Уровни интеллектуальной активности
Существует в психологии и такое понятие, как уровни интеллектуальной активности.
Исследователи выделяют три таких уровня:
- Стимульно-продуктивный – когда умственная деятельность обусловлена лишь воздействием внешних факторов.
- Эвристический – это спонтанная познавательная деятельность, которая приводит к открытию ряда закономерностей.
- Креативный – высший уровень умственной деятельности, при котором происходит полноценное проникновение в суть изучаемых вещей, решение имеющихся проблем и постановка новых задач.
На первом уровне интеллектуальная деятельность ограничена заданным или первоначально найденным путём. Человек может исследовать различные явления и решать разные задачи, но лишь как частные, не имеющие связи друг с другом. На этом уровне, однако, интеллектуал может выдвигать достаточно смелые гипотезы.
На втором уровне исследователь может сопоставлять разрозненные явления и проблемы и находить в них нечто общее, выявлять новые закономерности. Познание в этом случае происходит эмпирическим путём.
На третьем уровне сопоставление разных явлений и нахождение у них общего становится не просто отдельным приёмом, а само по себе является проблемой, требующей глубокого проникновения в суть вещей. В данном случае исследователь задействует теоретический путь познания.
Интеллектуальные действия личности подразделяются на уровни и другим способом.
В этом случае выделяются два уровня:
- Действия личности на уровне социального индивида, при этом деятельность человека обусловлена поставленной задачей и желаемыми результатами.
- Действия творческой личности; в этом случае результат оказывается шире поставленной цели и порождает новые задачи.
Деятельность индивида постепенно перестаёт быть ответом на изначально поставленную задачу и принимает созидательный характер.
Деление работы интеллекта на уровни отражает и историю развития умственной деятельности у человека. То есть первые люди пассивно решали стоящие перед ними задачи, сформированные самой природой, и стремились к биологическому выживанию, познание носило скорее приспособительный характер. Впоследствии появилась первобытная «научная» деятельность, когда путём поисков, проб и ошибок (эмпирическим путём) люди находили новые закономерности в строении окружающего мира и пытались использовать их в своей практике. Наконец, в самое позднее время сформировалась теоретическая наука, имеющая развитый методологический аппарат и глубокие критерии познания истины.
Для наглядности можно использовать также знаменитую пирамиду Маслоу, которая отражает иерархию потребностей человека. По ней видно, что потребность в творчестве и духовном развитии является высшей, и для её достижения нужно пройти более низшие уровни. В соответствии с этим и работает интеллект: вначале он направлен на то, чтобы достигать насущных целей и решать конкретные задачи (поиск еды, жилья, достижение материального благополучия), затем появляются возможности для познания чего-то нового, а на самом высоком уровне возникает возможность для творческой деятельности.
ИНТЕЛЛЕКТ – ЭТО ЧТО?
ИНТЕЛЛЕКТ – ЭТО ЧТО?(статья на основе научной литературы, список источников в конце приводится) Когда о человеке говорят, что у него высокий интеллект — что это означает? И что такое интеллект простыми словами? Как развить интеллект человека?Про интеллект говорят и пишут много. Но что люди понимают под этим словом?На самом деле, единственного определения интеллекта не существует. В психологии прияты разные точки зрения и теории, определяющие это понятие, характеристику личности. Или, другими словами, существуют разные виды интеллекта, каждый из которых характеризует успешность человека в определенной сфере. Например, Пиаже определял интеллект как «адаптивное мышление или поведение».В этой статье мы познакомим с некоторыми видами интеллекта, имеющими значение для развития детей и успешности человека в разных сферах жизни.Итак, интеллектуальное поведение – это… Психометрический интеллект.Именно его чаще всего подразумевают, когда говорят о коэффициенте интеллекта (IQ), измеряемого с помощью тестов, которые состоят из интеллектуальных заданий на разные темы.Он показывает способность человека к некоторым познавательным действиям, сформированность к определенным познавательным навыкам (обобщение, понятийное мышление, умение мыслить по аналогии и т.