Описание когнитивных процессов:что это такое, какие существуют виды, применение

Описание когнитивных процессов:что это такое, какие существуют виды, применение

Когда мы говорим о когнитивных процессах, мы имеем в виду все те психические функции, которые позволяют нам получать, хранить и обрабатывать всю ту информацию, которая поступает из окружающей среды. Этот процесс является основным и фундаментальным для людей, потому что благодаря ему мы можем лучше воспринимать, понимать и взаимодействовать в окружающей нас среде.

Все эти психические процессы на заднем плане вовлекают миллионы нейронов, которые связаны друг с другом и позволяют нам обрабатывать информацию соответствующим образом. В этой статье о психологии онлайн мы поговорим о Основные и высшие когнитивные процессы: примеры и виды, давайте подробно узнаем, из чего состоит каждый из них.

Вас также может заинтересовать: Когнитивный подход к обучению и образовательная информатика в высшей школе.

  1. Основные познавательные процессы и примеры
  2. Высшие когнитивные процессы: примеры и типы
  3. Интеллект как познавательный процесс

Основные познавательные процессы и примеры

Все люди имеют определенные когнитивные способности, которые позволяют нам выполнять наши ежедневные задачи, такие как знание, куда мы идем, воспринимать происходящие изменения в нашей среде, чтобы сосредоточить наше внимание там, где мы этого хотим, принимать простые и важные решения, помнить, что мы должны делать в течение дня, распознавать звуки, рассчитывать, сколько мы должны заплатить при совершении покупки, среди многих других более простых и необходимых действий в нашей повседневной жизни.

Основные когнитивные процессы чрезвычайно важны, потому что они являются основой, которая позволит нам получать информацию, хранить ее и использовать ее, чтобы впоследствии иметь возможность выполнять высшие когнитивные процессы.

Ощущение и восприятие

Речь идет о том, как мы чувствуем и воспринимаем мир через наши чувства без видимых усилий.

Мы можем получать информацию о нашей окружающей среде, а также о нашем собственном теле, что позволяет нам интерпретировать все, что мы воспринимаем и понимаем, согласованным и организованным образом, окружающую среду и нашу собственную реальность.

Благодаря нашим чувствам мы можем знать различные типы объектов, которые существуют в мире, воспринимать образы, ощущения и многое другое, что является непосредственным источником знаний..

  • пример: Через зрение мы можем наблюдать множество визуальных сцен, которые позволяют нам узнать наше окружение (объекты, люди, знаки, символы и т. Д.). Наше чувство слуха позволяет нам слышать широкий спектр звуков в нашем окружении ( звуки, громкость, тембр и т. д.)

память

Как мы все знаем, память позволяет нам находить ответы на некоторые вопросы, например, знать собственную дату рождения, помните события, которые произошли в прошлом, что они только что сказали нам несколько минут назад, среди многих других вещей.

Память — это то, что позволяет нам анализировать и заказывать информацию что мы получаем из-за границы, а затем возвращаем его в то время, когда хотим.

Стоит отметить, что существуют различные типы памяти, такие как, например, сенсорная память, долговременная и кратковременная память, рабочая память, семантика, автобиография и другие..

  • пример: Некоторые примеры того, что было бы сенсорной памятью, — это то, что мы ощущаем запах в окружающей среде, и это напоминает нам о некотором событии, которое произошло с нами в прошлом, которое было значимым для нас. Другим примером может быть, когда мы слушаем песню, и она напоминает нам о конкретном человеке или событии, которое определенным образом отметило нас.

внимание

Этот основной познавательный процесс относится к нашему умение концентрироваться в большом количестве стимулов, а также в тех, которые представляют для нас особый интерес.

К счастью, люди не должны обращать внимание все время на все раздражители, которые появляются в нашей среде, потому что есть некоторые, которые автоматизированы из-за их постоянного повторения, как, например, действие ходьба, дыхание, жевание, среди других.

Однако бывают случаи, когда уровень нашего внимания и концентрации должен повышаться, и это требует больших сознательных усилий..

  • пример: Когда друг хочет сказать нам что-то важное, мы решаем перестать обращать внимание на стимулы окружающей среды и стараемся сосредоточиться только на том, что говорит нам наш друг. Другим примером может быть, когда они просят нас в классе или на работе представить конкретную тему, и мы должны сосредоточиться на ней..

Описание когнитивных процессов:что это такое, какие существуют виды, применение

Высшие когнитивные процессы: примеры и типы

высшие когнитивные процессы это те, которые выполняются после базовых и отвечают за интеграцию информации, с которой они ранее считались до максимума. Как правило, это сознательные процессы, требующие больших умственных усилий для их осуществления. Поэтому опишем наиболее важные познавательные процессы в образовании..

мышление

Это умственный процесс, который отвечает за рассуждение, принятие решений, решение проблем повседневной жизни, среди многих других функций из-за его сложности и неоднородности. Для того, чтобы выполнить все эти действия, нам нужно создать концепции в нашем уме, организовать наши идеи, группировать объекты, людей, среди других элементов.

  • пример: Когда мы хотим принять решение о том, какую университетскую карьеру изучать, мы начинаем систематизировать наши идеи и думать, где мы анализируем плюсы и минусы, которые придется выбирать для определенной карьеры, а не для другой. Наконец, мы принимаем лучшее решение, соответствующее нашему образу жизни и целям, которые мы намерены достичь в жизни.

язык

Язык — это способность, с которой все мы, люди, издаем и понимаем различные типы звуков и слов, которые приходят извне в сочетании с большим количеством фраз и букв, чтобы понимать и общаться с другими людьми..

