Эмпирические методы
Когда идет речь о методах исследования, чаще подразумеваются именно эмпирические методы, ведь именно они позволяют непосредственно получать научные данные. Эмпирических методов достаточно много, приведем здесь краткое описание некоторых из них.
Наблюдение
Наблюдение и самонаблюдение являются самыми древними методами познания. Само по себе наблюдение не является достаточно объективным методом, чтобы непосредственно являться источником научного знания, однако, именно этот метод способствует постановке гипотез, которые могут быть более надежно проверены при помощи других методов. Также объективность метода будет выше, если используется так называемое стандартизированное наблюдение, то есть, наблюдение по определенным критериям, объективным показателям.
Экспериментальные
Экспериментальные методы включают:
- Лабораторный эксперимент, предполагающий создание специальных, искусственных условий, которые позволяют жестко контролировать побочные факторы, косвенно влияющие на результаты испытаний. Поведение испытуемых зачастую также контролируется требованиями экспериментатора.
- Полевой (естественный) эксперимент называется так потому, что проводится в естественных условиях, и его участники могут даже не знать о нем. Конечно же, в этих условиях гораздо сложнее исключить побочные факторы, но несомненным плюсом является то, что поведение людей в таком эксперименте наиболее естественно. А это значит, что и в рамках эксперимента, и в повседневной жизни, испытуемые ведут себя одним и тем же образом, что определяет надежность такого метода для прикладных исследований.
Психодиагностические
Психодиагностические методы делятся на:
- Тестирования, при помощи которых можно измерить (по определенной шкале) какой-либо показатель – интеллект, уровень эмоционального выгорания и т.д.
- Анкеты-опросники, которые позволяют получить данные, не касающиеся напрямую личных качеств человека – факты биографии, работа и т.п.
- Личностные опросники позволяют получить данные о личности, не используя определенную шкалу.
- Интервью, опрос по форме напоминает открытый опросник (не имеющий вариантов ответа), предъявленный испытуемому устно.
- Беседа (свободное интервью) отличается отсутствием четкого списка вопросов и более неформальной обстановкой.
- Проективные методики основаны на механизме проекции психического содержания на объекты внешнего мира. Например, одним из вариантов проективной методики являются пятна Роршаха (чернильные кляксы).
- Психофизиологические методики широко применяются в исследованиях когнитивных психологов и исследуют функции головного мозга, обычно с помощью специальной аппаратуры (электроэнцефалограмма, компьютерная томография мозга).
- Метод моделирования предполагают создание физической, математической, компьютерной или другой модели исследуемого явления. Этот метод используется, когда объект недоступен для непосредственного изучения.
- Праксиметрические методы (анализ процесса и продуктов деятельности). Эти методы используются преимущественно при работе с детьми, когда необходимо понять характеристики их внутренних процессов. Психологи анализируют рисунки, пластилиновые фигурки и другие продукты детского творчества, а также наблюдают за процессом их создания. Кроме того, анализ продуктов деятельности применяется в исторической психологии, где материалом могут быть, например, предметы быта древних людей.
Биографический
Биографический метод можно отнести к методам анализа продуктов деятельности, поскольку зачастую объектами изучения психолога являются дневники и письма. Но Ананьев выделяет его как особую группу методов, ведь суть его намного шире.
Метод часто используется при диагностике в психологической работе с личностью и предполагает анализ жизненного пути, ключевых моментов в развитии индивида, кризисов, причинно-следственных связей между событиями жизни.
Методы обработки данных исследования
Данные, полученные при помощи эмпирических методов, нуждаются в качественной обработке. Для этой цели существуют методы:
- Количественного анализа – методы математической статистики позволяют представить информацию в форме числовых показателей.
- Качественного анализа – анализ качественных показателей, этот метод является описательным, а не измерительным.
Методы общей психологии
Любая наука, когда ставит перед собой необходимость изучения чего-то нового и неизведанного, сталкивается с проблемой метода изучения. Базовыми методами для получения различных фактов в общей психологии принято считать наблюдение, беседу и эксперименты. Каждый из этих факторов может быть изменен и улучшен для достижения более полного результата.
