Общая характеристика методов исследования в психологии: что относится к основным

Методы психологии – это определенные средства и способы, благодаря которым ученые могут получить надежные и правдивые данные о том или ином психическом явлении. Эти сведение потом используются в процессе разработки научной теории и практических советов.

Типология Б. Г. Ананьева

Существует наиболее популярная классификация методов психологии за Б. Г. Ананьевым.

К первой группе относятся организационные методы. Она представлена сравнительным (сопоставляются разные группы по какому-то выбранному критерию – пол, возраст, деятельность), лонгитюдным (осуществляется многократное исследование одних и тех же респондентов в течение длительного времени) и комплексным методом (объект исследуется учеными с разных научных областей, используются разные приемы).

Общая характеристика методов исследования в психологии: что относится к основнымКо второй группе принадлежат эмпирические методы психологии. Они представлены наблюдением и самонаблюдением, экспериментом, психодиагностическими средствами (тестами, анкетами, интервью, опросами, беседами, социометрией), анализом продуктов деятельности и биографическим методом.

В третьей группе сосредоточены методы, с помощью которых можно обработать данные. Они включают количественные и качественные способы.

Четвертая группа представляет интерпретационные методы психологии. Использование генетического (процесс анализа объекта исследования с точки зрения его развития, выделение каких-то фаз, стадий и т. д.) и структурного методов (установление связей по структуре между всеми чертами и свойствами индивида).

Наблюдение

Методы возрастной психологии включают этой способ познания действительности. Для наблюдения характерно проведение его в нормальных условиях для испытуемого, без каких-либо воздействие на него.

Все, что респондент делает, говорит, подробно фиксируется, а потом поддается анализу. Записывать можно все или выбирать какой-то момент.

Использование сплошной записи свойственно исследованию личности в целом, а выборочной – для фиксации определенных проявлений психической реальности. Методы общей психологии представлены также самонаблюдением.

Общая характеристика методов исследования в психологии: что относится к основнымНаблюдение характеризуется соблюдением некоторых условий, а именно отличается целеустремленностью (четкое определение цели и заданий изучения); природностью (преимущественно наблюдаемые лица не знают, что их исследуют); присутствием плана; точным соблюдением объекта и предмета; ограничением элементов, что являются объектом для наблюдения; выработкой стабильных критериев, чтобы оценить признаки; обеспечением четкости и надежности.

Опрос тоже представляет методы психологии. Он заключается в том, что данные можно получить в результате ответов на вопросы самыми испытуемыми. Опрос можно проводить устно, письменно или свободно.

Эксперимент

Основные методы психологии включают такой основательный прием, как эксперимент. Достоинствами метода является устранения побочных переменных, которые могут влиять на объект обследования и изменять его.

Также экспериментатор может целеустремленно менять условия и смотреть за результатами этих изменений, как они влияют на протекания психических процессов, реакции человека.

Эксперимент можно повторить несколько раз в одних и тех же условиях и проводить с большим количеством людей.

Общая характеристика методов исследования в психологии: что относится к основнымЧасто методы возрастной психологии тоже включают эксперимент. Он бывает констатирующим, когда выявляют некоторые особенности психики или личностного качества, которое уже существует. Другой вид – формирующий – специальное влияние на респондентов с целью изменить определенный признак.

Анкетирование и социометрия

Эти способы познания реальности не определяются как основные методы психологии, но приносят немало полезной информации. Анкетирование предусматривает ответы испытуемого на запланированные вопросы. Чтобы данные, полученные в результате такого приема, отличались достоверностью и надежностью, следует повторно сделать опрос и контролировать результаты с помощью других методов.

Общая характеристика методов исследования в психологии: что относится к основнымАвтором социометрии считается Дж. Л. Морено. Она используется для исследования социальной психологии малых групп. Формулируется несколько вопросов, адекватных той или иной группе, на которые респондент должен ответить. Например, кого из коллектива вы пригласите на свой день рождения? Кого вы не пригласите на свой день рождения? Можно указывать одного, двух, трех людей зависимо от целей исследования.

Тестирование

Представленный метод является промежуточным между субъективностью и объективностью исследования. Тестирования также имеют свои подвиды. К примеру, тесты-опросники, которые преимущественно используются для изучения личностных особенностей. Респондент сознательно или несознательно может повлиять на конечный результат.

Общая характеристика методов исследования в психологии: что относится к основным

Тесты-задания используются в изучении интеллекта. Есть еще и проективные методики, предполагающие свободную интерпретацию, что является достаточно опасным для надежности и достоверности данных. Такие приемы часто используют для тестирования детей или для измерения эмоциональных состояний (тест Люшера, Роршаха, ТАТ).

Другие методы

Психология, обладая высоким уровнем субъективизма, заимствует математические способы обработки данных, чтобы результаты были надежными и валидными. Часто используется анализ продуктов деятельности, например, картины, сочинения, ведь в них человек проектирует свою психическую реальность.

Ученый зависимо от объекта исследования и целей может подобрать арсенал способов и приемов, чтобы изучить психическое явление в наиболее полной мере.

Источник: https://www.syl.ru/article/170148/new_metodyi-psihologii-kratkaya-harakteristika

Основные методы психологии — Психология жизни

Общая характеристика методов исследования в психологии: что относится к основным

Психология — это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека или групп людей.

Разделяют фундаментальную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладную психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практическую психологию, которая занимается применением психологических знаний на практике.

Психология взаимосвязана с психиатрией (распознавание и лечение психических расстройств), и психотерапией. Психотерапия и психоанализ… для кого и для чего?

Основные методы психологии

Метод — это способ достижения определённой цели, решение конкретной задачи, совокупность приёмов или операций, практическое или теоретическое освоение действительности.

К основным методам общей психологии относят наблюдение и эксперимент

  • Наблюдение как метод психологии исследует определенные характеристики того или иного процесса, с целью выявления его инвариантных признаков, без активного включения в сам процесс.
  • Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. Психологические эффекты
  • Наблюдение может быть внешним, то есть наблюдение со стороны, внутренним (самонаблюдение), лонгитюдным, свободным, выборочным, сплошным, включенным, стандартизированным, сторонним и наблюдение в виде среза.

