Понятие мотивации деятельности в психологии: определение, виды, на чем базируется

Понятие мотивации деятельности в психологии: определение, виды, на чем базируетсяДеятельность невозможна без внешнего или внутреннего стимула. Действие требует причины, ради которой его нужно совершить. Как формируются эти стимулы, почему они для одних работают, а для других нет — изучает область, которой психологи уделяют пристальное внимание с 21 века. Мотивация в психологии — спорная тема, поскольку у психологов нет одной версии, как можно мотивировать человека, и почему иногда никакое убеждение не способно побудить к деятельности.

Понятие и характеристика

Мотив в психологии — это некая цель, ценность для человека, которой он стремится достичь. Мотив становится смыслом его деятельности. Он может быть положительным, вызывать позитивные эмоции, или негативным, вызванным неудовлетворением. Мотив часто не очевиден. Для его осознания требуется глубинный самоанализ.

Впервые понятие «мотивация», как основной побудитель к деятельности, употребил в научной работе А. Шопенгауэр. Отдельные психологи предлагали другие трактовки. К. Платонов под мотивацией понимал совокупность мотивов, а В. Вилюнас — систему процессов, побуждающих к деятельности. Советские психологи А. Леонтьев, С. Рубинштейн определяли мотив как потребность, обличенную в форму.

Мотив часто путают с целью и потребностью, но эти термины не взаимозаменяемы. Потребность — это осознаваемый дискомфорт и желание его устранить. Цель — выбор предмета, удовлетворяющего желание. Мотив — достижение цели.

Как выделять цель и формировать задачи?

Понятие мотивации деятельности в психологии: определение, виды, на чем базируется

Задачи нужно распределять по степени значимости:

  • текущие — рутинные действия, которые нужно выполнять часто, но они не занимают много времени (например, проверка почты);
  • ключевые — действия, которые требуют много усилий, и их нужно выполнить быстро (например, сдача квартального отчета);
  • отложенные — задачи, которые необязательно выполнять сразу (например, подготовка стендов, проведение презентации);
  • незначительные – такие задачи не влияют на приближение к цели, их выполнение можно передать подчиненным или вовсе исключить из списка.

У каждой задачи есть этапы — дата выполнения работы или одной задачи. Если очередность этапов не соблюдается, процесс достижения цели стопорится.

Историческая сводка

Многих зарубежных и отечественных психологов интересует, что побуждает индивида к деятельности. Изучением мотивации занимались еще древнегреческие мыслители.

Понятие мотивации деятельности в психологии: определение, виды, на чем базируется

Ближе к 20 веку мотивацию изучали в ряде школ. Бихевиористы рассматривали ее как причину телесных импульсов, реакцию организма на воздействие.

Это породило формулу «стимул — реакция», которая объясняла любой вид активности. В психоанализе по Фрейду основа мотивации — влечение человека. Желание зарождается в органе и воплощается в непреодолимое влечение.

Гуманисты под этим термином понимают удовлетворение инстинкта.

Среди зарубежных психологов интерес к проблеме изучения мотивации неразрывно связан с изучением эмоциональной сферы. Получая положительный эмоциональный стимул, человек ведет себя активнее, запоминает больше информации. Но единой теории, которая объясняла бы принцип работы мотивации, нет.

Среди советских ученых больше всего внимания изучению мотивации уделяли В. Бехтерев, И. Павлов, И. Сеченов. Вместо схемы «стимул — реакция» они предложили формулу «сигнальность — подкрепление». Сигнал раздражает органы чувств, но для действия необходимо подкрепление — многократное повторение сигнала.

Бехтерев считал, что психологические процессы подвержены тем же рефлексам, что нервная система.

На современном этапе развития психологии проблема исследования мотивации также остается актуальной. Ученые определили основные положения, которые разделяют отечественные и зарубежные исследователи:

  1. Понятие мотивации деятельности в психологии: определение, виды, на чем базируетсяМотивация — социально обусловленное образование. В течение жизни она может изменяться.
  2. Мотивационная сфера имеет мотив, цель, эмоции.
  3. Для деятельности важно совпадение мотива и цели.
  4. Эмоции отражают отношение между мотивами и возможностью реализации.

Изучение психологических теорий мотивации продолжается. Ученые рассматривают разные версии появления мотивов, и это позволило выделить отдельные виды мотиваций.

Этапы и виды

В механизме формирования биологической мотивации ведущую роль играет гипоталамус. Он запускает схему появления мотива:

  1. Выработка гормона — биологические потребности трансформируются, посылая сигналы другим системам органов. Например, возникает чувство голода.
  2. Мотивационное возбуждение — возникает потребность удовлетворить желание. Индивид стремится избавиться от чувства голода.
  3. Выбор стратегии поведения — необходимо определить дальнейшие действия. Приходится выбирать, как устранить чувство голода: выбрать готовую еду, приготовить что-то самому или поесть в кафе.

