Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры

Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примерыЧто относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры

Время на чтение: 13 минут Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры

Основные понятия и суть вопроса

Рассуждая на тему основных духовных ценностей, первая ассоциация, которая приходит на ум, — это соответствие некоему общечеловеческому идеалу, являющемуся высшим проявлением культуры, воспитания и внутренней добродетели.

Безусловно, далеко не каждый человек может на все 100 процентов относиться к условному обществу с высокими моральными принципами, однако это вовсе не подразумевает бессмысленность стремления к подобного рода эталонам, тем более что речь не идет о каком-то стандартном комплексе с обязательным выполнением определенных обязательств.

Виды духовных ценностей

Часто под высокими моральными ценностями понимают некий путь, флюгер, на который следует ориентироваться в принятии жизненно важных решений, также являющихся неотъемлемой частью каждой человеческой судьбы.

Также не стоит полагать, будто приверженность духовному является неким даром свыше, талантом или данностью природы, наблюдающейся у конкретного индивида, которую очень трудно привить, ведь не последнюю роль в этом вопросе играет воспитание.

Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры

Проще говоря, стремление к соблюдению высоких моральных устоев необходимо прививать с самого детства, прежде всего, демонстрируя всю важность этого аспекта на собственном примере.

Естественно, не стоит забывать и о том, что многие приоритеты меняются только с возрастом в силу приобретения жизненного опыта, и именно поэтому суть этих ценных познаний порой так сложно донести до неокрепших умов.

Тем не менее существует несколько действенных методов, которые помогут добиться желаемого результата.

И прежде всего следует отойти от нудных нравоучений в сторону искренних разговоров с объяснением конкретных ситуаций и донесением их морали самыми простыми словами, ведь недаром говорится, что ребенок — это чистый лист, воспринимающий информацию буквально и только тогда впитывающий ее, словно губка.

Если же взрослый человек хочет разобраться в сути нравственных идеалов с целью повышения уровня собственного развития, то ему прежде всего стоит ознакомиться с тем, какие виды этих самых идеалов вообще существуют.

Такой подход к вопросу поможет понять, в каком именно направлении необходимо двигаться дальше.

Так, во все времена существовали следующие духовные ценности, к которым стремились и продолжают стремиться люди из разных сословий вне зависимости от собственного возраста, положения, социального статуса и достижений:

Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры

  • Смысложизненные, отражающие мировоззрение отдельного общества или целого народа, оказывающих определяющее воздействие на культуру и менталитет.
  • Нравственные, с помощью которых определяется определенная модель поведения, считающаяся общепринятой нормой для конкретного социума. Фактически речь идет о своеобразном духовном этикете, задающем тон общения между людьми, любые отклонения от которого практически всегда встречаются всеобщим осуждением. В то же время не стоит путать высокую нравственность с хорошими манерами, ведь она является продуктом совести, а не страхом быть отвергнутым в конкретном обществе.
  • Эстетические, подразумевающие комфортное сосуществование с миром и внешней средой, даже если они не слишком дружелюбны. Этот вид ценностей определяет душевную гармонию, которая связана с самореализацией и стремлением к прекрасному, помогающему противостоять даже самому агрессивному окружению, и искусство в этом плане играет одну из ключевых ролей.

Нужно помнить, что высокий уровень духовного развития — это не конечная точка, а постоянный процесс обучения, который не ограничивается одними только знаниями. К примеру, ключевое значение в вопросе имеют и эмоции, испытываемые человеком, ведь глубина мышления сильно зависит от восприятия той или иной ситуации, ее проживания и переживания.

Структура и особенности

Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры

Кроме того, не стоит забывать о тесной связи между нравственным и материальным, ведь нередки ситуации, когда первое становится невозможным без второго. Объясняется этот фактор довольно просто, ведь человек, поставленный в жесткие рамки тяжелых жизненных обстоятельств, становится более ограниченным в духовном развитии, будучи вынужденным удовлетворять собственные потребности первой необходимости.

Случается и так, что какие-то беды и большие моральные потрясения делают людей более жестокими и равнодушным, и выработавшиеся черствость и циничность начинают отступать только в случае приобретения продолжительного положительного жизненного опыта.

Отличие же материальных приоритетов от духовных прежде всего обусловлено тем, что тяга к каким-то физическим благам не дается человеку по умолчанию, т. к.

не является чертой характера, а, скорее, относится к приобретенным потребностям, обусловленным совокупностью определенных факторов (общество, навязанные устои, воспитание, образование и пр.).

