Первичный и вторичный этапы социализации: что включают в себя, как происходит

Большое влияние на жизнь человека оказывает его социализация.

Данный процесс подразумевает получение навыков о нормах поведения, моральных ценностях, способах и формах общения с другими людьми, которые позволяют ему находить компромиссы, допустимые способы достижения целей и сосуществовать с обществом в целом. Как правило, социализация личности проходит в течение всей жизни и разделяется на несколько этапов.

Группы и этапы социализации

В зависимости от роли человека в обществе процесс его социализации можно условно разделить на три группы: обучение, трудовая деятельность и после трудовая (пенсионный возраст).

Каждой из групп присущи свои особенности, так например, обучение в одно и то же время является подготовительным и основным периодом социализации, поскольку именно он создает необходимую базу взглядов, ценностей и моральных принципов, необходимых для понимания своей функции и преодоления неуверенности. Именно поэтому дотрудовая или обучающая социализация называется первичной.

Первичный и вторичный этапы социализации: что включают в себя, как происходит

Период трудовой деятельности, выступает в качестве получения практических навыков вторичной социализации, а также их непосредственного применения для достижения различных целей.

При этом, несмотря на большой возрастной диапазон, при трудовой деятельности, даже если по факту она отсутствует, происходит вспомогательная социализация личности, которая моделирует базовые нормы и модели поведения человека, переданные в процессе обучения, в зависимости от внешних условий конкретного общества, окружения, вида деятельности и личностных качеств человека и окружающих людей, имеющих на него определенное влияние.

После трудовая социализация это период подведения итогов. Она является заключительным этапом, когда устоявшиеся нормы и принципы поведения уже не поддаются изменению, в силу снижения активности мозговой деятельности, которая в целом ведет к торможению процессов обучаемости.

Стоит сказать, что каждый возрастной этап социализации сопровождается переоценкой полученных в предшествующий период знаний и навыков, среди которых некоторые могут отойти на второй план или полностью отторгнуты.

Для того чтобы понять процесс социализации, а также избежать возможных ошибок, необходимо понять механизмы социализации и факторы оказывающие на нее влияние.

Механизмы социализации

  • Идентификация — определение и отождествление человеком самого себя как члена определенной социальной группы, отличающейся от остальных. Например, женщины и мужчины, взрослые и дети и т.д.
  • Копирование или подражание — повторение уведенных моделей поведения, сознательного и несознательного характера. Сюда относятся жесты, мимика, манера общения и т. д.
  • Впечатление и внушение — выражается в рефлекторном использовании опыта и переживаний других людей, находящихся в близком кругу общения.
  • Социальное облегчение — влияние поведения одного члена общества, на деятельность другого, что способствует облегчению социализации. Например, родители помогают ребенку завести детей.
  • Понимание противоречий — осознание индивидом причины и следствия возникновения стрессов и конфликтных ситуаций, с последующим поиском компромисса.

Факторы социализации

Факторы влияющие на процесс социализации разделяются на три типа:

  • Микрофакторы — присущи первичной социализации в малых группах (распределение ролей в семье, коллективе на работе, в учебном заведении)
  • Мезофакторы — социализация личности в средней группе общества: этнические и религиозные особенности, среда или место проживания (город, село).
  • Макрофаткоры — принадлежность к большой группе общества: государство, культурные ценности.

Первичный и вторичный этапы социализации: что включают в себя, как происходит

Агенты социализации

Исходя из вышесказанного вполне понятно что социализация не может происходить сама по себе, ведь для передачи навыков и знаний необходимы структуры, выступающие в роли агентов передачи информации. В этой роли могут выступать, как отдельные люди, так и различные учреждения (детские сады, школы, университеты, религиозные общины, военные части и т. д.).

При этом можно выделить агентов первичной социализации (родители, близкие друзья, тренеры, учителя), а также агенты вторичной социализации (представители администрации учебных заведений, предприятий, правоохранительные органы, средства массовой информации).

Виды социализации

Поскольку социализация это процесс, сопровождающий нас всю жизнь, то вполне понятно, что в различные периоды она принимает ту или иную форму, иными словами социализация имеет несколько видов:

  • Полная социализация личности — полное соответствие индивида выбранной социальной группе, а также результативное выполнение заданных функций.
  • Неполная или частичная социализация личности — соответствие полученных навыков и умений необходимых для принадлежности к выбранной социальной группе.
  • Односторонняя социализация индивида — когда человек получил полный объем знаний и умений только в одной из сфер своей жизни, например в карьере, или только в семейных отношениях.
  • Десоциализация — отказ от выработанных навыков, ролей и моделей поведения
  • Ресоциализация — получение новых понятий, норм и правил поведения взамен отторгнутых старых, необходимое для достижения поставленных целей.

