Обзор женских архетипов по юнгу, болен и греческой мифологии, как определить

Что такое архетип и его роль в жизни женщины. Какими бывают женские архетипы: по Юнгу, по Джине Болен, по знакам зодиака и степени личностного роста. Их положительные и отрицательные стороны.

Обзор женских архетипов по Юнгу, Болен и греческой мифологии, как определить

Архетип женщины — это заложенная в ней «программа», которая определяет ее жизнь, а именно восприятие мира, жизненную позицию, основные приоритеты.

Уходит корнями не только глубоко в подсознание, но и в прошлое человека.

Именно поэтому психологи предлагают несколько вариантов основных архетипов, связанных с божественными мифическими персонажами, астрологическими аспектами, личностными «корнями» и т.д.

Понятие архетипа женщин

Психологи определяют понятие «архетип» (от греческого arche — начало, typos — образ) как модель поведения, «режим», заложенный в нас природой. То есть это бессознательный компонент, который формирует наше сознательное отношение к миру и ко всему, что в нем происходит.

Отцом этого понятия считается корифей глубинной психологии Карл Юнг, который предположил, что в каждом из нас есть частичка от накопленного и пережитого нашими предками, некий первобытный образ.

То есть образ, сформированный из коллективного бессознательного, которое веками «складировалось» в мифы, сказки и легенды.

Именно поэтому архетипы женщин по Юнгу имеют сказочную, мифическую основу (Принцесса, Муза, Ведьма, Амазонка).

По мнению Юнга, каждый из нас уже рождается с полным набором архетипов, которые «включаются» при определенных ситуациях или обстоятельствах. Очень часто они всплывают в наших снах, подсказывая наиболее правильный выход из проблемной ситуации. Таким образом, архетипы могут существенно облегчать нашу жизнь, если уметь ими пользоваться, то есть использовать их осознанно.

Архетипическую основу женского поведения сегодня применяют и другие психологи, выделяя свои архетипы, а также астрологи, которые используют их для характеристики знаков зодиака.

Как определить архетип женщины

Архетип представительницы слабого пола можно назвать ее внутренним началом, интуицией. Считается, что женщина, которая умеет слушать себя, способна добиться в жизни именно того, что нужно ей, и не идти за чужим мнением или навязанными стереотипами. Женские архетипы имеют свои плюсы и минусы, и их необходимо знать, чтобы обратить их силу в продуктивное русло.

Архетипы женщин по Карлу Юнгу

Карл Юнг выделил 4 архетипа женщины, которые дополнительно подразделил на светлую и темную стороны. Каждый из этих сценариев поведения может давать массу бонусов или значительно усложнять жизнь.

1-й архетип (светлая сторона) — Принцесса

Обзор женских архетипов по Юнгу, Болен и греческой мифологии, как определить

Представительница прекрасного пола с таким архетипом обычно ассоциируется с понятием отличницы, Джульетты, девочки, маленькой леди, нежного создания. Она любима родителями, во многом зависит от их мнения и мнения других людей. Лишена самостоятельности, поэтому предпочитает решать свои проблемы «чужими руками».

Зачастую это девочки, которые хорошо учатся в школе, институте и ставят перед собой высокие цели. У них идеалистическое восприятие мира и стойкие семейные ценности. Предпочитают чисто женскую атрибутику (розовые цвета, милые аксессуары, каблучки и т.д.) и красивые ухаживания. Мечтают о принце на белом коне.

Принцесса эмоциональна, чувствительна, мечтательна. Любит все прекрасное, животных и мир растений. Она придерживается этических и эстетических норм, предпочитает мелодрамы и комедии с «хэппи-эндом», легко становится фанаткой медиа-персон.

Утонченность и чувствительность Принцесс делает их капризными из-за необходимости постоянно получать внимание к себе и в то же время наивными и доверчивыми.

Принцесса — милашка, которая умеет подавать себя и принимать внимание. Это ее сильная сторона.

1-й архетип (темная сторона) — Дрянная девчонка

Обзор женских архетипов по Юнгу, Болен и греческой мифологии, как определить

Обратная сторона Принцессы может иметь два поведенческих варианта: полненькая пампушка, которая живет в мечтах о принце, или оторва, которая берет от жизни все. При этом есть у них и нечто общее — все та же мечтательность, романтичность, зависимость от чужого мнения (хоть и тщательно скрываемая) и отсутствие авторитета родителей, взрослых, старших.

Эмоциональность здесь приобретает выраженный характер и переходит в истеричность, плаксивость, частую смену настроений, суицидальные наклонности. Капризность превращается в стервозность и убеждение, что ей все должны.

Личные отношения все так же идеализируются, но с уклоном к несчастной любви. Поэтому в качестве объектов страсти выбираются «проблемные» варианты — женатые мужчины, мужчины с большой разницей в возрасте или в статусе, кумиры. При этом вполне приемлемо находиться в постоянном поиске, не считая партнеров и не ограничиваясь моральными принципами и платоническими отношениями.

Отрицание иерархического восприятия отношений проявляется в эпатажном поведении и манере одеваться. При этом Дрянная девчонка очень старается быть похожей на известную личность — актрису, топ-модель, поп-звезду и т.д. Может впадать в крайности и пускаться «во все тяжкие».

Дрянная девчонка — это девушка-вызов, притягивающая на себя внимание. Это самый главный ее бонус.

2-й архетип (светлая сторона) — Муза, Жрица

Обзор женских архетипов по Юнгу, Болен и греческой мифологии, как определить

Женщину с таким архетипом часто называют роковой. Она пробуждает в мужчине все самое чистое и благородное, вдохновляя на подвиги и созидание. Ей пишут стихи и посвящают песни. Мужчины помнят такую девушку всю жизнь, даже после кратковременной встречи. Они интуитивно стараются стать лучше, поэтому ее партнер быстро делает успехи на любом поприще.

Жрица сочетает в себе все самые лучшие женские качества — чувственность, интуицию, обаяние, мудрость. Она может обладать навыками целительства и буквально преображать пространство вокруг себя.

