Причины социально-психологической дезадаптации: какие могут быть у детей и подростков

Социальная дезадаптация

08.11.2016

Снежана Иванова

Под социальной дезадаптацией обычно понимают полную или частичную неприспособленность личности к условиям окружающей действительности.

Этот термин прочно вошел в жизнь современного человека. Удивительно, но с развитием информационных технологий множество людей чувствуют себя одинокими и неприспособленными к внешним условиям действительности.

Некоторые теряются в совершенно обыденных ситуациях и не знают, как им лучше поступить в том или ином случае. В настоящее время участились случаи депрессии у молодых людей. Казалось бы, впереди целая жизнь, но не каждый хочет действовать в ней активно, преодолевать трудности.

Получается, что взрослому человеку приходится заново учиться радоваться жизни, потому что он стремительно утрачивает этот навык. То же касается и депрессии у детей, у которых отмечается дезадаптация.

Сегодня подростки предпочитают виртуальное общение, реализовывать в интернете свои потребности в общении. Компьютерные игры и социальные сети отчасти заменяют нормальное человеческое взаимодействие.

Под социальной дезадаптацией обычно понимают полную или частичную неприспособленность личности к условиям окружающей действительности.

Человек, страдающий дезадаптацией, не может эффективно взаимодействовать с другими людьми. Он либо постоянно избегает всяческих контактов, либо демонстрирует агрессивное поведение.

Социальная дезадаптация характеризуется повышенной раздражительностью, неумением понять другого и принять чужую точку зрения.

Социальная дезадаптация наступает тогда, когда конкретный человек перестает замечать, что происходит во внешнем мире и полностью погружается в придуманную реальность, частично заменяя ею отношения с людьми.

Согласитесь, ведь нельзя полностью сосредоточиться только на самом себе.

В таком случае утрачивается возможность личностного роста, поскольку негде будет черпать вдохновение, делиться с окружающими своими радостями и печалями.

Причины социальной дезадаптации

У любого явления всегда есть весомые основания. У социальной дезадаптации тоже имеются свои причины. Когда внутри человека все хорошо, он вряд ли станет избегать общения с себе подобными.

Так что дезадаптация в той или иной мере, но всегда свидетельствует о некотором социальном неблагополучии личности.

Среди основных причин социальной дезадаптации нужно выделить следующие наиболее часто встречающиеся.

Педагогическая запущенность

Другой причиной являются требования общества, которые конкретный индивид никак не может оправдать. Социальная дезадаптация в большинстве случаев появляется там, где имеет место быть невнимательное отношение к ребенку, отсутствие должного ухода и заботы.

Педагогическая запущенность подразумевает, что с детьми мало занимаются, и потому они могут уходить в себя, чувствовать себя ненужными взрослым. Став старше, такой человек наверняка замкнется в себе, уйдет в свой внутренний мир, закроет дверь и никого туда не пустит.

Дезадаптация, конечно, как всякое явление, формируется постепенно, в течение нескольких лет, а не мгновенно. Дети, которые испытывают субъективное ощущение ненужности в раннем возрасте, впоследствии будут страдать от того, что их не понимают окружающие. Социальная дезадаптация лишает человека моральных сил, отнимает веру в себя и собственные возможности.

Причину следует искать в окружении. Если у ребенка имеет место быть педагогическая запущенность, высока вероятность того, что он, став взрослым, станет испытывать колоссальные трудности с самоопределением и с тем, чтобы найти свое место в жизни.

Причины социально-психологической дезадаптации: какие могут быть у детей и подростков

Утрата привычного коллектива

Иногда происходит так, что человек выпадает из общества по причине длительной болезни или смены рода деятельности. Социальная дезадаптация начинается не сразу, а спустя какое-то время.

Просто человек вдруг начинает замечать за собой, что ему не хочется лишний раз выходить из дома, следить за собой, выполнять какие-то рутинные обязанности, с кем-то встречаться. Человек сосредоточивается на самом себе и уходит с головой в работу.

Постепенно он привыкает действовать в одиночку, присутствие кого бы то ни было начинает сильно мешать и даже раздражать. Дезадаптация постепенно увеличивается, появляются различные страхи, связанные с другими людьми и взаимодействием в целом. Творческие люди, к примеру, вынуждены много времени проводить наедине с собой.

Только так они могут черпать неиссякаемый источник вдохновения, чтобы затем реализовывать его в продуктах своего труда. Но не все знают, как тяжело им приходится, когда за весь день не с кем обмолвиться словом, поделиться радостью или печалью.

Конфликт с окружением

Случается, что конкретный индивид бросает вызов целому обществу. В таком случае он чувствует себя незащищенным и уязвимым. Причина заключается в том, что на психику ложатся дополнительные переживания. Такое состояние приходит в результате дезадаптации. Конфликт с окружающими невероятно выматывает, держит человека на расстоянии от всех.

Формируется подозрительность, недоверие, в целом ухудшается характер, возникает вполне закономерное чувство беспомощности. Социальная дезадаптация – это только следствие неправильного отношения человека к миру, неумения выстроить доверительные и гармоничные отношения.

Говоря о дезадаптации, не следует забывать о личном выборе, который ежедневно совершает каждый из нас.

Виды социальной дезадаптации

Дезадаптация, к счастью, происходит с человеком не молниеносно. Требуется время для развития неуверенности в себе, для того, чтобы в голове поселились значимые сомнения по поводу внешности и выполняемой деятельности. Выделяют две основные стадии или виды дезадаптации: частичную и полную.

Первый вид характеризуется началом процесса выпадения из общественной жизни. Например, человек в результате болезни перестает ходить на работу, не интересуется происходящими событиями. Однако он поддерживает связь с родственниками и, возможно, друзьями.

Второй вид дезадаптации отличается утратой веры в себя, сильным недоверием к людям, потерей интереса к жизни, любым ее проявлениям. Такой человек не знает как вести себя в обществе, не представляет ее норм и законов. У него создается впечатление, что он постоянно что-то делает не так.

Нередко обоими видами социальной дезадаптации страдают люди, имеющие какую-либо зависимость. Любая аддикция предполагает отрыв от общества, стирание привычных границ. Девиантное поведение всегда в той или иной степени сопряжено  с  социальной дезадаптацией. Человек просто не может оставаться прежним, когда его внутренний мир разрушается.