Наблюдение считается самым древним методом познания. Оно применяется не только профессиональными психологами, но и обычными людьми в быту, что позволяет им формировать свое мнение на ту или иную ситуацию и набираться опыта. Общая психология подразделяет наблюдение на кратковременное, долговременное, выборочное, сплошное и специальное.
Кратковременное наблюдение проводится в течение короткого периода времени, обычно в течение дня. Долговременное наблюдение может проходить даже в течение нескольких лет. Во время специального наблюдения сам наблюдатель погружается в изучаемую им среду и фиксирует увиденное.
Процесс наблюдения подразделяется на следующие этапы:
- Постановка целей и задач.
- Определение ситуации, объекта и предмета.
- Определение способов, оказывающих на исследуемый объект наименьшее влияние и обеспечивающих получение необходимых знаний.
- Определение способа учета данных.
- Обработка полученных данных.
Беседа является таким методом сбора информации, при котором сбор данных о человеке осуществляется посредством прямого или косвенного, устного или письменного способа, что впоследствии дает возможность сопоставить знания и определить характерные и психические особенности человека.
Наиболее продуктивной считается личная беседа исследователя и исследуемого. При этом исследователю необходимо продумать ход беседы, проблемы, которые ему нужно выявить в ходе беседы, вопросы, которые следует задать. Обследуемый также может подготовить волнующие его вопросы, ответы на которые он хотел бы получить
Важно, чтобы беседа была двусторонней, это позволит собрать как можно больше информации и сделать более правильные выводы, чем просто беседа в формате интервью
Эксперимент – это такой метод исследования, в котором происходит активное вмешательство специалиста в процесс деятельности обследуемого для создания определенных условий, при которых будут выявлены все необходимые психологические данные.
Существуют эксперименты, для которых необходимо использование специальной аппаратуры. При этом обследуемый человек не может действовать самостоятельно, для этого дается специальная инструкция. Иногда человек даже не догадывается об истинной цели эксперимента. Есть также эксперименты, которые необходимо провести несколько раз и на целой группе людей. Это позволяет установить важные закономерности в развитии многих психических явлений.
Существует также еще один метод исследования. Это тесты. Обычно они служат для установления у человека каких-либо психических качеств. Тесты – это короткие аналогичные для всех задания обычно с готовыми вариантами ответа. Тесты помогают определить наличие определенных психических качеств у испытуемой группы людей или отдельного человека. Некоторые тесты могут делать прогнозы развития или деградации болезни, а также устанавливать диагноз.
Выделяют также генетический метод исследования, так как генетический принцип играет особую роль в методах психологических исследований. Генетический метод заключается в наблюдении за развитием психики человека или группы людей для раскрытия общих психологических закономерностей. Основой данного метода являются наблюдения и эксперименты, результаты которых фиксируются и изучаются.
Однако существуют такие проблемы, для решения которых применяются неожиданные вспомогательные и промежуточные методы исследования, поэтому при выборе метода необходимо принимать во внимание особенности поставленного вопроса
Развивайте чувство ритма
Ритм простыми словами — это длительность звуков и пауз. Вокалистам он сообщает, когда начать и закончить звук. Чувство ритма тоже можно тренировать.
Когда слушаете песню, пытайтесь понять её ритм. Хлопайте и топайте в такт. Если идёте по улице, шагайте или щёлкайте. Например, песня длится четыре минуты — идите ровно в этом темпе и на одну и ту же долю щёлкайте. Это помогает.
Ритм есть не только в музыке. Он есть у текста, стиха, простой речи и пения. Чтобы петь хорошо, нужно учиться чувствовать ритм песни с мелодией и без. Когда вы разучиваете песню, пытайтесь держать ритм без музыки. Скачайте метроном на телефон и читайте её, как стихотворение. Затем под метроном пропевайте мелодию песни отдельно от слов. Каждый звук голоса должен попадать в долю метронома, а не болтаться между отщёлкиваниями.