Источник: http://www.i-goddess.ru/v-garmonii-s-soboj/socializacija-lichnosti-agenty-mehanizmy-faktory-vidy-i-jetapy-socializacii-lichn

Первичная и вторичная социализация

Содержание:

  1. Введение . . ……………………………………………………………3
  2. Социализация: понятие, общая характеристика……………………4
  3. Первичная социализация……………………………………………..6
  4. Агенты первичной социализации……………………………………7
  5. Вторичная социализация……………………………………………..8
  6. Институты вторичной социализации………………………………10
  7. Концепции социализации……………………………………………10
  8. Список литературы………………………………………………….16

      
      
      
      
      
      

Введение 

     В наше время значение личности в обществе можно рассматривать по-разному. С одной стороны, личность – это значимая часть социума, основной его компонент – каждый сформировавшийся духовно человек, который отдает себя на пользу своего государства.

С другой, индивид является всего лишь частичкой общества, его маленьким фрагментом, что уменьшает в разы значение каждого человека в мировом масштабе. Тем не менее, все эти частицы – люди – должны тесно взаимодействовать друг с другом во имя поддержания целостности системы.

А значит, каждый индивид должен занимать в обществе свою нишу, выполнять определенную задачу.

     Личность – это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их  многообразие можно расположить на лестнице видов от самых простых до самых  сложных.

  Чем сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться  к  окружающей среде.  Насекомые  рождаются   уже   взрослыми,   т.е.   готовыми  нормально функционировать в своей экологической  нише.  Высшим  организмам  приходится труднее.

Природа позаботилась  о  том,  чтобы  выделить  специальный  период времени, в течение которого  новорожденный обучается и приспосабливается  к взрослому миру. Этот период называется детством.  У  птиц  оно  длится  один сезон, у тигров, слонов и обезьян – несколько лет.

Чем выше  стоит  животное на лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации.

     Самым  затянутым  является  период  подготовки  к  взрослой  жизни   у человека.  Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня  в  него включают период юности и молодости.

  Треть  своей  жизни  человек  обучается жить в самом сложном из существующих миров – в мире общественных  отношений. Такой  экологической  ниши  нет  ни у одного  из  видов.  В последнее  время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переучивается всю  свою жизнь.

  Таковы  требования  современного  общества.  Этот  процесс   получил название социализации.

     Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения 
индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.

     В работе рассмотрены основные характеристики социализации, ее субъекты; представлены теории выдающихся ученых, психологов. Это поможет понять, как общество воспроизводится, не позволяя животным инстинктам прервать передачу социальных норм, целей, культурных ценностей и приоритетов.  
  

     Социализация: понятие, общая характеристика

     Социализация — это процесс становления социального 
«Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу.

     Процесс социализации тесно связан с процессами развития личности и воспитания. Он начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости по освоению социальных ролей и усвоению культурных норм1. Причем, в детстве формируется 70% человеческой личности.

     Человечеству 
известны случаи, когда человеческих детей воспитывали звери, то есть существа, находящиеся ниже уровня развития человека. Образ такого воспитания описан в произведении Р. Киплинга «Маугли».

В реальности выяснилось, что дети, получившие такое «воспитание» не могут говорить, мыслить, улыбаться и участвовать в социальном взаимодействии. То есть оторванные от социума дети уже не могли приобрести навыки культурного общения.

Они смогли лишь усвоить самые элементарные навыки и овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Не имея возможности войти в общество, они становятся «изолянтами» и в обществе не могут прожить больше 10 лет. Таких людей называют феральными2 – они – продукт социальной изоляции.

Феральные люди не смогли бы стать полноценными членами общества, потому что их воспитание началось достаточно поздно.

     Так что, выпадая из социальной среды, дети лишаются формирования самой важной части своего «Я». Такой пример является еще одним доказательством того, что вне социума развитие личности, вступление человека в общество на полных основаниях, усвоение социальных ролей невозможно без постоянного нахождения рядом с людьми.