Эксперимент как основной метод психологии

Эксперимент – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Общая характеристика методов исследования в психологии: что относится к основным

Виды экспериментов:
— лабораторный
— естественный
— психолого — педагогический

— констатирующий эксперимент, который выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств  Шокирующие психологические эксперименты

Лабораторный эксперимент как основной метод психологии протекает в специально созданных условиях, в которых используется необходимая аппаратура или инструменты. В таком эксперименте зачастую действия испытуемого определяются инструкцией.

Испытуемый знает, что участвует в эксперименте, но как правило его не посвящают в истинную суть эксперимента и его конечный результат.

Иногда участник психологического эксперимента располагает только некоторой частью эксперимента и специально введен в заблуждение.

Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учёбы, работы людей. Важным правилом проведения такого вида эксперимента является скрытие от людей информации, о том, что они являются участниками психологического эксперимента.

Суть психолого-педагогического эксперимента состоит в изучении личностных особенностей ребёнка и его поведения непосредственно в учебном или воспитательном процессах, а также в процессе активного формирования тех психических особенностей, которые являются предметом изучения. В современных условиях такой вид эксперимента применяют ещё с целью формирования у участников тех или иных социальных навыков и личностных качеств при обучении чему-либо.

Основные методы практической психологии

Беседа и опрос
Анкетирование и тестирование
Консультирование

Анализ продуктов творческой деятельности

Общая характеристика методов исследования в психологии: что относится к основным

Краткая характеристика основных методов психологии

Беседа – прямое или косвенное, устное или письменное получение от человека сведений о его деятельности, в которых явно прослеживаются свойственные ему психологические явления.

Беседа бывает:

Стандартизированная – состоит из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определенном порядке. Любопытная наука о душе

Свободная – у психолога имеется только общий план проведения беседы. Он формулирует вопросы, определяя их порядок в зависимости от того, как складывается разговор.

Опрос как основной метод практической психологии

Следует отличать беседу от опроса, ведь по своей сути эти методы психологии схожи между собой. В процессе опроса респонденту также задаются вопросы, как и в проведении стандартизированной беседы. Как правильно вести беседу? Психология общения

Важное отличие состоит в том, что при формировании опросов вначале создаются вопросы, относящиеся к программе, которые способен понять лишь специалист. После чего их перефразируют в вопросы анкетной формы, ясные обычному человеку.

Опросы бывают:

Письменные – для получения неглубоких сведений о проблеме.
Устные – позволяют пробиться в более глубокие слои психики человека.
Опрос в виде анкеты или теста – вопросы непосредственно перед самим разговором.

И опрос — интервью.

Общая характеристика методов исследования в психологии: что относится к основным

Опрос как метод психологии обычно используется для выяснения необходимой информации, данных, мнении или личностной позиции не одного конкретного человека, а группы людей.

Анкетирование и тестирование

Анкетирование – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемых по специально составленным вопросам.

При использовании этого метода большое значение имеют чёткое составление вопросов и правильная их формулировка, подробная инструкция о порядке заполнения анкеты, тщательная количественная и качественная обработка полученного материала, правильное использование статических методов обработки материалов.

Тестирование же имеет отношение больше к области психодиагностики и занимается исследованием психологических качеств и свойств человека, путём использования психологических тестов.

Тест – это кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития психологических качеств человека.

Что отличает тест от анкеты?

К главным особенностям психологических тестов можно отнести:
Валидность — обоснованность и пригодность полученной информации полученной в результате проведенного тестирования той особенности, в отношении которой проводился тест;
Надёжность — подтверждение полученных результатов ранее, дублированием теста;
Достоверность — даже при заведомо ложных ответах тест выдает подлинный результат;

Репрезентативность — соответствие характеристикам норм.

Научные тесты и психодиагностические методики проходят многоуровневый процесс испытаний и адаптацию.

Результативный психологический тест и методика – это стандартный контроль, в конце которого при получении результатов становится доступна возможность оценки психофизиологического и личного развития, навыков, знаний и умений участника тестирования на основании подведённого итога. Стоит ли доверять популярной психологии?

Консультация как метод практической психологии

Беседа психолога с клиентом, помогающая последнему решить сложные жизненные вопросы личного характера. Во время консультации психолог может помочь человеку понять свою проблему и наметить вместе с ним этапы на пути к её решению.

И наконец, психологический анализ продуктов творческой деятельности — позволяет раскрыть такие психологические особенности людей, как их умения и навыки, их отношение к делу, иногда уровень способности и объем знаний.

Очень важно изучать не только продукты творческой деятельности, но и сам процесс их изготовления, т.к. в процессе деятельности психические особенности человека проявляется более ярко.

К продуктам творческой деятельности можно отнести сочинения, рисунки, чертежи, коллажи, хенд мейд и т.п. Пройти тест «Путешествие»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Источник: http://psylive.com.ua/pro-psihologov/osnovnye-metody-psikhologii.html

Основные методы исследования в психологии

Психология, как и любая другая наука, имеет свой категориальный аппарат, и свои методы исследования, то есть приемы и средства, что позволяют ей получить объективную интересующую информацию, оценить состояние психических процессов человека, и при необходимости, спланировать дальнейшую психологическую коррекционную или консультативную работу.

Психологические процессы человека имеют сложную природу, требуют внимательности и терпеливости в изучении. Еще, их проявления очень разнообразны и зависят от конкретных обстоятельств, внешних и внутренних факторов, каждый из которых нужно учесть.

Общая характеристика методов исследования в психологии: что относится к основным

Каждый метод имеет свои задачи и цели, объект, предмет и ситуацию, в процессе которой и будет проходить исследование. Важная деталь – способ фиксирования результатов (видеосъемка, конспектирование).

