Идеи для дома
Методы мозгового штурма для решения сложных задач и поиска новых идей
Общие принципы
Когда надо решить какой-то вопрос, обдумать какую-то задачу или найти выход из кризисной ситуации, то прибегают к такой методике как мозговой штурм. Сделать его можно самостоятельно, так и в группе единомышленников.
Используемые специальные приемы помогают пробудить скрытый потенциал мозга и найти то, что ранее была недоступно. В этой статье я расскажу о принципах и методиках, которые помогут вам находить новые решения и идеи.
Основоположником этого метода является Алекс Осборн, он придумал его в двадцатом веке в сороковых годах. Он служит для преодоления барьеров мышления, а также для того, чтобы в составе команды, каждый конкретный участник мог выдвинуть свою идею или предположение. Которая затем будет обсуждаться всей группой.
Часто бывает так, что внутренние эмоциональные причины мешают человеку высказать свою точку зрения, может быть он опасается неодобрение со стороны своих сослуживцев или начальства. Атмосфера, которую может создать мозговой штурм в коллективе, позволяет каждому раскрывать свой потенциал.
- Непосредственно при обсуждении необходимо избегать критики, осуждения каких-то идей.
- Нужно добиться того чтобы каждый участник высказывает идей свободно.
- Также такой подход в решении проблемы можно применить индивидуально.
Вы можете сами для себя провести мозговой штурм, в этой статье есть уникальная методика, которая даёт отличные результаты, как для отдельного человека, так и в целом для группы.
Также все принципы о которых я буду рассказывать применимы и к индивидуальной работе и к работе с командой.
Поэтому читайте, всё изучайте внимательно. Это поможет вам, безусловно стать более продуктивными в своем мышлении. Что непременно скажется на качестве вашей жизни и поможет достичь большего успеха.
Одна из главных задач это выйти за рамки стереотипов.
В целом методика достаточно простая, коротко правила проведения:
Ставится задача, которую необходимо решить.
- Запрещается всякая критика.
- Поощряется высказывание самых интересных и Возможно даже нелепых идей.
- После того как идеи выдвинуты, дается время для их обдумывания.
- Все сгенерированные идеи идут под запись. Чтобы потом ничего не потерялась.
- Работа производится в дедлайне, нужно отвезти конкретное время , например один час или два часа.
Подготовка перед мозговым штурмом.
Сначала нужно определиться с целями, с тем чего мы желаем достичь, результаты, которые нам нужны. Цели можно разделить на несколько уровней, в зависимости от их масштаба и влияния на конкретную ситуацию.
- Конкретная цель.
- Направление.
- Глобальная цель.
Иногда, нужно найти правильную цель, которая даст наилучший результат
Часто бывают ситуации, при которых мы концентрирует свое внимание не на тех целях. Поэтому обязательно нужно правильно расставить приоритеты
Глобальные цели.
Возьмем один пример.
- Глобальный уровень даёт максимум охвата, мы как-будто поднимаемся на высоту и смотрим на нашу жизнь и наши задачи масштабно.
- Этот метод оценки позволяет найти скрытый потенциал или новые возможности.
Второй уровень это направление.
Любое дело, бизнес или какую-то деятельность можно разбить на различные направление, например для бизнеса это привлечение клиентов, закрытие сделок с клиентами.
Это одно направление.
Потом мы можем придумать как нам закрывать больше сделок, чтобы большая часть людей которые к нам пришли покупали. Это другое направление и оно также может увеличить прибыль от бизнеса.
Направление позволяет уже уточнить поиск идей и найти те варианты, которые могут внести тактические изменения. Мы можем придумать, что например, в системе приучения клиентов, неплохо бы использовать сарафанное радио, чтобы те, кто с нами уже взаимодействовал, рассказывали своим друзьям и знакомым. Для этого можно внедрить систему лояльности, выдавать какие-то бонусы к своим продуктам и так далее.
Уровень конкретизации.
Это уровень самый детальный, мы например, можем разобрать систему привлечения клиентов в бизнесе и выделить отдельный элемент, такой как реклама в поисковой системе Яндекс.
Здесь мы можем прийти к выводу, что нам необходимо сделать те или иные улучшения, чтобы реклама стала более эффективной и это в конечном итоге может повлиять на нашу прибыль. Этот уровень анализа постановки целей для креативного мышления является самым детальным.
