Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомы

В настоящее время набирает «популярность» синдром гиперактивного поведения, встречающийся как у детей, так и у взрослых.

Он означает чрезмерную активность человека, неусидчивость, гипервозбудимость, холеричность.

В раннем возрасте такое поведение часто остается без должного внимания. Многие родители считают, что любимое чадо не должно сидеть на месте и быть пассивным, к тому же он пока не умеет управлять своим темпераментом.

Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомы

Но. между тем. следует правильно разграничить представление об обычной активности и гиперактивности. Тщательно изучив проявления, причины — пути коррекции назначит только врач после длительного обследования. Если первое с возрастом пройдет само собой, то второе – это неврологическое расстройство, к которому нельзя относиться поверхностно. 

Причины появления

Перворичинами гиперактивности могут выступать:

• Внутриутробные или приобретенные инфекционные заболевания;
• Ранние или поздние роды, тяжелая родовая деятельность; 
• Чрезмерные физические нагрузки во время беременности матери;
• Тяжелые отравления;
• Неполноценное питание и нарушенный распорядок дня;
• Наследственный фактор (врожденные отклонения от нормы некоторых систем мозга);
• Незрелость нервной системы новорожденного младенца;
• Плохая экология.

Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомы
Гиперактивность чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. СДВГ часто сопровождается нарушением сна, энурезом, расстройством сердечной деятельности. 

Проявления заболевания

Как распознать недуг на самой ранней стадии его развития? У малолетних детей признаки до года жизни проявляются в слишком бурной реакции на свет, звук, игрушки, родных и незнакомых людей. Малыш очень активно ведет себя в колыбели, он беспокойный, плохо спит, часто плачет, яркие игрушки увлекают его внимание совсем ненадолго. 

Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомы

Гиперактивный ребенок признаки в 2 года имеет следующие:

• забывчивость;
• рассеянность внимания;
• непослушание старшим;
• трудность в освоении речи;
• постоянная болтливость;
• капризность;
• большое число движений;
• моторная неловкость. 

В возрасте 2-3 года гиперактивного ребенка очень тяжело чем-либо заинтересовать. Он не может играть в детские игры (постоянно отвлекается), часто плачет, непоседлив, с ним тяжело учить стишки, он не слушает мамины песни, шумит, «не принимает» замечаний в свой адрес. 

Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомы

Гиперактивность у дошкольника 3-6 лет может заметить воспитатель в детском саду.

Педагог не может его занять делом, реакция на указания старших слишком импульсивна, ребенок не может спать в сон-час, не вникает в учебный процесс, на занятиях увлечен своими делами, он живет «в своем, им же придуманном мирке».

В этом же возрасте проявляются первые эгоистичные черты, ребенок пытается доминировать над сверстниками в играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает, вмешивается во взрослые разговоры, бурно выражает свои эмоции в самой неподходящей обстановке, игнорирует и не воспринимает критику.

Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомы

Профилактическая и коррекционная работа с гиперактивными детьми в детском саду проводится специалистами-психологами. Родителям рекомендуется прислушиваться к их советам и при необходимости посетить врача-невропатолога для консультации. 

Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомы

У школьников гиперактивность и СДВГ «расцветают». Строгий школьный регламент поведения и требований к ученикам – это настоящее испытание для детей и подростков, их нервная система не справляется с психическими и физическими перегрузками.

Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомы

В этот период преобладают симптомы:

• Отсутствие концентрации внимания;
• Неспособность сидеть на уроке (ребенок может спокойно сидеть за партой не более 15 минут); 
• Нервный тик;
• Заниженная самооценка;
• Трудность в усваиваемости учебного материала; 
• Развитие всевозможных фобий;
• Частая потеря личных вещей. 

Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомы

У гиперактивных детей практически отсутствует чувство страха: они прыгают с любой высоты, могут выскочить на дорогу прямо перед несущимся автомобилем, не умея плавать, могут прыгнуть в воду на глубину.

Гиперактивные подростки не хотят посещать школу, выполнять контрольные работы и домашние задания. Часто они бросают обучение до получения среднего образования. 

