Какие разновидности памяти есть у людей: основные виды, таблица с перечислением

В зависимости от функций и индивидуальных особенностей в психологии выделяют различные виды памяти у человека. Каждый отличается сферой применения, активностью, целеполаганием и вовлечением прочих когнитивных процессов.

Развитие одних происходит естественным путём, во время взросления. Формирование других особенно интенсивно протекает на каком-то определённом участке жизненного пути. Но большинство всё-таки требует постоянных тренировок.

Поэтому важно знать характерные признаки каждого из них.

Какие разновидности памяти есть у людей: основные виды, таблица с перечислением

Общая классификация

Существует большое количество классификаций памяти в отечественной и зарубежной психологии. Если нужно изучить этот материал в подробностях, следует посмотреть работы П. П. Блонского, Р. С. Немова, Ф. Н. Шемякина, Д. О. Хебба и других специалистов.

  • Есть брать только основные виды, психология выделяет следующие:
  • Какие разновидности памяти есть у людей: основные виды, таблица с перечислением
  • На самом же деле, помимо основных видов памяти, в работах психологов можно встретить описание и других. Например, в классификации по характеру психической активности иногда также значатся:
  • сенсорная — зрительная, когда фиксация происходит в момент моргания;
  • эйдетическая — комбинированная, когда визуальные впечатления (составляют её основу) подкрепляются остальными (слуховыми, вкусовыми, тактильными), что позволяет впоследствии воспроизводить необыкновенно живой образ;
  • социальная — сохранение общественно значимой информации, накопленной предыдущими поколениями;
  • пространственная — зрительная, позволяющая хорошо ориентироваться на местности, запоминая особенности маршрута.

Классификация по продолжительности расширена таким видом, как ультракратковременная память (другое название — сенсорный регистр) — удержание информации в течение нескольких секунд. Включает иконическую (для фиксации зрительного материала, длится менее секунды) и эхоическую (для акустического, длится 2 секунды).

Некоторые психологи в отдельную группу выделяют виды памяти по типу организации запоминания:

  • эпизодическая — хранение конкретной информации, ограниченной каким-то определённым периодом (о концерте, например);
  • процедурная (автоматическая) — способ выполнения действия без учёта его содержания, посредством навыков, доведённых до автоматизма (навык вождения).

Внутри каждой типологии выделяют ещё несколько видов. Их классификацией психологи активно занимаются и по сей день, постоянно расширяя и усовершенствуя её.

По характеру психической активности

В зависимости от того, какая психическая активность преобладает в деятельности человека во время фиксации и воспроизведения информации, существуют следующие типы памяти.

Двигательная

Другие названия: моторная.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение двигательных алгоритмов, их амплитуды, длительности, скорости, направления. Формируется в отделе головного мозга, который носит название ретикулярной активирующей системы.

  1. Какие разновидности памяти есть у людей: основные виды, таблица с перечислением
  2. Зачем нужна: способствует выработке целого ряда навыков (бытовых, спортивных, трудовых), а также обучению письму.
  3. Примеры:
  • простейшие движения, которым человек обучается с детства: как ходить, держать ложку, чистить зубы, расчёсываться;
  • игра в теннис, командные виды спорта, плавание, гимнастика, аэробика, работа на тренажёрах;
  • вязание, вышивание;
  • нарезка продуктов, чистка овощей и фруктов;
  • рисование, лепка, резьба по дереву;
  • танцы;
  • игра на музыкальных инструментах.

У кого особенно хорошо развита: спортсменов, секретарей, танцоров, ювелиров, часовщиков, хирургов, работников конвейерного производства.

Методы развития:

  1. Заниматься спортом. Осваивать разные комплексы упражнений.
  2. Развивать мелкую моторику (лепить, собирать пазлы и лего).
  3. Заниматься танцами. Учить новые направления.
  4. Развивать кисти рук.
  5. Обучаться игре на музыкальных инструментах.
  6. Освоить десятипальцевый слепой метод печати.
  7. Научиться пользоваться китайскими палочками.
  8. Выполнять упражнения, предполагающие совершенно разные движения руками (например, левая гладит круговыми движениями стол, а правая, сжатая в кулак, стучит по столу).

Эмоциональная

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение пережитых человеком чувств, а также эмоционально окрашенных событий. Они могут быть позитивными и негативными.

Формируются участком височной части мозга, которая называется миндалиной. Откладываются в коре головного мозга.

Благодаря пластичности ЦНС, при каждом последующем воспроизведении одной и той же ситуации её яркость сглаживается.

Зачем нужна: пережитые и зафиксированные эмоциональным видом памяти чувства становятся для человека своеобразной сигнальной системой. Она либо побуждает его к действию (если опыт был положительный), либо удерживает от него (при отрицательном опыте). Формирует разностороннюю личность, развивает эмоциональный интеллект, способствует социальной адаптации, стимулирует творческое начало.

Примеры:

  • эмпатия, сочувствие (на основе пережитого опыта);
  • любовь;
  • комплексы;
  • фобии;
  • выбор круга общения (люди отдаляются от тех, кто причинил им в прошлом боль).

У кого особенно хорошо развита: актёров (знаменитая система К. С. Станиславского основана именно на ней), педагогов, психологов, представителей социальных профессий.