  • Наиболее прост и доступен каждому – метод наблюдения. По времени оно может быть кратким, называется срез, и длинным, охваченным временными рамками в несколько лет – люнгитюдинальное. Наблюдение, объектом которого становятся определенные особи или отдельные показатели называется выборочным, и есть, соответственно такой вид как сплошное. Исследователь может быть членом коллектива, который исследуется, в таком случае наблюдение будет включенным.
  • Следующий метод – беседа. Главное требование – непринужденность и доверительная атмосфера. В процессе общения психотерапевт получает интересуемые сведения о жизни, деятельности и взглядах испытуемого. В беседе вопросы, ответы и рассуждения исходят от обеих сторон. Разновидности беседы – интервью и анкетирование, здесь, в отличии от простой беседы структура такова: вопрос – ответ.
  • Эксперимент — требует создания определенной ситуации и условий. Его цель – выявить или опровергнуть психологический факт. Может проводиться в естественных для испытуемых условиях, человек не должен знать о том, что он является участником эксперимента. Некоторые предпочитают лабораторный, тогда вспомогательными средствами будут: аппаратура, инструктаж, подготовленное пространство. В этом случае человек понимает цель своего пребывания в созданной «лаборатории», но смысл эксперимента должен оставаться неизвестным.
  • Тестирование – популярный и оправдывающий себя метод. Для диагностики используются методики и тесты, целью которых является выявление состояния конкретных показателей (памяти, внимания, мышления, интеллекта, эмоционально-волевой сферы) и свойств личности. Они имеют задание, которые испытуемый выполняют, а психолог интерпретирует и делает выводы. Для этого метода следует подбирать тесты, которые апробированы и признаны в научном мире, как говорится «классика». Очень популярны тесты на оценку уровня интеллекта и всевозможных личностных аспектов.
  • Исследование продуктов деятельности – пожалуй, наиболее быстр и достаточно информативен метод, особенно в работе с детьми. Держа в руках поделки, рисунки, рабочие тетради, дневники, можно выяснить уровень развития человека, его жизненные предпочтения, особенности характера и другие важные характеристики.
  • Психологическое моделирование – не такой простой, да и не сто процентный метод. Помогает сконструировать привычные модели поведения человека.
  • Биографический метод – предполагает составление жизненного пути испытуемого и отметку на нем факторов, что повлияли на формирование его личности, кризисные моменты и важные изменения, особенности его поведенческих реакций в разные периоды. Составляют график жизни, по которому можно спрогнозировать будущее человека, а также выяснить какие периоды жизни стали формирующими или наоборот, деструктивными, для формирования тех или иных критериев.
Читайте также:  Боязнь заболеть раком: что это такое, как избавиться от канцерофобии самостоятельно

Психологическая наука далеко шагнула, используя свои методы исследование, они точны и действенны, доступны каждому психологу.

Источник: https://psychologyc.ru/osnovnye-metody-issledovaniya-v-psixologii/

2. Методы исследования в психологии, их классификация

  1. Психология как наука, ее предмет, структура, задачи

  • Психология
    это область научного знания, исследующая
    особенности и закономерности возникновения,
    формирования и развития (изменения)
    психических процессов (ощущение,
    восприятие, память, мышление, воображение),
    психических состояний (напряжённость,
    мотивация, фрустрация, эмоции, чувства)
    и психических свойств (направленность,
    способности, задатки, характер,
    темперамент) человека, то есть психики
    как особой формы жизнедеятельности, а
    также психику животных.
  • Психология , как наука
    изучает факты, закономерности и механизмы
    психики.
  • Сам термин «Психическое»
    происходит от греческого слова «псюхе»,
    что значит «душа».
  • Основные задачи психологии
    – это:
  • 1) качественное изучение
    психических явлений;
  • 2) анализ формирования и
    развития психических явлений;
  • 3) изучение физиологических
    механизмов психических явлений;
  • 4) содействие внедрению
    психологических знаний в практику жизни
    и деятельности людей.
  • Предметом психологии
    являются факты психической жизни,
    механизмы и закономерности психики
    человека и формирование психологических
    особенностей его личности как сознательного
    субъекта деятельности и активного
    деятеля социально-исторического развития
    общества.

Поведение человека с
нормальной психикой всегда обусловлено
воздействия объективного мира. Отражая
внешний мир, человек не только познают
законы развития природы и общества, но
и оказывает на них определенное
воздействие , чтобы приспособить
окружающий мир к наилучшему удовлетворению
своих материальных и духовных потребностей.

В реальной деятельности человека его
психические проявления (процессы и
свойства) не возникают спонтанно и
изолировано друг от друга. Они тесно
взаимосвязаны между собой в едином акте
социально обусловленной сознательной
деятельностью личности.

В процессе
развития и формирования человека как
члена общества, как личности многообразные
психические проявления, взаимодействующие
между собой, постепенно превращаются
в устойчивые психические образования,
которые человек направляет на разрешение
встающих перед ним жизненно важных
задач.

Следовательно, все психические
проявления человека обусловлены его
жизнью и деятельностью как общественного
существа, как личности. Современная
психология рассматривает психику как
свойство особой формы организованной
материи, как субъективный образ
объективного мира, как идеальное
отражение реальной действительности
в мозгу.

Физиологические процессы,
проходящие в мозгу человека, являются
основой психической деятельности, но
они не могут быть отождествлены с нею.
Психика всегда имеет определенное
содержание, т.е. то, что она отражает в
окружающем человека мире. Поэтому
психику человека следует рассматривать
не только с точки зрения их содержания.

Современная психология
представляет собой ряд научных дисциплин,
находящихся на разных степенях
формирования, связанных с различными
областями практики.

Как же классифицировать
эти многочисленные отрасли психологии?
Одна из возможностей классификации
содержится в сформулированном выше
принципе развития психики в деятельности.

Исходя, из этого в качестве основания
классификации отраслей психологии
может быть избрана психологическая
сторона:

1.конкретной деятельности;

2. развития;

3. отношения человека (как
субъекта развития и деятельности) к
обществу (в котором осуществляется его
деятельность и развитие).

