Что это за понятие
У каждого из нас есть огромное количество нужд, которые требуют удовлетворения. Они проявляются на физиологическом, социальном и психическом уровнях и без утоления этой внутренней «жажды» невозможно достижение ощущения покоя, комфорта.
Первоосновой является физиология, так как не уделив внимание этой сфере должным образом, нельзя перевести фокус на другую, более глобальную. Она, в первую очередь, определяет безопасность нашей жизнедеятельности
Природу потребностей человека наиболее полно раскрыл в своих работах Абрахам Маслоу. Ученый ставил на уровень выше над физическими инстинктами стремления людей к социализации. И лишь после необходимости общаться, чувствовать себя частью общества, быть принятым им и защищенным стоят желания духовные (идеальные) — наиболее высокие, глубокие. Их наличие предполагает, что базовые нужды хотя бы частично, но удовлетворены.
К высшей ступени пирамиды относятся:
- интерес к процессу познания;
- тяга к развитию и саморазвитию;
- намерение иметь любимую сферу деятельности;
- осознание смысла своего существования;
- определение жизненных целей;
- жажда самореализации;
- эстетические ценности.
Основная проблема, которая препятствует человеку в реализации его внутреннего потенциала – неудовлетворенность нужд более низких уровней пирамиды.
Потребности и мотивы личности
Основное условие жизнедеятельности организмов – это наличие их активности. У животных активность проявляется в инстинктах. А вот поведение человека намного сложнее и определяется наличием двух факторов: регулятивных и побудительных, т.е. мотивами и потребностями.
Мотивы и система потребностей личности имеют свои основные особенности. Если потребность – это нужда (дефицит), необходимость чего-то и необходимость ликвидировать что-нибудь находящееся в избытке, то мотив — это толкатель. Т.е. нужда создает состояние активности, а мотив придает ей направление, толкает активность в потребном направлении. Необходимость или надобность, в первую очередь, ощущается человеком как состояние напряжения внутри, или проявляется в качестве раздумий, мечтаний. Это побуждает индивида к поиску предмета нужды, но не придает направление деятельности для ее удовлетворения.
Мотив же, в свою очередь, является побудительной причиной для достижения желаемого или, наоборот, избегания его, осуществить деятельность или нет. Мотивы могут сопровождаться положительными или негативными эмоциями. Удовлетворение потребностей всегда ведет к снятию напряженности, нужда исчезает, но через некоторое время может возникнуть вновь. С мотивами же все наоборот. Поставленная цель и непосредственно мотив не совпадают. Потому что цель – это то, куда или к чему испытывает стремление человек, а мотив – это причина, по которой он стремится.
Цель можно поставить перед собой следуя разным мотивам. Но возможен и такой вариант, при котором мотив сдвигается на цель. Это означает преобразование мотива деятельности непосредственно в мотив. Например, ученик вначале учит уроки, потому что заставляют родители, но потом просыпается интерес и он начинает учиться ради самой учебы. Т.е. получается, что мотив – это внутренний психологический побудитель поведения или поступков, обладающий устойчивостью и побуждающий индивида к осуществлению деятельности, придавая ей осмысленность. А потребность – это внутреннее состояние ощущения нужды, которое выражает зависимость человека или животных от определенных условий существования.
↑ Интересы и склонности
Интересы возникают на основе потребностей.
Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту, стремление к ознакомлению с новыми фактами о нем, более полному и глубокому его изучению.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Иногда интересы перерастают в увлечения всей жизни или становятся её смыслом. В процессе удовлетворения одних интересов человек зачастую приобретает новые, что даёт ему возможность постоянно совершенствоваться.
Существует несколько классификаций интересов
- по направленности: социальные, экономические, политические, духовные;
- по степени общности: индивидуальные, групповые, общественные;
- по содержанию: непосредственный (интерес к самому процессу деятельности), опосредованный (интерес к результатам деятельности);
- по характеру субъекта: национальные, государственные;
- по уровню деятельности: пассивный (ограничивается восприятием интересующего объекта), активный (человек действует для того, чтобы получить объект).