Помимо словесного языка, есть также язык тела это то, с чем мы общаемся с телом через наши позы и наши жесты, что также может быть интерпретировано нашим собеседником. Развитие обоих типов языка продолжает развиваться практически на протяжении всей нашей жизни..

  • пример: Вербальный или телесный язык, который мы можем воспринимать, например, когда человек говорит нам что-то, что действительно нас мало интересует, но мы не можем сказать ему, чтобы он прекратил говорить. Человек может заметить, что мы не волнует, что он говорит через наш язык тела, как они, вероятно, начнут зевать, отвлечет наш взгляд в сторону, наши ноги будут направлена ​​в сторону, а не к человеку, который говорит, и т.д. , что будет означать отсутствие интереса. Откройте для себя некоторые виды невербального общения.

Другие типы высших когнитивных процессов

Для человека характерно наличие ума, способного обрабатывать стимулы и генерировать ответы от такой обработки. Наши превосходные когнитивные процессы очень разнообразны, и кроме языка и мышления есть и другие типы.

Некоторые типы высших когнитивных процессов следующие:

  • мотивация
  • обучение
  • мотивация
  • воображение
  • креативность

Описание когнитивных процессов:что это такое, какие существуют виды, применение

Интеллект как познавательный процесс

Интеллект является одним из Основные понятия изучения психологии, поэтому бесконечность психологов со временем размышляла, спорила и делала свои собственные выводы о том, что такое интеллект. Наконец, сегодня был сделан вывод, что интеллект состоит не только из типа навыка или способности определять его, следовательно, одна из теорий, которая получила большее признание в отношении этой концепции..

Несколько интеллектов

Теория множественного интеллекта Гарднера относится к тому факту, что, поскольку нет единого типа интеллекта, необходимо принимать во внимание различные способности человека в разных областях.

Поэтому он разделил интеллект на следующие типы: внутриличностный, межличностный, лингвистический, музыкальный интеллект и другие.

Таким образом, у каждого человека может быть какой-то интеллект, более развитый, чем у других, поскольку также считается, что этот умственный процесс не является статичным и что его можно развивать с течением времени..

  • пример: Человек может обладать высокоразвитым музыкальным интеллектом, чтобы он мог быстрее учиться и лучше читать музыкальные ноты, а также научиться играть на одном или нескольких музыкальных инструментах. Тем не менее, межличностный интеллект недостаточно развит, поэтому у него возникают проблемы, когда речь идет о взаимодействии с другими людьми, потому что у него мало социальных навыков.. ¿ты хочешь знать какой интеллект вы развили? ты можешь сделать щелчок в этой ссылке с любопытным тестом множественного интеллекта.

Эта статья носит исключительно информативный характер: в онлайн-психологии у нас нет факультета, чтобы поставить диагноз или рекомендовать лечение. Мы приглашаем вас пойти к психологу для лечения вашего случая в частности.

Если вы хотите прочитать больше статей, похожих на Основные и высшие когнитивные процессы: примеры и виды, Мы рекомендуем вам войти в нашу категорию когнитивной психологии.

Источник: https://ru.sainte-anastasie.org/articles/psicologa-cognitiva/procesos-cognitivos-bsicos-y-superiores-ejemplos-y-tipos.html

Когнитивные и аффективные процессы — Психологос

Описание когнитивных процессов:что это такое, какие существуют виды, применение

Описание когнитивных процессов:что это такое, какие существуют виды, применение

Когнитивные процессы — психические процессы, выполняющие функцию рационального познания (от лат. cognitio — знание, познание, изучение, осознание).

Понятие «когнитивное»: когнитивные процессы, когнитивная психология и когнитивная психотерапия — получило распространение в 60-е годы XX века, во время увлечения кибернетикой и электронным моделированием интеллектуальных процессов, переросшим в привычку представлять человека как сложный биокомпьютер. Исследователи пытались моделировать все психические процессы, происходящие в человеке. Что получилось смоделировать — назвали когнитивными процессами. Что не получилось — аффективными.

Таким образом, по факту понятие «когнитивные процессы» получило похожее, но несколько иное значение. На практике «когнитивными» называют психические процессы, которые возможно представить как логичную и осмысленную последовательность действий по переработке информации.

Или: которые можно разумно промоделировать в терминах переработки информации, где в переработке информации можно разглядеть логику и рациональность.

К когнитивным процессам обычно относят память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия — в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями…). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки.

Аффективные процессы — психические процессы, которые промоделировать разумным образом не представляется возможным. В первую очередь это процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми. Так же упрощая, это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, впечатления и переживания.

Например

Рациональное восприятие — это восприятие аналитическое, критическое, отличающееся от интуиции и живого впечатления. «Мороженое вкусное, но для больного горла это не вовремя. Откладываем!»

Рациональное понимание — понимание с помощью понятий и логики, в противоположность сопереживанию, эмпатии и вчувствованию, то есть эмоциональным, телесным и переживательным способам понимания.

Рациональное влияние — это объяснение и убеждение, обращающиеся к разуму человека. Внушение, эмоциональное заражение, якорение и другие средства, влияющие на человека не разумным путем, относят к иррациональным средствам влияния.

Рациональное мышление — мышление логическое и понятийное, или хотя бы направленное в эту сторону. Люди в процессе жизни и общения мыслят не всегда, вполне успешно обходясь чувствами, привычками и автоматизмами, но когда человек включает голову, он мыслит (по крайней мере пытается мыслить) рационально. Смотри Рациональное и иррациональное мышление

Читайте также:  Описание метода визуализации желаний: как работает эта техника и как нучиться ей

Когнитивные процессы и эмоции

Эмоции относят преимущественно к аффективным процессам, поскольку разумно промоделировать их сложно.

