Характеристика вербальных средств общения: что является основным, мимика

ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ.

Невербальное общение — общение посредством неречевых зна­ковых систем. Наиболее ранней серьезной работой, посвященной проблеме исследования невербальных средств общения, является труд Ч.

Дарвина «Выражение эмоций у людей и животных», опубликованный в I878 г.

Это издание оп­ределило современные исследования языка телодвижений, а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня учеными всего мира.

  • Невербальная коммуникация обычно представля­ется следующими системами восприятия: визуальная, акустическая, тактиль­ная, ольфакторная.
  • Визуальная система восприятия включает в себя:
  • • жесты;
  • • мимику, позы;
  • • кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделе­ние);
  • • пространственно-временную организацию общения;
  • • контакт глазами (визуальный контакт);
  • • вспомогательные средства общения, в том числе: подчеркива­ние или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы), использование средств преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, борода, мелкие предметы в руках) и пр.
  • Акустическая система подразделяется на следующие аспекты:
  • • паралингвистическая система (система вокализации, тембр голоса, его диапазон, тональность);
  • • экстралингвистическая система (включение в речь пауз, а так­же других средств, как-то: покашливание, смех, плач, темп речи).
  • Тактильная система — прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи.
  • Ольфакторная система — приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи че­ловека.
  • Выделяют следующие основные функции невербального общения:
  • • выражение межличностных отношений;
  • • выражение чувств и эмоций;
  • • управление процессами вербального общения (разговором);
  • • обмен ритуалами;
  • • регуляция самопредъявлений.

Особенностью невербального языка является то, что его появ­ление обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы. Это позво­ляет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

  1. Считается, что подделывать или копировать жес­ты и другие невербальные знаки практически невозможно, по­скольку в течение длительного времени нельзя контролировать всю их совокупность и еще одновременно произносимые слова.
  2. Знание невербального языка позволяет:
  3. • лучше пони­мать собеседника,
  4. • предвидеть, какую ре­акцию вызвало услышанное еще до того, как собеседник выска­жется, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата;
  • • позволяет по­казать, что вы понимаете посылаемые другими сигналы и ответы на них;
  • • проверять собственные предположения о сигналах, подав­ляемых другими;
  • • подавать сигналы обратной связи.
  • Можно выделить ряд факторов, которые влияют на невербаль­ный язык и отдельные его элементы:
  • • национальная принадлежность (так, одни и те же жесты и телодвижения могут иметь иное значение у разных народов);
  • • состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии ме­няются взгляд, звучание голоса, жесты обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышенной воз­будимостью, эмоциональностью);
  • • профессия человека (слабое рукопожатие не всегда проявле­ние слабости: может быть, профессия требует беречь пальцы);
  • • уровень культуры, который влияет на состав жестов, представ­ление об этикете, правильном воспитании;
  • • статус человека (чем выше стоит он на иерархической лест­нице, тем более скуп на жесты, больше оперируя словами; жесты становятся более утонченными);
  • • принадлежность к группе (групповые традиции, нормы, пра­вила могут существенно модифицировать пантомимику члена группы);
  • • актерские способности (многие умеют играть не только слова­ми, но и невербальными знаками);
  • • возраст (в раннем возрасте одно и то же состояние может вы­ражаться разными жестами; кроме того, возрастной фактор часто играет ту же роль, что и статус. С возрастом может сни­жаться скорость движений);
  • • сочетание невербальных знаков (обычно состояние передает­ся не одним, а несколькими элементами пантомимики. При нарушении гармонии между этими элементами складывается впечатление неискренности; то же относится к согласованию слов и жестов);

• возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнерами затрудняет их полноценное восприятие, как, например, при разговоре по телефону).

На невербальные средства общения накладывает сильный от­печаток каждая конкретная культура, поэтому для всего челове­чества общих норм нет. Невербальный язык другой страны при­ходится учить так же, как и словесный.

Невербальные знаки, в частности, жесты нельзя рассматривать изолированно, поскольку у одного жеста может существовать не­сколько значений; другой в данный момент может вообще ничего не значить; третий — быть обманным. Поэтому их необходимо читать в системе, где каждый дополняет, уточняет, координирует другие.

Невербальные знаки могут соответствовать или не соответ­ствовать словам человека, которые они сопровождают. Если со­ответствие имеется, они усиливают вербальную информацию, а если отсутствуют, ориентироваться нужно на невербальные зна­ки, поскольку их информативность примерно в пять раз выше, чем слов.

Кроме соответствия между словами и телодвижениями, необ­ходимо принимать во внимание ситуацию (например, позы замерз­шего, уставшего, критически настроенного к собеседнику челове­ка примерно одинаковы), особенности одежды, которая может сковывать свободу движений и позы.

Выносить суждение следует лишь тогда, когда несколько сигналов тела указывают на одно и то же. Их должно быть не просто несколь­ко, а целый ряд, относящихся к разным формам проявления.

  1. Необходимо также понимать, что лишь часть сведений передается от одного человека другому сознательно, с целью сообщить что-либо партнеру. С этой точки зрения невербальные знаки подразделяются следующим образом:
  2. • интенциональные — специально производимые для передачи информации;
  3. • неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту ин­формацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций, которые человек хотел бы подчас скрыть (краска, наливающая лицо, дрожание рук, голоса).

Неинтенциональные знаки может содержать и речь (например, оговорки, в которых прорываются эмоциональное состояние говорящего, акцент и осо­бенности произношения, указывающие на место происхождения и жизни человека).

Поскольку данные знаки говорят о самом че­ловеке, его непосредственных, спонтанных реакциях, очень важ­но научиться замечать их и верно рассматривать.

Большое значение для правильного толкования и понимания языка тела имеет принципиальная многозначность всех выразительных черт. Одно и то же мимическое явление может иметь совершенно разные истоки.

Верное понимание никогда нельзя вывести из отдельного мимического образа.

Это можно понять только из целостной ситуации и общей установки человека с его манерами и способностями поведения, вместе взятыми.

Таким образом, все системы невербальной коммуникации су­щественно дополняют речевое воздействие, как усиливая его, так и ослабляя.

Кроме того, именно невербальные средства общения представляют более точную информацию о душевном состоянии, настроении собеседника, отношении к партнеру и к обсуждаемой проблеме, чем его слова, помогают выявить такой существенный параметр делового общения, как намерения его участников.

Учеными разработана классификация невербальных средств об­щения, которую можно представить в виде следующей схемы. В ней наглядно показаны 4 дисциплины, изучающие основные средства невербального общения и конкретные элементы невербального языка, изучаемые каждой.

