Описание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности дают

Процесс мышления является неотъемлемой частью нашей жизни. В ситуациях, когда нужно быстро выучить материал или детально продумать проект, хочется, чтобы всё происходило быстро и эффективно.

Существует несколько способов, которые улучшают когнитивные способности человека.

  Пейте кофе Большое количество кофе наносит вред организму, но исследователи выяснили, что кофеин не просто поддерживает человека в бодром состоянии. Он…

Процесс мышления является неотъемлемой частью нашей жизни. В ситуациях, когда нужно быстро выучить материал или детально продумать проект, хочется, чтобы всё происходило быстро и эффективно. Существует несколько способов, которые улучшают когнитивные способности человека.

Пейте кофе

Большое количество кофе наносит вред организму, но исследователи выяснили, что кофеин не просто поддерживает человека в бодром состоянии. Он способен помочь сосредоточиться на сложных заданиях, повышает эффективность умственной деятельности,  улучшает реакцию. Кофе не сделает человека умнее, этот напиток лишь временно улучшает работу мозга.

  • Описание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности дают
  • Кофе
  • Пейте вино

Норвежские ученые выяснили, что люди, которые регулярно пьют вино, лучше справляются с когнитивными задачами, чем те, кто отказался от алкоголя. Подобная связь особенно ярко выражена среди женщин. Конечно, вино может помочь только в том случае, когда его количество строго ограничено. Предполагается, что особенности данного напитка основаны на антиоксидантных свойствах вина.

  1. Описание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности дают
  2. Вино
  3. Загорайте

Исследование показало, что люди, у которых в организме уровень витамина D был высоким, лучше справились с контрольными тестами, чем те, у кого была нехватка данного элемента. Витамин D образуется под действием солнечного света.

  • Описание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности дают
  • Солнечный свет
  • Танцуйте

Танцы и активный отдых снижают риск развития деменции. Кроме того, такие виды занятий улучшают когнитивные способности человека и учат быстро принимать решения.

  1. Описание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности дают
  2. Танцы
  3. Следите за питанием

Недостаточно просто есть какой-то продукт, получивший статус «лучшего». В долгосрочной перспективе нужно обеспечить мозг необходимыми витаминами, разными элементами. Самое главное – следить за сахаром, наличием аминокислот, антиоксидантов и омега-3.

  • Описание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности дают
  • Пирамида питания
  • Играйте в тетрис

С помощью МРТ было установлено, что игра в тетрис повышает активность серого вещества в церебральном кортексе. Более того, подобное занятие помогает сознанию быстрее забывать о недавно случившихся трагедиях и проблемах.

  1. Описание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности дают
  2. Тетрис
  3. Занимайтесь спортом

Исследования показали, что спортсмены  справляются с когнитивными задачами намного лучше, чем люди, далёкие от спорта. Достаточно обычных прогулок на улице, чтобы повысить работоспособность мозга на 10%.

  • Описание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности дают
  • Тренажерный зал
  • Разрешите себе отдыхать

В определённых ситуациях действительно необходимо полностью концентрироваться на задании и не останавливаться на отдых. Исследователи выяснили, что люди, которые позволяют себе во время работы делать перерывы, обладают намного более хорошей памятью, чем те, кто трудится без отдыха. Достаточно просто оторваться от занятий и подумать о чем-то другом.

  1. Описание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности дают
  2. Отдых
  3. Временно откажитесь от еды

Несмотря на то, что в долгосрочной перспективе необходимо правильное и сбалансированное питание, кратковременный отказ от еды может помочь быстро улучшить работоспособность мозга. Исследователи считают, что это появилось в процессе эволюции – мы работаем лучше, если мозг считает, что ему не хватает питания.

Разговаривайте с собой

Ученые пришли к выводу, что во время поиска какой-либо вещи нужно произносить вслух её название, так как это позволяет намного быстрее отыскать нужный предмет.

Источник: https://naked-science.ru/article/top/17-07-2013-219

Когнитивные возможности — это важнейшие функции человеческого мозга

Когнитивные функции мозга — что это такое? Говоря о когнитивистике, следует отметить, что это относительно молодое направление в науке и датой его рождения условно считается 1956 г.

Когнитивная психология отражает взгляд на человека, как на компьютер, который в тот период появился и стал получать распространение.

Кратко говоря человек, представляет собой целую информационную систему, которая обрабатывает информацию посредством множества различных способов (когницией).

Сознательное мышление, являясь одним из способов, не считается главной когницией. Помимо него есть такие важные как образы, эмоции, внимание, память, воображение и множество других.

Что такое когнитивная сфера? Узнайте об этом из нашей статьи.

Расшифровка термина

Описание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности дают

Когнитивные функции мозга – функции позволяющие осуществлять человеком познание информации.

Благодаря им человек получает образы, представления, оценку об окружающем мире, людях, самом себе и многом другом.

К таким функциям относятся внимание, зрительно-пространственное восприятие, память, понимание, мышление, исполнительные функции (планирование действий в соответствии с целью, изменение реакции и др.).

Проще говоря, это способности мозга, благодаря которым человеком добываются знания, умения и навыки.

Психические процессы — что к ним относится?

Все психические процессы, которые психологам удалось смоделировать, назвали когнитивными. То есть это процессы, которые поддаются логике и осмыслению, имеющие алгоритм по переработке информации.

Процессы, которые не получилось смоделировать, назвали аффективными. К ним относится эмоционально-чувственное отношение ко всему.

Определение понятий

Деятельность

Описание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности дают

  • Деятельность в когнитивной психологии это способность мозга выполнять следующие функции: внимание, память, язык, визуально-пространственное восприятие и исполнительные функции.
  • В результате этой деятельности человек приходит к пониманию чего-либо.
  • Он начинает иметь представление об объектах, что входит в мировоззренческую систему человека.
  • Примеры: поиск общих элементов в разных языках; доказательство математической закономерности, теорема; написание эссе.
  • Общая психология. Когнитивные процессы: речь — в этом видео:

Мышление

Мышление является одним из инструментов обработки информации для решения многих задач. Оно является личностным явлением, поэтому есть множество типов мышления: критичное, гибкое, бодрое, произвольное и, например, наоборот некритичное, ленивое, непроизвольное, негибкое.

