd.8, §6/, в том смысле что абстракция на ее высшей ступени абсолютно удаляется от объекта и тем самым достигает полнейшей непредставимости; такую абстракцию я называю идеей (см.).

Напротив, абстракция, которая обладает еще представимостью или созерцаемостью, является конкретным (см.) понятием.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/abstrakcija.html

Ссылка на основную публикацию