Корректирующая терапия

Родителям необходимо научиться взаимодействовать с ребенком. Как у подростков, так и у детей дошкольного возраста лечение медикаментами должно быть сопряжено с психологической коррекцией. 

  • • для улучшения памяти необходимо принимать витаминные комплексы;
  • Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомы• медикаментозные препараты для терапии гиперактивности снижают импульсивность, способствуют усвоению учебного материала и работоспособности, но не лечат само заболевание;
  • • обязательны занятия спортом (согласно возрасту и физическим способностям);
  • • за гиперактивным ребенком необходим постоянный контроль со стороны родителей, они обязаны обеспечить чаду безопасность в доме, полноценное питание, почасовой распорядок дня, соблюдать идеальный порядок в квартире;
  • • нельзя физически наказывать детей, часто ругать, делать грубые замечания, тем более при посторонних людях; 
  • • не стоит что-либо запрещать, не объяснив причину запрета; 
  • • запрещено требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе.

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога

1. Во-первых, не стоит пренебрегать помощью квалифицированного невропатолога, психолога и психиатра. Отправляйтесь на консультацию к специалисту и заручитесь его поддержкой.Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомы
2. Распорядок дня ребенка должен быть четко организован. Не стоит его менять, это даст толчок развитию необходимых рефлексов (например, ложиться спать в определенное время или после прочитанной сказки, вставать с первым звонком будильника).  3. В доме не должно присутствовать раздражителей, обстановка должна быть спокойной и доброжелательной. 
4. Не нужно ограничивать активность ребенка, это даст возможность выходу скопившейся энергии.
5. «Проблемное» чадо не нужно принуждать к нудным занятиям и долгому сидению на одном месте. 

Гиперактивным деткам необходимы награды и поощрения, огромная любовь родителей и одобрение начинаний. Без помощи специалистов возможно формирование психопатического типа личности. Ранняя диагностика заболевания, должная терапия, любовь родных и грамотное воспитание – залог повышения качества жизни гиперактивного ребенка.

Источник: https://psihbolezni.ru/rasstrojstva/giperaktivnyj-rebenok-priznaki-simptomy-lechenie/

7 признаков гиперактивности – как распознать проблему

Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомы

Понятие детской гиперактивности до сих пор вызывает много споров и разногласий среди педиатров.

Тяжело определить, какой ребенок действительно имеет проблемы с поведением, которые могут негативно повлиять на его будущее, а какой просто обладает ярким темпераментом.

Нередко родители жалуются на своего ребенка, потому что не могут или не хотят найти к нему подход. Бывают и случаи, когда опасные симптомы остаются без внимания, и настоящая гиперактивность ребенка перерастает в более серьезные проблемы с его социальной адаптацией в детском саду, затем в школе и далее в общественной жизни.

В этой статье мы расскажем, как еще с младенчества распознать гиперактивного ребенка и как правильно найти к нему подход. Но для начала разберемся в основных понятиях.

Гиперактивность с медицинской точки зрения

Под данным термином понимается не только чрезмерная подвижность, невнимательность и капризность малыша, как думают многие матери. Это, главным образом, особое состояние нервной системы и коры головного мозга, когда его клетки слишком активно образуют нервные импульсы.

Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомы

  • Эти процессы не дают малышу сидеть на месте, мешают сосредотачивать внимание, переключаться с истерик, успокаиваться, а также засыпать.
  • Истинную гиперактивность может увидеть или заподозрить только невропатолог, поэтому не пытайтесь самостоятельно ставить своему малышу такие диагнозы.
  • И еще немаловажно, что  гиперакивным малыш может быть не только в таком сложном возрасте, как 3-4 года, но и с самого младенчества.
  • Чем раньше вы распознаете у ребенка такие особенности нервной системы и начнете предпринимать меры, тем  меньше трудностей у вас возникнет в будущем.

7 признаков гиперактивного ребенка

Гиперактивность еще называют двигательной расторможенностью, но не стоит ее путать со здоровой активностью нормальных детей. Вполне здоровый малыш тоже может быть очень подвижным, громко кричать и разговаривать, выражая таким образом свои эмоции. Он даже может часто капризничать и настойчиво требовать своего.