  1. Мышление занимается в основном всего лишь переработкой потока информации (мысли, образы, картинки, звуки).
  2. Если человек анализирует информацию, решает умственные задачи, сопоставляет данные и определяет частное, общее, причину и следствие, процесс и результат, то его мышление считается вполне осмысленным.
  3. Примеры: чтение этого текста; любая работа; любая деятельность и восприятие информации.
  4. Общая психология. Когнитивные функции: мышление — в этом видео:

Общение

Описание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности дают

Общение – это кратко говоря в первую очередь контакты между людьми.

Представляет собой целый процесс, в который входит установление контакта, затем его развитие. Общение – это порождение потребности людей друг в друге, совместной деятельности.

В рамках когнитивной психологии нам важно общение, потому что в ходе него происходит обмен информацией, ее познанием. Мы узнаем информацию о собеседнике, получаем ответы на вопросы.

Примеры: учебное занятие; научная конференция; пресс-конференция.

Память

Память – способность мозга фиксировать, хранить и воспроизводить необходимую информацию. Если рассматривать память как более широкое понятие, то процесс забывания тоже относится к нему и является важной его частью.

Особенность памяти заключается в том, что её источник развития не внутри, а снаружи, извне.

Как и остальные психические процессы память формируется постепенно. Ребенок в первые дни жизни отличает маму от других, в дальнейшем его память становится все больше и он запоминает остальных людей и вещи окружающие его.

Другой особенностью памяти является её изменчивость. Несмотря на то, что прошлое неизменяемо, воспоминания могут искажаться с годами всё больше и больше.

Описание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности дают

Существует множество видов памяти.

Память глаз – зрительная; память мышц – моторная; долговременная и кратковременная память; позитивная и негативная память; память прошлого и память будущего; внутренняя и внешняя память и многие другие виды. Одним из важнейших видов памяти является собственный личный опыт.

Примеры: экзамен; навыки вождения; пение песен.

Гибкость

Гибкость в когнитивном понимании означает способность мозга переключаться с мысли на мысль, обдумывать несколько мыслей одновременно. Благодаря этому человек адаптируется к переменам, что играет большую роль в обучении и решении сложных задач.

Примеры: неожиданное изменение графика дел; изменение вкуса и стиля; тесты на космонавта.

О том, что такое когнитивный диссонанс, читайте здесь.

Контроль

Когнитивный контроль – это совокупность психических процессов регулирования поведения. Считается одним из совершенных механизмов в человеческой психике. Благодаря контролю человек строит отношения с другими людьми и окружающей средой с учетом потребностей личности.

Примеры: драка; спор; торги.

Потенциал

Описание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности дают

  • Потенциалом называется совокупность всех доступных средств и возможностей.
  • Потенциал личности характеризуется внутренними и внешними показателями.
  • К внутренним показателям относится психическое здоровье, интересы, интеллект, эмоциональные способности.

Внешние показатели исходят из внутренних, развитие которых определяет весь потенциал. К внешним показателям относятся ответственность, культура, личностная свобода, независимость.

  1. Примеры: наличие этикета; выдающиеся результаты в музыкальной школе; написание диссертации.
  2. Советы по улучшению когнитивных функций мозга в этом ролике:

Познавательные (когнитивные) способности (возможности, навыки, умения) человека (помимо вышеперечисленных) включают:

  1. Описание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности даютКратковременная память — сохранение в течение короткого времени всей поступающей информации.
  2. Фокусированное внимание — способность мозга концентрировать внимание на чем-либо.
  3. Пространственное восприятие — способность оценивать положение вещей в пространстве и связывать их относительно друг друга.

Помимо этих способностей есть множество других (зрительно-моторная координация, ингибиция, оценка, вербальные способности и др.).

Когнитивные навыки, получаемые в детстве, определяют способность к чтению, счету, письму, абстрактному и логическому мышлению.

К ним относятся подражание, исследование предметов, понимание причины и следствия, соотношение предметов, подбор по сходству, называние, а затем и умение читать, писать и считать.

Какие факторы способствуют их снижению и повышению?

Снижению когнитивных способностей способствуют негативный образ жизни, постоянный стресс, физическое перенапряжение, нездоровое питание, сниженное кровообращение и поступление кислорода, по причинам старения, ряда нервных заболеваний.

Повышению когнитивных способностей способствуют физические тренировки (аэробные упражнения, силовые упражнения, танцы), питание (вода, витамины, шоколад, молоко и др.), распорядок дня (сон, рабочее место), обучение (творчество, иностранные языки, устная речь, позитивное мышление), отдых (игры, медитация), отношения (секс, смех, общение).

О том, что влияет на снижение когнитивных функций вы можете узнать из видео:

Для чего нужно тестирование?

Описание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности дают

Когнитивные способности можно измерить рядом тестов.

Нужны они для определения уровня развития аспектов интеллекта и психомотор­ных функций, обеспечивающих результативность в конкретных сферах деятельности. Для каждого из них существует отдельный тест.

  • Например, для определения уровня логических способностей дают математические задачи, задачи на аналогии, на определение последовательности, на решение проблем.
  • IQ-тесты позволяют измерить способность анализировать, решать задачи, рассуждать, справляться со сложной ситуацией, воспринимать взаимосвязь вещей.
  • Но тесты данного рода, по мнению психологов, измеряют общий интеллектуальный потенциал.

Например, тест на распределение внимания и многозадачность дает представление как об общей эффективности работы с несколькими заданиями одновременно, так и о результативности по каждому отдельному заданию. Тест полезен для людей, чья деятельность требует постоянного распределения внимания между простыми заданиями (секретарь).