Основные отрасли психологии
Современная
психология включает
в себя до 40 отдельных дисциплин и
научно-практических направлений:
• зоопсихология
— изучает
особенности психики животных;
• детская
психология — изучает
психику и связанные с ней условия
развития личности растущего человека;
• социальная
психология —
изучает взаимоотношения человека с
другими людьми и социальными группами;
• педагогическая
психология — изучает
закономерности развития личности в
процессе обучения и воспитания;
• психология
труда — рассматривает
психологические особенности трудовой
деятельности человека, закономерности
развития трудовых умений и навыков;
• медицинская
психология — изучает
психологические особенности деятельности
врача и поведения больного, разрабатывает
психологические методы лечения или
психотерапии;
• юридическая
психология — изучает
психологические особенности поведения
участников уголовного процесса,
психологические проблемы формирования
личности и поведения преступника;
• экономическая
психология — рассматривает
психологические аспекты экономического
поведения человека (психология рекламы,
имиджа, продавца и покупателя, делового
общения, менеджмента и т.д.);
• военная
психология — изучает
поведение людей в условиях боевых
действий;
• патопсихология
— (раЮз
— страдание ) — изучает отклонения
в развитии психики, распад психики при
различных формах мозговой патологии.
Методы и исследования прикладной психологии
1. Внушение
Существуют следующие виды внушений:
- прямое (влияние на человека при помощи слов — распоряжение, приказания, инструкция),
- косвенное (скрытое, промежуточное влияние),
- умышленное,
- неумышленное,
- позитивное,
- негативное.
Приемы внушения также различны:
- Приемы прямого внушения – рекомендация, приказ, инструкция, команда.
- Приемы косвенного внушения – неодобрение, похвала, намек.
- Приемы скрытого внушения – позволение применять различные варианты, обман выбора, общеизвестная истина, банальность.
2. Подкрепление
Виды подкрепления в психологии:
- позитивное (фиксирует верное поведение/поступок),
- отрицательное (предупреждает неверное поведение/поступок),
- сознательное,
- бессознательное,
- стихийное (выходит ненароком: ожог, удар током и т. п.)
- сознательное (дисциплина, воспитание, дрессировка)
- одноразовое,
- регулярное,
- прямое,
- косвенное,
- базовое,
- целое (полное),
- частичное.
3. Психологическая консультация
- Отношения – измена, ревностное отношение к супругу или супруге, трудности, возникающие при общении с людьми, воспитание детей.
- Проблемы частного характера – неудача, невезение, проблемы со здоровьем, самоорганизация.
- Трудовая деятельность – сокращения и увольнения, отсутствие терпимости к критике, невысокий уровень доходов.
Консультация психолога включает в себя следующие этапы:
- договор,
- запрос,
- план действий,
- настрой на работу,
- исполнение заказа,
- задание на дом,
- окончание работы.
Литература
- Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 512 с.
- Фридман Л. М. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. — 2001. — № 1. — С. 97-106.
Нейропсихолог
Методы теоретического исследования
- абстракция;
- конкретизация;
- индукция;
- дедукция;
- анализ;
- синтез;
- сравнение;
- классификация;
- обобщение.
Абстракция, или абстрагирование, — это процесс мысленного отвлечения от предмета во время его исследования. Абстрагирование может быть в форме суждения, чувственно-наглядного образа, понятия или категории. Это делается с целью глубокого изучения предмет исследования, чтобы рассматривать его изолированно от других предметов исследования и их свойств и признаков. Карл Маркс, например, в предисловии к первому изданию «Капитала» заявляет, что во время анализа экономических форм нельзя пользоваться средствами, используемыми во время практических опытов. Их должна заменить сила абстракции.
Конкретизация – это мыслительный процесс воссоздания предмета из вычлененных ранее абстракций. Данная форма исследования противоположна абстракции. Теоретические методы исследования направлены на создание предмета путем преобразования абстрактного к конкретному.
Индукция – это процесс создания логических выводов при переходе от частных положений к общим, то есть ключевым здесь является обобщение. Здесь имеют значение фактические данные, психология, а иногда и математика. Логика здесь также важна, но не является ключевым фактором.
Метод индукции применяется при изучении педагогического опыта. Для получения достоверной информации не нужно изучать все частные случаи, достаточно рассмотреть один, но более подробно.
Дедукция – это такой способ мышления, где ключевыми являются логические выводы, в котором, отлично от индукции, частное заключение производится из общих. При данном методе все умозаключения и выводы являются связанными между собой и вытекают одно из другого. Метод дедукции можно применять для получения новых знаний об изучаемом предмете. Здесь важен переход от более общих понятий к менее общим.