Характеристика вербальных средств общения: что является основным, мимика
  • Остановимся подробнее на каждом из разделов.
  • КИНЕСИКА, КИНЕСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
  • Это зрительно воспри­нимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении.
  • К кинесике (или кинетике) относятся выразительные средства движения, проявляющиеся в позе, жесте, мимике, походке, взгляде.

Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры. Общее количество различных положений, которые мо­жет принять человеческое тело, составляет около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запре­щаются, а другие — закрепляются. Поза свидетельствует:

· как данный человек воспринимает свой статус по отношению к др-м. (люди с более высоким статусом принимают более непринужденные позы).

· о закрытости или об от­крытости к общению. Открытые позы воспринимаются как позы доверия, со­гласия, доброжелательности, психологического комфорта.

  1. · о размышлении,
  2. · о кри­тической оценке (рука под подбородком, указательный палец вы­тянут к виску),
  3. · о заинтересованности в общении или интереса (наклон к собеседнику и наоборот),
  4. · о желании заявить о себе (стоять «руки в боки»).
  5. Жесты — это разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен дляобщающихся сторон.
  6. Жесты можно разделить на:

§ коммуникативные (приветствия, прощания, привлече­ния внимания, запрета, утвердительные, отрицательные, воп­росительные и т.д.);

§ оценки и отношения (одобрения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.);

  • § описательные жесты (имеют смысл только в контексте речево­го высказывания).
  • Другая классификация жестов:
  • 1) Жесты-эмблемы: имеют самостоятельное лексическое значение без слов;
  • 2) Жесты-иллюстраторы сопровождают речь, изображают то, что уже сказано словами.
  • 3) Жесты-регуляторы поддержи­вают и регулируют вербальный и невербальный диалог.
  • 1.Жесты-эмблемы делятся на:

А) Коммуникативные — информация намеренно передается (палец у виска, приложить палец к губам, покачать головой постучать кулаком по лбу, похлопать рукой по животу, показать большой палец и др. Указательные: показать рукой (на конкретный предмет), подзывать рукой (кого-либо), указать пальцем (на кого-либо или что-либо), поманить глазами (куда-либо) и т.п.

Этикетные: рукопожатие, поцелуй, вставание, поклон, реве­ранс, застольные жесты (поднятие бокала) и др.

Б) Симптоматические жесты-эмблемы выражают эмоцио­нальное состояние жестикулирующего. Могут быть непроизвольными и произвольными, имитирующими ту или иную эмоцию. (Прикрыть рот рукой, надуть губы, ломать руки, че­сать в затылке, большие (круглые, страшные) глаза, ударить себя по лбу, барабанить пальцами по столу, закрыть лицо руками и др.).

2. Жесты-иллюстраторы

Примеры: указательные движения «Вон там», пространственные отношения (вот такой, здесь, там), выделяющие в речи глав­ную мысль, переход к новой теме; жесты, имитирующие описываемое действие (например, движения, изображающие резание или сгибание предмета) и т.д.

3. Жесты-регуляторы (кивки, закрывание и открывание глаз, смена поз и др.)

Речевые высказывания и сопровождающие их жесты должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказывания является свидетельством лжи.

Также необходимо помнить, что в разных странах одни и те же жесты выражают разные ситуации общения. Например, жест «ОК» «всё в порядке» из сведенных в кружок большого и указательного пальцев для жителей Туниса, может означать угрозу убить.

Во Франции вы покажете человеку, что он «полный ноль», «пустое место», в Японии этот жест означает просьбу дать денег в долг, в Бразилии сексуальное желание, а в Турции, Марокко, Кипре и Греции этот жест может быть воспринят как намёк на нетрадиционную ориентацию собеседника.

Иностранец, приехавший в Грецию и попробовавший поймать машину с помощью жеста с поднятым большим пальцем руки, вероятнее всего не сможет этого сделать, т.к. там поднятый большой палец означает «объелся» или «набил брюхо».

В Болгарии, Греции и Индии покачивание головой из стороны в сторону означает одобрение, а кивки вверх-вниз несогласие. В Болгарии головой качают в знак согласия, а кивают наоборот.

Подобное поведение также присуще грекам, румынам, македонцам и индусам. Жители Мальты в знак отрицания касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперёд.

Японцы в этом случае покачивают ладонями из стороны в сторону, а арабы откидывают голову назад.

Немцы часто поднимают брови вверх в знак восхищения чьей-то идеей. Такое же поведение в Англии будет расценено как выражение скептицизма. Дотрагиваясь пальцем до века, итальянец выразит свою доброжелательность: «Я вижу, ты славный парень». В Испании этот жест означает сомнение в правдивости ваших слов, а для француза это — «Трепло ты, братец!»…

Важным элементом кинесики является походка. Походка человека — это стиль передвижения, который отражает его эмоциональное состояние.

Исследования показали, что легко узнаются по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье.

Причем, оказалось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая — при радости, самая большая длина шага при гор­дости, вялая, угнетенная походка — при страдании.

Особая роль в передаче информации отводится мимике — дви­жениям мышц лица. В ней отражаются психические состояния человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям и действиям говорящего. В глазах и во всем облике говорящего бывает столько же красноречия, как и в его словах. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице говорящего теряется до 10—15% информации.

В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица. Для того чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название FAST (Facial Action Coding System (введена Полом Экманом в 1978 году).

Экспериментаторы взяли анатомический атлас и изучили все мышцы лица, выделили движение каждой мышцы, ее значение, вручную разложив все человеческие эмоции на тысячи составляющих в проекции на мышцы человеческого лица. Результатом этой тяжелой исследовательской работы стала мимическая «азбука» (FACS). Сейчас в ней 43 основные мимические позиции, или «буквы».

Их сочетания, которые и дают «слова», — различные эмоции. Самых главных, базовых эмоций, характерных для большинства людей, получилось около трех тысяч. Это изобретение позволило кодировать эмоции.

Таким образом, инвентаризировав и пронумеровав всевозможные сочетания и значения подсознательных напряжений лица, Экман изложил все это в своем фундаментальном пятисотстраничном труде, где детально описал нюансы движения глаз и губ, различные виды наморщивания кожи между глазами и щеками, изгибы носогубных складок и так далее.

И теперь эта методика — готовый рабочий инструмент. На данный момент в США всего около 300 сертифицированных в этой области специалистов, большая часть из которых трудоустроена в различных спецслужбах.