Ее любят все, на нее невозможно обидеться, ей невозможно не дарить подарки и не уделять внимание.

При этом она умеет оставаться незаметной и ненавязчивой, привлекая к себе внимание тактично и тогда, когда ей нужно.

Муза — это женщина-загадка, которая выбирает себе партнера по только ей одной известному принципу. Она не обязательно привлекательна внешне — ее красота глубинна, необъяснима, магнетична. Ее мир — ее мужчина, но она никогда не станет его рабыней и не будет принадлежать ему полностью.

Жрица — женщина, которая в совершенстве владеет искусством любить и быть любимой на уровне подсознания. В этом преимущество архетипа.

2-й архетип (темная сторона) — Ведьма

Обзор женских архетипов по Юнгу, Болен и греческой мифологии, как определить

Образ этого архетипа — Холодная стерва, Снежная королева, Женщина-вамп. Обладает магической властью над мужчинами, но не созидательной. Ведьма использует их для достижения своих корыстных целей — материальной выгоды, удовлетворения физиологических потребностей или психологических прихотей (мести, интриг, повышения самооценки и т.д.). Без каких-либо сожалений и угрызений совести.

Ведьма считает себя центром Вселенной, где мужчина — всего лишь инструмент для достижения цели. Она умна и хитра, обаятельна, откровенна, сексуальна и в то же время может быть холодной и расчетливой.

Она меняет образы согласно поставленным перед собой целям. Полярность ее чувств способна сводить мужчин с ума.

Рядом с Ведьмой они теряют голову и способны совершать самые безумные поступки — убийства, самоубийства, интриги, скандалы и даже войны.

Ведьма — особа, которая четко знает, чего хочет и как этого добиться от мужчины. В этом ее сила.

3-й архетип (светлая сторона) — Охотница

Обзор женских архетипов по Юнгу, Болен и греческой мифологии, как определить

Женщина-охотница — представительница прекрасного пола с активной позицией по жизни. Она успешна сама по себе и не рассчитывает на мужчин. Более того, Охотница нередко вступает в соревнование с ними, поскольку не считает себя слабым полом и не разделяет дела на чисто мужские и чисто женские.

Свободолюбие и независимость Охотницы часто толкает ее на одиночество или перестановку приоритетов в пользу карьеры. Именно поэтому они предпочитают в личных отношениях роль боевой подруги или любовницы. Подсознательно выбирают слабых мужчин, неудачников. Из-за постоянной занятости Охотницы ее дети рано ставятся самостоятельными.

Женщины такого архетипа активны, решительны, рациональны, зачастую успешны. Они держат свои чувства и эмоции при себе. Идут по жизни с девизом «Я сама!».

Охотница — женщина, которая способна сделать себя сама и самостоятельно решить любую задачу. Это ее козырь.

3-й архетип (темная сторона) — Амазонка

Обзор женских архетипов по Юнгу, Болен и греческой мифологии, как определить

Обратная, теневая сторона Охотницы, которая не просто соревнуется с мужчиной — она стремится его подавить, унизить, уничтожить. Чаще всего под описание Амазонки подходят такие «персонажи», как Строгая начальница, Бизнес-леди, Феминистка, Женщина-политик, Разведенка, которая добилась всего сама. Она отрицает любые эмоции, поскольку считает их слабостью. Сдержана, скрытна.

В абсолютном приоритете у Амазонки карьера, поэтому и выглядит она соответственно, предпочитая строгий, деловой стиль в одежде.

В личной жизни такой женщины если и бывают мужчины, то ненадолго, или те, которые согласны полностью и беспрекословно ей подчиняться. Она считает всех представителей мужского пола слабыми и недостойными даже внимания. Не то что любви и заботы.

Амазонка — сильная женщина, которая ставит перед собой высокие цели и достигает их. Без чьей-либо помощи. Это ее сильная сторона и принцип жизни.

4-й архетип (светлая сторона) — Хозяйка

Обзор женских архетипов по Юнгу, Болен и греческой мифологии, как определить

В приоритете Хозяйки — семья и все, что с ней связано. Она обеспечивает уют, домашнее тепло, любовь и заботу.

Хозяйка радушная, любопытная, общительная. Хорошо готовит, занимается рукоделием. Любит животных, детей, цветы. Имеет свою территорию, на которой устанавливает свои правила.

Терпелива, аккуратна, склонна к бескорыстной жертвенности. Верна, заботлива, воспринимает мужчину как опору, поддержку, поэтому быстро выходит замуж.

Хозяйка — женщина, у которой хватит любви и заботы на всех. Этим она притягательна.

  • 4-й архетип (темная сторона) — Ужасная мать
  • Обзор женских архетипов по Юнгу, Болен и греческой мифологии, как определить
  • Другая сторона Хозяйки может выражаться двумя образами: Гипермамой, которая просто удушает своей опекой, или Холодной королевой, которая вообще игнорирует своих детей и не упускает шанса обвинить их в абсолютной неблагодарности.

Такое же двойственное может быть и отношение к себе, к дому и к окружающим. Она может тщательно следить за собой и вести бесконечную борьбу с микробами в доме, с показушным радушием приглашать гостей, чтобы продемонстрировать свой перфекционизм. А может вообще не зацикливаться на подобных «пустяках», быть скупой и вести замкнутый образ жизни.

Ужасная мать часто живет воспоминаниями и любит поучить жизни, склонна к манипуляциям. Часто придерживается консервативных взглядов на жизнь и обижается, если ее не слушают или критикуют. Склонна к сверхконтролю.

В своем мужчине видит маленького ребенка, поэтому относится к нему как мама.

Ужасная мать — женщина, которая умеет удерживать власть и манипулировать людьми.

Источник: https://mylove.ru/aleksandr488730/diary/kak-opredelit-arhetip-jenshini/

Богиня в каждой женщине. Архетипы богинь — поведенческие модели женщины

Концепцию архетипов разработал Карл Густав Юнг. Он рассматривал их как образные схемы (образцы, модели) инстинктивного поведения, содержащиеся в коллективном бессознательном. Эти схемы не индивидуальны, они более или менее подобным образом обусловливают реакции множества людей.

