Методы когнитивно-поведенческой (бихевиоральной) терапии: что это такое, техники

Методы когнитивно-поведенческой (бихевиоральной) терапии: что это такое, техники

  • 18 Октября, 2018
  • Психологические термины
  • Лилия Чуяс

У каждого из нас есть психологические проблемы, которые мешают нам в жизни. Самый эффективный способ избавиться от них — когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Как работает методика, в чем ее особенность и когда нужно ее использовать? В статье будет рассказано о том, как можно избавиться от внутренних личностных проблем.

Когнитивно-поведенческая психология: принципы

КПТ — это направление в психологии, которое зародилось еще в XX веке. На сегодняшний день методы и приемы данного вида терапии постоянно совершенствуются.

Человек допускает ошибки в своей жизни, и это нормально. Однако «поражения» могут повлиять на мысли и поведение в дальнейшем. Вместе с ситуацией рождаются мысли, которые предопределяют развитие определенных чувств. Именно чувства руководят человеком в той или иной степени, после чего появляется новая ситуация, и так по кругу.

Например, если человек внушает себе, что он бессилен, несостоятелен, то в любой сложной ситуации он нервничает, отчаивается. Как результат, он не принимает решение и не реализовывает свои желания. Из-за подобных ситуаций возникают неврозы и происходит внутриличностный конфликт.

Методы когнитивно-поведенческой (бихевиоральной) терапии: что это такое, техники

Когнитивно-поведенческая терапия помогает определить источник сложных ситуаций, угнетенности человека. Но самое главное — помогает успешно бороться с этими проблемами.

Цели КПТ в психологии:

  • избавить человека от симптомов нервно-психического расстройства;
  • снизить к минимуму вероятность повторного возникновения невроза;
  • повысить результативность назначенных врачом медикаментозных препаратов;
  • устранить стереотипы поведения и установок;
  • разрешить проблему межличностного взаимодействия.

Суть когнитивного подхода в том, что все психологические проблемы человека напрямую связаны с его мышлением и убеждением. Внутриличностный конфликт — самый распространенный случай всех текущих проблем человека. В этом случае самостоятельно ликвидировать проблему практически невозможно. Нужна помощь специалиста.

Когда применяют?

Когнитивно-поведенческая терапия особенно эффективна, когда человек страдает нервным расстройством или психологической проблемой. Людям с шизофренией противопоказана данная терапия.

Например, к КПТ прибегают в случаях анорексии (или ожирения), проблем с наркотической или алкогольной зависимостью. Также терапия эффективна при неумении сдерживать свои эмоции, депрессии, повышенной тревожности и страхах.

Когда нельзя использовать КПТ?

Не рекомендуется применять когнитивно-поведенческую терапию, если у человека психические отклонения. Такую проблему необходимо лечить медикаментозно и под наблюдением специалистов.

Методы когнитивно-поведенческой (бихевиоральной) терапии: что это такое, техники

Однозначно психологи и психотерапевты не могут сказать, в каком возрасте можно начинать применять когнитивно-поведенческую терапию. Все зависит от конкретной ситуации и методов, которые подбирает врач. Нередко сеансы проводятся в детском и подростковом возрасте.

Какие преимущества методики

Главное достоинство КПТ – видимый результат, который отражается на всех сферах жизни человека. Специалист предварительно выясняет, какие негативные установки и мысли влияли на поведение человека. Важно научиться в процессе сеансов критически анализировать проблему. А уже после сменять отрицательные установки на положительные.

Когнитивно-поведенческий подход требует от пациента полного доверия и готовности изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Виды

Каждый метод направлен на решение конкретной ситуации и проблемы человека. Задача специалиста – дойти до сути проблемы и научить техникам позитивного мышления. Когнитивно-поведенческие методы:

  1. Когнитивная терапия применяется в том случае, если человек воспринимает свою жизнь как череду неудач. Специалист должен помочь пациенту принять себя со всеми достоинствами и недостатками, а также выработать положительное восприятие себя и своей жизни.
  2. Реципрокная ингибиция. Если у пациента есть негативные эмоции и чувства, то в ходе терапии они заменяются на положительные. Гнев замещается релаксом.
  3. Рационально-эмоциональная психотерапия. Специалист помогает пациенту осознать, что мысли материальны. Они должны соответствовать реальной жизни. А то, что человек винит себя за неосуществленные мечты, приводит к неврозу и депрессии.
  4. Самоконтроль. Эта методика применяется, если нужно снизить вспышки агрессии человека.
  5. «Стоп-кран», или контроль повышенной тревожности. В процессе методики человек сам говорит «Хватит!» себе и своим негативным мыслям.
  6. Релаксация. Методика используется в комплексе с другими, чтобы создать доверительную атмосферу при работе.
  7. Самоинструкция. Суть методики заключается в том, чтобы человек сам ставил себе задачи и находил пути их решения.
  8. Самонаблюдение – методика, которая подразумевает работу с самим собой. Вести личный дневник – эффективный способ отследить источник проблем.
  9. Анализ последствий. В процессе сеанса человек меняет негативные мысли на более позитивные. Конечно, ожидая скорейших изменений в лучшую сторону.
  10. Поиск достоинств и недостатков. Вместе со специалистом пациент анализирует ситуацию и те эмоции, которые он испытывает в ней.
  11. Парадоксальная интенция. Эту методику разработал австрийский психиатр Виктор Франкл. Человеку предлагается еще раз прожить проблемную ситуацию и поступить наоборот. Например, если у пациента бессонница, то врач советует и не пытаться уснуть, а бодрствовать.

Постепенно человек прекращает думать в негативном ключе о сне, и проблема отступает.

Когнитивно-поведенческие техники

Иррациональное мышление и эмоции вынуждают человека воспринимать реальность немного в искаженном виде, в негативном луче. В результате человек теряет контроль над собой и раз за разом совершает нелогичные поступки, о которых позже жалеет.

Когнитивно-поведенческая терапия, упражнения в частности, помогут человеку осознать неконструктивность своего поведения.

Специалисты условно подразделяют все когнитивные техники на четыре группы, которые мы детально опишем ниже.

