Развитие самоконтроля человека: понятие внутреннего, психологические проблемы

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

Самоконтроль – это рациональный взгляд человека на его поступки, состояние и мотивы. Появление и развитие навыка установлено требованиями социума к поведению людей.

Самоконтроль и контроль личности проявляются в способности человека контролировать психологические реакции на внешние раздражители, сдерживать холеричные импульсы в поступках.

Определение

Контроль может быть внутренним – направленным на себя, или внешним – регулирующим деятельность окружающих. Когда контрольные механизмы направлены на анализ и регулировку своего «Я» — этот процесс назван дисциплиной самоконтроля.

Он выступает одним из непременных факторов самосознания личности и является условием адекватного восприятия внутреннего и окружающего мира.

Выделяют следующие виды самоконтроля:

  • временной;
  • пространственный;
  • произвольный.

Временной вид подразделяется на предшествующий, текущий и результативный подвиды, объединяющие предварительную оценку процесса, контроль самого действия и анализ результатов поступка.

Развитие самоконтроля человека: понятие внутреннего, психологические проблемы

Пространственный самоконтроль регулирует разницу между модальными каналами восприятия. Подразделяется на слуховой, тактильный, зрительный.

Вид самоконтроля произвольного типа регулирует переменные, которые не выражены константой: эмоции, психика, мышление.

Значение самоконтроля в жизни человека

Когда люди не могут контролировать свои желания и поступки, это сравнимо с отключением разума в большей или меньшей степени. Субъект не в состоянии рационально мыслить, дать трезвую оценку своим действиям.

Контроль над эмоциями позволяет здраво воспринимать жизнь во всех ее отраслях. Подобный навык поможет избегнуть лишней агрессии в семейных делах или среди коллег.

Овладение методикой самоконтроля основано на отработке и неукоснительном следовании назначенному графику. Способность жить по режиму положительно сказывается на самосовершенствовании.

Первичные основы будущего характера закладываются еще в детстве. Поведение родителей станет примером для ребенка. Когда взрослые умеют быть сдержанными в диалоге и находят компромиссы – дети копируют реакцию и в подобных случаях ведут себя аналогично.

Развитие самоконтроля человека: понятие внутреннего, психологические проблемы

Когда личность умеет сдерживать эмоции, это служит подспорьем в сложных жизненных ситуациях, помогает собраться с силами и поставить себе определенные границы для достижения цели.

Умение сдерживать себя имеет особую важность в следующих случаях:

  • Форс-мажор. При возникновении экстремальной ситуации у контролирующих себя людей больше шансов покинуть ее достойно, а не совершать глупости, руководствуясь импульсивностью.
  • Общественная деятельность. Уметь выбирать слова и сдерживать эмоции, найти компромисс в любой ситуации – очень полезная черта тогда, когда требуется выдержка и дипломатия.
  • Быт. Если один из участников ссоры умеет держать себя в руках — конфликт пресекается в зародыше.
  • Занятия спортом. Спорт опутан ограничениями: режим дня, время тренировки, специальное питание. Каждый спортсмен обязан контролировать себя, чтобы добиться успехов.

Важно понимать собственные финансовые возможности и при необходимости ограничивать желания.

 Преимущества самоконтроля

Когда человек умеет себя контролировать, он выгодно выделяется среди остальных.

Развитие самоконтроля человека: понятие внутреннего, психологические проблемы

Такой личности доступны следующие качества:

  • свобода – отсутствуют внешние ограничения для развития;
  • умиротворенность – появляется благодаря здравой самооценке и вере в себя;
  • самоуважение – человек смотрит на себя глазами окружающих, приобретает умение направлять свои чувства и поступки в достойном направлении;
  • опыт – способность управлять собой учит управлять другими.

Во время постижения техники самоконтроля, осваивается новый уровень терпения, помогающий исправить внутренние недостатки и одолеть внешние преграды.

Контроль и самоконтроль

Контроль, как его понимают, означает ведение и управление какой-либо деятельностью в нужном ключе. Например, в школе преподаватель контролирует успехи ученика, направляет его на правильный путь в деле освоения предмета.

Развитие самоконтроля человека: понятие внутреннего, психологические проблемы

Важной составляющей процесса является самоконтроль, как необходимый фактор, присутствующий у ведомого. Эти два понятия всегда взаимосвязаны и подвержены влиянию друг на друга.

Для улучшения результатов обучения школьник самостоятельно воспитывает в себе характер и вырабатывает внутренние механизмы, регулирующие концентрированность на результате и работу над выполнением задачи.

В школе, средством контроля учеников становится отметка в классном журнале. Со временем, критерии оценки знаний видоизменяются, но принципиально, схема не претерпевает серьезных изменений.

Контролирующий сознание не имеет привязанности к материальным усладам. Он может, отрекаясь, достичь совершенной и неограниченной свободы. Бхагавад-Гита

Таким образом, дети познают основы контроля со стороны учителя и получают возможность научиться самоконтролю внутри себя, признавая необходимость подобных факторов в процессе обучения.

Развитие самоконтроля

Так же, как и все остальные умения, навык внутренней дисциплины получится развить в себе, используя приемы саморазвития.

 Анализ последствий

Каждый человек способен на диагностику причин и следствий своих поступков.

Развитие самоконтроля человека: понятие внутреннего, психологические проблемы

Научившись выстраивать логические цепочки, станет легче дисциплинировать действия.

Правильная мотивация

Поощрение заинтересованности в получении результата находит отражение в скорости и качестве выполнения задания. Самоконтроль неотделим от понятия необходимости. Но когда человек заинтересован в скорейшем достижении цели, не требуется огромная сила воли, чтобы подтолкнуть его к действию.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

Когда четко видна мишень и те блага, которые будут получены при попадании в нее, процесс станет гораздо увлекательнее.

