Проявление самоотверженности человека: в чем проявляется, определение, примеры

Личностное качество самоотверженность проявляется в добровольном жертвовании собственными интересами во имя интересов других людей, достижения идеалов и общих целей.

Желание принести в жертву себя является порывом благородства души. Она основывается на доброте, любви, сочувствии. Жертвование собой – это истинная любовь. Дружба также является самоотверженностью. Друг, который готов отказаться от своих интересов, встречается нечасто, по этой причине сейчас мало истиной любви и дружбы. Данная черта встречается наряду с честностью и открытостью.

Что такое самоотверженность

Чтобы дать ответ на вопрос, что такое самоотверженность, обратимся к определению Интернет-энциклопедии. Итак, ею называется позитивное социальное и моральное личностное качество, что проявляется в умении подчинять собственные интересы и жертвовать ими во имя других.

Проявление самоотверженности человека: в чем проявляется, определение, примеры

Эта черта человека базируется на осознании личностью собственных обязанностей, на чувствах дружбы и любви, патриотизме, вере в справедливые цели. Собственные интересы приносятся в жертву во имя этого.

Это свойство выступает первичной психологической и моральной чертой для военных. Во время войны самоотверженность выражается в способности военного преодолевать страх, в стойкости и вере в правильность его деяний, готовности осознанно положить жизнь для выполнения общей цели или спасения других.

Самоотверженность представляет собой преодоленный эгоизм. Для жертвования собственными интересами, требуется стойко стоять на стороне совести, бескорыстия и морально-этических норм. Наряду с этим, есть и осуждаемые моралью виды данного качества.

Они основываются на систематическом принуждении себя и насилии над личностной природой.

Фанатики, террористы, секты – все это провоцирует легковерных личностей проявить аморальную и губительную самоотверженность, что становится причиной жесткости и насилия.

Самоотверженность фанатичных личностей является аргументом для оправдания злых деяний по отношению к другим. Подобная жертва собой не базируется на любви к человечеству, а на горделивом желании стать спасителем мира или миссионером.

Но если добровольное соблюдение морали и бескорыстие типичны для любой нравственно обоснованной позиции, то жертвование собой требуется в особом случае и при чрезвычайных обстоятельствах, когда от личности требуется превысить собственные обязательства, которые налагаются на человека в обыденной жизни. В подобном случае самоотверженность ближе по моральной оценке к героизму. По этой причине она не является непременным правилом морали, которая требует от личности полного отказа от личных интересов во имя других.

В этой связи самоотверженность, хотя и нужна для увеличения нравственной ценности деяний, не может быть навязана личности и не выступает в виде абсолютного требования и правила. Это исходит еще из того, что мораль является методом самостоятельного регулирования поведения на базе личного желания действовать в чрезвычайных ситуациях на пределе собственных возможностей.

Проявление самоотверженности человека: в чем проявляется, определение, примеры

В сущности, самоотверженность являет собой другую сторону осознания морали и долга, который требует ради достоинства действий, что не приведут к выгоде.

Они, наоборот, связаны с преодолением угрозы и сложностей, с демонстрацией храбрости и силы воли ради высоких ценностей – сбережения добра и мира.

Из-за такой связи самоотверженности и нежелания достичь личной выгоды, ее направленностью на гуманистические цели, минимальной демонстрации желания жертвовать собой достаточно, чтобы оценить поступки с позиции высокой морали.

Примеры самоотверженности

Наилучшим примером самоотверженности выступает материнская любовь к малышу. Почти каждая мать, не думая ни секунды, пожертвует собой, когда нужно.

Не потому, что собственная жизнь не имеет для нее цены, а поскольку ее чувство так мощно, что счастье ребенка наполняет ее особой энергетикой.

Женщина не думает, что это ее возвысит, поскольку для нее жертвование собой становится природным качеством. В определенной мере это приносит счастье.

Другой готов жертвовать жизнью ради любимого, и данное побуждение – это демонстрация силы любви. Пожарные подвергают себя опасности, но для них жертвование собой не стоит впереди. Для них это работа, где человек действует, не включая эмоции. В таком же состоянии хирурги делают длительные сложные операции.

Невзирая на то, что жертвование собой, мораль и честь мы относим к благородным качествам, данная черта имеет логичное толкование. В природе встречается аналог данного поступка у пчел, которые умирают, жаля противника. Но смысл данной смерти – вызвать у пострадавшего трепет перед остальными представителями вида и сохранить улей. Так же и самка, умирая за малыша, спасает собственные гены.

В ходе развития жизни, любовь подвергалась эволюции. Если не все представители животного мира испытывают к матерям искреннюю любовь, то ребенок человека безусловно любит мать. Ученые пришли к заключению, что истоки готовности жертвовать собой лежат в заботе о потомках. Остальные ответвления являются в своем роде «побочными эффектами».

Отвержение себя

Но зададим странный вопрос, считается ли принесение себя в жертву позитивной чертой? Что означает данное понятие?

При первом взгляде может показаться, что жертвование собой – это демонстрация высочайших гуманистических качеств, желание принести в жертву собственные интересы во имя других. Схожими по значению с данным понятием выступают «альтруизм» и «жертвенность».

Проявление самоотверженности человека: в чем проявляется, определение, примеры

Но при этом, значением данного понятия выступает словосочетание «отвержение себя». Если считать жизнь невероятным подарком, то разве можно его так легко отбрасывать? Если человек не ценит себя, то есть ли шанс подарить другим свою любовь? И не считается ли эта черта одним из проявлений мазохистского эгоизма, желанием поставить себя над остальными?

Нередко случается, что личность ставит себя на кон во имя интересов других, даже если ее никто об этом не просил.

Нередко такая жертва превращается в тягость, но тот, кто принял решение подарить собственную жизнь другим, упорно идет к ее обесцениванию.

Если подумать, то такое отвержение собственной судьбы – это ничто иное как лишение ценности собственной личности. Но на уровне подсознания человек уверен, что он выше других. Он ощущает радость от сознательного обесценивания.

В подобной ситуации жертвование собой не является оправданным с биологической позиции и со стороны морали и этики. Это разрушение себя. Его поощрение закончится психическим расстройством. Только уважение к себе и другим поможет улучшить мир.

Флоренс Найтингейл. Самоотверженность женщины

Как свидетельствуют исторические факты, у великих женщин самопожертвование нередко содержало разрушительный элемент для самих представительниц слабого пола.

Но случалось и так, когда получалось превращение жертвы в великую идею. Тогда любовь трансформируется и направлена на спасение других или всего мира. В этом случае в человеке накапливается энергия сострадания.

Она помогает развитию не только собственной личности, но и всех людей. Это сложная миссия.