- по возможности их реализации: реальные, мнимые;
Рассматривая понятие «интерес», мы должны сравнить его с понятием «склонности», так как они являются результатом потребности человека в определённой деятельности. Интерес — это направленность человека на предмет, а склонность — на деятельность. Например, когда говорят, что юноша интересуется футболом, то подразумевают, что он любит смотреть футбольные матчи, собирает информацию о знаменитых футболистах или командах, а когда говорят, что у юноши склонности к футболу, то это означает, что он хорошо играет в футбол.
Склонность — направленность на определённую деятельность.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес человека к кино не обязательно влечёт за собой возможность работать в качестве кинорежиссёра, актёра или оператора. Зато интерес к шахматам возникает вместе со склонностью играть в них.
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Классификация потребностей
Все существующие потребности индивида можно разделить на три группы. Эта научная классификация предполагает наличие именно трёх основных видов нужд, которые можно рассматривать отдельно по определённому принципу.
Итак, согласно это научной классификации, человеческие потребности бывают трёх видов:
- Биологические — как можно догадаться практически сразу же, эти потребности отвечают за удовлетворение нужд физиологического характера. К таким нуждам относятся: наличие еды, воды, жилья, удовлетворение половых потребностей, продолжение рода, ощущение безопасности, и другие фундаментальные нужды этого вида;
- Социальные — потребности этого вида обозначают достижение своих целей, поставленных на уровне социума. Иными словами, это нужда в обретении себя в обществе, получение определённого социального статуса, развитие общения с другими, знакомства с новыми людьми, обретение новых друзей и другие;
- Духовные — тут речь идёт о нуждах уже совсем другого уровня. Есть такое понятие, как «духовная пища». Так вот духовная нужда заключается в удовлетворении нужд, касающихся «насыщения» этой «пищей». Если объяснить простыми словами, а не использовать эфемерные обозначения, то духовные потребности — это не что иное, как желание самосовершенствоваться, достигать новых целей в изучении знаний. Можно упомянуть и цели религиозного характера, а также достижения в творчестве.
Все вышеуказанные виды потребностей являются необходимыми для полноценной жизнедеятельности любого индивида. Также удовлетворение этих нужд позволяет в дальнейшем развиваться и достигать новых целей взамен уже достигнутых.
Как можно заметить из списка видов потребностей, они взаимодополняют друг друга. К примеру, неудовлетворение биологических нужд ведёт к невозможности достижения социальных задач, а также удовлетворения духовных потребностей. Голодный и испытывающий жажду человек вряд ли сможет реализоваться в обществе, и к тому же ещё самосовершенствоваться и творчески развиваться.
Основные потребности
Согласно концепции А. Маслоу, у человека имеется несколько уровней желаний, которые в обязательном порядке должны быть осуществлены. Суть потребностей сводится к тому, чтобы личность почувствовала себя максимально удовлетворенной. Некоторые желания рождаются из необходимости, другие продиктованы внутренними стремлениями и индивидуальными намерениями. Потребности личности не должны сводиться только к тому, чтобы принимать пищу, спать и приобретать новые продукты. Человек не может состояться как индивидуальность без осознания своего предназначения и выстраивания собственной дороги
Ему необходимо внутренне знать и понимать, что важного и полезного он собирается сделать в жизни
О чем говорит концепция, предложенная А. Маслоу? Все виды потребностей выстроены в такой последовательности, что реализация наиболее сложных компонентов осуществляется только после того, как успешным образом удовлетворены базовые нужды. Наверное, все согласятся с тем, что невозможно полноценно работать на голодный желудок. Тот, у кого нет крыши над головой, тоже вряд ли станет задумываться о высоких материях.
Наличие у животных
Я уже говорила, что соц.стремления возникают только ввиду принадлежности к обществу. Но в животном мире также имеет место иерархия и законы. Поэтому принято разделять зоосоциальные желания: родительские, миграционные, игровые, адаптационные.
Их сложно назвать общественными в полной мере, но многие ученые считают их первоисточником к возникновению человеческих нужд.
Итак, социальной потребностью является необходимость в общении, реализации, мире, заботе, власти. Перечислять этот список можно довольно долго. Личность не может формироваться вне социума без взаимодействия с другими и реализации своих влечений.
