Как развить внимание взрослым и детям: способы и приемы для его улучшения

Человеческий мозг устроен так, что не может сосредоточиться одновременно даже на двух вещах — в один момент времени мы способны делать только одно дело.

Многие ищут способы улучшить внимание, поскольку именно высокая концентрация помогает быстро решить проблему и перейти к решению следующей.

Свойство решать одномоментно одну задачу объясняется ограниченными возможностями мозга, и когда внимание рассеяно, то даже простые решения даются с трудом. Однако при умении сосредоточиться на проблеме мы быстро получаем то, что нам нужно, и переходим к следующему делу.

Причины ухудшения концентрации

Резкое снижение внимания, как правило, вызвано нарушениями функции головного мозга, известными под общим названием «астенический синдром»:

  • Истощение нервной системы: стрессы, переутомление, недосыпание, депрессии;
  • Недостаток витамина В12: такой дефицит наступает при множестве заболеваний — от анемии до алкоголизма;
  • Болезни эндокринной системы: щитовидной железы, надпочечников, органов репродукции;
  • Послеродовой период: снижается иммунитет, появляется психо-эмоциональная неустойчивость;
  • Отмирание клеток мозга: болезнь Альцгеймера, посттравматическая энцефалопатия.

Такие причины характерны для запущенных стадий процесса. Однако вначале снижение внимания может быть вызвано обычной нехваткой кислорода или перегруженностью информацией. В последнем случае мозг может просто счесть какие-то данные незначительными и просто не запомнить их.

Как улучшить концентрацию внимания

Как развить внимание взрослым и детям: способы и приемы для его улучшения

Способность фокусироваться на проблеме, как правило, зависит от трех основных факторов:

  1. Окружение: удобство, отсутствие раздражителей, предметы обстановки;
  2. Питание: достаточное количество воды, обязательно завтрак, прогулки (насыщение мозга кислородом);
  3. Образ мышления: фокусирование только на одном деле, расстановка приоритетов, чередование простых и сложных задач.

Существует множество приемов и методик, позволяющих добиться прекрасных результатов в повышении способности концентрироваться. Испробуйте несколько, чтобы выбрать самую эффективную в вашем случае.

Наблюдайте за собой

Самый начальный этап — проведение анализа своего поведения.

Когда вы не можете решить какую-либо задачу, попробуйте «выйти из себя» и понаблюдать со стороны за своими действиями: часто взгляд стороннего человека может увидеть то, что нам самим не видно.

Вы сможете определить факторы, которые мешают вам сосредоточиться: это могут быть посторонние раздражители или неудобная поза, отвлечение на другие дела или сложность умственных усилий. Проведя анализ своего поведения, вы сможете подобрать самые эффективные способы для развития способности концентрации.

Если вам тяжело сделать это сразу, выберите человека, который достиг высоких результатов в определенной области, и постарайтесь проанализировать и перенять его приемы.

Соберитесь с мыслями

Как развить внимание взрослым и детям: способы и приемы для его улучшения

Если дело не представляется нам особенно важным, то и сосредоточиться на нем будет трудно. Оцените степень значимости решения проблемы для себя и своих близких, не отвлекаясь на другие задачи. Отбросьте все мысли и «срочные дела», такие как просматривания почты или общения в социальных сетях.

Реально оцените свои возможности и степень желания решить проблему. После этого постарайтесь найти оптимальные пути осуществления своих замыслов и начинайте действовать.

Планируйте

Составление поэтапного плана помогает не только повысить концентрацию внимания, но и воочию показывает вам продвижение на пути к поставленной цели.

А это уже немалый стимул для реализации замыслов. Постарайтесь составить план как можно более подробно, с детализацией задач и этапов. Важным пунктом является также указание временных рамок. Ведь наш мозг привык экономить ресурсы и будет всеми силами сопротивляться повышению нагрузки.

Однако если временные рамки ограничены, то для ощущения «все идет как надо» вы будете вынуждены их придерживаться. Чаще заглядывайте в свой план — это поможет держать в голове поставленную задачу.

Как развить внимание взрослым и детям: способы и приемы для его улучшения

Не переутомляйтесь

Стараясь решить свою проблему, внимательно следите за нагрузками: даже обладатели железного здоровья не в силах эффективно заниматься умственной работой 24 часа в сутки. Поэтому расставьте приоритеты и планируйте только такой объем, который сможете выполнить без ущерба для здоровья и качества поставленной задачи.

Если вы решите, что способны на большее, постепенно повышайте нагрузки, однако это решение должно быть обоснованным.

Проверьте, сколько заданий вы запланировали и сколько успешно выполнили. Если показатели не совпадают, следует снизить нагрузку.

Высыпайтесь

Как развить внимание взрослым и детям: способы и приемы для его улучшения

Методики развития внимания предусматривают такие способы, как полная концентрация на поставленной задаче и минимальное отвлечение на посторонние факторы. Иногда это влечет за собой переутомление и плохое самочувствие.

Разным людям для нормального самочувствия требуется разное количество сна, но оно всегда должно быть достаточным — в противном случае вы не сможете полноценно концентрироваться на решении поставленных задач.

Делайте паузы

Смена рода занятий дает отдых мозгу, после которого его способность к концентрации повышается. Делайте короткие перерывы (5-15 минут) через определенные промежутки времени. Используйте их для прогулок, принятия душа или коротких разговоров, гимнастики для тела или глаз — главное, чтобы ваш мозг получил передышку.

Обязательно проветривайте помещение — кислород так же необходим для полноценной работы мозга, как и питание.

Устанавливайте цели

Важная составляющая при решении любой задачи — определение цели. Если такая цель определена, то для ее реализации достаточно разбить путь на этапы и решать задачу постепенно (при долговременной задаче). Когда же усилия прикладываются бессистемно, то происходит распыление энергетических ресурсов, а цель так и остается нереализованной.

Проводите время на природе

Как развить внимание взрослым и детям: способы и приемы для его улучшения

Во время прогулок на природе происходит отключение от суеты и забот, что приводит к восстановлению нервных процессов в мозге.