  1. Если принимать первое
    основание классификации, то можно
    выделить ряд отраслей психологии,
    изучающих психологические проблемы
    конкретных видов человеческой
    деятельности.
  2. Общая психология
    -Теоретические основы психологии,
    определяет основные понятия данной
    науки (психология познавательных
    процессов и психология личности)
  3. Психофизиология -Наука,
    возникшая на стыке двух наук, — психологии
    и физиологии. Она исследует взаимосвязь
    между психическими явлениями и их
    телесными проявлениями
  4. Возрастная
    психология-Особенности
    изменения психики по мере развития и
    взросления человека
  5. Педагогическая
    психология-Закономерности
    обучения и воспитания
  6. Медицинская
    психология -Психику
    больного человека, а также особенности
    пограничных состояний между здоровьем
    и болезнью
  7. Социальная
    психология-Особенности
    взаимодействия людей и психологию целых
    групп и больших масс людей. Психологические
    явления и процессы,обусловленные
    принадлежностью человека к конкретным
    общностям
  8. Психодиагностика -Разрабатывает
    методы, позволяющие изучать психику
    человека, причем делать это максимально
    обосновано и достоверно
  9. -Психотерапия-Занимается
    поиском и совершенствованием методов
    лечения людей психологическими методами,
    без применения фармакологических
    препаратов
  10. Метод
    это путь, способ познания, посредством
    которого познается предмет науки (

Методология
(от греч. methodos — путь исследования, logos
— наука) — система принципов и способов
организации и построения теоретической
и практической деятельности, а также
учение об этой системе. Методология —
учение о научном методе вообще и о
методах отдельных наук. Это культура
научного исследования.

Методы
(от греч. methodos — путь исследования или
познания) — это те приемы и средства, с
помощью которых ученые получают
достоверные сведения; это и есть пути
познания, посредством которых познается
предмет любой науки.

Метод
это способ познания чего-либо: психического
процесса, деятельности, качеств личности
и прочих, необходимых для психолога
аспектов изучения человека. В психологии
существует весьма большое количество
методов и отдельных разновидностей.

Методы: 1.Основные,2.
вспомогательные

Основные методы:

Наблюдение.
Исследователь просто наблюдает, не
изменяя ход ситуации. Отличается
множеством разновидностей: открытое
или скрытое, включенное или невключенное,
лабораторное или естественное и так
далее.

Эксперимент.
В этом случае исследователь вмешивается
в ситуацию. Он может создать определенные
условия для эксперимента или окружить
испытуемого специальной аппаратурой.
А может включать испытуемого в деятельность
незаметно для него самого.

Тест кратковременное
задание. По итогам выполнения можно
судить об уровне имеющихся знаний.

Существует
несколько подходов к классификации
методов психологического исследования.

Б.
Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы
методов, т.е.
организационные методы включают:

1-Сравнительный
метод (сопоставление
различных групп испытуемых по возрастам,
видам деятельности и др.), лонгитюдный
метод (обследование одних и тех же лиц
на протяжении длительного времени) и
комплексный (в исследовании участвуют
представители разных наук, один объект
изучают разными средствами), объединяющий
в себе достоинства обоих вышеназванных
методов.

  • 2.
    Эмпирические методы
    — это методы сбора
    первичной информации включают:
  • *
    обсервационные методы (наблюдение и
    самонаблюдение);
  • *
    различные виды эксперимента (лабораторный,
    полевой, естественный, констатирующий,
    формирующий);
  • *
    психодиагностические методы (тесты
    стандартизованные, тесты проективные,
    беседа, интервью, анкеты, опросники,
    социометрия);
  • *
    праксиметрические методы — это приемы
    анализа процессов и продуктов
    деятельности): хронометрия, циклография,
    профессиограмма, оценка продуктов
    деятельности;
  • *
    моделирование:
  • *
    биографический метод.

3.
Методы обработки
данных включают:
методы количественного (статистический)
и качественного (дифференциация материала
по группами) анализа, позволяющие
установить скрытые от прямого восприятия
закономерности.

4.
Интерпретационные
методы, предполагающие
различные приемы объяснения закономерностей,
выявленных в результате статистической
обработки данных, и их сопоставление с
ранее установленными фактами. Они
включают

  1. *
    генетический метод — предполагает
    исследование генетических связей
    (филогенетический, онтогенетический,
    генетический и социогенетический). так
    называемое исследование «вглубь»;
  2. *
    структурный (классификация, тапологизация)
    метод: психография, типологическая
    классификация, психологический профиль
    — исследование «вширь».
  3. Методологические
    принципы
    — кратко
    сформулированные теоретические
    положения, обобщающие достижения науки
    в определенной области и служащие
    основанием для дальнейших исследований.

МЕТОДИКА
— (греч. methodike). 1) то
же, что методология. 2) часть педагогики,
излагающая правила обучения различным
предметам

Метод (гр.
Способ познания) – путь к чему-либо,
способ достижения цели, определённым
образом упорядоченная деятельность
субъекта в любой ее форме.

Ф-ия метода
внутренняя организация и регулирование
процесса познания или практического
преобразования того или иного объекта.