Виды:

  1. Внешняя — обусловлена обстоятельствами, не связана с конкретной деятельностью. Она может быть стимулирована извне (предложение награды) или изнутри (через управление эмоциями). Подходит для решения простых задач. Для сложной творческой работы нужен другой подход.
  2. Внутренняя — связана с сутью деятельности. Для нее нужна не материальная, а эмоциональная награда. Выполняя задачу, человек чувствует моральное удовлетворение и это уже достаточный стимул.
  3. Понятие мотивации деятельности в психологии: определение, виды, на чем базируетсяОтрицательная — основана на желании избежать неудачи. Подавляя страх наказания, индивид испытывает отрицательные эмоции. Чтобы избавиться от них, он отказывается от деятельности. Длительная отрицательная мотивация может деморализовать человека.
  4. Положительная — основана на положительных стимулах. Индивид стремится к реализации способностей, раскрытию психологического потенциала. Увлеченность помогает достигать хороших результатов в труде.
  5. Индивидуальная — помогает удовлетворить базовые потребности. Благодаря физиологическим мотивам человек стремиться улучшать бытовые условия.
  6. Групповая — необходима для нормальной социализации. Помогает поддерживать структуру общества, занимать свое место в групповой иерархии.
  7. Познавательная — направлена на удовлетворение исследовательской деятельности. Работает в детстве, когда ребенок через игру познает окружающий мир.

Для одного и того же вида деятельности могут использоваться разные способы стимуляции. В отдельных сферах используется только один, основной вид мотива, без которого невозможно достичь цели.

Сферы применения

Чтобы реализовать потенциал, индивид должен использовать правильный мотив, подходящий для конкретной деятельности:

  1. Работа — профессиональная реализация. Руководители в качестве стимула часто выбирают штрафы, бонусы. Материальное вознаграждение влияет на работника только на начальном этапе. Работник привыкает к денежной стимуляции очень быстро. Когда эффект от нее проходит, а новых методов побуждения нет, работоспособность снижается. Чтобы повысить ее, у работника должна быть установка на раскрытие своего профессионального потенциала.
  2. Понятие мотивации деятельности в психологии: определение, виды, на чем базируетсяУчеба — получение знаний. Основным стимулом становятся высокие отметки. Низкие не только расстраивают, но и лишают стремления попробовать понять сложную тему. В учебной деятельности главным стимулом должно стать повышение уровня знаний. Если его нет, обучение будет восприниматься как наказание и ученик будет его избегать.
  3. Спорт — победа над собой. Достижение нового спортивного рекорда мотивирует малую часть людей. Спортсмен должен хотеть улучшить собственные результаты, а не превзойти соперников. Иначе он постоянно будет сравнивать себя с другими и у него быстро наступит профессиональное выгорание.
  4. Личные цели — стремление к самосовершенствованию. Выбрав целью получение новой профессии, открытие собственного бизнеса, человек должен стремиться раскрыть свой потенциал. Если мотив деятельности — доказать кому-то свою состоятельность, то желание исчезнет, как только пропадет внешний стимул.
  5. Реклама, развлечения — получение удовольствия. Психологический комфорт связан с уровнем дохода и покупательной способностью.
    Мотивировать человека, который изначально не заинтересован, сложно. Для него лучше сработают методы самомотивации, которые можно придумать для себя самостоятельно.

Методы самомотивации для достижения результата

Когда принятые способы побуждения не работают, на помощь придут методы, облегчающие поиск внутренних ресурсов для выполнения деятельности:

  1. Понятие мотивации деятельности в психологии: определение, виды, на чем базируетсяМетод маленьких шагов. Большая задача выглядит сложной. Снизить неприятный психологический эффект поможет применение метода поэтапного выполнения. Большие задания нужно раздробить на маленькие, а их — на еще меньшие действия, которые можно выполнить за 5–10 мин. Попытка выполнить работу сразу демотивирует, а на выполнение маленького задания легко настроиться. В психологии такой подход называют «детскими» шагами — ведь чтобы научиться бегать, ребенок сначала должен сделать первый неуверенный шаг.
  2. Метод негативного подкрепления. Он подходит, когда нужно победить вредную привычку или зависимость. Нужно придумать для себя наказание (например, класть в копилку 10 руб.) и каждый раз, когда не получилось сдержаться, «оплачивать» свой промах. Минус такого метода — его нельзя использовать для больших целей.
  3. Метод авторитета. У каждого человека есть кумир — личность, чье мнение значимо. Этот прием основан на желании получить одобрение кумира. Нужно представить, что он следит за выполнением работы. Можно даже писать для него отчет или записывать видео.

Основной способ достижения цели — четкое понимание, для чего это нужно человеку. Навязывать мотивацию бесполезно. Выполняя деятельность, которая не нравится, раздражает, человек будет мечтать только об одном — избавиться от этой обязанности. Мотивация должна строиться на личном желании — тогда она будет действенной.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/motivatsiya.html

Мотивация – что это такое: основные характеристики и виды

Елена Никитина

09 мая 2018 в 18:37

Добрый день, друзья! С вами Елена Никитина, и сегодня поговорим о важном явлении, без которого не было бы успеха ни в одном начинании – мотивация. Что это такое и для чего она нужна? Из чего складывается, на какие виды она подразделяется и зачем ее изучает экономика – обо всем об этом читайте ниже.

Определение

Мотивация – это система внутренних и внешних мотивов, заставляющих человека поступать определенным образом.

На первый взгляд, это что-то абстрактное и далекое, но без этого невозможны ни желания, ни радость от их осуществления. И действительно, даже путешествие не принесет счастья тому, кто не желает туда отправляться.

Мотивация связана с нашими интересами и потребностями. Именно поэтому она индивидуальна. Также она определяет стремления личности и в то же время обусловлена ее психофизиологическими свойствами.

Ключевое понятие мотивации – мотив. Это идеальный (не обязательно существующий в материальном мире) предмет, на достижение которого направлена деятельность личности.

С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев понимают мотив как опредмеченную потребность человека. Мотив отличен от потребности и цели. Его также можно рассматривать как осознаваемую причину человеческих поступков. Он направлен на удовлетворение потребности, которая может и не осознаваться личностью.