Если вы не знаете, как улучшить внимательность во время интенсивной работы, просто выйдите на пешую прогулку — причем постарайтесь это сделать в парке или сквере, а не на городских улицах, где полно сторонних раздражителей. Вы восстановите свой «умственный резервуар» и попутно насытите его кислородом.

Делайте упражнения на внимание

Таких упражнений придумано множество, самые простые из них:

  • Рассмотрите какой-нибудь предмет из своего окружения, а затем, закрыв глаза, постарайтесь описать все детали, которые запомнили. Во второй раз попробуйте запомнить больше мелочей. Хороший результат — 9 деталей с первого раза;
  • Максимальной концентрации на одном предмете (или образе) можно добиться, рассматривая этот предмет или думая о нем в течение 5 минут. Отвлекаться на посторонние мысли нельзя, а при достижении результата следует постепенно увеличивать время концентрации.

Упражнения повышенной сложности позволят ускорить процесс развития концентрации:

  • Правой и левой рукой попробуйте рисовать разные фигуры одновременно. Например, круги и треугольники. У фигур должна быть максимально сохранена форма. Если получится нарисовать более 5 фигур за минуту, то результат прекрасный.

[table “2” not found /]

Советы

Как развить внимание взрослым и детям: способы и приемы для его улучшения

Несколько приемов развития внимания способны придать вашей жизни новые краски, вывести вас на более высокий уровень в достижении жизненных целей. Не жалейте времени, экспериментируйте, попробуйте такие техники, как:

  • Сердце розы
  • Випассана
  • Часы

Тренируйте память и медитируйте, развивайте силу воли и усложняйте задания, расставляйте приоритеты. Выполняйте различные упражнения, следите за своим здоровьем и питанием, организуйте и распланируйте свою жизнь — это поможет систематизировать усилия и направить их в нужное вам русло.

Источники

  1. Не отвлекайте меня. Как сохранить высокую концентрацию несмотря ни на что. Эдвард Хэлловэлл;
  2. Основы сомнологии: физиология и нейрохимия цикла «бодрствование – сон» В. М. Ковальзон;
  3. Движение ума. Концентрация внимания: Том Вуджек;
  4. Attention. Curator: Lawrence M. Ward. (http://www.scholarpedia.org/article/Attention);
  5. Правило 4-х секунд. Остановись. Подумай. Сделай. Питер Брегман.

Источник: https://smartguy.ru/razvitie-kontsentratsii-vnimaniya/

Как повысить внимательность: 5 специальных упражнений

Упражнения и советы, как повысить внимательность. Тренируйте свое внимание, и хорошие результаты не заставят себя ждать.

  • Помните детский стишок Самуила Маршака о рассеянном гражданине с улицы Бассейной, который постоянно все забывал и перепутывал, а вместо шляпы носил на голове сковороду?
  • А ведь если бы этот гражданин знал, как повысить внимательность, то проблем бы в его жизни было гораздо меньше.
  • Если вы не хотите повторить судьбу этого литературного героя, выставляя себя на всеобщее посмешище из-за неумения концентрировать внимание, то это статья вам точно пригодится.

Для чего нужно тренировать внимательность?

  1. Некоторым людям кажется, что, если они не выходят из дому в разных носках и способны с третьего раза запомнить лицо нового сотрудника, то никаких проблем с внимательностью у них нет и тренировать ничего не нужно.
  2. Как же вы ошибаетесь.
  3. Видеть полную картину, не обращая внимания на детали, − невозможно.

  4. Если вы вообще не способны сконцентрироваться на деталях, то бегом тренировать внимательность.
  5. Ну, вот представьте, что вы стали свидетелем какого-то преступления и, как честный человек, решили о нем доложить в полицию.

  6. Но из-за своей невнимательности все, что вы можете сказать о преступнике – то, что это был мужчина.
  7. Вы не запомнили ни цвет его волос, ни рост, ни приблизительный возраст, ни то, во что он был одет.

  8. Вы стоите перед полицейским и понимаете, что не сможете, ни фоторобот составить, не опознать преступника, даже если полиция его арестует.
  9. Все!
  10. Из-за вашей невнимательности одним преступником на улицах города станет больше.

  11. Конечно, шутки шутками, но внимательность – жизненно важная штука, которая помогает и в профессиональной жизни, и в личной.
  12. Думаю те, кто не слишком умеете концентрировать свое внимание, сейчас согласно кивают головами.
  13. Именно поэтому развить внимательность – первоочередная задача для рассеянных людей.

Простые, но эффективные способы, как повысить внимательность

  • Я понимаю, что выполнение специальных упражнений – это скучно, на них жаль времени, да и заставить себя что-то делать − ой, как сложно.
  • Но сама по себе внимательность не улучшится.
  • Если вы действительно стараетесь разобраться, как развить внимательность, то придется приложить некоторые усилия для достижения цели.
  • Вот вам для начала несколько простых способов, благодаря которым можно тренировать внимательность:
  1. Ведите дневник.

    Но постарайтесь, чтобы это были не сопливые переживания «жизнь – какашка, меня никто не любит», а описания событий, которые с вами случаются, портреты людей, с которыми вы знакомитесь, здания, которые вас впечатляют и т.д.

    Время от времени перечитывайте написанное и вносите изменения, если вспоминаете какие-то детали.

  2. Если у вас проблемы не только с внимательностью, но и с памятью, то записывайте имена и фамилии людей, с которыми вы недавно познакомились (можно даже добавлять небольшую характеристику), адреса и телефоны, списки дел и покупок и т.д.

    Постоянно работайте с записями, делая работу над ошибками.

    Так вы будете тренировать и память и внимательность.

    1. Добейтесь эффекта постоянного присутствия.
    2. Вот сколько раз вы уплывали мыслями куда-то далеко, отключаясь от того, что говорит собеседник, или прятались за темными очками и наушниками от шума маршрутки, полностью уходя в себя?
    3. Перестаньте это делать.
    4. Как только поймали себя на том, что мыслями вы уплываете куда-то далеко, немедленно возвращайтесь назад.

Что нам мешает улучшить внимательность?