Первая группа: отследить и осознать

  1. Запись собственных мыслей. Человек должен фиксировать свои мысли в течение дня на листке бумаги перед выполнением какого-либо действия. Важно записывать мысли в их очередности. Именно это поможет наглядно увидеть значимость мотивов человека во время принятия решения.
  2. Вести личный дневник.

    Специалисты предлагают пациенту записывать в краткой, лаконичной форме мысли в дневник в течение нескольких дней. Этот шаг поможет выявить то, о чем человек больше всего думает, что именно его тревожит.

  3. Отдалиться от нерациональных мыслей. Суть состоит в том, чтобы человек объективно относился к собственным мыслям. Для этого необходимо ему стать «наблюдателем».

    Посмотреть на ситуацию со стороны. Об этом говорит когнитивно-поведенческая терапия.

    Упражнения самостоятельно нужно выполнять и следовать трем шагам:

  • осознать и принять факт, что неконструктивная мысль, которая одолевает сейчас, была сформирована раньше, при других обстоятельствах; эта мысль навязана кем-то или чем-то, но не является личным мнением человека;
  • осознать и принять то, что если мыслить стереотипами, то нормально адаптироваться к условиям жизни и развиваться будет невозможно;
  • ставить под сомнение возникающую мысль, идею, поскольку стереотипное мышление не соответствует сложившимся условиям реальной жизни.

Методы когнитивно-поведенческой (бихевиоральной) терапии: что это такое, техники

Вторая группа: оспорить «разрушающие изнутри» мысли

Когнитивно-поведенческая терапия второй группы ставит перед собой задачу оспорить существующие нерациональные мысли. Специалист предлагает пациенту взять на вооружение такие техники:

  1. Привести аргументы за и против относительно стереотипной мысли. Человек должен написать неадаптивную мысль на листке бумаги, после разделить бумагу на две колонки. Соответственно, определить аргументы за и против. Проанализировать свою мысль и сделать записи в обе колонки. Затем пациент должен каждый день перечитывать свои записи. Если регулярно делать это упражнение, то в сознании человека закрепятся аргументы за. А вот «неправильные» ликвидируются из головы.
  2. Взвесить «+» и «-». Суть этого упражнения не в том, чтобы проанализировать свои неконструктивные мысли, а в том, чтобы рассмотреть возможные варианты решения. Например, женщина делает выбор между тем, сохранить ли ей собственную безопасность, не вступая в контакт с противоположным полом, или допустить вероятный риск, чтобы создать крепкую счастливую семью.
  3. Эксперимент. Техника предусматривает выполнение на личном опыте определенной эмоции. Например, если человек не знает, как социум отреагирует на его вспышку гнева, то специалист предлагает сиюминутно сделать это, проявить гнев на терапевта.
  4. Возврат в прошлое. Смысл упражнения состоит в том, чтобы откровенно поговорить с вымышленным беспристрастным свидетелем произошедших событий. Чаще всего такие события оставляют «видимый» след в психике человека. Это упражнение поможет понять мотивы другого человека.
  5. Применение авторитетных источников информации. Специалист заранее подбирает информацию из научной литературы, фактов, статистических данных и личного опыта. Например, если человек боится летать на самолете, то специалист рассказывает об объективных сводках. Так, катастрофы случаются гораздо чаще на дорогах, чем в небе.
  6. Метод Сократа. Если пациент убежден в том, что он умрет от укуса паука, но при этом говорит, что раньше был укус этим насекомым, то специалист указывает на противоречие в его словах.
  7. Смена ролей. Обмен ролями между специалистом и пациентом. Человек должен убедить терапевта том, что его мысли нерациональные.

Методы когнитивно-поведенческой (бихевиоральной) терапии: что это такое, техники

Постепенно сам пациент убеждается в том, что его суждения дезадаптивного характера.

Третья группа: активизация воображения

Методы когнитивно-поведенческой (бихевиоральной) терапии: что это такое, техники

Эта группа методик направлена на то, чтобы активизировать сферу воображения. У людей с повышенной тревожностью преобладают навязчивые, надуманные мысли и идеи, которые изматывают изнутри. Для преодоления деструктивных мыслей специалисты разработали перечень специальных техник.

  1. Метод прекращения. Когда у пациента появляется негативный навязчивый образ, он должен громко и уверенно прокричать команду «Хватит!». Подобная команда прекращает появление негативного образа.
  2. Метод повтора. Если человек многократно будет повторять позитивные установки на жизнь, то его образ мышления становится более продуктивным.
  3. Применение метафор. Активация сферы воображения требует использования поучительных притч, цитат и других метафорических философских высказываний.

Такой эпический подход к решению проблемы более понятен.

Методы когнитивно-поведенческой (бихевиоральной) терапии: что это такое, техники

Четвертая группа: минимизация сопротивления

Техники из этой группы направлены на то, чтобы повысить эффективность процесса лечения.

  1. Целенаправленное повторение. На личной практике нужно упорно и многократно повторять позитивные установки. Например, когда человек переоценивает собственные мысли во время сеансов, то ему нужно эффективно закрепить это упражнение. Проблема уже не будет казаться настолько глобальной, как считал раньше пациент.
  2. Выявить скрытые мотивы деструктивного поведения. Если человек длительное время продолжает поступать нелогично и мыслить негативно, то задача специалиста – выявить скрытые мотивы.

Почему человек продолжает себя так вести? Ему комфортно жить в «коробке негатива»? Что за этим стоит? Поиск вторичной выгоды – сложная задача для психотерапевта.

Методы когнитивно-поведенческой (бихевиоральной) терапии: что это такое, техники

Аарон Бек

Аарон Бек – известный психотерапевт из Америки, который обследовал людей с невротической депрессией.

Он пришел к выводу, что депрессия и невроз встречаются у людей, которые:

  • в негативном ключе воспринимают все происходящее;
  • имеют бессилие и безнадегу при построении планов на будущее;
  • с низкой самооценкой и заниженным чувством собственного достоинства.

Когнитивно-поведенческая терапия Бека была направлена на выявление конкретной проблемы и пути ее решения. При этом психотерапевт не корректировал личностные качества человека. Его сеансы представляли собой серию вопросов и ответов. Каждый вопрос задавался так, чтобы пациент сам осознал проблему и понял, куда может привести его деструктивное поведение и мышление.