Когнитивная психология рассматривает человеческую психику, как систему познавательных операций. Она позволяет удобное рассмотрение человека в качестве компьютера и находится на пути объединения множества исследований в рамках единой концепции.

Читайте также:  Формирование социально-психологического климата в коллективе: признаки благоприятного

Тест на когнитивные способности:

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/kognitivnye-funktsii-eto.html

Когнитивные умения и навыки

  • Описание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности даютОписание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности дают
  • Под когнитивными умениями понимают (универсальные) общеучебные умения, владение которыми позволяет человеку самостоятельно работать с информацией в процессе ее получения. Усваивать знания — это значит быть способным:
  • воспроизвести элементы базы учебной информации;
  • применять элементы учебной информации для решения типичных задач предметной области;
  • использовать базу знаний для получения новой информации и решения новых задач в новых условиях.
  • Когнитивные умения — поликомпонентный феномен, в составе которого можно выделить: организационную, операционную, информационную и коммуникативную составляющие.

Назначение организационной составляющей заключается в обучении учащихся организовывать свою деятельность по получению знаний (планировать; уметь искать необходимые источники информации, ориентироваться в них; знать, как составлять конспект, реферат, аннотацию, план, развернутый план; уметь пользоваться сетью Интернет , получать информацию из разных источников). Содержание операционной составляющей когнитивных умений заключается в умениях выполнять определенные действия (познавательные, мыслительные, практические) по алгоритмам, правилам, схемам. Коммуникативная составляющая когнитивных умений включает группу умений, применение которых обеспечивает осуществление интерактивного (диалогового) общения между участниками. В состав информационной составляющей входят знания и умения, необходимые для получения новых знаний и применения их в различных сферах человеческой деятельности.

Формирование когнитивных умений невозможно без протекания когнитивных процессов, в состав которых входят: внимание, восприятие, мышление, память. Все они взаимосвязаны в познавательном процессе, протекают в соответствии с установленными психологической наукой закономерностей и нуждаются в развитии.

На эффективность восприятия информации влияют его вид, характерный для каждой личности, и количество информации, поступившей в мозг от различных органов чувств.

Чем больше каналов, по которым информация попадает к человеку, тем полнее картина, образ предмета, стоит в его сознании, тем лучше она запоминается.

По характеру восприятия учеников делят на аудиалов, визуалов, кинестетиков, учеников с комбинированным типом восприятия.

Мышление — сложный мыслительный процесс, продуктом которого выступают знания. В нем выделяют три аспекта: мотивационный, операционный и содержательный. Содержательный отображает общеизвестное утверждение: «Человек мыслит образами, понятиями», без которых невозможна умственное действие.

Операционный аспект мышления связан с системой мыслительных действий (операций), осуществление которых в разных комбинациях обеспечивает достижение поставленной цели.

В состав умственных действий входят: сравнение, обобщение, конкретизация, систематизация, классификация, аналогия, анализ, синтез, абстрагирование.

Каждое из этих действий имеет свою структуру и алгоритм выполнения. Без ознакомления с ними невозможно обучение учащихся осознанно и компетентно осуществлять познавательную деятельность.

Память в познавательном процессе играет особую роль: во-первых, выступает источником знаний и умений, необходимых для получения нового знания; во-вторых, является механизмом сохранения приобретенных знаний и умений.

По определению психологов, под памятью понимают процесс получения, переработки, запоминания и воспроизведения информации.

Эффективность запоминания зависит от умения пользоваться законами памяти, в состав которых входят: закон повторения, закон объема знаний, закон установки, закон осознанного восприятия, закон первого впечатления, закон ассоциаций, закон длины информационного ряда, закон пропускной способности человека, закон забывания, закон наложения информации и др. Незнание этих закономерностей значительно снижает результативность труда учителя и учеников.

Формирование когнитивных умений должно планироваться с учетом их четырёхкомпонентного состава, возможных четырех уровней усвоения знаний и особенностей течения каждого когнитивного процесса. Поэтому к приемам развития когнитивных умений необходимо отнести: приемы работы с информацией, ее восприятие; приемы развития мышления, внимания, памяти.

  1. Наличие у человека когнитивных умений позволяет ему:
  2. • определять вид и назначение информации;
  3. • понимать тексты научного, художественного и делового характера;
  4. • выделять основное содержание события, явления, текста, соотносить его с собственным опытом, придавать ему собственное значение;
  5. • удерживать в памяти одновременно несколько смыслов явлений, высказываний, текстов;
  6. • отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворение потребностей, использовать их для собственного развития;
  7. • систематизировать полученную информацию, на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы, схемы и тому подобное;
  8. • вести наблюдение за природными объектами. На их основе делать выводы, согласовывать результаты наблюдений с прошлым опытом и представлениями, менять их в зависимости от новой информации;
  9. • строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира, выдвигать гипотезы и обосновывать их;
  10. • видеть проблемы, строить пути их решения, уметь составлять задачи и находить их решения.
  11. К элементам базы знаний относят:

1. Понятие, факты, сроки, символы, суждения.

2. Свойства, теории, критерии, законы.

3. Правила, принципы, нормы, методы, процессы, методы, средства.

Понятие об уровнях усвоения элементов базы учебной информации дает таблица

Уровни усвоения знаний и их характеристика

п/п

  • Уровни усвоения элементов базы знаний
  • Этапы формирования умений
  • Психологическая структура умения
  • 1
  • Понятийный (фактологический)
  • Исходное умение — умение различать

Усвоения отдельных терминов, фактов без связи между ними. мало осознанная цель изучения материала. Поиск способов действий. Выявление отдельных свойств. Попытки анализа на основе имеющегося жизненного опыта. Попытки и ошибки во время выполнения действий.

