О механизмах социализации: традиционные, что относят к социально-психологическим

Существует несколько механизмов социализации. Для начала давайте рассмотрим те, которые относятся к социально-психологическим:

  • идентификация – это отождествление индивида с некоторыми людьми или же группами, позволяющий усваивать разнообразные социально принятые и одобренные образцы и нормы поведения человека в обществе, которые свойственны окружающим.
    О механизмах социализации: традиционные, что относят к социально-психологическимПримером идентификации является полоролевая типизация – процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;
  • подражание – это сознательное или бессознательное воспроизведения индивидом модели поведения,  опыта других людей, в частности, манер, движений, поступков и тому подобное;
  • внушение – это воздействие на поведение и психику человека, предполагающий некритическое восприятие им особенностей и специфики воспринимаемой информации. Внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;
  • фасилитация – оказывает стимулирующее влияние в поведении одних людей на деятельность других, в результате чего совместная человеческая деятельность протекает свободнее и интенсивнее (в упрощенном описании понятие «фасилитация» можно понимать как «облегчение»);
  • конформность – это осознание наличия расхождений во мнениях определенного индивида с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, которое реализуется и проявляется в поведении.

В данном случае мнение классика психоанализа Зигмунда Фрейда на механизмы социализации личности частично совпадает, но и частично отличается. Давайте разберемся. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации, а точнее – имитацию, идентификацию, чувство стыда и чувство вины.

Он считал, что имитация – это осознания попытка ребенка копировать модель поведения, а идентификация – это способ осознания принадлежности к конкретной общности.

Это позитивные моменты социализации, так как они нацелены на усвоение определенного типа поведения.

В отличие от двух предыдущих механизмов социализации, чувство стыда и чувство вины, по мнению Фрейда, являются негативными , так как они подавляют и запрещают определенные образцы и формы поведения.

Великий американский социолог, один из создателей экономической социологии Нейл Смелзер, в свою очередь, акцентировал внимание больше внимание на другом, а именно:

  • стадия подражания и копирования, на протяжении которой дети неосознанно проявляют формы поведения родителей или других окружающих взрослых;
  • игровая стадия, на протяжении которой дети не только подражают и копируют, но и осознают свое поведение как исполнение определенной значимой роли;
  • стадия игровых игр, на протяжении которой дети учатся понимать и распознавать, чего же именно ждет от них тот или иной человек, или даже целая группа людей.

Напоследок давайте рассмотрим более универсальную классификацию: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный механизм.

Традиционный механизм. Усвоение индивидом норм поведения, взглядов и убеждений, которые свойственны его семье и его ближайшему окружению.

Институциональный механизм. Проявляется в процессе взаимодействия индивида с разнообразнейшими организациями и учреждениями.

Некоторые из этих институтов создавались специально для осуществления функции социализации личности, поэтому их классифицируют как специализированные. Это могут быть, например, институты системы образования.

Другие же институты выполняют функцию социализации лично параллельно со своими основными обязанностями, поэтому их классифицируют как неспециализированные. Это может быть, например, армия.

Стилизованный механизм. Проявляется в рамках субкультуры, где  субкультура представляет собой совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для конкретно взятой группы людей, что обусловливает соответствующий, разительно отличающийся от других, стиль жизни данной группы.

Межличностный механизм. Проявляется в социализирующем  влиянии на индивида значимых для него людей в процессе их совместного взаимодействия. Значимыми лицами могут выступать в данном случае родители, учители, друзья и т.д.

Рефлексивный механизм. Осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т.д.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этих них, их удельный вес в осуществлении процесса социализации различен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит традиционному механизму социализации, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный.

Источник: https://psychologyc.ru/mehanizmi-sotsializatsii/

Механизмы социализации

Процесс
социализации человека происходит во
взаимодействии с различными факторами
и агентами и осуществляется с помощью
ряда так называемых механизмов. Существуют
различные подходы к рассмотрению
механизмов социализации.

В.С.
Мухина рассматривает в качестве
механизмов социализации идентификацию
и обособление личности. Американский
ученый У. Бронфенбреннер прогрессивную
взаимную аккомодацию (приспособляемость)
между активным растущим человеческим
существом и изменяющимися условиями,
в которых оно живет. А.В.