План действий

Введя в план своих действий четкую структуру, получится упростить контроль над ними. Без конкретики и стратегии невозможно дать адекватную характеристику работе. Самодисциплина нуждается в ограничении времени для достижения определенных ступеней. Без четкого планирования можно годами пытаться бросить курить или начинать подтягиваться на турнике.

 Дневник самоконтроля

Для фиксации результатов и анализа последствий рекомендуется завести дневник, который позволит структурировать информацию и привести мысли к правильному направлению.

Развитие самоконтроля человека: понятие внутреннего, психологические проблемы

К тому же, ведение записей дает необходимое расслабление психике.

 Забота об эмоциональном здоровье

Воспитывая в себе характер, не нужно доводить дисциплину до абсурда, превращая самореализацию в пытку. Иногда необходимо сделать паузу и устроить отдых для психики и тела. Пренебрежение перерывами чревато проявлением апатии и накоплению усталости, которая может стать хронической.

Дисциплина и режим

Нет зафиксированных случаев, когда четкий режим кому-либо навредил. Дисциплина в поступках, убранная квартира и красивые записи в ежедневнике несут только положительные факторы.

Неряшливость отнимает необходимое время, которое стоит потратить на более полезные свершения, чем поиск чистой рубашки утром.

Освоив режим дня и самодисциплину в любом возрасте, люди начинают делать какие-то вещи на подсознательном уровне, оставляя сознанию решение более ответственных вопросов.

Пунктуальность

Психология самоконтроля не допускает легкомысленного отношения к временным ресурсам. Когда задержки становятся систематическими – это отличный способ испортить мнение окружающих и, как следствие, самооценку. Необходимо устанавливать жесткие временные рамки и руководствоваться этими ограничениями в процессе достижения целей.

Развитие самоконтроля человека: понятие внутреннего, психологические проблемы

Освоив принцип пунктуальности, станет легче выполнять задачи и не бросать все на середине, чтобы успеть сделать другое дело.

Чем опасен высокий уровень самоконтроля

Завышенный уровень самодисциплины ведет к постоянному напряжению психики. Пропадает навык свободно проявлять чувства.

Чувства имеют особенность накапливаться. Они выходят наружу самостоятельно в самый неподходящий момент или выражаются в виде приобретения болезней.

По данным статистики, до 63% замкнутых в себе индивидов, подвержены сердечным недугам и заболеваниям ЖКТ.

Чтобы избежать подобного развития событий, необходимо заниматься профилактикой. Снять накопившееся напряжение хорошо помогают крики в воздух в безлюдных местах, битье посуды. Показаны занятия каким-нибудь боевым искусством.

Наши бесы никогда не погибнут – всегда находясь рядом. Демоны ходят, держа нас за руку, нашептывают и обнимают во время сна. Никто не в силах прогнать их от себя, но в силах выстроить сосуществование.

Кто-то встанет на путь игнорирования. Кто-то превратится в раба. А кто-то устанавливает контроль над ними и ежесекундно следит за соблюдением правил, которые были установлены им самим. Виктор Усманский.

Развитие самоконтроля человека: понятие внутреннего, психологические проблемы

Отлично зарекомендовали себя приемы, называемые ауто-тренингом. Он приводит в норму психологическое состояние и дает ощутимый положительный эффект в обучении самоконтролю.

Самоконтроль при физических упражнениях

Спортсмены, занимающиеся физическими упражнениями профессионально, доподлинно знают, что нужно постоянно контролировать себя во время нагрузок.

Развитие самоконтроля человека: понятие внутреннего, психологические проблемы

Самоконтроль не в силах заменить обследование у доктора, но будет полезным в виде дополнения. С его помощью профессионал сможет оценить результаты тренировки и персональную выносливость. Такой подход позволит ввести координацию нагрузок и режим посещения спортзала.

Самоконтроль атлета основан на наблюдении за совокупностью критериев, которые дают возможность оценить картину самочувствия, а именно:

  • продуктивность сна;
  • эмоциональный настрой;
  • присутствие аппетита;
  • показатели здоровья;
  • желание или нежелание посещать тренировки;
  • изменение веса;
  • пульс;
  • присутствие усталости;
  • оценка дыхания в напряжении и покое.

Анализ этих данных дает подробное представление об общем состоянии организма спортсмена. При малейших подозрениях о наличии отклонений необходима консультация врача, который выявит полную карту здоровья и сформирует полезные советы по самоконтролю (соблюдение режима дня, сбалансированности питания, личной гигиены).

Самоконтроль по Кеттеллу

Тест Кеттелла создан группой психологов и занимает лидирующее положение среди подобных опросов, направленных на выяснение индивидуальных особенностей личности.

Развитие самоконтроля человека: понятие внутреннего, психологические проблемы

Главное отличие от других тестов — распознавание присутствия факторов, описывающих личность опрашиваемого человека. Также тест выставит оценку способности контролировать себя.

По Кеттеллу самодисциплина исследуется по фактору Q3, который, в зависимости от набранных баллов, дает ответ, насколько сильно испытуемый контролирует себя.

Низкая оценка тестирования свидетельствует, что у индивида слабо выражена воля и отсутствует самоконтроль. Такие люди действуют под влиянием импульса и имеют неупорядоченные поступки.

Если набран высокий балл — личность настойчива в своих стремлениях, имеет контроль над собой, четко сформулированную систему принципов, осознает совершаемые действия.

Способность к самоконтролю критически важна для самосовершенствования характера. Каждая личность склонна впадать в уныние, лишаться интереса к работе, терять желание совершать поступки.

При наличии умения дисциплинировать внутренний мир человеку станет легче двигаться в заданном направлении: причины для неудач будут игнорироваться, а проблемы станут решаемы.

