Комплекс оживления: в каком возрасте проявляется у ребенка, что такое
У дитя в первый год жизни быстрыми темпами идет и физическое, и психическое развитие. Все мамы трепетно следят за прибавками в росте и в весе и сверяют моменты овладевания двигательными навыками с нормами и развитием знакомых детей. Но как отследить, правильными ли темпами происходит психическое развитие крохи?
Психическое развитие малыша также проходит по определенному графику, и первым проявлением его у ребенка становится так называемый «комплекс оживления». Отследив время его появления, вы сможете понять, правильно ли развивается нервная система младенца и созревает его психика.
Первые дни после рождения
После рождения испытывает сильнейший стресс, т. к. в утробе матери ему было спокойно, тепло и безопасно, а появившись на свет, малыш испытывает на себе смену температуры, слышит громкие звуки и видит яркие цвета, пугающие его, поэтому спокойно ему только в маминых руках.
В этот период важно дарить новорожденному тепло и заботу, не нужно включать с первых дней музыку и показывать игрушки, чтобы малыш реагировал. Примерно в возрасте двух недель он уже различает голос мамы, фокусируется на лицах и предметах, звуках
Примерно в возрасте двух недель он уже различает голос мамы, фокусируется на лицах и предметах, звуках.
Мои советы молодым родителям
Порой родители пренебрегают удовлетворением детской потребности в общении, полагая, что для малыша важнее физиологический комфорт. Молодые родители часто не знают, как общаться с младенцем, полагая, что он еще ничего не понимает.
Молодым супружеским парам хочется пожелать научиться ценить каждое мгновение, проведенное с ребенком. Ласковые слова, поглаживания, поцелуи, взаимные улыбки – так можно кратко перечислить основные компоненты, стимулирующие открытие комплекса оживления.
Ребенок смеется в ответ на поцелуй мамы – значит, нужно поцеловать еще раз! Крошка протяжно гулит, подзывая маму – стоит ласково пропеть что-нибудь в ответ, нежно наклоняясь к малышу! Малыш пребывает в хорошем настроении – самое время подразнить, пощекотать его!
Что входит в комплекс оживления
В психологии существует несколько толкований понятия «комплекс оживления». Но основным из них является следующее: комплекс оживления — это двигательно-эмоциональная реакция ребёнка на появление взрослого человека.
Комплекс оживления включает в себя:
Реакции ые (вокализация) — младенец к себе привлекает внимание протяжным гулением или короткими громкими вскриками.
Оживлённые движения — ребёнок навстречу взрослому выгибает спинку, двигает головкой, тянет ручки, закидывает ножки и прочее.
Радость младенца начинает выражаться улыбкой.
Сосредоточение зрительное — младенец на протяжении длительного периода пристально рассматривает взрослого, уделив особое внимание его глазам.
В первые секунды контакта ребёнок замирает.
Эти показатели являются основными составляющими, которые все вместе должны проявляться. Именно из-за этого совокупность этих реакций и зовётся комплексом.
Взаимосвязь родителей и детей
Тесная эмоциональная связь между родителями и ребенком начинает формироваться с первых дней появления нового члена в семье. Сначала она базируется на удовлетворении физиологических потребностей маленького человека. Дети быстро научаются использовать доступные их возрасту способы привлечения внимания взрослого.
Эмоциональный контакт между родителями и детьми младенческого возраста является залогом нормального психического и личностного развития. Доверительные отношения в семье рождают у ребенка чувство безопасности и защищенности. В дальнейшем ребенок, который не испытывал в младенчестве дефицита общения, становится любознательным, самостоятельным, инициативным, целеустремленным.
Что такое комплекс оживления?
Комплексом оживления младенца называется целый ряд навыков, которые развиваются в человеке в начале третьей недели его жизни. Эти навыки являются еще неумелыми, однако они выражаются в виде эмоций и движений, через которые малыш показывает свои желания.
Новорожденным ребенок считается в первые 3 месяца своей жизни. Рождение малыша называется кризисным периодом, после которого он еще длительное время отходит. Следует понимать, что ребенок до этого времени ни в чем не нуждался и не ощущал никакого дискомфорта. В утробе матери он имел все, что нужно. Теперь он должен функционировать самостоятельно, указывать маме, в чем нуждается, претерпевать различные ощущения в своем организме, которые возникают после контакта с различными раздражителями окружающей среды.