Формирование новой личности во многом зависит от того, какие ценности ей будут прививаться изначально. Сегодня ученые приводят простейшую классификацию мировоззренческих приоритетов, приверженность к которым и делает человека человеком. В этот список входят следующие ключевые примеры духовных ценностей:

Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры

  • Здоровье. Очень важная составляющая ценностной иерархии, ограничения которой тесно связаны с нравственностью.
  • Любовь. Определяющее проявление межполового взаимодействия, включающее в себя не только душевную привязанность, но и сексуальность. Одно из самых сильных духовных проявлений, способных как возвысить человека, так и принизить его, обнажив самые низменные качества людской натуры.
  • Семья. Не менее важный аспект, отражающий отношение индивида к тем людям, с которыми он связан тесными родственными связями. Мужья, жены, дети, родители, братья, сестры — любовь и почитание этих людей является одним из высших духовных проявлений, к которым всегда нужно стремиться, невзирая на какие-либо негативные жизненные обстоятельства, личные обиды и недопонимание.
  • Профессия. У многих людей определение сознания зависит именно от этого аспекта, а также отношений, складывающихся во время трудовой деятельности с другими людьми.
  • Интеллект. Интеллектуальное развитие является мощнейшим стимулом для развития духовного, но только в том случае, если оно не носит негативный характер, обусловленный циничным отрицанием тех нравственных устоев, которые считаются приемлемыми для определенного сформировавшегося общества.
  • Смерть и жизнь. Один из главных критериев духовного развития, под которым понимается осознанное отношение человека к вопросам жизни, смерти, мироздания, религии и исповедующей ее церкви.
  • Социальная ответственность. Определяется степенью сознательности индивида по отношению к сформировавшемуся вокруг него обществу, социуму в целом, действующей политической власти и самому государству. Любовь к Родине и воспитание духа патриотизма можно отнести сюда же, ведь речь идет о неотъемлемой составляющей обществознания и человеческой нравственности.
  • Увлечения. Важнейшая часть культурного уровня развития каждой личности, которую можно и нужно развивать, причем в самых разных направлениях, что дает возможность открывать в себе неожиданные качества и уникальные способности, также тесно связанные с вопросами нравственности и духовности.

Вот основные киты, на которых держатся высокие идеалы, играющие колоссальную роль в судьбе отдельной личности и общества в целом.

Иногда приоритеты спускаются сверху вниз, навязываясь общественности государством, что не всегда правильно, ведь свобода выбора и демократия является еще одной неотъемлемой составляющей высоких принципов, отрицающих искусственное их создание, насаждение и формирование некоего идеала.

Учение Макса Шелера

Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры

Этот известный немецкий ученый, последователь Эйхена, сумел противопоставить собственные труды о ценностях знаменитой этике философа Канта. В основе учения Шелера, жившего и трудившегося на рубеже XIX—XX вв. , наблюдалась четкая последовательность, согласно которой ценность бытия индивида предшествовала его восприятию, тогда как сама действительность этих ценностей не зависела от знаний, также предшествуя им.

Кроме того, философ выделял не только ценности, но и неценности, проводя их упорядочивание в соответствии с определенными рангами. Согласно его теории:

Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры

  • ценности святого (верующего) противопоставлялись ценностям порочного человека;
  • разум, под которым понималась красота, ум и справедливый суд противостояли лжи, нарушению порядка и судебной справедливости;
  • жизнь и честь против порока и бесчестья;
  • удовольствие против неприятных повинностей и неудовольствия вследствие них;
  • польза против бесполезности;
  • беспорядок сердца (неопределенность в отношениях и чувствах к другой личности, неразборчивость, хаос) против упорядоченности чувств.

Естественно, многие из перечисленных аспектов успели утратить свою актуальность в силу того, что мир не стоит на месте, а стремительно развивается и формирует новые ценности. Однако если постараться вникнуть в суть вопроса, то становится очевидно, что в основе всех новых положений лежит хорошо забытое старое, теоретическое упорядочивание которого удалось выполнить таким светилам, как Шелер.

Значение для современного общества

Со временем Шелер стал постепенно отходить от католической привязки, считавшейся одной из определяющих составляющих нравственности общества тех лет, сосредоточившись на том, что любой кризис в духовном человеческом развитии обусловлен отказом от формировавшихся веками устоев в пользу чего-то нового, требующего построения нравственных идеалов с нуля. Примечательно, что в оправдание этой теории философ приводил постепенно утратившие свою актуальность достижения эпохи Возрождения, формировавшиеся в течение нескольких сотен лет.

Кризис и пути выхода из него

Акцент делался на постепенном развитии потребительства, вытеснявшего все нравственное и духовное, что, в принципе, во многом актуально и для современного общества.

Изначально речь шла о стремительной индустриализации как одном из инструментов для личного обогащения и достижения максимального комфорта в повседневной жизни, тогда как сегодня к этой отрасли добавился еще и научно-технический прогресс с его впечатляющими темпами развития, преследующими те же цели.

При этом любая попытка принудительного ограничения потребительства самым негативным образом сказалась бы на развитии государственной экономики, что также является недопустимым.

Именно поэтому многие ученые сходятся в одном мнении: единственным способом, который сможет отвлечь человечество от вечной погони за материальными благами, является привитие обществу какой-то новой ценности, притом что ее еще предстоит сформировать.

Роль в России

  • «…Сейте разумное, доброе, вечное,
  • Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
  • Русский народ…»
  • — Николай Алексеевич Некрасов, 1876

Эти строки, написанные великим русским классиком, как нельзя более точно отображают глубокое значение нравственности в жизни российского народа.

Однако это бесценное качество заснуло на долгие годы, проснувшись только недавно в связи с тем, что правительство начало уделять больше внимания вопросам патриотизма и религии, а в частности — христианским канонам.