Читайте также:  Можно ли бросить курить при помощи гипноза: сколько нужно сеансов для кодировки

Научившись контролировать себя, человек обретет власть над окружающей реальностью, становясь на путь успеха и саморазвития.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.

Источник: https://turbo-suslik.org/samokontrol/

Психологические проблемы: что это, какие бывают трудности у людей

Развитие самоконтроля человека: понятие внутреннего, психологические проблемыЛюди, которые при первых признаках простуды или небольшой царапине спешат к врачу, часто не обращают внимания на симптомы заболеваний другого типа — психологических. Они развиваются постепенно и приводят к опасным последствиям. Причиной их становятся психологические проблемы. Преодолеть трудности можно, но сначала необходимо определить их истинную причину. В этом помогут средства современной психотерапии.

Понятие и суть

В психологии понятие «проблема» имеет несколько значений. Чтобы выделить трудности, имеющие психологический характер, нужно ориентироваться на корень их возникновения. У психологической проблемы он внутренний: связан с представлением человека о мире, самом себе, межличностных взаимодействиях.

Психологические проблемы часто имеют неявные симптомы и мешают реализации в нескольких жизненных сферах. Можно выделить 4 основные зоны, которые затрагивают психологические проблемы:

  1. Индивидные трудности. Тесно связаны с телесностью. Человек, имеющий расстройства в этой сфере, часто имеет проблемы с физическим здоровьем. У него есть явные или мнимые изъяны во внешности, сексуальная дисфункция, возможна инвалидность или хроническое заболевание.
  2. Субъектные трудности. Связаны с выполнением целенаправленных действий. Люди, имеющие проблемы в этой сфере, имеют слабую волю, низкий уровень интеллекта, у них недостаточно мотивации для саморазвития. Субъектные проблемы не только ограничивают возможности, но и мешают искать пути выхода из сложных ситуаций.
  3. Личностные трудности. Препятствуют человеку быть полноценным членом общества, участвовать в социальной жизни. У таких людей заниженная самооценка, они не чувствуют себя частью группы.
  4. Индивидуальные трудности. Связаны с самореализацией. Самый сложноосознаваемый тип проблем, поскольку тяжело поддается описанию и классификации. К таким проблемам относятся страхи, связанные с жизненными потерями: внезапная смерть близких, заболевания, ощущение пустоты, потеря смысла жизни.

Психологические проблемы есть практически у каждого человека, но уровень психологической грамотности остается низким. Часто человек проживает с проблемой всю жизнь, не догадываясь, что от нее можно избавиться. Поэтому важно уметь замечать симптомы и вовремя от них избавляться.
Развитие самоконтроля человека: понятие внутреннего, психологические проблемы

Психосоматика

Развитие самоконтроля человека: понятие внутреннего, психологические проблемы

Чтобы понять, как нервное напряжение влияет на организм, нужно открыть анатомический атлас. Все органы связаны и объединены двумя системами: кровеносной и лимфатической. В норме все процессы функционируют непрерывно: с кровью в организм поступают питательные вещества, а вместе с лимфатической жидкостью они выводятся из организма.

Но если психологическое равновесие нарушено, возникает нервное напряжение. Мозг, как внутренний менеджер, запускает механизм выживания, заставляющий надпочечники вырабатывать гормон стресса.

В ситуации реальной опасности это придает человеку сил, чтобы убежать или вступить в сражение. Психологическая проблема не воспринимается, как объективная опасность, человек остается напряженным и избыток гормонов не расходуется.

Постепенно гормон стресса вмешивается в работу головного мозга, пищеварительной и сердечно-сосудистой системы.

Соматическое проявление болезни — наличие симптомов при отсутствии физиологической причины. Блуждающие боли, мышечные спазмы, отеки, мигрень, внезапный приступ аллергии — все эти признаки могут быть соматическими. Если анализы и УЗИ не помогли найти причину недомогания, нужно обратиться к психологу.

Виды

Сложно составить единую классификацию психологических трудностей: их слишком много и часто они специфические. Наиболее распространенные проблемы:

  1. Развитие самоконтроля человека: понятие внутреннего, психологические проблемыПроблемы коммуникации. К ним относится чувство одиночества, неумение налаживать контакты с другими людьми, боязнь людей, общения. В запущенных случаях проблемы коммуникации лишают человека всех возможностей развития: в отношениях, работе, личной жизни.
  2. Возрастные кризисы. Наиболее известны проблемы подросткового кризиса: агрессия, перепады настроения, склонность к асоциальному поведению. Кризисы сопровождают человека всю жизнь. Зная об этом, переносить их легче.
  3. Семейные проблемы. Распространенный тип психологических трудностей, который влияет на другие жизненные аспекты. Детско-родительские отношения определяют цели и стремления человека, даже если он отрицает это. Решение проблем внутри семьи обычно требует долгой терапии и сопряжено с сильными эмоциональными переживаниями.
  4. Проблемы отношений с противоположным полом. К ним относятся и эмоциональные, и сексуальные расстройства, боязнь отношений.
  5. Проблемы индивидуального развития. К ним относятся проблемы, которые спровоцировала внешняя обстановка. У человека, выросшего в традиционной семье, уровень доверия к миру высокий, а тревожность низкая, у человека из дисфункциональной неполноценной семьи — наоборот.

Однозначно определить, какая именно проблема является основной, невозможно. Это всегда комплекс причин, влияющих на человека. И устранять их нужно также комплексно, иначе симптомы будут постоянно возвращаться.