Мы рассмотрим архетипы, действующие в женских душах. Они олицетворены в образах греческих богинь. Например, Деметра, богиня материнства, – воплощение архетипа матери.

Другие богини: Персефона – дочь, Гера – жена, Афродита – возлюбленная, Артемида – сестра и соперница, Афина – стратег, Гестия – хранительница домашнего очага.

В действительности архетипы не имеют имен, и образы богинь полезны только тогда, когда они соответствуют женским ощущениям и чувствам.

Обзор женских архетипов по Юнгу, Болен и греческой мифологии, как определить

Богини отличаются по своим привязанностям и по тому, как они относятся к другим. Для каждой из них характерно особое восприятие мира, а также предпочитаемые роли и побуждения. Для того чтобы женщина глубоко любила, с радостью работала, была сексуальна и жила творчески, в ее жизни должны быть выражены все вышеназванные богини, причем каждая в свое время.

Читайте также:  Причины и признаки перверзного нарциссизма у мужчин и женщин

Рассмотрим три группы: богини-девственницы, уязвимые богини и алхимическая богиня.

Сонастроиться с энергиями Богинь можно на курсе “Лунное Рэйки”

Богини-девственницы

Артемида, Афина и Гестия

Артемида (у римлян – Диана) – богиня охоты и Луны. Владения Артемиды – дикая местность. Она – не знающий промаха стрелок и покровительница диких животных.

Афина (у римлян – Минерва) – богиня мудрости и ремесел, покровительница названного в ее честь города. Она также покровительствует многочисленным героям. Афину обычно изображали одетой в доспехи, поскольку она была известна еще и как превосходный военный стратег.

Гестия, богиня домашнего очага (у римлян – Веста), из всех олимпийцев наименее известна. Символом этой богини был огонь, пылавший в очагах домов и в храмах.

Богини-девственницы – воплощение женской независимости. В отличие от других небожителей они не склонны к любви. Эмоциональные привязанности не отвлекают их от того, что они считают важным. Они не страдают от неразделенной любви.

Как архетипы, они являются выражением потребности женщин в самостоятельности и сосредоточении на значимых для них целях. Артемида и Афина олицетворяют целеустремленность и логическое мышление, и потому их архетип ориентирован на достижения.

Гестия – архетип интроверсии, внимания, направленного во внутренние глубины, в духовный центр женской личности. Эти три архетипа расширяют наши представления о таких женских качествах, как компетентность и самодостаточность.

Они присущи женщинам, которые активно стремятся к собственным целям.

Обзор женских архетипов по Юнгу, Болен и греческой мифологии, как определить

Уязвимые богини

Гера, Деметра и Персефона

Гера (у римлян – Юнона) – богиня брака. Она – жена Зевса, верховного бога Олимпа. Деметра (у римлян – Церера) – богиня плодородия и земледелия. В мифах особое значение придается Деметре в роли матери. Персефона (у римлян – Прозерпина) – дочь Деметры. Греки также называли ее Корой – “девушкой”.

Эти три богини представляют традиционные роли жены, матери и дочери. Как архетипы, они ориентированы на взаимоотношения, обеспечивающие переживания целостности и благополучия, иначе говоря, на значимую связь.

Они выражают потребность женщин в прочных связях и привязанности. Эти богини подстраиваются к другим и потому уязвимы. Они страдают. Их насиловали, похищали, подавляли и унижали боги-мужчины.

Когда разрушались их привязанности и они чувствовали себя оскорбленными в своих чувствах, у них проявлялись симптомы, подобные симптомам психических расстройств обычных людей. И каждая из них в конце концов преодолевает свои страдания.

Их истории дают возможность женщинам понять природу собственных психоэмоциональных реакций на потери и найти в себе силы справиться с душевной болью.

Обзор женских архетипов по Юнгу, Болен и греческой мифологии, как определить

Алхимическая богиня

Афродита

Афродита, богиня любви и красоты (у римлян – Венера) – прекраснейшая и неотразимая алхимическая богиня. Она – единственная, кто подпадает под третью категорию. У нее было много романов и, как их результат, множество отпрысков.

Афродита – воплощение эротического притяжения, сладострастия, сексуальности и стремления к новой жизни. Она вступает в любовные связи по собственному выбору и никогда не оказывается в роли жертвы.

Таким образом, она сочетает самостоятельность богинь-девственниц и близость в отношениях, свойственную уязвимым богиням. Ее сознание одновременно и сосредоточенно, и восприимчиво. Афродита допускает отношения, которые равным образом затрагивают и ее, и предмет ее увлечений.

Архетип Афродиты побуждает женщин искать во взаимоотношениях скорее интенсивности, чем постоянства, ценить творческий процесс и быть открытой для изменений и обновления.

Обзор женских архетипов по Юнгу, Болен и греческой мифологии, как определить

Греческие богини и современные женщины

Греческие богини – это женские образы, которые живут в человеческом воображении уже более трех тысячелетий. Они олицетворяют женские устремления, в них воплощены поведенческие модели, которые исторически не дозволялись женщинам.

Греческие богини прекрасны и сильны. Они следуют исключительно собственным побуждениям, не зная диктата внешних обстоятельств. Архетипы способны определять и качество, и направленность жизни женщины.

Эти богини отличаются друг от друга. У каждой из них есть свои положительные и свои потенциально отрицательные свойства. Мифология показывает, что именно для них важно, и в метафорической форме говорит нам о возможностях похожих на них женщин.

Греческие богини Олимпа, каждая из которых уникальна, а некоторые из них даже враждебны друг другу, представляют собой метафору внутреннего разнообразия и внутренних конфликтов женщины, тем самым проявляя ее сложность и многогранность.

В каждой женщине потенциально присутствуют все богини.

Когда несколько богинь сражаются за господство над женщиной, ей необходимо самой решить, какие аспекты ее сущности и в какое время будут доминирующими, иначе она будет метаться из крайности в крайность.

Образы богинь-архетипов представляют собой возможные поведенческие модели, дремлющие в душах всех женщин, однако в каждой конкретной женщине какие-то из этих схем пробуждаются, а какие-то – нет.