Читайте также:  Можно ли прекратить быть жертвой в отношениях: что говорит психология

Экманом выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть. Другие исследователи выделяют шесть основных эмоциональных состояний (радости, гнева, удивления, страха, пре­зрения, страдания).

С мимикой очень тесно связан взгляд, иливизуальный контакт.Данный раздел невербалистики носит название ОКУЛИСТИКА.

Визуальный контакт — изменение ширины зрачков, степени от­крытости глаз, направления и движения взгляда в процессе общения. Визуальный контакт занимает особое место среди невербальных средств общения исоставляющий исключительно важную часть общения. Он наиболее адекватно выражает эмоциональное состояние партнера.

Человек не способен контролировать движение своих зрачков (при волнении зрачки увеличиваются в четыре раза, при злости — зрачки сужаются). Даже направление движения глаз дает нам много информации о партнере.

Помните, что для того чтобы установить хорошие отношения с другим человеком, следует смотреть на него от 60 до 70% всего разговора.

Хотя лицо является главным источником информации о пси­хологическом состоянии человека, оно во многих ситуациях го­раздо менее информативно, чем его тело, так как мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. Если человек хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело главным источником информации для собеседника, так как жесты, позы, походка, стиль экспрессивно­го поведения говорят о многом.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s26926t11.html

Средством вербального общения является мимика

  • Выберите вер­ные суж­де­ния о ком­му­ни­ка­тив­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
  • 1) Одним из ба­рье­ров в про­цес­се ком­му­ни­ка­ции людей вы­сту­па­ет их лич­ная вза­им­ная неприязнь.
  • 2) Средством вер­баль­но­го об­ще­ния яв­ля­ет­ся мимика.
  • 3) Информационное об­ще­ство со­зда­ло новые формы общения.
  • 4) Речь яв­ля­ет­ся самым про­дук­тив­ным ин­стру­мен­том че­ло­ве­че­ско­го общения.
  • 5) Основной целью ком­му­ни­ка­ции яв­ля­ет­ся обмен эмоциями.
  • Пояснение.
  • 1) Одним из ба­рье­ров в про­цес­се ком­му­ни­ка­ции людей вы­сту­па­ет их лич­ная вза­им­ная не­при­язнь — да, верно.
  • 2) Сред­ством вер­баль­но­го об­ще­ния яв­ля­ет­ся ми­ми­ка — нет, неверно.
  • 3) Ин­фор­ма­ци­он­ное об­ще­ство со­зда­ло новые формы об­ще­ния — да, верно, интернет, к примеру.
  • 4) Речь яв­ля­ет­ся самым про­дук­тив­ным ин­стру­мен­том че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ния — да, верно.
  • 5) Ос­нов­ной целью ком­му­ни­ка­ции яв­ля­ет­ся обмен эмо­ци­я­ми — нет, неверно.
  • Ответ: 134.
  • Ответ: 134

Источник: Типовые те­сто­вые задания по об­ще­ст­во­зна­нию под ре­дак­ци­ей А. Ю. Лазебниковой, Е. Л. Рутковской, Е. С. Корольковой. 25 вариантов. 2016 г.

Общение – это взаимодействие двух или более людей, представляющее собой обмен информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера. Обеспечивают этот обмен невербальные и вербальные средства общения.

Кажется, что может быть проще общения посредством речи? Но на самом деле этот процесс непростой и неоднозначный.

Вербальное и невербальное общение

Вербальное общение – это процесс обмена информацией между людьми (или группами людей) при помощи речевых средств. Проще говоря, вербальное общение – это общение посредством слов, речи.

Конечно, кроме передачи конкретной “сухой” информации, во время вербального общения люди взаимодействуют друг с другом эмоционально и воздействуют друг на друга, передавая свои чувства и эмоции на словах.

Кроме вербального, выделяют и невербальное общение (передача информации без слов, посредством мимики, жестов, пантомимики). Но это различие условное. На практике вербальная и невербальная коммуникация непосредственно связаны друг с другом.

Язык тела всегда дополняет, “иллюстрирует” речь. Произнося определенный набор слов и стараясь передать через них какую-то свою идею собеседнику, человек говорит с определенной интонацией, выражением лица, жестикулируя, изменяя позу и так далее, то есть всячески помогая себе и дополняя речь невербальными средствами общения.

Несмотря на то что речь – это универсальное, богатое и выразительное средство информационного обмена, посредством нее передается очень мало информации – менее 35%! Из них только 7% приходится непосредственно на слова, остальное – интонация, тон и другие звуковые средства. Более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения!

Приоритет невербальных средств общения объясняется психологами тем фактом, что невербальный канал общения более простой, эволюционно более древний, спонтанный и плохо поддающийся контролю (ведь невербалика бессознательна).

А речь – это результат работы сознания. Человек осознает смысл своих слов во время их произнесения.

Перед тем, как что-то сказать, всегда можно (и нужно) подумать, а вот проконтролировать выражение своего лица или спонтанный жест на порядок тяжелее.

Значимость вербального общения

При личностном, эмоционально-чувственном общении преобладают (являются более приоритетными и важными) невербальные средства общения.

В деловом взаимодействии важнее умение правильно, четко, ясно передавать свои идеи вербально, то есть умение грамотно выстраивать свой монолог, вести диалог, понимать и правильно интерпретировать в первую очередь речь другого человека.

Умение грамотно выражать себя, свою личность посредством речи очень важно в деловой среде. Самопрезентация, собеседование, длительное сотрудничество, решение разногласий и конфликтов, нахождение компромиссов и прочее деловое взаимодействие предполагает умение эффективно общаться посредством слов.

Если личные отношения невозможны без эмоций и чувств, то деловое общение является по большей части безэмоциональным. Если в нем присутствуют эмоции, то они либо скрываются либо выражаются в максимально сдержанной, этичной форме. Ценятся главным образом, грамотность речи и культура вербального общения.

Но и в делах сердечных очень важно умение разговаривать и договариваться! Длительные любовные, дружеские отношения и, конечно же, крепкая семья строятся на умении говорить, слушать и слышать друг друга.  

Вербальные средства общения

Устная речь – основное и очень важное средство вербального общения, но не единственное. В качестве отдельных вербальных средств общения выделяются также речь письменная и внутренняя речь (диалог с самим собой).

Если невербалике учиться не нужно (это врожденные умения), то вербальные средства общения предполагают выработку определенных умений, а именно:

  • воспринимать речь,
  • слушать и слышать что говорит собеседник,
  • грамотно говорить (монолог) и вести беседу (диалог),
  • грамотно писать,
  • вести внутренний диалог.