Причины возникновения трудностей

Психологическая проблема — реакция психики на внешнюю среду, и искать причину стоит не в человеке, а в его окружении. Факторы, затрудняющие адаптацию:

  1. Ошибки в воспитании. Слишком сильный родительский контроль также опасен, как и безразличие. В первом случае ребенок лишается ощущения себя как самостоятельной личности. Во втором — не может доверять родителям, чувствует себя ненужным и одиноким.
  2. Завышенные ожидания. Если в своих мечтах человек успешный, а в реальности реализовать себя ему не удается, у него развивается нарциссическое расстройство. Оно часто развивается у подростков, становится причиной наркологической зависимости, агрессии, потери связи с реальностью.
  3. Пребывание в опасной ситуации. Когда человек попадает в ситуацию, несущую реальную угрозу жизни (например, в зону военных действий), психика мобилизует все ресурсы и быстро истощается. Если из ситуации удается выйти, развивается ПТСР — расстройство, при котором человек повторно проживает эмоции, которые испытывал во время опасности. Без лечения это может привести к развитию паранойи, шизофрении.

Поиском причины появления проблем должен заниматься психолог. Если он обнаруживает запущенное расстройство, может понадобиться медикаментозное лечение. Этим уже занимается психиатр.
Развитие самоконтроля человека: понятие внутреннего, психологические проблемы

Типичные симптомы

Симптоматика психологических проблем обширна. Появление одного симптома еще не говорит о наличии проблем, но совокупность 3 и более признаков должно насторожить. Типичные признаки:

  • головные боли;
  • тошнота, появляющаяся по утрам, отвращение к еде;
  • вздутие живота, запор;
  • покалывание в пальцах;
  • частые вирусные заболевания (простуда, герпес)
  • тремор рук, ломота костей, как при гриппе;
  • сильный зуд, желание вымыть руки;
  • повышенная потливость;
  • резкое похудение или набор веса;
  • Развитие самоконтроля человека: понятие внутреннего, психологические проблемыучащенное сердцебиение;
  • кашель и боль в горле без других симптомов ОРЗ;
  • энурез (особенно у дошкольников);
  • сильное чувство голода, постоянное переедание;
  • чувство усталости без видимой причины;
  • проблемы с потенцией, отсутствие сексуального интереса.

Отдельно стоит выделить паническую атаку, как уникальный комплекс симптомов, свидетельствующих о наличии психологической проблемы. Паническая атака — продолжительное (от нескольких минут до нескольких часов) состояние дискомфорта, при котором больной переживает ряд неприятных ощущений:

  • холод в конечностях, зуд, «мурашки»;
  • затрудненное дыхание, боль в груди;
  • дезориентацию, ощущение «сна наяву»;
  • приступ слабости;
  • головокружение, обморок.

Паническая атака, как и другие симптомы, появляются внезапно. Поначалу они случаются редко, потом частота проявлений возрастает. Если удалось установить, что причина — психологическая, а не физиологическая, для ее устранения потребуется особое лечение.

Диагностика состояния психики

Определить причину психологической проблемы можно только при личной консультации со специалистом. Психологи используют несколько способов поиска:

  1. Беседа. С нее начинается диагностика. Найти проблему при первом разговоре обычно не удается, но психолог отмечает, о какой сфере жизни клиент говорит неохотно, и далее работает с ней.
  2. Тесты. Различные опросники, графические методики, тесты свободного выбора помогают выявить скрытые переживания, оценить мировоззрение.
  3. Развитие самоконтроля человека: понятие внутреннего, психологические проблемыНаблюдение. Проводится в рамках стационара, приемного кабинета или смоделированной проблемной ситуации. Психолог наблюдает, как человек ведет себя, как разговаривает, жестикулирует, в какой позе стоит или сидит. Жесты почти невозможно контролировать, и по ним можно узнать о самовосприятии и мировосприятии человека.
  4. Гипноз. Если пациент скрытен, психолог вводит его в состояние гипноза. Это позволяет выявить подавленные воспоминания, добраться до переживаний, которые пациент игнорирует.

Выявив, что послужило причиной развития проблемы, психолог подбирает подходящее средство терапии:

  • консультации (индивидуальные и групповые);
  • терапевтические игры;
  • тонизирующие и релаксационные упражнения;
  • средства арт-терапии, творческие упражнения, лечение цветом и звуками;
  • сказкотерапию, ведение записей.

Продолжительность лечения и необходимость более серьезных средств подбирается индивидуально. Параллельно психолог занимается просвещением, повышая уровень осознанности пациента.

Как не допустить развития психических расстройств?

Люди подвержены стрессу в разной степени, но даже самые стойкие нуждаются в регулярной «перезагрузке». Для профилактики развития психологических проблем можно использовать:

  1. Короткие медитации. Это настоящий феномен в сфере психологии: достаточно 5–7 минут в день, чтобы ощутить результат. Медитация — это самосозерцание. Нужно просто закрыть глаза и глубоко дышать, не обращая внимания на окружающий шум. Медитация поможет восстановить силы во второй половине рабочего дня и снять усталость вечером. Практики уверяют, что она помогает дольше не стареть и сохранять ясность ума.
  2. Заземление. Близкая к медитации техника, но глаза закрывать не нужно. Необходимо сосредоточить взгляд на каком-нибудь красивом предмете. Например, смотреть на цветок или картину. Нужно стараться не допускать возникновения посторонних мыслей, думая только о выбранном предмете.
  3. Ведение дневника. Записывание прожитых событий и впечатлений помогает их переосмыслить и не зацикливаться на негативных эмоциях.
  4. Утренние страницы. Метод, избавляющий от навязчивых мыслей. Нужно сразу после пробуждения написать 5–10 страниц, записывая все, что придет на ум.
  5. Водные процедуры. Мытье — это не только гигиена. Доказано, что вода успокаивает и заряжает бодростью. После сложного дня или неприятного события нужно принимать ванну или душ.