Какую эмоцию иногда выдаст женщина, не знает никто, включая ее саму…

С другой стороны, часть эмоций возникает вполне закономерно, вследствие понятных программ, устоявшихся привычек или определенной выгоды. В этом случае, такие эмоции — могут быть отнесены к когнитивным процессам, или, на другом языке, можно изучать когнитивную составляющую таких эмоций.

Рациональное и эмоциональное

О сложных взаимосвязях рационального и эмоционального см.→

Описание когнитивных процессов:что это такое, какие существуют виды, применение

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/kognitivnye-i-affektivnye-processy

5 когнитивных искажений, которые убивают вашу решимость

Единственное, что мешает нам достичь предела своих возможностей, — наши собственные мысли. Мы сами себе худшие враги.

Обычно процесс личностного роста образно представляют как неспешный подъём по лестнице, шаг за шагом. На самом деле он состоит из скачков и больше похож на прыжки между этажами на батуте.

В моей жизни такие скачки происходят из-за изменений в самом образе мышления: я оглядываюсь назад и оцениваю всю картину в целом, меняю своё отношение к чему-то.

К слову, такие моменты случаются нечасто, они разбросаны по времени.

Чтобы справиться с обрушивающимся на наш мозг потоком информации и внешних раздражителей, мы неосознанно начинаем думать шаблонно и пользуемся эвристическими, интуитивными методами решения задач.

Писатель Эш Рид (Ash Read) сравнил эвристику с велодорожкой для ума, которая позволяет ему работать, не маневрируя между автомобилями и без риска получить удар. К сожалению, большинство решений, которые, как нам кажется, мы принимаем полностью обдуманно, на самом деле принимаются неосознанно.

Большая проблема заключается в том, что мы думаем в соответствии с эвристическими шаблонами, оказавшись перед важным выбором. Хотя в этой ситуации, наоборот, необходимо глубокое обдумывание.

Самые вредные эвристические шаблоны — это когнитивные искажения, которые мешают нам увидеть путь к изменениям. Они меняют наше восприятие реальности и подталкивают нас к долгому подъёму по лестнице, когда нам нужен трамплин. Мы предлагаем вам список из пяти когнитивных искажений, которые убивают вашу решимость. Их преодоление — это первый шаг к переменам.

1. Предвзятость подтверждения

Описание когнитивных процессов:что это такое, какие существуют виды, применениеpressmaster/Depositphotos.com

Только в идеальном мире все наши мысли рациональны, логичны и непредвзяты. В действительности большинство из нас верит в то, во что хочет верить.

Вы можете назвать это упрямством, но у психологов есть другой термин для этого явления — «предвзятость подтверждения». Это склонность искать и интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить идею, которая вам близка.

Приведём пример. В 60-х годах доктор Питер Уосон (Peter Wason) провёл эксперимент, в котором испытуемым показали три числа и попросили отгадать правило, известное экспериментатору и объясняющее эту последовательность.

Это были числа 2, 4, 6, поэтому испытуемые часто предлагали правило «каждое следующее число увеличивается на два». Чтобы подтвердить правило, они предлагали свои последовательности чисел, например 6, 8, 10 или 31, 33, 35.

Вроде всё верно?

Не совсем. Только один из пяти подопытных догадывался о настоящем правиле: три числа в порядке увеличения их значений. Обычно студенты Уосона высказывали ложную идею (всякий раз прибавлять два), а затем проводили поиски только в этом направлении, чтобы получить доказательства, подтверждающие их предположение.

Несмотря на кажущуюся простоту, эксперимент Уосона говорит многое о человеческой природе: мы склонны искать только ту информацию, что подтверждает наши убеждения, а не ту, что опровергает их.

Предвзятость подтверждения присуща всем, в том числе и врачам, политикам, людям творческих профессий и предпринимателям, даже когда цена ошибки особенно велика. Вместо того чтобы спрашивать себя, что мы делаем и почему (это самый важный вопрос), мы часто впадаем в предвзятость и слишком сильно полагаемся на начальное суждение.

2. Эффект якоря

Первое решение не всегда лучшее, но наш ум цепляется за начальную информацию, которая буквально завладевает нами.

Эффект якоря, или эффект привязки, — это склонность сильно переоценивать первое впечатление (якорную информацию) во время принятия решения. Это ярко проявляется при оценке числовых значений: оценка склоняется в сторону начального приближения. Проще говоря, мы всегда думаем относительно чего-то, а не объективно.

Исследования показывают, что эффектом якоря можно объяснить всё что угодно, начиная от того, почему вы не получите желаемую прибавку к зарплате (если вы изначально попросите больше, то и окончательная цифра будет высока, и наоборот), и заканчивая тем, почему вы верите в стереотипы о людях, которых видите впервые в жизни.

Показательно исследование психологов Муссвайлера (Mussweiler) и Страка (Strack), которые продемонстрировали, что эффект закрепления работает даже в случае с изначально неправдоподобными цифрами.

Участникам своего эксперимента, разделённым на две группы, они предложили ответить на вопрос, сколько лет было Махатме Ганди, когда он умер. И вначале в качестве якорей задали каждой группе дополнительный вопрос. Первым: «Он умер до девяти лет или после?», а вторым: «Это случилось до достижения им 140 лет или после?».

 В результате первая группа преположила, что Ганди скончался в 50 лет, а вторая — в 67 (на самом деле он умер в возрасте 87 лет).

Якорный вопрос с числом 9 заставил первую группу назвать значительно меньшую цифру, чем у второй группы, которая отталкивалась от намеренно завышенного числа.