Метод исследования-
общий путь который
выбирает исследователь для получения
интереса его интересуемой информации

Источник: https://studfile.net/preview/5707943/

Характеристика основных методов психологии

  • Метод наблюдения — это основной метод современной психологии, сущность которого заключается в том, что научные факты собираются через не вмешательство в жизнь объекта, а пассивное созерцание этого факта
  • Наблюдения можно проводить как кратковременно, так и долговременно Поэтому такие виды наблюдений — метод поперечного среза (кратковременное) и лонгитюдное (длительное)
  • Исследователь может выполнять роль пассивного наблюдателя (отстраненное наблюдение), а может активно взаимодействовать с объектом изучения, одновременно наблюдая за ним (включенное наблюдение)
  • Наблюдение может быть как выборочным, так и общим, предметом и за объектом Например, общее за объектом — наблюдение ведется за всеми членами коллектива Выборочное за объектом — до наблю ереження включены только отдельные члены коллектива Общее по предмету — в объекте наблюдения исследуются все проявления психики (характер, темперамент, воля) Выборочное по предмету — у всего массива (в Объекта) исследуется только одна проблема (мышление или памятьять).
  • Использование наблюдения регулируется следующимиусловий:
  • 1) целеустремленность — определение цели, задачи исследования;
  • 2) природные условия — типичные условия наблюдения (чтобы лица не знали, что за ними ведется наблюдение);
  • 3) наличие плана;
  • 4) точное определение объекта и предмета наблюдения;
  • 5) ограничение исследователем признаков, являющихся предметом наблюдения;
  • 6) выработка исследователем однозначных критериев оценки этих признаков;
  • 7) обеспечение четкости и длительности наблюдения
  • Методом наблюдения пользуются не только ученые, но и студенты, например, при накоплении данных для написания психологических характеристик личности
  • Эксперимент — основной метод психологии, который заключается в том, что факты получают путем создания специальных условий, в которых объект мог бы наиболее ярко проявить предмет изучается
  • Различают эксперименты: лабораторный и естественный, констатирующий и формовочный
  • Лабораторный проводится в специальных психологических лабораториях с помощью соответствующей аппаратуры
  1. Естественный эксперимент осуществляется в обычных для исследуемого условиях деятельности Естественный эксперимент, так же как и лабораторный, проводится по определенной программе, но так, чтобы человек не знал, что ее исследуют и решения вьязувала задачи спокойно, в обычном для нее темпі.
  2. Констатувальний эксперимент направлен на фиксацию имеющихся психологических особенностей человека, формовочный ориентированный на стимуляцию желаемых психических проявлений
  3. Беседа-метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, включает в себя вопросы-ответы
  4. Беседа может быть диагностическим (обнаруживает), коррекционной (формирует)
  5. Метод беседы может дать ценные результаты при таких условиях:
  6. 1) четкое определение исследователем цели беседы;
  7. 2) четкое планирование системы вопросов;
Читайте также:  Проявление посттравматического стрессового расстройства: синдром птср личности

3) система вопросов должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям обследуемых, быть динамичной, т.е. содержание следующего

вопрос должен зависеть от содержания ответа на предыдущий т.д.;

  • 4) беседа должна быть непринужденной, доброжелательной
  • Анкетирование — метод социально-психологического исследования с помощью анкет, содержание вопросов и способ ответов в которых заранее планируются
  • Надежность данных анкетного опроса проверяется двумя путями:
  • 1) повторным опросом по той же процедуре тех же лиц;
  • 2) контролем данных анкетного опроса другими методами:
  • — опросу третьих лиц;
  • — наблюдением;
  • — анализом доступных документов
  • Анкетный метод может использовать заочно, сравнительно экономичным методом сбора данных Он позволяет анализировать и обрабатывать данные с помощью статистики Этот метод применяют в массовых обследованиях
  • Интервью — метод, который применяется для сбора первичной информации в психологических, социологических и педагогических исследованиях
  1. Социометрия (от лат societas — общество metreo — измеряю) — разработанная Дж Морено
  2. Данный метод применяют с целью выведения или формулировки рабочей гипотезы на ранних стадиях исследования; сбора данных, дополнения, уточнения, расширения, контроль данных, полученных другими методами Интервью как метод три вида:
  3. 1) стандартизированное интервью, в котором формулировки и последовательность вопросов определяются заранее;
  4. 2) нестандартное интервью, в котором человек, его проводит, руководствуется лишь общим планом опроса, формулирует вопрос соответствии с конкретной ситуацией;
  5. 3) напивстандартне интервью, содержащего определенное количество возможных вопросов
  6. Тест (от англ test — испытание) Тесты — это небольшие по объему и времени выполнения задания, одинаковые для всех обследуемых
  7. Выбор видов интервью зависит от содержания исследования, уровня изучения проблемы, подготовки исследователя
  8. Тестирование-это один из вспомогательных методов психологии, использование которого может служить выявлению:

1) уровня развития определенных психических функций (наблюдательности, памяти, мышления, воображения, внимания и т.д.);

2) наличия или отсутствия определенных знаний, умений, навыков, психических качеств, воспитанности и т.п.);

  • 3) степени пригодности или готовности подрастающего индивида или взрослого человека к определенной профессии;
  • 4) психических заболеваний;
  • 5) интересов, мнений, способностей человека
  • Анализ продуктов деятельности — это один из вспомогательных методов психологии К нему относятся анализ рисунков, определенных изображений
  • Социально-психологическая адаптация детей к школе
  • Как понять, что адаптация ребенка к новой обстановке, сверстникам и школе вообще прошла успешно?

Первым признаком благополучия является физическое здоровье. Однако нужно понимать, что ребенок (особенно если он не ходил в детский сад) в большом детском коллективе столкнется с множеством вирусных инфекций. Поэтому частые простуды в первые месяцы посещения школы – дело обычное.

  1. Неудачной считается социально-психологическая адаптация первоклассников, если дольше двух-трех месяцев у детей длятся такие состояния:
  2. — малыш жалуется на то, что учительница его не любит, кричит на него и ругает;
  3. — перед тем как идти в школу, он жалуется на боли – головные или в животе, забывает половину своих вещей и делает все, чтобы избежать похода в школу;
  4. — не может запомнить уроки или быстро забывает то, что уже выучил, хотя раньше на память не жаловался;
  5. — не хочет и не любит рассказывать про школу и сверстников, домой приходит подавленным;
  6. — устраивает истерики.
  7. Программа социально-психологической адаптации детей с позиции системно-векторной психологии
  8. Как малыши, которые довольно долго привыкают к резким изменениям в своей жизни (но если уж привыкли – то надолго), эти дети могут тяжело переживать тот факт, что им придется расстаться с любимым детским садом, любимой воспитательницей и своими детсадовскими друзьями.