Также профилактикой психологических проблем будет ведение здорового образа жизни: достаточный уровень физической активности, правильное питание, соблюдение водного баланса. Это важно и для молодежи, и для людей пожилого возраста.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/problemy.html

Саморегуляция – что это в психологии. Понятие, особенности и функции

«Держи себя в руках», – говорим мы сами себе или кому-то, что чаще трактуется как «терпи». Так ли это на деле? Можно ли держать себя в руках без вреда для здоровья? Можно ли отстраниться от проблем, изменить свое отношение к ним, научиться управлять своими эмоциями? Да. Саморегуляция – способность управлять своими эмоциями и психикой в стрессовой ситуации.

Читайте также:  Понятие видов мышления: какие бывают, краткое описание основных типов, таблица

Что такое саморегуляция

Саморегуляция подразумевает оценку ситуации и корректировку активности самой личностью, а соответственно и корректировку результатов деятельности. Саморегуляция бывает произвольной и непроизвольной.

  • Произвольная подразумевает сознательное регулирование поведения с целью достижения желаемой цели. Осознанная саморегуляция позволяет человеку развивать индивидуальность и субъектность своей деятельности, то есть жизни.
  • Непроизвольная направлена на выживание. Это подсознательные механизмы защиты.

В норме саморегуляция развивается и формируется вместе с личностным взрослением человека. Но если личность не развивается, человек не учится ответственности, не развивается самосознание, то и саморегуляция, как правило, страдает. Развитие саморегуляции = личностное развитие.

В зрелости благодаря саморегуляции эмоции подчинены интеллекту, но в старости баланс снова смещается в сторону эмоций. Это вызвано естественным старческим ухудшением интеллекта. В психологическом плане старики и дети во многом похожи.

На саморегуляцию, то есть выбор оптимальной реализации личностной активности влияют:

  • особенности личности;
  • внешние условия среды;
  • цели деятельности;
  • специфика взаимоотношений человека и окружающей его действительности.

Человеческая деятельность невозможна без цели, но это в свою очередь невозможно без саморегуляции.

Таким образом, саморегуляция – это умение справляться с чувствами социально приемлемыми способами, принятие норм поведения, уважение свободы другого человека, сохранение безопасности. В нашей теме особый интерес представляет сознательная регуляция психики и эмоций.

Теории саморегуляции

Системно-деятельностная теория

Автор Л. Г. Дикая. В рамках данной концепции саморегуляция рассматривается одновременно как деятельность и как система. Саморегуляция функциональных состояний – деятельность, которая связана с адаптацией и профессиональной сферой человека.

Как система саморегуляция рассматривается в контексте перехода человека от бессознательных к осознанным, а позже доведенным до автоматизма формам. Дикая выделила 4 уровня саморегуляции.

Непроизвольный уровень

Регуляция основана на неспецифической активности, процессах возбуждения и торможения в психике. Человек не контролирует эти реакции. Их продолжительность не велика.

Произвольный уровень

Подключаются эмоции, необходимость саморегуляции возникает в тяжелых ситуациях усталости, стресса. Это полуосознаваемые способы:

  • задержка дыхания;
  • повышение двигательной и речевой активности;
  • напряжение мышц;
  • неконтролируемые эмоции и жесты.

Человек пытается пробудить себя, как правило, автоматически, многие изменения он даже не замечает.

Сознательная регуляция

Человек осознает не только сам дискомфорт, усталость, напряжение, но и может обозначить уровень нежелательного состояния. Тогда человек и решает, что с помощью каких-то методов влияния на эмоциональную и когнитивную сферу ему нужно изменить свое состояние. Речь идет:

  • о воле,
  • самоконтроле,
  • аутотренинге,
  • психофизических упражнениях.

То есть всем том, что представляет для нас с вами интерес в рамках данной статьи.

Осознаваемый и целенаправленный уровень

Человек понимает, что дальше так продолжаться не может и нужно выбирать между деятельностью и саморегуляцией, то есть устранением дискомфорта. Происходит расстановка приоритетов, оценка мотивов и потребностей.

В итоге личность принимает решение временно приостановить деятельность и наладить свое состояние, а если это невозможно, продолжить деятельность в дискомфорте, или совместить саморегуляцию и деятельность.

В работу включается:

  • самовнушение,
  • самоприказ,
  • самоубеждение,
  • самоанализ,
  • самопрограммирование.

Происходят не только когнитивные, но и личностные изменения.

Системно-функциональная теория

Развитие самоконтроля человека: понятие внутреннего, психологические проблемы

Автор А. О. Прохоров. Саморегуляция рассматривается как переход от одного психического состояния к другому, который связан с рефлексией имеющегося состояние и представлениями о новом, желаемом состоянии. В результате осознанного образа активизируются соответствующие мотивы, личностные смыслы и самоконтроль.

  • Человек использует сознательные методы саморегуляции для достижения представляемого образа состояний. Как правило, используется несколько приемов и средств. Для достижения главной цели (состояния) человек проходит несколько промежуточных переходных состояний.
  • Постепенно складывается функциональная структура саморегуляции личности, то есть привычные осознанные способы реагирования на проблемные ситуации для поддержания максимального уровня жизнедеятельности.

Саморегуляция – переход от одного состояния к другому за счет внутреннего переключения работы и связи психических свойств.

На успешность саморегуляции влияет степень осознанности состояния, сформированность и адекватность желаемого образа, реалистичность ощущений и восприятий в отношении деятельности. Описать и понять актуальное состояние позволяют:

  • телесные ощущения;
  • дыхание;
  • восприятие пространства и времени;
  • воспоминания;
  • воображение;
  • чувства;
  • мысли.

Функция саморегуляции

Саморегуляция изменяет психическую активность, за счет чего личность достигает гармонии и равновесия состояний.

Это позволяет нам:

  • сдерживать себя в конфликте;
  • рационально мыслить при стрессе или кризисе;
  • восстанавливать силы;
  • противостоять невзгодам жизни.