Малыш в первые недели только привыкает к тому, что он должен быть самостоятельным. Он уже обладает некоторым набором рефлексов, которые направлены в первую очередь на его выживание и адаптацию к окружающему миру. Многие из этих рефлексов к концу первого года жизни пройдут, однако все это будет происходить постепенно, по мере того как малыш будет обучаться сознательным навыкам.
Врожденные рефлексы не помогают малышу в освоении основных моделей поведения, которые нужны взрослому человеку. Они направлены лишь на физиологические потребности. А другие модели поведения ребенок уже будет изучать при жизни.
Что же такое комплекс оживления? Это первые навыки, которые уже указывают на реакцию ребенка на окружающий мир. Он замирает и заостряет на чем-то свой взгляд, прислушивается, затем реагирует путем крика или иных способов бури эмоций.
Наиболее полноценным комплекс оживления становится в 2 месяца. Затем он еще больше усиливается в 3-4 месяцам, после чего разрушается. Уже с 5 месяцев ребенок начинает вырабатывать свои сложные модели поведения на основе эмоционального настроя.
Все эти стадии развития являются важными и значимыми в формировании будущей личности. Каждый младенец должен быть эмоциональным и ярко проявляющим свои ощущения на первом году своей жизни. Для чего это нужно? Для того чтобы обучаться новым навыкам, моделям поведения, осваивать свой организм, быстрее адаптироваться к новому миру.
Задержка в развитии комплекса оживления наблюдается у детей, с которыми родители мало контактируют. Тогда малыш не ощущает никаких внутренних переживаний, которые повлекут за собой формирование психического настроя. При отсутствии контакта ребенка с родителями отмечается малая интенсивность эмоциональных проявлений, неполный комплекс всех составляющих, реактивное реагирование и пр.
Нередко на недоразвитость комплекса оживления влияют физиологические или психические отклонения. Неразвитость нервной системы, генетические заболевания и прочие физические факторы могут повлиять на то, что малыш будет неэмоциональным.
Завершающим этапом комплекса оживления специалисты называют способность ребенка глазами и ушами сосредотачивать свое внимание на зрительных и слуховых раздражителях. До сих пор ведутся споры на счет того, является ли комплекс оживления сознательной реакцией ребенка или все же происходит непроизвольно, ребенок на уровне рефлексов реагирует на внешние раздражители
До сих пор ведутся споры на счет того, является ли комплекс оживления сознательной реакцией ребенка или все же происходит непроизвольно, ребенок на уровне рефлексов реагирует на внешние раздражители.
Описание
Комплекс оживления не является собранием конкретных жестов и действий. Это метод младенца контактировать со взрослым человеком. Для того чтобы завлечь взрослого человека, малыш начинает трясти ручками и ножками, выдает звуки. Наиболее энергично ребенок это совершает, когда его игнорируют.
В первый месяц жизни младенец находится в своем личном пространстве и почти не проявляет отношения к окружающему миру. Рождение является источником огромного нервного перенапряжения для малыша, поскольку он оказывается в неизвестном месте, в котором возникают необычные звуки, освещение, непривычный температурный режим. В момент новорожденности мамочке необходимо почаще брать младенца на ручки, поскольку лишь у нее он ощущает себя в безопасности. У младенца в этот момент эмоции появляются на исходе первого и истоке второго месяца жизни. В этот период чадо уже может фокусироваться на объектах, энергично откликается на голос и говор взрослого. При близком контакте с родителями у крошки формируется комплекс оживления, реакция на взрослого — это свидетельствует о том, что закончился этап новорожденности, малыш перемещается в другой период своей жизни и комплекс оживления появился.
Советы народных целителей
В всеохватывающей терапии можно использовать народные способы для того, чтоб вылечивать гепатомегалию. Но они могут выступать исключительно в роли вспомогательных средств, и не отменяют главные предназначения лечащего доктора.
- Корицу самого маленького помола (две огромные ложки) положить в емкость с медом (0,5 литра) и кропотливо перемешать. Принимать натощак по две огромные ложки средства четырежды в день.