  • Естественно, главный наш враг – мы сами и наша лень.
  • Проще всего отделаться фразой «Я уж таким уродился» и перестать работать над собой.
  • Если вам нравится такая трусливая позиция, то я не имею возражений.
  • Если же вы не желаете всю жизнь играть роль рассеянного человека, то придется потрудиться, чтобы развить внимательность.
  • Если говорить о других факторах, которые вредят нашей внимательности, то это:
    1. Разнообразные отвлекалки.
    2. Вот взять, к примеру, интернет.

    3. Какую бы страницу сайта вы не открыли, в глаза так и лезет настырная реклама.
    4. Если вы просто убиваете время в интернете, то это одно дело, а вот работе все это страшно мешает.
    5. Варианта два – отключить рекламу и сообщения или же – развить свою внимательность настолько, чтобы ничто не отвлекало вас.

    • Усталость.
    • Концентрировать внимание в первой половине дня, когда вы хорошо выспались, гораздо легче, чем под вечер, когда вы уже порядком устали.
    • Вот почему все психологи рекомендуют наиболее важные дела делать до обеда.
    • Вы можете сохранять трудоспособность и внимательность на протяжение всего дня, если будете высыпаться и полноценно отдыхать.

Как развить феноменальную память?

5 специальных упражнений, чтобы повысить внимательность

Как развить внимание взрослым и детям: способы и приемы для его улучшения

Пытаясь найти ответ на вопрос «Как улучшить внимательность?», упорные люди готовы тратить свое время и силы на выполнение специальных упражнений.

Если вы относитесь к их числу, то вот вам несколько простых, но эффективных методик:

    1. Смотри в течение 10 секунд на незнакомую картинку с множеством деталей.
    2. Теперь закрой глаза и постарайся перечислить все детали, которые запомнил.
    3. Если назвал меньше 5, то тренировать внимательность придется еще долго.
    • Возьмите в левую и правую руку по карандашу.
    • Рисуйте обеими руками одновременно геометрические фигуры.
    • Старайтесь, чтобы размер и форма обоих рисунков были одинаковыми.
  1. Посмотрите на это число: 489561348526419569724.

    А теперь скажите, какие из трех цифр, что идут по порядку, дают в сумме 15, 12, 22, 11, 13?

    1. Поставьте возле телевизора, по которому идет интересная передача, часы с секундной стрелкой.
    2. Теперь в течение 2-ух минут смотрите на секундную стрелку, не переводя взгляд на экран телевизора.
    3. Когда время выйдет, перескажите себе то, что случилось в передачи за то время, пока вы смотрели на часы.
    4. Если не можете ничего вспомнить, то вам пока не удалось развить внимательность.
  2. Возьмите длинное слово, например, «параллелограмм» и составьте из его букв максимальное количество небольших слов.

Читайте также:  Переписка с мужчиной и его заинтересованность: как завлечь парня на расстоянии

В видеоролике ниже представлены еще 3 эффективных упражнения

на тренировку внимательности:

Как еще можно улучшить внимательность?

  • Мне жаль, если у вас сложилось ошибочное мнение, что тренировка внимательности – это обязательно скучное занятие.
  • А ведь это можно делать при помощи интересной игры.
  • Например:
    1. Игра «Найди отличия».

    2. Если в детстве родители выписывали для вас журналы, то вы знаете, что почти в каждом номере печатались две картинки с небольшими отличиями, и малышам предлагалось эти самые отличия отыскать.
    3. Играть в нее интересно и во взрослом возрасте, тем более что картинок, которые предлагают тренировать внимательность, в интернете навалом.

    Вот, к примеру, на этом сайте много таких игр онлайн: http://www.123igry.ru/igra/naidi_otlichiia_v_kartinkakh1/

    • Игра «Что изменилось».
    • Встречи с друзьями, не обязательно превращать в жуткие попойки.
    • Можно проводить с пользой время, особенно, если еще кто-то из ваших друзей страдает от недостатка внимательности.
    • Например, в нашей компании любили такую игру, что помогает тренировать внимательность: один участник выходит из комнаты, а остальные меняются предметами одежды или аксессуарами; когда участник возвращается, указывает, что изменилось.
  1. Тесты на внимательность.

    Опять же, в сети есть множество разнообразных тестов, которые помогают тренировать внимательность.

    Часто в социальных сетях кто-то запускает игру, типа «Сколько лиц вы видите на картинке» и т.д.

    Вот вам для примера такая картинка, на которой нужно отыскать три божьи коровки и младенческое лицо.

Как развить внимание взрослым и детям: способы и приемы для его улучшения

Если вы действительно обеспокоены тем, как тренировать внимательность, то не будете лениться выполнять упражнения, играть в полезные игры, разгадывать ребусы и головоломки, работать над концентрацией внимания.

В этом случае хорошие результаты не заставят себя ждать.

  • Твиттер

Источник: https://dnevnyk-uspeha.com/psihologiya/kak-povysit-vnimatelnost.html

6 способов вернуть внимание ребенка на занятии | Наталья Лукша

Такому ребенку сложно в школе, и мама пытается найти поддержку со стороны других родителей.

Под подобными постами появляется множество комментариев о том, что такое поведение вполне нормально, нужно подождать, ребенок адаптируется. Возможно, это и так. Но не во всех случаях. Иногда требуется помощь нейропсихолога или невролога.

Это взгляд с позиции «мама и ребенок».

А если на это посмотреть со стороны учителя, у которого кроме этого ребенка есть еще двадцать девять других? И у каждого свои особенности, причуды и веселые затеи? Как ему быть в такой ситуации?

Проблемы с дисциплиной часто возникают и в группах дошкольников

Если такое случается нечасто, то опытному педагогу не составит труда привлечь внимание «нарушителей спокойствия». Но что если они столь изощрённы в своих выдумках, что перетягивают все внимание группы на себя? И если веселые затеи так и сыпятся из них, как из рога изобилия?

Опыт работы по программе подготовки к школе «Читайка» Тамары Ломбиной подсказал нам несколько способов мягко и бережно вернуть внимание ребенка, не нарушая при этом его внутренней гармонии. Расскажу о наших находках.

Способ 1. Удивить детей

Заговорите шепотом, в другой тональности или пригласите сказочного посредника.

Пусть, например, появится любимый герой и заплачет от огорчения, что кто-то мешает занятию, путешествию в сказку. Все начинают успокаивать его, в том числе и забияка («нарушитель»).