Компоненты и уровни саморегуляции

Саморегуляция включает 2 элемента:

  • Самообладание. Иногда это необходимость отказаться от чего-то приятного или желанного ради других целей. Зачатки самообладания появляются уже в 2 года.
  • Второй элемент – согласие. Мы соглашаемся с тем, что можно делать, а чего нельзя. После 7 лет в норме человек уже имеет сформированное согласие.

Для развития осознанной саморегуляции важно наличие таких личностных черт:

  • ответственность,
  • настойчивость,
  • гибкость,
  • надежность,
  • самостоятельность.

Саморегуляция тесно связана с волей личности. Для управления своим поведением и психикой человеку нужно выстраивать новые мотивы и побуждения.

Поэтому в саморегуляции можно выделить 2 уровня: операционно-технический и мотивационный.

  • Первый подразумевает сознательную организацию действия с помощью имеющихся средств.
  • Второй уровень отвечает за организацию направленности всей деятельности с помощью сознательного управления эмоциями и потребностями личности.

Механизм саморегуляции – жизненный выбор. Включается он тогда, когда изменять нужно не обстоятельства, а самого себя.

Самосознание (осведомленность личности о своих особенностях) – основа саморегуляции. Ценности, Я-концепция, самооценка и уровень притязаний – исходные условия работы механизма саморегуляции.

Немалую роль в развитии саморегуляции играют психические особенности и свойства темперамента и характера. Но без мотива и личностного смысла это не работает. Осознанная регуляция всегда личностно значима.

Особенности саморегуляции по полу

Развитие самоконтроля человека: понятие внутреннего, психологические проблемы

Женщины больше мужчин подвержены страхам, раздражению, волнению, утомлению. Мужчинам же свойственнее переживать одиночество, апатию и депрессию.

Отличаются и способы саморегуляции, используемые мужчинами и женщинами. Мужской арсенал методов гораздо шире женского. Разница в саморегуляции полов обусловлена несколькими факторами:

  • исторически сложившаяся дифференциация социальных ролей;
  • различия в воспитании девочек и мальчиков;
  • специфика труда;
  • культурные гендерные стереотипы.

Но самое большое влияние оказывает разница в психофизиологии мужчин и женщин.

Женские способы саморегуляции в большей мере носят социальный характер, а мужские – биологический. Направленность мужской саморегуляции имеет внутренний характер (направлена вовнутрь), женской – внешний (направлена извне).

Кроме пола особенности саморегуляции связаны с возрастом, психическим и личностным развитием человека.

Становление саморегуляции

Попытки осознанного использования методов саморегуляции начинаются с трехлетнего возраста – момента, когда ребенок впервые понимает свое «Я».

  • Но все-таки в 3-4 года преобладают непроизвольные речевые и двигательные способы саморегуляции. На 7 непроизвольных приходится одна произвольная.
  • В 4-5 лет дети через игру учатся эмоциональному контролю. На 4 непроизвольных метода саморегуляции приходится один произвольный.
  • В 5-6 лет пропорции выравниваются (один к одному). Дети активно используют развивающееся у них воображение, мышление, память, речь.
  • В 6-7 лет уже можно говорить о самоконтроле и самокоррекции. Пропорции снова меняются: на 3 произвольных метода приходится один непроизвольный.
  • Далее дети совершенствуют свои методы, усваивая их от взрослых.
  • От 20 до 40 лет выбор методов саморегуляции напрямую зависит от деятельности человека. Но чаще всего используются сознательные волевые методы (самоприказ, переключение внимания) и общение как форма психотерапии.
  • В 40-60 лет манипуляции с вниманием еще сохраняются, но постепенно их вытесняет пассивный отдых, размышления и библиотерапия.
  • В возрасте от 60 лет преобладает общение, пассивная разрядка, размышление-осмысление.

Становление системы саморегуляции во многом зависит от социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста. Но и это далеко не все. Чем выше мотивация человека, тем сильнее развита его система саморегуляции, тем больше она способна компенсировать нежелательные особенности личности, темперамента и характера, мешающие достижению цели.

Саморегуляцию можно не только развивать, но и измерять. Существует множество диагностических психологических опросников. Например, базовый опросник В. И. Моросановой.

В итоге усвоения искусства саморегуляции каждый человек выписывает собственный рецепт «успокоина», который в психологии называется функциональным комплексом. Это действия, или блоки, которые человек должен выполнить, чтобы нормализовать свое состояние. Например, такой комплекс: глубоко подышать, послушать музыку в одиночестве, погулять.

О методах саморегуляции подробнее можно прочитать в статье «Способы саморегуляции эмоционального и психического состояния. Релаксация, аутотренинг и самовнушение в психологии».

Можем ли мы на 100% управлять своим мозгом? Узнайте из видео.

Источник: https://psychologist.tips/1084-samoregulyatsiya-chto-eto-v-psihologii-ponyatie-osobennosti-i-funktsii.html

Самоконтроль

Самоконтроль — это оценка и осознание субъектом собственных действий, состояний и психических процессов. Развитие самоконтроля и его появление определяется требованиями общества к поведению индивида.

Самоконтроль человека включает процессы, посредством которых индивид способен управлять поведением в противоречивых условиях социального окружения, а также собственных биологических механизмов, например, при навязчивых влечениях, зависимости от внешних влияний, подверженности импульсивным порывам. Различные источники дают разное толкование самоконтроля. Ниже перечислим некоторые из них.

  • Самоконтроль — это умение подчинять разуму собственные эмоции, которое является осознанием собственного несовершенства, а также стремлением действовать, как будто человек совершенен.
  • Самоконтроль — это проявление силы характера, которое помогает подавлять излишние эмоции, изживать комплексы и контролировать чувства.
  • Самоконтроль — это в каждый момент готовность действовать правильно и наиболее рационально, независимо от внутреннего состояния; это пренебрежение страхом, но не проявление бесстрашия, это быстрота работы разума, но не легкомыслие.
  • Самоконтроль человека является волевым качеством, которое необходимо каждому успешному индивиду, независимо, занимается ли он сельским хозяйством, или преподает в университете.