Проявление самоотверженности человека: в чем проявляется, определение, примеры

Образцом подобного самопожертвования выступает Флоренс Найтингейл. Она была одной из наилучших невест Британии, которая могла похвастаться превосходным уровнем образования, изысканным поведением. Но после того как она однажды посетила нищенский приют, ее желание создать семью и родить детей потускнело. В ее мыслях ярко проявилось другое предназначение.

Высший свет оценил порыв работать сиделкой для нищих в больнице в качестве прихоти аристократки, которая не видела жизни. Мощный духовный порыв никто не понял, но настойчивость молодой красавицы оказала ей помощь.

На протяжении будущих 7 лет Найтингейл, которая имела глубокие знания естественных наук, самостоятельно создала способ ухода за больными, в том числе обоснованные требования карантина.

Отказавшись от создания семьи окончательно, женщина потратила собственную жизнь на сострадание.

В результате она стала основным экспертом комиссии, контролирующей положение военных госпиталей в Англии. Она основала школу для медсестер, создала награду за милосердие.

Подобный пример убедительно показывает, что самоотверженность обладает правом на собственные проявления. Хотя бы по той причине, что чувство счастья и понимание его у людей отличается. Флоренс Найтингейл прожила в гармонии с собой долгую и счастливую жизнь. Это еще раз подтверждает тот факт, что ее готовность помогать явилась истинным проявлением добровольной жертвы собственными интересами.

Источник: https://sunmag.me/sovety/28-03-2014-samootverzhennost-kto-takoj-samootverzhennyj-chelovek.html

Самоотверженность

Проявление самоотверженности человека: в чем проявляется, определение, примеры

Давайте поставим неожиданный для многих вопрос: является ли самоотверженность положительным качеством. И что, вообще, обозначает это понятие.

На первый взгляд, самоотверженность – это самое что ни на есть высшее проявление человеческих качеств, это готовность пожертвовать своими интересами для блага других. Синонимами слова «самоотверженность» могут стать «жертвенность» и «альтруизм».

С другой стороны, значение слова самоотверженность – «отвергать себя». Если представить, что жизнь – это величайший дар, красиво ли отбрасывать его в сторону? Если не ценить себя, возможно ли дарить искреннюю любовь другим людям? И не является ли самоотверженность некой формой мазохистского эгоизма, попыткой возвыситься над другими. Об этом мы и поговорим сегодня.

Примеры самоотверженности

Высшим проявлением самоотверженности является любовь матери к своему ребенку. Практически любая мать, не задумываясь, пожертвует своим здоровьем, а, может быть, и жизнью, если это потребуется. Не потому, что она не ценит свою жизнь.

А потому, что ее любовь настолько сильна, что счастье любимого существа наполняет женщину особенной энергией. Она не задумывается, что является выше чего-то, потому что для нее самоотверженность абсолютно естественно.

В какой-то степени оно приносит радость.

Кто-то готов отдать жизнь за любимого человека, и порыв этот является лишь выражением силы любви.

Пожарные рискуют жизнью, спасая других людей, но для них идея самопожертвования не выносится на первый план – это ежедневная работа, в которой человек действует, по возможности отключив эмоции. С отключенными эмоциями хирург проводит многочасовую изматывающую его операцию, и, возможно, иногда в его сосредоточенности проскальзывает азарт.

Впрочем, не смотря на то, что самоотверженность, как, к примеру, честность и высокую нравственность, мы возводим в ранг благородства, у этого качества есть вполне логичное биологическое объяснение. В природе мы можем наблюдать аналог поведения у пчел, которые погибают, ужалив потенциального врага.

Однако смысл этой смерти заключается в том, чтобы выработать у пострадавшего от жала страх перед другими особями их вида и спасти улей в целом. Точно так, погибая за детеныша, самка спасает свои гены. С развитием жизни, эволюционировала и сила любви.

Если детеныши крокодила не пылают любовью к зубастой мамочке, которая нежно оберегает потомство (у многих рептилий материнские заботы заканчиваются сразу же после того, как самка откладывает яйца), то человеческий ребенок безоговорочно любит и принимает свою мать.

Ученые приходят к выводу, что корни самоотверженности и самопожертвования уходят именно в заботу о потомстве и своих генах. Такие ответвления, как, к примеру, готовность собаки отдать жизнь за хозяина, считаются чем-то вроде «побочного эффекта».

Отвержение от себя?
Проявление самоотверженности человека: в чем проявляется, определение, примеры

В этом случае самоотверженность перестает быть хоть сколько-то оправданной, как с точки зрения биологии, так и с позиции высоких моральных качеств. Скорее, это позиция саморазрушения, поощрение которой может закончиться непониманием и даже психологическими расстройствами. Только искренняя любовь и уважение (в первую очередь – к себе) способны сделать наш мир лучше.

Источник: https://womanadvice.ru/samootverzhennost

Самопожертвование: славный героизм или абсурдный альтруизм,
добродетель или глупое самоотречение?

Проявление самоотверженности человека: в чем проявляется, определение, примеры

В настоящие дни не существует четкого определения важных понятий, связанных с моралью и нравственностью. Расплывчатость терминологии, смещение видения мира у многих людей в сторону злобного материализма привело к тому, что слились воедино различные дефиниции. В головах рядового обывателя царит путаница, что делает его беззащитным перед двумя противоположными крайностями – эгоцентризмом и самопожертвованием. 

Большинство привыкло считать, что эгоизм – вовсе не качество, позволяющее блюсти свои интересы, а черта, присущая себялюбивым и корыстным персонам.

Под альтруизмом подразумевают вовсе не бескорыстную заботу о других людях, а свойство, характерное для слабохарактерных персон. А вот к такому качеству личности, как самопожертвование у общества вообще не существует единого мнения.

Для одних людей способность к самопожертвованию сродни с высоконравственным героизмом. 

В понимании других особ самопожертвование – глупый и бессмысленный стиль жизни. Однако для большинства современников истинный эгоизм – требуемое порицания и наказания зло. В то время как способность к самопожертвованию – высшая степень добродетели. Одним словом: эгоизм всегда ужасен, а самопожертвование прекрасно. 

Можно ли однозначно судить о свойстве личности – готовности к самопожертвованию? Аморально ли заботиться о собственной жизни, в то время как беспокоиться о бытие других нормально? Ответы на эти вопросы постарается дать эта публикация. С точки зрения разумного, независимого, свободного, творческого и уважающего себя человека, коим считает себя ваш автор.

Что есть самопожертвование: суть явления.

Что представляет собой самопожертвование? Согласно толковым словарям, самопожертвование – это свойство личности, проявляющееся в готовности человека отказаться от собственных интересов, игнорировать личные потребности, отмахнуться от жизненных удовольствий ради удобства и благополучия других людей. 