- Почистить желчевыводящие пути посодействуют кукурузные рыльца. Их необходимо собрать со зрелого початка и прокипятить как чай. Пить по 1-2 стакана, но не добавлять мед либо сахар.
- Очень полезно есть раз в день вареную свеклу, около 100 граммов. Она полезна также и в салате (овощ натирается и заправляется оливковым маслом). Такое питание приносит пользу состоянию человеческого организма в целом.
- Хорошо помогает средство на базе ядрышек грецких орехов, которые необходимо измельчить и есть с медом (ингредиенты берутся в равных пропорциях). Для получения результата рекомендуется принимать данное смачное и полезное средство по 100 граммов каждый день.
- Исцеление традиционными средствами предугадывает внедрение мумие. Капсулы с ним покупаются в аптеке и принимаются по одной в день перед едой, их за ранее рекомендуется растворить в воде. Делать так необходимо одну неделю, а позже сделать перерыв на 10 дней.
- Гепатомегалию, которая сопровождается болевыми чувствами, рекомендуется вылечивать с помощью чая из мяты. Эта травка содействует снятию желчной колики и улучшает отток. Еще скорее поможет мятный чай, если дополнить исцеление компрессом из льняного семени. Его готовить достаточно легко. Необходимо измельчить семечки с помощью кофемолки, поместить их в полотняный либо марлевый мешочек, и опустить в кипяточек на 10 минут, а позже прикладывают на область правого подреберья. Можно это место дополнительно утеплить с помощью шерстяного шарфа. Держать полчаса.
- При увеличении печени помогает лавровый лист. Его следует измельчить и перемешать с медом (на 200 граммов листа необходимо брать 10 огромных ложек меда). После чего данную смесь засыпают в кастрюльку с литром воды и заваривают до того времени, пока водянистая часть не улетучится наполовину. Пить снадобье необходимо перед отходом ко сну, теплым, по 100 мл.
- Исцеление традиционными средствами подразумевает очередной метод, который значительно улучшает состояние при нарушении оттока желчи. Для этого необходимо испить два взбитых куриных желтка яиц. Позже через 30 минут испить стакан теплой минеральной воды (только без газа) и лечь правым боком на грелку.
Биография Дмитрия Козака
Родился Дмитрий Николаевич Козак в селе Бандурово Кировоградской области 7 ноября 1958 года. Отец – Николай, входил в правление местного колхоза, а также возглавлял ревизионную комиссию. О матери информации нет. У Дмитрия есть младший брат Василий.
Глава семейства воспитывал детей в строгости и требовал прилежания во всем. Подход отца сказался на успехах старшего сына, сделав его вдумчивым, ответственным и дисциплинированным. Один из школьных преподавателей посоветовал Дмитрию поступить на технический факультет хорошего вуза.
Поэтому после школы юноша попытался поступить в Винницкий политехнический институт, однако с первой попытки стать студентом престижного вузаа не удалось, и будущий политик отправился в армию, где с 1976 по 1978 годы служил в десантных войсках спецназначения Главного разведуправления.
В 1985 году Козак получил красный диплом юриста в Ленинградском государственном университете. Это же учебное заведение окончили Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Следующие четыре года работает в Ленинградской прокуратуре.
С 1989 по 1991 годы Дмитрий Козак занимает должность руководителя юридического отдела концерна “Монолит-Кировстрой”. Параллельно работает консультантом в Ассоциации морских торговых портов.
В 1990-м создал собственную юридическую фирму “Нева-Юст” и практически одновременно стал соучредителем юрфирмы “Конвент”.
С 1990 по 1994 годы Дмитрий Козак занимал пост начальника юридического управления горсовета в Санкт-Петербурге.
Почему важна взаимосвязь родителей и детей
Новорождённый постоянно должен взаимодействовать с людьми, которые ему помогают развиваться психологически. Примерно до 6 месяцев взрослый и малыш взаимодействует на эмоциональной основе с помощью разнообразных реакций.
Общение эмоциональное происходит с помощью разнообразных движений, соответствующих определённой эмоции, при этом применяются интонации голоса, позы и мимика. Когда малыш достиг возраста 6 – 8 месяцев, приходит следующий этап общения ребёнка с внешним миром и родителями, а также людьми, которые его окружают. Этот этап зовётся ситуативно — деловой. В этот период вместе с эмоциональными проявлениями появляется взаимодействие с окружающими предметами.