д.) а также в показателях степени усвоения определенных знаний и их применения для решения некоторых абстрактных поблеем.Психометрический интеллект показывает уровень «общего» интеллектуального развития.Его еще называют общим интеллектом. В свою очередь, общий интеллект делится на разные его виды, в частности, вербальный (смысловой, связанный с языком) и невербальный.Иногда даже дается такое определение:Интеллект — это то, что измеряется тестами интеллекта.Он не оценивает другие параметры способности к интеллектуальной деятельности — здравый смысл, способность человека приобретать, хранить и использовать знания для решения проблем, навыки межличностного общения, креативность и многое другое.Психометрический интеллект зависит и от социальной среды, в которой живет ребенок и от наследственности. При этом он может меняться со временем. Обычно IQ увеличивается у тех детей, родители которых интересуются их интеллектуальными успехами, побуждают к достижениям, в семье гармоничная обстановка, т.е. родители не являются ни слишком строгими, ни слишком безразличными.IQ зависит и от генотипа. Корреляция IQ однояйцевых близнецов, у которых одинаковый набор генов, выше чем, корреляции двуяйцевых близнецов и обычных братьев и сестер.Таким образом, психометрический интеллект зависит от наследственности и от окружения.Можно ли увеличить IQ, развить его? Да, это возможно с помощью обучения и организации поддерживающей среды. Что предсказывают тесты интеллекта (коэффициент интеллекта)?Часто тесты интеллекта называют «тестами психического развития», т.к. основное, что они показывают – это степень приобщенности человека к определенной культуре и ее требованиям, но не показывают способности к познанию и развитию.В некоторой степени показатель психометрического интеллекта (коэффициент интеллекта) предсказывает академическую успеваемость. Чем выше IQ, тем больше вероятность, что человек будет нормально учиться. Значительнее всего это зависимость выражена на начальном этапе обучения – с 6 до 13-14 лет, потом она начинает снижаться.Но если ребенок плохо учится, то это не означает, что у него низкий IQ, т.к. на успеваемость влияют и другие факторы. (подробнее см. на нашем сайте УСПЕВАЕМОСТЬ И УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА)Если говорить о показателях успешности в профессиональной деятельности, то психометрический интеллект (IQ) не является основным показателем. По разным исследованиям его вклад в профессиональную успешность до 20%. Для различных видов профессиональной и учебной деятельности существует определенный порог коэффициента интеллекта. Если IQ ниже этого уровня, то человек не сможет заниматься этой деятельностью. Но выше этого порога на успешность в профессии начинают значительно влиять многие другие личностные характеристики человека. Практический (неявный) интеллект.Это понятие ввел американский психолог Роберт Стернберг. Практический интеллект характеризует способность людей оценивать повседневные проблемы и принимать меры для их решения, т.е. справляться с практическими жизненными задачами. Этот вид интеллекта подразумевает, что интеллектуальное поведение человека состоит из трех аспектов:
- Учет и понимание контекста ситуации.
- Как человек использует свой опыт и как реагирует на новизну.
- Навык обработки информации.
- 100
«Помогай ближним». Как это делать?
Это каждый человек решает для себя сам. Христос говорил, что помогать людям нужно тихо, делая это не для своей славы, а во имя Господа. Не ждать за это какого-то вознаграждения, благодарности. Потому что это делается прежде всего для своей души. Помогая другому, ты помогаешь себе. Не может быть дело добрым, если человек в нем ищет выгоды или блага для себя. Просто помоги ближнему своему и тебе воздастся. Заповедь Божья призывает нас не раздумывать, а действовать.
Нужно быть готовым к тому, что вместо благодарности можно встретить безразличие, а иногда даже осуждение. Ведь люди разные. Некоторые считают, что весь мир создан, чтобы помогать им, исполнять любые их желания. Нередко человек, попавший в беду, потрясен, находится в такой степени отчаяния, что просто не в силах осознать и принять чью-то помощь. Ждать в этом случае благодарности – глупо.