Методы развития:

  1. Ведение дневника.
  2. Медитация.
  3. «Якорение» положительных чувств и эмоций.
  4. Библиотерапия.
  5. Освоить нетворкинг и заводить как можно больше новых знакомств.
  6. Делать то, что нравится.
  7. Адреналин: катайтесь на американских горках, прыгайте с парашюта.

Это интересно. Психологи утверждают, что лучше всего человек запоминает 3 чувства — страх, страдание, удивление.

Смысловая

Другие названия: словесная, логическая, словесно-логическая.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение человеком услышанных, увиденных, произнесённых слов.

Зачем нужна: позволяет фиксировать и воспроизводить информацию на основе обобщённых ассоциаций, отражающих её наиболее важные стороны. Использует крупные структурные единицы для запоминания, которые называются мнемическими опорами. Спустя время именно они помогают человеку вспомнить материал.

Примеры:

  • пересказ;
  • заучивание стихотворений;
  • подготовка к экзаменам.

У кого особенно хорошо развита: у артистов, певцов, учеников, студентов.

Методы развития:

  1. Разбивать информацию на блоки и вычленять основные мысли.
  2. Ежедневно читать сложные по смыслу тексту, далёкие от ваших интересов, стараться понимать и запоминать изложенную в них информацию.
  3. Перед сном в деталях вспоминать прошедший день (неделю, месяц, квартал, полгода, год).

Образная

  • Другие названия: наглядно-образная.
  • Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение зрительных и звуковых образов, а также запахов.
  • Зачем нужна: чтобы контролировать баланс функционирования обоих полушарий мозга.
  • Подтипы:
  • Какие разновидности памяти есть у людей: основные виды, таблица с перечислением
  • У кого особенно хорошо развита: у музыкантов, художников, писателей.
  • Методы развития:
  1. Освойте метод ассоциаций.
  2. Занимайтесь нейробикой.
  3. Учите иностранные языки.

Данная классификация считается базовой в психологии. Особенно много внимания уделяется образному типу.

Статья по теме: Как развить память

По характеру целей запоминания

В зависимости от наличия или отсутствия целеполагания в процессе запоминания и воспроизведения информации бывают следующие типы памяти.

Непроизвольная

  1. Другие названия: неопосредованная.
  2. Определение в психологии: когда при фиксации, удержании и воспроизведения любых образов у человека отсутствует какая-либо конкретная цель.

  3. Зачем нужна: усиливает мотивацию.
  4. Примеры:
  • игровая деятельность в детском возрасте;
  • жизненный опыт человека.

С помощью игровой деятельности можно быстро и легко развить у ребёнка все остальные виды памяти.

Можно забыть адрес магазина, в который человек ходил несколько раз, только потому, что его там плохо обслуживали. А можно помнить, где находится кафе, сходив туда лишь однажды, если в нём вы сидели в приятной компании.

Методы развития: формируется естественным путём.

Произвольная

  • Другие названия: опосредованная.
  • Определение в психологии: вид памяти, когда при фиксации, удержании и воспроизведении образов человек руководствуется какой-то конкретной целью (например, выучить стихотворение наизусть).
  • Зачем нужна: для приобретения человеком профессиональных и других специальных знаний и навыков.
  • Примеры:
  • пересказ, заучивание стихотворений, подготовка к экзаменам;
  • обучение вождению и приобретение других профессиональных навыков.

Какие разновидности памяти есть у людей: основные виды, таблица с перечислением

Подходят любые методы развития с постановкой конкретной цели. Например, выучить стихотворение, запомнить 20 из 50 слов, пересказать текст и т. д.

По продолжительности сохранения

Объём сохраняемой информации всегда важен для человека любого возраста. Почему кто-то помнит факты из самых отдалённых уголков детства, а другие не могут выучить собственный номер телефона? Оказывается, дело не только в способностях, но ещё и в том, какой именно вид памяти развит у человека. Ведь она различается ещё и по времени удержания материала.

  1. В зависимости от продолжительности сохранения информации в психологии выделяют три вида памяти.
  2. Оперативная
  3. Другие названия: рабочая, промежуточная.
  4. Определение в психологии: когда человеку необходимо из мгновенного восприятия вычленить только самые актуальные образы и действия.

Зачем нужна: исключительно для совершения конкретных действий, необходимых лишь в данный момент. Как только цель будет достигнута, информация тут же забывается.

Примеры: чтение и списывание.

Методы развития: выполнять упражнения на тренировку внимания.

Спорный момент. Психологи спорят, выделять ли оперативную память в отдельный вид. Ряд специалистов считает, что это один из подтипов кратковременной. Другие называют её промежуточным звеном между кратковременной и долгосрочной.

Кратковременная

Другие названия: краткосрочная, КВП.

Определение в психологии: короткое сохранение информации после однократного непродолжительного восприятия, когда требуется немедленное воспроизведение.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления опыта. От неё зависит объём и точность долговременного вида памяти. Если информация было плохо зафиксирована в КВП, в ДВП она перейдёт деформированной.