Из-за активного взаимодействия со взрослым человеком на первом этапе своей маленькой жизни ребёнок развивается психологически и переходит на новый уровень своего формирования. Общение систематическое помогает стимулировать сферу ребёнка эмоциональную: так он скорее познаёт окружающий его мир.
Общаться кроха с родителями должен с первого дня жизни. Это общение наиболее продуктивно, пока у малыша не развились формы восприятия предметного.
Со временем малыш начинает проявлять интерес к предметам, которые его окружают: он для себя открывает их новые свойства и более активно действует. Но делать это ему самостоятельно сложно, именно по этой причине взрослый обязан помочь познать ребёнку мир, который его окружает. Только так малыш будет развиваться правильно и быстро. В этот период жизни создаются предпосылки для нормального развития и формирования младенческой психики и психологии.
Когда наступает период максимальной активности
Если рядом с малышом постоянно молчать, то это чревато ночными кошмарами, дефектами речи и задержкой развития. Главное, не переусердствовать с общением. Малышу требуется отдых. В норме комплекс оживления малыша длится до 4 месяцев. После достижения этого возраста реакция малыша меняется, более осмысленным становится поведение, появляются осознанные эмоции и перемены настроения.
Комплекс оживления: когда появляется
В норме комплекс оживления должен появиться у грудничка к 2,5 месяцам. До этого срока развитие психики ребенка постепенно нарастает: кроха начинает лучше видеть и слышать, узнает родных и испытывает первые свои привязанности к людям. Дитя, заметив движение или услышав голос, поворачивает головку в сторону источника звука или движения, внимательно следит за вами, вглядывается и вслушивается.
К шести неделям грудничок начинает улыбаться, завидев или услышав вас. Это — первое общение ребенка с вами в начальный период. Развитие психики и постепенное снижение тонуса мышц к 2,5 месяцам позволяет младенцу выражать свои эмоции и «разговаривать» с близкими иначе, более ярко и выразительно — с помощью проявления комплекса оживления.
Увеличенная печень требует внимания
Важно запомнить! Следует обратиться к врачу, как только начинает чувствоваться первый дискомфорт и появляются какие-либо сомнения по поводу состояния своей печени. Также работники медицины очень рекомендуют проверять состояние главного органа по очистке организма от токсинов после длительных праздников с большим количеством алкоголя
Проверка, в данном случае, — лучший способ предотвратить любое заболевание.
Врач точно определит причину увеличения печени и назначит соответствующее лечение
Если практикующий врач заметит, что увеличена печень — причины и лечение, щадящая диета будут названы и назначены в тот же день. А чем раньше будет определена причина, тем быстрее получиться от нее избавиться.
Предупреждения
Что происходит после комплекса оживления?
Комплекс оживления младенца длится недолго, так как практически сразу, приблизительно в возрасте 4-5 месяцев, начинают проявляться более сложные формы поведения. Малыш теперь знает, как нужно подзывать к себе маму, не только с помощью плача, но и с помощью определенных звуков. Улыбка превращается в звонкий смех, движения малыша становятся более управляемыми, а не хаотичными, сознательно и внимательно изучает предметы вокруг себя, а также свое тело – ручки или ножки. Малыш начинает радоваться не только появлению мамы или папы, но и других людей, кто с ним разговаривает, улыбается и играет. Также ребенок начинает радовать игрушкам.
Сроки проявления
Комплекс оживления протекает в течение короткого периода существования ребенка и завершается в возрасте четвертого месяца. В этот момент между младенцем и взрослыми устанавливается близкая связь. Детишки энергичны, много смеются и двигаются. Взаимосвязь взрослого и ребенка в этот момент помогает естественному развитию слухового, речевого аппарата и памяти. Он осознает, что подозвать маму можно не только криком, но и благодаря звукам. Малыш не только усмехается, но и хохочет, его действия не беспорядочные, а сознательные.
Для того чтобы узнать источник, нужно воспользоваться помощью доктора. Если младенцу больше месяца, а он не откликается на приход мамы, не содрогается при посторонних шумах, то это может указывать на отклонения в развитии слухового и зрительного аппарата. Если в месячном возрасте ребенок отзывается на маму, лишь когда она близко, это может означать отклонения в его формировании, нарушения в двигательных функциях, поход к доктору необходим.