Говоря об архетипах, Юнг использует следующее сравнение: архетипическая схема подобна незримому образцу, определяющему форму и структуру будущего кристалла, а сформировавшийся кристалл аналогичен пробужденному архетипу.

Архетип растения – это его “проект”, дремлющий в семени. Прорастание семян зависит от их выносливости, состава почвы и климатических условий, наличия или отсутствия определенных питательных веществ и заботливого ухода или же небрежности со стороны садовника.

Подобным же образом пробуждение той или иной богини в женщине зависит от суммарного действия множества факторов – врожденной предрасположенности, этапа жизни, особенностей семьи, культуры, взаимодействия с другими людьми, упущенных возможностей, рода деятельности, уровня гормонов в организме и т.д.

Обзор женских архетипов по Юнгу, Болен и греческой мифологии, как определить

Богини и жизненные этапы

Жизнь женщины состоит из множества фаз, каждой из которых соответствует одна или несколько наиболее влиятельных богинь. Однако женщина может ограничиться и одной богиней, которая будет последовательно вести ее через все этапы ее жизни. Оглядываясь на прошлое, женщины нередко вполне могут осознать, какие богини в какой период их жизни влияли на них в большей степени, чем другие.

Молодая девушка может быть сосредоточена на учебе, и ее обучению способствует архетип Артемиды. Чтобы запомнить какие-либо данные, она призывает Афину. С другой стороны, ее одноклассницы, вышедшие замуж сразу же после окончания школы и имеющие детей, пробуждают в себе Геру и Деметру.

Средний возраст – это переходный период, когда обычно происходит смена архетипа богини. Где-то между тридцатью с небольшим и сорока с лишним годами наиболее значимый архетип, преобладавший в предыдущие годы, постепенно сходит на нет, позволяя проявиться другим богиням.

То, к чему стремилась женщина в предыдущие годы, – замужество, карьера, творчество, любимый мужчина, те или иные увлечения – достигнуто. В ее распоряжении оказывается излишек энергии.

Побудит ли ее Афина к продолжению образования? Или же возобладает желание Деметры иметь ребенка – сейчас или никогда?

Затем, в преддверии старости, смена ведущих архетипов может произойти еще раз. Толчком к этому служит наступление менопаузы, вдовство, выход на пенсию.

Обнаружит ли в себе вдова скрытую Афину, когда впервые в жизни сможет сама распоряжаться деньгами, и поймет ли она, что способна хорошо разбираться в капиталовложениях? Удовлетворит ли уединение женщину, прежде избегавшую одиночества, ведь теперь ей ведомо пространство Гестии? Или в ее жизни образовалась пустота, поскольку Деметре больше не о ком заботиться? Все зависит от того, какая богиня доминирует в душе женщины в этот период жизни и какой архетип определяет ее выбор в тех или иных конкретных ситуациях.

  • Сонастроиться с энергиями Богинь можно на курсе “Лунное Рэйки”
  • С искренней любовью к Вам,
  • Мастер преображения — Мария Марихами.

P.S. По всем вопросам обращайтесь
вконтакте или в фейсбуке  личным сообщением

Индивидуальные консультации 

Персональный коучинг

Источник: https://galaksyenergy.ru/arhetipi-bogin/

Архетипы женщин по греческой мифологии

Недавно закончила читать книгу Джин Шинода Болен «Богини в каждой женщине». Автор книги – психолог-терапевт предлагает разделение женщин на 7 типов на основании теории Юнга.

Должна сказать, несмотря на мой скептицизм, книга дала мне возможность абсолютно по-новому посмотреть на себя со стороны, осознать множество психологических моментов из жизни, сделать полезные выводы, а также понять поступки многих женщин, которые доселе подвергались моей жесткой критике и непониманию.

В целом, в каждой женщине потенциально присутствуют все богини – архетипы, но преобладает один, который и на подсознательном уровне управляет ее эмоциями, поступками и т.д.

Обзор женских архетипов по Юнгу, Болен и греческой мифологии, как определить

Артемида —  богиня Луны, охоты.  Ее основными качествами являются целеустремленность, свободолюбивость, решительность. Она всегда знает чего хочет и как правило добивается своей цели.  Не любит слабых людей, особенно слабых мужчин.

По жизни выбирает себе  мужчину – партнера, с которым  часто  соперничает и конкурирует либо мужчину старше нее, который научит ее вести бизнес и всесторонне развиваться.  Часто она избегает брака из-за страха потерять свободу. Артемиде не хватает чувственности, искренности. В глубине душе  она одинока и не всегда умеет поддерживать близкие отношения.

 Артемиде нужно развивать в себе архетип Афродиты, чтобы обрести женственность, чувственность и стремление быть любящей женой и хорошей матерью.

Афина – богиня мудрости.  Она хладнокровна, рассудительна, чаще всего отличница в школе, ценит в  людях, прежде всего ум, не любит мечтателей и романтиков.  Мужчин она выбирает победителей, успешных, умных, целеустремленных.

 Женщина-Афина как правило не имеет подруг, так как далека от проблем женщин традиционного воспитания. Афина  любит четкость и ясность и с этой целью часто анализирует свою жизнь и старается быть эффективнее. Эмоции проявляет скупо.

Чаще всего женщины с преобладающим архетипом Афины болеют неврозами, имеют проблемы с позвоночником.

Гестия – богиня домашнего очага.  Она любит создавать домашний уют, собирать семью за одним столом. Основные ее качества – эмпатия, сопереживание, забота о других. Женщина – Гестия — классическая домохозяйка.

Ей нравится создавать комфорт, она интроверт и  в одиночестве может погружаться в собственное мироустройство. Она не вмешивается в дела мужчины, также как не имеет  желания создавать карьеру.  Она эмоционально закрыта от внешнего мира, в связи с чем страдает неврозами и бессонницей.

Главное лекарство для нее – это развитие в себе экстраверта, общение с  разными людьми.