Самопожертвование – это решимость человека по доброй воле посвятить свою энергию, время, усилия, знания и навыки какой-либо цели. В разных религиях, культурах, философских учениях самопожертвование оценивается по-разному.

Читайте также:  Признаки шизоидного и шизотипического расстройства личности у взрослых и детей

В христианстве это свойство личности признано высшей добродетелью и идет наравне с самоотречением ради Господа.

Психологи считают самопожертвование крайней степенью проявления альтруизма и утверждают, что данное качество человека является причиной многих психических явлений, в числе которых патологическая ненависть к себе, известная как феномен self-hating Jew. 

Самопожертвование часто идет вкупе со связкой иных достоинств человека, среди которых: героизм, добросердечность, совестливость, патриотизм, бескорыстие, великодушие. Самопожертвование может наблюдаться в разных сферах жизни и проявлять себя различным поведением. 

Например: солдат отдает свою жизнь, защищая Отечество. Родитель лишается одной почки, спасая жизнь своего ребенка. Женщина, посвятившая свою жизнь развитию отпрысков. Малыш, добровольно отдающий любимую игрушку несчастному сироте.

Можно утверждать, что самопожертвование предполагает принесение на алтарь избранной цели большой ценности, чем размеры выгоды, которую мы получим от деяния. Вряд ли можно назвать пожертвованием добровольную раздачу ненужных вещей страдающим нищим. Ведь в итоге человек получает большую выгоду – освобождение личного пространства и очищение души.

Так же нельзя назвать самопожертвованием сделку, которую совершает юная девица, выходя замуж за богатого старика, и лишившаяся возможность быть в кругу сверстников. В этой ситуации срабатывает договор: она отдает свое время и тело, получая взамен материальные блага. Поэтому необходимо четко разделять, что есть истинное самопожертвование, а что есть обыкновенная сделка.

К разновидностям самопожертвования альтруисты также относят сознательный отказ человек от получения удовольствий в настоящем ради получения благ в будущем. Однако такая трактовка вовсе абсурдна. 

Разве можно назвать самопожертвованием изнуряющую зубрежку студента, который отказался от сегодняшних развлечений ради того, чтобы стать именитым хирургом в будущем? Можно ли считать самопожертвованием активную деятельность предпринимателя, который сознательно лишился досуга ради того, чтобы поставить на ноги свой бизнес? Вряд ли такие деяния можно отнести к категории героических добродетелей, ведь сознательное пожертвование ладьей, чтобы завладеть ферзем – грамотный и продуманный ход. Не всегда и случаи героизма являются самопожертвованием. К примеру: солдат, отважно идущий на встречу с противником, напавшим на его Родину, просто выполняет свой долг, защищая свою же свободу от агрессора. Однако если он отправляется на край земли в составе «гуманитарной миссии», его поведение можно назвать самопожертвованием, поскольку межплеменная резня в каких-то африканских государствах вовсе не затрагивает его личных интересов.

Из-за чего появляется синдром спасительницы: причины жертвенности.

Сегодня немало персон постоянно приносят себя в жертву ради удобства других людей. Чаще всего в роли спасительницы Ифигении выступают представительницы женского пола: у них потребность кого-то опекать заложена в крови. Однако у добровольных спасительниц мира эта потребность зашкаливает.

Ифигении взваливают на свои плечи тяжелую ношу: бесконечно входят в чье-то положение, оберегают других от неприятностей, разрешают чужие проблемы. Они советуют и настаивают, охраняют и защищают. Они мирятся с любой несправедливостью и терпят любые недостатками. Их акт самопожертвования направлен на супруга, потомство, предков, друзей, коллег.

Они действуют наперекор своим интересам, увлечениям, целям и наносят немалый вред психическому здоровью.

Из-за чего эти «матери Терезы» приносят свою жизнь в бессмысленную жертву? Психологи указывают, что причина бессмысленного героизма пускает корни в ранние детские годы, когда в подсознании ребенка закрепилось чувство собственной никчемности и ощущения виновности.

Неправильная стратегия родительского воспитания, моральный прессинг, излишняя требовательность, нездоровая критика, вечные упреки формируют у маленькой личности бессознательное чувство вины.

И психика неокрепшего создания подсказывает единственный выход, как сгладить эти мучительные ощущения – жертвовать собой, утверждая свою добродетель. 

Еще одна причина склонности к самопожертвованию – равнодушие родителей к потребностям ребенка.

Если отец и мать вели себя отстраненно, не учитывали интересы малыша, не интересовались его достижениями, не помогали разрешить проблему, то ребенок всеми силами стремится привлечь внимание близких людей и завоевать их любовь.

Как это сделать? Полной покорностью и самопожертвованием: учиться на отлично, тянуть на себе бытовые хлопоты, безропотно выполнять команды родителей. Детство быстро пролетает, а привычка жертвовать собой, дабы заслужить признание людей, остается.

Привычка к самопожертвованию может развиться на фоне своеобразного личностного портрета. Как правило, характерные черты матери Терезы – мягкосердечие, доброта, отзывчивость, сострадание. Они способны идентифицировать себя с другим человеком, прочувствовать, что он ощущает. Это впечатлительные, мнительные, легкоранимые персоны.

Польза и вред самопожертвования: чем опасна жертвенность собой

Многие ошибочно полагают, что жертвовать собой – добродетель. Что быть спасительницей Ифигенией – почетно. Действительно, идти на самопожертвование ради высоких целей или при крайней необходимости во имя спасения жизни другого – героизм.

Однако в реальной жизни самопожертвование больше напоминает нездоровое безрассудство. В действительности великомучениц Ифигений редко награждают: самопожертвование часто идет им во вред. Как правило, окружающие манипулируют такими людьми, злоупотребляя их безотказностью и мягкосердечием.

Их используют в своих интересах, унижают и делают объектом для издевательств. Привычка к самопожертвованию приводит к тому, что матери Терезы забывают о себе. Они перестают ухаживать за внешностью, не следят за здоровьем, деградируют как личность.

В итоге близкие люди начинают видеть в таких дамах не женщину, даже не человека, а бесправное существо.

У людей, привыкших к самопожертвованию, существует много проблем в личных отношениях.

К таким персонам быстро теряют интерес их партнеры, поскольку общаться с загнанной жертвой неинтересно, а заниматься любовью с замухрышкой не хочется.

Очень часто мужчины бегут от таких спутниц, поскольку их жертвенность очень схожа с тотальным контролем. А находится под жестким контролем, когда за тебя все делают и решают, нравится не многим.