Примеры, связанные с воспитанием детей животными – убедительное тому подтверждение. Известно несколько таких случаев. И во всех из них человек так и не смог приспособиться к жизни среди людей и стать полноценным членом общества. Ведь когда он чувствует только первичные стремления, он становится подобным зверю и фактически превращается в него.
«Тоттенхэм» хочет купить у «Саутгемптона» Хейбьерга
Социальные потребности личности
Это особый вид нужды человека. Заключается она в потребности иметь все необходимое для существования и жизнедеятельности индивида, какой-либо социальной группы, социума в целом. Это внутренний побуждающий фактор активности.
Общественные потребности – это нужда людей в работе, социальной активности, культуре, духовной жизни. Потребности, созданные обществом – это такие потребности, которые являются основой общественной жизни. Без мотивирующих факторов удовлетворения потребностей невозможно производство и прогресс в целом.
Также к социальным нуждам относят потребности, связанные с желанием образовывать семью, вступлением в различные социальные группы, коллективы, с разнообразными сферами производственной (внепроизводственной) деятельности, существованием социума в целом. Условия, факторы внешней среды, которые окружают индивида в процессе его жизнедеятельности, не только способствуют появлению потребностей, но и формируют возможности для удовлетворения их. В жизни человека и иерархии потребностей социальные нужды играют одну из определяющих ролей. Существование индивида в социуме и посредством него – центральная область проявления сущности человека, основное условие для реализации всех остальных нужд – биологических и духовных.
Классифицируют социальные потребности по трем критериям: нужды других, свои нужды, совместные нужды.
Нужда других (потребности для других) – это нужды, которые выражают родовую основу индивида. Заключается в потребности общения, защиты слабого. Альтруизм – одна из выраженных потребностей для других, нужда в жертвовании своими интересами для других. Альтруизм реализуется только посредством победы над эгоизмом. То есть потребность «для себя» должна преобразовываться в потребность «для других».
Своя нужда (потребность для себя) выражается в самоутверждении в социуме, самореализации, самоидентификации, в потребности занять свое место в социуме и коллективе, желание власти и др. Такие потребности, поэтому и относятся к социальным, что не могут существовать без потребностей «для других». Только через выполнения чего-то для других, возможно, реализовать свои желания. Занять какое-либо положение в социуме, т.е. достичь признания для себя, намного проще сделать, не задевая при этом интересы и притязания других членов общества. Наиболее эффективным путем реализации своих эгоистических желаний будет такой путь, в движении по которому содержится доля компенсации для удовлетворения притязаний других людей, тех, кто может претендовать на ту же роль или тоже место, но могут удовлетвориться и меньшим.
Совместные нужды (потребности «вместе с другими») – выражают мотивирующую силу множества людей одновременно или социума в целом. Например, необходимость безопасности, в свободе, в мире, смены существующего политического строя и др.
Классификация потребностей человека
В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.
1. Биологические потребности
Данная категория включает базовые потребности, направленные на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. В неё входят:
- вкусная еда (вкусовые качества важны, чтобы определить свежесть и пищевую ценность);
- чистая вода для утоления жажды;
- комфортные условия жизни;
- безопасность и уверенность в своём будущем;
- удовлетворение сексуальных потребностей.
Перечисленные стремления присутствуют у всех живых существ. Они сформировались эволюционно, чтобы обеспечить выживание популяции. По сути, все они являются механизмами, позволяющими человеку (или другому существу) выжить и достичь «репродуктивного успеха» (произвести потомство и обеспечить его выживание в будущем).
2. Социальные потребности
Поскольку человек – существо социальное, у него присутствует ряд инстинктивных стремлений, направленных на повышение собственной значимости в обществе или своей группе. Наиболее показательными являются следующие примеры:
Самоидентификация. Человек ассоциирует себя со своей социальной группой, при этом стремится осознавать себя индивидуальностью с особыми личностными и иными качествами.
Самоутверждение. Для любого человека важно гордиться собственными поступками и достижениями, а также ощущать уважение окружающих.
Альтруизм и пассионарность. Большинство из нас получает удовольствие, совершая поступки, приносящие пользу другим людям или обществу в целом. Самооценка при этом растёт даже если наш вклад остался незамеченным для других, поскольку для альтруиста важен сам поступок, а не одобрение окружающих.