  • Какие разновидности памяти есть у людей: основные виды, таблица с перечислением
  • Пример — повседневная, рутинная работа (мытьё посуды в определённой последовательности, выполнение ежедневных дел по графику), которую надо сделать здесь и сейчас.
  • Методы развития:
  1. Занимайтесь на «онлайн-тренажёрах для мозга».
  2. Многократно повторяйте один и тот же материал в течение длительного времени.
  3. Используйте метод упрощения: разбивайте материал на смысловые блоки, чтобы он легче фиксировался в памяти.
  4. Освойте метод ассоциаций.
  5. Задействуйте эмоциональный вид памяти: чтобы чётче зафиксировать событие, запомните чувства, которые оно у вас вызывает.

Долговременная

  1. Другие названия: долгосрочная, ДВП.
  2. Определение в психологии: длительное сохранение информации после многократного повторения и воспроизведения.
  3. Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления профессиональных знаний.

  4. Виды:
  1. Имплицитная (скрытая, бессознательная, неосознаваемая) — воспроизведение человеком информации из далёкого прошлого, которая, казалось, была забыта. Например, бухгалтеры даже после амнезии помнят, как составить налоговую декларацию.

  2. Эксплицитная (декларативная, сознательная) — целенаправленное сохранение имеющегося опыта. Соответствует произвольному виду памяти. Например, выучить билеты к устному экзамену.

В рамках эксплицитной ДВП выделяются ещё 2 подтипа: эпизодическую (воспоминания из личного опыта) и семантическую / историческую (запоминание общих формул, дат, правил).

Методы развития:

  1. Выполняйте специальные упражнения на внимание и память.
  2. Освойте некоторые приёмы мнемотехники: цифробуквенного кода, вешалок, ассоциаций, О’Брайена, Шед.
  3. Играйте в игры на запоминание: Фуршет, Top Secret, Вслепую, N-назад, Потерянный символ, Матрица памяти, Дрампад.
  4. Учите как можно больше стихов и песен наизусть. Потом переходите к прозе.
  5. Используйте методы Цицерона и Айвазовского.

Если брать более расширенную классификацию, то разобранные выше 3 вида человеческой памяти дополнены ещё ультракратковременной. Однако её изучение и описание подлежит ещё более детальной проработке.

Видов памяти достаточно много. Детальные классификации нужны прежде всего специалистам в этой сфере — психологам.

Зная мельчайшие нюансы, они смогут более точно определить нарушения и подобрать максимально эффективные методики развития под каждый отдельный случай.

Обычному же человеку достаточно знать самые основные типы, чтобы самостоятельно выявлять проблемы и уметь решать их, если они не требуют более глубокой и профессиональной коррекции.

Какие проблемы с памятью возникают в разном возрасте и как остановить её ухудшение? Об этом можно прочитать в нашей отдельной статье.

Источник: https://ponervam.ru/vidy-pamyati-u-cheloveka.html

Основные виды памяти

Отдельные виды памяти вычленяются в соот­ветствии с тремя основными критериями (рис. 1.4):

По характеру пси­хической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

По характеру целей деятельности — на непроиз­вольную и произвольную.

По продолжительности закрепле­ния и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и опе­ративную. [20, с. 245].

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским.

Хотя все четыре выделенные им вида памя­ти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существу­ют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти. Рассмотрим характеристики этих четырех видов памяти.

Какие разновидности памяти есть у людей: основные виды, таблица с перечислением

Рис. 1.4. Классификация видов памяти (по А. Г. Маклакову)

Читайте также:  Как стать уверенным в себе человеком: борьба со страхами, советы психологов

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами.

Огромное значение это­го вида памяти состоит в том, что она служит основой для фор­мирования различных практических и трудовых навыков, рав­но как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движе­ния мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять со­ответствующие действия.

Обычно признаком хорошей двига­тельной памяти является физическая ловкость человека, сно­ровка в труде.

Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в дви­гательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время.

В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др.

Осо­бо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память дости­гает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.

Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста до­стигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступе­нях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны. [12, с. 257-258].

Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всег­да сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потреб­ности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром.

Эмоциональная память имеет поэтому очень важное значение в жизни и деятельности каждого че­ловека.

Пережитые и сохраненные в памяти чувства высту­пают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрица­тельные переживания.

Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание.

Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних.

Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмо­циональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.

Образная память — память на представления, картины при­роды и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными вида­ми.

Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти осо­бенно интенсивно развиваются в связи со специфическими ус­ловиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.

Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в про­цессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, раз­говора с друзьями.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.

При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) за­поминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохра­нение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).

Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное за­учивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, не могут воспроизвести текст «своими словами».

Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми.

Это объясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче чем дети, запоминают смысл.

И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.

Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.

Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языко­вую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления.

Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то бук­вальное заучивание его оказывается уже не логическим, а меха­ническим запоминанием.

В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память — специфически человеческая память в отличие от двигатель­ной, эмоциональной и образной, которые в простейших фор­мах свойственны и животным.

Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится веду­щей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти.

Словесно-логической памяти при­надлежит основная роль в усвоении знаний детьми в про­цессе обучения.

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, кото­рое прямо связано с особенностями самой актуально выполня­емой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной па­мятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, гово­рят о произвольной памяти.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем пред­ставляют собой две последовательные ступени развития памя­ти. Каждый из опыта знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий форми­руется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта.