Они сконцентрированы на себе
Пуп Земли — знакомая ситуация? Быть социально некомпетентным не только означает, что люди с низким уровнем IQ не могут функционировать в социальной среде; это также значит, что они имеют тенденцию смотреть на мир через призму только своей собственной персоны. Они не в состоянии смотреть на идеи, мнения глазами кого-то другого. Им важна только их собственная позиция и точка зрения. Их эгоизм возникает не по злому умыслу, такова уж их природа, и она основана на их интеллектуальном потенциале
Для того, чтобы смотреть на мир глазами других людей и принимать во внимание их потребности, нужно обладать способностью к восприятию абстрактных понятий, но это эмоционально сложно и психологически трудно. Эмоциональный эгоизм характерен для людей, которые при восприятии мира и оценке ситуаций настолько зацикливаются исключительно на собственных эмоциях, что слишком мало думают о чувствах окружающих
Музыкальный
У человека с музыкальным интеллектом развит слух, чувство ритма. Он легко улавливает и различает музыкальные тональности, мелодии. Он может легко почувствовать фальшивую ноту, на слух подобрать аккорды песни.
Он обожает музыку, изучает разные стили, ему нравится играть на музыкальных инструментах, ведь это дается легко. Талант проявляется в сочинении песен и стихов, игре на музыкальных инструментах, пении. Такие люди легко импровизируют, становятся душой компании.
Профессии:
- дирижер;
- композитор;
- песец;
- музыкант;
- диджей;
- режиссер;
- музыкальный продюсер.
Если личность обладает не только музыкальным, но и математическим типом способностей, то можно легко стать барабанщиком. Ведь он должен не только чувствовать ритм, но и уметь быстро считать.
Последние новости
Красота и здоровье
23.10.2023
Коэффициент интеллекта
В начале 20 века было доказано, что любые интеллектуальные способности, которыми обладает один человек, связаны между собой. Если он способен хорошо решать один тип задач, то так же успешно справляется и с задачами другого типа. Английским психологом Чарльзом Эдвардом Спирменом было введено понятие, которое отражает, насколько эффективно индивид способен выполнять умственные задачи.
Он назвал его «фактор g». Измерить этот показатель напрямую было затруднительно. Поэтому на его основе был придуман ряд величин, которые представляли собой приблизительную меру «фактора g» и являлись измеряемыми. Одним из таких параметров и стал коэффициент интеллекта IQ:
- Показывает количественную оценку умственного развития человека относительно уровня среднестатистического индивида среднего возраста.
- Сравнивает интеллектуальный возраст человека с биологическим. Немецкий ученый Вильгельм Штерн впервые предложил использовать такой показатель в 1912 году. Он вычислялся как частное при делении умственного возраста, определяемого тестом, на фактический возраст индивида.
- Выявляет наличие или отсутствие различных отклонений в умственном развитии.
Способы определения IQ
Тестовые задания построены по принципу нарастающей сложности. Они призваны оценить:
- работу оперативной памяти;
- творческий подход (вариативность ответов, гипотез, аргументов);
- умение обобщать и сопоставлять, ориентироваться в практических ситуациях;
- логическое мышление;
- пространственное мышление.
В настоящее время различных тестов очень много. Для них не существует единого стандарта. Одним из самых популярных является тест Айзенка, разработанный для людей старше 18 лет. Для оценки интеллекта детей, начиная с семилетнего возраста, существует тест, разработанный под руководством Людвига Иосифовича Вассермана в НИПНИ им.Бехтерева.
Тест можно считать объективным, если около половины тестируемых показывает результат IQ от 85 до 115 единиц, что считается нормой. Коэффициент интеллекта ниже 70 единиц означает умственную отсталость.
Факторы, влияющие на развитие
Среди факторов, оказывающих влияние на развитие IQ, выделяют два основных:
- Окружающая среда. В первую очередь, это влияние семьи (уровень жизни, образования родителей, методы воспитания, отношения внутри семьи, родительский пример, образ жизни, характер питания).
- Наследственность. Последние исследования доказали, что именно этот фактор является основополагающим. Интеллект приемных детей, их образовательный уровень был близок к интеллекту и уровню образования биологических родителей, а не приемных.