     До 
сих пор термин социализация не имеет 
однозначного определения. И наравне 
с ним используется еще два, рассматриваемые 
как синонимы: «развитие личности» и «воспитание». Идея развития личности – одна из ключевых идей отечественной психологии.

Более того, признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них.

По объему понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания – социальная среда и подчеркивается направление ее воздействия на личность.

Немного сложнее вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание». Термин «воспитание» употребляется в нашей литературе в двух значениях – в узком и широком смысле слова.

В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия.

В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д.

Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется.

     Если 
принять во внимание все уточнения, суть социализации можно представить 
так: социализация
– это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду3. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.

  •      Содержание 
    и направленность процесса социализации определяется двумя основными тенденциями – типизацией и индивидуализацией.
  •      Типизация определяется, с одной стороны, как 
    способ усвоения личностью проявляющихся в реальном мире «объективных мыслительных форм» культуры (ценностей, норм, идей их преобразования в субъективно-идеальный мир) и, с другой – как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт поведения.
  •      Индивидуализация 
    характеризуется в свою очередь 
    преобразованием индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и трансформацией субъективного мира личности, субъективной идеальности в объективные формы внешнего социального мира.     
  •    Первичная социализация
Читайте также:  Как жить с мужем тираном если вышла за него замуж, можно ли уйти, советы

     В социализации как в процессе выделяют этапы. Прежде всего, процесс делят 
на две большие группы: первичная, охватывающая период детства, и вторичная, занимающая более длительный временной промежуток времени и включающая также в себя зрелый и преклонный возраст, социализации, с которыми также связаны агенты и институты социализации.

     В общем процесс социализации личности можно разделить на 4 этапа: первое детство, детство и отрочество, зрелость и старость. К первичной социализации относится детство и отрочество.

     Термин 
«первичная» в социологии относится 
ко всему, что составляет непосредственное ближайшее окружение человека. Это его родители, сестры, братья, близкие и дальние родственники – все это агенты первичной социализации. Собственно, это не только ближайшая к человеку среда, но и важнейшая сфера для его формирования, особенно на ранних стадиях развития.

Первичная социализация – сфера межличностных отношений. Вот почему для первых этапов социализации важно присутствие семьи близко от ребенка и контроль над его развитием. Развитие человека  нельзя понять в отрыве от семьи, к которой он принадлежит.

С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которой лежат связи между индивидами и освоение социальных навыков.

     Первичный мир наполнен ощущением стабильности; это оберегающий мир, или мир 
добра; зло находится вне этого 
мира, а если и проникает в него, то всегда наказывается; это мир спонтанности и свободы и прежде всего — свободы телесной; это мир, где часто исчезают границы между фантазией и реальностью (игра); в то же время в этом мире в основном все четко определено (здесь «черное», а здесь «белое»).

     Поскольку мир детства относительно неизменен, поэтому первичную социализацию сопровождает ощущение безопасности. Можно также сказать, что это ощущение — необходимый результат первичной социализации. Взрослые оберегают своего ребенка: в младенчестве — от чрезмерных физических воздействий-факторов, в более позднем возрасте — от социально-психологических.

     В отрочестве группы сверстников играют важную роль, ведь ребенок в таком 
возрасте гораздо легче и охотнее 
идентифицирует себя с другими подростками, нежели со старшими. Этот период связан с формированием установок и развитием идентификаций.

     Первичная социализация завершается, когда в 
сознании индивида укоренено понятие «обобщенного другого» и все, что его сопровождает. С этого момента он становится действительным членом общества и субъективно обладает своим Я и миром.

     Сначала человек естественным образом врастает в тот мир, который вокруг него создают взрослые. Однако постепенно, с развитием человека, расширяются его социальные знания, он встречается с новыми людьми, разнообразными обстоятельствами и ситуациями.

Он имеет возможность сравнивать этот новый опыт с опытом прошлым. Он обретает возможность мыслить абстрактно и сравнивать свое детство с чужим, а также мир детства с миром взрослых. В результате этого старый мир не может более оставаться незыблемым.

Человек своим собственным развитием подготавливает необходимость перехода в новый мир.

     Агенты 
первичной социализации
 

     Человеческий 
детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему 
приходится в более сложном мире – в социально сконструированной реальности.

Природа в этом случае не позаботилась о подходящем «жилище» для человека, поэтому на протяжении всей своей жизни человек будет искать себе пристанище в виде профессии, статуса, должности, либо как-то еще.