3. Духовные потребности
Существует система общечеловеческих духовных ценностей, которую так или иначе разделяет большинство людей. Мы стремимся к моральному и духовному росту, ценим красоту, изящество форм и гармонию, наслаждаемся созерцанием предметов искусства и прослушиванием красивой музыки. При этом у каждого человека собственный вкус, поэтому нам всем нравятся разные стили в музыке и направления в живописи. Кроме того, приоритеты духовных ценностей меняются в течение всей жизни.
К духовным относятся такие потребности как:
Самоактуализация. Получение новых знаний, расширение круга интересов и увлечений, профессиональный рост, повышение квалификации – это всё естественные стремления для человека, который на данный момент не озабочен удовлетворением базовых биологических потребностей.
Самосовершенствование. Взрослея, мы понимаем, что нам нравится становиться лучше не для того, чтобы кому-то понравиться, а просто чтобы ощущать свой прогресс. Мы отказываемся от курения и алкоголя, увлекаемся спортом, начинаем соблюдать распорядок дня и контролировать уровень стресса. Просто нам нравится думать, что с каждым днём мы становимся немного лучше.
Романтическая любовь. Данный пункт можно было бы считать проявлением инстинкта размножения, но для нас это нечто гораздо большее
Нам очень важно, чтобы рядом находился любимый человек, вдохновляющий нас, дающий нам не только сексуальное, но и эмоциональное наслаждение.
Духовные потребности, в отличие от биологических и социальных, присутствуют только у людей. При этом их список не просто обширен, а практически бесконечен, поскольку каждый человек находит какие-то свои увлечения, которые не обязательно разделять с кем-то другим. Кому-то нравится рыбалка, а кто-то предпочитает вязание, кто-то смотрит сериалы, а кто-то в сотый раз перечитывает «Маленького принца», кто-то обожает шум проливного дождя за окном, а кто-то испытывает умиротворение от гулкого кваканья лягушек в ближайшем пруду.
Виды духовных потребностей
Многие аспекты человеческой жизни напрямую связаны с духовными потребностями, наиболее тесную связь можно наблюдать с социальной, политической и юридической сферами жизни индивида. Развитие духовных ценностей помогает личности расширять мировосприятие и тренировать положительные социальные качества.
Можно выделить различные виды духовных потребностей. К ключевым можно отнести:
- потребность в творчестве;
- стремление к признанию и самовыражению, самоутверждению;
- стремление к приобретению знаний познанию окружающего мира;
- изучение произведений искусства.
Под духовными потребностями обычно понимается стремление личности к совершенствованию, как себя, так и мира вокруг себя, желание удовлетворить чувство прекрасного.
Взаимодействие с реальностью вокруг индивида происходит не только благодаря действиям отдельно взятого человека, но и осуществляется социальной общностью, именно поэтому выделяются различные духовные потребности отдельной личности и общества в целом.
Под духовной потребностью личности понимается психическое свойство организма. Данное состояние особенно ощущается в тот период времени, когда материальные блага больше не приносят желаемого удовлетворения и личность стремится к удовлетворению нравственных потребностей.
Выделяют ценности, при развитии которых возможно достигнуть высокого уровня духовных потребностей.
Духовность – это неизменное движение к своему самосовершенствованию и саморазвитию. В таком устремлении наилучшими инструментами достижения духовных потребностей становятся три главных человеческих ценности:
- Доброта. Под данным понятием подразумевается общая оценка деяний индивида, противопоставляется злу.
- Красота. Комплекс различных личностных качеств, доставляющих наслаждение и моральное удовольствие человеку, привлекательны на слух и вид.
- Истина. Под истиной понимается отношение личности к окружающей реальности, без иллюзий, приукрашивания. Нахождение в той действительности, которой она является.
Самое главное богатство человека – духовный мир. Основное личностное достижение скрывается не только в достижении удовлетворения духовных нужд, но и использование духовного потенциала для пользы другим.
Духовность общества включает в себя объединение потребностей большого количества человек. Сфера духовной жизни общества содержит в себе общие потребности и возможности их удовлетворения.