Гера – богиня брака,  жены. Она ревнива, чувствует гармонию только в отношениях с мужчиной.  Основное стремление  Геры, прежде всего – это быть женой. Не найдя себе применение как супруги, она ощущает пустоту в жизни.

Причем для неё важен именно законный брак, который дает ей престиж, уважение, репутацию, признание замужней женщины… Женщина с выраженным архетипом  Геры обычно не имеет подруг, а предпочитает проводить время с мужем и детьми, любит заниматься делами мужа.

Незамужних женщин она воспринимает угрозой своему браку или воспринимает как «женщин другого сорта» нежели она. Если вспомнить  мифологию, то Гера  не мстила Зевсу из-за его публичных измен, а яростно мстила его любовницам.  Часто женщина данного архетипа  может терпеть даже плохое отношение в браке и не идти на развод, ведь брак – это основа её жизни.

Для нее развод – это трагедия. Болезни: повышенное давление, истерия. Основным лекарством для женщины-Геры – это самореализация в каком-нибудь деле, бизнесе, а также старание не зацикливаться на муже, а энергию свою направлять в творческое русло.

Читайте также:  Определение жестокости: в чем проявляется у человека, как стать таким по характеру

Деметра – богиня плодородия, образ  матери.  Качества Деметры проявляются в каждой женщине, как только она становится матерью или развиты у девочек, которые с детства мечтают об этом, то есть для нее быть матерью – это и является самореализацией.

Деметры великодушны, любят помогать, часто чувствует свою вину за все плохое, что случается с ее близкими. Она очень тяжело переживает, когда ее дети подрастают и стремятся к свободе,  она это воспринимает как потерю детей.

  Наверняка вы узнали Деметру в  гостеприимных женщинах и в своих бабушках, которые наготавливают и хотят всех всегда накормить, беспокоятся о всех больше чем о собственном комфорте.  Деметра сама выбор не совершает.

Она откликается на потребность мужчины и даже может быть с ним вместе только потому,  что сочувствует ему. Болезни: опухоли, полнота. Лекарство:  научиться заботиться о себе и делать для себя то, что она охотно делает для других.

Персефона – богиня подземного царства.  Это восприимчивая женщина и мамина дочка. Основные ее качества: пассивность, податливость, покорность, не знает  чего хочет, пытается всем нравиться.

  К ней тянутся мужчины либо  юные и неопытные, как она сама, которые чувствуют себя уверенными рядом с ней, либо  крутые мужчины, которых  привлекает ее невинность и хрупкость, а также мужчины, которым неуютно со взрослыми женщинами.

У Персефоны сильная связь со своей матерью Деметрой, она очень боится ее разочаровать, поэтому всегда ее слушается. Болезни: гормональные нарушения, бесплодие. Лекарство – разорвать связь с матерью, трансформироваться из девочки в зрелую женщину.

Афродита – богиня красоты, любви.  Афродита легко влюбляется и обладает сексуальным магнетизмом.  Ее основные качества: женственность, чувственность, спонтанность. Она не моногамна, ее основная задача – вдохновлять мужчин и уходить самой.

 Офисный работник, домашняя хозяйка – это не ее стезя. Афродиту захватывает только та работа, которая ей интересна, которая дает ей погружение в творчество. Болезни – венерические заболевания.

Лекарство – отпустить себя, не ставить жесткие рамки, когда хочется перемен.

Важно понимать к какому типу женщин относитесь Вы, чтобы суметь избавиться от тех качества, которые мешают по жизни и развивать в себе сильные качества, которые позволят стать повелительницей своей судьбы.

 В идеале нужно развивать в себе качества всех типов богинь и переключаться с одной на другую в зависимости от обстоятельств и необходимых потребностей.

А мужчинам знание архетипов поможет лучше понимать своих женщин и улучшать свои отношения.

P.S. Если вас заинтересовало, то в интернете есть множество тестов, которые позволят определить ваш архетип.

P.S.P.S. Сейчас читаю архетипы мужчин того же автора.  Вскоре отпишусь)

Источник: https://starkasya.livejournal.com/15911.html

Архетип

ДЕМЕТРА И АРХЕТИП ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ

Богиня плодородия, богиня-мать Деметра у классиков — К.-Г. Юнга и Э. Ноймана — была одним из олицетворений архетипа Великой Матери, ужасной как в своей щедрости, так и в своей смертоносности. Они видели этот архетип глазами мужчины, я бы сказала, испуганными глазами.

У первых классиков символического (юнгианского) психоанализа, Великая Богиня — это та сила, которая затягивает зарождающееся или юное Эго-сознание мужчины обратно, в свое гибельное лоно, к смерти[12]. Это владычица инстинктов и желаний, в противоположность сознанию, Эроса — в противоположность Логосу.

Однако подобные взгляды, подобно представлению о зависти женщин к мужскому пенису, изрядно устарели.

В пересказе «элевсинского мифа» у Аполлодора Демофоонт погибает в огне, когда его мать Метанира вмешивается в ритуал Деметры.

Однако тут «силой регресса» оказывается именно Метанира, в то время как Деметра выступает в роли божественной силы, посвящающей в таинства бессмертных. Позже она во всех вариантах мифа обучает Триптолема и наделяет его своими дарами.

Это представление далеко от буквального восприятия Деметры как смертоносной Великой Матери, несущей гибель мужчинам или их сознанию.

Следующая глава

Гермес как архетип
Подобно богу-Гермесу, Гермес-архетип обладает как позитивным, так и негативным потенциалом. Изобретательность, талант общения, живость ума и способность действовать быстро — все эти качества можно использовать и для творческих достижений, и для

Арес как архетип
Архетип Ареса, как и сам этот бог, проявляется через страстные бурные реакции. Под воздействием архетипа Ареса всплеск эмоций непосредственно влечет за собой физическое действие. Это реактивный архетип, всецело погруженный в момент «здесь и сейчас».

