Описание основных факторов влияющих на развитие личности: что формирует людей

Личностный рост – это процесс обретения и совершенствования навыков, необходимых для гармоничной жизни. Если мы относим себя к людям думающим, живущим настоящим и стремящимся к победам в будущем, то развитие личности – это необходимый элемент полноценной жизни. Факторы развития личности влияют на результат процесса самосовершенствования самым прямым образом.

Важность развития личности

Возможно, некоторые находят прелесть в лежании на диване и просмотре сериалов. Но подобный образ жизни, когда это не временное расслабление, а постоянное времяпрепровождение – первый шаг к деструктивному поведению и разрушению личности.

Человек для полноценной жизни должен иметь цель в жизни, стремиться достичь идеала.

И если такое желание отсутствует по каким-то причинам, то, как правило, этот индивид болен физически или находится в тяжёлом психологическом состоянии, требующем срочного вмешательства специалистов.

Описание основных факторов влияющих на развитие личности: что формирует людей

В XXI веке мы не боремся за выживание. В свободном доступе есть еда, питьевая вода, работа, можно обеспечить себе крышу над головой, если приложить усилия. В такие моменты развития истории человечества и происходит всеобщая потребность самосовершенствования, духовного роста и развития личности во всех сферах жизнедеятельности.

Вы заметили, какое обилие тренингов и курсов различного толка появилось в последнее время? Предложение формирует спрос, а значит люди ищут информацию, хотят изменить свою жизнь.

И это действительно прекрасная тенденция, развитие индивидуальной личности ведёт к развитию общества в целом, росту технического прогресса, появлению новых философских течений, улучшению социальной среды и позитивным тенденциям в мировой экономике.

Поэтому так важно сфокусироваться на собственных потребностях и желаниях, постигать науки, отрабатывать новые профессиональные умения, следить за здоровьем и учиться создавать гармоничные отношения с окружающими людьми. Личностный рост способствует расширению кругозора, поддержанию уровня конкурентоспособности на рынке труда.

Самосовершенствуясь, вы будете чувствовать прилив сил, удовлетворение от собственной деятельности и гордость за достижения. А это уже больше похоже на состояние счастливого человека.

Какие факторы влияют на развитие личности?

Существует много научных течений, которые изучают развитие личности и её характеристики. И все они выделяют 3 основных фактора влияющих на личность и её рост:

  • воспитание;
  • среда;
  • наследственность.

Описание основных факторов влияющих на развитие личности: что формирует людей

Гены играют в процессе появления личностных качеств не последнюю роль. При рождении человек получает в наследство черты характера, внешние особенности и задатки от своих родителей. То, каким образом будут реализовываться эти наследные качества, зависит от остальных факторов развития личности.

Среда – это внешние обстоятельства, формирующие личность. Человек не рождается с уже готовым набором качеств, он приобретает их по мере взросления и погружения в окружающую среду. Темперамент человека имеет значение, он создаёт реакции индивида на то или иное воздействие из вне. На личность влияют следующие социальные обстоятельства:

  • Состояние общественного сознания, религиозная направленность, политика, этническая обстановка, возможности общества, его развитость, то, как человек чувствует себя в обществе таких же как он.
  • Ближайшее окружение: друзья, семья, одноклассники, однокурсники, коллеги, те, с кем человек находится в постоянном непосредственном контакте.
  • Искусственная среда: технологии, информация, техника, телевидение, радио, Интернет и пр.

Этот фактор зависим от реакции личности на него, нужно учиться вырабатывать правильные отношения с самим собой и окружающими, уметь сопротивляться негативному воздействию.

Образовательная среда, как фактор развития личности

О воспитании поговорим отдельно. Специфика образования в том, что оно способно корректировать ошибки в наследственности и окружающей среде. Первые два фактора появляются сами по себе и от человека практически не зависят.

Воспитание же – это организованный процесс, в котором требуется непосредственное участие индивида и учитывается его выбор. Это важнейший фактор развития личности.

Мы в состоянии сами выбирать оставаться на месте, или расти и развиваться.

Описание основных факторов влияющих на развитие личности: что формирует людей

Субъект образования выступает уже как отдельная личность, которая может реализовывать свои способности, корректируя тем самым недостатки наследственности или негативное влияние окружающей среды. Образование решает следующие задачи, на каждом этапе развития личности:

  • Естественно-культурные. Достижение развития на физическом уровне.
  • Социально-культурные. Нравственность, моральные нормы.
  • Социально-психологические. Самореализация, самопознание, самоутверждение.

Каждая из этих задач обладает огромным значением для развития личности, если хотя бы одна не выполняется или недостаточно развита, то личность не может считаться полноценной.

При достижении определённого уровня сознания, человек начинает понимать, что он сам ответственен за собственную активность личности. С этого момента начинается период самообразования. Человек проходит через противоречия, чтобы сформировать более высокие потребности.

Образовательная среда должна способствовать наиболее быстрому созреванию личности человека, переходу её на самовоспитание и самореализацию.