Крайне важно осознавать значение первоначальной информации (хотя бы правдоподобна она или нет) перед тем, как принять окончательное решение. Ведь первая информация, которую мы узнаём о чём-то, повлияет на то, как мы будем относиться к этому в будущем.

3. Эффект присоединения к большинству

Описание когнитивных процессов:что это такое, какие существуют виды, применениеchaoss/Depositphotos.com

Выбор большинства напрямую влияет на наше мышление даже в том случае, если он противоречит нашим личным убеждениям. Этот эффект известен как стадный инстинкт. Вы наверняка слышали поговорки вроде «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» или «В Риме поступай как римлянин» — это как раз и есть эффект присоединения.

Это искажение может подтолкнуть нас к принятию не самых хороших решений (например, сходить на плохой, но популярный фильм или поесть в сомнительном заведении). А в худшем случае приводит к групповому мышлению.

Групповое мышление — это феномен, возникающий в группе людей, внутри которой конформизм или желание социальной гармонии приводит к тому, что подавляются все альтернативные мнения.

В результате группа изолирует себя от внешнего влияния. Внезапно расходиться во взглядах становится опасным, и мы начинаем быть сами себе цензорами. А в итоге теряем свою уникальность и самостоятельность мышления.

4. Ошибка выжившего

Часто мы впадаем ещё в одну крайность: сосредотачиваемся исключительно на историях людей, которые добились успеха. Мы вдохновляемся успехами Майкла Джордана, а не Квейма Брауна (Kwame Brown) или Джонатана Бендера (Jonathan Bender). Мы превозносим Стива Джобса и забываем о Гэри Килдалле (Gary Kildall).

Проблема данного эффекта заключается в том, что мы фокусируемся на 0,0001% успешных людей, а не на большинстве. Это приводит к односторонней оценке ситуации.

Например, мы можем думать, что быть предпринимателем легко, потому что книги о своём бизнесе выпускают только люди, добившиеся успеха. Но мы ничего не знаем о тех, кто провалился.

Наверное, поэтому стали так популярны всевозможные онлайн-гуру и эксперты, которые обещают открыть «единственный путь к успеху».

Нужно только помнить, что тот путь, который сработал однажды, не обязательно приведёт вас к такому же результату.

5. Неприятие потери

После того как мы сделали выбор и идём по своему пути, в дело вступают другие когнитивные искажения. Вероятно, худшее из них — неприятие потери, или эффект владения.

Эффект неприятия потери был популяризирован психологами Даниэлем Канеманом (Daniel Kahneman) и Амосом Тверски (Amos Tversky), которые обнаружили, что мы предпочтём избежать даже небольшой потери, вместо того чтобы сфокусироваться на выгодах, которые можем получить.

Страх небольшого проигрыша способен удержать человека от участия в игре, даже если возможен баснословный выигрыш. Канеман и Тверски провели эксперимент с самой обыкновенной кружкой. Люди, у которых её не было, готовы были заплатить за неё порядка 3,30 доллара, а те, у кого она была, расстаться с ней лишь за 7 долларов.

Подумайте, как этот эффект может на вас повлиять, если вы начинающий предприниматель. Побоитесь ли вы мыслить нестандартно из-за страха что-то потерять? Перевешивает ли страх то, что вы можете приобрести?

Итак, проблема есть. Где же решение?

Все когнитивные искажения объединяет одно: они появляются из-за нежелания сделать шаг назад и посмотреть на всю картину в целом.

Мы предпочитаем работать с чем-то хорошо знакомым и не хотим искать просчёты в своих планах. В позитивном мышлении есть свои преимущества. Но, если важные решения принимать вслепую, вряд ли вы сделаете лучший выбор из возможных.

Перед принятием серьёзного решения убедитесь, что вы не стали жертвой когнитивных искажений. Для этого отступите на шаг назад и спросите себя:

  • Почему вы считаете, что нужно поступить именно так?
  • Есть ли контраргументы вашему мнению? Они состоятельны?
  • Кто влияет на ваши убеждения?
  • Вы следуете за мнением других людей потому, что действительно верите в него?
  • Что вы потеряете, если примете такое решение? А что приобретёте?

Существуют буквально сотни различных когнитивных искажений, и без них наш мозг попросту не мог бы функционировать. Но, если не анализировать, почему вы думаете так, а не иначе, легко впасть в шаблонное мышление и разучиться думать самостоятельно.

Личностный рост никогда не даётся легко. Это трудная работа, которой нужно посвятить всего себя. Не позволяйте своему будущему пострадать только из-за того, что не думать — это проще.

Источник: https://Lifehacker.ru/5-cognitive-biases/

Что такое когнитивные процессы?

Описание когнитивных процессов:что это такое, какие существуют виды, применение

Когнитивные процессы, обычно называемые познанием, представляют собой множество процессов, работающих вместе в процессе формирования мысли. Познание помогает нам получать информацию и делать сознательные и подсознательные выводы об окружающем нас мире. Наши пять обычных чувств используются в этом сложном процессе как средство сбора информации.

Конкретное определение познания является несколько расплывчатым со значительным количеством междисциплинарных дебатов о его точном значении. Латинский корень познания – это познание , которое переводится как «концептуализировать», «распознавать» и «знать».

Когнитивные процессы могут быть определены как охватывающие всю обработку информации, даже на подсознательном уровне, или как строго способность мыслить и рассуждать, что является сознательным событием исключительно для людей.

Многие антропологи и другие ученые в различных дисциплинах считают способность сознательно обрабатывать информацию определяющей характеристикой человека.

Чтобы понять сложность когнитивных процессов, необходимо иметь широкое представление о том, как люди обычно смотрят на мир. Вокруг нас всегда много информации, позволяющей принимать решения об окружающей среде.