Постановку целей можно использовать по-разному.
Если у нас стоит задача решить какой-то конкретный вопрос, который мы отнесли к уровню конкретизации. То мы можем подняться выше до глобального уровня. Таким образом, мы можем найти гораздо больше перспектив.
Состав групп
Оптимальное число участников в группах — 7 человек. Допустимым же количественным составом групп считается 6-12 человек. Формировать команды более мелкие не рекомендуется, поскольку так трудней достичь творческой атмосферы.
В группу желательно брать людей различных квалификаций, профессий. В качестве приглашенных лиц (не участников) принимаются специалисты. Для более динамичной работы приветствуются группы смешанные (и мужчины, и женщины). Рекомендуется также сбалансировать количество лиц с активной и созерцательной жизненной позицией. Отрицательный эффект несет в себе присутствие на обсуждении проблемы скептически относящегося к возможностям ее разрешения руководителя.
За несколько дней перед вторым этапом ММШ — обсуждением — лицам, отобранным в группы, доводят дату мероприятия и формулировку проблемы. Для этого ведущий раздает участникам компактные (до 1 страницы) печатные материалы с четко поставленной целью — разрешением проблемы, ее кратким описанием.
Полезным для обсуждающих будет узнать траекторию развития проблемы, ее нужно отобразить схемой. Также принципиально показать точки соприкосновения людей с проблемой: когда, при каких обстоятельствах эта проблема реально мешает реализации интересов общества.
Пиши и голосуй
Методом Note and Vote часто пользуются в Google Ventures. Он тоже основан на индивидуальной генерации идей.
-
У каждого участника есть десять минут, чтобы молча записать как можно больше идей;
-
После чего, за две минуты нужно выбрать пару тех, которые понравились участнику больше всего;
- Эти идеи записываются на доске, а в конце участники голосуют за лучшие.
Схема метода Note and Vote
Люди и их идеи — всегда были тем, что движет бизнес вперед. Используя только лишь классический мозговой штурм, можно упустить массу решений, о которых вы, возможно, даже не подозревали. Дав людям равную возможность высказывать свои мысли, вы не только сгенерируете множество идей, но и шире раскроете креативный потенциал вашей команды.
Почему масло нельзя выливать в раковину и в туалет и что с этим делать
Основные правила применения метода мозгового штурма
Чтобы мозговой штурм прошел успешно и позволил добиться поистине превосходных и эффективных результатов, следует придерживаться определенных правил. Правила не отличаются особой сложностью, но их несоблюдение сводит достоинства метода мозгового штурма к абсолютному минимуму.
1. Готовьтесь к брейнстормингу заранее
Всем тем специалистам, которые планируют принимать участие в мозговой атаке, следует заранее начинать готовиться к данному мероприятию. Предварительные задачи и цели брейнсторминга должны быть озвучены за несколько дней до его проведения.
За это время участники мозгового штурма смогут подумать над проблемой и наметить для себя один или несколько вариантов её решения.
2. Чем больше участников, тем лучше
Некоторые эксперты утверждают, что мозговой штурм нужно проводить с определенным количеством участников. Другие же специалисты рекомендуют приглашать на мозговую атаку как можно больше людей (но не больше 12).
Чем большее количество людей вы пригласите принять участие в брейнсторминге, тем больше идей вы в результате получите. Но не забывайте о том, что участвовать в данном мероприятии должны только те люди, которые хорошо разбираются в обсуждаемой проблеме, имеют необходимый уровень квалификации и знаний.
3. Создайте правильную атмосферу
Чтобы участникам мозгового штурма хорошо думалось, им необходимо создать правильную атмосферу. Каждому человеку из принимающей участие в брейнсторминге команды должно быть максимально комфортно.
Если вы будете проводить мозговой штурм в подвальном помещении, а людям придется подниматься по ступенькам на четвертый этаж, чтобы выпить воды или сходить в туалет, то вряд ли результаты брейнсторминга вас реально порадуют.
Эксперты рекомендуют проводить брейнсторминг в аудитории или изолированной от постороннего шума и хорошо освещенной отдельной комнате. Столы следует расположить в виде буквы «О» или «П». Такое расположение столов поможет участникам наладить контакт и повысит уровень коммуникации.