Анализ – это такой метод теоретического исследования, при котором происходит разбор всех отдельных свойств предмета, выявление признаков и качеств на их основе. Анализ – это обязательная часть всех научных исследований для получения более достоверных знаний о предмете.
Синтез – это метод теоретического исследования, когда данные, полученные во время анализа, соединяются вместе и образуют единую систему. Эмпирические данные, выявленные во время исследования, синтезируются при теоретическом обобщении.
Сравнение – это такой метод исследования, при котором предметы сопоставляются между собой с целью определения сходств и различий между ними. Для того, чтобы сравнение было точным, необходимо учитывать следующие требования:
- сравнение имеет место быть только в том случае, если предметы исследования являются родственными или объективно имеют что-то общее (нельзя сравнивать ложку, корову и депрессию);
- метод сравнения может быть использован только в том случае, если сопоставляются наиболее существенные признаки исследуемых предметов.
Замечание 1
Сравнение необходимо провести перед методом обобщения. Оно помогает определить, какие признаки и свойства общие, а какие особенные в каждом изучаемом предмете.
Обобщение – это метод теоретического исследования, при котором происходит выделение общих признаков, присущих группе изучаемых предметов. Чтобы обобщить какие-либо предметы или понятия, нужно от свойств одного предмета отбросить признаки, присущие другим предметам, но не имеющие ничего общего в целом. Логическими методами обобщения данных, полученных путем сравнения, являются индукция и дедукция.
Классификация – это такой метод теоретического исследования, при котором происходит разделение предметов на группы в соответствии с их выделенными признаками. Классифицирование осуществляется при помощи логических умозаключений в результате деления предметов на группы, группы на классы и т.д. Основываются эти деления на признаках, присущих исследуемым предметам.
Замечание 2
Метод классификации также полезен для систематизации, но в данном случае в учет принимаются не ключевые признаки предметов, а удобные для того, кто осуществляет классификацию (например, алфавитный каталог).
Примеры экспериментов по методу Ананьева
Приведем примеры эксперимента по изучению организационного поведения:
- Эксперимент с использованием теста-опроса. Испытуемому предлагается ответить на специально подобранные и проверенные на надежность и валидность вопросы. На основе ответов делается вывод о психологических качествах тестируемого.
- Эксперимент с использованием теста-задания. Испытуемому предлагается серия заданий. На основе анализа его действий делается вывод о степени развитости исследуемого качества.
- Эксперимент с использованием проективного теста. Используется для изучения личностных качеств, которые испытуемый не хочет у себя признавать (обычно это его негативные стороны). В основе механизма этого теста лежит метод проекции, когда тестируемый приписывает свойственные ему психологические качества другим людям, оценивает ситуацию, исходя из них. Например, испытуемому предлагается картинка, где изображены люди с неопределенными занятиями. По ней надо рассказать об этих людях, описать, чем они заняты, их чувства и мысли, что произойдет в следующий момент времени.
Примеры экспериментов о влиянии определенных факторов на качество умственной, творческой и физической деятельности:
Смысл слов
С речью человека все достаточно просто, так как слова слышишь, воспринимаешь и анализируешь, но ведь не всегда человек говорит правду, произносит ее до самого конца.
Очень часто можно столкнуться с ложью. Также иногда бывают проблемы со словарным запасом, когда не получается выразить все желания.
Получается, что с помощью слов, тела или мимики нельзя полностью выразиться, а тем более понять другого человека. Как в таком случае понимать других? Все очень просто. Чтобы ощутить волнения и переживания другого человека, следует просто поставить себя на место собеседника, прочувствовать состояние другого, учесть поведение и реакции.
Именно такая простая истина очень часто забывается и не используется. Никто не задумывается о состоянии других, решая только свои проблемы. Получается, что близкие люди глухи к проблемам, что и вызывает ответное равнодушие и недопонимание.
Методологические принципы в психологии
Методологические принципы в психологии делятся на общенаучные и специальные. Общенаучные методологические принципы действуют на уровне общей методологии научных исследований, специальные — на уровне конкретно-научной методологии.
Существуют следующие основные общенаучные методологические принципы:
- Принцип детерминизма – причинной обусловленности всех явлений. Каждое изменение того или иного предмета или явления является следствием определенного процесса и результатом воздействия определенных факторов. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно.