Гефест как архетип
Подобно тому как Гефеста-бога низвергли с Олимпа, так и этот архетип не ценим и отвергаем в культуре, где чтут героизм, интеллект, возвышенные духовные ценности, власть, способность делать прогнозы на будущее и правильно рассчитывать следующий шаг. В

Дионис как архетип
Архетип Диониса обладает как мощным позитивным, так и негативным потенциалом, в нем смешались самые возвышенные и самые низменные чувства. Присутствие этого архетипа ведет к возникновению конфликта как внутри психики, так и в отношениях человека с

Расчлененный архетип
Мотив расчленения постоянно повторяется в мифах о Дионисе, разделившем судьбу более раннего египетского бога Осириса. Позже роль божественного сына, прошедшего через смерть и воскресение, досталась также Иисусу Христу. Архетип Диониса

Архетип посвящения
В психологическом смысле образ героя нельзя рассматривать как идентичный самому эго. Его лучше описать как символическое средство, которым эго отделяет себя от архетипов, порожденных родительскими образами в раннем детстве. Д-р Юнг предположил, что

Архетип ДЕМЕТРА И АРХЕТИП ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ
Богиня плодородия, богиня-мать Деметра у классиков — К.-Г. Юнга и Э. Ноймана — была одним из олицетворений архетипа Великой Матери, ужасной как в своей щедрости, так и в своей смертоносности. Они видели этот архетип глазами мужчины,

Архетип
Архетип Артемиды — не из тех, воспетых прямыми последователями Юнга и классиками, что легко идентифицируются как Мать и Дочь, Вечный Подросток, Возлюбленная или Старуха, символический сновидческий образ Самости женщины или Анимы мужчины. Девственные и

Архетип
Архетип Афины отчасти представляет функции, схожие с понятием Анимуса у Юнга и его поколения аналитиков. Однако это не одно и то же. На настоящий момент под Анимусом мы можем понимать анонимную «мужскую фигуру» из снов, своего рода внутреннюю «мужскую часть»

Архетип КРАСОТА
Когда девушка впервые чувствует себя красавицей, в ней пробуждается архетип богини Афродиты. Ощущение или осознание собственной красоты дает вдохновение и силу, чувство нереальности («парения над землей») и ощущение власти над окружающим миром. Это

Архетип НЕВЕСТА
Архетип Невесты — один из самых проявленных образов в жизни женщины. Большинство девочек воспитывают в ожидании, предвкушении их превращения в Невест. Это, конечно, знамение определенной инициации, начала супружества с мужчиной. Зачастую это сакральный

Архетип ХРАНИТЕЛЬНИЦА ДОМАШНЕГО ОЧАГА
Гестия — архетип хранительницы домашнего очага и священного домашнего огня. Это интуитивно понятный образ, символизирующий и домашний уют, и тепло отношений между людьми, и свет радости и жизни в семье и доме. Это гармония и тихое

2. АРХЕТИП МАТЕРИ
Как и каждый архетип, архетип матери имеет воистину невообразимое множество аспектов. Упомяну только некоторые типичные формы: мать или бабушка конкретного человека, крестная мать или свекровь и теща, какая-либо женщина, с которой человек находится в

Гера как архетип
Гера, богиня брака, была уважаема и оскорбляема, почитаема и унижена. Она в большей степени, чем любая другая богиня, имела четко выраженные положительные и отрицательные свойства. То же верно и для Геры-архетипа, могущественной силы радости и боли в

Деметра как архетип
Деметра — архетип материнства. Она представляет материнский инстинкт, осуществляемый через беременность, через физическое, психологическое или духовное питание и воспитание других. Этот могущественный архетип может указать последующее

Персефона как архетип
В отличие от Геры и Деметры, представляющих архетипические образы, связанные с сильными инстинктивными чувствами, Персефона, как модель личности, не ощущает такого принуждения. Если структуру личности задает Персефона, это предрасполагает женщину

Источник: https://psy.wikireading.ru/70301

Читать

Вступление.Открой в себе богиню!

Посвящаю Афине Булайе, Афродите Эпистрофии, Гекате Урании.

Выражаю особенную благодарность: Александре Волоховой, Татьяне Лапшиной, Анне Блейз,Анне Звонковой, Кристине Абрамовской.

Ролевые архетипы, привязанные к характеру конкретного божества, — тема, обозначенная еще К.-Г. Юнгом[1]. Однако наибольшее распространение она получила уже в трудах постюнгианцев: Джин Ш. Болен, четы Вулджеров и их последователей[2].

Мы продолжили эту традицию в книге «Открой в себе богиню» (СПб.: Невский Проспект, 2003) и «Боги, герои, мужчины: Архетипы мужественности» (М.: Класс, 2005).

Эта книга явилась результатом желания представить более глубокий взгляд на систему, а также нового мифодраматического опыта.

Ролевые архетипы

С одной стороны, архетипы — это некие силы, приходящие неожиданно, силы, которые мы не можем объяснить, а часто и справиться с ними. Они способны дать нашей жизни новый смысл или окунуть в безумие, потому что это — то, что приходит из бессознательного. Если мы их фиксируем и называем, они постепенно переходят в область сознания.

Тогда мы получаем возможность иметь с ними дело осознанно, не позволяя бесконтрольно «овладевать» нами. Так когда-то появились боги и богини. И они «дали» людям некие образцы для подражания, схемы поведения, роли.

Ведь взывание к божеству в политеистическом мировоззрении — это не столько (или не только) просьба «ребенка» о помощи «отца» или «матери», сколько призыв к образу и характеру (божественному архетипу) явиться и прийти на помощь изнутри человека, вдохновляя и даруя ему удачу.

Поклонение одному-единственному божеству со своим определенным характером[3] или, если воспринимать это лишь как метафору, привязанность лишь к одному характеру и следование лишь одному сюжету ведет к идентификации с архетипом. И мы в этой книге раскрываем опасность подобного отождествления.

Любой пантеон любой религии — это определенное представление о мире. И, по большому счету, божества — это представления о том, каковы люди.

Каждое божество имеет как позитивные, так и потенциально негативные черты. Каждый архетип может быть благой силой для человека, а может приносить вред.

При этом мы не в состоянии выразить все черты того или иного архетипа, даже ролевого: он слишком велик и грандиозен для нас.