  • Например, стремление привлекать внимание экстравагантной одеждой призвано закрыть насущную потребность в любви и принадлежности, что характерно для неуверенных в себе людей.
  • От цели мотив отличается тем, что цель является результатом деятельности, а мотив – ее причиной.
  • Пример:
  • Потребность – познавательная.
  • Мотив – интерес к чтению (чаще всего на определенную тему).
  • Деятельность – чтение.

Цель – новые впечатления, удовольствие от слежения за сюжетом и т. д.

Понятие мотивации деятельности в психологии: определение, виды, на чем базируется

Чтобы конкретнее представить собственную мотивацию, ответьте на вопросы:

  1. Почему я делаю что-либо?
  2. Какие потребности мне хочется удовлетворить?
  3. Каких ожидаю результатов и чем они значимы для меня?
  4. Что заставляет меня действовать определенным образом?

Основные характеристики

Феномен мотивации может быть описан через следующие характеристики:

  1. Вектор направленности.
  2. Организованность, последовательность действий.
  3. Устойчивость избранных целей.
  4. Напористость, активность.
Читайте также:  Личностные качества человека: какие бывают, базовые психологические и личностные

По этим параметрам изучается мотивация каждой личности, что важно, например, в школе. Большое значение имеют эти характеристики и при выборе профессии. Менеджер по продажам, например, должен быть устойчиво ориентирован на высокий доход и активен в достижении цели.

Этапы мотивации

Мотивация существует как процесс и включает в себя несколько этапов:

  1. Сначала возникает потребность.
  2. Человек решает, как ее можно удовлетворить (либо не удовлетворять).
  3. Далее нужно определить цель и способы ее достижения.
  4. После этого совершается само действие.
  5. По окончании действия личность получает или не получает вознаграждение. Под вознаграждением понимается любой успех. Результативность действия влияет на дальнейшую мотивацию.
  6. Необходимость действия исчезает, если потребность полностью закрыта. Или остается, при этом характер действий может измениться.

Виды мотивации

Как и любое сложное явление, мотивация различается по разным основаниям:

Экстринсивная (внешняя) – группа мотивов, основанных на внешних стимулах, обстоятельствах, условиях (работать, чтобы получить зарплату).

Интринсивная (внутренняя) – группа мотивов, исходящих из внутренних потребностей, интересов человека (работать, потому что работа нравится). Все внутреннее осознается человеком как ”порыв души”, т. к. исходит из его личностных особенностей: склада характера, склонностей и т. д.

  1. Положительная – стремление человека сделать что-либо в надежде позитивного подкрепления (переработать, чтобы получить отгулы).
  2. Отрицательная – установка выполнить действие во избежание отрицательных последствий (приходить на работу вовремя, чтобы не платить штраф).
  3. Устойчивая – действует длительное время, не нуждается в дополнительном подкреплении (заядлый турист вновь и вновь покоряет тропы, не боясь трудностей).
  4. Неустойчивая – нуждается в дополнительном подкреплении (желание учиться может у одного быть сильным и осознанным, у другого – слабым, колеблющимся).
  5. В управлении коллективом различают личную и групповую мотивацию.

Сферы применения понятия

Понятие мотивации применяется как в повседневной жизни – для регулирования поведения самой личности и членов ее семьи, так и с научной точки зрения – в психологии, экономике, менеджменте и т. д.

В психологии

Наука о душе изучает связь мотивов с потребностями, целями, желаниями, интересами человека. Концепция мотивации рассматривается следующими основными направлениями:

  • бихевиоризм,
  • психоанализ,
  • когнитивная теория,
  • гуманистическая теория.

Первое направление утверждает, что потребность возникает, когда организм отклоняется от некой идеальной нормы.

Например, так возникает голод, а мотив призван вернуть человека в изначальное состояние – желание принять пищу.

Способ действия определяется предметом, который может удовлетворить потребность (можно сварить суп или перекусить чем-то готовым). Это называется подкреплением. Под воздействием подкреплений формируется поведение.

В психоанализе мотивы рассматриваются как реакция на потребности, формируемые бессознательными импульсами. Т. е. в свою очередь, основаны на инстинктах жизни (в виде половой и прочих физиологических потребностей) и смерти (все, что связано с разрушением).

Когнитивные (познавательные) теории представляют мотивацию как результат представления человека о мире. В зависимости от того, на что направлено его представление (на будущее, на достижение баланса или преодоление дисбаланса), и складывается поведение.

Гуманистические теории представляют человека как сознательную личность, способную выбирать жизненный путь. Основная мотивирующая сила его поведения направлена на реализацию собственных потребностей, интересов и способностей.

В менеджменте

В управлении персоналом мотивация понимается как побуждение людей к труду на благо предприятия.

Понятие мотивации деятельности в психологии: определение, виды, на чем базируется

Теории мотивации применительно к управлению персоналом делятся на содержательные и процессуальные. Первые изучают потребности человека, которые заставляют его действовать определенным образом. Вторые рассматривают факторы, влияющие на мотивацию.

Стимулируя подчиненных на выполнение трудовой деятельности, руководитель решает несколько задач:

  • повышает удовлетворенность сотрудников работой;
  • добивается поведения, нацеленного на нужные результаты (например, увеличение продаж).

При этом учитываются такие понятия как потребности, побуждения, ценности, мотивы сотрудника, а также стимулы и вознаграждение. Под побуждением понимается ощущение недостатка чего-либо. В отличие от потребности, оно всегда осознается. Побуждения вырабатывают цель, чтобы закрыть потребность.