Особо ценятся такие коммуникативные навыки как:

  • умение говорить тезисно, четко формулируя мысль,
  • умение говорить коротко, по делу,
  • умение не отклоняться от темы, избегать большого количества “лирических отступлений”,
  • способность вдохновлять, побуждать, убеждать, мотивировать речью,
  • способность заинтересовывать речью, быть интересным собеседником,
  • честность, привычка говорить правду и не произносить непроверенную информацию (которая может оказаться ложью),
  • внимательность во время общения, способность максимально точно пересказать услышанное,
  • умение объективно принимать и верно понимать сказанное собеседником,
  • способность “переводить” слова собеседника, определяя для себя самую их суть,
  • умение учитывать уровень интеллекта и прочие индивидуально-психологические особенности собеседника (к примеру, не употреблять терминов, значения которых собеседнику наверняка не известны),
  • настроенность на позитивную оценку речи собеседника и его личности, умение даже в негативных словах находить добрые намерения человека.

Есть множество других коммуникативных навыков и умений, которые важно приобретать всем, кто хочет быть человеком успешным в профессии и счастливым в личной жизни.

Барьеры вербального общения

Каким прекрасным собеседником не получилось бы стать, нужно учитывать, что человеческая речь несовершенна.

Вербальное общение – это взаимный обмен информацией, в котором всегда есть несколько преград. Смысл слов теряется, изменяется, неверно истолковывается, намеренно меняется и так далее. Все потому, что информация, исходящая из уст одного человека, приходя ко второму, преодолевает несколько барьеров.

Психолог Предраг Мицич в книге “Как проводить деловые беседы”  описал схему поэтапного оскудения информации при вербальном общении.

Полная информация (все 100%), которую нужно передать собеседнику, содержится только в сознании говорящего. Внутренняя речь более разнообразна, богата и глубока, нежели внешняя, поэтому, уже во время преобразования ее во внешнюю речь, теряется 10% информации.

Это и есть первый барьер вербального общения, который Мицич назвал “Пределом воображения”. Человек не может высказать все то, что хочет, посредством слов по причине их ограниченности (по сравнению с мыслями).

Второй барьер – “Барьер желания”. Даже идеально сформулированную про себя мысль не всегда удается высказать вслух так, как хочется в силу разных причин, как минимум, из-за того, что приходится подстраиваться под своего собеседника и учитывать ситуацию общения с ним. На этом этапе теряется еще 10% информации.

Из 80% высказанной информации слышит собеседник еще меньше – 70%, так как информация сталкивается со следующим барьером – “Технические несовершенства языка”: запинки, заминки, заикания, “проглатывание” окончаний слов, слишком быстрый темп, слова-“паразиты”, не понятные собеседнику слова и так далее. Все это ведет к ухудшению восприятия речи и непониманию ее смысла.

Четвертый барьер чисто психологический – “Барьер отношения”. То, что и как слышит один человек, внимая другому, зависит от его отношения к нему. Как правило, из 70% услышанной информации понимает собеседник только 60% именно по той причине, что к необходимости логически осмысливать услышанное, примешивается личное отношение к говорящему.

И наконец, последний барьер – “Объем запоминания”. Это не столько барьер непосредственно вербального общения, сколько человеческой памяти. В памяти в среднем остается примерно только 25-10% услышанной от другого человека информации.

  1. Вот так из 100% информации, первоначально находившейся в сознании одного человека, другому передается лишь 10%.
  2. Вот почему так важно максимально точно и полно передавать свою мысль, доносить ее четко и недвусмысленно, излагать ее в словах, понятных для собеседника, стараться чтобы он услышал, понял и запомнил сказанное.
  3. Ждем Вашей оценки

Источник: https://live-leader.ru/sredstvom-verbal-nogo-obscheniya-yavlyaetsya-mimika/

Невербальными средствами коммуникации являются. Характеристика невербальных средств общения

Невербальное
общение

— это коммуникационное
взаимодействиемежду индивидами без
использованияслов(передача информации или влияние друг
на друга через образы,интонации,жесты,мимику,пантомимику,
изменениемизансценыобщения), то есть без речевых и языковых
средств, представленных в прямой или
какой-либо знаковой форме.

Инструментом
такого «общения» становитсятело
человека, обладающее широким диапазоном
средств и способов передачи информации
или обмена ею, которое включает в себя
все формысамовыражениячеловека. Распространённое рабочее
название, которое употребляется среди
людей — невербалика или «язык
тела».

Психологи считают, что правильная
интерпретация невербальных сигналов
является важнейшим условием эффективного
общения.

Знание
языка жестов и телодвижений позволяет
не только лучше понимать собеседника,
но и (что более важно) предвидеть, какое
впечатление произведет на него услышанное
еще до того, как он выскажется по данному
поводу. Другими словами, такой бессловесный
язык может предупредить о том, следует
ли изменять свое поведение или сделать
что-то другое, чтобы достичь нужного
результата.

Понятие
невербального общения

Существуют
две проблемы понимания невербального
общения:

    во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».

Происхождение
невербальных способов общения

С
этой проблемой связаны как твёрдо
установленные истины, так и вопросы, на
которые до сих пор ещё нет ответов.
Установлено, что невербальные способы
общения имеют два вида источника
происхождения:

    биологическая эволюция;культура.
  • Функции
    невербального кода
  • Невербальные
    средства общения нужны для того, чтобы:
    1) регулировать течение процесса общения,
    создавать психологический контакт
    между партнерами; 2) обогащать значения,
    передаваемые словами, направлять
    истолкование словесного текста; 3)
    выражать эмоции и отражать истолкование
    ситуации.
  • Невербальный
    компонент и его структура
  • Уровни
    анализа невербального общения
Читайте также:  Положения когнитивной психологии: какой метод является основным, кратко и понятно
Типы и виды коммуникаций Области научного знания и группы Приемы и средства
1. Фонационные средства а) экстралингвистика(внеречевая система)
б)паралингвистика(околоречевая система)
в)просодия
пауза; темп речи; вздох;плач;кашель;гелоскопиявокальные качества голоса; диапазон;тембрфразовое ударение,синтагматическое ударение,логическое ударение;тон;интонация
2. Оптико–кинетические
средства
а) выразительные движенияб)физиогномикав)окулесикаили окуломантия
  1. мимика;жесты; позы;осанка;походка
  2. внешние признаки лица: нос,уши,глаза;френология
  3. направление взгляда, длительность и частота
3. Знако–символическиесредства а) системологияб)графологияв)актоникаг)гастикад)хирософияиподомантияе)стерномантияж)онихомантияз)нумерологияи)молеософия
  • предметы, окружающие человека в жизни
  • особенности почерка
  • поступкичеловека
  • пища,напитки
  • особенности формы рук, флексорных линий и
    холмов на ладони;дерматоглифика; линии на
    ступнях ноги
  • особенности формы и объёма грудиженщины
  • особенности формы и цвета ногтей
  • дата рождения,фамилияиимячеловека
4. Тактильные средства(обоняние,осязание,слухивкус) а) гаптика или такесикаб)сенсорикав)аускультацияг)одорика(ольфакция)
  1. прикосновения
  2. чувственное восприятие человека другой культуры
  3. слуховое восприятие звуков и аудиальное
    поведение
  4. запахипарфюма, табака, еды…
5. Пространственно–времен-
ныесредства
а) проксемикаб)хронемика расположение собеседников и дистанциямежду нимиспособ использования времени: монохронный тип
(возможен только один вид деятельности в одно и то
же время) и полихронный (несколько дел)