Значит разрушаются и многолетние выстроенные связи с людьми: родственниками, друзьями, ближайшим окружением. Важно не допустить развития дезадаптации ни в каком виде.

Особенности социальной дезадаптации

Говоря о социальной дезадаптации, следует иметь в виду то обстоятельство, что имеются некоторые особенности, которые не так легко победить, как это может показаться на первый взгляд.

Устойчивость

Человек, подвергнувшийся социальной дезадаптации, не может быстро опять войти в коллектив даже при сильном желании. Ему необходимо время для выстраивания собственных перспектив, накопления положительных впечатлений, формирования позитивной картины мира.

Чувство ненужности и субъективное ощущение разорванности с обществом – главные особенности дезадаптации. Они будут еще долго преследовать, не отпускать от себя.

Дезадаптация на самом деле причиняет много боли личности, поскольку не дает ей расти, продвигаться вперед, верить в имеющиеся возможности.

Сосредоточенность на себе

Причины социально-психологической дезадаптации: какие могут быть у детей и подростков

Другой особенностью социальной дезадаптации является чувство замкнутости и опустошенности. Человек, у которого наблюдается полная или частичная дезадаптация, всегда крайне сконцентрирован на собственных переживаниях. Эти субъективные страхи формируют чувство ненужности и некоторой отстраненности от общества. Человек начинает бояться бывать среди людей, строить определенные планы на будущее. Социальная дезадаптация предполагает, что личность постепенно разрушается и утрачивает все связи со своим ближайшим окружением. Потом становится трудно общаться с любыми людьми, хочется куда-то убежать, спрятаться, раствориться в толпе.

Признаки социальной дезадаптации

По каким признакам можно понять, что у человека имеется дезадаптация? Существуют характерные признаки, указывающие на то, что  личность является социально изолированной, переживает некоторое неблагополучие.

Агрессия

Самым ярким признаком дезадаптации является проявление негативных чувств. Агрессивное поведение свойственно для социальной дезадаптации. Поскольку люди находятся вне всякого коллектива, они со временем утрачивают навык общения.

Личность перестает стремиться к взаимопониманию, ей становится гораздо проще получить желаемое с помощью манипуляции. Агрессия опасна не только для окружающих людей, но и для того человека, от которого она исходит.

Дело в том, что постоянно проявляя недовольство, мы разрушаем свой внутренний мир, обедняем его до такой степени, что все начинает казаться безвкусным и блеклым, лишенным смысла.

Уход в себя

Другим признаком дезадаптации человека к внешним условиям становится ярко выраженная замкнутость. Человек перестает общаться, рассчитывать на помощь других людей. Ему становится гораздо проще потребовать чего-то, нежели решиться попросить об одолжении.

Социальная дезадаптация характеризуется отсутствием прочно выстроенных связей, отношений и стремлений завязать новые знакомства. Человек может долгое время находиться один, и чем дольше это продолжается, тем сложнее ему становится вернуться в коллектив, суметь восстановить прерванные связи.

Уход в себя позволяет личности избежать ненужных столкновений, которые могли бы негативно повлиять на настроение. Постепенно человек привыкает прятаться от людей в привычной для него обстановке и не хочет ничего менять. Социальная дезадаптация коварна тем, что поначалу никак не замечается личностью.

Когда человек сам начинает осознавать, что с ним что-то не в порядке, то становится уже поздно.

Социофобия

Она является следствием неправильного отношения к жизни и почти всегда характеризует любую дезадаптацию. Человек перестает строить социальные связи и со временем у него не остается близких людей, которым было бы интересно его внутреннее состояние.

Общество никогда не прощает личности инакомыслия, желания жить только ради себя. Чем больше мы склонны замыкаться на своей проблеме, тем труднее впоследствии становится выходить из своего уютного и привычного мирка, который уже функционирует, казалось бы, по нашим законам.

Социофобия является отражением внутреннего уклада жизни человека, подвергнувшегося социальной дезадаптации. Страх перед людьми, новыми знакомствами обусловлен необходимостью менять отношение к окружающей действительности.

Это признак неуверенности в себе и того, что у человека наблюдается дезадаптация.

Нежелание подчиняться требованиям общества

Социальная дезадаптация постепенно превращает личность в раба самого себя, который боится выйти за рамки собственного мира. У такого человека существует огромное количество ограничений, которые мешают ему почувствовать себя полноценным счастливым человеком.

Дезадаптация заставляет избегать всяческого контакта с людьми, а не только выстраивать с ними серьезные отношения. Иногда доходит до абсурда: надо куда-то сходить, а человек боится выйти на улицу и придумывает себе различные оправдания, чтобы только не покидать безопасного места.

Происходит это еще и потому, что общество диктует личности свои требования. Дезадаптация заставляет избегать подобных ситуаций. Человеку становится важно только защитить свой внутренний мир от возможных посягательств со стороны других людей.

В противном случае он начинает чувствовать себя крайне некомфортно и неуютно.

Причины социально-психологической дезадаптации: какие могут быть у детей и подростков

Коррекция социальной дезадаптации

Над проблемой дезадаптации обязательно нужно работать. В противном случае она будет только стремительным образом увеличиваться и все больше препятствовать развитию человека.

Дело в том, что дезадаптация сама по себе разрушает личность, заставляет переживать ее негативные проявления тех или иных ситуаций.

Коррекция социальной дезадаптации заключается в возможности проработать внутренние страхи и сомнения, вытащить на свет болезненные мысли человека.

Социальные контакты

Пока дезадаптация не зашла слишком далеко, следует как можно скорее начинать действовать. Если вы утратили все связи с людьми, начинайте снова знакомиться. Общаться можно везде, со всеми и о чем угодно. Не надо бояться показаться глупым или слабым, просто будьте самими собой.

Читайте также:  Причина навязчивых мыслей в голове, способы избавление от них у взрослых и детей

Заведите себе хобби, начните посещать различные тренинги, интересующие вас курсы. Высока вероятность того, что именно там вы встретите единомышленников и людей, близких  по духу. Не нужно ничего опасаться, позвольте событиям развиваться естественным образом. Чтобы постоянно быть в коллективе, устройтесь на постоянную работу.

Без общества жить трудно, а коллеги помогут вам решать различные рабочие моменты.