Читайте также:  Можно ли прекратить быть жертвой в отношениях: что говорит психология

Именно на православное вероисповедание как одну из ключевых духовных ценностей наряду с патриотизмом и любовью к семье и делается ставка.

Но для того чтобы понять, какова роль духовных ценностей в жизни человека в России сегодня, необходимо оценивать реалии, которые все еще демонстрируют разобщенность, обусловленную стремлением большинства отдельных представителей общества к личному обогащению. Тем не менее русские люди считаются одной из самых духовных наций, поэтому шансы на реабилитацию все-таки есть, и они достаточно велики.

Источник: https://nauka.club/obshchestvoznanie/dukhovnye-tsennosti.html

Духовные потребности человека — что это такое и в чем их особенность: что относится к видам социальных нужд личности и примеры их удовлетворения

Кроме прямохождения, членораздельной речи, умения создавать орудия труда, есть еще ряд качеств, отличающих людей от животных. Так или иначе, они связаны с духовными потребностями человека: о том, что это такое, я расскажу в этой статье, разобрав виды и примеры проявления этой стороны человеческого существа.

Что это за понятие

У каждого из нас есть огромное количество нужд, которые требуют удовлетворения. Они проявляются на физиологическом, социальном и психическом уровнях и без утоления этой внутренней «жажды» невозможно достижение ощущения покоя, комфорта.

Первоосновой является физиология, так как не уделив внимание этой сфере должным образом, нельзя перевести фокус на другую, более глобальную. Она, в первую очередь, определяет безопасность нашей жизнедеятельности.

Природу потребностей человека наиболее полно раскрыл в своих работах Абрахам Маслоу. Ученый ставил на уровень выше над физическими инстинктами стремления людей к социализации.

И лишь после необходимости общаться, чувствовать себя частью общества, быть принятым им и защищенным стоят желания духовные (идеальные) — наиболее высокие, глубокие.

Их наличие предполагает, что базовые нужды хотя бы частично, но удовлетворены.

К высшей ступени пирамиды относятся:

  • интерес к процессу познания;
  • тяга к развитию и саморазвитию;
  • намерение иметь любимую сферу деятельности;
  • осознание смысла своего существования;
  • определение жизненных целей;
  • жажда самореализации;
  • эстетические ценности.

Основная проблема, которая препятствует человеку в реализации его внутреннего потенциала – неудовлетворенность нужд более низких уровней пирамиды.

Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры

Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры

Описание

Особенностью духовных потребностей является то, что не удовлетворив их, индивид не погибает, не подвергается опасности и его здоровье. Проблемы могут возникнуть лишь в контексте его психического и эмоционального состояния. Этим они отличаются от нужд материального плана.

Отличительной чертой является и мотив, побуждающий индивида к развитию внутреннего мира. Движущей силой выступает не получение ощутимой выгоды, а искренний интерес.

Развивающиеся люди стремятся мыслить шире, смотреть глубже, находить то, что любопытно и может быть полезным в будущем. При этом границы познания в современном мире определяются лишь наличием или отсутствием свободного времени и ресурсов.

Эффективный способ раскрытия духовного потенциала — творческая деятельность.

Познавать мир люди стремились с древнейших времен, желая понять, как устроено окружающее их пространство. Итогом их поверхностного анализа стало появление различных мифов, суеверий, верований.

Многие явления природы были непонятны первобытному человеку, и он связывал их с потусторонними силами.

На тот момент это был самый простой способ объяснить происходящее вокруг – грозу, дождь, смену времен года.

Тяга к познанию вывела человечество на новый эволюционный уровень, благодаря чему и по сей день мы можем совершенствовать себя и свою среду обитания.

Каждая личность считает важным процесс познавательной деятельности.

В поиске собственного пути мы определяем для себя наиболее интересные сферы для изучения, а также подходящие формы (практическое применение или теория, лекции или кружки и т.п.).

При этом полученную информацию необходимо систематически применять на практике, чтобы она во всей полноте усваивалась и была полезной.

Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры

Самосовершенствование

Эта потребность связана с интеллектуальным, физическим и нравственным развитием, к которому стремится индивид. Одного процесса познания становится недостаточно, в постоянно меняющемся мире человек нуждается в инструментах для личностного роста.

Развитый интеллектом можно назвать такой ум, который объединяет в себе:

  • Способность быстро и рационально принимать решения.
  • Умение оперативно находить ответы на возникающие вопросы, подключая память.
  • Повышенный уровень запоминания полезной информации.
  • Развитость различных типов мышления.
  • Качественную концентрацию, продуктивность на протяжении долгого времени.
  • Эрудированность, наличие багажа знаний и навыков.
  • Регулярные занятия физической активностью позволяют индивиду чувствовать себя более здоровым, привлекательным, а профессиональное увлечение спортом открывает дорогу к высоким достижениям.
  • В течение жизни человек совершенствует свои взгляды на окружающее его пространство и других людей, решает различные моральные вопросы и растет духовно, увеличивает силу воли, становится более мудрым.
  • Чтобы стать умнее, рассудительнее и сильнее, необходимо систематически уделять внимание развитию своих навыков: изучать полезные публикации, читать качественные книги, смотреть высококлассные фильмы и сериалы, играть в развивающие, доставляющие эстетическое наслаждение игры.
  • Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры

Реализация в трудовой деятельности

Работая в той или иной сфере, большинство людей стараются добиваться высоких результатов, расти над собой. К сожалению, не каждому удается достаточно зарабатывать, занимаясь тем, что приносит удовольствие. В такой ситуации на помощь приходит хобби, помогающее индивиду реализовать свой потенциал.