Может иметь не только языковую форму (вербальную, словесную), но и невербальную, т. е. общение может осуществляться с помощью мимики, жестов, внешнего вида, цветовой гаммы и т. п.

Конечно, язык является методом познания мира, сохранения и передачи информации, частью культурного менталитета, который составляет сферу духа, ценностей и значения.

Но и несловесными формами общения передается около 50% информации. В свое время видный политический деятель М.Н.

Сперанский отмечал, что «оратор должен призывать на помощь другой язык — язык движения, тона и интонации. Он должен дополнить лицом, рукой и интонацией то, чего нельзя выразить словом…

Рука дополняет мысли, которые невозможно выразить языком…, рука только тогда должна действовать, когда нудно дополнять понятие»
.

Некоторые ученые (Дж. Г. Мид) считают, что формирование индивидуального сознания в процессе взаимодействия началось с понятия жеста

. Жест как форма межличностного общения соотнесен с некоторыми элементами опыта человека и вызывает в сознании воспринимающего такой же отзыв, что и в сознании совершающего этот жест.

Семантика жестов разнообразна и становится значимой на уровне межнационального значения. Ошибки в интерпретации жестов бывают лишь при формальном совладении: подобному жесту придается то значение, которым он владеет в своей культуре.

Хрестоматийный пример: кивок головой у болгар означает несогласие («нет») у русских и украинцев — согласие («да») и наоборот: покачивание головой из стороны в сторону в болгарском общении означает «согласен» («да»), в нашем — «нет».

Нередки случаи, кода одинаковым жестам в разных культурах придается разное значение. Например, открытая ладонь в Греции означает обиду. Для испанцев, греков и итальянцев обидным является жест касания мочки уха. В Португалии этот жест означает, что человек не расслышал сказанного (глухой).

Исследования в области эволюции человеческих систем общения позволяют предположить, что исторически язык жестов предшествовал словесному общению

. Уже у высших антропоидов отмечены жесты и позы, соответствующие поведению человека: объятия, поклон, кивок головой, поза угрозы и др.

Скорее всего, эти жесты заложены в генетическом коде матери, которая учила ребенка ходить, переносила его на спине, играла в «прятки» и т. п.

Во многих культурных традициях существовали отработанные системы жестов: некоторые монашеские ордена и дервиши давали обет молчания и общались с помощью жестов, не уступающих современному языку жестов глухонемых.

Визуальное общение

(жесты, мимика) отчетливо преобладают в . Это особенно характерно для ритуала. В некоторых ритуалах вообще предусматривается обязательное молчание, а словесное общение сводится к выкрикам, призывам божества.

И сейчас можно наблюдать, что при оглашении лечебного заговора больной не воспринимает его как связную речь, а слышит только некоторый ритмичный словесный поток, в котором улавливает лишь отдельные слова — все это в совокупности с определенной обстановкой завораживает.

Языком жестов, поз, с помощью особого поведения в ритуале передается наиболее значимая информация, та, которая имеет ключевое значение для данного социума.

Особая роль в истории коммуникативного поведения при­
надлежат руке.

Жест — это ведь тоже, в первую очередь, какие-то значимые движения рук. Жесты движущихся рук имеют древнее происхождение, они связаны с ритуально-мифологической символикой руки. Вот некоторые из многочисленных значений жестов руки
:

  • Многорукие боги и богини в индийской традиции сим­волизируют многократное усиление своего могущества и силы.
  • В культуре эскимосов внутренняя сила шамана символизируется изображением человеческих рук и ног, расположенных по четыре стороны вокруг человеческого лица.
  • Ритуальная одежда некоторых индейских племен украшена изображением руки с распростертыми вытянутыми пальцами — это символизирует ограждение от нечистой силы. Этот знак распространен и в других культурах Средиземноморья и Ближнего Востока. (Обратите внимание на изображение «Оранты» в Софийском соборе г. Киева).

Источник: https://store-e.ru/neverbalnymi-sredstvami-kommunikacii-yavlyayutsya-harakteristika-neverbalnyh/

Невербальные средства общения. Общая характеристика невербальных средств общения (стр. 1 из 3)

  • Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего образования
  • «Ярославский государственный технический университет»
  • Кафедра иностранных языков

Реферат на тему: «Невербальные средства общения. Общая характеристика невербальных средств общения.

  1. Специальность «Экономика и управление в химической промышленности»
  2. Курс 2
  3. Группа З-28а

Студент: Борков М.С.

Преподаватель: Тараканова Т.Л.

  • Ярославль 2009 г.
  • План
  • 1. Введение 3 — 4
  • 2. Мимика 4 — 5
  • 3. Взгляд 5 — 6
  • 4. Позы 6 — 7
  • 5. Жесты 7 — 12
  • — ритмические жесты 9
  • — эмоциональные жесты 9
  • — указательные жесты 9 – 10
  • — изобразительные 10
  • — символические жесты 11
  • 6. Кинесические средства 12
  • 7 . Просодичес­кие и экстралингвистические средства 12 — 13
  • 8. Такесические средства 13 – 14
  • 9. Проксемические средства 15 – 16
  • 10. Паралингвистические средства 16
  • 11. Заключение 16 — 18
  • 12. Список используемой литературы 19
  • Введение

В ситуации языкового дефицита (отсутствие общих язы­ковых средств) можно общаться при помощи средств невер­бальных (несловесных). Они появились гораздо раньше речи, поэтому их иногда называют естественным, то есть не изобре­тенным человеком, а данным ему от природы инструментом общения.