Для того чтобы малыш естественно формировался, ему нужен непрерывный контакт с близкими, поэтому стоит с ним больше говорить. Совершать это необходимо почаще. То, как будет происходить общение в первые месяцы его жизни, будет способствовать последующему формированию, умению общаться с людьми в перспективе. Не стоит забывать, что избыточное общение способствует желанию уклоняться от общения со взрослыми и ребенок может стать скрытным и нелюдимым.
Комплекс оживления: возраст, в котором он проявляется
Ученными установлено, что в момент рождения ребенок испытывает огромный стресс, так как новая среда отличается от той, в которой он комфортно пребывал все девять месяцев. Теперь ему все кажется новым и очень опасным.
Примерно через две недели после рождения кроха начинает привыкать и осваиваться, интересоваться предметами и фокусировать на них взгляд, узнавать голос матери или других близких ему людей, чувствовать себя в безопасности в присутствии знакомых взрослых.
Примерно через два с половиной месяца у ребенка начинают появляться первые компоненты комплекса оживления.
Если ранее младенец давал неслаженную реакцию на различного рода раздражители, то теперь все эти компоненты или реакции будут проявляться совместно, то есть комплексно. Например, улыбка на появление взрослого, распознавание голоса матери среди других голосов, радость при виде мамы и т. д. То есть громкое гуление, постукивание ножками и кулачками – все это проявления оживления при виде мамы.
С двух с половиной до трех месяцев – это период абсолютного счастья ребенка, он активен, постоянно улыбается и всем своим видом показывает, что очень хочет узнать много нового.
Принцип действия пучковяза
Что такое комплекс оживления
Комплексом оживления принято считать и называть не просто определенную стадию в развитии младенца, а его феноменальную способность проявлять интерес к окружающему миру
На самом деле, этот феномен и по сегодняшний день (несмотря на развитие медицины и науки) по-прежнему остается практически единственным показателем развития малыша (конечно, помимо лабораторных исследований), и именно на этот комплекс оживления обращают внимание, как психологи, так педиатры, и невропатологи, когда возникает вопрос определения степени полноценного психологического и психического развитии ребёнка
Так, одним из российских психологов была даже выдвинута теория о том, что
Так, к примеру, в случае «общения» со взрослым, который пассивный и не проявляет никакой заинтересованности по отношению к поведению и действиям малыша – ребенок начинает вести себя активнее и тем самым, как будто бы приглашает взрослого пообщаться с ним, обратить на него внимание. Аналогично, этот принцип действует, но только в случае наоборот, когда взрослый ведёт себя достаточно активно и заинтересовано, то малыш успокаивается и ведёт себя более пассивно
Достаточно посмотреть на детей, которые в раннем младенческом возрасте пытаются дрыгать ножками и ручками, делают попытки издавать свои первые звуки – как правило, это происходит тогда, когда… родители чем-то заняты или отвлечены от ребёнка, а малыш тем самым пытается привлечь их внимание к себе…
Соответственно, выводы напрашиваются сами собой – комплекс оживления младенца не подчиняется законам развития, но является самым настоящим первым действием со стороны ребёнка, способом общения со взрослым миром.
Что было до комплекса оживления
Появление ребёнка на свет – это радостное событие для нас, но сильный стресс для ребёнка. Ведь, он оказывается в чужом мире, наполненном светом, звуками, запахами, здесь совсем другая температура, а вокруг постоянно снуют какие-то люди… В мамином животике всё было по другом – тихо, спокойно, уютно, комфортно, а сердечный ритм мамы — он действовал так убаюкивающе на малыша.
Спустя 2 недели после своего появления на свет, ребёнок уже начинает фокусировать взгляд на предметах, окружающих его и даже начинает разглядывать лица взрослых. А, уже спустя месяц — он сможет различать звуки и узнавать голос своей мамы среди других голосов и звуков.