Проработка страхов и сомнений

У того, кто страдает дезадаптацией, обязательно имеется целый набор нерешенных вопросов. Как правило, они касаются самой личности. В таком тонком деле поможет грамотный специалист – психолог.

Дезадаптацию нельзя пускать на самотек, необходимо контролировать ее состояние. Психолог поможет вам разобраться со своими внутренними страхами, увидеть окружающий мир под другим углом зрения, удостовериться в собственной безопасности.

Вы и не заметите, как проблема вас покинет.

Профилактика социальной дезадаптации

Лучше не доводить до крайности и не допускать развития дезадаптации. Чем раньше будут предприняты активные меры, тем лучше и спокойнее вы начнете себя ощущать. Дезадаптация – это слишком серьезно, чтобы можно было с этим шутить.

Всегда есть вероятность того, что человек, уйдя в себя, больше никогда не вернется к нормальному общению. Профилактика социальной дезадаптации состоит в систематическом наполнении себя позитивными эмоциями.

Следует как можно больше взаимодействовать с другими людьми, чтобы оставаться адекватной и гармоничной личностью.

Таким образом, социальная дезадаптация – это сложная проблема, требующая к себе пристального внимания. Человек, который избегает общества, обязательно нуждается в помощи. Поддержка ему необходима тем сильнее, чем больше он чувствует себя одиноким и ненужным.

Источник: https://psyh.info/article/harakter/sotsialnaya-dezadaptatsiya.html

Что такое социальная дезадаптация в психологии и каковы ее признаки

13.05.2018

Дорогие читатели, пришло время поговорить о том, что собой представляет социальная дезадаптация. Вы узнаете, по каким причинам возникает подобное состояние. Вам станет известно, какие проявления его характеризуют. Выясните, как такая дезадаптация проявляется у детей и подростков. Вам станут известны методы борьбы с подобным состоянием.

Общие сведения

Данный термин укоренился в жизни людей. Кому-то может показаться удивительным то, что с развитием инновационных технологий, многие люди ощущают одиночество, становятся неприспособленными к условиям окружающей действительности. Некоторые личности не способны сориентироваться даже в обычных ситуациях, не знают, как себя вести в том или ином случае.

Под понятием социальной дезадаптации, как правило, рассматривают частичную или полную неприспособленность личности к окружающей действительности, ее условиям.

Особа, которая страдает дезадаптацией, неспособна нормально взаимодействовать с другими индивидами. Такая личность будет или регулярно избегать контактирования или проявлять агрессивное поведение.

Такому состоянию характерны повышенная раздражительность, неспособность принимать чужую точку зрения.

Такая дезадаптация появляется тогда, когда отдельно взятый индивид прекращает замечать происходящее в реальном мире, полностью пропадает в своей реальности, заменяя отношения с живыми людьми. При этом происходит утрата личностного роста.

Различают два вида СД.

  1. Частичная дезадаптация. Происходит выпадение из общественной жизни. Характерным примером является то, как человек после длительной болезни впервые выходит на работу. В этот период у него не было общения с коллегами, но присутствовали друзья и родственники.
  2. Полная дезадаптация. Происходит потеря веры в собственные силы, развивается недоверие к людям. Особа не знает, как вести себя, не представляет норм общества. Создается впечатление, что происходит что-то не так, как нужно.

Оба вида могут присутствовать у людей, которые имеют зависимости. Девиантное поведение всегда идет наравне с дезадаптацией в той или иной степени проявления.

Существует пять уровней развития СД.

  1. Нулевая стадия. Отсутствуют личностные деформации, ценности не изменены. Проявляются исключительно незначительные формы поведенческих изменений, грубое обращение, непослушание. Решение проблемы: социальное воспитание, прививание человеку убеждений социальных норм, информирование.
  2. Негативные социальные установки. Личностная деформация все еще отсутствует, однако, проявляется сильная зависимость от окружающих. Человек может начать экспериментировать с курением, алкоголем. Технология профилактики включает предупреждение профориентации по отношению к ближайшему окружению ребенка и его самого.
  3. Систематический. Присутствует проявления делинквентного поведения, кражи, хулиганство, драки. Носит хронический характер, появляются зачатки дезадаптации личности. Зачатки берутся в нарушениях мотивационно — потребностной сферы человека, у него становится меньше интересов и целей в жизни. В такой ситуации необходима социальная коррекция, чтобы исправить поведение.
  4. Аддикция, зависимость. Поведение индивида представляет опасность для других людей. Требуется реабилитация, главное, чтоб человек сам захотел измениться.
  5. Сопротивление. Индивид противостоит всем нормам, пытается изменить мир. Личностная деформация уже носит необратимый характер. У человека сформированная противоположная система ценностей. На данной стадии необходима ресоциализация, которая будет проявляться изменением установок, норм, целей и жизненных ценностей индивида.

Причины

Конфликтное поведение — возможная причина развития социальной дезадаптации

  1. Педагогическая запущенность. Наличие невнимательного отношения к ребенку, отсутствует забота и должный уход. Когда малышу уделяется недостаточно внимания, он уходит в себя, чувствует, что никому не нужен. Когда он взрослеет, может замкнуться, уйти во внутренний мир.

    Дезадаптация будет формироваться постепенно на протяжении нескольких лет, также может быть внезапной. Если ребенок ощущал свою ненужность, то, повзрослев, у него возникнут сложности с пониманием окружающих. Дезадаптация лишает моральных сил, лишает веры в собственные возможности и в себя. Появляются сложности с самоопределением, невозможность найти свое место под солнцем.

  2. Потеря привычного коллектива. Может проявляться в ситуациях, когда имело место длительное заболевание или присутствовала смена деятельности. Дезадаптация проявиться через какое-то время в нежелание выходить из дома, выполнять обыденные обязанности, следить за собой, с кем-то видеться. Человек может уйти с головой в работу, сосредоточиться на самом себе.

    Постепенно он поймет, что может действовать без чьей-либо помощи, другие люди начнут его раздражать. Со временем сформируются всевозможные страхи, касающиеся общения с другими людьми и взаимодействия с ними. Например, творческие индивиды много времени проводят наедине с собой, так они черпают вдохновение, чтобы иметь возможность реализоваться в своем труде.

    Но при этом у них нет возможности поделиться с кем-то своей радостью.