«Хотя архетипы могут на короткий срок воплощаться в нас, создавая так называемые божественные переживания, ни одна женщина не может постоянно олицетворять собой архетип. Только сам архетип может быть вечно деятельным, всемилостивым, постоянно энергичным. Мы можем стараться ему подражать, но архетип — это идеал, недоступный человеку, и так оно и должно быть»[4].

С теоретической точки зрения, все божества одного пантеона потенциально присутствуют в каждом человеке. А божества противоположного пола пребывают в менее осознанной части души — Аниме или Анимусе. (И мы в этой книге описываем характер богинь в Аниме мужчины.) Так макрокосм со всеми богами и демонами оказывается микрокосмом — одним человеком.

На античной (греко-римской) мифологии выросла вся европейская культура. Греческий пантеон представляется нам универсальным для современного европейца — человека, принадлежащего европейской культуре более, чем национальности. Особенно это заметно по архетипам богов — социально более детерминированным мужским ролям в обществе.

Читайте также:  Управление мотивацией персонала на предприятии: виды, формы, какую роль играет

Женские ролевые архетипы

  • В этой книге мы выделяем восемь женских ролевых архетипов:
  • Деметра — мать милостивая, щедрая или ужасная;
  • Кора-Персефона — юная дева, жертва, хозяйка Подземного царства;
  • Афина — неприступная дева, стратег и тактик;
  • Артемида — вечная дева, соперница мужчин, мстительная охотница;
  • Афродита — воплощение любви и красоты, муза художников и поэтов;
  • Гера — верная и ревнивая супруга, светская женщина;
  • Гестия — женщина, предпочитающая одиночество, посвятившая себя иному Смыслу;
  • Геката — сваха, шутница, колдунья и посредница.

В каждой женщине есть они все. Но вступают в свои права обычно по очереди. Первой в девочке выделяется Кора — дочь своей матери; девушка в подростковом возрасте часто делает выбор между Корой-Персефоной и Артемидой, затем приходит время Афродиты и (или) Геры; далее наступает очередь Деметры, а затем являются Гестия и (или) Геката.

Это естественная для женщины последовательность, связанная и с физиологическим циклом, и с этапами жизни женщины и вечной триадой Дева–Женщина–Старуха. Вместе с тем, эти архетипы сопровождают и наше индивидуальное личностное развитие.

Потому все они могут проявиться в любом возрасте, в зависимости от конкретных обстоятельств и воли женщины.

Мужчина свои архетипы выбирает и следует им почти постоянно (не имеет большого смысла примерять на себя Ареса, если хорошо получается действовать из роли Аполлона[5]), за исключением необходимого перехода от «сыновних» архетипов к «отцовским»[6] .

Женщина же постоянно меняет один архетип на другой: дома она одна, на работе другая; с мамой — одна, с мужем — другая, с детьми — третья, в религиозной общине — четвертая.

Пословица об идеальной женщине, которая в постели — блудница, в церкви — святоша, а дома — госпожа (и шутка насчет дамы, которая все перепутала), как раз и отсылает к этой естественной для женщины необходимости владеть всеми ролями и уметь менять их сообразно случаю и собственным потребностям. Тогда женщина чувствует себя все время на своем месте.

В последнее время мы начали проводить семинары и тренинги по ролевым архетипам.

Когда мифодрама главным образом посвящена одному ролевому архетипу, то мы можем с ним познакомиться, узнать его в себе или понять, как его активизировать (пробудить или развить).

Это может происходить как внутри роли, так и с позиции наблюдателя (которую я в своей работе стараюсь исключить) или из схожих ролей сюжета.

Глава 1.Деметра — богиня материнства и плодородия

«Я как женщина, как мать…»

Миф

Деметра — богиня плодородия и земледелия в греческой мифологии. Ее имя буквально означает «земля-мать» (ср. с русским «Мать Сыра Земля»).

Другие ее имена — Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито («хлеб», «мука»). Это одно из самых почитаемых божеств греческого пантеона.

Ее изображали зрелой женщиной прекрасного вида, с волосами цвета спелых злаков.

ДОЧЬ РЕИ И КРОНОСА, БЫВШАЯ СУПРУГА ЗЕВСА

Деметра — дочь титана Кроноса и титаниды Реи. По материнской линии она — внучка земли-Геи. Это все богини-матери, страдающие от своих мужей.

Гея была утомлена любовным пылом Урана (Неба) и необходимостью постоянно рожать, поэтому попросила своего сына Крона расправиться с отцом, и тот его оскопил; так у греков Земля была отделена от Неба.

Рея пребывала в отчаянии от того, что ее муж Крон пожирает всех ее детей, дабы ни один не претендовал на его власть. И она спасла младшего своего сына Зевса, который в результате сверг отца. Сама Деметра была покинута своим мужем Зевсом и с тех пор растила детей одна.

Конечно, представление о браке Деметры с Зевсом и его расторжении может быть всего лишь следствием изменений в религиозно-культовой жизни Древней Греции, однако для нас в трактовке мифа покинутость Деметры мужем оказывается чрезвычайно важной. Она слишком актуальна для современной жизни и бывает очень показательна.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=313339&p=12

Греческие богини. Архетипы женственности

Архетип Афины отчасти представляет функции, схожие с понятием Анимуса у Юнга и его поколения аналитиков. Однако это не одно и то же. На настоящий момент под Анимусом мы можем понимать анонимную «мужскую фигуру» из снов, своего рода внутреннюю «мужскую часть» женщины.

С одной стороны, он смыкается с представлением-фантазией об «идеальном мужчине» (и непременно «своем», здесь важно ощущение близости) или о «безумно важном» мужчине в жизни (тогда он необязательно всем хорош, а может быть и страшен, но остается то же чувство фатальной родственности, сцепления, душевного слияния). С другой — это Анимус-Логос, но не «слово» само по себе, умение думать, говорить и объяснять, а именно Божественное слово, одухотворенный Смысл; это боги-мужчины, иногда являющиеся во снах и нашим современницам. Позже, в какой-нибудь следующей книге, мы, возможно, еще рассмотрим различные виды и типы Анимусов в жизни женщины.