Когнитивно-поведенческая терапия Аарона Бека представляла собой тренировку, благодаря которой можно было своевременно обнаружить негативные мысли, взвесить все за и против, а после поменять шаблон поведения, который принес бы положительный результат.

Что происходит во время сеанса?

Важно выбрать специалиста. У него должно быть разрешение на ведение деятельности и диплом, который подтверждает его квалификацию.

Затем между пациентом и психотерапевтом заключается договор. В нем прописываются ключевые моменты, подробности прохождения сеанса, их продолжительность, число и условия встреч.

Обязательно в договоре должны четко прописываться основы когнитивно-поведенческой терапии, то есть цель, а при возможности – желаемый результат.

Методы когнитивно-поведенческой (бихевиоральной) терапии: что это такое, техники

Курсы терапии бывают двух видов:

  • краткосрочный – 15 сеансов (продолжительность – 1 час);
  • длительный – более 40 сеансов (по 1 часу).

После знакомства с пациентом и диагностики его проблемы врач должен составить индивидуальный график проведения сеансов. Важно указать сроки проведения встреч.

Обучение

Повышать эффективность своих ресурсов важно в любой профессии. Особенно если это касается практикующих психологов, психиатров и психотерапевтов, профиль которых – когнитивно-поведенческая терапия. Обучение даст возможность расширить знания о базовых принципах ведения этой терапии. Кроме этого обучение позволит на практике отработать инструменты диагностики.

«Когнитивно-поведенческая терапия в Москве» — специальные курсы повышения квалификации. Этот предмет является обязательным при подготовке европейских специалистов. Данная программа адаптирована в России. Поэтому кроме теории можно на практике закрепить полученные знания. Обучение происходит на платной основе.

Существует когнитивно-поведенческая ассоциация. Она была создана в 1999 году на базе клиники неврозов им. И. П. Павлова. Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии не государственная, но объединила более 1000 специалистов по всей России и за рубежом. Ее основатели — Д. В. Ковпак, Ю. Р. Палкин, А. В. Курпатов, А. Г. Каменюкин и Г. Г. Аверьянов.

Вступая в ассоциацию, участники могут публиковать в личном профиле на сайте авторские статьи, предлагать темы для обсуждения, комментировать другие работы специалистов, вести свой блог.

Самое главное преимущество – быть в контакте с практикующими специалистами КПТ. Также участники ассоциации бесплатно принимают участие в специальных мероприятиях, которые проводит ассоциация.

Может участвовать в различных профессиональных конференциях, форумах, акциях, семинарах.

Чтобы вступить в ассоциацию когнитивно-поведенческой терапии, участник должен:

  • иметь высшее медицинское или психологическое образование (копии дипломов — представить);
  • знать и практиковаться в области психологии, психотерапии, психиатрии, социальной работы в сфере психического здоровья человека;
  • добровольно внести членский взнос.

Обязательно нужно заполнить анкету на сайте.

Итоги

Как видите, основная задача специалиста когнитивно-поведенческого направления – не только вести наблюдение за пациентом, но и выяснять истоки его возникающих проблем. Важно специалисту правильно разъяснить человеку, откуда «растут ноги» всех его неудач.

Помочь ему осознать и принять проблему, выстроить новые поведенческие позитивные установки на жизнь. Для большей результативности пациент должен выполнять «домашние задания», которые дает после сеанса психотерапевт.

Кроме этого, можно развиваться в данном направлении самостоятельно, чтобы когнитивно-поведенческие расстройства никогда больше не тревожили.

Важна слаженная работа и специалиста, и пациента. Только в этом случае можно добиться эффективности результата и повысить качество жизни пациента. Иначе повлиять на ход своих мыслей может только человек. А от того, какими будут внутренние установки (позитивные или негативные), зависит сама жизнь человека. Его счастье — в его голове!

Источник: https://psychbook.ru/431931a-kognitivno-povedencheskaya-terapiya-tehniki-metodyi-i-osobennosti

Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия?

На днях позвонил человек. Вы, говорит, психотерапией занимаетесь? Да, отвечаю я. А какой именно? Я говорю: «Моя специализация — это когнитивно-поведенческая психотерапия.» «А-а-а, — говорит он, — то есть нормальной психотерапией, психоанализом, не занимаетесь?»

Так что же такое когнитивно-поведенческая психотерапия? Это всё-таки психоанализ или нет? КПТ — это лучше, чем психоанализ или нет? Вот такие вопросы часто задают потенциальные клиенты.

В этой статье я хочу рассказать об основных отличиях когнитивно-поведенческого подхода от остальных. Буду рассказывать, не вдаваясь глубоко в теорию, а на простом бытовом уровне. И я надеюсь, в конце-концов, читатели поймут, всё-таки это психоанализ или нет.

Вы прочитаете здесь:

  • Какие бывают подходы в психотерапии (список)
  • В чём суть когнитивно-поведенческого подхода
  • Основные типичные компоненты когнитивно-бихевиоральной психотерапии
  • Эффективность когнитивно-поведенческой психотерапии

Современные подходы в психотерапии

Методы когнитивно-поведенческой (бихевиоральной) терапии: что это такое, техникиСлово «психотерапия» состоит из 2-х частей: «психо-» и «терапия». То есть целиком это слово означает «лечение психики». Это можно делать разнообразными способами, за всё время существования психологии люди накопили огромнейший опыт по этой части.

Эти способы «лечения психики» называются «подходы» или «направления» в психотерапии. Можно подойти со стороны головы, а можно — со стороны тела, например. Или можно лечить психику индивидуально один-на-один, или в группе с другими людьми, которым тоже требуется аналогичная помощь.

На сегодняшний день в мире существует не один десяток подходов. Вот список, не претендующий на полноту, просто всё, что мне прямо сейчас в голову пришло, по алфавиту:

  • арт-терапия
  • гештальт-терапия
  • когнитивно-поведенческая психотерапия (или когнитивно-бихевиоральная)
  • Подходы «третьей волны», вышедщие из когнитивно-поведенческой психотерапии, например, ACT (терапия принятия и ответственности)
  • психоанализ
  • психодрама
  • системная семейная терапия
  • сказкотерапия
  • телесно-ориентированная психотерапия
  • транзактный анализ и проч.