- Принцип системности – все явления находятся в состоянии непрерывного взаимодействия друг с другом и являются элементами систем. Поэтому каждое явление необходимо рассматривать только в процессе взаимодействия, направленного на достижение целей системы. При исследовании какого-либо явления необходимо, во-первых, оценивать достаточность элементов системы, взятых для анализа и необходимость их для появления нового свойства, во-вторых, необходимо выделение принципа устройства данной системы. Принцип системности возник в ответ на два более ранних метода анализа: механистический и холистский. Механистический подход подразумевал исследование отдельно каждого элемента или его свойств и попытку соединения этих элементов для изучения свойств целого. Холистский подход исследовал свойства целого и распространял их на отдельные элементы.
- Принцип развития. Развитие – это процесс приобретения объектом принципиально нового свойства как результат реализации отношений. Развитие предполагает преодоление той меры, в границах которой происходит процесс только количественного изменения объекта и предусматривает изменение качества. Развитие связано с эволюцией – усложнением уровня организации объекта. Развитие отличается от формирования (формирование как структурирование системы протекает внутри этапа развития). С принципом развития тесно связан принцип диалектичности.
- Принцип диалектичности — сформулирован Ф. Энгельсом. Каждый последующий уровень развития объекта возникает на основе предыдущего и преобразовывает его, оставляя за ним определенную роль в регуляции взаимодействия. Любое новое качество объекта – это следствие перестройки его внутренней структуры, которая вызвана требованиями взаимодействия. Перестройка расширяет возможности взаимодействия и изменяет принцип устройства данной системы. Пример: Личность можно рассматривать как физическое тело, биологическое существо и социальное существо. Физическая сущность заключается в потреблении пищи и преобразовании ее в энергию жизнедеятельности. Биологически личность является субъектом психологических отношений; продолжается функционирование первого уровня, преобразованное психическим отражением. Личность как социальное существо является субъектом социально-психологических отношений при продолжении функционирования первых двух уровней в преобразованном виде.
Существуют следующие основные специальные методологические принципы психологии:
- Принцип психологического детерминизма – сформулирован С.Л. Рубинштейном. Внешнее воздействие преломляется через психику человека и только после этого влияет на его реакции и поведение (преломление внешнего через внутреннее). А внутреннее, в свою очередь, в известной мере определяет те внешние воздействия, которые будут оказывать на него влияние.
- Принцип единства сознания и деятельности – психика проявляется и формируется в деятельности. Психическое формируется в процессе деятельности и является субъективным выражением объективно протекающих процессов. Формируясь в деятельности, психическое эту деятельность регулирует и придает ей соответствующий характер, направленный на самосохранение и развитие личности.
- Принцип развития в психологии – психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.
См.также: Методы психологических исследований
Типология Б. Г. Ананьева
Существует наиболее популярная классификация методов психологии за Б. Г. Ананьевым.
К первой группе относятся организационные методы. Она представлена сравнительным (сопоставляются разные группы по какому-то выбранному критерию – пол, возраст, деятельность), лонгитюдным (осуществляется многократное исследование одних и тех же респондентов в течение длительного времени) и комплексным методом (объект исследуется учеными с разных научных областей, используются разные приемы).
В третьей группе сосредоточены методы, с помощью которых можно обработать данные. Они включают количественные и качественные способы.
Четвертая группа представляет интерпретационные методы психологии. Использование генетического (процесс анализа объекта исследования с точки зрения его развития, выделение каких-то фаз, стадий и т. д.) и структурного методов (установление связей по структуре между всеми чертами и свойствами индивида).
Поллиноз: симптомы, причины и лечение. Профилактика и рекомендации
1 О чем молчат мужчины
Мужчины тоже заботятся о своей второй половинке, хоть и не всегда проявляют это. Даже если мужчина смотрит в телевизор во время ссоры и никак не реагирует на то, что его возлюбленная расстроена, это не означает, что он не переживает скандал. Он пытается найти правильные слова, чтобы успокоить свою половинку и объяснить ей, что повода для расстройства нет.