Благодаря совершенствованию духовных потребностей появились такие направления жизни как эстетика, нормы и правила, моральные устои, искусство, научное знание, творческое начало, философия и религия. Недостаток духовности можно компенсировать воспитанием и самовоспитанием, образованием.
Развитие духовных потребностей общества — отражение устремления к идеализированному мировосприятию. Так же к данным потребностям относятся стремление к прекрасному, стремление к истине и справедливости, противоборство добра со злом, тем самым общество выражает свое отношение к окружающей реальности.
Способы удовлетворения современного человека
Определение социальных потребностей менялось с развитием мира. В нынешних условиях люди все больше исключаются из социума. Интернет, социальные сети, гаджеты – все это приводит к тому, что индивиды мало контактируют вживую.
Важно! Нельзя однозначно назвать эффективные способы удовлетворения потребностей, так как для каждого человека они свои. Существуют общие рекомендации, которые позволят реализовать социальную нужду
Индивид сам организует свою деятельность, поэтому он должен общаться, контактировать, встречаться с другими людьми и проявлять инициативу
Существуют общие рекомендации, которые позволят реализовать социальную нужду. Индивид сам организует свою деятельность, поэтому он должен общаться, контактировать, встречаться с другими людьми и проявлять инициативу.
Умение проводить беседы не появляется с рождением человека. Социальные навыки тренируются в процессе практики. Нужно постоянно общаться и знакомиться.
Еще один способ – это изучение нового. Встречи, семинары, обучающие курсы – все это позволяет не только получать знания, но и обзаводиться новыми социальными связями.
Человек должен понимать, кем он является. Для этого ему нужно посвящать время рефлексии. Подобный самоанализ позволяет составить представление о своих плюсах и минусах. Самоуважение появляется только у уверенных в себе людях.
Базовые отличия от физических потребностей
Духовные | Материальные |
Без них можно обойтись. Само существование не окажется под угрозой, проблема будет только в его качестве. | Воспринимаются как крайне необходимые. |
В приоритете не получение выгоды (хотя такая задача может стоять), а достижение внутреннего удовлетворения. | На первом месте – владение определенными благами. |
Важнее всего – психическая гармония. | Направлены на обеспечение тела комфортом и безопасностью. |
Определяются не видимым образом и практической функцией, а внутренним содержанием. | Утилитарная направленность первична. |
Распредмечивание результатов культурной деятельности. | Опредмечивание творений культуры. |
Долговечность ценностей: даже после физической утраты о них остается память. | Недолговечность: вещь имеет вес только когда запечатлена определенной форме, оболочке. |
2.6. Потребность личности как системная реакция
Итак, рассмотренные точки зрения на сущность потребности содержат ряд непреложных фактов, которые необходимо учитывать при переходе к проблеме мотивации и мотива. Первое положение заключается в том, что потребность тесно связана с нуждой, понимаемой в широком плане как нужность, желанность чего-то, а не только как дефицит чего-то. Однако прямая аналогия потребности с нуждой недопустима вследствие того, что нужда организма отражает объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием и пониманием нужды, т. е. имеет и субъективную сторону. Второе положение заключается в том, что из потребности личности нельзя исключить потребностное состояние, отражающее возникновение нужды и служащее сигналом для человека о необходимости удовлетворения возникшего желания. Это состояние является реакцией организма и личности на воздействия внешней и внутренней среды, приобретающие для человека (в силу необходимости, привлекательности) личную значимость. Третье непреложное положение состоит в том, что возникновение потребности личности является механизмом, запускающим активность человека на поиск и достижение цели, которая может удовлетворить эту потребность. Таким образом, потребность является необходимым звеном в процессе самосохранения и развития организма и личности. Четвертое положение заключается в необходимости разделения понятий «потребность организма» и «потребность личности».
Это обусловлено следующими обстоятельствами.
Первое: не всякая нужда организма (органическая потребность, дефицит) осознается человеком и превращается в побуждение, например нужда в минеральных веществах, витаминах и т. п. Поэтому часть нужд организма (которые не отражаются в сознании) могут не переходить в потребность личности (рис. 2.1).