4. Превратитесь в путешественника во времени
Перед началом основного этапа проведения мозговой атаки попросите всех участников закрыть глаза и включить воображение. Пусть они представят себе, что озвученная проблема существует не в настоящем времени, а в прошлом. Это может быть и далекое прошлое (1000, 2000 или 3000 лет назад), и прошлое не совсем далекое (10, 20 или 30 лет). Что именно вы делали бы в тот период времени, чтобы решить возникшую проблему?
Затем перенеситесь в будущее и вообразите себе, что вы живете в 2300 или 2500 году. Какие идеи вы использовали бы, чтобы решить поставленную задачу в условиях безграничных возможностей будущего или в мире после апокалипсиса?
Если вы возьмете за правило практиковать такие «путешествия во времени» перед началом мозгового штурма, то сможете активизировать фантазию всех участников брейнсторминга и настроить их на нужный лад.
5. Изолируйтесь от окружающего мира
Перед началом мозгового штурма попросите всех участников отключить мобильные телефоны, чтобы звонки и сообщения не отвлекали их от генерации достойных предложений и идей.
Доказано, что у людей, которые постоянно отвлекаются и не выпускают из рук мобильный телефон, уровень трудоспособности существенно снижается.
Этапы проведения и техника мозгового штурма
Изначально существуют следующие виды мозгового штурма: организованный и бесконтрольный. Второй чаще всего используется в критических ситуациях, когда все идеи исчерпаны, и нужно, чтобы каждый участник обсуждения решился выйти из зоны комфорта и предложил сумасшедший и гениальный подход к достижению цели. Однако нужно учитывать, что бесконтрольный мозговой штурм может легко перейти в бесполезную болтовню.
Именно поэтому организованный брейнсторминг считается более эффективным. Он должен включать следующие этапы:
Определение цели и ее четкое озвучивание всем участникам. Если решаемая проблема довольно объемна, следует разделить ее на несколько более мелких задач. При невозможности это сделать, лучше заключить, что метод мозгового штурма неприемлем в данной ситуации. Поэтому хороший модератор должен знать, как правильно ставить цели, чтобы они были понятны всем.
Правильное формирование группы генераторов идей – основная роль руководителя в организации процесса. При этом нужно учитывать, чтобы количество участников не превышало 10 человек. Кроме того, они должны иметь примерно одинаковый социальный статус. Необходимо ограничивать количество людей, которые хорошо разбираются в проблеме, которую планируется обсудить, для того чтобы все креаторы чувствовали себя свободно и непринужденно. Нужно создать расслабленную обстановку. Удобные сиденья расставить лучше по кругу, стол ставить не обязательно. При этом необходимо поставить несколько досок для того чтобы была возможность записывать или иллюстрировать идеи. Помимо всего прочего, в группе следует назначить наблюдателей, которые будут записывать все высказывания участников, и следить за их реакцией.
Сама процедура мозгового штурма является третьим этапом. Начинается она со вступления, которое должно занимать не более 15 минут. Модератор рассказывает пару слов о методе брейнсторминга, объясняет правила, указывает основные тезисы проблемы и записывает их на доске. Далее идет непосредственное обсуждение, в процессе которого все участники генерируют идеи. Если процесс останавливается, то ведущему нужно дать всем поразмыслить несколько минут или раздать список вопросов, которые будут стимулировать креативное мышление. Затем следует оценка всех сгенерированных идей и их классификация
Критерии оценки участники принимают сами и располагают в порядке убывания их важности. После этого каждый генератор поясняет суть своей идеи, тем самым проясняя детали коллегам
Следует помнить, что рассматривая в данный момент идея требует максимум внимания от всех участников. Представьте себе, что это единственное существующее решение. Это поможет найти рациональное зерно в предложенном варианте достижения цели. На этой стадии мозгового штурма критика уже приветствуется, но исключительно конструктивная. Если у вас есть достаточно времени, постарайтесь детально рассмотреть каждую идею. Затем следует сгруппировать их все, а возможно и объединить некоторые из них для того чтобы получилось гениальное оптимальное решение задачи.