Литература и тренинги для более эффективного развития личности

После того, как благодаря образовательной среде, мы выходим на процесс самопознания и саморазвития, наступает период лихорадочного поиска информации. Запутаться в обилии источников знаний о личностном росте просто, поэтому не надо спешить с выбором. Постепенно отбирайте лучшие книги и тренинги для себя, чтобы не перегореть и не нагружать голову лишней информацией.

Рекомендуемая литература по развитию личности:

  • Х. Мекани «Эннеаграмма – ваш путь личного развития». Автор разбивает людей на 9 групп, принадлежность к каждой из которой даёт описание внутреннего мира, мотивов действий и причину сложностей в жизни.

Описание основных факторов влияющих на развитие личности: что формирует людей

  • А. Носов «Самореализация. Как найти своё призвание». О том, как самостоятельно разобраться со своими способностями, обрести дело жизни и заниматься тем, чем нравится.
  • Б. МакАлистер «Дорожная карта». Про то, как реализовывать мечты. Карта жизненного пути, о том как расти в профессиональном плане, преодолевать страхи и сомнения.
  • Б. Шер «О чем мечтать?». О правильной постановке целей, желаний и способах добиваться результата.
  • Т. Силинг «Сделай себя сам». О нестандартных подходах к бизнесу, для тех, кто хочет оставить свой след, внедрить инновации и идеи в общество.

Описание основных факторов влияющих на развитие личности: что формирует людей

  • Э. Толле «Сила момента сейчас». Про то, как вырваться из плена собственного эгоизма. Как начать жить полной жизнью, быть в настоящем, целостным и осознанным.
  • Д. Чопра «7 духовных законов успеха». Про то, какие существуют правила Вселенной и как с ними взаимодействовать, чтобы реализовывать собственный потенциал и приносить благо обществу.

Курсы развития личности:

  • Курсы онлайн-школы «Тайна жизни». Помогают искать смысл жизни, путь для развития и самореализации.
  • Предпринимательские курсы от компании «GoldCoach». Повышение профессиональных навыков, обучение ведению бизнеса, лидерству.

Описание основных факторов влияющих на развитие личности: что формирует людей

  • Проект «Сила Воли». Курс на основе личного опыта Павла Воли и его супруги Ляйсан Утяшевой. Направление – личностный рост и физическое развитие.
  • Школа активных мам. Для тех, кто хочет зарабатывать в декрете, курс учитывает специфику целевой аудитории (нехватка времени и низкий энергетический потенциал).
  • Школа «СуперМозг». Курсы по развитию мозговой активности (скорочтение, быстрый счёт, развитие памяти и пр.).
  • Синергия. Онлайн-институт для профессиональной переподготовки по различным специальностям.

На пути личного развития главное не бояться ошибаться, принимать трудности как уроки. Смелость – одна из движущих сил в развитии личности. Ищите себя в разных направлениях, и непременно найдётся то самое, ваше, где будет комфортнее всего. В независимости от факторов развития личности, мы можем сами влиять на свою судьбу.

Источник: https://TrenerMozga.ru/chelovek/faktory-razvitia-licnosti.html

Факторы, влияющие на развитие личности

Министерство образования и науки РФ

Московский Государственный Гуманитарный университет им. М.А.Шолохова

  • Факультет иностранных языков и 
    международных коммуникаций.
  • Отделение туризма
  • Реферат
  • На тему: «Факторы, влияющие на развитие личности»
  •                                                                        Выполнила: Студентка II курса
  •                                                      Фролова Дарья

                                                                  Проверила: Проф. Сенатор С.Ю.

  1. Москва
  2. 2011
  3. Содержание

Введение

Предметом данного исследования является выявление факторов влияющих на развитие личности. Слово «личность» употребляется только по отношению 
к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида.

Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социального окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности – отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт.

Но выражение «раздвоение индивида» – бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое – целостности, но разные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся.

Личность относительно поздний продукт социально – исторического и онтогенетического развития человека.

личность развитие поведение 
воспитание

«Мы постоянно узнаем о себе что-то новое. Год за годом открывается нечто такое, чего мы раньше не знали. Нам всякий раз кажется, что вот теперь-то нашим открытиям наступил конец, но этого никогда не будет.

Мы продолжаем обнаруживать в себе то одно, то другое, порой переживая потрясения. Это говорит о том, что всегда остается часть нашей личности, которая по-прежнему бессознательна, которая по-прежнему находится в становлении. Мы незавершенны; мы растем и изменяемся.

Хотя та будущая личность, которой мы будем когда-то, уже присутствует в нас, просто она пока что остается в тени. Это подобно бегущему кадру в фильме. Будущая личность не видна, но мы движемся вперед, где вот-вот начнут вырисовываться ее очертания.

Таковы потенциалы темной стороны эго. Мы знаем, какими мы были, но не знаем, какими станем!»

К.Г. Юнг

1. Личность

Личность является одним 
из тех феноменов, которые редко 
истолковываются одинаково двумя 
разными авторами. Все определения 
личности, так или иначе, обусловливаются 
двумя противоположными взглядами 
на ее развитие.