Например, потребность в признании формирует побуждение достичь карьерных высот, и целью может служить место директора (с промежуточными этапами на пути).

Ценностями могут выступать все объекты материального мира, важные для человека. В данном случае это общественное положение.

Мотив понимается как стремление удовлетворить потребность. А стимулами называют те внешние факторы, которые вызывают определенные мотивы.

Мотивирование как раз и ставит целью сформировать у сотрудника желаемые мотивы, чтобы направлять его активность в нужное русло. Ведь стремление к успеху зависит от того, что понимается под успехом.

Специально для руководителей мы написали о мотивации персонала подробнее.

В экономике

Среди экономических теорий мотивации интересно учение классика науки – Адама Смита. По его мнению, труд непременно осознается человеком как нечто мучительное. Различные виды деятельности не привлекательны по-своему. В ранних обществах, когда человек присваивал все, что производил, цена продукта труда была равна компенсации затраченных усилий.

С развитием частной собственности это соотношение изменяется в пользу стоимости товара: она всегда представляется больше, чем усилия, затраченные, чтобы заработать на данный товар. Простыми словами, он убежден, что работает за дешево. Но человеку по-прежнему хочется уравновесить эти составляющие, что и заставляет его искать более оплачиваемую работу.

Взгляд на мотивацию работников в экономике напрямую связан с проблемой эффективности работы предприятия.

Как показал опыт зарубежных, в частности, японских исследований, материальная стимуляция труда не всегда является исчерпывающей.

Зачастую активность и вовлеченность работников в производство обеспечивает комфортная обстановка, атмосфера доверия, уважения и сопричастности, социальные гарантии и система различных поощрений (от грамоты до премии).

Тем не менее фактор зарплаты важен для работника и учитывается многими экономическими теориями. Например, теория справедливости говорит о связи вознаграждения с усилиями членов коллектива. Сотрудник, который считает, что его недооценивают, снижает производительность труда.

Понятие мотивации деятельности в психологии: определение, виды, на чем базируется

Затратность на каждый вид стимулирования оценивается с экономической точки зрения. Так, например, авторитарный стиль управления предполагает увеличение управленческого аппарата, что означает выделение дополнительных ставок и расходов на заработную плату.

Производительность труда в таком коллективе средняя. В то время как привлечение сотрудников к управлению производством, возможность самостоятельно выбирать график или трудиться удаленно имеет низкую себестоимость и дает высокие результаты.

Удаленная работа хороша тем, что доход зависит только от вас, да и мотивацией вы занимаетесь сами. Ознакомьтесь с перечнем интернет-профессий – возможно, скоро вы сможете неплохо заработать на увлечении.

Зачем нужна мотивация?

Система мотивов – неотъемлемая особенность личности. Это один из факторов, формирующих уникальность. Мотивация связана с нашими психическими особенностями (например, холерикам необходимо много двигаться, получать как можно больше разных впечатлений) и физическим состоянием (когда мы болеем, нам почти ничего не хочется). Это заложено природой неслучайно.

Понятие мотивации деятельности в психологии: определение, виды, на чем базируется

Смысл жизни каждого – прожить ее по своему сценарию, чтобы реализовать собственные цели и предназначение. Именно поэтому каждый человек стремится к уникальному набору ценностей, действий и впечатлений. Это не значит, что все, чего нам хочется, безусловно хорошо, а чего не хочется, губительно и плохо.

Несформированная мотивация встречается часто, и над ней обязательно придется работать, чтобы личность умела преодолевать препятствия, в том числе в виде лени, и осознавала себя успешной. Но прислушиваться к мотивам, желаниям, интересам стоит, чтобы познавать и развивать себя.

Недаром люди, очень сильно желающие чего-либо, достигают больших результатов, чем остальные при прочих равных условиях. Как говорится в народе, “стремящемуся Бог ангелов дает”.

Своими устремлениями можно и нужно управлять. Если развитие стоит на месте, можно повысить свою мотивацию и тем самым добиться впечатляющих результатов.

Оставайтесь с нами, и найдете еще много полезного. И пусть все, что вы делаете, приносит радость!

С уважением, Елена Никитина

Источник: https://iklife.ru/samorazvitie/motivaciya-chto-eto-takoe-osnovnye-xarakteristiki-i-vidy.html

Понятие мотивации, её роль в жизни человека

Каждый человек приходит в этот мир со своей целью. К ней он и должен стремиться. Только в таком случае, Жизнь человека обретает смысл.

Понятие мотивации деятельности в психологии: определение, виды, на чем базируется

Все мечты не имеют значения, все планы покроются паутиной, цели не будут достигнуты, если не закрепить их действиями.

Разве можно попасть в нужное место, имея всего лишь карту, но не передвигаясь? Разве самый строгий и справедливый закон сможет остановить преступника, который только слышал о нем? Разве достаточно одних знаний для того, чтобы стать успешным? Только действие может привести к цели человека, только действие позволит предотвратить преступление, и оно же влияет на всю нашу жизнь. А то, что побуждает к действию человека и имеет название «мотивация».

Определение

Что такое мотивация? Чтобы иметь хоть малейшее представление о таком понятии, как мотивация, разберемся с его определением. По-латыни «muvere» (двигать) дает определение слову «мотив», которое является производной слова «мотивация».

Таким образом, можно дать несколько вариантов понятия этого слова:

  • побуждение к действию;
  • психофизиологический процесс,  управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.
  • совокупность побуждающих факторов, определяющих активность человека.