Эта потребность связана не только с духовной, но и с социальной категорией человеческих стремлений. Важно, чтобы на рабочем месте тебя ценили, уважали, поддерживали. В процессе освоения какого-либо дела личность получает новые навыки, знания и начинает лучше понимать свои жизненные цели.

Работе следует уделять столько времени и энергии, сколько возможно, при этом не допуская выгорания и сохраняя в норме физическое и психическое состояние.

Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры

Удовлетворение эстетических чувств

В той или иной степени у людей есть желание находиться в красивых местах, любоваться природой, интерьером. Это стремление к эстетике побуждает многих работать над собственным внешним видом, использовать косметические средства, покупать привлекательную одежду, заниматься спортом.

Именно поэтому в мире появляется все больше художественной продукции и творческого контента: фильмы, книги, выставки, музеи, красивые улочки для прогулок – все это способствует повышению настроения и развитию вкуса. Духовные потребности личности также воплощаются в занятиях искусством.

Поиск смысла жизни

Думающий человек склонен к философии, особенно когда он переживает непростой, кризисный период. Периодически у него возникает желание проанализировать свое существование и поставить перед собой новые цели.

Не найдя ответов на глубинные вопросы, люди часто сталкиваются с внутренними конфликтами, которые, в свою очередь, порождают депрессию и апатию.

Чтобы такого не происходило, нужно прислушиваться к своему «Я», анализировать происходящее и чаще рассуждать. Кроме того, не следует требовать от себя невозможного: планка, которую вы ставите перед собой, должна быть посильной.

Научиться грамотно выстраивать диалог с пространством поможет моя персональная консультация.

Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры

Как формируются духовные потребности человека: идеальные условия

На формирование влияет несколько факторов:

  • Воспитание. Именно в семье ребенок впервые получает определенные представления о личных и общественных ценностях, нормах.
  • Социализация. Социум оказывает огромное влияние на становление личности, возникновение у нее различных желаний и установок.
  • Психическое и физическое состояние. Стремления больного индивида заметно отличаются от целей здорового. Кроме того, есть люди, которые в силу особенностей развития интеллекта не имеют нужды в постижении сферы идеалов.
  • Образование. В образовательных учреждениях люди проводят значительную часть своей жизни, поэтому их сила воздействия также велика.
  • Трудовая деятельность и коллеги. На взрослого человека по большей части влияет коллектив, в котором он работает, а также само дело, которому он посвящает огромный отрезок времени каждодневно.

—>

Базовые отличия от физических потребностей

Духовные Материальные
Без них можно обойтись. Само существование не окажется под угрозой, проблема будет только в его качестве. Воспринимаются как крайне необходимые.
В приоритете не получение выгоды (хотя такая задача может стоять), а достижение внутреннего удовлетворения. На первом месте – владение определенными благами.
Важнее всего – психическая гармония. Направлены на обеспечение тела комфортом и безопасностью.
Определяются не видимым образом и практической функцией, а внутренним содержанием. Утилитарная направленность первична.
Распредмечивание результатов культурной деятельности. Опредмечивание творений культуры.
Долговечность ценностей: даже после физической утраты о них остается память. Недолговечность: вещь имеет вес только когда запечатлена  определенной форме, оболочке.

Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры

Виды

Сферу «духа» можно разделить на две категории. К первой относится все, что связано с раскрытием внутреннего потенциала человека:

  • Стремление к созерцанию и приобщению к прекрасному, знакомство с работами мастеров, творцов, оценка произведений искусства.
  • Научно-познавательная деятельность, расширение границ мировосприятия.
  • Забота о физическом здоровье без видимых проблем с ним.

Ко второй – то, что относится к его реализации в обществе:

  • Желание находиться в окружении интересных, разносторонних личностей как в реальности, так и в пространстве вымыслов (художественных произведений).
  • Осуществление трудовой деятельности, что позволяет закрыть как идеальные, так и материальные «дыры».
  • Освоение моральных ориентиров, что дает возможность сравнить личные взгляды с общественным мнением.

Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры

Что относят к удовлетворению духовных потребностей: примеры

О развитии внутреннего мира можно говорить, когда человек стремится к саморазвитию, познанию и достижению гармонии.Например, представим, что некто работает автомехаником. Он доволен своей деятельностью и заработком, но в нерабочее время интересуется физикой, планирует поступление в вуз и хочет повысить компетентность в интересующей его сфере, чтобы:

а) развиваться профессионально; б) раскрыть свой потенциал;

в) расширить круг общения, наполнив его думающими людьми.

Источник: https://damienmilay.com/basis/duhovnye-potrebnosti-chto-eto-takoe-vidy-osobennosti-primery/

Духовные потребности человека

Духовные потребности человека вместе с запросами материального характера становятся, по сути, двумя сторонами одной и той же медали.