Когда женщина сообщает своему партнеру о том, что она больше не намерена с ним встречаться, это вызывает у него сильный шок. Нередко в первый момент наступает этап отрицания. Мужчина просто не готов принять тот факт, что отношения закончились. Только через некоторое время он действительно осознает, что больше не будет вместе со своей любимой девушкой. Но в первые моменты после расставания появляется сильнейшая боль от потери.
Многие парни начинают пытаться найти причину, по которой произошел разрыв, и винят себя. Сложнее всего тем, кто был уверен в своих отношениях и не видел никаких предпосылок к расставанию. Если человек видит, что что-то идет не так, то ему немного легче подготовиться к будущему серьезному разговору.
1.5.1. Основные методы
Наблюдение.
Наблюдение –
научный метод исследования, переходящий
от описания фактов к их объяснению.
Наблюдение
становится научным методом изучения
психики лишь в том случае, если оно не
ограничивается описанием внешних
явлений, а осуществляет переход к
объяснению психологической природы
этих явлений. Формой такого перехода
является гипотеза, возникающая в ходе
наблюдения.
Требования
к научному наблюдению:
-
Постановка
цели, составление плана наблюдения. -
Обязательное
фиксирование результатов наблюдения. -
Необходимо
фиксировать только факты, а не
умозаключения, мнения психолога. -
Необходимо
проанализировать факты и сделать
выводы; сравнить их с целью. -
Испытуемый
не должен знать, что за ним наблюдают.
Задачами
наблюдения могут быть изучение
индивидуально-психологических
особенностей личности, изучение
психологии коллектива учебной группы.
Следовательно, объектами наблюдения
могут быть как отдельные лица в различных
видах деятельности, различных ситуациях
общения, так и группы. Предметом наблюдения
могут являться речевые и неречевые акты
поведения отдельного учащегося или
всей группы в определенной ситуации.
Эксперимент.
Эксперимент
– это активное вмешательство исследователя
в деятельность испытуемого с целью
создания условий, в которых выявляется
психологический факт.
Экспериментируя,
исследователь создает условия, в которых
психологический факт может быть изменен
в направлении, желательном для
экспериментатора, а может быть неоднократно
повторен для всестороннего рассмотрения.
Различают лабораторный
и естественный эксперименты.
Характерным
признаком лабораторного
эксперимента является то, что его
проводят в лабораторных условиях ( часто
с помощью специальной аппаратуры) и что
действия испытуемого определяются
инструкцией, и он знает, что над ним
экспериментируют (хотя, обычно, не знает
в чем сущность эксперимента, что конкретно
исследуют и с какой целью). С помощью
лабораторного эксперимента исследуют
не только свойства внимания, особенности
восприятия, памяти и других психических
процессов отдельных индивидов, но и
психологические особенности групповой
деятельности.
Естественный
эксперимент (впервые предложен А.Ф.
Лазурским в 1910 г.) предполагает исключить
то напряжение, которое возникает у
испытуемого, знающего, что над ним
экспериментируют. С этой целью исследование
переносится в обычные, естественные
условия (урок, игра, труд), в которые
незаметно для исследуемого вносятся
определенные изменения.
И
лабораторный, и естественный эксперименты
могут проводиться с целью не только
выявления каких-либо качеств личности,
но и формирования их.
Школа вокала Voice Technica (ВАО)
Индивидуальные курсы вокала для любого уровня. Все ученики занимаются по индивидуальному графику.
На занятиях вы:
- Научитесь контролировать свой голос
- Улучшите свой слух
- Увеличите диапазон голоса
- Обогатите тембр голоса
- Обретете стабильность в звуке и уверенность в себе
- Познакомитесь с кучей единомышленников
- Получите опыт пения в студии и на концертах
Различные классификации методов:
-
2
основные группы-
Субъективные
– интроспекция (не путать с самонаблюдением) -
объективные:
наблюдение и эксперимент (про них
дальше)
-
-
по
критерию непосредственности-опосредованности
проникновения в психику субъекта:-
прямой
(интроспекция) (во многом исчезла из
психологич. методов) – другое название
«субъективный» -
косвенный
-
-
По
аспекту динамики-
Поперечно-срезовой
-
Лонгитюдный
-
-
По
степени генерализации результатов-
Широкой
репрезентативности (Напр. Анкетирование
) -
Узкой
(напр. Case study-исследование одного случая)
-
-
По
включенности субъекта-
Интерактивные
(взаимодействие с испытуемым, напр.