  1. 2
  2. Репродуктивный
  3. Умение воспринимать — выборочные отдельные умения

Понимание сути и назначения основных элементов базы знаний, осознание цели деятельности. Знания на основе восприятия, памяти. Понимание свойств, способов отдельных действий. Формирование отдельных навыков использования полученной учебной информации.

  • 3
  • Алгоритмически-деятельностный
  • Высокоразвитые умения
  • воспроизводить и применять знания.

Осознание цели. Деятельность на основе самомотивации. Знание закономерностей явлений, процессов и связей между ними. Анализ и синтез воспринятого. Формирование типичных навыков. Способность решать типичные задачи в типичных условиях.

  1. 4
  2. Творческий
  3. Формирование умения создавать новое знание

Движущими силами познания является внутренние мотивы, внутренняя цель. Знание предмета и смежных предметов. Творческое использование различных умений. Развитые память, мышление, эмоционально-волевая сфера. Способность решать нетипичные задачи в нестандартных ситуациях.

.Приемы, направленные на осознание содержания информации:

  • составь текст:
  • задай вопрос к тексту;
  • представь содержание информации различными способами и с помощью различных знаков кодирования (слова, формулы, графики, рисунки и т.д.);
  • определи, с какими глаголами (прилагательными) может использоваться данное понятие;
  • определи содержание подсказок, по которым можно узнать понятия;
  • составь толковый словарь неизвестных понятий (тезаурус)
  • угадай понятия по подсказкам (загадки)
  • составь вопросы разных типов к демонстрациям, рисункам, тексту учебника, объяснению учителя, ответу ученика (уточняющие, сравнительные, проблемные)
  • опиши рисунок;
  • охарактеризуй понятия по обобщенному плану (явление, величину, опыт, закон, теорию, прибор, техническое устройство).

Примеры постановки вопросов

К первой группе относятся вопросы, содержащие

  • противоречивые точки зрения, по теме, которая изучается;
  • неправильные представления учащихся о фактах и ​​явлениях, которые имеют разногласия по их научному объяснению;
  • различные суждения учащихся;
  • различные способы решения проблем науки;
  • побуждения к выявлению причинно-следственных связей между предметами, фактами, явлениями и их свойствами;
  • побуждение к обобщенным по содержанию вопросам, которые изучаются.

Вторая группа содержит вопросы, предусматривающие:

  • анализ причинно-следственных связей фактов, явлений, признаков;
  • сравнения фактов, явлений по различным признакам;
  • формулировки собственного определения понятий;
  • характеристика конкретного приема или операции мышления, перенос их на конкретный материал, который изучается;
  • конкретизацию или абстрагирование;
  • классификацию фактов, явлений, изучаемых их свойств и тому подобное.

Вопросы эвристического уровня, принадлежащих к третьей группе, побуждают учеников к таким видам деятельности, как:

  • самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, актуализация предварительных знаний;
  • поиск новых проблем в стандартных ситуациях;
  • выявление новых функций знакомого объекта;
  • выявление структуры объекта или явления, которые изучаются;
  • выявление альтернативных решений;
  • комбинирования ранее известных способов решения в новый способ.
  • Приемы развития мышления
  • Привлечение учащихся к анализу понятий с позиций определения связей между ними,
  • которые могут быть следующие: род-род; вид-вид; вид-род; причина-следствие, «потому что».
  • Анализ связи «потому, что» желательно проводить по следующим правилам:
  • • если оба утверждения истинны, но между ними не существует соотношения «причина-следствие»;
  • • если первое утверждение истинно, а второе ложное;
  • • если первое утверждение ложно, а второе истинно;
  • • если оба утверждения ложны.
  • Выполнение задач на перекодирование информации из одной знаковой системы в другую: графической — в аналитическую; вербальной — в схематическую; объектной — в схематическую; аналитической — в графическую и др.
  • Задания на выполнение умственных действий с соблюдением алгоритмов: сравнение, систематизация объектов, классификация, обобщение, аналогия, конкретизация, абстрагирование, анализ, синтез и др.
  • Операции мышления
  • • сравнения
  • • обобщение
  • • систематизация
  • • классификация
  • • анализ
  • • синтез
  • • аналогия:
  • прямая аналогия
  • компонентная (структурная) аналогия.
  • функциональная аналогия.
  • аналогия по цвету.
  • аналогия с ситуацией и состоянием явлений и предметов.
  • аналогия по свойствам
  • комплексная аналогия.
  • фантастическая аналогия.
  • эмпатийная аналогия

• методы индукции и дедукции.

Описание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности дают

Источник: https://infourok.ru/kognitivnie-umeniya-i-naviki-2353796.html

Как исследуют вариативность когнитивных способностей? – ответы на главные вопросы

FAQ Описание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности даютВариативность когнитивных способностей существует в самых разных формах. Можно наблюдать, как с годами люди становятся умнее. Например, мы можем что-то делать в детстве, чего не можем в младенчестве, а в подростковом возрасте — чего не можем в детстве. С возрастом наши когнитивные возможности меняются. Но если изучать только детей определенного возраста, например шестилетних, то можно увидеть, что некоторые из них умнее. Таким образом, даже внутри группы одного возраста есть различия. Кроме того, существуют крайние состояния, такие как нарушение развития и одаренность. Также расхождения можно увидеть в конце жизни, когда начинаются процессы старения. Крайне важно связать вместе все возможные формы вариативности, ведь в их основе могут лежать общие механизмы.

Для исследования этого процесса используется метод компьютерного моделирования. Ученые строят простые компьютерные модели, которые исследуют развитие на протяжении всей жизни. Это что-то вроде модели простого мозга или искусственной нейросети. Мы помещаем ее в определенную среду, где она учится новому поведению, благодаря чему меняет свои соединения. Если смоделировать развитие как систему, которая приобретает определенные способности, и попробовать посмотреть на множество таких моделей, то станет ясно, как различия в качестве опыта и в особенностях обучающегося механизма могут повлиять на степень развития. Затем можно симулировать широкие популяции таких обучающихся систем. Это даст возможность понять, как проявляется вариативность развития. Одни системы будут развиваться быстрее, другие — медленнее. В этом исследовании я пытаюсь вывести общую картину изменчивости когнитивных способностей в зависимости от возраста, а также в рамках одной возрастной группы.