Остальные факторы, относящиеся к групповым различиям, оказывают влияние на интеллект в гораздо меньшей степени:
- страна проживания (средний уровень IQ выше в экономически развитых странах, он также связан с политическими, религиозными, демографическими условиями, с уровнем развития демократии и преступности в обществе);
- расовая и национальная принадлежность (исследования, проведенные в США, показали наличие разрыва в среднестатистических данных по разным этническим группам, но в то же время отметили постепенное сокращение этого разрыва);
- социальный фактор (согласно исследованиям, при перемещении индивидов в более благоприятную социальную среду их IQ повышался);
- принадлежность к полу (в социально и экономически развитых странах среднестатистический показатель общего IQ находится на одном уровне, но есть различия по уровню интеллекта в отдельных областях);
- питание (на способность мозга быстро и эффективно обрабатывать информацию может влиять недостаточное и нездоровое питание из-за нехватки важных микроэлементов).
Им не хватает социальных навыков, что часто приводит к плохой социальной жизни.
В определенных условиях умный человек, скорее всего, должен изменить свою индивидуальность и манеру речи, потому что, если он использует свой обычный словарный запас и говорит о своих типичных интересах, он будет звучать как претенциозный всезнайка.
Плохая социальная жизнь — это часть очень умного человека. «Трудно найти людей с подобным уровнем интеллекта, в зависимости от того, насколько ты умный. Люди с более низким уровнем интеллекта подсознательно будут избегать вас, потому что само ваше присутствие может заставить их чувствовать себя менее умными, и это никому не нравится».
Интеллектуальность может также заставить вас чувствовать себя одиноким, поскольку вы ограничены социальными обязательствами.
Что такое интеллект?
Под интеллектом понимается познавательная деятельность, которая позволяет принимать, осмыслять и разрешать любые задачи.
Благодаря интеллекту человек может усваивать новый опыт, знания, приспосабливаться к новым обстоятельствам. В интеллектуальную деятельность человека включают:
- Ощущение.
- Воображение.
- Мышление.
- Восприятие.
- Память.
- Представление.
Умственное воспитание
Это работа взрослых (родителей, педагогов) над умственным развитием детей, с целенаправленным намерением передачи и сообщения знаний. Обучение применять на практике полученные навыки. Главная задача – развитие активного мыслительного процесса дошкольников.
Следовательно, умственное развитие и воспитание находятся в тесной взаимосвязи
Тут очень важно не перегружать мозг ребенка. Допущенные ошибки ложатся отпечатком на дальнейшей жизни дошкольника
Например, малыш был лишен игр с конструктором и строительным материалом. Впоследствии у него будет плохо развито пространственное воображение, что вызовет проблемы в изучении геометрии и черчении.
Поэтому для успешной учебы в школе, ребенку необходимо овладеть самостоятельностью, навыками и знаниями.
Подведем итоги:
- Человек с рождением получает определенный набор задатков, которые помогают в развитии способностей;
- Способности отображаются скоростью получения навыков для успешного исполнения действий. Развиваются в процессе деятельности, которую должны контролировать специалисты;
- Окружающая среда играет огромную роль в выявлении и развитии способностей ребенка. Это его окружение: родители, детский сад, школа;
- Только целеустремленность, усидчивость, старание, сила воли, желание помогут достичь успеха.
Хорошо, когда ребенок здоров, но, к сожалению, случается задержка умственного развития. Это беда не только для родителей, но и самих детей естественно. Ведь от этого они страдают сначала в детском садике, а потом и в стенах школы.
Man, death & ethics
Из песочницы
Робот с искусственным интеллектом «Электроник» из фильма «Приключения Электроника» хотел стать человеком, но не знал как это сделать. Я предлагаю внятную, простую и конструктивную философскую концепцию определения человека, морали и этики. Может, кому-нибудь пригодится на поле биоэтики или для работы с ИИ и роботами. Правда, как выразить эту концепцию математически и засунуть её в железо, я не знаю. Только концепция.
Значение показателей IQ
Самый высокий уровень интеллекта у математика Теренса Тао из Австралии. У него коэффициент выше 200 баллов. Такое встречается очень редко, ведь у большинства людей показатель едва достигает 100. Практически все лауреаты Нобелевской премии являются обладателями высокого IQ — выше 150 баллов. Именно эти люди помогают развиваться технологиям, активно участвуют в исследованиях, совершают разные открытия, изучают космос и физические явления.