Однако в деятельности человека неред­ко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Для того, чтобы тот или иной материал закрепился в памяти, он должен быть соответствующим образом переработан субъектом.

Такая переработка требует определенного времени, которое называют временем консолидации следов Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д.

, что уже непосредст­венно не воспринимаем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.).

Эти процессы неустойчивы и обратимы, но они на­столько специфичны и их роль в функционировании меха­низмов накопления опыта столь значительна, что их рассмат­ривают в качестве особого вида запоминания, сохранения и воспроизведения информации, который получил название кратковременной памяти. В отличие от долговременной па­мяти, для которой характерно длительное сохранение мате­риала после многократного его повторения и воспроизведе­ния, кратковременная память характеризуется очень крат­ким сохранением.

Понятием оперативная память обозначают мнемические про­цессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые че­ловеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осу­ществляем его по частям, кускам.

При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному резуль­тату конкретный «отработанный» материал может забываться Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия.

Куски материала, которы­ми оперирует человек, могут быть различными (ребенок начи­нает читать со складывания букв). Объем этих кусков, так на­зываемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности.

Этим определяется значение формирования оптимальных оперативных единиц. [12, с. 276].

Критерии, принятые нами за основание деления памяти на виды, связанные с различными сторонами человеческой дея­тельности, выступают в ней не порознь, а в органическом единстве (рис. 1.5).

Какие разновидности памяти есть у людей: основные виды, таблица с перечислением

Рис. 1.3. Сущность памяти (по М. В. Гамезо, И. А. Домашенко)

Индивидуальные различия в памяти людей

Индивидуальные различия в па­мяти людей могут быть двух видов: с одной стороны, память разных людей отли­чается преобладанием той или иной модальности — зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, па­мять различных людей может отли­чаться и по уровню своей организа­ции.

Человек с наглядно-образным ти­пом памяти особенно хорошо запо­минает наглядные образы, цвет пред­метов, звуки, лица и т. п. Так, В. А. Моцарт, запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания.

При словесно-логическом типе па­мяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: поня­тия, формулы и т. п. Например, А. С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение, написан­ное другим автором, после двукратного его прочтения.

При эмоциональном типе памя­ти прежде всего сохраняются и вос­производятся пережитые человеком чувства.

См.: Развитие памяти у дошкольников (Дипломная работа).

Источник: https://psixologiya.org/obshhaya/pp/1644-osnovnye-vidy-pamyati.html

Виды памяти. Их краткая характеристика

Какие разновидности памяти есть у людей: основные виды, таблица с перечислением

По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.

Образная память — это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют:

  • зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету);
  • слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя);
  • вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов);
  • обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра);
  • тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло комнатной отопительной батареи).

Имеющаяся статистика показывает относительные возможности этих разновидностей памяти в учебном процессе. Так, при одноразовом прослушивании лекции (т.е. при использовании только слуховой памяти) студент на следующий день может воспроизвести лишь 10% ее содержания.

При самостоятельном зрительном изучении лекции (используется лишь зрительная память) эта цифра возрастает до 30%. Рассказ и наглядность доводят эту цифру до 50%.

Практическая отработка лекционного материала с использованием всех перечисленных выше видов памяти обеспечивает 90% успеха.

Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.

Эмоциональная память — это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации.

«Ну и злопамятный же ты!» — говорим мы человеку, который долго не может забыть нанесенную ему обиду и не в состоянии простить обидчика.Какие разновидности памяти есть у людей: основные виды, таблица с перечислением

Этот вид памяти воспроизводит ранее переживаемые человеком чувства или, как говорят, воспроизводит вторичные чувства. При этом вторичные чувства могут не только не соответствовать своим оригиналам (первоначально испытанным чувствам) по силе и смысловому содержанию, но и менять свой знак на противоположный.

Например, то, чего мы ранее опасались, теперь может стать желанным. Так, вновь назначенный на должность начальник, по слухам, слыл (и на первых порах таковым воспринимался) человеком более требовательным, чем предыдущий, что вызывало естественную тревогу у работников.

Читайте также:  Страх перед серьезными отношениями у мужчин и женщин: почему, как побороть фобию

Впоследствии же оказалось, что это не так: требовательность начальника обеспечила профессиональный рост сотрудников и увеличение их зарплаты.

Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать — необходимое условие психического здоровья человека.

Словесно-логическая, или семантическая, память -это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти. По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую.

О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания. Кстати, с возрастом механическая память имеет тенденцию ухудшаться.

Примером может служить «насильственное» запоминание слов, не связанных между собой по смыслу.

Логическая память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями. Ею постоянно пользуются, например, преподаватели: излагая новый лекционный материал, они периодически напоминают студентам о ранее введенных понятиях, относящихся к данной теме.

По степени осознанности запоминаемой информации различают имплицитную и эксплицитную память.

Имплицитная память — это память на материал, который человек не осознает. Процесс запоминания идет неявно, скрытно, независимо от сознания, недоступно непосредственному наблюдению.

Проявление такой памяти требует «запуска», в качестве которого может выступить потребность решить какую-то важную для данного момента задачу. При этом он не осознает те знания, которыми обладает.