Как существа, принадлежащие к животному миру, люди до конца своих дней остаются заложниками физиологии, которая требует от общества постоянного восполнения материальных ресурсов, необходимых для жизни. Человечеству нужна пища, кров, спасающий от невзгод погоды. Много чего нужно, чтобы жизнь стала безопасной и сытной.

Читайте также:  Как мужчине повысить уверенность в себе если заниженная самооценка, роль женщины

В том числе то, о чём, по невежеству, человек пока не догадывается.Но существует ещё и эстетическая сторона. Как показала человеческая практика, начиная с Адама и Евы, удовлетворение только биологических потребностей для индивида из племени homo sapiens не достаточно.

Почему? Для человека, обладающего разум, нужна ещё идеологическая обусловленность своих поступков. Людям нужны определенные жизненные ориентиры, дающие более объёмно и рационально обозначить и, по возможности, усвоить блага, гарантирующие оптимальный комфорт.

Духовность становится этим посредником. По крайней мере, самым важным из всех достижимых. Она наполняет сознание индивида теми ориентирами, которые предоставляют возможность жить лучше.

Дают в руки каждому тот самый метафорический дарвиновский сучок, с помощью которого можно дотянутся до недоступного прежде.

Наполняя интеллект новыми знаниями, чувственными образами и применяя всё это на практике, человек совершенствует свои возможности, понимает их меру и тем самым всё лучше познаёт окружающее и себя.

Отличие духовные потребности от материальных

Главное отличие духовных запросов от материальных представляется в том, что, на первый взгляд, они не становятся необходимыми. В них нет никакой личной корысти. Они не смогут накормить, укрыть от холода, обезопасить от врагов. Удовольствие от заполнения духовного мира — только моральное, имеющее преимущественно эстетический характер.

Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры

Теперь о средствах удовлетворения потребностей. Материальные запросы предметны и обусловлены находящейся в наличии ресурсной базой. Единственным средством пополнения духовного потенциала становится творчество.

Каким образом реализует себя творческая личность? Определяющими здесь становятся две функции, присущие человеческому сознанию. Одна из них связана с той или иной формой общения, другая с чувственным познанием мира.

Коммуникативная функция сознания разрешает субъекту получить необходимую духовную или практическую информацию из печатных, визуальных и аудиоисточников, в том числе в результате непосредственного общения с обладателем нужных данных.

Познавательная сторона творчества предусматривает не только получение каких-либо сведений, но также их селекцию, отбрасывание лишнего и усвоение того, что представляется необходимым сейчас.

Виды духовных потребностей

За долгую историю человечество опробовало множество вариантов духовного идеала, определявших мораль того или иного общества. Эта мораль обретала ужасающие черты, развращающие природу человека.

Мучительная практика многих веков показала самыми постоянными духовными ценностями всех времён и народов становятся любовь, дети, дружба, вера в лучшее, надежда на то, что оно сбудется, верность, преданность, всё то, что включает в себя понятие счастья.

В этот список можно включить ещё свободу творчества, независимость в принятии судьбоносных решений, уверенность в своей правоте.

Главные потребности в духовной сфере условно разделяют на две группы.  Первая из них связана с накоплением духовного потенциала, вторая — с его реализацией в социальной среде.

К первой группе духовных потребностей относятся:

  • стремление общаться с интересными людьми в реальной и виртуальной жизни (например, в книгах, спектаклях, кинофильмах);
  • приобщение к прекрасному посредством созерцания красивых пейзажей, художественных достижений великих мастеров, прослушивания выдающихся музыкальных произведений;
  • научно-познавательная работа, расширяющая горизонты мировоззрения;
  • забота о здоровье как единственном фундаменте остальных жизненных начинаний.

Во вторую группу, означающую потребности социального плана, входят:

  1. потребность в трудовой деятельности, разрешающая человеку реализовывать материальные и духовные запросы;
  2. создание нравственных ориентиров, дающих возможность соотнести собственные взгляды на вещи с соответствующим общественным идеалом;
  3. патриотическая направленность поступков и взглядов, ориентирующая личность на защиту и возвеличивание отечества.

Последовательность в удовлетворении потребностей обеих групп не становится строго линейной. Чаще всего она соотносится с материальными запросами и индивидуальными особенностями субъекта. Так по мере реализации основных биологических задач у большинства людей обостряется нужда в духовной ауре. Но в ряде случаев на первое место выдвигаются именно духовные цели.

Роль искусства

Без преувеличения можно сказать, что искусство — величайший учитель, дающий наглядный пример настоящей духовности.

В лучших своих образцах художественные, философские, живописные, музыкальные, скульптурные и архитектурные шедевры современной и прошлых цивилизаций показывают, насколько глубоко и изящно простирается человеческая мысль. Приобщаясь к духовной культуре, человечество не просто удовлетворяет духовные запросы, оно и решает множество прежде недостижимых задач.

Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры

Познавательная сторона обретённых таким образом знаний позволяет раскрыться своим лучшим качествам, использовать их на личное и общественное благо, заслужить уважение современников и потомков.

Способности, обнаруживаемые в себе посредством общения с прекрасным, рождают и новые потребности. Это проявляется уже у ребёнка. Духовный потенциал личности при благоприятных условиях воспитания и нравственного климата в обществе наращивается на протяжении всей жизни. Расширяется кругозор, совершенствуются взгляды и поведение человека, утончаются его манеры.

