Культурный аспект
Весьма важную роль сама по себе играет культура индивидуализма, которая, собственно, и поддерживает на плаву это мировоззрение. Благодаря тому что с веками наше общество становится похожим не на стадо, управляемое одним пастухом, оно совершенствуется.
Это проявляется как в быту (улучшение жилищных условий, изобретения в области техники), так и в традициях (к примеру, современный человек не будет поднят на смех потому, что не отпраздновал день весеннего равноденствия, или его входную дверь не обмажут дегтем, если он изменил своей жене). Развитие культуры индивидуализма дает возможность «пробиваться» многим художникам и писателям. Наше культурное общество начинает складываться из полноценных мыслящих индивидов, которые могут найти компромисс друг с другом, не оставляя своих личных принципов.
Совместное противостояние силам природы
Древние люди, не понимавшие законов устройства окружающего мира и не знавшие более эффективных способов добычи пропитания и постройки жилищ кроме тех, где требовалось участие большого количества человек, соответственно не могли и помыслить о том, чтобы противопоставить свою индивидуальность коллективу.
Отрыв от общества, изгнание из его рядов означали неминуемую гибель. В этом смысле обстоятельства мало изменились и в античности, и даже в период Средневековья. Тем более что в те времена о последних достижениях науки было известно только весьма ограниченному по численности кругу людей.
Используемые материалы
- Пелот изготовлен из прочного амортизирующего материала.
- Имеет покрытие из натуральной кожи.
- Основание покрыто клейким составом.
Индивидуализм в психологии
Индивидуализм это форма мировоззрения, подчеркивающая главенствование личностных целей и интересов, самостоятельность поведения личности. Гарри Триандисом, социальным психологом, предложен термин – идиоцентрик. Он обозначает личностей ориентированных на самосовершенствование, с индивидуалистическим мировоззрением, первоочередно ставящих собственные убеждениях, в случае конфронтации стремящиеся изменить ситуацию, а не собственные убеждения. Индивидуалисты демонстрируют более эффективные результаты при самостоятельной работе, коллективные настроения актуализируются лишь в случае опасности.
У индивидуалистов групповые цели остаются на заднем плане. Хотя человек всегда является участником социальных, индивидуалист в высокой степени автономен и способен успешно самореализовываться, обращаясь к их ресурсам минимально.
Индивидуализм это в психологии представление о базово эгоистичной природе человека, том, что позволяет выстраивать с ним грамотные взаимоотношения, выстраивая коммуникацию соблюдением выгоды обеих сторон. Это база для утверждения гуманистических ценностей, права на самовыражение, духа состязательности и честной игры. Отсутствие жертвенности нивелирует понятие жертвы, а соперничество не воспринимается как предательство и нападение, если нет навязанной верности.
Важным для данного мировоззрения есть понятие «privacy», обычно переводимое как «личное пространство». Но так же, ощущение значимости ненарушения личностных границ объединяется с уважением к границам другого и признанием иной системы ценностей.
Построенные на индивидуализме взаимоотношения содержат меньше запретов и больше права на ошибки, с естественным ощущением личной ответственности за них. Ограничение свободы, для удерживания от потенциально опасности, не дает личности получить опыт необходимый для выживания. Эти примеры индивидуализма заметны в современном воспитании, с увеличением невмешательства старших в жизнь младшего поколения. Поощрение личной ответственности способствует более творческому подходу, инициативности, активности, когда власть традиций и давящих норм не становится преградой для самоактуализации и неординарности.
Понятие о человеке как индивиде
Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм. Это — телесное бытие человека.
В основе понятия индивида, по А.Н.Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности человека, наличия свойственных ему особенностей. «Индивид, — писал А.Н.Леонтьев, — это прежде всего генотипическое образование… Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность — это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит процесс не только дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания». В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Человек как индивид является продуктом филогенетического и онтогенетического развития.
Индивид есть другой полюс человеческой реальности ; первый полюс — это родовое бытие человека. Именно бытие человека как индивида восполняет человеческую реальность до целого. Сам человек — это его одновременное противоречивое тождество и роду, и индивиду. Это противоречие разрешается в развитии: если в начале жизни человек есть родовое бытие индивида, то на высших уровнях развития человек выступает как индивидуализированный род (единственный в своем роде) во всей полноте его общечеловеческих способностей.
Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей его вида, которая преломилась в наследственной программе человека. Так, только человеку присущи рекордная продолжительность периода детства; возможность пребывать при рождении в состоянии крайней «беспомощности»; вес мозга ребенка составляет всего лишь около четверти веса мозга взрослого человека (у обезьян это соотношение составляет две трети). С момента своего рождения человеческий индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.