Важно, что это «место» кормит, поит, одевает человека и дает ему уверенность в завтрашнем дне. У ребенка до 15 лет нет такой «крыши», поэтому он существует в полной зависимости от родителей и от своих родных.

     Агенты 
социализации – конкретные люди, ответственные 
за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

     Первичная социализация – сфера межличностных 
отношений, так что агенты социализации здесь играют главнейшую роль. Плюс они выполняют гораздо больше ролей и функций, нежели агенты вторичной социализации. Отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг и т.д.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Сверстники же равны ему.

При этом разные социальные агенты как бы конкурируют друг с другом за право обладания преимущественного влияния на ребенка.

Предположим, родители ребенка и его друзья, оказывают противоположное влияние на объект, при этом каждый дает ему неоценимые знания о том, как быть взрослым, или, наоборот, ребенком. То есть, таким образом, они облегчают ему переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_08/pervichnaya-i-vtorichnaya-socializaciya/3036.335192.page1.html

Этапы политической социализации

Характер и уровень политической социализированности человека не могут оставаться неизменными на протяжении всей его жизни. Рассмотрение политической социализации в соотнесении с продолжительностью жизни человека позволяет выделить ее первичный и вторичный этапы.

Первичная политическая социализация характеризует первоначальное (обычно с 3-5 лет) восприятие человеком политических категорий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политической жизни. По мнению американских ученых Д. Истона и И. Дениса, необходимо различать четыре аспекта процесса социализации:

  • непосредственное «восприятие» ребенком политической жизни, информацию о которой он черпает в оценках родителей, их отношениях, реакциях и чувствах;
  • «персонализация» политики, в ходе которой те или иные фигуры, принадлежащие к сфере власти (например, президент, полицейский, которых он часто видит по телевизору или возле своего дома), становятся для него образцами контакта с политической системой;
  • «идеализация» этих политических образов, т.е. образование на их основе устойчивых эмоциональных отношений к политике;
  • «институциализация» обретенных свойств, свидетельствующая об усложнении политической картины мира ребенка и его переходе к самостоятельному, надличностному видению политики.

В целом особенности первичного этапа политической социализации состоят в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам культуры, еще не понимая их сущности и значения.

Поэтому для исключения в будущем аномальных, антисоциальных форм поведения необходимо соблюдать определенную последовательность в применении механизмов передачи ребенку политических норм и прошлого опыта.

В частности, для сохранения естественного характера включения его в политический мир предпочтительны те социальные формы, в которых политическая информация неразрывно соединена с авторитетом учителя, примером деятельности старших и ни в коем случае не содержит жестких идеологизированных образов и понятий.

Только на этой основе развивающееся детское сознание можно подкреплять императивными суждениями и оценками, а впоследствии и аксиологическими нормами и представлениями (ценностями, идеалами, принципами).

Вторичная политическая социализация характеризует тот этап деятельности человека, когда он, освоивший приемы переработки информации и осуществления ролей, способен противостоять групповому давлению и в индивидуальном порядке пересматривать идеологические позиции, производить переоценку культурных норм и традиций.

Таким образом, главную роль здесь играет так называемая обратная социализация (ресоциализация), отражающая влияние самого человека на отбор и усвоение знаний, норм, приемов взаимодействия с властью.

В силу этого вторичная социализация выражает непрерывную коррекцию человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения и идеологических позиций.

В целом, несмотря на повышение роли самостоятельного выбора ценностей и ориентиров, основное значение на данном этапе имеют цели адаптации, приспособления человека к сложившейся политической системе. Человек не способен самостоятельно сформировать все условия своего политического участия, и потому, как заметил Ф.

Хайек, он приспосабливается даже к тем переменам и сторонам жизни, смысл которых не понимает. И все же элемент осознанной ориентации на определенные политические стандарты имеет место. В частности, он выражен в механизме «предварительной социализации», который, по мысли Р. Мертона и К.

Росси, характеризует предварительную ориентацию личности на предпочтительные для него нормы и стандарты той или иной группы. Это как бы «заблаговременная социализация», обусловливающая целенаправленные действия индивида, его сознательную устремленность к значимым для него стандартам и ценностям.

Таким образом он как бы искусственно «подтягивает» себя к этим групповым стандартам, несмотря на внешнее воздействие системы.