Разберем все возможные показатели интеллекта тестов IQ:
- Выше 140. Это люди с невероятным умом, редкими творческими способностями. Они могут легко достичь успеха в научной деятельности. Таким показателем может похвастаться Билл Гейтс, Стивен Хокинг. Люди с высоким ай кью совершают величайшие открытия, являются гениями своей эпохи. Именно они исследуют космос, создают новые технологии, ищут лекарства от болезней, изучают природу человека и окружающий мир. Процент таких индивидуумов всего 0,2 от населения Земли.
- Показатель 131-140. Таким уровнем может похвастаться 3 % населения планеты. В них входят Арнольд Шварценегер и Николь Кидман. Успешные люди, которые добиваются намеченной цели, обладают высоким уровнем интеллекта. Они могут стать успешными политиками, менеджерами, руководителями компаний, специалистами в науке.
- Показатель 121-130. Интеллект высокого уровня. Людям с таким показателем легко дается обучение в ВУЗе. Составляют 6 % населения. Они успешны, часто становятся руководителями, активно занимаются творчеством.
- Показатель 111-120. Выше среднего уровня интеллекта. Встречается у 12 % населения. Любят учиться, у них не возникает никаких проблем с науками. Если человек любит и хочет трудиться, то он легко сможет получить высокооплачиваемую работу.
- Показатель 101-110. Большинство людей планеты с таким уровнем интеллекта. Это средний коэффициент интеллекта, который говорит о полноценности человека. Многие его обладатели с трудом заканчивают ВУЗ, но при достаточных усилиях могут учиться и получить хорошую работу.
- Показатель 91-100. Результат для четверти населения планеты. Если тест показал такой результат, не стоит отчаиваться и расстраиваться. Такие люди хорошо учатся, могут работать в любой сфере, которая не требует значительных умственных усилий.
- Показатель 81-90. Коэффициент ниже среднего. Встречается у 10 % людей. Довольно неплохо учатся в школе, но редко получают высшее образование. Чаще работают там, где не нужно прилагать умственные усилия, больше любят трудиться физически.
- Показатель 71-80. Приблизительно 10 % населения с таким уровнем интеллекта. Встречается у людей, которые страдают умственной отсталостью легкой степени. Они часто учатся в специализированных школах, но могут обучаться и в нормальных среднеобразовательных учреждениях. Только их успехи редко поднимаются выше среднего.
- Показатель 51-70. Встречается у 7 % населения, которые имеют легкую форму умственной отсталости. Редко являются полноценными членами социума, но вполне могут самостоятельно жить и заботиться о себе без посторонней помощи.
- Показатель 21-50. Очень низкий уровень интеллекта, который встречается у 2 % людей. Индивидуумы страдают слабоумием, сильно отстают в развитии от своих сверстников. Они не могут нормально обучатся, имеют опекунов, которые помогают заботиться о себе.
- Ниже 20. Таких людей не больше 0,2 % от населения. Это показатель тяжелой формы умственной отсталости. Такие люди не могут сами жить, ходить на работу, зарабатывать себе на еду, одежду и проживание, поэтому постоянно находятся под опекой. Они не могут обучаться, часто страдают психологическими отклонениями.
Результат не стоит воспринимать как единую правдивую инстанцию. Ведь показатель зависит от многих факторов: окружающая среда, наследственность, стиль жизни, место проживания, религия.
Интеллект человека растет до 26 лет, а потом медленно уменьшается, если этому не препятствовать. Но все зависит от желания самого человека обучаться, искать и узнавать что-то новое. Поэтому есть все шансы повысить свой уровень знаний. Для этого необходимо не ленится, читать много книг, посещать культурные мероприятия, заниматься творчеством и умственной деятельностью.
Если для индивидуума интерес представляют только сериалы, игры и прогулки с друзьями, то даже при наличии большого потенциала, уровень его интеллекта будет низким. Необходимо постоянно совершенствовать свою личность, найти свое хобби, общаться с умными людьми, познавать мир.