Когда ребенок справится с собой, сказочный персонаж должен похвалить ребенка.

Способ 2. Увеличить темп занятия

Для этого вы должны быть тщательно готовы к занятию, свободно владеть материалом, не подглядывая в конспект. И при необходимости быть в состоянии быстро поменять задания местами, чтобы переключить внимание детей.

Способ 3. Попросить помощи у самого активного ребенка

Пусть он раздаст клей или карандаши для поделки, разложит листочки с заданиями. Можно взять ребенка за руку или посадить к себе на колени и вместе с ним продолжить занятие.

Способ 4. Приучить детей к стоп-сигналам

Можно выработать условную фразу (например, слова «стоп-игра»), жест (рука вверх) или прикосновение (положить руку на плечо), которые всегда будут означать, что ребенку нужно остановиться и обратить внимание на учителя.

Способ 5. Поменять вид деятельности

Попойте гласные, поиграйте в дутибол (футбол теннисным мячиком при помощи дыхания), сделайте самомассаж колючими мячиками или шишками, походите по ортопедической дорожке, поползайте под столами.

Способ 6. Напомнить о «групповых правилах»

Желательно на занятиях ввести общие для группы правила. Все дети берутся за руки, и все вместе произносят слова правил, при помощи которых можно попасть в сказочное путешествие.

Возможны такие: «Дружно, весело играем — никому мы не мешаем» (перед чтением рассказа, чтобы дети не загораживали друг другу текст), или «Дружно, весело играем — ничего мы не хватаем» (если педагог дает материалы для самостоятельной работы).

Если дети подрались: все вместе беремся за руки и произносим: «Дружно, весело играем — никого не обижаем», а потом «виновники» должны помириться мизинчиками: «Мирись, мирись и больше не дерись».

Но иногда сделать замечание необходимо

Если не удалось направить энергию ребенка в «мирное русло», нужно с ним поговорить. Как это лучше сделать?

Можно сказать нужные слова от лица сказочного посредника

Только ни в коем случае не пугать страшными персонажами, например, «вас заберет баба Яга».

Допустимый вариант — появляется отрицательный герой и говорит: «Ты, наверное, тоже хочешь быть моим сыночком, ты — такой молодец, ведешь себя точь-в-точь, как мой родной ребенок».

Подать сигнал помощнику педагога, чтобы он сделал замечание незаметно

— так, чтобы не привлекать внимание всей остальной группы. Помощнику нужно опуститься к ребенку и прошептать замечание на ухо.

Сделать замечание самостоятельно

Если ситуация не позволяет привлечь помощника и сказочного посредника, педагогу следует опуститься на один уровень с ребенком и сказать, что он делает не так. Говорить надо глядя ему в глаза, а не сверху вниз, и — негромко.

Посадить ребенка на «волшебный стульчик»

Это самый серьезный вид «наказания». Использовать его следует только в том случае, если ребенок поступает очень плохо или находится в состоянии крайнего возбуждения.

С обратной стороны стульчика или на спинке мы наклеиваем картинку с солнцем или другим позитивным изображением. И комментируем так: «На этом стульчике любят отдыхать дети солнышка, солнечные зайчики. Когда они расшалятся, мама Солнышко их туда сажает. Он успокаивает и помогает вспомнить ребенку, что такое хорошо и что такое плохо».

Наказанный ребенок всегда должен находиться лицом к группе.

Необходимо поддержать ребенка эмоционально

— после того, как ему было сделано замечание. Если ребенок успокоился, педагог или помощник должны поощрить его улыбкой или поглаживанием. Или можно прямо высказать свое одобрение: «Как мне нравится, что ты….»

Дисциплинарные методы, которые использовать на занятиях категорически нельзя:

Выключать свет.

Использовать мотивацию вины и стыда, если речь идет о том, что ребенок что-то забыл, не понял, не услышал или не знает.

Например, нельзя говорить: «Посмотрите на Катю, она не знает…», «Посмотрите на Петю, как ему не стыдно, он сделал то-то и то», «Как тебе не стыдно! Ты не слышал, что я говорю». Необходимо, не упрекая ребенка, напомнить или разъяснить ситуацию.

Заставлять ребенка сидеть в не удобном для него положении.

Каждый ребенок имеет право занимать комфортную позу: лечь на пол, если устал, слушать стоя, даже если остальные сидят, или сидеть так, как ему нравится.

Важное исключение из правила — это ситуации, когда мы пишем или рисуем. Необходимо следить за правильной осанкой даже в группах трехлеток.

Во время письма ноги должны «дружить» (быть вместе), а правая рука должна лежать так, чтобы локоть не свешивался. Объясняем, что только так у нас будут получаться красивые рисунки и буквы.

Делать замечание ребенку, если ему необходим отдых.

Если ребенок отвлекся, но при этом не мешает другим (отошел в сторону и не выполняет задание), помощник педагога может попытаться его заинтересовать, взять за руку, поглаживая по спинке, и тихонько ему сказать: «Сейчас будет интересно, пойдем, посмотрим, а то пропустим».

Если ребенок отошел в сторону, не выполняет задание и настаивает на том, что не хочет присоединяться к группе, помощник должен спросить: «Ты, может быть, устал?» Если устал, то надо предложить прилечь и отдохнуть.

Если к нему присоединятся другие дети, то можно сделать релаксационный период для всей группы под спокойную музыку: «Отправляемся на ковре-самолете в лето, отдохнем и позагораем, наберемся сил от солнышка и продолжим путешествие».

А какие способы «привести детей в чувство» во время занятия используете вы? Поделитесь, пожалуйста, опытом в х.

Источник: https://bestbabyclub.ru/attention/

Как улучшить концентрацию внимания ребенка – Развитие ребенка

Если вам часто приходиться говорить ребенку «Сосредоточься!», информация о творческих и конструктивных способах улучшения его внимания, представленная в данной статье, может оказаться для вас полезной.

Зачастую, дети в возрасте пяти-семи лет концентрируют свое внимание только тогда, когда хотят. Например, вы в миллионный раз можете показывать ребенку, как правильно писать букву «А», и снова повторяете: «Начни писать букву сверху вниз, а затем нарисуй палочку посередине». В это время ребенок смотрит куда угодно, только не в свою тетрадь.