С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность — это некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесс формирования личности.

В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В.

Ядовым: «Личность — целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и — включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения» (96, т. 2, с. 71) соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

2. Факторы, влияющие на развитие

Духовное богатство 
личности, ее взгляды, потребности и 
интересы, направленность и разнообразные 
способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает 
их формирование в детские и юношеские 
годы.

Читайте также:  Способность к состраданию и сочувствию другим: нужно ли нам умение сопереживать

Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов. Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание.

Их можно объединить в две большие группы: биологические и социальные факторы.

3. Биологические факторы. Наследственность

Наследственность — это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть — это то, что роднит человека с его родителями.

Родившись, человек еще 
не является личностью или субъектом надорганической жизни. Его «я» и имя, научные идеи, религиозные взгляды, эстетические вкусы, моральные убеждения, манеры и нравы, занятия, экономическое положение и социальный статус, судьба и жизненный путь — ничто еще не предопределено.

Его можно сравнить с фонографом, на котором можно проигрывать любую запись. Хороший фонограф, конечно же, лучше воспроизводит любую запись, чем плохой. Но то, какие записи он будет играть — симфонию Бетховена или джаз, — не зависит от фонографа.

Точно так же человек с лучшей физической конституцией может лучше проигрывать «социокультурные записи», чем тот, кто рождается с худшими наследственными данными; но то, какие записи он станет играть, относительно мало зависит от органических или биологических факторов. Роль биологических сил во всех этих отношениях сводится к двум функциям.

Во-первых, организм с лучшей наследственностью будет успешнее осуществлять социокультурные функции, предписанные ему надорганической средой.

Во-вторых, биологические организмы, родившиеся с определенными характеристиками, обязательно ограничиваются этими характеристиками, например, умственно отсталый человек не может стать ученым, а человек со слабой конституцией не может стать тяжелоатлетом. Другими словами, как социокультурные индивиды, мы являемся теми, кто мы есть благодаря действию социокультурных сил; и мы ведем себя, таким образом, каким нас побуждают действовать эти силы.1

Важное значение имеют функциональные особенности коры больших полушарий головного мозга: пластичность, подвижность нервных процессов. Они в значительной степени определяют тип нервной деятельности. Академик И. П.

Павлов показал, что в зависимости от силы протекания нервных процессов, их уравновешенности и подвижности люди по-разному реагируют на воздействие внешней среды.

Тип нервной системы складывается из природных особенностей ребенка и тех влияний, которые он испытывает на себе в жизни и в процессе воспитания. Чем меньше ребенок, тем более заметно проявление типа нервной системы в его поведении.

В результате систематического воспитания ребенок приобретает способность управлять своим поведением, согласовывать его с требованиями окружающих людей. Исследованиями установлено, что типологические особенности хотя и влияют на формирование свойств личности, но не определяют их.

Академики Н.М.Амосов, П.К.Анохин высказываются в пользу наследования нравственных качеств или, во всяком случае, наследственной предрасположенности ребенка к агрессивности, жестокости, лживости.

4. Социальные факторы. Среда

На развитие ребенка 
влияет не только наследственность, но и среда. Понятие «среда» может 
рассматриваться в широком и 
узком смысле.

Среда в широком 
смысле — это климатические, природные условия, в которых растет ребенок.

Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации.

Но существует и узкий 
подход к пониманию среды и 
ее влиянию на становление личности человека. Согласно такому подходу 
среда — это непосредственное предметное окружение.

В современной педагогике существует понятие «развивающая среда» (особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка). В педагогике, когда речь идет о среде как факторе воспитания, имеются в виду еще и человеческое окружение, принятые в нем нормы взаимоотношений и деятельности.

Зачастую выделяется негативное влияние среды (улицы), оно связано с насыщенностью ее отрицательными примерами для подражания.

Среда как фактор развития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребенку возможность 
видеть социальные явления с разных сторон.

Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что, конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя.

Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека Разница лишь в степени восприятия этого влияния.

4.1 Социализация

Социализация — процесс 
формирования социальных качеств (различных 
знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в 
ходе которого создается конкретная личность.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом 
в ходе внешнего воздействия на пассивный 
объект. Социализация требует деятельного 
участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Социализация — это процесс усвоения индивидом 
образцов поведения, социальных норм и 
ценностей, необходимых для его 
успешного функционирования в обществе.

Личность как объект социальных отношений 
рассматривается в социологии в контексте 2-х взаимосвязанных процессов — социализации и идентификации.

Социализация охватывает все процессы приобщения человека к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых он приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества.

  • Д. Смелзер — сводил социализацию к трем стадиям:
  • 1) стадия подражания 
    и копирования детьми поведения 
    взрослых;
  • 2) игровая стадия, когда дети осознают поведение 
    как исполнение роли;
  • 3) стадия игровых 
    игр, на которой дети учатся 
    понимать, что от них ждет целая группа людей.