Иными словами, безрассудное самопожертвование чревато полным разрушением жизни человека. Он перестает быть независимой личностью, не может вести полноценную жизнь, утрачивает понимание истинных ценностей, существует по лживым приоритетам. Спасительницы Ифигении – частые пациенты психиатрических клиник, которые утратили свое душевное здоровье в результате никому не нужной жертвенности.

Как избавиться от бессмысленной жертвенности: шаги к здоровому эгоизму

Как перестать жертвовать собой бессмысленно и не быть спасителем недостойных людей? Уделяем внимание изучению следующих рекомендаций психологов.

Шаг 1 Чтобы перестать быть безрассудной Ифигенией, необходимо пристально изучить свое поведение во всех аспектах жизни. Определить, какие из наших поступков являются действенной и необходимой помощью нуждающемуся человеку, а какие деяния являются медвежьей услугой.

Нам следует установить, какие из совершаемых дел приносят нам чувство собственного удовлетворения и улучшают настроение, а какие занятия мы выполняем со скрипом на душе.

Мы должны выяснить, какие из выполняемых обязанностей идут нам на пользу, способствуют нашему совершенствованию и раскрытию потенциала, помогают скрасить действительность, а какие дела отбрасывают нас на низшую ступень развития хомо сапиенс.

Такой анализ собственной жизни желательно проводить в спокойной обстановке, фиксируя установленные факты на листе бумаге. 

Шаг 2 После того, как мы установили, какие акты нашей жертвенности несут пользу собственной личности и являются незаменимыми для близких людей, а какие дела являются проявлением безрассудного альтруизма, нам следует составить программу поэтапного устранения «приступов героизма». Следует помнить, что в одно мгновение избавиться от привычки жертвовать собой и стать отпетым эгоистом, вряд ли удастся. Запасаемся терпением, действуем последовательно и постепенно, но решительно.

Шаг 3 Как применить программу по устранению собственной жертвенности на практике? Начинаем с малого. Если наше самопожертвование заключается в игнорирование своих интересов во благо домочадцев, и наши будни заключаются в удовлетворении желаний близких, то коренным образом перестраиваем свое поведение. Позволяем членам семьи быть свободными, независимыми, самостоятельными.

Перестаем контролировать их каждый шаг. Делегируем им часть домашних обязанностей. Не стараемся ублажить их желания. Даем им возможность самостоятельно расхлебывать кашу, которую они заварили. Это вовсе не означает, что мы должны полностью отмахнуться от проблем близких людей.

Но их трудности необходимо пропускать через фильтр «реальных проблем» и «искусственно созданных сложностей». 

К примеру, если наш благоверный супруг за три дня умудрился пропить всю зарплату, пусть теперь сам решает, где раздобыть средства на пропитание.

Если нерадивый партнер, не советуясь ни с кем, влез в кредитное ярмо, то пусть сам подыскивает средства для погашения долга.

Если драгоценный муж вложил все семейные накопления в сомнительную аферу, то пусть крутится как белка в колесе и пашет на трех работах, а не перекладывает решение проблем на нас. 

Такие кардинальные решения мы должны принять насчет всех аспектов бытия, которые вынуждают нас жертвовать своими интересами, временем, здоровьем.

Хотят домочадцы изысканных обедов, то пусть зарабатывают на яства в дорогом ресторане или сами творят на кухне кулинарные шедевры.

Хочет юный отпрыск последнюю модель айфона, пускай разыскивает способы заработка, например: раздает листовки, а не требует от вас дорогого подарка, ради приобретения которого можно положить зубы на полку.

Шаг 4 Чтобы избавиться от привычки к самопожертвованию, необходимо переключить внимание на себя. Героически и вдохновленно играя роль идеальной супруги и совершенной мамы, мы совсем забываем про то, что мы – уникальная личность и привлекательная женщина.

А не рабочая лошадь, бесплатная уборщица, кухарка, посудомоечная машина, нянька, сиделка и карманный психолог в одном лице. Признав для себя, что вы являетесь свободной личностью, позвольте себе делать все то, что раньше было под строгим запретом. Начинаем со своей внутренней «обложки»: маски для волос, обертывания для тела, спа-процедуры для лица.

Посещение сауны, бассейна, салона красоты, массажного кабинета и тренажерного зала должны обязательно войти в нашу жизнь.

Шаг 5 Чтобы перестать жертвовать собой ради чужих благ, нам надо обрести мощный внутренний стержень. Развиться духовно, трансформировать свои деструктивные черты характера в позитивные свойства личности, отказаться от разрушающей программы мышления.

Как это сделать? Читать литературу, посещать психологические тренинги, обсуждать свои проблемы со специалистом. Хороший способ развить свою личность – созерцать окружающую действительность, ощутив себя беспристрастным мудрецом.

Наблюдать, подмечать, анализировать, восхищаться прекрасным миром, отбросив привычку вешать категорические ярлыки.

Шаг 6 Избавиться от привычки к самопожертвованию и стать гармоничной натурой поможет посещение разнообразных мероприятий.

Просмотр качественных кинолент, визиты в художественные галереи и музеи, посещение концертов и спектаклей помогут обрести новый взгляд на жизнь и внесут яркие краски в повседневные реалия. Возможно, что на первых порах будет немного неуютно и тревожно.

Ведь мы привыкли жертвовать собой и ставили под запрет удовольствия. Чтобы отвлечься от тревожных мыслей можно взять за правило устраивать длительные прогулки по лесу и записаться на секцию йоги.

Шаг 7 Чтобы избавиться от привычки к самопожертвованию, мы должны научиться уважать себя. Для этого отмечаем даже мельчайшие достижения, фиксируем на бумаге свои успехи. Не забываем хвалить и благодарить себя даже за крошечные деяния. Личность, которая любит и ценит себя, встречает у окружающих уважение. Помним, что от уверенных и самодостаточных персон невозможно требовать стать жертвой.

Вместо послесловия

Чтобы избавиться от разрушающего качества – бессмысленного самопожертвования – следует научиться говорить твердое «нет» на просьбы, которые нам неприятны и тяжело выполнимы. Овладеть мастерством тактичного отказа, если предложения других людей вызывают у нас внутренний протест.

Уметь аргументировать свою точку зрения и смело отстаивать свои взгляды. Помним о том, что в гармоничной личности дружно сочетаются здоровый эгоизм и обоснованный альтруизм. Поэтому от потребности к самопожертвованию необходимо освободиться, чтобы жить счастливо и полноценно.