Одна из проблем психологи заключается в том, что она строилась вокруг определенных дисциплин. Это кажется вполне разумной идеей. Мы не можем изучать все одновременно, так что делим предмет на отдельные направления, и разные группы исследователей изучают свою проблематику. Например, одна группа может изучать развитие — то, как дети становятся умнее с возрастом.

Читайте также:  Как избавиться от хандры: как бороться, каковы её причины, что означает слово

Тем самым они пытаются охарактеризовать развитие среднего ребенка. Существует другая группа, чей интерес заключен в интеллектуальных различиях разных людей. А предметом изучения третьей группы будут являться нарушения. По сути это как изучать бег на сто метров. Одна группа может взять среднего бегуна и попытаться понять, как он добирается от старта к финишу.

Другая группа захочет разобраться, почему в конкретный момент гонки кто-то впереди, а кто-то позади. Данное разделение вызывает проблемы, поскольку в конечном счете огромное количество людей проходит процесс развития, на который влияют и который ограничивают как гены, так и окружающая среда.

В первую очередь нам необходимо понимать процесс развития в том виде, в котором он применим ко всем нам, а после исследовать различные факторы, влияющие на него.

Описание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности даютМозг лидеров и мозг подчиненных

Возьмем область генетики, которая исследует генетическое разнообразие и изучает, как оно соотносится с разнообразием черт: роста, интеллекта и тому подобного. Таким образом, она изучает индивидуальные различия и их генетические причины.

Но она абсолютно ничего не говорит о процессах, которые происходят со всеми нами.

Люди считают, что генетика дает нам знание о том, что значит быть человеком: почему мы говорим, а гориллы нет? Но современная генетика мало что может об этом сказать, поскольку она сосредоточена только на различиях между людьми и том, как генетическое разнообразие их обеспечивает. Таким образом, отсутствие интеграции между человеческим развитием и разными факторами, модулирующими это развитие, может привести к тому, что генетика будет несколько искаженно описывать развитие нашего вида.

Приведу конкретный пример. Давайте рассмотрим интеллект и когнитивные способности — то, как мы думаем. Гены во многом решают, насколько мы будем умны и какими навыками будем обладать. Из этого можно было бы сделать вывод, что они каким-то образом ограничивают наши возможности, но эти генетические эффекты описывают только различия между людьми.

Например, 50 лет назад никто не умел пользоваться смартфонами или планшетами. Ни один человек не имел такого навыка. Но сейчас большинство из нас используют эти гаджеты. Человеческий мозг стал другим, в нем образовались структуры для свайпа вправо и влево, и это совершенно новый навык, приобретенный нашим видом.

Вся генетика интеллекта заставляет нас делать вывод об ограниченности человеческих возможностей по приобретению новых навыков. Но подумайте: существует целая популяция, в которой одни лучше пользуются смартфонами, другие — хуже.

Возможно, различия между ними обусловлены генетикой, но это не отменяет того факта, что наш вид за одно поколение приобрел совершенно новый навык.

Мне кажется, очень важно сосредоточиться на механистической базе, на том, чтобы объединить понимание процессов, затрагивающих всех представителей вида, а также на понимании небольших различий, которые могут наблюдаться у разных представителей одного вида.

Можно развить такой интегративный подход еще больше и попытаться убрать барьеры между дисциплинами. Кроме того, можно было бы поступить более радикально, чем просто организовать междисциплинарные исследования.

Можно реорганизовать университеты вокруг исследователей, которые решают конкретные проблемы, а не дать им работать в рамках отдельных дисциплин, а затем попытаться заставить их сотрудничать.

В психологии проблема состоит в разделении разных форм вариативности когнитивных способностей.

Нам нужна более механистическая база для понимания и описания причинных процессов возрастных изменений, которые лежат в основе биологического и когнитивного развития на протяжении всей жизни.

Когда мы получим такое базовое понимание, мы сможем изучать, как гены и среда модулируют траекторию развития человека. Но если у нас не будет такой фундаментальной основы, описывающей, как происходит развитие индивидов, изучение чистых причин вариативности будет нам только мешать.

Когнитивная нейробиология

Если такой подход будет успешен, мы получим более реалистическое представление о потенциале нашего вида — о том, какие когнитивные навыки мы сможем приобрести через 100–200 лет.

Наш геном может оставаться прежним, но одна из наших общечеловеческих характеристик — это гибкость нашего мозга, наличие большого объема пластичной ассоциативной коры, с помощью которой мы можем получать новые умения. Мы сохраним чувства и двигательные навыки, но есть определенные ограничения в количестве информации, которую мы можем удерживать.

Тем ни менее наш геном оставляет много возможностей для пластичности, потенциал для приобретения в будущем новых навыков, которые сейчас мы даже не можем себе представить.

Это перевод материала нашего англоязычного издания Serious Science. Послушать оригинальную версию лекции Майкла Томаса можно по ссылке. За перевод благодарим Ирину Линеву.

Источник: https://postnauka.ru/faq/95991

Когнитивные способности

Размышляли ли вы над тем, что собой представляет интеллект, и как определяется уровень развития ума человека? Согласитесь, что большое количество знаний не дает права говорить о высоком интеллекте.

Это скорее начитанность и владение большим объемом информации. Как тут не вспомнить известную фразу Бейярда Тейлора: «Начитанный болван – самая докучливая разновидность дурака».

Следовательно, утверждая, что тот или иной человек действительно умен, под этим правильно подразумевать его развитые когнитивные способности.

Описание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности дают

Что такое когнитивные способности

Когнитивными способностями называют психические процессы в человеческом организме, которые направлены на прием и обработку информации, а также на решение задач и генерирование новых идей. Современная наука придает огромное значение усилению этих процессов.

Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») – это раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики.

Следует заметить, что до сих пор у ученых нет однозначного мнения о том, что же такое когнитивные способности.

Ведь, например, способность управлять своими эмоциями не относится к когнитивным способностям. Это умение можно назвать эмоциональным интеллектом, и развивать его необходимо отдельно.

К когнитивным способностям относятся:

  • Память
  • Внимание
  • Чувства
  • Воображение
  • Логическое мышление
  • Способность к принятию решений

Можно ли назвать человека умным, если у него хорошо развиты все когнитивные способности? Безусловно. Ведь такой человек способен принимать правильные решения.

При размышлении ему удается одновременно использовать логику и творческий подход к вещам. Он легко запоминает большие объемы информации и сопоставляет имеющиеся данные по степени значимости.

Он может с легкостью концентрироваться на вещах, а также мастерски воспринимать и считывать информацию из внешней среды или просто глядя на поведение человека.

Именно по этой причине когнитивные способности очень важны для людей. Они представляют собой базу, благодаря которой возможно развитие личности в целом.

Все перечисленные когнитивные способности может развить в себе практически любой человек. На данный момент времени существует множество техник и упражнений, помогающих улучшить любой из этих навыков.

Овладение хотя бы одним из них, оказывает положительное влияние на другие. Например, концентрация тесно взаимосвязана с улучшением памяти.

Улучшение памяти в свою очередь позитивно влияет на развитие творческого мышления, так как позволяет формировать в человеческом мозге множество ассоциаций относительно любой поступающей информации.

Если человек в полной мере разовьет когнитивные способности, он сможет с легкостью входить в так называемый поток.

Потоковое состояние (англ. flow, лат. influunt), – это психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением в процесс деятельности. Надо сказать, что это состояние хорошо знакомо большинству ученых, исследователей и изобретателей.

Существуют люди, которым удается пребывать в состоянии потока на протяжении 24 часов в сутки. Так, например, британский миллиардер Ричард Брэнсон имеет невероятно высокий уровень восприятия.

Конечно, знания и начитанность также имеют большое значение, когда мы определяем степень «умности» человека. Ведь они делают людей интересными собеседниками и часто неординарными мыслителями.

Поэтому важно понимать, что кроме развития когнитивных способностей и навыков, умному человеку необходимо постоянно получать новые знания. Благодаря этому, вы сможете использовать свои познания в самых разных областях, добиваясь чего-то нового и оригинального.

Книги для развития когнитивных способностей

Если вы хотите развить свои когнитивные способности, то вам будет полезно ознакомиться со следующей литературой.

  • Франс Йоханссон «Эффект Медичи»
  • Дмитрий Гусев «Краткий курс логики: искусство правильного мышления»
  • Гарри Лорейн «Развитие памяти и способности концентрироваться»
  • Питер Брегман «18 минут»
  • Эберхард Хойль «Искусство концентрации: как улучшить память за 10 дней»
  • Дмитрий Чернышев «Как люди думают»
  • Майкл Микалко «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно»

Эти книги нужно не просто читать, а выполнять все описанные в них упражнения.

Рекомендуем также обратить внимание на 10 книг для развития интеллекта. Очень интересная подборка с описанием каждой книги.

Надеемся, что теперь вы не только понимаете, что такое когнитивные способности, но и осознаете важность их развития. Кстати, а у вас имеются какие-то привычки или методы, с помощью которых вы тренируете свой мозг? Напишите об этом в х.

Если вам понравилась статья про когнитивные способности человека – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вам вообще нравятся интересные факты на тему развития личности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: https://interesnyefakty.org/kognitivnye-sposobnosti/

Динамика когнитивных способностей человека при старении

У большинства людей с возрастом наблюдается потеря навыков когнитивного восприятия и уменьшение интеллектуальных способностей. Один из выдающихся деятелей в этой области, профессор Тимоти Солтхаус (Timothy Salthouse) из Университета Виргинии, утверждает, что пик умственных функций приходится на 22 года, в 27 лет начинается старение мозга, ухудшение памяти фиксируется с 37 лет, потеря других интеллектуальных функций — после 42 лет. В данном опубликованном исследовании американских специалистов приняли участие 2 тысячи мужчин и женщин в возрасте 18-60 лет. Авторы эксперимента сделали вывод, что профилактику и лечение таких расстройств, как болезнь Альцгеймера и других форм деменции, нужно начинать еще в молодом возрасте.

Интересно, что Craik F и коллеги опубликовали более обнадёживающие данные. Они показали, что некоторые из когнитивных способностей человека значительно снижаются в пожилом возрасте, в то время как другие могут оставаться на прежнем уровне или даже улучшаться.

Так, с возрастом снижается подвижный интеллект—способность решать задачи, решения которых нельзя извлечь из полученного образования или практики (пример теста на подвижный интеллект: «Определите правило, по которому составлен ряд A C F J ? «).

Долгое время считалось, что кристаллизованный интеллект

(аналог процедурного и декларативного знания, полученного в процессе образования и практической деятельности) значимо не изменяется с возрастом, однако сейчас это положение оспаривается. В старости происходит ухудшение способностей, связанных с подвижным интеллектом,—решение анаграмм, опознание быстро предъявляемых изображений, планирование маршрута при езде на автомобиле.

Молодые и пожилые люди обычно одинаково успешно справляются с заданиями, в которых нужно только поддерживать определенный уровень внимания (например, слушая собеседника наедине с ним).

Значительно хуже пожилые люди выполняют задания на распределенное и избирательное внимание.

В первом случае испытуемые должны обращать внимание на два и более источника информации (один из способов изучения—дихотическое прослушивание), во втором—избирательно отслеживать только один источник информации, не обращая внимания на помехи.