Т. Парсонс и 
С. Бейлз определили, что социализация — это механизм формирования конкретной личности, имитацию как процесс, с 
помощью которого усваиваются специфические 
элементы культуры, особые знания, умения, обряды.

По их мнению, имитация не предполагает длительного отношения с моделью. «Идентификация» для них означает «внутреннее освоение ценностей людьми, т.е. процессом «социального научения».

Следовательно, от успеха социализации зависит, насколько 
личность, усвоив в культуре ценности, нормы поведения, сумеет реализовать свои потенции в обществе. Не станет в обществе «outsiders». Социализация обеспечивает самовозобновляемость социума, общественной жизни. Неполадки в социализации ведут к конфликту поколений, аномии, социальной девиации.

З. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы 
социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Он считал, что:

1) имитация — это осознания 
попытка ребенка копировать модель 
поведения;

2) идентификация — это 
способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения;

3) стыд и вина — это негативные 
механизмы социализации, т.к. они 
подавляют, либо запрещают некоторые 
образцы поведения.

Внешне вина не имеет 
особых признаков в экспрессии, жестах и выражении лица, разве только страдающий от вины скажет, что виноват. Поэтому если мы попытаемся взглянуть 
изнутри на чувство вины, то увидим, что оно возникает вследствие непроизвольной, привычной активности, результаты которой могут быть описаны приблизительно следующим образом:

а) каким должен быть я или каким 
должно быть мое поведение в соответствии с ожиданиями другого. Мой ум автоматически 
конструирует модель, каким я должен быть. Здесь не существует точных критериев.

На самом деле мне неизвестны ожидания другого, я их создаю в соответствии с общими представлениями о том, чего другой ждет от меня. Эта модель ожиданий может быть реальной, т.е.

соответствовать хотя бы в ключевых моментах подлинным ожиданиям другого, но она может быть и совсем не такой, каковы ожидания другого;

б) восприятие собственного моего 
состояния или поведения здесь 
и теперь;

в) акт сличения модели ожидания с 
собственным поведением, в результате которого обнаруживается рассогласование, мучительность которого поддерживается обликом эмоции обиды на лице, в словах и поведении другого. Чем сильнее он обижен реально или в моем представлении, тем сильнее мое чувство вины.

Эта дезинтеграция во мне мучительна, поскольку нервная система чувствительна к любым рассогласованиям в системе Я. Это страдание иррационально и подобно мистическому Хаосу, которого боялись даже боги.

Этот разрыв между тем, каким я должен быть здесь и теперь, и тем, кто я есть, усиливается и подкрепляется; обиженный другой защищается от обиды примитивными и древними средствами, становится гневливым и агрессивным, что еще мучительней и потому, что идет от любящего.

Не наказывая, а лишь обижаясь. В семьях, основанных на любви, детьми управляют, вызывая периодически чувство вины. Если в этом преуспеть, то возникает глубокий невроз, основанный на вине. Механизмы защиты приобретают причудливый характер, создавая такие симптомы невроза, как, например, навязчивую заботу, демонстрацию любовных действий, насыщенных страхом и даже агрессией, а иногда мазохизм.

Чувство вины может 
возникать в различных ситуациях 
и отношениях. Мы можем быть виноватыми перед родителями, детьми, перед 
женой или мужем, перед друзьями, к которым испытываем привязанность 
и с которыми идентифицируем себя, считая для себя значимыми их ожидания относительно нас.

Однако сколь бы многообразным ни было чувство вины, эмоция, лежащая в его основе, одна — это вина, порождаемая рассогласованием того, каковы я и мое поведение, положение и облик, с тем, каким я должен был бы быть в соответствии с ожиданиями значимого, любимого другого или других.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_16/faktory-vliyajushhie-na-razvitie-lichnosti/146413.1890840.page1.html

Развитие характера человека: особенности, условия и основные факторы

Развитие характера человека: особенности, условия и основные факторы

03.04.2015

Снежана Иванова

Что оказывает наибольшее влияние на развитие характера человека? Какие факторы играют в этом процессе ведущую роль?

Проблемы, связанные с формированием и развитием характера человека, интересовали и античных философов, и средневековых ученых, и современных психологов и психоаналитиков.

Все они пытались найти ответы на многие вопросы, связанные с особенностями развития характера: что же оказывает наибольшее влияние на развитие характера человека, какие факторы играют в этом процессе ведущую роль, какие условия являются решающими в его формировании.

Для того, чтобы понять, что же оказывает влияние на формирование и развитие характера, необходимо сначала развести эти понятия. Так, под развитием понимается процесс, который направлен на определенные изменения (качественные и количественные).

В психологии развитие рассматривается в качестве сложного инволюционно-эволюционного поступательного движения, в процессе которого происходят различные изменения в человеке (в его поведении, деятельности, личности, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере), причем эти изменения могут носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Развитие характера, как и любое развитие, представляет собой процесс возникновения изменений (необратимые, направленный и закономерные), которые приводят к появлению качественный, структурных и количественных преобразований его черт и особенностей проявления.