Он ерзает на стуле и играется карандашом. Вы продолжаете привлекать его внимание к выполнению упражнения и повторяете «Будь внимательным!», но в какой-то момент вашему терпению приходит конец.

Как же так, ребенок слушает, когда вы читаете его любимые книги, слушает своего учителя плавания, когда тот подсказывает ему правильное движение рук, но вот во время занятий с вами… они приводят вас в отчаяние.

Детские психологи говорят, что в среднем четырех- и пятилетний ребенок должен уметь фокусировать внимание на задании в течение двух-пяти минут каждый год своего возраста. В среднем маленькие дети должны уметь оставаться сосредоточенными от четырех до двадцати минут, возможно, больше, в зависимости от задания.

Но это общее правило, поэтому, как и любая рекомендация о воспитании детей, зависит от ситуации. Концентрация внимания должна быть увязана с контекстом, а также со временем суток (например, речь идет о первом задании с утра, в середине дня, перед дневным сном или перед ночным сном?).

Родители сами могут заметить изменение сосредоточенности ребенка в течение дня. Концентрация внимания эластична.

Уделяйте внимание привлечению внимания

То, сколько внимания ребенок уделяет заданию, также зависит от того, насколько это задание ему нравится. Многие дети сопротивляются, когда их просят делать то, что они не желают делать.

Читайте также:  Составление психологического портрета личности: пример как написать, образец

По сути, в первый раз, когда вы знакомите ребенка с занятием, которое более важно для вас, чем для него, вы проверяете свой творческий потенциал и гибкость как родителя и учителя.

Когда дети поступают в первый класс школы, у многих родителей начинается борьба за их внимание, потому что детям приходится выполнять более структурированные, повторяющиеся и академические задания. При этом их интересы часто сталкиваются.

Например, после обеда вы хотите, чтобы ребенок начал писать слова по пунктирным линиям, а ему хочется играть в машинки на полу в гостиной. Но это не обязательно плохо. Игра в машинки хорошо мотивирует детей. Есть шестилетние дети, которые могут играть с конструктором в течение 30-ти минут, но не могут усидеть на месте, чтобы написать свое имя.

Поэтому творчество может способствовать превращению скучного занятия в веселое. Вместо того чтобы настаивать на том, чтобы ваш малыш писал карандашом букву «A» в своей тетради, вы можете попросить его написать ее мелом, вылепить из пластилина, теста или даже нарисовать краской на большом листе бумаги. Вид рабочей тетради может подавлять детей.

Лучше придумайте свой собственный букварь. Вырезайте из газет или журналов картинки предметов, которые начинаются на букву «A», или листайте журналы вместе с ребенком и ищите там букву «А». Выстраивайте букву «А» из кубиков. Эти занятия помогают развитию мелкой моторики и гораздо более интересны.

Даже игры «Угадай слово» и «Море волнуется раз», настольные игры и игры, развивающие память, могут способствовать усилению внимания ребенка. Родители должны сами замечать мелкие и интересные детали в своем окружении, чтобы демонстрировать ребенку то, как нужно обращать на них свое внимание.

Во время прогулки родители могут останавливаться и показывать цвета растений, которые они видят или о которых говорят, рассказывать о форме камней, которые они поднимают и т. д.

Чтобы привлечь внимание ребенка, родители должны сами уметь концентрировать внимание. Родители иногда застревают в рутине и часто их внимание рассеивается. Но если наше внимание рассеивается и мы не можем заставить себя сосредоточиться, мы не должны ожидать этого от ребенка.

Пребывание в непосредственной физической близости, четкие и краткие инструкции помогают детям лучше сосредоточиться на том, что им говорят. Лучший способ заставить ребенка сосредоточить внимание – это физическая близость к нему. Не выкрикивайте свои просьбы из кухни в гостиную.

Пойдите в гостиную, станьте лицом к вашему ребенку, наладьте с ним визуальный контакт, опуститесь на уровень его глаз или коснитесь его плеча и скажите: «Я хочу, чтобы ты сделал это прямо сейчас». Или остановитесь, посмотрите на ребенка и скажите: «Саша, посмотри на меня. Чем ты должен сейчас заниматься?».

Он ответит: «Читать». После этого скажите: «Покажи мне, что ты действительно знаешь, что нужно делать».

Как сократить отвлекающие моменты

Родители также должны знать, что мешает ребенку сосредотачивать внимание. Возможно, он голоден или устал? Чтобы победить чувство голода или усталость, прежде чем он начнет выполнять домашнее или любое другое структурированное задание, дайте ребенку перекусить.

Сделайте перекус здоровым, не перегружайте его сахаром и холестерином. Полезно предлагать печенье из цельного зерна, салат из сырых овощей с обезжиренной заправкой, йогурт, банан или яблоко. Также очень важен хороший сон, поэтому проследите, чтобы ваш ребенок достаточно долго отдыхал.

Когда дети приходят домой из детского сада или школы, они тоже нуждаются в небольшом перерыве. Всем нужен отдых. Он помогает нам собраться и сосредоточиться. Если дети не отдыхают и перегружаются, они могут просить отдохнуть с помощью своего поведения. Т. е.

они могут идти против наших правил или требований, что должно говорить нам о том, что детям требуется пространство, в котором их ум сможет поблуждать и расслабиться.

Если братья или сестры отвлекают друг друга, рассадите их заниматься в отдельных комнатах. Стратегия родителей может заключаться в создании организованного, но раздельного режима работы.

Например, пока один ребенок занимается игрой на фортепиано в гостиной, другой ребенок может делать домашнее задание в детской комнате, или один перекусывает на кухне, а другой читает в укромном уголке гостиной. Такая стратегия хорошо работает, потому что позволяет родителям уделять внимание каждому ребенку отдельно.

Часто занятия всех детей в одной комнате становятся хаотичными и контрпродуктивными. После того как дети проводят целый день в классе, они хотят, чтобы мама уделила им внимание один на один.

В свою очередь, старшие дети могут помогать родителям достигать сосредоточения внимания младших.

Например, полезно запрещать детям смотреть телевизор или играть на компьютере, пока все не выполнят домашнюю работу; это побуждает их помогать друг другу сосредотачиваться на заданиях, потому что все они хотят отдыхать перед телевизором или играть в компьютерные игры.