Какие-то подходы более старые, какие-то — более новые. Какие-то часто встречаются, какие-то — реже. Некоторые разрекламированы в кино, как, например, тот же психоанализ или семейное консультирование. Все подходы требуют длительного основного обучения и потом дополнительного у толковых учителей.

В каждом из подходов есть своя теоретическая база, то есть набор каких-то идей, почему этот подход работает, кому он помогает и как его нужно применять. Например:

  • В арт-терапии клиент, по всей вероятности, будет осмысливать и решать проблемы с помощью художественных и творческих методов, например, лепка, рисование, фильмы, создание историй и т.п.
  • В гештальт-терапии клиента будут привлекать к осознаванию своих проблем и потребностей «здесь и сейчас», расширяя его понимание ситуации.
  • В психоанализе будут иметь место беседы с терапевтом о сновидениях, ассоциациях, приходящих на ум ситуациях.
  • В телесно-ориентированной терапии клиент вместе с терапевтом работает в форме физических упражнений с зажимами в теле, которые определенным образом связаны с проблемами в психике.

И ярые приверженцы какого-то подхода всегда будут спорить с приверженцами иных подходов об эффективности и применимости именно своего метода. Я помню, когда я училась в институте, наш ректор мечтал о том, что когда-нибудь будет уже наконец создан единый унифицированный подход, который будет принят всеми, и он будет эффективен, и вообще тогда наступит счастье, по всей видимости.

Тем не менее, все эти подходы одинаково имеют право на существование. Ни один из них не является «плохим» или «хорошим».

Специалист, который использует, допустим, КПТ, но не использует психоанализ, не является каким-то недостаточно профессиональным.

Мы же не требуем, чтобы хирург также умел лечить ушные инфекции, иначе он и не хирург вовсе. Некоторые методы исследованы лучше, чем другие, но об этом чуть позже.

???? На ту же тему: Чем психолог отличается от психотерапевта и от психиатра

Суть когнитивно-поведенческого подхода

Методы когнитивно-поведенческой (бихевиоральной) терапии: что это такое, техникиОсновные теоретические предпосылки когнитивно-поведенческой психотерапии были разработаны Аароном Беком и Альбертом Эллисом.

Теперь возьмем один из этих подходов — когнитивно-поведенческий.

Одно из ключевых понятий КПТ заключается в том, что источник проблем человека с большой вероятностью находится в самом человеке, а не вне его. Что дискомфорт ему доставляют не ситуации, а его мысли, оценки ситуаций, оценки себя и других людей.

Людям свойственны когнитивные схемы (например, «настоящие мужчины так не поступают») и когнитивные искажения (например, «предсказания будущего» или «чтение мыслей у других«), а также автоматические мысли, которые провоцируют появление негативных эмоций.

В когнитивно-поведенческой психотерапии клиент вместе с терапевтом являются чем-то вроде исследователей мышления клиента.

Задавая разнообразные, порой каверзные или смешные вопросы, предлагая провести эксперименты, терапевт поощряет клиента обнаруживать у себя предубеждения, иррациональную логику, веру в неправду, максирующуюся под истину, и попробовать их оспорить, то есть поставить под сомнение.

Методы когнитивно-поведенческой (бихевиоральной) терапии: что это такое, техники

Некоторые такие «оценки» или «убеждения» не помогают человеку приспосабливаться к этому миру и к другим людям, а наоборот, как будто бы подталкивают его к изоляции от других людей, себя, мира.

Именно они способствуют ухудшению депрессии, появлению тревоги, фобии и т.п.

???? На ту же тему: Колыбель Ньютона для объяснения, что такое ABC

В процессе когнитивно-поведенческой психотерапии клиент сможет увидеть свои убеждения со стороны и решить, придерживаться ли ему их далее, или можно попробовать что-нибудь изменить — и в этом ему помогает когнитивно-поведенческий психотерапевт.

Подобный «пересмотр» своих идей относительно себя, окружающего мира и других людей, помогает справиться с депрессией, избавиться от тревоги или неуверенности в себе, повысить ассертивность и самооценку и решить другие проблемы. Альберт Эллис в одной из своих книг изложил свою точку зрения на психическое здоровье, составив список основных критериев эмоционального здоровья человека.

Ещё один важный базовый момент в когнитивно-поведенческой психотерапии — это рассмотрение мыслей, чувств и поведения в комплексе, как взаимосвязанных, и, соответственно, сильно влияющих друг на друга.

Облегчив напряжение, идущее от мыслей, само собой облегчается напряжение в чувствах и в поступках. Как правило, людям легко удаётся применять навыки когнитивно-поведенческой терапии на практике. В каком-то смысле это направление психотерапии является чем-то вроде обучения / тренинга / коучинга, ставящего своей целью улучшить состояние клиента здесь, сейчас и в будущем.

???? На ту же тему: Почему когнитивно-поведенческая психотерапия — это делать, а не просто говорить

Основные компоненты когнитивно-поведенческой психотерапии

КПТ известна тем, что в ней якобы под каждое состояние есть «протокол». Типа простая в использовании инструкция для психотерапевта, которую он берет и применяет к клиенту. И клиент пошел счастливый без проблем. В начале каждого обучающего тренинга обычно спрашивают, каковы ожидания у присутствующих, и на тренингах по КПТ кто-нибудь обязательно упомянет «хочу протокол работы».

На самом деле это не пошаговые протоколы, а скорее схемы, планы психотерапии, в которых учтены особенности состояний. Так, например, для КПТ психотерапии тревожного расстройства в плане будет этап работы с нетерпимостью неопределенности, а в случае расстройства пищевого поведения нужно обязательно уделить время работе с самооценкой и некорректными стандартами относительно себя.

Никакой дословной, пошаговой инструкции (она же протокол) в КПТ нет.

Типичные и общие этапы когнитивно-поведенческой психотерапии:

  1. Психологическое просвещение.
  2. Работа над убеждениями, вносящими вклад в поддержание проблемы.
  3. Экспозиция, эксперименты вживую и в воображении, чтобы проверить убеждения.
  4. Предотвращение рецидивов на будущее.

Внутри этих этапов используются разнообразные методы: когнитивная реструктуризация, метод ABC, сократовский диалог, континуум мышления, оценка выгод и издержек, метод падающей стрелы, домашние задания и т.д.