В качестве доказательства прибегают к исследова­ниям этологов (от греч. ethos — характер, нрав), специалис­тов, изучающих поведение животных. Бытует мнение о первостепенности в человеческом общении языковых средств и второстепенности невербальных.

Исследования психологов оп­ровергают это ошибочное представление. По данным А. Мей-ерабиана, 7% объёма передаваемой информации составляют слова (вербальные средства), 38% — интонация голоса и его тембр, 55% — невербальные средства.

Менее категоричен профессор Бердвиссл, считающий, что словесное общение в беседе передает менее 35% информации, невербальное — бо­лее 65%.

Цифровые данные могут быть более или менее убедитель­ными, однако суть в том, что невербальное поведение челове­ка тесно связано с его психическим состоянием и является средством выражения этого состояния.

Внимание к невербаль­ному поведению партнёра по общению дает колоссальное ко­личество информации о его индивидуально-психологических и социально-психологических особенностях.

Природный ха­рактер невербальных средств общения делает невозможной значительную коррекцию невербального поведения — в речи ту или иную реакцию на жизненные обстоятельства человек научился скрывать, невербальный язык менее пластичен и не позволяет нам достаточно эффективно маскировать свое ис­тинное состояние.

Невербальные средства общения подразделяются на груп­пы. Наиболее обширная группа — кинесические (от греч. kinetis — движение) — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно регулятивную функ­цию в общении. К ним относятся поза, жесты, мимика, взгляд, походка, направление движения.

Мимика

Мимика (от греч. mimikos — подражающий) — движение лицевых мышц. Основной элемент мимики — мимический код. Это особое сочетание частей и элементов лица: положе­ние рта, губ, бровей, лба, форма и яркость глаз, которые пере­дают одно из эмоциональных состояний.

Психологи намечают шесть основных мимических кодов и множество оттенков пере­хода от одного к другому. К основным относятся гнев, презре­ние, радость, удивление, страдание, страх. Обращает на себя внимание тот факт, что только два из них выражают позитив­ное эмоциональное состояние — радость и удивление.

Осталь­ные передают отрицательные состояния человека. И это вовсе не случайное явление. Мимика не изобретена людьми, она носит биологический характер и присуща животным в дикой природе, отлично передавая разнообразные их состояния.

Очевидно, что выживание в природе чаще связано с преодо­лением отрицательных для живого существа обстоятельств.

Мимика человека целостна и динамична.

Первое проявля­ется в том, что основные мимические коды интернациональ­ны: русские и эскимосы, испанцы и австралийцы, англичане и бразильцы выражают удивление, например, одним и тем же мимическим кодом.

Динамичность мимики состоит в том, что мимические коды могут чрезвычайно быстро меняться. Наиболее подвижными элементами лица являются брови и область вокруг рта — именно они несут основную смысловую нагрузку при смене мимического кода.

Тысячелетия совместного существования научили людей контролировать мимику, и, если человек хочет скрыть ка­кую-либо информацию или свое состояние, лицо может стать малоинформативным.

На значимость мимики указывает тот факт, что при неподвижном или невидимом лице теряется 10—15 процентов информации. Поэтому, общаясь, люди стре­мятся «читать» лицо партнёра и испытывают дискомфорт, если мимика отсутствует или сведена к минимуму.

Изобрете­ние видеотелефона — результат потребности в мимическом контакте. Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает.

Взгляд

Исключительно большое значение в общении имеет взгляд — комплекс, включающий состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, блеск, роговицы, положение бровей, век, лба, длительность и направленность взгляда. Психологи показали, что взгляд общающегося человека тес­но связан с процессом формирования мысли (Р. Экслайн, Л. Винтере).

Рождение мысли — процесс трудный и очень интимный, поэтому человек смотрит в сторону, когда мысль только формируется, а когда она готова, то и взгляд направ­лен на собеседника. Говорящий меньше смотрит на партнё­ра — только чтобы проверить его реакцию. Слушающий в этом смысле активнее: он посылает говорящему сигналы обратной связи.

Если между партнёрами есть визуальный контакт, на­лицо расположенность к общению, если нет, стоит задумать­ся, есть ли смысл его продолжать. Чтобы построить хорошие отношения с собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения.

В дело­вом общении не стоит пользоваться тёмными очками, так как у вашего партнёра обязательно возникнет ощущение, что вы разглядываете его в упор. Это вызовет неловкость и раздра­жение, и позитивная атмосфера общения будет нарушена.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о со­стоянии человека, так как расширение или сужение зрачка при неизменном освещении не поддается контролю сознания.

Возбуждение, заинтересованность, приподнятое настроение дают расширение зрачка в четыре раза против обычного со­стояния. Подавленность, тоска заставляют зрачок сужаться, и при этом получаются «глаза-бусинки» или «змеиные» гла­за.

Внимательно наблюдая за взглядом партнёра, мы можем выбрать наиболее благоприятные для общения моменты. Ки­тайские и турецкие купцы успешно использовали эту особен­ность при ведении переговоров о цене товара: если покупа­тель получает желаемое, зрачки его расширяются.

Успехи зна­менитых игроков в покер основаны на наблюдении за зрачка­ми соперника: расширенные зрачки сигнализируют о получе­нии отменной карты, суженные — о блефовании.

В общении имеет значение и направленность взгляда, то есть тот участок лица или тела, на который он направлен. В этом смысле можно говорить о деловом, социальном и ин­тимном взглядах. Деловой взгляд концентрируется в вообра­жаемом треугольнике на лбу партнёра по общению и создает деловую атмосферу.

Социальный взгляд направлен на треу­гольник на уровне глаз и подбородка, его не следует исполь­зовать при решении деловых вопросов, особенно в работе с подчинёнными.

Интимный взгляд направлен прямо в глаза собеседнику и в среде деловых партнеров тоже не может быть использован, так как вас могут неправильно понять.

Позы

Источником информации о состоянии и намерениях парт­нера по общению является и тело человека, его статическое или динамическое состояние. Поза (фр. pose — положение тела) — вид более или менее устойчивого пространственного положения человека.

Насчитывают несколько тысяч таких по­ложений, приемлемость или неприемлемость которых зави­сит от национальности, пола, возраста, культурных и религи­озных особенностей людей.

Главное смысловое содержание позы как средства общения — выражение открытости, готов­ности к общению или закрытости, неготовности к нему (В. Шюбц).

Читайте также:  Развитие самоконтроля человека: понятие внутреннего, психологические проблемы

Принимая «закрытые» позы, человек прикрыва­ет наиболее уязвимые места тела (грудная клетка, брюшина, гениталии) и старается занять как можно меньше места в про­странстве. Если ваш партнер скрестил руки, ноги, положил ногу на ногу, сидит к вам вполоборота, откинулся назад, ру­ками подпирает подбородок и т.п.