Источник:http://psixika.ru/834-samopozh…

  • Психология
  • Личность
  • Саморазвитие

Источник: https://cont.ws/post/918630

Самоотверженность

Рассматривая самоотверженность, примеры из жизни обычно опираются на подвиги жертвования жизнью для максимально красочного описания, но есть не яркие, хотя более встречаемые в повседневности, не столь гипертрофированные проявления. Помимо поведения, контролируемого логическим расчетом, данное качество встречается и в не столь высокоразвитых формах животного мира, являясь заложенным на физиологическом уровне инстинктом к сохранению целостности вида. Инстинктивные проявления самопожертвования присущи пчелам в защите собственного улья (жаля, умирают, но отпугивают опасность от других), большинству животных в защите потомства (вступить в схватку с хищником, отдать последнюю еду) – природа заложила данное качество не для спасения отдельной особи, но для сохранения генного материала и дальнейшего воспроизведения вида.

Значение слова самоотверженность

Слово самоотверженность подразумевает жертву собственных интересов, отвержение своих желаний и потребностей, включает в себя наличие какой-либо высокой идеи, идеалов или сильных чувств, служащих мотивацией для подобного поступка. Принято считать, что это положительное качество, обсуждая самоотверженность, примеры из литературы преподносят героев, проявляющих данную черту, как людей высшей степени духовного развития, исповедующих истинные моральные ценности.

Читайте также:  Понятие пунктуальности у человека: что это такое, как выработать в себе качество

Однако имеется и негативный контекст данного качества, когда собственная личность обесценивается и уничижается, или же при помощи такого поведения человек пытается возвыситься над окружающими, зная предубежденное позитивное отношение к самопожертвованию.

Жертвенность бывает оправданной и бессмысленной, достойной и манипулятивной.

Часто люди кладут свою жизнь в угоду другим, потому что не хотят нести ответственность за свои проявления, потери и неудачи, такая самоотверженность не имеет ничего общего с позитивными характеристиками качества, а свидетельствует о слабости и инфантильности личности.

Помимо отречения от построения собственной активности, жертвенность для интересов других может быть совершенно не оценена этими людьми, а иногда способна быть удушающей заботой (например, мать, усиленно заботящаяся о сорокалетнем сыне и влезающая во все его дела, ни ему жить не дает, ни своей жизнью не занимается).

Ожидаемая благодарность, восхищение и прочие ожидаемые положительные моменты так и остаются недоступными, поскольку сам поступок не носил искренней и уместной проявленности, а был лишь ходом манипуляции. В таких отношениях самоотверженность в итоге приобретает характер жертвенности, обиженного возвышения над теми, кто не оценил и постоянного чувства неудовлетворенности.

Говорить о позитивном проявлении данного качества, именуя именно самоотверженностью, а не жертвенностью, угождением, бесхребетностью, можно в контексте искренних побуждений, стремления сделать лучше для окружающих без поиска собственной выгоды и ожидания благодарных реакций.

Фокус внимания, фокусирующийся исключительно на других, когда при этом не замечаются собственные трудности или потребности способен привести к такому поступку.

Важно понимать, что совершаемые действия всегда находятся за пределами необходимого выполнения, будь это действия, причисляемые к подвигам или те, о которых никто так и не узнает.

Невозможно соприкосновение самоотверженности и эгоизма, так же необходима сильная воля и стремление к высоким идеалам, постоянное преодоление себя, а иногда и глубоких заложенных программ инстинкта самосохранения в угоду целям, поддерживаемым совестью и высокой моралью.

Больше всего данное слово упоминается в характеристиках советского времени и подвигах в военных сражениях, считалось одной из главных черт, способствующих политическому и общественному развитию человека.

На данной концепции воспитывали подрастающее поколение и подобной самоотдачи требовали от взрослых, но касалось подобное исключительно политической, государственной и военной темы.

Если же человек выбирал пожертвовать собственной карьерой или интересами государства ради сохранения жизни своей семьи – это пресекалось в зависимости от тяжести поступка, вплоть до смертельной казни. Подобными методами поддерживалась целостность и выживание социалистического общества, точно так же как в природе поддерживается выживание вида.

Поступки самоотверженности не всегда однозначны в своем определении и зависят от стороны, проводящей анализ. Также они не всегда приносят определенный результат.

Самоотверженность регулируется внутренней моралью личности и не поддается воздействию извне, она не может быть вписана в правила и нормы, поскольку находится за их пределами.

И если соблюдения каких-либо поведенческих проявлений может требовать устав или негласные правила, то проявления самоотверженности не может быть потребовано ни одной инстанцией, кроме совести человека и его внутреннего духовного стержня. Эту черту можно рассматривать, как деятельностное проявление таких неощутимых и теоретических понятий, как гуманизм, мораль, храбрость.

Иногда это свойство импульсивно и моментально, иногда человеку требуется приложить волевые усилия и проявить характер, но стремление будет обозначено отсутствием желания достичь личной выгоды и приоритетностью блага других.

Примеры самоотверженности

Самоотверженность базируется на чувствах искренней любви, дружбы, патриотизме и именно в угоду таким понятиям собственные желания отодвигаются на задний план.

Изучая самоотверженность, примеры из жизни могут приводиться самые разнообразные и удивительные, но при этом стоит учитывать, что с ее проявлениями мы можем сталкиваться каждый день, наблюдая ее в материнской любви, поскольку ни собственные удовольствия, ни здоровье, ни жизнь не станут для матери приоритетными при угрозе для ее ребенка. Самоотверженное поведение женщины во многом обусловлено инстинктами, программами выживания и изменениями гормонального баланса, но при этом в подобных проявлениях не будет фальши и наигранности, стремления получить выгоду или похвалу. На первых этапах жизни все отречения действительно чисты и наполнены глубоким смыслом счастья малыша, о механизмах избегания и манипуляции можно говорить тогда когда мать продолжает жертвовать собой тогда, когда ребенок вырос или ему не угрожает никакая опасность.

Есть люди, избравшие себе профессии, требующие постоянной самоотверженности: первые кто приходит на ум это спасатели и пожарные, которые по долгу службы рискуют собственной жизнью и здоровьем, чтобы помочь тем, кто оказался в беде.

Люди с низким уровнем самоотверженности, считающие, что каждый оказавшийся в сложной ситуации виноват сам и выпутываться должен сам, не выберет подобные специальности, которые по большому счету нужно причислять не к профессиям, а к призваниям.

Волонтеры, работающие в приютах и на передовой, тратящие свои силы, время и подвергающие психику различной травматизации, а также подвергающие риску свою жизнь – примеры самоотверженности.

Хотя мотивация тоже бывает различной, ведь, несмотря на отсутствие прямой денежной выгоды, при волонтерстве возможно повышение чувства собственной важности, получение различных льгот, уход от решения проблем личной жизни или стремление к славе, путем совершения вроде как бескорыстной помощи. Вторичные выгоды есть везде, а вот замечает ли их человек или действует на основе внутриличностной морали, является показателем самоотверженности.