Ну, а к концу 2-го месяца жизни, в сознании малыша уж существует единая логическая цепочка, в которую входят такие понятия, как мамины руки – еда, мамин голос — мамино лицо… Всё это для новорожденного олицетворение добра, и на всё это он начинает реагировать проявлением положительных эмоций. Появляется первая сознательная улыбка, которую ребёнок дарит своим родителям…
Пик комплекса оживления
Пик комплекса оживления
Когда малыш достигает возраста 3-4 месяцев – он абсолютно счастливый
Даже услышав вдалеке голос мамы или папы – он начинает проявлять активность и стремится привлечь внимание родителей к себе
Примечательно, что в рекламе товаров для детей до года чаще всего показывают детей именно в этом возрасте. А, знаете почему? Потому, что улыбка практически не сходит с их лиц и они всегда счастливы.
Так, некоторые мамы и папы даже отмечают, что именно в это время они ощущают так отчётливо, как важен и дорог им этот маленький человечек.
Ссылки
Основные навыки малыша после четырех месяцев
Помимо физического развития, в этот период важно, чтобы у малыша были следующие навыки:
- Умение переворачиваться самостоятельно, без помощи взрослого.
- Держать голову в положении лежа на животе.
- Садиться при помощи взрослого (когда его поднимают за руки вверх), держать голову в положении сидя.
- Умение отталкиваться кончиками пальцев ног от твердой поверхности, когда его держат за подмышки.
- В отличие от двух месяцев, когда проявляется комплекс оживления, период после четырех месяцев характеризуется осознанным захватом предметов, раскрытыми ладошками, которыми ребенок может самостоятельно похлопывать по предметам.
- Умение целенаправленно засовывать пальцы в рот вместо соски или помогать себе руками при кормлении грудью.
Чем старше становится ребенок, тем менее заметны основные проявления комплекса оживления, хотя некоторые из реакций, наоборот, становятся осознанными и значимыми.
Психология процесса
Психолог М.И.Лисина сделала предположение, что с помощью комплекса оживления ребенок общается со взрослыми.
В этот период важно уделять младенцу больше внимания, улыбаться ему и разговаривать с ним, играть и часто носить на руках, т. к
от этого зависит, вырастет он открытым и общительным или замкнутым человеком.
Инициатива малыша не должна подавляться. Обычно молодые родители готовы бежать к кроватке при малейшем вскрике для кормления ребенка или замены подгузника.
Понимая это, младенцу незачем стараться привлечь внимание к себе. Следить и вовремя выполнять действия по уходу за младенцем, но не впадать в крайности и давать ему отдохнуть от взрослых
Если малыш чем-либо заинтересовался, то не нужно ему мешать.
Ученые в области детской психологии долгое время изучали комплекс оживления и причину его активизации в период младенчества. Они пришли к таким выводам:
- Активность ребенка пропорциональна активности родителей. При частом пассивном поведении родителей по отношению к своему малышу, он все чаще проявляет этот комплекс для привлечения внимания и наоборот — при слишком высокой родительской активности малыш не чувствует потребности в общении и практически не демонстрирует комплекс оживления.
- Многие молодые родители, чтобы не баловать свое чадо, не обращают внимания на его крики и плач, что приводит к отставанию в развитии от сверстников, а также возможно развитие психических отклонений.
- Как будет общаться ребенок, повзрослев, напрямую зависит от поведения его родителей в период младенчества. Из-за дефицита внимания дети становятся капризными, вследствие чрезмерного внимания родителей к своему чаду дети становятся замкнутыми.
Развитие
Комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте со второго месяца жизни. Проявления на внешние раздражители появлялись и прежде, но сейчас они возникают в комплексе. Такой комплекс у ребенка со временем модифицируется в довольно сложный характер действий оживления, организованный на каждом проявлении отдельно. Это возникает приблизительно в четырехмесячном возрасте.
Обнаружение этого в комплексе оживления у ребенка представляет особое значение в науке, так как подтверждает, что младенец на втором месяце жизни осваивает умение общаться со взрослым и что эта взаимосвязь — основное действие оживления до шести месяцев жизни.
Первые прогулки
Наверняка ты заранее обзавелась прекрасной, комфортабельной и маневренной коляской, и теперь тебе не терпится провести ее тест-драйв. Не спеши отправляться в длительные «загулы» с новорожденным. Продолжительность первых прогулок с крохой не должна быть велика. Особенно, если ребенок появился на свет в холодное время года. Начни режим прогулок с 15 минут, постепенно увеличивая время пребывания на свежем воздухе до 1,5 — 2 часов. Если на улице температура ниже 5 градусов, то от прогулки лучше воздержаться. Героические подвиги мам, тягающих коляску и в снег, и в дождь, и в град и в ураганный ветер себя не оправдывают. В плохую погоду при наличии балкона кроху можно выгуливать там хоть весь дневной сон безо всяких угрызений совести.