  3. Конфликт с окружением. Отдельная особа может бросить вызов всему обществу, она будет чувствовать себя незащищенной. Конфликт сильно выматывает, формирует недоверие и подозрительность, разрушает характер в целом, возникает чувство беспомощности.

    СД является следствием неумения выстраивать правильные отношения с другими людьми и с окружающим миром.

Характерные проявления

Агрессия — возможное проявление социальной дезадаптации

Предлагаю Вашему вниманию признаки, характеризующие данное состояние.

  1. Агрессия. Проявляется по той причине, что человек, не имея нормального общения, утрачивает этот навык. Личность больше не стремится, чтобы ее понимали, ей гораздо проще получить желаемое, используя манипуляцию. Данное проявление несет опасность, как самому человеку, так и его окружению.
  2. Уход в себя. Появляется замкнутость, личность перестает рассчитывать на помощь других. Проще самому все сделать, отсутствуют отношения с другими людьми, человек не заводит новые знакомства.
  3. Социофобия. Индивид со временем прекращает строить социальные связи, у него больше нет близких людей, которых бы интересовало его внутреннее состояние. Страх перед новыми знакомствами появляются из-за необходимости что-то менять в своем отношении к окружающей его действительности.
  4. Нежелание подчиняться к требованиям, принятым в обществе.

Дезадаптация у детей

На сегодняшний день присутствует критическая ситуация, которая сложилась в обществе, связанная с социальной дезадаптацией детей. Все чаще фиксируются такие проявления, как:

  • нежелание обучаться;
  • педагогическая запущенность;
  • повышенная утомляемость;
  • серьезное истощение;
  • отсутствие целенаправленности;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • алкоголизация в раннем возрасте.

К причинам появления проблемы в детском возрасте относят:

  • неадекватность оценивания себя в момент общения;
  • отсутствие коммуникативных навыков, даже элементарных;
  • завышенное требование к своему окружению, особенно, когда ребенок превосходит своих сверстников по тем или иным параметрам;
  • эмоциональная нестабильность;
  • тревожное состояние и боязнь общения;
  • замкнутость;
  • преобладание собственного Я, ощущение превосходства над другими.

Когда у ребенка отсутствуют коммуникационные навыки, это является значительной преградой для межличностных отношений.

Дезадаптация в социальной сфере может проявляться:

  • излишней агрессией ребенка;
  • заниженной самооценкой;
  • отсутствием желания общаться;
  • неуравновешенность, которая может проявляться перепадами настроения;
  • замкнутость;
  • демонстрация своих эмоций на людях.

Подобное состояние весьма опасно для детского возраста, так как может привести к серьезным последствиям, а именно:

  • личностным деформациям;
  • задержке психического и физического развития;
  • дисфункции мозга;
  • одиночеству;
  • расстройствам нервной системы, в частности агрессивности, подавлении инстинкта самосохранения, проблем взаимоотношения с другими людьми и сверстниками, к суициду.

В подростковом возрасте

Сегодня у молодежи все чаще диагностируется депрессия. У них еще долгая счастливая жизнь впереди, при этом они не способны вести активные действия и преодолевать сложности.

Выходит так, что уже взрослый человек должен по-новому учиться получать от жизни удовольствие, потому как он ускоренно теряет данный навык. Это же касается и депрессивного состояния в детском возрасте.

В современном мире подростки отдают предпочтение виртуальному общению, а не реальному, они при помощи интернета реализуют все свои потребности. Социальные сети, компьютерные игры фактически заменяют человеческое взаимодействие.

Личность развивается в процессе своей жизнедеятельности, когда происходит изменение детского отношения к реальности.

Под влиянием условий внешней среды и наличия внутренних факторов у ребенка развивается дезадаптация, которая проявляется девиантным поведением.

В подростковом возрасте происходит нарушение процесса социализации, деформация ценностных и референтных ориентаций, снижение значимости воздействия педагогов и родителей.

У школьников все чаще проявляется дезадаптация, потому что современная образовательная система не способствует нормальной социализации личности.

Кроме того, она усугубляет процесс СД, связанный со сложностями в семейном воспитании, что проявляется еще большими аномалиями в поведении подростков.

Именно поэтому на сегодняшний день все больше подростков имеют негативный характер процесса социализации, происходит возрастание несовершеннолетней преступности.

На высокий рост дезадаптированных подростков оказывают влияние такие противоречия, как:

  • безразличие к вредным привычкам в школьной среде;
  • отсутствие борьбы с прогулами;
  • отсутствие воспитательной работы со школьниками;
  • наличие подростков, которые бросили школу.

Это приводит к тому, что дети в подростковом возрасте все чаще вступают в преступные группировки, а там развивается девиантное, противоправное поведение. Развитие дезадаптации у подростков является результатом социального отчуждения молодежи от общества.

К характерным проявлениям СД в школе относят:

  • неуспеваемость, может проявляться хроническим процессом, отсутствием освоения общеобразовательной программы и навыков в учебе;
  • неправильное отношение к процессу обучения в целом, а также к отдельно взятым предметам, преподавателям, при этом поведение может быть, как равнодушным, так и демонстративным или пассивным;
  • постоянно повторяющиеся отклонения в поведении, в процессе обучения, в частности, нарушение дисциплины, пренебрежение школьными правилами, вандализм.

Существует два вида дезадаптации в подростковом возрасте.

  1. Школьная. Несоответствие социо — психологического и психофизического состояния детей требованиям обучения в школе. Проявляются затруднения с овладением навыков, знаниями, иногда невозможностью обучения.
  2. Социальная. Поведение не соответствует принципам, принятым для детей и подростков. Она может проявляться:
  • асоциальным поведением;
  • нарушением норм, прав и морали;
  • отчуждением от основных институтов социализации;
  • в склонности к суициду;
  • деформации системы ценностей и социальных установок;
  • внутренней саморегуляции;
  • в резком ухудшении нервно — психического здоровья;
  • подростковом алкоголизме.

Основываясь на степени глубины, выделяют две стадии дезадаптации:

  • первая — представляет собой педагогически запущенных учеников;
  • вторая — социально запущенные подростки. Она характеризуется отчуждением от школы, от семьи, от институтов социализации. Развитие происходит под влиянием эндогенных и социальных факторов. Для подростков становятся характерными безнадзорность, бродяжничество, наркомания, к трудовой деятельности они относятся негативно.