Специалисты расходятся в своих мнениях о том, что такое мотивация. Одни считают, что это совокупность процессов, а для других совокупность мотивов определяет мотивацию.

Мотивом служит материальный предмет, стремление к которому определяет смысл действий.

Для людей это выражено в тревоге или переживаниях, что в дальнейшем может вызвать как положительные (в случае достижения предмета), так и отрицательные (при неудовлетворенности положением) эмоции.

Примером может послужить желание, вызванное голодом. Человек стремится добыть еду, для того чтобы удовлетворить свое желание. Положительные эмоции вызывает то, что цель близка, а отрицательные – если таковой возможности в ближайшее время не предвидится, в этом случае появляется неудовлетворенность.

Виды мотивации

Мотивация – понятие, которое рассматривается во многих аспектах, поэтому ее подразделяют на следующие виды:

  1. Внешняя мотивация обусловлена деятельностью человека, зависящей от обстоятельств. Как, например, необходимость участия в соревнованиях для получения поощрения или награды. Методами внешней мотивации успешно пользуются работодатели;
  2. Мотивация внутренняя подразумевает под собой желание человека действовать на результат, независимо от обстоятельств. То есть человек, благодаря своему внутреннему потенциалу, следует к цели. Примером внутренней мотивации может быть стремление человека к улучшению жизненного уровня путем продвижения по карьерной лестнице;
  3. Положительная мотивация заключается в том, что человек действует для удовлетворения своих или чьих-нибудь желаний;
  4. К отрицательной мотивации относятся действия для того, чтобы избежать неприятностей, независимо от желания их выполнять. Например, чтобы избежать ссоры с родителями, нужно убраться в доме;
  5. Устойчивая мотивация основывается на человеческих потребностях, таких как голод, жажда или желание отдохнуть;
  6. Неустойчивая мотивация должна подпитываться постоянной внешней поддержкой. Примером служит желание похудеть или бросить курить.
Читайте также:  Положения когнитивной психологии: какой метод является основным, кратко и понятно

Два последних вида мотивации подразделяют на подвиды: для чего-то (стремление сделать что-либо на перспективу) или от чего-то (во избежание сложностей). Рассмотрим примеры:

  • руководитель предприятия требует отличного знания и свободного владения иностранным языком для получения в дальнейшем высокооплачиваемой должности. Это деятельность на перспективу;
  • соблюдение правил, предельное внимание и уважение к другим участникам движения позволит избежать трагедий на дорогах. Это действия во избежание неприятностей.

Второстепенные виды

Кроме основных видов мотивации существуют еще и дополнительные ее виды:

  1. Индивидуальная мотивация действует в пользу саморегуляции (утоления голода или жажды, избегание переохлаждения и другого);
  2. К групповой мотивации относится забота о продолжении рода, определение своего места в социуме;
  3. К познавательной мотивации – действия, ведущие к познанию чего-то нового;
  4. Самоутверждение – действия для получения статуса в социуме или уважения окружающих к себе;
  5. Идентификация – желание походить на того, кто считается идеалом для человека;
  6. Жажда власти – действия человека в отношении окружающих, стремление руководить их деятельностью;
  7. Саморазвитие – действия, обеспечивающие личностный рост, с последующей реализацией своих возможностей;
  8. Социальные мотивы – обязанности и ответственность перед обществом;
  9. Мотив присоединения – желание налаживать контакт с окружающими для дальнейшего общения.

В изучении такой науки, как психология, мотивация играет не последнюю роль. Но вот какие факторы могут повлиять на мотивирование индивида? Этот вопрос изучали, и до сих пор изучают многие ученые. Чтобы получить больше информации о том, что такое мотивация, применяются теории.

«Теория потребности» А. Маслоу

Понятие мотивации деятельности в психологии: определение, виды, на чем базируетсяНа сегодняшний день довольно много теорий мотивации, но за основу чаще всего берется работа А. Маслоу − «Теория потребности». Определяющая идея создателя теории состояла в том, что каждый человек имеет иерархию потребностей. И одни потребности удовлетворяются только после удовлетворения базовых потребностей. Маслоу выдавал за основу физиологические потребности индивида, то есть те, которые связаны с выживанием (еда, вода, отдых).

Вторую ступень потребности занимает безопасность и уверенность в будущем дне. Человек стремится обезопасить себя во внешнем мире и утвердиться в будущем.

Социальная потребность становится на следующую ступень. Это отношение человека к социуму, желание общения и необходимость в поддержке.

Потребность в уважении занимает очередную ступень. Есть желание произвести впечатление на людей и заслужить уважение со стороны значимых людей.

Заключающую ступень занимает потребность самовыражения. Это когда человек старается реализовать свой личностный потенциал.

Методики мотивирования и их применение

В нашей жизни сегодня активно применяются методики мотивирования учащихся, персонала и самостоятельная мотивация.

Мотивация персонала

К методам мотивации персонала относится система стимулирования работников, как материальная, так и моральная. Это применение комплексных мер для повышения трудовой деятельности и эффективности труда. В зависимости от управленческой системы и организационных особенностей, применяются различные методы стимулирования.

Для персонала могут применяться поощрительные методы, то есть работникам за качественное выполнение определенной работы в минимальные сроки предоставляются материальные блага.

Также могут действовать организационные (административные) методы. Эти методы подразумевают влияние власти, устава, законов или регламента.

Применение психологических воздействий подразумевает влияние на сознательность персонала и на его социальные интересы.

Практика показывает, что одним методом воздействовать на весь персонал невозможно, так как у каждого человека есть свои приоритеты. Одного работника можно мотивировать премией, а другому работнику необходимы административные меры, такие как контроль или указания.