Как же отличить индивидуальные особенности вашего ребенка от неврологической проблемы? Вот 7 признаков, которые должны вас насторожить в поведении грудного ребенка:

1Гиперактивные малыши хорошо развиты физически, быстрее своих сверстников начинают переворачиваться, садиться, ползать и ходить. Благодаря этому они вызывают множество восхищения у своих родителей и родственников.

Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомы

Но нередко такие неожиданные и быстрые скачки развития приводят к падениям с диванов и прочим неприятностям, к которым даже самые бдительные родители оказываются просто не готовы.

Они не знают, радоваться им или плакать, когда ребенок уже вовсю ползает и шкодит, а его ровесники тем временем мирно лежат в кроватке.

Тут все же могут быть два варианта: либо ваш ребенок просто очень быстро развивается, либо это один из признаков гиперактивности. Во втором случае проблема еще даст о себе знать в будущем и проявит себя другими признаками.

2Дети часто капризничают тогда, когда их силы на исходе и им пора спать. Они как будто становятся еще более активными, у них повышается возбудимость, и только мамины руки или укачивание могут после долгих мучений помочь уложить его спать.

3Малыши с признаками гиперактивности удивительно мало спят, даже в первые месяцы жизни. В то время, как их сверстники спят больше, чем бодрствуют, эти дети могут играть и периодами плакать около 4-5 часов подряд.

Интересно!  Детские страхи

4Ребенок долго не может уснуть, требует укачивания, а сон его очень чуткий. Малыш чувствителен к каждому шороху, может вдруг проснуться и тяжело засыпает снова.

Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомы

5Малыш очень бурно реагирует на смену обстановки, новые лица и громкие звуки. Все это может приводить его в настоящий восторг, и, вместе с тем, заставляет его еще больше капризничать и привлекать ваше внимание.

Чем больше людей в помещении с ребенком, тем более капризным он становится.

6Дети не умеют подолгу сосредотачивать на чем-то свое внимание. Это видно даже в самом раннем возрасте: малыша легко завлечь новой игрушкой, но она быстро ему надоедает. Он словно еще быстрее начинает переключать свое внимание с одного предмета на другой.

Читайте также:  Описание основных функций общения: какова его роль и цели для личности

7Характерным признаком гиперактивных детей, в сумме со всеми перечисленными, является их привязанность к матери и одновременно боязнь чужих людей. Они трудно ладят с гостями, неохотно идут к ним на руки и как бы прячутся за мамой. Они также могут ревновать маму к чужим детям, отбирать у них игрушки и любой конфликт превращать в истерику.

Мы перечислили не безусловные признаки гиперактивных детей, а лишь те отличительные особенности, которые могут вас насторожить и заставить отправиться на прием к детскому неврологу.

Но для того, чтобы не ошибиться и зря не переживать, опишем поведение здорового нормального ребенка, который может обладать некоторыми из вышеперечисленных признаков вследствие своего врожденного темперамента.

Темпераментные здоровые дети отличаются от своих гиперактивных сверстников следующим:

1Любят побегать или иным образом поактивничать, но после этого приходят полежать или спокойно посидеть, например, за просмотром мультиков. Таким образом, они способны самостоятельно успокаиваться. Но здесь мы говорим о детях постарше, ближе к годовалому возрасту.

Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомы

2У них практически нет проблем со сном, они быстро засыпают и спят положенное их возрасту время.

3Ночной сон, как правило, долгий и спокойный. Если говорить о малышах 2-3 месяцев жизни, то они могут просыпаться на ночные кормления, но также легко засыпают и не плачут посреди ночи.

4Детки быстро понимают, где опасность и могут испытывать чувство страха. Впоследствии они не стремятся снова залезть в опасное место. 

5Легко осваивают слово «нельзя», что позволяет вам быстро объясняться с ребенком в будущем.

6Деток легко отвлечь от истерики новым предметом или рассказом, они способны переключаться и сразу перестают плакать.

7Они практически не бывают агрессивны по отношению к вам или к другим детям. Дают играть своими игрушками, иногда после маминых уговоров.