Петровский —
закономерную смену фаз адаптации,
индивидуализации и интеграции в процессе
развития личности. Французский социальный
психолог Г. Тард считал основным
механизмом социализации подражание.
Н. Смелзер (США) считает важнейшими
четыре психологических механизма —
имитацию, идентификацию, чувство стыда
и чувство вины.

Первые два он определяет
как позитивные, а два других как
негативные.

Исходя
из вышеизложенного можно выделить
несколько универсальных психологических
и социально-педагогических механизма
социализации.

К
психологическим механизмам социализации
можно отнести следующие.

Экзистенциальный
нажим
(от
лат. ех(s)istentia
— существование)
— влияние условий бытия человека,
определяющее овладение им родным языком
(в раннем детстве) и неродными языками
на других возрастных этапах (в ситуации
изменения языковой среды), а также
неосознаваемое усвоение норм социального
поведения, непреложных в его социуме и
необходимых для выживания в нем.

Подражание
— произвольное
и непроизвольное следование каким-либо
примерам и образцам поведения, с которыми
человек сталкивается во взаимодействии
с окружающими его людьми (в первую
очередь со значимыми лицами), а также
предлагаемыми средствами массовой
коммуникации.

Импринтинг
(запечатление
— впечатывание) — фиксирование человеком
на рецепторном и подсознательном уровнях
особенностей воздействующих на него
жизненно важных объектов. Импринтинг
происходит преимущественно в младенческом
возрасте. Однако и на более поздних
возрастных этапах возможно запечатление
каких-либо образов, ощущений и т.п.

Так,
запечатленный в подростковом или
юношеском возрастах (а иногда и раньше)
образ «прекрасной дамы» может помешать
нормальным отношениям с женщинами и
отрицательно сказаться в супружестве,
ибо определяет завышенный уровень
требований к партнерше.

Идентификация
(отождествление)
— эмоционально-когнитивный процесс
усвоения человеком норм, установок,
ценностей, моделей поведения как своих
собственных во взаимодействии со
значимыми лицами и референтными группами.

Рефлексия
— внутренний
диалог, в котором человек рассматривает,
оценивает, принимает или отвергает те
или иные нормы, ценности, поведенческие
сценарии, свойственные семье, значимым
лицам, обществу сверстников, различным
социально-профессиональным и
этноконфессиональным слоям и т.д.
Рефлексия может представлять собой
внутренний диалог: между различными Я
человека, с
реальными или вымышленными лицами и
др.

Названные
психологические механизмы социализации
действуют в русле социально-педагогических
механизмов социализации, к которым
можно отнести следующие.

Традиционный
механизм социализации

представляет
собой усвоение человеком норм, эталонов
поведения, взглядов, стереотипов, которые
характерны для его семьи и ближайшего
окружения (соседского, приятельского).

Общественные нравы (традиции, обычаи,
привычки, стереотипы массового поведения
и др.

), распространенные в конкретных
регионах, поселениях, социальных слоях,
регулирующие поведение конкретных
людей, включают в себя и просоциальные,
и асоциальные, и антисоциальные
(нецензурная брань, пьянство, воровство
и т.д.) элементы.

Их
усвоение происходит, как правило, на
неосознанном уровне с помощью запечатлению,
некритического восприятия господствующих
стереотипов (т.е. действуют импринтинг,
экзистенциальный нажим, подражание,
идентификация).

Эффективность
традиционного механизма рельефно
проявляется тогда, когда человек знает,
«как надо», «что надо», но это его знание
противоречит традициям ближайшего
окружения.

Институциональный
механизм социализации
,
как следует
уже из самого названия, функционирует
в процессе взаимодействия человека с
институтами общества и различными
организациями, как специально созданными
для его социализации, так и реализующими
социализирующие функции попутно,
параллельно со своими основными функциями
(производственные, общественные, клубные
и другие структуры, а также СМИ). Накопление
соответствующих знаний и опыта, социально
одобряемого поведения, а также опыта
имитации социально одобряемого поведения
и конфликтного или бесконфликтного
избегания выполнения социальных норм
происходит в процессе взаимодействия
человека с различными институтами и
организациями.

В
русле институционального механизма
действуют все названные ранее
психологические механизмы социализации.

Стилизованный
механизм социализации

действует в рамках определенной
субкультуры.