Джин Ш. Болен вовсе не видит в женщинах никаких Анимусов и едко высмеивает представления как Фрейда, так и Юнга касательно женской психологии Мы, в свою очередь, согласны с существованием такой структуры, как Анимус, в психике женщины, однако, подобно Джин Ш.

Болен, считаем, что архетип Афины — такая же естественная и тоже «женственная» часть женской души, как и архетипы остальных богинь.

В ней действительно больше Логоса, чем Эроса, однако это нечто «родное», это вполне управляемые осознанно свойства женщины, в отличие от тех, что «находятся в Анимусе».

Проявиться архетип Афины может по-разному. В наиболее ярком своем виде и под влиянием серьезных обстоятельств он становится единственной или главной ролевой моделью женщины.

Подобно «демону Калшеда»154, о котором мы уже рассказывали в связи с историей Коры-Персефоны, он разделяет ее на части.

Если в случае Коры-Персефоны это зачастую «душа, чувства, эмоции» и «тело», то в случае Афины это «голова, разум» и «тело, чувства, эмоции».

154 Калшед Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001, с. 368.

«Диссоциация сопряжена, как представляется, с активной атакой одной части психики на другую часть, словно нормальны интегративные тенденции психики насильственным образов прерываются»155.

155 Там же, с. 31.

В случае Афины ее «голова» (разумная, рациональная часть) способна атаковать и уничижать как собственные эмоции и чувства, так и подобные проявления у других. Тогда становится понятной история Медузы Горгоны, которую Афина невзлюбила и сделала все, чтобы отделить у той голову от тела, а затем повесила голову Медузы себе на доспехи — в знак победы и для устрашения врагов.

В нашей культуре, постхристианской и урбанистической, архетип Афины встречается достаточно часто. Особенно после всех революций, репрессий, войн и других социальных потрясений — в нашей стране.

Причина этого — в необходимости выживать и действовать в критической ситуации, когда некого звать на помощь и помочь себе можно только самой, когда необходимы разум и трезвый расчет, а эмоции и чувства лучше оставить на потом. Бывают, конечно, и более мягкие причины проявления архетипа Афины в женщине. Это «отцовское воспитание», вообще сильное влияние отцовской фигуры в первой части жизни.

В наше время это, безусловно, высшее образование и профессиональная реализация в областях, которые мы можем отнести к ведомству Афины (юриспруденция, научные исследования, административные должности).

Архетип Афины может дать женщине способность к успешной реализации во внешнем, «мужском» мире; талант тактика и стратега; естественное вхождение в государственные структуры; умение дружить с мужчинами и видеть среди них Героев; способность применять ум как оружие, а логику и рационализм использовать как доспехи; трезвость и расчет; и в то же время — характерную неприязнь к «бабам».

ГОЛОВА, ОТДЕЛЕННАЯ ОТ ТЕЛА

Голова, отделенная от тела, — достаточно значимый и обшекультурный мифологический сюжет. Впрочем, чаще всего речь об отделении головы от тела у мужчин, нежели у женщин. И каждая из этих историй загадочна даже в рамках мифа.

В иудейской мифологии Иродиада подговаривает Саломею танцевать перед отчимом, а взамен попросить отрезанную голову Иоанна Крестителя: здесь мы видим превосходство Тела (и Эроса) и умерщвление Головы (Логоса)156.

Юдифь отрубает голову насильнику (над нею самой или над ее родиной — не так важно, в хот момент они — одно целое) Олоферну, и тут ощутимо умерщвление, наказание как его Тела (пришла-то Юдифь будто бы радовать его плоть), так и Головы (убила его, полководца, Вождя, «голову» вражеской армии).

156 В реальной истории королева-девственница Елизавета Английская приказывает казнить свою «сестру и соперницу» шотландскую королеву Марию Стюарт именно через отсечение головы. Так она наказывает Тело красавицы, поэтессы, Излюбленной… Можно увидеть в этом и ее проекцию на Марию как Тело, и месть Афины Медузе Горгоне, прежде прекрасной…

В скандинавской мифологии ас Мимир оказывается заложником у богов-ванов157 и становится стражем источника мудрости у корней Мирового древа. Однако в какой-то момент ваны, подспудно соперничающие с асами, отрезают Мимиру голову и посылают ее верховному богу асов — Одину.

С тех пор Один советуется с черепом Мимира. В этой истории мы видим влияние двух мифологических сюжетов: отделения головы от тела и мотив «вещей головы»158.

Нас интересует первый: и здесь ваны, как божества всего телесного, отрезают голову представителю асов и таким образом пытаются отделиться от последних, от функции разума вообще. Это своеобразный бунт стихии и желания, эмоций, инстинктов, чувств…

Впрочем, ни к каким особенным и фатальным последствиям в рамках скандинавского мифологического сюжета это не привело. По-видимому, все само собой вошло в привычное русло.

157 При этом асов мы можем охарактеризовать как патриархатных богов неба, законов, справедливости и порядка, то есть, по сути, связанных с функцией Логоса, а ванов —  как богов плодородия, богатства, магии оборотничества и связи с предками, в свою очередь ассоциирующихся с силой Эроса. Скандинавы интегрировали обе эти функции в мифологии: боги из разных кланов помирились и обмялись заложниками. Хотя не все вечно…

158 Этот мотив встречается в кельтской мифологии («голова Брана») и в другом древнегреческом мифе — о вещающей голове Орфея. Но он уже о другом.

Афина, в свою очередь, еще до рождения вынуждена сделать выбор между Телом и Головой.

Она должна была выйти (родиться) из тела своей матери, но ей пришлось явиться на свет через голову отца; таким образом, уже здесь она выбирает Мужское в ущерб Женскому.

В реальной жизни этот выбор может определяться тем, какая часть семьи — мужская или женская — сильнее где и в ком больше Жизни. Афина выбирает, как родиться, — и делает это единственно возможным в ее ситуации способом.

Источник: https://bookap.info/lichnost/bednenko_grecheskie_bogini_arhetipy_zhenstvennosti/gl81.shtm

Ссылка на основную публикацию