Читайте также:  Причины плохого настроения: может ли быть без повода, с чем это связано

Эти решения могут быть тривиальными, например, цвет рубашки или спасение жизни, например, что делать в чрезвычайной ситуации.

Процесс восприятия информации, доступной через наши чувства, и преобразования ее в выводы или действия становятся возможными благодаря познанию.

Некоторые специфические процессы, вовлеченные в познание, могут быть памятью, ассоциацией, языком и вниманием.

Другими связанными когнитивными процессами являются формирование концепции, распознавание образов, образность и решение проблем .

Важно понимать, что эти процессы пересекаются по своей природе и часто работают вместе сложными способами, чтобы сформулировать любые выводы о внешнем и внутреннем мире.

Хотя эти когнитивные процессы универсальны, существуют индивидуальные различия, которые не до конца поняты. Эти различия являются движущей силой между принятием решений и перспективой. Существуют многочисленные школы мысли о происхождении когнитивных различий.

Некоторые утверждают, что существует генетическая предрасположенность, которая диктует различия личности, а другие полагают, что эти черты в большей степени основаны на опыте, в то время как большинство согласуется с представлением о том, что сочетание природы и воспитания делает нас теми, кто мы есть.

Если два одинаковых близнеца были воспитаны в одном домохозяйстве, вполне вероятно, что они могут быть похожими во многих отношениях, но все же различаться по своей личности. Они генетически идентичны, но все же имеют разные когнитивные процессы, которые определяют их смысл в мире.

Это пример того, как их опыт или воспитание заставили их отличаться. Наоборот, если эти два близнеца были разлучены при рождении и выросли в разных средах, они все еще могут проявлять определенное сходство в личности, что свидетельствует о генетической предрасположенности личности.

Еще по теме:

Источник: http://stab-techno.ru/chto-takoe-kognitivnye-processy/

Когнитивные процессы — это… Что такое Когнитивные процессы?

  • Когнитивные процессы — Аспекты умственного «поведения», которые относятся к абстрактным манипуляциям с материалом. Термин обычно используется применительно к таким понятиям, как мышлеиие, памятъ и восприятие. Психология. А Я. Словарь справочник / Пер. с англ. К. С.… …   Большая психологическая энциклопедия
  • КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ — познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь …   Словарь терминов по психологическому консультированию
  • Когнитивные процессы — совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания …   Психология человека: словарь терминов
  • Познавательные (когнитивные) процессы — (Cognitive processes). Мыслительные процессы, которые дают нам способность как для объяснения, так и для предвидения …   Теории личности: глоссарий
  • Когнитивные терапии (cognitive therapies) — К. т. группа слабосвязанных между собой подходов, придающих особое значение когнитивным процессам как детерминантам поведения. Они базируются на утверждении, что поведение и эмоции являются гл. обр. следствием оценки индивидуумом ситуации, и… …   Психологическая энциклопедия
  • КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ — КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ. Ментальные процессы, направленные на переработку информации в целях обучения. Ориентированы на усвоение, хранение и извлечение информации из памяти. Лексические стратегии, входящие в состав коммуникативной компетенции,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
  • Когнитивные (познавательные) способности (cognitive abilities) — К. с. могут рассматриваться и как свойства, присущие всем людям как биолог. виду, напр. способность к овладению родным языком, и как свойства, варьирующие от индивидуума к индивидууму или от одной группы лиц к др., напр. вербальная или… …   Психологическая энциклопедия
  • Контроля процессы — (control processes). Высшие когнитивные процессы, усиливающие память …   Психология развития. Словарь по книге
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ — (КОГНИТИВНЫЕ) ПРОЦЕССЫ (COGNITIVE PROCESSES). Мыслительные процессы, которые дают нам способность как для объяснения, так и для предвидения …   Глоссарий по политической психологии
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ — Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально психологических и других… …   Психотерапевтическая энциклопедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/973225

Когнитивные процессы: чем являются, их особенности и развитие

Когнитивные процессы – это психические процессы, обеспечивающие рациональное познание мира. Происходят от латинского слова «cognitio» — то есть, знание, изучение, познание. Подробнее о них поговорим в данной статье.

Чем являются когнитивные процессы

Ежедневно человеческому мозгу приходится обрабатывать огромное количество информации, в чём ему помогают умственные процессы.

Благодаря когнитивности мы имеем возможность познания окружающего мира.

Давайте рассмотрим на конкретном примере. Вы сидите и смотрите кино, с увлечение вникаете в суть происходящего, как вдруг слышите странный звук с улицы, похожий на взрыв. Продолжите ли вы смотреть телевизор, как ни в чём не бывало, или побежите к окну, чтобы взглянуть, что произошло? Естественно, второй вариант.

Ваш мозг моментально переключится на новую информацию с целью выяснить, не таит ли она в себе какой-то угрозы для вас. За это отвечают именно когнитивные процессы.

Благодаря гармоничным умственным процессам человек способен адекватно оценивать происходящее, правильно реагируя на него. Что позволяет в свою очередь верно адаптироваться к разным ситуациям.

Умственный процесс может быть как совместным, так и происходить самостоятельно.

Кто занимается изучением когнитивных процессов? Лингвисты, социологи, неврологи, антропологи и философы. Психология же располагает отдельной отраслью для изучения данных процессов, называемой когнитивной психологией.

Разновидности

Теперь разберёмся с тем, какими бывают умственные процессы.

Базовыми (низшими) когнитивными процессами

Они представлены:

Ощущением и восприятием

На нас постоянно воздействуют различные стимулы и сигналы, заставляющие нас что-то чувствовать. Чувства служат дополнительным инструментом познания окружающей реальности. Причём они могут исходить, как извне, так и из глубин нас самих.