В заданиях на кратковременную память успешность пожилых людей зависит от сложности задачи: например, если нужно запомнить  и воспроизвести  345142686 , то пожилые люди не испытывают затруднений, но если нужно воспроизвести этот ряд в обратном порядке, они справляются с заданием значительно хуже молодых. Предполагается, что в основе этого ухудшения лежит использование

Читайте также:  Виды гипноза в психологии: как он работает, особенности применения, эффективность

неэффективных стратегий заучивания: молодые люди при запоминании ряда цифр обычно разбивают его на отрезки, а пожилые стараются запомнить целиком. Описание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности дают

При тестировании долговременной памяти у молодых и пожилых испытуемых выяснилось, что память о собственных намерениях (в основном о привычных регулярных действиях) и память на отдаленные события у пожилых людей может быть даже лучше, чем у молодых и взрослых. Так, при использовании теста на известные имена оказалось, что пожилые люди лучше молодых помнят известных деятелей (актеров, спортсменов и т.д.), которые прославились десятки лет назад. Считается, что имплицитная память страдает у пожилых людей незначительно, но при этом показано, что они менее успешно используют подсказки, семантически связанные с предъявленным словом. Например, если в списке предъявленных слов было слово хлеб, то молодые испытуемые смогут при предъявлении слова масло вспомнить искомое слово, старые нет. Также показано, что семантическая память остается относительно сохранной в пожилом возрасте, но при этом пожилые люди менее уверены в своих ответах по сравнению с молодыми. На основе известных данных (прежде всего—исследований кристаллизованного и подвижного интеллекта) Ф. Крейк предложил свою интерпретацию динамики когнитивных способностей на протяжении онтогенеза. По его мнению, показатели некоторых когнитивных способностей нарастают, а потом падают в соответствии с перевернутой U-образной кривой, показатели других способностей растут (или незначительно снижаются) на протяжении всей жизни, и первые соответствуют процессам контроля (подвижный интеллект), вторые—репрезентациям (кристаллизованный интеллект). Они не могут быть рассмотрены как отдельные независимые сущности: и формирование нового опыта зависит от эффективности процессов контроля, и процессы контроля зависят от представлений об окружающем мире.

Эти положения могут быть проиллюстрированы исследованиями E. Bialystok и соавторов (2004). В частности, они показали, что успешность выполнения тестов, требующих высокоэффективных процессов контроля, снижается с возрастом. Они попытались выделить фактор, который может помешать возрастному снижению процессов контроля, и в роли такого фактора выступил билингвизм.

Предполагается, что для того чтобы строить грамматически правильные фразы билингвы актуализируют один язык и временно подавляют знание другого, таким образом, они используют свои высокоразвитые процессы контроля. При выполнении нелингвистического задания на интерференцию (тест Симона) оказалось, что взрослые и старые билингвы справляются с этим заданием лучше, чем их ровесники, знающие только один язык.

Полученные данные предполагают, что билингвизм обеспечивает «когнитивный резерв» (термин Ф.Крейка), способный ослабить снижение когнитивных способностей при старении.

Показано, что пожилые индивиды ( и люди, и животные) учатся хуже молодых. Причиной тому, однако, может служить то, что научение у молодых и пожилых индивидов может происходить за счет разных механизмов: у молодых преимущественно  за счет формирования новых элементов индивидуального опыта, у старых—преимущественно за счет реорганизации структуры имеющихся элементов опыта. Возможно, что снижение подвижного интеллекта у пожилых людей указывает на уменьшение «резерва» клеток, из которого рекрутируются нейроны, специализирующиеся относительно вновь

формируемых элементов индивидуального опыта.

Источник: http://moikompas.ru/compas/psycology

Когнитивные способности – что это такое, как их развить?

Когнитивные способности человека даны от природы, их важно развивать, начиная с младенчества и на протяжении всей жизни. В пожилом возрасте когнитивные процессы начинают угасать, поэтому, чтобы оставаться в ясном уме и памяти надо «тренировать» мозг.

Что значит когнитивный?

Для обычного человека привычным является понятие – умственное или интеллектуальное развитие, а что значит когнитивный, ответит не каждый. Когнитивный – это познавательный процесс, при котором происходит обработка сознанием поступающей информации, ее мысленным преобразование в знания, хранение и использование накопленного опыта в повседневной жизни.

Когнитивные исследования

Что такое когнитивные способности людей, тема интересует психологов, социологов, лингвистов, философов. Когнитивные исследования в разных сферах наук помогает понять и изучить следующие процессы:

  • познание человеком мира;
  • влияние языка и культуры на личную картину мира (субъективную);
  • что представляет собой сознательное и бессознательное и как это связано с мозговой деятельностью;
  • какие когнитивные способности врожденные, а какие приобретаются в разные возрастные периоды;
  • что значит когнитивные способности у искусственного интеллекта (можно ли создать в будущем искусственный разум, не уступающий человеческому).

Когнитивная психотерапия

Когнитивная терапия направлена на устранение ошибок в мышлении и изменение нелогичных мыслей и убеждений на новые, конструктивные.

Во время сеанса психотерапии, когнитивный психолог уделяет все внимание на то, что говорит клиент, как выражает свои мысли. Метод когнитивной терапии открыл А.

Бек успешно применив его на многих пациентах страдающих депрессией и аффективными расстройствами.

Когнитивное мышление

Когнитивные способности мозга – это психические функции высокого порядка: внимание, гнозис, восприятие, речь, праксис, интеллект. Мышление – один из самых важных когнитивных процессов, подразделяется на три вида:

  • наглядно-действенное (преобладает у детей до 3 лет) – решение конкретных задач, познание и анализ предметов через манипуляции руками.
  • наглядно-образное – формируется с 4 до 7 лет. Решение задач при помощи оперирования мысленными образами.
  • отвлеченное – оперирование абстрактными понятиями, которые сложно представить.