Индивидность человека интересует психологию в той мере, в какой она проявляется в становлении, развитии и функционировании человеческой субъективности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.
Изучение индивидных свойств человека в психологии связано с анализом фундаментальной проблемы: как конкретно органическое, природное проявляется в психическом. Психология исследует также вопрос о развитии и преобразовании индивидных свойств человека в зависимости от его образа жизни и характера осуществляемой им деятельности. Предметом психологии индивидности человека выступает связь биологического и психического. Эту связь невозможно постулировать, ее необходимо изучать, выявлять ее конкретные формы и механизмы.
«Относительно связи биологического и психического, — писал Б.Ф.Ломов, — вряд ли целесообразно сформулировать некоторый универсальный принцип, справедливый для всех случаев… В одних измерениях и при одних определенных обстоятельствах биологическое выступает к психическому как его механизм (физиологическое обеспечение психических процессов), в других — как предпосылка, в третьих — как содержание психического отражения (например, ощущения состояний организма)». Неоднозначность связи органического и психического в первую очередь объясняется неоднородностью самих индивидных свойств человека, включенностью в их число генетических, морфологических, физиологических, телесно-физических, нейропсихологических, половозрастных и других особенностей. Поэтому индивидность человека и ее проявления в человеческой субъективности целесообразно исследовать применительно к конкретным индивидным свойствам, изучение которых проводится в рамках пограничных с психологией дисциплин — в дифференциальной психофизиологии, психогенетике, психосоматике, нейропсихологии.
Свойства, характеризующие индивида
Каждое понятие обладает определенными чертами. Индивид в психологии характеризуется некоторыми свойствами. Это, во-первых, пол, возраст, особенности телосложения, нервной системы и функционирования мозговой деятельности. Во-вторых, к свойствам индивида относятся темперамент и задатки человека.
Возрастные качества определяют все характеристики человека, идентифицирующие его становление в процессе онтогенеза. Половые – те свойства, в которых отражаются отличительные черты пола.
Индивидуально-типические параметры представлены общесоматическими либо конституциональными качествами, нейродинамическими и билатеральными отличительными чертами. К первым относят эндокринно-биохимические свойства, единый вид метаболизма, морфологические текстуры организма в общем. Нейродинамические характеристики определяют отличительные моменты психики, а билатеральные – высокофункциональную геометрию тела, повторяющийся вид симметрии или же асимметрии структурно-динамических черт организма и отдельных двигательных и сенсорных систем.
Коллективизм и социализм
Сторонники индивидуалистических теорий в исторической науке в 19 веке подверглись многочисленным нападкам социалистов. По мнению последних, те исследователи, которые склонны рассматривать человеческие общества лишь как собрания отдельных людей, уподобляются глупцам, что, видя множество деревьев, отказываются назвать их лесом.
Карл Маркс также отвергал идею методологического индивидуализма. Он утверждал, что независимо от действий и желаний отдельных личностей, все цивилизации проходят путь от первобытнообщинного строя до капитализма, распад которого приводит к социализму.
Таким образом, для исторической и социологической науки индивидуализм — это учение, согласно которому наибольшее влияние на глобальные процессы оказывают отдельные люди. Противоположностью этой теории являются такие концепции, как холизм, историзм и некоторые другие.
Понятие индивид
Индивид – носитель биологической составляющей в человеке. Люди как индивиды представляют собой комплекс природных генетически зависимых качеств, формирование которых реализуется в период онтогенеза, итогом чего делается биологическая зрелость людей. Отсюда следует, что в понятии индивид выражается видовая принадлежность человека. Таким образом, каждый человек рождается индивидом. Однако после рождения, ребенок приобретает новый социальный параметр – он становится личностью.
В психологии первым понятием, с которого начинают изучение личности, считается индивид. Дословно под этим понятием можно понимать неделимую частицу единого целого. Человек как индивид изучается не только с точки зрения единичного представителя рода людей, но и в качестве члена определенной социальной группы. Такая характеристика человека является самой простой и абстрактной, говорящей только лишь о том, что отделен он от других. Эта отдаленность не является его существенной характеристикой, так как отгорожены друг от друга и в таком понимании “индивиды” все живые существа во Вселенной.
Итак, индивид является единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем всех социальных характеристик и психофизических черт человечества. Общие характеристики индивида заключаются в следующем:
— в целостности психофизической организации организма;
— в устойчивости относительно окружающей реальности;
— в активности.