Социально — психологическая дезадаптация в подростковом возрасте развивается под воздействием ряда факторов:

  • наследственность;
  • дефекты семейного и школьного воспитания;
  • социальный фактор, в частности, социально — экономические и социальные условия функционирования в обществе;
  • наличие деформаций в самом обществе;
  • результат деятельности самого индивидуума, которая начинается избирательным отношением к ценностям и нормам окружения.

Коррекция состояния

Новые знакомства и общение с другими людьми — метод борьбы с СД

  1. Важно создание социальных контактов.
  2. Если среди знакомых уже никого не осталось, попытайтесь познакомиться с кем-то новым, старайтесь общаться везде, где это только можно.

    Не нужно бояться, что о Вас сложится впечатление, как о глупом человеке, оставайтесь самим собой.

  3. Найдите себе увлечение, отправьтесь на специализированный кружок. Посетите тренинги, курсы. Там Вы сможете найти людей со схожими интересами, завязать новые знакомства.

  4. Попытайтесь устроиться на постоянную работу, чтобы сформировался круг общения. Осознайте то, что без живого общения невозможно нормально существовать.
  5. Поборите свои сомнения и страхи. Если самостоятельно не получается с ними справиться, обратитесь за помощью к психологу.

  6. Коррекция данного состояния у детей включает в себя специальные тренинги, которые обучают развитию навыков коммуникативности, психотехнические занятия, развивают личность с разных сторон, занимаются релаксацией.

Профилактика

Профилактика включает в себя и действия, направленные на детей, у которых появились первые признаки социальной дезадаптации

  1. Первичная. Направлена на предотвращение развития возможных проблем, неблагоприятных условий, которые могут влиять на формирование дезадаптации.
  2. Вторичная.

    Направлена на распознание ранних проявлений дезадаптации, уменьшение воздействия плохих факторов, работу с детьми, которые находятся в группе риска.

  3. Третичная. Проведение специальных мероприятий при наличии уже появившихся признаках дезадаптации.

    Направлена на предупреждение формирования новых проявлений.

Теперь Вы знаете, что собой представляют причины социальной дезадаптации. Зная их, человек способен предупредить развитие подобного состояния.

Если замечаете в себя характерные проявления, то лучше не бездействовать, а сразу заняться корректировкой, чтобы не допустить развития последствий.

Что такое социальная дезадаптация в психологии и каковы ее признаки Ссылка на основную публикацию Причины социально-психологической дезадаптации: какие могут быть у детей и подростков Причины социально-психологической дезадаптации: какие могут быть у детей и подростков

Источник: https://psycho4you.ru/lichnost/harakter/sotsialnaya-dezadaptatsiya-lichnosti

Социальная дезадаптация детей и подростков, синдром госпитализма

Здоровье, самочувствие и успешность человека во многом определяется его умением адаптироваться к окружающим условиям и налаживать связи с людьми.

Кому-то это удается очень легко, кто-то учится в течение жизни, а для некоторых это превращается в настоящую проблему.

Психологическая дезадаптация не только ухудшает качество жизни человека, но и может стать причиной развития множество психологических и социальных проблем – от отсутствия круга общения до невозможности работать и содержать себя.

Что такое десоциализация

Причины социально-психологической дезадаптации: какие могут быть у детей и подростков

Десоциализация или социальная дезадаптация – это полная или частичная неспособность человека адаптироваться к существующим вокруг него условиям среды и обществу.

Адаптационный механизм является одним из важнейших условий успешного существования человека, благодаря ему он с детства приучается соблюдать определенные нормы, общаться согласно существующим в конкретном обществе правилам и вести себя соответственно возникающим ситуациям. Нарушение этого адаптационного механизма приводит к «срыву» или отсутствию появления налаженных связей между индивидуумом и социумом, человек «не вписывается» в существующие рамки и не может полноценно взаимодействовать с окружающими.

Причины социальной дезадаптации могут быть разными, только часть людей, страдающих от подобного расстройства, имеют различные психопатологии, у остальных это состояние возникает в результате неправильного воспитания, стрессов или депривации.

Дезадаптация у детей

Особое значение приобретает дезадаптация детей в современном обществе. Все больше детей в развитых и развивающих странах страдают разнообразными нарушениями поведения и психики.

Большинство из них не могут нормально адаптироваться к социуму и, по мере их роста и взросления, количество проблем только увеличивается.

Причем, по мнению специалистов, только чуть больше половины таких детей страдает от неврологических заболеваний и психопатологий, у других нарушение социальной адаптации возникает из-за условий их жизнедеятельности, неправильного воспитания или его отсутствия, а также влияния родителей и окружающей среды.

Социальная дезадаптация детей и подростков может крайне отрицательно отразится на их развитии – такие дети не могут нормально устанавливать контакты со сверстниками, а затем – с окружающими их людьми, у них возникают деформации личности, асоциальные наклонности, может развиться неврологическое заболевание или они не смогут достичь каких-либо успехов в будущем.

Своевременная коррекция таких нарушений у детей и подростков помогает им достаточно быстро преодолеть состояние дезадаптации и усвоить все необходимые навыки. Во взрослом возрасте и у старших подростков на это требуется гораздо больше времени и усилий – это связано, как с меньшей пластичностью психики, так и с количеством «навыков», которые необходимо восполнить.

Это неоднократно подтверждалось многочисленными исследованиями и практической деятельностью – дети в раннем возрасте находившиеся в состоянии социальной дезадаптации, легко и быстро догоняют и даже опережают своих сверстников в развитии при помещении их в благоприятные условия. А вот взрослым, выросшим в состоянии дезадаптации, гораздо сложнее усвоить необходимую информацию и «влиться» в более сложный социум.

Причины дезадаптации

Причины социально-психологической дезадаптации: какие могут быть у детей и подростков

Десоциализация или психическая дезадаптация может возникнуть из-за психологических, физических или социальных причин.

Самыми значимыми, на сегодняшний день, считаются социальные и социально-экономические причины, так и нарушения в работе нервной системы и особенности психики могут быть скорректированы правильным воспитанием и развитием, а вот не соблюдение правил воспитания в социуме может привести к проблемам с социальной адаптацией даже при полном физическом и психическом здоровье.