Духовное развитие, а вместе с ним и потребление — процесс большей частью творческий. Его результатом становится появление более яркого, сильного, деятельного человека. Уровень культуры людей зависит не только от образования, но и от наличия перед глазами весомых примеров, показывающих, что жить красиво и достойно можно и нужно. По сути, это главная задача искусства.

Заключение

От духовных запросов зависит и атмосфера, в которой люди предпочитают обустроить личную жизнь. Не всегда это удаётся в полной мере, и, тем не менее, никакая материальная нужда, не способна остановить развитие сильной духовной натуры.

Примитивное и грубое всё равно будет вытесняться более изысканным и тонким. На этом принципе базируется человеческий прогресс.

И, если человечество хочет, чтобы так продолжалось и впредь, о душе нужно помнить и постоянно поднимать её на всё новые и новые высоты.

Источник: https://mystroimmir.ru/moyput/duhovnaya-potrebnost.html

Духовные ценности

Духовные ценности

20.01.2017

Снежана Иванова

Духовные ценности лежат в основе внутреннего поиска человека, его стремлений, формирования мировоззрения, индивидуального взгляда на окружающую действительность.

Духовные ценности представляют собой некие установленные обществом идеалы, которые невозможно ничем измерить и дать им цену. Духовные ценности лежат в основе внутреннего поиска человека, его стремлений, формирования мировоззрения, индивидуального взгляда на окружающую действительность.

Духовные ценности человека относятся к категории нематериальных категорий, которые управляют жизнью личности, помогают ей осуществлять каждодневный выбор, принимать правильные решения. Что можно причислить к духовным ценностям? Данная статья призвана ответить на этот вопрос.

Основные духовные ценности

Добро

Эта категория духовных ценностей ценилась всегда. Добрых людей уважали, относились к ним с особенным внутренним почитанием. В то же время добрый человек больше подвержен различным страданиям из-за сильно развитой чувствительности и неравнодушия.

Ему нередко приходится переживать предательства со стороны близких людей. Доброте часто сопутствует желание быть нужным кому-то. На самом деле в основе всякого благого дела лежит бескорыстие. Доброта сама по себе является внутренней потребностью личности.

Сделав что-то полезное, мы начинаем чувствовать себя увереннее, на душе становится легко и свободно.

Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры

Красота

Представляет собой одну из самых загадочных категорий духовных ценностей. Если подойти на улице к первому попавшемуся человеку, он вряд ли сможет ответить, что такое красота. Каждый вкладывает в это понятие свое значение. Красота заключается повсюду: в природе, в другом человеке, в отношениях между людьми.

Художник, умеющий видеть красоту и переносить ее в творчество, равен Богу. Красота как духовная ценность нередко вдохновляла писателей и музыкантов на создание своих нетленных произведений. Красота – категория чрезвычайно тонкая. Чтобы ее почувствовать и понять, необходимо быть чутким и воспринимающим человеком.

Красота как духовная ценность существовала всегда и во все времена люди стремились всеми силами души постичь ее.

Истина

Людям всегда было свойственно искать правду, доходить до сути вещей. В этом выражается естественное стремление к самопознанию и изучению окружающего мира. Истина как духовная ценность многое способна дать человеку. С помощью истины люди учатся анализировать свои поступки, рассматривать все те действия, которые совершают, на предмет правильности и нравственности.

Доказывать свою правду нелегко. Проблема в том, что каждый понимает истину по-своему и для всякого она своя. К примеру, то, что свято для одного, для другого вообще не представляет никакой значимости. Духовные ценности вообще и истина в частности формировались годами, десятилетиями, веками.

Люди иногда не задумываются, откуда взялась та или иная общественная установка. Все нормы и морали были когда-то созданы человеком для обеспечения комфортного существования в социуме.

Истина как духовная ценность обладает всеми необходимыми характеристиками для формирования нравственной природы человека.

Искусство

Существует множество мнений, каким должно быть настоящее искусство и что она дает обществу. Искусство как духовная ценность позволяет личности приобщиться к категории прекрасного, воспитать в себе чувствительность и восприимчивость.

Искусство как духовная ценность делает человека духовно богаче, наполняет его жизнь особым смыслом, дает дополнительную энергию для самореализации. Если бы мы жили, основываясь только на обыденном существовании, то не смогли бы развиваться в полной мере, прогрессировать.

В таком случае жизнь человека ограничивалась бы только физиологическими и материальными потребностями. Но, к счастью, это не так.

Искусство в чем-то повторяет жизнь, способствует ее всестороннему осмыслению, выстраиванию соответствующих выводов. Человек, связанный с искусством, наполняется энергией и сам способен создавать художественные образы, творить реальность вокруг себя. Чаще всего, он начинает искать собственный особый смысл жизни, который отличается от духовных ценностей остальных людей.

Творчество

Созидание лежит в основе всего сущего. Если бы каждый человек научился относиться с уважением ко всему, что делает он сам и другие, в мире не было бы столько искалеченных судеб.

Тогда бы личность могла жить в соответствии со своей внутренней природой и накапливать в сердце только радость и удовлетворение. Творчество как духовная ценность представляет собой способность человека создавать новые художественные образы.