Что делать, чтобы ускорить адаптацию такого ребенка к школе? Заранее создать у него положительный образ о его новом месте учебы.

Рассказать ребенку о том, как устроено учебное заведение и школьные занятия. Как себя вести с учительницей.

Какие правила поведения установлены во время уроков: можно ли во время занятий болтать с приятелями, разговаривать по телефону, выходить из класса и так далее.

Дети с анальным вектором – самые послушные, и они не будут создавать проблем учителям. Однако разъяснить все правила им стоит заранее – чтобы было время для их запоминания и усвоения.

Ваша личная программа по адаптации детей с анальным вектором может включать и игры – «в школу», «в учителя и ученика» и так далее. Важно, чтобы в играх вы смогли воспроизвести обстановку, которая ждет вашего малыша в школе. Почувствовав себя в новой роли, он постепенно привыкнет к этому ощущению, а в школу уже пойдет как в знакомое место, без страхов и стеснения.

Билет 9

1 )Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются эмпирические методы, которые позволяют получить конкретные данные, касающиеся природы психических явлений, главные из которых- наблюдение и эксперимент.

Наблюдение— это научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления.

Разделяется на житейские наблюдения, которые ограничиваются регистрацией фактов, носящих случайный и неорганизованный характер и научный метод наблюдения- переход описания факта к объяснению его внутренней сущности.

Эксперимент— это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Лабораторный эксперимент протекает в специальных условиях с использованием специальной аппаратуры. Естественный эксперимент протекает в обычных условиях и применяется при изучении познавательных возможностей на разных возрастных этапах. Формирующий эксперимент (обучающий и воспитывающий), моделирует некоторые стороны деятельности человека.

2 )Эта методика поможет вам определить уровень и характер тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия.

Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.

Инструкция. Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-«, если не согласны.

Билет 10

1) Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

ВИДЫ (ТИПЫ) НАБЛЮДЕНИЯ (англ. kinds of observations). Как метод исследования, в психологии и гуманитарных науках (этнографии, социологии, педагогике и др.) используются 4 вида (неэкспериментального) экстероспективного наблюдения, которые выделяют и дифференцируют с т. зр. взаимоотношений наблюдаемых людей (или животных) и наблюдателя.

Внешнее наблюдение (наблюдение со стороны) — наблюдатель фиксирует активность изучаемой группы со стороны, не принимая участия в этой активности. Такое наблюдение м. б.: 1) явным (в этом случае оно часто называется «обычным») или 2) скрытым (напр., с помощью полупрозрачного зеркала).

Включенное наблюдение (участвующее наблюдение) — наблюдатель принимает участие в активности группы, становясь ее членом. При этом его роль исследователя-наблюдателя также м. б. 3) явной, известной или 4) скрытой, неизвестной членам наблюдаемой группы.

В данной классификации подразумевается, что исследователь минимально воздействует или вообще не воздействует на изучаемую реальность. Точнее говоря, он активно на нее не воздействует; возможное его влияние рассматривается как своего рода вынужденная погрешность.

Однако нередко исследователя не удовлетворяет пассивная позиция: тогда он сам создает ситуации, поведение людей (или животных) в которых представляет для него интерес. По возможности подобные искусственные ситуации маскируются под реальность.

Социологи называют этот метод экспериментальным наблюдением, тогда как психологи — естественным экспериментом. Даже в лаборатории можно достичь искусной маскировки «под реальность» (в школе К. Левина это искусство довели до совершенства).

Очевидно, что и в экспериментальном наблюдении можно выделить те же 4 вида, о которых шла речь выше.

Кроме того, В. н. можно дифференцировать по др. признакам: напр., по применению (или неприменению) записывающей, регистрирующей, измерительной аппаратуры; по длительности, периодичности и т. п. признакам.

Принципиальное значение в психологии имеет деление на внешнее (экстероспективное) и внутреннее (интроспективное) наблюдение. См. Интроспекция, Метод объективного наблюдения, Психология, Самонаблюдение. (Б. М.

)

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/7xc5c.html

Основные методы психологии

Подробности 01 сентября 2015 Просмотров: 7342

Психология – наука, которая изучает человека, его психические свойства и поведение в различных ситуациях. В психологии существует несколько основных методов исследования человека, которые помогают специалисту правильно оценить психологическое состояние и сделать соответствующие заключения:

Кроме этого, в изучении психологии человека используются и вспомогательные методы, включающие в себя:

  • Беседу с пациентом;
  • Тестирование;
  • Изучение биографии пациента;
  • Опрос.

Рассмотрим более подробно http://www.psychologies.ru/ основные методы психологии:

  • Наблюдение Наиболее распространенный и эффективный метод. Заключается в сборе и исследовании научных фактов, полученных путем наблюдения за поведением человека. Говоря простыми словами, специалист созерцает за человеком, не вмешиваясь при этом в ситуацию. Различают кратковременное наблюдение (по методу поперечного среза) и длительное (лонгитюдное) наблюдение. При этом психолог может быть в роли пассивного наблюдателя (по методу отстраненного наблюдения) либо активно принимать участие в жизни исследуемого человека (по методу включенного наблюдения) или группы лиц. Такой метод часто используют в дошкольных и учебных заведениях для изучения поведения детей в коллективе (общее наблюдение). Существует также и выборочное наблюдение, когда предметом изучения становятся только определенные члены коллектива. Метод наблюдения позволяет изучить психику человека в разных условиях и жизненных ситуациях (во время игры или работы).
  • Особенности наблюдения Этот метод используется в ситуациях, когда исследователь не вмешивается в процесс, наблюдая со стороны за интересующим объектом. Это позволяет получить более полную психологическую картину исследуемого человека. На практике обычно используется при условии, что интересующий объект не знает о присутствии наблюдателя, это позволяет изучить поведение человека в естественных условиях.
  • Эксперимент Является более эффективным методом психики человека, дает больше информации и расширенную картину поведения в определенных условиях. Заключается в том, что специалист создает определенные условия, которые позволяют лучше проявить себя предмету исследования.