Первые дни, которые ты проведешь вместе с новорожденным, запомнятся навсегда. Ты начнешь новую жизнь, полную чудесных открытий. Согласись, кто еще знает, как правильно заботиться о ребенке, если не его родная мама. Она интуитивно чувствует большинство его потребностей, с каждым днем шлифуя свой опыт.
Заведи дневник, в который будешь записывать то, чем запомнились эти дни. Ведь период новорожденности так короток, а детки так быстро растут!
Источники и литература:
1. ВОЗ: Уход за новорожденным при рождении
2. ВОЗ: Новорожденные, грудные дети
3. Особенности течения и профилактики пеленочного дерматита у новорожденных и детей грудного возраста
4. Союз педиатров России. Информация для родителей
Особенности новорожденного
В первые дни своей жизни ребенок имеет некоторые особенности:
- большее время ребенок находится во сне (около 80 % времени);
- оставшиеся 20 % он бодрствует, но при этом находится в полусонном состоянии;
- малыш двигает руками и ногами в хаотичном порядке (поэтому может себя царапать и будить), постепенно движения приобретают более осознанный характер;
- все поведение младенца состоит из безусловных рефлексов (комплекс оживления – это первый акт поведения).
Самыми важными безусловными рефлексами, которые постепенно пропадают, являются:
- рефлекс Моро (при поднятии и опускании ребенка его ручки раздвигаются, а пальчики растопыриваются);
- рефлекс шагания (если поставить ступни малыша на твердую поверхность и чуть наклонить вперед, то он начнет переступать ножками как при ходьбе);
- хватательный рефлекс (любой предмет, который взрослый вкладывает в ладошку младенца, оказывается плотно сжатым);
- рефлекс Бабкина (давление на ладонь и предплечье малыша заставляет его открывать рот и поворачиваться к раздражителю);
- рефлекс Бабинского (поглаживание ступни от пятки к пальцам заставляет все пальчики сгибаться);
- рефлекс «поиска груди» (прикосновение к детской щечке провоцирует малыша повернуться к раздражителю и открыть рот);
- сосательный рефлекс (ребенок начинает сосать вложенный в рот предмет);
- плавательный рефлекс (оказавшись в воде животом вниз, младенец совершает плавательные движения).
Психология процесса
Психолог М.И.Лисина сделала предположение, что с помощью комплекса оживления ребенок общается со взрослыми.
В этот период важно уделять младенцу больше внимания, улыбаться ему и разговаривать с ним, играть и часто носить на руках, т. к
от этого зависит, вырастет он открытым и общительным или замкнутым человеком.
Инициатива малыша не должна подавляться. Обычно молодые родители готовы бежать к кроватке при малейшем вскрике для кормления ребенка или замены подгузника.
Понимая это, младенцу незачем стараться привлечь внимание к себе. Следить и вовремя выполнять действия по уходу за младенцем, но не впадать в крайности и давать ему отдохнуть от взрослых
Если малыш чем-либо заинтересовался, то не нужно ему мешать.
Ученые в области детской психологии долгое время изучали комплекс оживления и причину его активизации в период младенчества. Они пришли к таким выводам:
- Активность ребенка пропорциональна активности родителей. При частом пассивном поведении родителей по отношению к своему малышу, он все чаще проявляет этот комплекс для привлечения внимания и наоборот — при слишком высокой родительской активности малыш не чувствует потребности в общении и практически не демонстрирует комплекс оживления.
- Многие молодые родители, чтобы не баловать свое чадо, не обращают внимания на его крики и плач, что приводит к отставанию в развитии от сверстников, а также возможно развитие психических отклонений.
- Как будет общаться ребенок, повзрослев, напрямую зависит от поведения его родителей в период младенчества. Из-за дефицита внимания дети становятся капризными, вследствие чрезмерного внимания родителей к своему чаду дети становятся замкнутыми.