Родители должны направлять детей и в то же время позволять им самим справляться с заданиями. При этом родители должны рассказывать об огромном значении концентрации внимания и подчеркивать его. Даже если кажется, что дети вас не слушают, это не так.

Дети могут отключаться и быть рассеянными, если думают, что задание для них слишком сложное. Им могут требоваться пошаговые инструкции о его выполнении.

Например, вместо того чтобы просить ребенка убрать в его комнате, лучше сказать: «Сначала, пожалуйста, прибери все детали конструктора, а затем я вернусь и скажу, что тебе нужно делать дальше».

Иногда, даже полезно рисовать процедуру выполнения задания на бумаге и вешать рисунок на стене (можно в виде смешного и милого комикса). Визуальное напоминание может послужить лучше, чем многократные словесные повторения, которые ребенок постоянно пропускает мимо ушей.

Имейте в виду, что короткие напоминания более позитивны и действуют лучше, чем многоречивые скучные объяснения, крики или обвинения. И не забывайте хвалить детей за приложенные усилия. Чаще всего мы хвалим их за конечный результат, говорим: «Молодец, видишь, как ты можешь».

Мы не придаем значения тому, что прекрасны сами усилия, которые ребенок приложил для выполнения задания. Вместо того чтобы говорить: «Ты не совсем верно написал свое имя и буква «H» выглядит немного не так», мы должны сказать: «Ты так старался правильно держать ручку и оставаться в пределах строки. Это замечательно».

Исследования также показали, что физические упражнения могут помочь детям научиться поддерживать концентрацию внимания. Доказано, что школьники младших классов, которые в течение дня занимались физическими упражнениями в перерывах между уроками, могли лучше концентрироваться на учебе и работе в классе.

Другие исследования показали, что у родителей, которые ставят упражнения в приоритет семейной жизни, вырастают физически более активные дети.

Родители должны помогать своему ребенку найти тот вид спорта, который будет ему по душе, а также предоставлять возможность заниматься на спортивных снарядах во время занятий на открытом воздухе, такие как мячи и скакалки, и ежедневно уделять время совместным пешим прогулкам или езде на велосипедах.

Является ли недостаток внимания такой же проблемой, как СДВГ?

Еще один способ поощрять детей быть более активными – это ограничивать время на просмотр телевидения, так как это отвлекает внимание маленького ребенка.

В 2011 году исследование, опубликованное в американском журнале «Педиатрия», обнаружило, что мультфильм «Губка Боб Квадратные Штаны» и другие динамичные мультфильмы сокращают продолжительность концентрации внимания четырехлетних детей.

Чрезмерное раздражение и воздействие телевидения, компьютеров и видеоигр действительно могут повредить концентрации внимания. Педагогам приходится чуть ли не на голове стоять, чтобы привлечь внимание учеников, воспитываемых телевидением.

Специалисты рекомендуют детям проводить не более одного-двух часов в день общего времени перед экраном, включая телевидение, видео, компьютер, телефон и видеоигры. (А дети в возрасте до двух лет вообще не должны проводить время перед экраном).

Вместо того чтобы включать телевизор или покупать ребенку смартфон, побуждайте его сосредоточиваться на других видах деятельности, которые будут способствовать повышению концентрации внимания.

Дети могут читать, складывать паззлы, помогать маме готовить ужин, строить крепости из кубиков и стульев, а также помогать в домашних делах.

Даже просто выключив телевизор и побеседовав с маленьким ребенком, можно развивать его внимание; когда родители сконцентрированы на ребенке и слушают его, они наглядно демонстрируют малышу то, как необходимо удерживать внимание.

Иногда у ребенка могут возникать проблемы с концентрацией внимания, которые трудно решить с помощью простых стратегий, и родители могут нуждаться в помощи учителя, педиатра или психолога.

Некоторые признаки таких проблем у четырех- или пятилетних детей включают постоянную проблему усидчивости в течение более двух-трех минут, потребность в постоянном руководстве при выполнении заданий, предполагающих самостоятельное выполнение, перескакивание с одного вида деятельности на другой и неспособность контролировать побуждения.

Например, дошкольник, будучи в детском саду, не может спокойно сидеть и быть внимательным, когда воспитатель читает детям книгу, потому что замечает, что нянечка готовится раскладывать еду. Вместо того чтобы поддерживать концентрацию, он может вскочить, так как хочет есть.

В случае с детьми четырех- или пятилетнего возраста, если ребенок постоянно хочет делать то, что он хочет и когда хочет, это может быть признаком незрелой или не полностью функционирующей концентрации внимания.

Важно, однако, чтобы родители проявляли осторожность, предполагая, что их ребенок страдает от синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который обычно диагностируется в раннем детстве и характеризуется импульсивностью, гиперактивностью, невнимательностью или комбинацией всех трех признаков.

СДВГ не всегда бывает основной причиной, могут существовать и другие факторы, влияющие на концентрацию внимания. Когда мы, взрослые, обеспокоены чем-либо, нам трудно сосредоточить внимание. У многих детей тоже бывают серьезные беспокойства по поводу собственного «несовершенства» или неспособности сделать что-либо.

Если у ребенка диагностировали СДВГ, то родителям необходимо вместе со специалистом разработать план, который поможет улучшить концентрацию внимания ребенка.

Такие расстройства, как депрессия, гнев и тревога, могут затруднить для детей задачу удерживать концентрацию внимания, маленьким детям нужна помощь в обучении тому, как справляться с этими тяжелыми переживаниями.

Родители должны говорить со своими детьми об их чувствах и помогать им облекать эти чувства в соответствующие слова. Например, мама может сказать: «Ты переживаешь о том, что папа уезжает в командировку».

После начала разговора следующим шагом будет помочь ребенку сделать что-то, что заставит его почувствовать себя лучше, например, нарисовать картину в подарок отцу, когда он вернется из поездки.

Вместе с ребенком можно составлять буквы, используя камни, машинки и деревянные кубики, устанавливать график мероприятий после детского сада: немного времени на игры, затем перекус и после этого – работа над развивающими заданиями. Ребенок может выполнять их в отдельной комнате вместе со своим отцом, что позволяет отцу уделять ребенку полное, безраздельное внимание.