8Конечно же, характер родителей передается их ребенку. Возможно, что мама или папа активного ребенка обладают ярким темпераментом и были такими же непоседами в детстве. Но помните, что такие особенности могли передаться не только от родителей, но и от бабушки или дедушки, а также от других родственников, прабабушек и прадедушек.

Причины гиперактивности

Изменения клеток головного мозга, вызывающие гиперактивность, не остаются на всю жизнь, если родители выбирают правильную тактику поведения и воспитания своего малыша. Поэтому это состояние нельзя назвать болезнью и нельзя вылечить, а можно лишь способствовать скорейшему «перерастанию» детской гиперактивности.

А возникает данное состояние, как правило, в результате одной из следующих причин:

  • рождения малыша с помощью кесарева сечения,
  • сложных родов, с длительным безводным периодом, гипоксией ребенка, или с использованием щипцов,
  • рождения малыша раньше срока или с малым весом,
  • нервная система ребенка могла подвергнуться изменениям еще на стадии внутриутробного развития из-за вредных привычек, перенесенной болезни или других неблагоприятных факторов внешней среды.

Интересно!  Откуда берутся дети — устами родителей

Воспитание гиперактивного малыша

Воспитанию и режиму дня такого ребенка нужно уделять особое внимание, если вы не хотите, чтобы его состояние усугублялось. Оставление проблемы без внимания может повлечь немало проблем в будущем, когда ребенок вырастет и ему придется самостоятельно адаптироваться в обществе.

Так как нервная система малыша очень ранима, ее нельзя лишний раз подвергать испытаниям.

Это значит, что любой каприз и истерику нужно пресекать в самом начале, не пытаться наказывать ребенка качестве воспитательного момента.

 При этом старайтесь не потакать этим капризам и не идти на поводу у ребенка по каждому поводу, а незаметно отвлекать его и переключать внимание. Да, это может потребовать от родителей немало терпения и находчивости, но не даст слишком разбаловать маленького сорванца.

Ведь он уже в самом раннем возрасте достаточно смышлен чтобы понять, как добиться своего. Объясняйте малышу значение слова «нельзя», мягко и настойчиво.

  1. Во всех этих начинаниях вам потребуется обуздать свой собственный характер и исключить из общения с ребенком все негативные эмоции.
  2. Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомыВ течение дня старайтесь не подвергать малыша излишне ярким впечатлениям и исключать неожиданные ситуации.
  3. Шумные компании, нежданные и многочисленные гости, скопления людей на улице не должны беспокоить вашего малыша и расшатывать его нервную систему.

А вот самым лучшим способом отдыха для него будет выезд на природу в узком кругу семьи, где он сможет выплеснуть свою энергию. После такого отдыха ваш малыш мирно и без труда уснет крепким сном.

В комнате, где ребенок проводит больше всего времени, не должен быть постоянно включен телевизор или радио. Лучше играть с ним в спокойные игры, связанные с тренировкой мелкой моторики рук. Комната малыша не должна пестреть яркими предметами, развешанными по всем углам и стенам. Лучше выбирать спокойные света, а лишние игрушки убирать подальше с глаз.

У ребенка не должно быть беспорядка в комнате и множества разбросанных игрушек, рассеивающих его внимание. По мере того, как игрушки надоедают, можно прятать их и давать новые. А незадолго до сна все игры необходимо прекращать, можно искупать ребенка, затем спеть ему песенку.

Повторять выбранный вами и малышом ритуал нужно каждый день в одно и то же время. Вообще, неизменный режим дня – самый лучший помощник в воспитании гиперактивного ребенка.

Родителям гиперактивного малыша следует понять, что он ничем не отличается от своих сверстников, кроме своего характера. Малыш ничем не болен, а является личностью и требует к себе особенного подхода. Поняв необходимость принятия своего ребенка таким, какой он есть, вы уже наполовину исправите его гиперактивность.

Такой малыш нуждается в чуть большем проявлении любви и внимания, а также терпения, чем обычные дети. Вместе вы сможете быстро и легко пережить этот непростой период вашей жизни и в будущем увидите, какой прекрасный, здоровый и талантливый ребенок вырастет из вашего сорванца.

Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомы

воспитание детей, здоровье ребенка, развитие ребенка

Источник: https://moe1.ru/psihologiya/vospitanie-detey/7-priznakov-giperaktivnosti-kak-raspoznat-problemu

Сдвг у взрослых – симптомы и лечение диагноза

Опубликовано в СДВГ, Статьи от Гимранов Р. Ф., Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомы

Синдром дефицита внимания считается детской патологией, однако он проявляется у взрослых людей, наряду с признаками гиперактивности. Как правило, такое явление связывается со слабыми или незамеченными проявлениями синдрома в детском возрасте.  Которые с годами усилились и начали проявляться.

В случае выявления СДВГ у взрослых людей, как правило, оказывается, что симптомы и признаки синдрома дефицита внимания проявлялись и не были устранены в 5-15 лет.

Диагностирование заболевания у совершеннолетних – задача сложная, так как часть признаков видоизменена и не совпадает типичной детской картиной. После половой зрелости организм перестраивается и энергетические ресурсы уменьшаются, но усиливается рассеянность, неспособность сосредоточиться.

Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомы

Часто взрослый СДВГ протекает параллельно с другими психическими и психоневрологическими отклонениями и активируется именно на их фоне.

Наиболее распространенные симптомы СДВГ у взрослых:

  • Рассеянность и дезорганизованность. Сложности возникают с простейшими бытовыми обязанностями. Таким людям сложно убрать, рассортировать вещи, они часто опаздывают и легко отвлекаются на посторонние раздражители.
  • Проблемы в обращении с деньгами. Больным сложно составлять свой бюджет и контролировать доходы, они не умеют копить и часто не оплачивают счета из-за рассеянности. Могут не помнить, куда тратят деньги.
  • Проблемы с аналитическими способностями, невозможность проанализировать информацию и сделать вывод, составить отчет, используя статистические данные.
  • У взрослых людей с синдромом дефицита внимания отсутствуют долгосрочные планы. Они могут распланировать некоторое время вперед и составить четкий список дел, но придерживаться его не будут.
  • Нет хобби. Из-за рассеянности внимания и невозможности сосредоточится на одном деле у них не развиваются устойчивые интересы. Любое новое занятие быстро становится скучным.

Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомы

  • Забывчивость. Чаще всего она касается регулярных процедур (приема лекарственных препаратов) или составленных ранее планов.
  • Склонны перебивать собеседников, не могут дослушать до конца даже короткий монолог. Им необходимо высказать свое мнение.
  • Проблемы с тактичностью.

Люди с дефицитом внимания очень импульсивны, они не могут сдержать внезапных порывов и высказывают первое, что пришло им на ум, не соотнося это с правилами хорошего тона или уместностью.

Все эти симптомы невероятно усложняют повседневную жизнь человека, не позволяя вести обычный образ жизни.

У взрослого с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью наблюдаются проблемы:

  • С работой. Так как невозможно надолго сосредоточиться на одном деле и сложно вести тактичный диалог. Это сказывается на продуктивности труда и отношениях с коллегами.
  • С личной жизнью и семьей. Так как мало кто способен выдерживать забывчивого партнера, не способного дослушать до конца собеседника.
  • Вождение любого вида транспорта становится невозможным, так как человек не может сосредоточиться на ситуации, одновременно анализировать происходящее вокруг него, сопоставлять со своим поведением знаки ПДД, действия других участников движения.
  • Крайне сложно смотреть кино или читать. Монотонная деятельность быстро приводит к переключению внимания на что-то другое.
  • Проблемы в интимной сфере, так как невозможность надолго сконцентрироваться мешает достижению удовлетворения в постели.

Причины

На начало XXI века считается, что проявление симптомов гиперактивности у взрослых людей, связано с развитием синдрома СДВГ в детском возрасте.  Уже тогда начинаются отклонения в работе нервной системы, связанные с неправильной работой структур головного мозга.

Многие исследования говорят о генетической предрасположенности к синдрому дефицита внимания и гиперактивности, выявляемому у взрослых.

Если у ближайших родственников при рождении или в детстве было выявлена такое расстройства, то шансы на ее развитие у нового поколения возрастают.