В отличие от развития, под формированием понимается целенаправленное и четко организованное овладение личностью определенными, достаточно устойчивыми качествами, особенностями и чертами, которые являются необходимыми для успешного выполнения различных видов деятельности.

Что же касается формирования характера, то в этом случае имеется в виду процесс становления достаточно устойчивых черт (психологические образования) и все это происходит в силу воздействия различных условий, которые объективные и создаются именно с этой целью.

Эти условия созданы специально для того, что бы в результате многоразового повторения действий и поступков они впоследствии закреплялись и переходили в так называемую типичную модель поведения человека.

Психологические особенности развития характера

Характер развивается и формируется на протяжении всего индивидуального жизненного пути человека под воздействием различных условий.

Особое влияние на развитие черт характера оказывают процесс воспитания и активная деятельность человека, труд и работа, социум и межличностные контакты, личностная направленность и позиция.

Читайте также:  Как заставить девушку полюбить тебя: методы привлечения, психология влюбленности

Но к такому выводу ученые пришли не сразу, ведь достаточно долгое время считалось, что на развитие характера человека воздействует лишь его врожденные особенности.

Для многих античных философов основой для формирования характера являлась врожденность человека. Так, например, Сократ, говорил о том, что не в человеческой власти быть хорошим или же дурным, а Аристотель отмечал, что добродетель или порок – это врожденные свойства.

Лишь философы Нового времени начали задумываться о том, что кроме врожденности есть и другие факторы, которые влияют на особенности развития характера.

Существенный вклад в изучение процесса развития характера внес Иммануил Кант, который видел его в двух плоскостях:

  • характер физический (задается человеку только природой, обуславливается задатками и темпераментом);
  • характер моральный (или внутренний), который формируется под воздействием внешних факторов поведения.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр, в отличие от И.

Канта, отдавал предпочтение идеи врожденности и неизменности характера человека, который имеет строгую определенность во всех его проявлениях и изменить его невозможно, так как он зависит от времени и пространства.

Философ был уверен в том, что ни внешние факторы, ни процесс воспитания никаким образом не влияет на особенности развития характера (по его словам все это неспособно превратить черствого человека в более чувственного и сострадательного).

Идея о наследственности как о ведущем факторе, определяющем развитие характера, принадлежала английскому философу Герберту Спенсеру. Он под характером понимал определенный человеческий опыт, который был завещан предками. Философ подчеркивал, что со временем и под воздействием среды характер у потомков может измениться, но для этого необходимо много времени (как минимум несколько веков).

Поворотным моментом в понимании сущности развития и формирования характера стали идеи Джона Локка, который отстаивал концепцию воспитания. Именно в воспитании ученый видел ведущий и наиболее мощный фактор развития характера человека (хотя не упускался из виду и природный характер детей, их наклонности и способности).

Дж. Локк заметил, что поведение человека и проявление его характера зависит от мотивов (которые являются одной из составляющих направленности личности). Главное, к чему пришел Локк, это то, что психофизическая природа человека и внешние условия выступают в единстве своего влияния на особенности развития характера.

В последние 100 лет психологи (и практики, и теоретики) все чаще настаивали на том, что врожденные особенности (биологическое начало в человеке) не являются приоритетными в формировании и развитии характера.

Они подчиняются в большей степени внешним условиям влияния и процессу воспитания (при этом именно воспитанию отдается ведущее значение, так как его называют самым важным социальным фактором, который и обуславливает весь процесс развития характера).

По мнению многих ученых, формирование и развитие характера зависит от целого ряда воспитательных воздействий на человека:

  • через физическое воспитание;
  • через трудовое воспитание;
  • через морально-нравственное воспитание;
  • через воспитание в процессе обучения;
  • с помощью личного примера;
  • через воспитание привычек;
  • благодаря самовоспитанию и саморазвитию.

Этапы развития характера

Характер человека развивается с первых дней его жизни и претерпевает различных изменений на протяжении всего жизненного пути.

В самом начале (младенчество и ранний возраст) ведущим фактором является подражание поведению и поступкам взрослым, в дошкольном и младшем школьным возрастом наряду с наследственностью на формирование и развитие характера влияет воспитание, а в подростковом возрасте бразды правления в данном процессе берет самовоспитание личности. Необходимо отметить, что характер может целенаправленно и сознательно изменяться и совершенствоваться самим человеком (это происходит благодаря изменениям в социальном поведении человека, в общественной деятельности, в общении и межличностном взаимодействии), и все эти изменения могут происходить на любом возрастном этапе жизни человека.

Впервые серьезные попытки выделить основные этапы развития характера были предприняты известным австрийским психологом и психиатром, основоположником психоанализа Зигмундом Фрейдом (Фройдом).