Со временем способность ребенка сосредотачиваться, скорее всего, заметно улучшится, и вы будете им гордиться. Ему по прежнему не всегда легко будет концентрировать внимание, но вам станет проще снова привлекать его к заданию, когда он будет отвлекаться. Даже если ребенок не любит писать, он сможет выучить алфавит и научится писать слова, а потом и целые предложения.

Читайте также:  Определение самопожертвования: что под этим понимают, объяснение, чем опасно

Время творит чудеса.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 1 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/develop/1053/

Эффективные упражнения для развития памяти у детей и взрослых

Всё больше распространяется мнение, что с информационными технологиями и гаджетами можно не запоминать многие вещи. Необходимую информацию легко отыскать в телефоне или интернете. Но любому человеку нужно тренировать память. Упражнения для развития этой функции головного мозга помогают как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

Простые задачи

Механизмы памяти всё ещё изучаются нейробиологами. Специалисты доказали, что за запоминание и воспроизведение информации отвечают несколько участков мозга, которые надо регулярно тренировать.

Этим занимались даже древнегреческие мыслители. Они придумали различные упражнения, развивающие память. Многие из них применяются современными людьми, но есть и такие занятия, которые появились недавно.

Трудно назвать самые лучшие упражнения для развития памяти. Разные виды тренировки способны воздействовать на мыслительные процессы и повышать скорость и качество запоминания необходимой информации. Простые упражнения подойдут как ребёнку, так и взрослому:

  1. Головоломки с отличиями. Развить память и внимательность помогают картинки, на которых изображены почти одинаковые рисунки, но с некоторыми различиями. Такая игра кажется детской, однако для взрослых делают иллюстрации с множеством деталей. Для детей подбирают изображения попроще.
  2. Стихи и песни. Малышей с детства учат запоминать наизусть рифмованные строки. Если часто заучивать стишки или песенки, со временем память будет улучшаться. Конечно, легче работать с любимыми материалами, но школьникам следует выбирать информацию, связанную с их уроками.
  3. Написание слов. Такой метод помогает тренировать линейную память. На листе записывают 10−15 слов, которые несколько раз перечитывают про себя или вслух. Затем нужно перевернуть бумагу и написать всё, что запомнилось. Также следует попытаться записать их по порядку. А можно составить таблицу из нескольких строк и столбцов и потом перенести её на новый лист по памяти. Со временем список слов увеличивают.
  4. «Задом наперёд». Эффективная техника позволяет улучшить кратковременную память. Человек запоминает три простых слова подряд, а затем читает их наоборот. Освоив задание, можно переходить к фразам и предложениям.
  5. Пересказ. Этот метод помогает натренировать память и чтение. Ребёнку или подростку вначале нужно читать небольшие тексты или абзацы, а затем пересказывать их. Потом следует перейти к целым страницам. Пересказ книг помогает не только тренировать запоминание, но и даёт возможность узнать о чём-то новом или поразмышлять над какими-то вещами.

Тренировка мозга | Упражнения для тренировки памяти

Для взрослых специалисты предлагают интересное задание. Им следует запоминать в разных магазинах цены на одни и те же товары, а потом сравнивать их стоимость.

Ассоциативное мышление

Улучшение оперативной и других видов памяти невозможно без опорных точек, которые не дают заблудиться в лабиринте мыслительных процессов. Не только время, потраченное на эффективные методики, но и понимание законов запоминания влияют на деятельность мозга. Помогут развить память упражнения, связанные с ассоциациями.

У человека не получается запомнить непонятные вещи. Информация откладывается в памяти, если индивид её осознаёт. Помощником запоминания выступает ассоциативное мышление. Оно строится на том, что новые образы вызывают уже существующие из сознания и связываются с ними.

Разные понятия могут ассоциироваться по смежности (лето и жара), на контрасте (тёплый и холодный) и иных критериях. Однако информация лучше запоминается, если использовать фантазию, а не логическое мышление.

В этом случае в памяти остаются яркие и необычные ассоциации, созданные с помощью разных органов чувств.

Метод соощущений помогает построить связь между понятиями и запомнить их:

  1. Детям будет легче запомнить цифры, если подобрать к ним ассоциации. На бумаге записывают числа и затем придумывают, на что они похожи. К примеру, 0 напоминает яйцо, а 8 — снеговика. Это поможет в дальнейшем быстро запоминать номера в телефонной книге.
  2. Месяцы и конкретные даты проще отложить в памяти, ассоциируя их с приятными событиями, которые произошли в тот или иной период жизни.
  3. При методике соощущений следует подключать все 5 органов чувств. Например, к словосочетанию «жареная картошка» можно создать несколько ассоциаций. Необходимо вспомнить, как она выглядит, пахнет, какая на вкус и что слышно, когда блюдо готовится.

Если получше сосредоточиться на органах чувств, получится лучше воспринять новую информацию и надёжно её запомнить. Сложно забыть те данные, которые вызвали активность сразу нескольких анатомических структур.

5 простых упражнений для развития мозга

Работа с изображениями

Улучшить память помогают упражнения для зрительного восприятия. При самом простом методе потребуется любая картинка. На изображение смотрят в течение 3−4 минут, затем отводят взгляд и мысленно воспроизводят его перед глазами. Можно описать картинку детально вслух. После описания нужно проверить рисунок, чтобы ещё лучше его запомнить. Такое упражнение для развития памяти повторяют несколько раз в день, сидя в кресле или лёжа на кровати.

Взяв несколько карточек с изображениями разных животных, следует посмотреть на них и запомнить. Затем иллюстрации убирают и на листке бумаги записывают всех представителей фауны в алфавитном порядке. Каждый раз картинки меняют, чтобы тренировать память.

Другое задание основано на зрительных ассоциациях. Человеку необходимо вспомнить, какие объекты он видел на пути от дома до работы или любого другого пункта назначения. Потом он записывает их по порядку или рисует известный маршрут с ними. Этот метод позволяет запоминать различные вещи в правильной последовательности.