Следующий шаг – выбор максимально подходящей группы идей. Тут речь уже должна идти о возможности воплощения тех или иных вариантов в жизнь. Следует помнить, что этап принятия или непринятия идей – наиболее важный, поскольку тут решается, был ли брейнсторминг эффективным, или же все идеи «идут в корзину». В процессе обсуждения может быть дан толчок действительно гениальным задумкам.
Если результаты мозгового штурма не имеют никакого влияния на принятие решений в компании, то и внедрять его не стоит. Даже при эффективном проведении брейнсторминга, если нет процедуры воплощения идей в жизнь, то весь процесс будет абсолютно бесполезным с точки зрения бизнеса. Многие управленцы из собственного опыта знают, как загубить идею на любом этапе ее развития. Поэтому не повторяйте подобных ошибок.
P.S. Более продвинутым способом организации коллективного мышления является Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно и Метод Синектики
Недостатки мозгового штурма
Мозговой штурм после публикации книги А. Осборна сразу стал популярным. Несмотря на критические замечания многих профессиональных психологов, им увлекались во всех сферах деятельности: от младшей школы до правительственных учреждений. Брейнсторминг считался чуть ли не чудодейственным методом, с помощью которого можно решить любую проблему. До нашей страны, правда, это увлечение дошло значительно позднее, что не уменьшило восторга от метода.
Однако постепенно стало понятно, что мозговой штурм требует затрат массы энергии и рабочего времени, а предложенные решения далеко не всегда пригодны к реализации. По сути, серьезный, казалось бы, метод превращался в увлекательную, но часто бесполезную игру. Дело здесь в объективных недостатках мозгового штурма:
Неорганизованность. Стихийный процесс генерации идей приводил к высказыванию большого числа оригинальных, но нежизнеспособных решений. Ведь все участники стремились продемонстрировать прежде всего свою креативность, а конечная цель часто вообще забывалась. Попытки же как-то организовать и упорядочить процесс приводили к снижению его продуктивности – люди просто замолкали, опасаясь сказать что-то не то.
Отказ от оценки идей в процессе генерации. Этот важный для метода принцип приводил к целому комплексу проблем. Часто хорошее, рабочее решение попросту «забалтывалось», забывалось, терялось за массой более оригинальных, но менее рабочих вариантов
Внимание группы ожидаемо привлекали наиболее фантастические идеи, а естественный процесс ассоциативного мышления уводил участников далеко за пределы рационального. И каждая новая идея была еще фантастичнее предыдущей.
Мозговой штурм, как метод, пригоден для определенной категории людей – открытых, общительных, активно взаимодействующих
Творческие личности часто к этой категории не относятся, поэтому они чувствовали себя скованно и некомфортно в условиях мозгового штурма, напоминающих восточный базар. Нередко получалось, что наиболее творческие личности оказывались наименее активны.
Из-за этих недостатков мозговой штурм критиковался еще на пике его популярности, а сейчас и вовсе редко является по-настоящему рабочим инструментом для генерации идей. Чаще всего брейнсторминг используется психологами в психологических тренингах или коучами, чтобы продемонстрировать преимущества командной работы и эффективность коллективного разума.
Но все же полностью не стоит отказываться от принципа групповой работы при решении сложных проблем. Понимание этого привело к разработке различных модификаций мозгового штурма, в которых пытались устранить недостатки исходного метода. Это, например, метод «Корабельный совет», роль группы критиков в нем выполнял один человек – руководитель. На основе мозгового штурма были разработаны также менее известный в нашей стране эвристический метод «Дельфи», включающий работу независимых экспертов и синектика У. Гордона.
Подготовительный этап
Для качественной реализации этой ступени ММШ потребуется соблюсти некоторые организационные моменты. В частности, необходимо придерживаться основных этапов методики. Первый из них является установочным. Его желательно проводить недели за две до проведения основной части ММШ.
Метод мозгового штурма может быть осуществлен при четкой формулировке проблемы с выбранным ведущим, с подбором двух групп, необходимых для генерации различных вариантов решения, а также для дальнейшей экспертной оценки. К этапу организации ММШ потребуется отнестись со всей ответственностью. Это позволит избежать ошибок, которые снизят эффективность метода. Например, неясная и нечеткая постановка задачи и цели уже изначально приведет к нулевой эффективности. И напротив. Выставленная на коллективное обсуждение задача, обладающая неоднозначной структурой, то есть по своей сути состоящая из нескольких задач, способна запутать обсуждающих, которые не поймут порядка разрешения проблем и их приоритетности.