По другому определить это понятие можно словосочетанием «конкретный человек». Человек как индивид существует от его рождения и до самой смерти. Индивид это начальное (исходное) состояние человека в его онтогенетическом развитии и филогенетическом формировании.
Индивид в качестве продукта филогенетического формирования и онтогенетического развития в конкретных внешних обстоятельствах, однако, совершенно не является простой копией таких обстоятельств. Он представляет собой именно продукт формирования жизни, взаимодействия с окружающими условиями, а не условиями, взятыми сами по себе.
В психологии такое понятие как «индивид» употребляется в довольно широком значении, которое приводит к различению характеристик человека как индивида и его черт как личности. Именно их четкое различение, следовательно, и лежит в его основании отграничения таких понятий, как индивид и личность, и является необходимой предпосылкой к психологическому анализу личности.
Суть и понятие
В психологии под термином «личность» понимается человек, который обладает совокупностью психологических характеристик, которые оказывают непосредственное влияние на поступки и их значимость в обществе. Каждая личность индивидуальна, поэтому всегда отличается от другой.
Также существуют и другие научные определения личности. Например, его роли в обществе, опыта и знаний. Это человек, несущий полную ответственность за свою жизнь, контролирующий свой выбор и обладающий чувством ответственности за совершенные поступки.
Таким образом, личность — это совокупность привычек, которые вырабатывались годами, и предпочтений человека, его эмоциональный настрой и жизненный тонус, социокультурный опыт и накопленные на протяжении долгих лет жизни знания. Это уникальный набор черт и особенностей человека на психологическом и физиологическом уровнях. Также это человеческий архетип, определяющий повседневное поведение и связь между обществом и природным миром. Кроме того, личность идентифицируется в аспекте проявления «поведенческих масок», созданных под разные жизненные ситуации и группы общественного взаимодействия.
Личность является относительно устойчивой системой поведения индивида, стержень которой — самооценка, созданная на основе оценочных суждений других людей и оценивании человеком своего окружения.
С термином «личность» неразрывно связаны ещё два психологических понятия — индивид и индивидуальность. Под первым понимается отдельно взятый человек, обладающий совокупностью качеств, как врождённого, так и приобретённого характера. Индивидуальность же — система особенностей и эксклюзивных черт, по которым можно отличить одного человека от другого. Именно от неё, внутренней неповторимости, зависит личностная уникальность и склад человеческой психики.
Несмотря на схожесть определений, их нельзя отождествлять или приравнивать друг к другу, ведь и тот, и другой термин описывает отдельные аспекты жизни человека. В то же время и чрезмерно отдалять понятия друг от друга тоже было бы неправильно. Ведь каждый из людей многогранен, его невозможно рассматривать исключительно с одной стороны, словно видимую сторону Луны.
Что такое индивидуализм
Понятие индивидуализма как потребности снизить давление на личность со стороны окружающего социума, сформировалось среди сообщества политических философов Англии эпохи нового времени. Именно принцип индивидуализма, являющимся основополагающим классической политэкономики, сформулировал Адам Смит. Который гласит, что индивид, заботящийся о собственной выгоде, приносит пользу обществу, независимо от направленности на это, эффективнее, чем сознательное стремление к благу социума. Сторонники же социалистических теорий начали использовать индивидуализм как противопоставления социализму, что привело к укоренению отрицательного трактования индивидуализма эгоизмом.
Формирование индивидуализма начинается с детства. Доминирующей в социуме становится тип нуклеарной семьи, состоящей из пары или одного взрослого с ребёнком, что противопоставляется расширенной семье традиционного типа, с совместным ведением хозяйства несколькими поколениями, что уже ограничивает раннее формирование опыта коллективного сосуществования. Нуклеарная семья существенной целью воспитания видит научение самостоятельной жизни. Ожидается, что совершеннолетний ребёнок оставит семью и будет вести отдельное хозяйство, возможно сведя контакты с родственниками к минимальным или полностью прекратив их.
Воспитывая самостоятельность, родители поощряют, чтобы ребенок учился и готовился к самостоятельному заработку, карманные деньги являются собственностью ребенка. Практика подработки даёт возможность молодым людям постепенно становится независимыми от экономических ресурсов родителей.
На развитие индивидуализма ориентирована также социальная система западного и про-западного общества. Поскольку общество постепенно снимает с себя опеку о будущем поколения, то приоритетным формированием становится умение приспосабливаться. Автономности способствует система образования, когда социальное происхождение не играет существенной роли, конституционно предусмотрено равноправие. Ориентир на достижение целей, а не построение долгосрочных отношений, приводит к созданию и распаду ячеек коммуникации в зависимости от задач.