Большую заслугу здесь внесли гештальт-психологи, занимающиеся детальным изучением восприятия мира человеком. Ими были придуманы законы Гештальта, согласно которым объясняется восприятие происходящего через оптические иллюзии.

Вниманием

Мы живём в мире информации и ежедневно принимаем множество сигналов и стимулов, уделяя при этом внимания тому, к чему испытываем наибольший интерес.

Для ряда действий, таких как ходьба либо жевание мы не нуждаемся во внимании. Зато потребуется большая концентрация на том, что мы говорим и как это преподносим, если, допустим, предстоит выступать на публике.

Положительный момент – при систематическом повторении определённых процессов они становятся автоматическими. К примеру, если на первых порах нам тяжело даётся вождение автомобиля, то впоследствии навыки совершенствуются и выполняются «на автомате», благодаря чему тратится намного меньше энергии.

Памятью

В нашей памяти хранятся ответы на бесчисленное количество вопросов, возникающих по жизни. Именно благодаря ей мы шифруем получаемую извне информацию и храним её, чтобы, когда будет нужно, восстановить.

Память может быть разных видов: сенсорной, краткосрочной, рабочей, автобиографической и так далее. Все из разновидностей взаимодействуют друг с другом, но все возникают в разных частях мозга.

Высшими (сложными когнитивными процессами)

Они представлены:

Умом (интеллектом)

Интеллект выступает совокупностью способностей, которые помогают в решении разных задач. В наши дни наибольшей популярностью пользуется теория про множественный интеллект, которую предложил Гарднер. Согласно ей, нет одного вида ума, а в разных ситуациях человек пользуется разными способностями, отталкиваясь от происходящего.

Умным людям присущ ряд конкретных опознавательных признаков. Но интеллект может быть усовершенствован, для этого существует несколько вариантов методик.

Мышлением

Мысли человека невероятно сложны и разноплановы. Благодаря мышлению мы можем решать различные трудности, рассуждать, принимать решения, мыслить творчески, логически и так далее.

Для упрощения данных процессов в нашем мозгу создаются мысли с суждениями. Наша задача – группирование идей, предметов, людей и т.д., что ускоряющее сказывается на умственных процессах.

Но в желании достичь логики человек часто забывает о своей иррациональности. Ведь подумать только – для ускорения мышления мы пользуемся ярлыками, но по итогу не анализируем все сведения! В результате возникают когнитивные предубеждения, отклонения от нормы.

Из-за когнитивных предубеждений развиваются когнитивные искажения, негативные и иррациональные мысли, доставляющие много страданий. К примеру, «меня никто не любит», «я всегда буду одинок» и так далее.

К счастью, у человека есть власть над собственными мыслями, просто не все её осознают и не все умеют ею правильно пользоваться.

Речью

Человеческий мозг воспроизводит и понимает разные слова, звуки, комбинирует неисчисляемое количество букв с предложениями для выражения наших мыслей и эмоций. Некоторые люди одновременно говорят на нескольких языках (полиглоты).

Речь развивается и совершенствуется всю жизнь. Хотя с рождения мы все обладаем разными коммуникативными навыками, они могут улучшиться, если долго практиковаться. Последнее особенно важно для людей, имеющих нарушения речи, ведь их тоже реально, если не убрать полностью, то хотя бы уменьшить.

Применение когнитивных процессов в образовании

Психологи занимаются анализом умственных процессов, чтобы улучшить качество жизни человека. Каждому из нас важно самосовершенствоваться и контролировать себя, чтобы достигать определённых результатов. Как в этом помогают когнитивные процессы?

В обучении

Есть много теорий обучения, которые отличаются друг от друга. Но во всех из них (исключение – теория ассоциативного обучения) используются когнитивные процессы.

При этом, когда мы обучаемся, то все познавательные процессы взаимосвязаны. Требуется приложение усилий, использование всех ресурсов для улучшения учебных навыков и более эффективного обучения чему-либо.

При чтении

Для качественного чтения важно уметь быстро распознавать буквы, концентрироваться на книге, запоминать информацию, соотносить её с тем, что уже было известно и так далее.

При этом процесс обработки информации будет различаться, отталкиваясь от поставленной перед собой цели: изучение своего хобби, подготовка к ЭГЕ либо просто чтение увлекательной истории.

При письме

Ситуация аналогична когнитивным процессам, происходящим при чтении. Важно уберечь себя от лишнего шума, стараться писать разборчиво, не терять мысль, контролировать орфографию и т.д. Также немаловажно планирование того, о чём мы пишем.

Улучшение когнитивных процессов

Положительный момент заключается в том, что умственные процессы могут быть улучшены, причём в любом возрасте. Воспользуйтесь следующими советами, чтобы усовершенствовать свой мозг.

Следите за здоровьем

На то, как мы чувствуем себя физически и мыслим, тесно влияют когнитивные процессы. Определённые пагубные пристрастия крайне отрицательно воздействуют на психическое здоровье, способствуют снижению производительности труда.

Сюда можно отнести нездоровое пристрастие к мобильному телефону, залипание в новостной ленте инстаграмма, отказ от здорового режима дня, вредное питание и ещё много иных факторов.

Используйте технический прогресс себе на пользу

Благо, сейчас предостаточно разнообразных способов улучшения интеллекта: интеллектуальные игры, например. Благодаря нейрообразованию мы начинаем лучше разбираться в происходящем в нашем мозгу.

Хочется упомянуть интернет-платформу КогниФит. На её сайте вы обнаружите много психологических тестов, упражнений, игр, позволяющих точно измерить и стимулировать свои когнитивные способности.