Второе: осознаваемые органические потребности (называемые биологическими) – в пищевых веществах, в кислороде и т. п. – отражаются в сознании человека не только в виде ощущений («сосание под ложечкой» при голоде, например), но и как переживание напряжения в виде желания разрядить это напряжение, а порой и усилить, если оно связано с положительными эмоциями. Поэтому потребность личности – это не просто осознание нужды в виде ощущения, это чаще всего трансформированная в переживание и желание нужда. Человек испытывает нужду не в белках, жирах и углеводах, а в пище, притом приготовленной определенным способом, не в кислороде, а в воздухе, во вдохе и т. д. Учитывая еще, что многие потребности личности не связаны с биологическими потребностями организма, по крайней мере напрямую, приходишь к выводу, что потребности личности и организма – не тождественные образования.
Различия между нуждой (биологической потребностью) и потребностью личности отчетливо проявляются при рассмотрении сна человека. Потребность организма в сне четко проявляется тогда, когда человек засыпает против своей воли (при чтении книги, при про-
Примеры социальных нужд и потребностей
Приведем несколько жизненных примеров удовлетворения социальных нужд:
Для удовлетворения потребности в преодолении человек бросает курить, садится на диету, отказывается от вкусного в пользу здоровой пищи, идет в спортзал, заставляет себя рано вставать, идти на пробежку, контролировать свои эмоции. Все это он делает ради совершенствования себя.
Пытаясь исследовать границы своих физических возможностей, спортсмены ставят рекорды, альпинисты восходят на недосягаемые им прежде вершины
Так они раскрывают свой потенциал и повышают самооценку.
Примером преодоления моральных трудностей может служить отказ от «стадного чувства», противопоставление себя толпе, которая навязывает свои правила поведения.
Человеку важно ощущать свое положение в обществе, получать одобрение со стороны других его членов. Поэтому многие его поступки продиктованы желанием заслужить уважение и благодарность других людей.
Одна из важнейших потребностей — желание быть нужным, приносить пользу, оказывать безвозмездную помощь нуждающимся в ней, даже если это противоречит его собственным интересам.
Каждый человек стремится иметь друзей, близких по духу, любить и быть любимым
У людей, испытавших в детстве дефицит любви, крайне низкая самооценка и как следствие проблемы во многих сферах, включая выстраивание социальных связей и самореализацию. Любовь можно считать одной из базовых потребностей, она служит источником глубоких эмоциональных переживаний, способствует продолжению рода, мотивирует к самосовершенствованию.
Все вышеприведенные виды потребностей взаимосвязаны и являются дополнением друг друга. Например, заботясь о своем здоровье (биологическая нужда), человек приобретает велосипед. Он знакомится с другими велосипедистами (социальная потребность) и участвует в поездках на дальние расстояния (идеальная потребность в познании окружающего мира и преодолении физических трудностей).
Потребности людей
Потребности бывают разные — они могу порождаться социальными обстоятельствами, физическим телом или образом жизни (хочу есть, хочу спать, хочу быстрее перемещаться, хочу приходить с работы раньше), а могут быть внутренними — хочу общаться, получать новые впечатления, избавиться от одиночества, потребность в смысле, в понимании мира, религиозная потребность.
Еще Жан Поль Сартр говорил, что у человека внутри дыра размером с Бога, и каждый заполняет ее по-своему.
Вольная интерпретация цитаты Сартра
Все эти потребности человек так или иначе реализует. Если он не может реализовать потребность в реальном мире, он заполняет ее в виртуальном.
Гуру анализа средств коммуникации Маршалл Маклюэн (Marshall McLuhan) заявляет, что любое техническое средство есть внешнее расширение тела человека. Колесо — это расширение ног человека, телевизор — органов восприятия, социальная сеть — расширение нервной системы. Человек выносит свои функции вовне, отдает их другим устройствам, чтобы избавиться от стресса и увеличить свои возможности.
Без новых средств связи физическое тело человека оказалось бы в состоянии постоянного стресса, и в конце концов разорвалось бы на кусочки в пространстве — новый мир требует мгновенных реакций и большого числа контактов.