Из более ярких примеров, передающихся в исторических хрониках, являются героические подвиги во время военных действий, когда люди обматываясь взрывчаткой, кидались под танки противника или закрывали своим телом возможность обстрела, когда не сдавали информацию в плену и умирали под пытками или же раскусывали ампулу я ядом. Примеры, заканчивающиеся печальным летальным исходом для одного и возможностью остаться в живых для многих.

Это качество в его кристальном проявлении вызывает восхищение и широко используется в искусстве. Раскрывая самоотверженность, примеры из литературы чаще всего используют любовную тематику, играя на степени отречения.

Обычно это воспринимается как доказательство сильной и безусловной любви, когда герой способен бросить свой город, работу или прежние привычки ради возлюбленного.

В фильмах и книгах более драматичных возможно жертвование собственной жизнью, спасая другого или посвящение собственной жизни религиозным или гуманитарным целям после смерти возлюбленного, как знака памяти, верности и любви о нем.

Источник: https://psihomed.com/samootverzhennost/

Самоотверженность Самоотверженный

Светя другим, сгораю сам.

Латинское крылатое выражение

Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст! Вот в чем вся штука-то и состоит: за брата, за мать продаст! Все продаст! О, тут мы, при случае, и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, все, все на толкучий рынок снесем. Пропадай  жизнь! Только бы эти возлюбленные существа наши были счастливы.

 Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание

        Самоотверженность как качество личности – способность добровольно жертвовать своими интересами ради интересов других людей, достижения общей цели во имя дорогих им идеалов.

Отец больной раком девочки просил старца помолиться о своей дочке. Старец сказал бедняге: — Я буду молиться, но тебе, как отцу, тоже нужно чем-то пожертвовать, ибо самоотверженная любовь всегда привлекает Божественное милосердие. Отец спросил, чем же он может пожертвовать.

— Пожертвуй какой-то своей страстью. Тот, мало что понимая в духовной жизни, ответил: — У меня нет страстей. — Ты куришь? — спросил старец. — Да. — Если из любви к дочери ты бросишь курить, то Бог ее исцелит.

Мужчина тут же бросил курить, и его дочь вскоре полностью выздоровела, что засвидетельствовали врачи. Однако отец забыл о своем обете и опять стал курить. Тотчас же у девочки снова обнаружили рак, в той же тяжелой форме.

Однако когда ее отец вновь пришел к Старцу, тот твердо сказал: — Если ты, отец, не имеешь мужества пожертвовать ради жизни дочери страстью, которая вредит твоему здоровью, то и я не смогу ничего для тебя сделать.

        Самоотверженность – порыв благородной души. Она соткана из любви, доброты и сострадания. Истинная, безусловная любовь – это самоотверженность. Дружба – это тоже самоотверженность. Друг, готовый пожертвовать своими интересами, скоро будет в Красной книге.  Поэтому так мало стало любви и дружбы. Самоотверженность всегда добровольно реализуется в связке с искренностью и честностью.

        Самоотверженность – это преодолённый эгоизм. Чтобы пожертвовать своими интересами, нужно прочно встать на платформу бескорыстия, совестливости, великодушия и нравственности.

В то же время, существуют и морально осуждаемые разновидности самоотверженности, в основе которых лежит систематическое волевое самопринуждение и насилие над природой личности.

Терроризм, фанатизм, сектантство провоцируют своих легковерных приверженцев проявлять разрушительную и аморальную самоотверженность, что ведет к насилию и жестокости над другими людьми.

Самоотверженность фанатика – убийственный аргумент для самооправдания в злодеяниях к другим людям. Такая самоотверженность исходит не из любви к людям, а из горделивых претензий стать спасителем человечества,  миссионером распространения истинной веры.

       Лайонел Шрайвер в книге «Цена нелюбви» пишет: «Однако твоя готовность отдать свою жизнь другому человеку, вполне достойная восхищения, вероятно, в некоторой степени объяснялась тем, что ты не совсем понимал, что делать со своей жизнью. Самопожертвование — легкий выход.

Я знаю, это звучит злобно». Иван Гончаров вторит этой мысли в романе «Обломов»: «— Этого ничего не нужно, никто не требует! Зачем мне твоя жизнь? Ты сделай, что надо. Это уловка лукавых людей предлагать жертвы, которых не нужно или нельзя приносить, чтоб не приносить нужных».

         Примером самоотверженности является опасная поездка больного А.П. Чехова на Сахалин в 1890 году. Как сообщила впоследствии его сестра Мария Павловна, «тогда ходили слухи о тяжком положении ссыльнокаторжан на острове Сахалине.

Возмущались, роптали, но тем и ограничивались, и никто не предпринимал никаких мер… Антон Павлович не мог сидеть и спать спокойно, когда знал, что в ссылке мучаются люди. Он решил ехать туда». Вспоминает Корней Чуковский: «Ему было мало описывать жизнь, он хотел переделать ее.

Человек, никогда не щадивший себя, он и нынче не дал себе ни малейшей поблажки. Многие другие писатели чуть только они добивались известности и выкарабкивались из тяжелой нужды, уезжали туристами куда-нибудь в Париж или в Рим, а Чехов вместо этого сослал себя на каторжный остров.

За границей в ту пору он еще не бывал, и его очень тянуло туда. В конце восьмидесятых годов — то есть незадолго до сахалинской поездки — он строил десятки планов об увеселительной экскурсии в Европу: «Поехал бы на Кавказ или в Париж».

«С каким удовольствием я поехал бы теперь куда-нибудь в Биарриц, где играет музыка и где много женщин». Мог бы отдохнуть где-нибудь у Средиземного моря, а он принудил себя, больного, отправиться в самое гиблое место, какое только было в России. И при этом пояснял кратко: «Надо себя дрессировать!»

         Чехов «отправился туда, куда обычно людей гнали силой, — через всю Сибирь за тысячи и тысячи верст, поехал не по железной дороге, которой тогда еще не было, а на лошадях, в таратайке, в распутицу — по «единственным в мире» кочкам, колеям и ухабам, нередко ломавшим колеса и оси, выворачивавшим из человека всю душу.