Различают несколько разновидностей метода:

  • Лабораторный – исследование проводится в условиях психологических лабораторий, оснащенных специальной аппаратурой. Недостатком этого метода является то, что исследуемый знает о проведении эксперимента, что может вызывать напряжение в поведении и не характерные для него реакции на внешние раздражители;
  • Естественный – исследование проходит в естественных для исследуемого условиях, при этом он не должен знать о проведении эксперимента. Это позволяет увидеть поведение человека в привычной для него, спокойной обстановке. Естественный метод исследования является более эффективным и информативным по сравнению с лабораторным. Довольно часто психологи практикуют выступления перед группой людей, одновременно наблюдая за их реакцией.
Читайте также:  Причина навязчивых мыслей в голове, способы избавление от них у взрослых и детей

Основные методы психологии успешно применяются специалистами в нашей стране и за рубежом и позволяют оценить психическое здоровье человека в различных условиях и ситуациях.

Источник: https://psixologiya.org/psixodiagnostika/metody/2293-osnovnye-metody-psixologii.html

Методы исследования в психологии

Тема: «Методы исследования в психологии»

Цель:

  1. Познакомить студентов с методами исследования в психологической науке.

  2. Способствовать развитию интереса к психологии как практической научной дисциплине.

  3. Побуждать учащихся к активной исследовательской деятельности в процессе обучения.

  • Вид занятия: урок.
  • Тип урока: изучение нового материала.
  • Методы и приемы:
  • Тема: «Методы исследования в психологии»
  • План:
  1. Понятие «метода», «методики» и «методологии».

  2. Классификация методов (по Б.Г. Ананьеву).

  3. Эксперимент.

  4. Наблюдение.

  5. Беседа.

  6. Тестирование.

  7. Метод анализа продуктов деятельности.

  8. Метод опроса (анкетирование, интервьюирование).

  9. Методы консультационной, развивающей и психокоррекционной работы.

  1. Понятие «метода», «методики» и «методологии».

Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений.

Метод – это путь познания; это способ посредством которого познается предмет науки (С.Л.Рубинштейн).

  1. Методика – это конкретные приемы целесообразного проведения какой-либо работы.
  2. Методика – конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.
  3. Методология – наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания.
  4. Принципы:
  1. Принцип детерминизма – психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий. Это принцип, согласно которому, все в природе порождается действием материальных причин и законов.

  2. Принцип единства сознания и деятельности – сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве. Сознание образует внутренний план деятельности человека.

  3. Принцип развития – психика может быть понята, если она рассматривается в непрерывном развитии, как процесс и результат деятельности.

  4. Принцип системности – принцип, требующий рассмотрения психики, как сложного единства, не сводимого к простой сумме его элементов.

  1. Классификация методов (по Б.Г. Ананьеву).

В отечественной психологии выделяют 4 группы методов.

I группа: Организационные методы:

  • Сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности, полу, интеллекту и т.д.);
  • Лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);
  • Комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук).

II группа: Эмпирические методы:

  • Наблюдение и самонаблюдение.
  • Экспериментальные методы;
  • Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа);
  • Анализ продуктов деятельности;
  • Биографические методы.

III группа: Методы обработки данных:

  • Количественный (статистический) метод;
  • Качественный (дифференциация материала по группам, анализ).

IV группа: Интерпретационные методы:

  • Генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.);
  • Структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности).
  • Эксперимент – это метод, который заключается в том, чтобы путем активного вмешательства создать исследовательскую ситуацию и сделать доступным и возможным изучение психических процессов через их проявление и регистрацию соответствующих изменений в поведении человека.
  • Эксперимент – основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную.
  • Виды эксперимента:
  • Лабораторный — эксперимент, проводимый в специально оборудованных помещениях, что обеспечивает возможность управления условиями экспериментирования и получения точных данных (специальное оснащение – аппаратура, подключенная к компьютеру, бумага, карандаш, темнота и лампочка).
  • Естественный (А.Ф. Лазурский) – эксперимент, проводимый в реальных для испытуемых условиях деятельности и в рамках которого создается изучаемое явление.

И лабораторный и естественный эксперименты могут быть констатирующими и формирующими.

  • Констатирующий эксперимент выявляет факты, закономерности, сложившиеся в ходе развития человека.
  • Формирующий эксперимент выявляет закономерности, условия, психические механизмы развития определенных качеств, способностей, свойств путем активного их формирования.

Достоинства эксперимента:

  1. Исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых.

  2. Исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов.

  3. Обязателен строгий учет условий протекания эксперимента (какие были даны раздражители, каковы обратные реакции)

  4. Работа с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов.

4. Наблюдение.

  1. Наблюдение – метод психологии, заключающийся в фиксации проявлений поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях.
  2. Наблюдение – научный метод исследования, неограниченный простой регистраций фактов, а научно объясняющий причины того или иного психического явления.
  3. Житейские наблюдения ограничиваются регистрацией фактов, носят случайный неорганизованный характер.
  4. Научное наблюдение – переход от описания факта к объяснению его внутренней сущности.
  5. Особенности научного наблюдения:
  • Преднамеренность;
  • Целенаправленность;
  • Избирательность;
  • Планомерность;
  • Систематичность.

Ошибки наблюдения

  1. Гала-эффект (эффект ореола) – основывается на общении одиночных впечатлений наблюдателя (нравится — не нравится). Это ведет к некорректному обобщению, оценке в «черно-белых» тонах, преувеличению или преуменьшению.

  2. Ошибки усреднения (либо наблюдатель чувствует себя неуверенно)

  3. Логические ошибки – ошибки, построенные на тесной связи между поведением человека и его личностными качествами.

  4. Ошибки контраста – вызвана склонностью наблюдателя подчеркивать противоположные себе черты у наблюдаемых индивидов.

  5. Ошибки, связанные с предубеждениями, этническими и профессиональными стереотипами, ошибки некомпетентности наблюдателя.