Под субкультурой в общем
виде понимается комплекс
морально-психологических черт и
поведенческих проявлений, характерных
для людей
определенного
возраста или определенного профессионального
или культурного слоя, который в целом
создает определенный стиль жизни и
мышления той или иной возрастной,
профессиональной, социальной,
этноконфессиональной и другой группы.
Но субкультура влияет на социализацию
человека нестолько в той мере, сколько
и в какой мере являющиеся ее носителями
члены группы (сверстники, коллеги и пр.)
референтны для него.

То
есть в русле стилизованного механизма
действуют, в первую очередь подражание
и идентификация.

Межличностный
механизм
социализации
функционирует в процессе взаимодействия
человека со значимыми для него лицами.
Основу его составляет психологический
механизм идентификации. Значимыми
лицами могут быть родители, любой
уважаемый взрослый, друг-сверстник
своего или противоположного пола и др.

Естественно, что значимые лица могут
быть членами тех или иных организаций
и групп, с которыми человек взаимодействует,
а если это сверстники, то они могут быть
и носителями возрастной субкультуры.
Нередки случаи, когда общение со значимыми
лицами в группах и в организациях может
оказывать на человека влияние, не
идентичное тому, какое оказывает на
него сама группа или организация.

Поэтому
целесообразно выделять межличностный
механизм социализации как специфический.

Социализация
человека происходит с помощью всех
названных выше механизмов. Однако у
различных половозрастных и
социально-культурных групп, у конкретных
людей соотношение роли механизмов
социализации различно, и порой существенно,

Источник: https://studfile.net/preview/5625158/page:2/

Социальная психология личности: социальные установки, стереотипы, социализация личности

Социальная установка – состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом, основанная на прошлом социальном опыте и регулирующая социальное поведение индивида. (Олпорт). В заподной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд».

Социальная установка имеет 3 компонента:

  1. Когнитивный, предполагающий рассудочную деятельность;
  2. Аффективный (эмоциональная оценка объекта, проявление чувства симпатии или антипатии);
  3. Конативный (поведенческий) предполагает последовательное поведение по отношению к объекту.

Разными авторами выделяются четыре ключевые функции (имеющие определенное сходство с функциями аттитюда в теории Смита, Брунера и Уайта).

  1. Инструментальная (адаптивная, утилитарная) функция: выражает приспособительные тенденции поведения человека, способствует увеличению вознаграждения и уменьшению потери. Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Кроме того, социальная установка помогает человеку оценить, как другие люди относятся к социальному объекту. Поддержка определенных социальных установок дает возможность человеку заслужить одобрение и быть принятым другими людьми, поскольку их скорее привлекает тот, у кого установки сходны с их собственными. Так, аттитюд может способствовать идентификации человека с группой (позволяет взаимодействовать с людьми, принимая их установки) или приводит его к противопоставлению себя группе (в случае несогласия с социальными установками других членов группы).
  2. Эгозащитная функция: социальная установка способствует решению внутренних конфликтов личности, защищает людей от неприятной информации о самих себе или о значимых для них социальных объектах. Люди часто действуют и думают таким образом, чтобы оградить себя от неприятной информации. Так, например, чтобы повысить свою собственную значимость или значимость своей группы, человек часто прибегает к формированию негативного аттитюда по отношению к членам аутгруппы.
  3. Функция выражения ценностей (функция самореализации): аттитюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него, и организовать свое поведение соответствующим образом. Осуществляя определенные действия в соответствии со своими аттитюдами, индивид реализует себя в отношении к социальным объектам. Эта функция помогает человеку самоопределиться, понять, что он собой представляет.
  4. Функция организации знаний: основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. С помощью аттитюда существует возможность, оценки поступающей из внешнего мира информации и соотнесения ее с существующими у человека мотивами, целями, ценностями и интересами. Установка упрощает задачу изучения новой информации. Посредством выполнения этой функции аттитюд включается в процесс социального познания.
Читайте также:  Развитие и тренировка логического мышления: примеры использования и его виды

Виды социальных установок:

  1. Социальная установка на объект – готовность индивида вести себя конкретным образом. 2. Ситуативная установка – готовность вести себя определенным образом по отношению к одному и тому же объекту по-разному в разных ситуациях. 3. Перцептивная установка – готовность видеть то, что человек хочет видеть.4. Парциальные или частные установки и общие или генерализованные установки. Установка на объект – всегда частная установка, перцептивная установка становится общей тогда, когда большое количество объектов становится объектами социальных установок. Процесс от частной к общей идет по мере увеличения. Виды установок по их модальности: 1. позитивная или положительная,
  2. негативная или отрицательная,
  3. нейтральная,
  4. амбивалентные социальные установки (готов вести себя как положительно, так и отрицательно) – супружеские отношения, управленческие отношения.

Стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание.

Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло по предложению Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

Динамика стереотипов: Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка.

Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее.

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни.

В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.

Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития.

Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом.

В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах.

В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов.

Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д.

Механизмы социализации: Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты + факторы =механизмы социализации. Подразделяются на:

  1. Социально-психологические механизмы
  2. Социально-педагогические механизмы

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие: Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой».

Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры.

Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референты (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др.

Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

Читайте также:  Почему мужчины смотрят в глаза не отрывая их от женщины в разговоре с ней

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/943-2010-10-01-09-30-17.html

Социальная психология: конспект лекций

Социализация – процесс и результат социального развития человека.

Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни (Г. М. Андреева).

  • Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму.
  • Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми.
  • Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера.
  • Целенаправленные, социально контролируемые процессы воздействия на личность реализуются прежде всего в воспитании и обучении.
  • Спонтанное влияние осуществляется через средства массовой коммуникации, ситуации реальной жизни и др.
  • Двусторонность процесса социализации проявляется в единстве ее внутреннего и внешнего содержания.
  • Внешний процесс – совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений.
  • Внутренний процесс – процесс формирования целостной личности.
  • Каждый исторический период определяет особенности социализации в зависимости от ее факторов на данном этапе реализации.
  • Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека.
  • К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится ее длительность по сравнению с предшествующими периодами.
  • Детство как первичный период социализации по сравнению с предшествующими эпохами значительно увеличилось.
  • Современная социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества.
  • Для того, чтобы стать полноправным членом общества, человеку требуется все больше времени.
  • Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь.
  • Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии.
  • Образование является необходимым условием социализации почти во всех странах мира.
  • Успехи современного образования определяются не только тем, чему человек научился, но также и способностью добывать новые знания и использовать их в новых условиях.
  • Творчество также становится необходимым условием социализации человека.
  • Особенности современной социализации человека определяются и теми новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые должны быть сформированы для оптимального функционирования в качестве полноправного члена общества.
  • Эти черты сами по себе не сильно отличаются от черт личности, необходимых ранее, однако их сочетание предполагает большую выраженность амбивалентности.
  • Амбивалентность – это такое сочетание разнонаправленных черт, которое обеспечивает взаимную компенсацию их социальных проявлений в поведении человека.
  • В процессе социализации личность выступает как субъект и объект общественных отношений.

А. В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

  1. На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на который направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему.
  2. Происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности.
  3. Человек обучается быть личностью.
  4. Это не так просто.
  5. Примером тому являются феральные люди.

Феральные люди – это те, кто по каким-то причинам не прошел процесса социализации, т. е. не усваивали, не воспроизводили в своем развитии социального опыта.

Это те индивидуумы, которые выросли в изоляции от людей и воспитывались в сообществе животных (К. Линней).

На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность – субъект общественных отношений.

  • Человек, уже усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем, собственно, и проявляется его личность.
  • Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на второй – воспроизводство в индивидуальных и неповторимых формах.
  • Индивидуализация во многом определяется противоречием, которое существует между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей.
  • Стадия индивидуализации способствует проявлению различий между людьми.
  • Интеграция предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъекта объектных отношений личности с социумом.
  • Человек находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм.
  • Данный процесс весьма сложен, поскольку современное общество характеризуется многими противоречивыми тенденциями в своем развитии.
  • Однако существуют оптимальные способы жизнедеятельности, которые в наибольшей степени способствуют адаптации конкретного человека.

На этой стадии складываются социально-типические свойства личности, т. е. такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности данного человека к определенной социальной группе.