Принцип открытого выражения и дальнейшей защиты индивидуального мнения, в том числе неприятного для социума, столкновение противоборствующих позиций и прямая конфронтация естественные для развития общества.
Одна из главных, статистически подтвержденных, основ развития индивидуализма – благосостояние общества. Высококвалифицированные специалисты и представители верхушки общества более склонны к индивидуализму. Но получая независимость, индивид всё больше остается один перед лицом возникающих проблем, а воля выбора несет бремя личной ответственности, что увеличивает стрессовую нагрузку.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
от лат. неделимое, особь) — неповторимость, уникальность свойств человека. Понятие И. используется в психологии при описании 2 явлений.
1. При анализе индивидуально-психологических различий И. понимается как своеобразие психологических свойств человека, проявляющееся в разных сферах {интеллекте, темпераменте, личности). В этом контексте И. противопоставляется «среднему» человеку, или, иначе говоря, проявления свойств отдельного человека противопоставляются их типичным проявлениям (среднегруппо-вым тенденциям). Очевидно, что только путем сравнения с данными о типичном (общем) м. б. проявлены индивидуальные различия, однако было бы ошибкой ограничиваться только типичными данными, подменяя ими знание конкретного человека.
2. При анализе иерархической организации психологических свойств человека И. выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид — личность — И. В этом случае И. является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. По образному выражению Б. Г. Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а И. — «глубиной» личности. Целостность И. в этом случае определяется единством свойств, относящихся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства.
Специфическим способом исследования И. является идиографический подход, предложенный В. Штерном и подробно разработанный амер. психологом Гордоном Олпортом (Allport, 1897-1967). Методы идиографического изучения И. ориентированы на исследование отдельных людей (а не усредненных по группе показателей) и имеют своей целью изображение И. как уникального целого.
В отечественной психологии проблемы И. разрабатывались в исследованиях Ананьева и В. С. Мерлина, которые дополнили принцип структурности, присущий иерархическому строению индивидуальности, генетическим принципом (принципом развития). См. Свойства индивидуальности. (М. С. Егорова.)
Добавление ред.: Добавим несколько конкретных примеров идиографического типа исследований отечественных психологов, ставших, как нам кажется, уже классикой: Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). — М., 1968; Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения). — М., 1971; Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. — М., 1956; Менчинская Н. А. Дневник оразвитииребенка.М.-Л., 1948; Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери. — М., 1957; Мухина В. С. Близнецы.- М., 1969. См. также Лонгитюдное исследование.
Коллективизм или индивидуализм
В коллективе участники реже испытывают стресс, могут добиться больших результатов, эффективнее работают и быстрее решают внутренние проблемы. Коллектив помогает и поддерживает, умножает способности каждого участника. Но это так только в том случае, если группа становится настоящим коллективом. Что это значит:
- У группы есть общая цель и общая деятельность по ее достижению.
- Все участники психологически признают других как участников группы, отождествляют себя с ними. Основу этого составляют общие идеалы и принципы, психологическая совместимость (схожесть и дополнение по характеру, темпераменту, свойствам психики).
- Присутствует общая культура. Отражается в символике, поведении, ценностях, нормах и правилах поведения, требованиях к внешнему виду.
Каков психологический результат слаженной работы коллектива:
- потенциал каждого участника усиливается;
- взаимодействие людей с разными знаниями, умениями, навыками и способностями позволяет преодолеть физические, интеллектуальные и иные ограничения;
- благодаря разделению труда, объем выполняемой работы больше;
- благодаря разделению труда по специальностям качество работы выше.
В противном случае внутри группы часто возникают проблемы, участники чувствуют себя неудовлетворенными, формируется неблагоприятная психологическая атмосфера.
Если группа действительно является коллективом, то каждый участник получает психологические выгоды:
- удовлетворение базовой потребности в общении, сопричастности;
- поддержка и защита;
- возможности для самореализации, самоактуализации и самоутверждения;
- мотивация к творческой активности, самосовершенствованию.
В коллективе человек имеет возможность посмотреть на себя со стороны, лучше понять себя и других людей. Потребности и желания участников все равно будут отличаться, но коллектив учит решать противоречия, идти на компромиссы, уживаться с особенностями других людей. А дух здоровой конкуренции мотивирует заниматься самосовершенствованием.
Нельзя сказать однозначно, что лучше для личности: коллективизм или индивидуализм. Многое зависит от особенностей коллектива. Если он сплочен и хорошо организован, то оказывает положительное влияние на личность. Полезен тот коллектив, в котором участники уважают общие цели, но и не забывают о личных потребностях.