Джоффри Хинтон спустил с поводка глубокие нейросети (2012)
Исследование Джоффри Хинтона помогло возродить интерес к глубокому обучению Через год после прорыва Дина и Ына профессор Торонтского университета Джоффри Хинтон с двумя своими студентами создали нейросеть для компьютерного зрения AlexNet для участия в соревновании по распознаванию изображений ImageNet. Участники должны были использовать свои системы для обработки миллионов тестовых изображений и определять их с наивысшей возможной точностью. AlexNet выиграла соревнование с процентом ошибок в два с лишним раза меньшим, чем у ближайшего конкурента. В пяти вариантах подписи к изображению, данных нейросетью, только в 15,3% случаев не было правильного варианта. Предыдущим рекордом было 26% ошибок.
Эта победа убедительно показала, что глубокие нейросети, работающие на графических процессорах, куда как лучше других систем могут точно определять и классифицировать изображения. Это событие, возможно, сильнее остальных повлияло на возрождение интереса к глубоким нейросетям, и заслужило Хинтону прозвище «крёстный отец глубокого обучения». Вместе с другими гуру в области ИИ, Йошуа Бенджио и Яном Лекуном, Хинтон получил долгожданную премию Тьюринга в 2020.
Поиск по содержимому
Белая горячка — как лечить алкогольный делирий
Теория Гарднера
В 1994 году психолог Ховарт Гарднер создал теорию множественного интеллекта. Она стала альтернативой классическому взгляду на природу интеллекта, как способность индивидуума к логическому мышлению.
Гарднер считал, что именно множественный характер интеллекта позволяет отдельному человеку выбирать себе профессию или хобби, к которым у него наиболее выраженная предрасположенность.
Гарднер выделяет 7 типов интеллекта в психологии, которые не зависят один от другого и могут существовать как отдельные системы со своими правилами. Со временем теория была интерпретирована, доработана и добавились еще несколько типов.
Выделяют:
- природный (натуралистический);
- музыкальный;
- логико-математический;
- экзистенциальный (философский);
- кинестетический (телесный);
- межличностный (социальный);
- пространственный (образный);
- лингвистический (вербальный);
- личностный (внутренний).
Теория Гарднера позволила по-новому взглянуть на понятие таланта, способностей и ума. Психолог утверждал, что у разных людей разный тип интеллекта. Поэтому если в школе одни ученики имеют склонность к точным наукам и считаются умными, а те, кто легко находит общий язык с другими детьми считаются болтунами и бездельниками, то это неправильно. Разные типы интеллекта востребованы в разных профессиях.
Как развить интеллект?
Интеллект необходимо развивать, поскольку он является гибкой частью, его интеллектуальной деятельностью. На развитие влияют генетические и наследственные факторы, а также те условия, в которых человек проживает.
С рождения даются определенные задатки, которыми человек затем пользуется. Если во время развития плода или на генетическом уровне ребенку передались определенные болезни, то возможно развитие низкого уровня интеллекта. Однако рождение здорового ребенка позволяет ему в будущем обладать средним или высоким уровнем интеллекта.
Без окружающей среды человек не сможет эффективно развиваться. Без участия социума интеллект останется на низком уровне, какими бы интеллектуальными задатками человек ни был наделен. Важную роль в этом играет семья: ее материальный достаток, социальный статус, атмосфера, отношение к ребенку, качество питания, обустроенность дома и пр. Если родители не занимаются с ребенком, тогда он и не может развить в себе высокие интеллектуальные способности.
Также на формирование интеллекта влияет личность самого человека, которая определяет направленность его умственного развития.
В школе ребенок обучается математике и точным наукам. Это позволяет структурировать мышление, сделать его последовательным, упорядоченным. К этому процессу можно подключить познание чего-то нового. Когда человек получает новые знания, тогда его интеллект расширяется, становится более богатым и многогранным.
При сохранении любознательности и желания самосовершенствоваться человек способствует своему постоянному развитию. Хотя, по мнению некоторых ученых, интеллект всегда сохраняется на прежнем уровне, как его ни развивай.