Социально психологическая дезадаптация возникает при:

  • Физических или биологических нарушениях – травмах головного мозга, заболеваниях нервной системы, инфекционных заболеваний, протекающих с высокой температурой и интоксикацией.
  • Психологических нарушениях – особенности нервной системы (слабость, излишнее возбуждение, нарушение волевых процессов), акцентуации характера и так далее.
  • Социальных нарушениях – особенно значим этот фактор в детском и подростковом возрасте. Неправильное воспитание, отвержение ребенка или подростка семьей или коллективом может привести к дезадаптации и развитии серьезных нарушений психики. Взрослые также могут страдать от социально-психологической дезадаптации оказавшись в непривычной и враждебной для них обстановке, ситуации всеобщего неприятия или травмы (например, психически здоровый, полностью адаптированный взрослый человек при помещении в места лишения свободы или асоциальное сообщество).

Десоциализация в детском и подростковом возрасте может быть вызвана и некоторыми другими факторами, например, длительным содержанием ребенка без родителей или нарушением общения в школе.

Госпитализм у детей – это патологический синдром, который развивается у детей, длительное время находящихся в условиях больницы или интерната, насильно оторванных от родителей и привычного круга общения.

Дефицит общения приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, формированию эмоциональных нарушений и социальной дезадаптации.

Такие нарушения возникают из-за отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, а также недостатка положительных и отрицательных раздражителей со стороны социума. Ребенок в таких условиях предоставлен самому себе и не может полноценно развиваться.

Синдром госпитализма у детей развивается не только при помещении в больницу, но и при длительном пребывании в интернате, детском доме и других местах, где ребенок лишается привычного круга общения.

У подростков чаще возникает школьная дезадаптация. Десоциализация развивается в случае «непохожести» ученика на других сверстников, причем причиной «изгнания из общества» может быть любая отличительная черта: низкая или высокая успеваемость, внешние данные, индивидуальные черты или что-то другое.

Школьная дезадаптация часто возникает при смене привычной среды для ребенка, резком изменении его внешности или социального фактора, иногда – без видимых причин.

Отторжение, насмешки со стороны сверстников и отсутствие поддержки со стороны учителей и взрослых приводят к нарушению установления социальных связей и утраты своего места в социуме.

Кроме вышеперечисленных причин десоциализация может возникать из-за нервных и психических расстройств у детей и взрослых:

  • Аутизма
  • Шизофрении
  • Биполярном – расстройстве личности
  • Обсессивно-компульсивное расстройстве и так далее.

Симптомы десоциализации

Социальная дезадаптация проявляется в невозможности человека полноценно приспособиться к окружающим его условиям. Выделяют полную и частичную социальную дезадаптацию.

При частичной дезадаптации человек перестает контактировать или соприкасаться с определенными сферами жизни: не ходит на работу, не посещает мероприятия, отказывается от общения с друзьями.

При полной – нарушения возникают во всех сферах жизни, человек замыкается в себе, перестает общаться даже с самыми близкими и постепенно теряет связь с окружающей его действительностью.

Признаки социальной дезадаптации:

  • Агрессивность – один из самых характерных признаков. Дезадаптированные дети становятся агрессивными, так как они просто не понимают как себя вести и заранее занимают защитную позицию. Подростки и взрослые также используют вербальную и невербальную агрессию, манипуляции и ложь для наиболее быстрого достижения целей. В таком состоянии они не делают попыток наладить взаимодействие с окружающими и не пытаются понять, какие в этом обществе существуют нормы и правила.
  • Замкнутость – еще один характерный признак. Человек перестает общаться с окружающими, он полностью уходит в себя, прячется от людей, препятствует попыткам завязать с ним отношения.
  • Социофобия – постепенно развивается страх перед общением, большим количеством людей, необходимостью разговаривать с кем-то и так далее. Человеку становится все сложнее сделать что-то, выходящее за рамки его ежедневных дел, он начинает бояться посетить незнакомое место, сходить куда-то, завести разговор с незнакомым человеком или даже, выйти из дома.
  • Отклоняющееся поведение – отсутствие социальных контактов приводит к игнорированию существующих в обществе норм и правил. Результатом этого часто становится отклоняющееся или асоциальное поведение.

Коррекция

  • Социальная дезадаптация характеризуется утратой связей с обществом и окружающим миром и если вовремя не будет проведена коррекция этого состояния, то возможно полное разрушение личности или ее недоразвитие.
  • Коррекция социальной дезадаптации начинается с установления причин ее развития и зависит от возраста пациента.
  • Людям, у которых синдром десоциализации, возник во взрослом возрасте, рекомендована помощь психотерапевта или психолога, посещение тренингов, обязательное налаживание социальных контактов, работа с собственным поведением, страхами и так далее.

Дезадаптированные дети нуждаются в длительной совместной работе родителей или воспитателей, педагогов и психологов. Необходимо оценить степень отставания в развитии, понять, что в психике ребенка изменилось из-за социальной дезадаптации и скорректировать эти нарушения.

Профилактика школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности у детей и подростков на сегодняшний день является важнейшей задачей современного общества.

Источник: https://opsihoze.ru/rasstrojstva-lichnosti-i-povedenija/sotsialnaya-dezadaptatsiya-desotsializatsiya-prichiny-priznaki-korrektsiya.html

Консультация по психологии на тему

Социальная дезадаптация подростков: причины и психокоррекционная работа

Введение        

  1. 1.  Социально дезадаптированные подростки        
  1. Девиантная виктимность подростков        
  2. Социально дезадаптированные подростки        
  3. Формирование личности социально

           дезадаптированного подростка        

  1. Психокоррекционная работа с социально

дезадаптированными подростками        

               2.1.     Цели и задачи психокоррекционной работы

                 с социально дезадаптированными подростками        

          2.2.     Виды психокоррекционной работы с социально

                      дезадаптированными подростками        

  1. Индивидуальная психокоррекционная работа с

Подростками        

  1. Групповая психокоррекционная работа с подростками        
  1. Программы психокоррекционной работы с подростками        
  1. 3. Психокоррекционная работа с социально

    дезадаптированными подростками        

3.1. Постановка проблемы        

3.2. Методы исследования        

3.3. Результаты психодиагностики        

3.4. Выводы по результатам психодиагностики        

3.5. Оценка эффективности психокоррекционного воздействия        

  • Заключение        
  • Литература        
  • Приложение 1 Программа психологической коррекции        
  • Приложение 2 Динамика личностных характеристик в ходе
  •           психокоррекции        
  • Введение

Проблемы подростков всегда приковывали внимание разных специалистов — социологов, педагогов, психологов, но особенно актуальными они стали в последнее время.