, общение будет малоэф­фективным. О настроенности на контакт свидетельствуют «от­крытые» позы — руки раскрыты ладонями вверх, ноги вытя­нуты, человек стоит лицом к вам, сидит, чуть наклонившись вперед, и т.п. Практически все коммуниканты «читают» позы партнёров, но происходит это совершенно бессознательно, и далеко не каждый понимает, как он это делает.

Жесты

Важным кинесическим средством общение является жес­тикуляция. Обычно, говоря о жестах, имеют в виду только движения руками. Действительно, они бывают очень вырази­тельны и первым делом бросаются в глаза.

Однако к жести­куляции необходимо отнести любое телодвижение человека, которое используется в качестве способа подчеркнуть значе­ние произносимых слов.

Жестикуляция издавна осознавалась как важнейший элемент ораторской практики, и когда Де­мосфена спрашивали о том, что такое хороший оратор, он отвечал: «Жесты, жесты, жесты!»

Жестикуляция как кинесическое средство общения обла­дает своими особенностями. Во-первых, ее количественные и качественные характеристики зависят от национальности. На протяжении часового разговора мексиканец использует жес­ты 180 раз, француз — 120, итальянец — 80, а финн — всего один раз.

Русские традиционно считаются народом с весьма сдержанной жестикуляцией, и человек, размахивающий во время разговора руками, показывающий на что-либо паль­цем, считается невоспитанным. Содержание жеста у разных народов различно. Приветствие и прощание, согласие и отказ, удовольствие или неудовольствие по-разному выразят люди разных национальностей.

Русские в знак согласия по­качивают головой «вверх-вниз», а, отказывая, поводят голо­вой «вправо-влево». В Болгарии эти жесты противоположны: «вправо-влево» означает «да», «вниз-вверх» означает «нет». У И.С.

Тургенева в романе «Новь» находим описание жеста прощания: «Нежданов наклонил голову, а Сипягин простил­ся с ним на французский манер, несколько раз к ряду быстро поднес руку к собственным губам и носу. И пошел далее….». В Австралии, Новой Зеландии, Великобритании два разве­дённых пальца (указательный и средний) с ладонью, повер­нутой от себя, служат знаком победы.

Но если ладонь повер­нуть к себе, жест приобретает оскорбительный характер («А иди ты подальше!»). Жители Европы не различают нюанса повернутой к себе или от себя ладони и воспринимают эти жесты только как знак победы или указание на количество предметов. И это вполне может привести к недоразумениям и даже конфликтам.

Источник: https://mirznanii.com/a/204357/neverbalnye-sredstva-obshcheniya-obshchaya-kharakteristika-neverbalnykh-sredstv-obshcheniya

Учимся понимать невербальные средства общения

Невербальные средства общения важный элемент коммуникации людей. Каждый день, разговаривая с родными, друзьями, коллегами по работе мы задействуем основные техники передачи информации и экстралингвистические средства общения. Невербальные средства общения представляют собой язык тела и жестов, который помогает выразить мысли и чувства без использования устной речи.

Язык тела и жестов в отличие от других речевых средств обладает уникальным свойством передачи информации подсознанием. На его долю приходится до 80% передачи информации собеседнику. Невербальные средства общения нужны для того чтобы узнать мысли и намерения человека. Для этого достаточно приглядеться к манере говорить и жестикулировать.

Научится понимать невербальные средства общения на практике необходимо по двум причинам:

  • Устная речь человека передает только конкретные знания. Для выражения эмоционального состояния этого мало. Поэтому психологическое состояние человека, испытываемые эмоции и чувства передаются только при помощи невербального общения.
  • В разговорной коммуникации отсутствует способность к владению собой. Невербальное общение помогает узнать мысли и чувства собеседника, за счет спонтанной бессознательной реакции подсознания.

Контроль над произнесенными словами, наигранная мимика не даст полноценного результата для скрытия информации. Выдать себя человек может случайно, потеряв контроль над интонацией, звучанием голоса или используя неправильные жесты. Люди доверяют невербальным средствам общения, потому что они поддаются контролю меньше разговорной речи.

Благодаря многочисленным психологическим исследованиям появилась классификация невербальных средств общения:

  • Пространственные средства – это движение собеседника в пространстве, его размещение относительно других людей и объектов, соблюдение дистанции и ориентация.
  • Визуальные средства – взгляд человека, его направление и длительность.
  • Тактильные средства – к ним относится тактильный контакт, прикосновение рукой, поцелуй, толчок.
  • Экспрессивно – выразительные средства – это может быть мимика, жесты, движение тела и другие техники жестовой коммуникации.

В невербальном общении существует понятие просодика и экстралингвистика. Просодические средства помогают создать образ собеседника, его манеру разговаривать, проявлять чувства и другие элементы индивидуальности. Понятие просодических элементов коммуникации включает в себя ритмическо — интонационную часть разговорной речи, высоту, тон и ударение.

Понятие экстралингвистики представляет собой использование пауз в разговорной речи и других физиологических уловок: смех, плач, вздох. Просодические и экстралингвистические науки изучают речевой поток, дополняют разговор, выражая психологическое и эмоциональное состояние человека.

Функции невербальных средств общения

Большинство людей уделяют невербальным средствам коммуникации недостаточно внимания.

При разговоре отношение к собеседнику складывается на интуитивном уровне, поэтому во время разговора может появиться дискомфорт или чувство тревоги.

Некоторые люди расценивают это как интуицию, хотя на самом деле такие сигналы нам посылает мозг, когда наблюдает не соответствие произносимой речи с жестами.

Невербальные коммуникации бывают осознанными и бессознательными. Осознанные контролируются человеком, бессознательные нет. Давно известно, что соврать может язык, но не тело, поэтому психологи и психоаналитики обращают внимание на бессознательные движения при работе с пациентами. Невербальные средства общения играют важную роль в жизни человека, выполняя основные функции коммуникации.

Язык тела и жестов выполняет следующие функции:

  • Помогают понять свое или чужое поведение, являются ориентиром в социальной жизни человека.
  • Являются средством выражения психического состояния человека.
  • Необходимы для взаимодействия между людьми, выражения отношения друг к другу, помогая решить и истолковать бытовые или деловые ситуации.
  • Помогает придать эмоциональную окраску разговору, усилить эффект от произнесенной речи.
  • Является показателем статуса человека, показывает его роль в обществе.
  • Выполняют функции по созданию психологического портрета и образа собеседника.