Он выделил 5 основных стадий (или этапов) формирования характера человека: оральная (первый год жизни), анальная (период от 1 года до 3х лет), фаллическая (3-5 лет), латентная (с 6 лет до начала полового развития) и генитальна (начиная от подросткового возраста и заканчивая смертью человека). Предложенные Фрейдом этапы формирования характера описаны в таблице

Этапы развития характера человека по З. Фрейду

Этапы Возрастной период Какие черты характера формируются, при фиксации на конкретной стадии
оральный 0-1 год инфантильность, зависимость, манипулятивность, зависть, подозрительность
анальный 1-3 года упрямство, бережливость (даже скупость), чистоплотность, аккуратность, жестокость, педантичность, скрупулезность
фаллический 3-5 лет неуверенность в себе, робость, застенчивость, замкнутость, молчаливость
генитальный от 11-12 лет и до конца жизни социализация/социальная дезадаптация,  эффективность/пассивность в деятельности

В психологии принято делить этапы развития характера на возрастные периоды, в каждом из которых есть свои ведущие факторы и условия его формирования. Итак, характер начинает формироваться с первых дней жизни крохотного существа – младенца.

В этом возрасте для ребенка важным является непосредственное эмоциональное общение с родителями, благодаря которому происходит развитие всех его психических процессов (и познавательных, и эмоционально-волевых) и свойств (в том числе и характера).

Именно поэтому в этом возрасте для малыша важна не только забота о нем, но и любовь и ласка родителей.

В раннем возрасте и дошкольном периоде ребенок в основном изучает модели поведения окружающих взрослых путем подражания им.

Поэтому в этот период характер формируется благодаря не только врожденным особенностям детей (функции головного мозга, особенности ВНД), но и с помощью прямого обучения (в игровой форме) с последующим эмоциональным подкреплением (похвала, одобрение, поддержка).

Главное условие развития характера – это социальная среда (семья, дошкольное образовательное учреждения, социальные контакты в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок», «взрослый-взрослый»).

Необходимо подчеркнут, что первичные черты характера закладываются именно в дошкольном возрасте, поэтому очень важным является доверие, открытость и доброта в общение с малышами (ребенок, подражая, применяет эти черты в своем поведении, а взрослые должны их закреплять системой поощрение/наказание). Среди самых первых черт характера, которые закладываются в этом возрасте стоит выделить:

  • доброта/эгоистичность;
  • отзывчивость/безразличие;
  • общительность/замкнутость;
  • аккуратность/неряшливость;
  • трудолюбие/лень.

Следующий этап формирования характера – младший школьный возраст. В это время появляются новые черты и поддаются коррекции ранее сформированные. Особое значение здесь имеет оценка поступков и действий ребенка со стороны взрослых, ведь именно этим способом формируется его самооценка.

В начальных классах у детей формируются такие черты характера как ответственность, пунктуальность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие и т.д. Наибольшее влияние на то, будут ли ранее сформированные черты закрепляться или разрушаться, имеет сам процесс и условия обучения ребенка.

В подростковом возрасте активно происходит морально-нравственное развитие ребенка, что в свою очередь существенно влияет на формирование и развитие характера. В это время активнее развиваются волевые черты. А в раннем юношеском возрасте (старшеклассники) формируются морально-нравственные основы личности. Здесь особое влияние на развитие характера оказывают:

  • личностное отношение человека к другим, к себе;
  • уровень самооценки и уверенность в собственных силах;
  • средства массовой информации и глобальная сеть интернет.

На этом этапе развития характер основные его черты практически уже сложены, в дальнейшем происходит их закрепление или же их замещение и некоторая трансформация.

В не зависимости от того, на каком этапе развития характера находиться человека, на этот процесс обязательно воздействует информационное поле, а именно:

  • мнение и суждение других людей;
  • личный пример значимых людей и их поступки (то же самое касается и негативных форм поведения как вариант того, что является недопустимым);
  • книги (а точнее описанные в них действия и поступки героев);
  • кино, телевиденье и СМИ;
  • культурное и идеологическое развитие общества, государства.

Во взрослой жизни человека формирование характера не прекращается, а переходит на новый, более осмысленный этап. Так, происходить закрепление более рациональных черт характера и тех, которые необходимы для достижения успеха и в семье, и на работе (ответственность, выдержка, целеустремленность, упорство, настойчивость и т.д.).

Основные факторы развития характера

Для того, чтобы понять какие факторы оказывают наибольшее влияние на формирование и развитие характера, необходимо различать понятия «факторы» и «условия». Под факторами понимают определенные рычаги воздействия (это особые движущие силы или «двигатель») на процесс формирования характера, а условия – это те обстоятельства, в которых происходит сам процесс развития.

Среди ученых всегда существовала своеобразная «война» за приоритетные факторы развития характера, ведь в различные времена представители разных психологических направлений пытались отстоять свою точку зрения на эту проблемы. Так, например, В.С.

Соловьев главное условие формирования «нравственного» характера видел в единстве, а также в постоянном взаимодействии природных условий и среды, а И.А. Ильин среди основных факторов выделял семью и школу. Основоположник педагогической антропологии К.Д.

Ушинский утверждал, что основные факторы развития характера и его формирования это социальная среда, особенности процесса воспитания и активная деятельность самого человека.