В последнее время в научной литературе широко обсуждаются проблемы адаптации подростков к социальной среде, социальному окружению.

Повышение уровня образованности и материального благосостояния членов нашего общества расширило возможности развития и удовлетворения духовных и материальных потребностей подрастающего поколения, но сделало более сложным формирование разумных желаний и стремлений.

Благодаря средствам массовой информации расширились границы восприятия и познания мира.

В потоке современной информации подростку становится все труднее разобраться в чем-то самостоятельно и глубоко, поэтому нередко им начинает восприниматься только развлекательное, не требующее интеллектуального напряжения.

Зачастую это ведет к постепенной утрате способности к самоорганизации и самоуправлению, решению задач, которые ставит перед подростком жизнь.

В силу ряда психофизиологических причин именно подростки оказываются наиболее уязвимыми и незащищенными перед огромным количеством разного рода проблем. Неразрешенность этих проблем приводит к проявлениям социальной дезадаптации, которая, в свою очередь, является основой разнообразных девиаций (бродяжничество, побеги из дома, пропуски занятий в школе, алкоголизация, вандализм и др.).

Работе над проблемами социальной адаптации подростков посвящены исследования отечественных и зарубежных психологов: Ю.А. Клейберг, Смид Р,  Кэррел С, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан.

Однако множество проблем остается нерешенными. В числе таких проблем – работа с подростками, имеющими те или иные формы проявления социальной дезадаптации.

Чаще всего таких ребят ставят на учет в ИДН, внутришкольный контроль, а зачастую просто «вешают ярлык» — трудновоспитуемый.

  1. Объект работы –  личностные характеристики социально дезадаптированных подростков (коммуникативные особенности, самооценка).
  2. Предмет работы –  динамика личностных характеристик в ходе психокоррекционной работы.
  3. Цель моей работы – психокоррекционная работа с социально дезадаптированными подростками.
  4. Задачи работы:
  1. Изучение и анализ литературы по данной проблеме;
  2. Изучение личностных характеристик подростков, имеющих те или иные формы проявления социальной дезадаптации;
  3. Комплектование группы психокоррекционного воздействия;
  4. Разработка психокоррекционной программы;
  5. Осуществление групповой психокоррекции;
  6. Оценка эффективности психологической коррекции.
  • В ходе выполнения работы проверялась гипотеза о том, что целенаправленное психокоррекционное воздействие позволит обнаружить динамику личностных характеристик (коммуникативность, самооценку) у социально дезадаптированных подростков.
  • В ходе выполнения работы были использованы методы опроса (методика Будасси для выявления уровня самооценки у подростков, анкета «Взаимоотношения подростка с классом» Рогова).
  • База работы – подростки 13-14 лет, состоящие на учете в ИДН, внутришкольном контроле.

I. 1. Социально дезадаптированные подростки

  1. Девиантная виктимность подростков

Виктимология – новая отрасль психологии (от латинского victime – жертва и греческого logos – понятие, учение), исследующая феноменологию, закономерности и механизмы деформированного интерактивного культурогенеза, в результате чего личность становится жертвой социогенных и персогенных воздействий[1]*.

Виктимность – психологическое свойство личности, возникающее вследствие дефекта интерактивного культурогенеза и характеризующееся предрасположенностью личности стать жертвой фрустрации социогенных и персогенных воздействий, ведущих к деформации развития личности.

В результате дефекта интерактивного культурогенеза и дефицита условий развития личности формируется деформированная личность, возникает ситуация девиантного паттерна, личность компенсирует свою «ущербность» в различных формах девиантного и делинквентного поведения.

В виду своей социальной некомпетентности личность становится жертвой отклоняющегося поведения.

Виктимная личность характеризуется следующими показателями:

  • снижением уровня мотивации;
  • заниженной самооценкой;
  • дефицитом ценностных ориентаций;
  • высоким конформизмом и т.д.

Виктимная личность как психологический феномен имеет следующие основные индикаторы:

  1. Тревожность. Это состояние хорошо знакомо каждому человеку. Любое изменение равновесия системы «человек – внешняя среда», ведущее к нарушению удовлетворения актуальной потребности, тем более к ломке самой системы потребностей или же к предвидению такой ломки, порождает состояние тревоги.

Определение индикатора «тревожность» неоднозначно. Так, например, тревога характеризуется как чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, неопределенного беспокойства или же как ощущение неопределенной угрозы, характер и время которой не поддаются предсказаниям.

С возникновением тревоги происходят усиление поведенческой активности, изменение самого характера поведения, включаются дополнительные психофизические механизмы адаптации к изменившимся условиям.

Снижение интенсивного чувства тревоги свидетельствует о достаточности, соответствии поведенческих и психофизиологических форм реакций в ответ на нарушение гомеостаза взаимоотношений организма и социальной среды.

Уровень тревожности в большей степени определяется личностными свойствами человека, чем реальной ситуацией.

Тревога, не соизмеримая с вызвавшими ее явлением и событием, препятствует формированию нормальной социальной адаптации, вызывает чрезмерные функциональные сдвиги в психофизиологической системе организма.

Можно сказать, что тревога лежит в основе любых изменений состояния и поведения, вызванных стрессом.

В психологической литературе уже давно ведутся споры о соотношении тревоги и чувства страха. Впервые различие этих переживаний сформулировал К. Ясперс. По его мнению, оно заключается в том, что тревога ощущается индивидом вне связи с каким-нибудь конкретным стимулом, тогда как страх связан с совершенно определенным раздражителем.

Установлено, что тревога имеет свой психодинамический алгоритм развития, в котором установлены несколько состояний.

Ощущение внутренней напряженности является началом и соответствует наименьшей степени тревоги. Напряженность, настороженность, а при достаточной выраженности и душевный дискомфорт – вот переживания, характерные для этого состояния. Это сигнал, позволяющий обратить внимание на поиск приближающейся или вероятной угрозы.

Гиперестезические реакции проявляются в том, что определенный вид ранее нейтральных раздражителей приобретает особые воздействующие свойства, вызывая состояние тревоги. Вокруг значимого раздражителя начинают концентрироваться целые группы стимулов, бывших ранее неразличимыми.