  1. Таким образом, в процессе социализации осуществляется динамика пассивной и активной позиции индивида.
  2. Пассивная позиция – когда он усваивает нормы и служит объектом социальных отношений; активная позиция – когда он воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений; активно-пассивная позиция – когда он способен интегрировать субъект-объектные отношения.
  3. Социализация человека происходит посредством механизмов социализации – способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта.
  4. Одним из первых был выделен механизм единства подражания, имитации, идентификации.
  5. Сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей.
  6. Выделяют механизм полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации.
  7. Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.
  8. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля (С. Парсонс).

Он работает на основе изученного З. Фрейдом принципа удовольствия страдания – чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей.

  • Люди по-разному воспринимают друг друга и по-разному стремятся влиять на других.
  • Это эффекты действия механизма социальной оценки: социальная фасилитация (или фацилитация) и социальной ингибиция.
  • Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение других.
  • Социальная ингибиция (психологический эффект обратного действия) проявляется в негативном, тормозящем влиянии одного человека на другого.
  • Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность.

Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм» т. е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, авторитетам идеологии.

Посредством группового давления и распространения стереотипов массового сознания формируется тип обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности.

Мера развития конформности может быть разной.

Есть внешняя конформность, которая проявляется лишь во внешнем согласии, но при этом индивид остается при своем мнении. При внутренней индивид действительно меняет свою точку зрения и преобразует внутренние установки в зависимости от мнения окружающих.

  1. Негативизм – это конформизм наоборот, стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения.
  2. Определены и другие явления, рассматриваемые как механизмы социализации: внушение, групповые экспектации, ролевое научение и др.
  3. Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах.
  4. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников – все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей.
  5. Психология bookap
  6. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.
  7. Наиболее влиятельные институты социализации – семья, школа, производственная группа.

Источник: https://bookap.info/sociopsy/melnikova_sotsialnaya_psihologiya_konspekt_lektsiy/gl5.shtm

Кейс № 27 (2). Социализация личности. Механизмы социализации. Школа как институт социализации

Теория. Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида.

В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях.

Этапы социализации личности.Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.

  • Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.
  • Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.
  • Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.
  • Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса.
  • Основные этапы социализации личности:
  • Первичная социализация — процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;
  • Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.
  • Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.

Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %.

При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации.

До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.

Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.

Читайте также:  Как заставить девушку полюбить тебя: методы привлечения, психология влюбленности

В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь.

Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям.

Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества.

Формы и механизмы социализации личности. Личность не может сразу, с момента рождения, усвоить весь социальный опыт.

Социализация детей отличается от социализации взрослых и тем более — пожилых людей. При этом она носит индивидуальный характер и связана с определенными циклами в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности.

Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний, реализующихся через определенные механизмы (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный), а с другой — отношением индивида ко всему этому.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры.

Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.

Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.д.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех названных механизмов, но для обеспечения нужных результатов социализации созданы эффективные приемы воздействия на массовое сознание, как прогрессивные — воспитание, убеждение, психотерапия и психокоррекция, так и регрессивные — манипулирование или, иначе говоря, «модификация» поведения людей. К последним относятся массовое внушение, гипноз, дезинформация, обман, умолчание, распространение слухов и мифов, «промывание мозгов», «оболванивание», осуществляемые в целях обеспечения лояльности, формирования типичной личности, удобной правящему меньшинству.

При этом следует иметь в виду, что социализация — не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социализации.

Школа как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами.

В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, научается преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. Именно в школьный период социализации у ребенка формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь.

Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. Так, П.

Бурдье показал, что для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному классу, непрестижной профессии, бедность и т.д. В школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

Социализация в процессе воспитания в семье и школе имеет двойственный характер: с одной стороны, регулируемый и целенаправленный, а с другой — неуправляемый, стихийный.

Было бы большим упрощением считать, что в официальных социальных институтах (например, в школе) социализация всегда имеет целенаправленный характер. Возможность одновременного осуществления социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса можно пояснить на следующем примере.

На уроке в школе ученик приобретает важные знания, многие из которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания.

Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что учитель или воспитатель может посчитать сопутствующим, случайным.

Происходит не только закрепление определенных правил и норм, но и присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. Этот опыт может быть и позитивным, т.е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным.

ОТВЕТ НА КЕЙС 1. Определите роль сверстников, взрослых и социальных сетей в процессе социализации детей подросткового возраста.

Ответ:

Люди не обладают от рождения всеми необходимыми навыками для жизни в обществе, они приобретают их на протяжении жизненного пути.