Эффективность когнитивно-поведенческой психотерапии

Результаты КПТ довольно неплохо изучены. Было ооооочень много исследований, которые обнаружили, что она является высокоэффективной для решения многих беспокоящих  проблем, хорошо воспринимается клиентами и относительно краткосрочна.

На ту же тему: Почему когнитивно-поведенческая психотерапия — это сегодняшний золотой стандарт психотерапии 

Мне лень копировать сюда ссылки на все эти исследования, если честно — их слишком много.

Эффективна в плане самооценки, тревоги, депрессии, фобий, личных проблем, хронической боли, неуверенности в себе, расстройств пищевого поведения…впишите своё. Я не имею в виду, что другие подходы хуже.

Я говорю, что эффект от конкретно когнитивно-поведенческого подхода изучали много раз, и выяснили, что он работает.

Сомневающиеся или желающие доказательств в студию — пожалуйста, проследуйте на pubmed с поиском «cognitive-behavioral therapy efficacy»

Вывод: когнитивно-поведенческая психотерапия — это не психоанализ ????

Источник: https://www.nmikhaylova.ru/chto-takoe-kognitivno-povedencheskaya-terapiya/

Что такое когнитивно-бихевиоральная терапия?

Когнитивно-бихевиоральная (когнитивно-поведенческая) терапия — это вид психотерапии, который считается одним из самых эффективных при депрессии и биполярном расстройстве.

Он направлен на изменение образа мышления, чтобы изменить настроение и поведение.

Базируется на идее, что негативные действия или чувства — результат нынешних искаженных наблюдений и мыслей, а не бессознательных проблем из прошлого.

Методы когнитивно-поведенческой (бихевиоральной) терапии: что это такое, техники

КБТ — смесь когнитивного и бихевиористского подходов. Когнитивная терапия фокусируется на вашем настроении и мыслях. Бихевиоральная терапия — на действиях и поведении.

Вместе с терапевтом вы работаете над тем, чтобы выделить конкретные модели негативных мыслей и поведенческих реакций на сложные и стрессовые ситуации.
Лечение включает в себя разработку более сбалансированных и конструктивных способов реагирования на стресс.

В идеале эти новые способы должны минимизировать или устранить тревожное поведение.

Как КБТ работает

КБТ — более краткосрочная терапия, чем психоаналитическая и психодинамическая. Другие типы терапии могут потребовать нескольких лет для раскрытия пациента и его лечения.

КБТ часто предполагает лишь 10-20 сеансов.
Сессии помогают выявить текущие жизненные ситуации, которые могут быть причиной или триггером депрессии.

Вы и ваш терапевт ищете паттерны или модели мышления, которые ведут к депрессии.

Вас могут попросить вести в рамках терапии дневник. Это предполагает, что вы записываете какие-либо события и ваши реакции на них. Терапевт может помочь вам сломать негативные паттерны и реакции, к примеру:

  • мышление в духе «всё или ничего»: видение мира в черно-белых тонах
  • отвержение позитивного опыта, настаивание на том, что он «не считается» по каким-либо причинам
  • автоматические негативные реакции: привычная самокритика
  • увеличение или сведение к минимуму значения события:
  • сверхобобщение: делать широкие выводы из одного события
  • персонализация: принимать вещи слишком близко к сердцу или чувствовать действия окружающих так, словно они направлены на тебя
  • ментальный фильтр: выбор одной негативной детали и фиксация на ней таким образом, что реальность затемняется

Вы и ваш врач можете использовать дневник настроения, чтобы помочь заместить негативные паттерны поведения или восприятия более конструктивными. Это может быть осуществлено с помощью ряда методов, таких как:

  • контроль и исправление искаженных мыслей и реакций
  • обучение точной и всесторонней оценке внешних ситуаций и реакций, эмоциональному поведению
  • практика самоанализа
  • Вы можете практиковать эти методы сами или с помощью терапевта.
  • Методы когнитивно-поведенческой (бихевиоральной) терапии: что это такое, техники
  • Какие болезни лечат с помощью КБТ?
  • Когнтивно-бихевиоральная терапия широко используется для лечения различных заболеваний и состояний у детей, подростков и взрослых. Эти заболевания и состояния включают в себя:
  • антисоциальное поведение (включая вранье, воровство, причинение вреда животным и людям)
  • тревожные расстройства
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности
  • биполярное расстройство
  • расстройства поведения
  • депрессия
  • пищевые расстройства (переедание, анорексия, булимия)
  • стресс
  • расстройства личности
  • фобии
  • шизофрения
  • сексуальные расстройства
  • расстройства сна
  • проблемы с социальными навыками
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками
  • КБТ можно комбинировать с другими способами лечения депрессии.

Есть ли какие-либо риски?

Существует небольшой долгосрочный эмоциональный риск, связанный с КБТ. Обращение к болезненным чувствам и опыту всегда приносит стресс! Лечение может воспроизвести ситуации, которых вы раньше избегали.

Например, вас могут попросить проводить больше времени в общественных местах, если вы боитесь людей. Может быть, вам придется противостоять смерти близкого человека, которая вызывала у вас депрессию.
Эти тренинги дают возможность использовать приобретенные навыки в стрессовых ситуациях.

Цель терапии — научить вас, как справляться с тревогой и страхом безопасным и конструктивным способом.


Что говорят эксперты?

«Существует огромное количество доказательств действенности когнитивно-бихевиоральной терапии при решении конкретных проблем», — рассказал нам Саймон Рего, психотерапевт медицинского центра Монтефиор в Нью-Йорке, — «Для других видов терапии доказательств не так много».
Это не значит, что другие виды терапии неэффективны. «Они сложнее в изучении», — утверждает Рего, — «Большинство исследований проводилось на базе КБТ».

  • Подростковый кризис или депрессия?
  • Вы и ваш психиатр: как стать союзниками?

Источник: https://www.bipolar.su/perevody-i-stati/psihoterapiya/chto-takoe-kognitivno-bihevioralnaya-terapiya/

Когнитивно-поведенческая терапия — эффективные техники

Зародившись в шестидесятых годах прошлого века, данная техника признана в академических сообществах одной из наиболее эффективных методов психотерапевтического лечения. Когнитивно-поведенческая терапия является универсальным методом помощи людям, страдающим различными расстройствами невротического и психического уровней.