Читайте также:  Понятие мотивации деятельности в психологии: определение, виды, на чем базируется

Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомы

Кроме того, существуют теории, предполагающие развитие симптомов гиперактивности мозга у взрослого из-за влияния различных внешних факторов:

  • патологии щитовидной железы;
  • гельминтоз;
  • заболевания легких, бронхов;
  • нарушения в обмене глюкозы;
  • пищевые аллергии.

Известны случаи, когда у взрослых людей развивался синдром дефицита внимания без признаков гиперактивности.

Диагностирование синдрома у взрослых людей происходит после сбора информации об их состоянии в детстве, юности. Требуется прохождение ряда тестов, способных точнее выявить особенности расстройства. Показано общемедицинское обследования, чтобы исключить проявление других неврологических заболеваний.

После проверки всех симптомов синдрома гиперактивности, дефицита внимания у взрослых и выявления причин их обострения, назначается лечение СДВГ.

Терапию может проводить психотерапевт или психолог, комбинируя медикаментозные препараты и сопутствующие, вспомогательные методы.

Лечить синдром СДВГ во взрослом возрасте сложнее, поэтому необходимо строгое соблюдение курса, назначенного врачом.

Наиболее эффективными подходами считаются:

  • Использование медикаментов. За приемом перепаратовнеобходимо следить родственникам, так как сам человек будет регулярно о них забывать.

Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомы

  • Психотерапия различной направленности. Так как основной синдром любых видов сдвг у взрослых – это нервозность, то лечить этот признак дефицита внимания необходимо комплексной терапией с разноплановыми тренингами, поведенческими курсами.
  • Регулярные занятия как спортом, так и гимнастикой позволяют лечить гиперактивность у взрослых.
  • Правильный режим сна снизит нагрузку на нервную систему.
  • Сбалансированное правильное питание.
  • Занятия медитацией, йогой снизят нервозность, порывистость.

Такие меры облегчают адаптацию взрослого в обществе. Также улучшают внимание, способность к концентрации.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Источник: https://newneuro.ru/sdvg-u-vzroslyh/

Гиперактивный ребенок

Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомы

Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

СДВГ — синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти.

По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей.

Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого».

У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.

Определение гиперактивности у человека: болезнь это или нет, какие симптомы

Гиперактивный ребенок

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом.

Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно — ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге.

Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами.

В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть:

  • патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды,
  • употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение),
  • асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др.
  • инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.

В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей.

Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  • смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
  • невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, «витанием» ребенка «в облаках».
  • гиперактивный — преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет.

Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр.

Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

  1. Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.
  2. Гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.
  3. Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте — дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Гиперактивный ребенок является пациентом детского невролога, детского психиатра и детского психолога. Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г.

, СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода.

Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка.

В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея, нарушения слуха и зрения и мн. др.).

С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога, детского отоларинголога, детского офтальмолога, эпилептолога), ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома, посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности, олигофрении и др.

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях.

Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ.

Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии.

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации.

Читайте также:  Какие разновидности памяти есть у людей: основные виды, таблица с перечислением

Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения.

При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании.

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/ADHD

Гиперактивность

Гиперактивность — это неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое происходит в детском возрасте. Проявляется синдром такими симптомами, как проблемы с концентрацией внимания и слабоуправляемой импульсивностью.

У детей с гиперактивностью возможно снижение интеллекта и возникновение сложностей при восприятии информации. С точки зрения неврологии гиперактивность рассматривается в качестве хронического стойкого синдрома, который сложно поддается лечению.

Доказано, что около 30% детей со временем приспосабливаются к своей проблеме или с возрастом она сама по себе у них проходит.

Целесообразность постановки диагноза и методы лечение болезни в настоящее время вызывают множество споров.

Некоторые ученые полагают, что такой болезни, как синдром гиперактивности у детей, вообще не существует, но их противники доказывают наличие генетических и физиологических причин этого состояния.

Чаще всего этот синдром диагностируют у мальчиков. Что касается распространенности этой патологии, то среди школьников начальных классов она составляет около 3-10%.

У половины детей, которые страдали гиперактивностью в начальных классах, этот синдром сохраняется вплоть до подросткового возраста. При этом такие подростки имеют склонности к наркомании и испытывают трудности с адаптацией в коллективе.