П.Ф. Каптерев выделял три категории факторов, формирующих характер:

  • естественные (темперамент, особенности строения тела, пол и пр., то есть все те, которые даны человеку природой и практически не изменяются);
  • культурные (влияние социума, семьи, школы, профессии, государственного строя и уровня общественного развития);
  • личный фактор (самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование личности, то есть когда человек является автором самого себя).

Также стоит обратить внимание на идеи И.А. Сикорского, который выделял следующие факторы развития характера ребенка:

  • воспитательная среда (семья);
  • позитивная атмосфера (веселое настроение и бодрость духа);
  • расположение (похвала, одобрение, поддержка, доверие);
  • врожденные особенности нервно-психической организации.

Анализируя все факторы, которые оказывают влияние на развитие характера человека, необходимо напомнить, что наибольшее значение они имеют в детском, подростковом и юношеском возрасте. И именно в детском возрасте, по мнению П.Ф. Лесгафта, на развитие характера личности влияют:

  • все те ощущения, которые испытывает ребенок;
  • душевные волнения, которые он переживает;
  • люди, которые его окружают;
  • вид деятельности, который он выполняет (особое место занимает труд, как наиболее серьезная и последовательная работа).

Таким образом, характер человека обуславливается множеством факторов, различными условиями и объективными обстоятельствами жизненного пути самой личности, но эти обстоятельства создаются и изменяются в результате поступков, поведения и деятельности человека. Поэтому можно смело говорить о том, что человек сам берет активное участие в процессе развития и формирования своего характера и сам должен нести ответственность за все свои действия и поступки.

Читайте также:  Причины тревожности: возникновение состояния, высокая тревога, определение

Источник: https://psyh.info/article/harakter/razvitie-haraktera-cheloveka.html

Основные факторы, влияющие на формирование личности

Оглавление

Введение_______________________________________________________3

  1. Теоретические подходы к исследованию личности________________5
  2. Психологическая структура личности__________________________10
  3. Факторы формирования и развития личности___________________15
  • Заключение____________________________________________________19
  • Список 
    использованной литературы_______________________________20 
          
          
          
          
         
  • Введение

     Психологи всего мирового сообщества изучают 
проблему формирования и развития личности. Эта тема актуальна тем, что в ней рассматривается человек (личность) не только как биологическое существо, а также рассматриваются его способности, качества, цели и т.п.

Знание закономерностей формирования личности – необходимая предпосылка для совершенствования методов исследования и помощи различным категориям людей. Психолог, получивший специальную подготовку, способен оказать консультативную психологическую помощь.

В работе будут рассматриваться свойства личности, факторы, влияющие на развитие и формирование личности, теоретические подходы к исследованию личности.

     Проблема 
личности в психологии — проблема необъятная, охватывающая огромное поле исследований. Вокруг проблемы личности ведется очень 
много споров и дискуссий.

При 
этом существует слишком мало достоверных, экспериментально подтвержденных данных, чтобы на их основе можно было уверенно признать одну теорию правильной, а другую – нет, оценить истинность каждой из сталкивающихся точек зрения.

     Немногие 
общие положения о личности принимаются, с теми или иными оговорками, всеми авторами. Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами.

     Психология 
личности стала экспериментальной 
наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с 
именами таких ученых, как  А.Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и многими 
другими. Г. Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт». Р. Кеттел, воспользовавшись методом Г.

Айзенка, придал исследованиям личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав  один из первых личностных тестов, названный его именем (16 – факторный тест Кеттела).

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович.  В концепции структуры и развития личности А.Н. Леонтьева центральное место отведено понятию деятельности. У Л.И.

Божовича и Леонтьева А.Н.  основной внутренней характеристикой личности является мотивационная сфера личности. 

  1.      Цель 
    работы:провести теоретическое исследование и расширить познание в определении относительного вклада биологических и социальных факторов влияющих на развитие личности.
  2.      Предмет исследования: состоит в анализе процесса формирования и развития личности под влиянием биологических и социальных факторов.
  3.    Задачи 
    исследования:
  1. Изучить теоретические подходы к исследованию личности.
  2. Определить психологическую структуру личности.
  3. В ходе теоретического анализа психологической литературы выяснить, какие факторы оказывают влияние на развитие личности: биологические особенности или её социальный опыт.

      
      
  

  1. Теоретические подходы к исследованию личности

     Термин 
личность  — пришло к нам со времен античности, они понимали ее как «Маска». Под маской скрывается человек, но никто не знал, что за человек скрывался под маской, пока этим не заинтересовались психологи. Они начали рассматривать этого человека как личность (как маску).

В психологии понятие «личность» относится к числу базовых понятий, но на вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному. Разнообразие ответов и расхождение во мнениях говорит о сложности самого феномена личности. По этому поводу И.С.

Кон пишет: «С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее).

С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения»1.

     В психологии широко употребляются близкие, но не тождественные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.

     Специфической особенностью человека как биологического существа, принадлежащего к классу млекопитающих, является прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг.