Источник: https://psyera.ru/etapy-politicheskoy-socializacii_8609.htm

Социализация сущность, виды, этапы

Социализация: сущность, виды, этапы

Сущность социализации и ее стадии

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

Понятие адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды.

Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам.

С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.

В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению.

Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.

Эти два подхода в определенной степени разделяются и отечественными социологами, психологами и педагогами. Хотя приоритет чаще отдается первому (И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, А.В. Мудрик и др.).

Наблюдения показывают, что названные подходы имеют место и в педагогической практике, когда абсолютизируется роль одного из факторов: либо социальной среды, либо самовоспитания. Такая абсолютизация объясняется тем, что многими исследователями и практиками не осознан двусторонний характер социализации (Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов).

Читайте также:  Основные понятия гештальтпсихологии: что лежит в основе, принципы, положения

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения.

Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей.

Тенденция социальной типизации личности и позволяет рассматривать социализацию как процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.

Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.

Тенденция автономизации личности характеризует социализацию как процесс саморазвития и самореализации личности, в ходе которого происходит не только актуализация усвоенной системы социальных связей и опыта, но и создание новых, в том числе и личного, индивидуального опыта.

С понятием саморазвития личности связывают процесс, который направлен на преодоление противоречий в стремлении к достижению духовной, физической и социальной гармонии. Самореализация выступает как проявление внутренней свободы, обусловленной осознанием своих духовных и физических возможностей, и как адекватное управление собой в изменяющихся социальных условиях.

Обе названные тенденции социальной типизации и автономизации личности, объясняющие социализацию, сохраняют свою устойчивость, обеспечивая, с одной стороны, самовозобновляемость общественной жизни, т.е. социума, а с другой – реализацию личностных потенций, задатков, способностей, воспроизводство духовности и субъектности.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Социализация не является одноактным или единовременным процессом.

Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли.

Это приводит к тому, что он в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.

Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.

В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

трудовая – охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека; послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности (Г.М. Андреева).

Отмечая, что социализация – процесс непрерывный, длящийся в течение всей жизни, нельзя не признать особую важность для становления личности трудовой стадии, когда закладываются основные базисные ценности, формируются самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности.

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя, раскрыть, репрезентировать.

По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью.

О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.

Агенты и виды социализации.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники – это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:

1) агентов первичной социализации – родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок;

2) агентов вторичной социализации – представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партий, суда, сотрудников телевидения, радио, печати и т.д.

Поскольку социализация подразделяет на два вида – первичную и вторичную, постольку и агенты социализации делятся на первичных и вторичных.

Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов.

Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних.

Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесным личными отношениями (родители, друзья), а вторичную – те, кто связан формально-деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительно-личных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в роли вторичного социализатора.

Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие – средства существования, церковь – духовное общение и т.п.

Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец выполняет роль добытчика средств существования, опекуна, дисциплинатора, воспитателя, учителя, друга.

Сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших.

Итак, социализация бывает первичной и вторичной. В роли агентов социализации выступают люди и учреждения.

Источник: https://mirznanii.com/a/214723/sotsializatsiya-sushchnost-vidy-etapy

Решу егэ

Задание 11 № 9395

  • Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.
  • 1) Социализация — это процесс освоения индивидом новых социальных ролей.
  • 2) Первичная социализация заканчивается с началом трудовой деятельности.
  • 3) Агентами социализации являются только учреждения, отвечающие за передачу социокультурного опыта.
  • 4) Агенты вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции, в соответствии с официальными предписаниями.
  • 5) Социализация предполагает только контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность.

Пояснение.

Социализацию можно определить как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Таким образом, в процессе социализации человек приобретает качества, необходимые для выполнения им социальных ролей.

Процесс социализации является двухсторонним: с одной стороны, это передача обществом индивиду своего опыта, а с другой стороны, это процесс усвоения индивидом общественного опыта.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации: первичная (усвоение норм и ценностей ребенком), вторичная (усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком).

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека. Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

1) Социализация — это процесс освоения индивидом новых социальных ролей — да, верно.

2) Первичная социализация заканчивается с началом трудовой деятельности — нет, неверно, первичная социализация может продолжаться и в дальнейшем. Например, человек переехал по работе в другую страну, там у него происходит первичная социализация, он усваивает новый для него язык, традиции, культурный опыт.