Поэтому ученые полагают, что гиперактивность у ребенка в сочетании с дефицитом внимания могут провоцировать пристрастие к алкоголю или наркотикам.

Именно поэтому родителям нужно своевременно отреагировать на симптомы болезни, чтобы не упустить шансы скорректировать эту патологию.

Исследования точных причин гиперактивности детей до сих пор ведется. Существуют гипотезы, что заболевание может быть вызвано перенесенным синдромом Рейе, свинцовым отравлением, фетальным алкогольным синдромом. Долгое время считалось, что этиология заболевания заключается в пищевой аллергии, однако эта гипотеза не подтвердилась.

В некоторых случаях причинами гиперактивности становятся нарушения внутриутробного развития и повреждение головного мозга. Существует также гипотеза, доказывающая генетическую предрасположенность к заболеванию.

Синдром такой гиперактивности связывают также и с тем, что у родителей гиперактивных детей чаще, чем среди населения в целом, обнаруживаются асоциальная психопатия, алкоголизм, аффективные расстройства.

К основным симптомам патологии относятся:

  • ребенок не может сидеть на месте дольше пары минут, проявляя при этом совершенно бесцельную двигательную активность;
  • время от времени он начинает вести себя неадекватно — может во время урока встать и начать ходить по классу, внезапно закричать или начать громко смеяться;
  • он очень любопытный и задает постоянно множество разных вопросов, однако не запоминает ответы или вовсе их не дожидается;
  • он практически не способен сосредоточиться даже на пару минут на одном деле;
  • если малыш чем-то сильно увлекается, то отвлечь его от этого занятия становится невероятно сложно;
  • малыш слишком импульсивен — практически все свои действия он выполняет не раздумывая;
  • он очень плохо воспринимает речь, обращенную к нему;
  • обычно в повседневных делах малыш проявляет чрезмерную рассеянность и забывчивость;
  • во время сна он ведет себя беспокойно — сбрасывает одеяло, постоянно ворочается, часто меняет позы;
  • малыш совершенно не слушает своего собеседника и при этом сам болтает без умолку;
  • он не может немного подождать — очереди в игре, начала действия, ответа.

Просветительная работа

Лечение болезни ребенка обязательно должно начинаться со встречи с его родителями. Родители должны понимать смысл и механизм предстоящего лечения.

Сделать это крайне важно, так как большинство родителей не понимает, что происходит с их ребенком и его поведение начинает их сильно раздражать. Затем они начинают обвинять себя в проблемах малыша, считая его поведение результатом их неправильного воспитания.

Со временем эти обвинения могут еще более усугубиться, что приведет к еще большим проблемам в семье.

Нередко родители не решаются обратиться к врачу, но сами решить проблемы ребенка не могут, что провоцирует новые конфликты. Поэтому крайне важно все же посетить врача, чтобы определить истинные причины, спровоцировавшие гиперактивность ребенка.

Часто гиперактивность бывает спровоцирована врожденными особенностями психики малыша, повлиять на которые родители просто не способны.

Некоторые симптомы патологии могут возникать из-за неправильного воспитания, поэтому в таком случае родители должны сами справиться с проблемой.

Таким образом можно отметить, что задачи просветительной работы с родителями следующие: помочь семье разобраться в поведении малыша, объяснить им, на что действительно стоит надеяться и каким образом вести себя с ребенком. Врач также обсуждает вопросы воспитания, ознакамливает родителей с поведенческой психотерапией и методами вознаграждения. Все эти знания пригодятся родителям для общения с ребенком, а также коррекции его поведения.

Условия обучения

Если ребенку сложно учиться в обычном классе, он не справляется с объемом учебного материала, постоянно отстает в учебе, его можно перевести в специализированный класс.

Обычно причинами низкой успеваемости у детей с гиперактивностью становятся невнимательность, импульсивность и отсутствие упорства, иногда в сочетании с задержками развития навыков к учебе.

Некоторые из этих проявлений можно уменьшить с помощью медикаментозного лечения, но медикаментов для устранения задержек развития нет. В таком случае малышу поможет исключительно обучение в специальных условиях, которые соответствуют его возможностям.