Развитие когнитивных способностей

Как развить когнитивные способности в любом возрасте? Нормальное развитие человека предполагает интерес, любознательность и стремление к развитию – это заложено природой, поэтому важно поддерживать это и находится в состоянии постоянного интереса к миру и тому, что происходит вокруг. С самого момента рождения, когнитивные (познавательные) способности ребенка нуждаются в развитии — это должно стать одной из важных задач родителей .

Развитие когнитивных способностей у взрослых

Улучшение когнитивных способностей возможно в разном возрасте, и подходить к этому надо правильно, используя творческий подход, чтобы это не казалось рутиной.

Открывая в себе исследовательский дух, человек улучшает свое мировосприятие, настроение и помогает развитию высших психических функций, к которым относятся когнитивные способности.

Простые рекомендации психологов для продуктивной мозговой активности:

  • чистить зубы левой рукой (левшам – правой);
  • следуя на работу выбрать новый маршрут;
  • выбрать свой вариант физической нагрузки;
  • начать изучать иностранный язык;
  • разгадывание кроссвордов, загадок, шарад;
  • несколько минут в день делать простые вещи с закрытыми глазами;
  • развивать интуицию;
  • отказаться от вредной пищи в пользу здорового питания.

Развитие когнитивных способностей у детей

Когнитивные навыки важно развивать с самого младенчества. Современный выбор развивающих игрушек для детей огромен, но и не стоит пренебрегать подручными средствами, которые есть в каждом доме. Когнитивные способности у маленьких детей можно развивать следующими способами:

  • игры с крупами и пуговицами (под строгим присмотром взрослых) – пересыпание из контейнера в контейнер);
  • разнообразные пальчиковые игры с потешками и прибаутками («сорока-ворона», «пальчик-пальчик где ты был»);
  • игры с водой (разливание по емкостям).

Постепенно игры и занятия усложняются и направлены на развитие моторных навыков и речи:

  • рисование и раскрашивание;
  • составление пазлов, мозаики;
  • вырезание изображения по контуру;
  • конструирование;
  • заучивание стихов;
  • чтение и пересказ;
  • нахождение отличий в двух одинаковых изображениях;
  • сочинение историй.

Упражнения для развития когнитивных способностей

Тренировка когнитивных способностей залог продуктивного долголетия и ясного ума даже в преклонном возрасте. Мозгу нужна такая же зарядка как для тела, важно уделять 15 – 20 минут в день на несложные, но очень полезные для мозговой активности упражнения:

  1. Синхронное рисование. Потребуется лист бумаги и 2 карандаша. Одновременно двумя руками рисовать геометрические фигуры. Можно начать с одинаковых фигур для каждой руки, затем усложнить упражнение, например, левой рукой рисовать квадрат, а правой треугольник. Упражнение балансирует работу обоих полушарий мозга, развивает когнитивные способности, моторику.
  2. Слова наоборот. Несколько раз в течение дня, пробовать услышанные от других людей слова произносить про себя наоборот.
  3. Вычисление. Все что подлежит подсчету важно выполнить путем устных умственных вычислений. Калькулятор убрать подальше.
  4. Автобиография. Существует 2 варианта упражнения. В первом человек начинает вспоминать и писать, отталкиваясь от настоящего момента, и углубляется год за годом к своему раннему детству. Во втором варианте – вначале описываются детские годы.

Утрата когнитивных способностей

Когнитивные функции и способности, с возрастом ухудшаются, связано это с возрастными изменениями, но чаще это случается из-за сопутствующих заболеваний и нездорового образа жизни. При первых симптомах важно обратиться к врачу для назначения поддерживающей терапии. Причины возникновения когнитивных нарушений:

  • нарушение гомеостаза и метаболизма;
  • ожирение;
  • диабет I и II типов;
  • гипотиреоз;
  • артериальная гипертензия (гипертония);
  • нарушение мозгового кровообращения;
  • инфаркт миокарда;
  • черепно-мозговые травмы;
  • употребление алкоголя и наркотиков;
  • болезнь Альцгеймера;
  • болезнь Паркинсона.

Классификация когнитивных нарушений:

  1. Легкое когнитивное расстройство – показатели тестов и психометрии могут быть в норме или наблюдаются незначительные отклонения. Человек начинает жаловаться на проблемы с памятью, быстрое утомление, внимание тоже при этом страдает – снижается концентрация.
  2. Умеренное когнитивное расстройство – около 15% такой формы нарушений трансформируются в дальнейшем в болезнь Альцгеймера, старческую деменцию. Симптоматика нарастает: ухудшение мышления, памяти и речи.
  3. Тяжелое когнитивное расстройство. Проявляются после 60 – 65-летнего возраста. Ярко выраженная клиническая картина, симптоматика характерная для деменции (слабоумия). Человек перестает ориентироваться в пространстве, впадает в «детский» возраст. Люди с тяжелыми когнитивными нарушениями нуждаются в постоянном уходе и медикаментозной терапии.
Что такое способности – какие бывают способности и способы их развития Что такое способности и как они проявляются? Ребенок рождается с определенными задатками, развивая которые он становится успешно реализованным в социуме. Это могут быть таланты и одаренность в сферах: математики, лингвистики, музыки, спорта. Виды способностей – какие бывают, их классификация и уровни Виды способностей человека – тема, которая уже много лет изучается учеными, и они постоянно делают новые открытия. С их помощью люди могут понимать окружающий мир и развиваться, достигая определенных результатов.
25 кадр – что это значит, кто придумал и как работает технология? 25 кадр – технология скрытого воздействия на подсознание при помощи вмонтирования в пленку фильма дополнительных изображений. Методика применяется в медицине для лечения алкоголизма, ожирения, табакокурения, но официально не признана. Метод Дельфи – экспертное оценивание и прогнозирование в несколько этапов. Применяется в разных общественных и научных сферах: социологии, экономике, в управлении предприятиями. Методика названа в честь древнегреческого Дельфийского оракула.

Источник: http://kak-bog.ru/kognitivnye-sposobnosti-chto-eto-takoe-kak-ih-razvit

Ссылка на основную публикацию