Мотивация учащихся

К сожалению, проявления самостоятельного мотивирования к обучению у школьников и студентов случаются редко. Поэтому необходимо помочь учащимся ее сформировать таким образом, чтобы обеспечить и поддержать продуктивную учебную деятельность на весь период обучения. Эффективных методик сегодня достаточное количество. Рассмотрим некоторые из них.

  • занимательная ситуация подразумевает внедрение в процесс обучения интересных примеров или опытов, необычных фактов, парадоксальных аналогий для оживления внимания учащихся;
  • познавательный спор основывается на вовлечении учащихся в дискуссию, что вызывает у них интерес и помогает повышать уровень их внимания;
  • использование эмоциональных переживаний в процессе обучения. Преподнесение материала с приведением фактов масштабного характера;
  • процесс сопоставления науки и жизненных ситуаций подразумевает приведение примеров влияния научных фактов на образ жизни человечества;
  • создание успешных ситуаций можно использовать для учащихся, испытывающих затруднения в обучении. Трудности обучения легче воспринимаются с радостными переживаниями.

Самостоятельная мотивация

Понятие мотивации деятельности в психологии: определение, виды, на чем базируетсяДействия человека стимулируются его желанием или стремлением к улучшению жизненных позиций. Другими словами, человек может самостоятельно убеждать себя в том, что необходимо действовать, даже если что-то не ладится.

Этот процесс индивидуален, и человек может сам решить каким способом себя мотивировать или воспользоваться внутренней мотивацией. Но существуют и такие методы, которые влияют положительно на большую часть людей. Такими методами часто и умело пользуются манипуляторы.

Выводы

В процесс мотивации включаются:

  • оценивание неудовлетворяющих факторов;
  • формирование целей для их удовлетворения;
  • разработка действий, способствующих достижению целей.

Побуждением к действию может быть стимулирующий раздражитель, который вдохновляет человека на деятельность. Таким раздражителем может выступать как предмет, так и действия других людей, а также данные обещания, неизбежные обязательства, предоставляемые возможности и прочее.

Побуждения к действиям могут быть как извне, так и исходить от самого человека. Мотивационная сущность человека сама определяет источник побуждений. Для нерешительного и малоподвижного человека необходим внешний раздражитель. А активному человеку помогает внутренний потенциал. Исходя из вышесказанного, способы удовлетворения потребностей можно разделить на два вида:

  • активный человек будет искать способы достижения успеха;
  • нерешительный и сомневающийся человек ищет пути для избежания нежелательных обстоятельств.

Поведение человека в различных ситуациях и приводит его к определенным результатам.

Источник: https://HeadLife.ru/motivaciya/

ВВЕДЕНИЕ

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Мотивированный персонал — это залог успешной работы и поступательного движения компании для реализации ее стратегии и упрочения положения на рынке. Поэтому мотивация персонала является универсальной темой, актуальность которой не уменьшается, несмотря на постоянное внимание теоретиков и практиков менеджмента. Системный подход к мотивации персонала основан на всестороннем учете психологических принципов мотивационного процесса индивидуальной и групповой деятельности, а также действенных методах мотивации привлечения, удержания и эффективного труда. Важность изучения логики и процесса мотивации для грамотного руководителя очевидна — незамотивированный персонал организации будет обладать крайне низкой работоспособностью и производительностью труда, что не сможет обеспечить устойчивое и успешное положение организации на современном рынке. Цель данной курсовой работы — раскрытие важнейших аспектов сущности, механизма и логики процесса мотивации, и её влияния на эффективность деятельности организации. теория механизм мотивация эффективность В связи с кардинальными изменениями в политической, экономической и социальной жизни нашей страны после крушения социалистического строя изучение принципов и методов эффективной мотивации персонала стало особенно актуально. В настоящее время любое предприятие имеет свободу в выборе той или иной системы организации управления. Чтобы не повторять ошибки, известные из международного опыта, при выборе основы для создания структуры организации, необходимо тщательно проанализировать принципы мотивации деятельности персонала. Понятие «мотивация», как и любой другой научный термин, имеет множество различных трактовок и подходов к его пониманию. Для того чтобы разобраться в том, что же такое «мотивация», и составить наиболее полное представление об этом термине, обратимся к ряду источников, представленных ниже в таблице 1.
Таблица 1 — Определение сущности понятия «Мотивация»

Определение Полное наименование источника
1) Мотивация — совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определённых действий. [4, с. 146] Виханский О. С. Менеджмент [Текст] : учеб. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. — 670 с.
2) Мотивация — процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. [7, с. 217] Егоршин А. П. Основы управления персоналом [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. П. Егоршин. — 2-е изд. — М.: Инфра-М, 2006. — 352 с.
3) Мотивация — внешнее воздействие на трудовое поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей. [10, c. 58] Маслова В. М. Управление персоналом предприятия [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. М. Маслова. — М.: ЮНИТИ-Дана, 2007. — 159 с.
4) Мотивация — процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. [11, с. 421] Мескон, М. Х. Основы менеджмента [Текст] : Пер. с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури — 2-е изд. — М.: Дело, 2001. — 800 с.
5) Мотивация — процесс, начинающийся с физиологической или психологической потребности, которая создаёт побуждение или мотив, активизирующий поведение или действие, направленное на достижение цели или вознаграждения, удовлетворяющих в итоге возникшую потребность. [14, c. 363] Музыченко В. В. Управление персоналом [Текст] : учеб. для вузов / В. В. Музыченко. — М.: ГроссМедиа, 2005. — 528 с.
6) Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. [16, c. 54] Паршина В. С. Мотивация как элемент управления персоналом [Текст] / В. С. Паршина // Экономика железных дорог. — 2003. — №12. — с. 54-60.