Например, если у ребенка были диагностированы парциальные задержки развития навыков к учебе, его могут перевести в класс коррекции. Если же у ребенка наблюдается низкая успеваемость, однако его интеллект позволяет учиться лучше, его переводят в класс для догоняющих.

Остеопатическое лечение гиперактивности у детей

Свою эффективность в лечении гиперактивности показала остеопатия. Во время приема у остеопата происходит устранение механических повреждений костей черепа и восстановление нормального функционирования мозга, что зачастую и ведет к появлению такой патологии, как гиперактивность.

Также остеопатия помогает избавиться от последствий травм, которые были получены малышом при родах и тем самым уменьшить симптомы болезни.

Всего несколько приемов у квалифицированного врача-остеопата помогут значительно улучшить состояние ребенка: он станет спокойным и уравновешенным, начнет лучше воспринимать информацию и подолгу концентрироваться на одном занятии.

Медикаментозное лечение детей

В 75–80% случаев гиперактивности эффективно назначение медикаментозного лечения детям. Однако стоит помнить, что его действие хоть и будет заметным, но всего лишь симптоматическим. По этой причине медикаментозное лечение длительное, проводится в течение нескольких месяцев.

Иногда целесообразность проводить медикаментозное лечение гиперактивности остается в подростковом возрасте и даже у взрослых. Родителям не стоит беспокоиться о том, что медикаментозное лечение не может полностью устранить заболевание.

Существует множество других психических болезней, при которых также эффективна только многолетняя медикаментозная терапия.

Подавление проявлений гиперактивности облегчает социальное и интеллектуальное развитие ребенка. Основывается медикаментозное лечение на нескольких важных принципах.

Прежде всего врач должен подбирать дозу препарата не исходя из ощущений больного, а из объективного эффекта.

Поэтому крайне важно, чтобы родители и учителя наблюдали за поведением малыша, чтобы можно было оценить эффективность лечения.

Единого мнения о том, когда нужно давать детям препараты, нет: только во время учебы или также в выходные дни. Если помимо проблем с учебой пациент испытывает сложности в общении с родителями и сверстниками, в таком случае медикаментозная терапия понадобится постоянно.

В том случае, если лечение окажется эффективным, время от времени необходимо будет делать небольшие перерывы в нем. Это нужно, чтобы выяснить, сможет ли малыш обходиться без медикаментов. Первый подобный перерыв в лечении стоит сделать летом, поскольку в это время психологическая нагрузка на малыша меньше.

Если пациент сможет обходиться без медикаментов, то в последующем терапию можно будет прерывать и во время учебного года.

Часто детям с гиперактивностью назначают психостимуляторы. Однако их действие чрезвычайно кратковременное, поэтому родителям стоит наблюдать за поведением ребенка тогда, когда действие медикаментов еще не закончилось.

Психостимуляторы успокаивают ребенка, повышают его способность сосредотачиваться, способствуют налаживанию отношений больного с окружающими.

В настоящее время детям обычно назначаются такие психостимуляторы, как пемолин, метилфенидат и амфетамины.

Если психостимуляторы для детей оказываются неэффективными, им назначают прием нейролептиков или антидепрессантов. Однако нужно учитывать, что эти препараты детям целесообразно принимать только, если гиперактивность очень выражена. К тому же, эти препараты способны снижать внимание. Также такие медикаменты совершенно не способствуют адаптации пациента в социуме.

Психотерапия

В некоторых случаях целесообразным считается обучение родителей некоторым приемам психотерапии. В частности врач может объяснить родителям, как правильно общаться с ребенком, рассказать о методах поведенческой психотерапии, в частности о методике вознаграждения.

Доказано, что регулярное применение психотерапевтических приемов помогает устранить напряженность в семье и создать благоприятную для лечения, развития, обучения обстановку. Однако в качестве метода радикального лечения гиперактивности психотерапия совершенно неэффективна.

Ее можно назначать детям только, если гиперактивность слабо выражена.

Источник: https://www.OsteoPolyClinic.ru/disease/giperaktivnost/

Ссылка на основную публикацию