Мозговой штурм примеры из практики внутреннего тренера
Практический пример игровой техники из практики.
Задача стояла набросать идеи для системы мотивации. Поразмышляв, решила применить игровую технику для генерации идей.
Разминка
Группа участников разбивается на две части. Посадить подальше друг от друга, чтобы создать приватность.
Ведущий рассказывает сказку про кувшинчик и дудочку. Кратко и красочно, одну фабулу, делая упор на позиции:
- Девочка не хочет.
- Родителям нужно, чтобы девочка собирала.
Подготовить две карточки с надписью «родители» и «девочка».
Раунд 1
Первая группа будет «Родитель», вторая группа станет «девочка».
Ведущий задает вопрос участникам №1. Как вы уговорите, заставите, какими методами, девочку собирать ягоды?
Группа № 2 получает задание: Продумать как можно больше ответов на вопрос: «При каких условиях я, девочка, соглашусь собирать ягоды?»
Дается время обсуждения – 5 минут. Все ответы записываются одним из участников на лист бумаги.
Раунд 3
Один участник из каждой группы записывает варианты ответов на разных флипчартах.
Обсуждение.
И здесь начинается взрыв эмоций, даже у самых сдержанных руководителей.
Приходит понимание, что если встать на место другого человека и по-другому взглянуть на вещи, то происходит озарение. Предлагаются не утопические, а рабочие варианты.
Скажу сразу, создается впечатление, что группе № 2 повезло больше. Сначала побыли в роли ленивого ребенка. Затем, уже с готовыми решениями (мыслями девочки), вжились в роль родителей.
Главный раунд
Но на этом процесс не заканчивается. Это была только разминка и «сдвиг парадигмы». Далее все возвращаются к текущим рабочим задачам и решают серьезные вопросы.
На повестке 2 вопроса:
- Роль руководителя. Как заставить работать результативно?
- Роль сотрудника. При каких условиях сотрудники согласятся работать результативно?
Вот здесь и меняются местами. Группа № 2 берет на себя роль руководителя. А далее работают по раундам.
Результат, полученный за 2 часа модерации, превзошел все ожидания. Были приняты решения, 90% которых легли в основу мотивации. Компания работает на этих условиях очень результативно. (Подробнее почитать про KPI)
Хороший эффект дают выездные мероприятия. Тимбилдинг, совмещённый с мозговым штурмом. Это идеальная картина. Люди, раскрепощаются, ведут себя по-другому, нежели в привычных стенах. Снимают оковы, и творческая энергия течет по-другому. Быстрее и эффективнее и креативнее.
Советы для продуктивности во время мозгового штурма
Вот что поможет сделать командный мозговой штурм более эффективным:
- Свободный разговор. Иногда обсуждение может уходить в сторону от предмета. Наказывать за это не стоит: нельзя забывать о повестке, но немного юмора и расслабленности может вдохновить людей на новые идеи.
- Больше времени. Вдохновение не подчиняется времени, поэтому не стоит загонять мозговой штурм во временные рамки. Глупо расходиться через два часа, если у вас море идей, живое обсуждение и появляются новые варианты. Так же неразумно дотягивать штурм до положенного часа или двух, если ни у кого нет мыслей.
- Отсутствие решения. Очень не хочется заканчивать встречу, не определившись с решением проблемы, но иногда это просто необходимо. Часто результаты первого мозгового штурма далеко не лучшие. Немедленно реализуя их, вы упускаете возможность использовать что-то более продуманное.
- Расслабленная атмосфера. Разрешите пиво или любой другой лёгкий алкоголь. Этот вариант не для всех, но если коллеги и вы не против, то можно распить немного во время мозгового штурма.
Таким образом, если хорошо подготовиться и дать своей команде достаточно свободы, мозговой штурм может быть ценным, но он не должен рассматриваться, как единственно возможный вариант.
Даже наоборот — команда станет отличным дополнением к индивидуальной работе над проблемой, поможет разнообразить свои мысли, выслушать чужие идеи и оформить то, что крутилось в голове.