  1. 3) Агентами социализации являются только учреждения, отвечающие за передачу социокультурного опыта — нет, неверно.
  2. 4) Агенты вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции, в соответствии с официальными предписаниями — да, верно.
  3. 5) Социализация предполагает только контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность — нет, неверно.
  4. Ответ: 14.

Ответ: 14

Источник: https://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=9395

Социализация — это… Что такое Социализация?

Социализация

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе[1]

Теория

Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д.

Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения».

[2] Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация

Семья

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.[3][нет в источнике]

Вторичная социализация

Школа

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Досрочная социализация

Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

Ресоциализация

Основная статья: Ресоциализация

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого.[4] Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.[5]

Организационная социализация

Работа

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимые для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.[6]

Читайте также:  Признаки хронической депрессии: что это такое за расстройство, как избавиться

Групповая социализация

Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Гендерная социализация

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками.[7]

Социальные институты

Главными социальными институтами являются:

  • Семья
  • Группа сверстников
  • Религия
  • СМИ
  • Правовая система

См. также

  • Десоциализация
  • Ресоциализация
  • Политическая социализация

Литература

Примечания

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/10519

Билет 29. социализация личности. этапы и агенты социализации

Социализация — это процесс двусторонний. С одной стороны, происходит усвоение индивидом уже накопленного социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.

С другой стороны, благодаря активной деятельности индивида, развивается процесс ретрансляции системы социальных связей. Таким образом, личность в процессе социализации не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные установки, ценностные ориентации, социальные навыки.

Этот и есть свидетельство того, что человек не просто пассивно принимает, то, что ему предлагает общество

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники – это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

  • Агенты социализация — это люди, группы или социальные институты способствующие социализации.
  • Поскольку социализация разделается на два периода, постольку и агенты бывают двух видов: первичные и вторичные.
  • Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, дедушки и бабушки, близкие и дальние родственники.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, церкви, государства, СМИ и т.п. Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, а их воздействие, как правило, менее глубоко, чем у первичных агентов социализации.

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

1) ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Здесь информация записывается на человека как на чистый лист;

2) вторичная социализация. Здесь происходит наложение на первичные установки, переосмысление:

а) профессиональная социализация, которая связана с овладением специальными знаниями и навыками, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;

б) включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам.

Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоения новых знаний, ценностей, вместо устаревших.

Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения);

в) пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

Следовательно, социализация личности начинается с рождения и длится всю жизнь.

30. ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс «вхождения» социального субъекта в социально-правовую среду, восприятие (усвоение) им права, его ценностей и превращение их в нормы (мотивы) своего поведения в сфере действия права. Это научение праву, мобилизация его возможностей для участия в правовой жизни общества, реализации своих интересов и жизненных целей.

Назначение (русский правовед А. С. Алексеев): «для того, чтобы жить в праве, необходимо, прежде всего, чтобы право жило в нас».

  1. Правовая социализация охватывает два взаимосвязанных между собой процесса:
  2. – интериоризацию — восприятие личностью права (правового опыта)
  3. – экстериоризацию — трансформация его в социально-правовую среду.
  4. Назначение правовой социализации:
  5. – передача накопленных в обществе норм и ценностей правовой культуры;
  6. – овладение языком права (самостоятельное оперирования правовыми понятиями), привитие навыков правомерного общения и взаимодействия в социально-правовой среде;
  7. – мобилизация возможностей права для участия в правовой жизни общества;
  8. – накопление мировоззренческих установок, обеспечивающих ориентацию в правовом пространстве и выработку стратегии поведения (формирование статутных качеств) в самых разнообразных юридических ситуациях.

Результат правовой социализации: правовая подготовленность (сформированность), или правокультурность отдельного индивида, группы людей, а ее слагаемыми выступают — правовая образованность, правовая воспитанность, правовая обученность, правовая развитость. Институтами правовой социализации выступают семья, школа, различные социальные группы, средства массовой коммуникации, специальное правовое обучение, юридическое образование и пр.

Ретрансляторы (проводники) правовой социализации — объективированные во вне предметы правовой культуры, юридическая литература, правовое общение, язык, понятийные средства и др.

Правовой нигилизм (от лат.— ничто, ничего) — отрицание права как соц. института, системы правил поведения, кот. может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юр. нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Виды: активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в кот. отрицается соц. роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры.