Читайте также:  Как заставить девушку полюбить тебя: методы привлечения, психология влюбленности

Подлинное творчество всегда облагораживает личность, возвышает душу, повышает психическую активность.

Творения великих мастеров остаются в нашем сознании и влияют на жизнь последующих поколений. Творческий человек – это всегда первопроходец, который прокладывает путь вперед. По этой дороге не всегда бывает легко идти, особенно сталкиваясь с непониманием и осуждением общества. Как это ни странно, именно творческие люди чаще претерпевали на себе несправедливое отношение окружающих.

Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры

Любовь

Это высшая духовная ценность, без которой жизнь человека вообще сложно себе представить. Любовь ищут, ее находят, теряют, разочаровываются в ней, совершают во имя нее настоящие подвиги.

Любовь бывает физической, духовной, материнской, безусловной, дружеской и т.д. В любом случае это чувство охватывает человека изнутри, заставляет пересматривать имеющиеся взгляды на жизнь, становиться лучше, работать над привычками и характером.

Любви посвящают песни, стихи, литературные и музыкальные произведения.

Таким образом, духовные ценности оказывают мощное воздействие на жизнь каждой отдельно взятой личности. Мы не можем жить изолированно от общества, не принимая во внимание царящие в нем нормы и порядки. Духовные ценности формируют в нас нравственные идеалы, рождают индивидуальные стремления.

Источник: https://psyh.info/article/mirovozzrenie/duhovnye-tsennosti.html

Духовные ценности человека — нравственные идеалы

В нашем мире всё имеет свою ценность — материальное и духовное. Но не все точно знают, что такое духовные ценности. В детстве мы ценим любовь и заботу взрослых, в подростковом возрасте начинаем привязываться к материальным вещам, а во взрослом возрасте нас может поглотить погоня за материальными ценностями.

Я на всю жизнь запомнила слова пожилой учительницы, которая жила в нашем доме, о приоритете нравственных ценностей над материальными. В тот день мы сдали экзамен в школе и отдыхали на лавочке во дворе.

Пожилая женщина подошла к нам и сделала замечание, на что мы ответили грубостью. И вот, по прошествии многих лет стали понятны ее слова: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтоб с тобою поступали».

Это еще называют эффектом бумеранга.

Материя и дух

Философы всех времен и народов искали ответ на вопрос, что первично — дух или материя. До сих пор нет общепринятого ответа на поставленный вопрос, и нет единого мнения относительно превалирования материи над духом.

Очевидно только одно: существуют тленные и нетленные субстанции. К нетленной субстанции относят душу и духовные ценности.

Духовные ценности — это то, что невозможно потрогать руками и ощутить на вкус, но оно приносит наслаждение.

На заметку! Духовные ценности — это некие идеалы, которые невозможно оценить или измерить.

К духовным ценностям относят и моральные устои, которые человек тщательно оберегает и готов отстаивать их значимость. Моральные устои формируются в детстве под влиянием воспитания родителей. Ребенок начинает осознавать, что его поведение может быть хорошим и плохим.

Маленький человек понимает, что за хорошие поступки последует вознаграждение, а за плохие накажут. Хотя поступок человека нельзя потрогать руками, тем не менее, он существует и может оцениваться положительно либо отрицательно.

Так и начинается знакомство с духовными категориями.

С материальными категориями намного проще — к ним можно прикоснуться, их можно купить или сделать своими руками.

К  материальным ценностям относятся:

  • денежные знаки;
  • товары в магазине;
  • драгоценности;
  • недвижимость;
  • предметы роскоши.

Духовные ценности невозможно продать или обменять, увидеть или ощутить тактильно. Они невидимы и находятся во внутреннем мире каждого человека. У животных духовных ценностей нет — только инстинкты.

К духовным категориям относят:

  • дружбу;
  • любовь;
  • преданность;
  • взаимопонимание;
  • творчество, искусство;
  • религиозные чувства;
  • нравственные идеалы;
  • моральные качества.

Привязанность к материальным ценностям свойственна молодым людям и людям среднего возраста. Очень редко встречается пожилой человек, для которого материальное имеет особенное значение. Это происходит от осознания, что деньги не помогут приобрести любовь и дружбу. Возможно, на это осознание потребовались годы.

Духовные категории относятся к внутреннему миру человека и формируют его как личность. Благодаря им формируется мировоззрение и индивидуальный взгляд на мир, осуществляется поиск истины и красоты. С помощью духовных ориентиров мы ежедневно делаем правильный (с нашей точки зрения) выбор и принимаем ответственные решения.

Нравственные идеалы

Об этой духовной категории стоит поговорить отдельно.  К нравственным идеалам психологи относят:

  • смысложизненные;
  • эстетические;
  • собственно нравственные;
  • семейные.

Смысложизненные идеалы выражают нашу мировоззренческую позицию. Она обычно формируется воспитанием дома и в школе. Затем мировоззрение может кардинально измениться, если этому будут способствовать жизненные обстоятельства. Мировоззрение формирует отношение личности к окружающему миру и людям.