Его так жестоко трясло всю дорогу, особенно начиная от Томска, что у него разболелись суставы, ключицы, плечи, ребра, позвонки; его чемоданы то и дело взлетали на каждом ухабе, руки-ноги у него коченели от холода, и есть ему было нечего, так как он, по неопытности, не захватил с собою нужной еды, и несколько раз только чудо спасало его от смерти: однажды ночью его опрокинуло и на него налетели две тройки, а в другой раз, идя по сибирской реке, его пароход налетел на подводные камни. Но дело, конечно, не в этих опасностях, а в тех бесчисленных лишениях и муках, которые претерпел он в пути.  Больно читать в его письмах, как, пробираясь по весеннему разливу в тележке, он промочил себе валенки и должен был в мокрых валенках поминутно выпрыгивать в холодную воду, чтобы придержать лошадей. «Плыву через реку, а дождь хлещет, ветер дует, багаж мокнет, валенки… опять обращаются в студень», и ко всему этому злая бессонница от невозможности вытянуться в неудобном возке. И все же он пробирается вперед и вперед; и, конечно, он не был бы Чеховым, если бы после всех этих мук не написал с какой-то станции одному из знакомых: «Путешествие было вполне благополучное… Дай бог всякому так ездить».

Читайте также:  Причины эндогенной депрессии: чем вызывается, признаки и симптомы, лечение

      Здесь сказалась обычная его неохота говорить посторонним о своих испытаниях и подвигах. Между тем то был воистину подвиг.

Каторгу русские писатели изучали и прежде, но изучали почти всегда по неволе, а чтобы молодой беллетрист в счастливейший период своей биографии сам добровольно отправился по убийственному бездорожью за одиннадцать тысяч верст с единственной целью принести хоть какое-нибудь облегчение бесправным, отверженным людям, хоть немного защитить их от произвола бездушно-полицейской системы,- это был такой героизм, примеров которого немного найдется в истории мировой литературы.

       И как застенчив его героизм! Этот подвиг был совершен Чеховым втихомолку, тайком, и Чехов только о том и заботился, чтобы посторонние не сочли его подвига — подвигом.

  Он отправился на Сахалин не от какой-нибудь организации, не по командировке распространенной и богатой газеты, а на свой собственный счет, без всяких рекомендательных писем, в качестве обыкновенного смертного, не имея никаких привилегий.

И когда он промок под дождем и, прошагав несколько верст по ужасной дороге по колена в воде, попал вместе с каким-то генералом в избу, генералу предоставили постель, генерал переоделся в сухое белье, а он, Чехов, должен был лечь на пол в промокшей насквозь одежде!

       И там, на Сахалине, он взвалил на себя столько работы, что, конечно, из всех тамошних каторжников самым каторжным работником был в эти месяцы Чехов.

Собирая материалы для своей будущей книги, он предпринял чудовищно трудное дело: перепись всего населения этого огромного острова, который вдвое больше Греции.

Перепись была бы по силам большому коллективу работников, а он сделал ее почти без помощников, переходя из избы в избу, из одной тюремной камеры в другую. Мудрено ли, что поездка на каторгу вконец расшатала его и без того некрепкое здоровье.

К тому же он простудился на обратном пути и стал кашлять гораздо сильнее, чем прежде. Его слишком ранняя смерть, несомненно, объясняется тем, что в тот самый период, когда он еще мог вылечиться от начавшегося у него туберкулеза, он несколько месяцев кряду провел в таких невыносимо тяжелых условиях, которые и для здорового могли оказаться губительными.

      Кроме того, эта поездка буквально разорила его, так как он истратил на нее все свои деньги (одним ямщикам пришлось платить вдвое и втрое, да и случайные дорожные спутники обокрали его, как могли), и снова ввергла его в долгую нужду.

Даже через четыре года после поездки он пишет: «Я истратил на поездку и на работу столько денег и времени, сколько не получу назад и в 10 лет».

Еще позднее, когда он случайно очутился в глуши, в убийственно изнурительных условиях, у него в письме к Горькому вырвалась запоздалая жалоба: «О, это ужасно, это похоже на мое путешествие по Сибири».

Но в то время, когда он вернулся из путешествия, кашляющий, с перебоями сердца, он о своих странствиях стал говорить в обычном ироническом тоне. «Да, Сашечка,- писал он своему старшему брату.- Объездил я весь свет, и если хочешь знать, что я видел, то прочти басню Крылова «Любопытный». Какие бабочки, букашки, мушки, таракашки!»

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/samootverzhennost/

Человечность — что это такое и в чем проявляется

Человечность – это достаточно сложное понятие. В нём зачастую принято объединять различные явления – такие, к примеру, как гуманность и гуманизм; несмотря на созвучие этих слов, они не связаны друг с другом по смыслу и в ряде случаев противоположны.

Что такое человечность: краткое определение

Человечность – это такое качество личности, которое отражает морально-нравственные принципы, а именно – любовь и уважение к другим людям, не причиняя им зла, предлагая сотрудничество и взаимопомощь.

Явление человечности распространяется не только на других людей, но и на животных, растения и весь окружающий мир в целом. Так, мы часто слышим призывы быть человечными по отношению к диким и домашним животным – не мучить их, не убивать, не разорять птичьи гнёзда.

Человечность – это одно из наиболее высших проявлений человеческого поведения. Такое поведение – осознанное и приобретённое. Человек не рождается человечным, а становится им в процессе воспитания и накопления жизненного опыта. Ну, или не становится, если воспитание и жизненный опыт не подталкивали к этому.

В чём проявляется человечность: черты характера

Человечность, или гуманность, основывается на альтруизме. Это поведение, в основе которого лежит принцип бескорыстной помощи другим, доброта, самоотверженность.

В своей высшей степени альтруизм проявляется в жертвенности: человек приносит свои личные интересы, амбиции, а иногда здоровье и жизнь в жертву ради общего блага или же ради блага каких-то конкретных людей.

Противоположностью альтруизму является эгоизм – выпячивание своих личных предпочтений, действия, направленные исключительно на достижение личной выгоды, самолюбие. Точно так же гуманности противостоит жестокость – стремление причинить вред окружающим ради неких личных интересов.

Человечность также базируется на нравственности. Это комплекс правил поведения, которые направлены на реализацию альтруизма и подавление эгоизма.

Человечность неотделима и от силы воли, поскольку она предполагает конкретные действия, направленную активность. Данная активность должна способствовать установлению альтруистических принципов и бороться с чужим или собственным эгоизмом.

Важно, что при осуществлении человечности акцент делается на искреннем желании сделать окружающий мир лучше. «Добрые поступки» человек способен совершать и из иных побуждений.

К примеру, антисоциальный человек может «хорошо себя вести», если понимает, что за преступление и вообще за вред окружающим он будет наказан.

Такое «доброе поведение» осуществляется исключительно из страха, следовательно, в его основе лежит ненависть.