В процессе социализации, например, человек воспринимает нормы и ценности своего общества без осознания основных теоретических принципов, которыми руководствуется в своем поведении. Это происходит как бы само собой.

Эксплицитная память базируется на сознательном использовании полученных ранее знаний. Для решения какой-либо задачи они извлекаются из сознания на основе припоминания, узнавания и т.п.

По характеру связи с целями деятельности различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память — след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели.

Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает.

Пример непроизвольной памяти — запечатление картины длинной очереди в кассу концертного зала.

Произвольная память — намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов.

Например, запоминание оперативным работником правоохранительных органов внешних признаков в облике преступника с целью его опознания и ареста при встрече.

Следует отметить, что сравнительная характеристика произвольной и непроизвольной памяти по прочности запоминания информации не дает абсолютных преимуществ ни одной из них.
 

По продолжительности сохранения образов различают мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.

Мгновенная (сенсорная) память — это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидности этой памяти:

  • иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза., затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 с образ увиденного й составит содержание этого вида памяти);
  • эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2-3 с после краткого слухового раздражителя).

Кратковременная (рабочая) память — это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением.

Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т.п.

) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.

Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций). Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.

Долговременная память — это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний.

Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга (например, при гипнозе, раздражении некоторых участков коры головного мозга слабым электрическим током).

Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.

Следует отметить, что по отношению к долговременной памяти кратковременная память представляет собой своеобразный «контрольно-пропускной пункт», через который воспринимаемые образы проникают в долговременную память при условии повторного приема. Без повторения образы теряются.

Иногда вводят понятие «промежуточная память», приписывая ей функцию первичной «сортировки» входной информации: наиболее интересная часть информации задерживается в этой памяти на несколько минут. Если в течение этого времени она не будет востребована, то возможна ее полная потеря.

В зависимости от целей исследования вводят понятия генетической (биологической), эпизодической, реконструктивной, репродуктивной, ассоциативной, автобиографической памяти.

Генетическая {биологическая) память обусловлена механизмом наследственности. Это «память веков», память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида.

Она сохраняет склонность человека к определенным видам поведения и образцам действия в конкретных ситуациях.

Через эту память передаются элементарные врожденные рефлексы, инстинкты и даже элементы физического облика человека.

Эпизодическая память касается хранения отдельных фрагментов информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (время, место, способ). Например, человек в поисках подарка другу наметил четкий маршрут обхода торговых точек, фиксируя подходящие вещи по местам расположения, этажам, отделам магазинов и лицам продавцов, работающих там.

Репродуктивная память состоит в повторном воспроизводстве путем припоминания оригинального сохраненного ранее объекта. Например, художник по памяти рисует картину (на основе припоминания) таежного пейзажа, который он созерцал, будучи в творческой командировке. Известно, что Айвазовский все свои картины создавал по памяти.

Реконструктивная память состоит не столько в воспроизводстве объекта, сколько в процедуре восстановления нарушенной последовательности стимулов в ее первоначальной форме. Например, инженер-технолог по памяти восстанавливает утерянную схему последовательности процессов изготовления сложной детали.

Ассоциативная память опирается на любые установленные функциональные связи (ассоциации) между запоминаемыми объектами. Человек, проходя мимо кондитерского магазина, вспомнил, что дома ему поручили купить к ужину торт.

Автобиографическая память — это память на события собственной жизни (в принципе, ее можно отнести к разновидности эпизодической памяти).

Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой. Действительно, например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень функционирования долговременной памяти. Вместе с тем объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.

Источник: https://psyera.ru/vidy-pamyati-ih-kratkaya-harakteristika-1403.htm

Виды памяти человека и процессы (Таблица)

Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.

Процессы памяти

Запоминание —> Сохранение —> Воспроизведение
Происходит закрепление нового материала путём связывания его с приобретенным ранее Определяется степенью участия материала в деятельности личности, то есть важностью для человека Происходит актуализация закрепленного материала путем извлечения его из долговременной памяти и передача в оперативную

Повторение — одно из важных условий запоминания. Для улучшения запоминания необходимо: выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц.

Виды памяти человека таблица

Виды памяти Определение Примеры
Двигательная Запоминание и воспроизведение движений. Лежит в основе обучения бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи. Игра в теннис, плавание, вязание, игра на музыкальных инструментах.Развита у спортсменов, танцоров
Эмоциональная (впервые ввел К.С. Станиславский ) Прочно сохраняет пережитые человеком чувства Сочувствие другим людям. Человек может побледнеть при одном воспоминании о пережитом страхе.
Смысловая (словесная) Запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесенных слов. Запоминание стихотворений, рассказов, очерков. Развита у артистов, певцов.
Образная Позволяет запоминать зрительные и звуковые образы, запахи, сопровождающие данную обстановку. Запоминание лиц людей, картин природы, музыкальные мелодии. Развита у музыкантов, писателей, художников
Непроизвольная это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить Благодаря ей формируется основная часть жизненного опыта человека
Произвольная это запоминание и воспроизведение, в котором присутствует специальная цель что-то запомнить Благодаря ей человек получает профессиональные и другие специальные знания
Кратковременная  очень краткое сохранение данных после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленного воспроизведения (в первые же секунды после восприятия материала).  Играет роль в функционировании механизмов накопления опыта 
Оперативная  вид кратковременной памяти. Обслуживает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия.  Чтение, списывание 
Долговременная  длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения.  Роль в функционировании механизмов накопления профессиональных знаний 

_______________

Источник информации: Резанова Е.А. Биология человека. В таблицах и схемах./ М.: 2008.