Этап непосредственной генерации идей
Фаза непосредственного генерирования идей характеризуется напряженной интеллектуальной работой присутствующих. К ее наступлению мозги участников мозговой атаки должны быть максимально настроены на творческую работу. Помочь правильно это сделать должна квалификация ведущего. В качестве зачина обычно следует краткое и плавное вступление, выражающее убеждение ведущего, что он собрал людей творческих и креативных, его доброжелательность и заряженность на успех мероприятия. Далее ведущий проводит непродолжительную интеллектуальную разминку присутствующих при помощи нескучных вопросов. Провоцируя активность участников, он может спросить, например, о лицейском прозвище Александра Сергеевича Пушкина (кстати, знаете ли вы, что будущего классика однокурсники называли Егозой?).
Мозговая атака — это не совещание, где на задних рядах дремлют “прозаседавшиеся”. Этап реализации ММШ имеет целью формулировки максимума вариантов разрешения проблемы. Учитываются как идеи, обозначающие новые направления решения, так и идеи, развивающие варианты, уже сформулированные. При этом запрещается критиковать любой, даже самый фантастический вариант.
Поскольку предложенные способы могут быть не только самыми разными, но и самыми фантастическими, ведущий сам поддерживает веселую, творческую атмосферу, сам выдвигает в том числе и невероятные способы преодоления задачи.
Решение проблемы методом мозгового штурма считается эффективным, если в течение получаса зафиксировано свыше полутора сотен вариантов. Четко вырисовывается приоритет количества высказанных идей над их качеством. Все они оперативно фиксируются специально назначенными людьми маркерами на больших листах бумаги (А3 или А2).
Классификация видов мозгового штурма
Рассматриваемая нами методика со временем постепенно развивается и претерпевает модификации, и в настоящее время число разновидностей метода достаточно велико. Связано это с попытками нивелировать присутствующие в нем недостатки и усилить достоинства. Главным его достоинством является доступность и высокая вовлекающая сила, которая проявляется в большинстве случаев грамотного подхода к технике. Основные плюсы и минусы метода вынесены в отдельную таблицу, представленную далее.
Достоинства и недостатки классического мозгового штурма (нажмите для увеличения)
Какие можно выделить виды мозгового штурма? Наиболее широкое распространение имеет традиционный или классический метод. Его отличительными чертами являются быстрый сбор, короткая длительность, объединение в одну сессию этапов генерирования и отбора идей. В последние годы развитие также получили следующие разновидности мозгового штурма.
- Обратный МШ. В наибольшей степени подходит к инновационной деятельности в области продуктовых инноваций и разработки новых видов изделий. В нем применяется техника анализа дефектов, в которой сначала выявляется максимально полный перечень недостатков производимой продукции и заложенных в нее технических и маркетинговых идей. Также выявляются те потенциальные проблемы с продуктом, которые идеологически уже заложены в нем. Все это служит серьезным базисом креатива генерации прорывных инновационных решений.
- Теневой МШ. Генераторы идей разделяются на две подгруппы вместо одной. Первая из них действует в условиях прямой (классической) мозговой атаки. Вторая подгруппа явно или скрытно наблюдает за ходом совещания активной подгруппы, и каждый «теневой» участник молча записывает свои идей, возникающие под воздействием наблюдаемого обсуждения.
- Комбинированная мозговая атака. Данный метод мозгового штурма предполагает комбинацию или повторение классической мозговой атаки или двух предыдущих методов. Например, мероприятие может выполняться в виде двойного прямого мозгового штурма или обратно-прямой мозговой атаки. В первом случае совещание повторяется после значительного перерыва (2-3 дня), что значительно активирует креативность участников-генераторов. Во втором случае обратный механизм запускает выявление всех недостатков и проблем, в прямой МШ гораздо легче решает их через найденные идеи-антиподы.
- Индивидуальный МШ в отличие от коллективного мероприятия предполагает самооценку выдвигаемых идей. Однако оценочные мероприятия проводятся спустя время – через неделю и более.
- Другие методы, дополняющие разнообразие средств мозговой атаки. К ним относятся: челночный МШ, брейнрайтинг, метод мозгового штурма на доске, мозговая атака в стиле «Solo», визуальный МШ и мозговая атака в японском стиле. Этим списком полный перечень модификаций метода не исчерпывается.