Важен баланс коллективизма и индивидуализма. Коллектив должен быть таким, чтобы способствовать максимальному развитию личности, раскрытию ее потенциала, но вместе с тем и способствовать развитию коллектива.
/youtube.com/watch?v=juutQSDbfJ0
Индивидуализм в психологии
Индивидуализм это форма мировоззрения, подчеркивающая главенствование личностных целей и интересов, самостоятельность поведения личности. Гарри Триандисом, социальным психологом, предложен термин – идиоцентрик. Он обозначает личностей ориентированных на самосовершенствование, с индивидуалистическим мировоззрением, первоочередно ставящих собственные убеждениях, в случае конфронтации стремящиеся изменить ситуацию, а не собственные убеждения. Индивидуалисты демонстрируют более эффективные результаты при самостоятельной работе, коллективные настроения актуализируются лишь в случае опасности.
У индивидуалистов групповые цели остаются на заднем плане. Хотя человек всегда является участником социальных, индивидуалист в высокой степени автономен и способен успешно самореализовываться, обращаясь к их ресурсам минимально.
Индивидуализм это в психологии представление о базово эгоистичной природе человека, том, что позволяет выстраивать с ним грамотные взаимоотношения, выстраивая коммуникацию соблюдением выгоды обеих сторон. Это база для утверждения гуманистических ценностей, права на самовыражение, духа состязательности и честной игры. Отсутствие жертвенности нивелирует понятие жертвы, а соперничество не воспринимается как предательство и нападение, если нет навязанной верности.
Важным для данного мировоззрения есть понятие «privacy», обычно переводимое как «личное пространство». Но так же, ощущение значимости ненарушения личностных границ объединяется с уважением к границам другого и признанием иной системы ценностей.
Построенные на индивидуализме взаимоотношения содержат меньше запретов и больше права на ошибки, с естественным ощущением личной ответственности за них. Ограничение свободы, для удерживания от потенциально опасности, не дает личности получить опыт необходимый для выживания. Эти примеры индивидуализма заметны в современном воспитании, с увеличением невмешательства старших в жизнь младшего поколения. Поощрение личной ответственности способствует более творческому подходу, инициативности, активности, когда власть традиций и давящих норм не становится преградой для самоактуализации и неординарности.
Индивидуализм в экономике
Данное понятие существует и в экономической науке. В рамках этой дисциплины оно трактуется следующим образом: индивидуализм — это способ ведения хозяйства, при котором преобладает мелкое предпринимательство и небольшие предприятия, руководимые одним лицом.
По мнению того же Карла Маркса, такой способ организации производства и осуществления земледелия к 19 веку начал себя изживать, хотя он и был актуален при зарождении капитализма.
В трудах этого ученого говорится о том, что на смену мелкому предпринимательству должны прийти крупные коллективные формы организации хозяйства. Данной концепции стали придерживаться большевики в целях вывода страны из экономического кризиса, сложившегося в результате первой мировой и гражданской войн.
Такая экономическая политика в первые годы советской власти оказалась в высшей мере эффективной. В результате создания крупных промышленных предприятий в больших населенных пунктах и колхозов в деревнях и селах тысячи людей получили работу, а производимая продукция была надлежащего качества, благодаря широкому внедрению инновационных технологий.
Однако впоследствии были допущены значительные промахи при переходе на данный способ ведения хозяйства в некоторых азиатских республиках Советского Союза. Так, коллективизация в Казахстане имела многочисленные негативные последствия, на преодоление которых потребовались долгие годы. В связи с созданием колхозов люди, до этого занимавшиеся разведением верблюдов, оказались привязанными к определенной территории. Это обстоятельство лишило животных возможности переходить на другое место при истощении зеленой растительности. Таким образом, одна из исконных отраслей животноводства Казахстана была практически полностью уничтожена.
Характеристика индивидуальности
Индивидуальность человека описывается набором качеств, личностными свойствами и способностями, которых нет в других людях. Особенно отличительны интеллектуальные способности человека. Интеллект развивается в результате работы над собой. Он зависит от количества полученных знаний, жизненного опыта и умений. Интеллектуально развитая личность мыслит, самовыражается и ведет себя независимо и в своей манере. Индивидуальность обусловлена наличием своего мировоззрения, своего восприятия окружающего мира. При этом человек имеет четкую жизненную позицию и собственную точку зрения на все. Часто с индивидуальностью личности мы позиционируем творческую личность, человека, у которого есть личный творческий взгляд на все. Иногда эти творческие способности настолько развиты и не похожи на других, что речь заходит об одаренности. Талантливый человек особенно отличается от других своими характерными чертами. Такого индивида называют сильной личностью.