Авторитетность этой концепции добавляет главенствующий принцип методики – безусловное принятие особенностей личности, позитивное отношение к каждому человеку при одновременном сохранении здоровой критики к негативным поступкам субъекта.

Методы когнитивно-поведенческой терапии помогли тысячам людей, которые страдали от различных комплексов, депрессивных состояний, иррациональных страхов. Популярность этой техники объясняет совокупность очевидных достоинств КПТ:

  • гарантия достижения высоких результатов и полного решения существующей проблемы;
  • длительная, часто пожизненная стойкость полученного эффекта;
  • кратковременность курса терапии;
  • понятность упражнений для рядового гражданина;
  • простота заданий;
  • возможность выполнять упражнения, рекомендованные врачом, самостоятельно в комфортных домашних условиях;
  • широкий спектр применения техник, возможность использования для преодоления различных психологических проблем;
  • отсутствие побочных эффектов;
  • атравматичность и безопасность;
  • задействование скрытых ресурсов организма для решения проблемы.

Когнитивно поведенческая терапия показала высокие результаты в лечении разнообразных расстройств невротического и психотического уровня.

Методы КПТ используют в лечении аффективных и тревожных расстройств, невроза навязчивых состояний, проблем в интимной сфере, аномалий пищевого поведения.

Техники КПТ приносят отличные плоды в лечении алкоголизма, наркомании, игромании, психологических зависимостей.

Общая информация

Одна из особенностей когнитивно-поведенческой терапии – разделение и систематизация всех эмоций личности на две обширные группы:

  • продуктивные, также именуемые рациональные или функциональные;
  • непродуктивные, называемые иррациональные или дисфункциональные.

Группа непродуктивных эмоций включает деструктивные переживания индивидуума, которые, согласно концепции КПТ, являют собой следствие иррациональных (алогичных) убеждений и верований человека – «irrational beliefs».

По мнению сторонников когнитивно-поведенческой терапии все непродуктивные эмоции и связанная с ним дисфункциональная модель поведения личности не являются отражением или результатом личного опыта субъекта.

Все иррациональные компоненты мышления и сопряженное с ними неконструктивное поведение – следствие неправильной, искаженной трактовки персоной своего реального опыта.

По мнению авторов методики, подлинный виновник всех психоэмоциональных расстройств – присутствующая у индивидуума искаженная и деструктивная система убеждений, которая сформировалась вследствие неверных убеждений личности.

На этих идеях базируется фундамент когнитивно-поведенческой терапии, основная концепция которой следующая: эмоции, чувства и модель поведения субъекта обусловлены не самой ситуацией, в коей он пребывает, а тем, как он воспринимает сложившееся положение.

Из этих соображений исходит и главенствующая стратегия КПТ – выявить и идентифицировать дисфункциональные переживания и стереотипы, в дальнейшем их заменить рациональными, полезными, реалистическими чувствами, взяв под полный контроль свой ход мыслей.

Изменив личное отношение к какому-то фактору или явлению, заменив жесткую, ригидную, неконструктивную жизненную стратегию гибким мышлением, человек обретет эффективное мировоззрение.

Возникшие функциональные эмоции улучшат психоэмоциональное состояние личности и обеспечат прекрасное самочувствие при любых жизненных обстоятельствах. На этой основе была сформулирована концептуальная модель когнитивно-поведенческой терапии, представленная в простой для понимания формуле АВС, где:

  • А (activating event) – некое происходящее в реальности событие, являющееся для субъекта стимулом;
  • В (belief) – система личностных убеждений индивидуума, когнитивная конструкция, отражающая процесс восприятия человеком события в виде возникающих мыслей, формируемых представлениях, образуемых убеждениях;
  • С (emotional consequences) – итоговые результаты, эмоциональные и поведенческие последствия.

Когнитивно-поведенческая терапия ориентирована на выявление и последующее преобразование искаженных компонентов мышления, что обеспечивает формирование функциональной стратегии поведения личности.

Процесс лечения

Лечебный процесс с использованием техник конгитивно-поведенческой терапии – это непродолжительный по времени курс, включающий в себя от 10 до 20 сеансов.

Большинство пациентов посещают терапевта не чаще двух раз в неделю.

После очной встречи клиентам дают небольшое «домашнее задание», включающее выполнение специально подобранных упражнений и дополнительное знакомство с учебной литературой.

Лечение с помощью КПТ предусматривает использование двух групп техник: поведенческих и когнитивных.

Рассмотрим более подробно когнитивные техники. Они нацелены на обнаружение и исправление дисфункциональных мыслей, убеждений, представлений.

Следует отметить, что иррациональные эмоции препятствуют нормальной жизнедеятельности человека, изменяют мышление человека, вынуждают принимать и следовать нелогичным решениям.

Зашкаливающие по амплитуде, аффективные непродуктивные чувства приводят к тому, что индивидуум видит действительность в искаженном свете. Дисфункциональные эмоции лишают человека контроля над собой, принуждают совершать безрассудные поступки.

Когнитивные техники условно разделяют на несколько групп.

Группа первая

Цель техник первой группы – отследить и осознать собственные мысли. Для этого чаще всего используют следующие методы.

Записи собственных мыслей

Пациент получает задание: излагать на листе бумаги мысли, возникающие перед и при выполнении какого-либо действия. При этом необходимо фиксировать мысли строго в порядке их очередности. Этот шаг укажет на значимость тех или иных мотивов человека при принятии им решения.

Ведение дневника мыслей

Клиенту рекомендуют кратко, лаконично и точно записывать все возникающие мысли в дневник на протяжении нескольких дней. Это действие позволит выяснить, о чем человек чаще всего размышляет, сколько времени он расходует на обдумывание этих мыслей, как сильно его тревожат те или иные идеи.

Отдаление от нефункциональных мыслей

Суть упражнения заключается в том, что человек должен выработать объективное отношение к собственным мыслям. Для того, чтобы стать беспристрастным «наблюдателем», ему необходимо отдалиться от возникающих идей. Отстранение от собственных мыслей подразумевает три компонента:

  • осознание и принятие факта, что неконструктивная мысль возникает автоматично, понимание того, что одолевающая сейчас идея была сформирована ранее при определенных обстоятельствах или же она не является собственным продуктом мышления, а навязана извне посторонними субъектами;
  • осознание и принятие того, что стереотипные мысли нефункциональны и мешают нормальной адаптации к существующим условиям;
  • сомнение в истинности возникающей неадаптивной идее, поскольку такой стереотипный конструкт противоречит имеющейся ситуации и не соответствует своей сутью возникающим требованиям реальности.