Источник: https://infotables.ru/biologiya/39-biologiya-chelovek/869-vidy-pamyati-cheloveka

4. Основные виды памяти

Существует
несколько основных подходов в классификации
памяти. В настоящее время в качестве
наиболее общего основания для выделения
различных видов памяти принято
рассматривать зависимость характеристик
памяти от особенностей деятельности
по запоминанию и воспроизведению.

При
этом отдельные виды памяти вычленяются
в соответствии с тремя основными
критериями: 1) по характеру психической
активности, преобладающей в деятельности,
память делят на двигательную, эмоциональную,
образную и словесно-логическую; 2) по
характеру целей деятельности — на
непроизвольную и произвольную; 3) по
продолжительности закрепления и
сохранения материала (в связи с его
ролью и местом в деятельности) — на
кратковременную, долговременную и
оперативную (рис. 3).

Рис.
3. Классификация основных видов памяти

Классификация
видов памяти по характеру психической
активности была впервые предложена
П.П.Блонским. Хотя все четыре выделенные
им вида памяти (двигательная, эмоциональная,
образная и словесно-логическая) не
существуют независимо друг от друга, и
более того, находятся в тесном
взаимодействии, Блонскому удалось
определить различия между отдельными
видами памяти.

Рассмотрим
характеристики этих четырех видов
памяти.

Двигательная
(или моторная) память

— это запоминание, сохранение и
воспроизведение различных движений.
Двигательная память является основой
для формирования различных практических
и трудовых навыков, равно как и навыков
ходьбы, письма и т. д.

Без памяти на
движения мы должны были бы каждый раз
учиться осуществлять соответствующие
действия. Правда, при воспроизведении
движений мы не всегда повторяем их
точь-в-точь в том же виде, как раньше.

Некоторая изменчивость их, отклонение
от первоначальных движений, несомненно,
имеется. Но общий характер движений все
же сохраняется.

Например, такая
устойчивость движений вне зависимости
от обстоятельств характерна для движений
письма (почерк) или наших некоторых
двигательных привычек: как мы подаем
руку, приветствуя своего знакомого, как
мы пользуемся столовыми приборами и
т.д.

Наиболее
точно движения воспроизводятся в тех
условиях, в которых они выполнялись
ранее. В совершенно новых, непривычных
условиях мы часто воспроизводим движения
с большим несовершенством.

Нетрудно
повторить движения, если мы привыкли
выполнять их, пользуясь определенным
инструментом или с помощью каких-то
конкретных людей, а в новых условиях мы
оказались лишены этой возможности.
Также очень сложно повторить движения,
если они раньше были частью какого-то
сложного действия, а сейчас их надо
воспроизвести отдельно.

Все это
объясняется тем, что движения
воспроизводятся нами не изолированно
от того, с чем они были раньше связаны,
а только на основе уже образовавшихся
ранее связей.

Читайте также:  Как почерк характеризует личность: можно ли узнать психологический портрет

Двигательная
память у ребенка возникает очень рано.
Ее первые проявления относятся к первому
месяцу жизни. Первоначально она выражается
только в двигательных условных рефлексах,
вырабатывающихся у детей уже в это
время.

В дальнейшем запоминание и
воспроизведение движений начинают
принимать сознательный характер, тесно
связываясь с процессами мышления, воли
и др.

Особо следует отметить, что к концу
первого года жизни двигательная память
достигает у ребенка такого уровня
развития, который необходим для усвоения
речи.

Следует
отметить, что развитие двигательной
памяти не ограничивается периодом
младенческого возраста или первых лет
жизни. Развитие памяти происходит и в
более позднее время.

Так, двигательная
память у детей дошкольного возраста
достигает уровня развития, позволяющего
уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением
письменной речью.

Поэтому на разных
ступенях развития проявления двигательной
памяти качественно неоднородны.

Эмоциональная
память

— это память на чувства. Данный вид
памяти заключается в нашей способности
запоминать и воспроизводить чувства.

Эмоции всегда сигнализируют о том, как
удовлетворяются наши потребности и
интересы, как осуществляются наши
отношения с окружающим миром. Поэтому
эмоциональная память имеет очень важное
значение в жизни и деятельности каждого
человека.

Пережитые и сохраненные в
памяти чувства выступают в виде сигналов,
либо побуждающих к действию, либо
удерживающих от действий, вызвавших в
прошлом отрицательные переживания.

Следует
отметить, что воспроизведенные, или
вторичные, чувства могут значительно
отличаться от первоначальных. Это может
выражаться как в изменении силы чувств,
так и в изменении их содержания и
характера.

По
силе воспроизведенное чувство может
быть слабее или сильнее первичного.
Например, горе сменяется печалью, а
восторг или сильная радость — спокойным
удовлетворением; в другом случае, обида,
перенесенная раньше, при воспоминании
о ней обостряется, а гнев — усиливается.