Точно так же и жертвенность. Нередко бывает, что человеком движет лишь желание покончить с собой. Во время крупных войн многие люди рвались в бой не ради того, чтобы защитить свою страну, а лишь по причине того, что им надоела тяжёлая жизнь и они желают погибнуть, выместив перед этим свою злобу на противнике или просто «повеселившись».

Жертвенность или просто услужливость бывают показными. В основе такого поведения в любом случае лежит эгоизм, а не альтруизм. Человек стремится доказать другим свою правоту, исключительную значимость, своё превосходство. В таких случаях ни о какой человечности не может идти и речи.

С другой стороны, человечность далеко не всегда предполагает какие-то крайности и «экстремальные» поступки. Она выражается во всех наших делах, включая повседневные.

Человечность связана с пониманием. Верное отношение к тем или иным людям, явлениям, предметам возможно только тогда, когда мы понимаем подоплёку действий этих людей, особенности явлений.

К примеру, возможно ли человечное отношение к преступникам, ведь они совершают зло? Но если рассмотреть каждого преступника по отдельности, то можно столкнуться с любопытными подробностями: этого, например, на воровство толкнула крайняя нужда; другой убил человека, защищая невинного ребёнка… Человечность предполагает знание человеческих слабостей, страхов.

Кроме того, человечность предполагает и адекватную оценку своего положения в мире. Адекватное отношение к другим людям возможно только тогда, когда мы знаем, что не обладаем каким-то существенным превосходством перед ними. Гуманное отношение к животным возможно тогда, когда мы осознаём, что тоже являемся частью животного мира, разве что мы чуть более развиты, чем остальные животные.

Примеры человечности

Мировая литература полна сюжетов, посвящённых «человечному» поведению. Примеры можно перечислять часами.

Это и Дед Мазай, спасающий бедных зайцев, и Данко, вырвавший своё сердце для того, чтобы осветить путь другим, и героиня «Аленького цветочка», сумевшая подружиться со страшным на вид чудовищем и даже полюбить его, поборов свой страх.

В литературных произведениях чувство любви к конкретному человеку или человечеству в целом толкает персонажей на героические поступки, они рискуют жизнью, но доводят начатое дело до конца.

Человечность культивируется в различных произведениях и памятниках мировой культуры, в религиозных и мифологических произведениях. Так, широко известна буддийская притча о трёх обезьянах, одна из которых не видит зла, другая – не слышит зла, а третья – не говорит (и не совершает) зла. Это, согласно буддийским представлениям, три главные составляющие человечности.

Правда, человечность в религиозных предписаниях зачастую носит непоследовательный и однобокий характер. К примеру, заповеди Ветхого Завета предписывали гуманное и дружественное отношение между «сынами Израилевыми». По отношению к другим народам те же заповеди допускали, а иногда и предписывали необузданную жестокость.

Исключительную гуманность проповедует и индуизм. Зачастую в этой религии этот принцип доводится до абсурда: в некоторых течениях индуизма монахи обязаны ходить с метёлочкой, которой они подметают землю перед собой, чтобы случайно не наступить на какое-нибудь мелкое животное.

Впрочем, религиозные постановления соблюдаются далеко не всегда и не всеми; литературные произведения описывают некие идеалы, которые далеки от действительности. Существуют ли яркие примеры человечности в реальной жизни? Их тоже достаточно много.

В качестве одного из примеров можно привести Турцию. В этой стране с определённого времени культивируется исключительно гуманное отношение к бездомным животным. Уличные кошки и собаки обзаводятся уютными домиками, на которых имеется надпись, призывающая не причинять хозяину домика зла.

Во многих турецких городах установлены автоматы, кормящие бездомных животных. Такое отношение к братьям нашим меньшим в «восточной» стране многим может показаться парадоксальным, особенно в сравнении с привычками «цивилизованных» европейцев.

В Европе охота, в частности – на редких и исчезающих животных, остаётся одним из самых популярных видов развлечений. Животные убиваются на потеху публике. Конечно, зоозащитники не стоят в стороне, и за последнее время им удалось многое сделать.

Дошло даже до того, что в ряде стран стали официально запрещать цирки и некоторые виды зоопарков, поскольку животные в них содержатся в ненадлежащих условиях и нередко подвергаются мучениям – тоже для развлечения досужей публики.

Примеры человечности порой проявляются с неожиданной стороны. Всем известна легенда о Робин Гуде – «благородном разбойнике», который грабил богатых и раздавал награбленное бедным. Реальный прототип Робин Гуда, скорее всего, не был таким благородным, однако в народном сознании родился образ именно такого героя. Подобным персонажем был и Тиль Уленшпигель.

Джек-Прыгун – персонаж мистических городских легенд в викторианской Англии. Это было злобное антропоморфное существо, имевшее пружины на обуви, позволявшие ему высоко прыгать и быстро бегать. Обладал он и другими сверхъестественными способностями. Джек-Прыгун пугал прохожих, грабил одиноких путников и совершал ещё много всякого зла.

Однако неожиданную трансформацию этот персонаж претерпел в оккупированной нацистами Чехословакии: здесь на его основе возник народный образ Перака – сверхъестественного существа, который борется с нацистами и помогает несчастным жителям оккупированной страны.

Легендарный разбойник снова стал справедливым героем, проявляющим исключительную гуманность.

Проблемы человечности

Как мы показали выше, человечность не всегда проявляется последовательно. Одна из проблем в этом плане – ожидание того, что окружающие оценят твой «добрый поступок».

Если человек сталкивается с тем, что адресаты гуманного поведения не оценят оказанной помощи, то зачастую он разочаровывается в людях и в необходимости быть человечным.

Эгоистические тенденции берут верх, когда человек чувствует себя уязвлённым.

Происхождение гуманности изучается давно. Многие исследователи убеждены, что такое высшее чувство, как человечность, имеет биологические корни; она или её прообразы наблюдаются и в животном мире; недавние исследования показали, что альтруистические отношения существуют даже среди простейших одноклеточных животных.

Существуют различные биологические предпосылки «человечности». Например, забота о стариках и уважительное отношение к ним появились в обезьяньих стаях, где особи, дожившие до преклонного возраста, играют роль социального резерва: если родители погибнут в схватках с конкурентами или хищниками, то забота об их потомстве переходит именно к старикам.

Также не следует путать гуманность и гуманизм. Последний термин обозначает учение, пропагандирующее превосходство человека, его исключительное положение в природе, в том числе его право изучать и изменять окружающую действительность.

Гуманизм давал толчок к всестороннему развитию человека, в том числе расцвет наук и искусств, но он же приводил и к таким печальным последствиям, как уничтожение множества видов животных и растений, порча экологии в угоду достижениям цивилизации.

Источник: https://PsyLogik.ru/103-chelovechnost.html

Ссылка на основную публикацию