Из таблицы видно, что различные авторы дают различные понимания термина «мотивация». Они имеют как сходства, так и различия. Так например, ряд авторов (О. С. Виханский, А. П. Егоршин, В. С.

Паршина) сходятся во мнении, что мотивация — это процесс побуждения, процесс воздействия, вызывающий в дальнейшем отклик в виде определённой человеческой деятельности. Определения М. Х. Мескона и В. С.

Паршиной похожи в том, что они характеризуют мотивацию именно как процесс, направленный на достижение определённых целей (организации или личных).

Существует и ряд различий в определениях разных авторов. Например В. М. Маслова в своей трактовке разделяет 3 основных типа целей для деятельности человека. [10, с. 58] В. В.

Музыченко говорит о том, что побуждение или мотив для человеческой деятельности может создавать как физиологическая, так и психологическая потребность. [14, с. 363] А В. С.

Читайте также:  Составление психологического портрета личности: пример как написать, образец

Паршина в своей работе утверждает, что круг человеческой деятельности ограничен, и это ограничение сводится именно к направленности по достижению определённых целей. [16, с. 54]

Как изложено в научной литературе, источником активности человека является потребность. Потребность — нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. [15, с. 94] Потребности имеют определённую классификацию. Представим эту классификацию в виде рисунка 1.

21

Рисунок 1 — Виды потребностей

Из данного рисунка видно, что все потребности делятся на осознанные и бессознательные.

Осознанные потребности характеризуются тем, что человек явно представляет, чего ему недостаёт и стремится к этому. Бессознательные потребности — это потребности, имеющие вид влечений, при этом человек лишь ощущает, что ему чего-либо не достаёт.

В свою очередь, бессознательные потребности также делятся на первичные и вторичные. Первичные потребности заложены в человеке, как в живом существе — это потребности в пище, воде, продолжении рода и т.д.

Вторичные потребности — потребности приобретённые, они возникают с накоплением жизненного опыта.

Их диапазон очень широк. [4, с. 150]

Потребности могут быть самыми различными, однако в научной литературе основной классификацией является деление потребностей на 3 следующих типа: физиологические, психологические и социальные. [13, с. 188] Представим эту классификацию в виде рисунка 2.

21

Рисунок 2 — Виды потребностей

Из рисунка видно, что любую человеческую потребность можно отнести к той или иной категории. Потребности порождают в человеке мотивы, побуждающие его действовать. Определим сущность понятия «мотив».

Ряд авторов понимают под мотивом — то, что вызывает определённые действия человека. [4, с. 147] Т.е. мотив находится внутри человека, зависит от многих внутренних и внешних факторов.

Благодаря мотиву определяется не только, что конкретно будет сделано, но и как это будет сделано, с помощью чего, благодаря чему. Мотив изначально даёт представление о результате, о цели, которая будет достигнута.

И здесь становится понятно, что цель — это установка, своеобразная, контрольная точка, которой возможно достичь только благодаря мотиву. Соотношение мотива — цели представлено на рисунке 3.

Рисунок 3 — Соотношение «мотив» «цель»

Из рисунка видно, что мотивы побуждают к достижению целей.

Осуществляя деятельность или демонстрируя определённое поведение, побуждаемое и направляемое мотивом, сотрудник ставит перед собой определённую цель.

По итогам достижения цели работник получает вознаграждение за проделанную работу. Далее хотелось бы рассмотреть, что же собой представляет вознаграждение — одно из ключевых понятий в процессе мотивации.

В научной литературе даётся такое определение понятия «вознаграждение». Вознаграждение — это всё то, что человек считает ценным для себя. [10, с. 63] В литературе также описаны различные классификации вознаграждений, однако хотелось бы выделить наиболее распространённую из них.

Вознаграждение бывает внутренним и внешним. [10, с. 63] Представим это в виде рисунка 4.

21

Рисунок 4 — Типы вознаграждений

Из рисунка видно, что внутреннее и внешнее вознаграждение находятся на одном уровне, различен лишь эффект и механизм их формирования. Итак, внутреннее вознаграждение — это положительные чувства, которые человек испытывает в процессе работы.

Это самоуважение, дружба, осознание значимости выполненной работы. Внешнее же вознаграждение — это вознаграждение, которое даётся самой организацией, в которой работает человек.

Это может быть продвижение по службе, символы служебного статуса, материальное стимулирование и прочее.

Таким образом, определение сущности понятия «мотивация» позволило уточнить сходства и различия авторских трактовок понятия; установить, что такое потребность, мотив, цель, вознаграждение.

В данном параграфе по итогам изучения научной литературы были выявлены различные классификации потребностей и вознаграждений. Также удалось установить, как взаимосвязаны основные понятия мотивации — мотив, цель, потребность, вознаграждение.

В следующем параграфе целесообразно будет рассмотреть логику и содержание самого процесса мотивации.

Источник: https://studbooks.net/1337046/menedzhment/opredelenie_suschnosti_ponyatiya_motivatsiya

Мотивация персонала

Основные понятия Мотивации.

Лишь немногие люди в организации работают «на полную мощность», используя весь свой профессиональный, физический, интеллектуальный и психологический потенциал. Томас Эдисон не раз говорил о том, что, по его мнению, без упорного труда рассчитывать на успех невозможно.