Эстетика относится к душевным переживаниям и отражает состояние души человека. Эстетические чувства формируются по мере самореализации индивидуума в обществе. К этой категории относится чувство прекрасного и трагичного, возвышенного и комичного.

Собственно нравственные ценности определяют взаимоотношения между членами общества. К ним относится патриотизм, взаимовыручка, понятия добра и зла.

Стремление к исполнению нравственного долга перед родителями, Родиной и обществом формируется в процессе воспитания ребенка родителями и школой.

В дальнейшем нравственные категории могут расширяться и охватывать такие понятия, как честь, совесть, личное достоинство, справедливость и человеколюбие.

Семейные ценности лежат в основе нравственного воспитания человека как ячейки общества. Именно в семье происходит первый опыт социализации  маленького гражданина.

Без семьи ребенок бы повторил судьбу Маугли, который был лишен наглядного примера социально-общественных отношений.

В семье ребенок получает первые уроки добра и зла, питается духовной пищей вместе с материальной, формируется как член общества.

Духовные понятия

Теперь рассмотрим основные духовные понятия, принятые в нашем обществе. Хочется сразу сказать, что духовность — это не только религиозные чувства. В понятие духовного входит всё, что не относится к материальному. С этим не согласны религиозные деятели, но с точки зрения психологии это именно так.

Духовные категории:

  • красота;
  • добро и зло;
  • истина;
  • искусство;
  • творчество;
  • любовь.

Красота — явление нематериальное, ее невозможно потрогать. Но в душе красота оставляет неизгладимый след, дарит наслаждение и удовольствие.

Однако красота в нашем мире проявляется только через материальный носитель — тело человека, голос, произведение искусства, местность. Ощущение красоты у всех разное, и оно во многом зависит от воспитания и местного менталитета.

То, что считается красивым у европейцев, может восприниматься как уродливое у азиатов, и наоборот. Поэтому красота — категория весьма относительная.

Добро и зло тоже формируются под влиянием духовных категорий. В разных общественных образованиях эти понятия не совпадают.

В российском обществе добрым считается человек, умеющий сострадать другим и протягивающий руку помощи всем нуждающимся. Добрый человек не мыслит жизнь ради себя, ему необходимо помогать другим и жить их интересами.

Принести миру пользу — вот кредо доброты. Соответственно, зло является полной противоположностью добра.

Истину тоже невозможно потрогать руками и ощутить на вкус/запах. Однако из-за истины погибло намного больше людей, чем от вражды. Поиск истины не дает покоя и современным людям: до сих пор ее не нашли. Истина, как и красота, у всех разная. Порой истина воспринимается как ложь, а ложь почитают за истину. Почему так происходит? На это нет ответа даже у философов.

Любовь тоже относится к духовным категориям. Это именно то чувство, в котором нуждаются все люди на земле. Любовь встречает новорожденного младенца в лице матери и сопровождает его всю жизнь.

Любовь бывает разной — дружеской, супружеской, родительской, сыновней — но в ее основе всегда лежит альтруизм. Если альтруизм отсутствует в отношениях, о настоящей любви не может быть и речи.

Любовь — это всегда сопереживание, верность, уважение и доверие.

Искусство относится к категории духовных ценностей с самого начала существования людей. Через искусство люди выражают свое отношение к миру, другим людям и обществу в целом.

Искусство — это выражение своих чувств и эмоций через слово, движение, пение или изображение.

Искусство может быть реалистичным и сюрреалистичным, смотря на каких творческих позициях стоит художник и как воспринимает мир.

С искусством тесно связано творчество, через которое люди реализуют свои способности и таланты. К творчеству относят памятники выдающимся деятелям, литературу, поэзию, живопись и музыку. Творческое начало присуще только человеку, поэтому у него имеются духовные потребности самовыражение через звук, движение и цвет.

Однако творчество обязательно выражается через материальную субстанцию. Поэтому чтобы приобрести произведение литературного жанра или картину, нужно заплатить деньги.

Бездуховность

Можно ли прожить в нашем мире без духовных ценностей, используя только материальную субстанцию? Это возможно, как возможна бездуховная жизнь животных и растений. Бездуховный человек отрицает нравственные и моральные категории, руководствуется собственной выгодой. В современном обществе бездуховность приняла устрашающие размеры и может привести к утрате общечеловеческих ценностей.

Современные средства информации навязывают обществу приоритет потребления материальных вещей над духовными ценностями, утрату нравственных ориентиров. Родители не имеют времени воспитывать своих детей, так как находятся постоянно на работе. Дети черпают информацию из СМИ и соцсетей, где ведется пропаганда преимущества материального потребительства.

Рекламодатели тратят огромные суммы денег, чтобы убедить людей приобрести их товар и вместе с ним счастье. То есть, счастливым современный человек может стать только после приобретения товара высокого качества. Замена духовных ценностей  материальными — отличительная черта нашего времени.

Бороться с бездуховностью можно только с помощью просветительской работы. Ответственность за формирование правильного мировоззрения у детей должна нести школа. Религиозные учреждения тоже вносят свой вклад в развитие духовности у населения, и только совместная работа школы и религиозных центров могут сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

Источник: https://TayniyMir.com/samorazvitie/duhovnye-tsennosti.html

Ссылка на основную публикацию