Группа вторая

Задача техник из второй группы – оспорить существующие нефункциональные мысли. Для этого пациенту предлагают выполнить следующие упражнения.

Изучение аргументов «за» и «против» касательно стереотипных мыслей

Человек изучает собственную неадаптивную мысль и фиксирует на бумаге аргументы «за» и «против». Затем пациенту рекомендуют перечитывать свои записи ежедневно. При регулярном выполнении упражнения в сознании человека со временем прочно закрепятся «правильные» аргументы, а «неправильные» будут устранены из мышления.

Взвешивание достоинств и недостатков

В этом упражнении идет речь не об анализе собственных неконструктивных мыслей, а об изучении существующих вариантов решения. Например, женщина проводит сравнение, что для нее важнее: сохранить собственную безопасность, не вступая в контакты с лицами противоположного пола, или допустить в свою жизнь долю риска, чтобы в итоге создать крепкую семью.

Эксперимент

Данное упражнение предусматривает, что человек экспериментальным путем на личном опыте постигает результат от демонстрации им той или иной эмоции. Например, если субъект не знает, как общество реагирует на проявление его гнева, ему позволяют проявить свою эмоцию в полную силу, направив ее на терапевта.

Возврат в прошлое

Суть данного шага – откровенный разговор с беспристрастными свидетелями произошедших в прошлом событий, которые оставили след в психике человека. Этот прием особо результативен при расстройствах психической сферы, при которых искажены воспоминания. Это упражнение актуально для тех, у кого возникшие заблуждения являются результатом неверной интерпретации мотивов, движущих другими людьми.

Использование авторитетных источников информации

Этот шаг подразумевает приведение пациенту аргументов, почерпнутых из научной литературы, официальных статистических данных, личного опыта врача.

Например, если пациент испытывает страх перед авиа перелетами, терапевт указывает ему на объективные международные сводки, согласно которым число несчастных случаев при использовании самолетов значительно ниже в сравнении с катастрофами, происходящими на иных видах транспорта.

Сократический метод (сократовский диалог)

Задача врача – выявить и указать клиенту на логические ошибки и очевидные противоречия в его рассуждениях. Например, если пациент убежден, что ему суждено умереть от укуса паука, но при этом заявляет, что раньше уже был покусан этим насекомым, врач указывает на противоречие между предвкушением и реальными фактами личной истории.

Изменение мнения – переоценка фактов

Цель данного упражнения – изменить существующую у человека точку зрения на существующую ситуацию путем проверки, имели ли бы такое же воздействие альтернативные причины этого же события. Например, клиенту предлагают поразмыслить и обсудить, могла ли та или иная персона поступить с ним аналогичным образом, если бы она руководствовалась иными мотивами.

Уменьшение значимости результатов – декатастрофикация

Этот прием предполагает развитие до глобальных масштабов неадаптивной мысли пациента для последующего обесценивания ее последствий.

Например, человеку, панически боящемуся покидать собственное жилище, врач задает вопросы: «На ваш взгляд, что с вами произойдет, если вы выйдете на улицу?», «Как сильно и долго вас будут одолевать негативные ощущения?», «Что произойдет потом? У вас будет приступ? Вы скончаетесь? Люди погибнут? Планета завершит свое существование?».

Человек понимает, что его страхи в глобальном значении не стоят внимания. Осознание временных и пространственных рамок помогает устранить страх перед представляемыми последствиями тревожащего события.

Смягчение интенсивности эмоций

Суть этого приема – провести эмоциональную переоценку психотравмирующего события. Например, пострадавшей особе предлагают резюмировать ситуацию, сказав себе следующее: «Очень жаль, что такой факт имел место в моей жизни. Однако я не позволю

этому событию управлять моим настоящим и испортить будущее. Я оставляю травму в прошлом». То есть возникающие у человека разрушающие эмоции утрачивают силу аффекта: обида, злоба и ненависть трансформируются в более мягкие и функциональные переживания.

Смена ролей

Этот прием заключается в обмене ролей между врачом и клиентом. Пациенту ставится задача: убедить терапевта в том, что его мысли и убеждения носят дезадаптивный характер. Таким образом, происходит убеждение самого пациента в дисфункциональности его суждений.

Откладывание идей

Это упражнение подходит тем пациентам, которые не могут отказаться от своих неосуществимых мечтаний, несбыточных желаний и нереальный целей, но раздумья о них доставляют ему дискомфорт.

Клиенту предлагается отложить внедрение его затей на продолжительный срок, при этом оговаривается конкретная дата их внедрения, например, наступление определенного события.

Ожидание этого события устраняет психологический дискомфорт, тем самым, делая мечту человека более достижимой.

Составление плана действий на будущее

Клиент совместно с врачом разрабатывает адекватную реалистичную программу действий на будущее, в которой оговариваются конкретные условия, определяются деяния человека, устанавливаются пошаговые сроки выполнения задач.

Например, терапевт и пациент оговаривают, что при наступлении какой-то критической ситуации, клиент будет соблюдать определенную последовательность действий.

А до момента наступления катастрофического события он не будет вовсе изнурять себя тревожными переживаниями.

Группа третья

Третья группа техник ориентирована на активизацию сферы воображения личности. Установлено, что у тревожных людей в мышлении преобладающую позицию занимают вовсе не «автоматические» мысли, а навязчивые пугающие образы и изматывающие деструктивные представления. Исходя из этого, терапевтами были разработаны специальные техники, действующие на коррекцию области воображения.

Метод прекращения

Когда у клиента возникает навязчивый негативный образ, ему рекомендуют громким и твердым голосом произнести условную лаконичную команду, например: «Прекратить!». Такое указание прекращает действие негативного образа.

Метод повторения

Данная техника предусматривает многократное повторение пациентом установок, характерных для продуктивного образа мышления. Тем самым, со временем устраняется сформировавшийся негативный стереотип.