Существенные
перемены могут произойти и в содержании
нашего чувства. Например, то, что раньше
переживалось нами как досадное
недоразумение, со временем может
воспроизводиться как забавный случай,
или то событие, которое было испорчено
мелкими неприятностями, со временем
начинает вспоминаться как весьма
приятное.

Первые
проявления памяти у ребенка наблюдаются
к концу первого полугода жизни. В это
время ребенок может радоваться или
плакать при одном лишь виде того, что
раньше доставляло ему удовольствие или
страдание.

Однако начальные проявления
эмоциональной памяти существенно
отличаются от более поздних.

Это отличие
заключается в том, что если на ранних
этапах развития ребенка эмоциональная
память носит условно-рефлекторный
характер, то на более высоких ступенях
развития эмоциональная память является
сознательной.

Образная
память

— это память на представления, картины
природы и жизни, а также на звуки, запахи,
вкусы и др. Суть образной памяти
заключается в том, что воспринятое
раньше воспроизводится затем в форме
представлений.

Характеризуя образную
память, следует иметь в виду все те
особенности, которые характерны для
представлений, и прежде всего их
бледность, фрагментарность и неустойчивость.
Эти характеристики присущи и для данного
вида памяти, поэтому воспроизведение
воспринятого раньше нередко расходится
со своим оригиналом.

Причем с течением
времени эти различия могут существенно
углубляться.

Отклонение
представлений от первоначального образа
восприятия может идти по двум путям:
смешение образов или дифференциация
образов.

В первом случае образ восприятия
теряет свои специфические черты и на
первый план выступает то общее, что есть
у объекта с другими похожими предметами
или явлениями.

Во втором случае черты,
характерные для данного образа, в
воспоминании усиливаются, подчеркивая
своеобразие предмета или явления.

Особо
следует остановиться на вопросе о том,
от чего зависит легкость воспроизведения
образа. Отвечая на него, можно выделить
два основных фактора. Во-первых, на
характер воспроизведения влияют
содержательные особенности образа,
эмоциональная окраска образа и общее
состояние человека в момент восприятия.

Так, сильное эмоциональное потрясение
может вызвать даже галлюцинаторное
воспроизведение виденного. Во-вторых,
легкость воспроизведения во многом
зависит от состояния человека в момент
воспроизведения.

Припоминание виденного
наблюдается в яркой образной форме чаще
всего во время спокойного отдыха после
сильного утомления, а также в дремотном
состоянии, предшествующем сну.

Точность
воспроизведения в значительной мере
определяется степенью задействования
речи при восприятии. То, что при восприятии
было названо, описано словом, воспроизводится
более точно.

Следует
отметить, что многие исследователи
разделяют образную память на зрительную,
слуховую, осязательную, обонятельную,
вкусовую. Подобное разделение связано
с преобладанием того или иного типа
воспроизводимых представлений.

Образная
память начинает проявляться у детей
примерно в то же время, что и представления,
т. е. в полтора-два года.

Если зрительная
и слуховая память обычно хорошо развиты
и играют ведущую роль в жизни людей, то
осязательную, обонятельную и вкусовую
память в известном смысле можно назвать
профессиональными видами памяти.

Как
и соответствующие ощущения, эти виды
памяти особенно интенсивно развиваются
в связи со специфическими условиями
деятельности, достигая поразительно
высокого уровня в условиях компенсации
или замещения недостающих видов памяти,
например, у слепых, глухих и т. д.

Словесно-логическая
память

выражается в запоминании и воспроизведении
наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим
мысли, возникшие у нас в процессе
обдумывания, размышления, помним
содержание прочитанной книги, разговора
с друзьями.

Особенностью
данного вида памяти является то, что
мысли не существуют без языка, поэтому
память на них и называется не просто
логической, а словесно-логической.

При
этом словесно-логическая память
проявляется в двух случаях: а) запоминается
и воспроизводится только смысл данного
материала, а точное сохранение подлинных
выражений не требуется; б) запоминается
не только смысл, но и буквальное словесное
выражение мыслей (заучивание мыслей).

Если в последнем случае материал вообще
не подвергается смысловой обработке,
то буквальное заучивание его оказывается
уже не логическим, а механическим
запоминанием.

Оба
этих вида памяти могут не совпадать
друг с другом. Например, есть люди,
которые хорошо запоминают смысл
прочитанного, но не всегда могут точно
и прочно заучить материал наизусть, и
люди, которые легко заучивают наизусть,
но не могут воспроизвести текст «своими
словами».

Развитие
обоих видов словесно-логической памяти
также происходит не параллельно друг
другу. Заучивание наизусть у детей
протекает иногда с большей легкостью,
чем у взрослых. В то же время в запоминании
смысла взрослые, наоборот, имеют
значительные преимущества перед детьми.

Это объясняется тем, что при запоминании
смысла прежде всего запоминается то,
что является наиболее существенным,
наиболее значимым. В этом случае очевидно,
что выделение существенного в материале
зависит от понимания материала, поэтому
взрослые легче, чем дети, запоминают
смысл.

И наоборот, дети легко могут
запомнить детали, но гораздо хуже
запоминают смысл.