Как общественное существо, человек наделен сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами. Факт принадлежности живого существа к человеческому роду отражается в понятии «индивид»2.

В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия у него особенностей, свойственных ему.

     «Личность» — это тот же человек, но рассматриваемый 
только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.

Личность, это совершенно особенное качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные отношения. Для того чтобы понять основания, на которых формируются свойства личности, необходимо рассмотреть жизнь человека в обществе.

Но личность можно изучить и понять только в контексте конкретных социальных условий, определенной исторической эпохи3.

     Личность любого человека наделена только ей присущим сочетанием различных психологических черт и особенностей, которые образуют индивидуальность и составляют своеобразие человека, которое отличает его от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, в специфике интересов,  в восприятии, интеллекте, потребностях и способностях индивида. 

     Индивидуальность 
– это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей. Личность и индивидуальность образуют единство, но эти понятия не тождественные. По мнению представителей московской психологической школы, индивидуальность – это одна из сторон личности человека4.

     Проведение 
теоретических исследований в области 
психологии личности началось очень 
давно, и они имеют свою историю. Выделяют три периода развития психологии личности: филосовско-литературный, клинический и экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древних мыслителей, и продолжался вплоть до начала XIX в.

Основной проблемой психологии личности в филосовско-литературный период являлся вопрос о нравственно и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя  все то, что есть в человеке.

Что он может назвать своим, личным: биологию, психологию, имущество, поведение, культуру.

     В клинический период изучение личности было сужено по сравнению с филосовско-литературным периодом. В начале XIX в. проблемами психологии личности начали заниматься врачи-психиатры.

В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. Было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных гипертрофированы.

Определения личности врачами-психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и нормальную, и патологическую и акцентуированную личность. Но такое определение для целостного описания психологии нормальной личности слишком узкое.

В него не входят такие качества как, например способности, порядочность, совесть, честность и ряд других личностных свойств5.

     В плоть до начала ХХ в. филосовско-литературный и клинический подходы к исследованию личности были единственными, в рамках которых принимались попытки 
проникновения в сущность данного феномена. Лишь в начале ХХ в.

личность стали изучать психологи. Бурно развивались экспериментальные исследования в психологии. Первоочередной задачей для психологов стала разработка надежных и валидных тестовых методов исследования нормальной личности6.

     Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом  — Г. Айзенком и Р. Кеттелом.

Лазурский 
разработал технику и методику ведения 
систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведении проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Г. Айзенк разработал методы и процедуры математической обработки данных наблюдений.7

     В зарубежной психологии существует три основных подхода к исследованию личности: биогенетический подход, социогенетический и психогенетический. Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма.

Социогенетический подход противоположен биогенетическому подходу. Его сторонники объясняют особенности личности исходя из структуры общества. Они считают личность продуктом научения. Психогенетический подход не отрицает значения ни биологического подхода, ни социогенетического.

На первый план выдвигают развитие психических процессов8.

       Фрейд стоял на биогенетическом 
подходе. Психоаналитическая теория 
развития Зигмунда Фрейда основывается 
на двух предпосылках. Первая 
– генетическая предпосылка, 
делает упор на том, что переживания 
раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности.

Фрейд был убежден, что основной фундамент личности человека закладывается в раннем возрасте, примерно до пяти лет.

Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

На каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, что бы вызвать приятное напряжение. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей9.

     Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Альфред Адлер настаивал на том, что человек есть нечто большее, чем только продукт этих влияний. Адлер выступал против биологизаторской теории Фрейда.

Он подчеркивал, что основное в человеке не природные инстинкты, а общественное чувство. Это чувство врожденное, но оно должно быть социально развито.

  Он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, — свободная, осознанная активность является, на его взгляд, определяющей чертой человека.10

     Карл Густав Юнг в отличие от Фрейда, который придавал особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании личности, рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни.

Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющим для поведения человека являются только прошлые события, особенно психосексуальные конфликты. С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно.

Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к интеграции, гармонии и целостности.

     Каждая 
психологическая теория, затрагивающая вопросы формирования личности рассматривает этот процесс под углом своего учения и благодаря этому обогащает концепцию развития личности в целом.

Кардинальные, на первый взгляд, различия между взглядами некоторых психологических школ, гармонично дополняют друг друга при рассмотрении их с культурно-исторической позиции. Несмотря на большое количество концепций развития личности, этот вопрос остается открытым, до конца не изученным. Исследования личности активно ведутся и сейчас.

Главной особенность современных исследований является то, что теоретические воззрения формируются на основе экспериментальных исследований.  

  1. Психологическая структура личности

     В психологии существуют разные подходы 
к исследованию личности. В качестве ведущей характеристики выделяют направленность.

Есть разные определения этого понятия: «динамическая тенденция», «основная жизненная направленность», «доминирующее отношение».

Чаще всего под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.11

Источник: https://www.stud24.ru/sociology/osnovnye-faktory-vliyajushhie-na-formirovanie/258309-765562-page1.html

Ссылка на основную публикацию