Читайте также:  Привлечение мужчин в свою жизнь в домашних условиях - психологические приемы

Празднование побед

Важно не просто совершенствовать себя, но и регулярно выражать себе похвалу за проделанную работу. Ежедневно фиксируйте свои маленькие и большие успехи, обязательно выражайте себе благодарность за них и продолжайте развиваться.

Займитесь развитием критического мышления

Критическое мышление – обязательная составляющая каждой взрослой и компетентной личности. Благодаря ему мы получаем возможность улучшения способности размышлять, проводить связи между мыслями, совершенствовать навыки речи, выполнять глубокий анализ происходящего и так далее.

Чтобы в полной мере проявить свой потенциал важно быть достаточно любопытным.

Очень легко развивать критическое мышление в детском возрасте. Для этого нужно задать малышу вопрос, почему человек поступил так, а не иначе, предложить вступить в спор с ребёнком с иной позицией.

Во взрослом возрасте также важно развивать критическое мышление, для этого следует всегда анализировать поступающую извне информацию на предмет реалистичности.

 Читайте

Раньше уже рассказывалось о том, что чтение задействует умственные процессы в полном объёме. А ещё читая что-то интересное, мы получаем настоящее удовольствие, плюс узнаём новую информацию, расширяем свой кругозор. Чтение положительно сказывается на решении задач и улучшении навыков общения.

Занимайтесь творчеством

Рисование, создание рассказов, придумывание мелодий, написание стихов, фотография… Человеку жизненно важно иметь какое-то творческое занятие «для души». И творческие задатки есть у каждого из нас, просто не все занимаются их проявлением.

Чем полезно творчество? Оно развивает познавательные процессы, позитивно сказывается на интеллекте, улучшает концентрацию внимания, способствует нахождению нестандартных методик решения проблем, расслабляет и заставляет мозг производить гормон удовольствия и счастья – эндорфин!

Скажите «нет» многозадачности

К сожалению, в современном мире человеку часто не хватает времени на выполнение всех своих обязанностей. Тогда в голову приходит «спасительное» решение – начать делать много дел сразу, чтобы быстрее разобраться с ними. Наверняка, нет нужды объяснять, насколько мультизадачность неэффективна и даже вредна! Особенно она приносит вред детям.

Действительно, человеческий мозг – удивительная вещь. Ведь мы способны одновременно смотреть фильм, отвечать на сообщение и заниматься подготовкой рабочего отчёта. Но коварство мультизадачности заключается в том, что делая много дел сразу, мы в реальности не сделаем ни одного из них качественно. Плюс сильно измотаемся.

Психологи давно говорят о том, что чтобы полноценно наслаждаться жизнью – важно жить в настоящем моменте, не перескакивая в будущее и не возвращаясь в прошлое. Если вы испытываете трудности с концентрацией – на помощь придут различные медитативные практики.

  • Придерживайтесь этих рекомендаций, не переставая ежедневно совершенствовать себя!
  • А напоследок просмотрите тематический ролик:
  • Marissa

Источник: https://TayniyMir.com/samorazvitie/kognitivnye-proczessy.html

Когнитивные процессы: что это такое и почему они имеют значение в психологии?

Очень часто, когда кто-то говорит о каком-то аспекте психики, будь то из психологии или из других наук, таких как медицина, он возникает в какой-то момент понятие «познавательный процесс» .

Этот термин широко используется, и иногда вы не знаете, к чему он относится, и это может сбивать с толку. На самом деле, иногда могут возникнуть трудности с определением того, что является или не является процессом этих характеристик. Вот почему в этой статье мы объясняем, что такое когнитивный процесс, и раскрываем некоторые из наиболее важных в нашем нормальном функционировании.

  • Статья по теме: «Познание: определение, основные процессы и операции»

Концептуализация: что такое когнитивные процессы?

Когнитивные процессы понимаются как весь тот набор умственных операций, которые мы выполняем более или менее последовательно, чтобы получить какой-то тип умственного продукта. Речь идет о каждой из операций, которые мы выполняем, которые позволяют нам захватывать, кодировать, хранить и работать с информацией исходящий как снаружи, так и изнутри.

Все и все процессы познания, которые мы осуществляем, имеют основополагающее значение для достижения нашей адаптации к социальной среде и даже нашего выживания посредством ее влияния на поведение.

Мы должны думать, что каждое физическое или умственное действие, которое мы совершаем, от принятия столовых приборов до еды, пения в душе, поцелуев или просто написания этой статьи, предполагает, что мы обработали ряд информации и оперируем ими.

Следует помнить, что обычно считается, что когнитивный процесс и эмоции идут отдельно Тем не менее, можно заметить, что в обработка информации имеет большое значение эмоциональной активации , поскольку он способствует приданию опыту значения и является основополагающим, когда речь идет об обработке информации и ее оценке. Вот почему, с этой точки зрения, можно рассматривать тот факт, что он является частью указанных когнитивных процессов.

Типы когнитивных процессов

Существует огромное количество когнитивных процессов, но в целом их можно разделить на два типа: основные и высшие.

Основные когнитивные процессы

Основные когнитивные процессы они служат основой для последующей обработки и обработки информации , Это те, которые позволяют собирать и поддерживать информацию в нашей системе для работы с ней.

sensopercepción

Этот тип базового когнитивного процесса, иногда разделяемого в ощущениях и восприятии, позволяет нашей системе обрабатывать информацию. Мы фиксируем ощущения через разные рецепторы из тех, что есть в нашем организме, и позже мы их воспринимаем при организации информации получателей и придании ей смысла.

В эту категорию мы бы включили, помимо прочего, перцептивный анализ и организацию, а также получение информации.