Виды наблюдения

Непосредственное

  • (наблюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте и взаимодействии)
  • Опосредованное
  • (исследователь знакомится с наблюдаемым косвенно, посредством специально-организованных документов (анкет, биографий, аудио- или видеозаписей)
  • По условиям осуществления наблюдения
  • Полевое
  • (наблюдение, проходящее в условиях повседневной жизни, учебы или работы)
  • Лабораторное
  • (когда субъект или группа наблюдаются в специально созданных условиях)
  • По характеру взаимодействия с объектом
  • Включенное
  • (исследователь становится частью наблюдаемой ситуации)
  • Невключенное

(наблюдение со стороны, т.е. без взаимодействия и установления каких-либо контактов)

  1. Открытое
  2. (исследователь открывает наблюдаемым свою роль. Недостаток — снижение естественности поведения наблюдаемых
  3. Скрытое
  4. (о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщается)
  5. По целям
  6. Целенаправленное
  7. (систематическое, приближающееся по своим условиям к эксперименту, но отличающееся те, что наблюдаемый субъект не ограничивается в свободе своих проявлений)
  8. Случайное
  9. (поисковое, не подчиняющееся ни каким правилам и не имеющие четко поставленной цели)
  10. По упорядоченности во времени
  11. Сплошное
  12. (ход событий фиксируется постоянно)
  13. Выборочное
  14. (исследователь фиксирует наблюдаемые процессы только в определенные промежутки времени)
  15. По упорядоченности в проведении
  16. Структурированное
  17. (происходящие события фиксируются в соответствии с заранее разработанной схемой наблюдения)
  18. Произвольное
  19. (исследователь свободно описывает происходящие события так, как он считает целесообразно)
  20. По характеру фиксации
  21. Констатирующее
  22. (наблюдатель фиксирует факты так как они есть, наблюдая их непосредственно, либо получая от свидетелей события)
  23. Оценивающее
  24. (наблюдатель не только фиксирует, но и оценивает факты относительно степени их выраженности по заданному критерию – эмоциональные состояния)

5. Беседа.

Беседа – метод психологии, позволяющий глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов, действий и поступков путем анализа данных, полученных в ответах на поставленные вопросы.

Особенности беседы как метода исследования:

  • Свободное построение плана;
  • Взаимный обмен мнениями, оценками, предложениями и предположениями.
  • Тестирование – метод, позволяющий выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также соответствия определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.
  • Тест – это стандартизированное задание или особым образом, связанные между собой задания.
  • Виды тестов:
  • Тесты способностей (интеллекта) – позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов (диагностика познавательной сферы, мышления, интеллекта)
  • Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений, навыков, меры успешности выполнения, меры готовности к выполнению некоторой деятельности (экзаменационное испытание)
  • Личностные тесты – предназначены для выявления индивидуально-психологических особенностей личности.
  • Проективные тесты – позволяют выявить установки, неосознаваемые потребности и побуждения, тревоги и состояния страха.
  • Правила проведения тестирования:
  • Информирование испытуемого о целях проведения тестирования;
  • Ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята правильно;
  • Обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируемым, уход от подсказок;
  • Соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание;
  • Предупреждение распространения полученной в результате тестирования полученной в результате тестирования психодиагностической информации; обеспечение ее конфиденциальности;
  • Ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!»;
  • Накопление исследователем сведений, получаемых другими исследовательскими методами и методиками, их соотнесение друг с другом и определение согласованности между ними; обогащение своего опыта работы с тестом и знаний об особенностях его применения.
    1. Метод анализа продуктов деятельности.

Метод анализа продуктов деятельности – анализируются написанные тексты, рисунки и другие изделия.; позволяет судить о достигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения поставленных задач.

Интервью (устный опрос) – это разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов.

Анкетирование (письменный опрос) – разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов.

Живой контакт с испытуемым;

  1. Индивидуализация вопросов, их варьирование;
  2. Дополнительные уточнения;
  3. Оперативная диагностика достоверности и полноты ответов.
  • Большое количество испытуемых;
  • Выявление массовых явлений.

Отрицательное

  • Возможность внушения позиции исследователя;
  • Маленький круг лиц
  • Стандартный характер;
  • Отсутствие живого контакта.
  • 9. Методы консультационной, развивающей и психокоррекционной работы
  • Консультационные методы – это различные формы бесед, способы ведения разговора психолога с консультируемым на темы, затрагивающие профессиональные, личностные проблемы самого консультируемого, так и особенностей его взаимодействия с другими людьми.
  • Развивающие психологические методы – приемы работы, направленные на формирование способностей, возможностей, интересов в соответствии с представлениями о некоторой «правильной» модели развития.
  • Психолог ориентируется в работе с детьми на максимально полное использование возможностей каждого возраста, развитие всех имеющихся в нем потенций.
  • Психокоррекционные методы – это средства и способы работы психолога, направленные на исправление недостатков в развитии тех или иных психологических характеристик человека.

Психотерапия (от греч. Psyche –душа и therpea – лечение) включает развивающие и психокоррекционные методы, направленные на изменение личностных особенностей человека, характеристик его общения; метод лечения больных людей через воздействие на его самосознание, представления, эмоции, суждения, взгляды и т.п.

В настоящее время психотерапия – это широкий круг психологических методов воздействия, приводящих к определенным изменениям в личностном развитии человека, его психологических особенностях, применяемых как к больным, так и к здоровым людям.

Методы психотерапии:

    1. Беседа как способ оказания психологической помощи направлена на осознание человеком имеющихся у него проблем, конфликтов, осознания их психологических причин и нахождения способа их решения.

    2. Метод конкретных ситуаций – обучение человека способам выхода из сложных для него ситуаций, а также решению нестандартных, нетипичных задач, умению принимать решения в напряженных условиях.

    3. Мозговой штурм – метод группового решения творческих проблем, осуществляемый по особым правилам, позволяющий снять барьеры, ме

Источник: https://infourok.ru/metodi-issledovaniya-v-psihologii-2239655.html

Ссылка на основную публикацию