Можно взять какой-нибудь интересный предмет и досконально изучить его. Потом человек закрывает глаза и пробует воссоздать мысленно этот объект во всех деталях. Затем он снова смотрит на предмет, чтобы найти ошибки, снова запоминает и повторяет задание. Такое упражнение полезно для саморазвития. Его рекомендуется выполнять 2−3 раза в неделю.

УПРАЖНЕНИЯ на улучшения ПАМЯТИ и повышения ВНИМАНИЯ.

Слуховая память

Часто люди выбирают те задания, которые улучшают зрительную память, но надо работать и со слуховой. В этом поможет чтение книг. Ежедневно нужно читать вслух какое-нибудь произведение (рассказ, стих) в течение 10−15 минут, а потом пересказать прочитанный отрывок с максимальной точностью. Такие задания часто задают в школе ученикам, поэтому для молодого поколения тренировка будет полезной.

Необычное задание выполняется вне дома. По дороге на учёбу или работу в автобусе или маршрутке нужно незаметно слушать разговоры сидящих рядом людей и запоминать их.

Позже эти отрывки он повторяет про себя. Если человек ездит на личном автомобиле, тогда задачу можно выполнять с помощью радио, по которому передают новости и рекламу.

Позже новую информацию он должен передать своим коллегам или друзьям.

Есть ещё одно задание, связанное с развитием слуховой памяти. Упражнение для развития психической функции напоминает работу со словами, только теперь их говорит помощник, а человек фиксирует услышанное на бумаге.

Другие интересные задания

Учить детей новым словам будет проще с визуальными играми. Нередко подобные способы используют и для изучения иностранных языков. На небольших листочках пишут незнакомые малышу слова и расклеивают их по дому на соответствующих вещах. Так ребёнок запомнит названия объектов и научится их распознавать в дальнейшем.

Есть и другой эффективный способ, который помогает быстро выучить иностранные слова. Их следует записывать несколько раз на листке. Ежедневно нужно заучивать новые слова, увеличивая их количество. Такая тренировка поможет ученикам разных классов школы учить иностранный язык.

Развитие полушарий мозга: упражнения для мозга

Есть ещё несколько оригинальных упражнений для развития памяти:

  1. Пары. Повысить концентрацию внимания и улучшить процесс запоминания и сохранения информации помогут игры с поиском одинаковых иллюстраций. На столе раскладывают 16−20 карточек. Их по очереди переворачивают и запоминают, чтобы найти пары одинаковых и отложить в сторону. Такие тренажёры можно найти в интернете онлайн или скачать на компьютер для ежедневных тренировок.
  2. Пиктограммы. Такие значки и иконки встречаются в нашей жизни повсюду: в телефонах, книгах, логотипах марок. Пиктограммы служат отличным средством для запоминания информационных данных и укрепления памяти. Следует выбрать какое-нибудь предложение и нарисовать к каждому слову значок. Например, глагол «видеть» можно изобразить в виде глаза, а «вдохнуть» — в виде носа и струйки пара. Такая игра подойдёт как для развития ребёнка, так и для взрослого.
  3. Mind maps. Ещё эту методику называют «ментальными картами» или «флеш-картами». Задание напоминает пиктограммы, поскольку их тоже надо рисовать. Однако оно эффективнее и помогает запоминать даже целые книги. В центре листа бумаги изображают задачу или проблему. В стороны отводят в виде толстых веток главные разделы с нумерацией. Раскрывают детали задач на тонких ветках с помощью пиктограмм, ключевых слов и цветовых отметок.

Подобные задания отлично развивают память. Кроме того, они улучшают и другие функции мозга, расширяя нейронные сети. Такие тренировки необходимы взрослым, чья работа связана с мыслительными процессами и большим объёмом информации.

Лечение пациентов после инсульта

После инсульта у людей нарушается кровообращение в одной из долей и полушарий мозга. Нейроны начинают отмирать, что ведёт к ухудшению работы этого органа. Восстановить способность сохранения и воспроизведения информации на 100% нельзя, однако можно добиться некоторых улучшений с помощью упражнений:

  1. Часто улучшение памяти начинают с самых простых задач. Больному говорят одну или две буквы, а затем выдают лист бумаги с текстом, в котором он должен найти необходимые символы и зачеркнуть их карандашом.
  2. Перед пациентом ставят 3−4 простых предмета. Он должен хорошенько рассмотреть объекты в течение нескольких минут. Затем предметы убирают, а человек должен назвать каждый из них и описать все особенности. Задание постепенно усложняют, добавляя новые вещи.
  3. На столе раскладывают 3−4 карточки с детьми и подписанными именами. На каждом малыше должен выделяться цветом какой-то элемент одежды, например, у Лены красный бант на голове, а у Феди — зелёные штаны. Потом изображения переворачивают, а у пациента спрашивают, во что был одет каждый ребёнок.
  4. Если у больного не была нарушена долговременная память, с ним можно поиграть в города. Пациент вспомнит все буквы алфавита и активизирует мыслительные процессы.

Восстановление памяти у человека, пережившего инсульт, — сложный процесс. Конечно, без должного медикаментозного лечения не обойтись, однако и такие упражнения окажут благоприятное воздействие на организм и улучшат состояние здоровья. Задания будут полезны и при деменции. На сайте memini.ru можно найти немало упражнений, направленных на восстановление памяти.

Улучшение функции мозга

Тренировка памяти с помощью упражнений значительно повышает качество жизни. Улучшить функции мозга помогают концентрации, расслабления, медитации.

Даже такие предметы, как математика, стимулируют работу органа и повышают уровень внимания.

Пальцевая гимнастика и физические упражнения тоже улучшают мозговое кровообращение и дают возможность добиться лучших результатов в запоминании информации.

Если человеку сложно заставить себя заняться полезным делом, тогда он может начать с тренингов, на которых получится не только ускорить процесс восприятия информации, но и познакомиться с новыми людьми.

Взрослым и пожилым людям следует помнить, что память требует регулярного напряжения. Постоянные тренировки и собственные усилия помогут избежать проблем с познавательными способностями мозга в будущем.

9 Упражнений Для Развития Мозга

Источник: https://sizozh.ru/effektivnye-uprazhneniya-dlya-razvitiya-pamyati-u-detey-i-vzroslyh

Ссылка на основную публикацию