По существу рассмотренный в настоящей статье метод является универсальным средством нахождения критических мест и поиска решений для управленческих исследований в инновационных проектах, в прогностике, в идентификации и факторном анализе рисков. Кроме того, он является одним из самых полезных инструментов проектной практики в целом, когда PM нуждается в быстрой и продуктивной мобилизации команды на оригинальный выход в ситуации. При освоении метода рекомендую начинать его применение с классической (прямой) формы. По мере достижения успеха в базовой модификации можно смелее прибегать к использованию развитых методов, что, безусловно, принесет новые более значимые эффекты.
Что может помешать продуктивному мозговому штурму
При проведении мозгового штурма важно учитывать психологические особенности его участников. Далеко не все могут спокойно размышлять в условиях мозгового штурма
Есть факторы, делающие этот процесс неэффективным.
1. Страх перед начальством
Исследования показывают, что люди чувствуют себя зажато на корпоративных собраниях, где есть руководство, а на мозговом штурме часто присутствует главный менеджер или директор.
Поэтому многие предпочитают не высказывать свои идеи, опасаясь неодобрения.
2
Все внимание — экстравертам. Во время мозгового штурма экстраверты свободно делятся идеями, а интроверты обрабатывают информацию молча
Во время мозгового штурма экстраверты свободно делятся идеями, а интроверты обрабатывают информацию молча.
Исследования мозговой активности показали, что путь, который проходит информация в мозгу интроверта, длиннее и запутаннее, чем тот же путь у экстраверта. Интровертам нужно больше времени на обдумывание и анализ. Прежде чем ценная идея сформируется и будет высказана вслух, экстраверты уже примут решение.
3. Боязнь новых идей
Современное общество не устает преклоняться перед творческим подходом и инновациями, но это не отменяет того факта, что мозг очень жестко отгораживает себя от любых новшеств.
Исследователи из Университета Пенсильвании и Университета Северной Каролины отметили, что все любят практичные идеи, не выходящие за рамки привычного. Это свойство мозга защищает нас от неопределенности в жизни, и человеку очень трудно с ним бороться. Неправильное решение мы воспринимаем болезненно.
Инкубационный период творчества
Очень часто в мозговом штурме ценят только итог, не обращая внимания на процесс. Считается, что в финале штурма обязательно должен быть осязаемый результат: блестящая идея или несколько, а если их нет, то мероприятие признают неудачным.
В 1926 году известный английский теоретик Грэм Уоллес разделил творческий процесс на пять ступеней:
Подготовка
Вы формулируете задачу, исследуете её и концентрируете внимание на поиске решения.
Инкубация. Проблема входит в подсознание и начинает решаться там, тогда как на поверхность сознания ничего не выходит.
Намек
Вы чувствуете, что находитесь на пути к решению проблемы, что вас вот-вот посетит муза.
Озарение. Идея выходит на поверхность сознания и вы понимаете её.
Проверка. Идея проверяется, расширяется и дополняется, после чего вы приступаете к реализации.
Люди последовательно проходят через все этапы, но есть одна проблема: инкубационный период не имеет четких временных рамок. Маловероятно, что эволюционно в нас заложена идея мозгового штурма за 40 минут.
Идея может «созревать» в подсознании день, неделю или месяц. Многие творческие люди признают, что лучшее решение проблемы приходит не сразу, а после долгих поисков.
Затяжной инкубационный период может довести до стресса, потому что вы не подозреваете, когда придет вдохновение, а сроки поджимают. Хорошие идеи просто не успевают рождаться.
Командный после соло
По сути, мозговой штурм — это когда вы какое-то время непрерывно думаете над решением проблемы
В этом случае не важно, в команде ли это происходит или наедине с собой
Найдите время подумать над вопросом, и вы сможете работать свободно, без страха, что вас не поймут или осудят коллеги. Это раскрепощает и стимулирует творческие способности, а неограниченное время поможет спокойно пройти инкубационный период.
Рекомендуется приходить на командный мозговой штурм, предварительно немного поразмыслив: одной-двух идей достаточно. Исследования Университета Торонто показали, что командный мозговой штурм проходит живее и активнее, если участники подготовленные.