внимание

Внимание — это познавательный процесс, который позволяет человеку выбирать, фокусировать и поддерживать свои умственные ресурсы при определенной стимуляции, прекратить выделять их или разделять ресурсы. Есть разные виды внимания среди них сосредоточенные или устойчивые, разделенные, добровольные или невольные, открытые или замаскированные.

  • Может быть, вам интересно: «15 видов внимания и каковы их характеристики»

Обработка информации

Обработка информации, тесно связанная с вниманием и восприятием, является одним из основных когнитивных процессов, который позволяет нам собирать и обрабатывать обработанную информацию.

В этом смысле мы должны учитывать существование автоматической обработки (непроизвольной и с небольшим вмешательством в другие процессы) и контролируемой (требующей определенного уровня умственных усилий), последовательной (последовательной) и параллельной (несколько процессов выполняются в время), снизу вверх (часть стимуляции для генерации обработки) и сверху вниз (ожидания приводят нас к обработке стимуляции) и глобальные или локальные (в зависимости от того, сначала мы фиксируем всю совокупность или детали стимуляции) ,

память

Еще один из основных процессов, память играет фундаментальную роль в познании, поскольку она позволяет сохранить в системе информацию, ранее воспринятую и работать с ней как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе .

В памяти мы можем найти декларативную (в которой мы находим автобиографическую и процедурную) и не декларативную (как, например, процедурную память). Рабочая память также является частью этого важный элемент, который позволяет нам работать с информацией, собранной сегодня, или восстанавливать элементы долговременной памяти.

  • Статья по теме: «Типы памяти: как память хранит человеческий мозг?»

Высшие когнитивные процессы

Когнитивные процессы считаются превосходящими те, которые предполагают максимальный уровень интеграции информации, будучи процессами, которые получены из объединение информации от различных сенсорных модальностей и основные когнитивные процессы. Они часто сознательны и требуют умственных усилий для их выполнения.

мышление

Основным и наиболее известным высшим познавательным процессом является мышление. В нее мы интегрируем всю информацию и из нее выполняем различные мыслительные операции.

Это позволяет нам формировать понятия, делать суждения и выводы и учиться , Некоторые типы мышления, которые мы можем найти, это индуктивное, дедуктивное и гипотезо-дедуктивное мышление.

В мысли входит способность представления и символизации, а также анализ и интеграция информации, а также делать выводы.

  • Может быть, вам интересно: «Рациональные люди: это ваши 5 характеристик»

Исполнительные функции

Хотя они могут быть включены как часть мысли или разделены на различные базовые процессы, набор исполнительных функций позволяет нам управлять поведением и набором когнитивных процессов посредством реализации различных навыки, такие как поведенческое торможение, планирование или принятие решений среди многих других. Таким образом, именно функции позволяют ориентировать поведение на среднесрочные и долгосрочные цели и не позволяют срочным импульсам взять под контроль поведение.

обучение

Способность к обучению в значительной степени определяется способностью обращать внимание на стимуляцию, а затем сохранять ее в памяти и восстанавливать позже.

язык

Язык считается превосходным когнитивным процессом, который, помимо общения с окружающей средой и нашими сверстниками, используется для внутреннего регулирования нашего поведения (посредством самостоятельных инструкций). Важно помнить, что мы говорим не только о устном языке, но и о других видах общения .

Тем не менее, важно отметить, что язык — это не то же самое, что мышление. Это было известно из эмпирических тестов на людях с афазией, то есть у них структуры мозга, отвечающие за язык, разрушенные и не работающие.

креативность

Некоторые авторы рассматривают творчество как превосходящий познавательный процесс, поскольку он предполагает разработка стратегий или новых способов мышления и далеко от того, что было изучено и приобретено через опыт.

Таким образом, когнитивные процессы, относящиеся к сфере творчества, — это те, которые избегают традиционных путей мышления, те, которые из образа или интуиции переворачивают идею и, оттуда, создают что-то снова.

мотивация

Это познавательный процесс, с помощью которого мы связываем и посвящаем свою энергию определенной компании, связанной с познанием, эмоциями и возбуждением. Благодаря этому мы можем управлять своим поведением и облегчать или препятствовать получению или обработке информации. Мы также можем найти различные типы мотивации, такие как внутренняя и внешняя мотивация.

Поведенческая критика

Важно, что не все сферы психологии допускают существование когнитивных процессов. В частности, многие варианты парадигмы бихевиоризма указывают на то, что это, в лучшем случае, метафора того, что происходит на самом деле.

Для этих поведенческих перспектив то, что мы называем психическими процессами, в любом случае относится к внутренним психическим явлениям, которые теоретически объясняют часть того, что действительно объясняет (или должно объяснять) психологию: поведение, понимаемое как отношения между стимулами и действиями, которые могут быть модифицируется обучением или обучением.

Таким образом, для бихевиоризма концепция психического процесса является ненужным прыжком веры , поскольку нет необходимости предполагать, что существуют частные психологические процессы, которые генерируют изнутри поведение, которое мы можем наблюдать.

Библиографические ссылки:

  • Бломберг О. (2011). «Концепции познания для когнитивной инженерии». Международный журнал авиационной психологии. 21 (1): 85-104.
  • T.L. Brink (2008) Психология: подход, дружественный студенту. «Блок 7: Память». р. 126
  • Фон Эккардт, Барбара (1996). Что такое когнитивная наука? Массачусетс: MIT Press. стр. 45 — 72.

Когнитивная психология #10. Метакогниции или «как работает наше сознание?» (December 2019)

Источник: https://ru.yestherapyhelps.com/cognitive-processes-what-exactly-are-they-and-why-do-they-matter-in-psychology-13673

Ссылка на основную публикацию