Использование метафор

Для активизации сферы воображения пациента врач использует уместные метафорические высказывания, поучительные притчи, цитаты из поэзии. Такой подход делает объяснение более красочным и понятным.

  • Модификация образов
  • Метод модифицирующего воображения предполагает активную работу клиента, направленную на постепенную замену деструктивных образов на идеи нейтрального окраса, а затем на позитивные конструкты.
  • Позитивное воображение
  • Данная техника предусматривает замену отрицательного образа положительными представлениями, что оказывает выраженный релаксирующий эффект.
  • Конструктивное воображение

Техника десензитизации заключается в том, что человек ранжирует вероятность наступления ожидаемой катастрофической ситуации, то есть устанавливает и упорядочивает по значимости предполагаемые события будущего.

Данный шаг приводит к тому, что негативный прогноз лишается своего глобального значения и перестает восприниматься, как неизбежность.

Например, пациенту предлагают ранжировать вероятность летального исхода при встрече с объектом страха.

Группа четвертая

Техники из этой группы нацелены на повышение эффективности лечебного процесса и минимизацию оказываемого клиентом сопротивления.

Целенаправленное повторение

Суть этой техники – упорное многократное опробование разнообразных позитивных инструкций в личной практике.

Например, после проведения переоценки собственных мыслей во время психотерапевтических сеансов, пациенту дают задание: провести самостоятельно переоценку идей и переживаний, которые возникают в повседневности. Этот шаг обеспечит устойчивое закрепление позитивного навыка, полученного в процессе терапии.

Выявление скрытых мотивов деструктивного поведения

Этот прием уместен в тех ситуациях, когда человек продолжает мыслить и поступать нелогичным образом, несмотря на то, что все «правильные» аргументы изложены, он с ними согласен и их полностью принимает.

Как отмечает на classicalhypnosis.ru гипнотерапевт Геннадий Иванов, в таком случае задача терапии – разыскать скрытые мотивы его деструктивного поведения и установить альтернативные мотивы дисфункциональных действий человека.

Другие направления психотерапии именуют это упражнение поиском вторичной выгоды.

Источник: https://psixologiya.org/psixoterapiya/metody/2422-kognitivno-povedencheskaya-terapiya-effektivnye-texniki.html

Когнитивно-бихевиоральная терапия

Психотерапия может проводиться по разным направлениям. Одним из наиболее актуальных и развивающихся на сегодняшний день течением является когнитивно-бихевиоральная терапия.

В основе данного метода лежит принятие того, что причины проблем необходимо искать в себе, в собственных мыслях и оценке окружающих, а также самого себя.

Эмоциональные реакции негативного характера появляются как ответ на определенную ситуацию лишь потому, что в глубинном сознании человека существует некая внутренняя оценка.

Чтобы разрешить проблему, понадобится изменить оценку сложной ситуации.

Отличия бихевиоральной (поведенческой) терапии от других направлений психологии

jpg» alt=»Групповая терапия» width=»300″>

• гештальттерапия на первое место выдвигает «Я» пациента, призывая удовлетворять свои потребности и желания в момент их возникновения любыми социально приемлемыми способами.

Считается, что различного рода психологические проблемы возникают у человека тогда, когда он не следует своим желаниям, а пытается соответствовать идеалу, навязанному ему окружающими людьми;

• психоанализу подвергаются оценке сновидения пациента, а также ассоциации, которые вызывают различные предметы, люди и ситуации;

• арт-терапия позволяет разрешить психологические проблемы путем воздействия художественных методов. Пациенту предлагают рисовать, лепить и т.д.

Также существуют и другие направления, но только бихевиоральная терапия позволит человеку обнаружить в глубинном сознании иррациональную логику и предупреждения.

align=»justify»>Внутренние убеждения ставятся под сомнение, им дается новая оценка. Для достижения таких результатов психотерапевт задает пациенту много разных вопросов, некоторые из них являются каверзными, другие – смешными или просто идиотскими.

В результате когнитивно-поведенческой терапии пациент психолога получает возможность взглянуть на свои внутренние убеждения со стороны и понять абсурдность некоторых из них. Пересмотр своей оценки окружающего мира, людей и самого себя позволяет избавиться от таких психологических расстройств, как депрессия и тревожность, а также повысить самооценку и уверенность в своих силах.

Методы, используемые в когнитивно-поведенческой психотерапии

Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств проводится с использованием таких методов:

1. Когнитивная реструктуризация позволяет снизить тревожность пациента. Это достигается путем оценки своих страхов и реальности. Клиент психотерапевта самостоятельно заполняет таблицу, в которую вписывается пугающая его ситуация.

Затем ему предлагается спрогнозировать несколько наихудших вариантов развития событий. Когда этот этап будет завершен, необходимо вспомнить похожие ситуации из прошлого и описать реальный их исход.

Для большей наглядности, страхам присваивается коэффициент вероятности в процентах, после чего пациент может увидеть, что его самые страшные опасения были не оправданными.

2. Сократовский (сократический) диалог может использоваться не только в ходе психотерапии, но и в любой другой беседе. Этот метод использовал Сократ в ходе занятий со своими учениками. Сначала необходимо согласиться с оппонентом, затем поставить под сомнение его правоту, после чего аргументировать свои мысли. Умелое использование этого метода позволяет разрешить любую спорную ситуацию.

3. Когнитивный континуум позволяет работать с полярным мышлением. Условно говоря, пациенты уверены, что бывает только белое и черное, но в ходе сеанса выясняется, что существует много оттенков серого.

4. АВС-анализ. Каждая ситуация, происходящая с нами в жизни (А) приводит к возникновению мыслей и внутреннего разговора (В). В зависимости от внутренних убеждений возникает реакция (С). В схеме А→В→С главную роль играют наши убеждения, именно от них зависят мысли, возникающие в ответ на ситуацию, приводящие к негативным или положительным эмоциям.

Также психотерапевты, практикующие когнитивно-бихевиоральный метод коррекции психических расстройств, используют и другие методы в своей работе. Данное направление активно развивается, появляются новые труды, разработки и методики.

Источник: https://arbat25.ru/nashi-metodyi/psixoterapiya/kognitivno-bixevioralnaya-terapiya

Ссылка на основную публикацию