В результате человеку начинают «действовать на нервы» события и обстоятельства, которым он не придавал ранее никакого значения. Иными словами, на этом этапе появляется много добавочных, неадекватных стимулов, генерирующих чувство тревоги.

Собственно тревога – центральное состояние в рассматриваемом ряду.

  1. Эмоциональная ригидность. В.В. Бойко определяет эмоциональную ригидность как неподатливость, жесткость, негибкость, которая выражается в том, что личность слабо и очень избирательно и в ограниченном диапазоне эмоционально реагирует на различные внешние и внутренние воздействия. Он предлагает диагностировать эмоциональную ригидность через оценку нейротизма по опроснику Г. Айзенка. Нейротизм – динамическая характеристика эмоций личности, проявляющаяся в их многообразии, сменяемости и подвижности. Высокий показатель нейротизма свидетельствует о наличии интерактивного дефекта развития, и, в частности, дефицита психокультурной зрелости личности, выражающейся в ослабленной способности психотехнической регуляции подвижности нервных процессов.
  2. Эмоциональная вязкость – индикатор, реакции которого сопровождаются фиксацией аффекта и внимания на каких-либо значимых событиях, объектах.

Проявляется эмоциональная вязкость в действиях, которые менее всего обусловлены сущностью ситуации, но главным образом консервативными взглядами личности, раз и навсегда заведенным порядком жизни, привычками, стереотипами отношений к людям, к новому.

Вместо живой, опосредованной интеллектом реакции личность длительно сосредотачивается на психотравмирующих обстоятельствах, на неудачах и обидах, волнующих темах.

Возникшая энергия эмоций не разряжается, а зацикливается на разных уровнях личности: пробуждает стереотипы мышления, привычки, устойчивые воспоминания, впечатления.

Эмоциональная слабость – легкая и капризная изменчивость настроения по разным, часто сиюминутным причинам, иногда неизвестным смой личности.

Крайняя степень эмоциональной слабости определяется термином «эмоциональное недержание» — это полная неспособность сдерживать внешние проявления эмоций в сочетании с резкими колебаниями настроения по любому поводу.

Иногда наблюдается чрезвычайно утонченная эмоциональная чувствительность, когда неприметные и случайные детали происходящего оставляют очень глубокое впечатление.

  1. Эмоциональная монотонность. Эмоциональные реакции лишены гибкости, естественной зависимости от внешних и внутренних воздействий. Эмоции однообразны, неподвижны, не меняющиеся от внешних стимулов. Все это свидетельствует о том, что энергия стимулов не преобразуется в энергию эмоций, а интеллект слабо проявляет себя в роли «трансформатора», так как мало участвует в оценке внешних и внутренних воздействий.
  2. Эмоциональное огрубление – утрата тонких эмоциональных дифференцировок, то есть способности определять уместность тех или иных эмоционально окрашенных реакций и дозировать их.

Личность теряет ранее присущие ей сдержанность, деликатность, учтивость, такт, чувство собственного достоинства и уважения к другим, становится расторможенной, назойливой, циничной, хвастливой, бесцеремонной, заносчивой, не соблюдает элементарные приличия. Эмоциональное огрубление обычно становится следствием органических нарушений, снижающих функции интеллекта, например, при алкоголизме, наркомании.

  1. Эмоциональная тупость. Для ответных реакций характерна душевная холодность, черствость, бессердечность. Эмоциональный репертуар личности резко ограничен, в нем нет реакций, включающих нравственные, этические и эстетические чувства.
  2. Утрата эмоционального резонанса – полное или почти полное отсутствие эмоционального отклика на различные события. Личность разобщена с внешним миром, утратила ощущение слитности с происходящим. Эмоции перестают выполнять важнейшую свою функцию – связывать внешнее, материальное, внутреннее, духовное. В результате в значительной мере нарушается естественный энергетический обмен между индивидом и средой.
  3. Алекситимия  — сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний (в переводе с греческого – «нет слов для названия переживаемых эмоциональных состояний»).

Алекситимия – психологическая характеристика личности, у которой отмечаются следующие особенности в когнитивно-аффективной сфере:

  1. трудность в определении (идентификации) и описании собственных переживаний;
  2. сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;
  3. снижение способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии, воображения;
  4. сфокусированность в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

Алекситимия бывает первичной, когда она является устойчивым средством несколько инфантильной личности. Первичная алекситимия необратима, то есть ее нельзя устранить в процессе психотерапии. Необратимость этого явления, наверное, объясняется серьезными нарушениями в эмоциональной сфере.

Вторичная алекситимия возникает вследствие перенесения тяжелой травмы или психосоматического заболевания. Такой вид алекситимии обычно обратим, ее можно преодолеть посредством интенсивной и глубокой психотерапии, побуждая пациента наблюдать и выражать свои эмоции.

Представленные психологические индикаторы интерактивной деформации личности характеризуют нарушения в эмоционально-волевой сфере. К индикаторам, указывающим на нарушения эмоционально-когнитивной сферы, можно отнести когнитивные сдвиги, деформирующие основные социально-психологиеские установки личности и «Я-концепцию».

У каждого человека в когнитивном функционировании имеется свое слабое место – «когнитивная уязвимость», — которая характеризует интерактивную деформацию личности. Эта «уязвимость» относится к структуре личности.

Личность формируется схемами, или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (позиции). Эти схемы начинают деформироваться в детстве на основе личного опыта. Люди формирую концепции о себе, других, о том, как функционирует мир. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом научения и, в свою очередь, влияют на формирование других убеждений, ценностей и позиций.

Схемы могут быть адаптивными и дисфункциональными и являются устойчивыми когнитивными структурами, которые становятся активными, когда включаются специфические стимулы, стрессоры или обстоятельства.

Интерактивная деформация личности, проявляющаяся в эмоциональной сфере, является результатом нарушений в когнитивной сфере. Эти нарушения Эллис назвал «иррациональными установками». Он выделил 4 группы таких установок, которые наиболее часто создают проблемы социальной адаптации личности:

  1. Установки долженствования. Убежденность в том, что в мире существуют некие универсальные установки  (принципы), которые, несмотря ни на что, должны быть реализованы.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/08/27/sotsialnaya-dezadaptatsiya-podrostkov-prichiny-i

Ссылка на основную публикацию