Клническая беседа) -
Артефактные
(анализ продуктов деятельности,
биографии, рисуночные тесты)
-
-
По
степени формализованности процедуры
исследования-
Алгоритмизированные
формальные (тесты, опросники) -
Неформальные
(процедура зависит от действий
испытуемого, напр, психотехнические
методы, метод влкюченного наблюдения)
-
-
По
способу обработки данных-
Метод
количественного анализа -
Качественного
анализа
-
-
Критерий
интервентности –(вмешательство)
(наиболее
популярный)-
Наблюдение
– максимально неинтервентный -
эксперимент
-
Классификация методов психологии по различным критериям
В классификации по уровню научного познания выделяют:
- теоретические методы – проектирование, моделирование. Они позволяют определять проблемы, выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и моделировать;
- эмпирические методы – наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, рейтинг, тестирование, анализ результатов деятельности.
Классификация по цели и продолжительности исследования включает в себя методы изучения актуального состояния и динамических изменений во времени (лонгитюдный метод).
Классификация по действию с объектом исследования предусматривает:
- изучение исследуемого объекта (теоретические и эмпирические методы);
- обработку данных (качественные и количественные показатели);
- представление полученных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков.
Основные отрасли психологии.
В
настоящее время психология представляет
собой разветвленную систему наук.
Рассмотрим некоторые фундаментальные
и прикладные, общие и специальные отрасли
психология связанные с образованием.
Общая
психология
изучает индивида, выделяя в нем
познавательные процессы и личность.
Познавательные процессы охватывают
ощущения, восприятия, внимание, память,
воображение, мышление и речь. С помощью
этих процессов человек получает и
перерабатывает информации
Они же
участвуют в формировании и преобразовании
знаний. Личность содержит свойства,
которые определяют поступки и дела
человека. Это эмоции, способности
установки, мотивации, темперамент,
характер, воля.
Специальные
отрасли психологии, тесно связанные с
теорией и практикой обучения детей
включает: генетическую психологию,
психофизиологию, дифференциальную
психологию, возрастную психологию,
социальную психологию, педагогическую
психологию, а также медицинскую,
патопсихологию, юридическую психология,
психодиагностику и психотерапию.
—
Социальная
психология
включает: человеческие взаимоотношения,
явления, возникающие в процессе общения
и взаимодействия людей друг с другом.
—
Педагогическая
психология
объединяет всю информацию связанную с
обучением и воспитание. Особое место
здесь уделяется обоснованию и разработке
методов обучения и воспитания людей
разного возраста.
—
Патопсихология,
психотерапия, медицинская психология
имеет дело с отклонением от нормальной
психики и поведения человека. Задача
этих отраслей обосновать причины
возможных психических нарушений и
обосновать методы их предупреждения и
лечения. Эти знания нужны педагогам при
работе с трудными детьми.
—
Юридическая
психология
рассматривает усвоение человеком
правовых норм, а также нужна для
воспитания.
—
Психодиагностика
ставит, решает вопросы психологической
оценки уровня развития детей.
—
Генетическая
психология
изучает психику в процессе ее развития
и включает в себя возрастную и сравнительную
психология.
Наблюдение
Данный метод является одни из самых эффективных, так как при его использовании руководитель не сталкивается с главной проблемой личного взаимодействия – языковым барьером. Подчиненный избавлен от необходимости самостоятельно делиться с руководителем возникшими трудностями и демонстрировать их публично. Всю информацию можно получить, наблюдая за его деятельностью в процессе рабочего дня. Таким образом, ситуация будет оцениваться уже в момент ее развития.
Любое взаимодействие в коллективе подвергается воздействию множества внешних факторов, которые требуют комплексной оценки, только наблюдая со стороны, можно получить собственную интерпретацию происходящих событий и сделать определенные выводы. Однако, не всегда можно составлять тактику своего поведения, ориентируясь только на информацию, полученную путем наблюдения. Например, внешне зажатые люди могут обладать полезными качествами при работе с расчетами, документацией и прочим. Для того, чтобы ситуация была детально изучена не только внешне, но и внутри, потребуются дополнительные методы изучения.