Основные пути преодоления правового нигилизма: повышение уровня общей и правовой культуры; пропаганда правосознания; предупреждение правонарушений, в первую очередь преступности; совершенствование законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; правовая реформа и другое.

Правовой идеализм – гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убеждённость, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.

Это прямая противоположность правового нигилизма, но обе эти категории имеют сходные по содержанию последствия негативного характера. Категорию «правовой идеализм» ввёл в научный оборот в 1994 году профессор Н. И. Матузов в статье «Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали».

Представители правового идеализма уверены, что принятие хороших законов сможет изменить существующее положение дел в лучшую сторону. Но данная позиция ошибочна. Право, несмотря на множество регуляторов, не всесильно, а правовые методы регулирования требуют соответствующих условий для их воплощения и создания подготовленной почвы для их действия.

В России правовой идеализм получил особое развитие и распространение в правовом сознании на уровне государственного аппарата власти, а в 1990-х годах — и в широких народных массах, соперничая с правовым нигилизмом.

31.Социология права: понятие, структура, методы и функции.

  • Социология права (юридическая социология) – область социологии, изучающая функционирование права в системе соц. институтов, генезис, динамику и структуру правовых
  • Предметом социологии права является право как социальный институт общества, выполняющий функции государственного регулятора общественных отношений.
  • Социология права понимает право как сложную постоянно изменяющуюся систему, которая определяется повседневной действительностью и зависит от исторической ситуации, от типа общества, его географического положения, от уровня развития общественного и индивидуального сознания.

В реальности право и общественные отношения могут не только не совпадать, но и противоречить друг другу. Разным обществам присущи совершенно различные правовые реальности. Социология права пытается объяснить разницу между ними, изучая реальную жизнь юридических норм.

Итак, социология права рассматривает право в связи с жизнью, социальной практикой и изучает социальные закономерности функционирования, изменения и взаимодействия общества и права.

В частности, социология права стремится понять социальные причины, порождающие правовые нормы, социальные последствия этих норм, механизмы воздействия права на социальные отношения и обратного влияния социальных отношений на формирование права и т. д.

Структуру социологии права составляют:

1) общая часть социологии права – знакомит с основными понятиями и категориями данной дисциплины (как то: предмет, структура, методы, функции и т. д.);

  1. 2) особенная часть социологии права – переводит фундаментальные понятия общей социологии права в различные отрасли права (различают социологию конституционного права, социологию гражданского права, социологию уголовного права).
  2. В зависимости от объектов познания социологии права различают:
  3. 1) законодательную социологию; 2) социологию функционирования правоохранительных и судебных органов; 3) социологию правосознания и правового поведения; 4) социологию преступности; 5) юридическую конфликтологию.
  4. 2. Методы социологии права
  5. Методы социологии права – это конкретные подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые социологией права для изучения социальных закономерностей функционирования, изменения и взаимодействия общества и права.

1) метод наблюдения. Под наблюдением в социологии понимается сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично путем непосредственного восприятия.

(невключенное наблюдение – исследователь не принимает участия в событиях; включенное наблюдение, при осуществлении которого исследователь либо контактирует с участниками исследуемого процесса, либо входит на правах участника в исследуемую социальную группу (например, в криминальную группу, в религиозную секту), т. е. участвует в исследуемых событиях;)

2) опрос – представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (личного) или опосредованного (с помощью анкеты) социально-психологического общения исследователя и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на заранее подготовленные с конкретной исследовательской целью вопросы. (анкетирование, интервью)

3) анализ документов – это совокупность приемов, применяемых для извлечения из документальных источников (прессы, радио, телевидения, деловых документов) социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.

4) эксперимент. В данных исследованиях рассматриваются реакции социальных групп в определенных ситуациях.

3. Функции социологии права

Познавательная (теоретическая) функция социологии права заключается в осуществлении социологией права исследований правовой реальности в социальном контексте и накоплении знаний о ней.

Научная (критическая) функция социологии права состоит в критической оценке социологией права правовой науки.

В процессе своих исследований социология права выявляет многочисленные проявления неэффективности существующего законодательства (например, выявляет законы, которые либо не применяются, либо применяются лишь частично), показывает те силы, которые оказывают влияние на законодателя (например, лоббизм и т. п.) и т. д.

Практическая функция социологии права отражается в практическом применении социологии права в сфере судопроизводства, законотворчества, нотариата.



Источник: https://infopedia.su/13xdf24.html

Ссылка на основную публикацию