Самоконтроль личности дает следующие преимущества: управление своими эмоциями и действиями; свобода от внешних ограничений, ощущение спокойствия, основанное на уверенности в личных силах, разуме, способностях.

Читайте также:  Основные понятия гештальтпсихологии: что лежит в основе, принципы, положения

Внутренний самоконтроль даёт уважение в виде самоуважения, а так же уважения окружающих. Самоконтроль позволяет управлять как собой, так и людьми.

Самоконтроль личности даёт терпение, помогающее преодолевать внутренние недостатки, а также внешние препятствия.

Самоконтроль поведения

Физический самоконтроль очень важен в повседневной жизни, особенно в экстремальных ситуациях. Большая вероятность выйти достойно при форс-мажоре у людей, которые обладают способностью к самостоятельному контролированию.

Отсутствие этого умения в поведении и эмоциях вредят личности, провоцируют на нерациональные действия, туманя ее рассудок.

Умение держать на контроле слова и эмоции в самых сложных ситуациях, а также искать компромиссы — это необходимое проявление самоконтроля в поведении государственных деятелей и дипломатов.

Самоконтроль поведения в бытовых ситуациях проявляется в умении погасить ссору, не допустить эмоционального взрыва.

Зачастую занятия спортом связаны с ограничениями по питанию, и спортсмену приходится придерживаться диеты, особого режима дня. Спортсмен, живущий в соответствии со всеми этими требованиями, проявляет способность к самоконтролю.

Самоконтроль поведения проявляется также в умении ограничивать свои потребности в соответствии с финансовыми на данный момент возможностями.

Развитие самоконтроля

Формирование навыков самоконтролирования перво-наперво начинается с соблюдения режима. Личность, приучившая себя соблюдать строгий режим, развивает личную способность к самоконтролю.

Развитие самоконтроля начинается с семейного воспитания. Взрослые, подавая детям пример неконфликтности, сдержанности в общении, воспитывают в них самоконтроль и параллельно сами контролируют себя.

Как достичь самоконтроля? Развитие самоконтроля включает самосовершенствование, выработку в себе пунктуальности, строгого исполнения взятых на себя обязательств, а также данного обещания.

В формировании навыков самоконтролирования помогают психологические упражнения, различные тренинги и упражнения, позволяющие человеку сдерживать свои негативные эмоции и не властвовать их над разумом.

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями

Самоконтролирование спортсмена включает регулярное наблюдение за личным состоянием своего здоровья, а также физического развития.

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями не заменяет врачебного контроля, он только выступает дополнением к нему. Благодаря самоконтролю спортсмен оценивает эффективность занятий спортом, соблюдает режим тренировок, правила личной гигиены, закаливания и т.п.

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями помогает в анализе влияния физических нагрузок на весь организм, что позволяет правильно проводить и планировать тренировочное занятие.

Самоконтроль физического состояния включает общедоступные простые наблюдения, учитывает субъективные показатели (настроение, сон, аппетит, потливость, желание тренироваться), а также данные объективных исследований (массу тела, ЧСС — частоту сердечных сокращений, ЧД — частоту дыхания, становую и кистевую динамометрию).

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями позволяет тренеру определить признаки перегрузок и откорректировать тренировочный процесс. Проведение самоконтроля предусматривает ведение дневника. Дневник дополняется характеристикой тренировочных нагрузок (килограммы, километры, продолжительность).

Дневник самоконтроля

Результаты самоконтроля советуют фиксировать в дневнике, чтобы потом анализировать совместно или самостоятельно с врачом или тренером. Для дневника достаточно небольшой тетради, в графах которой следует отмечать даты и показания самоконтроля.

Дневник включает две части. Одна из них – содержание, а также характер учебно-тренировочной работы (интенсивность, объем, пульсовой режим, продолжительность восстановления после нагрузки). В другой фиксируется величина нагрузки из предыдущей тренировки, а также сопровождающее ее самочувствие.

Ведение дневника необходимо всем стажерам, студентам, аспирантам, сотрудникам, преподавателям, занимающихся физическими упражнениями, однако особенно это важно для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Дневник самоконтроля по физкультуре выполняет следующие функции:

  • помогает лучше познать себя;
  • приучает систематически следить за здоровьем;
  • позволяет выявить степень усталости, как от физической тренировки, так и от умственной работы, что позволит своевременно предупредить переутомление, а также заболевание;
  • дневник помогает определить необходимое количество времени для отдыха, а также восстановления физических и умственных сил;
  • дневник определяет, какими методами и средствами достигается при восстановлении наибольшая эффективность.
  1. Отражаемые в дневнике самонаблюдения данные обычно включают 15-20 показателей, но могут быть зафиксированы и как краткие, включая до 5-8 показателей.
  2. Дневник самоконтроля спортсмена включает следующие показатели: ЧСС утром лежа за 15 с, разницу пульса, ЧСС утром стоя за 15 с, массу тела до тренировки, жалобы, массу тела после тренировки, самочувствие, сон, боли в мышцах, аппетит, желание тренироваться, проба Штанге (утром), потоотделение, ортостатическая проба (утром), кистевая динамометрия, настроение, функция желудочно-кишечного тракта, болевые ощущения, работоспособность, нарушение спортивного режима, спортивные результаты.
  3. Характеристики показателей дневника:
  4. — самочувствие отражает деятельность и состояние всего организма; настроение и самочувствие оцениваются как плохое, удовлетворительное, хорошее;
  5. — работоспособность оценивается как пониженная, обычная, повышенная;
  6. — сон говорит о восстановлении силы и работоспособности; к норме относят быстрое засыпание и крепкий сон; долгое засыпание, плохой сон, бессонница, частые просыпания, свидетельствуют о переутомлении и сильном утомлении;
  7. — аппетит говорит о состоянии организма, перегрузках, недосыпаниях, недомоганиях, которые отражаются на аппетите; он бывает пониженным, нормальным, повышенным, иногда отсутствует и только хочется пить;
  8. — у здоровых людей желание тренироваться отмечается при нарушениях в самочувствии здоровья или перетренированности желание в тренировках исчезает или снижается;
  9. — частота сердечных сокращений (ЧСС) является важным объективным показателем в работе сердечно-сосудистой системы; пульс у тренированного человека в состоянии покоя значительно ниже, чем у нетренированного, его подсчитывают за 15 с, однако если отмечается нарушение ритма, то считают за одну минуту. У тренированного человека быстрее пульс восстанавливается и приходит к норме, утром у спортсмена он существенно слабее;
  10. — потоотделение напрямую зависит от индивидуальностей, а также функционального состояния человека, вида физической нагрузки, климатических условий; на первых тренировках потливость выше, потоотделение уменьшается по мере тренированности; потоотделение отмечают как пониженное, умеренное, большое, обильное; потоотделение зависит от количества жидкости, потребляемой спортсменом в течение дня;
  11. — боли способны появляться в некоторых мышечных группах, которые наиболее нагружены на тренировках, особенно после длительного перерыва, а также занимаясь на жестком грунте;

— необходимо обратить внимание на болевые ощущения в области сердца, а также на их характер; без внимания не оставляем головокружения, головные боли, боли в правом подреберье при беге, последние свидетельствуют о заболевании печени. Все случаи спортсмен описывает в дневнике самоконтроля и потом сообщает о них врачу.

О перетренированности спортсмена будет свидетельствовать повышенная потливость, нежелание тренироваться, боли в мышцах, бессонница. Если наблюдается потеря веса, то это может происходить по двум причинам: велика нагрузка или когда теряется белок. Белок теряется при горных тренировках, а также при недостаточном потреблении белков животного происхождения (творога, мяса, рыбы).

Дневник самоконтроля включает характеристику тренировок, а также время их проведения (вечер, утро), спортивные результаты. Женщины фиксируют в дневнике характер и периодичность месячных.

Тренер или спортивный врач объясняют, как правильно вести дневник, а также как оценивать показатели своего самочувствия и составляют индивидуальный план тренировочного процесса.

Результаты необходимо записывать в дневнике систематически, так создается возможность их анализировать самостоятельно или совместно спустя определенное время с тренером и врачом.

Контроль и самоконтроль

Контроль в широком понимании подразумевает проверку чего-либо. Контроль за учебной деятельностью предполагает обратную внешнюю связь и осуществляется педагогом. Он включает обратную внутреннюю связь, выступая в виде самоконтроля учащегося.

Контроль является важной составной частью в процессе обучения или его звеном. Используемая система контроля в учебных заведениях, а именно оценивание, применялось издавна.

Главным недостатком контроля считают ежедневный устный опрос, поскольку он является выборочным и случайным, что позволяет отдельным учащимся непостоянно работать. Педагог не может контролировать, что усвоено каждым учащимся.

Большинство педагогов применяют оценивание для давления на учащихся, что напрягает обучающую обстановку. При таком оценивании учебно-познавательные мотивы отодвигаются на задний план, что искажает весь учебный процесс.

Внешний контроль, а также оценивание педагогом являются при проверке знаний учащихся единственными методами контролирования. По этой причине у учащихся не формируются привычки, а также самооценка и самоконтроль.

Перечисленные недостатки позволяют сделать вывод о важности совершенствования применяемой системы контроля, а также оценивания в учебе. Такие предложения выносят на обсуждение новаторы средней и высшей школы.

Учебная осмысленная деятельность должна включать три составных части:

  • ориентировочно-мотивационную;
  • операционально-исполнительную;

Эти части обязательно должны быть осознаны, а также реализованы. Задача педагога — обучить учеников такой учебной деятельности, при которой будут охвачены все составляющие части.

Система контроля и оценивания в учебном процессе включает:

  • внешний контроль, а также оценка педагогом деятельности учащихся и ее результатов;
  •  самоконтроль и самооценка учащимися своей работы и своих результатов;
  •  контроль и оценка учебной деятельности, а также ее результатов экспертами-учащимися.
  • сочетание самоконтроля и контроля, самооценки и оценки деятельности учащегося, а также ее результатов.

Оценка показывает результаты контроля. Оценка определяет степень соответствия результатов нормам. Способы оценивания получили названия: сопоставительный, нормативный, личностный.

Самоконтроль и самооценка

Самоконтроль выступает чертой личности, предполагающей умение контролировать себя, а также правильно свои действия оценивать.

Самооценка, являясь отношением ребенка к личным возможностям, личностным качествам, результатам деятельности не заложена в нем, она только формируется и зависима от правильного воспитания, а также всей учебной деятельности.

Задача учителя заключается в помощи и способствованию формирования правильной самооценки.

Самоконтроль и самооценка взаимосвязаны между собой. Формирование у детей различных приемов самоконтроля способствует воспитанию способности к самооценке. Это необходимо учитывать, организовывая деятельность с самых первых дней обучения в школе.

Ученики начальных классов зачастую не могут самостоятельно найти ошибки в своих работах и исправить их на основе сопоставления с образцом. Этому нужно учиться, начиная с первого класса.

На уроках рекомендуют использовать взаимопроверку.

Данный прием формирует не только умение контролировать свои действия, но и воспитывает такие качества, как правдивость, честность, дисциплинированность, коллективизм.

Источник: https://psihomed.com/samokontrol/

Ссылка на основную публикацию