Видео: как проверить пробита ли прокладка ГБЦ
Пирамида потребностей Маслоу
Маслоу в свое время составил пирамиду потребностей, которая более чем актуальна уже на протяжении многих лет. Она строится по возрастанию из таких пунктов:
- физиологические потребности – еда, одежда;
- потребность в безопасности – жилье, материальные блага;
- социальные потребности – дружба, принадлежность к единомышленникам;
- собственная значимость – самооценка и оценка окружающих;
- собственная актуальность – гармония, самореализация, счастье.
Как видим, социальные потребности находятся в середине пирамиды. Основные – физиологические, так как на голодный желудок и без крова над головой ни о каком желании самореализоваться не может быть и речи. А вот когда эти потребности удовлетворены, тогда у человека возникает острое желание удовлетворить социальные. Их удовлетворение напрямую влияет на гармоничность личности, степень ее реализации и эмоциональный фон на протяжении всех лет жизни.
Для сформированной личности социальные потребности более значимы и существенны, нежели физиологические. К примеру, почти каждому из нас приходилось видеть, как студент вместо сна берется за учебу. Или когда мать, которая сама не отдохнула, не выспалась и забыла поесть, не отходит от колыбели своего ребенка. Часто мужчина, желающий понравиться своей избраннице, терпит боль или прочие неудобства.
Дружба, любовь, семья – первоначальные социальные потребности, которые большинство из нас старается удовлетворить в первую очередь
Нам важно проводить время в обществе других людей, иметь активную социальную позицию, играть определенную роль в коллективе
Личность никогда не сформируется вне общества. Общие интересы и одинаковое отношение к важным вещам (к правде, уважению, заботе и т.п.) формируют тесные межличностные связи. В рамках которых и происходит социальное формирование индивидуума.
Идеальные потребности
Идеальные потребности — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Этот вид потребностей представляет собой базу для саморазвития личности. Без удовлетворения этих потребностей человек не развивался бы духовно, а оставался на уровне высокоорганизованных существ животного мира.
Стремление к новизне
- желание постигать мир через способы познания, наблюдения, исследования;
- потребность обучаться новому, овладевая знаниями и навыками, осваивая новые направления деятельности;
- тяга к путешествиям — любование новыми пейзажами, ландшафтами, созерцание красот мира;
- потребности эстетического характера — наслаждение произведениями искусства.
Стремление к компетентности
- нужда в повышении общего уровня образованности и эрудированности;
- стремление к профессионализму, желание быть экспертом в той или иной области, углубление имеющихся знаний и получение новых навыков.
Потребность преодоления
- потребность в самосовершенствовании, улучшении своей личности, работе над собой (избавление от вредных привычек, тренировка воли, выработка полезных привычек и качеств);
- преодоление физических и моральных трудностей, препятствий ради поднятия собственной самооценки;
- стремление к физическому выживанию, преодоление реальной опасности и угрозы для жизни. Эта потребность напрямую связана с физиологической потребностью сохранения жизни.
К идеальным можно отнести потребность в самовыражении через творчество — музыку, танцы, поэзию и другие виды писательского мастерства, различные художественные виды искусства.
В этот же список следует добавить духовные потребности и нужды — личностный рост, раскрытие внутреннего потенциала, стремление к самореализации, нравственное развитие, достижение внутренней гармонии.
Классификации потребностей
В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.
Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.
Примеры:
- Г. Мюррей — достижения, агрессия, независимость, секс, творчество, понимание, уважение, самопознание.
- А. Пьерон — новизна, гедонизм, коммуникация, конкуренция, взаимопомощь и другие (всего более 20 видов);
- Э. Фромм — значимость, самоутверждение, общение, привязанность, самоидентификация.
Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.
В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:
- Отталкиваясь от природы возникновения потребностей — естественные и культурные.
- В зависимости от сферы приложения — коммуникативные (общение с другими людьми), когнитивные (потребность в получении новых знаний), потребности в труде и т.д.
- Применительно к объекту, на который направлена нуждаемость — биологические, материальные, духовные и социальные.
- Коррелируя к их происхождению — эндогенные (обусловленные внутренними факторами) и экзогенные (зависят от внешних условий).
Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды.
Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».
Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.
Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.
В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.