В
словесно-логической памяти главная
роль отводится второй сигнальной
системе, поскольку словесно-логическая
память — специфически человеческая
память, в отличие от двигательной,
эмоциональной и образной, которые в
простейших формах свойственны и животным.
Опираясь на развитие других видов
памяти, словесно-логическая память
становится ведущей по отношению к ним,
и от уровня ее развития в значительной
степени зависит развитие всех других
видов памяти.

Мы
уже говорили, что все виды памяти тесно
связаны друг с другом и не существуют
независимо друг от друга.

Например,
когда мы овладеваем какой-либо двигательной
деятельностью, мы опираемся не только
на двигательную память, но и на все
остальные ее виды, поскольку в процессе
овладения деятельностью мы запоминаем
не только движения, но и данные нам
объяснения, наши переживания и впечатления.
Поэтому в каждом конкретном процессе
все виды памяти взаимосвязаны.

Существует,
однако, и такое деление памяти на виды,
которое прямо связано с особенностями
самой выполняемой деятельности. Так, в
зависимости от целей деятельности
память делят на непроизвольную
и произвольную.

В первом случае имеется в виду запоминание
и воспроизведение, которое осуществляется
автоматически, без волевых усилий
человека, без контроля со стороны
сознания. При этом отсутствует специальная
цель что-то запомнить или припомнить,
т. е. не ставится специальная мнемическая
задача.

Во втором случае такая задача
присутствует, а сам процесс требует
волевого усилия.

Непроизвольное
запоминание не обязательно является
более слабым, чем произвольное. Напротив,
часто бывает так, что непроизвольно
запомненный материал воспроизводится
лучше, чем материал, который специально
запоминался.

Например, непроизвольно
услышанная фраза или воспринятая
зрительная информация часто запоминается
более надежно, чем если бы мы пытались
запомнить ее специально.

Непроизвольно
запоминается материал, который оказывается
в центре внимания, и особенно тогда,
когда с ним связана определенная
умственная работа.

Существует
также деление памяти на кратковременную
и долговременную.
Кратковременная память — это вид памяти,
характеризующийся очень кратким
сохранением воспринимаемой информации.

С одной точки зрения кратковременная
память чем-то похожа на непроизвольную.
Так же как и в случае с непроизвольной
памятью, при кратковременной памяти не
используются специальные мнемические
приемы.

Но в отличие от непроизвольной,
при кратковременной памяти для запоминания
мы предпринимаем определенные волевые
усилия.

Проявлением
кратковременной памяти является тот
случай, когда испытуемого просят
прочитать слова или предоставляют для
их запоминания очень мало времени (около
одной минуты), а потом просят сразу
воспроизвести то, что он запомнил.
Естественно, что люди различаются по
количеству запоминаемых слов. Это
происходит потому, что они обладают
различным объемом кратковременной
памяти.

Объем
кратковременной памяти индивидуален.
Он характеризует природную память
человека и сохраняется, как правило, в
течение всей жизни. Объем кратковременной
памяти характеризует способность
механически, т. е. без использования
специальных приемов, запоминать
воспринимаемую информацию.

Кратковременная
память играет очень большую роль в жизни
человека. Благодаря ей перерабатывается
значительный объем информации, сразу
же отсеивается ненужная и остается
потенциально полезная. Вследствие этого
не происходит перегрузки долговременной
памяти. В целом же кратковременная
память имеет огромное значение для
организации мышления, и в этом она очень
похожа на оперативную память.

Понятием
оперативная
память

обозначают мнемические процессы,
обслуживающие непосредственно
осуществляемые человеком актуальные
действия, операции. Когда мы выполняем
какое-либо сложное действие, например
арифметическое, то осуществляем его по
частям.

При этом мы удерживаем «в уме»
некоторые промежуточные результаты до
тех пор, пока имеем с ними дело. По мере
продвижения к конечному результату
конкретный «отработанный» материал
может забываться. Аналогичное явление
мы наблюдаем при выполнении любого
более или менее сложного действия.

Части
материала, которыми оперирует человек,
могут быть различными (например, ребенок
начинает читать со складывания букв).
Объем этих частей, так называемых
оперативных единиц памяти, существенно
влияет на успешность выполнения той
или иной деятельности.

Поэтому для
запоминания материала имеет большое
значение формирование оптимальных
оперативных единиц памяти.

Без
хорошей кратковременной памяти невозможно
нормальное функционирование долговременной
памяти.

В последнюю может проникнуть и
надолго отложиться лишь то, что когда-то
было в кратковременной памяти, поэтому
кратковременная память выступает в
виде своеобразного буфера, который
пропускает лишь нужную, уже отобранную
информацию в долговременную память.

При этом переход информации из
кратковременной в долговременную память
связан с рядом особенностей. Так, в
кратковременную память в основном
попадают последние пять-шесть единиц
информации, полученной через органы
чувств. Перевод из кратковременной
памяти в долговременную осуществляется
благодаря волевому усилию.

Причем в
долговременную память можно перевести
информации гораздо больше, чем позволяет
индивидуальный объем кратковременной
памяти. Это достигается путем повторения
материала, который надо запомнить. В
результате происходит наращивание
общего объема запоминаемого материала.

Источник: https://studfile.net/preview/6327437/page:5/

Ссылка на основную публикацию