Характеристика невербальных средств общения

Во время общения с людьми необходимо обращать внимание на следующие элементы и техники невербальной коммуникации:

Язык жестов является самым старым методом общения людей и представляет собой движение рук и головы. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными. К произвольным относится сознательное движение рук, а к непроизвольным – рефлекторные или врожденные. Эти жесты выполняют функции замены или дополнения разговорной речи или подчеркивают сказанное собеседнику.

Одни и те же жесты отличаются по смыслу в зависимости от культуры. Желание донести информацию как можно быстрее, а также повышенное эмоциональное состояние человека ведет к активной жестикуляции при разговоре. Жестикуляция может быть:

  • Описательной — жесты обретают смысл только во время взаимодействия речи и движения.
  • Модальной – дают оценку и выражают отношение к происходящим событиям. Это одобряющие жесты, доверительные или протестующие.
  • Коммуникативной – суда относятся жесты, используемые при приветствии, прощание, для обращения внимания окружающих, для отрицания чего-либо.

Примеры жестов на практике

  • Касание уха во время разговора – означает не желание слушать собеседника, такое поведение может, быть следствием скуки или не согласием со сказанным.
  • Приоткрытый рот – трактуется как сдерживание мыслей, когда человеку есть что сказать, но он не знает, стоит ли это делать.
  • Если собеседнику некомфортно, он испытывает эмоциональное напряжение при общении или разговору по телефону, он трогает шею, одежду, крутит в руке мелкие предметы, кольца на руке.
  • Мимика.

Мимика в невербальной коммуникации используется для передачи чувств и представляет движение лицевых мышц.

Проводимые тесты на практике показали, что отсутствие эмоций на лице во время разговора ведет к потере 15% произносимой информации. Главную мимическую роль выполняют губы и брови человека.

Для выражения гнева, отвращения, радости, страха, печали, удивления мышцы лица действуют слаженно и целостно.

  • Визуальные средства коммуникации.

Визуальные взаимодействия между людьми играют важную роль во время передачи информации. Взгляд помогает заострить внимание на говорящем человеке. Во время разговора люди смотрят в глаза друг другу в среднем от 10 секунд.

Меньшее количество времени расценивается как неуважение и вызов. При разговоре слушающий человек смотрит на собеседника дольше, чем говорящий.

Взгляд связан с формированием мыслей при передаче информации, когда мысль формируется человек не смотрит на собеседника, когда он знает, что хочет сказать он обращает на него внимание.

Визуальный контакт делится на следующие категории, он может быть:

  • Социальным – фокусировка взгляда колеблется в области глаз и рта.
  • Деловым – во время деловой встречи, проводя доклад, или выступление перед публикой, говорящий смотрит на лоб собеседника, проявляя тем самым к нему уважение и внимание.
  • Интимным – собеседник смотрит в глаза или ниже лица.

Лицо человека передает самое точное психологическое состояние, даже на фото. Но оно не настолько достоверно, потому что поддается контролю со стороны человека. С его помощью легче обмануть собеседника, изобразив необходимую гамму чувств.

Тактильные средства общения включают в себя понятие науки такесики. Она изучает прикосновения во время разговора. Тактильные средства необходимы для нормального общения людей и определяются такими факторами, как статус, возраст, пол, уровень доверия людей.

Неправильное частое применение тактильных средств ведет к конфликтным ситуациям между людьми и враждебному настрою.

Позой называется положение тела человека. Существует множество поз, которые показывают отношение людей к окружающим. Замечено, что высокие по должности лица занимают более раскованную позу. Принятая поза трактуется в зависимости от ее смыслового содержания. Она говорит о закрытости человека или готовности вести диалог.

Перекрещенные руки говорят о нежелании близко подпускать собеседника. Общаясь с человеком, принявшим такую позу, следует говорить кратко и по делу. Закрытое расположение рук свидетельствует о преграде, которую они символизируют при разговоре. Это не доверительная поза, вывести из нее получится предложением взять что-либо в руки или поддержать.

Доверительной и дружелюбной считается поза с не перекрещенными руками и ногами. У внимательного собеседника корпус тела направлен на говорящего, руки свободны и не сжаты в кулаки.

Заинтересованный разговором человек постепенно приближается или наклоняется в сторону разговора, если желания слушать нет, то наоборот, откидывается назад, отстраняется.

Надежным способом привлечь к себе внимания считается повторение жестов, поз собеседника.

Невербальные средства повышения делового статуса

Окружающая обстановка между людьми играет роль фона во время разговора. Деловой статус можно повысить с помощью специально подобранного интерьера. Для руководителя фирмы офис является его вторым лицом. Обстановка на рабочем месте способна показать надежность фирмы и ее успешность.

Невербальные средства повышения делового статуса включают в себя кабинет руководителя или оборудование в офисе. Следует тщательно следить за «внешним видом» офиса, так как отсутствие порядка и присутствие неряшливости на рабочем месте вызовет недоверие клиентов и посетителей.

Разработаны специальные правила, позволяющие повысить деловой статус:

  • Рабочее место необходимо содержать в чистоте и порядке, на столе недопустимо присутствие лишних предметов и раскиданных бумаг.
  • Обеденный перерыв проводят в специально отведенном для этого месте. Поедание пищи за рабочим столом выглядит некрасиво, если и существует в этом необходимость обедают в отсутствие других людей.
  • Пить кофе или чай на работе лучше из стеклянной посуды, а не из пластиковых стаканчиков.
  • Не заставляйте кабинет лишними вещами, это выглядит безвкусно и только захламляет помещение.
  • Посмотрите на рабочее место со стороны посетителя, убедитесь, что у вас в офисе приятно находиться.

Правильно подобранное офисное оборудование способно значительно повысить деловой статус. Чем больше кресло начальника, тем выше он кажется в глазах подчиненных. Оно должно быть хорошего качества и высокой спинкой.

Стулья рабочих или посетителей, наоборот, поменьше. Не следует хранить цветы в своем кабинете, пусть они стоят в приемной. Также среди невербальных уловок повышения статуса считаются элементы декора.

Они должны иметь нейтральный вид и быть неброскими.

Во время делового взаимодействия партнеров по работе применяются эмоциональные уловки для достижения конкретных задач. Наибольшего успеха добивается человек, владеющий искусством эмоционального воздействия на партнера и умеющий «читать» невербальный посыл собеседника.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/gesticulation/nonverbal/neverbalnye-sredstva-obshheniya.html

Ссылка на основную публикацию