Эти знания и навыки индивид получает в процессе общения с другими, что делает коммуникацию важным механизмом трансляции культуры. Этот процесс получил название социализации.

Важную роль в процессе социализации, особенно у подростков играют сверстники.

Общение со сверстниками оказывается важным “каналом информации; по нему подростки и юноши узнают, которых им по тем или иным причинам не сообщают взрослые”. В ходе этого общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности.

По мнению Кона, “включение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. Общение со сверстниками это еще и “специфический вид эмоционального контакта.

” Оно обеспечивает подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости, а также облегчает “автономизацию от взрослых”.

В общении с родителями подростки выражают свою независимость и самостоятельность, уже стараются не принимать мнение и советы взрослых. Какую бы сторону развития подростка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие подростка.

Во-2-х, семья влияет на формирование психологического пола подростка. В 3-х, семья играет ведущую роль в умственном развитии подростка, а также влияет на отношении подростков к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии подростка.

В-4-х, семья имеет важное значение в овладении подростка социальными нормами.

В-5-х, семья играет большую роль в процессе социального развития подростка в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях подростка, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни.

Современные подростки и социальные сети стали почти неразделимыми. Социальные сети дают возможность завести себе друзей, хобби, узнать много новой информации и избавиться от чувства одиночества, которое часто испытывают многие подростки. Там ребенок может найти единомышленников, поделиться душевными переживаниями, спросить совета у старших товарищей.

Часто тандем «подростки и социальные сети» является губительным для детской психики. Общаясь в социальных сетях, подросток присоединяется к различным группам, субкультурам, знакомится с сомнительными людьми. Социальные сети помогают подросткам самоутвердиться, надевая разные «маски».

Но социальные сети вызывают зависимость, поэтому родителям нужно ограничить влияние социальных сетей на своих детей.

2. Предложите формы организации учебной деятельности наиболее эффективные, на Ваш взгляд, для развития коммуникативной компетентности подростков. Аргументируйте свой ответ.

Ответ: Формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации подростков, содействует установлению межпредметных связей. Это способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и многому другому.

Для достижения целей формирования коммуникативной компетенции у подростков незаменимым ресурсом становится учебный диалог, понимаемый и как способ работы над содержанием урока, и как форма организации обучения.

Сензитивным периодом для формирования коммуникативной компетентции, по мнению большинства исследователей, выступает подростковый возраст, когда общение подростков превращается в особый вид деятельности, который обеспечивает усвоение жизненных целей и ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения, повышает их уровень коммуникативной компетентности. Для учебного диалога характерны следующие особенности: наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы; наличие двух и более собеседников, связанных взаимопониманием; возможность свободного изложения материала; наличие обратной связи. Наиболее часто нарушения в межличностных отношениях вызваны отсутствием у них коммуникативных навыков.

Для развития коммуникативной компетентности подростков в учебной деятельности можно применить работу в группах.

Такая форма обеспечивает взаимодействие членов группы, они общаются и взаимообучаются, т. к каждый ученик вносит свою лепту в общую работу.

Так же на уроке стоит применять при ответах на задание рассказ, по содержанию которого ученику будут одноклассниками и учителем задаваться вопросы.

3. Какие методы психологического исследования целесообразно использовать учителю для изучения особенностей коммуникативной компетентности у подростков?

Ответ: учителю можно использовать Дискуссионные методы социально-психологического тренинга: игровые методы (операционные, ролевые), сенситивный метод (метод тренировки межличностной чувствительности).

Большой интерес для развития коммуникативной компетентности подростков представляют ролевые игры.

В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, подобными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки.

Благодаря таким играм учитель может увидеть на каком уровне у подростков развита коммуникативная компетентность.

Технология социально-педагогической деятельности с подростками по формированию коммуникативных навыков предполагает выделение в деятельности трех составляющих: – диагностику индивидуальных особенностей учащихся; – обучение учащихся технологии общения; – работу с другими субъектами деятельности по оказанию социально-педагогической помощи учащимся в процессе их самоопределения. Для исследования следующие методики: 1) методика «тест коммуникативных умений Л. Михельсона»; 2) методика «Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов), предназначена для исследования эмпатии, т.е. умения поставить себя на место другого.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s30793t7.html

Ссылка на основную публикацию