Именно ему принадлежат слова: «Гений – это 1% таланта и 99% упорного труда». Неоспорим и тот факт, что одни люди трудятся напряженнее (т. е. затрачивают на работе больше усилий), чем другие. Поэтому на практике возможна ситуация, когда менее одаренные люди превосходят своих более одаренных коллег.

Именно поэтому производственные результаты человека зависят не только от его способностей, но и от мотивации к труду.

        Для формирования эффективного механизма управления персо­налом, основанного на побуждении работников к производительному и творческому труду, требуется изучение их потребностей, мотивов, ценностей. Человек испытывает нужду, когда он ощущает физиологически или психологически нехватку чего-либо. В соответствии с культурным укладом нужда может приобрести характер конкретной потребности.

       Различают потребности врожденные, первичные (естественного происхождения — потребности в пище, воде, жилище) и приобретенные, вторичные (социальные — потребности в общении, получении знаний, самосовершенствовании и самореализа­ции).

       Вторичные потребности по своей природе связаны с культурным укладом и осознаются в соответствии с жизненным опытом. Среди них заметное место занимают социально-психологические потребности.

Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности к кому или чему-либо. Люди имеют различный жизненный опыт, поэтому вторичные потребности людей сильно различаются.

         Когда человек осознает свои потребности, он ищет способы их удовлетворения. Но его интерес становится мотивом для действия, если человек понимает, что может своими силами дос­тичь желаемого результата. Потребности человека служат мотивом к действию, определяют мотивационное поведение человека.

В связи с этим рассматривают побуждение, как ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели, которая осознается как средство удовлетворения потребности.

Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем.

В соответствии с этим законом люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением.

Если конкретные типы поведения оказываются каким-то образом вознагражденными, то люди запоминают, каким образом им удалось добиться этого. В следующий раз человек, встретившись с проблемой, пытается разрешить ее опробованным способом.

  • Чтобы разобраться в проблеме глубже, рассмотрим ключевые термины.
  • Валентность – значимость награды для работника.
  • Гуманистический подход к управлению – подход, рассматривающий организацию как культурный феномен.
  • Демотивация – это утрата заинтересованности в работе, проявляется в изменениях поведения при явных признаках типа опоздания, притворство, раздражение, необщительность, безучастность, прогулы.

 Мотивы (motiv) – это осознанные индивидом побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей, отвечающие на вопрос: «Ради чего эта деятельность совершается?» Мотив предполагает знание о тех материальных и идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению. Мотивация (motivation), по мнению Стивена П. Роббинза, – это готовность (желание) человека выполнять какую-то определенную работу, обусловленная тем, что это удовлетворяет ту или иную его потребность.

  1. Отрицательная мотивация – отрицательные эмоции и нежелание трудиться в данной области связаны с осуждением, неодобрением, что влечет за собой, как правило, наказание не только в материальном, но и в психологическом смысле.
  2. Положительная мотивация – стремление добиться успеха в своей деятельности, проявление для этого сознательной активности и положительных эмоций и чувств.
  3. Потребность (need) – это наличие у человека некоего физиологического или психологического «дефицита», который обусловливает желательность достижения этим человеком определенного результата.
  4. Содержание труда – это то, что переживается работником как нечто важное и существенное и связано с его потребностями.
  5. Стимулирование – побуждение к действию с помощью внешних факторов.
  6.  Удовлетворенность трудом – положительное эмоциональное состояние, вызванное реализацией потребности в труде (его содержательной или процессуальной сторонами).
  7. Ценностные ориентации – вырабатываемые в ходе жизни устойчивые представления субъекта об иерархии его интересов.
  8. Ценности – наиболее значимые в этой иерархии виды интересов.
  9. Человеческий фактор – потенциальные и реальные возможности человека.

Наибольший интерес для нас в рамках рассматриваемой проблемы представляют понятия мотива и мотивации. В настоящее время мотивация трактуется по разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е.

определяющих поведение человека, в другом – как совокупность мотивов, в третьем – как побуждение, вызывающее активность индивида и определяющее направленность этой активности.

Кроме того, мотивация рассматривается как процесс регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение к деятельности.

Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов включения человека в деятельность, способствующую его личностному развитию. А для этого, в свою очередь, нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

Мотивационный процесс             Неудовлетворенная потребность  Напряжение                Побудительные стимул           Удовлетворенная потребность                 Снижение напряжения

Большинство авторов рассматривают мотивацию как поведение, направленное вовне. Мотивированные люди прилагают на работе больше усилий, чем немотивированные или демотивированные.

Мотивированные работники, испытывая и осознавая неудовлетворенную потребность, пребывают в состоянии напряжения и, чтобы уменьшить его, проявляют деятельностную активность, т. е. занимаются некоторой деятельностью и выполняют определенные действия.

Чем выше напряжение, тем больше сил нужно потратить на деятельность, чтобы снизить его. Следовательно, наблюдая сотрудников, всецело поглощенных какой-либо деятельностью, можно предположить, что ими движет желание достичь некой важной для них цели.

  • Современные теории мотивации
  • Все существующие теории мотивации можно условно объединить в две группы:
  • Содержательные теории мотивации основываются на выявлении потребностей, которые заставляют людей действовать (теории Абрахама Маслоу, Дэвида МакКлелланда и Фредерика Герцберга).
  • Процессуальные теории мотивации основываются на анализе того, как ведут себя люди, что влияет на характер их поведения (теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера).

Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=25784

Ссылка на основную публикацию